559 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 559. Иллюстрированный Пушкин: Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери (Худ. Г.А.В. Траугот).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

559. Иллюстрированный Пушкин: Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери (Худ. Г.А.В. Траугот).

Статья написана 18 марта 16:42

Худ. Г.А.В. Траугот (1988/2016)

Две книги: "Маленькие трагедии" советских времён (1988) и "Маленькие трагедии" наших дней (2016).

Долгое время я считал, что издание 2016 года — всего лишь реплика советского издания, поэтому книгу не покупал, обзор "Скупого рыцаря" (см.) делал без неё. Но выяснилось, что в современной книге — другие иллюстрации. Интересно будет сравнить.

1988
1988
2016
2016


Разворот перед текстом — есть различия.

1988
1988
2016
2016

Конечно, Трауготы — это художник такого масштаба, который всегда будет редкостью. Хотя три-четыре гениальных иллюстратора в каждом поколении встречаются. Есть эти "три-четыре" и в наше время, но "Маленьких трагедий" они пока не иллюстрировали (ещё не все сказки ими освоены).


Сцена первая

У Трауготов было несколько разных периодов творчества, когда менялась их техника рисунка. Точнее, сам-то линеарный рисунок оставался без изменений, но сильно изменялся цвет и фон.

1) Заставка к первой сцене из ранней и поздней сюиты одинаковы.

1988
1988
2016
2016


2) Первый разворот — разный. И сами рисунки разные, и техника разная. В советском издании видим чётко прорисованного Сальери на левой стороне и бытовую сценку сверху правой стороны разворота. В новом издании — и Сальери слева абстрактен, и заставка справа фантасмагорична. Ожидаешь, что будет кардинальная переработка сюиты. Но нет.

1988
1988
2016
2016


3) Вот фрагмент со слепым скрипачом. Всё перерисовано, но композиция сохранена и техника рисунка та же самая. Может даже показаться, что в новом издании просто использованы варианты давней сюиты (вариантов у Трауготов, судя по всему, должно было быть великое множество). Но вряд ли это так. Скорее, дело в том, что в 2016 году новые рисунки к "Маленьким трагедиям" делал уже только один — последний — из Г.А.В. Трауготов. Наверное, этот последний — А.Траугот — решил сохранить ту технику, которая у них с братом была принята в первом издании в 1988 году.

1988
1988
2016
2016


4) Моцарт юн, хрупок и трогателен.

1988
1988
2016
2016


5) Сальери морщинистый и обрюзгший. Портрет на стене: давно умершая Изора, чей дар Сальери намеревается использовать только сейчас. Видать, сюрпризов в трактовке персонажей не будет?

1988
1988
2016
2016


6) Эффектная концовка в духе Трауготов: нога титана давит всякую гадину. Это Сальери так о своём предназначении думает: раздавить Моцарта.

1988
1988

Сцена вторая

1) Заставки вновь одинаковые — чувство единства макета никогда не покидало Трауготов.

1988
1988
2016
2016


2) На первый разворот Сцены второй вынесена встреча Моцарта с Чёрным человеком. Отражено развитие трактовки этого гостя в литературоведении к концу XX века. Чёрный человек в духе модернизма становится центральной фигурой пьесы (может быть, это соответствует и пушкинскому замыслу). Трауготы рисуют лицо Чёрного человека как череп — маска смерти (сходство с Павлом I оставим — это работа для пост-модернистов). Главное — никаких намёков на то, что Чёрный человек — это Сальери.

1988
1988
2016
2016


3) Приём, который сопровождает все сюиты Трауготов ко всем "Маленьким трагедиям" — Пушкин вглядывается в созданных им персонажей, которые живут своей жизнью. Трауготы рисуют семейную идиллию. Тем большее впечатление произведёт заказ Реквиема от самой Смерти.

1988
1988
2016
2016

Здесь можно заметить сходство с концепцией Кравченко (см.) — тот в 1937 году уделил большое внимание самому Чёрному человеку, и деталям встречи Моцарта с Чёрным человеком. Пушкин пишет, что перед самым приходом гостя Моцарт играл со своим мальчишкой — у Кравченко Чёрного человека Моцарт и встречает с сыном.


4) Последний тост. Сальери — сама умиротворённость и доброжелательность. Благое дело сотворил.

1988
1988
2016
2016


5) Отравленный Моцарт играет свой Реквием. В раннем рисунке — ужаснувшийся Сальери (хотя во время игры он ещё слёзы умиления льёт). В позднем рисунке — только музыка.

1988
1988
2016
2016


6) Последний разворот. В ранней иллюстрации — повтор музыкальной темы. В поздней — отчаявшийся Сальери (перекочевал на отдельный рисунок, что более соответсвует тексту — горько задумался Сальери уже один, после ухода Моцарта). Перекличка с первым разворотом — в смене техники.

1988
1988
2016
2016

Тяжело иллюстрировать "Моцарта и Сальери". Даже очень хорошим художникам нечего рисовать, кроме двух-трёх мизансцен (у кого картинок больше — тех издатели заставили). А вот Трауготам всегда есть что сказать. Удивительно.





94
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 18:52
цитата Zivitas
Есть эти «три-четыре» и в наше время

Бычков, Олейников, Ломаев, С.Любаев?
Или я кого из молодых гениев не приметил?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 19:20
Да, они:-). Ломаева я только разлюбил.
 


Ссылка на сообщение18 марта 19:30
Ломаев однообразен, да.
Но, наверно, каждому поколению детей, нужны пышные, роскошно избыточные иллюстрации сказок.
Мне вот интересно, куда он дальше пойдёт? Самое-самое в сказках почти закончилось.
А иллюстрации к взрослым книгам, хороши, но ровным счётом ничем не удивляют.
Печально, если всё закиснет в Пиратских песнях.
 


Ссылка на сообщение18 марта 21:36
:beer:
 


Ссылка на сообщение20 марта 14:42
Лучший — Чёлушкин :cool!:
 


Ссылка на сообщение20 марта 21:13
Люблю его, но он удалился от мира.


Ссылка на сообщение27 марта 08:10
Алексей Дмитриев же...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 марта 08:12
И этот тоже, конечно. По поколениям раскидать — по три получится.


⇑ Наверх