Алексей Головенков отзывы

Все отзывы на произведения Алексея Головенкова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Метро 2033: Крысиный король»
–  [ 1 ]  +

Dobkachleo, 04 мая 2021 г. в 21:57

«Время диггеров»

Рецензия на «Метро 2033: Крысиный король» Алексея Головенкова

Петербургская сверхсюжетная линия — лучшее, что случалось во «Вселенной Метро». Безусловная заслуга в этом, конечно, принадлежит Шимуну Врочеку, автору самого успешного долгоиграющего цикла серии «Питер. Подземный блюз». Ещё до выхода «Питера. Война» авторы много лет подготавливали почву к Веганской войне — кровавому столкновению Империи Веган и Приморского Альянса. Спустя четыре года эта тема всё также не отпускает творческие души поклонников, и «Крысиный король» — ещё один кирпичик в питерскую арку.

Алексей Головенков дебютировал в серии с рассказом про Москву, а вот роман посвятил своему родному городу. Санкт-Петербург не так сильно исхожен авторами, как Москва, но даже при имеющихся произведениях о Северной столице новенькому трудно вписать свою историю так, чтобы не перечеркнуть все другие события. Поэтому действие «Крысиного короля» разворачивается в апреле 2033 года: спустя несколько месяцев после отъезда персонажей «Путевых знаков» из города, параллельно роману-путешествию «Код зверя» и за месяц до «Питера», где всё и завертелось, а также «Третьей силы».

Несмотря на отсутствие явных отсылок к вышеупомянутому «Коду зверя», его с «Крысиным королём» роднит ощущение надвигающейся войны. И если в романе Киры Иларионовой раскрывать эту тему было некогда и висел вопрос, с чего встреченный северянами петербуржец вообще убеждён в грядущем кровопролитии, то «Крысиный король» неожиданно для себя отвечает на этот вопрос.

Подготовке к Веганской войне, по большому счёту, и посвящён роман. Мы узнаём о ещё одном союзе Империи Веган, об их очередных коварных планах на Большое метро и том, как на это реагируют простые люди. В центре сюжета оказываются самые обычные дозорные станции Выборгская Леонид по прозвищу Чита и Николай «Штык» Штыков. Ну хорошо, немного лукавлю, есть ещё аж целая дочь коменданта всё той же Выборгской, Кристина, но будем честны: как персонаж, она всего лишь на вторых ролях.

Персонажей, носящих то же имя, что и я, так уж сложилось, я заранее ненавижу, кем бы они ни были. Однако попробую быть объективным и сосредоточусь на чертах Читы без оглядки на его настоящее имя. Должен признать, главный герой из него получился довольно любопытный. С одной стороны, перед нами книжный ребёнок, а заодно и дитя подземелья, не особо смыслящее в жизни До. С другой же стороны, невинность и наивность, которые обычно присущи «книжным детям», не про Читу. Когда надо, он способен принимать жёсткие решения и действовать сообразно им. Правда, когда нет причин, чтобы переключатель в его голове щёлкал, герой ведёт себя весьма тихо. Но этот контраст автору удалось передать так аккуратно, что не создаётся ощущения, будто перед нами два разных персонажа. Подобного уровня целостность образа не каждому даётся.

Друг Читы, Штык, гораздо более стандартный персонаж, главное для которого — ярость в хорошем смысле, что толкает его вперёд. Он не хватает звёзд с неба и не претендует на лавры всеобщего спасителя метро, хотя некоторое время пытается стать полезным для подземки, чьё общество катится в пучину войны.

Оба героя покидают насиженные места, гонимые оттуда врагом в лице офицера Империи Веган, и вынуждены стать диггерами. Тут-то мы и сталкиваемся с одной из центральных тем романа. Алексей настолько ревностно пишет об особенностях работы диггером, что в голове сами собой вспыхивают две мало связанные между собой мысли: 1) автор подошёл к этой теме даже серьёзнее, чем включивший этот термин в канон Шимун Врочек; 2) сложилось впечатление, что Головенков и сам промышлял когда-то диггерством (настоящим, с исследованием подземелий, а не отравленной радиацией поверхности), столь живо он об этом пишет.

Другая тема вынесена в заглавие и отражает взгляд автора и его героев на устройство подземного общества. При этом Крысиный король как социальное явление играет роль движущей сюжет силы, о нём вспоминают в самых важных по композиции эпизодах. Весьма интересный взгляд, да ещё и подано с двойным, если не тройным, дном, а не в лоб. И думается мне, что приведённое в романе сравнение применимо не только к постъядерному Санкт-Петербургу, но и к реальному миру.

Что же мы имеем в итоге? Весьма неплохо написанный текст, цельных персонажей, убедительную предысторию Веганской войны, качественный (на мой неискушённый вкус) экшен и аккуратное, последовательное раскрытие поднятых в романе тем. «Крысиный король» по праву занимает своё место во «Вселенной Метро 2033» вообще и в питерской арке в частности.

Оценка : 8
«Мозгоправ»
–  [ 1 ]  +

Dobkachleo, 15 декабря 2019 г. в 12:36

«Дракон»

Мини-рецензия на «Мозгоправа» Алексея Головенкова

После небольшого путешествия в Северную и Южную столицы России мы возвращаемся в старую недобрую Москву. Сам автор из Санкт-Петербурга, но почему-то всё же избрал хоженые-перехоженные тоннели старейшей на постсоветском пространстве подземки. Понять, о какой станции речь идёт на самом деле, у меня так и не вышло, хотя в тексте упоминается Рижская.

Рассказ отличает от других использование одного из давних приколов современной русской литературы — вечно убиваемого Юрия Семецкого. На сей раз предложена весьма оригинальная версия его судьбы, и на фоне остальных… э-э-э… пяти?.. Юриев Семецких, что уже нашли себе место в мире Метро, он не затеряется.

Концепция монстра в тоннеле подана так, что рассказ можно отнести, несмотря на отсутствие шуточек, к плутовской фантастике. А линия с противостоянием Виктора и Юрия чем-то напомнила мне «Каждому своё» Сергея Тармашева (что иронично, в конце «Мозгоправа» эта универсальная фраза повторяется дважды). Короче говоря, находок ещё один новичок в рамках «Вселенной» (а, по-моему, и в печатной фантастике вообще) внёс в повествование много и закрепил неплохим языком. Старт дан, желаю автору удачи!

Оценка : 8


⇑ Наверх