http://www.fantlab.ru/images/editions/big/28757" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах,
В портах, постелях, поездах,
Под всяким мелким зодиаком.
Tот век рассыпался, как мел,
Который словом жить умел,
Что начиналось с буквы «Л»,
Заканчиваясь мягким знаком.
Ю. Визбор
Давно отзвучали пионерские горны, отремели барабаны. Ушли в прошлое линейки и «Зарница», тимуровцы и сбор металлолома. Безвозвратно ушла в прошлое целая эпоха. Да что там эпоха — страна, которая была когда-то нашей Родиной! Мы, взрослые, как-то приспособились к новой жизни и многие даже чувствуют себя гораздо лучше, чем в старой. А каково детям? Что получили и что потеряли они? Собственно об этом и говорит нам новая повесть Крапивина.
И, надо сказать, приговор автора суров, возможно даже чересчур. Безразличие учителей и родитетелей, безнаказанная жестокость со стороны других детей, вседозволенность одних и бессилие других — вот с чем сталкиваются крапивинские герои. Какой разительный контраст с более ранними произведениями автора! И все-таки Крапивин есть Крапивин. Даже в наше, столь нелюбимое автором время нашлись и взрослые, готовые жертвовать многим ради детей, и общее дело, которому не жаль посвятить жизнь, и настоящая дружба, которая может выдержать испытания и расставания. И, конечно, крапивинские мальчишки и сейчас, как и прежде — бойцы!
Вот только бой их — не с абстрактными манекенами, а с вполне конкретными депутатами, мэрами, милиционерами. И в руках их — не теннисные мячики, а настоящая взрывчатка. Ох, и неоднозначная же получается ситуация! Тут можно было бы начать излагать свои соображения на пару страниц текста и недельный бан, но я. пожалуй, сдержусь. Отмечу только один, очень важный момент. Пытаясь максимально жестко сформулировать свое отношение к происходящему сейчас, автор совсем немного перегнул палку — и отдельные эпизоды сразу показались мне совершенно фальшивыми. Например, человек, регулярно покупавший инвентарь в одном городе, и человек, боровшийся за детский театр в совсем другом городе, отстоящем на сотни километров, никак не могли оказаться одной и той же личностью. Ну а сцена с продажными ментами и честными журналистами настолько заштампована, что даже и не ждешь такого от Крапивина. Да и главный герой иной раз мыслит, чувствует, ведет себя совсем не как десятилетний мальчишка. И эти несколько капель дегтя очень сильно испортили впечатление от книги.
Да, в книге силен социальный протест. Да, в ней видна гражданская позиция автора. И все же это — не главное. Самое сильное в романе, то, что действительно зацепило — это одиночество главного героя, его взросление и, наконец, трогательная история о том, как два одиноких человека, взрослый и мальчик, пытаются стать настоящей семьей. Пожалуй, роман стоило прочитать хотя бы ради этого.
Ну а общее впечатление сложное. Были моменты, когда пробирало почти до слез, а были и когда я иронично кривился. Ставлю 8, хотя точнее было бы изобразить что-то вроде 6/10.