Эдуард Геворкян отзывы

Все отзывы на произведения Эдуарда Геворкяна



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 95

  Страницы: [1] 2 

«Правила игры без правил»
–  [ 14 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 12:30

В сборник старых повестей и рассказов московского писателя-фантаста Эдуарда Геворкяна вошли вещи старые и новые, апробированные, не раз печатавшиеся в сборниках и периодике, и от того чрезвычайно интересно смотреть на них под одной обложкой. В «четвертой волне» отечественной фантастики не принято было много писать — один-два рассказа в год, повесть — чуть ли не в пятилетку, а о романах и вообще речи быть не могло. Печатали-то в основном по научно-популярным журналам и редким антологиям, книжного бума никто и представить себе не мог (об этом, кстати написано эссе «Бойцы терракотовой гвардии», помещенное в сборник). Тем интереснее читать книжку, собравшую под одной обложкой разновременные произведения, написанные от 1973 до 1996 года.

Заглавная повесть, «Правила игры без правил», привлечет любителей динамичного и остросюжетного чтения: инспектор по школам и приютам натыкается в детдоме закрытого типа на странные распорядки, приличествующие скорее элитарным армейским подразделениям, нежели пенитенциарному заведению для подростков. То пушку в мехмастерской на уроке труда они делают, то каратэ изучают, а уж на полигоне такие стрельбища устроили… В ходе расследования выясняется, что воспитание в интернате имеет целью не возвращение малолетних преступников к полезной деятельности, а, напротив, ставит задачу перековать их в универсальных киллеров: ведь во всей галактике нет расы, более приспособленной для убийства… Поразительно, но повесть, написанная почти двадцать лет назад, читается и сейчас на одном дыхании. Не зря в 1983 году она получила приз «Великое кольцо», присуждаемый по итогам голосования КЛФ страны, и была даже издана в ФРГ отдельной книгой.

Повесть «Черный стерх» написана, как сказали бы сейчас эстеты, в диковской манере: злой колдун закидывает четырнадцатилетнего мальчика в иной мир, где нет ничего надежного, все рушится, крушится и тотчас же восстанавливается, и где каждый встречный-поперечный оказывается тем самым ненавистным колдуном.

Лирическая история «До зимы еще полгода» не напоминает ни одно из вышеперечисленных произведений, но несомненно понравится любителям «городской сказки»: во дворе дома выпал снег. Заурядное событие было бы событие, если б только на дворе не стояло жаркое лето. Да еще и следы на снегу каждый жилец оставляет свои, особенные — стукач семенит собачьими лапками, за влюбленной мадам — остается нотная запись скрипичной партитуры, а завскладом оставляет истории четкие рублевые отпечатки.

«Прощай, сентябрь» описывает любопытную социальную систему, при которой за провинности человека полную ответственность несет… его учитель и воспитатель.

«Чем вымощена дорога в рай» рисует утопический мир с плановой экономикой, во главу угла которой поставлено три задачи: Продовольствие, Педагогика, Порядок. С голоду никто не умирает, рожать разрешают только после строгих генетических проверок (и так уже двухголовые собаки бегают), воспитывают детей все лучше и лучше. Планету поделили на сектора, каждым районом заведует свой чиф… К такому устройству пришли не сразу, жизнь заставила: половина населения Земли вымерла после пандемии 2034 года, но кое-как выбрались, однако каждая новая техногенная катастрофа рискует подвести черту под существованием рода человеческого.

Одно из любопытнейших произведений сборника — эссе «Бойцы терракотовой гвардии» — начинается с воспоминаний о семидесятых годах, когда нынешние фантастические мэтры были молодыми и только учились писать рассказы. Мемуар не был бы мемуаром фантастическим, если б Эдуард Вачаганович не закрутил его вокруг любопытной идеи: есть, мол, у каждого государства своя Душа, определяющая характер и привычки своего народа, но иногда, по причине вмешательства разных сил, страны душами меняются, и получается невесть что. Прорубит, например, Петр Первый окно в Европу, а русская душа возьми и испарись, а место ее занимает душа китайская… «Все мы — китайцы», делает вывод один из персонажей, поэтому-то никакие европейские модели социального устройства у нас не приживаются.

Если продолжить рассуждения по схеме, предложенной Э.Геворкяном, можно найти и то место на глобусе, куда ретировалась общероссийская духовность. Нет, российская государственная душа не переселилась в Китай, а, будучи изгнана мистиком Сунь Ятсеном, перешла к антиподам, и воплотилась в странах Латинской Америки. Доказательством тому служат занятные параллели, найденные несколько лет назад В.Андреевым при изучении латиноамериканской литературы. Особым специалистом быть не надо, факты лежали на поверхности, надо было только их сопоставить:

А.С.Пушкин родился в 1799 году, Х.Л.Борхес — 1899. Ю.М.Лермонтов — 1814, Х.Кортасар и А.Бьой Касарес — 1914, Л.Н.Толстой — 1828, Г.Г.Маркес — 1928…

Интересно, в какой же стране пару лет назад родился Гений XXI века?

Оценка : 7
«Времена негодяев»
–  [ 14 ]  +

Sawwin, 16 марта 2008 г. в 15:25

В преддверии третьего тысячелетия журналисты, напуганные грядущей остановкой всех компьютеров, а, следовательно, и производств, завязанных на компьютерное управление, немало возмутили спокойствия, угрожая близким апокалипсисом. В этом плане роман «Времена негодяев» следует по стопам жёлтой прессы. Основная идея автора: чем выше технология, тем более хрупкой она оказывается, в реальности совершенно несостоятельна. Впрочем, у автора есть право на любое фантастическое допущение, даже на безграмотное. Главное, чтобы в дальнейшем сюжет развивался в заданных рамках. Так автор вполне правомочно предполагает, что общество после кризиса деградирует до уровня средневековья. Но почему-то при этом деградирует и менталитет, и даже язык становится архаичным. Откуда возьмутся полки правой и левой руки? То есть, полки-то, возможно, будут, но средневековый владыка станет называть их лево- и правофланговая ударная группировка (даже если во всей группировке полсотни мужиков с ковыряльниками). На том же уровне достоверности прописан и весь остальной антураж. Каждый из этих ляпов объяснять дополнительным фантастическиим допущением невозможно, следует просто сказать о безграмотности и некомпетентности автора.

Язык, впрочем, вполне пристойный, приключеньица также имеют место быть. В бездельную минуту книжку вполне можно пролистать. Главное -- не задумываться при чтении.

Оценка : 4
«Правила игры без правил»
–  [ 12 ]  +

Демьян К, 18 июня 2017 г. в 19:14

Если обнажить сюжетную схему данного эпохального текста (прочитанного мной только что, но, подозреваю, в 1983 году оставившего у многих любителей фантастики весьма яркие впечатления), она проста: если чужие хотят сломать цивилизацию, они начинают с детей. Не знаю, хотел ли автор поспорить с другим эпохальным текстом советской фантастики — романом Мирера «Дом скитальцев» (и составной его частью «Главный полдень»), — но спор явно получился и он выигран автором, как говорится, за явным преимуществом. У Мирера именно дети выступали в роли спасителей цивилизации от чужих, — «невинные» дети с их «незамутнённым» детским сознанием и их детской «бескорыстностью». У Геворкяна дети — глина в руках чужих, с которой те делают что хотят — при явном потворстве взрослых, которым на своих детей плевать. И если обществу плевать на то, что оно производит, — а главный продукт общества — именно дети, то это общество явно обречено. Конечно, автор не доводит сюжет до глобальных последствий для человечества, чужие просто используют то, что плохо лежит, т.е. детей, в своих неблаговидных целях за пределами Земли, — однако послевкусие после повести не из приятных: если в любой момент какой-то чужой дядя может прийти и забрать твоих детей, тебя не спросив, — что-то, видимо, не ладно в твоём королевстве. Безусловно, текст, действие которого происходит в неназванной западной стране, писался автором с той самой фигой в кармане — на самом деле имелось в виду именно позднее советское общество с его тотальным равнодушием ко всем и, главное, к собственным детям. В реальности всё это обернулось той самой схемой: пришли чужие дяди и украли у страны всё её подрастающее поколение, которое теперь, повзрослев, в массовом порядке служит чужим интересам и платит свои родные рублики за сказочки про чужие миры и чужих героев. Точнее, про мир Чужих и про героев-Чужих. И этому выросшему украденному поколению даже в голову не приходит, что когда-то было иначе и что может быть иначе. И что Чужие не должны править этим миром. Как не приходит в голову детишкам, воспитанным инопланетянами в спецшколе из этого опуса, что работать на Чужих — нехорошо.

Оценка : 8
«Правила игры без правил»
–  [ 11 ]  +

Groucho Marx, 08 января 2016 г. в 20:40

Тут всё хорошо, в этой повести — и сюжет, и язык, и персонажи, и идеи. И отсутствие «развестистой клюквы» в описании иностранных реалий. И саспенс вполне на уровне лучших образцов жанра. В общем-то, только эта повесть смогла составить полноценную конкуренцию книгам Стругацких в советской НФ. Иногда говорят, что это лучшая вещь Эдуарда Геворкяна. Но, наверно, более корректно сказать, что это одна из лучших вещей Эдуарда Геворкяна.

Я бы даже рискнул сравнить «Правила игры без правил» с «Ульем Хеллстрома» Херберта. Такое сравнение повесть выдерживает с честью.

PS. (дополнение, вписанное через несколько лет после рецензии) В общем-то, повесть оказалась трезвым социальным прогнозом. Инопланетяне и порталы на другие планеты Галактики — совершенно необязательная сюжетная виньетка, завлекалочка для любителей фантастики. Если заменить инопланетян на сайентологов, масонов, сотрудников ФСБ или каких-нибудь православных или исламских сектантов, в восприятии повести не изменится почти ничего.

Оценка : 10
«Деревянные облака»
–  [ 11 ]  +

Lartis, 12 мая 2012 г. в 22:18

«Деревянные облака», созданные в 1985 году, должны были появиться в 1993-м, в 37-м выпуске сборника «Научная фантастика» («НФ») издательства «Знание», но издание сборников на 36-м выпуске было остановлено.

       Вещь на 150 страниц, в которую вбито невероятное множество НФ-идей, проектов и гипотез: любопытный вариант социального устройства общества будущего; терраформирование Марса; грандиозный проект освоения Большого Космоса; экзотическая концепция прорастания праразума прошлого (возможно, убийственно опасного для нынешних носителей разума) в грядущее; экспериментальная система наглядного обучения, инициирующая странные события; конфликт цивилизационных парадигм развития, оборачивающийся жестоким столкновением отцов и детей; трудный, полный сомнений, непрекращающийся поиск истины и себя; партизаны, фашисты и полицаи; необъяснимое перемещение во времени; гениальные интуитивисты-мотиваторы; пугающие будущим экологисты (совсем, как сейчас); сетевики, которых теперь назвали бы хакерами; таинственный «черный сфероид» неземного происхождения…


       Обидно, что за четверть века автор так и не развернул это редкое по концентрации этико-социальных конфликтов и научно-технических парадоксов произведение в полноценный роман. Редкое по концентрации идей на страницу, впечатляющее, но всё-таки фрагментарное изложение… Эдуард Геворкян до нынешнего года не возвращался к своей повести, у него были на то причины (хотя для объяснения такого равнодушия к своему творению мне, например, их недостаточно). Вот что он пишет: «У меня сохранилась лишь вёрстка сокращённого варианта, который и предлагается вниманию читателей. Был соблазн переписать, «осовременить» текст, написанный в 1985 году. Но мне кажется, что это будет не очень правильно, поскольку может исчезнуть дух времени, а, вернее, безвременья, в которое мы были погружены. Исчезнет предчувствие неминуемых перемен, странных и непонятных событий, которые прошлись по судьбам моих современников. Читателю судить, верным ли было это решение».

Оценка : 9
«Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2»
–  [ 11 ]  +

Kriptozoy, 01 января 2008 г. в 04:23

Да. Попал мне, значит, в руки сборник «Время учеников — 2» из серии «Миры братьев Стругацких». Ну что я могу сказать... Рассказы, прямые и свободные продолжения произведений братьев, писались, видимо, не для читателей, а для самих писателей, для самих себя. Читать было жутко скучно. Ужасно жалко потерянного времени, хотя и попадались довольно примечательные эпизоды. Так вот единственный рассказ, который я прочитал с восторгом и упоением, был «Вежливый отказ» Геворкяна. Он не только оригинальный, не только насыщен юмором и сарказмом, в нём не только легко, играючи развивается множество сюжетов и идей. Его ещё и невероятно интересно читать. Особенно по сравнению с остальными рассказами и эссе, входящими в сборник.

Оценка : 9
«Деревянные облака»
–  [ 10 ]  +

vfvfhm, 15 апреля 2014 г. в 14:05

Очень интересная, хотя и противоречивая повесть. Порадовал ряд интересных придумок. Например фашистское кастовое общество будущего, рядящееся под коммунарски-романтические одежки. Действительно глобальная нетривиальная идея, заложенная в бэкграунд повести. Спор с классической стругацкой советской фантастикой, ведущийся на поле ее же любимых идей. Теория воспитания, новая постинформационная экономика и т.д. Геворкян умело сбрасывает прекраснодушные покровы со многих надежд и чаяний совковых фантастов. Повесть действительно кризисная, алармистская. О том, что хрустальный дворец накроется тазом из-за разных сомнительных господ в цилиндрах и с гнусными физиономиями предупреждал еще Достоевский. Геворкян разделил его опасения и оказался прав. Пока все строили общество будущего, диверсанты растащили его на дровишки и подожгли. Еще понравилась убийственная критика марзматических экологистов, которые готовы и ядерные взрывы устроить ради сохранения природы.

Во время чтения не мог отделаться от грустного впечатления. Раньше у нас могли писать фантастику мирового уровня и по планке идей и по качеству текстов. А теперь? Вот уйдут старики и с чем мы останемся? С тремя межавторскими сериями про попаданцев?

Грустно, господа!

Оценка : 9
«Времена негодяев»
–  [ 10 ]  +

mogzonec, 08 октября 2013 г. в 18:03

Странное впечатление производит этот роман. С одной стороны выглядит, как аллегорический постапокалиптик, с другой — авантюрный роман в безумном фантастическом антураже. И тем не менее, Геворкян, как и, например, Рыбаков, Лазарчук, во многом Олди, и другие, задали тон в новой постсоветской фантастике, весьма высоко подняв качественную планку. Потом видел немало толстых книжек в ярких обложках на похожую тему, но Геворкян остался Геворкяном, а вот других уже не помню. Понимаю, что все это — дело вкуса, но в фантастике, современной российской фантастике, сегодня есть конкуренция сюжетов, идей и сериалов, и даже соревновательность «мэтров» с учетом высоты стопок изданных книжек, но почти нет конкуренции писателей. Очень редко, когда название книги запоминается. «Времена негодяев» запомнилось. И совсем редко на фоне псевдонимов типа Джон Козлов или Алекс Сидоров, не говоря уж о более вычурных именах, запоминают фамилии авторов. Геворкян запоминается.

Оценка : 7
«Тёмная гора»
–  [ 10 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 12:32

В фантастике есть жанр «альтернативная история». Геворкян написал книгу в жанре «фантастическая альтернативная история», потому что параллельный мир, возникший благодаря вмешательству Гомера (ослепшего путешественника во времени) появился не из нашей исторической реальности, а из фантастического, придуманного мира цивилизации атлантнов.

Стереотипно это смесь Лазарчука, Щербакова и маленького рассказа К.Саймака «Спокойной ночи, мистер Джеймс» — вмешательство атлантов, понастроивших по всему миру пирамид, измененные состояния окружающего мира и постоянные подозрения одного из героев о своем искусственном происхождении. Плюс ко всему армейская муштра и жукеры из «Звездных рейнджеров» Р.Хайнлайна и подгонка человеческого тела под инопланетные условия, как скажем, в «Некрасивом биоформе» К.Булычева.

Греки правят миром из города Микены, а греками правят гигантские разумные жуки-телепаты инопланетного происхождения, прозябающие на нашей планете уже несколько тысячелетий. Земляне (гибкое определение: под него попадают и люди, и насекомые) путешествуют посредством телепортации к иным звездам, но электрические лампочки в быту — страшная роскошь, а тяжелую работу выполнят прирученные и искусственно выведенные гигантские насекомые (которые заодно всех собак извели). Радио не существует. Продолжительность жизни подскочила до 120-150 лет, но жесткая регламентация социального мироустройства, кастово-цеховая система и атрибуты полицейского государства не дают мне права назвать этот мир утопией.

Редко-редко где-нибудь используют паровые машины: как в нашем мире эллины не доверяли пару, так и в альтернативной реальности изобретение Герона не нашло должного применения. Живорождение запрещено и аморально: для продолжения рода существуют инкубаторы. Бунты и социальные потрясения остались в далеком прошлом, несогласные с генеральной линией развития переселяются на иные подходящие для жизни миры — когда тайно и негласно, когда в приказном порядке.

Любопытны маленькие детальки: например, столица Восточной Гипербореи, город Тангас Ка, погибла от удара всем известного метеорита…

Оценка : 4
«Правила игры без правил»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 08 января 2017 г. в 19:36

Похоже, у этой повести и недостатков-то нет. И написана она на удивление реалистично, и нелепостей и графоманства в ней совершенно не наблюдается, и сюжетообразующая идея о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
земных подростках, подготавливаемых в, казалось бы, обычных земных спецшколах для трудных подростков для использования инопланетными цивилизациями в качестве «цивилизаторов» на несговорчивых планетах
совершенно оригинальна. А ведь кроме этого вещь еще и динамична, увлекательна, а интрига в ней закручена так ловко, что читатель каждые несколько страниц узнает новую порцию правды, полуправды или вранья. Что и держит его в постоянном тонусе:).

Некоторые претензии можно высказать только к последним строкам финала: последний поступок главного героя получился несколько «картинным» и не очень вяжется с тем образом инспектора, который у читателей уже возник в процессе чтения повести....

Оценка : 8
«Времена негодяев»
–  [ 9 ]  +

Pavel_Otmorozov, 27 января 2011 г. в 13:01

Роман претендует на звание классики перестроечного и постперестроечного периода, наряду с «Многоруким богом Далайна» Логинова, «Опоздавшими к лету» Лазарчука, «Евангелием от Тимофея» Брадера-Чадовича, рассказами Столярова и др. Тогда читался на ура, да и сейчас выглядит совсем не устаревшим.

«Возвращение мытаря»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 13 марта 2008 г. в 00:30

Чрезвычайно слабая вещь, мечта тинейджера: «Я их трахаю во все места, а они меня обожают...» Автор описывает мерзейшее общество, где хорошо только наследнику престола, а все остальные изображают счастье, охраняя и ублажая мытаря. Кибердевы (помесь механической наложницы с супероружием) вызвали чувство гадливости. Приблизительно на половине текста автор вспомнил, что пора бы драчку устроить и придумал совершенно необоснованное, но зато кровавое вторжение космических бродяг. Вся эта кровища и отгрызенные ноги ничего не добавляют к сюжету, зато ещё больше усиливают чувство гадливости. Повесть обрывается чуть не на полуслове, очевидно автором был задуман роман, но написавши первую часть, он охладел к замыслу и решил, что и так сойдёт.

Оценка : 2
«Правила игры без правил»
–  [ 8 ]  +

fan2mas, 13 января 2011 г. в 14:50

«Правила игры без правил» — лучшее у Геворкяна, хоть и раннее. Помню, меня поразила сама идея курии — глобальной мафии, о которой речь заходит на первых страницах повести, а потом еще круче — пришельцы пестуют из наших отроков жестоких наемников, чтобы дети землян учиняли «силовые акции» у иных звезд. Тут и чудо, и тайна, и достоверность. И напряг, и герой на манер агента 007, и мысль, и чувство — прелесть! Вот только конец куцеват, и «туалетная бумага»... В любом случае — 9

Оценка : 9
«Чужие долги»
–  [ 8 ]  +

слОГ, 12 октября 2009 г. в 20:12

Между прочим, прошло пять лет с того момента, как была опубликована последняя повесть Геворкяна. Я подумал, что такое «молчание» иногда полезно — это не проходная повесть, написанная под юбилейный номер журнала. Это интересная качественная НФ-проза. С одной стороны она могла бы стать основой для хорошего романа, но боюсь, что здесь ожидания беспочвенны: автор написал только один полноценный роман, надеяться на второй было бы ... неправильно. Но если раньше Геворкян был для меня автором одного романа (Времена негодяев), одной повести (правила игры) одного рассказа (до зимы еще полгода) и пары эссе, то теперь я надеюсь, что автор «не сказал еще своего последнего слова»...

Схожая тематика произведения была недавно в Если в переводном рассказе, но мир куда интереснее у Геворкяна, да и качество текста как в лучших произведениях 4-й волны...

Ну а вдруг чудо случится, эта история требует того, чтобы ее дорассказали. Лично я с удовольствием прочитаю продолжение.

Оценка : 9
«Тёмная гора»
–  [ 7 ]  +

Babayka, 17 октября 2014 г. в 18:19

Вопросы, которые у меня остались после прочтения, можно перечислять очень долго, но в все их можно объединить в один: «Что тут, черт возьми, произошло?»

Стоит отдать автору должное, разбрасывать интригующие зацепки он начал с первых же глав, а где-то с середины понемногу стали появляться ответы и объяснения. На первый взгляд, все нормально. Откровенно говоря, именно это — необычный мир, загадочные сущности, запутанные события — в некоторые занудные моменты поддерживало интерес к дальнейшему чтению. И вот, последние главы, кажется, сейчас все станет на места...

И тут началось нечто.

Череда событий, одно безумнее другого, поступки персонажей, ничего не объясняющие, а еще больше все запутывающие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Какие-то, свалившиеся как снег на голову, путешественники во времени. Следующие одно за другим похищения бедного Таркоса, и ни в одном из них я не смогла углядеть высшего сюжетного смысла. А потом раз — и какой-то парень-водолаз, видимо, аналог Таркоса в нашей, привычной реальности.

Что? Откуда? Почему? Что за хрень тут творится? Отвечать на эти вопросы автор, похоже, посчитал ниже своего достоинства. На мой взгляд, такой безумный конец был бы перебором даже для книги, являющейся частью серии, когда еще можно надеяться, что впоследствии все еще прояснится. Но «Темная гора» не имеет продолжений, и, судя по году написания, ждать их не приходится. И если сюжетная линия Одиссея еще как-то может существовать как отдельное, законченное произведение, то вот линия Таркоса буквально рассыпается на части, потому что 90% всех событий вообще не имеют внятных объяснений.

Знаете, мне кажется, фраза в отзыве tkatchev «Книга в стиле «что курил автор».» как нельзя лучше отражает смысл этого произведения.

Оценка : 4
«Путешествие к Северному пределу, 2032 год»
–  [ 7 ]  +

mastino, 15 июня 2010 г. в 22:15

Сей опус попадается мне уже в составе второй антологии, и если честно, не понимаю любви составителей к этому произведению. Увы, но явно, как мне кажется, не заслуживает оно такой популярности среди составителей.

Ну, по порядку. Герои. Картон на картоне, и картоном погоняет. Ни один из героев не показался живым и настоящим.

Мир... Тут еще хуже. Мир, созданный автором, практически не вызывает доверия, и за малым исключением, выглядит высосанным из пальца.

Сюжет... Эх, и тут не слава богу. Приключения ГГ достойны разве что экранизации в виде мультика для детей 5 — 7 лет. Количество роялей таково, что ими можно укомплектовать парочку консерваторий...

Ну, в общем хватит. Слишком много букофф для данного случая. Подитожу. Не особо интересное произведение, с малоинтересным сюжетом, картонными героями и миром не вызывающим доверия. Оценка 6 только за то, что смог дочитать до конца.

Оценка : 6
«Сосед»
–  [ 7 ]  +

Алекс Иванов, 17 июля 2009 г. в 02:51

Не думал, что такое бывает.

Ещё в младших классах школы я слышал т.н. абстрактные анекдоты. Например:

— Человек с портфелем день за днём проходит через пост охраны, а в портфеле у него что-то шебуршит. На удивлённые вопросы отмахивается: «Там шебуршанчик». Наконец, охрана не выдержала, потребовала открыть портфель. Открывают, а там... и вправду шебуршанчик.

Или вот:

— Человек с большой хозяйственной сумкой день за днем приходит в магазин, покупает палку колбасы, суёт её в сумку, и в сумке что-то сразу громко чавкает. Наконец продавцы не выдержали, спросили: «Что у вас там такое?» Он пожал плечами: «Не знаю, но колбасу ест».

Этим анекдотам СТО ЛЕТ! Мой отец и деды их знали.

И вот читаю у Геворкяна:

«Сосед скромно похмыкивал, затем, глянув на часы, сказал: «Пора кормить», — и забегал по комнате. Насыпав рыбам и птицам корму и полив из громадной бутыли глазастую и благовоспитанную растительность, он выгреб из комода несколько свертков и засыпал в горловину металлического ящика белый песок, судя по всему — сахар, потом всыпал две пачки соли, пакет крупы, горсть мелких гвоздей и напоследок впихнул туда огромный батон чайной колбасы. В ящике зачавкало!

— Что это там у вас? — хрипло спросил я.

— Сам не знаю! — хихикнул сосед. — Жрет все, что ни дам, но колбаску очень уважает.»

Ничего не напоминает?

Позор, по-моему. ТАК красть. «Берёшь у народа — берёшь у себя. Кто-то говорит — плагиат, я говорю — традиция» (с). Но всему же есть пределы.

Оценка : 1
«Филократ в гостях у Мидаса»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 20 ноября 2008 г. в 22:28

Коротенький, на две странички рассказ. Царь Мидас сидит в своём дворце, вертит в руках кратер с вином, время от времени отхлёбывая из него и ведёт со своим гостем разговор о политэкономии. А читатель сидит с разинутым от удивления ртом. Нет, читатель догадывается, что сейчас ему объяснят, почему ничто от царского прикосновения не превращается в золото, читателя пришибло другое. Ведь кратер у древних греков, это посудина, в которой смешивали вино с горячей водой; этакая лохань литров на пятнадцать-двадцать. Силён был царь Мидас!

Когда тайна золота раскрывается, Филократ, оказавшийся не то богом-олимпийцем, не то пришельцем из будущего, приходит в страшный гнев, произносит: «Отныне всё, чего ты коснёшься, будет превращаться в железо!» -- и вылетает в форточку. А Мидас потирает ладошки и хихикает: «Мне же лучше, ведь железо дороже золота!» Читатель вновь застывает с разинутым ртом, ведь железо было дорогим только в Древнем Египте, а уже Ассирия сокрушила своих врагов, вооружив армию дешёвым железным оружием. В Древней Греции железо было дешёвым, но греки предпочитали пользоваться медью поскольку у них под боком на Крите были богатейшие месторождения медных руд. Таким образом, вместо ударной концовки получается громкий квак. Море вздымается стремительным домкратом.

Оценка : 4
«Тёмная гора»
–  [ 7 ]  +

Ny, 24 декабря 2007 г. в 05:56

К сожалению, мне так и не удалось собрать в кучу все сюжетные и смысловые нити романа. Я его просто не понял. Общая картина рисуется, но слишком смутно. Зачем здесь Одиссей, при чём тут парень-водолаз? Для завязки на историю и пространно-загадочного финала? Пафосно-архаический (под Гомера) стиль изложения истории с одной стороны даёт «+«(оригинальность, погружение в события древности и маскировка слабоватого, на мой взгляд, повествования), с другой стороны это мешает воспринимать и анализировать логику событий, путает в уже знакомых вещах. Осмелюсь порекомендовать роман для любителей крипто- и альтернативной истории античности.

Оценка : 4
«Времена негодяев»
–  [ 6 ]  +

Kravendel, 13 мая 2016 г. в 13:42

Написан роман чертовски увлекательно, каким-то «стругацким» языком, не оторвёшься. Одно плохо: после прочтения так и не смог понять — о чём это всё? С пониманием тех же Стругацких таких проблем никогда не возникало, а вот опусы фантастов 90-х часто вызывают ощущение профессионально написанной прозы «ни о чём».

Оценка : 5
«Чужие долги»
–  [ 6 ]  +

Женя Халь, 14 декабря 2015 г. в 16:58

Интересный мир, читается легко. Отличая социальная основа, нам до нее не долго осталось, к сожалению. Но очень многое за кадром. Возникает куча вопросов, на которые автор, к сожалению, ответов не дает. Такое впечатление, что это часть чего-то большего, и это бОльшее я бы с удовольствием почитала бы.

Оценка : 9
«Правила игры без правил»
–  [ 6 ]  +

йети, 08 апреля 2015 г. в 13:06

Мощная книга! Помню, читать я ее закончил в полночь. И тут же, перекурив принялся перечитывать вновь. Это же надо такое завернуть! Экзекуторы, палачи Галактики. И кто?!

Встряхивает не шутейно. Да, у Геворкяна это несомненно, большая удача.

Оценка : 10
«Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2»
–  [ 6 ]  +

kokododo, 06 июня 2012 г. в 23:27

Я крайне признателен Геворкяну за то, что он не написал «Страну Багровых Туч-2». Больше поглумится над героями любимой книги, чем он мог бы сделать, наверное невозможно, хотя ... Да и была бы это не «Страна ...», а набор примитивных «чернушных» сюжетов навеянных больным воображением.

Оценка : 3
«Правила игры без правил»
–  [ 6 ]  +

видфара, 01 июля 2008 г. в 13:33

«Правилам игры без правил» исполнилось в этом году ровно четверть века! А помнится она до сих пор. Да, детектив, да, саспенс, да, в лучших традициях АБС. Но выбор главного героя, поставленного перед неразрешимой моральной дилеммой — знаменитое

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если тебя заставляют играть в игру без правил, придумай собственные правила!
ничуть не потерял актуальности!

Оценка : 10
«Тёмная гора»
–  [ 5 ]  +

wayne coyne, 03 января 2017 г. в 19:14

Удивлен столь нелестным оценкам читателей. На мой взгляд книга — прекрасный образчик отечественной фантастики 4-й волны, т.н. турбореализма. Разумеется это не боевая фантастика, поэтому не ждите простых ответов на все ваши вопросы. Красивый и увлекательный мозаичный сюжет, необычный античный сеттинг в том числе и с соответствующей стилизацией речи героев, интересная трактовка фабулы про перемещения во времени. А что в конце все некоторым образом запутывается — так это основной конек жанра. Сравните с теми же Лазарчуком или Столяровым, у которых дело обстоит в разы запутаннее. Книги подобные явно рассчитаны на 2-3 подхода: ответы есть и даже выделены автором, но при первом прочтении даже очень внимательный читатель вряд ли обратит на них внимание, потому что смысл этих деталей появляется как раз ближе к концу.

Оценка : 9
«Правила игры без правил»
–  [ 5 ]  +

Mishel5014, 09 декабря 2016 г. в 19:22

Отличная повесть.

В СССР из-за дуболомной цензуры многие авторы писали книги, формально обличающие пороки капитализма. Так иногда появлялись блестящие фантастические детективы, никак не отягощенные официальной идеологией.

Эта вещь — на уровне лучших из них. И ничуть не устарела. Советую!

Оценка : 8
«Чёрный стерх»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 08 января 2016 г. в 20:25

Очень красивая сказка о взрослении. Особо приятно отметить эротизированность некоторых страниц. Почти все отечественные авторы, пишущие о подростках, игнорируют эротику, а Геворкян не побоялся, учёл, что для подростка голые девочки-ровестницы — настощее наваждение. всё в целом напоминает встречу Владислава Крапивина с Софьей Прокофьевой, но на самом деле оригинально. Этака видимая аллюзивность на известные тексты советской подротсковой литературы — как бы поле стереотипов, в которых живёт интеллигентный мальчик, герой повести. То есть, такой постмодернистский приём.

Оценка : 8
«Путешествие к Северному пределу, 2032 год»
–  [ 5 ]  +

MarchingCat, 27 августа 2015 г. в 21:27

Что именно за апокалипсис — непонятно. Сперва про Мор прозвучало, потом про Потоп.

Плюс стандартная беда многих и многих авторов — несоответствие произошедших изменений прошедшему со дня апокалипсиса времени. Дядя Харитон жил ещё до мора, на поездах ездил. И он ещё жив, и даже не старик. Но при этом автор нам рисует традиционный поселковый уклад и быт, который складывается поколениями. И не тот уклад, что сейчас, а постапокалиптический, с новым жаргоном, с новыми привычками, мифами. Люди просто ЖИВУТ, а не выживают. Из глины посуду делают, в городе кузнецы мечи выковывают (!!).

Кстати, тоже самое с морским народом. Люди на баржах именно те, кто потоп застал. И тоже не старики ещё. А автор рисует устоявшийся образ жизни, а не лихорадочное выживание.

Не говоря уже о других вытекающих отсюда вопросах. Хлипуны и храпуны всякие. Огнестрельного оружия крайне мало, куда только все военные склады подевались. Ну и так далее. Просто масса несоответствий.

Но за вычетом этой, пусть и крупной, нестыковки — во всём остальном очень интересная, складно написанная повесть. Автор проводит пацанёнка через череду приключений, через несколько социумов и локаций, одновременно рисуя перед читателем глобальный срез жизни людей после катастрофы, и просто показывая историю осознания правды жизни, взросления главного героя.

Оценка : 8
«Высшая мера»
–  [ 5 ]  +

god54, 06 июня 2010 г. в 16:00

В свое время Чингисхан ввел круговую ответственность: струсил один, казнят десять; струсит десять — казнят сто и т.д. Жесточайшая система коллектива, принцип социализма и нацизма: один ничто, коллектив всё. Автор нарисовал утопическое общество, но поиск смысла оставил для читателя, какая система воспитания лучше? Система воспитания зависит от целей общества...

Оценка : 5
«Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2»
–  [ 5 ]  +

Kairan, 15 июля 2009 г. в 19:19

Перефразируя известную американскую поговорку, хочется спросить господина Геворкяна, «если ты такой умный, что же ты, нехороший человек, ничего так и не написал?»

Оценка : 4
«Путешествие к Северному пределу, 2032 год»
–  [ 5 ]  +

kkk72, 30 декабря 2008 г. в 10:04

С одной стороны, Геворкяну удалось создать действительно интересный и правдоподобный мир, возникший после глобальной катастрофы. Деревенька на развалинах бывшей Москвы выглядит весьма реалистично. Да и как приключенческое произведение читается повесть весьма неплохо. Приключения получились действительно интересными и разнообразными, я бы сказал в духе Гаррисона. А вот герои, несмотря на все усилия автора, выглядят довольно схематичными. И главный недостаток произведения: не чувствуется некой главной идеи автора. Для меня так и осталось непонятным, для чего написана эта повесть, что хотел сказать автор. Оценка — 7 с некоторой натяжкой

Оценка : 7
«Путешествие к Северному пределу, 2032 год»
–  [ 5 ]  +

Призрак, 13 декабря 2008 г. в 01:20

Довольно однообразная книга, при чтении которой возникает ощущение что она написана по множеству таких же подобных повестей. Молодой мальчик, который ищет приключений убегает из дому. Как же без этого. По пути ему встречаются неожиданные неприятности, но он выживает, хотя взрослые опытные мужчины при этом погибают. Автор не очень сильно любит описывать окружающую природу, в основном изредка и саиый минумум, чтобы можно было это хотя бы как-то представить. Да и уж излишняя уверенность главного героя в том, что «с ними ничего плохого не может случиться» как-то уж кажется нереальной. Ну а концовка скорее всего была написано просто ради того, чтобы хоть как-то закончить данную повесть. В общем довольно серо и читается почти без зацепки.

Оценка : 6
«Скакалка»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 15 июня 2008 г. в 20:18

Хотелось бы поинтересоваться у автора, читал ли он рассказ Роберта Шекли «Заяц»? Основная идея рассказа спёрта оттуда. Образы детишек позаимствованы из рассказа Роберта Лафферти «Из двух зол». Техническая идея со строительством трассы настолько изъезжена, что уже невозможно сказать, у кого именно она перекопирована. Что осталось своего? Название рассказа и имя «автора».

Оценка : 2
«Правила игры без правил»
–  [ 5 ]  +

horsefish, 04 апреля 2008 г. в 04:19

Правила игры без правил / Эдуард Геворкян

История, наследующая лучшие традиции бр. Стругацких. Ещё «папа ХЭМ» учил, что во всей мировой литературе есть всего пять тем, которые, подобно алхимическим компонентам, надобно смешать в правильной пропорции — вот тебе и книга всех времён и народов. А, что до фантастики, то их ещё меньше от Жюля Верна и до наших дней. Фантастическое(ие) изобретение(ия) + остросюжетный экшн. (неплохо бы с детективной завязкой) и, желательно, неопределённая концовка, позволяющая читателю причаститься к неразгаданной тайне, а недобросовестному автору и впредь доить свою корову, клепая продолжения. Ну, и, особо выдающиеся добавляют к этому ещё хемингуэевский коктэйль. Несмотря, что пишу я это так, казалось бы, цинично, на мой взгляд — это конструкция хорошей фантастической книги. Здесь главное —, несомненно, качественное фантастическое изобретение. Возможно, его и достаточно. У Геворкяна это есть, а также атмосфера саспенса и неопределённая концовка. Ну, смехотворно было бы, в самом деле, если бы Принц Гамлет в конце пьесы разобъяснял нам ответ на загадку о потустороннем мире, сформулированную в монологе «Быть или не быть...» И позитивизм, так раздражающий в большинстве произведений бр. Стругацких у Геворкяна более оправдан сюжетно. А что до элементов боевика и персонажа-в-стиле-007, то я лично, их только приветствую (в разумных, конечно, пределах) — всё ж-таки фантастика. Ведь, главное здесь — качественное фантастическое изобретение. Так-то вот. Извините, что без смайликов.

Оценка : 8
«Высшая мера»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 17 февраля 2008 г. в 20:13

   Идея, аналогичная АБС-ской: роль Учителя, «ведещего» группу ребят много лет подряд.

   Все же явный перебор с этим судом. Практически, отнимается право на какое-то саморазвитие, что ли, на приобретение каких-то качеств самостоятельно. За все отвечает Учитель...

   Должно быть, это общество идеальных людей, если ошибки Учителей наперечет? Утопия...

   И слишком прозрачная ассоциация с желтым шариком...

Оценка : 5
«Времена негодяев»
–  [ 5 ]  +

LAN, 17 декабря 2007 г. в 21:51

Прекрасный роман середины девяностых. Все при нем: и герои, и сюжет, и интересные мысли. Читается не то чтоб взахлеб, но с интересом. Только где обещанное уже 10 лет назад продолжение?

Оценка : 9
«Правила игры без правил»
–  [ 5 ]  +

SergUMlfRZN, 31 августа 2007 г. в 19:14

Читал в 1990 и до сих пор помню эту повесть очень хорошо. «Туалетная бумага» — элемент системы телепортации, миры не паралллельные, а просто в других звёздных системах. А идея книги актуальна и сейчас: солдаты — вчерашние школьники, которым ещё нельзя покупать водку, но которым дали оружие и сказали, что убивать — это КРУТО! КАК примут нас те кого они убивали, и КАКИМИ они вернутся назад.

Оценка : 8
«Чёрный стерх»
–  [ 4 ]  +

Dutugukqq, 10 августа 2017 г. в 22:43

Автор прошлой рецензии, как мне кажется, перепутал книгу с какой-то другой.

Обычная перестроечная муть. Можно любую плохую книгу того времени описывать — будут те же слова. Невнятный сюжет, чернуха, ранее запрещенные почти нецензурные слова и прочие непристойные сцены. И никакого смысла.

Как бы описать мое отношение к этой книге. Смотрели фильм «зеленый слоник»? Я нет, т.к заранее знал о его содержании. Увы, про эту книгу предупреждать меня было не кому. Содержание у них сравнимое, мне кажется.

Не читать.

Оценка : 1
«Чем вымощена дорога в рай?»
–  [ 4 ]  +

god54, 16 мая 2014 г. в 22:12

Описанная проблема, это то с чем мне приходилось сталкиваться на своей работе практически постоянно. Как сказал один исследователь: этично, неэтично, да плевал я на это, я спасал жизни детей, да не всех, но спас многих, а так умерли бы все. Новые лекарственные средства, новое лечение, надежда на спасение, новые побочные реакции, новые инвалиды... И так до бесконечности. На новых лекарствах фармацевтические компании зарабатывают миллиарды. В этом году планируется, что на онкологические препараты в мире будет потрачено 100 миллиардов долларов. Но без них погибнет огромное количество людей, хотя и умрут многие... А произведение, как мне кажется сумело создать напряжение, а вот от этической проблемы автор отвернулся и даже не попытался её решать. А жаль... Вопрос в заголовке остался вопросом в концовке.

Оценка : 7
«Чужие долги»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 17 февраля 2011 г. в 23:20

Автор рисует очень мрачную картину мира, по крайней мере, на севере России. Вместе с тем, мир интересный, то есть в нем могло бы происходить действие романа, а не маленькой повести.

Интересный главный герой, захватвающие обстоятельства.

Захватывающее произведение. Героям сопереживаешь (что лично я редко делаю, читая антиутопии).

Мрачно, жестко, но завораживающе.

Оценка : 9
«Времена негодяев»
–  [ 4 ]  +

svarga, 19 августа 2010 г. в 23:54

Прочитал роман с удовольствием, а потом с удовольствием же перечитал. Все в нем хорошо, иначе чего же перечитывал, но один нюанс не дает мне покоя уже пятнадцать лет: неужели у людей, в случае такого вот катаклизма, окажется настолько короткая память, чтобы в течении двадцати лет — не помню точно сколько там в романе, — забыть пол своей жизни, прожитой до катаклизма? Разве что объяснить это можно тем, что в мир пришла магия и это ее штучки.

Оценка : 8
«Чужие долги»
–  [ 4 ]  +

видфара, 05 января 2010 г. в 08:07

Страшноватое будущее рисует нам автор! Впрочем, если приглядеться как следует, оно не шибко отличается от настоящего... Та же продажность сверху донизу, та же безнадёжность жизни и беспредельность просторов за пределами «городских образований». А в целом мир повести очень яркий и живой. Герои очень убедительные, особенно проводник. Сюжет увлекает, а всё то, что заложено между строк, заставляет судорожно сокращаться мозговую мышцу... Читать, непременно читать!

Оценка : 9
«Ладонь, обращённая к небу»
–  [ 4 ]  +

zarya, 22 декабря 2007 г. в 20:09

С одной стороны, мог бы быть отличный рассказ, если бы не чрезмерная идеологизированность. С другой — зная политическую ориентацию Геворкяна, можно, пожалуй, выставить ему отдельный плюсик за то, что художник всё-таки несколько потеснил идеолога и рубящие руки традиционалисты не выглядят такими уж однозначно положительными. Во всяком случае, не для любого читателя.

Оценка : 5
«Времена негодяев»
–  [ 4 ]  +

koresh, 09 апреля 2007 г. в 16:09

Читал в издании 95 года — одна из книг, с которой начал регулярно интересоваться отечественной фантастикой. Лихо закрученный сюжет, антиутопия с российским колоритом, есть недостатки, а в целом неплохое произведение.

Оценка : 7
«Остров на тонкой ножке»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 13 июля 2021 г. в 09:50

Счастливые люди жили в 1986 году в Советском Союзе: они верили, что в XXI веке произойдёт всеобщее разоружение, на планете воцарятся всеобщий мир и спокойствие, а люди будут заниматься только любимыми делами. Именно такой вывод можно сделать, прочитав киносценарий П.Багрова (трио авторов Покровский, Бабенко, Геворкян).

А если серьёзно, то эта вещь, несмотря на всё её порой чудовищную наивность (например, подростки, попав в незнакомый пункт управления начинают жать все кнопки подряд, а защиты от дурака на этом пункте управления, представьте себе, нет!), даже сегодня в целом выглядит совсем неплохо. Мало того, что она динамична и увлекательна и если бы в то время по этому сценарию всё-таки сняли бы фильм, то он наверняка получил бы зрительское признание. Гораздо важнее то, что вся эта история ещё несёт в себе и очень приличный заряд в качестве романа-предостережения. Прочитав её, ещё раз осознаешь, насколько же всё-таки хрупка разумная жизнь на нашей планете и во что, в конце концов, может вылиться бесконтрольное накопление супервооружений на нашей любимой и такой беззащитной планете Земля.

И о названии — оно, конечно, и броское, и завлекательное. Почему именно такое — авторы пытаются расшифровать устами одной из героинь, но выходит это у них крайне неубедительно. Однако внимание потенциального читателя такое название бесспорно привлекает.

Оценка : 6
«Чёрный стерх»
–  [ 3 ]  +

wayne coyne, 11 июля 2018 г. в 13:40

Интересная сказка с элементами турбореализма. По духу напоминает роман Андрея Столярова «Я — мышиный король», «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких и сказки Шварца. Автор пытался показать проблему взросления через призму постмодернизма. Мир, в который попадает мальчик, сказочен и лишен в общем-то жестокости и смерти, но вместе с тем элементы разложения и гниения как при осмосе (есть такой физический процесс) проникли через твердую мембрану между двумя мирами. Мир, который видит подросток, вроде бы реален, а вроде бы сделан из папье-маше. Стукнешь арматурой — и стена раскрошится как пенопласт. Вот только непонятно видим ли мы сон, или сами являемся чьим-то сном. Впрочем подобные вопросы в принципе характерны для всей фантастики 4-й волны.

Оценка : 8
«Времена негодяев»
–  [ 3 ]  +

bosch78, 02 мая 2018 г. в 01:29

Шедевр вполне сравнимый с романами Стругацких. Плавный переход от постапокалиптического общества к магическому средневековью нигде не был описан так хорошо.

Оценка : 10
«Времена негодяев»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 08 февраля 2018 г. в 12:01

Далеко не лучшее из того, что написал автор, во всяком случае ни с «Правилами игры без правил» с его увлекательностью и эффектным финалом, ни с «Черным стерхом» с его неповторимым ароматом тайны и мистики, на с «Прагматической санкцией» с ее безумно-неожиданной идеей, эта книга в сравнение не идет.

Хотя тема постапокалипсиса, да еще на отечественном материале (большая часть действия романа происходит в Москве), весьма выигрышна, но все, что сможет получит читатель от этого чисто развлекательного произведения — довольно средненькую увлекательность и легкость чтения. Да и то всё описываемое автором большей частью кажется каким-то малоправдоподобным, условным — Москва, в которой за 30 лет все развалилось и заросло до неузнаваемости, бесконечные ЖД контейнеры в Самаре, забитые жильцами, средневековые дружины с арбалетами и мечами.... Ну и фрагментарность повествования читателя тоже, наверное, мало порадует....

Мистический налет... — он, конечно, вполне ощутим, но такого впечатления, как в «Черном стерхе» явно не производит. И о финале, которого практически и нет — так, несколько заключительных страниц, заполненных какими-то полунамеками-полурассуждениями. Да, вроде бы Геворкян планировал написать продолжение, но его так и не появилось и книга сегодня выглядит определенно незаконченной — сюжетные линии до конца не сведены, многие неясные места так и остались неясными, а ряд тайн до сих пор продолжает будоражить воображение читателя :).

Оценка : 6
«Чужие долги»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 07 июля 2016 г. в 23:32

Очень интересный вариант будущего. Мрачный, жестокий, гнетущий мир. Есть ощущение безнадёги. Но не все сдаются, не все хотят отдать своих детей и стать зачиповаными. Есть герои и просто люди которые хотят жить свободно. Но страшный мир тотального контроля надвигается на них. Медленно, но неумолимо. И скоро просто некуда будет бежать...

Единственный минус- у этой повести нет начала и нет конца. По крайней мере мне так показалось. У меня создалось впечатление что я прочитал главу большого романа. Что что-то происходило до этих событий(об этом автор упоминает в повести) и очень хочется узнать что будет дальше.Но повторюсь-это единственный минус. Повесть очень интересна и время потрачено не зря.

Оценка : 9
«При дверях»
–  [ 3 ]  +

видфара, 23 июня 2016 г. в 12:46

Хорошо написано — увлекательно, убедительно и ярко. Картинка в голове читателя возникла сразу — мягкая альтернатива, почти ничем не отличающаяся от нашего мира. Точнее, от того близкого будущего, которое уже дышит в затылок... Автор верен своей имперской позиции, но не обольщается относительно человеческой сути. Главный герой, конечно, от всего уже устал, однако дело не просто знает — доводит до логического конца. Ведь даже «органы уже отказали»... тут только армейская хирургия поможет, всё верно.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх