Знание сила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Знание - сила?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Знание — сила?

Статья написана 22 марта 2009 г. 01:05

Находясь все еще под сильным впечатлением, размещаю отзыв на новый фильм Алекса Пройаса «Знамение». Извиняюсь, если немного путанно, но хочется и донести понравившиеся моменты, и одновременно, не раскрывать не смотревшим сюжетных сюрпризов. Надеюсь, что получилось.

Итак.....

У Алекса Пройаса есть удивительная способность обрекать свои мысли таким образом, что на выходе они превращаются в культовое кино. Несмотря на различие тематик и вынужденные компромиссы с продюсерами, все его работы отличает общая, крайне депрессивная атмосфера, мрачный стиль повествования, нагнетание полнейшей безысходности, словно океана туч, которые заволакивают от зрителя небо, но внезапно и ослепительно, все это нагромождение тьмы разрезает отнюдь не случайный лучик Надежды.

Созерцание вечного психологического ада, который на мгновение преображается в сказочный рай — ведь, мы все прекрасно помним о том, что «дождь не может идти вечно».

И что бы там не говорили про влияние Шьямалана, «Знамение» (или чуть менее библейское, но точное название фильма- «Знание») — стопроцентно пройасовский фильм. Просто раньше, работая над «Городом тьмы» и «Я,робот» в видение режиссера примешивалось видение продюсеров, которых в большей степени заботило то, как фильм воспримет обычный зритель, чем целостность режиссерской концепции. «Город тьмы» безжалостно перекроили, и в результате, все лавры этого не понятого шедевра, достались братьям Вачовски. Во время работы над «Я. робот», продюсеры вообще взяли неконтролируемого режиссера под белы ручки, дабы он им не испортил кассовый хит со 120 миллионным бюджетом.

В «Знамении» Пройаса уже некому контролировать. Он здесь един в трех лицах: сценарист, режиссер и продюсер. Поэтому, возможно впервые у него получился именно такой фильм, каким он его задумывал, в котором он наконец смог свести воедино все свои любимые наработки.

Христианизация художественного материала, повышенное внимание к христианской символике проявились у Пройаса довольно давно. Кто считает, что это не так — не очень хорошо знаком с его творчеством. Тема Мессии Джона Мердока из «Города тьмы», тема Робота — Пророка, нового Мессии, а возможно — электронного Моисея, готового повести свой народ в собственную Страну Обетованную из «Я,робот». И в первом случае, и во втором мы наблюдали фактически, картины, напоминающие апокалипсис: жуткие твари без души, манипулирующие людьми или электронное отродье, возомнившее себя Богом. В «Знамении» из всех книг Нового и Ветхого Заветов, наконец пришла очередь «Откровений Иоанна Богослова», и апокалипсис воцаряется на экране в полном, не урезанном варианте.

Тон фильму задает фрагмент лекции в исполнении главного героя, который не может определиться с выбором правильной теории бытия: предопределенность Высшего разума или слепой случай, Теория Хаоса. Кто мы — пешки на чьей-то доске или песчинки, стихийно разлетающиеся в разные стороны? А может быть одновременно, и то, и другое?

Волею судьбы, профессор получает в руки листок с таинственными цифрами, которые могут, как он считает изменить судьбу мира. За каждой цифрой — чья-то жизнь, и даже не одна. Но даже полностью расшифровав это полученное Знание, герой Кейджа чувствует себя совершено беспомощным.

Он мечется, как крыса в лабиринте, пытаясь предотвратить то, что предопределено, но потом понимает, что Знание, наука, теоретические выкладки здесь бесполезны. Какой толк от этого знания, если оно не в силах изменить сложившийся ход вещей? Герой — ученый, в один прекрасный миг вдруг понимает, что вся наука в данном случае- астрофизика, может лишь констатировать факт, но не в силах его изменить, как-то повлиять на его неизбежность.

Мы снова попадаем в типичную для режиссера тягучую атмосферу, которая сначала давит, потом душит, а затем шепчет на ухо, что хорошим это не закончится. Из ориентиров для сравнения, я бы выбрал не Шьямалана, а фильм Марка Пеллингтона 2002 года «Человек- мотылек», с которым у «Знамения» даже частично совпадают сюжеты: те же пророчества неизбежных катастроф, те же странные посланники, пытающиеся предупредить, та же попытка предотвратить трагедии….. В оправдание Пройасу можно заметить, что в основе «Человека-мотылька» лежит документальная книга, в которой изложены, вроде бы реальные факты. Так, что как страшно это не звучит, в основе фильма могут лежать частично подлинные факты. Все, я пошел запасаться консервами.

Но будет и во тьме свет, иначе бы это был фильм другого режиссера. Предопределено все: и конец, который, одновременно служит новым началом. Перелистнув страницу, натыкаемся на конец главы, но мы знаем: за ней начнется глава новая. Несмотря на все, все, все, как и в других своих фильмах, под конец Пройас приберегает свой самый теплый лучик Надежды.

Я не являюсь поклонником Николаса Кейджа, но считаю, что на этот раз с выбором фильма он не ошибся — отыграл не гениально, но вполне достойно, по крайней мере лучше, чем в несметном количестве других проектов.

Наверное, фильм провалится в прокате — есть у меня такое Знамение, которое скоро перейдет в уверенное Знание. Ну и пусть, фильмы Пройаса никогда особо не дружили с кассовыми сборами, довольствуясь гораздо более значительным уделом: о них яростно спорили, обсуждали, а главное — помнили. В киноискусстве культовый статус, зачастую стоит гораздо больше суммы, которая написана на чеке. И здесь могу с уверенностью констатировать: поклонники режиссера уже получили новый культ.





537
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение22 марта 2009 г. 01:38
Для меня фильм был «темной лошадкой», т.к до последнего времени практически ничего про него не знал, а вот после вашего отзыва думаю, обязательно посмотрю. спасибо за информацию :-)


Ссылка на сообщение22 марта 2009 г. 10:17
Посмотрю конечно.Я и раньше хотел посмотреть,а теперь тем более.:-)

цитата fox_mulder

Наверное, фильм провалится в прокате — есть у меня такое Знамение,
Я думаю что полу провалится.Миллионов 70 соберет в мире.


Ссылка на сообщение22 марта 2009 г. 10:37
Спасибо, Павел! Обязательно посмотрю. Заинтересовало.


Ссылка на сообщение22 марта 2009 г. 13:31
fox_mulder большое спасибо за статью:beer:! Очень интересно было почитать, т.к. фильм еще не отсмотрел, но собираюсь в ближайшее время. Судя по всему, Пройас снова не подкачал.


Ссылка на сообщение22 марта 2009 г. 19:41
Я фильм уже посмотрел. Впечатление... Даже и не знаю, но могу дать совет: после фильма сразу же возьмите себе билет на какую-нибудь комедию, или зайдите в ближайший бар и выпейте грамм 150 чего-нибудь сорокоградусного :-)

Фильм умный, хороший, по настоящему фантастический, в хорошем смысле слова, не без огрехов конечно, но советую всем!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 13:04

цитата sergeigk

после фильма сразу же возьмите себе билет на какую-нибудь комедию, или зайдите в ближайший бар и выпейте грамм 150 чего-нибудь сорокоградусного

Точно. Страшно было на машине ехать домой после фильма — всю дорогу потряхивало. :-)


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 13:11
Фокс, спасибо за статью!
Сам немного шокирован фильмом. Последние подобные по силе ощущения были после «Мглы» и «Мы из будущего».
«Знамение» — действительно, не подходящее для фильма название. Кто-то, наверное, почситал, что так звучит круче, нежели «знание».
А сборы вроде как неплохие пошли — за 4 дня уже половина расходов окупилась.


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 17:12
Ну что же, вчера отсмотрел. Если бы не пара недостатков, самый серьезный из которых

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

сладенькая финальная pussy-сцена, перечеркнувшая всю атмосферу и ощущения от просмотра и пришитая белыми нитками
, то получился бы отличный фильм. А так просто хороший, я бы баллов 8 дал. Пройас удачно совместил в своем новом фильме все лучшие наработки из старых, многие мотивы его предыдущих картин вошли в «Знамение». Кстати, перевод названия имхо не так уж и плох. На мой взгляд, Кейдж справился с ролью на все 100, претензий к его игре нет. Съемки катастроф (особенно 1й) впечатлили

цитата fox_mulder

но хочется и донести понравившиеся моменты, и одновременно, не раскрывать не смотревшим сюжетных сюрпризов
и Вам это удалось:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 17:19
valkov В принципе, так и думал, что наши мнения совпадут.:beer:
На самом деле, многие воспринимают фильм как фильм-катастрофу и поэтому не получают от него того, что хотят. 90% негативных отзывов на КП — это рыки из пещеры людей, у которым в кино кроме ба-бахов с переворотами в воздухе ничего не надо. Слава Богу, что на нашем сайте их не так уж много!:cool!:


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 17:38
Кстати, не понимаю о каких сценарных ляпах идет речь в одноименной теме??? Шел на фильм уже подготовленный в этом плане, но не увидел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 17:42

цитата valkov

Кстати, не понимаю о каких сценарных ляпах идет речь в одноименной теме Шел на фильм уже подготовленный в этом плане, но не увидел.

просто есть люди, которые не любят думать над фильмами, предпочитают, чтобы за них все переживали и только дали в нужный момент сглотнуть. Отсюда и непонятки.


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 20:08
Не спойлер, но читать осторожно!!!

Вот, подумал о сценарных ляпах в фильме: зачем было передовать это сообщение о датах, местах, жертвах. Для чего? Смысл? Кто смотрел фильм поделитесь выводами, но с пометкой «спойлер», что ли...:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 20:21

цитата sergeigk


Вот, подумал о сценарных ляпах в фильме: зачем было передовать это сообщение о датах, местах, жертвах. Для чего? Смысл? Кто смотрел фильм поделитесь выводами, но с пометкой «спойлер», что ли.

дискуссия по этому поводу уже велась в ветке по фильму. Там было много страниц, просто не охота повторяться. Если кратко, математика — универсальный язык общения.8-)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2009 г. 21:49

цитата sergeigk

зачем было передовать это сообщение о датах, местах, жертвах. Для чего?

Все даты до последней — своего рода подтверждение подлинности послания-предупреждения о конце света. Если бы чужие назвали в послании только дату Апокалипсиса, это выглядело бы как крики пьянчуги дяди Васи: «Мы все умрем!» А так людей готовили последовательно.
 


Ссылка на сообщение29 марта 2009 г. 20:48
sergeigk Я тоже не поняла зачем...


Ссылка на сообщение30 марта 2009 г. 00:18
Прочитал отзыв. Сразу скажу, что умею лукавить, но не буду этим заниматься, т.к. честность лучше любой лести. Могу сказать, что можешь писать намного лучше, но по этому творению чувствуется, что писал так сказать быстро, в торопях, на свежую голову. Однако, судить здесь и публично — всё-таки не мой удел. :-)

Фильм не смотрел. Уже давно фильмы с Кейджом не представлют никакой ценности — мало того, что проваливаются в прокате, так Кейдж во всех фильмах одинаковый. Поэтому ещё давно решил что на «это» не пойду. Но всё же после твоего мнения о фильме, решил посмотреть. Просмотрю картину в ближайшее время. Думаю фильм может и будет хорошим, но ничего особенного не испытаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 марта 2009 г. 00:25

цитата Fearless

Могу сказать, что можешь писать намного лучше, но по этому творению чувствуется, что писал так сказать быстро, в торопях, на свежую голову.

Да, есть такое.;-) Фильм немного ошеломил, поэтому писал, практически без редактуры, как итог — мысли путаются, фразы построены коряво. Самому странно, что из всех моих отзывов, опубликованных на КП, этот оценен выше других.???
 


Ссылка на сообщение30 марта 2009 г. 00:42

цитата

как итог — мысли путаются, фразы построены коряво.

Хорошо что ты так самокритичен, это безусловный плюс и ступенька вверх к развитию. :-)

Что ж, тогда и я кое-что замечу, т.к. вижу что критические замечания здесь не принесут вреда. Да, я тоже проследил примерно тоже. Мне кажется в самом начале ты решил сравнить сию картину с «Я, робот», но картины разные и продуктивное сравнение отходит на второй план, скорее всего нужно было начинать иначе. Выигрышная середина — с абзаца начинающегося «Христианство...» до начала второго абзаца с конца. В итоге сыровато, половина так и просится на переделку, лишнее скорее всего вычеркнуть. Думаю ты и сам это видишь.

цитата

Самому странно, что из всех моих отзывов, опубликованных на КП

Уже состоявшийся факт, что много плюсов там ставят только за положительное мнение о фильме. Например, меня ещё добивает стишок про Бэтмена с 1300 плюсов к фильму «Тёмный рыцарь» — сразу же говорит о многом...
Страницы: 12

⇑ Наверх