Дилан Дог Вторая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «IvIvIv» > «Дилан Дог»: Вторая пятёрка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Дилан Дог»: Вторая пятёрка

Статья написана 8 августа 2016 г. 23:01

Продолжение обзора комиксов из серии «Дилан Дог». Начало здесь.

№6

Дилан Дог. Красота Дьявола / Dylan Dog. La bellezza del Demonio

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Густаво Триго

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: В 1945 году был арестован киллер Ларри Варедо за убийство красотки по имени Мала. Варедо схватила полиция из-за предательства заказчика убийства, а вина была доказана благодаря фотографии трупа жертвы, тогда как её тело никто не нашёл. Ларри чудом пережил смертную казнь через повешение, а после долгое время скрывался в США, пока снова не вернулся в Англию. В 1987 через 42 года после ареста, он обращается к специалисту по кошмарам Дилану Догу, чтобы тот отыскал заказчика убийства Малы.

О комиксе: Для встречи Дилана и Дьявола сценарист серии выбрал символический шестой номер. И наполнил его различными дьявольскими знаками, клише и атрибутами, характерными для многих произведений о хозяине Ада. Стоило Ларри Варедо подумать о продаже души в израненном войной Лондоне 1945 года, и человек в рогатой маске появился перед ним с предложением о работе – совершить заказное убийство. Трудовой договор, естественно, был подписан кровью. А добровольно связавшись с нечистым, Ларри сам себя отправил на виселицу, и есть даже немного иронии в том, что и заказчик, и полицейский, и газеты окрестили Варедо «Дьяволом» за убийство Малы. Не обошлось в номере и без говорящих названий (Хэвен-роуд или по-другому Райская дорога), и использования числа зверя – 666.

Сюжет выпуска наверняка хотя бы отчасти был вдохновлён нуар-историями. Об этом свидетельствует и то, что «Красота Дьявола» начинается в мрачном послевоенном Лондоне, и что на первое место в истории выходит детективная составляющая, и подбор главных действующих персонажей: киллер (убийца), частный детектив, полицейский, роковая красотка. Сценарист даже харизматичного Граучо надолго вывел из сюжета, чтобы своим юмором он не портил серьёзный и немного депрессивный тон истории.

Действие истории происходит в основном в тесных помещениях и преимущественно ночью, что играет на общую атмосферу. В этом томе нет большого количества новых персонажей, но тем он и хорош. Во-первых, здесь сценарист глубже раскрывает характеры и показывает взаимоотношения уже знакомых читателю Дилана, Граучо и инспектора Блоча. Во-вторых, за каждым из новых героев есть собственная маленькая история, интересная и уникальная, что позволяет охарактеризовать их теми же словами.

Толику негатива в восприятие «Красоты Дьявола» вносит то обстоятельство, что не все события поддаются логическому объяснению. Например, несколько запутана сюжетная линия заказчика убийства, и трудно понять мотивы каждого из его поступков даже по прочтении книги. Можно, конечно, счесть его сумасшедшим, и тогда претензия потеряет смысл. А можно вообще не искать логику, т. к. в выпуске действует Дьявол, чья логика сильно отличается от человеческой, а потому ни Дилану, ни читателю всех его действий не понять, как бы они не старались.

Если сравнивать все шесть первых выпусков «Дилана Дога», то «Красоту Дьявола» следует поставить на второе место в мини-рейтинге историй об охотнике на монстров. На первом будет «Рассвет живых мертвецов». Обе истории заслуживают высокой оценки, и при том они довольно разные. «Рассвет живых мертвецов» – это больше приключение, чем детектив, «Красота Дьявола» – ближе к чистому детективу; первый выпуск полон шуток и юмора, шестой – очень серьёзный; там была псевдонаучная фантастика, а здесь – мистика. Впрочем, и объединяет их немало: проработанные персонажи и сценарий, интересные злодеи, связь с историей и ещё то, чего не хватает некоторым выпускам «Дилана Дога» – финалы, достойные интригующих с самого начала сюжетов. Отдельной похвалы заслуживает Тициано Склави за то, что в конце шестого выпуска рассказал о концепции Ада во вселенной «Дилана Дога», а не позволил Дьяволу нелепо уйти от ответа на вопрос специалиста по кошмарам о загробной жизни.

Как итог следует отметить, что «Красота Дьявола» – отличный выпуск серии. Есть мало причин, по которым в нём можно будет разочароваться. Гораздо вероятнее получить от чтения много приятных минут.

№7

Дилан Дог. Сумеречная зона / Dylan Dog. La Zona del Crepuscolo

Сценарист: Тициано Склави

Художники: Джезеппе Монтанари и Эрнесто Грассани

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: В английском городке Инверари, где жизнь спокойна и скучна, девушка по имени Мэйбл Карпентер стала свидетелем пугающей метаморфозы одного из работников библиотеки. Кожа отстала от его лица, а он даже не почувствовал этого. Девушка попыталась сбежать от библиотечного монстра, но была поймана, после чего её память очистили от воспоминаний о страшном инциденте. Вот только не полностью и Мэйбл, напуганная открытием, позвонила специалисту по кошмарам Дилану Догу, чтобы тот приехал и разгадал тайну Инверари.

О комиксе: Одна из особенностей знаменитой итальянской хоррор-серии «Дилан Дог» в том, что комиксы из неё можно читать практически в любом порядке. Связь большинства сюжетов выпусков (во всяком случае, из вышедших на русском языке) между собой сведена к минимуму. Очень редко, буквально одним предложением, персонажи могут упомянуть события из какого-то прошлого номера, но на историю это практически не влияет. Другое дело сквозной сюжет, а именно противостояние Дилана и его главного врага, демонического доктора Ксабараса, тянущееся через серию линией, выложенной из трупов. Дог, как известно из первого выпуска, происходит из рода охотников на монстров, и ещё его дед и отец сталкивались с Ксабарасом. Истории о странном докторе имеют свойство приподнимать завесу, скрывающую прошлое Догов. И «Сумеречная зона» одна из них. Поэтому её не стоит выбирать для знакомства с серией, а читать следует только после «Рассвета живых мертвецов».

Сюжет седьмого выпуска здорово соединяет в себе древнегреческие мифы, литературу Эдгара Аллана По и теории Фридриха Месмера, предельно понятно разъяснённые на страницах комикса. Частный детектив Дилан Дог хоть и взялся расследовать дело в Инверари, но его вклад в разгадку тайны города будет минимальным. Сюжетная линия Мэйбл Карпентер более интересна, чем главного героя, специалиста по кошмарам. Чуть ли не каждая новая сцена с участием девушки ещё сильнее закручивает спираль интриги и заставляет быстрее читать комикс, чтобы скорее узнать секрет Инверари.

«Сумеречная зона» – это классическая история про странный провинциальный городок, и в «Дилане Доге» она очень хороша. В ней есть немного юмора, чуточка экшна, запоминающиеся персонажи, жуткая тайна. Но самое главное в ней хватает неожиданных открытий, благодаря чему она не отпускает внимание до своей последней печальной страницы.

А тем, кто любит рассказы По, должно быть приятно увидеть в комиксе иллюстрированную версию одного из них, для тех же, кто Эдгара Аллана не читал, выпуск предоставляет отличный шанс познакомиться с творчеством знаменитого американского представителя «тёмного» романтизма.

№8

Дилан Дог. Возвращение монстра / Dylan Dog. Il ritorno del mostro

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Луиджи Пиккатто

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: Лондон, май 1987 года. Слепая женщина по имени Леонора Стил обращается к частному детективу, а по совместительству специалисту по кошмарам и охотнику на монстров Дилану Догу, чтобы нанять его для весьма необычной услуги. 16 лет назад Стилы-старшие, а также их прислуга стали жертвами умственно отсталого юноши Дэмьена, который работал у семьи помощником конюха. Шесть человек были зверски убиты, а юноша схвачен и помещён в сумасшедший дом тюремного типа. Спустя 16 лет он сбежал, и Леонора знает, что Дэмьен, который когда-то пожалел её и не убил, изменил своё решение и теперь придёт за ней, чтобы отправить к семье на тот свет. Чтобы этого не произошло, Леонора нанимает Дилана Дога: она хочет, чтобы он убил Дэмьена, потому что тот – не человек, а самый настоящий монстр.

О комиксе: Сюжет восьмого комикса о специалисте по кошмарам был вдохновлён либо «Хеллоуином» Карпентера, либо какой-то другой похожей историей. В обоих случаях (в комиксе и в фильме Карпентера) убийца – бывший пациент сумасшедшего дома, который бежал из него ради встречи с близким человеком, чему этот самый человек, конечно, не был рад. Также в обоих случаях действует не просто убийца, а сверхчеловек. И Майкл Майерс, и Дэмьен способны на такую нечеловеческую жестокость и перенести столь серьёзные ранения, что самым подходящим определением для каждого становится «монстр».

Продолжая сравнения, стоит упомянуть, что так же, как и в «Хеллоуине», одним из персонажей комикса выступает доктор, и сюжет не обходится без сцен в психушке. В истории о Дилане Доге они призваны продемонстрировать потенциал невосприимчивости монстра номера к боли и его сверхчеловеческие возможности. А ещё таким образом автор немного лучше раскрывает характер Дэмьена, и заставляет читателя с нетерпением ожидать его встречу с главным героем.

Унаследовал выпуск от предшественника отсутствие романтической линии. У Дога её, впрочем, не было и в шестом томе, а в пятом была, но очень слабая. Леонора хоть и привлекательная женщина, но серьёзная и Дилана к своей постели не подпустит. Присутствие суперхаризматичного Граучо всего в нескольких сценах повторяет ситуацию с «Красотой Дьявола», но те страницы, на которых он появлялся, остались отмеченными лучшими шутками выпуска. Граучо здесь будет для того, чтобы привести Дилану документы о резне 16-летней давности. Так что ключ к пониманию происходящего Дог будет искать по типу другого частного детектива, Ниро Вульфа: читая бумаги, не выходя из дома. Заметное количество страниц отведено под приключения героя в подземельях разрушенного замка. Так что и до встречи с Дэмьеном ни Догу, ни читателям скучать не придётся.

Что характерно для автора сценариев «Дилана Дога», он старается избегать использовать клише, где это возможно. В восьмом томе, например, он поставил мини-армию охранять Леонору от Дэмьена, и не позволил последнему резать вооруженных ребят направо и налево, как каких-нибудь идиотов из тупых боевиков. Нашли своё место на страницах и культурные отсылки. Так побег монстра из здания психушки повторяет сцену из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», его имя на итальянском совпадает с именем Антихриста из фильма «Омен», а имя дочери Леоноры, Лилит, также связано с религией и принадлежит женщине-демону.

Сюжет «Возвращения монстра» не будет таким простым, как обещает завязка. И хотя комикс рано выдаёт один из своих больших секретов, финал способен удивить и впечатлить, отчасти потому, что он мрачнее финалов предыдущих выпусков. Восьмой том читается легко и с большим интересом до самого последнего кадра. На этот раз история в «Дилане Доге» получилась немного трогательной, и это ещё одна причина, по которой она не оставит читателя равнодушным. О недостатках не хочется вспоминать по прочтении, уж очень сильным, ударным, в лучших традициях хоррора получился финал у этой захватывающей истории.

№9

Дилан Дог. Альфа и Омега / Dylan Dog. Alfa e Omega

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Коррадо Рой

Год издания на русском / итальянском: 2014 / 1987

Сюжет: Специалист по кошмарам и охотник на монстров Дилан Дог к выходу девятого тома лишь однажды сталкивался с ужасами внеземного происхождения: в «Красоте Дьявола» герой встретился с созданием, вероятно, из параллельной вселенной. Тогда как в томе «Альфа и Омега» Дилана ожидало знакомство с более привычным для любителей ужасов пришельцем из глубокого космоса.

О комиксе: Начало комикса повторяет события старых американских хорроров о злобных пришельцах из космоса: поздно ночью парочка (юноша Дэниел и девушка Эйми) сидит в машине и наблюдает падение нечто с неба, после чего девушка решает посмотреть поближе, что упало на Землю из глубин галактики. Спустя два дня Эйми обращается к частному детективу Дилану Догу, чтобы он помог ей разыскать Дэниела, пропавшего той же странной ночью. Когда результаты поисков дают неожиданный результат, Дилан и Эйми, решают, что обязаны отправиться на место падения нечто, чтобы найти там причину необъяснимых событий, коснувшихся их жизней. Что, несмотря на опасность, весьма соблазнительно, когда истина в буквальном смысле лежит где-то рядом.

Выпуск «Альфа и Омега» сюжетно похож на седьмой, «Сумеречная зона». В обоих случаях по просьбе молодой особы Дилан отправляется в некое отдалённое от Лондона место, где происходят сверхъестественные события. Также в обоих случаях у героя нет времени расследовать детали событий, и он просто от какого-то их участника получает всю нужную информацию в виде рассказа, так что и расследовать очень скоро Дилану оказывается нечего. Сюжет седьмого тома весьма хорош, и самое приятное совпадение что девятого тоже. А, по мнению издателя и переводчика серии Дениса Пугача, «Альфа и Омега» лучше всех вышедших до него на русском историй о Дилане Доге.

Девятая история выгодно отличается от предыдущих тем, что хоть и принадлежит к жанру хоррора, но рассказывает о добре, которое породило зло, что как минимум необычно и непривычно. На страницах комикса, ведь того требует жанр, есть немного крови и убийств, но в основном только самых грубых из как бы злодеев. Конечно, очень жаль, что столь интересный и могущественный сверхъестественный убийца, как в этом выпуске, убивал очень мало, учитывая его потенциал, но этого требовал относительно добрый сюжет. Но сильнее всего жаль, что мы так и не узнаем дальнейшую судьбу парочки, чьи жизни изменил пришелец из космоса, также как не узнаем и его мотивов. В остальном сюжет тома хорошо продуман в деталях. Из отсылок к другим произведениям на его страницах можно отметить клишированную завязку из фильмов ужасов о падающих из космоса на Землю монстров и монолог пришельца в финале, в котором он цитирует предсмертные слова репликанта Роя Батти из картины «Бегущий по лезвию»

«Альфа и Омега» несколько необычный выпуск «Дилана Дога». Он не первый высказывается на тему человеческой жестокости и противоположной ей нечеловеческой доброты, но делает это умно и по-настоящему трогательно. В девятом томе читателя ждёт очень грустная история, которая, тем не менее, оставляет в конце надежду на нечто хорошее для мира Дилана Дога в будущем. «Альфа и Омега» – новая и прекрасная жанровая грань серии. Специалист по кошмарам встречается с пришельцем из космоса в ещё одном достойном внимания выпуске серии.

№10

Дилан Дог. По ту сторону зеркала / Dylan Dog. Attraverso lo specchio

Сценарист: Тициано Склави

Художник: Джампьеро Казертано

Год издания на русском / итальянском: 2015 / 1987

Сюжет: Ровена Фейри, эксцентричная подруга Дилана Дога, появляется на устроенном ей же балу-маскараде в образе Смерти. Вскоре после бала люди, к которым Ровена прикоснулась, будучи в зловещем костюме, начинают умирать. Подруга Дилана уверена, что причина смертей кроется в купленном ею недавно заколдованном зеркале, и у охотника на монстров не остаётся никакого другого выбора кроме как узнать, что скрывается по ту сторону зеркальной поверхности.

О комиксе: В повседневной жизни человек окружен зеркалами, предметами, которые люди издревле наделяли сверхъестественными свойствами. Наравне с водой, на чьей поверхности также можно видеть отражение, зеркала в мировой культуре обрели значение двери в другой мир. В упоминаемой в десятом томе «Дилана Дога» знаменитой «Алисе в Зазеркалье» героиня попадает в другой мир, именно проходя через зеркало над камином. Склави идею Кэрролла отзеркалил и впустил в наш мир кое-кого с обратной стороны зеркала. Впрочем, есть у произведений и кое-что похожее: без драки с местным Бармаглотом специалист по кошмарам не останется. Но для комикса зеркала имеют гораздо большее значение, чем дверь на другую сторону. В истории у них разные роли, большинство выступает орудиями убийства, по отдельности будет среди них и знак скорого несчастья, и причина для ссоры, и предсказатель будущей смерти, и не только. Сценарий не только обыгрывает поверья о зеркалах, но и сам играет с темой отражений, так персонажи умирают на страницах комикса в обратном, отзеркаленном, порядке тому, как они были представлены читателю.

Если фокусники используют для удачных фокусов дым и зеркала, то Склави для создания более чем удачного тома «Дилана Дога» использовал смерть и зеркала. Сюжет комикса не линеен, пространство между сценами в настоящем заполняют флэшбэки и рассказы о будущем людей, связанных с второстепенными персонажами. И читатель оказывается окружён смертью, так же как и персонажи комикса зеркалами. Рассказчица тома правдива, она не жалеет героев, открывая читателю худшее или просто неприятное о них, и точна в том, как они умрут и когда, а смертей в «По ту сторону зеркала» много и на то будет вполне объяснимая причина. Большинству персонажей этого тома трудно сопереживать, своим злом они отравляют атмосферу комикса, и делают её такой тяжелой, какой она представлена на страницах. В истории достаточно места у сверхъестественного, но неприязнь вызывает не оно, а вполне обычные люди и их ужасные натуры. Дышать с ними одним воздухом было бы так же неприятно, как дышать лондонским смогом.

Трудно определить, не будучи итальянским читателем серии, является ли «По ту сторону зеркала» одной из десяти лучших историй о Дилане Доге, какой её считают соотечественники. Будучи русским читателем серии, можно утверждать лишь то, что это действительно отличный выпуск. Он поэтичен, символичен, у него есть так нужная хоррору тяжелая атмосфера и всего немного юмора (Граучо иногда будет перегибать юмористическую планку), очень продуманный сюжет, вместивший в себя несколько историй, и впечатляющая злодейка, столь опасная и умная, что составит достойную конкуренцию демоническому доктору Ксабарасу. Подруге Дилана, заглянувшей по ту сторону зеркала, в истории не позавидуешь, но читателю боятся нечего, даже наоборот, если он не испугается и решится узнать, что происходит «По ту сторону зеркала», то увидит там впечатляющую историю.





1320
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх