ЗЕРНО КИРЛИАНА Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЗЕРНО КИРЛИАНА ("Nowa Fantastyka" 206 (299) 8/2007). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЗЕРНО КИРЛИАНА («Nowa Fantastyka» 206 (299) 8/2007). Часть 4

Статья написана 4 октября 2023 г. 19:50

В добавление к сказанному в интервью для журнала «Nowa Fantastyka» – интервью из журнала “Teraz Polska” (Magazyn formacji Polskiego Godla Promocyjnego) (где-то 2017 год, а вот журналиста, взявшего интервью у художника, установить мне так и не удалось), которое называется:


КАК Я ОТКРЫВАЛ КОСМОС

Однажды зимним вечером в начале 50-х годов на церковной площади в заснеженном Велюне я открыл для себя красоту неба и необъятность космоса. Вместе с друзьями и подругами я выходил из храма. Мне было восемь, может быть, десять лет. Я был в восторге от зимнего вида и почти сказочной красоты города. Полная луна освещала небольшие кирпичные здания и домишки, укрытые снегом. Мы бросились в белый пух, чтобы сделать орлов. Следы, оставленные на снегу, выглядели в ночном свете как стая взлетающих птиц. Восхищенный этим видом, я снова погрузился в белый пух с широко распростертыми руками. Я чувствовал себя пылинкой. Я осознал не только необъятность и красоту неба, но и собственную малость. Я почувствовал какую-то невыразимую, окончательную гармонию. Меня охватили восторг и в то же время до тех пор неведомая мне глубокая тревога. Я стал легким и прозрачным, как тонко сотканная шелковая вуаль. Я до сих пор помню тот момент. Я чувствую себя так, как будто это было вчера, буквально минуту назад...

С тех пор видение космоса никогда не покидало мое воображение. Эта тема подсознательно присутствовала во всех моих художественных начинаниях. Я помню, что одной из самых сложных художественных работ моего детства была реконструкция истории жизни Николая Коперника, которую я должен был сделать для школы в Велюне. Тогда, наверное, мои навыки рисования впервые получили более широкое признание. Несколько лет спустя мы стали первым поколением в истории человечества, которое посмотрело на Землю с космической точки зрения. Неужели судьба хотела направить меня через последовательные события в ранее невиданный космос? Может быть, нам, людям, этой самой пыли, стоит посмотреть выше, чтобы увидеть его необъятность, гармонию звезд, единство вселенной и покой, который дает нам величественное небо? Можно повторить вслед за Коперником: «Что прекраснее неба, которое включает в себя все прекрасное?» Каждая новая картина или рисунок — это новая планета, новый мир в галактике художника. Шекспир сказал: «Я могу быть запертым в двух словах и чувствовать себя хозяином мира». Это наше качество, это наша сила и в то же время наша ничтожность.


Символика семерки

В написании фамилии в моем свидетельстве о рождении (Siudmak) оказалась вопиющая ошибка. В те времена правила орфографии людей не больно-то смущали и трогали. А вот фамилия моих братьев была написана правильно: Siódmak. Согласно Гиппократу, число семь высвобождает жизнь и движение. Оно символизирует человека, который, стоя на земле, поднимает взор к небесам и смотрит в неизвестность, смотрит в пространство. По отношению ко мне это кажется действительно точным. В нумерологии семерка определяется как перфекционист, стремящийся к собственному идеалу, постоянно ищущий совершенства во всех сферах жизни. Хорошо, что я не придаю большего значения этим значениям и гороскопам – тяжело идти по жизни с таким багажом.


Творчество и вдохновение

С раннего детства творчество было для меня привилегией, естественным жестом и страстью, которая отличала меня от других. Затем оно стало необходимым для жизни дыханием и придало смысл моему существованию.

Я очарован Ренессансом, потому что это был особый период. Человеческий разум пытался познать и понять Вселенную. Люди умели наблюдать и делать выводы из явлений, которые они обнаружили. Блестящим наблюдателем был ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, который сумел своим умом постичь знания того периода, изобретениями опередить развитие техники и технологии на несколько сотен лет. Сегодня это невозможно. Каждое поле деятельности настолько расширилось, что мы можем узнать только фрагменты целого. Последним ученым, обладавшим всеми знаниями математики и науки своего времени, был французский гений рубежа девятнадцатого и двадцатого веков Анри Пуанкаре. В этот же период активно действовала наша блестящая соотечественница Мария Склодовская. В искусстве меня завораживает смысл, содержащийся в произведении, и его интеллектуальное содержание. Я предпочитаю эти ценности пластической декоративности и шаткому, а порой и смешному содержанию теории устаревшего авангарда конца ХХ века.

Я также очарован творчеством Шекспира: «Мы сделаны из той же материи, что и наши сны, и наша несчастная жизнь окутана мечтами». Только гений может передать такое глубокое содержание в одном предложении. Воображение и сон отличаются друг от друга, и хотя я иногда вижу сны, они не связаны с моим художественным выражением. У сна другой язык, другие цвета, другое напряжение. Сны как бы сотворены из другой материи, они не могут быть напрямую переведены в образ. Вот почему я не использую сны. Я работаю и вижу сны наяву. Я думаю, что САЛЬВАДОР ДАЛИ, который ловко теоретизировал и обрамлял мистицизмом свой способ работы, создал большинство своих картин во время бодрствования, часто черпая вдохновение из гравюр БРАЧЕЛЛИ, картин БОСХА и научных теорий. Я немного жалею, что не встретился с ДАЛИ, когда еще была возможность.

Искусство сегодня

Каждый период в искусстве претендует на так называемый авангард, попирающий то, что было раньше. Это довольно глупое и нетерпимое предположение. Авангард рождается на основе прошлого и является ответом на окружающий нас мир в данный момент. Сегодня мы переживаем тотальный крах искусства. Новые технологии вторглись в его пространство и, как обычно, на какое-то время завораживают, опьяняют и лишают трезвого взгляда. В настоящее время существует такое понятие, как продвижение артистов. О создаваемых в настоящее время произведениях много пишут и много говорят для того, чтобы придать им соответствующий коммерческий ранг. Получатель игнорируется, в лучшем случае становится мишенью рекламных кампаний. В академиях изящных искусств учат пользоваться компьютерными программами, но перестают рисовать и, что еще хуже, наблюдать. И таким образом приготовленная визуальная еда переливается из университета в университет, из гостиной в гостиную, из галереи в галерею, из страны в страну. По ходу дела эта еда остывает, и в итоге получается только холодная бурда из повторяющихся решений, нескольких самодовольных гуру и умных и расторопных вкладчиков денег, которые могут проводить искусные транзакции в течение некоторого времени на созданной ими медиа-площадке. Каждый имеет право ошибаться в выборе предлагаемых работ. Однако если нет подлинной страсти, то вложение денег в сомнительный авангард может обернуться финансовой катастрофой для коллекционера. Художник должен отстаивать собственную индивидуальность, а школы должны уважать творческую личность ученика и не навязывать модные, стремительно увядающие тенденции.


Искусство не нуждается в искусственной полемике

Искусство содержит в себе природное разнообразие и стремление к изменению контраста. Художественные круги могут нуждаться в полемике, потому что здесь борьба идет за первенство, а не за ценности искусства. История показывает, что через некоторое время область, в которой доминировало официальное направление в искусстве, превращается в окаменевшую структуру. Бывает, что в историю искусства прочно вписываются новые тенденции. Для того, чтобы другие формы выражения смогли сосуществовать, рождается естественная полемика, которая борется с истеблишментом, чтобы найти себе место. Мне нравится идея, недавно возникшая во Франции, в соответствии с которой в художественных школах должны быть факультеты, представляющие основные направления и формы художественного поиска в искусстве, например сюрреализм, концептуализм, реализм, импрессионизм. Конечно, при условии, что это будут лишь отправные точки для дальнейших поисков, а не пункты обучения манерам. Места хватит всем, и это общение с разнообразием, обмен опытом, может принести больше пользы, чем диплом, который обычно становится чуть ли не копией работ немодного уже профессора.

Фантастика

В фантастическом искусстве реализм является незаменимым шифром, позволяющим передать, а затем облегчить чтение неожиданного содержания изображения. Эта система необходима, потому что воображение — вопреки видимости – не является чем-то широко распространенным. В фантастике ключом, который открывает для нас другие пространства, является как раз реальная форма. Это она позволяет художнику говорить о сюрреалистических вещах, создавая иллюзию реальности.

Я считаю, что фантазия и умение передавать идеи в художественной форме – это подлинный талант, настоящий дар. Я не приемлю навязанные темы. Я не в состоянии иллюстрировать. Я стараюсь наладить диалог с писателем или композитором по избранной им теме. В 80-е годы мои картины вдохновили многих французских писателей-фантастов на создание романов или повестей. Разнородность форм фантастического искусства — это, в некотором смысле, окно, открытое во Вселенную. Без воображения нам будет трудно предсказать развитие в искусстве, экономике или социологии. Что еще хуже, без мудрых предсказаний и предложений мы не укротим безумие и агрессию человека.


Я ношу в себе свой Велюнь

Семейные узы и привязанность к месту рождения и к стране юности определяют национальность. Польша – моя мать, а Франция – моя избранница. Я развивался во Франции на другой почве, открытой культурам мира, поэтому моя работа приняла специфическую форму. Как художник, глядя на картины Земли из космоса, я как никогда чувствую себя гражданином мира. И часто вспоминаю Велюнь. Невозможно забыть о детстве и юности в родном городе, о дурманящем запахе левкоя или незабудок. Или об узком ручье с кристально чистой водой, вьющемся в траве дивно зеленого луга. Разве можно забыть образ печали и слез моей матери, когда она рассказывала о потрясении, которое оба брата испытали от ужасного грохота бомбежек в сентябре 1939 года? По сей день эти раны не зажили. Мрачные воспоминания постепенно поглотились жизнью. Они ушли в историю, для других просто сухой факт.

Я всегда хотел сделать что-то для велюнцев и моего города. Именно здесь мой отец – одним из первых – начал восстанавливать дом из послевоенных руин. Здесь же я пережил самые прекрасные моменты домашнего тепла. Здесь я был свидетелем радости в кругу родных и близких, а также горестей и трагедий.


Проект «Миру мир», скульптура «Вечная любовь» и Премия мира

Однажды, во время моего пребывания в Велюне, я встретил друга моего детства. Он со слезами на глазах вспоминал судьбу своей сестры, которая стала жертвой геноцидных немецких воздушных налетов на город в 1939 году. Она выжила, но мучилась всю жизнь. Велюнь был стерт с лица земли. Многие горожане погибли. Другие выжили, но им пришлось бороться с инвалидностью и болью. Так было с моим братом, страдания которого я наблюдал в течение 60 лет.

Одни плачут, другие, бунтуя, хотят действовать и противостоять механизмам разрушения, чтобы мир не забывал ужасы войн. Обещание, данное ребенком страдающему брату, спустя много лет приняло форму проекта «Миру мир — Вечная любовь». Его частью стала Премия мира. Этот жест терпимости и примирения, обращенный к миру, родился в Велюне, где много лет назад началась Вторая мировая война – величайшая трагедия в истории человечества. Казалось бы, после более чем 70 лет относительной стабильности мир уже обеспечен. К сожалению, это не так. Вспышки террора и агрессии происходят внезапно и повсеместно. Мир является результатом постоянных усилий по поддержанию равновесия между силами добра и зла. Наш долг — приложить эти усилия.


Моя скульптура

Символом проекта «Миру мир» является скульптура «Вечная любовь», которую я изваял в 2004 году на основе картины 1980 года. Памятник был открыт 31 августа 2013 года в Велюне. Трагическая история города придает особое значение посланию о примирении и мирном сосуществовании, обращенному к миру. Почетное покровительство над проектом взял Польский комитет ЮНЕСКО. Скульптура «Вечная любовь» изображает две близкие друг к другу планеты, символизируемые лицами женщины и мужчины. Подвешенные в космосе, они соединяются с орбитами, образуя знак бесконечности.

Мировая эстафета

Проект «Миру мир» предполагает создание в одном из польских городов Музея скульптуры под открытым небом, посвященного теме мира и гармонии. Второй слепок скульптуры «Вечная любовь» будет передан одному из Городов Мира: Хиросиме, Гернике, Чикаго, Женеве и др. В свою очередь, этот выбранный город – как в эстафете – доверит своему художнику создание новой скульптуры на тему мира. После его открытия будут созданы еще два слепка, которые будут переданы следующему Городу мира и польскому городу. Благодаря последующим скульптурам эти специфические звенья комнаты свяжут различные города мира с произведениями искусства.


Премия мира

Ее символом является позолоченная бронзовая статуэтка – миниатюра скульптуры «Вечная любовь». В 2013 году первым лауреатом Премии мира стал Войцех Килар. Статуэтку композитор получил во время торжественного концерта в Кельцкой филармонии. В 2014 году был награжден в Париже польский и европейский дипломат Ян Томбиньский. В 2015 году премию мира получил в Познани французский философ, профессор Реми Браге. Прошлогодним победителем стал Джордж Вайгель – американский писатель, богослов, общественный и политический деятель, автор биографии Папы Римского Иоанна Павла II. Статуэтка была вручена во время концерта в Щецинской филармонии. В 2018 году мы хотели бы вручить Премию мира в Велюне. Это будет пятая юбилейная церемония.

Ближайшие планы

В прошлом году в культурном центре «Атенео» в Мадриде прошла выставка моих рисунков под названием «Дон Кихот – рыцарь будущего». Произведение Сервантеса является самой читаемой книгой в мире, которая содержит необычайный анализ человека эпохи Возрождения, но также и современности. Под маской иронии и остроумия она скрывает правду о человеке, которую когда-то нельзя было раскрыть и выразить прямо. Эта идея является генезисом моей работы. Выставка будет показана в этом году на родине Сервантеса – в Алькала-де-Энарес. Ее следующими остановками будут Мадрид, Варшава или Париж, а приглашающими будут посольства Испании и Институт Сервантеса.

В настоящее время я работаю над рисунками и картинами, посвященными ноктюрнам Фредерика Шопена. Таким образом я хотел бы отдать дань уважения великому артисту, чья музыка сопровождала меня с детства. В течение 10 лет я жил в варшавской «Дзеканьке», где моими соседями были музыканты, актеры и скульпторы. Вместе мы слушали подготовку наших коллег к конкурсам Шопена. Позже творчество Шопена (особенно ноктюрны) было для меня как воздух – неотъемлемая часть жизни. Осенью 2017 года в Культурном центре югендстиля в Праге состоится концерт «Ноктюрнов» Шопена. По этому случаю я представлю свои рисунки и картины.





69
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 октября 2023 г. 13:10
Спасибо! Добавил ссылку на интервью на страничку про художника.


⇑ Наверх