ЭКВАТОР Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЭКВАТОР ("Nowa Fantastyka" 217 (310) 7/2008). Часть 7
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЭКВАТОР («Nowa Fantastyka» 217 (310) 7/2008). Часть 7

Статья написана 23 марта 12:43

(НАСТОЯЩАЯ ФЭНТЕЗИЙНАЯ ВОЙНА – продолжение)

Как ведутся войны?

Современная война заключается более или менее в том, что одна из сторон конфликта переходит в наступление, это наступление иногда теряет темп вследствие обороны другой стороны, а зачастую в конце концов заходит в тупик и создается линия фронта, из-за которой противники как могут досаждают друг другу. Время от времени та или другая сторона переходит в наступление, в результате чего на этой линии возникают стычки и разгораются бои, что может привести к ее прерыванию или смещению. Во всей этой сумятице замешаны настолько большие силы, что «армия» не представляет собой всей совокупности войск той или иной стороны, а лишь тип соединения.

В средневековом фэнтезийном мире война выглядит совершенно иначе. Одна из сторон конфликта вступает на территорию другой с военной экспедицией, обычно с участием всего войска, участвующего в конфликте. Никакого фронта не образуется, войско обычно проникает на территорию противника единым клином и пересекают ее, стремясь достичь своих целей, т. е. либо опустошить районы, либо пытаться захватить ключевые крепости.

Разрушительные действия имеют целью запугать противника, ослабить его экономически путем уничтожения полей и посевов, воспрепятствования торговле. При этом агрессор пытается пополнить бюджет экспедиции за счет добычи и сохранить свои силы за счет ресурсов противника. Другая сторона, в свою очередь, стремится противопоставить противнику как можно большую силу и пытается вынудить его к крупному, решающему сражению. Она пытается также как можно дольше удерживать стратегически важные точки, чтобы изнуренный ведением осады противник решил, что война того не стоит, и вернулся домой.

Что касается стратегических точек, то это прежде всего укрепленные города и замки. Они являются ключом к овладению территорией, ведь тот, кто ее удерживает, контролирует прилегающую округу. Такая крепость является базой для войска, укрытием, куда оно может отступить при численном превосходстве противника, исходным пунктом для рейдов, изнуряющих противника, а также центром, координирующим оборонные действия.

Осада крепости — это обычно занятие, отнимающее много времени, денег и людей — но если война носит завоевательный характер, а не только грабительский или карательный, то без взятия крепостей, к сожалению, не обойтись. В такой войне не может быть и речи о быстрых, решительных наступлениях, известных нам из современной истории, — военные действия делятся на серию осад, в которых обе стороны пытаются уничтожить друг друга.

Об этом помнил Толкин, знаток как раз средневековья. Силы тьмы, ведущие войну за Кольцо, в основном стремятся захватить ключевые твердыни: Бирад Римрас и Минас Тирит. Таким образом, завоевательная война в фантастическом мире, которую ведут страны с примерно одинаковыми силами, напоминает то, что мы знаем по Первой мировой войне: длительный обмен ударами, опустошающий обе стороны. Сражающиеся вместо того, чтобы сидеть друг против друга в рядах траншей, сидят за крепостными стенами и в системе траншей и валов, окружающих осажденную крепость (предназначенных для предотвращения снабжения осажденных или прерывания связи с внешним миром, откуда осажденные могли бы ожидать помощи). Время от времени нападающие штурмуют крепость, пытаясь прорваться в нее, тогда как защитники совершают вылазки за стены, пытаясь прорвать окружающее их кольцо. Тем временем обе стороны подвергаются обстрелу из арбалетов, луков, метательных механических устройств и магическим атакам.

Если круг осады тесный и помощь не приходит, а у нападающего участника конфликта достаточно терпения и сил, рано или поздно у защитников заканчиваются ресурсы (в основном продовольствие и оружие) и они либо не выдерживают очередной атаки, позволяя себя разгромить. или спасают свои жизни, сдавая крепость в обмен на обещание достойного обращения с пленными. Искусство войны со стороны осажденных таким образом заключается в том, чтобы выдерживать осаду до тех пор, пока не появится возможность позвать на помощь и она не прибудет, либо же пока нападающий, утомленный неудачными штурмами, не решит, что несет слишком много потерь, и уйдет восвояси.


Как войско организовано?

Теперь, когда мы знаем общий вид фэнтезийных войн, пришло время пристальнее приглядеться к принимающим в них участие войскам. Эти войска настолько отличаются от того, что мы знаем сегодня, что их может быть трудно признать вооруженными силами.

Во-первых, казарменных, постоянных армий практически нет.

Это не означает, что нет каких-либо постоянных военизированных сил, такие силы есть, но они не пригодны для проведения операций большего масштаба, особенно наступательных; они скорее оборонительные и правоохранительные по своей природе. Это королевская гвардия, городское ополчение, постоянные крепостные гарнизоны.

Настоящая армия организуется лишь в случае необходимости, когда правитель готовится к военному нападению или его границы нарушаются иностранной военной экспедицией. Тогда правитель призывает к оружию вышеупомянутое народное ополчение, собирает отряды наемников и/или объявляет рекрутский набор в правительственные войска, создавая «контрактную» армию. Накопленные таким образом военные силы обычно расквартировываются ad hoc, в палатках, в районе своих операций и расформировываются после окончания войны.

Интересный факт: наемники или «контрактники», а также рыцари народного ополчения обычно привлекаются к военным действиям на заранее определенный период времени. Когда такой период времени проходит, а война продолжается, им обычно за это приходится доплачивать. Это делает проведение военных операций очень дорогостоящим занятием, и нередко которой-либо из конфликтующих сторон приходится досрочно завершить кампанию, даже если она будет для нее успешной, потому что у нее попросту нет уже денег.

Собранное войско состоит из двух основных типов воинских формирований: кавалерии и пехоты. Сюда же следует добавить отряды магов и так называемые обозы, т.е. всю мобильную армейскую базу, дополнительных лошадей, запасы продовольствия и снаряжения, перевозимые в повозках, и личный багаж ветеранов (особенно тех, что побогаче и сильнее) и множество прислуги и помощников (повара, маркитантки, врачи, возничие, конюший и т. д.). Некоторые профессиональные воины берут с собой еще жен и детей, а за всем этим тащится толпа бродяг, желающих чем-то поживиться на войне, т. е. музыкантов, блудниц и обычных босяков и оборванцев. Неудивительно, что обитателей лагеря обычно гораздо больше, чем тех, кто непосредственно принимает участие в военных действиях.

В войске нет униформы, разве что обе стороны конфликта выглядят настолько похожими, что в общей суматохе легко ошибиться. Тогда главнокомандующий может распорядиться о всеобщем ношении какого-либо отличительного знака. Однако это не униформа в современном понимании этого слова, а, например, шарф определенного цвета, символ, нарисованный на доспехах/щитах и пришитый к одежде, или определенный цвет одежды (например, красные капюшоны).

Не существует также воинских званий в современном смысле этого слова. Те или иные именования обозначают прежде всего функцию, выполняемую данным человеком (или нечеловеком) в настоящее время. Они могут быть самыми разнообразными даже в пределах одного войска, в зависимости от региона. откуда происходит данная часть войска, его традиций и обычаев.

Разумеется, имеется и некое общее «звание» – например знаменосец, т.е. та особа, которая имеет под своей опекой знамя подразделения. Эта функция очень важна и ответственна, ведь знамя – это прежде всего средство связи на поле боя. Его движениями передаются приказы войску, оно также является точкой сбора, когда необходимо перегруппироваться, его потеря вызывает такую неразбериху, что битва может закончиться поражением. Жизнь знаменосца нелегка — на него не только неустанно нападают, но он еще и оплачивает жизнью его утрату.

В подразделениях наемников может появиться также особа, называющая себя капитаном, но в значении главного, верховного командующего (например, капитана отряда или корабля). Может быть и «звание» ротмистра, т.е. командира пехотной группы численностью по меньшей мере в нескольких десятков воинов (роты) или кавалерийского эскадрона. Обычно наименование ранга командира указывает на то, сколькими людьми он командует. Часто можно встретить десятника, т. е. командира группы примерно из десяти воинов, или, соответственно, сотника. Существует множество различных способов организации армии. Один из возможных вариантов — разделить конницу на эскадроны, а эскадроны — на полуэскадроны и взводы, а пехоту — на батальоны, роты и взводы. К этому надо добавить еще и отдельные подразделения в виде отрядов наемников, нанятых как единое целое.

В хоругви (соответствующей примерно современной роте) около сотни рыцарей, и в нее обычно входят воины из определенной местности или зависимые от конкретного феодала или, возможно, принадлежащие к определенному роду. Хоругвь составляют копья, небольшие группы, состоящие трех или четырех бойцов, все верхом на лошадях: рыцаря, его оруженосца, вооруженного слуги и конного лучника или арбалетчика. Следует отметить, что последний стреляет чаще всего спешившись, лошадь служит ему лишь средством передвижения.

(Окончание следует)



Тэги: разное


60
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх