401 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 401. Иллюстрированный Пушкин: Маленькие трагедии. Скупой рыцарь (Худ. М.Федоров, худ. Б.Заборов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

401. Иллюстрированный Пушкин: Маленькие трагедии. Скупой рыцарь (Худ. М.Федоров, худ. Б.Заборов)

Статья написана 1 марта 2022 г. 22:03

Завершение обзоров иллюстраций к "Скупому рыцарю". Сегодня — современные концептуальные издания в иллюстрациях М.Фёдорова и Б.Заборова.

Слева: А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. — М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2019 г. Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition290406

Справа: Притяжение "Скупого рыцаря". — СПб.: Государственный пушкинский театральный центр, 2001. В книгу входят вступительная статья В.Рецептора, текст "Скупого рыцаря", перевод пьесы на английский язык, факсимильное воспроизведение болдинской рукописи Пушкина.

Худ. М.Федоров (2019)

Издательство Рудомино делает серию "Сценография в книге" с одним художником — М.Фёдоровым. Уже в 2012 году в альбоме "222 молодых книжных иллюстратора" (М.: Тримаг) были помещены макеты ещё не изданных книг серии.

Главная интрига серии — в какой форме выполнена застёжка книги. Для Пушкина выбрана завязочка из бытового шпагата.

В тримаговском альбоме были приведены образцы иллюстраций к разным произведениям — вроде бы обычные на разворот.

Но в готовой книге с плоскостями всё не так однозначно. Уже из названия серии "Сценография в книге" видна попытка отойти от традиционной иллюстрации, сделать явные отсылки к оформлению сцены. Как это можно сделать? На ум приходит — дать трёхмерную картинку, встающую из чрева книги при её раскрытии? Но это слишком напоминает совсем детские книжки-панорамки. Это ниже уровня Фёдорова. Сценические приёмы трёхмерности достигаются игрой с раскрытием переплёта и внутренних листов.

1) Развязываем шпагат. Створки распахнулись. Чёрно-красный лаконизм (в центре — собственно книжный блок в мягкой обложке).

2) Раскрываем книжный блок — титульный разворот.

3) Перелистываем страницу. Разворот — шмуцтитул к "Скупому рыцарю". На левой стороне — иллюстрация к первому акту (сцене) "В башне". Но оказывается, что правая сторона разворота — это сложенный лист

4) Разворачиваем сложенный лист — там рисунок на разворот. На правой стороне — иллюстрация ко второму акту (сцене) "В подвале". Соединились два рисунка, но панораму не создали. Как в продвинутом театре — разные уровни сцены.

И это единственные сюжетные иллюстрации к пьесе.

 

Худ. Б.Заборов (2001)

Книга большого формата в суперобложке "Притяжение "Скупого рыцаря". Это проект В.Рецептора. Серия "Пушкинская премьера". В этой серии была издана драматургия Пушкина с иллюстрациями разных художников: "Русалка" (с иллюстрациями Шемякина — эту книгу мы смотрели два года назад здесь) и отдельные пьесы из "Маленьких трагедий" (кроме "Пира во время чумы").

Книгу проиллюстрировал Б.Заборов — художник, эмигрировавший из СССР во Францию. Концептуалист и нон-конформист, понятно. Трактовки загадочные, но захватывающие. Цветные страничные (очень большие) иллюстрации к каждой сцене и концовки — артистичные калялки-маляки.

1) Первая сцена. Страничная иллюстрация: ростовщик Соломон во всей красе и бесплотная фигура в рыцарских доспехах. Указание на то, что Альбер — пустое место?

 

2) Вторая сцена. Барон перед сундуком с золотом. Приземистая фигура, какие-то онучи, короткий меч (как "обрез" из другой эпохи). Вообще не аристократ. Русский кулак-мироед.

 

3) Третья сцена. Молодой герцог — надменный и презрительный. Альбер перед ним — неповоротливая бочка в доспехах. Увалень пришёл жаловаться на папу. Нет, совсем не уважает художник благородного молодого рыцаря.

 

4) Завершающая иллюстрация — скупой рыцарь мёртв. Вместо ангелов — скалящиеся летуны с полотен Шагала, из-за занавесей бесплотные призраки высовываются (за бароном пришли?).

Конечная иллюстрация перекликается с рисунком на суперобложке — есть интересные разночтения в мелких деталях.





204
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 07:38
Ну ладно, я допускаю, что ножны Заборов не стал рисовать исходя из каких то личных концепций, но БЛИН! — на картинке с герцогом у Альбера прямо к лезвию приварено колечко, через которое пропущена верёвочка подвеса клинка! :-)))
Концептуализм хорош, пока не переходит в идиотизм. Хотя может это и было целью художника — дескать, плевал я на вашу архаику и мёртвых классиков. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 07:44
Да, не заметил, что крепление меча как у шашки. Но без ножен. Забавно. А у герцога эполет. Всё же, вряд ли это идиотизм. Прицел на эпатирование был, конечно.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 07:50
А эполет я не заметил. И кавалерийские сапоги с лосинами на герцоге.
Ну да, явный эпатаж, просто робкий какой то. Хотел делать вневременным, делал бы уже герцога в камуфляже. Дурка должна быть смелой. Хотя, именно как к художнику, претензий нет — настроение и негатив к Альберу чётко ощущается. Можно сказать, свежее слово в прочтении.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 08:26
:beer:


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 08:50

цитата Zivitas

Раскрываем книжный блок — титульный разворот.
Даже не знаю, как называется место, на котором изображение меча — внутренний край? Но производит впечатление, да уж. А вот посмертная маска зачем, напомнить, что поэт окончательно мертв?

цитата Zivitas

ростовщик Соломон во всей красе и бесплотная фигура в рыцарских доспехах. Указание на то, что Альбер — пустое место?
Скорее, оценивает состояние доспехов — туту нет этого, тут того... Фигура не бесплотна, там есть подвеска — кольца, шнурки.

цитата Zivitas

Приземистая фигура, какие-то онучи, короткий меч (как «обрез» из другой эпохи). Вообще не аристократ. Русский кулак-мироед.
Наоборот, понравилось — да, мироед, не полубезумный «царь кощей», а крепкий кряжистый мужик, лично и без охраны отбирающий каждую монетку. Он скуп, но он боец... И у разговора скоро помрет — да не помрет ваш папенька еще лет 30 появляется другое измерение.

цитата Zivitas

неповоротливая бочка в доспехах. Увалень пришёл жаловаться на папу.
А почему нет. Вполне, вполне трактовка — и в папу статью пошел, и рассказ о турнире в строку.
Да, герольды славили удар, но Альбер сам признает, что только ярость, а не умение, чисто силовой прием принес победу после проигрыша по очкам. Да и откуда в глуши взяться аристократическим манерам и ловкости... Отсюда и реакция герцога — обтесывать, пока не поздно.

цитата Zivitas

Завершающая иллюстрация — скупой рыцарь мёртв. Вместо ангелов — скалящиеся летуны с полотен Шагала, из-за занавесей бесплотные призраки высовываются (за бароном пришли?).
Вот по-настоящему смелым шагом было бы представить последующее — патриархальное общество очень не любит отцеубийц. «Ужасный век, ужасные сердца. Эй, стража!»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2022 г. 09:12
Спасибо. Интересные замечания.


⇑ Наверх