Крис Хэдфилд отзывы

Все отзывы на произведения Криса Хэдфилда (Chris Hadfield)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Орбита смерти»
–  [ 10 ]  +

Teabag, 24 октября 2023 г. в 01:05

Крис Хэдфилд — конечно же, астронавт, но и как писатель тоже довольно известен. Эта книга не дебютная, дебютом была автобиография — «Руководство астронавта по жизни на Земле». Казалось, с писательским опытом, не ограничиваясь документальными рамками, у него должна бы получиться неплохая книга. Это подтверждали анонсы — история о противостоянии СССР и США на околоземной орбите, да ещё и очередная высадка на Луну.

Вот только описана не просто усреднённая миссия «Аполлон». По авторскому замыслу, события происходят в миссии «Аполлон-18“, при том, что в реальности последняя высадка на Луну — это «Аполлон-17“. «Аполлону-18“ как части лунной программы состояться было не суждено. Поэтому жанр, в этот раз — уже не нон-фикшн, но и не полностью «художка», а альтернативная история: пилотируемая миссия «Аполлон» была продолжена ещё одной посадкой на Луну. На это, скорее всего, и был расчёт — привлечь внимание ярким анонсом, охватив максимальную читательскую аудиторию. И роман написан с оглядкой на массового читателя, на тех, кто купил книгу, потому что понравилась аннотация.

Нельзя сказать, что это плохо или неправильно, но есть разница между «очередная книга астронавта Криса Хэдфилда» и «очередная книга о том, какой могла бы быть миссия «Аполлон-18“. Во втором случае автору приходится «продавать» себя новым читателям, постоянно доказывать, что он знает, о чём пишет. И в тексте это явно заметно. С самого начала — ворох географических привязок, технических подробностей и специальных терминов. Да, это вообще присуще автору, автобиография тоже была похожим образом перенасыщена, но там это было уместно, а сейчас подробности только затрудняют восприятие.

Читается медленно, особенно вначале, ведь надо обработать довольно большой объём информации, а затем ещё разобраться в происходящем. Потом вроде бы появляется сюжет, вот только ему постоянно недостаёт напряжения, интриги. Причём событий в книге даже с избытком, заявленный конфликт развивается, но как будто сам по себе, при минимальном участии персонажей.

Всё сэкономленное таким образом внимание досталось космосу. Как только действие переносится в космос — у автора появляется уверенность в описаниях, будь то старт сверхтяжелой ракеты, сам полёт, действия в открытом космосе или на поверхности Луны. Для читателя — это возможность увлечься происходящим, и даже попробовать оценить удачные эпизоды. К примеру, инструмент для внекорабельной деятельности (он же — обычный болторез) пригождается буквально всюду. Самое время вспомнить «Армагеддон» и космонавта Льва Андропова с гаечным ключом, но в этот раз ничего не выглядит карикатурным, это просто нестандартное использование универсального инструмента. Впрочем, любые действия в условиях лунной гравитации могут вызвать затруднения, тем более в неудобном скафандре. Рассчитывать приходится только на свои силы, даже простое падение может обернуться катастрофой...

На всём, что относится к космосу, получается задержать внимание, как минимум из-за экзотичности. Но как только очарование проходит — становится понятно, насколько же всё плохо с остальным текстом. Поступкам персонажей не хватает мотивации, а характерам — даже минимальной проработки. Это не образы, даже не наброски — просто карточки: «хороший парень», «плохой парень», «большой босс», «опытный наставник», и так далее. Общая картина вообще не выглядит цельной. Часть сюжетных линий впоследствии оказывается заброшена, а из тех, что остались, получился почти сносный финал.

Концовку надо бы описать отдельно, но это непросто. Событий опять становится слишком много, а описаний и пояснений — минимум. Всё примитивно, зато в довольно быстром темпе. Тут уже уместно сравнение с типичным шпионским кинобоевиком: в разгаре то ли серия «бондианы», то ли «Миссия невыполнима». Как ни странно, такой подход помогает по-другому оценить книгу. Не стоит подходить к оценке с серьёзными критериями — это действительно «очередная книга о миссии «Аполлон-18“. Книга, написанная начинающим (увы!) автором. Чтобы создать что-то достойное — не нужно досконально разбираться в теме. Возможно, в будущих книгах удастся найти баланс между достоверностью и увлекательностью. Но не сейчас. Пока что главное достоинство книги — описание «ближнего» космоса. Подобных описаний мало, и это — точно не самое плохое из существующих.

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крис Хэдфилд писал для американской/канадской аудитории. Перевод же явно подразумевает, что совместно с переводчиком над книгой будет работать и научный редактор. Он необходим, пусть даже для банального перевода фунтов и дюймов в метрическую систему. Пояснение аббревиатур и принятых в НАСА сокращений — уже задача посложнее, но в таком тексте может быть полезным. И наконец, больше всего требуется адаптация, отдельное пояснение, почему именно «Аполлон“ — это «золотой век» американской космонавтики, а число 18 в ряду «Аполлонов» — особое.

Как итог, метрических величин нет вообще; аббревиатуры даны в переводе, а с пояснениями, какие именно события стали отправными точками для написания альтернативной истории, справился сам автор в послесловии.

Но научный редактор у издания был, вот только результат его труда сначала вызывает улыбку, а затем недоумение. Практически все сноски в тексте — попытки «срезать» автора, уличить в невежестве. И ладно бы массовый читатель — редактор просто не может не знать, что Крис Хэдфилд несколько лет был координатором НАСА в Звёздном городке, а затем, в одном из полётов — командиром экипажа МКС. Любая из этих должностей означает доскональное знание множества дисциплин. Да, автор действительно знает, о чём пишет — странно, что приходится уверять в этом ещё и редактора. Но всё равно, раз за разом — редакторские примечания «на самом деле всё было не так!“, которые вот-вот могут перерасти в «автор это выдумал!». Опять-таки, неожиданно для редактора, но это — не документальное произведение, а значит, сам жанр вполне оставляет место для неточностей или «придумывания». Не говоря уже о том, что работа редактора — пояснять написанное, работать в одном направлении с автором. Зато куда как увлекательнее находить «ошибки» и делать это основным смыслом своей работы.

Конечно, расхождения с реальностью в тексте имеются. Можно было бы, при желании, свести всё к указаниям на альтернативную реальность. Для этого нужна полноценная рецензия, ещё одно послесловие, например. Короткие примечания лишь «тормозят» тяжеловесный текст книги, вносят путаницу. Объём примечаний минимальный, и вместо чего-то объективно полезного, они указывают на «неправильный» цвет советских погон, или неточности в конструкции орбитальной станции, которая неизвестно, существовала ли вообще. Видимо, важно обратить внимание читателя именно на это. Трудно назвать такое ребячество работой редактора.

И автор, и редактор сделали то, что умеют лучше всего. У автора в итоге получилось сугубо техническое описание космической миссии. У редактора — рецензия о том, каким, по его мнению, такое описание должно быть. И всё вместе однозначно не пошло книге на пользу.

Оценка : 6
«Орбита смерти»
–  [ 9 ]  +

Iriya, 19 сентября 2023 г. в 08:00

«Что инвестируешь, то и получаешь.»

Позвольте мне начать с признания — данный роман я ждала с нетерпением. Да что там! Когда я о нем узнала, я от радостного волнения чуть со стула не упала. Все дело в том, что несколько месяцев назад мне посчастливилось прочитать яркую автобиографию Криса Хедфилда. Красноречивое, жизнеутверждающее и невероятно искреннее произведение автора оставило в моей душе неизгладимый след. Посему читать «Орбиту смерти» я начала незамедлительно.

Перед нами смесь альтернативной истории, космической фантастики и конспирологического технотриллера. События переносят читателей в далекий 1973 год, где (согласно идеи автора) НАСА готовит новый пилотируемый полет на Луну в рамках космической программы под названием «Аполлон-18». Объявленный последним в своем роде он сопрягается с многочисленными опасностями и окутывается великой государственной тайной. Так как действие происходит в эпоху холодной войны между Кремлем и Белым домом, то на трех астронавтов США ложится почетная миссия — совершить героическое путешествие во имя страны и на благо всеобщей науки. Итак, фантастическая предпосылка и атмосферная обстановка на фоне смертельно опасной игры, разыгрывающейся в Космосе. Звучит неплохо? Несомненно! Однако особого восторга от данной книги я, увы, не испытала.

«- Разлет дерьма непредсказуем.

— Ну, ребят, это ведь на самом-то деле довольно интересно будет.»

Выбор периода для альтернативной истории оказался не случаен: годы правления Ричарда Никсона, космические полеты «Аполлон» и советско-американское соперничество — это то, в чем рос будущий летчик-испытатель и астронавт Хэдфилд... то, чем был вдохновлен с самого детства. Об этом он рассказал в своем «Руководстве астронавта по жизни на Земле». На страницах этой книги автор снова сумел зарекомендовать себя очень разносторонним человеком. Хорошим специалистом в своем деле. И это я сейчас говорю не только о полетах в Космос, но и о писательстве. Роман неплохо написан — мельчайшие подробности разворачивающегося действа, динамичные события и необычные герои, многие из которых хранят свои личные тайны. Я чувствовала, что благодаря этому произведению многому научилась, но не могу сказать, что это было очень увлекательно.

Иногда у меня создавалась впечатление, что в роман Хэдфилд вложил все идеи для своих возможных произведений после автобиографии. Будто бы он дал себе одну-единственную возможность реализоваться в качестве писателя художественного произведения именно в этой книге. «Орбита смерти» изобилует многочисленными эпизодами, которые абсолютно не влияли на ее основную идею. Например, здесь целая глава была посвящена персонажу, с которым мы по ходу повествования больше не встретимся, и который (по сути) особого поворота сюжета не сделал. На мой взгляд, автор с его неугомонной фантазией с легкостью мог бы придумать захватывающую историю, где насморк женщины-техника много лет назад очень повлиял на текущее состояние невероятно важного оборудования. Или из расследования смерти летчика-испытателя в кабине вертолета сотворить увлекательный детектив. Здесь же это все казалось лишним.

Я изо всех сил старалась оставаться вовлеченной, несмотря на то, что некоторые мельчайшие подробности описываемого были очень чрезмерными — множество технических деталей полета. Люди, которым нравятся подобные нюансы, испытают на страницах этой книги чувство сродни эйфории. Всякий раз, когда я откладывала книгу, мне стоило больших усилий убедить себя снова взять ее в руки. Однако кульминационная составляющая пробудила во мне любопытство к повествуемому. У Хэдфилда получился хорошо структурированный финал с несколькими оригинальными поворотами, которые сумели привнести в роман немного напряжения. Хотя присутствие экшена в литературных произведениях я не очень люблю, эта часть романа мне понравилась. В одном из своих интервью автор признался, что обожает триллеры. Думаю, что данное его творение вполне соответствует любимому жанру.

Поскольку «Орбита смерти» — это вымысел, вплетенный в реальность, то было интересно наблюдать в нем многих людей и явления, действительно существовавших. Это добавляло достоверности всему происходящему на страницах. Также было забавно поразмышлять о временах холодной войны, когда пути США и России пересекались в космической гонке. Что в свете последних событий... гм... мягко говоря, осталось в прошлом. Это было необычное чтение и отличный дебют Хэдфилда в художественной литературе. У писателя хороший потенциал, и я с нетерпением буду ждать его новых работ. Просто надеюсь, что в следующий раз он сжалится над обычными смертными и добавит чуть меньше зубодробительной технической информации, которая была очень органичной в автобиографии астронавта и немного лишней в переплете данной книги. Всем мира и осознания!

«Пока сердце многих страданий не изведало, то скромности не научится.»

Оценка : 7
«Орбита смерти»
–  [ 8 ]  +

majj-s, 11 апреля 2023 г. в 10:43

Союз-Аполлон

Гагарин, я вас любила, ой, на-ра-на-рай.

Книга канадского астронавта Криса Хэлдфилда отличный подарок ко дню Космонавтики всем, кто выкладывает в этот день в сетях слезное «Прости нас. Юра, мы все просрали», кто может оценить по достоинству крутой технориллер, кто любит погружение в реальность истории, прописанную инсайдером (четко, подробно, с детализацией). Он, первый канадец в составе американской команды астронавтов, первый человек, записавший в космосе музыкальный клип (более 50 млн просмотров) и человек, в чью честь при жизни назван аэропорт в его родной Сарнии. Он реально крутой, был бы таким, даже если бы не писал книг, но его «Руководство астронавта по жизни на Земле» и «Вы здесь. Вокруг света за 92 минуты» уже стали бестселлерами.

o-l.jpg05:31

«Орбита смерти», в отличие от двух предыдущих книг, к реализму отношения не имеет. Такое: «нет, сынок, это фантастика». Хотя Хэлдфилду каким-то немыслимым образом удается заставить читателя поверить в реальность происходящего в альтернативно- или даже криптоисторическом романном пространстве. Итак, 1973, до эпохального совместного проекта двух сверхдержав еще два года, но это в нашей реальности, у них все случится раньше и без предварительного согласования. Просто так сложатся обстоятельства, что совместная работа американо-советского экипажей станет единственно возможным вариантом. Да не просто на орбите, а на Луне, да не чисто мужским составом. а с участием женщины. Вот за Светлану, не Савицкую, Громову, но кто может помешать верить, что в космос она попала 25-летней и под оперативным псевдонимом, особенно имея в виду секретную миссию защиты разведспутника Алмаза — вот за героическую Светлану автору огромное спасибо.

На самом деле триллер получился яркий предельно реалистичный в деталях при всей нереальности сюжета, в котором холодная война переносится на орбиту, а женщина-космонавт попадает в кабину Аполлона прямиком из космоса. Много ярких, хотела бы сказать «вкусных», но нет, лучше подойдет «вонючих» подробностей совместного быта, а что бы вы хотели, когда три человека сутками заперты вместе в ограниченном и довольно тесном пространстве, и в условиях, на которые организм может отреагировать самым непредсказуемым образом? Светлана прекрасна, она затмила всех американских астронавтов вместе взятых, но и они ребята интересные, как хорош мизогин с комплексом супергероя Чад, например. А представители наземных служб поддержки с советской, и особенно американской стороны, одноглазый Каз Замекис просто серебряная мечта любой женщины, от полюса до экватора, но и от нашего Габдулая Латыпова мое наполовину татарское сердце таяло.

К несомненным достоинствам книги стоит отнести и то. что Хэлдфилд никого намеренно не очерняет. не обеляет. Обе сверхдержавы не останавливаются в стремлении застолбить господство в космосе ни перед какими грязными трюками и неспортивными приемами, обе используют в этой игре своих и чужих людей как расходный материал, хотя у американцев условия получше, чивоуштам, и похороны в случае «погиб во славу человечества» попышнее. На Букмейте роман появился в электронном и аудиоформатах, аудиоверсия в исполнении Игоря Князева просто блеск.

Классная книга, реалистичная настолько, что не раз по ходу чтения ловишь себя на мысли: «А может быть именно так все и было?» и «Что еще от нас скрывают?» Когда бы не финал в духе техасской резни бензопилой (что поделать, у нас тут триллер, закон жанра требует), как по мне — было бы идеально.

Оценка : 8
«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»
–  [ 9 ]  +

Iriya, 19 февраля 2023 г. в 10:55

«Когда ты автор своей судьбы, не хочется писать в жанре трагедии. Не считая всего прочего, возможность продолжения в этом жанре отсутствует.»

Тем людям, кто так или иначе интересуется Космосом и его освоением, имя Криса Хэдфилда хорошо известно. Да даже если вы иногда смотрели на YouTube канал НАСА, то наверняка наблюдали Криса в видео историях, повествующих о жизни астронавтов и космонавтов в околоземном космическом пространстве. Я же об авторе этой книги узнала совершенно случайно и без особого желания взяла ее в руки, только чтобы просто составить компанию в совместных чтениях. Забегая вперед, хочу сказать, что ни на секунду не пожалела о потраченном времени. Более того... я невероятно счастлива, что познакомилась с такой яркой вехой жизни обычного человека, который однажды воплотил свою детскую мечту в реальность.

Квадратный астронавт, круглый люк. В этом история всей моей жизни. Вечное стремление разгадать, как добраться туда, куда я хочу, когда войти через дверь невозможно.»

Начну с того, что данный роман не стоит воспринимать, как автобиографию в привычном понимании этого жанра. Да, здесь действительно присутствует ретроспективное осмысление человеком его прошлого с высоты пережитых лет. Однако все описанное в книге относится скорее к отдельно взятой деятельности автора, именуемой профессией, а не ко всей его жизни в целом. Здесь так же отсутствует такая важная особенность автобиографии, как последовательное описание событийности. Пожалуй, рваное повествование оказалось для меня основным недостатком произведения. Иногда было непонятно, о каком временном промежутке жизни говорится. Я бы отнесла данное творение к мемуарам астронавта, рассказывающего о своем участии в космических экспедициях: что тому способствовало, как все это происходило, и какие выводы им были сделаны. Поэтому в данном случае название книги вполне «говорящее». Вместе с тем содержание состояло не только из эпизодов об астронавтах (учебе, изнурительной подготовке, непростой жизни на орбитальной станции), но и семейных буднях, взаимоотношениях с коллегами и личных переживаниях. Доступно, интересно и откровенно.

«Представьте, какая забавная вещь произошла на моем пути в космос: я научился жить полной и счастливой жизнью здесь, на Земле. Со временем я узнал, как предугадывать проблемы, чтобы предотвращать их, и как эффективно реагировать на любую критическую ситуацию. Я узнал, как нейтрализовать страх, как сохранять концентрацию и внимание и как достигать поставленных целей.»

Книга написана простым языком. Во время чтения казалось, будто Хэдфилд тебе, как своему близкому другу, с добротой и искренностью рассказывает свою историю, пронизанную эмоциональными и милыми моментами нелегкой и удивительной жизни астронавтов. Я мало обращала внимания на тонкости астронавтики, так как этим никогда особо не интересовалась. Однако благодаря роману узнала много подробностей из этой области науки, о которых даже не догадывалась. Понравилось многое! Особенно описание открытого космического пространства. Признаюсь честно, я была взволнована до слез, когда автор передавал свои ощущения перед лицом манящей и пугающей бездны. Благоговенье и восторг от осознания происходящего. Здесь прекрасно передано величие необъятных просторов Вселенной! Хотелось вместе с Крисом произнести: «Вввааааааууу!»

«Конечно, я выглядывал из иллюминатора шаттла, чтобы увидеть мир, но только теперь понял, что в действительности я его не видел. Держась за корпус корабля, который движется вокруг Земли со скоростью 28 000 км/ч, я мог теперь по-настоящему увидеть изумительную красоту нашей планеты, бесконечное количество текстур и красок. А по другую сторону от меня — бадья черного бархата, до краев наполненная звездами. Бескрайнее и подавляющее зрительное погружение. Я мог бы наслаждаться им вечно.»

Надо отметить, что автор постарался (около)научные темы передать таким образом, чтобы все им описываемое было понятно большинству читателей. К моему большому удовольствию (и даже удивлению!) чтение «Руководства...» было не только интересным, но и поучительным. В хорошем смысле этого слова, конечно. Хэдфилд делится с читателями не только необычной информацией о космополетах, но и выводами, сделанными исходя из пережитого. Книга оказалась значительно глубже, чем я ожидала. Очень понравилась глава о «силе негативного мышления». В процессе подготовки астронавты принимают участие в тренировках по «моделированию непредвиденных обстоятельств». Читать об этом было невероятно увлекательно. Автор рассказывал, что репетиции поведения при катастрофе создают уверенность в том, что мы имеем навыки принятия решений, которые позволят справиться с трудной ситуацией и выйти из нее с улыбкой. Мне кажется, что подобные практики можно (и нужно!) применять и в обыденной жизни.

«Беда не приходит одна. Всегда есть вероятность целого спектра скверных событий. И самой страшной окажется та беда, к которой вы не готовы.»

«...нужно ценить мудрость смирения и то чувство перспективы, которое она дает», — говорит писатель и поднимает на страницах романа самые важные темы книги. Смирение в работе с коллективом, когда недостаточно просто задавить в себе дух соперничества, а необходимо попытаться помочь еще и другим преуспеть. Смирение по отношению критики в свой адрес, которая зачастую может быть вполне объективной. Смирению в плане собственного эгоизма, который иногда надо побороть и постараться стать неприметным человеком («нулем»), стремящимся быть для окружающих максимально полезным («плюс первым»). Теория автора «стать никем» может очень интересно транслироваться на все области нашей повседневности. Невероятно порадовало, что Крис уделил ей внимание, так как она мне близка.

«В моей двадцатилетней карьере астронавта я никогда не чувствовал себя ближе к тому, чтобы быть «плюс первым». И я знал, что лучшее, что могу сделать для того, чтобы мой экипаж воспринимал меня именно так, — это продолжать делать то, что всегда мне помогало — стремиться быть никем.»

Пожалуй, единственное, что Хэдфилд не смог в себе усмирить, так это желание постоянного ученичества. И в этом стремлении он мне тоже необычайно симпатичен! Для любого человека, считает автор, нет таких знаний, которые могу оказаться лишними. Тем более для того, кто решил посвятить свою жизнь полетам в Космос. Астронавты — это люди, которые способны принимать правильные и быстрые решения, когда исходной информации может быть недостаточно, а последствия принятого могут иметь чрезвычайно важное значение. Поэтому каждый из них имеет огромное количество специальностей: летчики-испытатели, врачи, сантехники, программисты и прочее. Они — трудяги и умнички!

«Работа летчиком-испытателем по программе неуправляемых полетов усилила мою способность концентрироваться на самом важном даже посреди полного хаоса. Я научился никогда не сдаваться перед проблемами и никогда не полагаться на авось, рассчитывая, что все будет хорошо. Хотя мне не приходило в голову, что все эти уроки придется применить на практике здесь, на Земле.»

Было довольно забавно читать о жизни астронавтов в условиях невесомости на международной космической станции. Даже самые простые ежедневные дела (прием пищи, поход в туалет, чистка зубов и сон) были тщательно продуманы и казались маленьким приключением. Лично у меня появилось огромное желание просмотреть видеоролики на YouTube о жизни людей на МКС. В особенности музыкальный клип на песню «Space Oddity», снятый самим Крисом Хэдфилдом во время его пребывания там. К слову об международной космической станции и полетах в Космос... После прочтения книги у меня немного улучшилось отношение к Советскому Союзу. А точнее к тем великим и талантливым ученым, трудившимся в далекие советские времена над вопросом освоения космического пространства. Увы, на данный момент Россия так и осталась на уровне тех разработок.

«Выйти в открытый космос — это почти как вскарабкаться на гору, поднять штангу, починить маленькую машинку и исполнить замысловатое балетное па и все это одновременно, будучи при этом упакованным в громоздкий скафандр, который обдирает пальцы и ключицы.»

В качестве послевкусия — вопрос: а все ли мои детские мечты сбылись? Сложная и интересная тема... Во всяком случае для меня. Потому что, читая книгу, я с ужасом поняла, что совсем их не помню. Каково было мое восхищение, когда я наблюдала историю мужчины, у которого в 9-летнем возрасте появилась отправная точка всей его осознанной жизни, вектор постоянных усилий, от которого он ни на градус не отклонялся, — желание стать астронавтом. Он постоянно понимал, насколько эта его мечта иллюзорна, и каждый день проживал так, чтобы она хотя бы на мизерную долю стала менее неосуществимой. Все свои действия он пропускал через призму немого вопроса: «а как бы на моем месте поступил астронавт?» Потрясающая целеустремленность, достойная всяческого уважения. Хэдфилд вдохновляет наилучшим из всех возможных способов — своим примером.

«По моему опыту, страх возникает тогда, когда не знаешь, чего ждать, и сомневаешься, что можешь контролировать происходящее. Если понимаешь, чего опасаться, то уже не чувствуешь себя беспомощным и боишься гораздо меньше. А вот когда информации не хватает, всё кажется опасным.»

Если вы однажды захотите прочитать мемуары невероятно интересного человека, пережившего не менее интересные события, но при этом остающегося скромным и правдивым в своем повествовании о них, настоятельно рекомендую вспомнить об этом романе. Я однозначно буду размышлять о нем еще очень долгое время. Завершение своей карьеры астронавта Хэдфилд мудро рассматривает, как начало чего-то нового. Поэтому не удивительно, что он однажды решил попробовать себя на стезе писателя, в том числе и в художественной литературе. Совсем скоро у русскоязычных читателей появится возможность познакомиться с его романом «Орбита смерти», написанным в 2021 году. Произведение относится к жанру фантастического детектива, и я с нетерпением буду его ждать.

«Но если постоянное наблюдение за 16 восходами солнца в сутки и за многообразием Земли меня чему-то и научило, так только тому, что вызовов и возможностей существует всегда намного больше, чем времени, чтобы их испытать.»

Всем мира и добра!

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию.

«Я действительно нахожу полезным каждый день своей жизни, вне зависимости от того, провожу я его на планете или в космосе. И я нахожу удовлетворение в малых делах, даже играя в скрабл через Интернет со своей дочерью Кристин (мы часто с ней играем), или читая письмо от первоклашки, который хочет стать астронавтом, или подбирая обертку от жвачки на улице. И поэтому я совсем не боялся оставить свою карьеру. Кроме того, я приобрел в НАСА богатый опыт спуска по карьерной лестнице.»

«Но если вы уверены в своих способностях и чувстве собственного достоинства, для вас практически не важно, управляете ли вы кораблем, стоя за штурвалом, или гребете на веслах.»

«Жизнь становится намного лучше, когда ты одерживаешь по 10 побед в день, а не одну победу раз в 10 лет.»

«Хуже того, я был канадским летчиком без опыта руководства. Квадратный астронавт, круглый люк. Но тем не менее я справился и протащил себя через этот люк, и в этом было кое-что по-настоящему удивительное: по пути я принял нужную форму, потратив на это всего-то 21 год.»

«Рано пришедший успех — ужасный учитель.»

«Совсем не нужно быть супергероем. Умение сопереживать и хорошее чувство юмора зачастую оказываются важнее.»

Оценка : 8
«Орбита смерти»
–  [ 14 ]  +

FixedGrin, 16 июня 2022 г. в 04:03

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/39pVusx).

К 1971 году Майкл Муркок, тезка Майкла Исдэйла, одного из астронавтов альтернативно-исторического (или все же криптоисторического?) экипажа книги, порядком утомился от взятого бешеного темпа работы на износ во имя революции в англосферной фантастике. В редакционной статье для “New Worlds” Муркок выплеснул накопившуюся желчь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Основа так называемой Новой Волны научной фантастики имеет не больше прав требовать серьёзного к себе внимания, чем основа так называемой Старой Волны… Рассудительные читатели НФ принимают то обстоятельство, что НФ как таковая по природе своей не способна предложить более богатых и обстоятельных наслаждений, чем лучшие романы…

Тут так и хочется ответить репликой Боба Шоу, заметившего в следующем году о «Beyond Apollo» Барри Молзберга, что эта книга есть “эпитома всех проблем, постигших научную фантастику за последние лет десять или около того”.

Увы, клинически точный диагноз этот не помог удержать государства Земли 1970-х от схода с космической гонки — в руководстве США и Старосоветской России не нашлось достаточно любителей твердой НФ, а китайские энтузиасты вроде Лю Цысиня и Дэн Сяопина в ту пору еще не задачи трех тел решали, но в огородах на выселках копались, не разгибая спин — по заветам Шан Яна и Мао Цзэдуна.

В новом тысячелетии Китай, впрочем, взялся за собственную космическую программу с таким азартом, что прыть Лунного Зайца, наметившего большой скачок на Марс, обеспокоила не только Аластера Рейнольдса. Страны “альянса демократий” возобновили космические инвестиции — через фронтэнды ли типа SpaceX и Blue Origin, через более традиционные ли программы создания рабочих мест вроде Сенатской Системы Запуска и “соглашений Артемиды”.

Вот и с англосферной твердой НФ, в частности — посвященной освоению ближнего космоса, все не так безнадежно, как может показаться вам при взгляде на номинационные и лауреатские списки “Небьюлы”, “Хьюго” и “Локуса” последней пятилетки. Работа полковника Криса Хэдфилда, самого известного канадца Солнечной системы (в его честь, к примеру, уже при жизни назван аэропорт города Сарния в провинции Онтарио) и экс-командира МКС, служит тому лишним доказательством.

«Apollo Murders» по форме —АИ, но не спешите пугливо закрывать вкладку: роман ничего общего не имеет с дурно пахнущей продукцией вторпереработки лута компьютерных игр астровитянками-попаданками к Сталину, коей полнятся закрома СИ, АТ и Флибусты.

История совершенно секретной экспедиции “Аполлона-18” в Море Ясности (транзитом через НОО) вписана на Главную историческую последовательность так изящно, что границы между альт- и криптоисторией размываются до полной неразличимости. Разве что погоны старшего лейтенанта ВВС СССР не того оттенка да НПО имени Лавочкина размещается не по тому адресу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действительно ли ОПС военного назначения “Салют-2”, именуемая здесь по названию своей серии просто “Алмазом”, разгерметизировалась в апреле 1973-го, оставив след из обломков, еще прежде, чем к ней могли бы выслать команду для стыковки и ремонта? Или станцию запустили в космос отнюдь не безоружной, и ее экипаж постарался дорого продать свои жизни?

Так ли случайно “Луноход-2” зацепил стенку кратера 9 мая 1973-го, зачерпнул лунной пыли на радиатор, фатально перегрелся и умер два дня спустя — или скоропостижной кончине подсобили те, кому оказывалась для этого надлежащая поддержка? И не мог ли перед смертью героический советский аппарат засветиться в кадре прямой трансляции, изобличая этим истинные намерения ликвидаторов?

Вправду ли Светлана Савицкая, здесь проходящая под оперативным псевдонимом Громова, впервые побывала в космосе на станции “Салют” лишь в начале 1980-х — или чемпионка мира по аэробатике, дочь летчика-аса, проехавшего в шахте социального лифта из беспризорников в маршалы, гениальная самоучка с острым языком, дважды изгоняемая из отряда космонавтов, просто не смогла бы ограничиться одной только орбитой Земли?

Сходное ощущение расследования, о котором еще до эпилога понятно, что в учебниках, написанных заслуженными стариками, его выводам не место, вызывали у меня в детстве «Штамм Андромеда» и «День шакала», а в более счастливом возрасте — «Друд», «Военный талант» и «Пятое сердце». Если вы задумывались когда-нибудь, что за текст мог бы выйти из-под работающих тандемом машинок Майкла Крайтона и Фредерика Форсайта, то роман Хэдфилда — наилучшее приближение к такому эксперименту, на которое можно надеяться тем, кто, подобно мне, уже давно использует итоги голосований по классическим англосферным наградам как антирекомендацию.

Дэвид Боуи, галеонный символ Новой Волны фантастики в современной музыке, создал элегию Безумному Астронавту, «Space Oddity». Майор Том у Боуи прерывает свою миссию и ложится в космический дрейф.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Подполковнику Тому вовсе не суждено долететь даже до орбиты — оттого что в кузнице не нашлось исправной гайки, а в отряд астронавтов НАСА прокрались заблудшие в земле странствия авели, лучше дозволенного владеющие языком каинов.

Ну а полковник Крис и на орбиту выбрался, и о концерте по заявкам фолловеров не забыл. Благо, картинка с МКС теперь доступна в куда лучшем качестве, чем на черно-белых телеэкранах в Школьном и московском ЦУПе 1970-х.

Правда, на Луну мы с тех пор летать разучились, и Человек на Луне иронично косит глазком Моря Ясности на руины крымского центра управления луноходами.

Оценка : 10
«Орбита смерти»
–  [ 8 ]  +

Shirley, 24 ноября 2021 г. в 15:19

Автор, канадский астронавт, побывавший на МКС и знающий россиян не понаслышке, сумел удержаться от махровой антисоветчины и выдержать баланс хороший-плохой в описании противостояния СССР — США. Произведение можно отнести к жанру альтернативной истории, а может это триллер, основанный на реальных событиях (просто мы, обычные читатели, чего-то не знаем?). При желании можно найти ляпы в описании действительности 70-х, меня же больше всего покоробило нахождение Симферополя в некой Советской Украине, а Алтай оказался на стыке Китая, Монголии, СССР и Казахстана. Детективной составляющей практически нет, триллер — крепкий середнячок. Деревянный язык написания оживляется только в описании того, что автор испытал сам: авиа- и космических полетов. Советую любителям истории космонавтики.

Оценка : 6
«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»
–  [ 7 ]  +

KatrinBelous, 13 ноября 2018 г. в 16:38

Я интересуюсь космосом еще с детства, чему поспособствовало наличие подзорной трубы, чистого деревенского неба над головой для наблюдений и детской астрономической энциклопедии с картами звездного неба) Только вот если о космосе, планетах и звездах я читала много, то о людях практически ничего. С этой точки зрения эта книга стала для меня своеобразным открытием.

К примеру, я слышала уже давно о Хэдфилде и он мне запомнился как дядечка-какой-то-там-известный-астронавт, любящий постить картиночки и видео с космосом в своих социальных сетях. Из-за этого я наивно полагала, что астронавт это такая профессия, ну почти как обычная, и Хэдфилд бывает в космосе для сбора информации для своего инстаграма хотя бы раз в месяц))) На самом же деле оказалось, что за свои 20 лет работы в НАСА астронавтом он побывал в космосе лишь 3 раза. Получается, что весь тот адский труд, многолетняя подготовка, недосыпания, жертвы и отсутствие отдыха были только ради этих 3-ех путешествий в космос! Не представляю насколько нужно быть целеустремленным человеком, чтобы положить свою жизнь и спокойствие своей семьи на благо общества и «минутному«осуществлению мечты)))

Еще меня поразило то, что астронавт — не узконаправленный специалист в общепринятом определении этого понятия. Астронавт на космическом корабле, вышедшем на орбиту, должен быть психологом, чтобы поддерживать хорошие отношения со своими коллегами и уметь слаженно работать в команде, программистом, ремонтником, сантехником, ученым-исследователем, уборщиком мусора, грузчиком, даже санитаром и много кем еще. Собственно, оказывается астронавт это не тот человек, что по планетам ступает и на звезды из иллюминатора любуется, но и способен выжить в экстремальных условиях и выйти из самой сложной ситуации, а значит подготовлен к любым неожиданностям, даже таким бытовым как поломка туалета.

При всем том, что книгу я определенно могу назвать полезной, информативной и мотивирующей, у меня она теплых чувств не вызвала. Наверное ее стоило читать в школьном или студенческом возрасте, когда предстоит выбор призвания или работы. Я же перед этим выбором не стою, поэтому книга сначала читалась с интересом, а потом стала вызывать скуку. Возможно, все дело в стиле повествования автора, таком сухом и сдержанном, а еще проскальзывающем сквозь строки самолюбовании. Просто мы с Хэдфилдом, как автор и читатель, не нашли общих точек соприкосновения, вот если бы это был обычный нон-фикшен без чрезмерного налета личности автора и его постоянных рассказов о жизни, то мне бы книга понравилась больше.

Оценка : 6
«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»
–  [ 4 ]  +

oryxandcrake, 10 января 2018 г. в 19:39

Книга известного канадского космонавта и популяризатора науки Криса Хэдфилда о том, как он дошел до жизни такой.

Хэдфилд долго рассказывает, как еще в детстве решил стать космонавтом, хотя у Канады тогда своей космической программы не было и не предвиделось, и как потом всю жизнь шел к этой цели.

После прочтения книги мне стало понятнее, каких колоссальных трудов стоит подготовка и потом работа космонавтом. Правда, не стало понятнее, зачем вообще все это нужно. (Сам Хэдфилд задевает эту тему в вопросоответах в конце книги, но у него речь идет скорее о денежной стороне дела — «зачем тратить деньги на космос, если на земле в некоторых местах до сих пор люди голодают».) Стоит ли тратить такой колоссальный человеческий потенциал на решение далеко не первоочередных задач человечества? Хэдфилд явно ответил для себя на этот вопрос положительно, но вот меня эта книга как-то не убедила в ценности космической программы для землян.

Оценка : 9


⇑ Наверх