Роберт Силверберг отзывы

Все отзывы на произведения Роберта Силверберга (Robert Silverberg)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1282

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+24)»»

«Валентин Понтифик»
–  [ 11 ]  +

AlisterOrm, 14 января 2013 г. в 21:52

«Замок лорда Валентина» был сказкой — достаточно простой, интересной, не без морали и смысла — но — сказкой-фэнтези. Свергнутый коронал Валентин стремится захватить свой трон обратно — что может быть проще? Чудные описания ландшафтов, герои-соратники со своими тараканами в голове, торжество справедливости — всё прекрасно. «Хроники...» продолжение любования миром. Однако последний роман трилогии нужно сделать всё-таки совсем другим. Каким? Мир мы уже видели в достатке, на окружение Валентина налюбовались... Нужно писать серьёзнее.

И Силверберг нашёл тему. Кто такой Валентин по сути? Он — фактически святой, пацифист до мозга костей, ненавидящий насилие, и во всех пытающийся найти хоть толику добра. И как такой человек может управлять? А если вдруг — война?

Силверберг дал Валентину такую войну. И прописал в романе такую вещь — чтобы победить в войне, понадобился именно такой несколько блаженный пацифист, который малой кровью избавил мир от безумного вождя метаморфов Фараата. Другой правитель утопил бы метаморфов в крови, вырезал бы мятежников миллионами — но Валентин этого не делал. Пилиплок пал без единого выстрела, фальшивые короналы склоняли голову перед новым Понтификом... И всё дело — в его внутреннем величии (ну, ладно, с примесью колдовства). На войну Валентин ответил миром — и победил. Согласитесь, необычная постановка вопроса?

А Валентину писатель противопоставил несколько схематичного, но вполне показательного Фараата. Этот революционер не имел в себе ничего, кроме ненависти, жил ею и питался, а когда её убрали — просто умер. Кроме неё ничего не было. Вывод: ненависти нельзя противопоставлять ненависть, можно победить только с миром в сердце.

Роман вышел интересным. Маджипура здесь значительно бледнее, чем в предыдущих двух романах, зато смысла — заметно больше.

Оценка : 8
«Замок лорда Валентина»
–  [ 11 ]  +

AlisterOrm, 05 января 2013 г. в 23:12

А что, Силверберг создал весьма и весьма забавную и поучительную сказку. Именно что — сказку, про короля, свергнутого с престола, про его потерянную память, скитания и новых друзей... Красиво, романтично, чем-то напоминает зачин «Амбера». Однако прозведение Силверберга всё-таки более... тёплое, что-ли, возможно, потому, что Валентин-корональ — вовсе не полубог Корвин, а вполне земной, светлый и добрый человек, не особенно желающий для себя бремени власти.

Сам по себе мир Маджипуры, конечно, впечатляет, так же как и буйная фантазия её творца. Не будем придираться к некоторым мелочам, спрашивать, почему такая гигантская планета не имеет соответствующего тяготения, и каким образом невероятно высокую Замковую Гору выдерживает кора, в конце концов, автор волен в своём мире делать всё, что угодно. Мир Маджипуры больше напоминает одно большое яркое костюмированное представление — множество разумных рас, чудные обычаи, ландшафты, гигантские просторы — вообще, слово «огромный» для Маджипуры подходит превосходно. Для создания декорация автор не пожалел ничего — хотите реку в несколько десятков километров шириной? Да пожалуйста! Желаете замок на вершине горы, упирающейся в стратосферу? И это будет! Но для чего этот волшебный, по натоящему фантастический мир?

Валентин сначала и вправду вызывает ассоциации с Корвином. Однако Корвин в своём изначальном посыле всё-же несколько театрален, а Валентин — нет. Он открыт и честен перед всеми, плохо знает жизнь обычных людей и просто жаден до приключений и странствий. Но к нему постепенно возвращается память, и наш герой становится перед выбором: либо вести вольную, опасную но романтичную жизнь странствующего жонглёра, либо вернуться на Гору и взвалить на свои плечи бремя правления Маджипурой... Валентин выбрал второе, ведь сама судьба делает его Короналом.

Между тем Силверберг задаёт неплохие вопросы. Один из них — о природе власти. Двойная ненаследственная монархия? Интересная штука, особенно если учесть, что это уже проходили, а власть на Маджипуре держиться уже 8 тысячелетий. С одной стороны, мы видим огромный штат чиновников Лабиринта, который нам позволяет дать некоторое представление о размахе управленческой системы этого мира. С другой стороны, в полной мере ощущаем его хрупкость — ведь Валентин взял власть очень легко. А если бы он был ложным короналом, поддерживаемым народом? Вот так вот, хрупка власть имущих, куда как хрупка.

Вот такая вот сказка. О власти, о том, зачем она нам нужна, и как важно сохранять баланс в обществе. Полноте, да сказка ли это? Может, почитаем между строк?

Оценка : 8
«Папа и шимпанзе»
–  [ 11 ]  +

aiva79, 02 сентября 2012 г. в 10:46

Ндааааааа....! «Папа и шимпанзе» — это рассказ, за который Р. Силверберга можно сжечь на костре религиозным фанатикам, а современным идеологам и политикам саму книгу считать настольной.

    Действительно, как заметили предыдущие ораторы, рассказ именно о том, как ошибка, как неверное истолкование событий и явлений, может привести к зарождению культа, религии, идеологии. Как «ошибка» лидера толпы может изменить ход, направление развития общества.

    В рассказе, как и в жизни, наиболее мыслящие, развитые и харизматичные индивидумы увлекаются некоторой идеей, которая их полностью захватывает. Роль вожаков всегда заключается в создании веры. Не важно какой — религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. И тут наглядно показывается как масса, толпа не имеющая ясных представлений за пределами своей специальности, увлекаются вслед за лидерами новым и неизвестным ранее. В толпе индивиды «заражают» друг друга своими чувствами, мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, «засыпает» сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия...

     В общем рассказ запоминающийся и дающий пищу для размышлений.

Оценка : 10
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 11 ]  +

Evil Writer, 10 июня 2012 г. в 21:07

Не без любопытный рассказ Роберта Силверберга, к которому я впервые прикоснулся как к автору, ранее у данного плодовитого человека научной-фантастики к творчеству не прикасался и слышал лишь из чужих уст, журнала «Мир Фантастики». Сегодняшним днем, я познакомился с новым автором и его творением, что же на плаху господа? Абсолютно небольшой рассказ о возможных концах света с разных точек зрения, в большей степени труд Силверберга представляет собой большой диалог между участниками рассказа как они наблюдали конец света.

Трактовок несколько штук, воспринимать читатель может их как хочет, потому что автор описал все без мелких подробностей дав схематичные образы, разрешая читателю дорисовать картину происходящего. По сути рассказ не ослабляет интерес к теме апокалипсиса и задает вопрос: каким же будет, этот сногшибательный все убивающий апокалипсис.

Рассказ не зря занимает первое место в сборнике, он как отправная точка вариант там, вариант здесь, дает пищу небольшую размышлений о литературе апокалипсиса и каким он будет. Так как рассказ написан в седом 1972 году, он смотрится до сих пор свежо и актуально.

Как короткая отправная точка для антологии 2012 года «Апокалиптическая фантастика», рассказ подходит идеально.

«Вот сокровище…»
–  [ 11 ]  +

Вафтруднир, 07 февраля 2011 г. в 11:46

Рассказ, любопытный еще и тем, что сюжет здесь столь явно не соответствует научно-фантастическому (хотя, конечно, в большей степени космооперному) антуражу, что это вызывает даже легкий дискомфорт, порождая множество вопросов к логике мира и стереотипности мышления искателей сокровищ, которые даже не попытались изъять оные сокровища без викторины на выживание с хранителем (вариантов навскидку превеликое множество — от орбитального точечного удара по роботу до подсылки к нему дистанционно управляемого робота же-андроида, дабы не рисковать человеческой жизнью).

Сама история так и напрашивается на перекраску в колорит сказки (там страж пещеры с сокровищем — персонаж нередкий), что сняло бы все усмешки о неправдоподобии в рамках предложенного мира. Ну, посчитаем, что автор следовал тогдашней литературной «космической» магистрали и простим.

При всем этом, хотя концовка рассказа и вполне ожидаема, приятного впечатления она не портит — перед нами, разумеется, не бесценное сокровище из хранилища металлического стража, а радующий глаз самоцвет простой, но изящной притчи в неподходящей ему цельнометаллической оправе далеких планет.

Оценка : 8
«Сын человеческий»
–  [ 11 ]  +

terrry, 04 февраля 2011 г. в 18:24

Вероятно, это самое необычное и даже нехарактерное произведение Силверберга. Признаться, я смог подступиться к этой книге только со второго раза, зато потом еще пару раз перечитывал. Хотя прямо об этом не заявляется, но, в сущности, это роман-сон, откровение начинающего визионера. А толкование снов – занятие настолько же интересное, насколько и сомнительное в смысле достоверности интерпретаций. Но поскольку перед нами всё же литературное произведение, то, может быть, имеет смысл поговорить о возникающих при чтении ассоциациях и аргументировать свою точку зрения.

Всех этих чудищ, именуемых «сынами человеческими», можно рассматривать как некие ипостаси, гипертрофированные черты (прямо сказать, далеко не самые лучшие) обычного человека. Действительно, этот обычный человек, «средний американец» может быть и страшноватым отшельником (Дыхатели), и выпавшим из потока жизни созерцателем (Ждущие), и бездумным поглотителем (пожирателем) всего и вся (Едоки), и маниакальным зловещим производителем некоей работы (Разрушители). Наконец, он может полностью утратить собственно человеческий облик и образ, превратившись в абсурдное чудовище (Заступники). Но больше всего героя – «обычного человека» влечет к Скиммерам – глуповатым нарциссичным бездельникам. Скиммеры – новейшая форма жизни, обладающая возможностями, которых нет у других «сынов человеческих». Их главное развлечение, и, вероятно, смысл бесконечного существования – проведение ритуалов, важнейшей компонентой которых является секс. Это ли не «мечта» обычного «среднего человека» (не важно, существуют ли таковые в действительности, или только придуманы социологами и психоаналитиками), о которой он не будет говорить открыто, но которая преследует его во сне? Этот мотив сексуальности навязчиво повторяется по всему тексту. Первый встреченный Клеем скиммер – Хенмер выглядит как существо, пол которого – загадка. Автор с хорошо замаскированной иронией описывает панический ужас, испытанный Клеем в тот момент, когда он понимает, что превратился в женщину — еще один «комплекс», управляющий сном «среднего человека». Клей готов «раствориться» в реке, только бы избежать этого превращения. Силвербергу не чужд, кажется, и более прямолинейный юмор. К примеру, в эпизоде, в котором Клей входит в помещение, где обитают Заступники, сказано, что в нем чувствовался резкий запах моржовой мочи. Сама по себе такая деталь многое говорит об авторском остроумии. Непонятно откуда бы у Клея такие познания о продуктах жизнедеятельности моржей. То, что Клей в конце повествования засыпает естественно понимать как пробуждение от наваждения, этого ужасного интроспектного кошмара, как говаривал Рауль Дюк, он же Хантер Томпсон. А все приключения Клея в странном мире очень далекого будущего напоминают почему-то сомнамбулические поиски неведомого Кадата Рэндольфом Картером (Лавкрафт). И в том и в другом случае герой пробуждается, и в том и в другом случае перед этим проходит через ужасы, оказывающиеся на поверку ненастоящими. Или, если сказать иначе, эти ужасы существуют только в спящем сознании самого героя.

В заслугу автору, несомненно, следует поставить богатую фантазию и мастерство, с которым передается сюрреалистическая атмосфера сна. Особенно интересно описаны места под названиями «Былое» и «Медленное». Здесь, видимо, нужно отдать должное переводчикам. В более широком смысле этот роман можно трактовать, как попытку нарисовать мир, в котором более не существуют как культурные рамки, так и многие ограничения мира физического (материального). Здесь нет даже полноценного сознания, но всем правят инстинкты. Эта попытка, если она в действительности имела место, на мой взгляд, не очень удалась.

В общем, это весьма занимательное чтение, рекомендуемое (не?)всем любителям нетрадиционной и нетривиальной фантастики.

Оценка : 8
«Приход ночи»
–  [ 11 ]  +

White Bear, 16 сентября 2010 г. в 18:41

Жалею, что сразу начал читать роман не прочитав оригинальный рассказ Азимова. Рассказ уж точно был короче. Вообще идея мира, в котором круглые сутки светит солнце и не одно, а даже 6 мне нравится. Интересно было узнать, что будет, когда выключат свет.

Первые 100 страниц романа главные герои постепенно открывают для себя, что скоро день закончится и наступит тьма. Но мы это уже знаем — благодаря спойлеру в аннотации и названии книги, поэтому читать, мягко говоря, не интересно.

Поражает отсталость астрономии от остальных наук. За 2000 лет они изобрели лазерные пистолеты, компьютеры, но только недавно открыли закон всемирного тяготения и даже не догадываются о звездах. В этом бы им помог любой сантехник, который полез бы чистить колодец. Из колодца то звезды видно и днем.

Видите ли у них всегда светло. И в подвале и в пещере, и все комнаты с окнами, и лампочки никогда не перегорают и перебоев с электричеством никогда не бывает. Автор явно недооценивает устойчивость человеческой психики, пара минут без солнца и не сойти с ума — для него это истинный подвиг. Хотя автор тоже в этом сомневался и растянул затмение на несколько часов, видимо спутник планеты, малость затормозил на эллиптической орбите.

Главные герои — сущие дети, о затмении знали за год вперед и никак не подготовились, хотя нет, заготовили пару сотен деревянных факелов, которые немного контрастировали с лазерными пистолетами, но видимо у них фонарики тоже не изобрели.

Хотя может не герои наивные, а автор, который раздул до романа небольшой рассказ и наплодил кучу ляпов и недоразумений? Кто знает...

Оценка : 5
«Аманда и пришелец»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 28 апреля 2009 г. в 14:30

Самое впечатляющее в этом рассказе — та атмосфера обыденности, которая окружает происходящее действие. В результате действия главной героини кажутся в общем-то вполне нормальными. Ну подумаешь, нюхнула кокаину, ну переспала с пришельцем от скуки, ну скормила ему своего бывшего дружка — что ж тут такого! Тут бы разразиться фразами: «Вот она — нынешняя молодежь! Вот оно — падение нравов!» А рассказ-то написан еще двадцать пять лет назад. Силверберг решил показать без прикрас то, к чему приводит эгоизм, и действительно попал не в бровь. а в глаз. А последняя фраза ставит эффектную точку в этой истории. Поставил бы и более высокую оценку, но уж очень мерзкое ощущение осталось от рассказа.

Оценка : 8
«Торговцы болью»
–  [ 11 ]  +

sanchezzzz, 10 апреля 2009 г. в 14:01

Ужасающий рассказ. Нарисованные Силвербергом «перспективы» телевидения как индустрии развлечений неподготовленный мозг читателя поражают, особенно тех, кто прочёл его сразу после выхода в свет. Сейчас немного полегче, но всё равно, представить такие «шоу» достаточно трудно. Это каким же извращённым должен быть мозг режиссёра, оператора, прочих работников ТВ, чтобы показывать такое! Но самое главное, что за зритель будет это смотреть? В уме не укладывается.

Проводя параллели с подобным рассказом Р. Шекли «Премия за риск», где также читатель становится «зрителем» телевизионного шоу, я нахожу, что данная история гораздо и в большей мере ужаснее, жёстче, циничнее и … нереальнее. Если у Шекли ту игру, что он показывает, хоть как то можно понять, то тут это черезчур. Если у Шекли герой сам идёт на риск, по своей воле, то здесь за него решает руководство канала, алчное до аудитории (читай – прибылей), и впридачу ещё алчные до денег родственники. Ужас.

Прочитав рассказ Шекли, я подумал было: «Да ну, нет! Этого пока что не может быть, потому что не может быть в принципе…». После данного рассказа я что-то сиииильно засомневался в том, что подобного зрелища никогда не будет на наших «голубых экранах»…

А мораль сей истории такова: за всю причинённую кому-то боль расплатой будет своя собственная, и это справедливо.

Оценка : 7
«Озимандия»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 05 апреля 2009 г. в 23:13

Один из лучших рассказов Силверберга. На меня производит сильное впечатление образ существа. пережившего свое время, свою цивилизацию и оставшегося хранителем бесполезного знания. Какое воплощение одиночества и какой символ бренности всего сущего! А что касается использования этой находки людьми... Почти всему можно найти и мирное и военное применение. И до тех пор, пока любое изобретение и любая находка используются в первую очередь военными, наша планета и будет стоять на края гибели. Сильный и красивый рассказ-предупреждение.

Оценка : 9
«Лагерь «Хауксбиль»
–  [ 11 ]  +

saddlefast, 11 февраля 2009 г. в 00:27

Хорошее сочинение, но так вышло у Силверберга, что у него тут на один роман — целых два фантастических предположения. Первое — это очередной проект машины времени и история ее изобретения. А второй — антиутопия, сюжет об установлении в США фашизма. Поэтому, роман немного расползается. Силвербег связал два эти сюжета весьма остроумно, но не убедил, так ли это нужно для хорошего сюжета — итак, захватившие власть в США олигархи-фашисты отправляют диссидентов в кимбрийский период на вечную ссылку.

Сама логика подпольной борьбы , логика превращения некоторых участников этой борьбы — в ренегатов, некоторох — в отчаянных радикалов, а некоторых — в рассудительных властолюбивых циников показана хорошо. Видно, что Силверберг пишет про это, будучи сам хорошо знаком с «новым левым» движением в США, он входил в интеллектуальные оппозиционные круги.

Хотя, это восе не значит, что Силверберг левак! Его идеология — это протест против тоталитарных тенденций в госаппарате и промышленной элите США, и выступает он за «старую добрую Америку» отцов-основателей, достаточно идеализированную. Этот роман интересен и как срез сознания интеллектуалов США, и как приятное чтение, правда, вовсе не всякого смогущее захватить.

Оценка : 8
«Книга черепов»
–  [ 11 ]  +

Вертер де Гёте, 11 апреля 2008 г. в 20:46

Необычный для Силверберга мистический, эзотерический роман. Действие развивается в интересной атмосфере «пост-хипповской» Америки-внешние атрибуты (травка, свободная любовь, длинные волосы) ещё существуют, но в идеалы «детей-цветов» уже никто не верит, как, не верят и в идеалы других движений и религий. И вот четверо студентов отправляются в Аризону ...за вечной жизнью. Компания подбирается занятная, полный комплект дополняющих друг друга противоположностей : богатый сноб-аристократ, целеустремлённый деревенщина, «голубой» поэт-циник и еврей-неврастеник. Впрочем, тайные грехи мучают каждого из четвёрки и раскрытие этих тайн составляет основу романа. С точки зрения стиля роман очень хорош,а психологические портреты героев -яркие и подробные.

Оценка : 9
«Тесме и гэйрог»
–  [ 11 ]  +

elent, 27 сентября 2006 г. в 16:51

Зато какая история. И никаких бабских истерик, мол, я тебя любила, а ты? Каждый нашел свое место в жизни и каждому есть, что вспомнить.

Оценка : 10
«Человек в лабиринте»
–  [ 10 ]  +

Warrapan, 22 марта 2020 г. в 15:04

Не могу не поставить высший балл данному роману и смело во всеуслышание похвалить его. Сейчас прочёл его на одном дыхании за пару дней (читал в автобусе по дорогу на работу, на самой работе в любую свободную минуту, вечером перед сном...). Книга не позволяет отложить себя, хотя вроде бы и нет очень напряжённого сюжета, нет перестрелок, взрывов и погонь. Даже сам Лабиринт не является центром сюжета, он — не более чем экзотический фон для глубокой личностной трагедии и сильнейших переживаний Человека. Именно потому (я думаю) роман назван «Человек в лабиринте», а не просто «Лабиринт» или как-то иначе. Это преобладание душевности, психологизированности в ходе повествования очень напомнило мне стиль братьев Стругацких, где весь фантастический антураж — не более чем декорация для рассказа о Человеке. При этом декорация выполнена превосходно, ярко и многогранно.

Я однозначно рекомендую этот роман к прочтению всем любителям классической НФ, да и просто ценителям хороших книг. Не стоит связываться с романом пожалуй только в том случае, если вы ищете бойкую развесёлую космооперу с бластерами, грудастыми блондинками и межгалактическими жуками. Ну или на дух не переносите фантастику.

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 10 ]  +

arcanum, 13 мая 2018 г. в 15:39

При все уважении к г-ну Фету не соглашусь со столь негативной оценкой «Замка». Думается, здесь играет роль личная ревность, учитывая, что Фет без ума от Вэнса — который, конечно, прекрасен, и который явно повлиял на декорации романа Сильверберга.

Но «Замок» — это абсолютно самостоятельное и самоценное в контексте итоговой реализации произведение. Невероятный, «блистающий» мир, экзотичный, пышный, полусказочный-полутехнологичный, с терпким запахом тропиков (почему-то, мне он представлялся всегда некими тропическими джунглями). Когда я его прочитал в 94-м, и было мне тогда ровно 14 — я им заболел на какое-то время. Да, это чисто жанровая литература, да, не шедевр БЛ — но так, и Вэнс тоже за пределы жанровой литературы никогда не выбирался. И оба, Сильверберг и Вэнс, в рамках жанра реализовались блестяще. Сюжет простой, безусловно, квестовый, но — а чем плохо, если в целом конструкция романа захватывает внимание и не отпускает до самого конца? Хотя, с самого начала понятно, что все будут жить долго и счастливо. А в остальном, повторюсь — очень ярко и экзотично. Ну, и форма квеста в виде путешествия с компанией странствующих циркачей, трудабуров, лицедеев добавляет книге очарование какого-то плутовского романа что ли, чего то романтично-средневекового...

Кстати, читал издание в серии «Иноземье» и, на мой взгляд, это лучшее из всех возможных изданий Маджипура — яркие, эффектные, слегка винтажные и наивные обложки, ткаие же иллюстрации, отчасти наивно-сказочные, как в старых западных фант.журналах — но они прекрасно ложатся в канву книги. Великолепная карта на форзацах... В общем, советую искать у букинистов, тогда книга заиграет более яркими красками.

Оценка : 8
«Замок лорда Валентина»
–  [ 10 ]  +

AFeht, 10 мая 2018 г. в 10:03

Читал в оригинале. Многословное, тяжеловесное изложение, полное повторов, ссылок на то, что уже многократно объяснялось прежде, перечислений неудачных, труднопроизносимых наименований городов и второстепенных персонажей, не играющих практически никакой роли в сюжете. Сюжет примитивный, вторичный, заимствованный у классиков фантастики; воображение вымученное, скудное. Слишком много описаний сновидений, знамений и прочей мутной чепухи. Вставлена пошлая эротическая сцена, без которой можно было обойтись. Силверберг пытается соревноваться с настоящими мастерами фантастики — идею Маджипура он заимствовал, по его собственному признанию, у Джека Вэнса — но не справляется с этой задачей. Настоящей иронии, чувства юмора, наблюдений, основанных на богатом жизненном опыте — всего этого почти нет. Местами действие оживляется, но в общем и в целом роман носит застойный характер. Выпуклых персонажей мало, впечатление реальности происходящего не возникает. Есть некоторые интересные ботанические выдумки. Почти все персонажи, да и вообще почти все люди и другие разумные существа — такие добрые, честные, хорошие и вежливые, что противно становится. Зло носит в основном отдаленно-теоретический характер, острых ситуаций мало (за исключением, пожалуй, нескольких столкновений с бюрократами), но изначально становится ясно, что герой в любом случае выйдет сухим из воды. Неинтересно. Читать можно (наискось), но не более того.

Оценка : 6
«Тру-ру-ру»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 07 июня 2016 г. в 16:00

Неисповедимы пути господни, и полезное научное открытие оказывается сделанным, потому что одному «лунному» исследователю очень захотелось натурального молока, остальным было скучно, а инспектирующий лунную станцию сенатор страдал язвой желудка. Попутно мы видим, насколько сложен созданный природой организм живого существа, как распределяется финансирование в американском сенате, как отдыхают увлеченные научным поиском специалисты и как важно подать идею вовремя и нужному адресату.

А главное, всё это происходит на лунной базе в 1995 году. Роберт Силверберг принадлежит к поколению фантастов-оптимистов. Заглядывая в будущее на 35 лет вперед (рассказ опубликован в 1959 году), он видел Луну освоенной людьми, с научными базами, регулярными полетами, исследованиями и инспекциями.

Увы — не состоялось. Но читать очень приятно, и вызывает восхищение смелость писателя, рискнувшего конкретно описать ближайшее будущее, которое уже двадцать лет как стало прошлым. Человек не боялся показаться смешным, он написал веселый, умный и добрый рассказ, который показывает нам, каким виделось космическое будущее в далеких шестидесятых, когда человечество только-только вырвалось в космос. В то время писатели умели мечтать красиво и широко, и пусть человечество до Луны толком не доползло, герои Силверберга именно там построили свою искусственную корову на радость любимым себе и земным налогоплательщикам.

Рассказ просто отличный.

Оценка : 9
«Ева и двадцать три Адама»
–  [ 10 ]  +

stenny, 08 апреля 2016 г. в 01:53

А нечего было подписывать контракты и лететь к жениху, зная подоплеку и содержание «работы».

Головой пора научиться думать.

Ситуация аута и с той и с другой стороны, но эта девчонка — дура. и никакой жених на учениях ее не оправдывает.

Ситуация — смешная и жизненная.

И черный юмор присутствует.

вот уж действительно — «женская логика», этак решение лететь в одной клетке с диким львом перевозимым в зоопарк можно мотивировать тем, что «не было другой возможности». Сиди дома, вышивай, сублимируй свои потребности, учись ждать в конце концов, раз вышла замуж за офицера космофлота.

рассказ жизненный и правдивый из серии «баек после пива», о женской дурости и наивном хлопанье ресницами «Ой, а я не знала»

Оценка : 7
«Торговцы болью»
–  [ 10 ]  +

aiva79, 03 апреля 2016 г. в 23:20

Этот рассказ раньше мог бы стать своего рода бизнес-идеей для тех, кто является приверженцем теории, что деньги не пахнут. Сейчас же торговля зрелищами, мрачной, садистской, одновременно отталкивающей и выжимающей слезу направленности, к сожалению, уже действительность.

Как говорится, спрос рождает предложение. В античное время за эмоциями ходили на гладиаторские бои, в средние века люди с удовольствием глазели на костры с ведьмами, в  новое время наслаждались публичными казнями революционеров и бунтарей, а сейчас с появлением профессии стрингер и ходить никуда не надо. Нажми на кнопку – получишь результат, вот тебе и крушение самолета с массой жертв за сотню, а вот менее масштабное, но более кровавое зрелище как автомобильная авария в твоем же городе на соседней улице, а переключи и вот душещипательная история о малолетней маме, родившей от маньяка. В общем зрелища на все вкусы, причем ведь и не скажешь, что извращенные вкусы, т.к. мы все это смотрим, и не плюёмся, а часто и вовсе остаемся равнодушными к увиденному и вообще не задумываемся о том, каким путем добыт тот или иной кровавый материал.

А что же дальше то? Откуда эмоции будут получать наши потомки, сами головы рубить? Так опять же и топоры кто-то им тоже будет продавать.

Оценка : 8
«Торговцы болью»
–  [ 10 ]  +

natalia1915, 22 февраля 2016 г. в 17:57

А, чем, например, торгует Малахов в своём шоу. Люди за деньги выставляют на показ свою душевную боль. Зрители с удовольствием смотрят. Рейтинг высок. Малахов не один такой на TV

Оценка : 7
«Умирающий изнутри»
–  [ 10 ]  +

romanpetr, 15 ноября 2013 г. в 23:40

Роман «Смерть во мне самом» Р. Силверберга — очень сильное психологическое произведение, одного из самых плодовитых авторов фантастики в мире , во многом отличающееся от его необыкновенного слога изложения и писательской манеры завлечения в неизведанные миры автора. Произведение попало в мои руки в переводе А.А.Щербакова и должен сказать , что этот перевод во многом превосходит предыдущие два, более ярким и сочным наполнением языка и духа Америки 60-70х годов; и возможно, звучанием к оригиналу во много раз ближе...хотя местами, может показаться, что «реальный» текст может резать ухо и некоторые могут запросить ярлыка с указанием ненормативной лексики...

Произведение рассказывает о «человеке с даром» — Дэвиде Зелике, «обыкновенном телепате» , развивающего свой дар по ходу взросления и теряющего его с годами. Казалось бы, фразой :«Бог — дал,бог — и взял», можно было бы ограничиться и забросить книгу на дальнюю полку. Но в книге затрагивается глубокая философская грань, ведется рассуждение о Боге и дарах, предоставленных Им. Каждый такой дар,как и любая палка, имеет два конца — плохой и хороший. И ставится вопрос: как лучше распорядится таким даром? Завоевать мир? Сделать карьеру? ... или же прятаться повсеместно от людей ,укрывая свой «драгоценный» дар до скончания века...Главного героя можно только пожалеть,ибо он выставлен типичным «середнячком»-неудачником, транжирившим свой дар на всякую ерунду: то это завоевание женских расположений и иже с ними женских сердец;то игрища на бирже,ради достижения денежного авторитета,заканчивающиеся полным финансовым крахом; то просто ради упования имеющимся даром и познания чувства превосходства над толпой...Но ничего не приносит ему дивидендов — все эти изыскания носит сугубо временный характер, а сам он опускается до обычного среднего преподавателя в колледже с подработкой на курсовых для студентов...Герой явно одинок и трудно ему сыскать подобную родственную душу...Одиночества, печаль, потери , переживания — вот небольшой букет оставленный печатью нелегкого бремени судьбы...

Хотелось бы отметить большое авторское познание во многих исторических литературных вопросах, кои автор , драпируя под действия своего главного «героя», выкладывает на читательский суд ... Местами описания жизненных ситуаций главного героя наводит на мысли об аналогии с авторским жизненным путем, ибо описания весьма живы и насыщены чувствами.

Оценка : 9
«Тесме и гэйрог»
–  [ 10 ]  +

AlisterOrm, 08 января 2013 г. в 00:34

У этого рассказа, как мне показалось, смысла два. Во первых: дружба, в самых разных формах, возможна среди любых разумных существ, а вот любовные отношения — уже дело совсем иной плоскости, плоскости биологии. Чужим можно увлечься, но по настоящему полюбить можно только себе подобного. Во вторых — героиня, Тесме, впервые в жизни поняв, что это такое — ответственность за другого, сообразила, насколько глуп её бунт против общества. Куда важнее — жить среди людей, и уметь принести им пользу. Вот, собственно и всё, а экзотические эротические сцены здесь — так, для антуража, не более.

Оценка : 7
«Книга черепов»
–  [ 10 ]  +

stenny, 18 марта 2012 г. в 09:14

Чтение этой книги для меня большое удовольствие.

Во-первых, очень качественный перевод ( есть более ранний перевод )

Во-вторых различным стилем изложения мыслей каждого персонажа. Каждый герой обладает своим правом голоса — обращать внимание на то, на что другие и не посмотрят, употребляя свойственные только ему словечки и выражения. Каждый персонаж таким образом показан в разных ракурсах, с различных точек зрения.

Завораживает сам ритм произведения: По северо-западному шоссе въезжаем туда-то... А в Аризоне в марте не бывает снега. Несмотря на смену рассказчиков — темп повествования неизменный. Размеренный, и в то же время сохраняется некая отстраненность, происходящее все время описывается как бы со стороны, — это создает эффект просмотра кинофильма. Типа «Забриски-пойнт, кстати, примерно этих же годов производства и такого же по духу и настроению.

Временами манера изложения напоминает мне приземленностью и нарочитой грубостью упоминаемых бытовых деталей Стивена Кинга, иногда Бэрроуза, ( автора «Голого завтрака» , например, сцены в баре и поиски ночлега) иногда — Сент-Экзюпери из «книг про летчиков».( описания пустыни и «священных старцев» )

Законченная изысканность фраз заставляет восхищаться и завидовать точности наблюдений автора и мастерству переводчика: Нед «жарко дышит в бело-розовое ухо Тимоти», « Их гибкие молодые конечности разметались по всей округе»( фраза , произнесенная Недом), или «Наш дешевенький голубой Достоевский» ( о Неде) Автор не заявляет о способностях Неда как писателя, друзья считают его графоманом, сам же он иногда напоминает проповедника-богослова. Особенно в вердикте выносимом поступку Эли, укравшему работу безвестного румынского профессора; в эпизоде с обращением к объекту своего вожделения — Оливеру, Нед произносит свою вариацию Песни песней Царя Соломона... Из уст католика-гомосексуалиста это звучит очень эротично,поэтично, необычно, все вместе. А еврейские восклицания и понятия, произносимые от лица Эли! А исповеди Неда и Оливера — как бы об одном и том же, и в то же время как будто произнесены людьми с разных концов земного шара — один словно из из аграрной страны третьего мира, другой из богемы крупного мегаполиса.

Неожиданный поворот сюжета, когда Нед готовится принести себя в жертву, чтобы обеспечить исполнение условия обретения бессмертия, и оказывается, что жертвой надлежало быть не ему...Сюжетом предполагается наличие предопределенности, но ее нет, каждый может приложить усилия и решить как ему жить, стоит ли существовать вечно и куда эту бесконечность потратить.

Замечательная книга, читаю и время от времени перечитываю.

«Пересадочная станция»
–  [ 10 ]  +

Sawwin, 08 июля 2011 г. в 05:47

Совершенно непродуманный рассказ. Авторская торопливость заметна в каждой строчке. Не обосновано толком, почему нельзя пускать через Провал всех (ведь первый гиперскачок эти люди уже совершили, так не всё ли равно, куда они будут совершать второй скачок -- домой или к месту назначения?..) Никак не показаны душевные переживания Олфайри уже после того, как он дал согласие работать на станции. Концовка рассказа вялая и необязательная. А ведь Роберт Силверберг -- талантливый автор, так что ему было достаточно остановиться на пару недель, продумать и прочувствовать всё, как следует, и написать блестящий рассказ. Правда, тогда не получится выдавать на гора по двести рассказов в год.

«Космический бродяга»
–  [ 10 ]  +

bvelvet, 02 января 2011 г. в 20:34

Он вернулся из космоса, чтобы отомстить!!! (демонический хохот). Он ни перед чем не остановится! (треск бластеров и хруст костей). «Всех убью — один останусь!»

В 20-е годы так еще писали, в конце 50-х — даже не смешно выходит.

Оценка : 4
«Против течения»
–  [ 10 ]  +

Kuntc, 11 ноября 2010 г. в 20:31

Своеобразная роад-стори. Серебристый «Приус-2009» и путешествие назад во времени: 1983-й, 1973-й, 1968-й… Просто, ясно, интересно; в очередной раз удивляешься, как из незамысловатой идеи у талантливых писателей рождается красивая история. Если бы я встретил ее отдельно, то оценил бы, пожалуй, чуть ниже, но вот в сборнике «Лучшее за год» «Против течения» смотрится еще лучше: после тяжеловесных и перенасыщенных научными подробностями рассказов о далеком будущем – как легкое дуновение ветра.

Оценка : 9
«Пасынки Земли»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 04 февраля 2010 г. в 22:39

Это классический сюжет, тысячу раз воспроизведенный в сказке, эпосе и литературе, подробно изученный в классическом исследовании Дж. Фрэзера «Золотая ветвь». Старый царь сменяется новым молодым. Для этого этот Иван-царевич должен пройти испытания.

Одновременно это и культурный миф – «царская власть» означает гражданское достоинство человека, а препятствия на пути к трону – сложности социализации. Ритуал приобщения к взрослой жизни, инициации, так или иначе, остается в любом обществе, и описываясь разными словами, остается, по сути, вечной темой.

Таким образом, здесь воспроизводится миф об обновлении умирающего общества, символически выражаемом в замене дряхлого, бессильного царя и появлении молодого героя. Он является структурообразующим для романа «Пасынки Земли». Картина умирающей Земли, обладающей тонченной культурой и высочайшим научным знанием, но лишенной «воли к жизни» — и смелый, энергичный горой, готовый подхватить власть из слабеющих рук земных владык, чтобы обновить Землю и дать начало новому циклу её сущестовованию — главная бинарная оппозиция, лежащая в основе этого сюжета.

Этот сюжет аранжирован в романе Силверберга характерными архетипическими мотивами, пользующимися неизменным интересом массового человека. Все элементы сознания человека массы так или иначе есть отражение самых древних культурных феноменов. Опасная женщина, подосланная врагами землян, пытающаяся овладеть героем — это и Далила, и Цирцея, и Хозяйка Медной горы, и femme fatale, и шпионка, губящая «нашего» разведчика... Коварные сирианцы — это и филимистяне, и троянцы, и скифы, грозящие цивилизации, и «угроза с Востока», и опасность из «бездуховной Америки», и так далее...

Поняв и хорошенько изучив сюжет этого романа, можно вывести ряд полезных наблюдений о механизме воспроизведения массовой культуры и общественных стереотипов.



Мастерство Силверберга позволило ему с легкостью оперировать этими базовыми элементами общественного сознания. По роману Силверберга легко можно изучать пристрастия масс.

«Воровка из Ни-Мойи»
–  [ 10 ]  +

Dragonfire, 20 января 2010 г. в 17:33

Это моя самая любимая история в «Хрониках Маджипура». Я не могу определённо сказать, чем именно она меня привлекла???, просто... Просто она, как мне кажется, интересна, проста и красива. Я не нашёл в этом рассказе каких-то особых достоинств, но также не заметил и грубых ошибок, крупных недостатков. Я просто прочитал, вновь окунулся в такой манящий и завораживающий мир планеты Маджипур и получил огромное удовольствие! Интересно было понаблюдать, как простая девушка из провинциального городка совершила путь, что называется, из грязи в князи. Мелкая лавка в Велатисе, мошенничество и потеря всего, что было, встреча с ворами, жизнь среди них... А затем симпатии со стороны богатого и известного аристократа и, наконец, переезд в его дом со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Что ж, не ново, обычно, но тем не менее всё так же интересно и приятно!:-)

Оценка : 9
«Дорога на закат»
–  [ 10 ]  +

Ashaman, 18 января 2010 г. в 10:50

Это рассказ, нет смысла ожидать от него какой-то солидной проработки деталей. Есть ситуация, есть человек поставленный в нее, есть его поведение в этой ситуации. Что значит цивилизация в современном обществе, Силверберг тоже показал, на мой взгляд весьма неплохо.

Почему не ушли? Вероятно потому, что дорого слишком опасна. Да и куда? Оазисы? Кто их туда пустит то. Некуда было им идти. Да и до прекращения поставок, тяжело, но жили.

Герой вполне адекватен. Куда ему, три дня не евшему, девушек спасать. Самого бы не съели.

Лично я каких-то сильно бросающихся в глаза несостыковок не заметил. Да и не искал их. Для рассказа все это не важно. Атмосфера, миф про цивилизацию и истинная природа людей, вот что здесь важно. И то, как самые лучшие люди ломаются под гнетом обстоятельств.

«Дорога на закат» оставляет после себя послевкусие и это замечательно.

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 10 ]  +

MINISTER X, 20 июля 2009 г. в 16:14

      И снова человек вступает в борьбу ... С природой? Со Вселенной? С самим собой? ... Все старо как мир. Но открыто по-новому. Да и мир у Сильверберга не такой уж старый. Мир обновленный — обновленный прежде всего эмоциями, чувствами ... ну и конечно не вызывающими приступы ксенофобии пришельцами ( хотя как посмотреть — по роману пришельцы как раз люди )))))) Ксенофобия не так выразительна, но чувства героев романа разумееться двойственны и неоднозначны. Эту двойственность Сильверберг намеренно вложил в уста героев повести среди многочиленных монологов и диалогов философской начинки — для эффекта нестабильности человеческого общества.

      И этот запах Вселенной, которым «одарили» ее люди, человечество. Мысль, что при всей нашей неудержимости к покорению звезд, нам все же желательно оставаться «дома» — не нова, но обыграна со свойственной Сильвербергу скрупулезностью подходов. Все четко, все логично, все скомпановано.

      Читайте и радуйтесь. Повесть несколько академична — но читается очень легко.

      Приятного Вам знакомства с грустью и тоской героев повести.

Оценка : 8
«Стеклянная башня»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 28 июня 2009 г. в 22:00

Роман Силверберга «Стеклянная башня» насыщен религиозными, библейскими мотивами. Создатель андроидов Саймон Круг становится в глазах своих созданий ипостасью Бога.

Сам Саймон строит, эксплуатируя своих искусственных рабов, стеклянную башню до небес. С помощью этого сооружения он хочет ответить на загадочное звездное послание, случайно пойманное земными астрономами.

Это послание из далекой галактики — словно послание Бога, или послание бесконечной Вселенной. Саймон Круг стремится доказать, убедить всех вокруг, всех скептиков и насмешников, что нельзя дать человечеству остановиться в своем прогрессе. А нужно, собрав все силы, рвануть ввысь, к звездам.

Но внезапно он понимает, что его безумный план, не основанный на твердой моральной вере, на понятии о могуществе подлинного Бога, может из-за этого погибнуть. Рабы-андроиды, втайне молящиеся своему создателю и считающие его Богом, трудящиеся неустанно над возведением новой Вавилонской башни, — это укор Саймону. Он стал на место Бога, буквально занял Его место, стал самозванцем, «обезьяной Бога».

И осознав это, и увидев крушение огромной километровой Башни, рушащейся по воле взбунтовавшихся андроидов, уставших тщетно ждать милости от своего хозяина-псевдобога, Саймон принимает единственное решение – освободив андроидов от своей власти, он в одиночку отправляется в вечный, не могущий завершиться полет к той звезде, с которой передается сообщение.

Оценка : 9
«Маски времени»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 08 июня 2009 г. в 21:45

К роману Силверберга «Маски времени» можно по-разному относиться.

Кто-то увидит тут незатейливую пародию на «Чужака в чужой стране» Хайнлайна. И, вправду, пришелец из будущего, наивными вопросами выводящий воротил Уолл-стрита из себя, типа, «а зачем нужны акции», и при этом с легкостью посвящающий весь свой досуг сексу с каждыми приглянувшемися ему девушкой или парнем, словно пародия на хайнлайновского марсианина. Вдобавок тут есть и схожая с «Чужаком» жесткая сатира на религию, на потребность людей найти себе кумира, и поклоняться ему.

Кто-то найдет, что роман относится к той серии романов Силверберга, которые написаны им за пару недель, и предназначаются для ненапряжного отдыха, или для того, чтоб скоротать пару часов в аэропорту. И тоже, по всему видно, что писатель не озабочен ничем больше, как навернуть крутой сюжет, в меру приперченый легкой социальной сатирой и хорошо приправленный сексом. И немножко с психологическими метаниями — «можно ли спать с женой лучшего друга», чтоб читателю было о чем и задуматься.

По-сути же, это ненапряжная фантастика в стиле «новой волны». Нежесткая, приемлимая, но, по сути, основательная критика массового общества, в духе неофрейдизма, обернутая в хорошо читающийся, малооригинальный сюжет. И все-таки, книжка с легким оттенком снобизма.

Рассказчик — профессор физики, нормальный человек, который волей случая и масс-медиа становится важной персоной, правительственым экспертом и едва-ли не кандидатом на Нобелевскую премию. И играющий эту социальную роль. Но, ощущающий порой весь ужас и одиночество современного «одномерного человека» в мире массовой культуры. Находящий своего собрата в лице «гостя из будущего», постепенно грустнеющего, и понимающего, что вместо веселого «вояжа в прошлое» получается то, что его в этом прошлом используют и заставляют играть нужную обществу роль.

В романе видна тоска из-за отчужденности, царящей в мире. Не случайно его название воспроизводит заголовок известного сборника эссе Вальтера Беньямина.

Оценка : 7
«Мадонна динозавров»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 20 апреля 2009 г. в 08:44

Странная история. Начинается этот рассказ как классическая «сайенс фикшн». Искусственный спутник, воссозданный мир динозавров, катастрофа, выживание среди динозавров — нельзя не провести параллели с «Парком юрского периода». Но затем Силверберг резко поворачивает сюжет в другую сторону. Получилось оригинально и неожиданно. Правдоподобность идеи рассказа более чем сомнительна, но зато история получилась очень даже атмосферная. Правда, судьба главной героини в любом случае кажется печальной.

Оценка : 7
«Что-то ужасное вырвалось на волю»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 19 апреля 2009 г. в 09:48

Симпатичная история. Как только я прочел о том, как взие попал на космический корабль, мне сразу вспомнился Чебурашка в ящике с апельсинами. Вот и взие я стал воспринимать, как несчастного Чебурашку, угодившего в ловушку. Идея об установлении контакта во сне не оригинальна, но описана в этом рассказе довольно удачно. Вообще, рассказ написан хорошо. И метания несчастного инопланетянина, и мучения людей, испытывающих кошмары, описаны так, что им нельзя не посочувствовать. Концовка рассказа довольно предсказуема, но это не портит положительного впечатления от этой истории.

Оценка : 8
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 18 апреля 2009 г. в 20:24

Обыватели — страшные люди. В окружающем их удивительном мире их интересует только крохотный мирок вокруг себя. Выделиться в этом мирке, оказаться чуть лучше себе подобных — вот и весь их интерес. В своей слепоте они могут не увидет вокруг себя ничего — и даже проспать приближающийся конец света! Ну а обвести их вокруг пальца — просто раз плюнуть. До чего же метко все показал Силверберг! Как легко увидеть в героях этого рассказа некоторых наших современников и соотечественников.

И все-таки, каким же он будет, конец света?

Оценка : 9
«Что мы узнали из утренней газеты»
–  [ 10 ]  +

zmey-uj, 10 апреля 2009 г. в 21:11

Рассказ достаточно предсказуем. Как и многие произведения о хронопарадоксах. Основная идея — не пытайтесь что-то сделать с предметами или информацией из будущего; в лучшем случае все останется как есть, а то и случится нечто непоправимое.

Кажется, в этом смысле авторы НФ продолжают традицию древнегреческих трагедий, где люди, узнав от предсказателей свое будущее, пытались его изменить, и именно их попытки приводили к предсказанному результату. А иногда боги, разгневавшись на тех, кто противился их воле, посылали глупцам несчастья. Традиция — дело нужное, но позвольте, это же фантастика! Полет мысли, пиршество идей! Так что рассказ поучителен, может быть, только тем, что осуждает алчность и безразличие к ближним, не больше.

Оценка : 7
«Одиночное заключение»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 05 апреля 2009 г. в 08:57

Странный получился рассказ, какой-то рваный, что ли. В моем восприятии он четко распадается на несколько частей. Довольно тривиальное начало о мире, где машинная унификация полностью подчинила себе человеческий фактор. Неожиданный переход к достаточно увлекательному поиску сбежавшего преступника. И еще более неожиданная концовка, поставившая точку в этой странной истории буквально на полуслове. К сожалению, некоторые загадки автор так и не раскрыл. Философский смысл рассказа очевиден. Призрачная свобода, которая для одного из персонажей обернулась добровольной тюрьмой, заставляет задуматься. Но все-таки жаль, что рассказ заканчивается так. Мне, например, очень интересно узнать, что делал бы главный герой с пойманным преступником.

Оценка : 7
«Абсолютно невозможно»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 02 апреля 2009 г. в 18:38

Рассказ о перемещениях во времени в классическом стиле. Особой глубиной он не отличается. Да и основной сюжетный ход угадывается довольно легко. Но с главной идеей — как ты относишься к другим, так когда-то отнесутся и к тебе, нельзя не согласиться. Главный герой получился достаточно мерзкий, что, в общем-то и требовалось автору. В целом, вполне читаемо, но не хватает какой-то изюминки.

Оценка : 7
«Книга черепов»
–  [ 10 ]  +

saddlefast, 26 марта 2009 г. в 23:35

Это одна из самых сильных и смелых книг, которые выпадет Вам прочесть. Автор всегда славился своим непредвзятым и ясным взором, он смело разговаривает на темы, считающиеся запретными. В этом романе он откровеннен в высшей степени. Никакого фантастического антуража — на сей раз речь идет ни о душевных муках инопланетянина. А о современных проблемах, и о современных людях.

Автор открыто говорит о тех проблемах, которые волнуют по-настоящему. Причем, чувствуется, что он вложил немало своих переживаний в это произведение. Открыто и ясно описывается случайный секс, употребление наркотиков, зависть бедных к богатым, гомосексуальность, многое другое... Но дело не в сенсационности тематики.

Дело — в самом случае откровенного переживания человеком своего внутреннего мира, и решительном шаге к истине, к саму себе. В ужасающем, таком болезненном порой, пути к полному, неукрашенному постижению своего «Я». При этом автор всецело касается как социального мира, так и отношений межличностных. И каждый раз — говорит без прикрас.

Весь роман представляет собой все более и более самообнажающий внутренний монолог четырех разных персонажей. Это очень разные четверо молодых парней, волей случая попавшие в фантастическую ситуацию — они , кажется, реально стоят на пороге вручения им самого ценного дара — вечной жизни. Этот дар дается не просто так — ради этого каждый из них заново проживает свою жизнь, и постепенно расказывает прежде всего сам себе о самых мучительных, скрываемых от самого себя вещах.

Иногда автор, кажется, немного сгущает краски, и хочется сказать, что так не бывает. Но, вот именно так как раз и бывает. И кто скажет — автор не прав, автор допускает недопустимое — тот просто не решается заглянуть в суть природы человека до конца.

Оценка : 10
«Замок лорда Валентина»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 05 марта 2009 г. в 19:28

Этот роман покорил мое сердце в первую очередь своей романтичной атмосферой. Мир Маджипура, причудливый и странный — один из самых интересных, необычных, масштабных миров, с которыми мне приходилось сталкиваться. Он насыщен яркими красками, удивительными людьми, странными событиями. В этом мире на редкость удачно сочетаются элементы фэнтези и научной фантастики. Сюжет романа — о потере Лордом Валентином трона и его возвращении — не так уж оригинален и не столь уж динамичен, но написан просто мастерски. Мое внимание больше привлекло не обретение Валентином трона, а обретение им себя.

Герои романа довольно интересны. Образ Валентина довольно интересен, но на меня самое сильное впечатление произвел Король Снов. Очень необычна сама идея и веьсма удачно ее исполнение.

Смело готов рекомендовать эту книгу любителям неспешного повествования, наполненного интересными подробностями.

Оценка : 9
«Вот сокровище…»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 23 декабря 2007 г. в 18:30

Запоминающийся, необычный рассказ. Несколько перекликается с романом «Человек в лабиринте». Автор блестяще передает витающее в воздухе напряжение и боязнь героя допустить ошибку. Робот-Страж впечатляет. Что ж, сокровище может достаться только достойным!

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 10 ]  +

kkk72, 04 октября 2007 г. в 09:21

Лучший, на мой взгляд, роман Силверберга. О чем он? Об удивительном, полном загадок и опасностей городе-лабиринте, созданном исчезнувшей расой? О супермене, сумевшем в одиночку пройти смертоносный лабиринт? О всемогущих спецслужбах, способных вытащить нужного человека откуда угодно? О трудностях контакта с загадочными инопланетянами. На мой взгляд, этот роман — о человеке и об одиночестве.

Оценка : 10
«Позитронный человек»
–  [ 9 ]  +

Ученик Дьявола, 20 марта 2021 г. в 06:15

В начале девяностых Азимов в соавторстве с Робертом Силвербергом основательно переработал и расширил три своих произведения: «Приход ночи», «Уродливый мальчуган» и «Двухсотлетний человек». «Позитронный человек» – результат переработки последнего из них: из большого рассказа (или небольшой повести) получилось что-то вроде короткого романа. Так как исходное произведение 1976 года в представлении определенно не нуждается, много писать здесь о сюжете и авторском замысле смысла не имеет: они уже основательно разобраны в отзывах на «Двухсотлетнего человека», а в расширенной версии остались неизменными. Поэтому я здесь замечу лишь, что, по-моему, «Двухсотлетний человек» – далеко не шедевр среди произведений о позитронных роботах и Трех Законах Роботехники. Есть у Азимова и куда более убедительные образы человекоподобных роботов, в первую очередь Дэниел Оливо. А Эндрю Мартин, он же НДР-113, здорово проигрывает Дэниелу во всем, в первую очередь в мотивах своих поступков. Что ни говори, а сложно представить себе робота, который в своем поведении руководствуется не столько логикой, сколько сантиментами, порой даже (как мне кажется) пренебрегая Тремя Законами.

Возможно, причиной, побудившей Азимова взяться за переработку «Двухсотлетнего человека», стала как раз неубедительность образа Эндрю – он вышел довольно-таки схематичным и фрагментарным. Вот, видимо, и решил Азимов, что надо бы добавить красок и подробностей – тогда поведение Эндрю будет выглядеть правдоподобнее и достовернее.

Что ж, объем текста действительно увеличился, и очень солидно: почти в пять раз. Но вот что это дало? Закончив чтение, я тут же для сравнения перелистал уже знакомого мне «Двухсотлетнего человека» – и не без удивления осознал, что все, касающееся Эндрю, нисколько не изменилось: каким он был «сентиментальным роботом», таким и остался. В то же время я не могу сказать, что «Позитронный человек» – это просто «Двухсотлетний человек» с намеренно, объема ради залитой в брюхо парой бочек воды. Почти все добавленное – это не вода, а вполне уместные и небезынтересные детали и эпизоды, в основном вставленные между фрагментами исходного текста «Двухсотлетнего человека». Однако, как мне кажется, к пониманию и раскрытию персонажа Эндрю Мартина они не добавляют почти ничего, а все сколько-нибудь в этом смысле существенное осталось прежним, перешедшим из «Двухсотлетнего человека» почти без изменений.

Приведу пример. Эндрю жил в доме у семейства Мартинов уже не один десяток лет, когда вдруг до него дошло, что человеческие языки по сути своей иррациональны и не поддаются логическому анализу. Получается, ему, уже давным-давно говорившему на этих языках, никогда прежде это не приходило в голову? И таких внезапных «скачков в развитии» личности Эндрю мы наблюдаем в «Позитронном человеке» сразу несколько, один за другим. В упрощенном, схематичном повествовании «Двухсотлетнего человека» они выглядели естественно: все действие там состоит из отдельных событий, разделенных порой большими промежутками времени. Здесь же, на фоне более или менее непрерывного хода времени, они смотрятся грубовато. Так не лучше было бы «размазать», например, упомянутое осознание сложности человеческих языков на десяток-другой лет? Но эта тема так и остается ограниченной одним не претерпевшим изменений эпизодом, в котором Эндрю вдруг сначала усиленно размышляет о трудности постижения логики человеческих языков, а потом решает отправиться в библиотеку изучать словари.

Впрочем, чрезмерно распространяться не буду и перейду сразу к основному выводу, который сложился у меня после прочтения «Позитронного человека»: если целью Азимова при переработке «Двухсотлетнего человека» было желание сделать образ Эндрю более достоверным и правдоподобным, то, на мой взгляд, он этой цели не достиг. Расширенная версия не стала в этом отношении ни лучше, ни хуже. Здесь речь идет, если так можно выразиться, о полной взаимозаменяемости: тот, кто познакомился с Эндрю Мартином образца 1992 года, без труда поймет того, кто знаком с Эндрю Мартином образца 1976 года, и наоборот. Причина меньшей известности «Позитронного человека», видимо, не в его вторичности, а просто в тиражах изданий на русском языке – если верить данным «ФантЛаба», в четырнадцать раз меньше по сравнению с «Двухсотлетним человеком». Конечно, если вы захотите отыскать именно переработанный роман, то наверняка найдете нужное издание. Но стоит ли это хлопот? По-моему, нет.

Оценка : 8
«Умирающий изнутри»
–  [ 9 ]  +

gintaras67, 31 марта 2018 г. в 21:51

В очередной раз убедился в талантливости Р.Сильверберга.Может ведь,когда захочет.

Роман “Умирающий изнутри” фантастическим назвать можно только условно.Фантастики в нем-только допущение,что телепатия существует.На деле это хороший образец психологической прозы.Книга будет интересна не только любителям НФ.

В начале романа мы видим сорокалетнего телепата,постепенно теряющего свою силу.История его показана флешбэками и только в конце вырисовывается полная картина.

ГГ Дэвид Селиг с детства обладает даром телепатии.Он может читать мысли другого человека по своему желанию.Тонкий и чувственный Дэвид скорее страдает от своего дара,чем получает преимущество.Особенно ему это мешает в отношениях с женщинами.Дар хорош только для кратковременной связи,но в серьезных отношениях-сильная помеха.Не каждый захочеть знать,что действительно о тебе думает его половина.

Дэвиду противопоставлен прагматичный “истинный ариец” Тед Никвист,тоже телепат.Он не плохой и не хороший.Он просто пользуется своим даром,когда ему это надо, решая свои финансовые и любовные вопросы.

Несмотря на образование,полученное в престижном вузе-Дэвид деградирует,перебивается случайными заработками.Более того,он тостепенно теряет свои способности.ГГ мечется,страдает от этого,но в конце…не буду говорить.Тут мне видиться параллель с кризисом среднего возраста(каждый видит в романе свое),когда мужицкая сила постепенно уходит на убыль.

Основная мысль,мне видится,что человек не может жить без лжи-думает одно,а говорит зачастую другое.Слова-это защитный экран.

Кроме того,в романе представлены эссе о Кафке и древнегреческой драматургии,как работы Дэвида.Что еще раз говорит об эрудиции автора.

Роман написан в начале 70-х,очень отчетливо показаны приметы времени,досталось на орехи и нигг…сори,афроамериканцам(сейчас бы такой номер не прошел).

Что примечально,роман получил спец.приз Кемпбелла за писательское мастерство.Больше этот приз не присуждался никому!

Оценка : 9
«Замок лорда Валентина»
–  [ 9 ]  +

xdma, 09 февраля 2018 г. в 11:25

Роман не понравился. Первая из трех частей романа была прочитана с интересом. Начиная со второй части интерес стал резко уменьшаться. Первое — перевод, начиная со второй части он резко ухудшился, язык произведения полностью изменился, стал гораздо более убогим и примитивным, в тексте встречается огромное количество совершенно дебильных оборотов. Я читал этот роман в электронном виде, автор перевода неизвестен. Может быть это и не перевод виноват, может таков оригинал ?

Следующий недостаток — мир романа. Вначале он вызывает немалый интерес. Это мир огромной планеты, во много раз превышающей размеры планеты Земля. Мир, прибывающий на условно «средневековом» уровне развития, в котором почти утрачены технологии прошлого. И который тысячелетиями мирно и счастливо развивается(!), почему-то оставаясь по факту в том же «средневековом» состоянии. Довольно странная и не совсем понятная система управления успешно поддерживает гармонию на планете. Экосистема планеты тоже впечатляет стабильностью... Автор постоянно подчеркивает гигантские размеры мира и немалую численность населения(всего — 20 миллиардов душ). Вот это — море (или река) протяженностью много тысяч миль, вот тут — рядышком расположены города с населением свыше 10 миллионов каждый, вот — прекрасное здание в милю высотой, и т.д. Имеется в наличии множество рас, проживающих совместно с людьми, в полном мире и гармонии. Исключение — аборигены планеты. История колонизации этой планеты выходцами с Земли тоже насчитывает 14 тысяч лет. Иногда кажется что автор решил вызвать восхищение миром, задавив читателя огромными цифрами... В начале повествования это действительно интригует и я замирал в предвкушении дальнейшего знакомства с этим грандиозным миром. Однако моё знакомство с миром так и не состоялось. ГГ путешествует по миру, собирая вокруг себя разношерстную толпу друзей с очень невразумительными мотивациями. Знакомство с миром тоже какое-то невразумительное, больше основанное на подчеркивании размеров окружающего. Да и в описании мира появляется все больше нелогичного, постепенно переходящего в откровенный бред. Я понимаю что логика автора не обязательно будет понятной каждому читателю, но всему есть свои пределы. Ладно, автор увлёкся гигантоманией и часто заметно несоответствия в размерах всего окружающего — расстояниях, размерах построек, численности населения. Но очень трудно воспринимать серьёзно роман, когда в течении повествовании всё чаще начинают встречаться высокотехнологичные устройства, которые продолжают безотказно работать тысячелетиями без какого либо обслуживания и без намека на источники энергии. Это и «энергомёты» у бродячих жонглеров, рядом с армией вооруженной мечами и копьями; установки для поддержания искусственного климата на немалой части планеты, которые могут включать и выключать все кому ни лень; межпланетные коммуникации на фоне парусных кораблей; огромные комфортабельные повозки на антигравитационных подушках, которых тащат крупные и очень выносливые животные. Эти животные, кстати, были искусственно выведены тысячи лет назад путем генных модификаций...

О более мелких недостатках романа говорить уже и не хочется ...

Очень жаль что автор так и не реализовал идею интересного и грандиозного мира, 5/10 за попытку, увы — неудачную.

Оценка : 5
«Пассажиры»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 20 января 2017 г. в 13:04

Один из самых сильных антифашистских рассказов мировой НФ. Необычайно зло Силверберг высказался о желании людей снять с себя ответственность за совершаемые поступки. Дескать, это не я, это меня заставили, меня мобилизовали, а я не виноват, я ничего не помню, на самом-то деле я хороший...

Оценка : 10
«Ночные крылья»
–  [ 9 ]  +

ilia-ken, 19 июля 2016 г. в 10:55

Читая роман, необходимо делать скидку на год его издания (1969). Многие из изобретений, упоминаемых в книге, воспринимались тогда как нечто далекое от реальности, что придавало произведению Силверберга фантастический антураж. Плюс пришельцы, образы которых, впрочем, почти не запоминаются (в художественном и антропоморфном смысле). Сегодня же фантастическая часть выглядит очевидно слабой. По большому счету, роман превратился в притчу. Возникают и исчезают персонажи, подверженные собственным страстям; неспешно меняются локации — города Рам, Парриш, Иорсалем — тени знакомых городов; даются исторические описания взлета и падения людской цивилизации; однако главным героем был и остается внутренний мир Наблюдателя. Именно он заставляет героя идти паломником в Иорсалем; именно он претерпевает обновление/очищение от скопившейся за годы странствий скверны. И именно он в итоге сохраняет жизнь самому произведению Силверберга. Плоть же героя как нечто второстепенное меняется лишь потому, что это нужно Провидению.

Несмотря на имеющиеся недостатки, роман Силверберга может оказаться глотком воздуха для утопающих в безжизненном пространстве современной фантастики, лишенной человечности в угоду построения холодных, рассудочных, почти научных прогнозов о том, к чему ведет технический прогресс и/или контакт с иным разумом. Именно ЯВЛЕНИЯ (прогресс и контакт) являются сегодня главными персонажами, воплощёнными в новых (сверх)способностях условного индивида, чей внутренний мир, как правило, почему-то ущербен и полон отчужденности. Выражаясь чеховским языком, современная фантастика «человека забыла», а потому возвращение к истокам необходимо, как необходимо очищение для внутреннего мира Наблюдателя.

Оценка : 8
«Человек в лабиринте»
–  [ 9 ]  +

BorodaNeBoroda, 07 ноября 2015 г. в 17:14

Люди, которые за интригующим названием ожидают найти поражающей воображение мир или непредсказуемый сюжет, прочитав роман, останутся с носом. Это одна из тех книг, для которых фантастика — это не цель и не предлог, а всего лишь фон, обертка, при создании которой автор, как мне показалось, особо не заморачивался, многое упрощал и старался не замечать неувязки. Для тех, кто после моих слов брезгливо поморщится и заречется никогда не брать в руки эту книгу, замечу, что высокие рейтинг и средняя оценка, а также множество положительных отзывов здесь ой, как неспроста! Ведь, как и в любой хорошей книге, содержание должно превалировать над формой. Ведь именно ради философского наполнения и было написано это произведение.

Автор рассказывает о человеке, обреченном на пожизненную изоляцию, возненавидевшем все человечество, но, после стольких лет одиночества получившем шанс вернуться к людям. Читая о его сомнениях и страхах, я верил автору больше, чем когда-то верил в Деда Мороза.

Помимо этого автор поднимает извечные вопросы: что есть человек? нужен ли он во Вселенной? заслуживает ли он любви? значит ли что-нибудь человеческая жизнь, когда на кону существование всего человечества и многие другие.

Конечно, если вы знаете все ответы, книга покажется вам до жути банальной. Но если нет, наверняка найдете что-нибудь для себя.

Оценка : 8
«Что-то ужасное вырвалось на волю»
–  [ 9 ]  +

Famagusta, 29 ноября 2014 г. в 07:52

Редкое и для меня приятное сочетание сразу нескольких положений в произведении когда:

Инопланетная цивилизация существует рядом с землянами никак не соприкасаясь, и не воздействуя друг на друга, и лишь случайность приводит к контакту и, предполагаю, в дальнейшем, не подразумевается развитие контакта.

Инопланетянин — мерзкое существо по земным представлениям, но при этом не несет угрозу Земле, и выглядит робким, растерянным и вызывающим симпатию.

В повести нет кучи озабоченных журналистов, пытающихся дозвониться до Белого Отца в Вашингтоне, который только один и может разрулить ситуацию.

Нет секретных агентов, генералов и политиков, истерично предлагающих для спасения земной цивилизации сбросить на инопланетную лягушку как минимум ядерную бомбу.

Есть люди, врачи, космолётчики, в общем-то, случайно вовлеченные в процесс, и не отягощенные, при всей своей занятости и усталости, желанием просто взять и прихлопнуть нечто непонятное мухобойкой.

Не занимаясь пустым философствованием, не устраивая всепланетное шоу, помогают запутавшейся в траве «лягушке» попасть в свое далёкое, но такое родное и прекрасное «болото».

И инопланетянин и люди в повести выглядят реалистично человечными.

Высшую оценку помешало поставит только лишь затянутость отдельных эпизодов.

Оценка : 9
«Приход ночи»
–  [ 9 ]  +

семм, 09 апреля 2013 г. в 21:33

Открывая «Приход ночи», я был уверен, что начинаю читать рассказ, написанный Азимовым в 1941 году. Однако в этом «рассказе» оказалось около 400 страниц, а по обращению к читателю стало ясно, что существует у Айзека соавтор. Что меня вообщем не смутило. О том же, что это роман, созданный через полвека по мотивам одноименного рассказа, я узнал уже по прочтении. В связи с чем чувствую небольшое разочарование. Но некого винить в своей невнимательности, тем более, что данное произведение мне вполне понравилось. Хоть и предпочел бы я все таки оригинальный текст, сделавший Азимова популярным.

Теперь о самом романе. Во первых хочется выразить большую благодарность авторам за то, что все описанные события, происходящие на далекой планете Калгаш, рассказаны ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком, без применения надуманных инопланетных терминов, которые для удобства восприятия заменены аналогичными земными эквивалентами, о чем заранее читателя предупреждают в предисловии. И там же намекают, что все герои совсем не обязательно являются людьми или даже гуманоидами, что снимает все обвинения в ляпах, недоразумениях и наивности героев романа, «звучащие» в некоторых отзывах.

Этот роман о том, что происходит с отдельными личностями и с цивилизацией в целом, когда в мире происходит событие необъяснимое для большинства и пугающее для абсолютно всех. О хрупкости общества, считающегося вполне развитым и цивилизованным. О том насколько общественное мнение, пусть даже совершенно невежественное, сильней голоса горстки людей, несмотря на их просвещенность и научный авторитет. И пусть это событие всего навсего обычное для землянина затмение солнца, оно способно полностью разрушить привычный мир жителей Калгаша, незнающих темноты в своей жизни, которая наступает только раз в 2049 лет.

А что станет с нами если на нашем небосклоне неожиданно взойдут пять солнц, привычных для Калгаша? Кто знает?

Оценка : 9

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+24)»»



⇑ Наверх