Рецензия на книгу Йена


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Йена Макдональда «Бразилья»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Йена Макдональда «Бразилья»

Статья написана 10 ноября 2016 г. 11:19

Коллеги говорят, новые романы Йена Макдональда из «лунного» цикла — что-то с чем-то, разрыв шаблона и вынос мозга. Ну что ж, подождем. По мне так и старые очень недурны.

Квантовый карнавал


Йен Макдональд. Бразилья: Роман. / Ian McDonald. Brasyl, 2007. Пер. с англ. Н.Власовой. — М.: АСТ, 2016. — 576 с. — (Звёзды научной фантастики). Тир. 2000. — ISBN 978-5-17-087713-3.

Существует бессчетное множество книг, где речь идет о высоких технологиях, вошедших в повседневный быт, и квантовой теории, получившей практическое применение. Как правило, речь в таких сочинениях идет об англосаксонском или славянском мире будущего — в крайнем случае о Японии или Китае. И только Йен Макдональд настойчиво напоминает нам: на глобусе есть и другие страны, где жизнь, как ни странно, тоже не стоит на месте. Индия, Турция... Или Бразилия — как в этом романе.

Что такое «мультукультурализм в действии»? Совсем не обязательно — ужас-ужас, кошмар-кошмар, слом духовных скреп и отказ от традиций, поглощение и растворение одной культуры другой культурой. Как показывает история человечества, часто это причудливое и эклектичное смешение, взаимное обогащение, порождение новых смыслов. Типичный пример — культура современной Латинской Америки, в том числе Бразилии. Той самой Бразилья, о которой пишет в одноименном романе британский писатель ирландского происхождения Йен Макдональд.

История, которая разворачивается на этих страницах, сплетается из трех сюжетных линий, широко разнесенных во времени. 1732 год. Два незаурядных представителя эпохи Просвещения, ирландский монах-иезуит с блестящими лингвистическими способностями (отменный фехтовальщик, убийца, ищущий искупления) и выдающийся французский математик (атеист, один из предтеч современной информатики) проникают вглубь девственных джунглей Амазонки, где растет и крепнет жутковатая рабовладельческая империя, созданная священником, отступившим от догматов веры. 2032 год, три столетия спустя. Бразилия, опутанная паутиной глобального контроля, насквозь просвеченная космическими спутниками, контролируемая Ангелами Постоянного Надзора — что, однако, не мешает криминальным войнам и росту уличного насилия. Карманникии и мелкие авантюристы, хакеры, квантовые физики и торговцы контрафактном, Копенгагенская теория и кровавые убийства посреди оживленной трассы — на фоне всего этого юноша из многодетной семьи преследует свою странную, нездешнюю, невозможную любовь... И, наконец, 2006 год, условно говоря — наши дни: именно в это время Йен Макдональд писал свою книгу. Молодая женщина, продюсер сомнительных, но популярных в Бразилии телешоу, мастер капоэйры, пытается выследить двойника, стремительно и умело разрушающего ее карьеру, ее жизнь. Разумеется, к финалу (и даже несколько раньше) все линии сходятся: «Бразилья» — настоящий роман в почти классическом смысле, с разветвленной структурой, обязательной эпической составляющей, погружением в прошлое героев, философским подтекстом. По большому счету, автора волнует один из Вечных вопросов, вопрос о свободе воли — он неизбежно возникает всякий раз, когда речь заходит о рождении вселенной и о ее устройстве. Но гипнотизирует в книге другое: смешенье языков и культур, времен и жизненных укладов, пестрый, шумный, яркий, эклектичный, порою кровавый карнавал, не прекращающийся ни на секунду. Изощренная иезуитская теология и квантовая физика, языческие ритуалы и живые компьютеры, вытатуированные на теле, свалки промышленных отходов и дышащие смертью джунгли, малограмотные подростки двадцать первого века и гении восемнадцатого, альтернативная история и бесконечная галерея параллельных миров — все это сосуществует на пространстве романа одновременно, взаимно подпитываяст энергией... и слегка подпитывая читателя. Йена Макдональда всегда привлекали экзотические сочетания, пограничные состояния, кросскультурные связи — недаром два его романа, наболее известные в России, посвящены Индии («Река богов») и Турции («Дом дервиша») будущего.

По части экзотики в «Бразильи» автор превзошел себя. Первые главы романа буквально пестрят сносками: что значит то или иное слово, как произносится, почему выбран именно такой вариант транскрипции... Подозреваю, на этом месте автор потеряет часть читателей (самых нетерпеливых), но без словесной тут эквилибристики не обойтись. И дело не только в фабуле: многоголосый хор неизбежно порождает новые созвучия, столкновение цивилизаций — новые языки и новые формы мышления. Ну а к чему приведет пересечение параллельных миров, незримо соприкасающихся в квантовой мультивселенной, нам остается только гадать.

Хотя позже автор успешно использовал некоторые сюжетные ходы из этого романа в «подростковом» цикле «Эвернесс», «Бразилья» — далеко не самая простая книга Йена Макдональда. Но одна из лучших: тот, кто справиться с этим текстом, получит недурной экспириенс. Что же до легкости чтения, то недаром русская поговорка, вошедшая в словарь Даля, гласит: простота — хуже воровства.


картинка для привлечения внимания

Йен Макдональд (слева) на Петербургской фантастической ассамблее-2013


Йен Макдональд (слева) на Петербургской фантастической ассамблее-2013


Источник:

«Мир фантастики» №4, апрель 2016. Том 152

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Кира Булычева «Похищение чародея»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книги Джеймса Грэма Балларда «Высотка» и «Чудеса жизни. От Шанхая до Шеппертона»

— на графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка»

— на книги Уильяма Гибсона «Виртуальный свет», «Идору» и «Все вечеринки завтрашнего дня» (трилогия Моста)

— на книгу Кэтрин Валенте «Сказки сироты. В ночном саду»

— на книгу Михаила Успенского и Андрея Лазарчука «Соль Саракша»

— на книги Василия Щепетнёва «Чёрная земля» и «Певчие ада»

— на книгу Нила Геймана «Не паникуй! История создания книги «Автостопом по Галактике»

— на книгу Феликса Гилмана «Расколотый мир»

— на книгу Евгения Лукина «Бытиё наше дырчатое»

— на книгу Чайны Мьевиля «Железный Совет»

— на книгу Антонии Байетт «Обладать»

— на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





2056
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 ноября 2016 г. 13:51
Ну да, там вначале чувствуешь себя как новичок на уроке иностранного зыка :0)
У меня сходные ощущения были при чтении Дюны с её квизатц хадерачами
А потом вживаешься и всё становится в высшей степени здорово.
Лично я получил изрядное удовольствие от чтения
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 13:35
Аналогично.


Ссылка на сообщение10 ноября 2016 г. 14:00
Один из лучших романов серии, радует и основной сюжет, и проработка деталей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 13:34
:beer:


Ссылка на сообщение10 ноября 2016 г. 14:46
Ещё не читал. Но сказанное (названное, описанное) вами означает, кто книга явно куплена не зря. спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 13:34
:beer:


Ссылка на сообщение10 ноября 2016 г. 15:25
А по мне, так самый слабый слабой роман Макдональда из трёх. Насколько потрясла и взорвала мозг его «Река Богов», настолько же меня разочаровала «Бразилья». Избранная писателем тема свободы воли слишком очевидна и потому требует по-настоящему мощного высказывания. Но, увы, доведя каждую сюжетную линию до финала, автор не предложил читателю ничего принципиально нового.
Такое впечатление, что роман написан исключительно ради науки. Ну и Бразилии, естественно. Экзотический, иноземный дух в книге силён, с этим не поспоришь. А вот наука... Я вообще с квантовой физикой знаком прискорбно мало, но читались научные выкладки Макдональда почему-то чрезвычайно просто. Вероятно, впечатление подпортило то обстоятельство, что параллельно я взялся за «Начало бесконечности» Дэвида Дойча. Как раз хотел подтянуть свои знания, заслышав, что роман Макдональда не фига не прост. Зря. Показалось, что Макдональд просто брал целые куски из книги Дойча и вставлял в свою «Бразилью». И вот это непрестанное стремление автора разжевать как можно больше (научные лекции на пять с плюсом страниц прилагаются) убило напрочь всю идейную составляющую произведения, высказанную открытым текстом.
Масштаб замысла, безусловно, потрясает, но его потенциал остался нераскрыт.


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 13:08
Спасибо за рецензию! Прочту. Дом дервиша понравился. Реку богов читал давно, не особо помню.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2016 г. 13:34
:beer:


Ссылка на сообщение12 ноября 2016 г. 00:28
Спасибо за рецензию! Поскольку Макдональдса раньше не читал, все время откладывал «Бразилью» на потом. Самое время наверстать упущенное.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2016 г. 08:40
:beer: Только «Макдональда». Макдонльдс — это другой.


Ссылка на сообщение14 ноября 2016 г. 13:15
Лежит на очереди на прочтение. Хорошие рецензии радуют тем, что впереди меня ждут прекрасные часы чтения=)
Макдональд всегда хорош, по-моему


Ссылка на сообщение14 ноября 2016 г. 23:00
Хорошая рецензия, да что там, отличная! Вы прямо мои слова и мысли записали. От себя добавлю: у меня появился новый любимый писатель — Макдональд!
Я сначала прочел Дом дервиша — книжка поразительная. Сделал перерыв (боялся что Дервиш — случайная удача) прочел Дорогу отчаяния — и ......... буря восторга. Теперь Бразилья. Далее Река Богов. Жду с нетерпением, разочароваться не боюсь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2016 г. 09:53
:beer:


⇑ Наверх