Зеркало для фэндома или Я в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > Зеркало для фэндома, или "Я в писатели пошёл!"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зеркало для фэндома, или «Я в писатели пошёл!»

Статья написана 30 января 2009 г. 17:05

Владимир Пузий

Зеркало для фэндома,

или

“Я в писатели пошёл!”

(Доклад, прочитанный на «Дне фантастики» в Киеве)

“Пошёл и пришел. Пусть меня научат! Без всякой условной частицы “б”: уже пришёл, вот он я, молодой и по самую макушку талантливый, алмаз неогранённый, в пыли затерявшийся, давайте, отряхните с меня пыль, отшлифуйте — и я засияю так, что мало не покажется! А кто шлифовать не хочет — тот лентяй или завистник. А кто отшлифовал, но я ни фига не сияю, — тот хреновый шлифовальщик. А кто видит во мне только тусклые грани — тот жалкий слепец, о нём и говорить нечего”.

Представляете: приходит в какой-нибудь средневековый цех оружейников шестнадцатилетний юнец и толкает такой вот спич. Спрашивается в задаче: на какой минуте его вдохновенную речь прервали бы первым из множества тумаков? Для вундеркиндов дополнительный вопрос: кто из профи подал бы руку такому деятелю? И кто в первую голову позаботился бы о том, чтобы такой вот самоуверенный болван пришёл в чувство, раз и навсегда?

А теперь — мы же любители фантастики, а следовательно, люди с развитым воображением — представим себе другую ситуацию. Тот же самый “алмаз неогранённый” в ответ на свой спич слышит: “Заходи, садись!” Ему пожимают руку, наливают стакан, снисходительно хлопают по плечу, говорят, что алмаз, может, и не огранён, но это его право — так тускло сиять и тем творчески самореализовываться. Кулеврина, изготовленная юнцом, разваливается ещё до первого выстрела? А не страшно, зато какая красивая! Ствол кривой? Так у парня детство тяжёлое, он как раз батю своего, алкаша беспробудного, вспомнил — ну и ствол перекособочило.

Представили себе этот цех оружейников? Ну, заодно и будущее его представьте: долго он сохранит свою репутацию? Кстати, такой вот коллектив вполне может состоять из приятных в общении, образованных людей. С ними интересно поговорить о том, о сём, они научат, кому можно продать косостволые, разваливающиеся поделки. Но даже если каждый из них будет носить значок “почётный оружейник всея Европы”, являться таковыми будут единицы. В лучшем случае.

Безусловно, у почётных оружейников кулеврина должна стрелять. А то, что она не стреляет, на это есть объективные причины. От нашей общецеховой пацифистской направленности до бракоделов-пороховщиков, выбирайте любую. Молодые умельцы, стремительно пополняющие цеховые ряды, выслушают и отнесутся с пониманием. Потому что сами такие.

* * *

Есть такая теория — теория бифуркации, раздвоения. Каждая динамическая система: организм, биоценоз, сообщество — в своём развитии рано или поздно достигает предела, за которым вынужденно изменяется, переходит из одного в качественно другое состояние. Она может ещё какое-то время по инерции пытаться существовать по прежним законам, но — от себя никуда не деться — вынуждена будет принять, осознать новые правила игры. Цех оружейников, который принимает в свои ряды самовлюблённых болванов и называет их мастерами, в конце концов перестаёт быть цехом. Утрачивает то качество, которое делало его собранием профессионалов. Он превращается в что-то другое: в клуб по интересам, в группу самоуверенных халтурщиков. Цехом профессионалов он быть перестаёт. Можно ностальгировать по прежним временам, пытаться делать вид, что ничего не изменилось. Увы. Или — “к счастью”.

Так или иначе, постсоветский фэндом — сообщество любителей фантастики — давно перестал был цехом. Он даже уже не клуб по интересам: слишком различаются интересы у тех, кто называется активными фэнами. Эволюция не дремлет, что-то сдвинулось в мире, как говорил Роланд из Гилеада: мир изменился, хотим мы того или нет. Ярче всего это видно на примере молодых писателей-фантастов, хотя писатели постарше, читатели всех мастей, критики и, конечно, издатели тоже изменились.

И всё-таки начнём именно с молодых.

* * *

Молодой писатель-фантаст в массе своей недалёк. И, как следствие, близок к народу. В общем-то, такая себе самородковая необразованность у некоторых старших товарищей вызывает даже умиление, все эти “поклади на место!” и “стремительно одел берет”. Есть куда расти. Пройдёт с возрастом. Кто сам в молодые годы не был таким — пусть не врёт.

Но годы идут, а молодые авторы остаются вечно молодыми и во всех смыслах недалёкими. “Как же так? — сокрушаются старшие. — Мы их учим-учим...”

А вот так. Ведь никто не отменял ни старика Дарвина, ни “капиталиста” Маркса, ни алхимика Ньютона. Если всё хорошо (а всё хорошо: тиражи, благожелательные читательские отзывы, наконец, то самое, что считать в чужих кошельках не принято) — а значит, нет необходимости что-либо менять. Сила равна противосиле, и такой противосилой оказывается читательский спрос, чётко озвученный батяней издателем. А силой — вал, напор безграмотно написанных текстов.

Зачем местному ткачику, птичке божьей, выдёргивать кактусовые иголки и ковыряться на Дарвин ведает каких помойках, если — вот оно, всё здесь, только пошире рот разевай. Где мотив стараться? На материальном уровне всё ОК, хотелось бы, конечно, лучше, но для этого — парадокс! — писать лучше не надо. И не рассказывайте нам сказок, старичьё! Тиражи ваши сочтены; так шта...

Кое-кто мог бы вспомнить ещё о другом мотиве, в прежние времена — вполне действенном. “Совесть”, “чтоб не стыдно перед самим собой”, “литература — это не только зарабатывание денег”... Мог бы. Но — кто? Не ко всякому прислушаются: если об этом заикнётся юное дарование с одной авторской книгой и ворохом сырых публикаций в “Вечернем Задрыщанске”... — в Задрыщанск его и пошлют. Нужен человек авторитетный. Который не словом, а делом.

И тут — беда. Девяностые и начало двухтысячных годов даже самым матёрым идеалистам доказали, что кушать хочется всем. Идеалистам в том числе.

Сперва с милой робостью гимназистки прятались под псевдонимами, затем — уже не скрывались и добавляли к своим библиографиям и периодическое занятие “конанизмом”, и “посмотрел кино — прочти книгу!”, и “Иеро” с “Боярской сотней” да “Миром пауков”. А также сольные книги — если вспомнить только “засвеченные” проекты, и то длинный список выйдет. И — ах как неудобно-то получается! Хорошие люди, на счету которых не одна классная книга... Какое к чертям собачьим “злорадство”?! — неловкость, вот что чувствуешь, когда вспоминаешь об этих “проектах”. Поэтому и рецензии на “проекты” были в основном растерянно-оправдательные, дескать, относимся с пониманием.

В этом, по сути, и заключается разница между поколениями “ветеранов” и “молодняка”. Старым в массе своей всё ещё стыдно, если пишут откровенный “проект”. Молодым — уже нет.

Так что со “словом и делом” — проблемы. Те, кто учил (нет, не так — у кого училось), поколение ветеранов, был профессионалом в том смысле, что никогда не позволял себе работать ниже определённого уровня. В конце концов, “словом” — всегда вторично, главно — “делом”.

Вот почему из “старой гвардии” молодёжь если к кому-нибудь и прислушивается — к единицам. Опять же: “прислушивается” — вторично. Сперва — “причитывается”.

А дальше всё просто. К примеру, я никогда не сяду в операционное кресло к дантисту, у которого даже один из зубов — чёрный. Объяснять почему?

* * *

И ещё насчёт “причитывается” и “присматривается”.

Фэндом, как сообщество “профессиональных любителей фантастики”, за последние пятнадцать-семнадцать лет претерпел сразу целый ряд качественных изменений. Во-первых, он стремительно помолодел: в его нестройные ряды влились целые толпы подростков, одни из них активно обсуждают фантастику, другие ещё и пишут. Впрочем, нет, это всё “во-вторых”, потому что стало результатом банального научно-технического прогресса — и вот он — “во-первых”. Широкое распространение интернета, как следствие — возникновение виртуальных сообществ, мест обмена информацией и активного ежедневного общения. Появление целого ряда конвентов “открытого типа”: рассчитанных на большое количество участников и интересных не только писателям/издателям.

Как следствие этих “во-первых” и “во-вторых” — изменение отношения к писателям и писательскому труду. Их, если можно так сказать, десакрализация. Виноваты в этом сами писатели.

В самом деле: молодой автор, благоговеющий от одной только мысли, что увидит своего кумира, приезжает на конвент/заходит в “живой журнал” этого самого кумира/смотрит фотоотчёт с конвента, — и таки да, видит своего кумира во всей красе. Уснувшего в пустом бассейне. Рассуждающего о необходимости выжечь напалмом страну Икс. Пишущего с элементарными грамматическими ошибками и использующего лексику пацанов из подворотни.

Молодой автор смотрит, слушает, мотает на ус. Если не дурак — вспоминает сказку о голом короле. Если всё-таки, увы... — решает, что и ему, молодому, но талантливому, никто не указ, а эти вот, которые с грамматическими, из бассейна, — вполне подходящий пример для подражания.

Помолодевший фэндом поэтому утратил изрядную долю пиетета к “старичкам”. А вместе с тем утратил/не приобрёл элементарное уважение к собственному и чужому писательскому труду; подчёркиваю: не восторг от написанного, но — уважение. Все ценностные ориентиры разрушены, каждый “творит” как и что хочет.

И очень странно слышать удивлённые или обиженные возгласы от “старой гвардии”, дескать, молодые не торопятся влиться в их стройные ряды, ведут себя по-хамски. Им было у кого учиться, господа. Молодые фэны — зеркало старших, молодые писатели — тоже. Не нравится отражение? Перечитайте дедушку Крылова — не того, который “Мужской клуб”, а того, который “На зеркало неча пенять”.

* * *

Вообще про обучение и мировосприятие молодых — отдельный разговор. Ладно — идейные соображения. Ладно — высший пилотаж, который снижает тиражи! Но — хотя бы на уровне простого ремесленного словоскладывания, наверное же, у кого-то да просыпается желание поучиться. А есть ещё честолюбие. Сознательно или подсознательно нынешние голые принцы понимают, что их пьедесталы и лавровые венки стоят немногого. Хочется официального признания со стороны старших товарищей, пусть и старшие тоже с репутацией... разной. Хочется, чтобы назвали “учениками”, официально наградили дипломом, напечатали в мастер-классном сборнике.

Ничего зазорного, правда? В конце концов, хорошо, что хоть так, но тянутся, пытаются, учатся... Ведь и нынешние мэтры в своё время учились, и многие с искренним уважением вспоминают о том, как общались со Стругацкими, Снеговым, Ларионовой...

Вот здесь-то и разница. Ключевое слово: “уважение”! Нынешние молодые авторы (не писатели!) железно уверены, что мастера обязаны их учить. И все претензии к своим текстам отметают с безаппеляционностью надменных дворянчиков: плохо учили, папаши, оттого мы у вас и вышли такие убогие!

В цехе — том, допотопном — будущий ученик полагал за счастье, если его выделяли из общей массы и брали в обучение. Он начинал с азов, делал самую тяжёлую работу — и учился, каждый день и каждый час. Просто наблюдая за тем, что делает мастер, и пытаясь понять, почему именно так. Подмастерье художника не сразу получал возможность набросать фон на портрете, который писал маэстро. Подмастерье ювелира не начинал с тонких работ.

Нынешние подмастерья всё никак не могут определиться. То называют себя писателями, то самоуничижительно посыпают голову пеплом. А то требуют, чтобы их учили. Этакая прогрессирующая шизофрения.

По их же представлениям критик должен заниматься выискиванием “блох” в тексте, аргументированно разъяснять автору, где и какие ошибки он допустил, а читателям — что булькало в пламенной душе автора, когда тот создавал свой шедевр. Делать скидку на бульканье души следует непременно.

Странно: Стивен Кинг с детства жил без отца, работал на нескольких работах, пока его роман (отнюдь не первый) наконец взяли к печати; Толкин с утра до ночи занимался преподаванием, в том числе проверками студенческих работ, и тоже, кстати, не был обеспеченным; Лавкрафт, Говард, Желязны, Гоголь, Булгаков, Стругацкие — никто не катался, как сыр в масле. Преодолевали такие жизненные трудности, о каких большинство нынешних “подмастерьев” знают только по собственноручно написанным книжкам. И ничего: жили, писали, не жаловались. Не требовали от тех, кого считали своими учителями, частных уроков и работы над ошибками.

В конце концов, у писателя по большому-то счёту есть ровно один инструмент: его родной язык. Ну и, конечно, голова на плечах. И у каждого, кто не обделён последним, есть бесплатный абонемент в академию, которого никому не отнять. Потому что — вот они, тексты мастеров. Читай, вникай, анализируй. Учись.

Если, конечно, хочешь учиться, а не мечтаешь о доброй фее, которая одним взмахом волшебной палочки превратит тебя из гадкого утёнка во что-нибудь, что не стыдно людям показать.

* * *

И ещё пару слов — об уровне того, что у нас по инерции зовётся критикой и литературоведческими докладами/статьями. В большинстве случаев это, конечно, отзывы на прочитанные книги. Пересказ сюжета, пару слов об авторе — и не более того. С одной стороны, это вызвано ограничениями формата, которые вводит то или иное издание. С другой — ограничениями самого материала. Львиная доля того, что сейчас издаётся в фантастике, никакой литературной критики не выдержит. Нет предмета для разговора, нечего детально анализировать.

И некому. Даже те, кто в девяностые часто и по делу выступал с аналитическими материалами, теперь пишут такие в лучшем случае один-два раза в год. Неудивительно, ведь и ресторанные критики не обсуждают качество блюд “Макдональдса” — и в этом нет ни малейшего снобизма: просто профессиональная специализация не та. Другое дело, что если такой ресторанный критик будет изо дня в день обсуждать только продукцию “Макдональдса”, его критерии оценивания незаметно для него же самого изменятся. Если всё время оцениваешь “худших”, то появляются градации и со временем “лучшие из худших” становятся просто “лучшими”.

Отсутствие серьёзной аналитики — ещё один симптом. Она не нужна издателю, она не нужна читателю — так, может, хоть писателям?.. Нет, им она тоже не нужна.

Большая часть тех, кто пришёл в фантастику в последние годы, расценивают своё занятие как угодно, но только не с профессиональной точки зрения. Новое поколение в массе своей — поколение дилетантов. Не потому, что допускают ошибки. Потому, что не исправляют их. Совершенно серьёзно отстаивают своё право писать безграмотно в “живых журналах”. С восторгом воспринимают любой популярный пересказ основ литературоведения. На замечание о грубых фактологических ошибках отмахиваются традиционным: “Я так вижу!” Обвинение в нелогичности исходного фантастического допущения называют “тявканьем”. Тоже зачастую копируя поведение старших.

Фантастика стала в основе своей литературой, написанной дилетантами для дилетантов. Автор нетребователен к самому себе, читатель — нетребователен к тексту, “критик” (в кавычках) вполне поддерживает обоих.

Апофеоз всего этого благостного погружения в болото — изменение в системе ценностей молодых авторов. Революция — или, если угодно, деградация — произошла, а мы и не заметили. К чему стремился писатель раньше? Написать книгу как можно лучше. К чему стремится автор сейчас? Как можно скорее и как можно бОльшим тиражом издать свой текст. Качество книги перестало быть решающим фактором. И это совершенно закономерно: ведь качества нет.

* * *

Революции начинаются в головах — и фантастика здесь не исключение. Профессиональный читатель фантастики (который мог быть по совместительству писателем, критиком, художником, издателем — а мог и не быть) всегда имел некоторую внятную систему ценностей. Может, она не на 100% совпадала с таковой у профессиональных филологов, но уж “марсианские” романы Бэрроуза от “Марсианских хроник” Брэдбери такой читатель умел отличить. По качеству исполнения, по художественности. По гамбургскому счёту.

Как бы ни был своеобычен тот, прежний фэндом в своих литературных вкусах, он не превозносил до небес бездарно и безграмотно написанные книги. Но прежнего фэндома не стало, потому что для многих, кто составлял его ядро, костяк, фантастика из хобби превратилась в бизнес. Со всеми сопутствующими и вытекающими. Потому что вступают в силу другие правила игры, другие мотивации, другая система ценностей. Лучше то, что хорошо продаётся, а не то, что лучше написано. Спросите любого из нынешних издателей фантастики, почему он не выпускает стотысячными тиражами какого-нибудь Краули, а “Конана и Армию Графоманов” — выпускает. Поверьте: ничего оригинального не услышите.

Байки про “не умеют продавать” — смехотворны. Звучали уже возгласы, дескать, не издают качественные книги, поэтому и жуёт народ жвачку. А вот если — так он сразу же и.

Извольте: сколько серий интеллектуальной фантастики, всякого неформата и т.д. было запущено за последние годы? И какие у них тиражи? И как часто в Москве и Питере эта самая “интеллектуальная” отправляется в уценённые лотки “всё по 40 р.”? Что, кто-то один в Задрыщанске ждал-не дождался Краули? Ну так один покупатель тиража не делает. А те, которые делают, — не желают читать интеллектуальную фантастику. Таковы факты. Читатель массовый привык к жвачке, он её хочет — и альтернативу приемлет очень редко.

Революция (читай “раскол”) случилась не только в мозгах писателей. Читатель фантастики тоже меняется, новое поколение выбирает “пепси”. Не всё, конечно. Но сравните стартовые тиражи дебютанта в “Армаде” и проверенных временем “ветеранов” в “ЭКСМО” или “АСТ”.

В девяностые читатели и писатели “ели” скверные переводы. Теперь писатели, выросшие на них, выдают ещё более скверные поделки местного производства. Да и переводы в массе своей лучше не стали: в некоторые книги ни редактор, ни корректор даже не заглядывают, а переводчики о русском литературном языке знают понаслышке.

Другое дело, что тиражи переводной фантастики ещё ниже, чем отечественной, так что она вряд ли ещё сильней испортит вкус читателя. Мы и сами с этим справимся, верно?

В головах читателя, писателя и критика фантастика — как собирательный образ, как некая Платоновская идея — перестала быть литературой для умных людей, для людей, которые хотят думать.

Затем она перестала быть литературой.

Точнее, фантастика — в отдельных и крайне редких своих проявлениях — всё ещё пытается быть литературой. Вопреки читателям, издателям и самим писателям.

* * *

Итак, читатель изменился. Целевая аудитория разделилась на множество подгрупп “по интересам”, и эти подгруппы зачастую не пересекаются друг с другом. Не совпадают во вкусах, говоря политкорректно. Лет тридцать назад, если ты считал себя любителем фантастики, ты попросту не мог не читать Стругацких. Сейчас не существует ни одного произведения и ни одного автора, которые признавались бы всеми “подгруппами по интересам” как обязательные для чтения. Даже Стругацкие такими уже не являются. Даже (!) в пределах фэндома.

Помните: “критериев нет”? Так вот, если их нет у самих писателей, откуда они возьмутся у читателей? И кто, если не писатели, будут эти критерии устанавливать (опять же: не словом — делом)? Литературная критика фантастики давно уже утратила вес — как раз после того, как превратилась в очень облегчённую, “детскую” версию литературоведения.

Может, издатель?

Да нет, издатель никогда не будет заниматься селекцией, он “играет” за естественный отбор, в котором побеждает не самый красивый, а самый живучий и зубастый. Издатель и сам должен быть таким, иначе ему не выжить. Написание книг может быть бизнесом, а может не быть, но их издание — в 99 случаях из 100 — только и исключительно бизнес. Выпускают то, что покупает читатель.

При этом издатель не ориентируется на вкусы фэндома. Невозможно ориентироваться на вкусы того, что превратилось в разнородную массу.

И всё-так и в этой разнородной массе намечается два полюса, два больших “кружка по интересам”. Разница заключается в отношении к литературе вообще и фантастике в частности. С одной стороны — попытки всё ещё писать качественно. С другой — почаще издаваться, делать ненапряжные книжки — и отстаивать своё кровное право на это! Появляется этакое “гетто внутри гетто”, состоящее из целого ряда особых текстов. Псевдо-литературы, очень похожей на обычную.

Советская фантастика в своё время уже породила похожий симулякр: ура-патриотические сочинения о наших космонавтах, изобретателях, учёных, которые бодро побеждали трудности в виде капиталистических шпионов и бездушной природы. Такой себе аналог соцреализма. Книги шаблонные, где сюжет выстроен, а персонажи взаимодействуют по известным читателю моделям. И — никаких неожиданных, глубоких мыслей, всё известно заранее, от начала до конца. В итоге от читателя не требовалось прикладывать умственные усилия, чтобы одолеть очередной том “Комсомольцев на Венере”; как раз попытка анализировать такой текст только затрудняла чтение.

Похожие книги существовали в западной фантастике (и не только в фантастике) довольно давно. Это жанровая литература, доведённая до своей крайней точки: лишённая всякой новизны, ориентированная на узнавание читателем и — как следствие — на ощущение комфорта. Предсказуемость гарантирует определённый уют. Так ребёнок в сотый раз просит рассказать сказку, которую сам помнит наизусть, — и примерно с той же целью (точно так же, как у большинства современных читателей, неосознаваемой).

С началом девяностых книги-шаблоны изменились. Вместо бравых космонавтов авторы пишут о бравых космодесантниках и мускулистых варварах. Эти книги востребованны. Повторюсь: комфортны. И, на мой взгляд, — крайне вредны. Они приучают читателя отключать при чтении аналитический аппарат, вырабатывают навык восприятия шаблонного текста на полуавтоматическом уровне. Такие книги действуют прежде всего на эмоции читателя, не вызывая более глубоких и сложных реакций; более того, эти реакции читателю шаблонных книг противопоказаны: они могут вызвать чувство дискомфорта. Персонажи ни в коем случае не должны восприниматься как полноценные живые люди, их страдания не вызывают сопереживания, их смерть — не трогает до глубины души.

Такая литература предполагает упрощённый стиль изложения, типичных персонажей с типичным поведением, типичный же мир, не важно, фэнтези или НФ-ный, сюжет в них неусложнён и предсказуем, фантастическое допущение не играет существенной роли либо же вообще позаимствовано у других авторов. Являясь клонами других подобных книг, сами эти тексты зачастую начинают порождать собственные копии — в виде бесконечных продолжений. Продуцируются сериалы, где каждый том похож на предыдущие и последующие и является только “вариацией на тему”, прозвучавшую в первом.

Итак, не просто сформировался — приобрёл свой круг читателей, свои традиции и каноны особый род литературы. И если “Большая Литература” пренебрежительно относится к фантастике в целом, то теперь фантасты-”интеллектуалы” получили своего “мальчика для битья”. А, стало быть, заманчивую возможность считаться лучшими. Или — “лучшими из худших”, как получится.

* * *

Упорные усилия жить по-прежнему в изменившемся мире ни к чему хорошему не приведут. Оценивать новые явления с помощью старых понятий — бессмысленно.

Как, к примеру, бессмысленны попытки найти общий знаменатель для всех текстов, которые нынче попадают в библиографический (он же — номинационный) список “Роскона”. В год на русском языке выходит более полутысячи романов, причём общий процент книг-шаблонов в них довольно велик. Когда “простой фэн” видит их в одной номинации с очень немногочисленными качественными книгами, он исподволь проникается мыслью, что и разницы-то между первыми и вторыми нет.

Преобладая на рынке, книги-шаблоны, кроме вреда для читательских мозгов, приводят к другим, не менее разрушительным последствиям. Эти книги составляют столь высокий процент от издаваемой “Фантастики вообще”, что именно по ним судят о современной фантастике. Не только высоколобые критики от “Большой литературы”, но и свои же читатели, критики, писатели. Книги-шаблоны значительно занижают планку: на их фоне и довольно посредственные произведения выглядят не так уж плохо. Тем самым задаётся новый стандарт. Стандарт для дилетантов.

Обратите внимание: фант-обозреватели в своих рецензиях пишут о чём угодно, вплоть до курьёзов из жизни автора, но ни словом не касаются идеи книги. Показательный факт: в журнале “Мир фантастики” каждая рецензия оценивается по 10-бальной системе, оценка складывается из среднего арифметического по отдельным параметрам: стиль, сюжет, персонажи, проработанность мира, перевод, оформление книги. Всё это есть, всё это учитывается. Графы “идея” — в списке характеристик книги нет.

Фантастика в своём нынешнем извозе — это литература без идей. Всё равно что человек, у которого есть яркая одежда, упругие мышцы, крепкие кости, даже сердце бьётся размеренно и в такт. Вот только мыслить это великолепное тело не умеет, оно превратилось в сомнамбулу, в зомби.

Плохо это? Решайте сами.

Нужно ли исправлять ситуацию? Смотря как.

Вернуться к прежнему статусу кво не выйдет. Прогресс не остановишь, глупо луддитствовать — да и, в самом деле, не станешь же скупать и сжигать все книги-шаблоны. И авторов принудительно от компьютера не отлучишь. А отлучишь — чем будешь лучше пожарников Брэдбери?

Главное: никто — НИКТО! — не заставляет читателей это всё читать, а авторов — писать. Они это делают добровольно. И делали раньше. И будут делать впредь.

Советские ура-романы тоже были бездушны, в них идею подменяли лозунги, неуклюжие и прямолинейные. Нынешний автор шаблонных романов ещё проще своих старших коллег: он вроде даже пытается о чём-то таком говорить с читателем, о вечных вопросах, о наболевшем — но получается это так банально, убого, наивно, что — поневоле разведёшь руками. В конце-то концов, сюжетов в мировой литературе не так уж много. Вот как их подать... Помните, Лем писал об этом же: в шахматах правила неизменны, всё — изящество, красота, стремительность игры — зависит от игрока.

Так что — никаких рецептов. Всё сказанное здесь — тоже зеркало, а зеркала рецептов не выписывают.

Всё зависит от игрока. От целой команды игроков, у каждого из которых своя шахматная доска. Кто-то предпочитает делать привычные ходы. Кто-то разыгрывает сложные комбинации. Я просто надеюсь, что тех, кто играет осознанно и с умом, когда-нибудь станет больше. Ну, хотя бы больше, чем сейчас. Что цех профессионалов не превратится окончательно в клуб “хороших парней”. А как оно будет на самом деле: поживём-увидим. Почитаем.

Киев, сентябрь – ноябрь 2007





648
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 17:24
эх, понятно, многое в виденье проблемы совпало. А какие пути выхода вы видите?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 11:22
А вы читайте внимательно. Там в конце есть абзац про зеркало.

И еще. Пузий, он, как и я, дарвинист. Он там схитрил, упомянул только позицию издателей.
Если говорить просто — то рынок является непростой саморегулирующейся системой. Перепроизводство дерьма приводит к кризису, во время которого многие дохнут.
Сила писателя в индивидуальности.
Наши писатели уже коий год идут в серость. А серость — это утрата индивидуальности. А утрата индивидуальности — это смерть. Уже сейчас наша фантастика литературой считаться не может. Это дрянь. Из пятисот изданных романов я могу помянуть — ну пять-семь.
Мы веберемся. Но нас ждут скорее всего лет 5-7 серости. Благодаря тому, что писателем сейчас может стать каждый.
Любой!
Впрочем, выводы очевидны. Есть конечно совсем пессиместичный вариант, когда фантастика российская выродится вовсе. Но варианты апокалипсиса мы рассматривать не будем.

Чем труднее стать писателем — тем лучше.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 19:58
Алексей, а почему читатели книг МТА перейдут на что то другое? Их утомит серость? Почему развитие рынка приведет к повышению литературного качества?
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 20:20
Да нет. Читатели будут читать то, что им нравится.
Тут механизм несколько иной. Уже пару лет как издательства живут в процессе перепроизводства. Это уже привело к тому, что АСТ где-то на 60% снизило число наименований фантастики. Пересмотрело свои позиции Азбука, переформатирует серии ЭКСМО. Не нужно быть пророком, чтоб предсказать в ближайшее время затаривание рынка и падение тиражей. Если книги не отличимы одна от другой, то и выбор несколько ограничивается.
Вот к нам в магазин приходят люди, читающие фантастику, просят консультации и спрашивают, что-нибудь такое... и щелкают пальцами. Рынок устает от дерьма.
Сказывается и совершенно недостаточный уровень конкуренции.
Смотрим на рынок. Буква — книги АСТ в привелигированном положении, НК — предпочитает ЭКСМО, но и иных достаточно (однако ЭКСМО — все, а остальные в основном бесты и новинки), Топка вообще вызов здравому смыслу и хорошо живет там где конкуренции вовсе нет. А независимых сетей слишком мало, чтоб сделать погоду.
В результате чего просто не происходит селекции авторов.
Я бы еще к убивающим рынок факторам отнес косность большинства издательств, да практически всех. Т.е. все видят, что канализация забита, но остановить процесс страшно.

Тут работают достаточно непростые системные механизмы. Они работают медленно, но неумолимо. Мне непросто изложить их вот так, в режиме полемики.
Если просто — это приведет к кризису. Кризис всегда чреват пересмотром взглядов и политики. Довольно долго сельское хозяйство жило за счет выжигания лесов и переползания на новое место. А потом умные люди придумали всякие там двуполья и удобренья.
Пардон, сумбурно получилось.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 20:27
Ага, кажется основную мысль уловил. Есть покупатели, которым нужно не «дерьмо», их интересы в данный момент рынок не удовлетворяет: в силу отсутствия конкуренции, косности издательств и т.п. факторов. Рано или поздно этот процесс прийдет к кризису. После чего все начнет меняться. Так?
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 20:36
В целом да.
Я не разделяю модной нынче точки зрения, что нынче остались одни говночитатели.
Рано или поздно тот сектор рынка, что ныне доминирует, окажется недостаточно ресурсоемок, чтоб поддержать жизнь издателям. Его просто перегрузят донельзя.
Пока же его возделывают оттого, что он тот самый «путь наименьшего сопротивления». Грубо говоря издательству пока он проще всего. Но вечно так продолжаться не будет.
Так кстати было уже, когда прегрузили рынок переводной фантастикой. А нашей не было тогда. А её вдруг возжелал наш читатель, которому осточертели дрянные переводы двадцатилетней давности. И я хорошо помню как рынок скрипел и буксовал, а потом поперло то, что потом стало лесом. Русским лесом.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 02:05

цитата Karavaev

Так кстати было уже, когда прегрузили рынок переводной фантастикой. А нашей не было тогда. А её вдруг возжелал наш читатель,
А может, всё проще? Издатели не захотели платить дорого за права зарубежным авторам, и поняли, что нашим можно платить меньше, не морочится с переводами, а полову гнать и наши могут?
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 10:29
Нет, не проще.
Вы снова ратуете за мысль, что ассортимент издателя определяется исключительно его, издателя, произволом.
Вот как захочет левая нога — так и будет.
«Законы природы нельзя нарушить. Можно ими пренебречь и потом жестоко поплатиться.»
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2009 г. 09:37

цитата Karavaev

Из пятисот изданных романов я могу помянуть — ну пять-семь.


Скажите, а сколько из пятисот изданных романов вы прочитали? Сами прочитали, отзывы и рекомендации — это все-таки плоды чужого вкуса, а это дело субьективное. Из скольких реально прочитанных книг вы выбрали пять-семь хороших? Я вас не обвиняю в чем-то, я просто хочу сказать, что при таком объеме просто найти неплохие книги весьма сложно, даже если они есть. В среднем человек может прочитать за год книг сорок. То есть десятую часть, даже меньше, от издаваемого. И найдя из сорока книг одну хорошую, говорит: все дрянь. А бедным писателям остается либо молча утираться, либо перекладывать на злого издателя и нечуткого читателя :-)))
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2009 г. 11:32

цитата Завета

Скажите, а сколько из пятисот изданных романов вы прочитали? Сами прочитали

Целиком — как раз те 40-50. Только русских. С другой стороны к вашей арифметике я добавлю пару поправок: минусуем сериалы, циклы и продолжения — я их не читаю. Это сразу уменьшает список больше чем на половину. Порядка сто романов я проглядываю. Поскольку я себя считаю достаточно зрелым и квалифицированным читателем- для определения ОБЩЕЙ ценности при нынешнем уровне — достаточно.
По чужим рецензиям и отзывам я никогда не сужу.

цитата Завета

я просто хочу сказать, что при таком объеме просто найти неплохие книги весьма сложно, даже если они есть.

Методом тыка — да. Но я за последние годы ничего из интересного не пропустил. Если у тебя вкус отличается от среднестатистического фэнтезийно-стреляльного, поневоле вырабатываешь механизмы поиска удовлетворяющих тебя книг.

цитата Завета

В среднем человек может прочитать за год книг сорок

В прошлом году у меня были отрезки, когда 40 книг я прочитывал за 2-2,5 месяца. Притом, что полагаю себя достаточно занятым человеком. Наверняка на фантлабе найдутся люди, которые читают еще больше.

Увы, для меня ваши выкладки — не аргумент в защиту.


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 17:30
Жестко, но справедливо. Хотя я бы ставил проблему шире: оглупление общества в целом. Литература вообще и фантастика в частности — лишь составляющие этого явления.


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 18:15
Да, примерно так всё и выглядит. Какая графа «идея»? Если она есть — о ней прямо в тексте обязательно будет сказано, это же такая приятная редкость!


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 19:11
Спасибо, очень верно. Правда, я бы добавил, что сейчас «уютные» образы не совсем те, что в 90-ые — космодесантники и варвары уходят в прошлое.

И ещё — почему в клеймящий статьях так редко называют имена?.. Кто конкретно пишет без совести, в чьих конкретно книгах лишь желание издать большим тиражом? И так далее. А то так в общем получается неинтересно, даже поговорить не о чем. На мой взгляд, ясное дело.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 21:01
Но нельзя же перечислить всех, если каждый год выходит по 400-500 новых книг. Кого-то назвать, кого-то нет — несправедливо. Да и что нам дадут эти имена — мы не помним бесчисленных МТА, создавших эту армию.
 


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 22:28
Я лично считаю, что без примеров умозаключение смотрится как-то одиноко и дюже спорно. Тем более, всех МТА перечислять не нужно, есть же самые яркие примеры — их и стоит, на мой взгляд, упомянуть, чтобы читатель понял, о ком, собственно, речь. А то получается такие полунамёки для своих и для тех, кто в теме. А те, кто в теме, — и так в теме, им и статья не нужна.


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 20:39
Отличная статья. Не могу сказать , что согласен со всем на 100 процентов, но с подавяющим числом тезисов однозначно !
Владимир , присоеденюсь к Илье, какие пути выхода вы можете предложить, ведь необратимых процессов не бывает. ;-)


Ссылка на сообщение30 января 2009 г. 23:24
Все это верно, да только вот многие молодые фантасты — талантливые и бездарные в равной мере — существуют вне фэндома и учатся на собственных ошибках. Правда, без поддержки этого самого фэндома они киснут в безвестности, без публикаций.
И нужен ли вообще этот «цех»? Не в самом ли его существовании залог упадка?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 10:21
Между участием в фэндоме и публикациями нет прямой зависимости. К тому моменту, как я вообще узнала о существовании фэндома и конвентов, у меня уже было издано около пятнадцати книг. И сейчас великое множество людей издается, не будучи ни с кем из фэндома в контакте (кроме непосредственно редакторов). К тому же «учеба», организуемая фэнтдомом, большого веса не имеет. На конвентах организуются мастер-классы, и пара десятков МТА слушают там разбор своих рассказов. Не знаю, насколько это им помогает, но сотни обходятся без этого, и в результатах большой разницы не видно. В общем и в целом, я считаю, что фэндом — это просто круг общения, который на литературную судьбу автора оказывает самое незначительное воздействие. Хотя у людей бывает по-разному, кто-то заводит полезные связи, а уж на получение премий личные контакты с теми, кто на конвентах голосует, оказывает огромное воздействие! Другое дело, что сами премии не влияют ни на что и лишь слегка греют авторское самолюбие. Короче, для автора жить с фэндомом или без — дело личного вкуса, и все.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 11:50
Полностью согласен.


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 09:44
И мне бы очень хотелось узнать, какие способы изменить сложившееся положение дел видит автор заметки...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 10:26
Как изменить? Создать Общество любителей российской словесности и заняться просвещением темных масс :-))) Объяснить мужику, что именно ему надлежит нести с базара. Задача выглядит малореальной, но пока не изменятся предпочтения масс и резко не повысятся требования читателя, авторы ненапряжного чтива будут процветать в ущерб умным и тонким. Ну, еще есть более реальный вариант — прилетят инопланетяне и помогут :-)))


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 10:31
Знаете, может, это смешно, просить предложить способы изменить ситуацию. Но Вам не кажется, что просто констатировать что-то вроде:«Господа, я собрал вас здесь, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие» — это фарс. Это как если бы хирург поглядывал на больного, говоря, что де тут у нас опухоль, злокачественная очень и очень...Пациент просит его вылечить, а хирург все твердит и твердит про опухоль, твердит и твердит, думая:«Авось сама пройдёт». А вот такие заметки именно так и выглядят:«У нас проблема, но авось она сама пройдёт, или не пройдёт. Мне -то что...».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 11:30
Ну, во первых не просто. Доклад был прочитан для определенной аудитории. КАк любой посыл он должен стимулировать ПОЛЕМИКУ, обсуждение, конфликт интересов. Полемика — это то, что мы напрочь утратили. Что только подтверждает тезис Пузия о том, что фэндом по сути огромная куча разноцветного дерьма.
Ну какие рецепты вы хотите от Пузия?
Да и зачем кому-то рецепты? Можно подумать будь рецепты — все сразу бросятся что-то делать. Ага. А разве кого-то что-то не устраивает?
Да все хорошо! Книг до фига. Дебютов — по 200 в год.
Книги продаются.
Уровень дерьма в котле, что зовется сейчас Российская Фантастика, очевидно, еще не столь высок, чтоб залило. Вот зальет, на удобрении глядишь и цветы проклюнутся.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 13:37
Видимо, не совсем так, потому что проблема не «у нас», проблема не столько конкретно в фэндоме и вообще в фантастике, проблема в читателе. Вне фантастики тоже наибольшей популярностью пользуется Донцова. Тут разговор идет по кругу: писатели кивают на издателей, те на читателей, а читатель обижается: дайте мне хорошую литературу, я и повысю свой культурный уровень... или повышу... в общем, вырасту над собой и не буду больше клевать дерьмо! :-) Хотя тот, кто осознает, где дерьмо, а где конфета, первого не возьмет. Но суть в том, что нет рецепта, как поднять культурный уровень целого народа. А если и есть, то не от отдельно взятых критиков и даже не от форумов его надо ожидать. А что критики критикуют — так это их профессия и даже душевная потребность.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 16:08
Я лично считаю, что пока — в силу становления нашего рынка — не вполне еще работают факторы регулирования процесса. Скажем такой «ужаснах» как конкуренция. Почему автор должен писать лучше? С чего бы? Уровень конкуренции, кстати, заставляет издателя удовлетворять самые изысканные вкусы. А пока...
По моим прикидкам полноценной конкуренции у нас еще лет пять не будет.
Ведь смотрите как: автор пишет как может.
Издатель издает, а читатедь выбирает. Схема проста.
Но чтоб она работала необходимы четкие рыночные механизмы.
Как пойдет отсев по качеству — ситуация будет меняться.
На мой взгляд только развитие нормального рынка позволит изменить ситуацию.
Единственный вариант же воздействия — формирование общественного мнения. Хотя лично я считаю, и на фантлабе есть этому подтверждение, что мы пока себя не осознаем равноправным участником процесса.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 02:26
Алексей, Ваша вера в рынок и светлое будущее меня умиляет;-).
Сейчас «широкие читательские массы» (судя по тиражам — таки весьма широкие) вполне удовлетворены «армадой» МТА, Никитиным, Перумовым и Сальваторе. Расскажите, как именно рынок простимулирует оные массы возжелать чего-то другого? И что, через 5-7 лет вкусы этих читателей сильно изменятся? С какой радости? Скорее, ряды этих читателей пополнятся новым «поколением П».
В лучшем случае эти «читательские массы» будут иногда почитывать Лукьяненко, чтобы поччувствовать себя «вумными», но без напряга.
Да, некоторое количество «извращенцев», вероятно, останется. Для них иногда «кто-то кое-где у нас порой» будут издавать мизерным тиражом что-то читабельное. Из энтузиазма (как Лимбах) или престижа. И будут эти «извращенцы» бегать по книжным (кому повезло жить в большом городе) или искать в инет-магазинах любимых авторов.
И чем дальше, тем меньше будут эти тиражи:-(((...
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 11:47
Расскажите, как именно рынок простимулирует оные массы возжелать чего-то другого?
Да тут не рынок, тут просто желание разнообразия. Не получится всю жизнь читать Перумова, рано или поздно просто надоест.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 17:58
Надоест, конечно. Переключатся на Елену Петрову («Лейна») и Панкееву. Или на Белянина. Или на Зыкова с Пеховым и Мазиным. Столько замечательных авторов издаёт «Армада»8-).
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 17:58
Людям нравится :)

А для кого, кроме как не для людей, творят творцы? *вопрос с подвохом*
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 18:03
Да нет, я вполне себе реалист.
Вы просто, Вероника, исходите из неверного посыла будто рынок что-то переделывает и меняет.
НОРМАЛЬНЫЙ рынок просто удовлетворяет ВСЕ вкусы, что сейчас не вполне так.
Рынок будет менять не вкусы — я не вижу ничего плохого в том что люди читают Перумова или Донцову. Это их выбор, а я чужой вкус и выбор уважаю.
Рынок будет менять предложение. Здесь есть весьма четкая разница.
Вам, как математику, распределение по Гауссу без сомнения знакомо. Максимальные тиражи будут всегда у аля Головачев. Или Браун.
В любое время.
Я еще раз повторю — механизмы рынка жестоки и бездушны и объективны. Не важно верим мы в них или нет.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 18:55

цитата Karavaev

Рынок будет менять предложение.
Алексей, я ещё смутно помню курс экономический теории8-], читанный нам в универе. А тезис «Спрос определяет предложение» я помню даже довольно чётко. Рынок будет смотреть на СПРОС — и предлагать соответственно. Спрос на книги определяется вкусами читателей. О которых не спорят, а скандалят и ругаются (с) (Честертон).

цитата Karavaev

Вам, как математику, распределение по Гауссу без сомнения знакомо.
Вот именно. Мне — знакомо. А Вы, может, подзабыли, что максимум плотности нормального распределения приходится на мат.ожидание, т.е. «нечто среднее». А тиражи нынешней, гм, беллетристики подчиняются показательному закону распределения. Максимум там — в нуле. Т.е., чем ближе текст к нулевому уровню (словопомолу), тем выше будут тиражи. О гауссовом распределении здесь можно только мечтать:-(((.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 19:29

цитата Veronika

А тезис «Спрос определяет предложение» я помню даже довольно чётко. Рынок будет смотреть на СПРОС — и предлагать соответственно

Верю, что помните. Но вы его неправильно трактуете. Вот нигде этот критерий не постулирует, что это ПРЕДЛОЖЕНИЕ не должно удовлетворять ВАШ СПРОС. Понимаете?
И вкусы — они разные. В противном случае и на западе никогда бы не было ни Толкина, ни Краули, ни Кея, ни Пика, ни Бигля.

цитата Veronika

Максимум там — в нуле. Т.е., чем ближе текст к нулевому уровню

Правильно. Я вам выше про это и сказал (см про Головачева). Но почему я должен ориентироваться на медиану? Я вполне себе могу располагаться в меньшинстве у правого плеча. Более того мой вкус там уж лет пятнадцать.
А, я понял. Вы все еще мечтаете, что на горке будет «элитный» вкус. Нет, такого нет и не будет. Серости и дряни всегда будет достаточно.
Но это не значит, что не будет по весне расцветать и вишня.
Понимаете?
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 20:29

цитата Karavaev

критерий не постулирует, что это ПРЕДЛОЖЕНИЕ не должно удовлетворять ВАШ СПРОС.
Тем не менее, МОЙ спрос испытывает серьёзные проблемы при попытке удовлетворения:-(. Спроса, пересекающегося с моим, слишком мало, чтобы рынок счёл необходимым его удовлетворять. И если любителю Головачёва, Перумова, Сальваторе или Донцовой достаточно просто зайти в любой крупный магазин и сразу получить удовлетворение без проблем, то мне надо всячески ухищрятся и извращаться. Обзванивать предварительно магазины, заказывать заранее на балке (а привезут или нет — как повезёт), и часто — платить дикие (для меня) суммы в украинских инет-магазинах (российские для меня просто недоступны из-за цен на пересылку). И все равно — часто оставаться без того, что я бы хотела прочесть. Тем более, что Харьков — не Москва, интересные книги от небольших издательств сюда завозят разве что чудом.

цитата

Вы все еще мечтаете, что на горке будет «элитный» вкус. Нет, такого нет и не будет. Серости и дряни всегда будет достаточно.
Нет, я не настолько наивна. Мечтаю, что распределение тиражей из показательного станет гауссовым (это разные кривые), что на горке будет средний, всего лишь средний вкус. Как «средний класс».
А сейчас максимум — почти на нуле. Кривая — не «холмик», а его половина. Правая.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 21:41

цитата Veronika

Спроса, пересекающегося с моим, слишком мало, чтобы рынок счёл необходимым его удовлетворять.

А вы считаете, что в Украине есть нормальный рынок?
Я вот считаю, что в России его нет, он только формируется. Воспринимать это можно по разному.
Я скорее вектор воспринимаю с +, ибо не успеваю читать. Лет пять-семь назад у меня были настоящие кошмары, когда я за два-три месяца не покупал ни одной! книги (рекорд — 4 месяца). Просто не было ничего, что мне было интересно.
Так что все наладится. Да все непросто. Но когда просто то было?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2009 г. 03:48
Гм. Я, честно говоря, не очень понимаю, что тебя не устраивает. Все именно по твоей схеме: есть крупные издательства, которые печатают стотысячными тиражами Перумова, есть «Принтерра», «Снежный ком», «Форум» и т.д., которые выпускают книги, удовлетворяющие вкусам меньшинства. Тиражи не намного уступают реальному спросу: при некоторой сноровке найти в России сейчас можно любую книгу. Пройдет кризис, снова расцветут малые издательства для пронырливых эстетов, все будет ОК. В чем проблема?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2009 г. 07:53

цитата vvladimirsky

Я, честно говоря, не очень понимаю, что тебя не устраивает

«И ты прав!» С издательствами вопросов нет. Не идеально, но, ИМХО, и жалиться грех.
Меня не устраивает ДРУГАЯ сторона процесса. А именно розница на местах. Липецк — не Питер. У нас до сих пор Ланарка нет и, думаю, не будет. Я реально имею проблемы с покупкой книг ЭКСМО. Что говорить о других издательствах, если такой монстр не может обеспечить свой прайс в 500 км от МОсквы?? Из всего Форума я видел пару книг.
Ты не поверишь — с АЗБУКОЙ проблемы.
Рынок он же не только издателями создается, но и торговлей.
Доволен ли ты торговлей?;-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2009 г. 15:06
Дружище, конечно же я доволен торговлей! Как частное лицо. Поскольку персонально я, Вася Владимирский, могу найти любую книгу, которая мне нужна и интересна. 8-)

Другой вопрос -- товарищи на местах. Тут есть простой выход: создание частного онлайн-магазина типа «Караваев рекомендует» или там «Владимирский рекомендует». Где будет представлен весь прайс «Форума», «Снежного кома» и «Принтерры», где будут всякие редкие книги от коллекционного издания «Осеннего лиса» до «Ахмановских мозаик» Балабухи, где можно будет заказать издания «Крота» и интересные книги, которые давно не допечатывались, но пользуются спросом... С минимальной наценкой и широким ассортиментом. Нечто подобное пытался сделать Ройфе, но ему не удалось раскрутится.

Вопрос простой: кто возьмется? Я -- нет, хотя возможности есть. Тут нужен стартовый капитал, нужен склад, нужны регулярные поставки, бумажная возня с регистрацией ИП, выплатой налогов, оформлением накладных... Плюс раскрутка, плюс пиар... Очень много сил и времени, а прибыль копеечная. Крупной же конторе просто невыгодно заниматься книгами, которые можно продать в количестве 1-2 экземпляров, ты это понимаешь лучше меня. С этого, кстати, когда-то начинался «Озон» -- и что мы имеем сегодня? То-то и оно.


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 15:01
А от кого тогда ожидать этих способов? Снова кивать на кого-то другого?:) Я согласен с тов.лаб. Караваевым в том, что нету полемики...есть кивание...Да, легко кивать на других и говорить, что рецепт будет найден не здесь. А где? Здесь тоже люди собираются. не хуже и не лучше, чем в лругих местах. Если Вы имеете в виду правительство, то странно: в России принято ругать правительство, на головы которого сваливаются все проблемы. Ругать -легко. И кивать тоже легко.
А я не просил рецептов, чтобы был четкий план-пятилетка, я просто хотел узнать мысли господина Пузия о том, видит ли он в чем-то выход из создавшейся ситуации (а то, что она очень даже нехорошая, ясно из доклада), и если видит, то какими путями к этой табличке «Выход» можно выбраться из нынешнего шапито...И я буду стараться сделать так, чтобы этот выход был найден. Потому что совесть мешает кивать на других, когда сам тоже частично виноват в том, что происходит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 18:08
Квинлин, мысли ваши весьма благородны. Но, пока Владимир не подошел и не ответил, ответьте сами: а вы как видите свое участие в решении проблемы? Любимый фантлабовский рецепт вроде написания отзывов и рецензий очень хорош, но работает в основном в границах самого Фантлаба, а здесь все и так в основном знают, кого надо нести с базара. Не надо думать, будто я что-то имею против Фантлаба и методов его работы, но если корень проблемы не здесь, то и решение едва ли здесь найдется.

Что же касается отсева по качеству, то ведь качество в глазах разных людей выглядит весьма и весьма по-разному. Он и сейчас вовсю идет, отсев по качеству. Если книга «грузит» и требует усилий для постижения, то для большинства народа ее качество — низкое. Вот она и отсеивается. Конкуренцию выигрывает тот писательиздательторговец, который отвечает представлениям о качестве широких масс. Отсев по качеству с высшей точки зрения произойдет в течении многих десятков лет, и это естественно: от каждой эпохи выживают только истинно лучшие, но при жизни порой знамениты гораздо менее других. Тут не пять лет, тут сто лет надо. Но эта конкуренция к рынку уже не имеет отношения. Формирование общественного мнения — это да, это путь. Но для реального воздействия нужна не только добрая воля, но очень большие деньги и возможности. Разговорами между собой тут не помочь.
 


Ссылка на сообщение31 января 2009 г. 20:29

цитата Завета

Конкуренцию выигрывает тот писательиздательторговец, который отвечает представлениям о качестве широких масс.

Не вполне так.
Это верно только в случае максимального доминирования. Ну кто на западе максимально доминировал? Ну может быть Хайнлайн.
Я бы сказал, что конкуренцию выигрывает тот издатель и торговец, который максимально покрывает своей продукцией всю широту потребности читателя.
Широкие массы — это ведь не нечто серое и вонючее. Это скорее белый свет, разлагаемый призмой на множество разноцветных интересов.
Из писателей же конкуренцию выигрывает тот, у кого меньше всего конкурентов. В оптимальном варианте — у кого нет их вовсе. Но для этого нужно стать ПИСАТЕЛЕМ,
Шекли, Эллисон и Бредбери — конкуренты ли друг дружке?
А по вашему рецепту вот все то серое и никчемное, не имеющее половых и прочих отличительных признаков и рассчитанное на ничтожный вкус — конкуренцию и выиграло?
Да бросьте. Просто на помойке комфортней всего крысам. А в степи уже неимоверной красоты газели попадаются.


Ссылка на сообщение1 февраля 2009 г. 01:13
Прошу прощения, что отвечаю не сразу (и, возможно, не так, как хотелось бы всем :) ).

Насчёт хирурга и больного. Ну, ситуация-то немножко другая: больной полагает себя живым-здоровым, очень успешным и проч. И вылечить его невозможно — он должен захотеть излечиться. А для этого сперва осознать, что он болен. Не покивать головой и «принять к сведению», а, как сейчас говорят, проникнуться. Чтобы вот встало костью в горле: дальше так жить не могу и не хочу.

«А когда осознает?» — А когда осознает, в идеале, каждому — да, Квинлин прав, — можно и нужно начинать с себя. Нет других путей, никогда не было и никогда не будет. И у каждого этот путь изменения — свой собственный.

Но вообще — это уже голос из-за зеркала. :)

Насчёт молодых авторов и фэндома — Завета совершенно права. Из личного опыта: до того, как приехал на первый кон, я уже имел на руках энное количество публикаций рассказов. Мало кто представляет, сколько существует _непрофильных_ журналов, которые охотно печатают фантастику в самых разных её проявлениях, от притчи до жёсткой НФ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2009 г. 09:27

цитата Karavaev

Из писателей же конкуренцию выигрывает тот, у кого меньше всего конкурентов. В оптимальном варианте — у кого нет их вовсе. Но для этого нужно стать ПИСАТЕЛЕМ,


Кажется, мы все-таки говорим о разных вещах. Что странно, учитывая, что я — писатель, а вы имеете отношение к книжной торговле, насколько я понимаю :-) Из-за чего происходит засилье серости? Из-за того что для среднего читателя хороша книга узнаваемая. Хоббиты любят читать про то, что они и сами прекрасно знают (прошу прошения за цитату по смыслу и по памяти). И в массах хорошо продаются те авторы, которые дают узнаваемый, уже разжеванный продукт. Звездолет «Борец» встал на орбиту; молодой десантник... И тираж вскипает девятым валом (продолжая Олдевую мысль) А для газелей неимоверной красоты, которые, разумеется, попадаются, желающих любоваться не настолько много, чтобы они делали погоду на рынке. Рынок, конечно же, состоит из разных секторов, но его наиболее «радужный» сектор по объему не так велик, не преобладает над «средним» — а тот потому и средний, что составляет большинство. Поэтому газели и проигрывают рыночную конкуренцию. Надо думать, вечность их вознаградит :-) А чтобы мы дожили до того, когда тиражи умной и талантливой книги будут в сорок раз больше, чем у «Кровавой каши на планете Зю-40» — хорошо бы, но мне слабо верится. Человеческую природу не переделать.
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2009 г. 12:34

цитата Завета

но его наиболее «радужный» сектор по объему не так велик, не преобладает над «средним» — а тот потому и средний, что составляет большинство. Поэтому газели и проигрывают рыночную конкуренцию.

По моему вы, как и многие здесь, пребываете в плену иллюзий. «Среднее» — оно потому и среднее. Его легче писать, оно требует меньших энергозатрат — и только поэтому ВСЕГДА будет доминировать на рынке. Никогда ни при каких обстоятельствах «рафинэ» не будет доминировать на рынке. Это правило «среднего», закон середнячка. Делай то, что от тебя ждут и будешь более-менее успешен. Кроме того, это проще. По нынешним временам даже и учиться не надо. Ну, если что, редактор подправит. Или перепишет.
Не надо ратовать за то, чтоб «умная» фантастика опережала тупую. Надо ратовать за то, чтоб она была. В конце концов на западе давным-давно безрадельно властвует рынок. Но там УМНЫЕ вещи есть, а у нас сплошное «Ищу человека».
А отчего?
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2009 г. 13:08

цитата

А чтобы мы дожили до того, когда тиражи умной и талантливой книги будут в сорок раз больше, чем у «Кровавой каши на планете Зю-40» — хорошо бы, но мне слабо верится.


Однако есть такие примеры, как, допустим, Алексей Иванов и Терри Пратчтетт. Ну, Пратчетта ещё можем списать на то, что «смешно» и проч. Но Иванов-то со стартовыми тиражами 30 тыс. какого-нибудь ой не лёгкого к прочтению «Золота бунта»... Или Эко. Или...

Словом, не всё так просто со стратификацией.
Страницы: 12

⇑ Наверх