ПАУКИ ИЛИ ЛЮДИ Адриан


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > ПАУКИ ИЛИ ЛЮДИ? (Адриан Чайковски. Дети времени)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАУКИ ИЛИ ЛЮДИ? (Адриан Чайковски. Дети времени)

Статья написана 20 июня 2020 г. 09:40

Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. – 560 с. – (Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ).

Биолог Аврана Керн мечтает «вывести» новую разумную расу, свободную от родовых недостатков человечества. Тем более, что в романе «Дети времени» человечество, доведя до крайности свои негативные устремления и сопутствующие им опасные действия, вплотную подбирается к закономерному финалу – угрозе потерять Землю, как среду обитания. Одну из планет в далёкой звездной системе, заранее подготовленную терраформированием, доктор Керн предполагает заселить обезьянами. Десять тысяч приматов на борту орбитальной станции Брин-2 уже ждут десантирования в «Мир Керн». Ускоренный интеллектуальный прогресс будущей цивилизации обезьян должен обеспечить специальный вирус. Но на старте эксперимента один из противников программы Керн, представляющий движение НУН (Non Ultra Natura), объединяющее противников вмешательства в естественные прогрессы, осуществляет теракт, станция Брин-2 гибнет, а огромный контейнер (Бочка) с обезьянами сгорает в атмосфере планеты. Сама Аврана Керн спасается в гондоле, предназначенной для наблюдения за планетой и её подопытными обезьянами, но система доставки вируса (Фляга) всё-таки достигает цели – поверхности будущего «Мира Керн», где вирус немедленно начинает распространяться, претворяя в жизнь заложенную в него эволюционную программу. Только вот носителями разума под его воздействием становятся не обезьяны, как планировала Керн, а членистоногие животные – пауки и, отчасти, муравьи и ракообразные.

Пересказанное мною – это лишь зачин большой книги Адриана Чайковски, включающей тысячелетние временные промежутки, на протяжении которых происходит действие этой саги. Читателю представлены эпизоды из жизни арахнидов и обитателей ещё одного земного звездолёта-ковчега «Гильгамеша», стартовавшего с остатками человечества уже с окончательно погибшей Земли спустя два тысячелетия после начала эксперимента Керн. Пытаясь отыскать себе новый дом во Вселенной, люди используют звёздные маршруты, проложенные многие века назад могущественной Старой Империей, когда-то занимавшейся терраформированием подходящих планет. Есть и третья нить повествования – существование Авраны Керн в симбиозе с кибермозгом наблюдательной гондолы на орбите. Но все эти эпизоды вовсе не выглядят отдельными фрагментами, а складываются как бы в непрерывное и целостное описание. Объясняется это тем, что на «Гильгамеше» основные действующие персонажи – одни и те же, просто время от времени они ложатся в анабиоз. Что касается пауков, то автор применил здесь любопытный приём – нескольким арахнидам из разных времён на протяжении ряда поколений он даёт одни и те же имена: Порция, Бьянка, Фабиан. Читатель получает возможность следить за развитием цивилизации пауков через этих героев, разных, но в чём-то одинаковых, ведь у арахнидов в романе, благодаря перманентному воздействию вируса, появилась возможность пользоваться памятью предыдущих генераций, получать информацию, так называемое Понимание, на генетическом уровне.

Адриан Чайковски. Дети времени. – М.: Эксмо, 2020. (без суперобложки).

О чём пойдёт речь в романе Адриана Чайковски после неудачного старта проекта доктора Авраны Керн по заброске обезьян на терраформированную планету?

Очень коротко.

Керн в орбитальной гибернации многие сотни лет ждёт, когда с планеты придёт сигнал, означающий, что оплодотворённый вирусом разума род приматов достиг нужного технического, интеллектуального и культурного развития. Аврана понятия не имеет, что всё её обезьяны давно погибли. Всё это время социум пауков, в котором рулят паучихи, развивается особенным путём, где в силу воздействия вируса и специфической анатомии паукообразных, биохимический прогресс становится определяющим. Возможные преимущества техноцивилизации арахнидам, особенно в начале их эволюционного пути, просто не понятны. Медленно, но неуклонно избавляясь от косности и предрассудков (типа поедания самками партнёров после полового акта), пауки подчиняют своим целям колонии муравьёв, налаживают связи с ракообразными обитателями планеты, делают попытки наладить контакт с гондолой доктора Керн, сигналы с которой арахниды принимают за некие божественные указания.

А что же происходит с людьми? Космический корабль-ковчег «Гильгамеш» с последними остатками человечества много лет назад уже побывал возле планеты пауков, пытаясь осуществить высадку на неё, но получил жёсткий отпор со спутника Керн, фанатично защищающей своих мифических обезьян. Следуя звёздным картам Старой Империи, «Гильгамеш» тратит тысячелетия на путь к ещё одной терраформированной когда-то предками землян планете, но та, полностью занятая колонией грибов и отравленная их ядовитыми спорами, оказывается абсолютно непригодной для жизни человека. Потрёпанный «Гильгамеш» возвращается к планете пауков вместе с время от времени просыпающимся экипажем и бригадами ремонтников, непрерывно латающих разваливающийся корабль, а также с находящейся в анабиозе огромной партией колонистов. Людям некуда деваться, единственный шанс выжить – обосноваться в «Мире Керн».

В финале вся эта триада (люди, пауки и Керн) вступает в непосредственное взаимодействие. Звездолёт землян, собирающихся атаковать арахнидов, разумная раса пауков, достигшая определённых высот и мозг Керн (вернее, то, во что он превратился). Чем закончилось это противостояние – узнаете из книги.

Adrian Tchaikovsky. Children of Time. London: Tor Books, 2015.

В 2016 году роман «Дети времени» получил премию Артура Кларка (Arthur C. Clarke Award). Если вы уже читали о цивилизациях арахнидов в произведениях Колина Уилсона или Вернона Винджа – прочитайте и роман Адриана Чайковски. Если не читали – тем более прочитайте. Во всяком случае, лично я осваивал эту книгу не без интереса. Конечно, некоторые допущения автора довольно спорны. Самый очевидный – Аврана Керн на своём наблюдательном спутнике, достаточно оснащённом, чтобы даже перехватывать управление звездолётом землян, до смешного долго не может понять, что её подопечные на планете вовсе не обезьяны, а пауки. Присутствует некоторая схематичность характеров человеческих персонажей, да и в переводе имеются огрехи.

Но все недостатки романа для меня перевешивает его масштабность, грандиозный временной охват, любопытное персонифицированное изложение эволюции арахнидов, энтомологические примочки, в которых Чайковски – дока, а также – доходчивость и достоверность книги. Да, именно достоверность! Как ни шатки некоторые построения автора, они не вызывают категорического отторжения, книжку не хочется немедленно захлопнуть, желание узнать дальнейшую судьбу героев (и цивилизаций!) побеждает.

Несмотря на то, что роман «Дети времени» выглядит вполне завершённым, Адриан Чайковски написал его продолжение, и в прошлом году (2019) оно увидело свет. Книга называется Children of Ruin. Будет ли она переведена-издана у нас и когда, я пока не знаю.


UPD

Меня, кстати, поправляют в комментариях: «Children of Ruin не совсем правильно называть продолжением. Роман о том же мире, но с другим конфликтом и героями».





1895
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 09:57
Финал просто убил меня

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

когда пауки в космосе просто прыгнули на вражеский корабль и стали его сверлить, автор представляет вообще какие расстояния и какие скорости в космосе, что на корабль нельзя вскочить как на трамвай. И что броню корабля тоже сверлом не просверлить...
после этого отпало желание читать данного автора
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 10:01
В финале значительно более неприятное (для некоторых) совсем другое...
А «прыгнуть» можно без проблем, если скорости уравнены.
Да и просверлить, как показывает практика, можно что угодно, было бы желание)))
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 10:32
Да ладно, пауки-космодесантники — это шикарно. Я за них болел:box:
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 16:06
:beer:


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 12:57
Children of Ruin не совсем правильно называть продолжением. Роман о том же мире, но с другим конфликтом и героями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 16:02
Спасибо за поправку!


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 13:40

цитата Lartis

автор применил здесь любопытный приём – нескольким арахнидам из разных времён на протяжении ряда поколений он даёт одни и те же имена: Порция, Бьянка, Фабиан. Читатель получает возможность следить за развитием цивилизации пауков через этих героев, разных, но в чём-то одинаковых, ведь у арахнидов в романе, благодаря перманентному воздействию вируса, появилась возможность пользоваться памятью предыдущих генераций

К слову, ровно этот же приём использовал Джеймс Блиш в «Поверхностном натяжении».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 16:06
Любопытно!
Недавно выпущеннный АСТ том Блиша с этим названием лежит передо мной, ждёт прочтения!
 


Ссылка на сообщение20 июня 2020 г. 16:18
Такой же прием был в 100 лет одиночества


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 19:00
О романе Children of Ruin.
Работа над переводом уже идёт, он будет издан.


⇑ Наверх