Александра Давыдова отзывы

Все отзывы на произведения Александры Давыдовой



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 71

  Страницы: [1] 2 

«Вечер у Вайетов»
–  [ 17 ]  +

taipan, 26 мая 2012 г. в 20:29

«Дождливый вечер в эпоху победившего постмодерна»


XXI век, пригород Лондона, графство Аскот. Пасмурным вечером, в канун грозы, десять человек съезжаются на званый ужин в поместье Кэтрин Вайет. Как ни странно, среди них нет ни ее родственников, ни друзей. Почти нет.

Однако у собравшихся есть общая цель. Все они хотят сыграть в игру.

Единственное, что их, на первый взгляд, связывает – у каждого есть формальная причина умереть. Это более, чем уместно, поскольку ставка в запланированной на вечер игре – жизнь. От которой, надо сказать, весьма сложно избавиться в мире этой повести.

Мир повести «Вечер у Вайетов» пребывает в стагнации. Мир победившего постмодерна, где неприятие резких социальных изменений сталкивается с жаждой ускорения и перемен, олицетворенных «цивилизацией молодых».

Физическая безопасность индивида здесь возведена в абсолют, общественная философия предельно антропоцентрична, даже «бодицентрична», телесна — в прямой пропорции со знакомым «оязычиванием» постмодернистской культуры, в рамках которой мы живем сегодня.

Силовая структура «Служба жизни», олицетворяющая в повести излюбленный конспирологами и публицистами «новый мировой порядок», путем неусыпного контроля, работы широчайшей агентурной сети и старой доброй карательной психиатрии на корню пресекает любые попытки бунта, важнейшей (и знаковой) формой которого здесь является самоубийство.

Мир повести безусловно постапокалиптический, но не в привычной уже читателю эстетике постъядерных пустынь и бункеров, тускло освященных пыльными лампочками. Здесь другое. Здесь сонная оцепенелость, старение и тлен. Растянутое во времени умирание: «…Крыши тянули к ним обломанные руки телевизионных антенн, выли черными ртами из выщербленной черепицы, но всё никак не могли достать небо. Еще не время. Еще чуть-чуть. По стене за спиной Джека змеились трещины, вырастая в паутину, которая опутывала старые дома, сжимала их и превращала в груды обломков. С каждым годом нежилых зданий всё больше. Кто будет волноваться об их сохранности?..»

Это мир, в котором апокалипсис уже произошел, но прихода его никто, кажется, и не заметил. Здешнее время «вывихнуло сустав», но Шекспиров, способных вправить его, производить уже не в состоянии.

Структура повести ризоматична, местами фрагментарна. На первый взгляд, тут нет главного героя. Но если приглядеться — он присутствует повсеместно, он задает тон, он царит и главенствует над нарративом. Имя его — Игра.

Игра, ставшая доминантой культуры новейшего времени, и жизни в целом, во всех ее проявлениях – в политике и коммерции, в отношениях между людьми, в отношениях между мужчиной и женщиной. Реалити-шоу, компьютерные игры, смс-лотереи стали символами нашей эпохи.

У этой Игры, почти по Пелевину, нет имени. Она переменчива. Но ставка в ней – равна жизни.

Какова цена жизни? Что заставляет человека ставить ее на кон, будто стопку обтрепанных купюр?

Роберт Льюис Стивенсон, зачинатель мотива «клуба самоубийц», однажды сказал: «мир скучен для скучных людей».

Пресыщенность, избыточность современной жизни порождают скуку. Скука порождает апатию и равнодушие. Равнодушие, скука толкают общество к поиску новых острых ощущений, к отрицанию опыта предшествующих поколений, к саморазрушению.

Отсюда почти печоринское желание «сыграть на жизнь» – и не ради того, заметим, чтобы выиграть. Просто так, для куражу. Из скуки.

Здесь ярко проступает еще один важнейший мотив повести.

В пресыщенном мире, где телесное преобладает над духовным, а потребление и развлечения, окончательно одержав верх над производством и исканиями, становятся самоцелью – самое время появиться тому, кто в разные эпохи и у разных авторов старается держаться в тени, прикрываясь приличествующей ситуации маской. Его, впрочем, всегда что-то выдает. Красный камзол и петушиное перо на лихой шляпе – у Гёте. Черная голова пуделя на набалдашнике изящной трости – у Булгакова. След раздвоенного копыта в густой балканской грязи – у Павича.

Зло не может оставаться в стороне, наблюдая за обезличиванием человечества, за его скучающей безучастностью. Ведь если человек утрачивает веру в свое доброе, светлое начало, стало быть, отрицает и его темную сторону, отрицает само существование Зла.

Сила, «вечно совершающая благо», не может не вмешаться и на этот раз, оставляя за собой, с некоторой долей понятного тщеславия, председательское кресло и почетное право объявить заседание закрытым.

Жанровая принадлежность повести «Вечер у Вайетов» многогранна. Постмодернистская фантастика? Герметический триллер? Неоготика с киберпанковым привкусом кремния и электричества?

Здесь и грозовые всполохи за высокими ашеровскими окнами. И кафкианская вечеринка с парадоксальными, подчас абсурдистскими диалогами. И, конечно же, аппетитный хруст чайных чашек под зубами Безумного Шляпника…

Психологические портреты героев, их эмоциональные карты поданы в полном соответствии с поэтикой постмодерна. Целостная картина в таком контексте невозможна. Разум-законодатель, в стремлении к завершенности предмета, домысливает и достраивает пробелы, но полученная картина не идентична действительности. Поэтому в попытках уцепиться за прустовское «утраченное время», в дело вступает разум интерпретативный.

Поток памяти, сновидческие блуждания героев – череда нечетких, зыбких, зачастую расплывчатых картин-«флэшбеков». В духе фильмов Тарковского: клочки чувств, фрагменты вещей, голоса и запахи, отдельные лица… Сливаясь в некую фантасмагорию, на наших глазах «раскрепощается» и «воскрешается» истинная природа вещей.

Сны, чувства, воспоминания, интонации, детали…

И, конечно же, книги. Это повесть для тех, кто влюблен в книги. Для тех, кто не представляет своей жизни без Игры. Для тех, кому интересно искать и находить ответы.

В хорошем смысле ностальгический, тонкий текст, отзывающийся и классическими вещами, прочитанными в детстве, и аллюзиями на окружающую действительность, «Вечер у Вайетов» встречает вас неовикторианскими интерьерами, с виду – архаическими и сентиментальными, но под завязку начиненными электроникой и незаметными «гаджетами», готовыми откликнуться на каждое движение гостя-читателя. Исполненными внутренней жизни. Ждущими. Внимательно наблюдающими за читателем.

Как магические кольца героев, безотчетно напоминающие о блужданиях линчевских персонажей по лабиринтам Черного Вигвама, повесть может послужить пропуском туда, куда необходимо возвращаться каждому из нас. Хотя бы изредка. Хоть на короткие мгновения.

Вечное возвращение к самим себе.

Вспоминается Желязны: «такие минуты редки, такие минуты быстротечны, но всегда ярко светят нам, если сумеешь их поймать, измерить, сохранить, и потом, в тяжелые времена, возвращаешься к ним там, в светлых чертогах памяти, на фоне языков пламени...»

«Вечер у Вайетов» ненавязчиво напоминает: даже в мире победившего постмодерна люди остаются людьми. Всякая Игра что-то значит и у каждой свои правила. Но если и есть формальная причина умереть, причин, чтобы жить – всегда больше.

И если вы когда-нибудь окажетесь в том самом месте, где выпивка дешева, а табачный дым густ, и плечистый бармен, начищающий стаканы, сообщит вам взглядом: «Всё тленно», то помните, ответ неизменен: «Всё, но не я».

Оценка : 10
«Не/много магии»
–  [ 15 ]  +

evridik, 09 февраля 2016 г. в 15:16

Знаете, чем хороши авторские сборники? Тем, что ты, читая, слышишь только этого, выбранного тобой автора. Даже если он использует разные жанры и способы донесения до читателя своих идей, это всё равно только он, этот автор, и, ко всему, именно в авторских сборниках хорошо видны манера и стиль авторского письма. То есть если и изучать творчество определённого автора, то только по таким вот вещам. Это как разговор тет-а-тет, когда автор рассказывает свои истории буквально тебе на ухо.

