Один из моих любимых фильмов. В первый раз он попался мне не с начала, и вместо «Земли после Третьей Мировой» представлялся параллельный мир. Да и статуя со светящимся шаром в кабинете Дюпона намекает на это — материки имеют иную форму, чем земные. И флаг Либрии слишком похож на нацистский — вряд ли такую символику могли бы ещё когда-нибудь использовать в нашем мире.
Подозреваю, что фильм делался несколько иным, чем получился: некоторые сцены были вырезаны. Упоминания об этом не удалось найти пока нигде, но кадры из фильма — как выложенные в интернете, так и то, что можно видеть по ходу действия, — побуждают искать дальше и надеяться.
Итак.
1. Вивиана Престон
Поскольку в фильме показана только одна женщина из прошлого Престона — его жена, — мы можем подумать, что на видео, которое он смотрит после оглашения приговора Мэри, именно она. Осуждена за эмоциональное преступление.
Однако это разные женщины. В титрах указаны две исполнительницы — Алекса Саммер (Вивиана Престон) и Мария Пия Кальзоне (жена Престона).
Скорее всего, Вивиана приходилась Джону сестрой или кузиной, что менее вероятно — матерью. Думаю, что это мог быть драматический эпизод с молодым талантливым учеником, который стал клериком, разоблачив преступление родственницы.
----
2. Дети
Если Вивиана — сестра, то здесь могла бы прослеживаться параллель с детьми самого Джона: они-то заодно. Мальчик помогает девочке контролировать эмоции и поступки, чтобы она не выдала себя.
Вот один из кадров, не вошедших в фильм — дочь в коридоре. Думаю, что это какая-то сцена либо во время обыска, после того как сын предъявляет отцу ампулы, либо, что менее вероятно, ночью, когда Джон какое-то время смотрел на спящего сына. Или в начале, после беседы про одноклассника, который плакал.
В финале девочка гладит щенка. Но за кадр до этого показано её лицо из эпизода, где она перемешивала хлопья за завтраком. Думаю, там была другая сцена, но и её режиссёр убрал.
----
3. Казнь Мэри
Самая явная подмена кадров и в то же время куча фотографий, говорящих о том, что снято было другое.
Престон со всех ног бежит по коридору, но на входе в крематорий ему говорят, что процесс не остановить. Он видит, как Мэри подводят к месту казни, за ней закрывается дверь и подаётся огонь. Так?
Не совсем. Во-первых, коридор, по которому он так быстро и так долго бежит — это коридор не крематория, а его дома. Куда он будет торопиться, узнав об обыске. Обратим внимание на стены и лампы.
А вот как выглядит второй коридор:
И дальше, после пропускного пункта:
Но самое главное — Престон всё-таки успел обнять Мэри. Непонятно, почему он, захваченный чувствами, не решил плюнуть на всё и спасти её, если до этого перебил десяток человек ради щенка. Возможно даже, спасти хотел, но она его отговорила — сказала что-то вроде «ты нужен Сопротивлению». И пошла на смерть сознательно, чтобы её соратники смогли осуществить свой план.
А режиссёр, видимо, счёл сцену нелогичной и сократил до последнего взгляда.
----
Ну и напоследок кадр, который мог бы сказать чуть больше о мире, где живёт Престон. Уж чем он помешал, не представляю. То, что там пишут латиницей и пользуются английским, мы могли понять по вывеске в библиотеке, призывающей не трогать определённые полки.
Словом, минут десять экранного времени от нас прячут. И как знать, вдруг... когда-нибудь...