ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 5

Статья написана 25 июня 2023 г. 22:16

(ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ – продолжение)

Герой не по своей воле

Действие комикса разворачивается в суровом мире викингов, но его главные герои не имеют ничего общего со стереотипными жестокими грабителями. Торгаль – важнейший персонаж серии – и физически, и умственно отличается от тех людей, среди которых он вырос.

И причиной этому является то, что темноволосый и пренебрегающий насилием Торгаль – подкидыш, последний потомок «звездного народа» — космических странников и недобитков отдаленной цивилизации, выходцев из земной Атлантиды. Его предки выглядели как люди, но одарены были сверхъестественными способностями (не говоря уже о доступе к различным технологическим гаджетам), которых лишен Торгаль. Ему чужды захватнические поползновения предков. На самом деле он — телесное воплощение всех тех ценностей, которые свойственны каждому нормальному человеку и все, чего он жаждет – это мир, стабильность и всеобщее согласие. Он герой не по своей воле, то есть становится таковым лишь тогда, когда видит угрозу близким ему людям. Торгаль также – великолепный лучник.

Подобно Робину Гуду, Вильгельму Теллю (хотя этот второй предпочитал пользоваться арбалетом) и другим народным героям, защищающим угнетенных. Да и мечник он не из последних. Он равнодушен к почестям, а единственное его стремление – обеспечить себе спокойную жизнь рядом с возлюбленной Аарицией и детьми.

Но судьба – или жестокие боги – неустанно отказывают ему в этом обыденном счастье. И это отсылает нас к другому мифическому герою, Одиссею, который после завершения Троянской войны многие годы безуспешно стремился вернуться домой к верной жене и сыну.

Может показаться, что в этом раскладе Аариция была обречена на роль похищаемой, пленницы и совершенно беспомощной красотки, и действительно она многократно такую роль играет, хотя хватает и доказательств того, что она женщина с твердым характером, которая готова сражаться, защищая семью, и не раз делает это лучше мужа. Гордая принцесса викингов осознанно отреклась от высокой общественной позиции, чтобы искать счастья рядом с возлюбленным.

Мы находим здесь также традиционную модель семьи вместе с ее проблемами и угрозами, такими как бунт детей против родителей, ревность и вероломство. И это, наряду с привлекательным экзотико-историческим entourage’u приводит к тому, что герои комикса становятся более близкими современным читателям.


Емкая формула

В общем замысел Ван Амма можно признать гениальным, и главным образом потому, что формула «Торгаля» необычайно емкая. Суровый, но волнующий мир викингов находит сценографический и общественный контрапункт в странах, которые герои посещают, и людях, которых герои встречают во время очередных странствий. Мир людей средневековья (сценарист размещает его между 600 и 1000 годами) плавно сочетается с мифами, божествами и фантастическими существами, почерпнутыми прежде всего из скандинавской мифологии. Посвященные им эпизоды – отдельные истории, наполненные магией и необычными событиями, которые переплетаются с реалистическими сценами и обогащают серию. Очередными элементами, достраивающими сложный универсум «Торгаля», являются мотивы космических странников – предков и побратимов главного героя – а также пришельцев из будущего, которые на какой-то момент появляются в альбоме «Корона Оготая» (“La couronne d’Ogotai”).

Как мы видим, конвенция фэнтези сочетается здесь с элементами, характерными для классической НФ, что приводит к эклектичности серии и одновременно с этим позволяет ее творцам свободно жонглировать конвенциями, мотивами и повествовательными кальками.

Дифференциация и вариантность серии заметны также на другом уровне. Авторы сочетают эпические, расписанные на несколько частей истории с камерными эпизодами, в которых участвуют едва несколько персонажей. А добавочными слагаемыми, дифференцировавшими серию, были комиксные новеллки, рассказывающие о детстве героев и в то же время поставляющие важную и зачастую ключевую информацию о них. Герои этих новеллок – дети, что зачастую уподобляет эти истории сказкам и делает их привлекательными для молодых читателей. Однако в них нет инфантильной слащавости (ну, может быть, за исключением моментов, когда после очередной порции приключений семья вновь собирается воедино… до следующего инцидента), ибо мир, в котором живут герои, переполнен жестокостью и насилием.

Кроме того, по мере того, как серия созревала, в ней начала появляться все более смелая эротика, поэтому в результате читатель получает целый спектр тем, которые может предложить цикл такого типа.


Интересные сюжеты и колоритные персонажи

Торгаль – доблестный и почти мифический герой, но вместе с тем он не лишен характерных черт обычного человека, а его героические деяния легко переводятся на нашу суету с ее житейскими проблемами.

Существенным элементом портрета Торгаля является его семья – жена и дети, которые нуждаются в воспитании. Правда, и сын и дочь обладают необычными способностями (Йолан может усилием воли создавать и уничтожать материальные предметы, а Люв телепатически общается с животными), однако помимо этого они обычные дети, которые доставляют родителям типичные радости и огорчения.

Та филигранность, с которой сценарист разыграл этот мотив, также послужила расширению популярности серии.

Однако всего этого мало, и если бы не затягивающие, интригующие сюжеты и яркие, врезающиеся в память второстепенные персонажи, «Торгаль» никогда не добился бы нынешней славы. Прежде всего тут нам никак не обойти стороной темной Крисc де Вальнор. Крисc – противовес для однозначно положительного и не единожды излишне идеального главного героя.

Это жестокая, беспринципная, беспощадная, алчная и коварная женщина, которая, тем не менее, неравнодушна к черноволосому викингу. Неоднозначность этой героини, способной неожиданно превращаться из врага в союзника и наоборот, значительно повышает температуру эпизодов с ее участием, а сложность взаимоотношений между Крисc и Торгалем заслуживает отдельного анализа.

В свою очередь, славный и праведный Торгаль пользуется безусловным успехом среди женщин всех возрастов, включая Хранительницу Ключей и саму богиню Фрейю (Frigg).

Это также один из факторов, влияющий на повышение и без того огромной популярности серии и ее героя, созданного по рецепту: мужчины хотели бы быть такими, как он, а женщины хотели бы повстречаться с ним на своем жизненном пути.

(Окончание следует)





60
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх