Жанна Пояркова отзывы

Все отзывы на произведения Жанны Поярковой



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Фрагментация памяти»
–  [ 8 ]  +

Green_Bear, 10 мая 2016 г. в 16:55

Олдовый киберпанк, искрящий бунтарскими лозунгами и драйвом, воспевающий героев-одиночек и противостояние с корпорациями или государством, в последние десятилетия скорее мертв, чем жив. Стремительное развитие интернета и компьютерных технологий привело к тому, что многие смелые фантазии давно стали реальностью, а человечество приняло новые правила игры. Поэтому в «Фрагментации памяти» Поярковой исполнила пронзительный реквием по киберпанку, по крайней мере, по его изначальной олдовой ипостаси.

Главная особенность романа заключается в рваной, психоделической, предельно эмоциональной и зачастую сюрреалистической стилистике. Предстающий перед взором читателя, Тиа-Сити неприветлив, грязен и переполнен страстями. Изъеденные смогом и кислотой стены, заброшенные и обшарпанные здания, хмурые и злобные прохожие. Средоточие жизни сместилось в Среду, виртуальную реальность, где воздвигаются мириады миров — дворцы, бордели, исторические имитации, зоны для перестрелок и многое другое. Главное, чтобы игроки и гости удовлетворили свои желания — секс, мании, фобии, честолюбие, алчность.

Но технарь-Грайнд, бывший проповедник Гарри, загадочная Стар и хакер Мэд хотят зайти дальше и не желают довольствоваться запрограммированными иллюзиями. Они бросают вызов обществу и правилам, бесцельно шляются по улицам и барам, любят, завидуют и ненавидят — пылко, истово и до потери рассудка. Пояркова в своем фирменном ключе упивается эстетикой саморазрушения и бунта, протаскивая героев через галерею декадентских сцен, галлюцинаций и синестетически сплавленных эмоций. Протаскивает, чтобы подвести к финальной точке, где встанет выбор между свободой и сном.

Итог: психоделический реквием по бунтарским идеалам киберпанка и контркультур.

Оценка : 7
«Фрагментация памяти»
–  [ 8 ]  +

miamortu, 08 августа 2015 г. в 19:50

Киберпанк, гротеск и романтизм в своём устаревшем смысле.

Главные герои книги живут в столице планеты Земля. Точнее, в единственном городе, который остался на Земле после войны с пришельцами. Остальная поверхность превратилась в пустыню. Более везучая часть человечества давно живёт на других планетах.

Всё, что есть ценного в Тиа-Сити — всеобъемлющая индустрия вирта, именуемого здесь Средой. Вместо правительств — безымянная Корпорация. Действие разворачивается на окраинах города и, естественно, в сети. Автор уделяет реальности много экранного времени, хотя на всех хоть сколько-нибудь значимых событиях лежит явная тень Среды. Мы видим жизнь дна. Настолько же пёструю, насколько безысходную.

Сектанты, хакеры, охотники за органами, наркоманы, мутанты, геймеры, сдающие свои лбы как места для рекламы, начинённые имплантами отморозки и отморозки, сыгравшие с собственным геномом — это о нас.

Синтетическая еда, синтетическая музыка, жара, влажные голые матрасы, легализованная наркота, ретро клубы для отщепенцев, не признающих Среду, и гигантские андроиды в роли судьи Дредда — это о нашем доме.

Воинственные сейры, чуть не поработившие человечество, похожие на гусениц делирийцы, покупающие рабов, чтобы откладывать в них личинки, и представители различных слабых рас, которых продают на сувениры — это о них. Хотя инопланетникам времени уделено немного.

Все четверо главных героев на свой лад асоциальны, а потому после пары хулиганских акций они быстро переходят к террору. Выход за рамки общества происходит легко, потому что общество Тиа-Сити увядает. Все, кому позволяют финансы, уходят в Среду, исподволь теряя последние крупицы настоящего. Некоторые расстаются даже с целостностью собственной личности — эта крайность вынесена в заглавие романа.

Сюжет «Фрагментации Памяти», начавшийся с двух полукриминальных и по сути бытовых казусов, очень быстро расстаётся с материальными мотивами «как скрыться от мафии» и «как отомстить подставившим нас хакерам». На смену им приходят рефлексия и экзистенциальная тоска, которые задают событиям ещё более дикий темп. Герои втягиваются в карусель вандализма и террора, потому что только так могут оставаться собой и продолжать существовать. Романтик Грайнд, от чьего лица идёт повествование, видит в этом очищение и революцию. Про остальных можно только строить догадки. Так для Гарри как воздух важно постоянно отрицать и насмехаться. Стар, внешне одержимая разрушением, тяготится собой и жаждет прикоснуться к чему-то настоящему — она похожа на Иуду, который забыл куда сунул сребреники и не может найти злосчастное дерево. Ну а Мэду просто мало играть в одинокого рейнджера и считаться лучшим вольным хакером, хотя чёрт его знает, что ему на самом деле нужно.

Характеры персонажей и описание мира автору безусловно удались. С языком хуже — он красочный и образный, но основные акценты ложатся на несколько явно прослеживаемых паттернов, которые от сцены к сцене не подстраиваются под контекст и не эволюционируют. К примеру, автор любит обращать внимание на волосы Стар, какие они растрёпанные и рыжие — вначале это было броской колоритной деталью, но чуть погодя стало просто паразитировать на образе героини, не давая воспринимать её как личность, способную развиваться и открываться с новых сторон, превращая её в константу. Как буква S на футболке супермена.

Но в целом всё равно получилось хорошо. Смачно и зримо.

Пояркова стала на моей памяти второй женщиной, пишущей киберпанк. До неё были инфантильный «Нет Прощения!» и изумительная «Святая Грета» Славнейшевой. От классиков их обеих отличает нарочитая мрачность повествования, акцентирование проблематики взаимоотношений человека и общества (тоталитарного общества, разумеется) и романтизм в своём исконном виде, точно такой же как во «Франкенштейне» Шелли. От современных же авторов-мужчин — пожалуй, умение писать именно киберпанк, а не компьютерные сопли.

Оценка : 8
«Отступник»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 23 мая 2022 г. в 14:09

По моему скромному мнению, которое я никому, разумеется, не собираюсь навязывать, «Отступник» Жанны Поярковой — вещь непростительно недооценённая. Можно, конечно, посчитать, что я пристрастен (я и не отрицаю!), но на трёх сотнях страниц рассказать столь пронзительную историю — это дорогого стоит...

Представьте себе мир, в который провалилась какая-то часть условного европейского средневековья, поэтому «надёжей и опорой» для невольных попаданцев стала Церковь. Обитающий в этом мире народ шуай, списанный с условных «азиатов» реальной истории, предпочитает не воевать, а уступать пришельцам свои территории, что принимается последними за слабость. У всего этого действа есть определённые причины, но Лурд, как именуется людское теократическое государство, не особо этим интересуется, понемногу отжимая территории у аборигенов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что новая реальность дарит некоторым людям сверхсопобности, поэтому Церковь тут же объявляет подобных людей Святыми. По прошествии многих лет Церковь полностью контролирует все сферы жизни, не позволяя задумываться и исследовать, а святые творят чудеса лишь по указу церковного совета. Но чем сильнее давление веры и традиций, тем более яркими и безумными становятся те, кто хотят сломать клетку. На окраинах Лурда начинается бунт, возглавляемый некоей Кари Годар, которая творит чудеса, не считаясь с догматами. Её окружает огромное количество разномастных последователей, от опальных поэтов до непонятых изобретателей, которым тесно под властью Церкви, но что случится, когда на её сторону встанет ещё и инквизитор? Ведь в этом мире подобные ему наделены силой отличать правду от лжи...

Если почитать отзывы на «Отступника» хоть уважаемых лаборантов, хоть на просторах Сети, сразу же бросается в глаза, что читающим банально не хватило объёма. В корне с этим мнением не согласен. Да, я в курсе, что Брендон Сандерсон сделал бы из этой истории 900-страничный том, детально продумав алфавит шуай и принципы магической работы дирижаблей... Да, я представляю, какими душевными терзаниями была бы наполнена эта же история в исполнении Робин Хобб, растянутая тома на три минимум... Да, я понимаю, что от автора-женщины надо было бы ожидать гораздо более детального описания рюшечек на камзоле того или иного героя или героини... Вопрос только в одном: зачем? Ведь Жанна Михайловна смогла рассказать ПРЕКРАСНУЮ историю, уместившись в 300 страниц, да ещё и с учётом того, что в книге есть иллюстрации! Разумеется, при таком объёме многое осталось за кадром, но ощущения того, что тебе, как читателю, чего-то «недодали» лично у меня не возникло ни разу, потому как автор щедро отсыпала и неожиданных поворотов сюжета, и душевных терзаний весьма неоднозначных персонажей, и убедительной психологичности для поступков героев... Да что там говорить — эту книгу не портят даже темы нетрадиционных отношений! Всё настолько уместно вплетено в сюжет, что даже мне, цисгендерному белому шовинисту (так ведь нормальные люди нынче по-научному называются?), придраться не к чему! =)))

И последнее. Книга «Отступник» — тот редкий для меня случай, когда я купил бумажную книгу в серии, которая всегда лежала вне сферы моих интересов. Наткнулся на Неназываемом ресурсе на вот такой комментарий: «Автор специально для этого проекта два года с художником колбасилась, чтобы все было, как надо. Книжка крутая». Разумеется, не смог устоять, о чём не пожалел ни разу! Книжка действительно ОЧЕНЬ крутая, а двадцать шикарных иллюстраций Елены Беспаловой делают «Отступника» вообще уникальным явлением, хотя качество их печати в томике серии «Магия фэнтези» оставляет желать лучшего (в цвете и с вариациями картинки можно посмотреть здесь: http://heresyhub.com/otstupnik-illyustrat...).

Эээх, книгу с этими же иллюстрациями на меловке бы, да на вклейках, да форматом хотя бы 210 на 145 мм...

Подводя итог, остаётся лишь добавить, что «Отступник» получает вполне заслуженные в моей градации 10 баллов, и рекомендацию к прочтению всем, кому по душе по-настоящему неоднозначные герои и ситуации. Жаль, что роман прошёл совершенно незамеченным любителями dark fantasy — судя по некоторым комментариям автора, у истории вполне могло быть продолжение.

Оценка : 10
«Отступник»
–  [ 5 ]  +

wrdo, 21 июля 2017 г. в 12:53

Совершенно не согласен с отзывом MarchingCat. Оценку ставит высокую, но при этом слишком пренебрежительно описывает текст. Подозреваю, что дело в том, что автор — женщина, но на деле написана книга очень сильно. «Отступник» — одна из самых впечатливших книг из тех, что я прочел за последнее время. Это темное фэнтези с привкусом паропанка, рассказывающее о жизни в клетке, о свободе выбора.

Оригинальный магический, но в то же время продвинутый паропанковый мир, со своими изюминками в виде столкновения двух рас, двух идеологий и религий. Причем человечество выступает в роли грубого захватчика, навязывая свою веру в Бога-Отца железным сапогом Святой Инквизиции Лурда. Мир, где владение магией определяет тебя на полюса: ты будешь или святым (рабом Церкви) или еретиком (преследуемый Церковью изгой-смертник). Но даже обычные люди, хоть и завуалированно, но автоматически попадают в эти же полюса, ибо если ты верующий, то должен быть бессловесным рабом Церкви, если же еретик, то ты должен быть мертвым. Мир в котором все вышесказанное уходит на задний план, ибо книга не о этом, а о разрыве шаблонов мировоззрения главных героев, каждый из которых индивидуален, но вместе они представляют обобщенный образ всего человечества и шуай.

Шикарные продуманные и живые персонажи, причем не только главные действующие лица, от имени которых идет повествование (тут их несколько, две разные стороны), но и второстепенные герои типа девы-инквизитора Епифании, четверки Годар или рийат. Причем, что особо восторгает, так это то, что когда читаешь текст , перед глазами постепенно вырисовывается не просто портрет персонажа, а его индивидуальность: характер, эмоции, мысли... Если честно, я настолько тонкой проработки персонажей и их образов еще не встречал ни в одной книге.

Понятно, что при таких характеристиках книги говорить о плохом языке, стилистике изложения или безграмотности не приходится. В этом плане все на высшем уровне, и по стилю изложения «Отступник» мне очень напоминает раннего Пехова, которого я считаю одним из лучших рассказчиков русскоязычной фантастики.

Оценка : 8
«Дети лезвия»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 15 марта 2023 г. в 09:59

Экзотическое русскоязычное тёмное фэнтези.

Демоны-даройя, живущие в Ущелье Раздора. Несколько кланов, каждый со своей специализацией. Интриги, обольщение, манипуляции, убийство. Ступенчатая иерархическая структура кланов. Культ Смерти. Садические ритуалы и обряды, самоистязание. Волей-неволей, демонам приходится сосуществовать с людьми.

Автор упивается, любуется созданным готическим сеттингом. Черные плащи с серебряным кантом, вычурное оружие.

Тизраэль, или просто Ра, лучшая из Детей Лезвий после Адепта. Помимо крутости любого из даройя, ей приданы два её брата-полутени. Подарен сокол с пафосным именем Пепел. Владеет волшебным замком Алый Призрак. И вообще, круче ее только стены Ущелья Раздоров. Кто же сможет помешать такой бой-демонице совершить хоть что-то?

Таинственная записка, произнесенное умирающие название трактира, и вот Ра уже отправилась в квест. И всё это на фоне слома традиций в её клане.

Ещё одна жертва моего нечитуна. Ну не смог я проникнуться похождениями даройя. Напыщенно, старомодно, медленно.

Без меня.

3(ПЛОХО)

Оценка : 3
«Отступник»
–  [ 4 ]  +

MarchingCat, 12 июня 2017 г. в 23:14

В первую очередь вот что скажу. Не спешите лишь хулить роман и бросать чтение после первых глав. Да, до высших баллов книга не дотянет, но гадкий утёнок подрастет и даже преобразится — это я вам обещаю. Теперь подробнее.

Основа сюжета очень интересна (по сути — та же самая, что и в «Ночи шрамов» Кэмпбелла) — относительно небольшой человеческий социум, в нашем случае — несколько малых городов, и его поведение в ином мире. И так же, как и у Кэмпбелла, люди у Поярковой выживание построили на религии, видоизменив Католицизм под текущую ситуацию. Но интригу и развитие Пояркова взяла иную. Не противостояние с местными, а внутренний бунт. Нежелание части людей жить под церковными догматами.

Но при этом называть роман Поярковой антирелигиозным я бы не спешил. Тут много нюансов. Назову лишь пару, особо крупных.

Во-первых, мы имеем бунт против Церкви не вообще, а в данных конкретных условиях. Когда Церковь тормозит прогресс, держит всех в чёрном теле и так далее. То есть — диктатура. А это всегда вызывает бунты, просто в данном случае — диктатура церковная и бунт получился против церкви.

А во-вторых, вспомните, что религия — суть идея, цементирующая социум. Равно как Патриотизм, например. Или иная главенствующая идеология. И представить, что в мире, представленном в романе, такой идеи, например религии, бы не было... Большие шансы что люди просто исчезли бы. Ассимилировались среди аборигенов да и всё. Церковь сохранила людей как общность, как вид в этом мире. Другое дело, что с жаждой власти церковники перегнули палку — ну и получили то что получили. Это бы случилось рано или поздно.

Я к тому, что это не антирилигиозный роман в принципе, а лишь в данной конкретной ситуации.

Итак, сюжет да, интересный. Не оригинальный, но и не избитый. Мрачная тональность импонирует. Хватает всяких разных прописных истин, поданных и сюжетно и словами персонажей, по типу «не лезь со своим уставом в чужой монастырь», о непротивлении злу насилием и многое другое.

Крупный недостаток один. Роман автор не вытянула. А вот в чём это выражается — много.

В романе очень много персонажей, намеченных как яркие. Но раскрыть автору удалось, по-моему, лишь Короля-Терновника. Действительно, яркий образ. Ещё есть три-четыре пероснажа, в которых просто веришь. Тут и посол, и падший инквизитор, и главная загадка — глава бунтарей Кари Годар. Их образы обозначены, притом реалистично... но глубины нет. Все же остальные — просто тени.

Антураж так же слаб. Например, описание городов таково, что представить их себе нереально. Ляпы ещё всякие. Пороховые пушки на дирижаблях (которые ясно показаны такими же пожаро- и взрывоопасными, как и были в реальной жизни). Недосказанностей море — вот говорит автор, что «лагерь сожгли» с дирижаблей. А как?? Пушками, стреляющими ядрами, что-то сжечь ещё никому не удавалось. И прочее и прочее и прочее.

Ну и то, что мне больше всего не понравилось. Авторский язык. Я вот ничего не знаю про Жанну Пояркову, но не удивлюсь, если она журналист. Ибо роман написан не языком художественного произведения, не языком романистики. Это язык журнальной статьи, в лучшем случае. А то и язык отчёта, краткого пересказа каких-то событий (это я вежливо ухожу от формулировки «чуть лучше чем школьное сочинение отличника на тему «как я провёл это»). Автор дала нам, читателям, перечисление фактов и событий. Глубины в романе нет ни в чём. Ни в образах персонажей, ни в описаниях, ни в мотивациях, ни в интригах. Ни в чём. Всё очень интересно в романе, но рассказано на скорую руку.

И снова о хорошем. Это рассказанное на скорую руку вполне — цепляет. Главное — не бросить чтение в самом начале. И тогда вас ждут совершенно необычные, действительно непредсказуемые, сюжетные повороты и трансформации судеб и образов ключевых персонажей и столь же слабопредсказуемый финал (настолько не предсказуемый, что становится впору задуматься, а о чём же именно и про кого именно был этот роман). И в результате совершенно не жалеешь о потраченном времени.

Да и вообще, таких вот, мрачноватых, произведений очень уж мало.

Оценка : 7
«Гроза пустошей»
–  [ 3 ]  +

olmi, 27 января 2024 г. в 23:56

Что такое «Гроза пустошей»? Это сказка. Сказка о постапокалиптическом мире с отчетливым флером Дикого Запада. Сказка про трех героев, отправившихся в логово местного царька, чтобы выкрасть артефакт для соседнего царька, и то, что было дальше. Там, правда, кучу народу положили в процессе: стрельба, кровь, горелые трупы...

И это сказка? Несомненно. Потому что «наши», несмотря на все перипетии, живы. Потому что никто никого не предал и даже не трахнул. Потому что в жутковатом сеттинге постапа вдруг всплывает такая тема, как дружба. И вдруг оказывается важной такая вещь, как забота. А с совершенно чуждым страшноватым разумом, самопроизвольно возникшем в этом сумасшедшем мире, вдруг удалось договориться. Там даже поэзия играет важную роль в сюжете, представляете!

А еще этот мир красочный, яркий и какой-то по-особенному цельный, такой умеют создавать по-настоящему талантливые писатели. А какие там роскошные монстры! А какие яркие характеры! Пусть они чуть более архетипичны, чем положено живым людям, но говорю же вам — это сказка.

А еще там хороший конец. Это ж какой невероятной смелостью надо обладать в 2024 году, чтобы на фоне существующих литературных трендов писать сказку, да еще с хорошим концом. Видно, как нервничал автор, выкладывая эту историю на суд взыскательной публики, по совершенно неуместному слову «дурашливый», открывающему аннотацию к этой книге. Такое обесценивание — совершенно лишнее. Сказка — это не глупо. Это красиво, волшебно и жизнеутверждающе. Слава храбрецам, которые осмеливаются писать сказки!

Оценка : 9
«Дети лезвия»
–  [ 3 ]  +

i_am_sansanich, 18 октября 2021 г. в 13:46

Поддался на заманчивое позиционирование «Детей лезвия» с нестандартной литературой. В итоге оказалось, что оригинальность произведения свелась к попытке автора ловить рыбу (т.е. читателя) на пустые крючки.

Слом стереотипов, как цель автора, выглядит здесь, мягко говоря, странно и скорее наводит на мысли об обмане читателя. Скажите пожалуйста, зачем вывешивать ржавые ружья (записка, не ставшая ключом от Лабиринта), неспособные выстрелить в финале, после чего давить их роялями с лицами всевозможных Владык Хаосов или Теней? Зачем превращать кровожадного героя в Мэри Сью? А зАмки, возвращающие за ночь потерянное здоровье, в «щучье веление».

Неужели персонажи неспособные мыслить и выходить за рамки Долга могут придать произведению красок и вызвать интерес у читателя? Сама автор называет своих любимцев садомазосамураями. К сожалению, могу согласится лишь с двумя третями такого определения. Поскольку садо и мазо здесь в изобилии, а вот, самураев они напоминают лишь отдалённо.

С сеттингом вообще прикол получается. На двухсотой странице начинаешь понимать, что где-то уже всё это видел. В итоге, как простел в позвоночнике, всплывают образы старого-доброго мультфильма «Тайна Страны Земляники». С такими же, только чуть более милыми, «кланами» — подлиз, хвастунов, ябед и хулиганов. Имея хоть каплю фантазии, без труда можно провести аналогии. Я не говорю, что автор использовала эти материалы, просто забавное совпадение. В итоге, как и герои мульта — Лариска и Дениска утверждают, что представителей этой страны никто не любит, так и я не верю в жизнеспособность Ущелья Раздоров. Что кстати, не отрицает и сама автор, заканчивая повествование всеобщей разрухой.

Одним из немногих достойных, на мой взгляд, моментов, стали отношения между демоном и человеком. В полунамёках автора и в желании читателя это видеть, какая-то искра между ними всё же проскакивает. И «способность» автора оставить человека, ходящего по лезвию, в живых, скорее, похвальна. В этом моменте скрывается основная коллизия романа, поскольку, отношения между красавицей и чудовищем (или наоборот) больше штамп, чем отход от стандартов, а так же доказательство того, что создание чего-то достойного не всегда идёт через слом об колено устоявшегося.

Оценка : 6
«Демон пустоты»
–  [ 3 ]  +

vrochek, 20 марта 2019 г. в 00:01

Дочитал пару дней назад. И хожу, в голове прокручиваю прочитанное.

Мор (она же Жанна) — темный талант. Это несомненно. Когда-то я читал ее роман «Дети лезвия». Это был странный, болезненный, мрачный, кровавый, жестокий и очень стильный роман.

А теперь сборник рассказов.

Очень стильно. Очень темно и стильно.

Но все же есть ощущение, что многие (да почти все, за редким исключением) рассказы стоило бы превратить в среднюю/романную форму. Или хотя бы в новеллу или полноценный комикс/мангу.

Часто рассказ — словно серия аниме, взятая из середины сезона.

Вообще, интересный эффект: мне почти все рассказы виделись как стильное жестокое атмосферное многосерийное аниме.

Кроме пары рассказов — которые скорее южнокорейские фильмы в духе Пак Чхан Ук («Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть», «Служанка»). Та же «Красота». Кстати, один из лучших рассказов сборника.

Но продолжу про форму. Например, «Рваным ранам» не хватает объема даже до рассказа. Вот это жаль. Отличная задумка, резко, но четко намеченные герои, конфликт, атмосфера, кадры — но это всего лишь кусочек, отрубленный взмахом меча фрагмент полноценной длинной истории.

Общее ощущение от сборника — темнота, печаль, жестокость, увядание и красота. И отражение окровавленного самурайского меча (хотя нет, скорее меча в руке кислотного якудзы) в осенних лужах...

Слабее всего показался как раз заглавный рассказ про поэта, что держит город стихами. Слишком общий, что ли. Даже я бы сказал, попсовый... И еще была пара рассказов, который мне не совсем понравились. Причем почти все они идут в самом начале сборника.

А были совершенно отличные и по-хорошему оригинальные и странные. Например, «Сатори», «Красота», «Бритва моей матери», «Безупречный Гьоль», «Убить Рэйвен». «Демон пустоты» давший название сборнику — по мне, скорее затравка (а может, и пролог) большой истории. Мне очень понравилась идея, но мне было мало написанного. Это точно. Словно набросок.

Вообще, интересное ощущение, что у всех героев сборника, даже мелькнувших всего на пять секунд, есть своя история и четкая мотивация, свой характер... Но особенность в том, что мы эту мотивацию не знаем (и скорее всего, никогда не узнаем). Но мы можем догадываться. Потому что она совершенно точно есть.

Мор, как автор, не проговаривает мотивацию напрямую, словами, монологами, а подбрасывает детали, настроение, образы, — а читатель должен принять эту игру, это условие. И это честно и правильно, я считаю.

В общем, рекомендую.

Оценка : 8
«Фрагментация памяти»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 14 октября 2017 г. в 09:10

Сперва захотелось сказать, что это, по сути своей, не столько киберпанк, сколько социальная фантастика. Но вспомнились огрехи и понимаю, что это, всё же — киберпанк. И тогда подумалось вот о чём... Не встречал я в критике деления киберпанка на поджанры. Тем не менее, он разный. Есть киберпанк Стерлинга, Кэдигана, Гибсона, который я в себя запихивал силком, а есть киберпанк Лукьяненко (Лабиринт отражений) и Васильева (Горячий старт), которые мне не просто понравились, а даже — полюбил. Не берусь судить, что это — чисто авторский язык, русское видение киберпанка (где главное люди, а не машины) или ещё что. Но — факт. Вот и роман Поярковой для меня — из второй группы. Настолько наше, моё, что даже рука дрогнула киберпанком назвать. Книга, насыщенная киберпанком, но, тем не менее, книга о людях и реальности будущего.

Но без странных огрехов в романе не обошлось. Причём, настолько явных и странных, что бОльшую часть из них, вероятно, автор сделала умышленно и не посчитала огрехами. Для примера — возраст персонажей. О нём можно только догадываться по косвенным признакам, читая о том, какой возраст и характеристики герои дают «эпизодистам». Или вот, межличностные отношения в команде. Три парня и девушка. Причём, два парня и девушка сплошь и рядом ведут совместное проживание, указаний кто кого желает и влюбляется — выше крыши, при том под стимуляторами всяческими находятся, жизнь ведут ярче некуда... но при этом о постели — ни слова. Поверьте дело не в том, что лично мне хотелось описаний постельных сцен (вот у многих авторов киберпанка их нет — ну и чудесно). Дело в том, что в имеющемся виде, создаётся ощущение незавершённости образов и ситуаций, стилистическая и фактологическая незавершённость. Банально — странно.

Акции персонажей вопросы вызывают. Ну, с KIDS-то понятно. Мотивация налицо. С рейтингом уже более притянуто за уши, но понять можно, учитывая личность пострадавшей. А вот

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
штурм психушки форменное недоумения вызывает. Откуда у описанных нам лиц опыт обращения с оружием? Откуда у них вообще должная физическая подготовка? У поданных нам типажей и мыслей не должно было возникать о физических силовых акциях. Не ходят на реальный штурм зданий, с винтовками в руках, те, кто за клавиатурой хулиганит, пуская «ускорители» по венам.

И к антуражу вопросы неслабые.

У автора что, один город на всей планете? Да каким образом он мог организоваться (учитывая исключительно привозное питание) чтобы с населением и развитым бизнесом таких масштабов? Случайно уцелевший в войне? Вот вообще всю планету сожгли, да так, что ничего живого не растёт, а один город-миллионник забыли/промахнулись? Вот лишь немного задуматься об описанном автором — и фигня какая-то получается... Некий город сам по себе с шикарной виртуальной Средой, заменяющей реальность. Вот только тут, в одном городе. А у всех остальных людей, ныне проживающих за пределами Земли, этой самой Среды нет? Подключить забыли, наверное. И не надо кивать на расстояния и скорость связи. К финалу романа появляется персонаж, эдакий змей-искуситель, так он как раз с другой планеты в Среду вошёл и переговоры вёл. У него одного, из всего человечества за пределами Земли, есть выход в сеть?

Кто-то, конечно, скажет, что я придираюсь. Что роман не о том, и всё такое прочее. Да, роман не о том. Но, по мне, странности уж слишком явные, прямо целые дыры в антураже.

Ну, хватит критики. Просто не мог не высказаться о том, что вызвало серьёзные недоумения. Но в целом — остались очень приятные впечатления от книги. Впечатления как от штучной работе, а не коммерческой поделке. Самобытный роман с атмосферой, как очень точно и красиво сказал beskarss78, пусть и по поводу другой книги жанра: «киберпанк как жанр о приближении к антиутопии, о нисхождении в ад».

Оценка : 7
«Дети лезвия»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 16 июня 2017 г. в 01:13

На мой скромный взгляд, незаслуженно обделённое читательским вниманием произведение.

Да, написано, с виду, простенько. Но в заданном автором стиле и ритме — почти идеально. То, чего нехватило бы другому произведению — тут и не нужно. Причём, за примерами даже далеко ходить не надо. В этом году вышла новая книга Поярковой, «Отступник», где Жанна попыталась придать произведению философской глубины. Не шибко получилось и это бросается в глаза читателям и роман выглядит слабее, чем вот эти «Дети лезвия», написанный на десяток лет ранее. Да, «Дети лезвия» по смысловой нагрузке много проще. Но не имея претензий — берут стилем. Роман, в котором простота слога пошла на пользу произведению.

Скупо, всё по делу, кроваво-цинично. Ни одного положительного героя. Буднично, по колено в крови, тупо к цели. Если что хорошее и получается сделать, например, между делом предотвратить геноцид, то лишь как побочный эффект достижения личных целей.

Результаты боёвок столь кровавы, что я даже по свежему, повторному прочтению романа, не могу сходу сообразить — а хороша ли боёвка сама по себе, технична ли описанием. Впрочем, тут персонажи сплошь и рядом такое оружие используют, что, как ни описывай, я всё-равно не пойму насколько реалистично это описание. ))

Простой, но крепкий роман.

А я в очередной раз пожалел, что эта книжная серия умерла подарив нам всего три книги — две Остапенко и одну Поярковой. Возможно, эти книги слегка опередили если и не своё время, то читательскую моду точно. Ибо ярковыраженного влечения к тёмному фэнтези в 2006 году ещё не было. Тогда все, дай бог памяти, по гламурным вампирам убивались.

Оценка : 8
«Отступник»
–  [ 2 ]  +

mak-grou, 21 октября 2021 г. в 00:38

К сожалению, этот небольшой роман Жанны Поярковой оказался не столь увлекательным, как недавно прочитанные её же «Дети Лезвия» и особого впечатления на меня не произвёл. И дело здесь не только в том, что долгое время не ощущается центральный стержень, идея романа (как например, Путь в «Детях Лезвия»), и не в куче сюжетных недомолвок и непроработанности истории, из-за чего 2/3 книги мозаика мира вообще не складывается в одну картину. Кстати, сам мир, как и в «Детях лезвия» опять получился очень маленьким — автор ограничилась одним-двумя городами и горной цепью неподалёку.

Проблема ещё в сухом языке и некоторой отстранённости: повествование ведётся попеременно то от первого лица, то от третьего и при этом разницы не чувствуется никакой – что так, что эдак – скучно, пресно и неинтересно, с полным отсутствием юмора. Ну и самый главный минус – обрубленная концовка там, где по идее, всё интересное только должно было начаться. Но судя по всему, автор как раз на этом месте выдохлась и продолжения не предвидится... Мне это сразу напомнило когда-то читанную Акунинскую «Фантастику» — там тоже, как только началось всё самое интересное (и собственно, фантастичное), так роман и закончился.

В общем, будь объём «Отступника» раза в два толще, история проработаннее, а приключения персонажей поинтереснее — ещё бы был шанс понравиться. Но увы, что есть, то есть.

Моя оценка 5 из 10. Не плохо, но и не хорошо — посредственно. Не прочитав, ничего не потеряете.

P.S.: Значительно расширенная версия этого отзыва с сюжетными подробностями и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь:https://fantlab.ru/blogarticle74720

Оценка : 5
«Дети лезвия»
–  [ 2 ]  +

mak-grou, 11 октября 2021 г. в 21:16

Когда-то давным-давно могущественные Серые Боги этого мира экспериментировали с созданием новых рас, в результате чего появились чудовищные создания, объединившиеся в 3 клана: Чарующие, Дети Лезвия и Лорды Лжи. Хотя они и выглядят как люди, но таковыми себя не считают.

Сам мир состоит из глубокого ущелья, где и селятся эти создания, а также городка людей неподалёку.

Главная героиня – девушка Тизраэль, или Ра, представитель клана Детей Лезвия и настоящая машина для убийств, созданная для одной цели – красиво убивать. В клане существует куча норм, заповедей и обрядов, которые направлены на поощрение и восхваление смертоубийств, имеется даже специальный Алфавит, с помощью которого кровью жертв в момент убийства выписывают ритуальные послания богине смерти.

Представители других кланов не менее опасны, но главные цели у них несколько иные – Чарующие предпочитают наслаждения тела во всех его проявлениях, а Лорды Лжи достигли совершенства в обмане, лицемерии и интригах. И все эти 3 клана более-менее мирно, хоть и довольно обособленно, сосуществуют на дне огромного ущелья, куда простым людям ход заказан. Почему же городок людей, прилепившийся на выходе из ущелья, до сих пор не разрушен? Очень просто – люди это ценный расходный материал для представителей кланов, который надо потреблять дозированно, хотя сами люди уверены, что их защищают разнообразные божества, коим они понастроили кучу храмов. А ещё с чудовищами можно вести дела, например, заказать чьё-либо убийство...

Повествование начинается с того, что в замок нашей героини проник некто посторонний, чего просто не могло случиться, да ещё и так же бесследно пропал, оставив некую записку на непонятном языке. А затем от чудовищного взрыва рушится соседний замок — это значит, кто-то убил его обитателя. Надо сказать, что каждый представитель Детей лезвия живёт обособленно, в самостоятельно выстроенном с помощью магии замке и в случае своей гибели его замок взрывается, красиво разлетаясь на осколки...

В целом, вся книга представляет собой Путь главной героини по ущелью в поисках ответа на вопросы: что в записке, кто посмел, и соответственно, мстя моя будет максимально кровавой. И если вам нравятся такие сюжеты – про Путь с большой буквы, то вам сюда.

В процессе Пути к девушке присоединится обычный человек — некий пьяница по имени Рик, которого она вместо того, чтобы по привычке порешить, зачем-то потащит с собой.

В целом, «Дети Лезвия» — книга хорошая, с законченным сюжетом, но вот чего мне не хватило в ней – так это живости и ярких красок. Такое ощущение, что немногочисленные персонажи и декорации, будто в компьютерной игре, оживают с приходом действующих лиц, и тут же застывают после их ухода. Да и сам мир довольно пустой. При этом всё серо, мрачно и безнадёжно, с кучей кровавых и жестоких убийств почём зря.

Ещё один минус – некая неправдоподобность поведения персонажей, а именно — их наплевательское отношение к смерти, хотя живут один раз... Даже в описании боёвки далеко не всегда понятно, как именно происходит тот или иной смертельный приём, особенно, если он осуществляется не традиционно руками, ногами и колюще-режущими предметами (к слову, Ра в совершенстве владеет парой остро отточенных серпов), а с помощью силы мысли или некоего духовного воздействия.

Ощущения на протяжении всей книги – будто читаю затянувшееся вступление, затравочку и вот-вот начнётся самая соль, но надеждам не суждено было сбыться. Да, есть некая кульминация, финальный махач, но лично мне не хватило. Даже наметившаяся любовная линия так ни во что и не вылилась…

Моя оценка 7 из 10. Хорошее произведение, но на один раз. Однако автор сумела заинтересовать, поэтому взялся за её следующее произведение – небольшой роман «Отступник», увидевший свет спустя 11 лет после «Детей Лезвия».

P.S.: расширенная версия этого отзыва и другие обхоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/blogarticle74603

Оценка : 7
«Кодекс»
–  [ 2 ]  +

MarchingCat, 28 мая 2018 г. в 23:20

Повесть о тех, кто бросает вызов законам и морали общества, в котором живут. Идиотизм молодости во всей красе. Тупо желание выделиться под прикрытием революционных лозунгов. Протест ради протеста. Отстаивание идей, суть которых которых сами же и не понимают. Юношеский максимализм без тормозов.

Да-да, автор изнутри рассказывает о ребятах по типу участников группы «Пусси Райот», вандальничавших в церкви. Рассказ от лица участника подобной группы. Книга очень напоминает нон-фикшен, но не могу судить насколько велик в ней процент документалистики.

Так и хочется подойти к кому-нибудь из них, приобнять за плечи, и участливо спросить: «Как же вы живёте, без мозгов-то?». Но читаю повесть и понимаю — плохо живут. Особенно, когда переходят грань, отделяющую мелкое хулиганство от вандализма и экстримизма.

Но что повесть очень интересна и познавательная — это бесспорно. Как фактажем, так и типажами персонажей. Отменные эрудиция, начитанность и насмотренность автора придают произведению квазиубедительность, отдельный плюсик.

Очень хорошо написано. Понимаю, почему повесть была в шорт-листе премии «Дебют».

Оценка : 9
«Отступник»
–  [ 0 ]  +

Russofana, 29 ноября 2017 г. в 05:49

Для меня эта повесть оказалась слабоватой. Ну, то есть как... В последнее время я увлекаюсь более динамичной литературой, историями, в которых в разы больше так называемой «движухи», чем представлено здесь. Это ни в коем случае не значит, что роман плох, нет, просто... При выборе этой книги имейте ввиду, что тут больше всего именно _повествования_

Оценка : 7


⇑ Наверх