А уж если тебе обещают что-то особенное, ни у кого ранее не встречавшееся, то это ещё один – и немаловажный! – повод купить авторский сборник. Купить и посмотреть, сдержал ли автор обещание насчёт особенного.

Сборник «Не/много магии» Александры Давыдовой необычен в первую очередь тем, что появился на свет с помощью краудфандинга, то есть причастными к его рождению оказались множество людей: читатели и писатели, художники и менеджеры разных площадок, соавторы и старые друзья. Самым счастливым повезло получить свой экземпляр в переплёте, а остальные стали гордыми обладателями электронной версии с личной (!) благодарностью от автора. Где вы ещё такое видели?

А что внутри? Что скрывается под обложкой, на которой потусторонний то ли трамвайчик, то ли паровоз катится по рельсам в одному ему известное никуда?

Внутри рассказы. Они разделены на 5 секций: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Нигде» и «Сказки на ночь». Каждая из секций призвана показать новую сторону людей, мыслей, жизни.

Секция «Вчера» сразу окунает читателя в волшебство авторского стиля, даря головоломку (рассказ «Ниточки и марионетки») и мистику (рассказ «Туманная дорога»). Электрическая магия «Ниточек» загадывает загадки на иностранный манер, рисует некую тайну в отношениях двух семейств, а в конце шарахает читателя молнией прямо в мозг! «Туманная дорога» после «Ниточек» выглядит уютной комнатой. Выполненный в лучших традициях Бэнсона, По и проч., рассказ этот повествует о некоей местности, где когда-то с героем произошли таинственные события. Правда эти события или нет?

Секция «Сегодня» более серьёзная, в ней живут рассказы о том, что рядом. Магия так и плещется на страницах, рождая героев, которые следят за тканью бытия (невесомые «Шестерёнки»), героев, которые встречают прошлое (трагедия в «Вечной мерзлоте»), героев, которые живут по другим принципам (особенные в «Огнях святого Эльма»), героев, которые живут как в последний раз (конец света в «Горячем шоколаде»), героев, которым перепадает немного инопланетной магии в поезде дальнего следования (и немного гипноза в «Экстренном торможении»), героев, которых губит любопытство и трагедия прошлого (привет Титанику в «Принцессе Марии»), героев, которые из детектива окунаются в психологию (жестокая, собственническая «Чистая логика») и героев, которые сталкиваются с врагом в собственном доме (перуанская магия в «Плоском снеге»). В этой секции пересматриваются основополагающие принципы любого цивилизованного общества: дружественность, взаимопонимание, взаимопомощь, – но пересматриваются без нотаций, легко и как будто вскользь, так, что иной раз не понимаешь даже, что тебе о чём-то напоминают. Большая часть рассказов секции оставляет простор для дальнейших дум и этим может ввести в ступор читателя, любящего конкретику.

Секция «Завтра» и правда рассказывает про завтра. Будущее – далёкое и близкого прицела – выглядывает из рассказов и изображает человека во всей красе: дотошного («Фотографировать животных запрещено» и «Puzzle»), добивающегося своей цели («Ньаавэл таннья»), без рисков надевающего чужую шкуру («Придумать получше»), всё понимающего («Чёрный Дворецкий»), бегущего («Посмертный корабль из Сивера»), укрощающего огонь в себе и вокруг («Чёрное пламя и серые крысы»), прозревающего чужую суть («Тьии» и «Огонь под железным небом») и внезапно выросшего над собой («Жукоглазые членистоногие и слабые людишки»). Это серьёзные рассказы, часть из которых по-прежнему (авторский стиль!) напоминают головоломку с известными исходными данными и результатами, но без промежуточных сведений. Складывать из исходных данных и результатов эти самые сведения подчас интереснее, чем идти дальше.

Секция «Нигде» представлена тремя рассказами такой мощи, что она видится мне лучшей во всём сборнике. Вот факты: наркотическая «Кемь» рисует как будто контрабандистов и предателей, а на самом деле – ту самую волшебную (коварно волшебную!) пыль, что даёт лица; «В чашке мёда» можно утонуть, как в лучших светлых рассказах Рэя Брэдбери, это «Вино из одуванчиков» в видении Льюиса Кэрролла; ошеломительный «К вопросу о сваях» (написанный в соавторстве с Максимом Тихомировым, кстати) даёт новый шанс маленьким сердцам. Этот последний рассказ и жёсток, и притягателен: фантазия соавторов нарисовала все стороны смерти и посмертия (а не только одну, как это обычно бывает), заставила поверить сперва в злые намерения, а потом – в добрые, перевернула всё с ног на голову одними только образами закладных и ходящих домов, потом дала отдышаться – и разрешила сомневаться по новой. Нет, такой рассказ может жить только в секции «Нигде»!

«Сказки на ночь» подсвечивают все остальные секции добрым огнём свечи на ночном столике, лунным светом из полузашторенного окна, укутывают мягкой тьмой и в то же время – непредсказуемой прелестью детства. Небольшие истории, пронизанные понимание того, что детство, ребёнок, его безграничная, порой странная фантазия – бесценны, составляют эту секцию и напоминают о том, что автор любит поговорить не только со взрослыми. Здесь найдётся сказка для каждого: реалистичная ли («Бригитта готовит торт» и «Сказка про альпинистов»), предпраздничная ли («Сказка… о ком?»), мистическая («Три сказки про аэроотель» и «Сказка про ночь») или самая что ни на есть магическая («Бумажные сны», «Пропавшее солнце», «Про дома и улицы» и «Медузы и морские звёзды»). Добрая-добрая секция завершает сборник и оставляет после себя невероятно волшебное послевкусие.

Итак, что же вышло у Александры Давыдовой в сборнике «Не/много магии»? Прежде всего – вышло показать, что за писатель она есть, какие приёмы использует, чтобы зачаровать читателя. Второе – что она действительно умеет создавать невесомые истории, которые одновременно и магичны, и реалистичны. Третье – что она, если обещает магию, обещание своё держит.

«Не/много магии» смело можно рекомендовать тем, кто ищет светлых рассказов, тем, кто хочет услышать и узнать автора поближе, а также тем, кто верит, что магия существует.

Хотя насчёт мухоморов я всё ещё сомневаюсь!

+8

Оценка : 8
«Zарисовка О»
–  [ 15 ]  +

Somesin, 24 апреля 2014 г. в 21:52

Фантастический метод сопутствует литературе с ранних дней, порождая то эпопеи, то великолепные новеллы и рассказы. Фантастика бывает самой разной – от фантасмагорических грез и до строгих построений твердой НФ, от поэтической фэнтези и до чопорной строгости стимпанка.

Фантастика невероятно многогранна, и что более важно сегодня для нас, — имеет фрактальные очертания границ.

100 лучших микрорассказов в разнообразных стилистиках фантастического включает антология сверхмалой фантастической прозы «Zарисовка О».

Кажущаяся простота работы фантастическим методом – в возможности произвольно допускать что угодно, от множественных миров до мучительной гибели того единственного, который знаем мы сейчас, от существования бессмертных и до эволюции целых вселенных в пределах одного-единственного атома. Любой каприз воображения, любой порыв необузданной авторской фантазии – все доступно, все возможно, все оказывается на расстоянии вытянутой руки!..

Сложность работы фантаста – в неукоснительной, предопределенной самим методом отдаленности и отчужденности людей и событий, изображенных в тексте, для читателя. Ну, шестиногий серафим, ну, слон, парящий на ушах… бывает. Достучаться до читателя фантасту трудно вдвойне; это если задача поставлена именно достучаться, а не отвлечь и развлечь штампованными серийными грезами про попаданцев и прочих супергероев. А что до формальной новизны, призванной изумлять и поражать неоперившиеся умы, так уж легче вспомнить расхожую штуку про батальон обезьян за печатными машинками, которые даже «Войну и мир» настучат без ошибок, дай только срок. И ведь фантастов-то далеко не батальон, а много, много больше, особенно же если учесть разнообразных начинающих и подражающих. Не так уж много шансов, чтобы хоть краем плуга да не разворотили. Да и то сказать: даже если удастся добиться оригинальности, насколько впечатлит она тех, кто видел бесконечные потоки кино и телефильмов, продуцирующих и демонстрирующих убедительнейшие иллюзии ад инфинитум.

