Брайан Олдисс отзывы

Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 311

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7 

«Амёба-визитёр»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 29 августа 2023 г. в 23:54

Довольно длинное произведение, в котором подводка занимает 90% текста, а на ударную концовку отведены пара страниц. Само по себе это что-то вроде встречи людей сверхдалекого миллионолетнего будущего с космическим абсолютом, божественным духом природы, эдаким бессмертным Паном, возвещающим конец истории человечества и одновременно — начало нового цикла. Причём поначалу история про двух революционеров-диктаторов, участников бесконечной войны у конца времён, решивших при содействии некоего таинственного космического «Робинзона» разграбить мифическую столицу и прародину — Землю не вызывает ощущения масштаба и стэплдонской космогоничности. Лишь потом осознаёшь грандиозность бедствия и понимаешь, какие люди все же мелкие ничтожные сущности — ума хватило только плести интриги и грабить даже у конца их мира. Крах духовный наложился на крах космологический… В 60е это читалось как метафора ядерной войны, сейчас , в 2023 году — как горькое пророчество, сбывающееся буквально на наших глазах. Посмотри в зеркало , человечество, и подумай о мере падения тех, кому и в следующий раз придёт идея собирать вещички у рухнувшего за околицей деревни пассажирского самолёта .

Оценка : 7
«Генетический улей»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 01 августа 2023 г. в 16:53

Рассказ наводит на мысль о знакомстве Олдисса с достэплдонскими историями далёкого будущего: романами Гастонна де Павловски и Альфреда Деблина. Расхожий мотив начала 20века — объединение людей в некий сверхорганизм, единый разум из миллиардов разумов, слитых в единое тело. Если у Кларка в «Конце детства» (а чуть ранее у Стэплдона) людские сущности сливались в «точке Омега» телепатически, то у двух ранее упомянутых авторов и физически. Эдакая омерзительная сороконожка или туча из мелких летающих существ. Написано хорошо, с порывистостью поэта и проницательностью философа (и интригующим детективным сюжетом) — непривычно изящно и тонко для «Нф гетто» излагается целая лингвистическая, религиозно-философская концепция, перекликающаяся с идеями Тейяра де Шардена и отчасти заимствованная из «Создателя звёзд» Стэплдона (эпизод с империй симбиотиков и искусственными планетами-хабитатами из живой плоти). Автор не выносит оценок, но с нотками печали размышляет о том, суть ли человечества в его атомизации или лучше вариант эволюции в единое счастливое, умное и доброе планетарное существо.

Оценка : 7
«Кто может заменить человека?»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 15 июля 2023 г. в 14:41

Мрачный рассказ-аллегория про то, как разумные роботы (метафора простых умом селян-кузьмичей из глубинки) остались без инструкций царя-батюшки (последние люди из числа оставшихся на радиоактивной, убитой войной Земле наконец вымерли) и вместо построения демократии начали кровавую борьбу за власть , а потом просто пошли искать нового царя с дворянами куда глаза глядят. Параллели с событиями в Российской Империи здесь довольно очевидны — свержение царизма вовсе не ведёт к благоденствию, если вы не наделены базовыми навыками демократии и все делаете по указке свыше. Хороший рассказ, ни добавить, ни убавить.

Оценка : 7
«О, Ишраиль!»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 августа 2022 г. в 18:40

Поверить в пришельца, тема которая будет встречаться в последующих работах писателей, ибо никто никогда не поверит. Они могут встречаться и доказывать друг другу, они верят друг другу. Но, мы которые любим и читаем фантастику никогда не поверим, что пришельцы есть на самом деле. Читатели фантастики самые рациональные люди, самые практичные и меркантильные. Нету их! Нету. И не дурите нам голову.

Оценка : 7
«Вне досягаемости»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 28 марта 2022 г. в 21:07

Первая новелла сборника посвящена войнам, которые ведет человек против самого себя. Практически вся современная история — это история войн и разного рода конфликтов. Те же США возникли в результате одного из них, известного как «Бостонское чаепитие». По-видимому, так уж устроен человек, что не может мирно решать самые острые вопросы. Виновата тут его пресловутая гордость или банальная глупость — не так уж и важно. Главное — сам результат. О «последней» войне, после которой рухнет цивилизация, и история заново начнет свой отсчет, в 50-е годы писали многие авторы. Особенность данного произведения Олдисса в том, что он решил сделать из него эпопею, эпизоды которой разделены огромными промежутками времени в тысячи лет. Первый эпизод рассказывает не о «последней» войне — она является для него только фоном, — а о спасении. Потому что хорошо известно, что за любой войной всегда неизбежно следуют регресс и деградация. Автор задается вопросом: если нельзя предотвратить саму войну, можно ли спасти от нее хоть часть приобретенных ценностей? Причем, речь идет не только о материальных ценностях, но и о жизни в целом. Именно этой цели служат «мечтальники», где в объятьях Морфея спят те, кто пытается пережить глобальную катастрофу. Среди них находится и некий Флойд Милтон, которому суждено разгадать интригующую тайну инопланетной расы солитян, посетивших Землю еще до войны...

-------------

РЕЗЮМЕ: новелла, в которой предложен один необычный способ сохранения цивилизации после ядерной войны. Способ, скорее, философский, нежели прагматический, ибо реализовать его вряд ли получится.

Оценка : 7
«Бедный маленький вояка!»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 27 февраля 2021 г. в 22:03

Краткое руководство для путешественников во времени по охоте на доисторических животных, в частности — на бронтозавров. Абсолютно несерьезное с научной точки зрения по нескольким причинам: 1) путешествия во времени невозможны; 2) ценность бронтозавра как охотничьего трофея равна нулю (если не считать сам факт его убийства); 3) нынешнее представление о бронтозаврах сильно отличается от авторского описания, данного более 60 лет назад. Значит, рассказ преследует только одну цель — высмеять подобный тип охотников, готовых отправиться за славой хоть с черту на кулички. Это подтверждается и названием самого рассказа, которое звучит весьма нелепо. Видать, автор не является фанатом такой траты своего свободного времени и находит ее странной и комичной. Недаром его «герой»-охотник погибает столь же нелепой смертью, будучи загрызен бронтозавровыми блохами, которых он своими руками лишил пропитания.

-------------

РЕЗЮМЕ: жесткая шутка на тему вневременной охоты. Весьма длинное и подробное описание всех деталей этого развлечения перечеркивает нежданный финал, заставляющий любителей охоты недоуменно чесать свой затылок: «А стоило ли вообще затевать весь этот вояж?»

Оценка : 7
«Удовольствие для двоих»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 14 февраля 2021 г. в 23:57

Еще один пример «черной» новеллы известного фантаста Олдисса. Как и в рассказе «Неразделенное хобби», речь здесь идет о маньяке, убивающем развратных женщин. Сразу приходит на ум Джек Потрошитель — самый известный маньяк подобного типа. Его так и не сумели поймать, потому психология столь ужасных поступков так и осталась невыясненной. У олдиссовского маньяка с этим полный порядок: автор подробно описывает его внутренний мир (гипотетично, конечно). Внутри мистер Крим (сокращение от английского criminal — преступник) белый и пушистый: он вежлив, бесконфликтен, культурен в своих манерах, не терпит хамства, его приводят в смущение фривольные надписи в туалетах. Свои жертвы от элегантно душит шарфом и заворачивает в старое одеяло. Чем не джентельмен? Ирония автора вполне понятна, ибо кто-то из журналистов назвал Англию «раем для маньяков». Ни в одной другой стране мира они не имеют таких прекрасных условий для лечения своей «больной» психики! Я не зря взял слово в кавычки: на самом деле психических болезней не существует. Строго говоря, это просто специфические аномалии в мировосприятии разных людей. Большинство нормальных людей тоже мечтают кого-нибудь убить, но делают это мысленно, ибо видят, где проходит граница дозволенного. Ее они никогда не преступают — срабатывает то самое торможение центральной нервной системы, которое мы называем совестью. Маньяки такой границы не ощущают и потому довольно часто выходят за пределы. Хотя считают себя высокоморальными личностями — чуть ли не спасителями человечества! Судебная система также относится к ним с определенным пиететом: маньяков не казнят, а отправляют «на лечение» (которое представляет собой искусственное торможение психики разными наркотическими препаратами). Короче, воз и сотню лет спустя стоит на том же самом месте...

----------

ИТОГ: психологический экскурс в душу маньяка-душителя. Судя по всему, в конце «герою» улыбнулась удача: симпатичная ему женщина тоже оказалась маньячкой и теперь они откроют настоящий семейный бизнес. На это намекает само название (его дословный перевод — «Разделенное удовольствие»). Женщинам и прочим чувствительным натурам читать не рекомендуется.

Оценка : 7
«Пантомима»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 12:08

К сожалению в нашем мире любое изобретение сначала тестируют на возможность использования в военной сфере. Сначала думают, как убить человека, а уже потом о его комфорте. Автор нарисовал крайне мрачную картину применения совершенно уникального оружия, элементы которого уже поступают на вооружение в армии стран мира. А значит не за горами возможность почувствовать на себе то, что автор описал в рассказе. Ну, что ж, с богом, вперед...

Оценка : 7
«Никогда в жизни»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 11:41

Вполне неплохой и в чем-то даже оригинальный рассказ. Хроноопера в чистом виде, когда чье-то прошлое выставляется напоказ в виде реалити-шоу: из жизни твоих предков. Как подумаю и становится не по себе: а может и за мной вот так смотрят из будущего и развлекаются?!. А ты веди себя прилично! Не получится, у них система ценностей совсем другая, посмотри сам в прошлое... Одно слово: мама не горюй, по комнате голым не ходить...

Оценка : 7
«Без головы»
–  [ 2 ]  +

god54, 01 июля 2017 г. в 08:20

Очень неплохой сатирический рассказ, который убедил меня только в одном, в том, что в ближайшем будущем мы увидим подобные события на аренах стадионов наших городов при огромном стечение обывателей. Ибо уже сегодня все каналы телевидения с огромным воодушевлением в прямом эфире транслируют картины смерти, горя, убийства, трагедии, смакуя, при этом, каждую каплю крови и повторяя репортажи десятки раз потом выбирая наилучшие ракурсы для любителей и ценителей этих зрелищ. И не стоит огорчаться, мир требует зрелищ и хлеба. Хлеба нет, а, значит, будут зрелища: балы, съезды, выборы, президенты, парады, кровь, реалити-шоу... и смерть в прямом эфире.

Оценка : 7
«Суперигрушки в другие времена года»
–  [ 2 ]  +

Пол Атрейдес, 11 марта 2016 г. в 22:54

Третий рассказ в самом деле поинтересней предыдущих, но.... всё равно невольно сравниваешь его с фильмом (картинка так и стоит перед глазами) и не в пользу рассказа...

Оценка : 7
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 06 июля 2015 г. в 08:08

В 2020 произошла война, и бывший советник президента США попал в Швейцарию начала 19 века. Далее то, что позже неоднократно использовали кинематографисты – Байрон, Шелли с женой, посиделки и оргии на берегу озера.

Там он встречает Виктора Франкенштейна и сталкивается с его чудовищем, которое себе зверствует в горных лесах.

Реальные люди, события романа сливаются, временные рамки распадаются, к ним примешивается охота на чудовище.

Рваный ритм, не всегда понятные отсылки (думаю, автор играл не только с «Франкенштейном» и историей ее создательницы), не слишком внятный финал.

Игра в постмодернизм получилась неплохо. Но не думаю, чтобы эта книга относилась к лучшим у британского писателя (из его романов я читал «Нон-стоп» и он мне очень понравился).

Оценка : 7
«Человек в своём времени»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 05 октября 2012 г. в 14:14

Здесь, пожалуй, занятна не столько идея с несовпадением времени, сколько реакция ГГ на происшедшее с ним. Это было действительно интересно...

Оценка : 7
«Все слёзы мира»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 23 февраля 2010 г. в 07:55

В рассказе очень впечатлила концепция психотерапевта, который прилетал за много километров, чтобы просто позлить пациента. Идея только на первый взгляд кажется слишком фантастичной. Ведь мы с Вами тоже не начнём хорошо работать, если нас как следует не раззадорить. Но у нас есть где получить такие стимулы, а если ты живёшь в эмоциональной блокаде, то найти их оказывается не так просто.

Оценка : 7
«О, Ишраиль!»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 23 февраля 2010 г. в 07:42

Когда никто вокруг тебе не верит, через некоторое время ты сам начинаешь сомневаться в своём здравом уме.

Мне этот рассказ тематикой напомнил сначала «Землян» Рэя Брэдбери, а потом «Планету Ка-Пэкс» Джина Брюэра. Но на самом деле рассказ о том, что людям гораздо проще не верить любому факту, выбивающемуся из привычной череды. Объяснять его «естественными» причинами, объявлять подателя факта чудаком или сумасшедшим. Лишь бы не выскочить из наезженной колеи.

И мы с Вами — ни чем не лучше. Мы не верим сходу любому человеку, говорящему, скажем, о чём-то паранормальном. Хотя, какие основания мы для этого имеем? Только то, что этого не может быть, потому что такого не бывает?

Оценка : 7
«Самый белый Марс»
–  [ 2 ]  +

BECHOB, 17 декабря 2009 г. в 15:16

Все-таки, мутный он — товарищ Олдисс. Чаще всего, он мутно излагает мысли мутным языком. Но этот конкретный рассказ, «Самый белый Марс», стоит прочесть, хотя бы, ради потрясающей фразы, которая встречается примерно в середине текста:

«Иногда лучше удержаться и не тянуть руки туда, куда не следует»...

Оценка : 7
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 06 декабря 2009 г. в 00:21

Леди и джентльмены,

Могу сказать, что, как абсолютное большинство авторских сборников он крайне неровный, и оценки варьируются в самом широком диапазоне от единицы до десятки. В целом же «Суперигрушки...» скорее понравились, нежели разочаровали.

Такие дела.

Оценка : 7
«Теплица»
–  [ 2 ]  +

wolobuev, 24 октября 2009 г. в 17:01

За буйную фантазию автору — огромный плюс. Действительно, придумать такое многообразие жизненных форм, да ещё описать их сложные связи друг с другом, не каждому дано. Но вот что касается сюжета, здесь чувствуется какая-то незавершённость. Вообще непонятно, к чему автор столько всего наворотил. Читаешь-читаешь, продираешься сквозь его извилистую фантазию, а на выходе получаешь пшик. Я был разочарован. Но в целом книга увлекательная, проглатывается быстро.

Оценка : 7
«А вы не андроид?»
–  [ 2 ]  +

Nog, 05 июля 2009 г. в 11:35

Забавный по выбранной теме, но не слишком удачно и увлекательно написанный рассказ. Действия героя описаны слишком прямолинейно и коротко, а финал угадывается уже на середине.

Оценка : 7
«Все слёзы мира»
–  [ 1 ]  +

keellorenz, 15 июля 2023 г. в 14:25

Мрачный рассказ о будущем, в котором прозорливец Олдисс рассмотрел переход войны холодной в горячую по империалистическому типу (левые марксисты устроили геноцид всему человечеству, а западный мир увяз в противостоянии с ними), а потом ее мутацию в националистичную и далее в расовую бойню. И вот на обломках цивилизации установился тоталитаризм с плановой экономикой (наследники Ленина судя по всему таки одержали победу) и роботизированным технораем для избранной верхушки, в котором развернулась драма на этнической почве в стиле «Ромео и Джульетта»… Лаконичный стиль и стремительный сюжет тут лишь подчеркивает драматичность ситуации, когда одна раса (африканская) захватила власть над другими. Расизм это не что-то свойственное только Гитлеру, увы. В 2023 году все это читается уже не как фантастика, особенно на фоне тезисов об «особом генетическом коде нашей родной нации» и радиоактивном пепле. Столетие прогресса науки и техники только совершенствуют механизмы тоталитаризма, если не сопровождаются улучшениями в плане гуманизма и нравственных качеств. В принципе прогноз сбывается — все эти электронные рейтинги лояльности, лагеря исправления целых народов и геноцид по этнической принадлежности.

Оценка : 7
«Секрет могущественного города»
–  [ 1 ]  +

god54, 26 марта 2023 г. в 11:08

Почему погибают империи? Один умный, как мне кажется, человек сказал: Империю нельзя победить, она погибает изнутри, пожирая само себя. Все империи пали разложившись изнутри. В рассказе автор, как мне показалось, рисует именно пик такого разложения Империи (в рассказе Союз), каждая фраза, каждый факт, новый кадр, комментарий, как весомое доказательство гибели, разложения, вони... Герои еще не осознают, но уже чувствуют, то, что надвигается, неотвратимо... Пал первый Рим, пал второй, падёт и третий Рим.

Оценка : 7
«Генетический улей»
–  [ 1 ]  +

god54, 05 января 2023 г. в 17:52

Автор предложил оригинальную идею дальнейшего эволюционного развития человека, которую так интересно разовьют потом другие авторы. В данном случае, с моей точки зрения рассказ не получился. Есть идея, есть красивый текст, а вот сюжет получился вялый, пересказательный, серый... если не сказать — скучный.

Оценка : 7
«Амёба-визитёр»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 01 апреля 2022 г. в 21:02

Последняя новелла из многовековой хроники Глактической Федерации действительно получилась последней и по сюжету. По воле случая в умирающую от старости Галактику залетает представитель нового разумного вида, призванного заменить человека в скором будущем. Он начинает свой длинный вояж к прародине остального человечества, чтобы предупредить его о грозящем Конце Света... Ну что ж, в целом достойное завершение всего цикла, несмотря на определенные угловатости в изложении сюжета. Главное состоит в том, что читатель сможет понять всё происходящее из мудреных и не совсем очевидных по смыслу диалогов. Главгерой без имени, конечно, описан очень упрощенно и поверхностно, что не дает составить о нем хоть какого-то представления. Его миссия также остается загадкой вплоть до самого финала, где, наконец, раскрываются все карты. И вот тогда оказывается, что изначальные представления о целях чужеземца были неверными в корне — никого завоевывать он не собирался. Даже его сверхспособности на самом деле окажутся очередной фикцией, ибо настоящая причина всего происходящего кроется в особенностях нашего мира. Только вот я не пойму — зачем нужно сообщать всему человечеству о грядущей катастрофе? Вряд ли это добавит нам оптимизма да и толка от такого знания нет никакого. Очевидно, автору просто понадобился эффектный финал, напоминающий библейский «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Чтобы, так сказать, провести параллель с пророчествами далекого прошлого. Ну что ж, теперь, когда прошлое соединилось с будущим через настоящее, история вынуждена закончиться...

