Все отзывы на произведения Юрия Гаврюченкова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Хан Орды» |
| |||
george1109, 27 апреля 2024 г. в 09:39 | ||||
Вот и дошли у меня руки, после того, как с полгода назад с изумление узнал о появлении заключительной части трилогии – а трилогии ли?)) – «Работорговцы», до «Хана Орды». Замысловатое, но достойное завершение экспедиции бойцов новгородского ОМОНа, исполняющих тайное задание князя Лучезавра. Жесткие, для впечатлительных – жуткие (впечатлительных не столь физиологически, сколь морально и эстетически), сатирические сюр, трэш и угар. На дворе 2335 год, немногим более трех веков назад случился Большой Пиндец. Именно тогда появилось много чего нового (к примеру, из интеллигенции, «которой посчастливилось хапнуть запредельную дозу живительной радиации», появились эльфы), и обрели силу заклинания. Но последних мало, они забываются, утрачиваются без правильной устной передачи. Чтобы создать новое, необходим «ментальный концентрат из мыслей, магии, эмоций и понятия сути вещи или действия». Платят за это частью здоровья и имеющейся магии, которые больше не восполнятся. Еще здесь звучит, вполне себе с определенными последствиями, «пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», есть кресстражи, и действует ряд старинных заклинаний, типа «экскуро» или «авада кедавра». Для полноты культурного кода модерн-постапа от Гаврюченкова, Зулейха не просто открывает глаза, но встает с колен и рвется к власти, а Кольцо расплавляется в изложнице на металлургическом комбинате. Ну, а ближе к финалу рождается Антихрист и сгорает танковый завод. Здесь что-то есть от Пелевина, как минимум, новое понимание дискурса, гламура и ряда прочих его паттернов, переложенных на язык спальных районов. Что-то есть от Сорокина, уж от его «гаринских» роад-стори точно. И довольно многое от «Буратины» Михаила Харитонова – сюр, трэш и угар со слезами, нередко, от смеха. Максимы автора иногда бьют в лоб своей простотой и сатирой, а язык заставляет умиляться и перечитывать абзац-другой. При этом играет Гаврюченков не только словами и смыслами, но и временем, географией, легендами и архетипами. Только герои и персонажи не лабильны, их характеры четки и жестки, каждый – тверд, знает свой маневр и намертво влит в текст. Даже взрослеющий в долгом пути (чему не в последнюю очередь посвящен «Хан Орды») Жёлудь. Если вы хотите трэша, угара и поржать – читайте только первую книгу «Работорговцев». По инерции, сразу может зайти и вторая, самая слабая в трилогии, несущая исключительно сюжетную, не совсем обязательную нагрузку. Готовы после этого окунуться в несравненно более гнетущую и политизированную атмосферу (краткая сталкериада и диверсантский недобоевик не более, чем форма), интересно, чем все закончится – переходите к третьей. Цитировать любой том эпопеи можно много. Так что, как и в отзывах к первым двум книгам, не удержусь, и на этот раз не удержусь сильно. «Святой Руси нужны герои, добрый люд пускай тусуется за рубежом». «Изобилие пышности Великого Мурома восполнялось избытком дремучести его провинций». «…укусила королевская вобла, и его не сумели вылечить от пивного алкоголизма». «Природа облагораживает. Но способна пошутить до улыбки черепа». «Тут, в натуре, у быдла два развлечения – кошмарные сны и выпивка, чтобы их забыть». «- Он креативный творец, политжрец и на Дуде игрец. — Каков гандон! — Он больше, чем гандон. Он – пропагандон». «Один старый черт с Собачьего острова как-то сказал, что патриотизм является последним прибежищем негодяев, и все манагеры его поддержали, после чего наступил Большой Пиндец». «Здешние птицы столь суровы, что зимой откочевывают через Урал за Полярный круг, некоторые виды – пешком». «В смерзшихся до каменного состояния песочницах играли дети – возили чугунные танчики, лепили куличики из снега и шлака чугунными ведерками, долбили лед заточенными лопатками из бронестали, стреляли из арбалетов в рыцарский доспех… На скамеечках попивали водку из горла сентиментальные пенсионеры, об их ноги терлись саблезубые кошки». «- У шведов пароходы, у басурман паровозы и электричество почему же у нас ничего нет? — У нас есть духовность. Мы, русские, сильны духовностью». «Ночь же покрутилась над Белорецком и, видя, как богато ей обламываются жертвы, решила не уходить. Наутро солнце над Белорецком не взошло». | ||||
| ||||
«Работорговцы» [Цикл] |
| |||
gans2, 24 октября 2023 г. в 12:13 | ||||
Эпос. «Сильмариллион». На нашем, узнаваемом, современном нам контексте. «Факап» для следующего поколения. | ||||
| ||||
«Упырь» |
| |||
sergej210477, 21 декабря 2016 г. в 01:07 | ||||
Рассказ из антологии «Повелители сумерек». И он , по-моему мнению, занимает там достойное место. Классический сюжет про вампиров. Даже нет, про упырей. Не благородных графов в плаще, а про обычных вурдалаков из славянского фольклора. Мне , вообще, ближе отечественная нечисть, не к ночи будет сказано, роднее что-ли. Современная умирающая деревенька в российской глубинке... Хоронят обычного старого мужика, нет ничего сверхъестественного. Никто не кусал его в ночном лесу, не было никаких страшных проклятий. Умер обычный сельский пенсионер. Но... Нет, автор не придумал ничего новенького. Все это уже было у А. Толстого в « Семье вурдалака» и у А. Пушкина, и в сборниках славянских сказок. Все шаблонно, разве что, перенесено действие в настоящее время. Но, написано добротно, без ляпов и неувязок. Мне лишь не хватило объёма рассказа. Герой уехал, а было бы интереснее, если бы он поборолся против нечисти. | ||||
| ||||
«Работорговцы. Чёрный пролетарий» |
| |||
george1109, 25 декабря 2015 г. в 15:14 | ||||
И еще раз порадовался своему решению начать цикл все-таки с первой книги. Не читая ее, я кое-что потерял бы (уж больно понравилась!), а главное, просто не осилил «Пролетария…». Во-первых, потому что непонятна была подноготная, минимум, трети событий (остальное худо-бедно додумал бы). Во-вторых, он сильно отличается от «Руси…». Хуже? Для меня – да. Но, главное, второй том просто заметно другой. Если ситуационно автор на стороне тех же героев, то логически, он излагает/проповедует уже взгляд не то, что бы с другой стороны, но точно – с иной точки зрения. Нет трэша, нет угара первой книги. Провокационно-социального сюра, да, больше. Заметно больше. Кровище столько же. Но при этом все больше философии и потуг на нее. А разномастная, разнокалиберная философия на фоне кровищи и разномастного, разнокалиберного юмора (юмора, кстати, гораздо меньше и он куда м-м-м… слабее, и в массе построен исключительно на антитезах и логических инверсиях) лично меня прельщает не очень. Если не сказать, не прельщает совершенно. В «Пролетарии…» меньше дела, больше говорильни. Меньше приличных гэгов и свежих острот, зато присутствует засилье тяжеловатых словесных конструкций («затяжная лоховская жизнь сделала из лихой пулеметчицы 7-й погранроты сводного Урысского полка мятый жизнью тяжкоживый ушкварок, влачащий общественно-напряженное существование наперекор милосердным обстоятельствам») и тупейших примитивных хохм. А так же исторических, социальных, философских и квазифилософских максим. Если в первой книге больше всего досталось славянской фэнтези, то здесь на исходе первой трети все переходит в пародийно-дешевый авантюрный роман в антураже уже не столько сумасшедшего пост-апа, сколько такого же неопаропанка. В принципе, по чуть-чуть намешено еще много чего. Недаром немалое внимание уделено литературе, театру и издательскому делу. Но это я уже пролистывал по диагонали из-за перебора понятных сразу, а то и ничем неприкрытых аллюзий и реминисценций. В частности, Пелевин, отдаленное, пунктирное сходство с которым с любопытством прослеживалось в «Руси…», здесь просто незатейливо цитируется. Итог. Для меня – стилистически заметный шаг назад по сравнению с «Русью измочаленной». (Идеологическую составляющую не рассматриваем))). Тем не менее, продолжения жду. Самое же любопытное, что «Черный пролетарий» запросто может понравиться (и даже очень понравиться), тем, кто не смог переварить «Русь…». И еще о цитатах. «Лелюд – сталкер, то есть из переродившихся манагеров и, как манагер, склонен к двурушничеству и крысятничеству». «Либертарианство оказалось погибельной ветвью социокультурной эволюции человечества. Это было доказано на практике. После всеочистительного Пиндеца мир получил возможность развиваться в других направлениях и рабовладельческий капитализм с индустриализацией, эволюционирующий в технофашизм, может оказаться куда более естественным для природы человека и перспективным для развития общества, чем царство абсолютной свободы. Впрочем, условной, ибо в леволиберальном обществе в рабство не покупали, а брали в аренду». «Есть такая профессия – укоризну воплощать». | ||||
| ||||
«Работорговцы. Русь измочаленная» |
| |||
george1109, 20 декабря 2015 г. в 12:25 | ||||
Сначала попала в руки вторая книга. Пролистав несколько страниц, понял, что начинать необходимо все-таки с «Руси…». Нашел. И не пожалел! Трэш. Сюр. Пародия на пост-ап и на первые несколько томов Никитинских «Трое из леса». Достается и другим пионерам славянской фэнтези, а ярым поклонникам Семеновой вообще не советую. Ибо опплюются. И еще напоминает Пелевина. Если не совсем бездумно листать поток юмора, он начинает переходить в поток сознания, а тот, в свою очередь, в едчайшую сатиру на российскую действительность, пропущенную через призму постапокалиптики с целью пародийной, максимально доведенной до маразма экстраполяции дел наших текущих, грешных в далекое (2334-й год, если верить аннотации второй книги) будущее. Гэги и остроты есть и заезженные и новые, и пошлейшие и отличнейшие («…у крыльца валялся оглушенный метко пущенной вдогон булавой привратник. «Не забыть наградить за удачный пуск булавы», – отметил Щавель»). Причем две последние характеристики, бывает, относятся к одному и тому же. Отличные, как уже отметил dimon1979, персонажи. Плюс балл за… а вот парочка цитат, за что))) «– А ты когда самый большой выбор делал, батя? – Было такое, сынок, давно, когда мы нашу Родину спасали от нашего правительства». «…было такое царство, где из людей произошли клерки… Потом клерки сели на корабли и уплыли в Пендостан, где начали вырождаться в манагеров. Потом приплыли обратно в Мертвые земли, когда они еще до Большого Пиндеца были населены, оттуда обманом и коварством проникли на Русь». «Да, еще, – молвил Щавель. – Печень манагерскую не ешь, и кровь не пей. Запомоишься и тем испортишь себе будущее». «Глуп тот, кто удобряет дерево свободы денежным навозом… Дерево свободы необходимо поливать кровью, и, если ты ленишься или жалеешь крови, оно засохнет. Тогда придет враг и выстругает из него колодки, которые ты можешь больше никогда не скинуть». «Злокачественной Москва была до Большого Пиндеца, фильтровала через себя денежную кровь, питалась людьми, выделяла управленческие шлаки и законотворческие токсины, отравляя организм своими выделениями, пока не случилось закономерное». «…подивился русскому долготерпению, позволяющему сажать себе на шею брокера, попа, ростовщика и всякую прочую нечисть». | ||||
| ||||
«Ландскнехт» |
| |||
kuart, 18 марта 2013 г. в 16:51 | ||||
Читал очень и очень давно, году так в 1999-том, и помнится так зацепило произведение, по то му времени, для меня это было «круто» оценку исходя из того и поставил, помню даже искал продолжение, но так и не нашел, видать его и нету в природе. надо будет еще раз прочитать, освежить впечатления от книги. может что-то новое откроется или глаза на первых страницах закроются, все может быть. Но, повторюсь, в 99-м это была реально крепкая книга (боевик, мистика) все то что требовалось душе после окончания ВУЗа, отдыха и хороших книжек. | ||||
| ||||
«Они сражались за Родину» |
| |||
gorvzavodru, 29 января 2013 г. в 22:27 | ||||
Открылся проход из другого мира и на нашу землю (40-е года 20 века) проникли и воюют гномы, эльфы, гоблины и др. Идея для романа — хорошая. Для микрорассказа — считаю, плохая. | ||||
| ||||
«Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха» |
| |||
Игнир, 27 декабря 2012 г. в 22:41 | ||||
К сожалению, «Пожиратели гашиша» запомнились лишь кучей трупов, грудами золота, обилием мистических орденов и сект, персонажами, среди которых никто не вызывает сопереживания и сострадания (учитывая то, что львиная доля персонажей книги погибает). Про количество всевозможных святынь и артефактов я уже не говорю — хватило бы на десяток Индиан Джонсов или Лар Крофт. Но главная проблема книги не в этом. В конце концов, это право автора — придумывать миры и играть персонажами. Как не прискорбно, главная проблема книги — ее герой. Герой в понимании автора — человек, который ради выгоды и личных амбиций преспокойно способен спрятать совесть, сострадание и доброту куда подальше, чтобы не мешали расправляться с многочисленными врагами и препятствиями, наводняющими сюжет. Не знаю, для какого читателя написана эта книга. Лично мне было омерзительно (не побоюсь такого слова) отождествлять себя с «героем» (тем более что роман написан от первого лица), у которого имеется единственная и незамысловатая цель — обогащение. Цель, к которой Илья Потехин идет через трупы, особенно об этом не переживая. А чтобы читатель не возмущался, автор заготовил простые и понятные оправдания: дескать, сами полезли, первые начали, к тому же нанюхались гашиша, и вообще «чурок» мочить на-до... Герой расчетлив, циничен и зол на весь мир. За время повествования он совершает массу «подвигов», но подвигов именно в кавычках, ибо нет подвига без победы над собой. Но герой и не думает с собой бороться. Зачем, когда он и так весь такой правильный? Прочь моральные изыски, это для слабаков, надо жить в свое удовольствие и мочить всех, кто мое удовольствие нарушит. Да, и еще чтоб менты не замели! Похожий персонаж есть у всем известного Толкиена. Догадываетесь, кто? Конечно, Горлум (см. «Властелин Колец»). И герой Ю. Гаврюченкова — именно таков. Внутри. Характерен и друг героя — «афганец» Слава. Бывший уголовник, отмороженный убийца. Как это говорится: скажи мне, кто твой друг... Заметно, что автор просто развлекается, создавая изумительные ордена, тайные секты, колоритных персонажей и чудесные артефакты. Все это сделано на пять с плюсом. Но, увы, они созданы лишь для того, чтобы так же колоритно перебить друг друга. Автор это знает, но, похоже, ему не жаль никого из них. Это чувствуется. А если творец не любит свои персонажи, чего тогда ждать от читателей? Нет, конечно, есть у автора и плюсы. Хороший язык, нескучные диалоги, интересные персонажи. Этого, как говорится, не отнимешь. Да и сюжет, в общем-то, неплох. Подкачала именно идейная непродуманность, «неправильный» герой, не вызывающий ни капли участия. Я допускаю, что автору чужда любая идейность, но — результат налицо. Роман, как и его главный персонаж, оригинален и самобытен. Какое время — такие и герои, хочет сказать автор. Не спорю. Но верю в тесную взаимосвязь автора, его фантазий и реального мира. Обычно в какой-то степени мы проходим через то, что описываем. А то, что мы описываем, в какой-то степени когда-то пройдет через нас. Хорошо бы об этом помнить. | ||||
| ||||
«Работорговцы. Русь измочаленная» |
| |||
dimon1979, 10 декабря 2012 г. в 15:24 | ||||
Несколько раз собирался бросить читать эту книгу, но что-то мешало оставить данный роман недочитанным. Определить жанр, в котором написана эта история тяжело, потому что однозначного названия для подобных книг нет. Автор относит свой роман к пародиям, но я с ним не согласен. Если это пародия, то почему проливаются реки крови и убиваются десятки людей? Из названия книги можно предположить о чем будет идти речь. Рабы — ценный и необходимый для развития нового феодального общества товар. Спустя триста после лет ядерного конца света, люди не нашли более подходящего для себя пути развития, как опуститься во времена раннего средневековья и начать заново проходить все этапы построения развитой цивилизации. Всем управляет князь и его наместники. Огнестрельное оружие кое-где есть, но основным средством обороны и нападения остались лук и меч. Единственным достоинством этого романа будут персонажи. Циничные, наглые, уверенные в себе, с задатками Петросяна (в хорошем смысле), общение между героями книги и будет самым интересным. Приключения получились несколько сумбурными и как мне показалось, напрочь лишенными смысла. Привлечение в книгу известных российских политиков, пусть и с измененными фамилиями, тоже не пошло на пользу. Может автор хотел выразить свое личное отношение к конкретным персонам и не нашел лучшего способа это сделать? Вроде бы пишется продолжение этого произведения, но я вряд ли буду его читать, так как подобные книги — совершенно не мое. | ||||
| ||||
«Случайный выбор» |
| |||
george1109, 31 июля 2012 г. в 03:41 | ||||
Кем может стать школьный учитель музыки, знающий, что такое числа Фибоначчи, перечитывающий ночами Германа Гессе и считающий прекрасным кистепёрого целаканта, идущего на кончиках плавников по морскому дну между скал Коморских островов? Кем угодно. Если только он не повстречает как-то одного из первых своих выпускников, работающего в уголовном розыске... Тогда судьба его предрешена. И — горе Питеру, горе — классикам... | ||||
| ||||
«Провал» |
| |||
Yazewa, 29 марта 2012 г. в 19:20 | ||||
Странная история. Оборванная на полуслове и на полусмысле. Это действительно лишь символически увязанные между собой фрагменты, так что вряд ли можно вообще назвать это литературным произведением. Наброски — да, возможно. Но непонятно, для чего их публиковать в таком виде?.. | ||||
| ||||
«Провал» |
| |||
Mo3k, 29 ноября 2011 г. в 15:40 | ||||
Я понял! Автор написал толстенный роман, оставил его на столе и отправился отмечать с друзьями будущие гонорары! В это время Жучка в мистическом экстазе порвала рукопись в клочья! Автор долго сокрушался и в конце концов решил склеить более менее целые куски. И получился «Провал«! Занятный каламбур! То-то я вижу в этой миниатюре куски недосказанных историй, фрагменты без конца и начала. | ||||
| ||||
«Ганс&roses» |
| |||
alex1970, 03 апреля 2011 г. в 10:11 | ||||
Мрачноватый скомканный анекдот, будто бы пришедший из лихих 90-х. Полковник ФСБ, бригада крутых киллеров, вампиры, президент, любящий, но не могущий достать корюшку. Заинтересовали два обстоятельства – какой же киллер должен быть здоровый бугай, чтобы незаметно спрятать под курткой АКСУ (пусть и со сложенным прикладом) (даже узи или ингрем так спрятать довольно затруднительно), и второе – зачем нанимать киллера экстра-класса, если охрана бизнесмена состоит сплошь из идиотов? | ||||
| ||||
«Упырь» |
| |||
alex1970, 02 апреля 2011 г. в 19:32 | ||||
Рассказ написан неплохим языком и история в нем рассказана довольно занимательная, однако есть одно большое Но. Рассказ вторичен. Если взять «Семью вурдалака» и перенести ее действие в современную российскую умирающую деревеньку, то получим именно это произведение. | ||||
| ||||
«Провал» |
| |||
alex1970, 06 января 2011 г. в 12:21 | ||||
Если это набросок или фрагмент другого произведения то может быть неплохо, если самостоятельный рассказ – то никак, «песня ни о чем». Бомж, путь в бездну, пропавшие строители метро, дом с мрачным прошлым – все фрагментарно и обрывочно. Для «потока сознания» – тема мелковата. | ||||
| ||||
«Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха» |
| |||
леший, 28 января 2010 г. в 20:58 | ||||
тупо, скучно, грустно | ||||
| ||||
«Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха» |
| |||
soulo, 22 января 2010 г. в 08:37 | ||||
Великолепная остросюжетная история, которая не раз заставит читателя затаить дыхание! В процессе чтения я неоднократно пожалел, что не являюсь кинорежиссёром или продюсером. Иначе сразу бросился бы экранизировать эту донельзя кинематографичную книгу. | ||||
|