А теперь возьмем все это скопление сложных обстоятельств и умножим во много раз… сократив объем до совсем крошечного. Попробуй уложить в скудные и экономные две тысячи знаков и мир, и человека, и историю! А перед нами – сотня таких срезов прозы, крошечных осколков, представляющих собой поистине фрактальную копию всея фантастики, уменьшенную в пропорции.

В антологии можно найти все, что угодно – и небольшие рассказы о роботах, вплоть до бредбериевских по интонации, и зарисовки, нацеленные в человеческие чувства читающего, и махровая фэнтези, и фантасмагорические, сюрреалистические зарисовки.

И большинство из них, кроме яркости и пестроты фантастического допущения, поражают еще и внезапным, неожиданным разрешением.

Вот миниатюры, построенные на приеме недооткрытости, когда все происходит, как есть, и только в конце, прямым пояснением ли, или прозрачной, понятной фразой-намеком все расставляется по местам, переменяя акценты, обдирая привычные клише, которые ухватистая фантазия уже намостила было в твое понимание текста.

И иногда, вот как с работой Юлии Ткачевой «Новенькая», понимание сущности происходящего придает прочитанному привкус не просто трагичности, но бесповоротной окончательности мира, существующего именно так. Встретившись с подобным жгучим полновесным лаконизмом бытия, остаешься сидеть, в изумлении качая головой.

Немало миниатюр, развивающихся до последнего, и уже с ударной последней фразой опрокидывающие вроде бы нарисованную картину – тут уже высший пилотаж сверхкороткого сюжета.

Такова «Вместе и навсегда» Федора Береснева: вроде бы не новая идея про восстанавливаемость человеческой плоти, про мир, где невозможно умереть. Эту тему развивали многие, но тут не развитие, а именно решающая, анизотропная перипетия. Одна маленькая, непредсказуемая в принципе ошибка – и юный задор заодно с молодеческой удалью оборачиваются настоящей катастрофой.

Или сразу две истории про жизнь на одиноких отдаленных мирах, и одиночество, и нестерпимую яркость мечты о родной Земле: «Правила возвращения» Ольги Дорофеевой и «Навестить Палыча» Натальи Васильевой, в которых сразу сочетаются оба подхода.

Или вот – странная, с терпким привкусом горечи и страха легенда Юрия Некрасова «У солдата есть ружье», в которой, наоборот, все понятно, в общем-то, едва ли не сразу, но за каждым шагом несгибаемого солдата следишь, сочувствуя, сопереживая…

Сотня сверкающих кристаллов, каждый из которых непохож на другие, сотня окон, отворенных из нашего мира в другие, более светлые или совершенно мрачные, загадочные или пронзительные в понятности и близости, многолюдные или беспредельно одинокие.

Яркий скол фантастики. Граненый, блестящий фрагмент, принадлежащий бесконечному миру человеческой фантазии.

Незабываемое чтение для каждого.

Оценка : 10
«Вечер у Вайетов»
–  [ 13 ]  +

iwan-san, 05 февраля 2013 г. в 15:01

Повести публикуются обычно в составе авторских сборников, антологий или в журналах. Отдельной книгой куда реже. Эта повесть вышла. Называется «Вечер у Вайетов». Она читается за вечер. И там есть Ваейты.

Структура произведения достаточно понятная: 10 глав и 10 героев, в каждой главе раскрывается один герой и автор (а следовательно и повествование) делает на нем акцент. Тут и отвлечения на сны, и на флешбэки, и «крупные планы», а итогом — характерный персонаж.

Здесь много отсылок и пересечений с различными произведениями и авторами. Первым упомянем Стивенсона и его цикл «Клуб самоубийц» («The Suicide Club»). В повести Александры Давыдовой в центре повествования тоже клуб самоубийц, члены которого собираются время от времени и выбирают «счастливчика». Позволю себе капитанский спойлер: до конца книги доживут не все.

Автор использует следующие приемы классического детектива:

— «тайна запертой комнаты». Загадка заключается в том, что после совершения убийства у преступника нет никакой возможности выйти из комнаты, в которой, собственно, и было совершено преступление.

— «феномен преступления». Что же мы знаем про него? «Феномен всегда привлекал драматических писателей хотя бы тем, что преступление создавало крайнюю ситуацию, позволяющую не только обнаружить со всей очевидностью тот или иной конфликт, но и показать характер героев, их спрятанные в повседневности импульсы, психические состояния и т. д. Преступление в драме часто выполняет роль катализатора действия, по сути, является и стимулом, и существом драмы». (©Янина Маркулан).

Немного о мире: постмодерн, Англия, Лондон, викторианский антураж дома. Темно и объемно, такая давящая солидность толстых английских штор.

Главной ценностью в этом мире считается человеческая жизнь. Но ей-ей, скучно же дома на печи сидеть, считаю я. Автор считает видимо так же и чуть ли не на первой странице одна из героинь мчится по автобану на мотоцикле с высокой скоростью и стремлением поспеть на свидание с отбойником у дороги.

Я ловлю себя на мысли, что мир в целом похож на Лондон. И не потому что именно в этом городе происходит все действие. Дождливость, пасмурность, отблески в темноте. Все это мне напоминает Петербург (и соответственно Лондон). Близко и одновременно далеко.

В этом мире сочетаются прошлое, настоящее и возможное будущее того, где мы живем. Брусчатка, сделанная под старину; нетбуки; пока еще фантастическая медицинская помощь. Часть тебя находится внутри, так как это твое; другая — снаружи, ведь ты никогда не примешь такое; а третья еще не решила куда ей податься. И на протяжении всей книги подобные сочетания постоянны в разных местах: оценка добра и зла в мире; нужности и зависимости; логичности, случайности и предопределенности.

О положительном:

Яркие насыщенные герои, никакой шаблонности и схематичности даже у второстепенных персонажей. Много действия, драйва, событий и эмоций.

О недостатках:

— я уже не раз писал, что являюсь большим любителем циклов и сериалов. Прописан мир, герои, атмосфера и дальше в каждой последующей книге развивается действие. Если бы «Вечер у Вайетов» были дополнением к большому циклу, как, к примеру, повесть «Подарки к Зимнепразднику» Буджолд из Барраярского цикла, то все было бы отлично, и Ваня в рецензии рассыпался бы в восторгах. К сожалению, это пока единственное произведение данного мира (это такой ненавязчивый намек автору).

— с первого раза непросто удавалось уследить за многообразием характеров персонажей и это одна из причин, по которой я прочитал второй и третий раз;

— после того, как я в самом конце узнал, что «убийца дворецкий» — стали по другому понятна мотивация поступков некоторых персонажей и это еще одна из причин, по которой я перечитывал повесть.

Резюме:

Читателям — читать.

Автору — писать про мир.

Ване — читать больше классики, чтобы он понимал различные отсылки в современных произведениях.

Оценка : 10
«Бестиарий. Книга странных существ»
–  [ 12 ]  +

Buhrun, 26 марта 2017 г. в 22:16

Книга по имени «Интерес»:

— для любого читателя найдется своя история

— разнообразии качественных авторов

— срез писателей поколения Интернет-2010-ые

— любовно задуманная и собранная

— сквозная постмодернистская игла, сшивающая Бестиарий и «Бестиарий»

— милые и уместные иллюстрации

— игра с читателем

— честная бумага и электронка

— собрана на средства всех желающих увидеть ее книгой

— добрая и жестокая

Оценка : 8
«Ростов. Лабиринт»
–  [ 11 ]  +

Anahitta, 08 июля 2013 г. в 15:55

После «Маруси» зареклась читать «Этногенез», но книгу о хорошо знакомом городе не смогла обойти вниманием. Так и есть, ростовского колорита здесь с избытком. Маршруты передвижения по улицам города показаны с точностью GPS-навигатора. Описано самое большое в Европе кладбище, упомянуты многострадальные планы метро, которое то собираются строить, то не собираются… В общем, книжка как яркий местный сувенир, памятный с детства «Дед Щукарь на завалинке».

Что касается собственно повествования, то, да, местами напоминало «Марусю». Демон, например, чем-то смахивает на снежного человека из «Маруси-2». Ну, точно, одна из соавторов приложила руку и к «Марусе».

Чтобы не заморачиваться с сюжетом любовной линии, писательницы обратились к Шекспиру. В истории современных Монтекки и Капулетти есть даже несчастный Меркуцио, не хватает только кормилицы, но ее вполне замещает дедушка. Второй очевидный отсыл — «Назад в будущее».

Книжка легкая, динамичная, но без особых откровений. Впрочем, от «Этногенеза» шедевров никто не ждет.

Язык простой, поначалу казался журналистским. Изредка попадаются милые сентенции вроде: «Голуби известны своей любовью к созерцанию и философским настроем».

Из откровенных ляпов. После насыщенных событиями воскресного дня и вечера 5 октября 2012 года (эта дата подчеркивается особо) наступает «утро понедельника». Открываем календарь на прошлый год: 5 октября приходится на пятницу (!), за которой логично следует суббота. Простите, но даже в Ростове-на-Дону со всем его своеобразием не только время московское, но и календарь общепринятый. Но что самое странное, в последней главе 5 октября 2013 г. упоминается как суббота, совершенно верно.

Из несомненных плюсов только местный колорит и атмосфера, но это мое пристрастное мнение.

Оценка : 6
«Вечер у Вайетов»
–  [ 10 ]  +

Kons, 14 октября 2014 г. в 21:53

Предыдущие авторы рецензий довольно полно анализировали произведение, поэтому остановлюсь на впечатлениях.

Первая ассоциация, которая возникла в голове, при прочтении романа — «Влюбленный дьявол» Жака Казота. Короткий роман о дьяволе, который решил пожить среди людей...

Эта история также о дьяволе среди людей. Но теперь нам представлена история из будущего, где дьявол играет в игры людей.

Задумка автора весьма оригинальна и по сюжету и по миру, в котором обитают герои. Но как у многих представителей «цветной» волны изящные игры с сюжетом и словами, красивости описания мира все это ни к чему, не ведет ни к какому развитию сюжета. И мы имеем разбег на рубль, а результат ... Придумали, создали, а что делать с этим миром и героями не знаем, зачем мы все это наворотили. И тут вступает в действие его величество «постмодернизм», а давайте как-нибудь вывернемся и дальше читатель сам выискивает смысл. То есть автор долго выстраивает «красоты» своего мира, а потом пытается разрешить все проблемы за десяток страниц.

Основная проблема — зачем вообще написано произведение. Нет некой сюжетообразующей цели. Фантастика должна звать во ВТУЗы, или фэнтези рассказывать о борьбе добра со злом. А тут одни вопросы...

Оригинальность чувствуется, но это «игра в бисер» без конца, а потому не все могут уловить всех хитросплетений игры.

Оценка : 6
«Вечная мерзлота»
–  [ 9 ]  +

Heckel, 26 ноября 2014 г. в 21:55

В тай-цзи есть такое понятие «кань-цуи», что, если я ничего не путаю, означает «металл, обернутый в вату». Ну, приблизительно. Я весьма далёк от того, чтобы судить прозу по гендерному принципу, но всё же очень ценю в ужасах, когда внешне мягкое, округлое, плавное и податливое — пробивает, словно пуля. Внешнее встречается довольно часто (я сейчас вывожу за скобки всякие соображения вроде увлекательности, «живых» персонажей и прочие правила написания рассказов/повестей/романов), а вот внутреннее — куда реже. В данном случае, у автора всё получилось. На все сто. С «Принцессой..» в этом смысле похуже, кмк, оттого и оценка моя ниже. В любом случае, большое спасибо Александре за рассказы. Они не только украсили антологию, но и подтвердили кое-какие наблюдения.)

Оценка : 9
«Zарисовка О»
–  [ 8 ]  +

Sawwin, 24 января 2015 г. в 07:39

Антология фантастического микрорассказа в нашей реальности ещё очень редкое явление и должно всячески приветствоваться. И хотя большинство рассказов литературными достоинствами не блещет, оценка сборнику выставлена высокая, ориентируясь не на среднее арифметическое, а на лучшие образцы.

Прекрасна идея сделать сборник перевёртышем, причём сформатированным в виде гребёнки, так чтобы «тёмные» и «светлые» рассказы взаимопроникали друг в друга. Хороша и мысль «тёмные» рассказы печатать на затемнённых страницах. К сожалению, как всегда, благие намерения разбились о прозу жизни: в типографии книгу испортили, так что вместо чёрно-белой она получилась грязной. А ведь оценка книги включает не только её содержание, но и внешний вид.

Но в любом случае, я рад выходу этой книги и поздравляю счастливчиков, сумевших её приобрести.

Оценка : 8
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 7 ]  +

SHWY, 17 февраля 2020 г. в 10:52

Неужели так оскудела наша земля талантами, раз это произведение назвали лучшими отечественным рассказом (или повестью)? Любительская по исполнению вещь, в которой для меня остались ещё и некоторые вопросы — как они добывали ДНК зарубежных знаменитостей (да и наших тоже)? Можно было хоть какие-то намёки дать. Высоких рейтингов можно добиться только чудовищным эпатажем? Я не специалист по рекламе, но если так, жаль это общество будущего. Использование автором грубых выражений в тексте от первого лица из той же серии? В общем, приходишь к выводу, что, перефразируя известный афоризм, для взрослых надо писать как для детей, только хуже.

Оценка : 6
«"Я не умею писать стихов и не знаю точно, как..."»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 24 октября 2016 г. в 21:50

Странный текст, почти прозаический, но бьётся в нём ритмический пульс. И когда читатель начинает думать, что перед ним белый стих, вдруг, как укол, неоправданная, неожиданная, но точно рассчитанная рифма. Одна. А потом также — вторая через полторы длинных строчки.

Дальше читаешь с опаской, понимая, что автор играет с тобой в игру по своим правилам, с которыми не посчитал нужным тебя ознакомить. Но он-то их знает и следует им неукоснительно.

Это не мои стихи, игры такого рода не доставляют мне радости, но оценить профессионализм автора, постулировавшего: «Я не умею писать стихов», я сумел, в чём и признаюсь.

Оценка : 7
«Вечная мерзлота»
–  [ 7 ]  +

NikolaSu, 12 марта 2015 г. в 06:37

Очень атмосферно, очень ярко, очень психологично и правдиво.

Сначала интересно, потом жутковато.

Не миновал книгу основной минус мистических рассказов (ИМХО) — объяснение феномена описано скомкано и невнятно.

Оценка : 9
«Ниточки и марионетки»
–  [ 7 ]  +

jansson, 16 октября 2014 г. в 22:03

«Ниточки и марионетки» — атмосферный мистический триллер с детективными вкраплениями. Описание механических лошадок и электрических сетей сменяются алхимическим посвящением и мертвыми птицами. Читать было не просто интересно — аж дух захватывало от каждого следующего шага. Концовка удивила, отчасти потому как повествование выстроено таким образом, что делать свои собственные предположения не хочется, гораздо приятнее плыть по течению сюжета. Всего за 20 страниц автору удалось обрисовать целый мир со своими особенностями, в котором есть место и науке (все эти лошадки и разряды), и леденящим кровь ритуалам; за руку читателя ведет молодая девушка, которой не повезло оказаться в самой гуще загадочных происшествий, которые легко принять за простое издевательство. Не удивлюсь, если это один из самых достойных рассказов в сборнике ;)

Оценка : 6
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 18 февраля 2020 г. в 00:00

Дерзкий, в чем-то даже провокационный рассказ. Который, увы, за эпатажной формой так и не смог показать достойного содержания. Мир обозначен лишь штрихами, техническая часть истории намеренно остается за кадром, некоторые сюжетные вопросы не предполагают ответов. Вот и остается в остатке нагловатая (продукт своего времени) героиня, эпатаж и скрытая во втором смысловом слое грусть и злая ирония (доводящая до абсурда ряд пороков общества потребления, пускай и в рамках весьма узко очерченной темы).

Оценка : 6
«Третья смена»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 29 октября 2019 г. в 13:22

Я не знаю, что и думать об этом рассказе. Я вообще очень люблю зомби-тематику, но данный рассказ произвел на меня впечатление... честно говоря, никакого впечатления он на меня не произвел. Он не показался мне плохим или отталкивающим, но и интересным или увлекшим чем-нибудь — тоже. Зомби на заводе хотя вроде бы и объяснены, но кажутся как-то не к месту, герои, не смотря на опасность, в которой они оказались, сопереживания особого не вызывают. Совсем немного не хватает, чтобы рассказ зацепил, но чего именно — не понятно.

Думаю, дело в том что зомби можно достаточно просто убрать из истории и заменить чем-то другим, и в итоге ничего не измениться. За парочкой героев, оказавшихся не в то время не в том месте, могли бы с тем же успехом гнаться бандиты с ломиками, которых застали за чем-то противозаконным. При этом жути рассказу можно было бы прибавить, если бы из двух героев (знакомых между собой, может даже дружащих), выжил только один, каким-то образом вернулся бы на завод в ночную смену и обнаружил бы второго среди работников-зомби. А может даже был бы вынужден жить под угрозой оказаться среди них, если раскроет секрет.

Оценка : 5
«К вопросу о сваях»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 18 февраля 2016 г. в 12:47

Когда количество не то что прочитанных, а одних только оценённых здесь, на FantLab'е, произведений приближается к двум с половиной тысячам, прочитать произведение, которое по-настоящему удивит или поразит, становится довольно сложно. Вот и про этот рассказ я не могу сказать, что он меня прям удивил, или тем более поразил, но для определения впечатлений от чтения можно подобрать другое слово — пробрало. Или даже скорее — продрало. Морозом по коже. Много я читал разного — и страшного, и шокирующего, и необычного, но начальная сцена рассказа — это что-то! Впечатлило настолько, что мне аж сон страшный приснился про этот самый мир свай. Да и в целом от рассказа осталось жутковатое впечатление. Будучи историком по образованию я был в курсе, конечно, что во многих культурах практиковались человеческие жертвоприношения при начале строительства, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с целой индустрией превращения детей в одушевлённые дома сталкиваюсь впервые. Причём жуть берёт не от самой идеи, и не от того, что всё это поставлено «на поток», а от того, что главный герой, узнав правду, смог это не только понять, но и принять, утрясти в голове. Я вот до сих пор под впечатлением! И пусть для детей (которые, исходя из текста, вроде бы все с различными отклонениями и мутациями рождаются после давней ядерной катастрофы) это новая форма существования, практически бессмертие, но это ведь всё равно ни в чём не повинные дети!

Рассказ рекомендуется к прочтению всем, кто любит нестандартную фантастику. Не могу гарантировать, что он вам понравится, но уж равнодушным не оставит точно. Сильная работа. Поставил бы 9 баллов, но, с учётом начальной сцены, оцениваю по максимуму.

Оценка : 10
«К вопросу о сваях»
–  [ 5 ]  +

aiva79, 07 февраля 2016 г. в 11:29

У авторов данного рассказа с чем с чем, а с фантазией точно все отлично. Очень необычная история, непривычный для нас мир со своим пониманием этических и моральных норм. Читать интересно.

Но у меня после прочтения все-таки осталось неприятное послевкусие, даже немного тошнотворное состояние, от которого я кстати не могу избавиться и сейчас. Причина его возникновения связано с тем, что авторы «сыграли» не на тех эмоциях, во-первых, основывая сюжет на использовании детей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в качестве строительного материала
в прямом смысле этого слова, а во-вторых, делая из главного героя полного дурака в части личных отношений. Все это крайне мерзко и даже получив объяснения происходящему, я не поменяла своего негативного отношения.

Кроме того, мне вспомнилась всем известная пословица: «Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына» — которая благодаря авторам для меня приобрела двоякий смысл.

В общем, в итоге хочу сказать, что вряд ли я одна такая ранимая, поэтому, если кто возьмется за чтение, то не принимайте все так близко к сердцу, это всего лишь авторский вымысел.

Оценка : 6
«Особенные»
–  [ 5 ]  +

IPSE2007, 30 июля 2014 г. в 00:43

       Пока я читал этот рассказ, меня не оставляло чувство, будто я читаю первую часть повести или даже романа. В конце рассказа это чувство получило косвенное подтверждение. Извиняясь за полное незнакомство с творчеством А.Давыдовой и С.Онищука не знаю, было ли продолжено повествование в дальнейших сочинениях. Фантлаб так же по этому поводу молчит.

        Рассказ построен как воспоминания главгера о своих университетах. Об обучении в особой правительственной школе. Не буду спойлерить, т.к. кроме художественного описания обучения и своеобразного «экзамена» в рассказе нет ничего. Все вопросы открыты, сюжетные нити брошены, намеки так и остались намеками. Прочитав десять страниц, не оставляет ощущение, что до конца произведения еще страниц триста. Ан нет! Всего десять! Десять страниц текста и много вопросов. Для чего эта школа? Как отбирали учеников? Как учили? Что главгер будет делать дальше?

        Надеюсь, что когда-нибудь авторы допишут свое творение, а пока нам остается размышлять на тему: «Автор хотел сказать.»

Оценка : 6
«Чёрный Дворецкий»
–  [ 5 ]  +

Silvester, 23 июня 2011 г. в 17:08

Саше удалось в произведении совместить какую-то очень английскую нуарность и мистическую атмосферность с вполне себе «твёрдым» фантдопущением, поэтому в плане жанровых характеристик рассказ получился достаточно любопытным. Образы девочки и главного героя очень «выпуклые» и живые, картина мира и сюжет — всё великолепно сочетается и делает рассказ одним из лучших в сборнике, по крайней мере в НФ-разделе.

Оценка : 10
«Битва за Лукоморье»
–  [ 4 ]  +

Marindima79, 14 июня 2023 г. в 10:17

Настоящий шедевр в жанре «славянского фэнтези». Сказать, что я был приятно удивлен, не описать словами. Эта книга как свежий воздух. Ни разу не пожалел, что потратил время на прочтение. Это одна из немногих книг, которую хочется держать на полке в бумажном виде и не раз возвращаться к ней. Все истории взаимосвязаны друг с другом, сюжет динамичен, не оторвешься. Оригинально поданы многие известные персонажи из русского эпоса и сказок. Отдельное спасибо автору иллюстраций, художнику. Советую ознакомиться с его альбомом работ. Собственно сама книга была создана по мотивам его творчества. А главное, с какой любовью и бережностью коллектив творцов относится к символам «русского духа». Давно такого не было. Замечу, что хорошая книга, как и хорошее вино, обладает ярким и приятным послевкусием. Спасибо громадное за позитив. Обязательно буду следить за продолжением.

Оценка : 10
«Puzzle»
–  [ 4 ]  +

hemmelig, 18 ноября 2016 г. в 22:18

Меня трудно назвать сентиментальной или впечатлительной. Тем более сложно «зацепить» рассказом размером не больше десяти страниц. Но этот смог прикоснуться к самой глубине (души, разума, сознания; нужное подчеркнуть).

Есть такие литературные произведения, о которых думаешь: «Его мог бы написать я, если бы умел хорошо писать». Для меня этот рассказ стал таким. Может, дело в любви к сладкому или в склонности к собиранию паззлов, как у довольно многих людей, но я не могла оторвать взгляда от строчек, пока читала (из-за этого проехала нужную остановку автобуса). В каждом предложении, в каждой фразе чувствовалось что-то невероятно близкое, похожее на собственные мысли, не желающее отпускать.

Для кого-то этот рассказ покажется обыкновенным и не примечательным, но ознакомиться с ним будет не лишним.

Оценка : 10
«Zарисовка О»
–  [ 4 ]  +

olpo70, 28 января 2016 г. в 17:54

Сто процентная,заслуженная десятка.И хотя подавляющее большинство рассказов мне не понравилось,антология получилась.Смесь всех стилей и жанров существующих в мире фантастики не дает скучать.Малая форма рассказов способствует тому,что плохие рассказы заканчиваются быстро и не портят общего впечатления.Не буду выделять ни плохих,ни хороших рассказов-это определит для себя каждый прочитавший данную антологию.Но прочитать её стоит несомненно.Настоятельно рекомендую.

