Виктор Колупаев отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Колупаева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 239

  Страницы:  1 [2] 3  4  5 

«Качели Отшельника»
–  [ 7 ]  +

юнга Флинт, 24 ноября 2006 г. в 09:25

Очень динамичная, захватывающая книга. Замысел просто блестящий — пространство и время. Минус один, но существенный — язык повести близок к примитиву, особенно это касается определения действий героев: пошёл туда, сказал то и т.д. Но прочесть её стоит — идея и правда замечательная и хорошо обоснованная автором.

Оценка : 7
«Защита»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 11 января 2024 г. в 10:14

Небольшие повести пишутся, как правило, с какой-то одной, единственной целью: познавательной, развлекательной, донести до читателя некую важную или интересную мысль или заставить его встряхнуться эмоционально, переживая за главного героя/героиню. Виктор Колупаев в своей небольшой повести (порядка 70 страниц) попытался объять необъятное, наполнив её сразу всем и до отказа.

Здесь и любопытная фантастическая идея о возможности человека пообщаться с самим собой/своим подсознанием, и интереснейший рассказ о том, как функционировали НИИ и КБ в советское время и происходила защита выполненных тем, и великолепная зарисовка о том, с чего начинались работы по распознаванию и оцифровке речи (как здесь не вспомнить неутомимую Алису с наших смартфонов, легко распознающую любую нашу самую корявую речь и споро отвечающие на наши самые глупые вопросы самым приятным голосом), и, даже, очень неплохая лирико-любовная линия, созвучная его же прекрасной повести «Случиться же с человеком такое!».

И, что самое поразительное, автору удалось органично соединить всё вышеперечисленное в один увлекательный сюжет — чтение, может быть, и не самое лёгкое, но интересное. Нельзя сказать, что в повести нет некоторых слабостей — например, не очень понятно, как это можно было неправильно подключить аппаратуру, разработанную в рамках защищаемой темы, перепутав городские и междугородние телефонные линии (!) — но за многочисленными достоинствами произведения они остаются практически незаметными.

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 6 ]  +

Zofo, 10 декабря 2022 г. в 00:48

Трудно поверить, что «Качели Отшельника» написал Виктор Колупаев: мне казалось, что это неплохой автор на ниве Рэя Брэдбери, здесь же — типично жанровая, «твёрдая» фантастика, причём текст совершенно лишён авторской индивидуальности и написан так топорно и невыразительно, что невозможно даже понять, на каком языке — это вполне мог бы быть перевод.

Шаблонные персонажи — истеричная девушка, герой-любовник, а прочие отличаются друг от друга только именами — ведут себя, как в дурной сентиментальной повести времён Карамзина: без конца меняются в лице, стискивают кулаки, взволнованно кричат и разражаются слезами, а сталкиваясь с необъяснимым — полагают себя сумасшедшими. Окружающие их странности и противоречия герои старательно не замечают и значительно уступают по умственным способностям среднему читателю. Из-за литературной немощи повествование, несмотря на насыщенность действием, кажется сильно затянутым, тем более что причины событий более-менее понятны с самого начала — всем, кроме действующих лиц, конечно. Логика и правдоподобие происходящего вызывают всё больше сомнений, а часть загадок — появление «призраков», скелеты — толком так и не разрешается. Нужно было или гораздо тщательнее проработать детали и развернуть текст до романа, или сжать до размеров обычного рассказа. Физика явлений описана поверхностно, с нажимом на сакраментальное «эксперимент вышел из под контроля» и «взорвём аппаратуру — всё наладится».

Как будто автор взялся доказать, что умеет писать «как все» — с бластерами и прочей жанровой требухой — и, увы, доказал. Это фантастически плохая фантастика.

При всём при этом, благодаря детективному построению сюжета, читать повесть интересно, как оказывается иногда интересным забытый малобюджетный фильм, несмотря на смехотворный уровень исполнения. Но только на один просмотр, конечно.

Оценка : 4
«Газетный киоск»
–  [ 6 ]  +

lammik, 22 августа 2020 г. в 10:01

Грустный лиричный рассказ, пронизанный бытовым волшебством, о газетном киоске в холодном сибирском городе. В киоске том работает Катя-Катюша, которой никогда не скучно, ибо работа у неё огромной важности и ответственности.

Виктор Колупаев написал не о том, как здорово предвидеть будущее хоть на один день вперёд. Рассказ именно про те самые духовные скрепы, над которыми сейчас так модно потешаться. Здесь все чужую боль воспринимают как свою. И в больницу отправились всей конференцией, и доклад Дмитрия Егорова вдруг из пустышки сразу стал перспективным, ведь тому никак нельзя уехать сейчас из холодного Усть-Манска. Пусть у этих хороших людей всё будет хорошо!

Оценка : 8
«Самый большой дом»
–  [ 6 ]  +

lammik, 29 июня 2020 г. в 11:30

Крайне насыщенный эмоциями рассказ. Чувства героев вызывают сильнейшее сопереживание — мужественный рационализм отца, мучительное смирение матери, космическое одиночество ребёнка, удивление и неловкость землян. А в тот момент, когда окончательно понимаешь произошедшее, с головой накрывает волна жалости к этой девочке с большой семьёй и самым большим домом. Ведь мы-то знаем, что дом — это там, где мама и папа.

По глубине эмоционального воздействия «Самый большой дом» могу сравнить только с булычевским «Можно попросить Нину?»

Оценка : 10
«Билет в детство»
–  [ 6 ]  +

lammik, 27 июня 2020 г. в 14:33

Светлый лиричный рассказ с грустной ноткой давней тайны, перебиваемой, впрочем, заключительным аккордом надежды. В коротком рассказе читатель вместе с рассказчиком постоянно взлетает и падает на эмоциональных качелях. Радостное предвкушение встречи сменяется разочарованием, разочарование — надеждой, надежда — осторожным удивлением, удивление — умиротворением, умиротворение — страхом неизвестности, а страх — снова надеждой и ощущением, что всё будет хорошо и правильно.

Первая моя встреча с творчеством Виктора Колупаева. И уже по этому рассказу можно сделать вывод о своеобычности авторского взгляда на мир. С нетерпением продолжу знакомство.

Оценка : 8
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 6 ]  +

Asaris, 27 мая 2017 г. в 01:48

Интересно, что этот сборник попал мне в руки буквально пару месяцев назад. И первым в нем оказался «Поющий Лес» — интересный рассказ

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о копирайте :)

Виктор Колупаев обладал очень редким талантом. Редким не из-за масштаба своего ( хотя и он весьма незаурядный ), а из-за одной особенности. Если писатель, пускай даже гораздо более сильный, в свои произведения внесет столько эмоций, наивности, мечт, прекраснодушия... да при всём при этом он ещё мужчина... у читателя от прочитанного возникнет неловкое чувство. И мысли типа: «Совсем расклеился человек», а также «Либо он мимо воли фальшивит, либо у меня уже душа совсем зачерствела». Плюс некоторая доля уважения за смелость. Ведь преодолеть страх показаться смешным ( именно в этом смысле ) — многого стоит.

Но Колупаев в таком возвышенно-эмоциональном стиле писал целые рассказы и повесть, давшую имя сборнику. Не читал его романов, но не удивлюсь, если они такие же. Однако, читая его произведения, как-то не заметно, что они являются результатом пересиленного страха. Скорее приходит на ум сравнения с птицей, которая поет, абсолютно не страшась музыкальных критиков и пресытившихся меломанов. И так же, как пение птицы — будь-то соловей, или удод — произведения Колупаева полностью естественны. ( Так, кому тут платить шестьсот буреней за использование явно не оригинального сравнения? )

Есть такой хороший фильм по Булычеву — «Гостья из будущего». Вокруг него довольно много возни. Одни пытаются сделать из «Гостьи» свой флаг. Другие, в пику первым, стебутся не только над ними, но и над ни в чем не повинным фильмом. ( Хотя, по моему скромному мнению, первые вредят «Гостье» куда больше, чем вторые. ) Но когда смотришь фильм, проникаешься его атмосферой, стебаться над ним совсем не тянет. Подобный эффект и от произведений Колупаева.

У кого-то при прочтении подобного комментария может возникнуть скептическая ухмылочка. ( Наверное, я допускаю это потому, что сужу по себе. :) ) Но верить мне на слово вовсе не обязательно. Лучше проверить. Прочесть какой-нибудь рассказ из сборника. Хоть тот же «Поющий Лес». А уж потом делать выводы.

Оценка : 10
«Вдохновение»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 07 мая 2017 г. в 10:00

И все-таки — до чего же самобытен писатель Виктор Колупаев. Вот и этот рассказ: ни увлекательных приключений, ни эффектных идей — а от текста не оторваться. А прочитав, еще долго будешь прокручивать в голове написанное.

И главное в этой вещице опять даже не замысел, хотя и он необычен. Кстати, думается, у любого другого писателя история о картине, на которой каждый видит что-то свое, просто не получилась бы. Главное здесь, как впрочем и во многих других вещах Колупаева то, как это написано: сюжетное построение, эпизоды (та же история о ребятах, грузивших уголь на пароходы во время войны великолепна уже сама по себе), слог и язык. Почему-то весь этот симбиоз волшебным образом оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя.

И последнее, на что, наверное, не все читатели обратили внимание: часть зрителей не увидела на картине совсем ничего или увидела лишь какие-то смутные тени. А ведь это именно то, что делает рассказ Колупаева законченным. Можно даже сказать, что в какой-то степени это именно то, ради чего эта вещь и писалась.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 6 ]  +

Стронций 88, 20 февраля 2017 г. в 18:39

В начале, я даже не читал, а скорее ковырялся – перечитывал некоторые места, что б понять, кто есть кто и откуда, уяснить, «увидеть» какие-то моменты. Язык, конечно, слабый… очень – даже кажется примитивным, деревянным. Но, однако, дальше интрига начала тянуть – пропавшие люди, пустая станция, странные происшествия, тайны, некоторые из которых даже пугали – и все, усиливаясь, накатом. Интрига потянула – и потянула сильно, мощно. После начала, которое я постоянно (машинально) откладывал из-за того, что приходилось прорываться – добрых две трети повести я проглотил одним махом, так сильно увлекло. Интрига решила. Интрига и оригинальность – всё-таки очень интересная идея, необычная и (главное) в рамках той самой классной научной фантастики – понятно, почему повесть входит в «золотой фонд» советской фантастики. Эх, будь язык чуть лучше, более художественней или хотя бы более подробней – был бы и вовсе шедевр на все времена. А так даже когда ритм интриги нёс меня от страницы к странице, некоторые моменты из-за этой манеры повествования казались совершенно безэмоциональным и плоскими, хотя должны были по идее разрывать своим накалом, как, например, встреча с этими людьми на броневике – это же такой момент, будто контакт с инопланетянами, а по факту совсем плоско и без вкуса. Может, если бы всё обросло мясом, превратилось в роман, дело было бы гораздо лучше и чётче (может некоторые из технических моментов тоже были бы понятней), но и так место в пантеоне лучших произведений советской фантастики (а тем паче той самой «научной фантастики» – с такой-то оригинальной НФ-идеей и историей) мне лично вполне понятно и вполне (ИМХО) оправданно.

Оценка : 7
«Спешу на свидание»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 05 декабря 2015 г. в 11:18

Красивый рассказ. И с бесспорным авторством — только у Колупаева получается вместо того, чтобы, как у всех остальных авторов, использовать любовь как один из совершенно необязательных элементов фантастического произведения, писать так, что фантастика оказывается всего лишь элементом в рассказах, где главное действующее лицо — Любовь.

Итак: рутина обыденности и волшебство неординарности. Сколько уж писали об этом — но видно проблема также вечна, как этот мир. То, что придумал, и как об этом написал Виктор Колупаев, чудо, как хорошо. И здорово, что при этом он смог убедить читателя на время забыть, что любая неординарность, увы, не вечна и в конце концов тоже уступает место обыденности :(. Один из лучших рассказов автора, но только для тех, кто читает фантастику не только разумом, но и сердцем...

Оценка : 10
«Печатающий механизм»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 07 ноября 2015 г. в 10:36

«А за окном шел золотой листопад, или сказочные снежинки медленно падали на землю, или прозрачные капельки скатывались с ледяных стрел сосулек...». Не правда ли красиво? И авторство особых вопросов не вызывает — не так много отечественных писателей, замахнувшихся в своих произведениях на такую вот лирически-психологическую фантастику.

И даже у Колупаева она получалась далеко не всегда. «Печатающий механизм» — прекрасный пример такой неоднозначности. Основная часть рассказа — вполне прозаическое повествование об удивительной пишущей машинке, время от времени печатающей не то, что нужно, а нечто созвучное состоянию души печатающего. В общем-то любопытно, но не более.

И тем неожиданнее оказывается очень сильный, очень красивый и очень грустный финал произведения. Ах, ну почему Семен все-таки решился на возврат «печатающего механизма» в магазин. Хотя, кто решится судить, что он приобрел, а что потерял в ходе этого решения...

Оценка : 8
«Самый большой дом»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 10 августа 2015 г. в 19:45

А чтобы Вы сделали для спасения своего ребенка?Всё!Всё возможное и невозможное!И пусть у ребенка развился «психоз»(хоть это и спорный вопрос)-но он выжил и нашел свой дом и новых родителей.Родительский подвиг и самопожертвование в этом рассказе поражают.Ведь родители Эльфы не только спасли ей жизнь,но и подарили новых папу и маму.Очень светлый рассказ не смотря на ужасную ситуацию.И мне кажется такие рассказы будут актуальны всегда.

Оценка : 10
«Жизнь как год»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 10 мая 2014 г. в 18:03

Несомненно вершина творчества Виктора Колупаева. И одна из тех вещей, которые обязательно должны войти в антологию «Лучшее в советской фантастике», буде такая когда-нибудь появится на свет.

Читая двенадцать новелл этой повести, совершенно самобытных и очень лиричных, читатель проживет с их героями чудесную и действительно достойную жизнь человека, которому ни на секунду не станет стыдно за свои прожитые годы. А сколько удивительных неожиданностей поджидает читателя в этих двенадцати рассказах-месяцах.

Только вот читать эту повесть надо обязательно не торопясь, в спокойной уютной обстановке, наслаждаясь не только ее содержанием, но и великолепным текстом, который просто хочется читать даже сам по себе...

Оценка : 9
«Декабрь»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 10 мая 2014 г. в 17:25

Великолепный финал прекрасной повести. Светлый, грустный и очень лиричный. Если и думать о послесмертии, то, хорошо бы, чтобы оно было именно таким — в памяти родительского дома, в котором ты прожил всю жизнь. И чтобы тебя не забывали и навещали те, кто живет и будет жить после тебя.

Очень красивая вещица. Колупаев вообще автор самобытный, но здесь он просто превзошел самого себя: все великолепие замысла он еще и умудрился вложить в такой текст, который, кажется, сам просится, чтобы его почитали.

Хотелось бы только сказать, что для полного эмоционального восприятия этого рассказа обязательно надо прочитать всю повесть — он как завершающий кирпичик того строения, которое возводилось одиннадцатью предшествующими новеллами-месяцами года.

Оценка : 10
«Любовь к Земле»
–  [ 6 ]  +

Ny, 23 января 2013 г. в 07:46

Ох уж эти фантасты! Каждый городит свой огород, у каждого свои подход, манера, опыт. Каждый запоминается по-своему – какими-то произведениями, особенными ощущениями от текста, отдельными сценами. И каждому важно совершенно особенным — «своим» — способом донести до читателя что-то, что побудило сесть за перо.

Так вот, В. Колупаева забыть очень трудно. Есть для меня в советской фантастике 2 главных автора, за которыми я вижу прямо-таки неудержимое желание понапрасну пытать и убивать своих героев: Колупаев и Ларионова. Оба очень любят выстраивать драму, атмосферно и красиво оформляя срежессированную беду. Персонажи их книг нередко терзаются жизненными трудностями или страдают от смертельных опасностей, избежать которых совсем просто. Но автор почему-то упрямо настраивает их: «…здесь можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь. Опасный, как военная тропа…». Я понимаю – советская ментальность требовала от героев книг подвига, призывала к самоотверженности, к бесстрашию перед риском. Но она не призывала к прямому самоубийству или напрасным мукам.

Только начав знакомиться с творчеством Колупаева, я купился на его амплуа «доброго волшебника». «Девочка», «Случиться же с человеком такое!» и иже с ними вроде бы вполне соответствовали первму впечатлению. Но постепенно всё чаще стали попадаться вещи спорные, требующие вопросов к автору («Самый большой дом», «Газетный киоск»). Здесь Колупаев почти насильно навязывал читателю определенную реакцию на драматические события рассказа. Зачем так делать? Пока, наконец, меня просто добили «Качели Отшельника» и «Любовь к Земле». Да что же это за научное исследование, когда беспомощные люди намеренно работают в заведомо опасной обстановке – любая оплошность ведёт к опасным последствиям. Да кто же, словно обезьяна, станет наугад дёргать рычаги неведомой техники, только для того, чтобы посмотреть на результат? Ради какого блага космонавтов отправляют в пожизненное путешествие, отрывая от семей, нормальной жизни, человеческого общества? Что нельзя отправить в полёт женатые пары или завзятых индивидуалистов? Разве гуманно, этично ради неясной цели навсегда лишить обычного человека всего потенциала его существования? Так в петровские времена рекрутов в солдаты забирали или команды «пресс-ганг» Англии XVIII века ловили в приморских городах матросов для королевского флота. И то – был шанс вернуться. У К. Булычева есть небольшое и не слишком удачное произведение «Тринадцать лет пути», дающее, тем не менее, хороший, психологически достоверный анализ поведения людей в подобных условиях и справедливо критикующий возможные долгосрочные полёты за антигуманность. Неудивительно, что колупаевские космонавты стали «сбегать» из «полётов». Что же за цель у человечества Будущего нуждалась в таких жертвах?

Ответов для себя не нашёл. Могу только предположить, что автора больше волновал замысел произведения, чем адекватность событий. Отсюда в упомянутых рассказах столько внимания к последствиям и полное отсутствие какой-либо оценки причин произошедших трагедий.

Отдельные драмы Колупаева искусственны до такой степени, что персонажи выглядят жертвами непосредственно автора, а не обстоятельств историй. Урока, насильно выдавленного из колупаевских рассказов, я не принимаю и не одобряю. Автор слишком грубо строит свои произведения по принципу «Лес рубят – щепки летят», компенсируя угловатость действия романтикой или темой сострадания. В этом плане «Оптимистический зонг» Л. Филатова как нельзя лучше отражает настроение и суть подобных опусов В. Колупаева.

Оценка : 4
«Весна света»
–  [ 6 ]  +

ermolaev, 19 сентября 2011 г. в 22:04

Кто-то из великих сказал, что художник это тот, кто может изобразить привычное неожиданным и удивительно-странным. Колупаев — великий художник. Изображаемые им улицы городов Марград и Фомск заполнены нашими современниками с их маленькими радостями и привычными горестями. Но автор касается их своей кистью, и они преображаются — как море на картинах Айвазовского, как будничная рутина жизни в сказках Александра Грина... Романтика рассказов Колупаева щемяще трогательна и потрясающе светла, хотя вряд ли кто-то назовет его большим оптимистом.

А в сборнике «Весна света» собраны, пожалуй, лучшие рассказы Колупаева.

Оценка : 10
«Любовь к Земле»
–  [ 6 ]  +

Farit, 12 октября 2010 г. в 10:09

В общем, все неясно. Рассказ написан на каких-то «полутонах», содержание, в общем, мимо. Почему они делали это тайно? Почему забыли? Что собирались делать? Никакой попытки проникнуть в мотивацию, чистая картинка.

Оценка : 6
«Билет в детство»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 02 мая 2008 г. в 13:39

Печальный рассказ о человеке без детства. Всякое может произойти, но воспоминания детства должны быть у каждого...

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 23 апреля 2008 г. в 19:37

Как Вы можете нарисовать качели? Верно — наклонная линия и кружочек внизу. А если такие качели нарисуют физики, да еще раскачают планету так, что бы на одном полюсе проходило три минуты, а на другом триста лет... Вот такое получились качели Отшельника.

Оценка : 7
«Сентябрь»
–  [ 6 ]  +

Sawwin, 31 марта 2008 г. в 18:02

Трудно писать отрицательный отзыв на рассказ любимого автора, однако порой это необходимо делать, чтобы понять, откуда взялось неприятие именно этой вещи. Обычно, снимая с полки томик Колупаева, я перечитываю «Газетный киоск», «Девочку» или «Зачем жил человек?». И никогда -- «Сентябрь». Почему?

Действие рассказа происходит в родных писателю местах, которые он описывает с любовью и совершенным знанием. Тут всё в порядке. Но по этим местам бежит ненастоящий, картонный человек. Сначала читатель этого не замечает, завороженный описанием леса, реки, болота, сопок через которые спешит герой. Так и представляешь молодого спортивного парня, совершающего кросс по пересечённой метности. А потом оказывается, что герою далеко за пятьдесят. И ни малейшего признака одышки. У литературных персонажей одышки не бывает.

Виктору Колупаеву было пять лет, когда началась война. Парнишка из якутской тайги мог знать её только по рассказам, что не способствует правдивому описанию. Как можно заслонить своим телом человека, в которого стреляют в упор из четырёх автоматов? И куда делись эти четверо фашистов, после того, как застрелили друга? Или герой, только что стоявший с ступоре, прихлопнул всех четверых одним выстрелом? И почему никто не отреагировал на стрельбу, позволив герою вынести через линию фронта тело убитого товарища?

Раз герой рассказа участвовал в войне, значит, любовная история произошла незадолго до войны, во время войны или вскорости после неё. Но в это время аборты были строжайше запрещены, а за криминальные аборты полагалось очень суровое наказание. Так что совет , который даёт главный персонаж своей любимой (избавиться от будущего ребёнка) звучит, мягко говоря, странно. Это уже не мелкое бытовое предательство, а деяние, попадающее под серьёзную статью УК.

А ведь на самом деле Виктор Колупаев писал не о «цепочке маленьких и больших предательств», а о единственном предательстве, о предательстве собственной любви. Потому и приходит к нему из иной вселенной девушка, а не убитый друг или ещё кто. И, если отбросить придуманную войну, и придуманную цепочку предательств, то всё станет на свои места, претензии к автору отпадут сами по себе. Однако, автор написал то, что он написал. Единственная уступка литературщине убила хрупкое чудо рассказа. Единожды солжёшь, кто тебе поверит?

Оценка : 5
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 05 марта 2008 г. в 16:52

Удивительная маленькая вещица, незаслуженно забытая. Фантастики там чуть-чуть, а лирики хоть отбавляй.

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 6 ]  +

Ank, 19 ноября 2006 г. в 18:31

Такого количества ошибок в предисловии я еще не встречал ни в одном сборнике! Перепутаны годы жизни, сказано, что Фомск и Марград — один и тот же город (хотя в повести «Защита» герой едет из Фомска в Марград) и пр. Неужели нельзя было подойти к материалу внимательнее?

Оценка : 9
«Девочка»
–  [ 6 ]  +

elent, 01 ноября 2006 г. в 03:24

Очень добрый и человечный рассказ. И жизнь для себя оказывается куда приятнее, когда живешь еще для кого-то.

Оценка : 9
«Толстяк» над миром»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 27 августа 2023 г. в 21:58

Мне встречался отзыв на эту книгу в котором утверждается, что тот кому не нравится текст, наверняка сам хочет стать Неприметным. Так вот, я Неприметным точно стать не хочу. но вещь мне не понравилось. Могу даже точно сказать почему. Видимо у меня слишком рациональный ум, и прешельцы разъезжающие на механических скакунах и заряжающие арбалеты-лучимёты лучами из колчанов, меня что-называется не бодают. Как хорошо написал Массаркаш (предыдущий рецензент) это могло бы пройти в небольшом рассказе. (У Лема есть рассказ в Кибериаде, где одного из рыцарей подстреливают антиматерией из пищали, то был самострел на комету поставленный) .

И ещё, почему так много людей видят в этом тексте аллюзию на СССР? Спецслужбы (неприметный) есть в любом обществе. Но каждый видит, в меру своего разумения.

Оценка : 4
«Поющий лес»
–  [ 5 ]  +

namida_himemia, 16 июля 2023 г. в 20:03

Этот рассказ я прочла в детстве в старой книге из библиотеки моего папы, который в юности очень зачитывался фантастикой.

И помню что меня тогда восхитила удивительная доброта и грусть этой истории. Так мягко и так человечно. Для меня Колупаев — это наш Брэдбери.

И конечно пятиногая зеленая корова запомнилась на всю жизнь!

Оценка : 10
«Дзяпики»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 20 марта 2023 г. в 09:42

Очень зло и очень ядовито, но, к сожалению, в основном правдиво и даже почти не преувеличено. Те, кому посчастливилось в советское время поработать в НИИ и КБ, да, впрочем, и не только в них, наверняка найдут в этой повести много узнаваемого и даже родного. Ну а страницы, посвященные командировочному процессу, так это вообще шедевр. Конечно же в реальности всё это выглядело не так явно, но на то ведь и сатира.... :)

Но злая сатира отнюдь не единственное достоинство этой о-о-очень ядовитой вещицы, посвященной путешествию наших современников в 12-е тысячелетие до н.э. — она ещё и интересна. А практически детективный сюжет заставляет читателя с нетерпением проглатывать всё новые и новые страницы для того, чтобы наконец разобраться — кто, что, где и почему....

К сожалению, у повести оказалась несчастливая судьба: в 1974 году, когда она была написана, её просто невозможно было опубликовать, а в 1992, когда в стране сменилась общественно-политическая формация, она стала уже неактуальной. Но читается эта вещица и сегодня просто великолепно. Сможете найти — обязательно прочитайте, не пожалеете.

Оценка : 8
«Билет в детство»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 20 февраля 2023 г. в 00:17

Великолепная коротенькая зарисовка буквально в несколько сценок. Мужчина отправляется на поезде в свое детство — есть такое направление на местном вокзале, чтобы повидаться с самим собой. Разные люди пользуются этой возможностью, с разными целями, но наш герой особенно волнуется — ведь детства своего он не помнит.

Финал весьма неожиданный и даже трагичный. Недосказанность оставляет пространство читателю на размышления, а поворот событий оказывается еще более фантастичным, чем темпограммы в прошлое.

Оценка : 9
«Самый большой дом»
–  [ 5 ]  +

Tullma, 23 января 2023 г. в 21:34

Читаю и плачу. Вроде всё хорошо закончилось, и девочка получила то, о чем мечтала... но за этим всем скрываются жуткие страшные эмоции родителей, ведь они не знают в итоге получилось у них или нет, это вечные муки сомнений и жуткая боль одиночества.

Оценка : 9
«Газетный киоск»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 07 апреля 2022 г. в 20:45

Трогательный рассказ про инженера и продавщицу газетного киоска, в котором практически не чувствуется фантастической составляющей. Это скорее можно назвать магическим реализмом, когда в советском антураже в совершенно обыденную картину мира вписывается одно фантастическое допущение с завтрашними газетами, которые завозятся в нескольких вариациях.

Можно было бы порассуждать на любимые темы фантастов всех времен — про возможность изменения будущего, его предопределенность или гибкость, выбор нескольких путей и всё такое. Но рассказ про более реальные человеческие ценности, взаимопомощь, самопожертвование и поддержку... Хотела написать — близких, но нет, это про поддержку любого нуждающегося, даже совсем незнакомого тебе человека.

Оценка : 8
«Толстяк» над миром»
–  [ 5 ]  +

Массаракш, 12 ноября 2021 г. в 01:45

Буду груб. Всегда страшно раздражали такие сказочки, фантасмагории, аллегорическое словоблудие. Плюс нарочитое обезличивание персонажей – Стратег, Умелец, Неприметный, – плюс сюсюкающий финал для слаборазвитых детей. Вот прямо вижу, как автор резвится, строчит первое, что в голову придёт, предвкушая, как читатели найдут в тексте множество скрытых смыслов, философские глубины, а то, глядишь, и кукиш в сторону действующей власти. На кой чёрт проникновенный лирик Колупаев полез на эту сомнительную делянку – бог ведает. Веяния времени, что ли? В форме небольшого рассказа с такой манерой подачи ещё можно мириться, но ведь не повесть же на сотню страниц. Читается не то что тяжело, а просто жилы выматывает. Да и вообще на на стиль Колупаева настолько непохоже – как будто кто-то другой написал.

Оценка : 4
«Качели Отшельника»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 19 сентября 2020 г. в 20:17

Непередаваемый аромат Детства Научной Фантастики. И — совершенно шикарное, эпическое фантДопущение. Прекрасная, великолепная пара аспектов восприятия. Но, увы и ах, окромя оных двоих — никого и нет. Более того, антиквариата в тексте столько, что от него совершенно невозможно отвлечься. Одни только бумажные ленты в самописцах чего стоят (да, это — впечатляет, это — сильно).

Однако, при всём при том, остаётся в книжке сей нечто такое, что трогает душу неизмеримо сильнее любых адекватностей более совершенных футур-прогнозов. Тогда, в той далекой советской Реальности, вот такая Фантастика напрочь отсекала чувствительность к «родимым пятнам будущего краха» — к очередям за дефицитом, к маразму высшего руководства и т.п. Потому как содержание книжек рассматривалось в качестве вполне реального будущего наших внуков (ну, или пра-пра-внуков, не суть, при том состоянии «конкретики мечты», что имел место быть, это были совершенно несущественные, мелкие, ничего не значащие подробности. Главное — мы видели Цель, мы знали Путь, нам были понятны Способы и Средства. И это... было так... естественно, так МНОГОобещающе, и так... целесообразно, что выдумка научной фантастики — фактически — воспринималась как вполне очевидное продолжение Реальной жизни. И это было здОрово.

Именно по той же причине, уважаемый потенциальный читатель, при отсутствии у тебя лично некой, вот, такой ностальгии — книжка может вообще не затронуть ни душу ни сердце. Да, это — вполне возможно

Оценка : 6
«Настройщик роялей»
–  [ 5 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 17:22

Ходит по городу настройщик. Днём он настраивает музыкальные инструменты, позволяя им звучать так, как должно. А вечером, после работы, настраивает будущее звучание целого города. Ведь если детские души будут порождать только чистые ноты, то когда дети вырастут, гармония в их отношениях друг к другу сохранится. И мир станет чуть лучше. В этом, а не в раздаче конфет и игрушек, смысл финала рассказа.

А ещё в «Настройщике роялей» есть масса по-настоящему смешных моментов, каждый из визитов мастера подан с юмором. Притом все клиенты старого настройщика получают немного счастья, в том числе и не самые приятные, исправлять их уже поздно, но и диссонанса в городской мелодии станет меньше.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 5 ]  +

lammik, 28 июня 2020 г. в 09:37

Экипаж грузопассажирской ракеты «Фиалка» во время возвращения на планету Отшельник в системе Севана не смог установить связь с исследовательскими базами на поверхности Отшельника. После посадки на поверхность количество загадок, в том числе страшных, стало очень быстро нарастать. Ясно только одно — на Отшельнике произошло нечто необычное и с катастрофическими последствиями...

Всё же у Виктора Колупаева мастерски получается вызвать читательские эмоции, в данном случае страх неизвестности. При этом авторский слог беден до примитивности. Прямо непонятно, откуда что берётся.

Идея, лежащая в основе повести настолько хороша, что найдись хороший стилист для работы над текстом, добавь он предысторию исследования Отшельника, раскрой прошлое отдельных персонажей — Вирта и Озы, Эрли и Лэй, Эзры, Юмма, Стаковского так, чтобы за сочетаниями звуков фамилий и имён проступили живые люди, получился бы фантастический шедевр мирового уровня. Ну и сама загадка произошедшего объяснена несколько сумбурно, вопросы неизбежно остаются.

Оценка : 8
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 5 ]  +

Incnis Mrsi, 25 мая 2020 г. в 11:55

Начиналось (и до середины примерно держалось) как вполне добротная фантастика 1970-х в жанре ужасных чудес, пускай и ничуть не оригинальная. Налицо подобающие эпохе культурные отсылки: есть и перекрашенная синяя бутылка, и перекошенные миражи «Соляриса», и даже отдалённые параллели с «Убиком» Ф. К. Дика… но всё — в советском антураже и объясняется с позиций диамата. Ну и страницы морализаторства — советская традиция, увы.

Плюс кое-что с задворок сознания самого Колупаева. Судя по «Июль» и «Сентябрь» (из цикла «Жизнь как год» того же автора), у него явно были проблемы с несостоявшейся семьёй. Итак, инопланетянин Е Меля по своему хотенью сделал Артемию жену и детей в обход всех стандартных процедур.

Но Колупаев, очевидно, не умел доводить до ума сюжет никакого произведения длиннее трёх страниц. Накал нетривиальной (и, несомненно, опасной) ситуации понемногу спал, люди уверены в нормализации и устранении опасности… а с какой, собственно, радости? Ведь ясно же, что источником чудес являлся не состав, который они покинули, а сказка про электробритву как таинственный макет выглядит немногим более убедительной, чем другая про нуль-упаковку. И решительно не нравятся повторы одних и тех же сцен по нескольку раз. И нафиг не нужные ксенофантастические вставки. Читать эту писанину будет нудно, и в общем-то этого автора я к прочтению не рекомендую.

Оценка : 4
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 13 февраля 2019 г. в 11:17

Авторство этой книги не скрыть никакими силами — так мог писать только Виктор Колупаев. Даже сегодня, когда от самой разнообразной фантастики со всех концов мира ломятся полки многочисленных книжных магазинов, эта вещь выглядит совершенно необычной. А что же уж тогда говорить о конце 70-х, когда она только что появилась: странный поезд, едущий в никуда, удивительные пассажиры, таинственные, непонятные, необъяснимые события и, причём, всё это не просто увлекательно, но и лирично, да ещё и с целым букетом самых разнообразных мыслей. Здесь и морально-этические проблемы, и размышления о мире, о жизни, о том как и зачем мы живём....

Может быть это и смешно, но, честное слово, кажется, что после этой книги ты становишься чуть лучше, чуть добрее, чуть порядочнее.

Конечно же есть в повести и шероховатости, и нелогичности, и откровенная наивность (по нашим, по теперешним меркам), но за её мыслью, за её увлекательностью, за её добротой всё это как-то даже и не хочется замечать :).

Оценка : 10
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 07 марта 2018 г. в 09:50

Один из лучших, если не лучший сборник молодогвардейской серии «Библиотека советской фантастики». Да и для Виктора Колупаева эта его первая книга так и осталась лучшей — в ней практически нет ничего проходного, написанного для объема.

Автор с самого начала шел своим путем и искать хоть что-то похожее на его рассказы в мировой фантастике — дело неблагодарное. Главное в его произведениях — люди, их чувства и эмоции, их единение и взаимоотношения с окружающим их миром и другими людьми, их поведение в самых различных ситуациях. Практически все, написанное Колупаевым для этого сборника, очень лирично, очень эмоционально, умно и... по настоящему красиво.

К сожалению, чтобы почувствовать всю прелесть этих произведений, требуется особое состояние (или, если хотите, настрой) души, которые приходят, как правило, только с жизненным опытом, а значит и с возрастом. Вот почему для молодого поколения настоящий сборник вряд ли будет представлять хоть какой-нибудь интерес — ни приключений, ни динамики, ни блестящих героев. И только по прошествии определенного времени (иногда немалого) ты начинаешь ощущать всю прелесть и красоту этих удивительных рассказов и повестей.

Оценка : 9
«Девочка»
–  [ 5 ]  +

asakuro, 16 февраля 2018 г. в 21:38

Рассказ очень похож на «Можно попросить Нину?» Кира Булычева. Такая же история про переплетение судеб взрослого мужчины и маленькой девочки из разных времен. К тому же написаны практически в одно и то же время (есть даже подозрения в плагиате идеи).

Но если читать между строк, то получится, что рассказ совсем о другом — об эпохе застоя, в самый пик которого был написал этот рассказ. За 9 лет в быту инженера Григория Ивановича не изменилось ничего кроме штор. Все тот же кактус стоит все на том же старом шкафу и поливают его из все того же графина. Да и сам он с Валентиной, видимо, мало изменились, словно застыли в одном времени. Наука идет вперед, а жизнь советского человека стоит на месте.

Оценка : 8
«Ноябрь»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 27 апреля 2014 г. в 18:04

Какая современная вещица. Мысль о том, что человек, живущий среди людей должен не только брать (в самом широком смысле этого слова — и духовно, и материально), но и отдавать, ясна, проста и очевидна. Иначе и не получится.. Только вот многие сейчас то ли действительно забыли об этом, то ли притворяются, что не знают и не помнят...

Сюжетная реализация этой мысли получилась у Колупаева несколько неожиданной, но очень и очень наглядной. Правда из-за этой неожиданности рассказ вначале может показаться каким-то трудно воспринимаемым, но его дальнейшее чтение постепенно расставляет все по местам — новелла, как и большинство других главок-месяцев повести, получилась у автора и красивой, и умной, и доходчивой...

Оценка : 8
«Сентябрь»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 03 августа 2013 г. в 21:15

Красивый рассказ. Красивый по стилю, по языку, по атмосферности, по мысли и содержанию. Действительно, если задуматься, как часто мы незаметно для окружающих предаем их. Сколько в нашей жизни было страхов, сомнений и недомолвок, которые «незаметно перерастали в боль и страдания других людей». И как просто, доступно и красиво подает автор читателю эту мысль.

Единственное, что не понравилось в рассказе, так это его финал: каким-то он получился уж очень слащаво-искусственным и не соответствующим общему жизнеутверждающему тону произведения. Променять всю свою жизнь, в которой может быть еще столько хорошего, на одно мгновение... «Безумству храбрых поем мы песню..» — но ведь это даже не безумство, это глупость....

Оценка : 8
«Февраль»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 14 июля 2012 г. в 22:00

И во второй новелле повести не оказалось абсолютно ничего фантастического. Снова талантливая зарисовка — на этот раз из жизни послевоенного подростка-девятиклассника. Выписанная не только с любовью и вниманием, но, даже, и с какой-то затаенной ностальгией. И мысли в новелле тоже под стать: хорошие, но грустные — не торопись делать добро, пока не поймешь, что оно нужно людям.

Единственное, что не понравилось — это некоторая сумбурность повествования. Понятно, что мысли пятнадцатилетнего подростка — они и должны быть такими скачущими.., но читается такой текст не очень хорошо.

Оценка : 7
«Жизнь как год»
–  [ 5 ]  +

olviko, 17 августа 2011 г. в 14:59

Изумительная вещь! Щемящая и пронзительная! Как и вся жизнь человеческая! Скоротечная жизнь, жизнь как год!

Оценка : 10
«Толстяк» над миром»
–  [ 5 ]  +

bbg, 05 июня 2010 г. в 20:33

Мне в этом незамысловатом рассказике запомнился, причем всерьез, семантический дуализм фразы «Милости просим».

Пришельцы к нему просто были не подготовлены, за что и поплатились...

Оценка : 8
«Январь»
–  [ 5 ]  +

LENA56, 08 августа 2009 г. в 12:37

Суровые военные годы и малыш-дошкольник, мечтающий о подарках от Деда Мороза. Предел мечтаний — сахар, леденцы, карандаши и много-много старых газет, на которых можно рисовать... Слезы на глаза наворачиваются! Рисовать на старых газетах...

Рассказ начинает цикл «Год, как жизнь». Январь. Детство. И чудо. Чудо, которое досталось на долю ГГ маленькое и незаметное, но, наверно, самое большое чудо, которое могло произойти в те самые, суровые годы — с Войны вернется отец. Без руки, но живой! Живой, вы понимаете, живой!!!

И такой подарок от Деда Мороза важнее и нужнее, чем комочек сладких конфет и пара карандашей...

Оценка : 10
«Безвременье»
–  [ 5 ]  +

Omikron, 07 августа 2009 г. в 18:15

Книга подарена автором. Трудно читается. Честно. Даже оценить не в состоянии. Ума у меня не хватает, наверное...

Оценка : 9
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 5 ]  +

Zvonkov, 05 марта 2009 г. в 11:45

Роман — парадокс. Я читал, не отрываясь, и никак не мог понять, а о чем же это все? Какая-то ерунда, бредовый сон... сны... набор событий. Психиатрию я еще не изучал, а то б вывел что-то типа шизофренического бреда, галлюциноза.

И только потом дошло: Как это страшно, когда исполняются ВСЕ желания и мечты. И мимолетные и заветные.

Оценка : 9
«Газетный киоск»
–  [ 5 ]  +

LENA56, 02 мая 2008 г. в 13:52

Будущее многовариантно. И девушке Кате, которая делает этот выбор, нелегко, и вдвойне нелегко, когда выбор касается ее лично.

А неповторимый грустный лиризм Виктора Колупаева делает рассказ «Газетный киоск» маленьким шедевром. Надо просто отбросить налет совковости. Ну куда от нее денешься в 70-е годы прошлого века? А, может быть, и не надо отбрасывать? Надо понять то время и тех героев. Они прекрасны своей душевной чистотой и бескорыстием.

Оценка : 10
«Билет в детство»
–  [ 5 ]  +

elent, 01 ноября 2006 г. в 03:14

Всегда мечтаю о том, чтобы хоть на один день вернуться в свое детство. Только вот не получается. Да и в карете прошлого далеко не уедешь.

Оценка : 9
«Вдохновение»
–  [ 4 ]  +

Tullma, 21 февраля 2023 г. в 00:20

Какой же шикарный рассказ! Поразительно, что настолько может захватить рассказ практически не имеющий сюжета. Это просто зарисовка двух моментов из жизни — один о прошлом художника и второй о его настоящем, текущем моменте. Рисуя художник вынул из своей души переживания, испытанные им в детстве, перенёс их на картину и случилось некое «волшебство», он наполнил своё произведение не сюжетом, он написал само чувство. Каждый человек видит это чувство, но мозг интерпретирует его по-своему. Люди, которые видят на полотне лишь смутные тени — не испытывали этого чувства, но другие — видят тот момент в своей жизни, что стал для них ключевым.

Ну а описание событий из детства особенно трогает за душу. Вот это произведение надо было включать в школьную программу, а не «о чем плачут лошади» Абрамова, хоть рассказ этот с точки зрения воспитания и не плох, но всё же мораль поверхностная. А у Колупаева действительно есть над чем задуматься. Преодоление себя и своих слабостей, забота о других, умение найти точку опоры, когда всё вокруг пошло прахом, плюс, конечно, ужасы войны. Определенно читать и взрослым, и детям.

Оценка : 9
«Улыбка»
–  [ 4 ]  +

Массаракш, 14 ноября 2021 г. в 01:13

В пионерском детстве сражался с мамой школьного друга, женщиной доброй, но простой. «Читаете свои фантазии», – говорила она. «Да не фантазии, теть Люб, – злился я. – Фантастика, понимаете: фантастика?». «Я и говорю: фантазии», – соглашалась она.

Я это к чему. Коллекционирование улыбок, магазины улыбок, букеты улыбок в подарок – всё это очень благородно, но при чём здесь фантастика? Ах, да, ведь высокоучёный Совет решает «транспортировать» улыбки в прошлое – «это будет иметь положительные последствия». И ладно бы подача была ироничной, так нет же, на полном серьёзе коллектив института времени борется с паршивой овцой (тот не любит улыбки, а «коллекционирует хрипы», не спрашивайте, что это значит), а потом самоотверженный Гг пытается раздать улыбки (именно так – раздать) условным нацистам, сжигающим книги на кострах. В результате лучший друг спасает его ценой собственной жизни, а паршивую овцу мироздание стирает из истории. Косолапо как-то для юмора. А воспринимать всё это всерьёз – ну, простите...

Права была тетя Люба: есть фантастика, а есть фантазии. Такие вот, как эта – зыбкие, расползающиеся, лишенные всякой логики. Но возвышенные, очень возвышенные – не зря же многим нравится.

Оценка : 3
«Безвременье»
–  [ 4 ]  +

анатолий700, 22 марта 2021 г. в 00:00

В поздний период творчества Колупаев серьезно болел и соответственно это и наложило отпечаток на его творчество.Ушла легкость и актуальность его проэы,а появилась тяжеловесность и многословность ...Данное произведение,как и «Сократ...» лишь порадуют любителей полных собраний сочинений.Возвращаться к ним вряд ли захочется.Оценка:4

Оценка : 4

  Страницы:  1 [2] 3  4  5 



⇑ Наверх