Уютно и удобно как в старом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» > Уютно и удобно, как в старом грязном халате
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уютно и удобно, как в старом грязном халате

Статья написана 2 ноября 2012 г. 23:21

»...Практика состоит в том, что каждая слабая публикация наша, давая не такой уж существенный материальный выигрыш, приводит к значительному политическому проигрышу. (...)

...Мы должны, разумеется, халтурить вовсю — кино, телевидение, театр, цирк, опера, балет — ради бога! Но когда речь заходит о нашей ЕПАРХИИ, о литературе — тут мы должны либо выдерживать марку, либо идти под псевдонимом.

Я (да и ты, конечно) знаю множество писателей, которые согласились СОЗНАТЕЛЬНО, НАМЕРЕННО снизить свой возможный уровень до требований момента — все они — конченые люди. Им больше не подняться. Потому что страшно. Потому что трудно. Потому что на низком уровне уютно и удобно, как в старом грязном халате. Я такой судьбы не хочу ни себе, ни тебе.»

Цитируется по изданию

«Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1978-1984»

(Волгоград, 2012 г., тираж 100 экз.)

Как жаль, что это письмо или его тезисы не дошли лет тридцать-двадцать-десять назад до тех, кто считает себя учениками и благодарными читателями Стругацких. Быть может, реакция многих была бы примерно как первый отзыв Аркадия («твоя аргументация, прости, меня не убеждает и представляется слишком патетичной и эмпирейной, что ли»). Но кто-нибудь да услышал бы. И не столь безнадежным выглядел бы культурный ландшафт.





159
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:24
Хорошая максима.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:36
Чеканная.


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:33
Знаешь, кстати, какого странного побочного эффекта ВНЕЗАПНО достигает это издание? Что АБС это не «АНС с портящим его всё время БНС».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:41
Плохие человеки такие сплетни распускали, разве ты не знал.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:48
Некоторые хорошие люди имеют несчастье общаться с плохими человеками.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:42
Ну, во-первых, оно еще с прошлого тома идет (как раз когда возрастная разница увела АНС в тяжелый период болезней и общей усталости — а БНС и помоложе, и хлебнул меньше). Во-вторых, этот тезис не выдерживал не то что критики — даже поверхностного обдумывания, — с самого начала.
А ПоДиН и первые две части ЭвП, о которых спор, у меня до сих пор ничего, кроме горького недоумения, не вызывают.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:47
Я всё издание имею в виду, а не только этот том.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2012 г. 23:52
(остроумно) А я все творчество!
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 00:01
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 00:20
Испугал сейчас.


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 00:07

цитата ismagil

И не столь безнадежным выглядел бы культурный ландшафт.
Не-а. http://fantlab.ru/edition28125 безжалостно свидетельствует: даже в советское время пейзаж формировали издатели. А не те, кто вместо халата носил диплом с семинара, или что там у них было. Булычев, например, на требования момента реагировал остро — и печатался. А Крапивин?

цитата ismagil

Мы должны, разумеется, халтурить вовсю — кино

o_O 1978 г. Самый разгар съемок Сталкера Тарковским, вроде.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 00:20
Ох. Мое, мягко говоря, нефанатское отношение к Тарковскому балдаря этих книжек только обострилось. Там о-очень подробно и про «Сталкера», и про Тарковского, и про сопутствующие.
А что касается издателей — оно понятно. Но зачем быть лучшим учеником?
А как Булычев реагировал на требования момента? Один раз про динозавра в банке написал? Алискин конвейер все-таки позже пошел, а в истории он останется как гений рассказа — и рассказы у него вполне свои, не моментарные.
Крапивин вообще шел против момента, и печатался — но в основном в Свердловске и в «Пионере». Москва фигачила мякину Алексина.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 01:59

цитата ismagil

в истории он останется как гений рассказа

Таки да. А вот что побольше рассказа — за небольшими исключениями — не то...
Лучше всего это видно на примере: Избушка — и Великий дух и беглецы.

цитата ismagil

Крапивин вообще шел против момента, и печатался — но в основном в Свердловске и в «Пионере». Москва фигачила мякину Алексина.

Пионер всё ж таки московский журнал был — в отличие от ленинградского Костра.
А ещё — в Пионерской правде. И на украинский переводили.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 02:03
Даже на татарский с немецким. Не критерий, я щитаю.
Или Коваля вон взять — печатался и в «Пионере», и в «Костре» (несмотря что москвич по самое), и братских классиков с подстрочника переводил — но разве ж про него скажешь, что он имел какое-то отношение к политическому моменту? И на века ведь дядька.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 02:13
Коваль как-то прошёл совершенно мимо меня.
При том, что читал я его — как выяснилося недавно — я люблю авторскую песню, ну и зная, что Коваль песни писал — взялся искать их в сети, но практически безуспешно...
А вот проза его — напротив, есть...
Так что в соответствующем возрасте я читал и Алого и рассказы про Клеёнку — в Мурзилке, и НЕдопёска и Пять похищенных монахов — в Костре.
Но впечатления — ничто не произвело...
Правда, взрослых его вещей я не читал...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 09:07

цитата ЯэтоЯ

Но впечатления — ничто не произвело...
Попробуйте перечитать сейчас. Это проза высокого полета, лаконичная и атмосферная. Ребенку 80-х в нее, из-за незнания реалий, войти было, конечно, сложно. Сам оценил Коваля сравнительно поздно.
Взрослые вещи... если цените игру слов и Нечерноземье.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 09:00

цитата ismagil

А как Булычев реагировал на требования момента?
Гусляром. Очень четко и оперативно.

цитата ismagil

и рассказы у него вполне свои
Одно другому не мешает, даже наоборот, способствует.

цитата ismagil

Крапивин вообще шел против момента, и печатался
Вот именно.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 09:08

цитата ismagil

Но зачем быть лучшим учеником?
Глубоко копаете.


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 01:48
В самую точку! Но, имхо, и тогда это ничего бы не изменило. Потому что все это так или иначе уже было сказано АБС, а главное -- СДЕЛАНО. Имеющим уши и глаза -- вполне достаточно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 01:59
Я, честно говоря, имел в виду нескольких совершенно конкретных и очень достойных авторов, который в один прекрасный миг решили, что и собачатиной можно торговать умело, с достоинством и не теряя накопленного мастерства. В итоге и сами слились, и другим показали, что дело это нестыдное и даже достойное, коли уж светилам не западло.
А если бы читали то письмо — может, дрогнуло бы чего. И убереглись бы от собачатьего клейма, да и других уберегли бы.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 02:50
Да мы, подозреваю, даже об одних и тех же авторах думаем (узок их круг, чего уж). Что, боюсь, не отменяет сказанного выше. А уж они-то, эти самые авторы, и учениками себя считали, и наизусть цитировали...

Ладно, все равно хорошо, что фраза прозвучала. Сейчас еще на Фейсбук сделаю перепост. Явно будет нелишне.


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 13:33
Нельзя, однако, забывать, что в конце 70-х искушений было куда меньше, чем в нулевые. А искушения — штука заразная...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2012 г. 14:01
Искушений всегда куча. А вот набор сменных рогов у искусителя богатый, кто спорит.


⇑ Наверх