Александр Шалимов отзывы

Все отзывы на произведения Александра Шалимова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 189

  Страницы:  1 [2] 3  4 

«Пленники кратера Арзахель»
–  [ 6 ]  +

Sir Shorris, 04 мая 2019 г. в 01:58

Каково это – остаться одному, отрезанному от родной планеты, в неведомом окружении мертвого пространства? Каково это – понимать, что помощь может не прийти? Каково это – точно знать, сколько часов тебе осталось жить на этом свете, и суметь хладнокровно принять решение, оставшись Человеком с большой буквы?

Когда читаешь дневник Джона Смита, невольно ощущаешь то, что могли чувствовать миллионы неизвестных первопроходцев, безымянных героев, оставшихся один на один со своей судьбой во мраке ночи… Шалимов сумел мастерски передать это!

И оставил читателю надежду на самый невероятный и фантастический исход событий.

P.S. Сцена «прощального разговора» с Землей – пробирает до глубины души… В такие моменты все в жизни встает на свои места!

Оценка : 9
«Цена бессмертия»
–  [ 8 ]  +

Sir Shorris, 29 апреля 2019 г. в 12:45

Перелистнув последнюю страницу этой повести, я, неожиданно для себя, понял, что только что прочитал маленький Шедевр. Изумительно красивая и проникновенная притча, написанная с настоящим чувством и мастерством, не оставила меня равнодушным и сразу же встала в моем личном «топе» в один ряд с лучшими произведениями жанра!

Как слепы порой бывают люди, находящиеся в плену своих убеждений, эгоизма и корысти… И как всего несколько искр, разгоревшихся в искренних и чистых сердцах, способны сломать к чертям вековые оковы ошибок и предотвратить неминуемое! Гибнущая Эна… Эти странные люди с короткими именами – Од, Ия… Кто они? А загадочная Мауна, манящая и недоступная… Нет ли чего-то до боли знакомого во всем этом?

Сравните пролог с эпилогом! Это отражение в зеркале… И на Эне, и на Мауне – голос убеждений перекрывает голос сердца, душит его! Но Од сумел поверить своему сердцу… Ия тоже смогла… Вместе они сделали то, что сделали. Ради Мауны. Только узнают ли когда-нибудь на Мауне, какой ценой была сохранена жизнь этой планеты? Нашей с Вами планеты!

Никогда не поздно задуматься!

Оценка : 10
«Незваный гость»
–  [ 3 ]  +

borisgop, 24 ноября 2018 г. в 23:02

Прекрасный рассказ. Не фантастические произведения Шалимова часто оказываются часто оказываются не хуже и даже лучше фантастических. Схватка пожилого начальника метеостанции и двух молодых девушек с рысью держит в напряжении до финала.

Оценка : 8
«Путь в никуда»
–  [ 5 ]  +

borisgop, 24 ноября 2018 г. в 22:49

Решил написать отзыв, почитав предыдущие. Есть у Честертона малоизвестный рассказ«Преступление капитана Гехегена» Человека обвиняют в преступлении, потому что он якобы сказал трем разным людям совершенно разное о своих планах. На самом деле фраза была одна и та же, только каждый слышал в ней то, что хотел услышать или что ему было важнее. Так же и этот рассказ. Не самый лучший у Шалимова, но и не заслуживающий таких отзывов. Я увидел в нем гениального ученого, уверенного в своей правоте и не побоявшешося бросить вызов системе и рискнуть жизнью ради исправления последствий неудачного эксперимента и спасения, или даже «воскрешения» своего ученика.

Оценка : 8
«Неудачный эксперимент»
–  [ 3 ]  +

borisgop, 24 ноября 2018 г. в 22:23

Занимательный рассказ, полный черного юмора и философии на тему что есть разум и «не сотвори себе кумира»

Оценка : 9
«Призраки Белого континента»
–  [ 6 ]  +

borisgop, 11 ноября 2018 г. в 00:35

Всегда с некоторой опаской читаю старую советскую фантастику. Вдруг разочарует. Но «Призраки...» произвели большое впечатление. Отличный сюжет постоянно держит в напряжении. Некоторые эпизоды можно вставлять в фильмы ужасов. Прочел оба варианта. Какой лучше, сказать сложно. Разница в финале. Лично мне всё таки понравился с пришельцами.

Оценка : 10
«Возвращение последнего атланта»
–  [ 3 ]  +

borisgop, 11 ноября 2018 г. в 00:17

Довольно занимательная повесть или, скорее, большой рассказ. Ученый с советского исследовательского судна, ремонтируется на Мадейре, случайно заходит в местный музей, где собраны артефакты погибшей Атлантиды и знакомится с создателем музея, спасителя последнего Атланта.

Оценка : 8
«Приобщение к большинству»
–  [ 7 ]  +

borisgop, 10 ноября 2018 г. в 23:56

Одно из лучших произведений Шалимова. Сейчас читается так же захватывающе, как и в молодости. Что самое интересное, тема о «излишке людей» очень актуальна сейчас. Ну чем не сокращение человечества до «золотого миллиарда». То же «приобщение к большинству«! Прекрасный детективно — фантастический сюжет. Рекомендую прочитать не только любителям советской фантастики, но и молодежи.

Оценка : 10
«Всё началось с «Евы»
–  [ 5 ]  +

Chosen, 29 сентября 2018 г. в 15:41

«Вы устали от вашей жены? которая постоянно ворчит, пилит и всегда всем недовольна? Прошу любить и жаловать — Новый биоэлектрический робот «Ева» — Она тиха, скромна, послушна и исполнительна. «Ева» чистит, моет, убирает, стирает, штопает, гладит, готовит, ходит за покупками, присматривает за детьми и делает ещё много разнообразных операций. Цвет кожи, длинна ног и вся наружняя отделка выбирается по индивидуальному вкусу, количество слов произносимой «Евой», тембр и громкость голоса регулируется по вашему усмотрению и на это всё идёт гарантия — 30 лет. Модель «Ева» подходит как и семьям так и закоренелым холостякам в возрасте от 18 до 80 лет.» И уже через полгода после первого выпуска модели «Ева» массово увеличилось количество заявлений о разводе...

Хоть это и сатирический рассказ, написаный ещё в 1964 году, он актуален и в наше время, в нём явно показано до чего может довести радикальный феминизм.

С каждым новым прочитанным мною рассказом или повестью Александра Шалимова, я вновь удивляюсь насколько этот автор был и есть недооценённый. Надо было бы всё его творчество собрать и переиздать в серии «Отцы Основатели — Русское Пространство»

Оценка : 9
«Приобщение к большинству»
–  [ 6 ]  +

Chosen, 22 сентября 2018 г. в 22:33

Какая же всё-таки замечательная повесть. Вот это — Классика Советской Фантастики, даже неожиданно как-то, особенно после заурядных «Мусорщиков Планеты». Просто невозможно было оторваться от книги.

Немного экшена, немного роботов, немного тонкого юмора, немного любви и самое главное — без многотонных нравоучений про правильное общество и светлое будущее, а просто так, для души и отдыха ради. Поскольку сюжет небольшой не буду его описывать, но если спросят, что я могу посоветовать почитать из фантастики этого периода, я долго не думая скажу «Александр Шалимов — Приобщение к Большинству»

Фильм по этой повести получился бы просто классный.

Оценка : 8
«Наследники»
–  [ 1 ]  +

kronen, 28 июля 2018 г. в 10:32

Это произведение стало даже актуальнее... Система современного образования всё чаще приводит к появлению великовозрастных оболтусов-невежд. Им как раз нужно насильно вводить знания, наподобие уколов. С другой стороны, кастовость образования также нарастает, что опять же делает произведение актуальным. Сюжетность у произведения потрясающая, а вот литературный талант... Как-то ходульно.

Оценка : 8
«Неудачный эксперимент»
–  [ 1 ]  +

kronen, 28 июля 2018 г. в 09:54

Пожалуй, как раз приключенческого, то есть быстрого развития сюжета, здесь не особенно. Слишком много философского и нравоучительного. Можно даже сказать, что судьба разума профессора — это ещё и черный юмор. Читал 30 лет назад, когда сейчас перечитывал, ничего в уголках памяти не откликнулось, как будто читал вновь...

Оценка : 8
«Беглец»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 22 июня 2018 г. в 18:51

Загнанный в угол человек ищет убежища в другой эпохе. В фантастике это популярный сюжет. « Кошки- мышки « Рэя Брэдбери, «О страхе» Кира Булычёва, «Попытка к бегству» братьев Стругацких... Должен признать, что «Беглец» проигрывает конкурентам практически по всем статьям.

Что за преступление совершил в далёком будущем юноша с нелепым именем Альбин? Даже на этот далеко не праздный вопрос Шалимов не даёт внятного ответа. Сюжетная интрига быстро выдыхается. Основное действие происходит в Крыму 1943 года, но нацисты не кажутся серьёзной угрозой. У Альбина припасено секретное оружие (типичнейший «рояль в кустах»). Герои с лёгкостью меняют прошлое (эффект бабочки? нет, не слышали). Ну а финал заставляет недоуменно пожать плечами: « Что? И это всё? «

Однако считать рассказ абсолютным провалом не стоит. Персонаж с вкусной фамилией Митрофан Кузьмич Цыбуля также вкусно написан. Его фраза: «У нас, брат, такое время, что о нём лучше говорить, когда оно кончится» поражает злободневностью. Что ж, всё это хорошо, но, как говорится маловато будет.

Оценка : 5
«Встреча на старой энергоцентрали»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 27 ноября 2017 г. в 23:01

Пронзительный рассказ — аж до слез. Автор играет на каких-то совсем уж потайных струнах души, — я и не знал даже, что они существуют. Фантастики здесь совсем чуть-чуть, а вот лирики — сколько угодно. Не рассказ, а поэма. Каждое слово и предложение — на своем месте. Хочется читать и перечитывать. Браво автору!

Оценка : 10
«Лёгкая находка»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 26 ноября 2017 г. в 18:01

А я еду, а я еду за туманом,

За мечтами и за запахом тайги.

---

В далеком детстве меня неоднократно посещала мысль о том, чтобы выбрать геологию своей профессией. И виной тому — образ неунывающего бородатого романтика, который с рюкзаком за плечами и геологическим молотком в руках неутомимо шагает по бесконечным просторам России (и не только). Это же так здорово: красоты природы, ночевки в палатке, песни у костра, а впечатлений столько, что хватит на всю жизнь, да еще и внукам останется. Про геологов снято множество фильмов, написана куча книг, сложено неимоверное количество стихов и песен.

Но, конечно, профессия геолога — это не только сплошной бесконечный праздник. Это, прежде всего, — тяжелый физический труд. Каждодневный. Важные геологические находки и открытия случаются не так уж и часто, а если и встречаются, то имеют явственный солоноватый привкус — привкус пота. В тех редких случаях, когда открытие совершается без особых усилий, говорят, что повезло — легкая находка. Хотя, конечно, «без особых усилий» — это очень и очень относительно. Вам бы так — «без усилий».

Прекрасный рассказ от Шалимова как раз про такую «легкую находку».

Оценка : 8
«Охотники за динозаврами»
–  [ 15 ]  +

avsergeev71, 24 ноября 2017 г. в 00:35

Первое окно выходит в поле,

В поле наших самых лучших лет,

В этом поле не бывает боли,

И любой вопрос находит свой ответ.

---

Старая добрая советская фантастика. Все четко, ясно и понятно. А если не сразу понятно, то по ходу повествования очень доходчиво объяснят. Главные герои, естественно, — из стран соцлагеря, главные злодеи, опять же естественно, — из капиталистических стран. Главные герои совершают добрые дела и поступки, злодеи, как водится, им всячески мешают. Вторые, само собой, в итоге будут наказаны, справедливость восторжествует, и вообще будет хороший конец. И никаких недосказанностей, полунамеков и полутонов.

Но вот что удивительно: при всем при этом книга прекрасно читается. Даже в наше время, когда, казалось бы, давно нет никакой идеологии (да и ничего святого, по правде сказать, тоже нет). И когда читатель настолько искушен и избалован западной фантастикой, что на советскую смотрит исключительно через губу, с легким презрением — чего, дескать, с них убогих взять. Да и вообще чем-то удивить этого читателя весьма и весьма трудно.

И вот, перечитывая в очередной раз «Охотников за динозаврами», я постоянно возвращался к этому вопросу: в чем секрет притягательности этой в общем то незатейливой Шалимовской прозы? Может быть дело в том, что для меня эта фантастика — своеобразная машина времени? Давно нет той страны, и та эпоха ушла безвозвратно, а на страницах книги она жива. И я могу опять отчетливо увидеть, как оно было — тогда. Не по своим смутным, почти исчезнувшим воспоминаниям, а напрямую, непосредственно, воочию. Увидеть и прикоснуться. И погрустить, потому что потомки мои уже не поймут моих чувств и переживаний, — для них это навсегда останется всего лишь фантастикой.

Оценка : 10
«Горный компас»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 23 ноября 2017 г. в 22:52

Поучительная история о том, как было открыто знаменитое Эс-Гардановское месторождение вольфрама.

Совершенно никакой фантастики, да и каких-то особых приключений не наблюдается, но читается с интересом. Профессия геолога настолько необычна, что кажется, начни рассказывать любой, даже самый рядовой, эпизод, и вот оно — готовое произведение. Но и талант рассказчика, конечно, тоже необходим. Но у Шалимова как раз с этим все в порядке — он просто мастер рассказа.

Оценка : 8
«Ночь у мазара»
–  [ 14 ]  +

avsergeev71, 23 ноября 2017 г. в 17:47

Я бы даже не назвал это фантастикой — ничего фантастического в сюжете нет. Все фантастическое — исключительно на уровне предположений. А вот хоррор — да, причем очень качественный. Признаться, не ожидал такого от Шалимова. В свое время этот рассказ почему-то прошел мимо меня (или я прошел мимо), и сейчас я с большим удовольствием восполнил свой пробел.

Настоящая жуть! Автор начинает нагнетать прямо с первых строк: геолог, поседевший за одну ночь, загадочное неприступное ущелье, страшные легенды, которые шепотом рассказывают старики-таджики, таинственные происшествия в горах. Мрачная гнетущая атмосфера усиливается на протяжении всего повествования, достигая кульминации к финалу. Такие истории хорошо рассказывать ночью у костра — «веселый» ночлег обеспечен. Браво автору!

Оценка : 10
«Медсестра Юсупов или средство от фаланг»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 23 ноября 2017 г. в 16:23

Отличный рассказ. Ироничный и немного грустный.

Если не ошибаюсь, это — одно из первых художественных произведений автора, но уже чувствуется собственный «шалимовский» стиль. Вроде бы обычная бытовая зарисовка из жизни геологов, — никаких особых приключений и, тем более, фантастики, разве что присутствие легкой азиатской экзотики. Однако читается, что называется «влёт». Вообще, на мой взгляд, короткий рассказ — конёк автора. Искренне рекомендую.

Оценка : 10
«Концентратор гравитации»
–  [ 6 ]  +

SHWY, 23 ноября 2017 г. в 09:01

Полностью согласен с Bob-101, это почти единственный советский рассказ, не уступающий творениям лучших мастеров жанра (вторым я считаю почти забытый «Электронный советник» Анатолия Днепрова). Особенно хорошо «двойное дно», когда вроде бы всё ясно и таракан получает свою крошку, а вот же «... вихрь пронёсся по вершинам деревьев...» Не хуже Шекли. Жаль, что «Концентратор» включён только в один давнишний сборник Шалимова и поэтому мало известен народу.

Оценка : 10
«Тихоокеанский кратер»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 22 ноября 2017 г. в 10:27

Одно из лучших произведений автора.

Очень понравился стиль произведения — легкий, четкий, уверенный. Текст мгновенно, безо всяких усилий, транслируется в соответствующую картину. Образы настолько реальны, что, кажется, к ним можно прикоснуться, — полный эффект присутствия. Главные герои — живые, колоритные, хотя автор даже специально не представляет их, — они вырисовываются сами, по мере повествования. Очень удачно подобрана форма повествования — от первого лица. В общем, можно констатировать безусловный талант автора как рассказчика.

Не знаю даже, можно ли назвать это произведение фантастикой. Сюжет — скорее приключенческий. Разве что место действия — выдуманное, да и то, кто их знает эти атоллы, — вдруг и существует где-то в океане нечто подобное. В общем, описывается то, что хоть и не происходило в реальности, но вполне могло произойти.

Вообще, как я отметил для себя, Шалимову лучше всего удаются произведения «земной» тематики, сюжет которых развивается «здесь и сейчас». Видимо, ему проще описывать то, что он хорошо знает или с чем сталкивался лично. А вот космическая фантастика, где, казалось бы, можно проявить безудержную фантазию, дается ему явно труднее. Ну, поэтому и мало ее у Шалимова — космической фантастики. Такой вот он «земной» фантаст.

Оценка : 10
«Планета туманов»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 21 ноября 2017 г. в 00:02

Одно из самых слабых произведений автора. «Сверхтвёрдая» фантастика без всяких скидок на возраст. Типичный производственный роман на фоне звезд: слабые романтические порывы напрочь задушены заскорузлым соцреализмом. И дело даже не в кондовом, как обух топора сюжете (отправлять своих героев открывать Венеру — своеобразный ритуал фантастов «ближнего прицела»), — саму ситуацию, лежащую в основе сюжета, иначе как высосанной из пальца не назовешь.

Посудите сами: недалекое будущее, космическая гонка сверхдержав, уникальная межпланетная экспедиция с тщательно подобранными членами экипажа (наверняка военными). И — пилот, нарушивший не только все писанные и неписанные лётные уставы, но и прямой приказ командира. Причем нарушивший не по какой-то крайней нужде, связанной с вопросом жизни и смерти, а просто в силу своей эпической блажи и детской нетерпячки. Да к тому же поставивший под угрозу собственную жизнь и жизнь других членов экипажа, и вообще успешное завершение всей миссии. Это — даже не фантастика, а плохой анекдот. А про странную реакцию высшего и непосредственного начальства на «подвиги» главного героя даже и говорить не хочется, остается только закрыть лицо рукой, — в обычной соцреалистической (а не фантастической) действительности главного героя ожидал бы гарантированный трибунал (если бы он вообще долетел до Земли, хе-хе). А тут ему только звание академика присвоили, да запретили полеты в космос аж на 5 лет (долго смеялся). Социалистическое общество — что с него взять! Слабое оправдание, что, дескать, победителей не судят, в данном случае выглядит более чем натужно, ибо непонятно, что же собственно является победой. Открытие на Венере нефтяного океана что ли?

Самое обидное, что замысел автора сам по себе был неплох. Хорошо известно, как умеет Шалимов создавать шедевры даже из внешне непритязательного «подручного материала». Но в данном случае, видимо, что-то пошло не так. Что ж, — и на старуху бывает проруха.

7 баллов. И то, только по причине глубокого уважения к автору.

Оценка : 7
«Цена бессмертия»
–  [ 14 ]  +

avsergeev71, 19 ноября 2017 г. в 22:44

Бессмертно лишь мертвое.

Смерть — свойство всего живого.

--------

Все-таки Шалимов — великий кудесник. Сколько ни читаю, никак не могу раскрыть загадку его произведений. Все вроде бы просто: небольшие повестушки, незамысловатый (как правило, прямолинейный) сюжет, прямодушные (часто простодушные) главные герои с душой нараспашку, минимум технических деталей и научных теорий. А вот поди ж ты: производят они на меня неизгладимое впечатление и, как следствие, запоминаются надолго.

Вот и «Цена бессмертия» — типичный представитель шалимовской фантастической прозы. Прочитанная в первый раз в далеком детстве, вспоминается до сих пор и побуждает регулярно перечитывать. И каждый раз с удивлением обнаруживать, что восприятие остается точно таким же, словно время в данном конкретном случае утрачивает свою власть. А ведь написана повесть в СССР, в середине 60-х. Но поразительно: мало того, что не наблюдается тогдашних идеологических штампов (даже чисто ритуальных), но и сами пространственно-временные ориентиры как будто бы напрочь отсутствуют. Место и время действия словно выносятся за скобки, позволяя автору концентрировать внимание читателя на основном идейном посыле произведения, не отвлекаясь на частности.

И тогда раздвигаются узкие рамки фантастического жанра, превращая фантазию автора в философскую притчу. И завороженный читатель вдруг открывает у себя внутри некую загадочную дверцу, и заглядывает туда с немым изумлением, и замирает в почтении, ибо видит то, что доселе было ему недоступно. Разве не волшебство? Наверное, такой и должна быть настоящая Литература.

Оценка : 10
«Пленники кратера Арзахель»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 09 ноября 2017 г. в 12:51

Фантастика, которая вполне могла стать былью. А может и стала, кто скажет наверняка? По-крайней мере, никаких серьезных противоречий в сюжете повести я для себя не обнаружил. Холодная война, помноженная на Лунную гонку, могла породить тысячи подобных сюжетов. В качестве примера можно привести всевдо-документальный ужастик «Аполлон-18», снятый самими американцами. В повести кстати тоже присутствуют элементы хоррора.

В первый раз книгу читал годах в 80-х прошлого века. И на тот момент она мне очень понравилась. Сегодня конечно впечатления уже не такие яркие, но, в целом, — вполне себе добротная фантастика, что называется «на каждый день». Без особых изысков, но и без особых провалов. Сюжет, конечно, можно было бы и накрутить посильнее. Лично мне не хватило остроты и динамики, — как-то пресновато и буднично для инопланетной робинзонады. Да и хоррору можно бы побольше, — обстановка вполне располагает. Но, не забываем, что фантастика — советская. Не об том тогда думали.

Оценка : 8
«Когда молчат экраны»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 08 ноября 2017 г. в 23:55

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

---

Вот она — старая добрая советская фантастика. За внешне непритязательным сюжетом скрывается пронзительная драма. Автор мастерски обыгрывает общеизвестный «парадокс близнецов», заменяя теоретических братьев реальной влюбленной парой. Он улетает к звездам, она остается ждать на Земле. Даже если он благополучно вернется, в момент возвращения их будет разделять 60 лет — целая вечность для влюбленных. Он останется молодым, она — состарится.

Он, конечно, может остаться, но тогда она перестанет его уважать как человека за то, что он не использовал свой шанс на подвиг. Она, конечно, тоже хочет полететь вместе с ним, но не может в силу непреодолимых обстоятельств. Оба понимают, что разлука неизбежна, но идут на этот тяжелый шаг ради великой Идеи Покорения Космоса. Время такое: большие свершения, большие жертвы.

Чуть не рыдал, когда читал эту небольшую повесть, — чем-то она меня взяла за душу. Вроде бы все просто, даже местами кондово. Где-то излишне пафосно, где-то чересчур наивно. Но в тоже время очень искренне и как-то по-особому трогательно. Чувствуется, что автор свято верит в то, про что пишет. Почему-то ни сколько не сомневаешься, что и сам он последовал бы примеру своих героических персонажей. Сейчас так писать уже не умеют.

Ей-богу, радовался как ребенок, когда главная героиня в итоге нашла способ победить время. И хотя к победе придется идти через подвиг, от сердца отлегло. Потому что твердо уверен — она дойдет. Такие не могут не дойти.

Оценка : 10
«Вестник»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 12 июля 2017 г. в 10:39

Теперь так не пишут, да и в 80-е, когда этот рассказ был опубликован, тоже уже почти не писали. А вот в 50-е — 60-е такая манера была распространена, причем не только у наших писателей-фантастов, но и у зарубежных. А выглядит это так: пишется практически реалистическое произведение и в него вставляются пара-тройка моментов-намеков о чем-то необычном. Качество таких произведений очень сильно зависит от таланта писателя как рассказчика.

У Шалимова рассказ получился — читается он неплохо, а намеки о необычном выглядят в тексте вполне органичными. Да и по размеру он оптимален — 10 страниц и ничего лишнего. Но вот ни интересных мыслей, ни увлекательного повествования в этой истории со старым вороном и выбором профессии вы, естественно, не найдете.

Оценка : 7
«Стена»
–  [ 2 ]  +

be_nt_all, 11 июня 2017 г. в 23:13

Рассказ этот я прочёл в поисках постапокалиптики, написанной в СССР. Странное впечатление он оставляет. Сухое повествование в котором и после финала, замечу, достаточно неожиданного, вопросов вроде «а что это такое было то» остаётся намного больше, чем ответов. И меньше всего это похоже на то, что обычно ждут от постапокалиптических историй. Мир за чертой способен испугать, но описан он слишком сухо (хотя пара-другая небанальных, сильных деталей всё же цепляет). Автор как будто нарочно старается не вызывать сильных эмоций, хотя казалось бы жанр обязывает. Может это другой жанр? Притча? Да, то, что происходило в пещере молодых «исследователей» — это действительно достаточно глубокая и интересная метафора, того, как легко человек может подменить стремление к познанию — агрессией, а науку — карго-культом. Но если это рассказ-притча, то бомба, послужившая причиной появления черты, кажется имеет к оружию массового поражения весьма опосредованное отношение, скорей символизируя собой... Впрочем тут каждый может прочитать рассказ по своему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лично мне показалось, что суть тут в околоэзотерической идее отделённости мира, тронутого катастрофой от мира настоящего. В эту гипотезу прекрасно вписывается и то, что пережившие катастрофу забыли всё, что было до. Вписывается и избранность главного героя, хотя то, что признак её — борода, выглядит почти комичным. И да, сама идея подобной избранности — пугает, это ведь значит, что выход из кошмара открыт неким избранникам, тем, кто... А вот признак избранности то и странен, впрочем об этом лучше написали Стругацкие в Волнах, которые гасят ветер. Но если рассказ этот и правда пронизан символами, что символизируют дети, что ходят через дыру в стене за апельсинами?

Оценка : 7
«Призраки Белого континента»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 31 мая 2017 г. в 23:57

Кто не верил в дурные пророчества,

В снег не лег ни на миг отдохнуть,

Тем наградою за одиночество

Должен встретиться кто-нибудь.

---

В первый раз прочитал я эту повесть, будучи советским школьником. Фантастикой мы тогда были не избалованы, поэтому читали все, что удавалось найти. Шалимов имелся у моего друга в домашней библиотеке, а значит — в постоянном доступе, поэтому в итоге был зачитан буквально до дыр. Уж и не помню, сколько раз я перечитывал эту повесть. Антарктида, полярная экспедиция, таинственные «призраки», — что еще нужно мальчишке? Я был буквально заворожен, и навсегда прикипел сердцем к загадочному ледяному материку.

Потом, уже в значительно более зрелом возрасте, были «Хребты безумия» Лавкрафта и «Кто ты?» Джона Кэмпбелла — эталоны антарктической фантастики. И вот недавно на ностальгической ноте решил я перечитать «Призраков», к которым не притрагивался с самого детства. Признаться, немного опасался разочарования: проиграет советский фантаст западным мэтрам, и померкнет детский идеал. Но, на удивление, Шалимов не подвел.

Скажу больше: у Шалимова есть то, чего, как мне кажется, не хватает как западной фантастике, так и современной Российской. Я имею в виду гуманизм. Повесть Шалимова буквально пронизана добротой и светом. В какие бы переделки не попадали герои произведения, не ощущается ни малейшей безнадеги. Спасение всегда находится неподалеку, для этого достаточно просто позвонить на советскую полярную станцию. И бравые советские полярники тут же придут на помощь. Собственно, один из стержней, вокруг которого вращается сюжет, и строится на борьбе за этот спасительный звонок.

Для чистого — все чисто. Во всем он пытается найти хорошее. Для пронизанной гуманизмом советской фантастики нет абсолютного законченного зла. Есть незнание и нежелание понять. Под влиянием чистой человеческой души даже мрак и ужас превращаются в свет. Советские «призраки» в итоге оказываются вполне симпатичными созданиями, в отличие от кошмарных монстров Лавкрафта и Кэмпбелла.

И еще. В детстве, помнится, я читал повесть в варианте «Призраков ледяной пустыни», где «призраки» в итоге оказываются аборигенами Антарктиды. Теперь же для чистоты эксперимента прочел также вариант с другой концовкой: с «призраками»-пришельцами с планеты Плутон. Не знаю даже, какая из двух понравилась мне больше, хотя концовка с «призраками»-аборигенами показалась более убедительной. Но в обоих случаях повесть достойна прочтения. Рекомендую. Особенно бывшим советским школьникам.

10 баллов.

Оценка : 10
«Поиск в Кольце»
–  [ 5 ]  +

Bob-101, 24 мая 2017 г. в 23:48

Очень интересный и увлекательный рассказ. У Александра Шалимова все фантастические рассказы, как правило имеют ТАЙНУ а еще плюс, некоторую недосказанность, что и делает произведения этого замечательного автора еще   более притягательными.

«Пленники кратера Арзахель»
–  [ 2 ]  +

тессилуч, 23 мая 2017 г. в 07:15

Прочитана по частям в журнале «Костёр». В те времена в СССР и США было увлечение «лунной» темой, в связи с конкуренцией по достижению Луны. В повести прекрасно показано к чему может привести секретность в Военно-Промышленном комплексе страны. При режиме КПСС вероятность случившегося была более велика именно в нашей стране. Мужество «Лунного робинзона» вполне соответствует характерам, как американцев, так и советских людей.

Оценка : 8
«Концентратор гравитации»
–  [ 1 ]  +

alrastor, 22 апреля 2017 г. в 22:18

Отличный рассказ. Первый раз прочитал его в журнале «Искатель».

Перечитал 50 лет спустя — ничего не изменилось: отличный рассказ!

Оценка : 10
«Летающие кочевники. Глава 7»
–  [ 1 ]  +

god54, 11 апреля 2017 г. в 20:42

Очередная порция приключений в бесконечном цикле о летающих кочевниках. Трудно судить о литературных особенностях, когда авторы выполняют чисто техническую работу в попытке состыковать разные части и не совсем утратить свое лицо.

Оценка : 6
«Тайна Гремящей расщелины»
–  [ 9 ]  +

Kobold-wizard, 29 ноября 2016 г. в 22:57

http://kobold-wizard.livejournal.com/7998...

Повесть оставила странное впечатление, потому что ее положительные черты переплелись с отрицательными достаточно хитро. Благо отрицательные проявились в полной красе лишь к финалу, оставив мне горькое послевкусие.

Александр Шалимов по основной профессии был преподавателем Горного института. Поэтому в первой части книги можно наблюдать воодушевляющие наивные зарисовки на тему научного сообщества. Два друга-геофизика по настоятельной просьбе из МИДа должны отправиться в Монголию для расследования крушения американского спутника совместно со специалистом из США. Наивность этого мероприятия я могу объяснить только неким шестидесятническим флером и форматом цензуры начала 60х. То есть подготовка экспедиции и некоторые околонаучные разговоры в ней показаны, во-первых, ужасно уютными, а во-вторых, свободными от военно-идеологической надстройки сталинской эпохи вкупе с горячими рассуждениями о строительстве коммунистического рая. Кроме того, в этой версии Советского союза есть несколько странных явлений: расследование крушения вражеского спутника доверяют ученым без привлечения военных; вражеских специалистов в принципе допускают до расследования на территории «шестнадцатой республики СССР», у которой на тот момент даже нет дипломатических отношений с США; отсутствуют отсылки к военному опыту, будто Великая отечественная прошла для героев незамеченной. Именно из-за этих вольностей в романе создается атмосфера советской науки, какой бы она могла быть, если бы ее не штормило вместе со всей остальной страной. Холодная война была бы рыцарским соревнованием, в котором бы сошлись уважающие друг друга противники, представляющие две разные идеологические системы. Главное — вечный научный поиск на благо Будущего. Идеология не сковывает, а побуждает. Именно в этом уютном призраке кроется чудовищное обаяние повести.

Теперь о горьком послевкусии. Не раскрывая той самой тайны Гремящей расщелины, могу сказать, что создание новой научной гипотезы в данном случае выглядело оглушительной лавиной. Один из главных героев полностью лишен самокритики, и потому молниеносно связывает все странные факты с азартом нынешних лженаучных мошенников. Это при том, что критика чужих научных теорий в диспутах первой части повести выглядела очень пристойно. Печально, что в финале Остапа понесло. Картинка получилась весьма заманчивой, но факты соединенные на скорую руку надо еще проверять и проверять. По сути это тоже наивность, но уже не вызывающая симпатии.

Эта повесть написана в 1962 году, когда советская фантастика все же была больше вытеснена в область литературы для детей и юношества. Поэтому некоторая наивность и утопичность несомненно допустимы, но все же не до степени захлебывающегося восторга, которым обозначен финал

Итого: В данном случае мы имеем тот самый, любимый Михаилом Елизаровым, «СССР, каким он мог бы быть». Прочитать следует не критики ради, а для того чтобы поймать хоть ненадолго призрак советской науки без идеологического ярма.

Оценка : 7
«Цена бессмертия»
–  [ 6 ]  +

Фалкон, 12 июля 2016 г. в 06:07

Советская фантастическая повесть, автор которой удачным и парадоксальным образом уклонился от стандартного насаждения идей научного коммунизма. Никаких злодейских разложившихся/разлагающихся капиталистов нет ни на Эне, ни на Мауне. Термоядерные войны на Эне начинали не проклятые буржуи — автор «тактично» обходит молчанием вопрос об их зачинщиках (особенно, о третьей — там виновником объявлен неизвестный безумец). С другой стороны, я не обнаружил в тексте и никакой антисоветской сатиры. Мне представляется, что отождествление Круга Жизни и Смерти с Политбюро — это сильное упрощение. Весь сюжет повести построен на всеобщем продлении жизни; то есть — одни геронтократы правят другими геронтократами же. А это — уже никакая не геронтократия.

Тут идея одновременно и проще и глубже. Изначально ставится нравственная дилемма достойно ли продление жизни одних (причем, обозначено именно продление жизни индивидов без какого-либо прогресса общества) за счет уничтожения целой планеты (вспоминается, кстати, рассказ Биленкина «Ничего, кроме льда» — там похожая идея имеется). Ответ тут не кажется очевидным. По мере раскрытия сюжета, выясняется, что вопрос стоит более остро — когда обнаруживается, что речь идет не об уничтожении абстрактной планеты, а об уничтожении планеты, населенной разумной жизнью. Тут уже нечто антифашистское просматривается; члены Круга Жизни и Смерти уже начинают напоминать не членов Политбюро, а неких более коричневых граждан. Идее геронтократического правления, кстати, противоречит и союз геронтократа Шу и идеалиста Ода (второго по молодости среди граждан Эны) в деле изобличения и уничтожения фашистов, окопавшихся в Круге Жизни и Смерти.

Невзирая на отсутствие прямых упоминаний, совершенно очевидно, что речь в повести идет о Мауне/Земле, Эне/Марсе, Фое/Фаэтоне, Вее/Меркурии, Орте/Сатурне и т.д.

Повесть содержит массу устаревших/отвергнутых наукой идей своего времени:

1. О наличии на марсе цивилизации, причем, более старой, чем земная.

2. О каналах Марса (так называемые в тексте «большие плантации»).

3. О искусственности спутников Марса (привет Шкловскому).

4. О цвете растительности (красный/синий/фиолетовый — привет астробиологии Тихова).

5. О «пользительности» радиоактивного излучения в деле продления жизни (вспоминаем дураков, увеличивавших потенцию путем применения препаратов радия в начале 20-го века).

Написано весьма добротно, хоть и без особых изысков. Не понравился мрачноватый пессимизм, невзирая на условный хэппи энд. Да еще не обозначена заинтересовавшая меня проблема — вроде, ответ на поставленный повестью вопрос ясен, но так ли это? Полагаю, что мировосприятие индивида, прожившего три тысячи лет, может существенно отличаться от мировоззрения человека, со стандартной продолжительностью жизни. Может, описанный стиль мышления геронтократов как раз для них нормален? Вроде, само по себе уничтожение Мауны и новая порция радиоактивных минералов не вели к продлению жизни власть предержащих сверх 3000 лет. То есть, сами принявшие решение персоны ничего для себя не получали — получается, старались для других?

Оценка — 8.

Оценка : 8
«Дьяволы сельвы»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 12 июля 2016 г. в 05:52

Эпиграфом для этой повести А. Шалимова вполне могло бы стать расхожее выражение «а ещё у них негров вешают!», настолько произведение насыщено оголтелым антиамериканизмом, на фоне которого теряется даже основной природоохранный пафос произведения. Как приключенческая новелла «Дьяволы сельвы» не производят никакого впечатления, ощущаешь себя курсантом, протирающим форменные брюки на добровольно-принудительных курсах политинформации. То что было понятно и простительно для советской фантастики 50-70-х годов, для 1990 кажется странным анахронизмом и вызывает полное недоумение. Появилась возможность открыто говорить о просчетах Режима, о том, какой ущерб Природе несли в себе поднятие целины, повороты рек и прочие «стройки века», Шалимов же продолжает упрямо гнуть своё — «во всем виновата Америка».

Коротко о главном. Действие происходит в Бразилии на берегах Амазонки, неподалеку от столицы штата — города Манаус. Потомственный «мистер Твистер», он же американский лесопромышленник Арчибальд Кроу-младший, продолжает дело своего отца, вырубая ценные породы деревьев, попутно выжигая девственную сельву вместе с обитающими там индейцами. Параллельно нас знакомят с католическим пастором Антонио Нуньесом, обитающим среди краснокожих. В деревню Антонио прибывает ретивый журналист Тун Чипактль, расследующий преступления Кроу, попутно нас знакомят с отрывочными сведениями о возрождении легенды, связанной с зелеными дьяволами сельвы — мистическими летающими обезьяноподобными существами, своего рода хранителями леса, которые вновь начали проявлять себя за 6-8 лет до описываемых в повести событий.

В начале автор кидает хорошую «замануху», имеется в виду как раз эта история с зелеными дьяволами, обеспечивая читательский интерес, но чем дальше читаешь, тем больше начинаешь понимать, что этот момент не то, что не является ключевым, но вообще автора не интересует, развивать его он особо не планирует. Скука прёт изо всех щелей, динамика просто нулевая — сплошные разговоры, диалоги, монологи, отвлеченные размышления, лекции на тему экологии и постоянные шпильки в сторону Штатов. Описания природы минимальны, для создания местного колорита автор ограничился несколькими выписками из справочника по ботанике, обозначив несколько уникальных представителей амазонской флоры. Сведение сюжетных линий всё же происходит, но почему-то выпадает за кадр, обо всех ключевых событиях автор предпочитает информировать нас постфактум.

Образы персонажей словно срисованы с пропагандистских плакатов. Главный злодей — типичный белый колонизатор, увешанный золотом и с неизменной сигарой. Его приспешник — накачанный мордоворот с квадратной челюстью, напрочь лишённый моральных принципов. Пастор Нуньес — наивный до безобразия чукотский юноша, который понадобился автору лишь для того, чтобы отвесить оплеуху сторонникам христианства. Мол, где же ваш Бог, когда он реально нужен, одна надежда на «дьяволов». Положительный герой тоже скроен по шаблону — представитель угнетенного коренного населения, восстающий на борьбу с «мерзкими империалистами». Особых поводов к оптимизму нет — приходится выбирать из двух зол, либо одиозный Кроу, либо аналогичный бизнесмен Цвикк, который хотя бы занимается рекультивацией лесов на месте сожженной сельвы.

Кто такие эти зеленые дьяволы — ответа на этот вопрос автор так и не дает, предоставляя нам гадать, были ли это мистические создания, мутанты или же сотрудники некой тайной природоохранной организации, каждый может выбрать версию по своему вкусу. Зато зверства американцев расписаны с таким размахом, что по сравнению с ними меркнут и Вьетнам и Хиросима, причем всё это творится в мирное время на территории чужого государства и не в дремучей глуши, а неподалёку от столицы Штата. Хищническая вырубка лесов в Амазонии — это безусловно плохо, но меня, к примеру, больше заботят ежегодные лесные пожары в России, дальневосточные леса, утекающие в Китай, медведи и тигры, которых азиатские браконьеры уничтожают в наших лесах ради компонентов своей народной медицины. Прежде чем выковыривать сучки из глаз соседей, нужно достать бревно из собственного ока. Несмотря на всю важность затронутой темы, мне не понравился авторский подход к её раскрытию, когда за «деревьями» политики не видно собственно леса.

Оценка : 5
«Тайна Гремящей расщелины»
–  [ 14 ]  +

elias68, 20 июня 2016 г. в 21:41

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».(Марк Твен)

Мои отношения с книгами Александра Шалимова складывались примерно так же, как у Марка Твена с его отцом. В далеком детстве так уж получилось, что я считал его весьма посредственным писателем. Вот то ли дело американская фантастика! Но вот открыв спустя тридцать лет книгу Шалимова, я с удивлением обнаружил насколько он усовершенствовал свое писательское мастерство за это время. А вот зато американские фантасты, как-то совсем испортились. Собственно у них вскрылась одна огромная проблема — они очень плохо излагают свои мысли по-русски. И оказалось, что американская фантастика это не только Клиффорд Саймак в переводе Норы Галь, но и какой-нибудь, прости Господи, Кейт Лаумер в переводе безымянного студента, одинаково плохо владеющего как русским, так и английским языком.

Оказалось, что можно получать удовольствие от самого процесса чтения фантастического произведения, что не нужно ломать голову над каждой фразой, что тут хотел сказать автор и где накосячил переводчик. Не нужно рыться в сети в поисках другого перевода, чтоб свериться и что-то понять, с интересом обнаруживая, что все переводы этого произведения одинаковы независимо от того, каким именем мошенники-издатели одарили все того же незадачливого студента-анонима. Говорите Немцов с Казанцевым фантастику сгубили? Нет, други мои, ее сгубили ФЛПшные переводы и те, кто эту халтуру до сих пор издает. Сгубил ее мутный вал третьесортной англо-американской фантастики в безобразных переводах, обрушившийся на нас в кошмаре девяностых. И даже проскакивавшие в этом потоке единичные действительно хорошие произведения были безнадежно испорчены безобразными переводами. Но самое ужасное это то, что была воспитана целая генерация(или даже не одна), приученная к этому убожеству.

И вот ко мне попадает АСТовский сборник 2002 года «Охотники за динозаврами». Попадает и производит примерно такое же впечатление, как домашняя еда после многих лет фастфуда(привыкшие к фастфуду могут, конечно, не согласиться).

Все-таки в шестидесятые-семидесятые годы в СССР умели создавать действительно хорошие произведения в жанре именно НАУЧНОЙ фантастики, и Шалимов тут на самом деле один из многих, были ведь еще Гансовский, Громова, Мирер, Юрьев, Ларионова, Емцев с Парновым, Войскунский с Лукодьяновым, Биленкин... И как так получилось, что за прошедшие четверть века число изданий перечисленных писателей было чуть большим, чем количество книг Солженицына, изданных в СССР в брежневскую эпоху? Если бы не АСТовская серия «Классика отечественной фантастики», и та изданная мизерным тиражом и ставшая библиографической редкостью, то было бы совсем грустно.

Теперь собственно о рецензируемой повести. Соглашусь, что она одна из лучших в творчестве Шалимова, другое дело, что у него наберется десятка два-три рассказов и повестей, которые будут не хуже. Отличный литературный язык, запоминающиеся герои, крепкая интрига, романтика неизведанных краев и что немаловажно — понимание автором того, о чем он пишет, а в геологии Шалимов — дока, можете не сомневаться. Коллизия повести разворачивается вокруг потерпевшего катастрофу над Монголией американского спутника. Совместная советско-американская экспедиция отправляется в Гоби, чтобы докопаться до истины. Хотя «истина» госдепу(да-да тому самому) уже известна: сбили русские. Задача американского представителя — мистера Пигастера эту самую точку зрения госдепа любым путем доказать. Тут, нужно сказать, — сплошная правда жизни и никакой фантастики. Разве что привычные нам сегодняшним американские бомбардировщики над Монголией для подкрепления позиции госдепа тогда даже в кошмарном сне никто себе представить не мог, все ж таки с нашей страной тогда были вынуждены считаться.

Шалимов пишет о Монголии так, как не всякому удастся написать о другой планете. Автор изображает удивительный, совершенно необычный для нас мир, со знанием дела прорисовывая мельчайшие детали. Пигастер — абсолютно реалистичен, я бы даже сказал местами приукрашен. То есть он ни разу не выглядит негодяем, а скорее честным служакой. Владеет множеством языков, прекрасно водит машину, обучен технике гипноза. Что касается его моральных принципов... ну, позвольте, какие тут моральные принципы, когда госдепу нужно что-то доказать? Вспомните хоть Пауэлла с пробиркой на трибуне ООН.

А если еще представить, что вот такие пигастеры в свое время Усаму Бин Ладена курировали и инструктировали, так он вообще выглядит чуть ли не ангелом.

Хотя глянцевому образу американца, несущего свободу и демократию всему миру, существующему правда лишь кое у кого в головах и с реальной жизнью ничего общего не имеющего, он явно не соответствует.

В целом же эта повесть — замечательная история, вместе с другими произведениями сборника открывшая для меня новый старый мир советской фантастики.

Оценка : 10
«Концентратор гравитации»
–  [ 2 ]  +

Фалкон, 15 июня 2016 г. в 20:41

По советской традиции, рассказ не мог обойтись без изобличения нравов «проклятого буржуинства». Тут мы имеем тупого самодура и латентного убийцу капиталиста Голфорби; его жадного и меркантильного утреннего секретаря Стива Принкса и гениального изобретателя (к сожалению, мошенника) Джо Диппа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом деле изобретя ужасный концентратор гравитации, он таки подсунул Голфорби вместо него (за миллион долларов) всего лишь датчик направленных биотоков, который создавал иллюзию результата действия концентратора гравитации. Мошенник облапошил буржуя; как-то так. А самый концентратор оставил себе! Закончилось все вполне благополучно для Стива и Джо — чеки были своевременно обналичены; Голфорби умер от испуга; риск разоблачения, тем самым, был ликвидирован. Героям оставалось только наслаждаться жизнью

Идея концентратора гравитации, как некоего абсолютного оружия, выглядит свежо. Читается весело. Ломать голову не приходится.

Поставлю, пожалуй, 10

Оценка : 10
«Встреча на Аосте»
–  [ 5 ]  +

elias68, 11 июня 2016 г. в 13:09

Один из лучших и любимых рассказов Шалимова. Чем-то напоминает «Сбалансированную экологию» Джеймса Шмица, но только если последнему для оживления сюжета пришлось вплетать в ткань повествования авантюрную нить с бандитами и киднеппингом, то Шалимову удалось создать свой мир и удерживать внимание читателя без этих дешевых трюков.

Его рассказ тоньше, лиричнее и больше обращается к эмоциям. Заявленные в аннотации промышленники и гангстерские синдикаты остались в далеком прошлом, действие рассказа происходит много лет спустя. Опять же картонные персонажи Шмица проигрывают по всем статьям героям Шалимова, ведь даже, вроде бы сугубо отрицательный Инспектор вызывает в итоге симпатию, недаром тема раскаяния и искупления проходит красной нитью через весь рассказ.

Что же касается трансформации бывшего браконьера в Инспектора, то жизнь наша, реальная жизнь, даст фору любому фантасту. Занимали же многие бывшие нацистские функционеры, включая ликвидированного РАФовцами Генерального Прокурора ФРГ Зигфрида Бубака, видные посты в послевоенной Западной Германии. Так что лично меня такое перевоплощение не удивляет.

Оценка : 10
«Планета туманов»
–  [ 2 ]  +

Фалкон, 14 мая 2016 г. в 23:46

Чисто описательное произведение. Художественная иллюстрация реально существовавшим гипотезам о нефтяном океане на Венере. Проиллюстрировано, безусловно, хорошо; ярко и зрелищно. Но кроме иллюстрации; такой картинки; никакой иной идеи в повести нет. Противопоставление человека и коллектива на идею не тянет. Чисто условные герои условно полетели на условную планету. Как то так. Хотя энтузиазм автора понять можно — 67 год это время великих космических свершений и еще более великих дерзаний. Как раз в это время амерцы планировали пилотируемый полет к Венере. И в СССР были аналогичные планы, хотя технически менее обоснованные. От того, что не сбылось, становится грустно — вот именно это ощущение вызывает чтение повести.

Думается, что все сказанное не является каким-то недостатком. Автор никаких иных целей, по-видимому, не ставил. Так что, оценка — 7.

Оценка : 7
«Дьяволы сельвы»
–  [ 3 ]  +

Mails79, 14 апреля 2016 г. в 08:24

«Твердая» повесть на экологическую тему. Жаль что кроме зеленых дьяволов нам никто не «поможет»:(

Оценка : 8
«Дьяволы сельвы»
–  [ 0 ]  +

Mails79, 14 апреля 2016 г. в 07:59

А мне понравилось больше чем «Охотники на динозавров», и совсем они не похожи.

Оценка : 8
«Дьяволы сельвы»
–  [ 8 ]  +

Федот67, 12 января 2016 г. в 22:08

При чём тут политическая ориентация? Как по мне , так эта повесть об экологии! О бездумной вырубке лесов, о наплевательском отношении к природе. Произведение о тех, кому полный карман денег дороже, чем жизнь того, кто живёт якобы на его территории. Такое действо является обыденностью не только на территории какого-нибудь иностранного государства — это и беда России. В России, что ли, леса не вырубаются бездумно? У человеческого «дерьма» как и у терроризма нет определённого лица и национальности — это просто проблема, которая непобедима и неискоренима, к сожалению!

Оценка : 8
«Охотники за динозаврами»
–  [ 9 ]  +

bobo2, 22 ноября 2015 г. в 21:53

Очень слабо. Автор не знал Африки, набор мифов:

1. Герои продираются через джунгли Итури — на самом деле там можно ездить на велосипеде, если не на мотоцикле.

2. У него в джунглях живут негры — на самом деле негры боятся джунглей, в них живут пигмеи.

3. Эфиопия у автора расположена в Центральной Африке — без комментариев...

4. Наскальные рисунки герои обнаружили во влажной болотистой местности — они сохраняются в основном в сухих местах типа пустыни.

И так далее. Бросил на 40 процентах, неинтересно.

Язык скудный. Читайте лучше на туже тему: Еремея Парнова «Конгамато». Это вещь.

Оценка : 1
«Пленники кратера Арзахель»
–  [ 7 ]  +

Фалкон, 10 октября 2015 г. в 11:47

Перечитывал множество раз, начиная с раннего детства (когда научился читать не по слогам). При этом, рассказ содержался в антологии 1965 года; последние страницы были оторваны. Узнал, чем закончилось дело только через лет 15.

При чтении этого рассказа нужно помнить два момента:

1. Он написан тогда, когда все, в нем описанное, происходило в реале. СССР планировал пилотируемый облет Луны; как раз строились корабли для этого (пара штук до сих пор в специализированных музеях хранится). США планировали рискованную высадку на поверхность Луны; рискованную, ввиду крайней ограниченности возможностей спасения.

Так что, рассказ — это та история, которая чуть-чуть не стала былью.

2. Некий оттенок идеологии в рассказе, безусловно, имеется. Какими бы американцы злодеями ни были, но такого свинопляса, как сокрытие высадки и гибели астронавтов, в реале, конечно, быть не могло (также, как и трех подряд неудачных посадок; Конгресс бы за это порвал НАСА на британский флаг). Ну и фамилия земного генерала — Першинг — она тоже напоминает о чем-то, не очень веселом. Закадычный друг астронавтов господин Джеферсон оказывается — кем бы вы думали? — конечно, меркантильным предателем. Завершение рассказа тоже сугубо идеологическое. Как известно, никаких «Востоков-12» и «Миров» на Луну не садилось; тем более — раньше американцев.

Сам рассказ. Это дневниковые записи «единственного оставшегося в живых участника первой лунной экспедиции». Действия особого в рассказе нет — сюжет ограничивает возможности для этого. Написано простенько, без изысков; никаких психологических проблем из-за одиночества и прочих неприятностей, у ГГ не замечается. Единственные намеки на это — эпизод с «привидением», да периодические визиты ГГ в холодильную камеру, в которую он поместил тело Кэтрин Милс. А так — мелкий ремонт, прослушивание эфира в надежде услышать голоса злодейски не посланных спасателей, да попытки открыть входной люк, который заклинило при неудачной посадке. Луна описана хорошо, хотя и кратко — слепящий свет; угольно черные тени; зеленоватый серп Земли над гребнем хребта; «мохнатое» Солнце; лунотрясения (которые и впрямь бывают — не такие жуткие, конечно); циклопические нагромождения камня; жерло кратера, в котором посверкивает далекая лава.

В принципе, рассказ можно считать типичным образчиком советской фантастики ближнего прицела тех лет. Это ни в коей мере не является недостатком; рассказ имеет свое очарование; он побуждает желание его перечитывать (по крайней мере у рожденных в СССР) и вызывает ностальгию. Уже за одно это — спасибо автору.

Оценка -8.

Оценка : 8
«Охотники за динозаврами»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 18 августа 2015 г. в 21:10

Этот рассказ не для взрослых антологий .Это юношеский рассказ.Но не для современных детей.В детстве я зачитывал до дыр подобную литературу.Сейчас я не могу представить как этот рассказ будут читать мои дети.

Оценка : 7
«Путь в никуда»
–  [ 3 ]  +

Гидраэр, 02 августа 2015 г. в 21:23

Мешанина из глупостей и алогичных сентенций, скрепленная псевдонаучной белибердой. Ужасные имена героев. Мотивация отсутствует — вместо того чтобы остановить безумца, способного взорвать мир, герои проводят опаснейший эксперимент.

Оценка : 7
«Гость»
–  [ 4 ]  +

Гидраэр, 02 августа 2015 г. в 20:51

Шалимов почему то деградировал от произведения к произведению\ Начав с великолепного «Мазара» скатился к банальностям и откровенной поделке типа рассказа «Гость». С человеком из примерно нашего времени заговорил кот. А-а, в цирке выучили, приходит к гениальному выводу ГГ. Варианты:1 ГГ идиот 2 У ГГ белая горячка

3 Автор рассказа — халтурщик. Склоняюсь к варианту3

Оценка : 4
«Тайна Гремящей расщелины»
–  [ 5 ]  +

Podebrad, 22 апреля 2015 г. в 18:50

Думаю, это лучшая повесть Александра Шалимова. Лёгкая и умная, ироничная и добродушная, абсолютно фантастичная и реалистическая в деталях. Необычно выглядит Монголия — страна, где, оказывается, можно найти массу интересного, а в принципе возможно что угодно. Сюжет держит до конца, причём не за счёт приключений, а за счёт нарастающего интереса к главной загадке. Герои — я бы не сказал, что безлики. Пожалуй, одномерны, но обладают индивидуальностью и очень хорошо запоминаются.

  Плохой человек Пигастер — это особая тема. Что ему можно поставить в вину? Отстаивает американскую точку зрения, что вполне естественно, использует гипноз для получения информации, причём в интересах всей экспедиции, ну и ворует чужую идею. На фоне других вражеских агентов тех лет (повесть написана в 1962, на пике холодной войны) Пигастер просто совершенно безгрешен. Вообще, идеологии в повести минимум, что по тем временам тоже необычно.

  И самое интересное, заочный портрет пришельцев. В те годы космос населяли исключительно братья по разуму, всегда готовые помочь людям.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот эти братья попадают на Землю, находят разумных обитателей с хорошими перспективами развития, и что дальше? Не то что не бросаются помогать, но и вообще не проявляют к людям доброжелательного интереса. Первым делом используют ресурсы Земли в своих интересах. Затем оставляют на Земле установку, которая периодически уничтожает всё живое на десятки километров вокруг. Хотя люди, их же братья по разуму, населяют уже и Монголию. И, наконец, пришельцы организуют передачу информации о состоянии дел на Земле, разумеется, без ведома землян. Что это за информация, и для чего она нужна, остаётся неизвестным.

  Кажется, это первые такие братья по разуму в советской литературе.

Оценка : 7
«Цена бессмертия»
–  [ -1 ]  +

Lartis, 01 февраля 2015 г. в 15:34

Да, хорошая книжка. Действительно хорошая. В 14-15 лет несколько раз перечитывал. А спустя много лет взял автограф на ней у Алесандра Ивановича... Храню до сих пор.

«Охотники за динозаврами»
–  [ 0 ]  +

nikchemu, 08 августа 2014 г. в 12:09

А вот мне палеонтологии как раз и не хватило. Приключенческая повесть в духе «Затерянного мира». От науки далеко

Оценка : 6

  Страницы:  1 [2] 3  4 



⇑ Наверх