Очень понравилась идея оформления книги.Сделать перевертыш с темной и светлой стороной-класс!!!!!.Спасибо составителю за проделанную работу,которая достойна всяческих похвал.

Оценка : 10
«Огонь под железным небом»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 07 декабря 2015 г. в 10:49

Сразу хочу предупредить, что я не являюсь поклонником стимпанка и, более того, читал всего пару-тройку произведений в этом жанре. Так что я оценивал я этот рассказ без привязки к жанру и его особенностям. В классификаторе вообще «таймпанк» указан, но это для меня вообще зверь неведомый. Но рассказ, тем не менее, понравился. Чего не отнять у рассказов Врочека, так это кинематографичности! В очередной раз приходится признать: прочитал — как короткометражку с хорошей графикой посмотрел. Получилась короткометражка в декорациях стимпанка хорошей — и смог от заводов присутствует, и полутёмные трущобы, и жители в масках-противогазах, даже цеппелины — куда ж без них! =))) — плывущие в небе, «словно стаи серых китов», есть. И вообще, получилось в меру стим, в меру панк, и со смыслом в то же время. Проще говоря — понравилось.

Оценка : 8
«К вопросу о сваях»
–  [ 4 ]  +

Гиленур, 25 декабря 2014 г. в 01:23

Рассказ пока самый запомнившийся из прочитанных.За вроде обычном текстом скрывается настолько глубокая моральная составляющая,тут лично моё мнение,что почему то читал этот рассказ на сильном внутреннем эмоциональном фоне.Вывод:поначалу считал,что неплох бы написать о этих событиях целую книгу,но в конце пришёл к выводу что рассказ самодостаточен и не требует каких-либо дополнений.

Оценка : 10
«Третья смена»
–  [ 4 ]  +

ii00429935, 03 декабря 2013 г. в 22:37

Рассказ начинается довольно бойко и интригующие. Мне всегда нравились истории, где мистика вторгается в привычный нам мир и герои узнаваемы. В «Третьей смене» таких двое — аспирант, которого тиранит научный руководитель, и молодой рабочий, у которого похожие проблемы с женой.

Но в целом, увы, рассказ моих ожиданий не оправдал. Все это не очень смешно и вовсе не страшно. Насчёт появления зомби на вертолётном заводе можно, конечно, строить догадки (автор здесь хранит молчание), но что-то не хочется. Действие «Третьей смены» отнесено к советским временам, но что это по существу добавляет к рассказу? Липовых научных работ сейчас на порядок больше. Ну а про аномальную зону на фабрике лучше почитать «Спасите Галю!» Кира Булычева.

Оценка : 6
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 3 ]  +

volodihin, 05 декабря 2020 г. в 14:45

Очень и очень жизненно. У нас уже строили писательские карьеры не на текстах, а на выкрутасах авторов текстов, и называлось это «концептуализм», не к ночи будь помянут. Ну, пошло на новый виток с хорошим заходом в ближайшее будущее... Рассказ драйвовый, с правильно расставленными тонкими намеками на «толстые обстоятельства» книжного бизнеса. Концовка, правда, не очень внятная, но картина самой ситуации, поданная через гипертрофированное изображение реальности и перенос ее чуть вперед, буквально завораживает...

Оценка : 7
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 3 ]  +

Heiress, 19 марта 2020 г. в 19:57

Какой же злободневный рассказ... И видно, что написано с пониманием ситуации «изнутри», так сказать. От этого особенно цепляет и становится грустно. Классно, спасибо авторам.

Оценка : 10
«Вечер у Вайетов»
–  [ 3 ]  +

darkseed, 01 марта 2019 г. в 19:12

Прекрасно написанная книга, но, по сути, — ни о чём. Вернее, не для всех. Не для меня, точно.

Сюжетно — о таком странном Клубе самоубийц, которым управляет то ли дьявол, то ли хрен с горы. Мир прописан слабо. И, при этом, нелогичен. Относительно недалёкое будущее после какой-то Катастрофы, о которой нам тоже не скажут. Но атмосфера в романе есть. Нуар, смешанный с декадансом и приправленный постмодом. Книга-игра, книга об игре. Причем и игры-то той в книге тоже не много. Буквально в конце пару раз раскидывают карты и избавляются от проигравших. Остальной объём книги занят описанием каждого из персонажей, его предысторией и его снами. Всё это складывает в некую картину, но не всякий поймёт в какую.

В общем, спасает этот роман (повесть) то, что написано очень хорошо.

Оценка : 6
«Тропа Мёбиуса»
–  [ 3 ]  +

Zlata.24, 27 февраля 2019 г. в 21:37

Далекое будущее. Где-то на планете Мечта, которая по условиям обитания максимально напоминает матушку Землю, проходят необычные соревнования бегунов. Ну это для нас необычные. Вынуждена признаться, что перечитывала строки по несколько раз, пытаясь настроиться на волну фантазии автора и погрузиться в непонятный для нас мир будущего: улучшенные органы, биопротезы, вода с электролитами, проверка в зеленой и красных зонах...

Но в любом мире совершенно понятны чувства героя: стремление победить (не из-за амбиций, а из чистого упорства), любовь к ближнему (у героя таким оказался дед, взявшийся тренировать внука), добрые воспоминания из детства, совсем не радужные — о жене, бросившей его ради лучшей жизни на другой планете, — всё это, так или иначе, помогает герою во время его забега. Вот из-за этой душевной атмосферы, думаю, рассказ попал в финал Книги года.

Остались вопросы по сюжету: в самом начале, когда речь зашла о цвете экипировки — синий, фиолетовый, оранжевый, красный — мелькнула мысль о радуге, думала, так автор преподнесет нам саму Тропу для бегунов. Но больше об этом не говорилось. И фраза: «Бегунов было совсем немного, около сотни. По семь от каждой компании» кардинально поменяла мои предположения. Т.е. компаний — 14-15, и у каждой свой цвет? А-а, поняла: по 7 от каждой компании, т.е. количество компаний не важно, каждая выставляет по одному на каждый цвет радуги... Фиолетовый — самый упрощенный вариант дорожки, красный — самый сложный. И все же, либо я зациклилась на деталях, либо мне просто не хватило описания правил состязаний.

В целом же, — вполне достойный рассказ о возможном будущем.

Оценка : 8
«Бестиарий. Книга странных существ»
–  [ 3 ]  +

_Y_, 09 января 2019 г. в 23:36

Сначала абзац оффтопа. Многие тексты этого сборника я уже читал — пару лет назад, кажется. Тогда они на конкурсе играли и оценки я, соответственно, расставил конкурсные. А недавно, наконец попал мне в руки сборник в бумажном виде. И я занялся получением удовольствия. Опять читаю, и опять ставлю оценки. Совсем другие, новые. Понятно, что разброс меньше – на конкурсе рассказы ранжировал по отношению друг к другу. Но ведь и впечатление совсем другое. Наверное потому, что читаю не лавиной (успеть бы, только бы успеть!), а понемногу, именно для удовольствия. Ещё одно подтверждение (экспериментальное) того, что конкурсные оценки в ФЛ карточках неуместны.

Теперь о сборнике. Люблю микрорассказы… и сборник не то, что не разочаровал, а восхитил. Не особо понравившихся текстов очень мало, да и те, наверное, не плохи, а просто не мои. Ну и, наверное, лёг сборник в строку потому, что я люблю именно доминирующие здесь фантастику, магреализм, реализм с элементами, в которых эти элементы не пестрят сами по себе, а дополняют реальную картинку мира.

Оценка : 10
«Не/много магии»
–  [ 3 ]  +

ayametoo, 19 августа 2016 г. в 13:41

Идеальная книга для поездок и путешествий

Проверено двумя короткими поездками на поезде и самолете. Чтобы ее читать, не нужно ни удобное кресло, ни ритуал погружения. Сидишь на вокзале в ожидании рейса — открывай и читай любой рассказ. Рассказы интересные, не надоедают, много интересных новых миров, заявленных, наполненных, но не показанных до конца. И вот уже в новых местах, во всем, что тебя окружает, ты видишь немного магии.

Я думаю, что это книжка-путешественница, и теперь ее надо передавать дальше путешествующим друзьям, рыскающим по моей книжной полке с вопросом «Есть что почитать в поезд?»

Оценка : 10
«Ниточки и марионетки»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 11 мая 2016 г. в 21:14

Неплохой стимпанковский дюдик с оригинальной концовкой. Самое главное, что убийца так и не был пойман, а обвинительная фраза: «Убийца садовник» — оказывается ложным ходом. Перечитывать рассказ, скорей всего, не буду, ибо детективы вообще не интересно перечитывать, но при первом чтении получил немало удовольствия. Именно по этой причине в отзыве старался избегнуть спойлера, даже невидимого, чтобы не портить удовольствие другим читателям.

Оценка : 8
«Ньаавэл таннья»
–  [ 3 ]  +

mlonely17, 20 февраля 2015 г. в 20:40

Очень мало стало таких оптимистичных и светлых произведений,где герой,своими силами и своим трудом добивается исполнения детской мечты.Чернухи-полно.Суперменов-пожалуйста!А вот таких рассказов маловато.Автору спасибо!

Оценка : 7
«Сказка про графику»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 25 декабря 2014 г. в 18:05

Всё-таки люди не умеют читать безумные тексты. Да, мистика, да психоделика, но разве мистика и психоделика не могут быть здесь и сейчас? Автор упомянула формат бумаги и сорт карандаша; этого достаточно.

Оценка : 6
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 12 сентября 2022 г. в 16:50

Повествование о супер-пупер сложной технологии (буквально – с кончика копья технического прогресса), от лица чистейшей воды гуманитария, «прислонившегося» к теме исключительно для решения сугубо гуманитарных проблем (в данном случае – PR). Не самая выигрышная авторская стратегия с точки зрения поклонников НФ (и даже не обязательно твёрдой НФ, любой – лишь бы не боллитра и мейнстрим).

Увы и ах. Именно то обстоятельство, что повествование идёт от лица демонстративного гуманитария («…вы — не учите меня делать презы, я — не лезу в вопросы бизнеса и технологий…») и определяет практически всю фактуру чтива. Чудес на свете не бывает: получился именно мейнстрим, со всеми его болячками и проблемами. Убогий и жалкий мейнстрим.

Спешу пояснить тебе, уважаемый потенциальный читатель, суть данного конкретного умозрительного конфликта. Я не пытаюсь унизить, или (не дай Бог) уничтожить эту парочку – мейнстрим и боллитру, мне на них – как говорится, глубоко по барабану: пусть живут, как хотят, на этом свете места хватит всем. Я вовсе об ином, и об очень конкретном: о несоответствии шильдика «Фантастика» и сути предложенного авторами содержания. Это – не чистая Фантастика, это – чистой воды спекуляция на привлекательности Жанра. Очень много слов, избыточно много слов. И почти все – мимо. Про всех и про всё – включая кофе: и — цвет его, и — вкус, и — технология приготовления и т.д. и т.п. Зачем???

Нет, в какой-то, весьма специфической, аудитории, это – конечно же – вполне себе даже норма, со всеми, так сказать, вытекающими. Ничего не имею против. НО… И ещё раз – НО. Как бы.., надо же и меру знать. Что нам говорит народная мудрость? «Назвался груздем – полезай в кузов», как-то так… То бишь – подряжался на фантастику – давай фантастику, такой был уговор.

А играть на чужом поле по преимущественно в свою игру, демонстрируя, время от времени, формальные признаки формального соблюдения формальных обязательств – это, по меньшей мере, не очень красиво.

Разве не так?

Оценка : 5
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 07 сентября 2021 г. в 09:33

Возможно, это наведённые помехи от недавно прочитанного «Transhumanism inc» или просто тема безбашенного провокационного маркетинга и оживления мертвых писателей мне напомнило творчество Виктора Олеговича.

Так или иначе на 90% рассказ достоин пера Пелевина.

Будущее. Вдохновенную пиараску нанимают рекламировать воскрешённых писателей.

Вот этот рассказ прочно укоренён в современности — воскрешается толстый прокрастинатор, так и не дописавший «Песнь Льда и Пламени», идёт речь о сетевой проде, клянутся персонажами Варкрафта.

В концовке авторский дуэт как будто чего-то испугался и несколько скомкал финал, но всё равно — получилось очень весело и задорно!

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Звёздочка для героя»
–  [ 2 ]  +

Lilian, 09 августа 2021 г. в 23:32

История контакта, в котором две расы обманулись внешне похожими признаками и пытались наладить взаимоотношение не друг с другом, а с неразумными предметами/телами/частями целого. Уже за эту идею можно похвалить эту историю.

Остальное не столь любопытно. Миловидность и почти неотличимая гуманоидность инопланетников отсылает к старой, слегка наивной фантастике. Рассуждения о внутренних чудовищах наоборот укладываются в современные тренды. Развязка истории довольно предсказуема.

Оценка : 7
«Русалка острова Старбак»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 07 апреля 2019 г. в 13:15

Эээ..., видимо, так бывает. Сам я впервые с таким сталкиваюсь, но — земля слухом полнится. Были тексты, которые вызывали стойкое и — буквально — физиологическое отторжение (голословным — не буду — примеры приведу: «Ложная слепота», «Вокзал потерянных снов» и т.п.), но вот так, чтобы после прочтения — полная, девственная чистота в мозгах (ни одной ассоциации, ни одного, даже мало-мальского впечатления) — это впервые. И — да, согласен со всеми «изначально принесшими весть», это (впечатление это) — сродни эээ..., как бы помягШе..., легкому алкогольному опьянению, скажем – с устатку, после 3-4 бутылочек пивка.

В итоге — удивительно чистые мозги. Говорят — своеобразная «защитная реакция». Ну, хвала Всевышнему — если так. Потому как текст — и по форме и по содержанию — «авангардистский», как говорится «...с новомодными прибабахами...»

Оценка : 1
«Дырчатый берег»
–  [ 2 ]  +

_Y_, 17 июля 2018 г. в 18:38


Короткий текст, чуть длиннее микрорассказа, доставляющий удовольствие. Казалось бы, что нового можно сказать на тему драконов? А вот и можно. Во-первых, описать бой с таким существом вполне реалистично и не так, как мне лично это всегда представлялось. Во-вторых, использовать дракона, скорее, как начальное условие рассказа, не зацикливаясь на нём, несмотря на малый объём.

За что бы покритиковать? Пожалуй, я не понял физической природы финальной сцены.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему вместо дождя падают некие твари? Почему то же самое не мог сделать самый обычный, кислотный, скажем, дождь?
Но это мелочь, конечно.

Оценка : 8
«Вечер у Вайетов»
–  [ 2 ]  +

mercredi, 13 февраля 2017 г. в 14:56

После двух огромных отзывов внизу писать о структуре произведения смысла нет. (Добавлю лишь, что пресловутой проблемы «все герои говорят одинаково», тут нет, и речь героев, и стилистика каждой главы проработаны. Многоголосье — всегда большой вызов для автора, и здесь с ответом на этот вызов всё отлично.)

Мне нравятся сложные по форме вещи, те, что заставляют высматривать хлебные крошки, находить соответствия, складывать из кусочков мозаику. Прикасаться к цветным пятнам на воде и смотреть как меняется узор.

В повести действительно очень многое остаётся за кадром — в обоих мирах, но ещё неизвестно, существует ли это «за кадром» вообще, или там просто тени на стене, и есть десяток душ, вырванных из небытия волей того, кто любит играть в игры. В любом случае, _ощущение_ атмосферы мира, погрязшего в отрицании собственного умирания, ощущение того, что называют «декадансом», есть. Мне этого было достаточно.

[Для меня] прелесть подобных произведений как раз в том, что после них остаются вопросы, к которым можно придумать самые разные ответы.

Оценка : 9
«Творец кошмаров и фантазий. Абрахам Меррит»
–  [ 2 ]  +

shack4839, 08 апреля 2014 г. в 03:05

Спасибо за статью.

Решил расширить свой кругозор и почитать некоторые вещи Меррита.

Время от времени думалось — надо бы перечитать «Куклы мадам Манделип», вот только автора не помню. Теперь знаком, с творцом моих детских кошмаров.

Оценка : 10
«Электрическая весна»
–  [ 2 ]  +

Shean, 26 февраля 2012 г. в 12:50

Сюжет: выбор между властью и искусством, он же выбор между влюбленным ботаном-папиком и одержимым суперроботом. В принципе, отдельные искорки летят то в Пелевина, то в классику, но вообще достаточно нетривиально.

Стиль: мааськовская попса. Многие уже плевались, мне, скажем так, тоже не близко, но стиль существует и почему бы им не воспользоваться? Что характерно, вызывает этакую встряску органов чувств, почти как «Сказка странствий», пересказанная языком шансона)))) непривычно, как минимум. Что само по себе хорошо. Экзотичненько. На фоне пристрастий цифродевочки роботы кажутся милыми, домашними и понятными.

Месседж: искусство формирует способность любить и быть милосердным. (Обойдем стороной, ЧТО автор применяет в качестве искусства)

Вердикт: очень специфично, но с технической точки зрения не подкопаешься.

«Электрическая весна»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 25 февраля 2012 г. в 08:01

Несмотря на исхоженную тему, у этого рассказа определённо есть своё лицо.

За счёт чего? Безусловно за счёт избранного автором стиля. Поэтичного стиля коротких рубленных фраз, перенасыщенного необычными метафорами. Этот стиль произвёл на меня впечатление, но погоня за ним похоже стала для автора самоцелью. Создалось ощущение избыточности (особенно в начале), когда плотность метафор на килобайт зашкаливает. А вот к концу рассказа метафоры, как это часто бывает, стали уступать место пафосным диалогам и внутренним монологам.

И за этими словесными кружевами куда-то потерялась сама история.

Эмоции ведь не должны плавать в вакууме, для них должны быть основания. Только тогда в них начинаешь верить.

Оценка : 5
«Электрическая весна»
–  [ 2 ]  +

zmey-uj, 18 февраля 2012 г. в 16:19

Тема: враги человечества роботы, не друг — девочка Поля, которая тоже робот.

Отрывочные эмоции, «широкими мазками рисующие картину». Текст цельный, но отрывочность делает его поверхностным и не дает впечатлиться, плюс иногда получается совсем уж несуразица.

-- Каблучки цокают к «майбаху». Не из-за скорости и понтов. Просто у того самый лучший звук. --

— каблучки цокают не из-за скорости? Ох уж эта образность.

-- И еще звук. К клавишному соло и трепетному женскому вокалу примешивается гудение – негромкое, на нижнем пределе слуха — но такое знакомое. С медным привкусом безнадежности. --

— звуки передавать образами дело рискованное. В данном случае не очень получается. А уж песни втискивать в рассказ...

-- Кривое королевство. Королевство фальшивых зеркал. Мир одноглазых, повелевающих толпами слепцов. --

— редкий, но пафос.

Экспериментальная модель сбежала, ее искали и нашли. А она не дала захватить мир.

Путано и мотано, но мышление робота передано захватывающе. Сюжет тоже неплохой. Вот язык подвел, конечно, даже при том, что так нужно было для большей цельности.

Оценка : 8
«Ниточки и марионетки»
–  [ 1 ]  +

Dobkachleo, 24 марта 2024 г. в 13:21

«Ворожба алхимическая»

Мини-рецензия на «Ниточки и марионеток» Александры Давыдовой

Второй рассказ Александры Давыдовой для «Призраков и пулемётов», в отличие от «Огня под железным небом», написан сольно. Я не только поэтому решил высказаться о нём, но и потому, что когда-то давно Александра писала роман «Крысоловы» для «Вселенной Метро 2033». Насколько я знаю, он так и остался не дописан, зато есть множество других её работ, которые можно обсудить.

Собственно, «Ниточки и марионетки». Рассказ напомнил роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен, только приправленный стимпанковской и детективной составляющими. Есть даже ироничное обыгрывание штампа «убийца — дворецкий» (точнее, тут — кое-кто другой), что в финале переворачивается наизнанку.

Всё ещё не могу полюбить черту стимпанка, связанную с автоматонами и — нередко — вивисекцией. Отголоски монстра Франкенштейна? Может быть. Различные авторы по-разному настраивают читателя по отношению к паровым механизмам, напоминающим живых существ. Здесь выбор сделан в пользу подозрительного отношения к ним, и меня это устраивает. Получилось изящное, сообразно эпохе, и волнующее, сообразно смеси жанров, произведение.

Оценка : 7
«Огонь под железным небом»
–  [ 1 ]  +

Dobkachleo, 19 марта 2024 г. в 11:28

«Цеппелины над железным городом»

Мини-рецензия на «Огонь под железным небом» Шимуна Врочека и Александры Давыдовой

Прежде всего, хочу отметить, что я собирался прочитать антологию «Призраки и пулемёты», составленную Вячеславом Бакулиным и Никитой Авериным, ещё десять лет назад, примерно тогда же, когда она и вышла. Но не срослось. Остановило меня в первую очередь то, что стимпанк я почти не читал, хотя и признаю его неповторимый стиль.

Одним из редких произведений в жанре стимпанка, прочитанных мной, был роман-буриме «Кетополис: Киты и броненосцы», одним из ключевых авторов (названых переводчиков) которого выступил как раз Шимун Врочек. Позже он не раз возвращался если не к этой вселенной, то к самому жанру как таковому, а один из рассказов-продолжений написала как раз Александра Давыдова (но его мне ещё не довелось прочитать). «Огонь под железным небом» одновременно ощущается как рассказ, который бы легко мог происходить в Кетополисе.

Стиль в рассказе на загляденье. Рубленые фразы, присущие как раз Шимуну, вместе с отдельными плавными эпизодами, в чём заслуга, полагаю, Александры, создают кинематографичную картинку. Пусть мир там рисуется мрачным и даже местами жутким, с куклами-инвалидами и дирижаблями-бомбардировщиками, впечатления всё равно оказываются яркими. Однако за стилем почти исчезает сюжет. Быть может, рассказ и задуман зарисовкой, но больно печальной она получилась.

Оценка : 7
«Звёздочка для героя»
–  [ 1 ]  +

mputnik, 31 марта 2023 г. в 16:16

Вне зависимости от того, каким стилям и жанрам ты конкретно отдаёшь предпочтение, уважаемый потенциальный читатель — это чтиво вполне достойно твоего внимания.

Причина — предельно проста: это — та исходная субстанция, из которой и возводят стены Светлого Храма Фантастики. Это — шикарнейшая фантИдея. Красивая, сочная, благоухающая массой всяческих ассоциативных политематических ароматов. Что — есть редчайшая умопомрачительная ценность.

Ибо фантазийные тексты, уважаемый потенциальный, содержат множество слоев и планов восприятия — от, собственно, идеи и — вплоть до банального технического исполнения. НО. Подавляющее большинство из них — пустышки, раздражающие уже самим фактом своего существования. И вот такие случайные встречи — это большущая удача, уважаемый потенциальный.

Это — все, что я хотел тебе сказать по поводу сего текста

Оценка : 8
«Общество настоящих живых мёртвых поэтов»
–  [ 1 ]  +

Amryt, 19 марта 2020 г. в 04:25

Изящная ирония в костюме фантастики о тенденциях книжного бизнеса.

Оценка : 10
«Вечная мерзлота»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 10 июня 2019 г. в 13:17

Отличный рассказ!

Один из сюжетных поворотов, я, конечно, ожидал с самого начала.

С логикой самого феномена автор, на мой взгляд, не очень справилась,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в лаборатории же делали фактически просто зомби, продлевая срок жизни трупам на три года, без возможности переселения душ. А в Тина как раз и вселился дух одного то ли зомбака, то ли учёного при лаборатории? Или Тину просто повезло погибнуть в том месте, где он сразу же воскрес?

Но атмосфера вагонных посиделок и жутковатых рассказов просто прекрасная!

Оценка : 9
«Ньаавэл таннья»
–  [ 1 ]  +

astoun, 14 июня 2015 г. в 14:05

Рассказ оставил приятное впечатление. Не понял только, кто такой Сашка, которого автор упомянула ровно один раз, а потом бросила на произвол судьбы. Создается впечатление, что так в первоначальной версии звали главгера, а после переименования одно место осталось неподчищенным.

И еще (но это уже чисто субъективно) — фантастики маловато! :))

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх