Виктор Колупаев отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Колупаева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 245

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 

«Январь»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 24 сентября 2020 г. в 20:26

Горькая книжка. Неоправданно излишне «мрачно-тоновая». Война — это Зло, кто бы спорил: кровь, грязь, неисчислимые тяготы и лишения ни в чем не повинных. Вот только литературное конструкция — о чём бы речь ни шла — обязана быть уравновешенной: литриада — потому и называется «триадой», что формируется из трёх обязательных компонент: Тема + Идея + Антураж. С Темой — всё понятно: реалии тылового быта страшной тяжелейшей войны. С Антуражем — тоже все более-менее: книжка всё-таки претендует на принадлежность к жанру фантастики. А, вот, вместо Идеи — форменная «дырка от бублика».

Я не ограничился голым теоретизированием, опросил пятерых подростков, от 9 до 14 лет: прочёл текст и поинтересовался впечатлением, которое текст производит на слушателя. Результат оказался даже хуже, чем можно было предположить. Если кратко, то отношение — вот такое: «...зачем выдумывать страшилки, которых не было, кому это надо...». То есть в качестве Антуража было воспринято абсолютно всё: и фантастическая составляющая и реальная, что самое ужасное.

Именно поэтому литературоведение чётко разделяет Тему и Идею текста. Тема — это то, о чем автор сказал, а Идея — это то, что он в эти слова вкладывал, что у него там в тексте «между строк». Посему к Автору — возникает вполне законный вопрос: «Ты чего добился-то? Кому и чего ты хотел донести своим рассказом? Об чём твой спитч? О том, что война — это Зло? А... с тобой, что — кто-то СПОРИЛ? И — помимо живописания тягот и лишений — ты чего сказать-то хотел, родной?»

Оценка : 5
«Зачем жил человек?»
–  [ 4 ]  +

lammik, 31 августа 2020 г. в 10:45

Владимир Чесноков пишет стихи и прозу, но публикуются те всегда под фамилиями других людей, которые уверены, что именно они всё это и написали. А рядом с Владимиром в соседней квартире живёт Вениамин Кондратюк, у которого всё просто — работай и копи деньги на мотороллер, затем на мотоцикл, «Запорожец» и так далее. И только так и можно жить.

«Зачем жил человек?» — очень сложный вопрос и не имеющий одного ответа. Да, Чесноков служил своеобразным порталом в наш мир для мыслей, чувств и образов, наполняя смыслами жизнь не только окружающих, но и далёких незнакомцев, не ища при том материального. И это был его путь. Но всё же хочется мне сказать и пару слов в защиту Кондратюка. Не всем дано, и приземлённые люди нужны для того, чтоб было кому витать в эмпиреях. Честно прожить, всю жизнь работая и воспитав достойных детей — это, как по мне, уже не мало. И финальная истерика как-то плохо вписывается в выстроенный до того образ Вениамина, режуще восприятие диссонирует с ним.

Один из фирменных грустно-лиричных рассказов Виктора Колупаева, приправленных неявным юмором. Полагаю, именно такие и писал Виктор Чесноков.

Оценка : 8
«Вдохновение»
–  [ 4 ]  +

lammik, 23 августа 2020 г. в 08:18

Юрий Катков написал картину, показавшую важнейший момент его, Юрия, жизни — погрузку угля на баржу в годы войны. Но каждый из зрителей видит на картине что-то своё, оживляя воспоминания о посещавшем вдохновении. Счастливые люди. Ведь есть и те, кто на картине ничего не замечает...

Насколько же самобытен Виктор Колупаев, что сумел написать короткий рассказ про вдохновение, не похожий ни на что читанное ранее да еще и поместить в него саму по себе сильнейшую историю про военное детство. При этом самым поразительным является то, как этот человек сугубо технического склада судя по биографии, умудряется порождать мощнейшие читательские эмоции своей прозой.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 05 июля 2020 г. в 18:09

Конечно же, сегодня эта повесть уже не производит того впечатления, что в далёкие 70-е — тогда и читатель был не такой начитанный, и книги о приключениях в космосе можно было пересчитать по пальцам. Однако и сегодня «Качели Отшельника» выглядят вполне читабельно, во всяком случае ничуть не хуже многочисленных опусов современных отечественных писателей-фантастов.

Основное достоинство повести — это, без сомнения, её увлекательнейшая полудетективная приключенческая составляющая, довольно запутанная и немного бестолковая, на, в общем-то, вполне складная. Поэтому, в первую очередь, книга должна привлечь внимание тех читателей, которые ещё не знают её содержания.

При повторном же чтении, когда сюжетные перипетии интересуют в гораздо меньшей степени, на свет начинают выползать и недостатки произведения: поверхностность в изложении, наивность (ну кто проводит такие эксперименты, не поставив никого в известность), театральность и даже некоторая экзальтированность в поведении героев, ну и, естественно, заметно устаревшая техническая составляющая (мешки с письмами, доставляемые работающим на Отшельнике, радист, то и дело переключающий тумблер «Приём/передача» и далее в том же духе).

Но это, в общем-то, всё мелочи, зато повесть прекрасно, очень легко читается, а многочисленные анахронизмы даже придают чтению некоторую пикантность и шарм :).

Оценка : 7
«Оборотная сторона»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 01 марта 2020 г. в 10:24

Любопытная вещица. Достоинств у неё много, но, пожалуй, главное из них — оригинальность замысла: на границах сферы освоенного человечеством космоса появляется что-то непонятное, неуловимое, но явно враждебное человеку. Для того, чтобы понять, что же вызывает у людей такой непреодолимый, глубинный страх, на все пограничные планеты разосланы группы исследователей, на всякий случай снабженных системами катапультирования на Землю.

Написано здорово, читается вещица очень легко и с огромным интересом, развязка довольно неожиданная и всё бы в ней было просто здорово, если бы не одно спорное авторское допущение. Из рассказа следует, что практически не существует людей, способных сколь угодно долго противиться такому глубинному страху, имея в своём распоряжении эвакуационный комплект. Возможно это и в самом деле так — всякая суперзащита действительно должна давить на психику человека. Но, неужели, в природе не существует действительно бесстрашных людей, способных справиться с любым страхом? Раньше нас учили, что таких сильных духом людей множество, да и сами мы сможем и должны стать такими :).

Оценка : 8
«Сократ Сибирских Афин»
–  [ 4 ]  +

Austin87, 04 февраля 2020 г. в 11:51

Мудрая и одновременно забавная книга, полная философских рассуждений, но ничуть не скучная. Следить за речами философов древности в современных декорациях и под соусом доброй иронии — другого подобного в нашей литературе просто не было и нет.

Оценка : 10
«Газетный киоск»
–  [ 4 ]  +

K3K, 25 августа 2018 г. в 21:57

А хорошо все таки знать, что случится завтра? Сегодняшние мы, наверное, побежали бы ставить ставки на тотализаторе. А вот в СССР все это читалось по-иному...

Оценка : 9
«Жемчужина»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 01 ноября 2017 г. в 09:33

Красивый рассказ, но понравится он, думается, далеко не всем — слишком много в нем чудесного, полусказочного, необъяснимого с рациональной точки зрения. В общем, точь-в-точь, как в самом рассказе, где гости главных героев, столкнувшись с казалось бы невозможным, так и не поверили, что на ёлке может висеть настоящая звезда :).

Увы, но мы стали слишком рациональными – «чудес не бывает, а то, что сегодня выдается за них, просто пока ещё не объяснено с точки зрения науки». Об этом собственно и рассказ – о том, что мы, дети прагматичного времени, разучились верить в чудеса. И это очень грустно....

А напоследок ещё об одном чуде — чуде текста, который выходил из под пера Виктора Колупаева. Вот, вроде бы, совершенно обыкновенные у него и язык, и стилистика, но как же здорово, с каким удовольствием этот самый текст читается. какие в нем лаконичные, но емкие характеристики героев рассказа и какой интеллигентный тонкий юмор сквозит во всем описании этого удивительного новогоднего застолья.

Оценка : 8
«Весна света»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 18 августа 2017 г. в 11:01

Еще один рассказ на очень интересную тему — на что способен человек в минуты сильнейшего душевно-эмоционального стресса. И, конечно же, Виктор Колупаев ожидаемо идет своим, очень сложным для писателя-фантаста путем, раскрывая ее в лирико-психологическом ключе.

Сюжет рассказа, а скорее даже просто некая ситуация, картинка — двое на исследовательской станции в самом сердце безжизненной планеты — выглядит абсолютно условным, второстепенным. Направлено же в произведении всё только на одно — подвести читателя вместе с героем к тому психоэмоциональному состоянию, которое и позволяет этому самому герою сотворить «чудо».

Получилось красиво, но есть одно но.... Если к самому тексту — языку, манере изложения и проч. претензий нет — он просто великолепен, прямо-таки эдакая музыка в словах, то в поведении героя, его переживаниях, взаимоотношениях с любимой женщиной чувствуется некоторая надуманность, больше соответствующая эффектной красивости, чем правдоподобию. Общему восприятию рассказа это особенно не мешает — он все равно выглядит очень лиричным и красивым, но вот некоторый неприятный осадок в послевкусии остается.

Оценка : 8
«Поющий лес»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 01 декабря 2016 г. в 23:39

Капитан Игорь попадает в очередную абсурдную ситуацию. Все совпадения, естественно, случайны. И для пущей убедительности в совершенной случайности совпадений местом действия выбирается другая планета. В общем, комар носа не подточит.

А как хватил то, а? А ведь 1972 год на момент написания. И кто после этого скажет, что писатель не может быть пророком? Как в воду глядел.

Рассказ является прямым предупреждением о том, как далеко могут завести хорошие в общем-то начинания.

9 баллов.

Оценка : 9
«Самый большой дом»
–  [ 4 ]  +

0509209882, 07 июля 2016 г. в 10:27

Но почему никто не обращает внимания на идею того , что планета у нас одна, наш единый дом,который нужно беречь всеми силами души. На хрупкость маленького комочка жизни.На единство человечества в своем горе и радостях.

Оценка : 10
«Разноцветное счастье»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 01 августа 2015 г. в 10:01

Творчество Виктора Колупаева вообще довольно своеобразно. Очень часто главным в его произведениях является отнюдь не их фантастический элемент, отнюдь не их занимательность, отнюдь не их оригинальные идеи, а... «всего лишь» их эмоциональная составляющая. Внутренний мир человека, его переживания, его отношение к окружающему миру и другим людям, любовь, дружба, счастье, горе — вот главные герои его книг.

Вот и в этом рассказе: вроде бы и присутствует в нем некий фантастический элемент (лаборатория, исследующая вопросы счастья), но главное-то — размышления автора и природе счастья, о настоящей любви, для которой нет преград и о той, увы, скучной жизни, которой живут почти все люди. Правильные семьи, где любовь давно ушла, а осталась одна привычка, однообразная рутина повседневности, демонстрация благополучия на людях — как это узнаваемо и знакомо каждому из нас. А ведь можно и жить по другому, и любить по другому и, слава богу, что эксперимент заставил главного героя понять это.

А счастье.... Оно действительно разное и для каждого свое (для кого-то, действительно, вкусно покушать — это уже счастье). Идея «лаборатории счастья» — это, конечно же, всего лишь авторский прием, но, и это здорово, заставляющий читателя задуматься и о своей жизни, и о своем понимании счастья, и о том, как его можно добиться.

Оценка : 7
«Две летящие стрелы»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 03 ноября 2014 г. в 11:52

При всем уважении к Виктору Колупаеву, взвалившем на себя нелегкую ношу писать фантастику с ярко выраженной эмоциональной составляющей (а проще — фантастику не для ума, а для сердца), следует признать, что эта вещь ему не удалась. Слишком наивно, слишком неправдоподобно, слишком пафосно...

Пусть даже письма Анжелики действительно каким-то образом попали к герою на 80 лет раньше — мало ли какие авторские приемы используются для создания интриги в произведении. Но влюбиться в незнакомого человека только по его письмам... Ну-ка, прикиньте-ка такое на себя? А улететь с Земли в Звездную экспедицию с отчаяния, что так и смог отыскать автора писем?

К сожалению, именно из таких нелепостей и неправдоподобий и состоит весь этот рассказ. Жаль, автор-то ведь прекрасный. Впрочем, у любого писателя бывают неудачи...

Оценка : 2
«Самый большой дом»
–  [ 4 ]  +

god54, 14 февраля 2014 г. в 10:41

И снова лирика превалирует над физикой. Спасти ребенка, предложив ему идею большого дома, которая должна позволить пережить разлуку с родителями, одиночество и страх... Такое сможет лишь ребенок, который не может мыслить иными категориями, которые он не познал. Труднее будет потом осознать и принять, что вероятно обернется большим стрессом. Но рассказ упрощен и построен на описании эмоций маленькой трагедии...

Оценка : 6
«Какие смешные деревья»
–  [ 4 ]  +

god54, 11 февраля 2014 г. в 12:53

Отличный рассказ, который крайне трудно пересказывать, но этого и не нужно делать. Сама по себе идея уже встречалась в лиитературе: разное течение времени на разных планетах. Но вот предложить такое оригинальное сюжетное решение еще никому не удавалось. Красиво, доступно, лирично, жестко. Думаю, что рассказ следует включить в коллекцию.

Оценка : 10
«Девочка»
–  [ 4 ]  +

god54, 11 февраля 2014 г. в 10:55

Если разложить рассказ с точки зрения житейской логики, обоснованности психологических поступков взрослых людей, законов путешествий во времени, мгновенной разгадки концовки рассказа то получается довольно грустная картина неувязок и нестыковок. Но лучше воспринимать рассказ без всего этого, а читать и думать о хорошем, тем более что он создает именно такое настроение, придавая уверенности нам сегодняшним.

Оценка : 7
«Город мой»
–  [ 4 ]  +

god54, 10 февраля 2014 г. в 10:35

Красивый рассказ, грустный, но все же обнадеживающий. Автор затронул проблему, на которую нет ответа. Каждой семье отдельную квартиру. Таков был лозунг КПСС и Правительства СССР. Хороший лозунг. А вот, как его осуществить не знал никто. Стройки и квартиры были притчей во языцех. Конечно, хотелось иного. Но и сегодня проблема жилья не решена. А когда будет решена никто опять не знает. Внешний вид наших городов сегодня — это что-то неописуемое. А значит рассказ остается актуальным и еще долго будет актуальным.

Оценка : 7
«Волевое усилие»
–  [ 4 ]  +

god54, 09 февраля 2014 г. в 11:41

Современной молодежи уже сегодня не понять, что такое работа СКБ, производственный план и как его выполнить. Хотя и сегодня в отдельных особо развитых странах СНГ сохранилось плановое хозяйство и какая-то часть молодежи может испытать это на себе. А рассказ — это довольно серьезная сатира на советскую действительность. В то время по отдельным моментам плановой социалистической экономики шутить дозволялось сверху. Вот автор и выдал. Сегодня не поймут, а нам старикам хоть некая ностальгическая слеза по прошлому.

Оценка : 6
«Июль»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 18 мая 2013 г. в 19:30

Вот, казалось бы, что может быть банальнее сюжета, в котором герои перемещаются во времени с помощью какого-нибудь аппарата или артефакта. Но какой же красивый, умный и лиричный рассказ смог сделать на его основе Виктор Колупаев.

С одной стороны он как-то совсем обыденен и прост, а описания Лагерного сада так достоверны, что почти наверняка вызовут ностальгический отклик сопереживания у многих читателей. А с другой — какой же у него неожиданный, эффектный, красивый и грустный финал. И..., не знаю, как автор это сделал, но ты как будто живешь в этом рассказе, как будто это он про тебя написан..

Оценка : 10
«На асфальте города…»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 27 октября 2009 г. в 13:41

Этим рассказом Виктор Колупаев явно полемизирует с Рэем Бредбери (рассказ «Урочный час»). В обоих рассказах взрослые не замечают космических пришельцев, а дети им помогают. Только у американского автора детишки помогают захватить Землю и уничтожить человечество, а у автора русского, помогают найти новую родину, где инопланетяне будут жить рядом с людьми, ничуть не стесняя друг друга. Я не пытаюсь сравнивать двух авторов, но если уж спорить с Бредбери, то это должен делать именно Виктор Колупаев -- самый добрый и лиричный русский фантаст.

Оценка : 8
«Февраль»
–  [ 4 ]  +

LENA56, 08 августа 2009 г. в 12:50

Второй рассказ из цикла «Год, как жизнь». Февраль. Послевоенная разруха и старшеклассник, которому осталось учиться полтора года...

ГГ мечтает переделать мир. Вполне закономерно, мы все, когда-то об этом мечтали, только забыли... Время, невозвратное время... А что надо людям для счастья? Что надо самому ГГ? Мечты уже более ясные: шаровары из сатина на лето, картошки побольше, дрова без очереди и все уметь, что бы переделать мир по-своему и что бы всем хорошо было... Счастье для всех даром и пусть никто не уйдет обиженным!

Оценка : 10
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 4 ]  +

stalkers, 12 июля 2009 г. в 00:13

Классика. Жаль, что Колупаева сейчас мало кто знает. Единственный роман хорош. Но рассказы еще лучше были.

Оценка : 9
«Девочка»
–  [ 4 ]  +

irish, 29 октября 2007 г. в 21:06

Честно говоря, не поняла, как все-таки Оля попадала в прошлое, но вообще подача заезженного до банальности сюжета о путешествиях во времени заслуживает похвал. Обычно его раскрывают в эпическом ключе (судьбы человечества и все такое :)), а вот Колупаев умудрился подать тему лирически, через трогательные сценки встреч родителей и еще не родившейся дочери.

Оценка : 7
«Билет в детство»
–  [ 4 ]  +

капибара, 10 июня 2007 г. в 20:32

Печальный, но оптимистичный рассказ.

Оценка : 8
«Газетный киоск»
–  [ 4 ]  +

юнга Флинт, 17 ноября 2006 г. в 22:21

Потрясающей душевной силы произведение!

Оценка : 8
«Исключение»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 08 мая 2024 г. в 22:04

Интересная мысль автора о том, что любовь возможна лишь когда партнер является для тебя исключительным. Интересная, но мне кажется ошибочная, хотя в жанре фантастики автор имеет право размышлять над любыми темами и выдвигать любые идеи. Лично мне видится другая проблема — любовь не вечна, сейчас она есть, а через пару-тройку лет, любви уже нет и не потому что человек плохой, просто люди меняются и меняются их приоритеты, а любовь... её надо постоянно подпитывать и взращивать, чтобы она не угасла. И вот, на Селге промышленное производство тех, кто любит «вечно», а что с ними будет, когда тот, для кого они созданы, перестанет любить. Все таки, учитывая ментальное вмешательство, это не самостоятельные личности, а буквально биороботы. Вот куда их девать?

А ещё люди понимают любовь по-разному, для кого-то это нежность и забота, а для кого-то тотальный контроль. И эти копии будут отданы тиранам на «безвозмездное» пользование, буквально без возможности уйти и забыть. Это даже страшно.

И несмотря на, как мне кажется, спорные и ошибочные предпосылки и выводы, рассказ мне понравился. Именно потому, что он дает возможность задуматься и испытать эмоции (страх и ужас от осознания). За это автору спасибо.

Оценка : 10
«О, мода!»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 04 мая 2024 г. в 14:15

Рассказ — абсурд или скорее гипербола, довольно забавный. Это иллюстрация фразы — если все вокруг особенные, никто не особенный. В мире красивых людей, все гоняются хотя бы за капелькой уродства, чтобы хоть чем-то отличаться от серой массы. По крайней мере, мне это видится именно так. И самое главное, мы движемся именно в этом направлении, пластические операции, всевозможные малоинвазивные процедуры для красоты, и смотришь на красивых девушек, а они все одинаковые — надутые губы, высокие скулы, одинаковый макияж, готовые фотофильтры и вот ты уже не можешь понять где одна, а где другая. :)

Оценка : 7
«Жилплощадь для фантаста»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 02 августа 2023 г. в 18:36

Как уже водится, повесть у Колупаева получилась довольно необычной, мало похожей на традиционную фантастику — эдакое психоэмоциональное повествование с мозаикой из реальности и вымысла. И здесь сразу надо сказать, что понять и проникнуться повестью будет трудновато, не прочитав предварительно его же другую повесть «Фирменный поезд Фомич» — слишком много в тексте отсылов именно к этому произведению.

Вещь у автора действительно получилась своеобразная: есть в ней моменты, которые реально хороши, есть то, с чем можно поспорить или не согласиться, а есть и то, что выглядит довольно искусственными вставками в текст (и это, к сожалению, как раз те фантастические вставки, в которых наш герой путешествует в прошлое и будущее).

Итак, что понравилось. В первую очередь это зарисовка, в которой герой, которому недавно твёрдо пообещали квартиру, а затем дело с ней как-то застопорилось, идёт к чиновнику выяснять в чём же здесь дело, понимая и боясь того, что ему сейчас откажут окончательно. Тут Колупаев сотворил просто маленький психологический шедевр. Понравились и многочисленные абзацы и эпизоды, рассказывающие о «творческой кухне» писателя, то есть о том, как рождаются и создаются произведения — это тоже очень интересно.

А вот финальное решение героя отказаться от «виртуальной» четырехкомнатной квартиры выглядит совершенно неубедительным — предлагаемые читателю объяснения явно несостоятельны. Кстати, с автором можно бы было поспорить о том, насколько тяжело жить вчетвером в двухкомнатной квартире. Спору нет — расписано всё Виктором Колупаевым вполне убедительно. Но вот я большую часть своей жизни прожил приблизительно в таких же условиях — в двухкомнатной «хрущёвке» со смежными комнатами и кухней в пять квадратных метров. И особо не страдал. Думается, всё дело здесь в том, знают люди или нет, как удобно жить на большой жилплощади. А не зная этого и понимая, что им ничего в плане расширения не светит (7 квадратов на человека :)), в голову тяготы такого общежития просто не берутся. Да и ведь все жили приблизительно также....

Оценка : 8
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 3 ]  +

Неизвестный Ч., 31 марта 2023 г. в 19:50

Дослушал «Фирменный поезд «Фомич» Виктора Колупаева. Едут в поезде с фантасмагориями, решают моральные дилеммы 70-х годов прошлого века. В 70-х прочёл бы залпом, небось, а сейчас всё вспоминался застойный анекдот про паровоз, который подает гудки, но никуда не катится. Не очень исполнитель, нудноватый какой-то. Не очень стиль — рыхлый, много лишних слов, ненужных повторов, объяснений очевидного. Не очень фантазия — все клише научной фантастики предыдущих десятилетий (пришельцы, путешественники во времени, перемешанные реальности, научные эксперименты, материализация желаний (сбыча мечт)), поданные в ироническом ключе... но юмор тонет во всём вышеперечисленном. Роботов, правда, нет. Трагедийная линия Зинаиды Павловны какая-то... дежурная. Не очень вдохновляющ основной посыл — свои мечты заведомо ниже интересов большинства (какие? каких? какого?). Финальный призыв быть лучше и жить ради будущего правилен, но наивен. Мне симпатичен Виктор Колупаев как человек (и как автор «Толстяка над миром», которого я опасаюсь перечитывать, дабы не растерять очарования первого прочтения), но как автор «Фомича» (и рассказов в стилистике городских сказок) он целиком остался в прошлом. Впрочем, я с ним не прощаюсь.

Оценка : 6
«Звёзды»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 23 января 2023 г. в 22:16

Замечательный душевный рассказ. Честно говоря, мне тут видится ещё и осуждение евгенистических теорий, ведь автор осуждает подбор пар по генетике.

Вспомнился сразу американский фильм «Эквилибриум», где люди отказались от эмоций и один из правительственных агентов так же предал эти убеждения в пользу любви и чувственности. Здесь так же главный Охотник как оказалось уже давно «эмоциональный преступник», умело скрывавшийся от общества и обрекавший других «преступников» на смерть. В конце он так же трусливо «сбегает» (обойдусь без спойлеров), не вызывает сочувствия, но скорее жалость. Эмоциональный рассказ о чувствах и эмоциях.

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 3 ]  +

Privalova, 29 июля 2022 г. в 08:27

Замечательная повесть, мне очень понравилась. Атмосферная, с интересной идеей, чтение захватывает. Как и писали выше, слегка не хватает проработки характеров и историй героев, но сильно это повесть не портит. Достойный образец советской фантастики.

Чем-то напоминает фильм «Аннигиляция», то ли атмосферой то ли еще чем…. Только добрее. Человечнее.

Оценка : 8
«Февраль»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 27 сентября 2020 г. в 22:06

Искренне, без подвохов и подковырок, не понимаю фанатов Колупаева. Что может быть — в этом тексте — гениального такого, чего я не вижу? Тем более тогда — в момент рождения рассказа, в 1982-ом?

Откуда столько пессимизма, трагизма надрывного, откуда? Брежнев умрёт — только в ноябре, цена на нефть — на очередном локальном максимуме, снабжение бюджетников — всё ещё докризисное, армия в фаворе, комсомол купается в деньгах, выделяемых на всякие «прозападные эксперименты». Даже перестройка — ещё не началась.

Чего такого автор «учуял» своим футур-прогнозом литератора, чтобы так... эээ... витиевато «минорничать»? И — самое главное — а чего ж так сразу и «лапки кверху»? Почему не «...я всё равно умру на той, на той единственной, Гражданской...? Где сила духа-то

Оценка : 5
«Защита»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 22 сентября 2020 г. в 15:37

Довольно странное впечатление. С одной стороны – вроде бы… эээ… хорошо. С другой – как-то… эээ… сумбурно и многословно.

Что можно сказать вполне определённо, уважаемый потенциальный читатель:

***Первое: это не бред графомана, текст адекватен, технически выверен и т.п.; диалогов – чрезмерно, но, это уже – «на любителя»;

***Второе: автор досконально погружён в тему, можно сказать – эксперт (основание для утверждения – простое: я сам тем же примерно занимался лет 15 лет, утверждаю «аки очевидец»);

***Третье: жутко избыточен объем, просто — жутко; две из любых трёх страниц – можно выбросить без ущерба для сути, смысла и т.п. (можно вообще порекомендовать тебе, уважаемый потенциальный, «прочесть по диагонали», выхватывая с каждой страницы по 2-3 предложения, так даже интереснее получится).

Теперь, уважаемый потенциальный, по поводу – «зачем вообще это читать» и «надо ли, в принципе». Тут – сложнее. Ежели в момент краха Союза ты, уважаемый потенциальный:

*** имел отношение к прогрессу и успел наработаться всласть (то бишь тебе сейчас – 60 и более) – жёсткий приступ ностальгии тебе обеспечен;

*** уже успел потрудиться, но всего лишь самую малость (то бишь тебе сейчас около 50) – вероятно, что понравится – есть, но она невелика;

*** всё еще был школьником (то бишь тебе сейчас – не больше 40) – книжка не твоя, спокойно проходи мимо

Оценка : 6
«Билет в детство»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 17:13

Скорее — «нет», чем — «да». Текст более чем неравномерен в смысле адекватности. Начало — вполне читабельно, серединка — выше всяческих похвал, окончание же — несуразность на несуразности. Центральный персонаж — совершенно необъяснимым образом превращается в некое подобие гоголевского «человека в футляре». Ну.., не бывает же ж так: ни в жизни, ни в фантазиях, ни во сне, нигде и никогда НЕ бывает. Если женщина оказывает знаки внимания мужчине в течение длительного времени, то — какими бы эфемерными и неявными оные знаки бы ни были — кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь, сто двести — триста раз прокапает этому толстокожему на мозги: друзья, враги, случайные знакомые, сослуживцы и т.д. и т.п. Это — как любят выражаться НФ-авторы — «...абсолютный Закон Бытия, впаянный Творцом в ткань нашей Реальности...».

Так вот, когда автоматическая сигнальная система Подсознания улавливает признаки нарушения таких законов, оная система — не менее автоматически — фиксирует Фальшь повествования, и процесс чтения — из увлекательного удовольствия — моментально превращается в набор попыток «сохранить хорошую мину при плохой игре»

Оценка : 5
«Оборотная сторона»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 13:56

Нет. Это нечитабельно. Поклонники авторской манеры осерчают, естественно, и — тем не менее. Имеет место явный перехлёст некомпетентности, автор — совершенно очевидно — зашёл не на свою поляну.

Практическая космонавтика не только не может — по определению — содержать столько слюней и соплей, но и даже в качестве пародии — не может подаваться столь нереалистичной. Налицо полное отсутствие у автора хоть какого-либо опыта организационно-управленческой деятельности.

Нестыковок столь много, они настолько угловаты и несуразны, что... восприятие текста — возможно лишь в исключительно «сомыслительном» ключе, то бишь — в сугубо абстрактном гуманистическом плане, вне хоть каких-либо реальных ассоциаций. Но... тогда надо было притчу ваять, или что-то аналогичное. А так — увы..

Оценка : 3
«Июнь»
–  [ 3 ]  +

Sir Shorris, 25 августа 2020 г. в 20:31

Ни у одного автора ранее не встречал я такой идеи... Она кажется простой, будто бы лежащей на поверхности. Но сформулировать ее так точно, красиво и поэтично — настоящая удача и талант! Что заставляет нас, поддавшись внезапному порыву, оторваться от привычных дел и отправиться на поиски Красоты? Откуда берется в нас это томительное, неописуемое чувство, когда посреди ночи мы вдруг ощущаем манящий свет далекой звезды, в одночасье начинаем воспринимать мир в новых, невиданных красках? Одевшись наспех, бежим навстречу тенистым рощам или городским огням... прислушиваемся к чему-то... ищем что-то... А может быть это и есть —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контакт? Обмен информацией с иным разумом?
Без слов и понятий, только на уровне чувств и ощущений... Ведь то, что мы не в силах понять, мы можем пережить! После этого ни один человек не остается прежним. Пусть на микрон, на одну клеточку — мы неизбежно меняемся в такие моменты, приобретаем и отдаем взамен! Каждая новая идея, формула, картина или музыкальное произведение — то, что приходит к нам в моменты внезапного вдохновения — не является ли это прямым следствием
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чувственного и эмоционального контакта, обмена с непостижимым для нас мыслящим существом, также находящимся в поиске?
Именно эту идею предлагает нам автор. Но насколько же сильны впечатления, когда читаешь этот рассказ впервые, и до определенного момента воспринимаешь все происходящее лишь как метафору! Ведь если отбросить гениальное фантастическое допущение — это и есть метафора. Пусть мы никогда не узнаем истинную разгадку, или же она окажется гораздо более прозаичной, зато многие из нас узнают в этом рассказе... себя!

Оценка : 10
«Жизнь как год»
–  [ 3 ]  +

Hengest, 02 августа 2020 г. в 20:02

Образец прекрасной, умной и притягательной литературы. 12 характеров, 12 состояний души, 12 месяцев, 12 оттенков человеческой жизни, оттенков разнообразных, но очень цельных. К чтению этой книги нужно быть готовым, кому-то она придется не по душе, новеллы не пробежишь взглядом за пару часов, в них погружаешься, возвращаешься, проживаешь снова. Не стал бы определять жанр произведения, да и не столь это важно, главное, что новеллы — талантливая проза, буквально жемчужина в творчестве автора

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 06 июля 2020 г. в 10:01

К сожалению второй сборник Виктора Колупаева, изданный в серии «Библиотека советской фантастики» в 1974 году, оказался далеко не таким ярким, неожиданным и самобытным, как дебютный «Случится же с человеком такое...» 1972 года. Нет, он совсем неплох, но, увы, уже гораздо более традиционен, чем первый. И если два рассказа из помещенных в книгу пяти («Билет в детство» и «Город мой») ещё написаны в духе предыдущих вещей автора, то тот же, например, «На дворе двадцатый век» — это самая что ни на есть маленькая хроноопера, причём очень небрежно написанная. А «Оборотная сторона», это уже дальний космос, хотя еще не столько приключения, сколько психология. И, наконец, «Самый большой дом» — рассказ как бы переходный от прежнего Колупаева к нынешнему: тонкая лирика и традиционная фантастика.

О повести «Качели Отшельника» наверное и говорить особо не надо — слишком популярной она была у читателей долгие годы. Вот это уж точно приключенческая фантастика без дураков: дальний космос, таинственные сооружения на дикой планете, неожиданные повороты сюжета и тайны, тайны, тайны....

Сборник очень неплох и, в то же время, вызывает чувство некоторого разочарования — ожидания после первой книги оправдались далеко не полностью :(.

Оценка : 8
«Девочка»
–  [ 3 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 16:29

Однажды на пороге квартиры Григория Ивановича появилась девочка Оля. Оля всё знает про Григория Ивановича и называет его папой. Вот только никаких детей у него никогда не было, да и молод Григорий для того, чтобы быть отцом восьмилетней девочки.

Для меня удивительно, что имея техническое образование, Виктор Колупаев писал столь лирические рассказы, при этом оставляя огромные логические лакуны. Ведь даже если предположить, что девочка Оля

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
научилась спонтанно перемещаться в прошлое
, объяснить то, что Григорий Иванович видел с ней
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
постаревшего себя
никак не получается. Разве что у них это семейное.

Но в целом получился трогательный рассказ с любопытным механизмом перемещения во времени. Однозначно заслуживает прочтения каждым любителем фантастики, как и автор — знакомства.

Оценка : 8
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 3 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 07:10

Да не о «любовной геометрии» эта повесть, всё же не Юрий Поляков писал. Она о том, что женщина должна быть любима, а настоящий поэт должен страдать. Сытый и всем довольный поэт ничего масштабнее стихов для заводской многотиражки не напишет, будь он хоть трижды велик по мнению умной машины.

Ну а отношения Перекурина с Мирой завершились ровно так, как должны были, оставив яркие воспоминания и породив сильнейшие эмоции, а не стыдливое раскаяние и банальный адюльтер соответственно.

Оценка : 9
«Город мой»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 30 апреля 2020 г. в 11:27

Ещё один красивый и лиричный рассказ от самого неожиданного, самого необычного отечественного писателя-фантаста. Рассказ в котором мастерски переплетены любовь к своему городу и отчаяние из-за невозможности сделать его красивым, светлым, удобным для людей.

Сюжет произведения, как это часто бывает у Виктора Колупаева, для традиционной фантастики явно необычен и рождён, в общем-то, практически из ничего. Все мы, жители городов того времени, о красоте своих городов как-то и не задумывались — главное было получить отдельную квартиру, выбравшись в неё из барака или коммуналки. А для этого надо было строить как можно больше жилья — жилья дешевого, а поэтому стандартного и простого.

Но были, оказывается люди, которые уже в то время мечтали о красивых, непохожих друг на друга домах и улицах, о прекрасных светлых зелёных городах. Вот всего этого и хватило Виктору Колупаеву, чтобы написать тонкий, грустный, лиричный рассказ. Рассказ, который вряд ли оценят молодые любители приключений и который наверняка придётся по душе читателям, которые ценят в фантастике не только острый сюжет.

Оценка : 8
«На дворе двадцатый век»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 05 апреля 2020 г. в 10:33

Думается такая вещь могла появиться только в Советском Союзе, причем не в более-менее адекватные семидесятые, когда она почему-то и была опубликована, а гораздо раньше, в пятидесятые или в начале шестидесятых, когда тема героического самопожертвования ради жизни других людей превалировала в нашей стране над всеми остальными.

Суть же рассказа в следующем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хроноисследователи, возвращаясь в своё настоящее, на какое-то время были вынуждены остановиться в 1941 году, как раз в полосе боёв с наступающими немецкими войсками. И эти ребята, забыв обо всём, с жаром бросились помогать нашим войскам сдерживать атаки фашистов. Ну и, естественно, все там и погибли....

В общем, странная история получается: взрослые люди, очевидно прошедшие специальную подготовку, моментально забывают всё и лезут совершать подвиг. Ладно, пусть они не дружат с исполнительской дисциплиной и им наплевать, что в будущем никто ничего так и не узнает и их ещё долго будут разыскивать по всем временам, но, похоже, они и культового рассказа Брэдбери «И грянул гром...» не читали и ничего не знают о запрете на вмешательство в прошлое: поубивали невесть сколько фашистов, спасли невесть сколько советских людей.... Интересно, каким же после этого станет то будущее, из которого они отправились в свою хроноэкспедицию? :))

Оценка : 4
«Безвременье»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 26 февраля 2020 г. в 20:45

Даже не верится, что это написал Виктор Колупаев, вернее ТОТ Виктор Колупаев, которого мы знаем и любим за его великолепные произведения: «Жизнь как год», «Фирменный поезд «Фомич»», «Случится же с человеком такое!», «Качели Отшельника» и великое множество чудесных рассказов. На этот раз его детищем оказался огромнейший и совершенно неинтересный роман, написанный на пару с соавтором. И если несколько первых страниц, с юмором описывающих очередной день жизни виртуального человека, читателя и порадуют, и воодушевят, то дальше начинается форменная тягомотина — малоинтересное и не очень вразумительное повествование о приключениях главных героев, перемежающееся философскими диспутами (например о том, что такое диалектика) и рассказами о том, что же такое есть виртуальный мир.

Конечно не всё так плохо: в книге есть и рациональное зерно, и отдельные любопытные моменты, но, думается, для большинства читателей текст в ней всё же покажется сложноватым, не очень интересным и с каким-то уж очень тяжеловатым юмором :(.

Оценка : 3
«Кирена и Гент»
–  [ 3 ]  +

GOLOTA, 20 декабря 2018 г. в 21:54

     Замечательный философский роман. Проблемы поднятые в романе вечны.Фантастический сюжет лишь антураж.Очень удивлен что на одном из форумов произведение назвали подростковой фантастикой.Мой совет: надо прочитать обязательно.

Оценка : 10
«Девочка»
–  [ 3 ]  +

RuselM, 24 июля 2018 г. в 10:12

Рассказ понравился. Очень мне напомнил своим замыслом и идеей рассказ Роберта Янга «Девушка-одуванчик».

Хотя очень похожими данные произведения назвать нельзя.

Но все-таки интересно, читал ли Колупаев этот рассказ Янга ))

Оценка : 9
«На асфальте города…»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 05 декабря 2017 г. в 09:52

Для Виктора Колупаева, пишущего «не как все», грань читательского восприятия «понравилось/не понравилось», часто получается очень тонкой. И это как раз один из тех рассказов, мнение о котором расходятся очень сильно. На мой взгляд получилось и натужно, и неестественно. История о двухмерцах из космоса выглядит настолько наивной, настолько детской, что ее достаточно трудно принять даже в качестве сказки. А попытки добавить ей красивостей вроде космических кораблей, превращающихся в цветы после посадки, или детских рисунков городов на асфальте дорог только усугубляют неудачу автора.

Возможно, автор попытался написать этот рассказ как «наш ответ» Рэю Брэдбери на его страшненькую историю, поведанную читателям в «Урочном часе». Там тоже героями произведения стали дети и инопланетяне, только действие повернулось несколько по-другому :(. В этом случае надо признать, что ответ совершенно не получился — произведение Брэдбери выглядит значительно более талантливым.

Оценка : 3
«Вдохновение»
–  [ 3 ]  +

A.Ch, 26 февраля 2017 г. в 19:23

Что такое вдохновение? Если попытаться разобраться в словообразовании, то получится некий “вдох мгновения”, т.е. щелчок, вспышка, озарение краткое, быстрое, но сильное и запоминающееся навсегда, дающее силу идти вперёд.

Главный герой рассказа – художник Катков давным-давно почувствовал это ощущение, передал часть себя и не заметил, как реалистичным трагичным и трудным откровением открыл зрителям картину в самих себя.

Рассказ о таланте, о том, что художники в меру закрытые в себе люди, ведь Катков так и не услышал, что другие видят не его полотно, но также и о той разности в людях, их объединяющей.

Оценка : 8
«Громовержец» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 26 ноября 2016 г. в 23:11

Цикл напомнил мне знаменитые «Звездные дневники Йона Тихого» С.Лема. А сам капитан Игорь — бессменного главного героя этого произведения. Точно также, как и его литературный собрат, Игорь вечно попадает в какие-то нелепые истории, которые впрочем служат лишь поводом к очередному повествованию-притче. Только у Лема эти притчи имеют, по большей части, юмористическую или сатирическую направленность, а у Колупаева — мелодраматическую. Сам же капитан Игорь, в отличие от самоуверенного, толстокожего и задиристого Йона, — персонаж тонкий, ранимый, постоянно рефлексирующий.

Каждый рассказ посвящен философскому осмыслению того или иного аспекта человеческого бытия. А вся экзотическая космическо-инопланетная обстановка, служит не более чем антуражем, позволяющим добиться необходимого уровня абстракции.

10 баллов.

Оценка : 10
«Мама!»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 17 июня 2015 г. в 10:31

И, все-таки, сегодня, главные фразы рассказа, заставляющая читателя задуматься, это отнюдь не его финал. Это самое первое предложение текста: «Что знаем мы, двадцатилетние, о войне?». Знаем мы вроде бы и много — и хроники, и художественных фильмов насмотрелись, и воспоминаний немало прочитали. Но ведь все это на самом деле не совсем то: боль не наша, смерть не наша, горе не наше....

Рассказ предполагает лабораторные погружения студентов (конечно безопасные) в далекие военные годы, чтобы люди увидели тот кошмар своими глазами. Как отнестись к этому — однозначного мнения, наверное, нет и быть не может. Просто подумайте, как изменились бы Вы, увидев в двух шагах от себя смерть пятилетнего ребенка, расстрелянного из фашистского самолета....

И по поводу моделирования неслучившегося — темы, столь модной в фантастике. Полноте — возможно ли оно вообще? Здесь развитие всего общества спрогнозировать не получается (свежий пример с Украиной), а что уж говорить о неслучившейся судьбе человека: один разговор, одно случайное событие и его жизнь поворачивается на 180 градусов.

Оценка : 6
«Исключение»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 23 февраля 2015 г. в 13:10

Как вам нравится идея обеспечить всех влюбленных без взаимности двойниками их предметов преклонения, только любящих их? Здорово? Или не очень?

Автор свою точку зрения в рассказе высказал. Но ведь есть еще и точка зрения многочисленных несчастных влюбленных.... При этом, прошу заметить, что произведение было написано в далеком 80-м, когда слово «любовь» еще считалось гораздо более важным и серьезным, чем слово «секс». Тогда в любовь еще верили....

А теперь пару слов о самом рассказе. Как относиться к произведению, на первых же страницах которого его главный герой, капитан космического корабля, попав в непонятную ситуацию, начинает вести себя как самый последний дурак? Понятно, что для такой вещи автор выбрал, как наиболее подходящий, достаточно условный, искусственно упрощенный сюжет. Но, все-таки, в любом случае, в любых обстоятельствах, взрослые люди, наверное, должны вести себя, как взрослые люди, а не как испуганные, неожиданно оказавшиеся без родителей, дети.

Идея — 10, реализация — 3 с минусом...

Оценка : 6

  Страницы:  1  2 [3] 4  5 



⇑ Наверх