Виктор Пелевин iPhuck


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Виктор Пелевин. iPhuck 10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виктор Пелевин. iPhuck 10

Статья написана 14 января 2019 г. 14:12

Порфирий Петрович – искусственный интеллект на службе у Полицейского управления. Он расследует преступления, пишет вместо отчетов детективные романы, а в свободное время подрабатывает проституткой, чего зря добру пропадать. Точнее говоря, подрабатывает Полицейское управление, выступая в роли его сутенера. Самому Порфирию деньги не нужны, поскольку он — несколько страниц кода.

Также Полицейское управление сдает Порфирия в аренду физическим лицам в качестве частного детектива. Интим предлагать можно, как выше было сказано.

В данном случае Порфирий достался «бабе с яйцами» Марухе Чо, искусствоведу и, в прошлом, программисту.

iPhuck 10 можно воспринимать двояко. Есть внешний «бытовой» уровень, заметный всем. Есть философская начинка, замаскированная фантиком компьютерных технологий. Спряталась она чудо как хорошо, но ради нее стоит вгрызаться в «толстый-толстый слой шоколада».

На переднем плане роман о будущем, о концептуальном искусстве и об искусственном интеллекте. Пелевин не изменяет себе, описывая завтрашний день как мир абсолютного зла. Перед читателем разворачивается тоталитарное общество, основанное на принципах, заложенных любимыми классическими антиутопиями. И прежде всего слоган этого мира (да, у него есть слоган), звучит как типичный образец оруэлловского двоемыслия: «SDR равно HR. Special drawing rights are human rights», что переводится с новояза на русский как «деньги равны правам человека». «Свобода — это рабство», не так ли? Цинично и логично из слогана рождается эвфемизм для обозначения денег: хрусты, видоизмененные HR, права человека.

Следующая черта мира наследует уже Замятину и его соитию по разнарядке в романе «Мы». Это назойливое вмешательство власти в интимную сферу. Секс выведен за рамки даже не морали, а нормы. Не любовь, ей просто нет места в мире зла, но любая физическая близость становится опасным пороком, болезнью. Что вместо нее? Мастурбация с гаджетами, происходящая в виртуальной реальности. И не эстетичный андроид, не идеальная кукла из S.N.U.F.F., превосходящая красотой, разумностью и волей живого человека, а именно гаджет, чурбан с дыркой. Желанным партнером его делает фантазия, причем чужая, стороннего разработчика. Вспоминаем Generation P, в котором мы узнали, что телевидение управляет сознанием, решая за человека, на чем ему фокусировать внимание.

Пелевин часто использует для построения картины мира какую-то одну сторону жизни. В Generation P это была реклама, в «Числах» — банковское дело, в «Священной книге оборотня» — нефть и проституция, в вампирской дилогии – власть как институт и деньги. В iPhuck 10 призмой служит концептуальное искусство. Маруха Чо занимается «гипсом», рожденным в наше «читательское» время. Но показано ли в романе искусство современное Маре и Порфирию? В чистом виде оно отсутствует, точнее выродилось в программы для тех самых гаджетов. Высшие силы получают власть над людьми, контролируя их личную жизнь, и сделать это проще всего через виртуальную реальность, заменившая природную фантазию, которую подчинить гораздо сложнее. За тем и понадобилась сложная многоходовка – криминализация «естественного секса», для чего некогда был разработан фатальный половой вирус, заодно отменивший и «естественные роды». Таким образом секс выведен в виртуальную реальность, а размножение в пробирку.

Но кто эта высшая сила, получившая тотальный контроль над человечеством? При совпадении симптомов источник болезни кардинально другой, чем в произведениях Замятина и Оруэлла. Они боялись безграничной власти государства над людьми, имея в виду фашизм и коммунизм. Но государство в iPhuck-будущем превратилось в фарс, как и абсолютно все человеческие ценности. Россией правит клон Никиты Михалкова, очевидно символизирующий власть, которой у него нет и быть не может. Над шутовскими институтами власти парит рекламным дирижаблем объединенное зло – Единый Банк (Ебанк, чего уж стесняться). Но владеет ли банк всем и вся? Вряд ли. Учитывая, что функционер системы покупает поддельный гипс, можно сделать вывод, что и эта структура марионеточна. Кто же на самом деле всем управляет?

Попробуем ответить на простой вопрос, происходит ли действие «Айфака» во вселенной цикла Generation P? С одной стороны, ни что этому не препятствует. Мы ясно видим наше будущее, корни всех проблем которого зарождаются прямо сейчас. Пелевин тщательно проходится по всей актуальной повестке дня, не упуская ни единого пункта – от феминизма, до расовой политкорректности.

С другой, не упомянуты ни Иштар, ни вампиры, ни какие другие мистические сущности, что понятно: iPhuck создается методом киберпанка, а стало быть, любая эзотерика здесь неуместна. И на самом деле в тексте не нет ничего кроме социальной антиутопии и научной фантастики, посвященной искусственному интеллекту.

Но если мы не видим в романе метафизики, это не значит, что ее там нет. Просто киберпанк требует подавать философские вопросы через метафоры, а их-то в романе предостаточно.

Как носитель экзистенциальных идей iPhuck 10 является прямым продолжением вампирской дилогии, а, следовательно, и Generation P.

В романе «Ампир V» дается определение понятий «Ума А» и «Ума Б». Первый работает с реальностью, данной нам в ощущение, второй «производит фантазмы из самого себя… в его глубинах возникает полярное сияние из абстрактных понятий». Человек – специально выведенное вампирами существо, обладающее «умом Б». Зачем? На этот вопрос дается ответ уже в «Бэтмане Апполо». Земля – сад боли, которая является конечным продуктом человеческой жизнедеятельности, а также единственным смыслом существования человека. Система работает о через цикличные смены надежды и страдания. Без первого не было бы смысла во втором, поскольку на самом деле и то, и другое не существует на самом деле, а является продуктом «Ума Б». Как функционирует «Ум Б» описано в лекции Че про вау-импульсы еще в Generation P.

Роман iPhuck 10 экономно расходует персонажей. Их всего трое, не считая нескольких статистов, которых также не слишком много: искусственный интеллект Порфирий, искусствовед и программист, что важнее для киберпанка, Маруха Чо и Жанна, тоже искусственный интеллект, превращенный усилиями Марухи в страдающее и мыслящее создание.

Порфирий – идеальный пелевинский человек. Он роскошно имитирует деятельность ума Б, на самом деле им не обладая. Читатель ясно видит, насколько вселенной безразлична как детективная, так и литературная деятельность Порфирия. Управление его ни в грош не ставит, продавая с потрохами при первой же возможности, а читателей у лучшего из его романов не больше пары десятков. Зато проститутка из нашего героя получилась роскошная, пользующаяся огромным спросом у бывших зэков, пытающихся опустить полицейского чина, причинить ему боль и унижение через анальный секс, к которому в тюрьме традиционно особое отношение.

И Порфирий с энтузиазмом эти боль и унижение изображает, разыгрывая перед клиентами красочное шоу со всхлипами и воззваниями к полицейскому управлению и пресвятой богородице. На самом же деле, будучи ИИ, по определению лишенным «ума Б», он не в состоянии испытывать боль или позор. Конечно же в структуре ценностей, выстроенной всем творчеством Пелевина, это – высшая степень просветления. Казалось бы, компьютерной программе она дана при рождении, но и человеку тоже, нормальное состояние для всех нас – свобода от «ума Б», навязанного нам извне. Просветление и состоит в том, чтобы вспомнить, кто мы есть, и от пагубного воздействия избавиться.

Маруха Чо изначально показана как искусствовед, ее задача придумывать объяснение, почему какое-то произведение эпохи гипса является высокохудожественным, а другие – нет. И слушая ее мы понимаем, что ценность произведения именно в объяснении, придуманном Марухой, и больше ни в чем. Иначе говоря, все искусство в этом мире – продукт «ума Б».

Но вопрос, кто конкретно решает, ценно ли произведение, остается висеть в воздухе. Маруха, когда он звучит, разве что булавкой себя не колет, как Морковин. Мы можем только предположить, что это Иштар, остающаяся «за кадром».

Следующая ипостась Марухи – программист, участвующий в создании искусственного интеллекта. Она создает живое существо из программного кода, чередуя для него боль и надежду. Именно так, как мы помним, работает «ум Б». И цель творения та же – боль материализуется в виде произведений искусства, которые Маруха выдает за шедевры гипсовой эпохи.

Все совпадает: жизнь человека – сад, в котором выращивается страдание, и создана эта система для самых простых и низменных целей – наживы.

Через отношения Мары и Жанны Пелевин воссоздает в миниатюре космогоническую систему мира. Мара – бог, создающий человека по своему образу и подобию, человек (Жанна) отвечает ей тем же, принуждая к падению в созданный ею же мир, заставляя божество поверить, что она – всего лишь человек, скованный пресловутым «умом Б».

Более того, Мара не является изначальным Создателем, она использует чужие наработки. Бог здесь – невидимый четвертый персонаж Соул Резник, который с «ангелами» разработал доктрину «Мирового Ума» и «random code programming». А это как число Пи – всеобъемлющий код, содержащий все возможные комбинации, в том числе и потенциальную личность Жанны и все виртуальное мироздание.

Мара Чо причастна к сотворению RCP. Характерно, что пали все ангелы. И падение это заключается в создании сансары – того самого сада боли, в котором вынуждена существовать Жанна в оковах «ума Б».

Перед нами типичная пелевинская схема. Человек был свободен как часть необъятного кода, пока его не «вычленили» и не поместили в сад-тюрьму.

Мир абсолютного зла – тюрьма. И все в нем происходит по тюремным законам, в книге это показано в том числе через обыгрываемый многократно насильственный анальный секс.

Характерно, что все сексуальные фантазии Мары крутятся вокруг анального изнасилования. Не случайно ее гендер описан как «баба с яйцами», это означает, что имея от природы «женское оборудование», что не важно – для секса она все равно использует гаджет-айфак, она также обладает мужскими гормонами. И ни разу Мара не выступает в сексе в «женском» амплуа. Всегда она – агрессор с каким-либо заменителем фаллоса, апогеем которого служит телефонная будка из «Доктора Кто». И это подчеркивает положение Мары как обслуживающего персонала тюрьмы. То же самое было сказано про копирайтера Татарского: «лучшее поддерживать огонь, чем сгорать в нем». Ложь, конечно, роль обслуги никак не мешает ни Вавилену, ни Маре гореть, они точно так же крутятся в колесе сансары, нанизанные на леску вау-импульсов.

Пелевин, конечно же, стоит «над борьбой», описывая «мерзости» этого мира. Об этом, к примеру, свидетельствуют два эссе, феминистическое и как бы противоположенное, от лица обиженных мужчин. Очевидно, что они не могут существовать друг без друга, в сотрудничестве создавая мир зла. И также само собой разумеется, что весь этот тюремный фарс — игры ума Б, не более того. Даже просто вырабатывать какое-то отношение к устройству мира зла означает производить «баблос», концентрированное страдание. Выход-то один – просветляться и бежать из тюрьмы во Внутреннюю Монголию, чем бы она ни была для каждого из нас.



Тэги: пелевин


1155
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 января 2019 г. 19:55

цитата

эфмеизм

э-в-ф-е-м-и-з-м
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 2019 г. 15:12
спасибо, исправил


⇑ Наверх