Виктор Пелевин Бэтман


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Виктор Пелевин "Бэтман Аполло"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Статья написана 3 апреля 2013 г. 22:20


«Бэтман Аполло» — это не литература в привычном понимании, это художественная философия на заданную тему, пускай она одна и та же. Впервые взявшиеся за Пелевина читатели встретят на страницах много сложных слов, значение которых поймут по ходу сюжета без помощи сторонних источников. Ныряя в книгу, неподготовленный человек рискует впасть в нирванический ступор: настолько всё внутри сверхкреативно и местами даже странно. Оттого и интересно.

На первый взгляд кажется, что вампирская тема выбрана только потому, что это модный тренд последних лет, ведь даже адресуется роман в первую очередь читательницам. Но вникая в суть произведения становится понятно, что вампиризм — самое точное определение подпитки Высших сил страданиями своего народа. Выходит, автор и в тренды влился, и пример хороший привёл. Но не будем забегать вперёд.

Фирменный пелевинский стиль остался неизменным, проще не стало. Читать его антиутопию не скучно, текст довольно остроумный. Возможно, в сравнении роман кажется слабее предшественников, но сам по себе очень неплох. Его же «S.N.U.F.F.» был интереснее из-за рассуждений о секретах женского сердца, протесты менее волнуют. Множество замысловатых метафор в оригинале смотрятся хорошо, как всё это переводить — неизвестно. Для затравки приоткроем сюжетную линию, но только одним глазком.

Человечество прочно закабалено вампирами: людям закрыто для понимания действительное положение дел. В любом национальном языке предусмотрены баги, мешающие понятливо объяснить самое главное. Контроль над людьми зиждется, как обычно, на гламуре и дискурсе. Однако в наше время многие стали посмеиваться над тем и другим, и появился риск утраты контроля. Обеспокоенные вампиры придумывают ввести настроение протеста и привлечь в него бомонд, дав гламуру второе дыхание. Протест становится модным реалити-шоу и не представляет угрозы, а контроль над людьми вновь обретён.

И тут на второй круг познания выходит Рама из романа «Empire V», в котором его умышленно оставили недоучкой. Этот 20-летний вампир-новичок решает разрушить систему и  постепенно получает ответы на многие вопросы мироустройства. Зачем нужен этот контроль, кто стоит во главе, как его избежать и независима ли сама верхушка власти — всего лишь некоторые из многих раскрытых им загадок.

Выражаясь интернациональным языком музыки, «Бэтман Аполло» — это настоящий панк (стремление к полной независимости, личной свободе), но при этом очень психоделический. Пелевин, конечно, прав. Что бы он ни имел ввиду. Чтение его романов — отличный способ расширить сознание, ничего при этом не употребляя. Вероятно, он занимается какой-то серьёзной духовной практикой, чем и объясняется уникальность и в некотором роде однобокость его творчества. В конечном счёте читатель снова получает что-то между тоталитарным «1984» Оруэлла и потребительским «Дивным новым миром» Хаксли в переложении на российскую действительность. Страдания от пыток меняются на переживания от поражений в виртуальных играх и общей зацикленности на Интернете. И вроде бы акцент актуальный, но нынче модно Пелевина ругать за однообразное творчество. Однако в его случае повторения — это закрепление информации. Так что мне понравилось.





379
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 22:33
Спорно кокое произведение, тролльское :-)))
Спасибо за рецензию, только не понял про

цитата

Фирменный пелевинский стиль остался неизменным, проще не стало

Пелевен же и так был весьма прост всегда, нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2013 г. 22:39
мне через стиль поющих грибов не всегда было просто продраться


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 10:38
v_mashkovsky спасибо за рецензию!:beer:
книгу Пелевина приобрету в обязательном порядке.тем более книга на повстанческую тему.очень интересно мнение Виктора по этой теме.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2013 г. 21:29
Там повстанческой темы одна страница. Да и то потом автором же и обсирается.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2013 г. 02:59
в книге нет революционных призывов, но рассуждений о природе революции там достаточно


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 13:25
как роман-то называется? Бэтман Аполло или Batman Apollo?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2013 г. 16:12
на самом деле «Batman Apollo», но для удобства поиска все обзывают по-русски


Ссылка на сообщение15 апреля 2013 г. 13:02

цитата

это художественная философия на заданную тему


Это как?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2013 г. 18:57
ну как... выбираешь себе тему для размышлений, берёшь бумагу с пером и пишешь книгу
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2013 г. 19:35

цитата v_mashkovsky

ну как... выбираешь себе тему для размышлений, берёшь бумагу с пером и пишешь книгу


Вы всерьез полагаете, что любое почесывание репы размышление автоматом становятся «философией»? Или из-за «много сложных слов» такой эффект?
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2013 г. 20:29
да, в моём понимании непросто говорить о простом — это своего рода философия
в каких-то моментах есть свобода трактовки
я рад, если для вас Пелевин — легкое чтиво, а я получал удовольствие от понимания, которое не всегда с первого раза появлялось
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2013 г. 14:57

цитата v_mashkovsky

да, в моём понимании непросто говорить о простом — это своего рода философия


Это так?:
Простое:«Шо?»

своего рода философия: Простите, я не совсем вас понял, вас бы не затруднило повторить, то, что вы сейчас сказали?

цитата v_mashkovsky

в каких-то моментах есть свобода трактовки


Я не понял.

цитата v_mashkovsky

я рад, если для вас Пелевин — легкое чтиво, а я получал удовольствие от понимания, которое не всегда с первого раза появлялось


То есть вы допускаете, что с определенной точки зрения, Пелевин — «легкое чтиво» насыщенное некими «сложными словами»? В свою очередь я рад за вас.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2013 г. 18:24
Автор выбрал тему — устройство мира — напичкал свои рассуждения кучей слов, не входящих в каждодневный лексикон читателя вроде дискурса или кабалы, приправил это дело множеством всяких сентенций и начал развлекаться сам и развлекать читателей, говоря о том, что вроде бы очевидно, но скрыто от посторонних глаз.
Знаю людей, кто Пелевина проглатывает тут же, я же прожёвываю и мне нравится. Кому-то одна и та же тема надоела, а кто-то читает автопа первый раз или любит фирменный язык/стиль.
А что касается свободы трактовки, то какие-то вещи всё равно остаются за кадром и читатель их может додумать как ему хочется.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2013 г. 12:11
С трудом улавливаю. Мы вроде о другом говорили. Как-то вы прыгнули.

цитата v_mashkovsky

Автор выбрал тему — устройство мира — напичкал свои рассуждения кучей слов, не входящих в каждодневный лексикон читателя вроде дискурса или кабалы, приправил это дело множеством всяких сентенций и начал развлекаться сам и развлекать читателей, говоря о том, что вроде бы очевидно, но скрыто от посторонних глаз


А. Выстроил теорию заговора, использовал пересказы из достижений философии. Распрофанировав сложные термины, сделал их понятненькими, простенькими для своих читателей? Э-э, пригламурил их.

цитата v_mashkovsky

любит фирменный язык/стиль


Выделите пожалуйста. А то не совсем ясно, что фирменного.


Ссылка на сообщение23 марта 2015 г. 15:29
Мне понравилось, если отжать 487 стр. до 150, то есть оставить главы «Щит Родины» и две последние с «мелким» описание сюжета — то вполне достойно для 50-летнего Рамы- Пелевина!


⇑ Наверх