Антология Ведьмачьи


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Антология "Ведьмачьи легенды"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антология «Ведьмачьи легенды»

Статья написана 3 января 2015 г. 18:17

Рецензия опубликована в газете «Книжное обозрение», 2014 г. – № 10-11 (2386-2387).

От фанфика до пародии




Ведьмачьи легенды: Повести, рассказы. / Сост. Войтек Седенко, Павел Лауданский. — М.: Эксмо, 2014. — 480 с. — (Книга-фантазия). 5000 экз. — ISBN 978-5-699-68657-5.




Согласно всеведущей «Википедии», фанфики — «сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений». Так чем же фанфик отличается от любой другой вещи «по мотивам» — от джойсовского «Улисса», например? Есть мнение, что только адресатом: сюжет фанфика поймет лишь тот, кто хорошо знаком с первоисточником, прочие в недоумении пожмут плечами и захлопнут книгу. Правда, по тому же принципу строится и вся фантастика в целом — на литературных конвенциях, негласных договоренностях между читателями и писателями. Поклонникам жанра по умолчанию понятно, что звездолеты легко преодолевают скорость света, а эльфы — не забавные карапузы, порхающие среди цветов, а здоровенные дядьки и тетки с острыми ушами и меткими луками. Так что с жанровыми дефинициями не все так просто, как хотелось бы.

Антология «Ведьмачьи легенды», составленная Войтеком Седенко и Павлом Лауданским, задумана как сборник-трибьют, дань уважения «Ведьмаку» А.Сапковского. Восемь текстов русскоязычных авторов вышли сперва в Польше, и только потом — в московском издательстве «Эксмо». Однако «хардовый» фанфик под этой обложкой только один. То есть читателю, конечно, хорошо бы знать, кто такие Геральт, Лютик, Йеннифэр, Цири, чем занимаются ведьмаки и т.д. и т.п., но главное и так понятно из контекста. Два автора, Михаил Успенский и Андрей Белянин, отделались короткими несмешными пародиями: написаны рассказы примерно на одном литературном уровне, с одинаковым уважением к первоисточнику и пересыпаны натужными хохмами в духе «Аншлага». Владимир Васильев предложил составителям повесть «Цвета перемирия», очередной эпизод из бесконечной саги о техноведьмаках, — тот, кто читал предыдущие части эпопеи, легко представит, что это такое. Леонид Кудрявцев и Сергей Легеза использовали реалии «Ведьмака» во вполне традиционной фэнтези — тексты у них получились крепкие, ровные, но без огонька. А вот об оставшихся трех произведениях есть смысл поговорить подробнее.

Рассказ «Лютня и всё такое» Марии Галиной — настоящий стопроцентный фанфик, «только для тех, кто в теме». В главной роли — поэт Лютик, застрявший в послевоенном городе, охваченном чумой. При этом московская писательница блистательно доказывает, что фанфик фанфику люпус эст. Если Васильев, например, в относительно самостоятельном тексте пишет «об удивительных приключениях», то Галина и в фанфике рассказывает о людях, об их страхах и надеждах, о ненависти и любви. И еще — наглядно демонстрирует, как мыслит поэт, в самые страшные, черные минуты жизни неосознанно перебирающий рифмы. Действие повести Владимира Аренева «Веселый, простодушный, бессердечный» разворачивается через много лет после ухода Геральта на Авалон, а ее сюжет построен на литературных реминисценциях, постмодернистских перекличках с мировой классикой, от «Острова сокровищ» до «Моби Дика»... И с одной замечательной сказкой «для среднего школьного возраста», вывернутой на изнанку — что, кстати, абсолютно в духе Сапковского. Написано живо, парадоксально и по-настоящему увлекательно. Главная же жемчужина сборника — рассказ Александр Золотько «Оккупанты», на страницах которого появляется пан Анджей собственной персоной. Эта зрелая, эмоционально насыщенная вещь, написанная в июле 2012-го, два года спустя выглядит куда более актуальной, чем, вероятно, хотелось бы автору. Впрочем, не буду раскрывать интригу — надеюсь, сами прочитаете.

Восемь залпов, три попадания «в десятку» — не так уж плохо. Поляки справились с задачей не хуже иных российских составителей. Ну а если поклонники «Ведьмака» сочтут, что Сапковский заслуживает большего — что ж, пусть подготовят альтернативную антологию сами, мешать никто не будет.

© Василий Владимирский, 08.06.2014





540
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 января 2015 г. 23:56

цитата vvladimirsky

Леонид Кудрявцев и Сергей Легеза использовали реалии «Ведьмака» во вполне традиционной фэнтези

Василий. Ты повесть Легезы с чем-то перепутал или просто прочитать не успел, время поджимало?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2015 г. 08:30
Ни с чем не перепутал и прочитал внимательно. Увы. Много такого по самиздатам и сборникам раскидано....
 


Ссылка на сообщение4 января 2015 г. 11:02
Это не традиционная фэнтези, а околокиберпанковская виртуалка.
 


Ссылка на сообщение4 января 2015 г. 12:12
А у Вохи технопанак, ага.
 


Ссылка на сообщение4 января 2015 г. 12:38

цитата vvladimirsky

технопанак

Технопацаки ;-)


Ссылка на сообщение4 января 2015 г. 19:54
«Главная же жемчужина» — в голове сразу аналогия — вот та молодая шпана ;)
Потому что имя вижу впервые. И вполне верю, что да, алмаз.

А мэтры, судя по отзыву, не затащили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2015 г. 15:02

цитата Sloniara

А мэтры, судя по отзыву, не затащили.

А Галина?
 


Ссылка на сообщение13 января 2015 г. 16:44
Забыл, каюсь :)
 


Ссылка на сообщение13 января 2015 г. 16:47
)))
А вообще-то, в данном случае это то исключение, которое подтверждает правило.
ИМХО канешна


⇑ Наверх