Филип Дик против Кристофера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Филип Дик против Кристофера Приста: фантастика vs мейнстрим
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филип Дик против Кристофера Приста: фантастика vs мейнстрим

Статья написана 6 декабря 2009 г. 23:23

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/3735" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/11745" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Итак, сегодня перед нами боксерский поединок двух авторов тяжелого веса. В синем углу — фантаст Филип Дик (США, — 46 романов, 5 премий) с романом «Человек в высоком замке». В красном углу — бывший фантаст, а ныне мейнстримовец Кристофер Прист (Великобритания, — 14 романов, 10 премий) с романом «Лотерея». Cудья поединка — kkk72

Этот поединок особенно важен. Противники сражаются не только за свою честь. Им предстоит в тяжелом поединке выяснить, какой именно жанр — фантастика или мейнстрим способен лучше использовать свои возможности, произвести более сильное впечатление на читателя.

Первый раунд. Замысел романа. Именно сходство замысла и схемы построения этих двух романов натолкнули меня на мысль написать отзыв именно в такой форме. Очень уж много между ними общего. В обоих романах главный герой живет попеременно в двух мирах и именно его фигура объединяет, связывает эти миры. События, произошедшие в одном мире, влияют на другой.

Мнение рефери. Дерзость Кристофера Приста, с которой он бросил вызов признанному мэтру фантастики, решив сыграть на его поле, заслуживает уважение. Однако, ему придется нелегко. Ведь для Приста этот прием — лишь одноразовый творческий эксперимент, а для Дика — его коронка, доведенная до совершенства во множестве произведений. Да и определенный приоритет безусловно за Диком, написавшим свой роман почти на двадцать лет раньше. Вердикт. Присудим в первом раунде ничью с некоторой натяжкой. Ведь противники только присматриваются друг к другу.

Второй раунд. Конструирование фантастического мира/миров. Мир, созданный Пристом, достаточно реалистичен, несколько романтичен и вполне оригинален. Однако, уделив немало внимания его описанию в первых главах, Прист постепенно отодвигает мир на задний план, все больше концентрируясь на главном герое. Мир Дика — альтерантивная версия нашей реальной истории. Версия детально проработанная, впечатляющая и чертовски убедительная. Роман Дика — едва ли не лучшее описания мира, в котором мы могли бы жить, закончись вторая мировая война иначе.

Мнение рефери. Непросто сравнивать сугубо фантастический мир и альтернативную историю. Но нельзя не признать: по глубине проработки мира и впечатлению, которое этот мир производит на читателя, Дик явно выигрывает. Раунд Дику.

Третий раунд. Стиль. У обоих авторов он на высоте. Оба романа написаны легко, увлекательно, хорошим языком. Пожалуй, именно гладкость слога — одно из главных достоинств Приста. Впрочем, Дик ему не уступает в этом важном компоненте писательского мастерства. Итог раунда — ничья.

Четвертый раунд. Насыщенность сюжета. Роман Приста очень беден внешним действием. Самые сложные процессы происходят в сознании главного героя, в то время как весь сюжет можно пересказать несколькими предложениями. Во второй половине романа сюжет и вовсе провисает и начинает тянуться как бесконечная жвачка. Роман Дика не уступает в развитии образа главного героя и его внутреннего мира. Но при этом сам сюжет динамичен, интересен и изобилует неочевидными поворотами. Вердикт рефери. Раунд Дику за явным преимуществом.

Пятый раунд. Персонажи. Кристофер Прист очень неплохо демонстрирует нам метания главного героя, его противоречивый внутренний мир. Все прочие персонажи для Приста не более чем статисты, окружающие героя. Филип Дик демонстрирует нам не менее десятка интересных, ярких, запоминающихся персонажей, каждый из которых — личность, заслуживающая внимания читателя. Мнение судьи — раунд Филипу Дику.

Шестой раунд. Проблематика. И у Приста, и у Дика главная проблема — поиск главным героем самого себя, своего истинного «Я», своего места в мире. Но если у Приста эта проблема — единственная, то Дик ставит вопрос гораздо острее и глубже. Герой не просто ищет выход из сложной ситуации лично для себя, он меняет весь мир своими поступками и берет на себя ответственность за судьбы этого мира. Дик поднимает целый ряд серьезных философских, моральных, социальных проблем, а не зацикливается на одной из них. А вот Прист, взявшись было за тему бессмертия, в итоге просто бросает ее, не дав никакого внятного ответа. Мнение арбитра. Раунд Дику за явным преимуществом.

Да, кажется Прист явно погорячился, ввязавшись в этот поединок. Но пока есть время, ты не проиграл. Все решится в концовке поединка, то есть романа.

Седьмой раунд. Несмотря на все слабости романа Приста, он все же держал меня в напряжении. Я ждал ответа на главный вопрос: что и почему выберет главный герой. Увы, так же, как и его герой, Прист растратил силы в бесплодных метаниях, так и не сумев внятно завершить свой роман и прийти к окончательному выводу. Насколько же контрастирует с этим окончание романа Дика, в котором ты четко понимаешь и причины, затсавившие главного героя сделать именно такой выбор, и последствия, к которым выбор героя должен привести. Мощным ударом Филип Дик ставит решительную точку в своем романе и в поединке против Приста.

Вердикт арбитра. Просто не нужен. Нокаут не оставляет возможности для двух толкований. Вокруг поверженого Приста суетятся поклонники мейнстрима. Филип Дик записывает на свой счет очередную победу под восторженные возгласы поклонников фантастики. Книга Дика возвращается на свое почетное место в моем книжном шкафу. Книга Приста отправляется в стопку к продаже.

Анализ поединка. Для меня исход поединка закономерен. Для большинства авторов мейнстрима характерны чрезмерное увлечение красотами стиля, зацикленность на переживаниях только главного героя, затянутость и невнятность сюжета, повышенный интерес к эротическим деталям, чрезмерное внимание к мелочам, за которыми не видно главное, чрезмерная толерантность, за которой теряется понимание Добра и Зла. Большинство из этих недостатков, увы, присущи и «Лотерее» Приста. Использование фантастических приемов зачастую остается только формой, за которой отстутсвует глобальная проблематика. К сожалению, отойдя от фантастики, Прист многое потерял. По крайней мере, ранние его романы нравились мне значительно больше.

Планка же, установленная Филипом Диком еще в 1960-х годах, так и осталась для Приста недосягаемой.

В то же время Филип Дик наглядно показывает, что фантастика в своих лучших проявлениях способна поднимать и успешно решать проблемы, недосягаемые для мейнстримовских произведений, да еще и делать это в увлекательнейшей форме.





388
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 23:26
Дика, к сожалению не читал, а вот «Лотерея» Приста оставила очень неплохое впечатление.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 23:31

цитата Snowman

Дика, к сожалению не читал,

А попробуйте «Человека в высоком замке» или «Мечтают ли андроиды...». Сразу почувствуете разницу


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 23:40
А что такое мейнстрим?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 00:03
То, что не относится к фантастике, мистике, детективу, боевику, женском или историческому роману. ;-) В большинстве случаев, но не всегда — синоним слова «реализм»
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 01:09
Согласно Википедии, «Ме́йнстрим (англ. mainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в культуре, искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением.»
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 00:14
Позволю себе расширить ответ автора блога (авось на заругается) — это так называемая «основная струя». То, что на данный момент является наиболее популярным в том или ином жанре — музыке, литературе, кино.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 01:01
Про струю я в курсе.8-)
Однако что ж там струйного? То, что некуда классифицировать? И почему не фантастика, если есть

цитата kkk72

Использование фантастических приемов
?
Может, просто сказать

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

халтура
?
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 02:03
Нет, в том-то и дело, что халтурой я назвать роман Приста не могу ни в коем случае. Это — очень неплохой автор и писал он на совесть. Но дело в том, что начав использовать фантастические приемы, стоило продолжить в том же духе и роман был бы гораздо сильнее


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 00:15
Ну ты даешь! И тут богс!:-))) Поветкина вчера смотрел что ли?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 00:18
Нет, на что там смотреть. С ним все ясно


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 00:54
Вы взяли изначально неравнозначные романы, как на меня. Вот «Опрокинутый мир» Приста мог бы ещё потягаться с Диком. Ну а из мэйнстров-фантастиков сурьёзное сопротивление Бэнкс может оказать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 12:27

цитата ash1975

Вы взяли изначально неравнозначные романы,

Я их сравниваю потому, что основная сюжетная канва — человек на стыке двух реальностей, объединяющий эти реальности и пытающийся разобраться, какая из них истинна — общая для этих произведений. «Опрокинутый мир» Приста относится к фантастике. Сюжет и фантастические допущения там другие. А в «Лотерее» автор использовал отдельные фантастические элементы, но постеснялся развивать фантастическую линию дальше. Потому его роман и получился слабее.


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 08:46
Основная проблема современных молодых талантливых авторов в том, что многие читатели знают из каких источников они (МТА) воруют свои сюжеты.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 12:17
А причем здесь МТА? Прист уж точно не МТА.:-[
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 17:32
Вполне вероятно, что вы правы и этот автор не МТА. Я знаком только с отдельными его рассказами в сборниках и они не оставили никакого впечатления ни 18 лет назад ни недавно при перечитывании.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 19:24

цитата dobriy_doktor

современных молодых талантливых авторов...
...они (МТА)

Хотя бы библио на сайте поглядите. Современный, молодой... МТА.
Принципиально ерунду на сайте пишите?
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 20:57
Вуду, если вы хотите оспорить суть моего утверждения в целом, то можете даже не пытаться. Если же вы хотите доказать, что оно не приемлемо к конкретному обсуждаемому писателю, то с этим я спорить не буду, так как знаком с писателем лишь по рассказам, а данный роман не читал.


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 12:18
А вы всегда сравниваете и оцениваете романы по количественному признаку? Много действия — хорошо, «мало» действия — плохо? Много героев — хорошо, один центральный персонаж — плохо? А как же литературный уровень? По-моему, роман Дика до ЛИТЕРАТУРЫ явно не дотягивает... А еще интересно, какие такие проблемы решает фантастика, «недосягаемые для мейнстримовских произведений»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 12:41

цитата pacher

Много действия — хорошо, «мало» действия — плохо?

По глубине переживаний главного героя роман Дика не уступает роману Приста, по глубине размышлений — превосходит. И да, я люблю, когда развитие образа героя показывается не только через его метания и размышления, но и через действия.

цитата pacher

Много героев — хорошо, один центральный персонаж — плохо?

Да, если образ главного героя не раскрыт в достаточной мере, то роман могут вытянуть второстепенные персонажи. А если они — заведомо картонные декорации, фон для главного героя, а не живые люди — это уже минус произведению.

цитата pacher

А как же литературный уровень?

А что это такое? Гладкопись ни о чем? Такая литература меня мало интересует.

цитата pacher

А еще интересно, какие такие проблемы решает фантастика, «недосягаемые для мейнстримовских произведений»?

Давайте рассмотрим на примере этих двух романов.
Дик замахивается на то, чтобы рассмотреть проблему возможного альтернативного развития человеческой истории. Что такое история — цепь случайных событий, которая могла быть повернута в другую сторону в результате успехов и неудач отдельных людей или закономерный процесс развития, который предопределен некими объективными и субъективными факторами. Более того, Дик включает в рассмотрение вероятности развития исторических событий и моральный фактор, то, что современный объективный историк сделать не может. Ведь самое главное в романе Дика — утверждение того, что победа нацистской Германии в войне не могла произойти, потому, что она не моральна, а возникший в таком случае мир — оказался бы бесчеловечен, противен человеческой природе. И выбор главного героя меняет не только его личную судьбу, но судьбу всего мира.
А что, собственно зависит от выбора героя Приста? Только то, с кем он в итоге будет спать. Типичное мелкотемье


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 12:23
С удивление обнаружил, что автор колонки отнес Приста к мейнстриму. ИМХО, у Приста нет мейнстримовских романов, по крайней мере, переведённых на русский. Автор работает с разными жанрами. От НФ до маг.реализма и в «основное течение» современной литературы вписать его будет трудновато.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 13:07
Да, фантастика в творчестве Приста, безусловно присутствует. Но вот этот-то роман — типичный мейнстрим с использованием фантастических приемов.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 18:42
А давайте посмотрим, что сам Прист говорит на этот счёт:

цитата

CP: Let's get something straight from the outset. I know I probably
brought it on myself in the first place, but this idea of my having
consciously gone over to «mainstream literary output» is not true. My
approach to writing hasn't changed in the last thirty years. Obviously,
anyone can make whatever they like of the stuff they see published,
say it is this or that, give it a label. <...>

I began writing in the belief that the essence of science fiction (and
incidentally of much of great literature too) was the speculative or
visionary metaphor, handled seriously, tackled without compromise,
but presented in an entertaining, realistic or readable manner.

I feel I have carried on in the way I started: I've now published
eleven novels, all different from each other, none of them a sequel to
any of the others, all of them with an original idea and based
ultimately, as you say, on recognisable SF premises. I see each of
them as an attempt to write traditional SF in a new or challenging
way, the best I was capable of at the time I wrote it. I always assumed
this was what the writers I admired were doing.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 22:53

цитата

3. НАПИСАНИЕ СООБЩЕНИЙ, АННОТАЦИЙ, ОТЗЫВОВ, ОБЩЕНИЕ В АВТОРСКИХ КОЛОНКАХ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

3.1. Официальным языком сайта является русский. Помещая информацию на других языках, посетитель обязан предоставить её перевод или краткую аннотацию на русском.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 04:27
Прошу прощения. Тогда так:
[Из интервью Кристофра Приста Нику Дживерсу, август 2002 г.]

цитата

Давайте проясним кое-что с самого начала. Знаю, что я, вероятно, сам виноват, но мысль о том, что я якобы сознательно переключился на «мэйнстримовую литературную продукцию» не соответствует действительности. Мой подход к писательству не изменился за тридцать лет. Конечно, каждый может думать о том, что он видит напечатанным, всё, что ему заблагорассудится, говорить о нём то или это, лепить любой ярлык. <...>
Я начинал писать, исходя из мнения, что суть научной фантастики (и, кстати говоря, многих великих литературных произведений) состоит в вымышленной или визионерской метафоре, разработанной всерьёз, без компромиссов, но при этом поданной в развлекательной, правдоподобной и приятной для чтения манере.
Полагаю, что я продолжал в том же ключе, что и начал. Сегодня я опубликовал одиннадцать романов, все они отличаются друг от друга, ни один не является продолжением любого другого, у каждого своя оригинальная идея, основанная, в конечном счёте, можно сказать, на вполне узнаваемых НФ-допущениях. В каждом из них я вижу попытку написать традиционную НФ новым способом, предъявляющим определённые требования к читателю, наилучшим образом, насколько я был способен в то время, когда писал эту книгу. Я всегда предполагал, что те писатели, которыми я восхищаюсь, делали то же самое.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2009 г. 07:07
Безусловно, автору виднее. Но, видимо, мысль о том, что Прист переключился на мэйнстрим, возникла не у меня одного8:-0


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 13:06

цитата kkk72

Ведь самое главное в романе Дика — утверждение того, что победа нацистской Германии в войне не могла произойти, потому, что она не моральна, а возникший в таком случае мир — оказался бы бесчеловечен, противен человеческой природе. И выбор главного героя меняет не только его личную судьбу, но судьбу всего мира.


Ах, какие красивые слова. Какие глубокие проблемы рассматривает Дик, какие смелые вопросы ставит. Победа Германии и ее союзников, т.е миллионов людей которые жили и умирали ради этой победы, не моральна, а победа советстко-атлантистского блока значит моральна? Вот так, одним росчерком пера. Этих — в топку, тех — на пьедестал. «Выбор главного героя меняет судьбу мира» — да где ж такое бывает, кроме как во второсортных фантастических романах? И где здесь серьезное исследование?
Я понимаю, что многим интересней читать про очередного супергероя, «правильного парня», спасающего мир по американскому сценарию и двигающего его в правильном направлении, к американской модели развития, чем про обычного человека, заплутавшего в своих грезах и фантазиях. Но мне лично герой Приста гораздо ближе хотя бы потому, что я никогда не стану и не хочу становиться таким, как герой Дика:-) и да, от выбора героя Приста зависит только его личная жизнь. Для кого-то внутренняя жизнь может представлять большую ценность чем «исторически справедливая» модель развития человечества
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 13:38

цитата pacher

Победа Германии и ее союзников, т.е миллионов людей которые жили и умирали ради этой победы, не моральна, а победа советстко-атлантистского блока значит моральна?

Да, в данном случае моральна. А вы, значит, за победу Германии?

цитата pacher

«Выбор главного героя меняет судьбу мира» — да где ж такое бывает, кроме как во второсортных фантастических романах?

Каждый из нас хоть на немного, но меняет судьбу нашего мира своими действиями.
Кому-то приходит на помощь, с кем-то враждует. Попав в ключевую точку истории, даже обычный человек может серьезно повлиять на ее ход. А вот герой Приста подчеркнуто эгоистичен и эгоцентричен. Его вообще мало что интересует, кроме него самого.

цитата pacher

Но мне лично герой Приста гораздо ближе

А мне — нет

цитата pacher

многим интересней читать про очередного супергероя
Не знаю, где в «Человеке в высоком замке» супергерои. Как раз наоборот — самые обычные люди.


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:17

цитата kkk72

Да, в данном случае моральна. А вы, значит, за победу Германии?


Нет, я против деления людей, участвовавших в войне, на хороших и плохих парней, причем когда хорошими всегда оказываются победители. Вся «глубина мысли» у Дика сводится к навешиванию ярлыков и выбору «правильной» стороны без попытки разобраться в сути конфликта.

цитата kkk72

Каждый из нас хоть на немного, но меняет судьбу нашего мира своими действиями.

Это всё избитые трюизмы. Кто-то на что-то всегда может повлиять. Но не повернуть историю вспять. У Дика описаны события, не имеющие ничего общего с механизмами, действующими в реальной истории. Поэтому и появляются супергерои, а не обычные люди, которые по щучьему велению меняют историю в угоду принципам англосаксонской морали. Герой ведь не пытается предотвратить войну, он лишь восстанавливает спаведливость по-американски.   Возможно, теперь это и называется философской глубиной, значит я отстал от жизни:-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:31

цитата pacher

Нет, я против деления людей, участвовавших в войне, на хороших и плохих парней,
Ну а я против того, чтобы обелять нацизм и считать, что он ничем не отличался от идеологии других государств.

цитата pacher

У Дика описаны события, не имеющие ничего общего с механизмами, действующими в реальной истории.

Так на то она и фантастика.

цитата pacher

спасающего мир по американскому сценарию

цитата pacher

в угоду принципам англосаксонской морали.

цитата pacher

спаведливость по-американски.

Да, не любите вы Америку. Видимо, эта нелюбовь и приводит к расхождениям в оценке романа Дика


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:25
Эхкгм.. Вообще-то Прист и Дик фантасты, да еще и «нововолнитсы». такштааа никакого противостоянья.

Прист всё-таки решает проблему с сумасшедшим. Дик — с сумасшедшим миром.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 16:45

цитата С.Соболев

Прист всё-таки решает проблему с сумасшедшим.

В этом-то весь вопрос романа Приста. Кто его главный герой — банальный псих или выходец из иной реальности?
Но в том-то и дело, что это совершенно непринципиально. Представьте ситуацию: некто объявляет себя мессией, инопланетянином, выходцем из параллельного мира. Кто он: псих, шарлатан или действительно человек, несущий новое знание, новый подход к жизни, новую идеологию. Поверить ему или уличить его? Да знает ли он сам о себе правду или заблуждается? Вот это интересно.
А вот у Приста все зациклено на одном человеке. Да какая разница, псих главный герой или нет? Что от этого изменится, кроме его личной судьбы? Чем он может быть интересен?

цитата С.Соболев

Дик — с сумасшедшим миром.

Мир сошел с ума. Правда это или нет? Что же теперь делать? Есть о чем задуматься.
Некий Питер сошел с ума. Бывает, что ж тут такого.
Почувствуйте разницу.
Страницы: 12

⇑ Наверх