Роман Подольный отзывы

Все отзывы на произведения Романа Подольного



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 117

  Страницы: [1] 2  3 

«Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей»
–  [ 12 ]  +

Нескорений, 22 января 2016 г. в 12:27

Читателям со стажем безусловно хорошо знакома серия «БСФ» издательства «Молодая Гвардия», состоящая из 25 томов. Эта серия стала настоящим порталом в мир зарубежной фантастики, хотя в ее рамках печатались и советские авторы. Большинство томов было посвящено персонально творчеству какого-либо одного конкретного автора, десятый же том — это собрание рассказов англо-американских писателей. Его главная ценность в том, что многие рассказы, вошедшие в состав антологии, печатались на русском впервые, при этом составителю удалось выбрать из океана зарубежной НФ подлинные жемчужины — рассказы, которые спустя десятилетия не стираются из памяти.

В своем вступительном слове составитель антологии Р. Подольный пытается разобраться, в чем заключается основной смысл и ценность фантастической литературы. По его мнению, главная цель НФ заключается не в предсказании будущего, но в попытке разобраться в настоящем через призму грядущего. Богатство доступных фантастам методов и средств ограничено только полетом авторской фантазии, при этом жизненные реалии, пороки и добродетели человечества в этих произведениях каждый читатель может узнать без особого труда. Помимо краткого обзора содержимого антологии составитель поясняет принцип ее структуры — рассказы поделены на 5 разделов: в первом описываются ситуации из которых герои находят выход, во втором — безнадёжные антиутопические варианты будущего, третий, самый объемный раздел, объединил произведения т.н. поджанра «если», который моделирует различные пути, по которым может пойти развитие нашего мира, в четвертом разделе собраны произведения жанра «фэнтези» (в тех рамках, как его трактует составитель), а заключительный небольшой пятый раздел — это маленькая коллекция забавных мини-рассказов.

В первый раздел, который называется «В поисках выхода» вошли всего два рассказа и одна повесть, но лучше меньше, да лучше — все эти произведения мне очень понравились. Оба рассказа П. Андерсона посвящены исследованию и колонизации иных миров. В рассказе «Поворотный пункт» земляне вступили в контакт с цивилизацией гуманоидов, которые находятся на уровне каменного века, но способны мгновенно усваивать новые знания и стремительно прогрессировать. Задача героев — сохранить влияние человечества в Галактике, ведь через непродолжительное время братья по разуму оставят людей далеко позади — уничтожить потенциальную угрозу в зародыше или найти более гуманный способ — это проверка не только на нравственность, но и на смекалку. «Зовите меня Джо» — история освоения Юпитера с помощью дистанционно управляемых земными операторами Ю-сфинксов. Прикованный к инвалидному креслу герой все больше ассоциирует себя со своим юпитерианским аватарой — Джо. Чем опасен для оператора подобный синтез или же может это и есть то, о чем он так долго мечтал?

Повесть К. Саймака «Кимон» расскажет об одноименной планете, населенной расой гуманоидов-телепатов. Каждый землянин стремится попасть на Кимон, но такой чести удостаиваются единицы, об истинном положении дел на планете становится известно главному герою, попавшему в число избранных. Реальность сильно отличается от ожиданий, но возвращаться домой герой не намерен — его ведет желание узнать зачем кимонцам, почти всемогущим существам, понадобились земляне — кем они видят нас — шутами, домашними животными или же все гораздо сложнее, чем кажется. Не менее сильным получился и второй раздел, предлагающий мрачные варианты будущего. В замечательном рассказе Р. Крэйна «Пурпурные поля» люди старше 35 лет считаются существами второго сорта, им отказывают в приеме на работу, запрещают иметь детей, но им не стоит особо беспокоиться, ведь Программа позаботится и о них — что же такое эти самые Пурпурные Поля, автор напрямую так и не говорит, хотя в финале всё и так ясно без слов.

Общество уставшее от войн, стремящееся к полному покою и стабильности описывает У. Тенн в «Нулевом потенциале». В результате исследований обнаружен человек, который по всем параметрам соответствует статистическим данным о среднем американце. Его приветствуют как мессию, делают пожизненным президентом, но к чему в перспективе может привести такая диктатура серости — автор углубляется в очень далекое будущее, чтобы посмотреть, что станет с подобным обществом через четверть миллиона лет. М. Сент-Клер доводит идею общества потребления до абсурда, в её «Потребителях» описывается история семьи будущего, где нет четких родственных связей, а детей с малых лет обучают только одному — как стать идеальными потребителями — рассказ не утративший актуальности и поныне. Гротескный мир глобальных корпораций моделирует Дж.С. Элби в рассказе «Вершина». Главный герой долгие годы работает в 15-этажном здании-пирамиде, каждый шаг по карьерной лестнице переводит его на следующий этаж. Самое интересное скрыто на последнем этаже, где располагается кабинет директора — раскрыть эту тайну нам предстоит вместе с главным героем.

Антивоенный рассказ А. Бестера «Феномен исчезновения» представляет Америку как военную диктатуру, ведущую бесконечную войну за Американскую мечту. Госпитали переполнены, но одна палата находится под особым контролем — там содержатся особые больные, которые периодически исчезают из нашего мира и возвращаются обратно. Когда нет выхода — остается мечта, надежда. Главное не забывать, что мысль свободна, как птица, и никакими решетками ее не удержать — об этом напоминает нам автор. Третий раздел открывает «Пробный камень» Э.Ф. Рассела — земные исследователи открыли новую планету жители которой по загадочной причине говорят на английском — торжественный прием, море улыбок и объятий, но для того, чтобы установить контакт землянам необходимо пройти одно очень важное испытание, интрига которого сохраняется до самого финала. Тему контакта продолжает У. Моррисон, в его рассказе «Мешок» земляне обнаружили на одном из астероидов странный разумный объект, способный к телепатическому общению. Быстро выясняется, что Мешок — это уникальный кладезь знаний обо всём, который может дать мудрый совет в любой ситуации. Естественно возникают мысли о профите и вот уже бесконечная очередь страждущих выстроилась за консультацией, расписание составлено на годы вперед, несмотря на астрономическую стоимость минуты разговора, но всегда найдется тот, кто захочет заграбастать общее достояние в свое единоличное пользование — это история человеческой алчности и эгоизма.

Помимо прочего нужно отметить, что первая книжная публикация на русском рассказа Д. Киза «Цветы для Элджернона», получившего впоследствии дикую популярность, состоялась в рамках данной антологии. История слабоумного уборщика Чарлза Гордона, который в результате операции на мозге стал гением, но со временем деградировал до привычного состояния безусловно понравится любителям душещипательных слёзовыжималок типа «Хатико» и «Мост в Терабитию», фантастический элемент здесь сведен к минимуму и обозначен, что называется, для галочки. О временах, когда ЕГЭ покажется вершиной педагогики расскажет «Какая прелестная школа!» Л. Биггла-мл. — пожилая учительница с Марса возвращается на Землю, чтобы работать по специальности. Неприятным открытием для неё становится система телепедагогики, ставшая на Земле стандартом — дистанционное образование без прямого контакта учителя и ученика, без сочинений и экзаменов грозит превратить всё будущее население Земли в одноклеточных кретинов, жаждущих только хлеба и зрелищ.

Рассказ Р.Ф. Джоунса «Уровень шума» в жанре твердой НФ призывает включать мозги и не забывать о действенности мозгового штурма. В ходе полевых испытаний антигравитатора погибает его изобретатель, теперь группе видных ученых предстоит восстановить его изобретение, но проблема в том, что не осталось никаких записей экспериментов, кроме плохой магнитофонной ленты, прерываемой шумами аэродрома. Создание такого прибора противоречит законам физики, а в доме погибшего помимо научной литературы обнаруживается множество мистических книг — наука не верит в магию, но может в древних учениях содержится зерно истины или же всё это просто глобальная мистификация, как утверждают скептики — очень интересный и насыщенный рассказ, который призывает ученых смотреть на мир широко открытыми глазами, сбросить путы привычных теорий и догм. Несмотря на то, что сюжет у рассказа Р. Силверберга «Тихий вкрадчивый голос» не блещет оригинальностью, я люблю истории, близкие по духу творчеству Р. Шекли. В лондонской антикварной лавке герой покупает загадочную шкатулку, после чего начинает слышать голос, помогающий ему выживать и богатеть, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Особо отмечу правильный поучительный финал, который отрезвляюще действует на тех, кто мечтает жить, как «по щучьему веленью».

Казалось бы достаточно простой и короткий рассказ Б. Чандлера «Половина пары» вызвал у меня сильные положительные эмоции, запал в душу. Всё начинается с типичной бытовой склоки семейной пары, которая на борту собственного звездолета возвращается от пояса астероидов к Марсу. Как это часто бывает, человеческая глупость и самонадеянность очерчивает вероятность трагического финала, но любовь и верность сильнее смерти. «Магазин игрушек» Г. Гаррисона начинается с того, что полковник ВВС приобрел по случаю в одном магазинчике необычную игрушку, которая работает вопреки законам физики, в качестве шутки он решил продемонстрировать ее сослуживцам, которые сначала подумали, что это просто фокус. На деле же перед нами хитрый плутовской рассказ о неизменном человеческом желании загребать жар из огня чужими руками.

Рассказ Ф. Пола «Я — это другое дело» начинается с исповеди человека, который убил своего лучшего друга и нисколько в этом не раскаивается, о причинах побудивших его к этому поступку он расскажет сам в конце своей истории. В рассказе Т. Томаса «Сломанная линейка» молодой космолетчик, влюбленный в свою профессию, должен пройти последнее решающее испытание, чтобы получить допуск к полетам в глубоком космосе. Для этого его отправляют на Землю, в город, где прошло его детство... В четвертый раздел антологии, который называется «Нигде и никогда», вошли произведения, которые составитель относит к жанру «фэнтэзи», т.е. описывающие события, не имеющие научного объяснения. Повесть Дж. Ганна «Где бы ты ни был» запомнилась мне с первого прочтения, несмотря на простой сюжет в ней есть свое очарование. Писатель, который приехал в сельскую местность, чтобы поработать в уединении знакомится с молодой девушкой, наделенной сверхспособностями. Ведьмочка влюбляется в главного героя, селится в его доме, а все его попытки улизнуть от влюбленной колдуньи обречены на провал. Также стоит отметить неплохую отечественную телеэкранизацию этого произведения с участием К. Стриж.

Одним из моих самых любимых рассказов стала «Девушка-одуванчик» Р. Янга — потрясающе лиричное произведение с неожиданным, но вполне логичным финалом. Главный герой, отдыхающий за городом, знакомится с девушкой, которая утверждает, что прибыла из будущего. Их встречи повторяются каждый день, и в итоге герой понимает, что влюбился, проблема в том, что у него уже есть жена и взрослый сын. «Котел с неприятностями» Г. Каттнера относится к легендарному циклу про семейку Хогбенов — бессмертных реднеков, наделенных сверхспособностями. В этот раз они соорудили на заднем дворе миниатюрный урановый котел, что послужило толчком к цепи последующих событий. Помимо общей юморной атмосферы, просторечной манеры повествования от лица главного героя и запоминающихся персонажей типа вечно спящего Лемюэля, который обожает жареных опоссумов, здесь есть и социальная сатира.

Продолжает «суперменскую» тему А. Бестер в рассказе «Звёздочка светлая, звёздочка ранняя» — после того как школьный учитель прочел сочинение одного из своих учеников, посвященное способностям его друзей, он начинает разыскивать мальчика, исчезнувшего в неизвестном направлении. Несмотря на то, что главному герою противостоит десятилетний мальчик, более опасного преследования сложно себе представить, ведь объект охоты тоже наделен особой силой, суть которой раскроется в финале произведения. Последний блок рассказов состоит из четырех коротких юмористических зарисовок. «Просто смешно!» Ф. Брауна переносит нас в далекое будущее, вечный конфликт отцов и детей — глава семейства недоволен, что его сынишка чересчур увлечен чтением фантастических журналов. Рассказ Р. Куросаки «Кто во что горазд» напоминает, что на всякую силу найдется другая сила. По сюжету один из студентов на лекции задает вопрос — зачем вообще учить эти дифференциальные уравнения — после чего демонстрирует присутствующим свои сверхспособности. Интрига в том, что может этому противопоставить профессор.

«Путевой дневник» А. Бестера выполнен в форме дневниковых записок американской туристки, которая вместе с мужем проводит свой отпуск на других планетах — времена идут, а люди не меняются, в ироничной форме автор высмеивает обывателей, их одномерное мышление и узкие интересы. Завершает антологию К. Эмис пародийным рассказом «Хемингуэй в космосе», который переносит сюжет повести «Старик и море» в открытый космос. Если честно, мне совершенно не понравился такой эксперимент, читать было скучно и непонятно ради чего все это вообще было задумано, если только в расчете на то, что молодежь после прочтения пародии решит обратиться к оригиналу — на мой взгляд, гораздо более вероятен противоположный эффект.

В самом конце приводится краткая биографическая справка по всем задействованным авторам — что сказать, ну очень лаконично — всего пара абзацев на каждого. Сегодня в эпоху интернета такая информация не актуальна, но для своего времени могла быть полезной. В целом антологию можно оценить сугубо положительно — масса знакомых именитых авторов соседствует с менее известными, но способными держать марку писателями. Многие произведения были напечатаны впервые, несмотря на это слабых, проходных историй в сборке попросту нет. Естественно, что на вкус и цвет товарищей нет, но каждый читатель безусловно найдет здесь своё, те рассказы, которые проникнут в его сердце и останутся там навсегда.

Оценка : 7
«Мореплавание невозможно»
–  [ 11 ]  +

мрачный маргинал, 04 января 2011 г. в 16:51

Прекрасная аллегория из цикла «Неисторических рассказов» автора. Мудрецы из некой Островитянии посреди океана теоретизируют о невозможности мореплавания. Но пока они мудрствуют, из экспедиции к соседнему архипелагу возвращается молодёжь. С весьма обнадёживающими результатами. Так и хочется распространить сию аллегорию до космических, — межзвёздных, — масштабов...

Оценка : 8
«Четверть гения»
–  [ 10 ]  +

Sawwin, 21 сентября 2009 г. в 16:09

Научная фантастика бедна оригинальными идеями. Они редко встречались прежде, редко встречаются и теперь. Тем приятнее видеть исключения, подобные этой повести. За сорок лет ничто в ней не устарело, повесть осталась такой же неожиданной, парадоксальной и доброй. Благодаря таким произведениям шестидесятые годы прошлого века стали называться золотым десятилетием советской фантастики.

Оценка : 10
«Мореплавание невозможно»
–  [ 8 ]  +

god54, 13 января 2015 г. в 20:37

Глубоко философский рассказ, пусть и аллегория, но он должен заставить задуматься читателя о прогрессе, поиске новых знаний, а рассуждение о рентабельности для СССР 1962 года вообще прорыв. А так ли нам уж нужны эти новые страны. Вон в ЕС открыли границы и самые умные быстро свалили... А остальным что делать, зубы на полку? Рассказ для спора, но в новых реалиях.

Оценка : 6
«Четверть гения»
–  [ 8 ]  +

chert999, 02 октября 2012 г. в 20:13

Прекрасная идея была положена в основу этой повести Романа Подольного. Я прочел ее еще мальчишкой, и она очень сильно повлияла на мою последующую жизнь. По сути, я всегда искал людей, которые дополняли бы мои возможности и мои желания своими талантами, и вместе мы могли бы сделать то, что ни я сам, ни они по отдельности осуществить бы не смогли. Поэтому я и КЛФы создавал, и редакции фэнзинов, куда привлекал талантливых людей для совместной работы, и свои фантастические идеи дарил тем писателям, кто мог бы воплотить их в достойные литературные произведения. И иногда это даже получалось...)))

Оценка : 10
«Четверть гения»
–  [ 7 ]  +

Povlastnich, 27 апреля 2021 г. в 13:10

Очень понравилось! Спасибо автору!

Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трое друзей, Карл, Тихон и Леонид, которые начали свой жизненный путь отличниками, примерными студентами и звёздами первой величины, расходятся — девушки, учёба, то сё — переживают первые жизненные трудности и встречаются снова. На этот раз они недовольны жизнью, у каждого за плечами череда неудач. Они решают основать собственный институт и ставят целью как можно полнее раскрывать человеческий потенциал: открыть алгоритмы таланта, учения, любви...Позже они принимают в компанию антрополога Игоря Плонского, который и рассказывает всю историю.

Один балл снимаю за несколько растянутых мест и немного туманный финал, ИМХО, финал. Ну и персонажи мне показались немного карикатурными, мне трудно было представить их себе вживую. А так — замечательная повесть, настоящая социальная фантастика, очень позитивная, оптимистичная и, более того, провидческая. Нерды и гики, страх перед чувствами, все комплексы современного мира, описаны с прекрасным юмором и надеждой на лучшее будущее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть и чудесная любовная история с жизненными перипетиями и счастливым финалом.

В отличие от уважаемых коллег по Фантлабу я не нашёл здесь ничего наивного, кроме смелых идей, похоже, навеянных развитием кибернетики как науки, когда казалось, что можно найти алгоритм и план для всего на свете, включая счастье. Мне они не кажутся устаревшими — посмотрите, сколько сегодня различных тренингов «личностного роста«! Наоборот, автор предвидел будущее! Более того, он спорит сам с собой: как раз само счастье приходит к героям спонтанно и лучше всего получается то, что пошло «не по плану».

ИМХО, такой повести — самое место в школе, она затрагивает вечные вопросы и предлагает ответы. Я лично чувствую себя лучшим человеком после её прочтения. Очень рекомендую.

Оценка : 9
«Необходимая случайность»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 14 марта 2018 г. в 12:27

Рассказ. практически эталонный для творчества Романа Подольного — очень простой, очень короткий, очень легко читающийся и с эффектным финалом. И мысли, которые пытается донести до нас автор в этой вещице, под стать всему остальному — вроде бы и простые, но задумываться заставляющие.

Проблемы здесь, в общем-то, всего две, хотя и сильно глобальные: как отыскать в человеке его талант и как сделать, чтобы он, этот талант, приносил пользу людям. Решение, описанное автором в рассказе, конечно интересное, но оно, к сожалению, скорее из области фантастики, чем сколь-нибудь реальное. В жизни же, увы, если со второй проблемой мы хоть как-то справляемся, то вот насчет того, чтобы уметь выявлять таланты людей, у нас пока совсем плохо :(.

Оценка : 7
«Мореплавание невозможно»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 31 августа 2017 г. в 12:09

Рассказы Романа Подольного из цикла «Бывшее и небывшее» просты, малодинамичны и обращаются к проблемам давно уже известным. Поэтому и нравятся далеко не всем, поэтому и такой разброс оценок. Но если читать эти минизарисовки не торопясь, со вкусом, сразу становиться видно, что они и умны, и увлекательны, а проблемы, которым они посвящены, не так просты, как кажется.

Вот и в этом рассказе — консерватизм старшего поколения и вечное стремление к новому, желание рискнуть молодых общеизвестны. Но где та золотая середина, которую надо выбирать каждый раз? У Подольного, казалось бы, все точки над «И» расставлены — молодежь рискнула и добилась успеха. А выступления всеми уважаемых граждан на Совете Старейшин выписаны в блестяще ироничном стиле, даже с некоторым уклоном в стёб. Но... задуматься-то текст все равно заставляет. Чем лучше бы было подготовлено плавание, тем больше шансов на успех. Или вот такой поворот событий — вдруг на соседнем острове оказалось бы воинственное племя....

Рассказ, бесспорно, хорош. Но хорош не только своим интересным текстом, но и способностью пробудить у читателя потребность думать, рассматривая проблему вместе с автором с самых разных сторон.

Оценка : 8
«Восьмая горизонталь»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 24 сентября 2009 г. в 23:07

Сама по себе научная составляющая повести не выдерживает критики. Но есть в ней нечто, ради чего можно простить и длинноты, и не вполне профессиональное владение материалом. Это тема ответственности учёного за свои открытия. Ньютон был не только учёным-физиком, и не только канцлером короны, он был также крупнейшим богословом своего времени, первым в англиканской церкви поднявшим вопрос о милосердии божьем. Все эти три ипостаси гармонично сходятся в образе, созданном Романом Подольным. Канцлеру было нужно золото, физик решил эту проблему, но лишние три нейтрона, которые должны выделяться при превращении ртути в золото, приводили к гибели рабочих от лучевой болезни. И когда Ньютон понял, в чём причина гибели людей, ему уже не оставалось ничего, как уповать на божье милосердие. Такой вот нестандартный подход к нестандартной теме.

Повесть ничуть не устарела и сегодня читается как и сорок лет назад.

Оценка : 9
«Четверть гения»
–  [ 6 ]  +

Ctixia, 15 февраля 2023 г. в 23:24

Мне не понравилась данная повесть. В ней намешано столько всего лишнего, да еще довольно сумбурно, что интерес теряется ровно после первой сцены.

Хотя начиналось все довольно интересно — драка, хулиганы, дружинники... Трое друзей встречают четвертого и принимают в свою дружную компанию. А потом повествование резко скакнуло лет на 10-15 назад, показать, с чего все начиналось. И это начало оказалось довольно скучным и затянутым, весь смысл которого за прошедшие года можно свести к фразе — ребята открыли для себя науку «Психология коллектива», вывернув ее наизнанку.

Стало вновь интересно, когда повесть вернулась к начальной точке, уже с участием Игоря. Но тут автор подложил новую свинью — он начал менять стиль повествования. То незаписанные воспоминания, то вновь речь от рассказчика, то журнальная статья одного из героев. К слову, зачем она вообще нужна была — я так и не поняла. Рассуждения о везении и удаче никак не коррелировали с коллективной психологией и изучением влюбленности.

Финал произведения хоть и пытался быть оригинальным, но вообще никак не тронул. Разве что хороша сцена была с ультиматумом директору НИИКСП. Но в целом герои тут слишком идеальные, хорошие и добрые. Идеалисты.

Не легло, не аукнулось.

Оценка : 3
«Необходимая случайность»
–  [ 6 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 21:31

Достаточно психологичный и оригинальный рассказ. Автору неплохо удался образ главного героя, этакой бездарности, которой его считают другие... Но ведь не зря сказал великий писатель: в каждом человеке есть три человека — тот кем его считают другие, тот кем он считает себя и тот кто он есть на самом деле... Нам бы такую машину, чтобы найти всего один ответ: кто ты на самом деле? Идея рассказа немного наивна, но привлекает сюжет.

Оценка : 7
«Мореплавание невозможно»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 10 июля 2022 г. в 16:51

Отличная зарисовка из жизни островного племени. Она короткая, емкая, смешная и философичная, ярко иллюстрирует разницу между стремлениями и размышлениями разных поколений.

Причем рассказик открывает цикл «Неисторические рассказы» или в другом названии «Бывшее и небывшее», и это отличный пример, как заинтересовать читателя всем циклом короткой сценой в начале.

Оценка : 9
«Четверть гения»
–  [ 5 ]  +

Zofo, 04 февраля 2020 г. в 05:52

Я бы не сказал, что это научная фантастика. Скорее — беллетризованная научно-популярная литература, в основном о динамике малых групп и психологии принятия решений. Ещё точнее — не научно-популярная, а псевдонаучная, потому что не опирается ни на что, кроме рассуждений автора и его веры в безграничные возможности человека. Это из разряда той «фантастики благих пожеланий», которая проповедует, что каждый человек — гений и надо только раскопать его талант, и тому подобную политкорректную романтику.

Группа людей, говорит нам автор, лучше справляется с поставленной задачей, если участники хорошо дополняют друг друга по интеллектуально-психическому складу. — Да, это очевидно. Собери такую группу математиков, продолжает автор, и она быстренько докажет теорему Ферма. — Чепуха. Не фантастика, а просто чепуха. Дальше — больше: вырастить из ребёнка гения, вывести алгорим влюблённости — гармонично составленному групповому разуму всё по силам. В списке мировых проблем только галочки успевай ставить.

Всё это так мило и наивно, что язык не поворачивается сильно ругать автора — но и представить, кому бы я мог сейчас предложить эту книжку для чтения, тоже не могу. По тематике и научному уровню она для подростков. Написано гладко, хоть местами и затянуто, а многостраничные вставные статьи (в начале — о сверхценных идеях и в финале — о теории везения) я бы вырезал целиком. Специалистам по затронутым темам лучше эту книжку не читать, чтобы зря не раздражаться.

Оценка : 6
«Четверть гения»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 16 июня 2018 г. в 12:38

Вневременная вещица. Как, впрочем и большинство из того, что написал Роман Подольный. С удовольствием читалась в 1970 году, прекрасно читается и сегодня. И, конечно же, в первую очередь из-за идей и мыслей, которыми она просто-таки напичкана.

Идеи теории обучения, методики отбора и создания творческих коллективов (четверть гения, однако), принципы успешного достижения поставленных целей — все это необычайно интересно, но, увы, среди писателей-фантастов такие темы особой популярностью не пользуются. Наверное потому, что придумать что-то путное и увлекательное в этом случае уж очень трудно. Куда проще писать о том, как после выстрела из лазерного карабина в груди противника появляется огромная дыра с дымящимися краями :).

Произведения же Романа Подольного достаточно своеобразны — это, как правило, оригинальный сплав науки, документалистики и собственно художественной литературы. Поэтому, очевидно, он и взялся за эту тему, поэтому повесть у него и получилась. Да ещё как — от неё достаточно трудно оторваться, а идеи, изложенные в ней, еще долго потом будоражат умы читателей. Написанное выглядит настолько правдоподобным, что, кажется, коллективная гениальность — вот она, рядом. Чуть-чуть и все мы будем какими-нибудь частями каких-либо гениев :).

Оценка : 8
«Потомки делают выводы»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 31 января 2018 г. в 10:26

«Сохранились особые документы, которые за точность зовут былинами» — вот так, возможно, будут судить о прошлом наши далекие потомки, если, не дай бог, часть информации о нас и наших предках потеряется в бурных водоворотах времени. А исходя из того, что эти самые потомки наверняка окажутся людьми высоконравственными, то, опираясь на крохи уцелевшей информации, будут домысливать про своих предков только хорошее.... :)

Шутливый рассказ, который написал Роман Подольный, руководствуясь такими вот соображениями, вполне удался: здесь и мягкий юмор, и добрый текст, и приемлемый размер всего в полторы книжные страницы. Вроде бы совсем простенько, а в памяти остается. Особенно финальное предложение расстроенного потомка о разработке правил по спортивному вырыванию деревьев с корнем :).

Оценка : 7
«Необходимая случайность»
–  [ 5 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:56

Очень понравилась главная идея рассказа — человек, талант которого заключается в том чтобы находить и раскрывать таланты других. Причем в основном он делает это незаметно, так что сами «таланты» с легкостью считают себя ответственными за раскрытие своих даров. В результате он недооценен окружающими — и в первую очередь самими «вундеркиндами». Лишь только особая машина дающая объективную оценку таланту способна указать настоящие показатели. Так становится ясно кто самый одаренный.

Идея очень сильная, но на мой взгляд, несколько смазана концовка рассказа. И вообще есть ощущение, что из этой идеи могло бы появиться нечто более значительное.

Оценка : 7
«Ешь своих»
–  [ 5 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 17:32

Рассказ не впечатлил. И в этом не виновата идея, не виноват и стиль письма. Кажется все есть в рассказе, пафос, призыв, поучение и даже очень явственная критика империалистического общества по проблеме развития конкуренции. Тогда это экономическое явление ассоциировалось с пожиранием слабого сильным и соответствующий рассказ перед вами. Не впечатлило тем, что мы стали другими и совсем по другому оцениваем происходящее. А посему рассказ того времени, а сегодня только на любителя.

Оценка : 4
«Путешествие в Англию»
–  [ 5 ]  +

god54, 13 января 2015 г. в 20:50

Извечный вопрос фантастики: допустимо ли вмешиваться в жизнь цивилизации на другой планете? Сколько уже написано, сколько копий сломано. Вот и автор не обошел эту тему, предположив, что Джонатан Свифт... только подумать... Жаль, что эту тему почти забросили сегодня. Нынешняя фантастика прошла этап философский рассуждений и четко ответила: не только можно вмешиваться, но и воевать нужно... Вот так-то.

Оценка : 5
«Восьмая горизонталь»
–  [ 5 ]  +

namco 87, 03 декабря 2012 г. в 15:30

Автор в повести описывает простые советские истины. «Не отступать и не сдаваться»- вот одна из основных мыслей произведения. Не смотря ни на что добиваться своего. Даже если тебя считают дураком и отвернулись все друзья. Все обязательно получится. Так и главный герой Рюрик Андреевич добился своего, правда применив при этом смекалку. Самое главное это когда герой узнал на своей шкуре когда из-за слишком фантастической идеи тебя считают глупым и странным человеком. Ведь в начале повести мы видим, что сам Рюрик Андреевич не оставлял живого места на теориях обычных граждан, приносивших свои разработки для печати в научный журнал. Правда концовка уж слишком сказочная получилась. Маялся, маялся все произведение (даже солидный ученый не помог), сны исторические снил, а тут взял обманул человека и тот все сделал. Почему бы раньше так не поступить. Глядишь и повесть в рассказ превратилась бы.

Оценка : 6
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 17 апреля 2018 г. в 11:28

Совершенно невероятная для советского времени вещица: деревенские колдуны, заговоры, страх окрестных жителей.... Причем отнюдь не шутку, как у того же Булычева, и не как орудие борьбы с невежеством и суевериями, а всерьез, взаправду. Но тема — это одно, а умение написать интересно — совсем другое. Роман Подольный написал так, что от рассказа трудно оторваться.

Но наиболее привлекательным для многих читателей станет даже не недюжинная увлекательность этой вещи, а то каким языком она написана. «Город все собирался кончиться, оборваться, сойти на нет — и не мог. Улицы сменялись улочками, заборы — заборчиками, уличные колонки колодцами. Но конца всему этому не было». Поразительно красивый текст — текст, который хочется просто читать, читать и читать.... Жаль размер произведения не очень велик — всего чуть более десятка страниц. :)

Оценка : 8
«Неудачный дебют»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 26 декабря 2017 г. в 09:09

Далеко не первый рассказ цикла «Бывшее и небывшее», основным лейтмотивом которого является мысль, что современники часто ошибаются в оценке событий своего времени. Только будущее расставляет все по своим местам, но, увы, иногда уже слишком поздно.

Для нас история с многочисленными отрицательными отзывами на поэму Пушкина «Руслан и Людмила» выглядит скорее анекдотичной, чем действительно серьезной — мы-то знаем, чем все это закончилось :). А ведь в реальности каждая такая ошибка — сильнейшие негативные эмоции, поломанные судьбы, возможно, чья-то преждевременная смерть. Или открытие, опоздавшее на десятки, а то и сотни лет....

Рассказ «Неудачный дебют» малоинтересен с литературной точки зрения, но очень хорош тем, что заставляет читателя думать. Думать над тем, почему случаются такие ошибки. Ведь, например, в случае с «Русланом и Людмилой» очевидно, что поэма и увлекательна, и написана великолепно. Что же заставило появиться такому количеству отрицательных рецензий — вкусы были другие или снобизм, или какие-то подводные течения-интриги? В общем, рассказ и заинтересовывает, и думать заставляет....

Оценка : 7
«Восьмая горизонталь»
–  [ 4 ]  +

Mishel5014, 26 февраля 2016 г. в 13:44

Одно из первых появлений в советской НФ жанра криптоистории. Сны героя очень хороши. Да и процесс расследования увлекает. Ньютон как персонаж выписан прекрасно.

Оценка : 8
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 21:03

Удивительно, но очень даже неплохой рассказ. И идея красивая про заговоры колдовские, и сюжет динамичный, таинственный, с небольшим криминальным уклоном, да, и текст хорошо написан, читать одно удовольствие. Слова легкие, округлые, понятные, к произношению и пониманию доступные. Трудно про рассказ писать, это сплошная эмоция, его надо просто читать, удовольствие будет точно, даже сегодня.

Оценка : 8
«Нашествие»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:40

В целом очень даже неплохой, ироничный и во многом веселый рассказ по проблеме путешествий во времени. Автор конкретно смеется и заставляет смеяться читателя. А почему? Очень просто. Представьте себя на месте того, к кому приходят шесть миллионов гостей из прошлого...

Оценка : 7
«Тяжёлый случай»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:24

Сегодня эту проблему называют проблемой медикализации общества, когда врачи любое отклонение от некой неизвестно кем установленной нормы называют болезнью: отсутствие музыкального слуха, литературного вкуса. А вчера Всемирная Организация Здравоохранения указала, что сыроедение и вегетарианство это болезнь. И при этом она же не считает болезнью наличие сексуальных меньшинств. Сочетание медицины и социальных пороков общества, в которое верит автор, и способность решать это с помощью скальпеля или таблетки... Читайте постановку проблемы, это очень интересно.

Оценка : 7
«Лёгкая рука»
–  [ 4 ]  +

LiHo, 03 апреля 2013 г. в 22:11

Отличный сборник социальной фантастики . Актуальный , позитивный , запоминающийся . Оригинальные , законченные сюжеты . Автором восхищался Кир Булычев в одной из своих статей журнала « Если « . Почему-то не экранизировано ничего .

Оценка : 10
«Четверть гения»
–  [ 4 ]  +

2480, 07 марта 2011 г. в 18:32

Идея довольно оригинальная (на мой дилетантский вкус, по крайней мере;-)). Читается слегка нудновато, всё-таки герои оторвались малость от жизни, разрабатывая подтипы любви. Хотя у учёных теории тоже кажутся таковыми, как будто оторваны от жизни. Книга для одноразового чтения, особо в душу не западает. Но почитать приятно, книга добрая, герои приятные. Ведь сейчас так мало позитива в жизни...

Оценка : 9
«Четверть гения»
–  [ 4 ]  +

kharum, 13 августа 2010 г. в 06:36

В трогательной и романтической повести Р. Подольный предвосхитил появление соционики. Предвосхитил, — и тут же задал сакраментальный вопрос: «А оно нам надо? Хорошо ли это — манипулирование близкими?»

Оценка : 9
«НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 29»
–  [ 4 ]  +

etoneyava, 20 октября 2008 г. в 10:26

Собрание выпусков «НФ» занимает длиннющую полку на задворках стеллажей моей тётки. Дряхлые томики с махровыми обложками вобрали в себя столько пыли, что её хватит на дюжину астматических приступов. Книги эти давно уже никем не читаются, кроме меня, человека, бывающего в гостях редкими наездами из другого города...

Изо всех выпусков серии выпуск года 1984 — один из самых сильных. Здесь собраны замечательные вещи не только западных авторов (Сильверберг, Старджон, Эш), но и наши, хорошо знакомые фантасты предстали пред нами в совершенно ином свете. Очень хороши опусы Кацуры, Биленкина и особенно Руденко. Этот сборник, в отличие от большинства его нф-шных собратьев, можно и нужно перечитывать, а не перелистывать.

Оценка : 8
«Потомки делают выводы»
–  [ 4 ]  +

LENA56, 08 апреля 2008 г. в 22:50

Миленький, юмористический прикол, улыбочка на полсекунды, конфетка на один укус.

А вообще Роман Подольный мастер минирассказиков — тогда в журналах больше не печатали.

Оценка : 10
«Восьмая горизонталь»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 17 февраля 2008 г. в 16:57

И сюжет скучноват, и написано слабовато. Затянуто. невыразительно. Поступки и эмоции героев выглядят как-то не слишком достоверно. И сны эти... ну уж вовсе придуманные.

Оценка : 4
«Четверть гения»
–  [ 3 ]  +

LinaSaks, 27 сентября 2021 г. в 15:08

Одна голова хорошо, а четыре — правильно!

Как написать рецензию на произведение выстроенное кирпичик к кирпичику, так, что хочется сказать слова Толстого о том, что если бы он мог рассказать историю Буратино кратко, то он так бы и написал. Тут настолько цельное произведение, что его легче все процитировать, чем выделить какие-то элементы и разобрать их. Я, конечно, попробую, но знайте, произведение и лучше и интереснее, чем я о нем напишу.

Четверть гения — это не столько люди, сколько идея. Вся идея, конечно, показана через людей, эта как всегда красота советской литературы — не люди несут идею, а через людей ее демонстрируют, разбирают звено за звеном, наблюдать за этим удивительно интересно, ведь дополнительно открываются залежи человеческих качеств. Именно так, что вначале идея, а потом человек. А не человек и ищи-свищи идею, которую автор хотел донести, а он и не хотел ничего донести, он «ничего, просто».

Четверть гения — это пьянящая молодость, тем удивительнее, что написал ее человек в 37 лет. В произведении не чувствуется накопленных утяжеляющих знаний и разочарований человека, который перевалил за 35) Эта стремительность и бескомпромиссность молодости, когда любое море по колено, любая гора по плечу. Когда дружба не потеряна, когда идей бездонный колодец, когда любовь одна из великих задач. Окрыленное желанием созидать произведение. В нем нет сожалений о творимом, в нем нет переживаний о том, что сотворилось. Это именно пульсирующая идея, подчиняющая себе ход жизни.

Идея простая и в тоже время сложная, потому что люди до сих пор не могут собраться и объединиться, не могут в школах объяснить, почему именно так и в таком порядке преподают разные дисциплины, а ведь все просто, требуется объединение и людей, и знаний, чтобы познать больше и создать гения, понять со всех сторон законы природы, да в принципе, и жизни тоже. Помните поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? Только оказывается лучше не две головы, а четыре и желательно со знаниями в разных областях, чтобы уметь видеть шире и глубже с разных сторон под разным углом. И важно чтобы в команде были:

«Значит, мы признаем и объявляем основными компонентами коллективного таланта: Инициатора, Стратега, Тактика и Теоретика.»

Потому что каждый несет свою долю ответственности и направления и получается один разум способный на многое, потому что он не ограничен и собран.

Вот Роман Подольный в каждой главе разбирает свою собственную идею, проверяет, может ли она работать. Проверяет не только на своих главных героях, но и на тех, кто рядом с ними, кто отличается от них, думает иначе, занимается другими направлениями своей основной или не основной деятельности. Он словно крутит в руках кристалл, рассматривая его с каждой стороны, потому что не может идея работать, если она будет однобока.

И не была бы так хороша история, не была бы полной, если бы автор не провел своих героев через огонь, воду и медные трубы. И мы точно знаем, что самое трудное — это проходить медные трубы. Идея должна жить, должна пульсировать и работать, если загонять ее, раздирать на кусочки, то идея усохнет и прекратит работать, потому что забудется, с чего все начиналось, зачем она была нужна. А ведь она нужна не просто чтобы появлялись гении, а чтобы гении работали! Создавали и улучшали жизнь. Наверное, только в этом кусочке можно почувствовать неприятие 37-летнего человека к людям не на своем месте и забывшим истоки и главную задачу:

«— Сейчас буду говорить, — Карл откинулся в кресле и с силой втянул в себя воздух. — Так вот, дорогой мой, еще два месяца назад ты не умел превращать разговор в монолог. Теперь научился. Достижение. Я должен сказать тебе «да»? Я говорю: «нет». Один человек занимает в НИИКСПе не свое место. Это ты. Был организатором, стал администратором. Бывает. Посиди час, подумай. Потом сюда придет НИИМП*. НИИМП, а не какой-то там головоломный НИИКСП. Понял? Если же тебя здесь не будет или ты окажешься занят — ну что же, мы увидимся завтра, Тихон Васильевич…»

* НИИМП — НИИ мировых проблем (то ради чего и нужны гении, или сборка людей в гения)

И пока разбирается идея гения, автор прикасается к жизни, ведь для жизни и людей разбирается идея. Он рассуждает о многом, о смысле самой жизни:

«Задачки хорошо решал -значит, математик. Легка мне математика. А достаточно ли этого — не знаю. Заниматься-то ею мне интересно учиться интересно и работать интересно. А жить ею — скучно.»

И ведь правильно, без приложения к жизни — математика скучна, любая наука скучна, если ее не вплести в жизнь, чтобы она помогала жить.

Любая идея превращается в перебор, если не учитывать жизнь, а следовать только одной задачке — сделать. Это хорошо показал Роман Подольный в истории с любовью, когда мальчишки сами не справившись со своим экспериментом, побежали к психологам, а те, не учитывая тонкости происходящего, не разобрав ситуацию, выкатили танк (создали специальный аппарат, который пробуждал влюбленность), вместо того, чтобы взять скальпель и направить людей друг к другу, тем более, что объект, который должен был любить и так любил, просто он же не знал, что его тоже любят) А ведь мальчишки брали за основу классику разных жанров и не вычислили одного — надо говорить прямо, если не разговаривать, то будет больше проблем, чем решений.

И опять же о красоте самого произведения. Роман Подольный не только разобрал возможность своей идеи о создании гения, рассмотрев каждую частичку для его составления, но и рассказал откуда возникла идея, это не совсем научная база, но та основа, за которую можно зацепиться, взять ее и разобрать заново, построить на ее основе свою работу.

Четверть гения — это цельное и красивое произведение, ведущее читателя не только по идеи, но и погружая в жизнь, в маленькие и большие проблемы, разбирая каждую из них, опьяняя читателя юностью, которая стремится сделать жизнь лучше, чтобы и на Марсе яблони цвели.

Нужен ли вам вывод? Думаю и так понятно, что я за то, чтобы читать советских авторов) Проникать в их виденье мира так глубоко, как только можно, менять себя, менять жизнь, менять мир.

Оценка : 10
«Согласен быть вторым»
–  [ 3 ]  +

kronen, 22 июля 2018 г. в 18:53

Перечитал через 30 лет... и только укрепился в оценке произведения! Да, возможно, сама суть открытия, описанного в этой повести, превращает талант в обыденность. Да, могут сказать, что тогда проще использовать фото, а не живопись. Но это произведение не об этом — оно о фанатиках поиска, о фанатиках идеи, которые жизнь кладут ради неё... Большинству этого просто не принять. И сама драматическая фигура деда Филиппа захватывает.

Оценка : 10
«Четверть гения»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 16 июня 2018 г. в 13:00

Один из самых удачных сборников серии «Библиотека советской фантастики» — оригинальная, увлекательная, отличная от большинства других произведений фантастики повесть, запоминающаяся надолго, если не на всю жизнь и, опять же, оригинальные, непохожие ни на что другое остроумные псевдонаучные или псевдоисторические рассказы с эффектным финалом. Да ещё часто написанные с таким непередаваемым великолепным юмором, похожий на который не найти ни у одного другого автора.

Оценка : 8
«Скрипка для Эйнштейна»
–  [ 3 ]  +

Нескорений, 19 марта 2018 г. в 05:55

У каждого человека свой музыкальный вкус, который формируется до совершеннолетия и впоследствии мало подвержен изменениям. Одним нравятся душевные романсы, другим энергия и протестный заряд рока, кто-то наслаждается стройностью классических композиций, а кто и просто любит напевать в душе навязчивый мотивчик, услышанный по радио. Тем не менее, с самых древних времен музыка является неизменной спутницей человечества — почему так и зачем она вообще нужна, эта музыка — пытается разобраться Р. Подольный в своей небольшой повести. Может быть красивая мелодия — это не просто набор гармоничных созвучий, но ключ к чему-то большему, и игравший на скрипке Эйнштейн делал это не для того, чтобы чем-то занять руки, но искал в её звучании нечто невыразимое языком формул, раскрывающее тайны пространства и времени.

Действие повести происходит в нашей стране в 1979 году, т.е. для автора это было ближайшим будущим. Мы знакомимся с двумя приятелями — Николаем и Витей-Витольдом. У Николая есть младшая сестра в которую Витя влюблен и не без взаимности. Этот парень привык добиваться всего, его любимое слово — «завидую», вот эта белая зависть и помогает ему двигаться вперед, добиваться поставленных целей. Не завидует Витя только музыкантам, т.к. сам напрочь лишен музыкального слуха, однако на спор с Николаем он пытается понять музыку, разобраться в сути этого явления, тем паче, что его избранница готовится к поступлению в консерваторию, и от его понимания музыки во многом зависит будущее их отношений. Перечитав гору литературы, переслушав кучу кассет и пластинок Витя приходит к выводу, что нынешняя музыка совсем не та, что была раньше...

Сразу обратил внимание на стиль изложения, автор оперирует в основном ультракороткими предложениями. Вот так вот. Просто и лаконично. С одной стороны это облегчает чтение, придает выразительности в нужных местах, но с другой — теряется образность, каких-либо «красивостей» от текста ожидать не приходится. В повести всего одна и притом довольно прямая сюжетная линия, по времени растянутая на несколько лет. В плане событийности всё как-то скупо, большее внимание автор уделяет отвлеченным беседам на тему смысла музыки, гармонии, через своего героя он пытается определить значение этого вида искусства, показать почему именно музыка так важна — ведь гении могут рождаться слепыми, но глухими — никогда. Чтобы понять доказательства Вити, что музыка «уже не та», нужно немного разбираться в теории, иначе будет не совсем понятно.

Любовная линия выглядит довольно просто, да и есть ли там любовь нужно ещё подумать. Если женщина так запросто может отослать своего любимого, мол иди и пока не начнешь разбираться в музыке не возвращайся, то видимо никаких глубоких чувств она к нему не испытывает. Любить человека — значит принимать его со всеми достоинствами и недостатками, и слепым, и глухим, и безногим, а тут... ну нет вины парня в том, что ему медведь на ухо наступил. Складывается ощущение, что музыка для Юли дороже любви, что она не столько хочет пробудить музыкальный слух в своем избраннике, сколько боится, что он сумеет доказать бессмысленность музыки, заставить людей воспринимать сочетания звуков как они есть, без мысленных представлений и чувства прекрасного. В свою очередь любовь Вити это тоже из серии его обычного «завидую» (значит добьюсь).

Фантастики в произведении мало, хотя она тут есть. Научные исследования Вити в области деконструкции музыки подаются без подробностей, автора больше интересует социальный момент — а что если люди перестанут вдохновляться музыкой, что тогда? Однако делать из Витольда Коржикова антигероя, такого крокодила, поглощающего солнечную лиру Аполлона, автор не захотел. По его мысли каждый может познать красоту и гармонию звука, если в сонатах Бетховена ты слышишь только раздражающий шум, то учись, начни с азов и успех рано или поздно должен придти. В целом же повесть воспринимается довольно позитивно, читается легко, даже человеку, далекому от мира октав и тональных созвучий может передаться энтузиазм и увлеченность автора, который, судя по всему, искренне любит музыку и готов поделиться этим чувством с читателем.

Оценка : 7
«Кто поверит?»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 26 февраля 2018 г. в 10:48

Не самый удачный рассказ автора. Внешне он очень похож на те многочисленные изящные минивещицы, которые писал Роман Подольный на протяжении двух с лишним десятков лет, но вот нет в нем ни столь характерного для творчества автора тонкого интеллигентного юмора, ни столь обычного для него же эффектного неожиданного финала.

Единственное, чем порадует читателя рассказ — оригинальная фантастическая ситуация, при которой сбывается абсолютно все, во что верят слушатели главного героя произведения. Тема на самом деле интересная и на её основе можно бы было сделать и большой рассказ, и повесть, но те две странички, что написал Подольный... — они выглядят уж очень простенько и совсем неинтересно.

Оценка : 5
«Нашествие»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 21 февраля 2018 г. в 11:15

Рассказ-шутка — простенький, веселый и очень небольшой. В общем, вполне подходящий в качестве образца-эталона для вещиц такого типа. Кроме как посмеяться, привлекут внимание читателя в этом рассказе ещё две вещи: абсолютно новая конструкция машины времени (вот такую ещё никто не придумывал :)) и некоторые соображения по поводу путешествий на машине времени в прошлое.

Конечно, не стоит ожидать от этого микропроизведения чего-то умного и оригинального, но пять минут, в течении которых Ваше настроение будет подниматься, Вам гарантированы :).

Оценка : 7
«Пределы фантазии»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 12 января 2018 г. в 10:37

Изящная псевдоисторическая вещица, в которой всё у Романа Подольного получилось удивительно к месту: и мысли Одоевского о вечном стремлении человека к чему-то неземному, и полемический ответ Эдгара По о том, что и в земном всегда можно найти много интересного и неожиданного, и совершенно обыденное замечание профессора Лобачевского о двух параллельных прямых, проходящих через одну точку.

Увлекательный текст и остроумный финал — оказывается всё, что для этого нужно, так это собрать в одной компании трех величайших выдумщиков XIX века и разместить то, что в результате этого получится, всего на одной страничке текста. Ну и, плюс к этому, недюжинный писательский дар, конечно же. :).

Оценка : 8
«Начало одной дискуссии»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 26 октября 2017 г. в 10:40

Очень просто, очень предсказуемо, но умненько и с мыслью. Причем так коротко и на тему такой вечной истины, что так и хочется назвать эту вещицу притчей. Смысл ее, как и полагается, весь на виду: только история всех рассудит, всё расставит по своим местам. Пути будущего неисповедимы и то, что мы считаем значимым и незначимым, белым и черным сейчас, вполне может оказаться верным «до наоборот» через 10, 200, 500 лет. Главное, чтобы для потомков все уже не оказалось перевранным десять раз :).

Вообще же, надо отдать должное автору: для своих псевдоисторических рассказов-притч из цикла «Бывшее и небывшее» он сумел выбрать идеальный размер — одна, две или три страницы, не более. Будь они хотя бы вдвое больше размером, такого удовольствия читатель уже не имел бы — текст выглядел бы однообразно-скучноватым....

Оценка : 7
«Сообщающийся сосуд»
–  [ 3 ]  +

god54, 05 октября 2017 г. в 20:47

Автор прав в СССР нас всех заставляли и учили быть в команде, не выделяться, ходить строем и быть, как все. В одной форме, с одними мыслями, с одними желаниями и готовностью отдать жизнь по любому поводу и приказу вышестоящего начальника. Так и рассказ автора развивает эту мысль о возможности использовать силу команды члену этой группы. Этакий единый разум...

Оценка : 6
«Ешь своих»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 06 сентября 2017 г. в 10:10

Конец 60-х. Попытка на примере первобытного племени в шутливо-ироничной форме рассказать читателю о свободной конкуренции, когда человек человеку не «друг, товарищ и брат», а волк.

Рассказ остроумен, легко читается, оптимален по размеру (две страницы), а некоторые из его фраз вполне можно использовать в качестве цитат. Например: «Поедание себе подобных — вот что выделило человека среди всех животных.» Хорош, хотя и предугадывается, и финал произведения.

А вот по поводу того, насколько рассказ получился по теме и смог ли он хоть в чем-то убедить читателя — это уже решать каждому из нас :).

Оценка : 6
«Ешь своих»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 09 июня 2017 г. в 23:25

Рассказ не хуже и не лучше других из этого цикла («Бывшее и небывшее»). По-моему, очень оригинальная аллюзия с людоедами и их девизом «ешь, чтобы тебя не съели» — все это не утратило актуальности и по сей день. Не буду приводить примеры, чтобы не политизировать свой отзыв. Достаточно вспомнить новости и быть при этом объективным. Не перевелись «людоеды», готовые подмять других под себя, а то и буквально — лишить жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но как только один из ярых сторонников этой теории людоедства сам оказывается в роли жертвы, что мы слышим? — «Ох, Чило, ты прав, с людоедством пора заканчивать»

Оценка : 7
«Потомки делают выводы»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:29

С юмором автор показывает потомков, для которых суперменские возможности стали нормой, чего сами они не замечают. И живут они в столь далеком от нас и светлом будущем, когда наша художественная литература выглядит мифической и загадочной, а возможности былинных героев — заветной и вполне достижимой целью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот только проблема: так много желающих побороться с медведями, что не хватает для этого гризли. Пора придумывать новый вид спорта — вырывание деревьев с корнями.

Оценка : 7
«Нашествие»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:14

Юмористический рассказ в котором проблемы и последствия путешествий во времени показаны не с точки зрения путешественников во времени, а как бы со стороны — глазами окружающих. Причем безвинно страдающих.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этом рассказе, машина времени не путешествует вместе с пассажиром, а только выстреливает им, забрасывая его в будущее, причем не точно, а приблизительно. Свойства пространства-времени таковы, что человек перемещающийся во времени перемещается и в пространстве. Причем по юмористическому замыслу автора, всякий раз эти путешественники оказываются в самых неподходящих местах и в самое неподходящее время. Но раздраженные потомки нашли оригинальный выход — тут же отправлять незадачливых путешественников еще дальше в будущее. Впрочем, это тоже лишь временное решение вопроса...

Оценка : 8
«Живое»
–  [ 3 ]  +

Farit, 18 июня 2016 г. в 20:33

Рассказ «ни о чем». Я сам в каком-то смысле «специалист по надежности», и могу сказать, что автор словечко это просто приплел для благозвучия. А так — ни в технической, ни в человеческой линии нет ничего ни интересного, ни правдоподобного.

Оценка : 2
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 3 ]  +

йети, 12 июля 2015 г. в 20:11

Рассказ просто надо прочесть, чтобы иметь о нем представление. Интересная идея — реальность колдовских заговоров. Немного криминальный сюжет достаточно динамичен и в тоже время лиричен. Очень хорошо написанный текст. В общем — приятное чтение во всех отношениях.

Прочел рассказ в год выхода сборника,а помнится до сих пор. Значит, рассказ стоит того. Оценка высшая

Оценка : 10
«Кто поверит?»
–  [ 3 ]  +

god54, 09 марта 2015 г. в 18:09

А мне рассказ понравился. Просто, емко, красиво и читабельно. И, казалось бы, в нем ничего такого нет. Несколько страниц текста ни о чем. Ан, нет. Читается, даже увлекает. Идея очень даже неплохая. Прочитайте, не пожалеете.

Оценка : 8
«Начало одной дискуссии»
–  [ 3 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 17:47

Было это событие или не было история доподлинно не упоминает. Могли два великих человека встретится или нет, тем более не известно. А вот альтернативно-философский подход автора, да еще в советское время, когда на классиков вообще ничего нельзя было сказать, заинтересовал своей фантастичностью и предложением читателю осмыслить роль и место гения в обществе. Кого толпа любит больше? В кого сейчас дети играют в компьютерные игры? Не видел ни одной игры с участием В.Шекспира.

Оценка : 6
«Потомки делают выводы»
–  [ 3 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:57

Как нас будут воспринимать потомки? Ведь сегодня все занимаются поиском старины, а нынешнее вообще разбазаривается и не сохраняется. Спроси любого, он расскажет все об Аттиле, но ни слова не вспомнит о том, какой завод построили в прошлом году. А потом наши потомки точно будут изучать фантастическую литературу сегодняшнего дня и представлять себе начало 21 века. И это автор написал раньше чем Питер Акройд в своей «Повести о Платоне». А рассказ вполне неплох в своей ироничности по отношению к нашим потомкам.

Оценка : 7
«Впервые»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 января 2015 г. в 20:23

Хорошо написал автор словами шамана: передохнут все собаки, что будут делать наши охотники? А, если выйдут из строя все калькуляторы, подумал я, то люди сложить два и два не смогут. Жизнь остановится. Может все же зря человек приручил всю эту свору домашних животных и стал таким нежным и неспособным себя прокормить. А теперь еще технику приручает... Одним словом рассказ для тех, кто любит философствовать.

Оценка : 6

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх