Виктор Пелевин Тайные виды


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» > Виктор Пелевин: Тайные виды на гору Фудзи
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виктор Пелевин: Тайные виды на гору Фудзи

Статья написана 26 августа 2020 г. 15:06

«Тайные виды на гору Фудзи»
2018, роман

Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап «Fuji experiences» действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга — не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще — берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации. Герои книги — наши...


Восприятие творчества Виктора Пелевина у каждого читателя, безусловно, именно своё. На мой взгляд, оно зависит больше от личных ожиданий и проекций читателя, чем от самобытности того или иного романа этого известного автора.

Пелевин по-прежнему радует и балует своего преданного читателя, в том числе и в позднем творчестве. «Тайные виды на гору Фудзи», вышедший в 2018 году, очень сильный и цельный роман, оставляющий мощное послевкусие и нужную рефлексию от серьёзной литературы. Живой, яркий, хлёсткий в качестве очень классного и  крепкого автора, который знает толк в сатире на злобу дня, Пелевин здесь заводится с пол-оборота — и полетел!

«Тайные виды на гору Фудзи» — это классный и отлично стилизованный стёб на тему повседневных реалий российского обывателя. И речь в нём идёт не столько о статусе ключевых персонажей, сколько Пелевин мудро и гибко даёт понять своему читателю: наша реальность не имеет ничего общего с расхожими представлениями о ней. Безусловно, он не раз поднимал эту тему и вне всякого сомнения она для автора родная. Меняется лишь стилистика и жанровая составляющая его произведений, — посыл остаётся всё тем же.

Нужно сказать, что в этом романе в меру сатиры и в меру философии. И то, и другое создаёт нужный атмосферный фон (настрой) и захватывает читателя буквально с первых страниц. Вероятно, не ошибусь, если предположу: это самый добротный поздний Пелевин. И далеко не всегда автор пишет именно так. На мой взгляд, «Искусство лёгких касаний», вышедший позже, значительно проигрывает по своей глубине данному роману. Сложно сказать, сколько Пелевину нужно времени, чтобы окончательно восстанавливаться между романами для классных и цельных произведений. И сложно предвидеть, каким будет его новое произведение «Непобедимое солнце». Будут ли в нём прежние штампы и предсказуемые развилки сюжета?.. Этот вопрос, безусловно, пока только риторический.

Тем более есть особый смысл фиксировать сильные стороны и творческие удачи этого автора.

Итак, что касается романа «Тайные виды на гору Фудзи». Нужно отметить, что на поверхности его авторского замысла вполне узнаваемые персонажи. Очень предприимчивый и мега талантливый ключевой персонаж Дамиан, выпускник академии Сколково, восходящая звезда и мечта любого отдела продаж, делает стартапы в тяжёлых санкционных условиях буквально на всём. Он продаёт, ни много ни мало, технологию достижения счастья. Что называется, кроит мечту из воздуха. Одновременно высвобождая энергию индивида из терний психодинамического зажима, Дамиан изящно приоткрывает при этом тонкую завесу хрупкого мистического опыта своего клиента. Это очень симпатичный ушлый парень, разводящий на большое «кидалово» толстосумов из списка «Forbes». Он продаёт по контракту эксгумацию несбывшейся мечты и нейролингвистическую модель идеального счастья. Безусловно, когда за дело берётся «Skolkovo Sailing Team», горизонты раскрываются шире, небо становится ближе и давние мечты расцветают иначе, — более трепетно и нежно; более гротесково и комично.

Дамиан со своими верными помощниками, ни дать ни взять самурай чужого счастья, на тонких механизмах проверенной аналитики весьма талантливо и скрупулёзно составляет карту психики своего клиента. Под чутким руководством штатного психоаналитика и под аскезу тайны неразглашения (no-disclosure agreement) он сканирует особенности индивидуального психо устройства клиента. Причём по задумке организаторов сего проекта особенно важны эротические составляющие этого аспекта. Первые влюблённости и едва оформившиеся полудетские ребяческие мечты и фантазии — вот что составляет главный интерес разработчика, который по обыкновению «впаривает» своему доверчивому клиенту за большие деньги не-понятно-что. Вот эти самые сканы не воплощённых юношеских порывов имеют среди прочего предельно высокую ценность на мировом рынке спроса в сегменте успешных продаж и хайпов. Ведь после переживания оных инсайтов у клиента должно случится если не помпейское счастье, то уж точно катарсис на грани позитивного взрыва мозга. В общем, возможность вернуть утерянное и не полученное счастье слепит глаза и ласкает натруженную душу четырём олигархам буквально на протяжении всего романа.

Стартап и стартдаун — невероятный разгул больших возможностей и новых конфигураций. В том числе в ключе чудеснейшего контента тантрического секса, — желанное воссоединение с хрупким и вечным... В этих местах Пелевин как очень талантливый и умный автор умудрился выдержать очень тонкую грань: он не скатился в откровенную пошлость, но чернушного юмора дал от себя через край.

Дамиан на все лады плетёт свои коммуникативно-торговые трюки, на ходу подзадоривая своих пользователей, то и дело меняя правила устоявшейся игры и следующего визуального аттракциона. И он, разумеется, в курсе всех мыслимых инноваций и бередящих душу ноу-хау. Дамиан просто маг и виртуоз своей работы, вовремя предлагающий испытать все прелести неинвазивных технологий: ничего вживлять не надо — счастье совсем рядом. Просто протяни руку и пощупай его со всех возможных сторон и ракурсов. Сей сотрудник, коих тысячи на рынках передовых продаж сомнительных и завёрнутых в манящую обёртку многообещающих деловых предложений, просто идеально разбирается в передовом тренде новых духовных постижений. И здесь у автора вовсю семафорят совершенно революционные проекты и решения под модным нынче хештегом #Кидаю деньги вперёд#Жажду ярких инсайтов.

Безусловно, Россия — это страна волшебников. Кто бы сомневался?!. Однако здесь у Пелевина не всё так банально и предсказуемо. И он не скатывается в конъюнктуру и не даёт от себя линейных персонажей. В который раз отмечаю для себя, что любая аннотация в случае с его книгами не отражает и сотой доли тех оригинальных авторских оттенков, полутонов и самобытных эклектичных вывертов, того заводного живчика и драйва, которые под завязку уплотнены в его тексте. Этот роман невозможно читать без ироничной улыбки, которая местами переходит в искренние «лолы».

Яркий, хлёсткий, по-особому заритмиченный и гибкий, Пелевин в этом романе то жмёт своей фирменной сатирой, то воркует нежным ироничным голубем. То, отвязываясь на полную катушку, кроет всё трёхэтажными повседневными истинами. Умудряясь при этом вплетать поэтичные нотки в свои глубокие необычные переживания в ключе узнаваемой личной философии.

«Тайные виды на гору Фудзи» — это очень цельный и плотный текст, виртуозно пересыпанный в том числе блатными байками и яркими юморесками из 90х годов прежнего века.

Но где-то к середине книги, в главе «Джаны», у романа словно происходит некий чувственный надрыв. Словно надломили сочный живой стебель, и из него пошёл клейкий сладкий сок. Пелевин в этих местах тонкий, умный, гибкий, пластичный, задумчивый, в меру чувственный и архаичный. Он как бы начинает издалека приветливо мигать своему читателю «дальним светом» повествования. И говорить о том, как тонки грани у наслаждения и боли. О том, что боль бывает со знаком плюс и знаком минус. И порой наслаждение принимает форму мучения. А самое высшее наслаждение — отнюдь не экзальтированные импульсы нашей души. Лучшая музыка этих глубоких наслаждений — это тишина и покой, в которой исчезает и сам покоящийся... В этих местах неожиданное переживание катарсиса читателя расходится как круги на воде, в которую невзначай бросили камень.

Да, безусловно, Пелевин в позднем творчестве страдает самоповторами. Но не более, чем любой другой автор, однажды облюбовавший свою тематику, свою любимую «лошадку», и совершающий очередной красивый оборот этой замысловатой, отлаженной и очень интересной карусели. Можно сказать о том, что Пелевину удалось создать свою авторскую вселенную. И можно этим же определением попробовать сгладить его самоповторы: они оправданы в той степени, в коей автор любит работать на протяжении всего своего творческого пути с глубокими тезисами азиатской мудрости. И делает он это самобытно, глубоко и одновременно предельно понятно для славянского менталитета. Переложить сложное на язык простого и доступного — в этом главный талант и виртуозное умение Пелевина. Он словно постоянно адаптирует учение азиатов для своего читателя, делая это очень тонко и ненавязчиво.

На свой неповторимый лад автор любит разворачивать многие холиварные темы под другим углом. И конкретно в этом романе он словно между строк задаётся вопросом: А как быть, если улитка всё-таки доползла до вершины склона?..

Самообман или кратер новых возможностей? Ведь эта призрачная и манящая гора Фудзи как некий сакральный символ и прекрасный стимул всё время заставляет вдохновляться все новыми и новыми иллюзиями движения вперёд и вверх.

По моим личным ощущениям в этом романе идеально выточенная структура текста, в котором Пелевин виртуозно держит красивую диагональ своих глубоких авторских инсайтов, а потом на жёсткой сатире снова с удовольствием съезжает в треш и стеб. В незабываемой авторской манере получился такой себе смысловой и стилистический стартап и стардаун в одном романе. Отличный ход и оригинальный авторский замысел. Роман в том числе по этой причине читается на одном дыхании и радует уместными итригами сюжета.

К слову сказать, одна из ярких фишек романа — это рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта обалдевшими от эмоционального передоза олигархами. Их тайный план и захват важнейшего откровения в аккурат в пятницу 13го вызывает ироничную улыбку и приятное заигрывание с глубокими смыслами оригинального текста. Эта сцена изображена автором просто виртуозно: на грани юмора, тонкой авторской философии и красивейшей поэтики. Здесь Пелевин талантливо объясняет такие сложные понятия, о которые всегда спотыкаются слова и не хватает знаков препинания. И, словно блики по тёмной воде, расходятся кругами все его аллюзии, метафоры и сравнения. Хотя рисковый психоделический трип этих олигархов в конце концов потерпел фиаско, Дамиан ещё предложит на все возможные лады и варианты этим ключевым персонажам собрать заново расползающуюся реальность и вновь вернуться в привычную суету их ежедневных обязательств. Но, увы, грустные последствия духовного передоза будут фонить и занозить ещё очень сильно, прежде чем эти «мученики» российских реалий вновь ощутят все прелести родной сансары. А до этого момента имманентный ужас бытия будет бередить их незаживающую душу ещё очень долго и очень неприятно.

Вторая великолепно расписанная параллель романа вовсю «практикует» древнее учение мезоамериканских охотниц. Это весьма одиозно настроенные перекачанные амазонки, способные преодолеть все мыслимые преграды по завоеванию этого мира исключительно женщинами. Автор талантливо расписал необычайно дружную и крепко спаянную тайную фракцию феминизма с волевыми и стойкими барышнями, которые очень тоскуют по «важному» эзотерическому знанию на грани гностики и личного бреда под флагманом «To Empower women». Очередной манифест перманентных бездельниц и «матерей всего мира», безусловно вплотную занятых решением и продвижением всех передовых культурных вопросов в контексте «заевшего» их патриархального общества — это ещё одна мощная линия романа. И здесь тонкий юмор автора проявил себя на завидной высоте. Мезоамериканские охотницы усердно кроят привычные реалии на новый неповторимый лад. И заодно они настойчиво уверены, что способны воссоздать из пепла свой личный континуум пространства и времени. И всё бы хорошо. Но это, увы, опять слизано самым бессовестным образом из опыта мировой гностики и не предлагает на сегодня ничего нового, — ничего, кроме серости и очередной лености доверчивого ко всему ума. Нет здесь никакого берущего за душу женского успеха, как это описано в аннотации издательства. Есть лишь классно нарисованный Пелевиным в стиле мега скоростного чёрно-белого скетчинга гротеск и шарж наших реалий.

Пелевин плетёт свою интригу так тонко и так умело, вызывая нужную рефлексию читателя, что в финале романа начинаешь тяжело и печально вздыхать, видя эрзац жизни и подложку нашей действительности. С особой печалью отмечаешь все стыки нашего иллюзорного мышления, возведённые во все мыслимые степени веры не-понятно-во-что:

— ежедневные сафари на святого духа;

— яростная битва за просветление;

— поиски всё новых и новых форм наслаждений, перерастающих в статичную форму привычного развращения ума и тела... Пелевин, так или иначе, выставляет очень много серьёзных вопросов своему внимательно и вдумчивому читателю.

Мои искренние аплодисменты такому Виктору Олеговичу Пелевину, яркому, броскому, смелому и талантливому в своей оригинальной подаче и глубокой авторской философии. «Тайные виды на гору Фудзи» это роман на твёрдую Десятку. Такие вещи достойны не одного прочтения и в свою очередь говорят о глубоком потенциале этого автора.

Перед релизом нового романа Пелевина хочется выразить искреннюю надежду: быть может, его «Непобедимое солнце», выход которого ожидается 27 августа 2020, не разочарует своего преданного фана и вновь подарит от чтения книги любимого автора много ярких инсайтов и адекватного наслаждения от его узнаваемых изюминок.





1321
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 09:52
Спасибо!
Хорошая получилась рецензия — следуя за разбираемым автором — выдерживаете грань между восторгом поклонницы и критикой исследователя. Получился еще один качественно ограненный и прочный камень в мардонг Виктора Олеговича8-)
Обязательно свежим взглядом перечитаю вашу статью, когда доберусь — последовательно — до самого романа.
Но в одном вы безусловно правы — Пелевин для всех разный. Чему он хорошо научился у своих восточных учителей — и превратил в маркетинговый ход — это четко структурировать сферическую пустоту в вакууме, которую мы не устаем наполнять своими эмоциями и смыслами.
Ждем-с от вас еще разборов произведений изящной словесности. Кино — хорошо, а книги лучше!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 11:52
К этому роману еще рассказик «Столыпин» примыкает — тот же Дамиан разработал новый аттракцион для олигархов.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 12:07
Почитаем, полюбопытствуем:-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 12:36
Спасибо за Ваше замечание:-) Ведь внимание к Пелевину всегда оправданно и приятно.
В Искусстве лёгких касаний, да, этот рассказ завершением идёт. Хотя он по смыслу примыкает именно к арке «Фудзи». Мне просто сам этот условный сборник не зашёл: слабоватым показался. Интриги мне конкретно в «Столыпине» не хватило. Хотя в том аттракционе они тоже здорово так потусили:-D А вот в романе «Фудзи» всего достаточно. И нельзя ведь наверняка утверждать, что краткая форма это не для Пелевина. Он в ней часто (даже в философских притчах-зарисовках) очень силён. Мне очень понравились в своё время вот эти вещи: «Зигмунд в кафе», «Мост, который я хотел перейти», «Who by fire».

Вероятно, всё тот же вопрос ожиданий и проекций читателя, о котором я писала в начале рецензии8-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 13:20

цитата vfvfhm

Спасибо!
Хорошая получилась рецензия — следуя за разбираемым автором — выдерживаете грань между восторгом поклонницы и критикой исследователя.

Вам спасибо огромное, что прочитали:-) Насчёт баланса — не уверена8:-0 Поэтому в первом абзаце про проекции читателя и сказала. Многие романы от этого автора не заходят — и всё тут. Его «Т» 2009 года пока вот подвис в параллелях. Хотя фаны говорят: Это «Чапаев» на стероидах:cool!: «Айфак10» пока вообще не потянула. «Касания» год назад еле-еле дотянула — особенно вторая вещь этого сборника тяжело пошла; только на огромной силе воли такое одолеть можно. Ну я возвращаюсь потом, — учитываю свои определённые настроенческие нотки.
А вот «Фудзи» просто полетел! Возможно, никогда такого мягкого и одновременно злого Пелевина в романе ещё не встречала. Стилистика у романа очень классно выточена между блоками текста — структуру отлично автор держит. Хотя в интервью пишет, что мол «Гуляю по ночному лесу... Пишу порой «науобум»... В «Фудзи» красивая очень прогулка вышла:cool!: И в моем именно случае это самая главная интрига. Ну посмотрим, что он там в «Непобедимом солнце» насочинял. Я уже начала читать — вроде пока всё очень-очень-очень симпатично8-)

цитата vfvfhm

Кино — хорошо, а книги лучше!

Мне почему-то рецензии на книги тяжелее даются. Мне тесно в них, — не хватает того о чем говорить. Нет ни оператора, ни режиссёра, ни актёров. Мне скучно на книги порой писать. Но в любом случае спасибо за адекватное доверие — постараюсь оправдать8-)

Насчёт Пелевина в коммерческом плане. Я не уверена в свою очередь, учитывая нереально высокие цены на его «бумагу» (Книга стоит под тыщу рэ) что все деньги идут автору. Это вероятно больше вопрос к издательствам. Если честно, не владею вопросом: в этом бизнесе очень много тонкостей. А учитывая тот факт, что Пелевин интервью практически не даёт, — ну такая политика защищена в подобном случае его красивым королевским молчанием. Пелевин умеет красиво молчать и ему очень идёт такой условный имидж8-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 17:08
Зато у книг есть великое преимущество перед кино — множественность интерпретаций, а также стиль, образы, интеллектуальный месседж и тд. и тп. Книга — со-творение (вместе с автором) целого мира в собственной голове, тогда как кино — просто зрелище, прямое наследие площадного ярмарочного театра.
А издания Пелевина и его гонорары — это «широкая волнующая тема», но зато она позволяет понять истинное место этого интеллектуального и духовного гуру в современной российской действительности.
Удачи!:beer:
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:21

цитата vfvfhm

А издания Пелевина и его гонорары — это «широкая волнующая тема», но зато она позволяет понять истинное место этого интеллектуального и духовного гуру в современной российской действительности.

Вне всякого сомнения — очень волнующая8-) :-D Как для читателя, который всё время на подсознании фильтрует потенциальный флуд (любимые авторы не в счёт — их читаешь, потому что искренне любишь автора любым только, что называется, за оригинальный язык) и он вынужден прикидывать свои доходы и расходы. Так и для автора, который потратил свои силы (ментальные, физические и временные ресурсы) и теперь ему нужно адекватно отбить во внешнем мире эти затраты.

Что касается нового романа Пелевина. На бумаге его продают цельным. Зато в электронке прикольные сюрпризы: книгу разделили на две части. Я вначале очень удивилась — маловато страницo_O Уловила пока первую часть — нравится. Живо, ярко, узнаваемо. Как уловлю вторую, — возможно кину в АК подробный отзыв. Ну такие вещи загадывать нельзя — это как всегда вопросы Вдохновения. Потому что только на навыках работают исключительно профессионалы. Вопрос мотивации написания текстов, — как я скромно предполагаю:-)

цитата vfvfhm

Зато у книг есть великое преимущество перед кино — множественность интерпретаций, а также стиль, образы, интеллектуальный месседж и тд. и тп.

Ну почему?;-) У серьёзного режиссёра тоже можно (даже в слабой конъюнктуре) считать определённые смыслы и дать глубокий анализ картине. В случае с книгой... Как бы поточнее сказать... Мне кажется, автор рецензии на книгу должен быть более эрудированным что ли. Специфика кино не предполагает знания мифов, легенд, истории человечества. Ну и если писать на Солнце Пелевина, — скорее всего параллельно нужно читать все необходимые ссылки8-) Этот автор в этом смысле не даёт своему читателю включать приятный расслабон — читаю такие тексты только с очень-очень массивным словарём:-D
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 21:41
Интересно было бы почитать отзыв заинтересованного читателя. Как тезис перед собственным антитезисом:-) Так что будем надеяться на визит подходящей Музы к вашему письменному столу;-)
Возможно, даже наверняка, насчет кино вы правы. Просто я лично объевшись в юности и молодости арт-хауса (мой круг общения тогда был жутко снобистским) теперь предпочитаю простые истории на экране и визуальный минимализм (при всем разнообразии спецэффектов).8-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 21:58

цитата vfvfhm

Как тезис перед собственным антитезисом

В смысле уже потенциально негативный настрой, да?8:-0 Я подумаю, как грамотно написать так, чтобы видны были все сильные и слабые стороны позднего Пелевина. Ну то есть я попытаюсь отобразить роман объективно, а не только с точки зрения заинтересованного читателя. Мотивация здесь очень простая: такие критики-мастодонты как Юзефович (я не сравниваю сейчас её академический уровень — другое имею ввиду) пишут негативные отклики. Я постараюсь написать взвешенный. Ну для начала, конечно, хорошо бы как минимум одолеть обе части романа:-D Пока не могу ничего конкретного сказать от себя по поводу нового Пелевина.

цитата vfvfhm

Просто я лично объевшись в юности и молодости арт-хауса (мой круг общения тогда был жутко снобистским) теперь предпочитаю простые истории на экране и визуальный минимализм (при всем разнообразии спецэффектов).

Я тоже люблю арт-хаус, правда в меру. Поэтому он для меня по-прежнему не токсичен. Насчёт простых историй... На «Девятые врата» Романа Полански где-то к октябрю хочу написать. Будете такое читать?;-) Классный мейнстрим от талантливого режиссёра, на мой скромный взгляд8-)
 


Ссылка на сообщение28 августа 2020 г. 10:03
У Пелевина практически нет слабых сторон на пике творческих возможностей, вопрос в том, во имя чего он использует свои сильные силы? Но это отдельный долгий разговор, возможно для собственной АК;-)
Надеюсь, дожить до тех времен, когда имена подобные Юзефович действительно вымрут, как мастодонты, и всех их гламуродискурс окажется в топке истории:-)))
Про Девятые врата очень интересно было бы почитать, тоже в свое время глубоко меня фильм этот перепахал. К тому же очень редкий для перекрестка искусств случай, когда фильм оказался на две головы выше (вообще другая лига), чем исходный литературный источник.8-) Так что дерзайте, крайне любопытно!
 


Ссылка на сообщение28 августа 2020 г. 13:08

цитата vfvfhm

Но это отдельный долгий разговор, возможно для собственной АК

В свою очередь искренне и в который раз говорю: Дерзайте:beer:

цитата vfvfhm

К тому же очень редкий для перекрестка искусств случай, когда фильм оказался на две головы выше (вообще другая лига), чем исходный литературный источник.

Согласна насчёт первоисточника — фильм сильнее. А вот в творчестве Полански «Девятые врата» оказались красивой такой конъюнктурой (здесь имхо разумеется) Но картина очень сильная. Джонни Депп это всегда праздник для зрителя. Попробую позже одолеть и такой материал. Сразу после «Непобедимого солнца» Пелевина8-)

цитата vfvfhm

Надеюсь, дожить до тех времен, когда имена подобные Юзефович действительно вымрут

Они никогда не вымрут:-))) Потому что кроме того, что она себя позиционирует как критик, она ещё просто статичный блогер. А эта инерция — писанина непонятно ради чего, ибо другого занятия у человека нет по своему роду деятельности — она ведь очень долгая. Что мне не нравится в статьях этого блогера. Она принижает Пелевина и делает типа его творчеству одолжение, когда пишет о его романах. Конкретно на «Непобедимое солнце» худших штампов в статье от критика я ещё не встречала. Хотя слышно по всему, что она считает себя страшно оригинальной. Потому что иронизировать о том, что мол в стране был карантин и успеет ли Виктор Олегович вставить нужную купюру в свой новый роман... Ой, смотрите-ка, успел!.. Более дешёвого трёпа, признаться, я ещё не читала:-( И сравнение путешествий Саши Орловой (новая героиня Пелевина) с приключениями Алисы Л.Кэрролла... Ну это обесценивание всего творчества Пелевина и всей его классно выстроенной авторской вселенной. Или эта Юзефович ничего кроме этой книги Кэрролла не читала?.. Затрудняюсь от себя чётко ответить. Но офигенные амбиции такого критика заслуживают лучшего применения, чем статьи на ПВО. И, на мой взгляд, сравнивать Пелевина уместно не относительно какого-то автора (он слишком самобытен для этого) а только относительно самого себя. Так грамотнее и интереснее будет. В ветке Пелевина ребята с ФЛ кидали статью из Ленты — очень приятно было почитать и очень симпатично выстроенный текст другого автора, который тоже читал роман. Но подача более тёплая, подробная и живая.

цитата vfvfhm

У Пелевина практически нет слабых сторон на пике творческих возможностей, вопрос в том, во имя чего он использует свои сильные силы?

Возможно, этот вопрос самодостаточен в том смысле, что грамотно поставленный вопрос и есть ответ8-) Но я немного перефразирую: у творческого человека ведь пик не всегда; и мне сложно сказать, сколько времени Пелевин восстанавливается для хорошей формы и очередного крепкого романа (потому что всё субъективно по умолчанию). Касательно «Непобедимого солнца» Пелевин здесь очень интересен. Он более мягкий, тёплый и нежный. И здесь нет тяжеловесной сатиры, а есть лёгкое высмеивание всё того же гламура и дискурса. Кстати, дилогия Ампир V и Бэтман Аполло — одна из самых классных, на мой взгляд. Не только для Пелевина, но и для всей современной отечественной литературы, — отлично обыгранная тема с узнаваемыми фишками от ПВО. Что касается нового романа. Я вновь увидела талант Пелевина быть амбивалентным. У него не так часто главная героиня это девушка (в «Священной книге оборотня» такое было) и подача такая тёплая и живая, что более органичного персонажа сложно себе вообразить. Эта Саша Орлова так здорово написана — ну это литература вне гендера и мало кто умеет так писать. Что касается одиозных критиков Пелевина, страдающих своими академизмами... Ну было бы прикольно, если б эта самая Юзефович сама написала какую-то крепкую книгу (хотя бы лаконичный сборник рассказов) Тогда бы она знала цену всему технологическому процессу писателя. Точно так же как тренер, когда даже выходит из спортивной формы, всё равно помнит все тонкости и колкости своего ремесла — иначе нет смысла чему-то учить и что-то критиковать. Поэтому я от себя и говорю: Юзефович чистой воды модный блогер. О ремесле писателя она знает только из уст своих родителей. А сама (на своём личном опыте) ничего о нём чётко не представляет. Вообще она гендерно окрашенная дама, которая по расхожей метафоре всё время рассказывает водителю куда ему рулить, как выжимать сцепление, газ и так далее... Ну а сама она ездить не умеет — судя по её отзывам, у неё абсолютно мёртвое латеральное мышление (необходимое в творчестве) и штампы-штампы-штампы того критика, который ничего не умеет, кроме того, чтобы просто бомбить и критиковать. И ту тройку с половиной, которую она из пяти аккуратно поставила Пелевину за «Непобедимое солнце»... Я бы её статье поставила Единицу за такой а ля грамотный разбор великосветской модной тусовщицы, коей она и является по роду своей писанины. Девчонка шестиклассница при особых способностях и навыках сильнее может написать сочинение на заданную тему, честное слово.
PS А писать статьи под вот этим слоганом «Взвейтесь! Да развейтесь!» известному от коллег по творческому цеху М. Булгакова по Массолиту, на это ведь много ума не надо. И льготы вероятно, всякие полагаются за такие труды. Чем больше она бомбанёт Пелевина, тем больше преференций среди своих друзей по тусовке заработает:-)))
 


Ссылка на сообщение28 августа 2020 г. 16:01
Про критиков лучше всего Пелевин (с самоиронией, причем) высказался в «Т»: «Погас волшебный фонарь!..»:-))) А с Юзефови даже разбираться не хочется, чтобы не создавать в ноосфере лишних йогических связей вокруг этого имени. Пусть клоуны, которым она прислуживает, сами ее и оценивают.
Сейчас как раз дочитываю Бэтман Аполло и выскажусь о сем творении, не стесняясь. Как раз будет две рабочие смены, чтобы четче все сформулировать и не пороть горячку:-) Но книга, конечно, сильная. Надеюсь, он все десятые годы так писал:-)
 


Ссылка на сообщение28 августа 2020 г. 16:51

цитата vfvfhm

Про критиков лучше всего Пелевин (с самоиронией, причем) высказался в «Т»: «Погас волшебный фонарь!..»

Да, прикольно работает ноосфера:-D Я тоже вспомнила эту купюру из «Т» и помню кое-что оттуда:-) Я только не совсем не поняла: это была отсылка на сборник «Синий фонарь» или на одноимённый рассказ? Как Вы от себя поняли?;-) Какие аллюзии здесь уместны?

цитата vfvfhm

с Юзефови даже разбираться не хочется, чтобы не создавать в ноосфере лишних йогических связей вокруг этого имени.

Ну собственно, есть хуже — есть лучше. У неё есть своя целевая аудитория, которая лайкает такие обзоры. Это их личное персональное дело, — в стране демократия и можно читать / выбирать что угодно в меру своих интеллектуальных способностей. Я только одного не поняла: Юзефович обвиняет Пелевина в конъюнктуре (что типа он всегда заигрывает с событиями из реалий), а сама с удовольствием купается в лучах своей профессиональной конъюнктуры — все её отзывы и выпады статичны и предсказуемы. И если на то пошло, например В. Гюго тоже ведь в авторских отступлениях романа «Отверженные» дал подробную оценку своему времени. Но это не мешает ему быть классиком. Не вижу в этом смысле никакого диссонанса. Точно так же как не доверяю оценкам Юзефович. Возможно критик не обязан быть объективным, ну тогда в PS любого её обзора уместно давать примерно такие купюры: Мой милый доверчивый читатель, пОмни: это мнение не является истиной в последней инстанции!8-) Ну и опять в тему очень просится из классики вот это вечно актуальное: А судьи кто?!.:-)))

цитата vfvfhm

Сейчас как раз дочитываю Бэтман Аполло и выскажусь о сем творении, не стесняясь. Как раз будет две рабочие смены, чтобы четче все сформулировать и не пороть горячку

В АК обзор будет?;-) Я бы с огромным удовольствием почитала. Я обожаю эту дилогию — прямо до чёртиков обожаю:-D

цитата vfvfhm

Но книга, конечно, сильная. Надеюсь, он все десятые годы так писал

Да, по-разному писал8:-0 S.N.U.F.F, Ананасовый сборник, Бэтман, Фудзи очень сильные вещи. Айфак, Любовь к трём цукербринам, Касания исключительно на любителя. А может просто очень настроенческие вещи. И следует их брать в чтение под нужный эмоциональный фон — не могу точнее свою мысль сформулировать:-)
 


Ссылка на сообщение29 августа 2020 г. 22:40
В Т Пелевин стебется над вечными ламентациями критиков, что мол исписался. Это было сказано обо всех его книгах 21 века.
Спасибо за авансы и рекомендации! Хочу сравнить Аполло с книгой автора его поколения, вышедшей в том же году. Люблю синхронные культурные феномены. Так что надо обмозговать😀
 


Ссылка на сообщение29 августа 2020 г. 22:43
Давайте!:beer: Интересный концепт;-) Я прочитала полромана и написала пол-отзыва:-D Так что на дилогию сил пока нету...
На Вас адекватная надежда — не подведите: обожаю эту вещь!8-)
Речь в моем именно случае о «Непобедимом солнце» — ну по контексту всё понятно итак:-)
 


Ссылка на сообщение29 августа 2020 г. 22:46
Спасибо! Постараюсь оправдать.😀


⇑ Наверх