fantlab ru

Все отзывы на произведения Дональда Уэстлейка (Donald Westlake)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  17  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

sanchezzzz, 10 сентября 2008 г. 05:41

Знаменитый Автор детективов Дональд Уэстлейк (один «Проклятый изумруд», прочитанный давненько мной в журнале «Смена» чего стоит!) здесь предстает пред нами как фантаст малой формы. Конечно, детективы у него получаются лучше, но и этот рассказ неплох, хотя тема, конечно, затерта до дыр. Много раз уже читал я про вживлённые в тело преступника датчики с болевым эффектом, поэтому настоящий рассказ уже не вызвал каких-то особых эмоций. Раз за разом этот поэт Ревелл будет убегать, раз за разом будет испытывать боль, возвращаться обратно в тюрьму, но при этом будет считать, что это его маленькие победы, и... большие поражения системы. Ну пусть так считает, я в этом с ним не солидарен.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

grad, 14 ноября 2012 г. 23:44

Все-таки Дональд Уэстлейк не писатель-фантаст. И наверно ему не место на страницах уважаемого и любимого мной сайта... Но. Но... Я люблю хорошую литературу. И вот тут-то автору не откажешь в своем месте. «Проклятый изумруд». Я хохотал, я смеялся, я плакал от смеха. У меня до сих пор лежит книга в мягкой обложке зеленого (изумрудного) цвета. Потом было много детективов и фантастики, но первая любовь не стареет.

Перевод мастерский. Это как сонеты Шекспира в переводе Маршака. Для меня других не существует. И намного лет (если не навсегда) цитата стала любимой(см. ниже):

«Психиатрическая лечебница превратилась в сумасшедший дом» )))

Оценка: 10
– [  13  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Joca, 26 июня 2015 г. 12:12

Отличная вещь. Искромётная, развесёлая... эм-м-м... извилистая такая — в смысле поворотов сюжета. То есть, сюжет-то один, но всяческие перипетии сменяют одна другую с похвальной частотой, только глазами хлопать успеваешь.

Люблю я описание командной игры криминальных элементов (достаточно редкая вещь), а тут именно приключения к о м а н д ы, хотя главный герой тоже имеется.

Нереальность происходящего присутствует, но всё так лихо подано, что никакого реализма не надо, — по крайней мере, на время чтения этой книжки.

И ещё раз — отличный юмор.

Не смотря на небольшие размеры и общую легкомысленность, «Проклятый изумруд» прочно вошёл в число любимых произведений, и со временем ничего не изменилось.

Если ещё не читали, то я вам завидую.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Ksavier, 11 января 2013 г. 20:38

Рассказ, повествует в первую очередь о инстинктивной на уровне духа, тяге человека к свободе и отрицанию искусственно поставленных барьеров извне. Человеческая особь, по своей природе, более болезненно реагирует на инородные ограничения в то время как свои «родные» воспринимается как данное.

Но я ушел немного в сторону.

Уэстлейк не мудрствуя лукавого рассказывает историю художника заточенного в экспериментальную тюрьму. Тюрьма — детище страдающего комплексом то ли величия, то ли недостатка внимания, обыкновенного функционера системы.Он придумал новое устройство которое не позволяет заключенному покидать определенный периметр.

Главный герой, лишенный возможности творить, отобраны бумага и пишущие средства — не сдается. Он плюет на запредельную боль, на риск умереть ради того что бы все таки ощутить воздух свободы.

Повествование простое, но приятное. И тема пускай и извечная — свобода человека, способность зажигать факел свободомыслия от маленькой тлеющей соломинки. Есть проблематика которую в творчестве нужно подымать снова и снова. Этот рассказ из такой когорты.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

FixedGrin, 19 июня 2017 г. 04:25

Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2sFccw4)

Уэстлейк снискал себе всемирную известность как автор детективов, крутых и иронических, но, учитывая, что начинал он в Золотом веке пальпа, неудивительно его раннее обращение к НФ. «Анархаос», впрочем, так и остался единственным крупным (ну… как крупным… современные авторы, полагающие трилогию элементарным квантом повествования, на таком сюжетном пространстве едва первую партию фигур бы успели расставить) произведением Уэстлейка в жанре фантастики, а переиздан был отдельной книгой, уже под настоящим именем, лишь спустя сорок лет.

Когда вышел в свет «Анархаос», критика laissez-faire капитализма и либертарианского анархизма, слишком часто рождающих противоестественные гибриды, еще не была мейнстримом. Напротив, с негасимой популярностью творений Айн Рэнд соперничали работы Хайнлайна и Милтона Фридмана (последнего, с разрешения читателей, я тоже отнесу не к экономистам, а к фантастам, где ему самое и место). До появления Культуры Йена Бэнкса, где было дано первое методологически корректное описание анархо-либертарианской утопии и ее темных сторон, оставалось еще лет десять (и двадцать до момента публикации). Общее настроение либертарианцев, анархистов и бойцов сексуальной революции диктовало кому сдержанный, а кому безудержный оптимизм относительно дальнейших перспектив человечества, как экономических, так и космических.

Характерно, что роман Уэстлейка за прошедшие полвека совсем не устарел, и связано это не только с довольно аскетичным, набросанным крупными мазками фоном сюжета, не с аккуратным воздержанием от спецификации применяемых во вселенной книги технических устройств (ретрофутуризм с бумажными книгами и пленками здесь тоже задрал лапу, но пометил от силы один угол сюжетной конструкции), не с примитивной природой планеты-фронтира, где происходит действие. Вневременная природа «Анархаоса» скорее подпитывается теми же соображениями, что и в классических нуар-детективах Чандлера или шерлокиане Конан Дойля. Разве важны для расследований Филипа Марлоу и Шерлока Холмса мировые войны, вспышки сверхновых, сломы технологических укладов, а хотя бы и предпочтение гелиоцентрической модели космоса геоцентрической — или ее дальнейшее вытеснение хаббловским пузырем? Ничуть.

Уэстлейка интересовало развитие общественной модели фригольд-синдикализма, которой пропели немало гимнов Рэнд, Хайнлайн, Фридман и прочие либерал-фундаменталисты. Результат вышел немного предсказуемый, но оттого не менее жестокий и стильный. Как и для любой утопии дефицитного века, анархо-синдикалистская утопия планеты Анархаос в поколении, наследующем основателям, мутирует в антиутопию. В данном случае — антиутопию, вполне достойную названия протокиберпанка.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

namco 87, 6 июня 2013 г. 23:20

Вперед, вперед и только вперед к победе или поражению через боль и унижение к единственной данной с детства свободе. Никто не вправе отнять ее у нас. Поэтому человек всегда будет за нее сражаться. Есть только одна причина или вопрос, а правильней дилемма. Для каждого свобода своя. В древние времена рабы поднимали восстания. В старой доброй Америке воевали за равенство чернокожих, хотя до этого при колонизации материка индейцев нещадно вырезали и загоняли в резервации. Во Франции и России резали друг друга за равенство и власть народа (чем воспользовались всякие отбросы). В общем понятие свобода очень растяжимое и для каждого свое. А если всем дать это самое волшебное мироощущение, что будет твориться на земле. Дональд Уэстлейк в «Победителе» показал нам классическую историю о невинном, которого лишили свободы. Все просто он хороший, сильный с несгибаемой силой воли. Тот кто его мучает поганец, любящий помучить бедного художника своими жестокими изобретениями. Хоть побег и не удался нас заставляют верить, что Ревелл добьется своего, даже ценой своей смерти. На самом деле наверно мало кто поступал бы как бедняжка герой (хотя стать мучеником тоже не плохо). Просто переть напролом рискованное занятие. Я бы головой подумал, чем превозмогая боль от вживленного приемника ползти вперед. Хотя что за демагогию я здесь развожу. Это просто красивый рассказ о рвению к свободе. И нечего тут делать из себя великого критика.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

kkk72, 14 января 2008 г. 20:20

Этот рассказ в свое время произвел на меня очень сильное впечатление. Я могу вспомнить совсем немного книг, где так ярко была бы показана неудержимая тяга человека к свободе, где герои готовы были бы рискнуть всем, чтобы выручить друг друга, где тоталитарный режим показан настолько жестким и отвратительным. К счастью, современные «гуманисты» пока не додумались до подобных способов держать людей в повиновении.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Гемоглобин, 22 июня 2012 г. 06:14

В зарубежной литературе мне еще не попадалось до такой степени интересной, веселой (с юмором), легкой и в то же время очень качественно написанной книги.

Один из немногих ярких представителей приключенческого жанра.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Смерть на астероиде»

sanchezzzz, 10 апреля 2009 г. 14:18

Достаточно неплохой, крепкий фантастический детектив. Почти целиком состоящий из штампов, но весь фокус в том, что оные сложены во вполне удобоваримую историю. Два старателя на астероиде ака золотоискатели на Аляске 19-го века, богатая жила, один убил другого, страховая компания не желает без расследования расставаться со своими денежками и всё прочее — всё это было уже, и вместе и по отдельности. Да и ничего нового, кардинально свежего придумать на данную тему сложно, но в данном случае картинка получилась. Понравилось.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Ladynelly, 25 января 2008 г. 20:49

Очень сильный рассказ! Запомнился на всю жизнь. И невольно вспоминаются слова из другого рассказа «Человек самое свободолюбивое существо Вселенной!» И всегда, в любом мире найдутся люди, готовые пойти против закона особенно когда в своей сущности закон очень жесток!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

osipdark, 16 июля 2016 г. 14:51

(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: т.к. произведение связано с определенными политическими идеями, присутствие некоторого уровня политоты неизбежно. Заранее прошу прощение)

Благодаря обильному количеству неожиданно свалившегося свободного времени после не самой удачной вечеринки, отсутствием утром работы и статье лаборанта FixedGrin'а, решил потратить лишние часы на прочтение романа Дональда Уэстлейка «Anarchaos». Не могу сказать, что это было неправильным решением, но от романа я ожидал если и не чего-то большего, то уж точно чего-то иного.

Да, я поставил «Анархаосу» низкую оценку. Только «шесть баллов». По разным причинам, и одна из них — тускловатый сюжет книги. И самое интересное, что вроде бы и объем произведения невелик, и событий в нем хватает, чтобы устранить возможную воду и держать внимание читателя. Но нет — мое внимание устранилось где-то ближе к середине книжки. И детективная часть сюжета не особо хватала, тем более что главная загадка осталась нерешенной (хотя это было сделано как раз в целях сюжета и концовки).

Но основная причина такой не самой высокой оценки — отталкивающий образ анархического общества, да и сама позиция автора, Уэстлейка, по поводу возможности и последствий построения подобного общества (да, конечно, это авторское право — сомневаться в подобной возможности, но а мое право с этим поспорить и поставить оценку книге). Для начала, чтобы понять, о чем речь, поясню реалии будущего из «Анархаоса».

Уполномоченный Союз (возможно, грубо, но переведу так название тамошней организации) заправляет колонизаторской деятельностью в открываемых и заселяемых людьми мирами, открывая туда доступ свободной (хотя, наверное, точнее будет «свободной») галактической торговле и межзвездным корпорациям. Но и их полномочия не безграничны. Например, в политику внутреннюю, в устройство политической системы колониальных планет им вмешиваться трудно. Для возможного вмешательства существует лишь специальное ограничение, воспрещающее колонистам выбирать себе политическую систему/идеологию/структуру, возникшую и возникающую после Исхода Человечества. Так что именно поэтому воспрепятствовать выбору жителей планеты под светом красного гиганта под названием Ад в пользу анархо-синдикализма у Союза не вышло. Так и появился мир без правительства, законов и всяких стен из морали и социальных норм под именем Анархаос. Правда, по мнению Дональда, прожить свой век в светлом анархическом будущем сможет лишь первое поколение колонистов — энтузиасты, вышедшие из под гнета государственной машины, отдающие все на благо общему делу. Следующее же поколение должно утерять величественность принципов, описанных Бакуниным, Кропоткиным и сотоварищами, разленивиться и начать убивать друг друга. Вот и видим мы на страницах романа Уэстлейка не анархические свободу, равенство и братство вместе с высокими гуманистическими идеями, а инопланетный Дикий Запад с работорговлей, бандитами, бесчеловечными и жестокими местными, разорившимися синдикатами и профсоюзами, которые скупили межзвездные крупные капиталисты. Ну и еще вернувшуюся денежную систему, пусть и не из местной валюты, а общей колониальной. Вот и остался от сути Анархаоса один хаос, да и то под стопой галактического капитала и надколониального правительства.

Описанный получившийся вариант анархического общества хуже что почти идеального анархо-коммунизма Ле Гуин из «Обделенных», что пародии на анархизм, именуемой анархо-капитализмом, из романа Роберта Ибатуллина «Роза и червь» (имею в виду анархополис Зеленый Мост). И в уэстлейковский анархизм мне не позволяют поверить не только мои взгляды, но и отсутствие некоторой достоверности в описанном. Не могу я принять за достоверное то, что идеалисты, отправившиеся ради воплощения в жизни своих идей в мир крайне суровых природных условий (даже похлеще будет, чем в Анарресе из уже названной книги Ле Гуин «Обделенные»), кровью и потом его отстроившие на пустом месте не подумают о том, как правильно воспитать следующее поколение. Так, чтобы истинный, светлый и свободный анархизм не скатился к засилью инопланетной торговой сети, сплошной резне и повсеместному насилию, а продолжил жить и развиваться дальше.

Конечно же, это сопоставление взгляда автора с моим, его и моих убеждений, последние из которых могут оказаться и вправду не реализуемыми на практиками и более фантастичными, чем гиперпространство или жизнь после смерти. Но все равно мне продолжает казаться, что Анархаос описан чересчур мрачно, ведь на фоне анархаосян главный герой, которого можно интерпретировать как явного антигероя, кажется именно что героем без всяких отрицательных приставок. Тем более цель его прибывания на планете, те испытания, с которыми он столкнулся там к этому образу и соответствующему контрасту лишь добавляют (даже концовка не сильно его и очерняет).

Подытожу. Из-за собственного мнения на поднимаемые в книге проблемы, мне она не приглянулась. Скучновато и неинтересно, а проводя параллель с дополнительным названием к уже упомянутому роману Ле Гуин, характеризую его так: «однобокая антиутопия».

Оценка: 6
– [  7  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Стронций 88, 14 февраля 2013 г. 15:57

А мне рассказ показался безжизненным. Да, он не пуст, в нём есть идея. Ведь что это за победа Ревелла? Пусть он ничего, по сути, не добился, но его сила духа, несгибаемость и вера в своё дело заразила других людей, пусть пока одного, но если их уже двое – значит, будут и другие. В этом, по-моему, и смысл рассказ – сильный дух заражает и может поднять на борьбу и других. Смысл есть… хоть он (ИМХО) и какой-то такой слишком бравурный что ли. И не очень новый, не очень-то оригинальный. Для меня спасло бы хорошее исполнение… Но рассказ был слишком короток (и это для меня доказывает, что он и писался-то из-за этого смысла, этой сердцевины), и какой-то плосковатый. Герои безликие и штамповнные даже, вот как-то не переживается им совершенно, не трогают они. Да и эта борьба казалась (положа руку на сердце) глупой… Я бы не назвал этот мир антиутопичным – тюрьма ведь гуманной, чем все современные. Так против чего же бороться?.. «Чёрный ящичек» напомнил один фильм (не помню название) в котором было нечто подобное, с той лишь разницей, что в фильме было гораздо более жёстко всё, и тюрьма эта (в отличие) казалась адом… Скорее всего фильм был создан позже, но схожести в технических подробностях и разница в ощущениях при прочтении давали о себе знать… Не понравилось исполнение одним словом – слишком легковесно, плоско и безлико. Задумай автор как-нибудь подробней всё выписать, пообъемней – мне кажется, вышло бы куда как интересней. А так – начинка есть, но какая-то пафосная, невкусная, неоригинальная. И исполнение – безжизненное, плоское и тоже без изюминки. И как итог – рассказ очень плохо запомнился. Средненький очень. Не тронул.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

redmarie, 14 ноября 2012 г. 22:50

Читаешь рассказ и думаешь, вот, убрать из него фантастический элемент (не такой уж оригинальный), и получится вполне заурядная политически-революционная история о безудержной тяге к Свободе, о бесполезных попытках борьбы с Системой. О том, как угрозой собственной смерти узник надеется победить навязанный общественный устрой. Автору четко удалось передать всю бесплодность таких попыток, предпринимаемых в одиночку. Как говорится, твои беды — это твое личное дело. Глупо и наивно полагать, как главный герой Ревелл, что твоя гибель заставит Режим отказаться от рычагов давления на массы. Положительное зерно в этой истории — стальная сила воли Ревелла. Несомненное лидерское качество, и к концу истории (возможно, это как раз только начало) он противостоит обстоятельствам уже не один.

Сильный рассказ. Победы, действительно, бывают разные. Per aspera ad Astra... Через муки к Свободе...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

romanpetr, 19 декабря 2018 г. 01:38

Давно не приходилось читать чего-то подобного — яркого, броского и ,самое главное, захватывающего НФ-детектива, ибо книга была прочтена на одном дыхании за один вечер! Безусловно роман Дональда Уэстлейка оставил весьма положительные эмоции, и во многом благодаря своеобразному, местами лихому,и несколько противоречивому сюжету. Да, «Анархаос» — вещь не ординарная, кроме приключений , здесь присутствуют и глубокие тематические исследования общественного социума. Автор создал планету заполненную насквозь анархизмом и возвел её в некий отдельный культовый ранг, который нормальные люди боятся и не могут близко к себе принять; но как отдельно взятая система правления на этой планете может вызвать зависть и интерес у некоторых людей, чей политический и общественный статус далёк от общепринятого , и людей, чей жизненный дух наполнен авантюрами и полной свободой действия.

Главный герой романа — Рольф Мэлоун — прибывает на планету Анархаос, расположенную где-то на задворках галактики, дабы узнать о смерти своего старшего брата Гара и по возможности отомстить тем, кто это сделал. Сам герой , откровенно говоря, симпатий не вызывает, ибо ведёт себя , как хладнокровный убийца, и местами даже нелогично, порой устраняя препятствия на своём пути без особого внутреннего надрыва и угрызений совести. То есть, конечно, в душе у него что-то доброе есть, но чаще проявляются четко внутренне спланированные координации. После осознания главного, что его брата убил (или убили) не конкретный человек, а растленная местная система управления планетой, Рольфу остаётся только одно — кинуть вызов этой системе и наказать её , спроектировав свой собственный , особый план мести. Хотя управления планетой как такого — нет, а есть — Союзная Комиссия , владеющая почти абсолютной монополией на доставке клиентуры из разных уголков галактики и отвечающими за колонизацию миров; и целый ряд межзвездных торговых синдикатов и корпораций, имеющих возможность свободной торговли. Мир Анархаоса имеет мерзкий и лицемерный облик за которыми кроются обман, предательство и алчность. Многие жители живут без особых для себя комплексов и каких-то взглядов на лучшую жизнь — они живут сегодняшним днём и лучше на пути у них не становится. Это мир сочетающихся рядом роскоши и богатства , а также отчаяния и нищеты. Жизнь простого человека стоит не более цены раба. Упадок , привнесенный первыми переселенцами с анархистскими взглядами (тут Уэстлейк вывел целую доктрину к которой приложили руку и наши с Вами соотечественники прошлых веков), создал крайне мрачное и необузданное общество .

Спустя довольно большое время, как был опубликован роман (1967-ой год) , он не потерял своей притягательности и смысла, наоборот он стоит обиняком и показывает прекрасную возможность познакомиться с ещё одним видом искусственно-выведенной , в некотором смысле, антиутопии, которая всё же обречена на провал и забвение...

Однозначно, книга будет интересна многим читателям и любителям, как детектива , так и фантастики, но всё-таки взрослая аудитория при прочтении произведения будет в несомненно большем выигрыше , нежели юное поколение....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «The Ax»

Krio, 16 января 2018 г. 18:32

Самое, наверное, убийственное литературное произведение, прочитанное мной. Извините за невольный каламбур..

Произвело на меня просто неизгладимое впечатление своей обыденностью. Оказавшийся без работы отец семейства после долгого и безуспешного периода поиска работы и ухудшения уровня жизни и отношений в семье в условиях нехватки денег начинает методично убивать своих конкурентов в поисках работы.

Советую прочитать всем — ощущения получите самые что ни на есть непередаваемые.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

god54, 13 марта 2015 г. 18:28

К этому рассказу нужно подходить спрятав логику и размышления как можно глубже. Есть идея, мол тягу к свободе не остановят никакие цепи и вольнодумец всегда будет рваться к ней. Похвально, но вторично, мелодраматично, революционно и тому подобное. А вот фантастическая часть: некая коробочка охранник заключенных, уже довольно часто встречается в фантастике и особенно в фильмах. Но там все проще, переступил черту и взрывом снесло голову. А с другой стороны, как мне кажется, это очень хорошие штуки для тюрьмы, и не надо этого стесняться и делать героя рассказа злодеем. Это великая вещь, ибо преступник должен сидеть в тюрьме.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

mick_ekb, 3 июля 2014 г. 22:16

Очень наивная книга. Такой типичный гангстерский боевичок в стиле беги-стреляй, в котором интеллектом не блещут ни одни, ни другие. К фантастике книга, разумеется, никакого отношения не имеет. Разве что в том плане, что в реальности такая история произойти не могла и не может.

Юмор? Типично американская остросюжетная литература с дерзкими и веселыми героями. Назвать юмор дурацким язык не повернется, назвать изысканным — тем более. Ситуации на столько же комичны, на сколько мало реальны. Ближе к концу с ростом аппетитов героев повествование превращается в театр абсурда. Я несколько затрудняюсь в определении юмора в данном ключе: то ли сюжет в стиле приключения Бакса Банни и составляет юмористическую сторону книги, или юмор здесь заключн в плоских остротах героев и в дурацких описаниях их действий. Если первое — хорошо, если второе — странно.

В итоге скажу, что книга мне скорее не понравилась: это реализм с такими героями, которые бы не выжили в нашем мире и недели. Их действия целиком и полностью абсурдны, но это не тот жанр и не та подача, когда я действительно ожидаю от книги абсурда.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Да помогут нам небеса!»

igor14, 16 февраля 04:05

Просто-таки восхитительный фантастико-сатирический рассказ, продолжающий цикл о путешествии-одиссее межзвёздного корабля из далёкого будущего «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером… Имеет ярко выраженную антирелигиозную направленность.

Первая публикация — «Playboy», июль 1983 г.

Завязка сюжета: теперь «Несущий надежду» отправляется на планету с ор-р-ригинальным названием Небеса, где некогда основали своё поселение санктарианцы – благочестивое религиозное сообщество людей, пожелавших удалиться от раздоров современного мира. За время вынужденной изоляции их потомки в техническом смысле изрядно деградировали, впали в язычество, голодают и культивируют ныне практику принесения кровавых жертв богам южно-американского пантеона. И вот к ним на манер пернатого Кетцалькоатля прилетает звездолёт с праматери-Земли, причём вследствие ошибки капитана из заходящего на посадку корабля на аборигенов обрушивается ворох свежепостиранных одежды и белья…

«Подвиги», совершённые тут мичманом Бенсоном, ещё более впечатляющи*, но гораздо уместнее охарактеризовать остальных членов экипажа звездолёта, выполняющего <фактически> возглавляемую им миссию – тем паче, что во вчерашнем отзыве было дано соответствующее обещание…

Итак, в первую очередь, — конечно, дамы! Главный инженер Хэншоу – сорокалетняя мужиковатая особа, лишённая даже зачатков внешней привлекательности. Является крепким профессионалом по части двигателей и разных агрегатов, а в случаях необходимости исполняет обязанности фельдшера и медсестры. Искренне убеждена при этом, что человеческое тело – всего лишь дурно отрегулированная машина, и что большинство недугов можно «отремонтировать» при помощи нескольких оборотов отвертки или ударов молотка.

А вот навигатор Стоукс напротив – редкой привлекательности милашка с обалденной фигурой. Умненькая, целеустремлённая, но не испытывает никакого полового влечения ни к мужчинам, ни к женщинам, ни к животным (хе-хе!). Единственная её страсть – математические расчёты любой сложности и продолжительности.

Юный помощник командира корабля, лейтенант Шелби – статный красавчик модельной внешности. И такой же глуповатый, невежественный и пассивный, как большинство мужских особей, которых принято относить к категории «пляжных мальчиков». Время от времени он, однако, в решающие моменты демонстрирует определённую сообразительность… Вот как в кульминационный момент данного рассказа!..

О, командочка-то подобралась!!

Немного жаль местных туземцев – фальшивые «посланники неба» не очень-то им и помогли… Впрочем, на фоне прогрессирующего и разветвляющегося сектантства всех мастей в современном мире (туда же, в общем-то, и основные организованные религии!) представляется очевидным: люди сами ищут себе приключения на собственную голову, а наиболее обездоленные в условиях помаленьку возрождающегося new-феодализма со всем его невежеством и прочими пороками, слишком уж охотно стремятся вручить свою судьбу в руки откровенных псевдорелигиозных мошенников… Печалька!!

----------------------------------------

* приходится спасать остальных своих товарищей от беды (а кое-кого – и от неминуемой смерти!)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Паркер»

Siberia, 16 сентября 2022 г. 14:52

Уэстлейк создал увлекательные образы антигероев, преступников профессионалов, основным из которых стал главный герой одноименного цикла — Паркер. Не ясно, прозвище это или фамилия мужчины неопределенного среднего возраста, чья теневая деятельность проходит на просторах США. Первая история написана в начале 60-х и основная часть цикла охватывает следующее десятилетие.

Паркер — жесткий и методичный грабитель, предпочитающий работать в составе организованной группы. Он холодный, молчаливый, скрытный и, в то же время очень живой, далекий от картонки-функции персонаж. Прагматичный реалист, молниеносно принимающий решения. Человек с четко выверенным кодексом чести. Ловкий и педантичный организатор эффектных операций по изъятию ценностей из всевозможных источников (тут и ограбление базы ВВС США, ограбления банков и бронемашин, ограбления/разборки с мафией).

Паркер — мстительный тип, дорогу ему лучше не переходить. Однако, такое порой случается и в ряде романов он восстанавливает справедливость в собственном ее понимании. Чаще такие случаи заканчиваются смертью обидчика, но бывает, что Паркеру убить слабака западло.

Подельников главного героя можно разделить на две категории — первые появляются лишь однажды, вторые участвуют в нескольких делах или периодически упоминаются.

Интересно Уэстлейком показана «организация» (структура/синдикат/мафия). Ее представители более слабые и ограниченные, чем профессиональные преступники одиночки, лишь на время сбивающиеся в стаи (такие, как Паркер). Представители «организации» привязаны к конкретному месту, специфике и четко зависимы от иерархии.

Сюжеты цикла «Паркер» разнообразны, несмотря на объединяющую тему грабежей. По жанру чаще, это боевики, пару романов можно приравнять к триллерам, в ряде работ преобладает детективная составляющая (в основном, поиск подельника, умыкнувшего часть добычи и ставшего врагом). Оригинально Уэстлейком обыгран сюжет с «запертой комнатой». Если точнее, это борьба за выживание в закрытом на период холодов парке развлечений, ставшая костяком романа «Убийственная земля».

У Уэстлейка много динамичных сцен, смелых и эффектных решений. Нельзя сказать, что абсолютно все реалистично, скорее, преобладает зрелищность. Лица, находящиеся по ту сторону закона, показаны разными, порой жестокими и беспринципными, но цикл не назовешь чернухой. Нет морализаторства автора. Большинство сюжетов ведется не только от лица Паркера, но и других лиц, что добавляет разнообразие восприятию происходящего.

По отдельности истории о Паркере не кажутся шедеврами, цикл набирает обороты постепенно, но в целом — это хорошая, крепко сбитая серия историй, которая читается легко и без скуки.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Луна-убийца»

Iron rains, 17 февраля 2021 г. 21:26

Обаятельнейший лицедей Грофильд и супермен Паркер с голосом «мягким и нежным, как свинцовая пломба» в одном флаконе в дилогии классика «крутого» американского детектива Ричарда Старка. То бишь Дональда Уэстлейка.

Старк-Уэстлейк — писатель вообще-то своеобразный, и в чувстве юмора ему никак не откажешь, один «Проклятый изумруд» чего стоит, но на этот раз все более чем серьезно: шутки в сторону!

Два года назад в ходе рядовой в общем-то операции (кстати, не слишком удавшейся) два сапога пара, Грофильд и Паркер, припрятали в парке аттракционов «Волшебный остров» города Тэйлор, округ Мидвест порядка семидесяти тысяч долларов. Что ж, пришло время вернуться и заграбастать заначку, но вот незадача — денег в тайнике уже нет. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, кто именно заграбастал награбленное: разумеется, местная мафия под управлением владельца заводов-газет-пароходов респектабельного господина Лозини, который без особых проблем держит всю криминальную свору в ежовых рукавицах.

Партия началась, ход белых (парочки компаньонов): телефонный звонок лично господину Лозини с решительным ультиматумом. «Похищенный фрик» необходимо вернуть.

Конечно, господин Лозини не такой человек, чтобы просто так взять и отдать непонятно каким проходимцам непонятно какие деньги, даже будь они всего-то жалкими семьюдесятью тысячами долларов.

Конечно, Паркер не оставит безнаказанным столь издевательское игнорирование своего ультиматума.

Сюжет виртуозно закручивается, и вот Паркер приходит к неутешительному выводу: переговоры провалены, пора и честь знать. Он садится на телефон и обзванивает десятка три абонентов, своих друзей, знакомых и знакомых знакомых, а все эти достойные уважения господа — цвет криминальной Америки, маститые профессионалы, для которых оказать услугу такому человеку, как Паркер, — одно удовольствие. Всем им Паркер делает одно и то же предложение: показательно атаковать этот фешенебельный бордель под названием Тэйлор, округ Мидвест.

Еще раз повторю: чтение, конечно, более чем развлекательное, но с уклоном в серьезность. Что несколько нехарактерно для произведений Старка.

Тем не менее, на мой взгляд, «хорошо» с перевесом в сторону «отлично».

Рекомендуется любителям «крутого» детектива в стиле Рэймонда Чандлера и Джеймса Хэдли Чейза.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Darth_Veter, 24 января 2021 г. 00:55

Это рассказ об упорстве, силе характера и мужестве человека, поставленного перед выбором: или позорная жизнь, или мучительная смерть. Ни в коей мере не оскорбляя никого, думаю, что мало кто из читателей выберет второй вариант. Мужество — такая тонкая штука, что его нельзя проявить на заказ, а только по душевному порыву. Самый слабый человек, над которым все смеются и которого в грош не ставят, может оказаться мужественней самого раскудрявого силача. Вот и про поэта Ревелла никто бы не сказал, что духовной силы в нем гораздо больше, чем физической. Попав в тюрьму за свои убеждения, он должен был быстро сломаться и превратиться в ничтожество, презирающее себя самое. Тем более, что он попал под изуверские опыты по ограничению свободы заключенных, наподобие болевого интастинатора из фильма «Крепость» или взрывающегося ошейника «Бегущего человека». Выбора ему не предоставили, ибо в тюрьме собрали всех «политических», которых государство за людей-то и не считало — так, расходный материал. Только и умеют, что горлопанить в прессе и протестовать! Но система их сломает... Ан нет! Крепость духа у поэта оказалась сильнее продвинутой электроники инженера Уордмена, чем поставила эксперимент на грань провала.

История знает кучу примеров подобного рода. Могу напомнить подвиг польского учителя Януша Корчака, отказавшегося покинуть своих подопечных во время Второй мировой войны и разделившего с ними смерть в газовой камере концлагеря Треблинка. Еще один пример, на этот раз позитивный: побег десяти советских военнопленных под предводительством летчика Девятаева из концлагеря Пенемюнде. Беглецы не только убежали от фашистов, но еще и угнали ценный самолет — бомбардировщик Heinkel-111!

Можно сказать, что Ревелл пошел «на прорыв» от отчаяния. Но как тогда объяснить его вторую попытку? А третью? Это уже дело принципа — кто кого! Несмотря на то, что заключенного вернули оба раза, можно смело сказать, что именно он, а не высокотехнологичный Охранник является тем самым победителем, имя которого вынесено в заголовок рассказа.

-----------

ИТОГ: история человека, который смог победить самого грозного врага — свое собственное тело. Это весьма непросто даже в обычной жизни. Победитель — вовсе не тот, кого увенчивают лавровым венком и в честь кого устанавливают памятники, а тот, кто ради своих принципов не побоится перешагнуть и через боль, и через страх.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «What’s So Funny?»

igor14, 10 июля 2019 г. 10:01

«Что смешного?» — пожалуй, лучшее из произведений дортмундеровского цикла, написанных уже в ХХI веке. Хочется верить, что успешности роману в немалой степени поспособствовал именно... «русский след» !! (ха-ха-ха!)

Завязка сюжета: после Октябрьской революции взвод американских солдат, охранявших в Мурманске военное снаряжение, поставлявшееся «Антантой» царскому правительству, обнаруживает на одном из складов деревянный ящик, содержащий подарочный шахматный набор с фигурками из чистого золота, инкрустированных драгоценными камнями. Не чистые на руку оккупанты тайком вывозят сокровище в Штаты и уполномочивают своего сержанта-взводного реализовать добычу. Разумеется, тот «кидает» своих сообщников и скрывается со всем шахматным набором. Обманутые (а впоследствии — и их потомки!) ведут безуспешные поиски. Наконец, почти век спустя, один из сыновей нападает на верный след. Но чтобы добыть драгоценный набор, требуется помощь профессиональных воров. Тут-то и появляется Дортмундер с компанией друзей...

Чехардой разнообразных комичных неудач на пути к желанному призу эта история напоминает первые романы цикла. Но главная «изюминка» заключена в особой комедийной гротескности финала. Эт-т-то что-то реально грандиозное!!

(если б ещё и перевод не был совсем уж любительским, можно было бы поставить высочайшую оценку... Хотя нижеследующий обмен репликами переводчице удался великолепно (браво и ей, и автору):

» <...>

– Американские солдаты, – продолжил мистер Хэмлоу, в его голосе прозвучало некое удовлетворение, возможно, даже гордость, – нечисты на руку, всегда такими были. По всей Америке разбросаны украденные вещи.

– Издержки войны,– пояснил Эппик.

– Так принято говорить, – поправил его мистер Хэмлоу. <...>» ©)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Полицейские и воры»

skrpionnn06, 1 мая 2019 г. 10:34

Замечательное произведение! Впервые прочитал его в журнале «Сельская молодежь» 1989г. С тонкой иронией показана изнанка «грязной» повседневной полицейской работы. Поневоле устанешь от такой собачьей работы... А большой город вокруг набит деньгами доверху. Теперь главное решиться и грамотно изъять эти деньги, сыграть по крупному.

Данную повесть, по-моему, следует почитать кадровикам МВД и частных охранных служб занимающихся инкассаторскими услугами — в качестве учебного пособия по криминальной психологии, что бы ВОВРЕМЯ получить ответ на вопрос: как так получилось, что добропорядочные сотрудники полиции вдруг нарушили присягу и пошли на дерзкий грабеж :)

Оценка: нет
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

maxxx8721, 5 сентября 2018 г. 11:14

Измельчали разбойники-аферисты. Сегодня целый фильм/роман они планируют какую-то операцию: ограбление банка, угон машины, побег из тюрьмы (Ва-Банк, Угнать за 60 секунд, Друзья Оушена и пр.), чтобы в концовке, как правило, успешно ее провести. В книге «Проклятый изумруд» уровень героев намного выше, так как они сумели в небольшом произведении провести практически все эти операции вместе взятые: здесь и ограбление, и побег, и похищение, и многое другое. Все это выдержано в постоянной оголтелой динамике, благо этому способствует максимально простой стиль изложения Уэстлейка.

Так что — шах и мат, как говорится. Возможно... Если бы не одно Но. Увы, в отличии от последователей, которые тщательно вымеряют все, учитывают, где расположены камеры, охранники, звуковые и дымовые детекторы, многие другие факторы, герои «Проклятого изумруда» берут неожиданностью, нахрапом, куражом, импровизацией. Правда, выглядит это порой настолько наивно, что больше напоминает не художественную литературу, а краткий обзор игр серии «GTA» со всеми взрывами, танками, вертолетами и прочими эффектами. Чем дальше в лес, тем больше воспринимаешь происходящее, как чепуху, изолированную от реальности. Но чепуху развеселую — это правда.

Наверное, жаль, что я не читал эту книгу, когда мне было лет 15-17 и я воспринимал подобный наивняк совсем по-другому.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Макс41, 26 февраля 2017 г. 14:18

Это начальная энциклопедия веселых авантюрных приключений и сказочных злоключений главного героя. Журнал «Смена» в котором он был напечатан до сих пор сохранен. Юмор просто замечательный.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Аллергия»

SAG, 27 декабря 2012 г. 11:24

О как долго копал яму под своего начальника Альберт. План был продуман до мельчайших деталей. Оставалось только войти в кабинет и выложить: « Мистер Клемент, вы мошенник. Платите деньги или опубликую документы о ваших мошеннических операциях». И в голове мечты о беззаботной жизни и экзотические курорты. Шантаж и мистер Клемент, как миленький платит и сделать с ним ничего не сможет ибо копии документов хитроумно тут же поступят в редакцию, если Альберту будут угрожать. Но вот решимости пойти на этот шаг- нет. И проходит год, другой и уже игра с документами становится как привычный ритуал. И вдруг обыкновенный грипп и вся хитроумная цепочка, создаваемая в течении нескольких лет разрывается и все задуманное терпит крах. Он уволен, а шеф сматывается с деньгами и грозит отомстить. И все из-за того, что Альберт просто не смог прийти на почту, чтобы забрать свой конверт. И не жалко Альберта, не копай яму с целью обогатиться. А положительный герой — это Том, служащий почтовой конторы, четко выполняющий свою работу.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Людишки»

Эрик Дрейвен, 28 ноября 2012 г. 21:40

Во многом благодаря тому,что мой любимый писатель Стивен Кинг неоднократно тепло отзывался о произведениях Дональда Уэстлейка, я тоже решил познакомиться с творчеством этого писателя. Роман выбрал во многом благодаря аннотации, которая показалась весьма многообещающей. Но увы,первый блин получился комом. Действие протекает весьма вяло, изредка взрываясь динамичными эпизодами, впрочем «динамичными» — все-таки преувеличение. Большую часть чтения я боролся с зевотой. Появляющаяся один раз в сто страниц искорка заинтересованности очень быстро гасла. Сюжет наивный просто до ужаса, я уже знал как закончится этот роман едва начав читать. А концовка, пожалуй, самая банальная из всех возможных. В действиях Ангела напрочь отсутствовала логика, я так и не понял на черта ему понадобились некоторые персонажи и почему для осуществления Божьего приказа он пошел таким нелепым до идиотизма путем. В прочем есть у книжки хоть и скромные, но достоинства. Во-первых довольно яркие герои, которые действительно воспринимаются живыми людьми. Во-вторых — это очень добрая и человечная книга, таких не так уж много в наше время. В общем за этим романом вполне можно скоротать пару вечеров, но это явно не та книга, которую захочется прочитать еще раз.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Не подскажете, у вас война?»

igor14, 15 февраля 07:02

Великолепный сатирико-социальный рассказ, относящийся к довольно редкому для Уэстлейка жанру фантастики (мало того, — КОСМИЧЕСКОЙ фантастики!).

Открывает собой цикл о путешествии-одиссее межзвёздного корабля «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером…

В качестве эпиграфа прекрасно бы подошла фразочка из срединной части рассказа — «<...> самые живые философские дебаты проходят под пытками...»©.

Завязка сюжета: 11 406 год; одной из первых целей для «Несущего надежду» стал полёт к планете Близнецы, населённой потомками философов-дуалистов. Глубоко мирные поначалу учёные-гуманитарии из-за непримиримых противоречий по некоему умозрительному вопросу перешли вскоре к более агрессивным действиям в отношении своих научных оппонентов. Полноценная война с оружием в руках растянулась на 400 лет, и вот в момент краткого перемирия на планету садится корабль с Земли…

Разумеется, главная интрига данной истории – предмет яростного спора потомков философов и остроумный способ их примирения залётным социологом – недвусмысленным образом напоминает ещё триста лет назад придуманный Д.Свифтом конфликт между остроконечниками и тупоконечниками из «Путешествий Гулливера». Но этим пародийный аспект вовсе не исчерпывается…

«Водопад» счастливого детского смеха вызывает также состав и распределение ролей среди участников полётной миссии звездолёта из будущего. Протокольным главой экспедиции является член Галактического совета Лутгастер – туповатый и самовлюблённый пустобрёх, фактически отправленный в почётную ссылку своими коллегами, не могущими более терпеть напыщенную помпезность этого человека.

Капитан корабля, некто Стэнфорт из славной династии высокопоставленных офицеров Галактического патруля – никчемный зануда, интересующийся только лишь своим хобби (таксидермией). Ему, впрочем, вполне хватает ума понять, что «капитан на судне вообще никому <и никогда, хе-хе!> не нужен» ©.

(в экипаж звезлолёта входят ещё четверо реальных и условных специалистов (в том числе и две дамы!); все весьма колоритны, но характеристику троих отложу до следующего раза/следующей рецензии…)

Фактическим главой миссии, её «мозгом» и основной профессионально-действующей единицей является самый младший по чину, мичман Кьюби Бенсон. Как уже вскользь упоминалось выше, он с успехом примиряет инопланетных спорщиков и совершает не менее впечатляющие подвиги в остальных рассказах цикла.

Желаю всем насладиться данной уморительно-интересной историей, а также – и её продолжениями!...

Первая публикация — «Playboy», декабрь 1983 г.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

igor14, 19 августа 2023 г. 07:01

Вклад Уэстлейка в жанр фантастики до самой недавней поры было необычайно сложно оценить: в свободном доступе имеется лишь <скорее мистический> (и, одновременно, сатирико-трагикомедийный!) роман «Людишки / Humans» (1992), одна сомнительная повесть <с уклоном в детектив>, да с десяток рассказов из разных периодов творчества.

Но вот, начиная с конца позапрошлого года, удалось ознакомиться с восхитительно юморной гексалогией о миссии звездолёта из будущего «Несущий надежду» (1981-89 гг.), а уж совсем недавно, благодаря любезности уважаемого переводчика, Конрада Сташевски, попал в руки и этот весьма неоднозначный короткий роман…

Завязка сюжета: примерно XXV век; насквозь криминальный типчик выходит из тюрьмы после долгой отсидки и узнаёт, что его любимый старший брат, вполне законопослушный гражданин и перспективный инженер, погиб на отдалённой планете, где по заданию крупной корпорации осуществлял горнорудную разведку. Тот мир носит крайне специфическое название – Анархаос, и населён потомками колонистов из числа самых преданных последователей учения Бакунина, Штинера, Прудона, Кропоткина и других видных теоретиков анархизма…

Перед нами – причудливый коктейль из остросоциальной фантастики, образчиков приключенческого жанра в стиле историй Джека Лондона о первопроходцах, «крутого» детектива а ля Дэшил Хэммет или Реймонд Чандлер. Плюс – много ещё чего другого мультижанрового…

Скучать потенциальному читателю не приходится – описываемый калейдоскоп сменяющих друг друга событий даётся в компактно-динамичном темпе. Впрочем, и особо «облизываться» от радостных предвкушений тоже нет причин (хе-хе!) – реально «вкусными», забавно-увлекательными или высокохудожественными достоинствами сия история также не обладает.

Главный герой – прожжённый негодяй, убивающий направо и налево как врагов, так и невольных благодетелей вкупе со случайными встречными. Он нисколько не рефлексирует, руководствуясь лишь чисто звериным примитивным прагматизмом. Впрочем, его жертвы – тоже отнюдь не невинные овечки, поэтому сочувствия или сожаления не слишком-то и вызывают…

Положительных персонажей тут нет вовсе, даже среди покойников! (ха-ха-ха!)

В отношении анархизма лично я всегда испытывал большой скептицизм (в том числе и к ответвлениям типа анархо-коммунизма). Утопия и утопия, каких много рождалось в среде зажиточных любителей потеоретизировать из разных времён…

Тем не менее – приятно, что взгляды Уэстлейка на сей счёт были близки к собственным; но теперь, после прочтения данного романа, гораздо лучше понимаю, ПОЧЕМУ сторонников анархизма было больше именно в западных странах, хотя среди основоположников учения много русских по происхождению… Просто-напросто такая система воззрений чрезвычайно близка их врождённому индивидуализму, возведённому чуть ли не в абсолют.

Спустя 30 (с «хвостиком») лет возрождённого капитализма в нашей стране мы все тоже потихоньку превращаемся в клоны типично западных обывателей, однако логика подсказывает, что уж что-что, а приверженцами анархизма нам не быть никогда!!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Кто-то здесь смотрит на вас»

igor14, 3 июля 2022 г. 04:12

Грандиозный финальный аккорд!! Шестой (и последний!) фантастико-сатирический рассказ из цикла о путешествии-одиссее межзвёздного корабля из далёкого будущего «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером…

Завязка сюжета: программа полётов «Несущего надежду» предусматривает также посещение планеты Матрица. Высадившиеся на неё члены экипажа звездолёта видят лишь длинный ряд надгробий, причём даты смерти колонистов свидетельствуют о том, что никто не прожил на новом месте обитания более 4-х лет. В развалинах возведённых когда-то строений обнаруживается герметичный контейнер, а в нём – видеокассета с хроникой воспоминаний последнего из первопоселенцев, в которой излагаются пугающе-дичайшие сведения…

Хоть начало истории и не располагает к особому веселью, всё же данный рассказ – один из самых юморных в серии. Прямо-таки бросаются в глаза некоторые, скажем так, идейные параллели со знаменитым произведением Роберта Шекли — «Призрак V» (1954), знакомым большинству возрастных читателей ещё с детства, с публикации в суперпопулярном советском журнале «Юный техник».

Но, не будем отвлекаться! Последнюю из написанных Уэстлейком частей гексалогии отличает причудливое сочетание таинственного приключения с комедией самой высочайшей пробы. Ситуация, в которую попадают основные персонажи-звездолётчики – одновременно и опасная (пусть это и неявно на первый взгляд!), и парадоксально-ироничная. Главный герой цикла, мичман Бенсон, не слишком блистательно проявивший себя в двух предыдущих рассказах серии, тут снова демонстрирует чудеса изобретательности и спасает коллег от крайне незавидной участи…

Редких литературных достоинств данная конкретная история и сериал в целом!! Честное слово – очень, ОЧЕНЬ (!) жаль, что Уэстлейк не стал продолжать сию дивную, восхитительную эпопею!..

Первая публикация — «Playboy», май 1989 г.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Пижон в бегах»

Барышев, 7 апреля 2016 г. 05:33

Прочитал в девяносто пятом, в библиотечном журнале «Искатель». Когда через несколько лет библиотеку расформировали, с разрешения библиотекаря забрал журнал себе. Всего я тогда забрал больше центнера списанных книг но до нынешних времён дожили меньше десятка, и эта у меня уже семнадцать лет. Первый мой иронический детектив, и самый лучший. Постеснялся сразу поставить десятку, и зря — десять!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Чайханщик, 16 августа 2014 г. 14:09

Хороший рассказ с хорошей моралью, но два вопроса сильно снижают мою оценку — какая принципиальная разница между обычной тюрьмой и тюрьмой с «чёрными коробками». Если бы ГГ раз за разом сбегал из простой тюрьмы, был бы его поступок настолько замечательным?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Синдикат»

Toft, 10 ноября 2013 г. 21:28

Одна из лучших книг про Паркера. На мой взгляд, суть всей серии — в описании ограблений. Есть пара исключений, например «Взломщик» («В зловещей тиши Сагамора»), где преступник ведёт расследование или «Сражение», они выбиваются из общей канвы. Старк-Уэстлейк умеет описывать ограбления, у него это получается также просто и ясно как у Сабатини — морские побоища. А в этой книге сразу несколько ограблений, причём совершённых разными людьми по разным схемам. При всём этом события отлично увязаны друг с другом и не чувствуется обрывов действия.

Единственный недостаток, по-моему, в непонятном правиле преступников-профессионалов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не трогать заведения Синдиката, потому что Синдикат с нами в одной лодке
на которое автор, впрочем, плюёт с высокой башни.

Определённо книга заслуживает прочтения.

Кстати, в отвратительном переводе издания от Центрополиграф она называется «Кто заплатит по счетам?».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Смерть на астероиде»

mewmew, 27 июня 2013 г. 09:22

Почему-то в разных переводах у этого рассказа совершенно разные концовки, в «Смерти на астероиде» одна, а в «Рискованной профессии» другая. Оригинал лень искать, но там наверное тоже две версии.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Охотник»

Эрик Дрейвен, 28 ноября 2012 г. 18:42

После романа «Людишки», показавшегося мне весьма посредственным, я предпринял еще одну попытку подружиться с творчеством Дональда Уэстлейка. Роман выбрал казалось бы беспроигрышный — «Охотник», весьма популярный в США и неоднократно экранизированный. Но увы, не получилось. Это пока единственный случай когда экранизация, отличный боевик с Мэлом Гибсоном, понравилась мне больше литературного оригинала. Вялотекущий, до неприличия наивный и предсказуемый сюжет, картонные персонажи, которые отличаются друг от друга только полом, физической силой и положением в обществе. Вроде объем романа маленький, читается очень легко, но я мучил его аж три дня — скучно, господа! В общем снова разочарование. Пожалуй я прочитаю еще одно его произведение, чтобы окончательно сформировать свое мнение об этом авторе, так сказать контрольный выстрел... Но скорее всего не скоро.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Zhelezjaka, 5 мая 2008 г. 02:07

Отзывчивость и человечность карается законом (см. Увидеть невидимку). Хороший, хоть и наивный рассказ.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

seregaS, 13 декабря 2007 г. 14:23

Слишком идеализированный рассказ, по-моему, мнению. Финал в реальной жизни представить практически не возможно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Лазутчик в лифте»

Славич, 14 сентября 2023 г. 16:05

Сатирическая вариация на тему «бункерной» фантастики, только вместо подземных убежищ люди укрылись в автономных небоскрёбах, защищённых силовыми полями. Бункер наоборот, мечта адепта аркологии. Время действия — далёкое будущее, предположительно середина третьего тысячелетия н.э. Место действия значения не имеет. Сюжет в основе своей стандартный: «А вы когда-нибудь были снаружи? А вы знаете, какой там на самом деле уровень радиации?» Нестандартно, что повествование ведётся от лица обывателя, который родную высотку никогда не покидал и не покинет. Сатира хороша.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Митч Тобин»

Siberia, 30 сентября 2022 г. 07:25

«Стена — предмет важный, значительный, предмет моей гордости, достойный затраты моего времени и внимания. Я понял, что могу сосредоточиться на моей стене, как мне не удавалось сосредоточиться ни на чем другом...» — так начинается первый роман небольшого детективного цикла «Митч Тобин», который Уэстлейк на писал под псевдонимом Такер Коу.

Действие происходит в 60-е, в США. Митч — бывший полицейский детектив, болезненно переживающий увольнение. Долгое время он сидел без дела в стенах собственного дома, а теперь занят строительством стены. Стены между двором и улицей, но на деле — стены от внешнего мира, в буквальном и фигуральном смысле. Стоило Митчу втянуться в процесс, вырыв яму, похожую на могилу, как некто Виклер самым наглым образом останавливает его предложением провести расследование для преступного синдиката.

Честно скажу, яркое начало, когда мешающий строительству тип вылетает с участка пинком под зад, несколько сгладилось со временем. Расследования проходили спокойно и методично. Без особого желания со стороны Тобина, но и без нытья. Митч не прекращал мечтать о возвращении к своей стене, однако, следственную работу выполнял упорно.

Первое расследование — дело об убийстве молодой актрисы — он ведет для мафиозных структур. Во второе оказывается втянутым из-за дальней родственницы, найденной рядом с трупом сожителя, в крови, с ножом в руке. В третьем — ищет преступника среди людей с нарушениями психики, находящихся на реабилитации.

Всего романов цикла пять, но 4-й не переведен, а завершающий мне не удалось найти. Так что, впечатления строятся на первых 3-х. Если сравнивать с другими работами Уэстлейка, цикл «Митч Тобин» менее остросюжетный, чем «Паркер» и не брызжет насмешливой иронией, напоминающей водевиль, как некоторые романы серии «Алан Гроуфилд, актер и вор», но он тоже неплох, по-своему. Главный герой показался мне вполне понятным и реалистичным, несмотря на остроту эмоциональных проблем. Сюжеты последовательны, не кажутся фантастичными или непродуманными. Достаточно необычны, но простоваты. Во всех трех мне удалось отгадать преступников ближе к финалу.

Подводя итог: цикл «Митч Тобин» вполне имеет право на жизнь, потратить на знакомство с ним несколько вечеров не жаль.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Art and Craft»

igor14, 10 января 2020 г. 08:18

«Искусство и ремесло» — один из самых весёлых рассказов сборника «Воровская дюжина» (2004). Первая публикация состоялась в «Playboy», август 2000 г.

Завязка сюжета: на связь с Дортмундером вышел один из его бывших сокамерников, имеющий славу очень обидчивого и весьма опасного человека. По окончании очередного срока тот заделался, как ни странно, художником-пейзажистом. На дебютной выставке у него были приобретены лишь 2 картины из четырёх десятков, а потому «богемный уголовник» предлагает главному герою украсть как можно больше других его полотен, тем самым подогревая интерес публики в рекламных целях. А страховая компания, естественно, обязана будет заплатить выкуп похитителям за возврат картин...

Разумеется, основная интрига этим не исчерпывается — у Уэстлейка задумки всегда многослойные. Вереница сюрпризов для Дортмундера начинается с того, что при рекогносцировке на месте будущей операции он сталкивается ещё с парой-тройкой своих давних знакомых-воров (НЕ из числа постоянных подельников!), ну а затем... (стоп (!), чрезмерно «спойлерить» не хочется).

Среди главных достоинств рассказа — очень колоритная фигура «нанимателя» Дортмундера, художника-уголовника «Три Пальца» Джилли. Этот прожжённый и вероломный негодяй, к слову, никоим образом не калека (как можно подумать!) — свою кличку он заслужил тем, что в беспощадных тюремных драках побеждал благодаря искусной оригинальной технике использования всего 3-х пальцев (причём, вряд ли имеющей под собой в качестве основы какое-нибудь из восточных единоборств).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «The Dortmunder Workout, or Criminal Exercise»

igor14, 4 декабря 2019 г. 07:09

Наикратчайшее (ха-ха-ха!) из произведений дортмундеровского цикла; одностраничный рассказ, впервые опубликованный в «The New York Times Magazine», 29 апреля 1990 г. (медицинское приложение)

Завязка сюжета: Джон Дортмундер заходит в любимый бар, но не для традиционной встречи с дружками-сообщниками (чтобы запланировать очередное криминальное дельце!), а просто — «освежить горло». Компашка болтунов-завсегдатаев настолько шумно обсуждает нюансы индивидуальной физзарядки и здорового образа жизни вообще, что главному герою с трудом удаётся привлечь внимание бармена к себе…

Никаких значительных событий здесь не случается, более того – НИКАКИХ событий вообще не происходит. Склонен считать этот рассказ аналогом не самого смешного анекдота, в конце которого уместно лишь слегка улыбнуться, чтобы не обидеть рассказчика. Уэстлейк финальную шутку таки выдаёт, но сие произведение стоит читать, пожалуй, только самым преданным фанатам автора… любому другому читателю оно, скорее всего, покажется пустопорожним и скучным.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Ask a Silly Question»

igor14, 17 августа 2019 г. 09:41

О том, что «богатые тоже плачут» © мы прекрасно знали и до Уэстлейка. Как ни прискорбно, в рассказе «Задай глупый вопрос» любимый автор криминально-ироничной прозы поддался очарованию этой популярной темы и поведал нам о нравственных страданиях пожилого миллионера, категорически не желающего делиться ценным имуществом с существенно более молодой женой при разводе.

Завязка сюжета: при дележе имущества разводящийся миллионер подсунул бывшей жене копию бронзовой роденовской скульптуры, подкупив эксперта-искусствоведа, дабы обман не раскрылся. Оригинал, разумеется, остался у хозяина. Но спустя какое-то время экс-супруга вознамерилась подарить это изваяние крупному музею. Подкупить тамошних специалистов – задача не реальная, поэтому необходимо срочно выкрасть подделку. В качестве консультанта миллионер насильственным образом рекрутирует Джона Дортмундера…

Один из лучших рассказов, вошедших в тематический сборник «Воровская дюжина». Здесь на протяжении всего повествования Дортмундер вынужден действовать без поддержки своих дружков-уголовников (это – скорее «минус»), но история занимательная, изрядно сдобренная фирменным авторским юмором, а некоторые финальные события приносят главному серийному герою (которому мы неизменно симпатизируем!) благоприятную возможность сорвать приличный куш (что случалось далеко не всегда!...)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Horse Laugh»

igor14, 25 июля 2019 г. 10:35

Ну кто же не любит лошадок? Наблюдать за ними в условиях дикой природы (исключительно по телевизору!), в ипподромных состязаниях, у уличных фотографов или в пАрковых аттракционах – истинное удовольствие. А уж дети их просто обожают!

Быть может, в юном возрасте и Дортмундер, и Энди Келп тоже любили лошадей. Но это было давно! Теперь парочке профессиональных воров предстоит увести из частной, тщательно охраняемой конюшни племенного жеребца, бывшего когда-то призовым скакуном. Разумеется, злая судьба, на этот раз – в облике табуна лошадей в яблоневом саду, чинит «бедненьким» преступникам всяческие затруднения…

Очень неплохой рассказ из популярной уэстлейковской серии. Помимо всегдашней криминальной комедии, читателю (по-преимуществу – типичному городскому жителю) открывается масса любопытных сведений о некоторых лошадиных привычках, поданных (разумеется!) также в комедийно-натуралистическом ключе. Нельзя не отметить – название рассказу автор подобрал необычайно метко!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Fugue For Felons»

igor14, 9 июля 2019 г. 06:33

По поводу этого рассказа Уэстлейк пару раз неуклюже оправдывался: дескать, из-за юридических неурядиц не мог (на тот момент!) называть персонажей «дортмундеровского» цикла их настоящими именами: Алджи – Келплом, Литтла – Марчем, Бига – Тини, Рамси – Дортмундером. Ну ладно, не мог и не мог… Тогда зачем вообще было писать эту историю в сложный для себя период? Потерпел бы с годик и стал бы продолжать «выпекать» произведения этой серии (как оно в реальности и получилось!) с нормальными именами героев!

(не встречал ещё ни одного уэстлейковского фаната, который (как и я!) не негодовал бы по поводу этого единственного (на весь цикл!) рассказа с путаницей имён; потому далее я буду (уж извините!) именовать персонажей в соответствии с каноном)

Сюжет вкратце: за завтраком Дортмундер узнаёт из новостей о поимке одного из своих «шапочных» знакомых. Тот после неудавшейся попытки ограбления одного из нью-йоркских банков, спасаясь от полиции, въехал в витрину другого банка. Учреждение закрыли на время ремонта фасада и, хотя доступа в главное хранилище, где оказался заперт весь банковский персонал, нет, поживиться можно ещё много чем… Как выяснилось впоследствии, не только Дортмундер читает газетные новости – Келп, Марч и Тини, не сговариваясь друг с другом, решили каждый в одиночку воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и грабануть пострадавшее финансовое учреждение…

Весёленький рассказ, содержащий массу неожиданных сюжетных вывертов. Очень напоминает ранние произведения цикла, от «схемы построения» которых автор несколько отошёл в начале 80-х.

Русскоязычный перевод под названием «Фуга для уголовников» имеется в сети.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Звездолёт «Несущий надежду»

Mozzart1977, 5 декабря 2016 г. 16:06

Очень смешной цикл. Экипаж звездолета собран из совершенно разных людей, бесспорно колоритных, обладающих уникальными, присущими только себе качествами (чего стоит только один капитан корабля, увлекающийся таксидермией). Как правило, из очередной беды их спасает находчивость одного члена экипажа, которому, казалось бы, судьба уготовала влачиться на вторых ролях. У каждой планеты, которую посетила команда звездолета, своя уникальная жизнь и колоритные представители. Прочитайте — не пожалеете!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «В зловещей тиши Сагамора»

Toft, 12 ноября 2013 г. 19:57

Довольно мало детективов, в которых расследование ведёт преступник. Это одна из них. Паркер приезжает по просьбе своего человека-почтового ящика (с Паркером нельзя связаться напрямую, поэтому все желающие должны свначала обратиться к этому человеку, который уже связывается с Паркером и передаёт ему запрос). Обнаруживается, что «почтовый ящик» мёртв. Паркер мстит исключительно за себя, но в данном случае поведение некоторых обитетелей городка Сагамор наводит его на мысль, что могут быть затронуты и его интересы.

Читать было увлекательно, сначала гадаешь, кто убийца, затем — кто нападавший. И всё это при минимуме героев. Кстати, финал неожиданный, удивляет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Охотник»

Toft, 12 ноября 2013 г. 19:27

Посредственное произведение. Если бы прочитал его первым, то скорей всего с остальным творчеством автора ознакамливаться не стал. Впечатление, что автор тренировался и ручку расписывал — сюжет предсказуем, читать неинтересно. Почти любой из романов серии про Паркера лучше, чем этот.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Не трясите фамильное древо»

gramcx, 5 апреля 2012 г. 21:11

Сюжет яркий и острый, запоминается надолго. На схожую тему, но выполненный совершенно в ином ключе, есть неплохой рассказ Агаты Кристи «Коттедж «Соловей».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

galos_gann, 2 января 2011 г. 21:11

Замечательный рассказ.

Кстати с небольшими изменениями этот рассказ был экранизирован в сериале «Welcome to Paradox». Правда там главным героем был не поэт-диссидент, а уголовник, но он показал, что тоже человек, а не отброс общества.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Лазутчик в лифте»

god54, 9 марта 11:31

Отличный рассказ на тему жизни после ядерной войны. Будет ли она? Уверен, будет! Современные научные исследования доказали, что никакой ядерной зимы не будет. Это раз. Люди уже готовы применять ядерное оружие и довольно спокойно рассуждают о их применении. Не о возможности, а о технических аспектах применения. Это два. И последнее, варианты жизни в новом мире приобрели новый вариант — Проекты из данного рассказа. В этом что-то есть. Сатира, сюжет, текст вполне приличные и рассказ привлекателен.

Оценка: 8
⇑ Наверх