Виктор Пелевин Непобедимое


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» > Виктор Пелевин: Непобедимое солнце
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виктор Пелевин: Непобедимое солнце

Статья написана 6 сентября 2020 г. 22:28

«Непобедимое солнце»
Виктор Пелевин
Непобедимое солнце
2020, роман


Возможны спойлеры

ПВО / «Непобедимое солнце»:

«Мы все ищем чудесного, чтобы обмануть судьбу и выйти за границы обыденного»

Можно ли изменять и транспонировать своей визуальной волей пространство? Как в нужном символе увидеть смысл своей судьбы? И сложно ли обманчивое не принять за единственно возможное?.. Это не список риторических вопросов из очередного бестселлера по эзотерике. И не условная ссылка на определённый текст по интегральной психологии.

Новый роман Пелевина, в первой части которого эти вопросы ключевые, в определённом смысле стоит прочнее и стоит дороже, чем многие академические знания. Главным образом, не единственно, но в том числе, по той причине, что Пелевин в своём творчестве художник-постмодернист и жанр в котором он работает, позволяет развернуться авторской (читательской) фантазии максимально широко и полно — через проекцию ключевого героя, разумеется.

Мы часто хотим вооружиться неким условным пантеоном знаков судьбы, наивно полагая, что в подобных ситуациях действуем исключительно по своей воле и словно властвуем над незримыми замысловатыми обстоятельствами ещё не случившихся событий. Но на самом деле эта сама судьба подкидывает нужные символы. А наше умение (и условный статус) состоит только в качестве хорошего исполнителя: уловим — не уловим, поймём — не поймём, выйдем на светлую тропинку или так и останемся петлять в закольцованных маршрутах сложных лабиринтов этих тайных смыслов и значений.

Саша Орлова, главная героиня романа «Непобедимое солнце» в начале повествования решила проверить своё умение колесить по таким маршрутам очень просто и что называется эмпирически. На свой тридцатый день рождения она решила лихо прокатиться на мотоцикле «Tiger» между пятью и шестью вечера (метафора примерного времени её рождения) и застряла несколько раз в пробке. Её хитрый план промчаться в это время по символической взлётной, с выездом на Каширку и с последующим разгоном на трассе к Домодедово, потерпел полное фиаско по тривиальным техническим причинам. Вышел такой себе метафорический оборот движения в гору, когда перспектива недостижимого и манящего так и остаётся в прекрасном далеке на широком горизонте по-прежнему не реализованных возможностей.

Нужно заметить, что Пелевин редко делает ключевым героем именно женский персонаж своего романа. Редко — но метко. И если в «Священной книге оборотня» 2004 года автор очень талантливо и самобытно закрутил свою замысловатую историю вокруг странной девушки А Хули, — полумифического персонажа без особого места жительства и без конкретного времени рождения.

То в «Непобедимом солнце» главным виновником всех захватывающих событий стала абсолютно обычная девчонка «с соседнего двора» — обаятельная, трогательная в своих размышлениях, лёгкая на подъём, с отличным чувством юмора и с живым нестандартным мышлением человека, по умолчанию влюблённого в потенциал следующих открытий и новизну манящих приключений. Пелевину удалось и в этот раз создать девушку с особым вектором души.

И нужно сказать, что у этого автора талант работать вне гендера. С одной стороны, он очень аккуратно и подробно прорисовывает типажи и характеры своих ключевых героев. А с другой, — у Пелевина от природы такое гибкое и пластичное мышление, что приложить под трафарет его персонажа сможет любой читатель, в том числе, и самого себя.

Ибо кого из нас не мучил хоть однажды подобный экзистенциальный кризис: «Мне уже тридцатник, а что я сделал в своей жизни радостного и полезного?..» И кому из нас не хотелось, в который раз заигрывая с зеркальным отражением, с особым панибратским одобрением однажды сказать самому себе: «Ну ничего, дружок, прежнее не в счёт — а вот сейчас и именно сейчас пришло время для самого серьёзного!..»

Примерно этими не простыми вопросами (и возможностями их решения) занята Саша Орлова в рефлексии проживания заново всей своей прежней жизни. На пороге новых событий и открытий в начале романа она как бы проматывает всю прежнюю жизнь на больших оборотах своих флэшбэков, чтобы преодолеть определённый ментальный рубеж и никогда больше к себе прежней благополучно не вернуться.

«Идущий к самому себе рискует сам с собой встретиться» — этот известный афоризм К. Юнга расцвел в «Непобедимом солнце» иначе. Он словно растерял свою амбициозную серьёзность и запитался новыми красками авторской души Пелевина — тёплыми, ироничными и очень живыми в своей актуальной новизне.

Пелевин умеет быть амбивалентным. У него великолепно раскачаны обе стороны: мужская и женская. Первая отвечает за хлёсткую умную сатиру. Вторая — за гибкую и местами щемящую иронию. Вероятно, именно потому образ девушки Саши вышел настолько тёплым, органичным и одновременно по-юношески задорным, с приблатненными нотками очень обаятельного типажа главной героини. Нужно заметить, что самоирония Пелевина, когда он рассказывает от лица этой героини о мужских нелицеприятных качествах, докручена в этом романе до идеала. Я думаю, такие вещи будет приятно и легко читать как мужчинам, так и женщинам. Первые увидят в Саше (кстати, имя героини тоже как бы пограничное — отличный авторский ход, даже если это вышло бессознательно) необходимый движок и классный переходник, который по своему каналу словно транслирует: «Я ведь свой в доску парень и всё отлично понимаю». Вторые могут вдохновиться завидной моральной силой этой «девочки с мозгами», которая позволяет держать такой модный нынче статус уверенной в себе стильной и развязной комьюнити.

По расхожему афоризму мир — это одна сплошная тайна. И Саша на манер любознательного современного человека стремится эту тайну разгадать в меру своих финансовых возможностей и незаурядного интеллекта без пяти минут взрослого человека, решившегося на долгое и спонтанное путешествие по городам и странам.

Без особых амбиций, но с завидным рвением и неугасающим энтузиазмом Пелевин красиво развернёт лентами дорог все те маршруты, по которым должна пройти его главная героиня в этом закольцованном коварном лабиринте в поисках истины и самой себя. И то, и другое она найдёт совершенно неожиданно и как-то в один момент, словно количество её странствий по известному тезису философии внезапно примет форму качества.

Нужно заметить, что в этом романе текст достаточно лёгкий и ничем не перегружен. Пелевин умудрился написать о мышлении современной барышни с точки зрения её «культурно-духовной бижутерии», (оригинальная купюра автора) — и в таком именно ракурсе всё выглядит иначе и наполняется новыми значениями. Украшать себя лучшим, что предлагает эпоха — здесь начинает постепенно двусмысленно раскрываться заглавие романа «Непобедимое солнце». Начиная от идей самых модных и передовых брендов с их красочными обещаниями познать все тайны эксклюзивного продукта, дотянувшись хотя бы на краткий миг до величия избранных. И заканчивая концептами и контентами виртуальной реальности, которая в нашем веке уже давно стала родной и что ли единственно комфортной, судя по тому, сколько своего драгоценного времени мы в ней проводим. Несмотря на все эти линейные явления, которые уже давно захлестнули нашу жизнь и стали своеобразным альтер эго новой эпохи, Пелевин умудряется быть очень изящным в своих метафорах.

«Мы, женщины (и мужчины тоже) так цветем. Мы находим свои лепестки в окружающем нас мире – и украшаем себя самым лучшим из того, что эпоха смогла нам предложить. Совсем не обязательно с целью привлечь кого-то для размножения и дележа имущества, хотя и это иногда тоже. Мы всего лишь выполняем свою функцию. Цветы ведь тоже распускаются не для пчел. И не для поэтов. И даже не для себя. Они просто раскрываются миру, а вокруг бродят поэты, летают пчелы и ползают политологи Егоры. Цветок существует не для чего-то или кого-то конкретно, а для всего сразу. Разные умы проведут через него разные сечения, и каждый будет думать, что все понял»

Суть постижения сияющей ясности главной героини расписана автором очень тепло, увлекательно, без сложно закрученных метафор и тяжеловесного сарказма. Пелевин по-прежнему высмеивает прелести тусовочного мышления с налётом передового конформизма, но делает это как-то невзначай и по-доброму.

С терпением, заслуживающим именно такого целевого применения, Саша на протяжении всего романа скрупулёзно и вдумчиво отсеивает правду и ложь; элементы мирового обмана и одухотворённые моменты знакомства с собственной душой. Главная героиня, в общем и целом, не против душещипательного нью-эйджа, который часто возводят в статус «учения Будды». Но всё чаще и чаще её острое живое мышление выхватывает лубочную полуподелку, которую хочется обменять на что-то действительно стоящее, живое и подлинное.

Всякие продвинутые фиговины и бизнес-модели, увлекательными предложениями которых под завязку напичкан весь мировой рынок, ведь не могут сойти за тайное и глубокое знание?

За донат можно получить особые «няшки» и «ништяки», которые сложно уловить иным путём, но оправдана ли эта подкупающая и обезоруживающая простота?

Обретение духовного консенсуса с помощью всяких вычурных практик, начиная от психоделического шаманизм-лайта и заканчивая методикой трансерфинга реальности, — ну не может же это быть истиной в последней инстанции?..

Примерно такой маркировкой извечных вопросов занят цепкий и живой ум главной героини в «Непобедимом солнце». Быть может, оттого так трогательно звучат слова её заботливого родителя, в своём роде магната макаронной промышленности, который, безусловно, знает об этой жизни всё самое необходимое, что нужно знать. И который, собственно говоря, от всего искреннего сердца подарил Саше на тридцатый день рождения возможность поехать куда угодно, лишь бы после этого путешествия она вернулась к ним нормальным человеком. Что вкладывает в понятие нормальности отец Саши, уже давным-давно, живущий в прекрасном далеке от своей дочери (именно потому, что менять супруг и любовниц на следующих супруг и любовниц это уже давно для всех нормально) совсем не трудно догадаться из его умозаключений вполне разумного и неглупого человека. Нужно сказать, что у Пелевина нет линейных типажей и ярких антагонистов. Как подлинный классик он накачивает теплом и обаянием буквально каждого, даже второстепенного персонажа. И очень стыдно в этом сознаваться, но лейтмотив отца Саши, который умудрился в коротком абзаце раскрыть всю суть нашей бесконечной суеты, близок и мне тоже. Могу сказать, что эта одна из самых сильных и смелых антитез той мировой «мудрости», которую настойчиво толкают свободные мыслители и продвинутые эстеты передовой мысли, выставляя свою позицию а ля мастера нового учения как единственно верный ориентир и доминант. И, собственно, по мере раскрытия сюжета романа можно догадаться о том, что у такого отца может быть именно такая дочь — живая, предприимчивая и жадная ко всему новому (в хорошем смысле этого понятия) в ключе той мотивации, дабы стать в конце концов цельной и сильной личностью.

«Деточка, о жизни нельзя размышлять, сидя от нее в стороне. Жизнь – это то, что ты делаешь с миром, а мир делает с тобой. Типа как секс. А если ты отходишь в сторону и начинаешь про это думать, исчезает сам предмет размышлений. На месте жизни остается пустота. Вот поэтому все эти созерцатели, которые у стены на жопе сидят, про пустоту и говорят. У них просто жизнь иссякла – а они считают, что все про нее поняли. Про жизнь бесполезно думать. Жизнь можно только жить»

Знаменательные встречи, способные перевернуть всю прежнюю жизнь. Тайные знаки того, что именно сейчас особая «ватерлиния» судьбы разделяет нашу жизнь на особо значимое и тривиально бесполезное. Что-то неуловимое, но страшно манящее, которое хочется всегда поймать в особый фокус и зафиксировать в своём подробном мышлении рационального практика…

Истина — это антоним всего человеческого. Примерно такой шифр даёт от себя в который раз автор на страницах своего нового романа. Главным образом это происходит ещё и потому, что сам человек сам по себе изначальный Вопрос. И Ответ на любой вопрос, что называется, «в упор» никогда не видно. Перевести природу человеческого в измерение трансперсонального — это ещё одно умение Пелевина, которое оттачивается в каждом романе с хитроумной новизной увлекательного сюжета. На своей привычной гибкости мышления пояснив читателю природу божественного, автор, вероятно, ничего нового в «Непобедимом солнце» не скажет: всё пространство напитано сакральными импульсами и движением различных элементов; бог, как вода, существует в нескольких состояниях и плавно перетекает из одного в другое.

«Бог в своем всезнающем аспекте присутствует везде и проникает во все. Сквозь разные состояния и формы проходит единая нервная система, сейчас бы сказали – информационная сеть, пользоваться которой можно даже тогда, когда ты совсем не понимаешь своей природы и состоишь из одного только льда, как снеговик. Ты можешь задавать богу вопросы и получать от него ответы»

Саше придётся заняться собой всерьёз: ни много ни мало, ей нужно научиться разгадывать сложные личные шифрограммы, весточки которых она всё время, как некий музыкальный камертон, получает из накачанного импульсами живого пространства. В этих местах Пелевин умудрился смешать свой тонкий приблатнённый юмор и серьёзный подтекст всего происходящего в романе непосредственно с главной героиней. Суть её путешествия в самом путешествии. Пройти сложный путь от себя прежней к себе обновлённой, вот на что потратит автор уйму времени своей героини и массу своих глубоких гибких оригинальных метафор в различных иносказаниях архаики этого мира. Хотя, что означает время по сравнению с теми маршрутами, по которым планомерно идёт Саша в своих интуитивных странствиях и восхождениях?..

Восхождение на Аруначалу и трогательная встреча с Шивой — совершенно особый опыт, который незаметно и украдкой подточит мышление прежней Саши и постепенно вылепит из неё другого человека. Символизм происходящего в этом романе оправдан в той мере, в которой главная героиня в своих маленьких и больших открытиях этого незаурядного путешествия наблюдает как бы со стороны свой внутренний трансформ и новый стержень другого человека. И это не столько переживание мистического опыта, возле темы которого ходит по обыкновению много кривотолков и восторженно-экзальтированных сплетен, сколько просто (если конечно это бывает просто) наблюдение за теми процессами, которые неслышно идут внутри и делают нас ментально и духовно другими людьми.

Тайна мира и сердце всего — вот, что манит главную героиню приятным миражом на далёком горизонте её потенциальных возможностей и ожиданий.

Подобное путешествие и талант читать такие знаки — это словно внутренний плавный толчок, похожий на синхронистичность в пространстве. Не более того. И слова по обыкновению такое не фиксируют. Это чем-то похоже на безотчётные движения души, через которые мы часто узнаём что-то новое о себе из «банка памяти» внешнего мира. Подобный триггер через ассоциации подсознания запускает этот механизм непосредственно у Саши каждый раз по-разному: иногда ей очень жалко и горько расставаться со своими прежними друзьями и иллюзиями, а иногда она «очертя голову» бросается в новый омут следующих встреч и волнующих знакомств.

Новый поиск ассоциативных связей — не этим ли мы заняты всю свою жизнь, когда ищем ответы на поставленные вопросы?.. Пелевин уже поднимал талантливо эту тему в «Empire V» 2006 года, когда писал от себя: «Мышление становится вампирическим тогда, когда количество дегустаций переходит в новое качество ассоциативных связей». В «Непобедимом солнце» хрупкий опыт познания себя главной героиней прописан мягче и теплее, без брутального и мистического пережима, словно грань между внутренней и внешней оболочкой стёрта автором умышленно. Словно автор не хочет больше от себя в оригинальных метафорах трансцендента усложнять то, что по своей природе не столь сложно.

Психоделическое марево и мираж, исчезающие всякий раз при особом желании близкого знакомства с предметом очередного модного подражания — очередного раскрученного передового учения и направления. Пелевин уже говорил об этом подробно в «Числах» 2003 года на каком-то болезненном авторском сарказме и угловатом, топорном, неуклюжем мышлении главного персонажа. И вновь, более мягко и без суеверного флёра, автор поднял эту тему в ключе высокой иронии главной героини в «Непобедимом солнце».

Вера во всё самое современное, лучшее и продвинутое — а как же иначе? Мы все духовные дети твиттера, нетфликса и трансерфинга реальности — и это ещё одна ёмкая ироничная комбинация авторских умозаключений.

В этом смысле было особенно интересно и познавательно почитать подробно взгляд автора на тонкости современной культуры. В частности, эмодзи — разноцветные и прикольные пикты, как бы накачанные изнутри всевозможным ярким лоском неповторимых импульсов души и нарочито передающие эмоциональный фон своего отправителя. Такой себе исключительный синтетический заменитель всему: личным чувствам, глубоким переживаниям и оригинальному самовыражению. И всё-таки мы их с удовольствием ставим, — что бы такое эдакое страшно не оригинальное и лубочное эти яркие красивые значки и картинки под собой не выражали. Это уже давно необходимая часть жизни, новой культуры и определённая доля нашей виртуальной реальности, которая постепенно перекочевала в объективную. Или никакой другой реальности уже давно не существует, а всё что нам искусственно навязано из внешнего мира, мы давно приняли за своё личное и срослись с этим послушно и безропотно?..

Пелевин, как всегда красиво крутит сложные смыслы, плавно перетекающие друг в друга, и виртуозно путает понятия: это его любимая авторская забава, отточенная в творчестве до завидного мастерства. И это одни из самых вкусных купюр романа. Их внимательно перечитываешь несколько раз — до того здорово и классно они написаны.

А вот, например, объёмные диалоги корпоративных повстанцев, благородных анархистов и приглашённых продвинутых буддистов, которых Саша встретит на дорогой яхте в Стамбуле, читаешь как бы скользя глазами по поверхности этих громоздких абзацев. Хотя этот удивительный бред убеждённых а ля неформалов переменчивых реалий приятен, как не странно, тоже. Так или иначе, но Пелевин не перегружает читателя ненужными доктринами. И это не столько провисания романа, сколько просто уместный комизм создавшейся ситуации. Ища знаки везде, Саша далеко не всегда их считывает верно. И ей предстоит пройти ещё много лабиринтов своего мышления и осознания, чтобы стать взрослее, опытнее, мудрее и хитрее, нежели она была в начале романа. Уметь не слушать и не вникать в то, во что вникать не нужно — это ведь особый талант. Ибо многие вещи вторичны именно по сути своей громоздкой сложности.

Забивая косяки с неизменно «веселящим» эффектом, подобные историки-анархисты и корпоративные новаторы предлагают проекты каких-то сомнительных акций и классно срежиссированных флешмобов — и все, как один из них, по обыкновению это всё фейки. Благородный анархизм такой офшорной коммуны являет собой нестандартную новизну продвинутого мышления и тренда ещё, как минимум, одного свежего дизайна. Говоря простым языком: у штурвала одиозных проектов сегодня стоят обычные бездельники… Прошу прошение… Всё те же криэйторы всё тех же нестабильно переменчивых реалий. Эту тему очень подробно, весело и с присущим только ему великолепным вкусом Пелевин уже крутил в «Generation П» 1999 года — правда, он развернул её тогда в основном в контексте российских реалий тех лет.

В «Непобедимом солнце» Пелевин как бы существенно смещает ракурс мышления и пытается сделать свой концепт мировым. Нужно сказать, делает оно это достаточно интересно. И в новом романе это не выглядит авторским штампом, а талантливо держит основное приключение главной героини в своей глубокой идее самопознания: чем больше всякого бреда Саше удастся отсеять на пути постижения истины, тем глубже и откровеннее ей эта самая истина в финале романа откроется.

Саша на все лады проверяет точность своей концепции, и следить за её похождениям познавательно и полезно для души, интеллекта и саморазвития. Тем более, что общаться она будет не то чтобы с перманентно сумасшедшими персонажами… А только с милыми и мирными психами, за эмпатическими опытами которых безумно интересно наблюдать в качестве внимательного читателя и которые среди прочего любят переодеваться в римских императоров. Уместный косплей с красивой патиной веков — это отчасти развлекательная, отчасти серьёзная начинка романа. В этих местах текст летит стрелой — римской «метательной артиллерией» — ибо речь идёт об эпохе Каракаллы.

На стыке времён, эпох и различных идеологий автор виртуозно смещает акценты и путает понятия. Он очень талантливо, невзначай и как бы между строк задаётся подобными манкими вопросами.

А много ли приобрело человечество в своём мироощущении, когда отказалось от языческих святынь в пользу другой символики и артефактов? Наша вера — это сущность перманентного бытия или тонкие нити имманентного и глубоко личного, про которое невозможно рассказать, а можно лишь пережить однажды на своём опыте? И та любовь, которую мы привычно определяем в чувство необходимого и возвышенного — быть может, это просто тоже тривиальная дань современного мышления, а вовсе не волшебная музыка души?..

Главная Песня вовсе не песня, которую поет бог. Эту песню поёшь ты. Ты сама в тайном храме своей души решаешь, быть миру или нет. Ты выбираешь, дать миру еще один шанс, или нет. Это твой мир. Он существует только потому, что ты так хочешь, и ты всегда можешь выключить проектор, который его создаёт. Твоя душа так захотела – быть тем, чем она стала. Она отдыхает здесь от своего всеведения и всемогущества. Поэтому не завидуй тем, кто велик и силен. Они невероятно нелепы.

Нет ни сна, ни мира, ни времени, ничего. Только любовь, только бог и эта песня. Но никто не должен помнить секрета. Если люди будут знать его, они перестанут играть в жизнь, когда им станет по-настоящему больно. И по этой причине утром я забуду все. Но у меня появится – непонятно откуда – сила жить дальше»

В определенной степени можно сказать, что этот роман сделан по лекалу Главной Песни, которая словно музыкальная петля закольцована сама на себя и звучит всегда. Но мы про неё всегда успешно забываем, чтобы музыка могла звучать дальше и казалась всегда новым набором аккордов, нот и коннотаций. Поскольку ее поёт бог, эта песня волшебная и слышит сама себя. Мы сами и есть эта песня. Всё проходит и все исчезает. Лишь только этот древний мотив всё время звучит. И чтобы его услышать, нужно научиться слушать тишину. Это ещё одна притча, талантливо вплетённая автором в канву произведения.

В этих местах романа Пелевин красивый и яркий, как огромные южные звёзды и одновременно тёмный и аскетичный, как огненные протуберанцы. Эклектика разных по стилизации глав воплощена автором идеально. Все стыки повествования виртуозно и красиво заглажены — мягко переходя из одной эпохи в другую, они словно формируют одну эру человечества, которая всё время длится и длится.

Ярким роскошным акцентом (и это определённый спойлер «Непобедимого солнца») пульсирует Sundancer в замысловатом сюжете романа. Пересказывать эти места нелепо, бесполезно и бездарно. Всё это нужно только увидеть — увидеть и пощупать глазами и тактильными рецепторами души главной героини. В тех психоделических сновидениях, в которых Саша сквозь призму веков, словно в приоткрытую только для неё потаённую дверцу, переживает заново опыт уже случившегося и примеряет на себя сакральные образы давно ушедших богов, мастерство Пелевина достигает своего апогея.

Раззолоченный солнечным огнём и богатыми доспехами стражи священный летний бег Вария Авита. Лучи античной свободы, которые символизируют непреклонную силу, мужество и могущество того, кто в них заслуженно купается. Пластический танец и талантливая, от самой души и сердца, пантомима, на языке которой этот юный мальчик Элагабал считывает метаморфозы старого мира.

Сумел ли он в своём смелом опыте постижения законов мироздания дать миру новое направление? Постиг ли этот юный сакральный лицедей действие божественной машины (сакрального Камня), которая своим проектором постоянно словно высвечивает новый ракурс всех возможных вариантов? Сумел ли выйти за границы человеческого, став при этом не только умным, а ещё хитрым и ловким в своих мыслях и поступках? Эту плотную интригу Пелевин великолепно держит до самого конца романа. И местами это похоже на его концепт из «Созерцателя тени» (из сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы» 2010 года). С той ощутимой разницей, что известное учение Платона о мировой душе Пелевин развернул в «Непобедимом солнце» шире, ярче и подробнее.

В моём случае это невозможно переложить на привычные слова, ибо для подобного умения мало просто способностей изложения — здесь нужен особый талант художника и смещённое латеральное мышление на уровне глубоких метафор многослойного текста. В потенциале Пелевина не стоит сомневаться хотя бы по той причине — так красиво и виртуозно микшевать между главами приблатнённый «разговорник» новой субкультуры, красиво завуалированную архаику нашего мира и сложные переживания главной героини умеет далеко не каждый автор. Пелевин в этом романе великолепен. Его текст эклектичный в своей подаче, но цельный и плотный относительно всего романа. Автор очень удачно и ненавязчиво вплетает в роман различные мифы и этим как бы собирает богатым спектром несколько разных эпох в одну. Кроме всего прочего, Пелевин отлично держит состояние тревожного ожидания. И поэтому следить за приключениями его героини интересно вдвойне.

«Всякая тайна всегда на виду, если уметь читать язык простого» — это та авторская глубокая и надёжно спрятанная подсказка, которая держит основную интригу романа и которая влечёт за собой главную героиню идти вперёд, распутывая при этом сложные клубки двойных смыслов и витиеватых ребусов её потенциальных знакомств.

Саша по воле холерического вихря своих приключений оказывается втянутой в различные игры гностиков. Но именно наедине с собой, в том закольцованном сне, который ей всё время снится и от которого она не может очнуться, главная героиня старается научиться считывать простоту. Потому что именно простота и ясность её нового мышления способны открыть все двери тех лабиринтов, в которых блуждает её сознание, перегруженное образами и необычными событиями. Саша очень внимательно следит за процессами в своём сознании, одновременно фиксируя всё, что происходит вокруг. Она, можно сказать, постигает особую технику созерцания. И постепенно эта вчерашняя статичная девчонка учится ловить весточки из самого источника мироздания. Вот, собственно, чем занята главная героиня на протяжении большей части романа.

Ум в сердце помести — это та сакральная тайна, к которой она хочет прикоснуться и это суть её глубокого путешествия. Не только внешнего — по городам и странам. Но в первую очередь — внутреннего путешествия к самой себе.

Можно с уверенностью сказать, что Пелевин во многих местах романа недвусмысленно выражает мнение агностика: Мир не познаваем. И делает он это так тонко, так поэтично и так красиво, что подобное мышление не выглядит сухой идеологией. Это похоже на метафору той сакральной материи бытия, в ткань которой автор виртуозно вплетает разноцветные шёлковые нити — свои мысли и личные откровения. В частности он предполагает, что никакого могучего когнитивного акта, привычного нашему уму познания, на самом деле нет — как бы прогрессивному человечеству не хотелось верить в обратное. Есть лишь фрактальная иллюзия, которая при каждом к ней приближении, отодвигается ещё дальше и делается ещё загадочней. Возможно, всем управляет циничный демиург. А возможно, этот мир создали таким, потому что иллюзия для него — это некий компенсаторный механизм. Ведь если бы человек сумел рассмотреть истину, смог бы он её принять, не свихнувшись при этом от увиденного?..

В финальной части романа Пелевин словно напластовывает свои мысли на определённую авторскую философию. И делает это так красиво, словно нанизывает жемчуг в ожерелье.

Проектор «Непобедимое солнце» — это не что иное, как одушевлённая реальность. И она за гранью понимания привычного мироощущения человека.

Различие исторических эпох как раз подтверждает тот факт, что их создавали разные люди. Soltator — это возможный лидер, наделённый определёнными душевными качествами личной мудрости и харизмы. Сердце и ум танцора это и есть ключ к Камню, который словно некая консоль находится на периферии всех возможных вариантов развития и развилки будущего.

Подобный танцор может в своём роде совершать условный перезапуск иной реальности. Эти тайны постигает в том числе Саша. И именно подобного исполнителя божественного танца из античного Рима через сны всё время трогает за самые чуткие струны души главная героиня романа. Возможный концепт обновления её личного имманентного, через нить которого виртуозно вплетается перманентное — это ещё одна талантливо брошенная читателю фишка Пелевина с той условной мотивацией: А найдёт ли именно читатель выход из этого сложного лабиринта условного нагромождения сложной и местами обманчивой философии?..

Выбор Soltator*а, в котором в том числе участвует Саша, того условного лидера, который наделён особым талантом вытанцовывать новую реальность, обнуляя при этом прежний порядок вещей, в природе событий происходит по принципу случайной лотереи и похож по своей игре на живые шахматы, где на доске остаётся главная фигура, от которой зависит всё. Цель всей этой игры, как бы парадоксально это не звучало, и всё-таки это так, сохранить жизнь и проекцию новой иллюзии. Именно ту привычную для нас иллюзию, в которую мы на мощном потенциале своей генетической памяти многих поколений человечества, привыкли искренне и наивно верить. Истина для мышления человека — это слишком много и в чистой (кристаллизированной субстанции) она нам не нужна.

«Вселенная – вовсе не то, что пишут в учебниках по астрономии. И не то, что говорят попы. Каждая душа создаёт свой мир, но все души, как нити, переплетены друг с другом… И все они – одна и та же нить, одна мгновенная бесконечность, одна и та же заблудившаяся в себе пустота, одна неразделимая боль и радость. Ты хочешь, чтобы это было? Или ты хочешь, чтобы этого не было?»

Что же на самом деле случилось с Сашей, когда она в своём сознании соткала две параллели реальности? Пусть на это каждый вдумчивый читатель ответит сам. Был ли это определённый психический эффект, которым сопровождаются многие ретриты или это был живой поток ещё одной альтернативной реальности, с необходимой клавишей Restart — реальности, дошедшей до своего ущербного финала?..

Так или иначе, автор оставил эту риторику на откуп своему вдумчивому читателю, вероятно, надеясь на то незримое обстоятельство, что у каждого своя карта реальности и сознания. И, стало быть, у каждого будет свой обязательный рефрейминг и переформатирование. Ну а то, что после такого плотного и сильного текста оно у внимательного читателя всё-таки случится — этот аспект безусловен. Так или иначе, в «Непобедимом солнце» читателю представляется уникальная возможность внутри себя мужественно сделать все возможные выборы, которые сделала героиня. И иметь дело с их глубокими последствиями. Это ещё один посыл романа, спрятанный под толщей античной мудрости древнего мира.

Сложно выставлять такому Пелевину дифференцированную оценку.

Да, возможно, он не сказал в этом романе ничего нового относительно всего своего прежнего творчества, — ничего такого, о чём не было упомянуто много раз в других его произведениях. Но суть подобной авторской оригинальной манеры в том, что его можно читать буквально с любого романа и всё равно, так или иначе, получишь подробное представление о стилистике Пелевина, качестве его текстов и особенностях авторского мышления. Даже в условных циклах на обороте книги сам автор даёт подобные аннотации: такой-то роман условной дилогии (речь здесь идёт о цикле «Рама II») можно читать безотносительно его хронологии. Плюс это или минус, иметь подобную творческую подачу — я, определённо и с полной долей уверенности что-то отрицая или что-то доказывая, сказать от себя наверняка затрудняюсь. Могу лишь, ёмко резюмируя, расписать с полной долей уверенности и личного обожания преданного читателя следующее:

Эмодзи_это_самый_любимый_и_классный_автор_в_современно й_литературе_который_вновь_удивляет_и_радует_несмотря_ ни_на_что.png





2761
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 22:33
Ох... Мне б так научиться писать рецензии...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 22:37
Вы так быстро уже прочитали? Мне бы так научиться быстро читать — в смысле не по диагонали:-D

А Вы серьезно или что-то не понравилось?8:-0 Конструктивной критике всегда адекватно открыта, честное слово:-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 22:42
Не прочёл, но количество букв вызывает уважение.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 22:50
Спасибо за коммент. Внимание к Пелевину всегда приятно.

По рецензиям Стивена Кинга читайте — искренне рекомендую. Его бестселлер «Как писать книги» как раз про это. Удачи и Вдохновения в потенциале любого адекватного творчества искренне желаю8-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 22:52
Спасибо за пожелание, но С. Кинга я не читаю.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:20
Совсем не читаете, да? У Кинга с Пелевиным есть, как минимум, одна мощная смежная тема. В «Непобедимом солнце» она тоже очень сильно и красиво фонит8-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:30
Кинг на сегодняшний день исписался полностью, конечно, имхо. Из русского постмодерна мне Сорокин намного ближе и понятнее. Но Пелевин тоже очень достойно пишет. До «Солнца» я пока ещё не дошёл..
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:36

цитата Petr

Кинг на сегодняшний день исписался полностью, конечно, имхо.

Есть мнение, что он давно уже не сам и пишет. Слишком уж часто выходят новые книги, и слишком мало в них действительно нового.
Впрочем, здесь Кинг — это явный оффтоп.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:42
У Кинга есть великолепная тема (условный цикл о писателях «Баллада о гибкой пуле», «Секретный сад», «Тёмная половина») где он пишет, как вытанцовывать себе реальность со знаком минус. Он очень крутой в своих лучших произведениях
У Пелевина тема Sundancer сделана теплее и не так цинично. И вообще книга очень тёплая и умная вышла. У меня возникло интуитивное чувство, что в новом романе Пелевин поставил себе адекватную задачу: расширить свою целевую аудиторию. Ну пусть его читают и блондинки — я ведь правильно понимаю, что они далеко не все глупые, а только натуральные?:-D
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 10:41

цитата neo smile

У меня возникло интуитивное чувство, что в новом романе Пелевин поставил себе адекватную задачу: расширить свою целевую аудиторию.

Ну, то что автор снизил планку, это, на мой взгляд, — очевидно. Ибо текст (по крайней мере в начале романа) значительно упрощен в сравнении с предыдущими текстами. Зачем именно он это сделал, намеренно или нет, — вопрос открытый.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 13:43

цитата avsergeev71

Зачем именно он это сделал, намеренно или нет, — вопрос открытый.

У есть своя личная версия читателя в смысле того, как именно у меня сложилось с восприятием этого романа:-)
Мне показалось, что упрощение именно такой подачи в первой части романа оправдано в той степени, что именно вторая часть более плотная и тяжеловесная. В ней много философии и фрактальных иллюзий, которые мне, например, было очень тяжело трактовать и раскрывать в своём воображении что ли. Ну это мои личные заморочки в контексте именно наработанного интеллекта — и возможно, у другого читателя всё случится много проще с раскрытием концепта этого романа.
Знаете, могу (без спойлеров) искренне поделиться своими ощущениями от всего романа в целом8-) Такое было чувство от всего прочитанного материала, будто садишься в какой-то самолёт, который медленно разгоняется, потом поднимается куда-то очень высоко (ну метафора, понятное дело и, я конечно не могу точно сказать, что это за транспортное средство:-)) потом он попадает в какую-то очень не хилую зону турбулентности... Классная такая «болтанка» вышла! Настолько Пелевин круто и плотно излагает свои многослойные концепты. А потом автор мягко идёт на посадку и выводит такой ясный, чистый и прозрачный финал. Вау! У меня очень мощное послевкусие, честное слово:-)
И у меня остался какой-то очень приятный тремор самых сложных ощущений и пережитых личных эмоций на уровне принятия себя что ли после этого «Непобедимого солнца». Возможно, у всех всё будет по-разному. Но мне показалось, что упрощения оправданы именно силой инерции такой подачи текста. Потому что мне вот, например, эпический размах в S.N.U.F.F было в своё время очень сложно читать. Такое было чувство, будто постоянно разгадываешь гексаграммы Книги Перемен, а не читаешь художку8:-0 Хотя этот роман про Дамилолу и его Каю всё равно в списке любимых стоит.

В этом именно смысле новый роман сделан более плавным что ли. Мне понравилась такая подача — я в восхищении от такого Пелевина. Роман в иерархии базы ФЛ от всей искренней души оценила на Десятку. В рецензии этот вопрос не акцентировала — мне показалось, что именно для подробного разбора текста (с оригинальными купюрами автора) это лишнее. Каждый сам сделает вывод — его это тема или нет.
Как-то так на тему упрощения — ну если ёмко и по существу вопроса:-)


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:13
Воистину, рецензия достойная романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:19
Спасибо за Ваше мнение:-)
Вы уже прочитали нового Пелевина? Как Вам его Непобедимое солнце — понравилось?
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:24
Скажем так, я начал его читать. Пока не могу сказать, что это — лучшее, что написал автор. Но может, дальше пойдет пободрее.
Не считаю себя поклонником Пелевина, но некоторые его вещи мне очень даже зашли. «Чапаев и Пустота», например.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 23:48
Ну я фан — и это, вероятно, видно из рецензии:-) Хотя, честное слово, старалась излагать с холодной головой и максимально избежать спойлеров — не люблю такого вредительства.
Что касается начала романа... Ну я читала с электронки. И в таком формате роман разделили на две книги (две части романа). Первую я читала с ироничной улыбкой — я люблю Пелевина любого. А вот во второй пришлось сильно-сильно напрягать мозги. Хотя я не блондинка:-D Но тяжеловато пошло8:-0 Хотя конец... Он окупает собой всё. Так просто и так звонко. И так аутентично нашим реалиям! Всё, спойлеров больше не даю8-)

Чапаев и Пустота — это да! Классика от сильного автора и новый твист в постмодерне: первый роман про абсолютную Пустоту. Я ещё обожаю его Generation П из 90х и сборник «Жёлтая стрела». Читали, быть может?;-)


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 02:01
Потрясающая рецензия, спасибо!) Вы молодец!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 04:36
Спасибо огромное:beer: По сути долго предварительно наблюдала за мнением (и различными тенденциями критериев оценочного суждения) читателей в ветке форума Пелевина. Помню Вашу адекватную десятку этому роману;-) И видела Ваш красивый информативный книжный отзыв — лайкнула с искреннем и уважительным удовольствием8-)

Ваша оценка приятна вдвойне — Вы ведь дочитали этот роман до конца. Я верно поняла, да?:-)
И Вы тоже фан Пелевина или просто новый роман этого автора так классно зашёл?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 10:20
Фанат )
Пару лет назад перечитал все рассказы в хронологическом порядке. Романы читал все по мере выхода )
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 13:26
Спасибо — это приятно:beer: В смысле такое именно внимание к творчеству ПВО8-)
Я сейчас с удовольствием вновь читаю Чапаева и Пустоту. Ребята из этой ветки приятно заразили:-)
Прикольная вещь — и, на мой взгляд, аутентичная у автора. Правда, много позже он напишет «Т» и многие метафоры в новый роман талантливо перетащит / обыграет на новый лад. Ну автор имеет на это право — это его оригинальная вселенная и он в адекватном ключе всё время её что ли апгрейдит. Не всем нравится такой подход к творчеству. Но я вот с удовольствием жду и докупаю такой soft каждый год — я люблю играть в такой креативный конструктор, честное слово8-)


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 05:03
Отличная рецензия:cool!:. После «S.N.U.F.F.», ПВО не написал не одного более менее оригинального текста, конечно ИМХО. Последняя книга, которую я прочитал у Пелевина, была «Тайные виды на гору Фудзи», довольно неплохо. «Непобедимое солнце» вероятно буду покупать, благодаря вашей рецензии. Спасибо большое за неё.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2020 г. 05:28

цитата андрон966

«Непобедимое солнце» вероятно буду покупать, благодаря вашей рецензии.

О!8-] Вот как?;-) Это очень изысканный комплимент, честное слово. Виктора Олеговича обожаю и уважаю — но буду требовать роялти что ли с продаж в таком случае:-D

И если серьёзно... Ну у меня к Пелевину очень тёплое отношение, и я слышала подобное от многих фанов: я в любом случае покупаю книгу. И в любом случае её читаю. Я делаю определённую скидку автору, если что-то у меня как у читателя не пошлО с первого раза. И я понимаю (интуитивно) как сложно гнать 400 страниц в год и быть всё время в хорошей форме незаурядного автора.

Насчёт «Непобедимого солнца» знаете какая аллюзия включилась?;-) Мне показалось роман эклектичен в том числе по той причине: Пелевин писал его кусочками не один год. Ну просто он мог собирать какие-то абзацы, которые по лимиту не вместились в «текущий» роман. Это всё мои домыслы и фантазии, понятное дело. Я не видела интервью на эту тему. Если что-то вдруг интересное попадётся на эту тему, кидайте ссылки в том числе сюда. Буду искренне признательна за инфу по любимому автору:beer:

цитата андрон966

После «S.N.U.F.F.», ПВО не написал не одного более менее оригинального текста,

Да, Вы определённо правы... Не хочу сейчас подсматривать в иерархии (не всё помню наизусть) но S.N.U.F.F у ПВО стоит особняком8-)
Это роскошный роман. В каком-то смысле пророческий. В каком-то аллюзия на Андроидов ФКДика. Ну Пелевин имеет на это право — постмодерн сам по себе аллюзия на что-то в контексте этого направления.
Фудзи, да, тоже очень хороша. Ну для тех кто любит крепкую сатиру. И там автор конечно классно так чисто на мужской акцентуации талантливо отработал. Новый роман в этом смысле теплее, гибче и на первый взгляд, легкомысленнее. Зато написан с большим покрытием потенциальной целевой аудитории. Это ведь тоже особый талант — так работать, честное слово8-)

цитата андрон966

Спасибо большое за неё.

Вам спасибо огромное за обратную связь и за труд чтения моей статьи. Работать для таких читателей — это счастье:beer: Спасибо всем ребятам — я очень-очень тронута8:-0


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 21:01
Автор-то самый любимый да только и Солнце самая отстойная книжка из его творчества. Даже Фудзи в сравнении с ним почти шедевр. Блондинки спасают мир да. Ну и гонорар тоже штука неплохая, а развивать персонажей это удел слабых. Немного спасает древнеримская часть но это только половина книжки. А все остальное твиты-интаграммы да лгбт с мантрами. В сущности Пе сам простебал свои поиски пустоты и прочие духовные практики по обкурке. То ли переобулся то ли подустал от них.

— Доктор я проглотила вишневую косточку, теперь я умру?
— Все когда-нибудь умрут
— Ах, доктор что я наделала теперь все умрут :-(((

Так почти и случилось, но в последний момент девочка Саша придумала себе новый мир и все стало как раньше. Профит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 23:06

цитата genametr

Так почти и случилось, но в последний момент девочка Саша придумала себе новый мир и все стало как раньше.

Слово «придумала» не совсем точное;-) Там, на мой взгляд, другой финал закономерно вышел: Саша Орлова вернулась в тот мир, который так плох, что создать его может только блондинка. И это не софистика, на мой скромный взгляд. Иногда, когда наблюдаешь за этими процессами социума и всякими прогибонами индивида, первое что приходит в голову: Блин, как мы в этом всём каждый день живём, а? И свыклись же потихоньку и ничего другого для себя не хотим. И даже иллюзии какие-то не самого высокого полёта для себя выбираем.

цитата genametr

Ну и гонорар тоже штука неплохая,

Интересная тема. Но если честно, не владею вопросом в принципе: сколько берут себе издатели и ведь у каждого автора свой договор и личные условия сотрудничества, как я понимаю.

цитата genametr

Даже Фудзи в сравнении с ним почти шедевр

Да, Фудзи очень сильный роман. Крепкая сатира. Ну сатиру не все любят. В «Непобедимом Солнце» Пелевин, вероятно, попробовал новую грань: написать книгу как проявление высокой иронии главной героини. Ирония — это более тонкая эмоция. И в новом романе всё сильно на любителя. Но мне показалось, что юмор в принципе узнаваемый и чисто пелевинский что ли. Ведь обаятельная и прикольная девчонка эта Саша, когда сказала (это не цитата — из головы пишу): Ну что ещё сказать о своих родителях. А больше нечего... Кроме того, что факт нелепого появления на этот свет я им давно простила. +100 такому Пелевину — отлично излагает, как всегда8-)

А Вы фан ПВО, как я поняла, да?:-) Знаете, что ещё в тему скажу: такое странное чувство, что мы сами придумали популярность Пелевина, а он пишет всегда одинаково. Я сейчас читаю «Чапаев и Пустота» и если честно в крайнем недоумении: А чем твисты Марии, Шварцнеггера и Петра Пустоты отличаются от приключений Саши Орловой?.. Тот же красиво навороченный бред, если честно. Только вместо блондинки несколько откровенных психов по рваным главам абсолютно бестолково прыгают / сквозь пустоту путешествуют, — без особой мотивации, если задуматься над идеей романа 1996 года. Это я всё к тому, — ну это автор в принципе такой. А что мы от него хотим? Ну я люблю его любого — именно за этот бред. Хотя на данный момент у меня не все романы его прочитаны. Что-то пока просто банально не идёт. И это ведь всё в пределах разумного. Для каждой книги своё время. Быть может, потому и новый роман не у всех хорошо откликается. Мне трудно что-то сказать определённое на эту тему, честное слово.

Вы на конкурсе Колфан с рассказом не участвуете случайно?:-) Я без иронии спрашиваю. У меня первая тема хорошо зашла «Последний мореплаватель этого света» — вот как раз про таких как Пелевин через проекцию лирического героя и метафору заглавия очень хочется насочинять: Куда он, блин, плывёт всё время со своим красивым личным бредом? Направление не совсем понятно — в Пустоте ничего не различить:-):-D

Спасибо за Ваше мнение. Любым адекватным комментом дорожу в своей АК. Интересно было почитать Вашу развёрнутую точку зрения.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 23:17

цитата neo smile

Я сейчас читаю «Чапаев и Пустота» и если честно в крайнем недоумении: А чем твисты Марии, Шварцнеггера и Петра Пустоты отличаются от приключений Саши Орловой?

Да ничем не отличаются. Как по мне, это самое слабое место в почти шедевральном романе. Я все время недоумеваю, для чего автор ввел этот эпизод со Шварценеггером.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 23:39
Я дочитаю на свежую голову, скажу что от себя в ещё одной перечитке заново поняла:-) Пока буквально и банально трактую. Это очень мощное переживание клиента (Марии) через которое он путешествует через эту самую Пустоту. Ну так получилось, что оно у него вполне окрашенного эротического характера8:-0 Ну что поделать — каждому своё...

цитата avsergeev71

Я все время недоумеваю, для чего автор ввел этот эпизод со Шварценеггером.

Вы имеете ввиду именно в качестве сюжетообразующего элемента, да?;-) Потому что именно то, как это написано... Ну это классный такой КВН для взрослых. Классный стеб самой встречи и характера отношений этого брутального бойца и этой сентиментальной девушки.

А вообще Пётр Пустота один из самых любимых типажей у Пелевина. Мне кажется это альтер эго. Очень обаятельный, умный и крайне не решительный персонаж. Он всё время рефлексирует (Саше Орловой, да, далековато до таких переживаний) Ну мужчины просто от природы умнее, с этим трудно спорить — так устроено их условное 3D мышление (если через метафору ёмко сказать):-)
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2020 г. 23:59

цитата neo smile

Вы имеете ввиду именно в качестве сюжетообразующего элемента, да?

Именно. Образ Шварценеггера рвет общую декадентскую атмосферу романа. А эротика тут совершенно не при чем.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 21:05
Почему не причём — это ведь одно из самых сильных переживаний героя из психушки, которое держит в том числе основную интригу романа. Вы наверное просто забыли, — в смысле давно читали?:-)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 21:22
Я наверное не точно выразился. Эротика тут конечно же «при чем». Просто эпизод мне не понравился не из-за содержания в нем эротики, а из-за наличия в нем Шварценеггера. Хотя допускаю, что я не смог постичь задумку автора. В общем, эпизод со Шварценеггером мне показался чем-то инородным в общей ткани повествования.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 23:23

цитата avsergeev71

Хотя допускаю, что я не смог постичь задумку автора. В общем, эпизод со Шварценеггером мне показался чем-то инородным

Я тоже не могу стопроцентно ручаться за то обстоятельство, что я доподлинно поняла задумку романа 1996 года. Но если рассматривать «Чапаев и Пустота» как раннее и очень смелое творчество — эпизод со Шварценеггером не выглядит откровенно неуместным эпатажем относительно всего романа. Потому что подобные переживания — подробно запечатлённые в картинах на уроках арт-терапии в психушке — есть и у другого персонажа. Сердюк и Кавабата тоже постигали какие-то эротические тайны через культуры обоих народов. Автор пояснил в ироничной форме, что это определённое слияние и синтез двух разных ментальностей (инь и янь России и Азии) Это ещё можно трактовать как некий «абрис» Человека Мира. И эту тему Пелевин так или иначе упоминает в новом романе — корпоративные повстанцы и приглашённые буддисты (вернее метафора их введения в канву романа) ещё одно талантливое упоминание этой темы. Здесь всё имхо, разумеется. Интервью на эти темы мне пока не встречались.

В общем и целом согласна — Пелевин работает на самоповторах. Это можно принимать, а можно отвергать. На мой взгляд, это стереотипы (часть прошлого опыта) его стиля и авторской подачи, которые сделаны довольно интересно, узнаваемо и очень талантливо:-)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 23:59

цитата neo smile

Это можно принимать, а можно отвергать.

Ну, можно ведь еще просто читать. :-) Особенно если относиться к писателю просто как к писателю, а не к пророку или мессии.
Даже великие авторы не всегда пишут сплошь одни шедевры. И это — нормально.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 01:10
Всё верно:-) Если мне не изменяет память, ярлык пророка на Пелевина абсолютно неуместно прицепила Юзефович в своих рецензиях.
Никогда такого определения не слышала от самого автора. Даже через лирического героя ему эта тема не близка.

Да, Вы правы — можно просто читать. Ведь условная категория «моё / не моё» закономерно формируется именно в процессе чтения8-)
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 00:33

цитата

А Вы фан ПВО, как я поняла, да?
Я полуфан :-))) Нравится но не все :-((( К примеру эпизод со Шварцем тоже вызывает недоумение. Но это сейчас. А тогда он был народный герой наравне с Чапаевым и у всех на слуху. Ровно так же как Просто Мария. Вот Пелевин и воткнул их для слияния с массами. Пипл любит такие пасхалки.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 21:10

цитата genametr

полуфан Нравится но не все

Ранее / среднее, да?;-) А позднее творчество (уже позже нулевых десятых) не важно идёт?..

цитата genametr

К примеру эпизод со Шварцем тоже вызывает недоумение. Но это сейчас. А тогда он был народный герой наравне с Чапаевым и у всех на слуху. Ровно так же как Просто Мария. Вот Пелевин и воткнул их для слияния с массами. Пипл любит такие пасхалки.

Да, это правда. Во всяком случае, у меня по ощущениям идеальное совпадение. Вообще Пелевин неплохо работает на масслайк: у него даже условный проходняк очень симпатично сделан. Возможно, в этом отчасти и мотивация написания нового романа: А что будет если через блондинку сказать всё то же самое?..
В общем, да — даже фаны разделились в своей оценке — не все пока это его новое Солнце приняли.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 21:19
Ранние книжки у него были очень разные. А тут что называется «писатель нашел себя» :-))) поставил дело на поток. Не всем нравится читать одно и то же из книжки в книжку. Но кому-то наоборот так гораздо комфортней когда никаких неожиданностей.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 21:24

цитата genametr

поставил дело на поток. Не всем нравится читать одно и то же из книжку.

Согласен. Автор уже все сказал в предыдущих книгах. Начался самоповтор.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2020 г. 23:12

цитата genametr

Не всем нравится читать одно и то же из книжки в книжку. Но кому-то наоборот так гораздо комфортней когда никаких неожиданностей.

Ну отчего же?;-) По сравнению с олигархами из Фудзи перманентная блондинка ещё какая неожиданность8-)
Ну у Пелевина есть культовые вещи, а есть просто лично любимые. И у меня не всегда между этими двумя условными категориями прям идеальные совпадения:-) «Непобедимое солнце» — лично любимый роман. Не факт, что он станет культовым. И узнавать (отождтествлять) Пелевина будут, вероятно по-прежнему с Generation и Чапаевым. Возможно «Ананасная вода» ещё в этот список попадает. Отличный сборник и определённая вершина его творчества. Одна Операция «Burning Bush» чего стоит — отличная повесть. В своё время просто улетела!
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 00:40
Прочитайте «Священную книгу оборотня» Тоже от лица дамочки написано. Но дьявол как всегда в деталях. На мой-то взгляд разница очевидна — лиса А-Хули куда более интересная личность, чем эта «девочка Саша» Может просто время было другое — «ветер перемен» и т.д. Бардак и беспредел, но и свобода и надежда тоже. Теперь Пелевину уже так не пишется. Вот и персонажи измельчали. Блогеры, инстаграмм, мальчики, тусовки... Пошло все это. И никакой надежды. В лучшем случае все станет как было. Стабильность жеж. Наверно это даже не вина писателя — мир вокруг испортился.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 01:21

цитата genametr

Прочитайте «Священную книгу оборотня» Тоже от лица дамочки написано.

Я читала — любимый роман:-) В тексте статьи в двух словах упоминала об этом прикольном женском персонаже в качестве потенциального сравнения. Да, А Хули сильнее и глубже. Ну тыщу лет на свете живёт — при таком космогоническом опыте и дурак поумнеет:-D

Насчёт «Непобедимого солнца» — роман в который раз написан через концепт буддизма. В нем в отличии от христианских канонов нет избранных, а есть просветлённые. И просветлённой — при тщательной внутренней работе над собой (Пелевин подробно расписывает все возможные техники внутреннего созерцания) — может стать любой. Даже блондинка8-) Было бы желание и искренняя мотивация — остальное приложится:-)

Насчёт пошлости — согласна с Вами. Только ведь не Пелевин виноват, что измельчали концепты современной жизни. Автор талантливо транслирует, а не лакирует. Если бы лакировал — вот это было бы пОшло. Как любой художник отражает то время в котором живёт, так и Пелевин принципиально заземляет своих персонажей. А Хули сегодня уже не пойдёт в своём концепте — эти доктрины ведь никому не нужны. Потому что чем дальше — тем очевиднее: Мы все духовные дети твиттера — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ФЛ в этом смысле очень классный и глубокий ресурс. А практически вся сеть живёт на пошлом и дешёвом концепте кликбейта. Кстати, да, видела краем глаза как на форуме в ветке Пелевина ФЛ абсолютно бездарно (чисто, чтоб подкачать ролику количество просмотров:-))) — а смотреть и слушать там нечего!) протаскивают видео какой-то девчонки-малолетки, которая якобы что-то поняла в романе... Саша Орлова поумнее будет этих юных начинающих блогеров, честное слово, которые своими шедеврами взрывают сети... В этом смысле лучше что ли Юзефович почитать — она хотя бы академично излагает.
Ну это же очевидно. Так про каких героев сегодня писать?;-) Про синтетических и лубочных?.. Или всё-таки реальных? Мне больше нравится правда от любимого автора — именно за неё его и люблю8-)

цитата genametr

И никакой надежды.

Надежда по принципу имманетного есть всегда. Есть сознание личности и именно оно определяет карту вселенной. Ну вторая часть романа как раз про это. Как смогла подробно (и со спойлерами) указала этот значимый акцент романа в статье.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 05:46
Ну вот и Пелевин решил — чего париться, выдумывать новое, найдется много читателей которых устроит и такая «правда» и такие «герои» Еще и себя узнают вот кайф-то.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 10:01

цитата genametr

Ну вот и Пелевин решил — чего париться, выдумывать новое, найдется много читателей которых устроит и такая «правда» и такие «герои» Еще и себя узнают вот кайф-то.

Ну, справедливости ради, откуда возьмется новое, если (как опять же совершенно справедливо отмечено выше) не изменился ни автор, ни его окружение (окружение — в разных смыслах: от близких до государства)? Вот «святые» 90-е — да. Там менялось все очень быстро и постоянно. Поэтому истоки творчества Пелевина идут именно оттуда. Но любой источник рано или поздно иссякает. Да и возраст уже... В его годы все меньше тянет на эксперименты, по себе знаю, хе-хе.
С другой стороны, издатели... Я вот слышал про странную концепцию «каждый год по книге». Каким-то литературным негритянством попахивает.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 13:58
Все так. Вряд ли Пелевин однажды сел за стол и решил гнать халтуру вместо шедевров. Просто не пишется так легко как раньше, а сроки жмут. Да и гонорары говорят упали. Когда из триады «быстро, дешево, качественно» два параметра уже выбраны получается... ну вот как сейчас.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 13:56
То есть Вам бы было лучше, если бы он совсем забросил писать и занялся чем-то другим, да?
Я верно Вас поняла?

Ну это на перфекционизм очень похоже. Могу в эту тему сказать про себя: я всеядный читатель. ПВО ведь в любом случае удалось создать свою авторскую вселенную, а самоповторы есть у всех
У ФКДика, С. Лема, Р. Желязны очень много самоповторов, но это ведь на умаляет всего их творчества и не ведь не делает их менее значимыми писателями. И да, вопрос гонораров для того же Филипа Дика очень остро стоял. Это зарплата, — мы ведь тоже ходим на работу и даже порой не задумывается, а заслуженно ли нам платят эту самую зарплату. Зато от авторов требуем только высокого качества — а в чём здесь существенное отличие на Ваш взгляд?:-)
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 14:01
Могу вам только позавидовать — сколько хороших книг вас окружает:-))) Мне просто обидно что хороший писатель превращается в серийного. Пелевин столько топтал современное искусство и вот теперь познал дзен ^_^ и тоже штампует цветные прямоугольники словно какой-нибудь Марк Ротко. Правда до гонораров последнего ему далеко :-(((
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 14:07
Я Вам могу сказать даже больше. По сравнению с фантастами новой волны Пелевин ничего нового не написал;-) Ну и что? Жанр потсмодерна это окупает и оправдывает. И я в этом смысле ничего ни с чем не сравниваю. Хотя отчётливо слышу откуда ПВО списал, например свою Каю из S.N.U.F.F — из Андроидов Дика8-) Но ведь никто ПВО за это не ругает, да? Только самовторы ему периодами вспоминают — в этом есть определённый Парадокс, на мой скромный взгляд:-)
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 14:23

цитата genametr

Мне просто обидно что хороший писатель превращается в серийного.

Я Вас Искренне понимаю, и много чего-то подобного слышу даже от преданных фанов. Вот недавно от одного молодого человека услышала (а он Пелевина запоем читает): «Не могу читать новый роман. Застрял, блин, на первой главе. Не вызывает эта девушка искреннего сочувствия...»
На мой взгляд, нужно «перетерпеть» первую половину романа — дальше бойчее полетит.

Кстати, знаете о чём в тему подумала? Не будет ведь никаким сюрпризом, если в следующем году в новом романе Пелевин отправит Сашу Орлову с этими сакральными масками в другую эпоху. Ну такой себе «Doctor Who» по спасению нашего мира, честное слово:-D
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2020 г. 14:14
Да, Вы правы. Я вот например, себя в том числе узнала в этой блондинке — и не стыжусь этого. А какой смысл правды стыдиться? Ну обманывать себя и убегать в снобизм (я это безотносительно пишу — никого не имею ввиду) — уж это точно не кайф:-)


⇑ Наверх