Народные сказки 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Народные сказки #1. "Детские?.."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Народные сказки #1. «Детские?..»

Статья написана 6 мая 2010 г. 18:26

Сделаю-ка я серию креативов по народным сказкам. Проще говоря — попробую покопаться в этом донельзя интересном материале... пойти, т. ск., «следами Проппа». Искать, правда, буду не исторические корни волшебной сказки, а мифологические.



Есть ли сакральный смысл в «Красной Шапочке»? Я утверждаю, что есть. Девушка, несущая «пирожок» (или просто хлеб) в темный лес... Вам никакие ассоциации не приходят в голову? Ну да, конечно... хлеб круглый, золотой, теплый... что это, как не поэтическая перифраза — образ солнца? А девушка, несущая его — своего рода «Майя Ариэн» (помните, в «Сильме»?)
Кому же она его несет? Вроде бы бабушке. Но на поверку бабушка оказывается волком...
(В первобытные времена у каждого рода был свой тотем. Какой-нибудь зверь, первопредок. Основатель этого самого рода.
В роду Красной Шапочки, очевидно, поклонялись Бабушке Волчице...)
Интересно, правда? Вроде бы совершенно безыскусная детская сказочка — и вдруг оказывается, что в ней можно таакоое «накопать»...
(Да, да, я понимаю: я — далеко не фольклорист-профи, и вполне возможно, что все эти рассуждения с т.зр. специалистов = совершеннейшая чушь. Но ведь интересно же, чегт побеги;-))

Впрочем, обратимся к более близким для нас, славян, сюжетам.

Вот «Курочка Ряба»: оказывается, в оригинале эта сказка кончалась не тем, что «дед плачет, баба плачет» — а тем, что узнали про это поп и дьячок, и один с горя порвал книгу, а другой разбил колокола Т.е., мораль сказки про Рябу — «не устраивай много шума из ничего» (Неожиданно, да?)
А в некоторых вариантах весть о творящемся кавардаке дошла до моря, оно сказало: «Ну, тогда я разольюсь» — и все (включая разбитое яйцо) потонули. Это же страшная сказка, если так подумать :-))) Но... педагог К. Ушинский сказал — «детская», с тех пор ее все детям и читают... Наивные души!;-)



"Репка»... ну, тут все ясно, ИМХО. Репка, такая большая, что  целая семья не вытянет (и в итоге на всех с лихвой хватит)... это мечта об изобилии. О том, чтоб не было голода. О
коммунизьме, короче
;-)
Кстати, в сборнике Афанасьева не было ни кошки, ни мышки...

цитата

Нóга (????????????) за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла дру'га нóга; (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нóга, тянут-потянут: вытянули репку!

(Может, это к ним какой-н. большой зверь пришел? Медведь там, или слон... Вот они и видят только одну ногу его...8:-0)
А кошку и мышку придумал, если не ошибаюсь, известный сказочник Иван Франко.

...Ну как, интересно «разбирать по косточкам» детские побасенки?;-)
В дальнейшем — продолжим. (Любопытен образ бабушки Яги... тоже не такой простой, как кажется...)





205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 19:29

цитата glupec

Любопытен образ бабушки Яги... тоже не такой простой, как кажется..


А сказки вообще кажутся простыми только тем, кто в них слабо разбирается. Чем глубже копаешь, тем больше все усложняется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 19:43
Я и не спорю :)
Просто усмотрел одну интересную аналогию... и об этом еще будет отдельная запись.


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 20:41
А по этому поводу (поиски скрытого смысла) можно и тему на форуме завести....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 20:48
А чем эта плоха?;-)
Но сюда (в колонку) я буду писать то, что мне на форуме озвучивать стыдно:-)))
Как я уже сказал — я ведь не фольклорист... и, наверное, все мои «поиски скрытого смысла» гроша ломаного не стоят.


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 20:53

цитата glupec

А чем эта плоха?

Совсем неплоха. Но редко бываю на «Другой литературе», поэтому и мимо прошло.

цитата glupec

все мои «поиски скрытого смысла» гроша ломаного не стоят.

Стоят, стоят... Хотя бы в качестве «гимнастики ума». Ну и в конце-концов это забавно:-))).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 20:53
Согласен :)


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 21:41
Па-адумаешь! У «Красной Шапочки» многие сурьёзные учёные вон даже сексуальный подтекст отыскивали. У братцев Гримм такая сказочка тоже есть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2010 г. 21:47

цитата etoneyava

У «Красной Шапочки» многие сурьёзные учёные вон даже сексуальный подтекст отыскивали.

На эту тему не писал только ленивый, а вот на тему мифологических корней «КШ» — мало кто ;)


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:10

цитата glupec

мораль сказки про Рябу — «не устраивай много шума из ничего»
У братьев Гримм есть сказка-стишок про то, как «обожглася наша Вошка, плачет блошка» и так далее, тоже вроде бы про то, что из-за небольшого события поднимается хай — нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:15
Там тоже в начале присутствует разбитое яйцо, кстати. Как ни крути — а похожий сюжет
И заметь, что в итоге все кончается Всемирным потопом. Ни более ни менее:-D
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:22
То есть сюжет бродячий, так? И может быть, неважно, когда она у нас в стране появилась?
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:23
Ну да, разумеется.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:28
А что про сказку, о которой я пишу в теме «Сказки» (там, правда, все были увлечены дискуссией, никто не обратил внимания). Про колдуна, которого в огонь кидали и из него всякие гады лезли, бежали и летели?
Есть ли аналогии у других народов? Откуда сюжет?
Уж больно меня впечатлила в детстве.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:34
Я помню только польскую сказку про «Асмодея-злодея», у которого «из черепушки» выползали жуки и пауки. Когда эта самая черепушка разбилась.
В сборнике «Там, где Висла-река»

Еще есть коми-пермяцкая сказка «Мальчик с горящей веточкой», про некоего Кама (это значит — шаман), который «на колдовские части рассыпался»: горшок — голова, корыто — брюхо, и так далее... Может быть, отсюда?
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:49
Надо посмотреть. Потому что сказки мне нравились, но больше всего запомнились сюжеты, где был какой-то, говоря современным языком, «поединок разумов».
То Василиса играет в прятки с претендентами на ее руку, ищет их по волшебной книге. Выигрывает, естественно, тот, кто прячется между страниц книги — в другом варианте превращается в гребешок и прячется в ее косе.
То колдун этот лопается, а мужики ловят выползших из него гадов и обратно в огонь кидают — если хоть один выживет, превратится опять в колдуна.
А из обычных — разве что про Серого волка, который, помогая Ивану, превратился в красавицу, и на ней женился царь. Ночью пошел в спальню — а там волчья морда...
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 00:58

цитата zmey-uj

больше вего запомнились сюжеты, где был какой-то, говоря современным языком, «поединок разумов»

Да, это, как говорится, «внушает»:-)

цитата

Ночью пошел в спальню — а там волчья морда...

:-D
В пересказе Жуковского, кстати, Серый волк не такой уж и «серый». Дворянин он. У него герб: «в червленом поле волчий хвост под графскою короной».
И вообще он потом стал гувернером у детей Ивана-царевича :-)
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 08:57

цитата zmey-uj

больше вего запомнились сюжеты, где был какой-то, говоря современным языком, «поединок разумов».


Это тоже универсальный сюжет всех народов, условно «два колдуна» — они состязаются в волшебных искусствах, и обычно они разнополые, то есть явный сексуальный подтекст, и все кончается понятно чем. Сюжет даже в английских балладах присутствует.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 15:49

цитата

Девица стала уточкой,
Плывет она под мост.
А он веселым селезнем
Поймал ее за хвост.
Она лисой прикинулась,
Бежит, не чуя ног.
А он собакой гончею
Лисицу подстерег.

Девица стала мухою,
Стал пауком кузнец
И муху паутиною
Опутал наконец.
Он муху паутиною
Опутал наконец.
Ведет кузнец красавицу
Невесту под венец.

Классика-с, однако.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2010 г. 08:00
Да, но я не этот пример имела в виду :-)))
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 08:55

цитата zmey-uj

Про колдуна, которого в огонь кидали и из него всякие гады лезли, бежали и летели?
Есть ли аналогии у других народов? Откуда сюжет?


В «Круге Земном» в одной саге есть, как Олав конунг опрокинул идол Тора, тот треснул, и из него посыпались гады и лягушки. Гады и лягушки полезли из тела мертвой колдуньи, которую Харальд конунг десять лет не давал хоронить, потому что она была будто спящая. В целом разные гады — существа хтонические, то есть связанные с колдунами и колдовством. И второй мотив: в облике этих гадов к колдуну (шаману) приходят его духи-помощники из Нижнего мира. В целом универсальный смысл такой, а дальше пошло по сюжетам.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2010 г. 12:06
Спасибо!


⇑ Наверх