--------------

РЕЗЮМЕ: завершающий эпизод в длинной истории земной империи повествует, как это и положено, о всеобщем Конце Света. Со всеми научными объяснениями последнего.

Оценка : 7
«Генетический улей»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 31 марта 2022 г. в 20:38

Итак, новый язык галингва запустил целую цепь событий, которые привели к принятию Земли в Галактическую Федерацию. Но было уже ясно, что этим дело не ограничится — настолько кардинальным оказалось отличие галингвы от остальных языков. Случайное стечение обстоятельств инициировало другую его особенность — мутагенную. Природа стала менять носителя под стать его новому сознанию. На сцену вышел новый тип человека, абсолютно чуждого прежнему укладу жизни... Немного тяжеловато и слишком уж фантастично. Автор утверждает, что теперь разумом обладает каждая отдельная клетка организма. Интересно, знает ли он, сколько этих самых клеток составляет человеческий организм? И как они смогут придти к консенсусу в самых сложных ситуациях своей жизни? Так и хочется схохмить: клетки руки приняли решение оставить сообщество человеческого организма из-за того, что он использовал их для получения взяток. А если он не прекратит пить вино, от него сбежит язык и ... желудок. Как вам такое?! Отчего ж автор не поразил наш разум противоречиями подобного рода? Вместо этого он убеждает нас в том, что ассимилироваться могут только «интеллектуальные» организмы, а всякого рода деревенщина не заслуживает столь высокой чести. Звучит как-то по-расистски... Уже второй раз я ловлю автора на явно провокационных расиситских идеях. Наверно, у англичан это качество в крови и определенно передается по наследству.

----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как новый язык общения привел к появлению новой личности. Она (точнее, ОНО) уже не ассоциирует себя с человеком, а с нечто большим. Совсем как нацисты...

Оценка : 7
«Стимул»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 30 марта 2022 г. в 22:57

Новелла с философским смыслом: стоит ли вступать в Галактическую Федерацию планете, не знающей космических полетов? Такой вопрос как раз и стоит перед Землей, деградировавшей за прошедшие тысячелетия до уровня древнегреческой культуры. Бывшие земляки, некогда покинувшие нашу планету на космических кораблях, теперь правят Вселенной и решают, кто из разумных обитателей космоса достоин войти в их межзвездное содружество. В случае Земли это будет зависеть от ответов самого известного представителя партии изоляционистов Фарро Вестербая... Зачем автору понадобился столь скучный сценарий? Думаю, он просто хотел показать читателю решающую роль языка. Дело в том, что прогрессоры говорят на собственном языке — галингве, который отражает как их мировоззрение, так и отношение ко Вселенной в целом. Получается, что если ты дикарь с Соломоновых островов и ходишь практически голышом, но стоит тебе выучить английский язык, как ты сразу поменяешь свое отношение к прежней отсталой жизни и сумеешь стать настоящим джентельменом! Мысль необычная прежде всего в своей парадоксальности: она утверждает первенство языка, а не мысли. Справедливость данного тезиса весьма спорна, но автор и не думал его доказывать — он просто хотел показать нам необычность самой модели человеческого поведения, связанной со словом (т.е. способнстью говорить, общаться). Не спорю, что человеческий язык — ключ к любой культуре, но так ли уж велико его значение на самом деле? Недаром пословица утверждает, что слово — серебро, а вот молчание — золото (имеется в виду «умное» молчание).

--------------

РЕЗЮМЕ: философская притча о могучей роли языка в человеческой культуре. Явная аналогия с колдовской речью волшебников из сказок.

Оценка : 7
«О, Ишраиль!»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 30 марта 2022 г. в 22:18

Не ищите в данном эпизоде галактической саги приключенческого сюжета, ибо автор посвятил его известной проблеме психиатрии — как надежно определить, является ли конкретный человек душевнобольным или просто «косит» под него? Некий незнакомец, назвавшийся Ишраилем, утверждает, что он адмирал космического флота Проникателей, сосланный на Землю в качестве наказания за поражение. Верить ему или нет? Простые крестьяне, наслушавшись его захватывающих воображение рассказов, поверили от всей души. А вот врачи из клиники «Сибирквине» отнеслись к данному вопросу с изрядной долей скепсиса. Их можно понять: когда нет надежных фактов о существовании иноземного разума, а человек еще не выбрался из пределов Солнечной системы, весьма сложно поверить в реальность изложенных Ишраилем фактов. Так что консенсуса по данной теме явно не предвидится. Другой вопрос: является ли Ишраиль душевнобольным, а не обычным фантазером, мечтающим прославиться? Тут у меня лично целая масса сомнений. Еще в институте нам 3 года читали лекции по психологии, из которых я сделал вывод, что во многом все выводы этой науки основываются на чисто гипотетических предположениях. Другими словами, адекватность человека доказать не так-то просто! Вполне нормальный человек часто ведет себя неадекватно даже в трезвом состоянии, так же как и явный псих может временами выглядеть вполне нормальным. Конкретный пример — известный всем маньяк Чикатило, которого соседи считали примерным семьянином, а у него на счету уже было более полусотни убийств. Сознание человека — потемки даже для него самого. Чего уж там говорить про других! Шизофрения — это даже не болезнь, а признание в бессилии со стороны врача-психиатра. Он не знает точно, в чем причины отклонений в поведении конкретного человека, вот и ставит диагноз, который дословно значит «расщепление мышления». То есть, мыслит человек ненормально, а отчего — мы не знаем! Это вам не формула Эйнштейна, а чисто голословное утверждение. Вот и выходит, что зачастую признание человека душевнобольным основывается на личной некомпетентности его лечащего врача! Даже и не знаю, кто из них двоих более безумен...

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как сложно порой бывает определить, является ли данный человек сумасшедшим или он просто прибыл с другой планеты. Проблема Ишраиля будет разрешена в следующей новелле, где все звезды психиатрии будут посрамлены истиной.

Оценка : 7
«Все слёзы мира»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 28 марта 2022 г. в 21:34

Прошло более 4000 лет с момента, описанного в первом эпизоде. Отгремела ядерная война, а после нее — целая плеяда расовых войн. Белая раса проиграла и исчезла с лица Земли. Теперь на планете правят темнокожие. У них особое общество и правила. Например, такое: психоаналитики призваны не только анализировать человеческие эмоции, но и провоцировать их у избранных, чтобы держать общество «в тонусе». Причем, методика провокаций весьма жестока по своей сути... В первую очередь автор заостряет свое внимание на ущербной морали общества будущего. Хорошо или плохо провоцировать людей на эмоциональный ответ — вопрос спорный и неоднозначный. Другое дело, каким образом это делается. В наше время такого психоаналитика бы точно побили (а то и убили б). Возможно, таким образом автор хотел выразить свое отношение к подобной методике. Ему просто необходимо было шокировать своего читателя, чтобы таким образом вызвать его негативную эмоциональную реакцию. Честно скажу, что сделано это не совсем корректно. Поскольку миром теперь правят «черные», все описанные в новелле недостатки читатель закономерно припишет этой расе УЖЕ СЕГОДНЯ. По крайней мере, популярности неграм это произведение точно не прибавит. И даже приведенная в финале трагедия новых Ромео и Джульетты уже ничего не изменит.

----------------

РЕЗЮМЕ: немного расистская по сути притча о ценностях человеческих эмоций в мире, пережившим 4000 лет непрерывных войн.

Оценка : 7
«Неразделённое хобби»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 14 февраля 2021 г. в 23:20

Непонятно, зачем составители сборника КЛФ «Смерть Вселенной» решили взять два однотипных произведения известного английского фантаста Брайана Олдисса — «Неразделенное хобби» и «Удовольствие на двоих». Оба они посвящены маньякам и описывают их как принципиальных гурманов (поймите меня правильно!). В первом рассказе речь идет о настоящем ценителе этого подпольного (точнее, подполого) дела, который убивает ради удовольствия. Свое первое убийство он совершил во многом случайно и испытал при этом какое-то подобие оргазма. Ощущения ему понравились, и он решил повторить. Но, как утверждают психологи, оргазм в больших количествах быстро приедается организму...

Идея рассказа состоит в том, что любое удовольствие нужно ценить, а не обесценивать. Но маньяки — еще тот народ... Никакими аргументами их не убедишь, ибо контролировать свои желания они не могут в принципе. Нормальный человек полностью осознает все последствия своих поступков и никогда не переступит той черты, которая отделяет приличное от аморального. У маньяков такой черты нет, точнее, они ее не ощущают. Поэтому герой рассказа (если к нему можно применить сей титул) не понимает, за что его арестовали: он, ведь, не убивал Эдмона Фаулера! Остальные жертвы — не в счет! Ведь они — настоящие отбросы общества, ненужный хлам, который не стоит жалеть... Психика человека — весьма темная вещь. Никогда не знаешь, какие демоны в ней скрываются. Говорят, известный советский маньяк Чикатило был очень вежливым и чутким соседом, от которого нельзя было услышать ни одного бранного слова. Думаю, четыре десятка его жертв всё равно не смогли оценить по достоинству эти манеры. Современная медицина считает подобных «уникумов» больными людьми, что кажется мне истинным святотатством наподобие «танца на костях». На мой взгляд, с психикой у них всё нормально: они полностью отдают себе отчет, что делают («герой» рассказа как раз об этом и говорит). Другой разговор, КАК они это воспринимают. Сильный перекос в морали делает их особо опасными преступниками, которых ни в коем случае нельзя миловать, ведь они не остановятся на достигнутом и будут продолжать убивать. А наше законодательство упрямо оставляет их в живых, якобы «для лечения». Но любому психиатру известно, что подобное влечение не лечится. Может, потому, что болезнью не является (строго говоря). Так что юриспруденции пора с маньяками четко определиться, считать их людьми или нет.

-----------

ИТОГ: этюд о чувственном маньяке, поднимающий серьезную проблему идентификации подобного типа людей. Не рекомендуется к чтению молодежью и особо чувствительными натурами.

Оценка : 7
«Зима Гелликонии»
–  [ 1 ]  +

god54, 07 июля 2017 г. в 18:02

К сожалению, как это часто бывает с сагами, концовка всегда получается значительно хуже начала, когда вначале были выплеснуты все идеи и сюжетные ходы, а все дальнейшие тома просто паразитируют на ранее заработанном имидже и преследуют лишь коммерческую цель для издательства и автора. Однако слава тем читателям, которые сумели добраться до конца и попытались получить целостное впечатление обо всем романе-эпопее. Идея просто великолепная, эпичность впечатляет, сюжет увлекательный, однако неровность во времени просто убивает.

Оценка : 7
«ИИИ»
–  [ 1 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 09:59

Очень даже неплохой сатирический рассказ, в котором сатира преподнесена в довольно жесткой манере. И мне почему-то верится, что именно так и будет осуществляться экспансия человечества на другие планеты. А почему она должна быть иной по сравнению с экспансией по самой планете Земля? Человек был, есть и будет хотеть есть всегда и везде. Только после удовлетворения этой первой потребности он сможет думать о чем-то другом и как утверждает Маслоу о безопасности.

Оценка : 7
«Без остановки»
–  [ 1 ]  +

tox666, 03 мая 2017 г. в 22:41

Увлекательная история, простая, линейная и динамичная, написанная в 50-ых, мне не показалась старомодной. Мир и персонажи вполне правдоподобны и адекватны, хотя биологические, механические, метеорологические и т. п. оплошности и недомолвки подпорчивают впечатление.

С другой стороны, словарная стилистика текста зачастую неуместна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не думаю, что может возникнуть ассоциация расстыкованных отсеков корабля с разлетающимися монетками в мире, где торговля происходит разменом шила на мыло. Священник не может быть назван сорокой за воровство там, где нет не только сорок, но и, собственно, птиц. Он не может быть и монахом по сходной причине. Опять-таки слову «бомж» неоткуда взяться там, где бомжуют все, ибо отличить бомжа по характерным признакам от кого-то другого невозможно, да и не нужно. Подобных вещей к сожалению множество.

Это, конечно, мелочи, но именно эти мелочи и выдёргивают читателя из потока повествования, ставя его в позицию наблюдателя извне.

Впрочем, у меня осталось хорошее впечатление. Дочитав до конца, хочется продолжения.

Оценка : 7
«Без остановки»
–  [ 1 ]  +

Vicca, 05 апреля 2011 г. в 10:20

Мрачное произведение.

Читаешь его и видишь заштампованные картины джунглей, дикарей, космического корабля.

Оценка : 7
«Старый миф»
–  [ 1 ]  +

Oswald, 19 июля 2010 г. в 14:57

Чем дальше идёт человек в своём развитии, тем более отходит от понимания природы. Причём, как окружающего его мира, так и природы своей собственной. Хроноэксурс Олдисса отнюдь не заканчивается концептуалистским неолитом. Наоборот, события углубляются в куда более отдалённые и совсем уж архаичные пласты человеческого «Я». Такая концовка непредсказуема, но по-своему логична и закономерна. Ничего не объясняющая, она тем не менее проливает хоть какой-то свет на происхождение старого мифа.

Оценка : 7
«Без головы»
–  [ 1 ]  +

Oswald, 19 июля 2010 г. в 14:47

Мир будущего безумен ничуть не меньше, чем в наши дни. И не беда, что безумие это основано на принципах демократии, политкорректности и тонком коммерческом расчёте. Всё равно, получается то же самое первобытное стадное безумие, стыдливо прикрытое понятием цивилизованности.

Оценка : 7
«Стимул»
–  [ 1 ]  +

drogozin, 23 февраля 2010 г. в 19:29

Довольно трудным для понимания оказался этот философский и метафоричный рассказ. В нём почти нет действия. Только «покосточковый» разбор движущих сил общества людей на его пути в познании и завоевании вселенной. Очень интересно, но не для любителей «отдыха мозга».

Оценка : 7
«Сверхдержава»
–  [ 1 ]  +

BECHOB, 02 декабря 2009 г. в 16:12

В целом, соглашусь с тем, что пишет в своем отзыве sham, но с некоторыми оговорками. Лично я не заметил особо смачных описаний эротических сцен. На мой взгляд, их там особо и нет. А те, что есть, описаны весьма скупо. Впрочем, сколько людей — столько и мнений, а на вкус и цвет товарищей, как известно, не выбирают... В целом — вполне реалистичное описание возможного будущего Единой Европы, этакого европейского аналога США. Любопытно и познавательно. А язык повестования и впрямь тяжелый, что вкупе с прыгающими туда-сюда мыслями автора несколько затрудняет процесс чтения.

Оценка : 7
«Говядина»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 16 ноября 2009 г. в 13:52

Леди и джентльмены,

Намеренная сухость языка лишь подчеркивает зверства, описываемые в рассказе, что придает ему схожесть с газетным очерком или новостной лентой. Чего, в принципе, автор и добивался. Совершенно безрадостная картина самого ближайшего будущего передается с помощью нескольких калейдоскопически сменяющихся картинок.

Такие дела.

Оценка : 7
«Кто может заменить человека?»
–  [ 0 ]  +

Darth_Veter, 29 марта 2022 г. в 21:16

Очередной эпизод тысячелетней саги о постапокалиптическом мире будущего посвящен ... роботам. Эти верные служки человека окажутся поставлены перед фактом исчезновения своего хозяина. Что делать: искать уцелевших от массовой бойни или начать организовывать свое собственное общество? Как ни странно, но алгоритмы роботов далекого будущего оказываются необычайно примитивными — произведение писалось в те годы, когда о машинном разуме знали еще очень мало. Даже современные роботы выглядят куда лучше описанных автором! Правда, нам показали не всех из них — самые продвинутые обладают мозгами 3 класса, что по шкале разумности соответствует простейшим эвристическим алгоритмам. О владельце мозга 2 уровня упоминается вскользь: герои рассказа решили с ним банально не связываться. А о возможностях 1 уровня читателю приходится только догадываться, ибо его носитель автором не определен. Думаю, это сделано специально, чтобы оставить некий «задел» на развитие искусственного интеллекта в последующих историях. К тому же, главная задумка рассказа состоит не в этом, а в поиске ответа на вопрос: насколько роботы способны к созданию собственной автохтонной цивилизации? Другими словами: позволят ли алгоритмы, вложенные в их железные головы, полностью осознать себя или всё же пасуют перед неоспоримым авторитетом хозяина-человека?

------------

РЕЗЮМЕ: явно ироничная история про то, как семь роботов разных классов попытались создать собственное общество, независимое от человека.

Оценка : 7
«Удовольствие для двоих»
–  [ 0 ]  +

Kabasha, 01 июня 2019 г. в 22:39

Словно продолжая начатое в рассказе «Неразделенное хобби» автор продолжает исследовать пороки и глубины человеческой психики, вдобавок, в отличие от ранее упомянутого рассказа, здесь появляется некая интрига и дополнительные персонажи. Результат — читать интереснее, рассказ становится более объемным и хапоминающимся, хотя простоты и банальности в нем по-прежнему в избытке.

Оценка : 7
«Без остановки»
–  [ 0 ]  +

WiPiton, 18 апреля 2012 г. в 11:01

Добротно написанный «звёздный ковчег» от мастера старой закалки. Интересный мир, бодрый сюжет, прорисовка героев несколько хромает. Прочитал не без удовольствия, потраченного времени ни разу не жаль.

Оценка : 7
«Босиком в голове»
–  [ 0 ]  +

Hell-lie, 07 июля 2011 г. в 23:23

Психоделический бред хиппи. Читалось с трудом, ибо язык — нарезка мыслей, несогласованные слова, обрывки фраз.. Зато атмосфера передана отлично.

Не мое, но тем не менее понравилось.

Оценка : 7
«Кнопка «Пауза»
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:41

Леди и джентльмены,

Вновь «газетная» подача рассказа от Брайана Олдисса, сухое изложение фактов, совершенно «левая» вставка об изобретателях, целькоторой — добавить некой доверительности, показать, что изобретатели самых гениальных вещей — такие же парни, как мы с вами.

В общем и целом, средний и ничем не примечательный рассказ.

Такие дела.

Оценка : 7
«Неандертальская планета»
–  [ 0 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 01:02

Конфликт творческих (неандертальских) и научных (кроманьонских) черт современного человека, определяемых подсознанием и сознанием соответственно (по мнению автора) приводит к полной победе... роботов! Интересное мысленное упражнение.

Оценка : 7
«Вопрос математики»
–  [ -1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 23:51

Леди и джентльмены,

рассказ прекрасно иллюстрирует, насколько сильно мелочные проблемы и суета отдельных людей могут повлиять на ситуацию в глобальном масштабе.

Такие дела.

Оценка : 7
«Слюнное дерево»
–  [ 14 ]  +

VAI, 06 июня 2011 г. в 12:34

Ну не пойму я, за что эта повесть получила премию «Nebula». За подражание Уэллсу? За стиль ужастика? За идею пришельцев на пикнике? Впрочем, это — премия 1965 года и даже «Пикник на обочине» еще не был написан.

Что мы имеем?

Молодой бездельник, от безделья же интересующийся наукой и социализмом, не настолько увлеченный, чтобы, бросив все, бежать к месту приземления странного метеорита, но и не решающийся уехать от места странных событий. Очень характерная деталь — он объясняется в любви девушке, но из-за дождливой погоды неделю не решается к ней съездить (за 2 километра). Вот такой, чисто английский, молодой человек.

Фермер, отдающий все свои силы работе на ферме, даже если этих сил требуется больше, чем у него есть. Это — единственная его черта, показанная в повести. Все, что находится за пределами фермы и его работы его не интересует, хоть там люди, хоть пришельцы.

Пришельцы. Невидимые (!) твари, опрыскавшие чем-то ферму, от чего многократно повысилась плодовитость — всех, от клубники до людей — и периодически вкушающих эти плоды, высасывая до полного осушения. Идея о том, что они просто залетели отдохнуть и вкусно поесть — интересна, трагична на общем фоне событий и достаточно безысходна ( прилетят и другие?). Но в эту идею как-то не очень верится. Впрочем — других идей нет: зачем же они прилетали-то? Туманно...

Странная реакция людей на увиденные чудеса — если свиньи размером с быков и груши размером с арбуз еще могут внушить не ужас, а восхищение, то уж высасывание животных просто никак не может быть объяснено болезнью. Бежать надо, быстро и как можно дальше, но — не бегут, растят этих чудовищных животных и ждут, кого раньше съедят. И почему, пытаясь поймать и убить пришельца, сразу не воспользовались ружьем?

Стиль Уэллса передан вполне достоверно, атмосфера ужаса — ну тоже неплоха. А что в целом?

На научную фантастику не тянет. Самое научное, что есть в повести — это электрическая лампочка.

На фэнтези — тем более.

Неужели же только для того, чтобы сказать: вот Уэллс опоздал приехать, этого он не видел, но по рассказам очевидцев написал «Войну миров»? Маловато...

Оценка : 6
«Теплица»
–  [ 9 ]  +

kirik, 09 августа 2013 г. в 12:13

«Переборщил» — так бы я описал произведение одним словом. Если же вдаваться в детали, то есть множество поводов придраться — от самой идеи подобного мира, до конкретных воплощений «технологии» растительного мира.

С первых же страниц на читателя смотрит далекий мир будущего Земли — прошли миллионы (?) лет, солнце превратилось в красного гиганта и поливает нашу планету изрядной долей радиации от которой на Земле, почему-то, повымирала почти вся животинка (и с ней же людишки), но выжил и мутировал растительный мир, захватив практически всю поверхность. Планета тем временем лишь одним боком находится к солнцу, где царит вечный день и буйная жизнь, на другой же половине — вечная ночь и непонятно что. На фоне всего этого автор рассказывает нам о трудностях тамошней жизни на примере небольшой группы зеленокожих людей, живущих на «среднем ярусе» деревьев. Как-то так.

В целом нужно отдать должное буйной фантазии автора — такое разнообразие вариантов новой жизни не каждый придумает. Тут тебе и осьминоги вовсе не осьминоги, а растение со множеством щупалец, имитирующее его, и прыгающие по лесу зайцы, которые вовсе не зайцы, а особый вид растений, и многое другое. Правда прочитав рассказ я так и не понял, зачем автор так усиленно оживлял растительность, а не добавил мутировавшей животинки: у растений тут и лапы-хвосты-крылья, и когти-рты-зубы — соответственно они и бегают, прыгают, ползают, летают, но — это лишь растения (по автору), с листочками-цветочкам пестиками-тычинками. Неправдоподобненько.

Главные герои невыразительны (как уже отмечали) и в конце так и не понятно, чего же хотел автор — то ли выказать идею возможного будущего нашей планеты, то ли показать приключения и жизнь главных героев. В итоге ни то, ни другое не получило полноценного развития, а в контексте «человек против растительности» так вообще, по моему, полный провал — человек далекого будущего умеет думать, разводить костры, но вот сжечь к чертям агрессивную буйную растительность и освободить себе «полянку» для жилища не догадывается.

Подводя черту отмечу: читабельно, но учитывая мешанину идей без ответов «почему, зачем и как» — неправдоподобно и неинтересно. Даже для фант допущений это перебор.

Оценка : 6
«Босиком в голове»
–  [ 7 ]  +

А. Н. И. Петров, 01 февраля 2023 г. в 14:16

Попытка Олдисса заехать в постмодерн меня в итоге не впечатлила. История там такая: арабы отбомбились по Европе психотропными бомбами, у большинства населения крыша съехала наглухо, но многие остались не вполне безумными. Главный герой, путешествующий по континенту, вдруг осознает, что он – это все, а все – это он, научается видеть сразу несколько вариантов развития событий, расслаивается на множество самостоятельно действующих тел и решает, что он – новый мессия, который должен донести до человечества истинное знание о природе мира. Через слово поминаются Георгий Гурджиев и Петр Успенский, текст полнится потоками сознания, все более разрушенными по пути к финалу, появляются какие-то музыканты (но без казу) и энергичный кинематографист, и вообще история выглядит как какой-то хиппарский праздник, где все порядочно удолбались и пытаются выяснять отношения друг с другом, общаясь со стенами. Кто сказал Пинчон?!

Возможно, мне стоит перечитать книгу. С первого раза я увидел в ней лишь старательное воспроизведение воспринятых автором норм литературного хардкора в рокенрольно-наркотических декорациях конца 60-х, и в итоге вышло, что называется, ни себе, ни людям. В книге очень много всего от эпохи – и мотоциклетная романтика, и поиск нового мессии (с обязательным обнаружением его в себе), и нью-эйджевские банальности, кусками почерпнутые из восточных мистических систем, и секс-революция, и попытки изжить, похоронить предыдущую эпоху, и прочее. «Босиком в голове» очень сильно остался в эпохе рубежа 60-70-х, в отличие от той же «Радуги тяготения», которая вне времени и пространства, и это плохо. Хардкорные приемы хоть и мотивированы тематикой романа, но не нужны ему и не спасают чтение от скуки, поскольку за ними не кроется ничего привлекательного.

Молодого Олдисса я, конечно, продолжу читать, у него явно все в порядке с фантазией и вниманием к авангардному письму. Но буду надеяться, что другие книги окажутся не только сложно написаны, но и интересны.

Оценка : 6
«Сверхдержава»
–  [ 7 ]  +

sham, 12 июля 2009 г. в 18:11

Попытаюсь написать маленький отзыв на эту безусловно интересную, но сложную книгу, которую проглотил за два дня, но ощущение, что я понял всё, что автор хотел сказать нету. Роман сложный, в первую очередь, по изложению. У нас в классификаторе есть термин сюжета — «хаотичный»: главки представляют собой 1 — 2 страницы, персонажей несколько десятков (ОЧЕНЬ МНОГО!). Каждая главка про разных персонажей, имена английские, причем персонажи могут встретиться первый и последний раз, а могут и оказаться главными. В итоге столько персонажей на 300 страниц текста. Голова разрывается. Причем линия одного героя может веститсь долго, только начинаешь за ней следить, как в другой линии два каких-то мужика, которых видишь в первый раз посреди своего диалога мимоходов говорят о его смерти буквально 2 строчки. Такое хаотичная повествование, смена героев позволяет получить очень компактную и информативную картину нового мира: Новой объединенной Европы, всех ее уголков и социальных слоев. В итоге уже через 50 страниц, возникло огромное желание взять ручку и бумажку и попытаться записать все имена, кто кому кем является, расчертить стрелочками. Когда собирусь перечитать, обязательно так и сделаю (помнится, когда я читал Сагу о Форсайтах, я ее так только и победил).

Роман читается запоем — книга очень разноплановая: в некоторых местах смешно, в некоторых — страшно, в некоторых — удивительно. Из того что не понравилось — это постариковски смачное описание эротических сцен. Не то что бы я совсем удивлен (читали и по-бодрее), но скажем так я не ожидал — и был очень неприятно удивлен, мне показалось, что парочка сцен описана слишком смачно и не к месту.

В общем книга удивляет, и это единственное чувство, которое оно у меня осталось (помимо ощущения, что я не все понял ;-)). В итоге сложно сказать однозначно понравился ли роман мне или нет. Для знакомства с творчеством автора не рекомендую это точно.

Оценка : 6
«Сад времени»
–  [ 6 ]  +

ovasya76, 04 сентября 2013 г. в 14:14

Роман-теория. Мы воспринимаем наш мир через призму нашего сознания — а оно невольно все искажает. Искажает так же, как хрусталик глаза воспринимает все перевернутым... Мы не знаем какая степень искажения, и поэтому основали на нем здание науки и цивилизации.

На самомже деле будущее оказывается прошлым, а прошлое — будущим. Наше перевернутое видение мира — величайший дар милосердия. Наши невзгоды — ничто по сравнению с величайшими ужасами, которых мы не знаем. И неизбежен тот момент, когда человечество станет пеплом.

Спасения нет, надежды — тоже.

Но сознание пощадило человека, сделав его конец безболезненным, оградив от сознания упадка.

Рекомендую для любителей социальной фантастики.

Оценка : 6
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 6 ]  +

sham, 19 августа 2009 г. в 20:27

Прочитал указанный сборник сразу же залпом после романа «Сверхдержава». Как говорится по свежим следам, чтобы познакомиться с малой формой. Сказать, что в восторге не могу, отметить, что не понравилось — тоже. Сборник очень неровный: рассказы разные и по объему и по содержанию. Единственное, что в них общего — они все после прочтения удивляют, некоторые с положительной стороны, другие с отрицательной, а третьи — вообще не понимаешь о чем писались. Лично мне понравились некоторые рассказы: «Вступление», трилогия об андроиде Дэвиде, «Без головы», «ИИИ», «Ничто не лишне в этой изни», «Самый белый марс». Для знакомства с творчеством автора я бы не рекомендовал брать этот сборник. Чувствуется, что Олдисса в его почтенном возрасте уже мало интересуют именно фантастические вещи, весь сборник переполнен утопиями, антиутопиями, психологией и философией. Весь этот коктейль (винегрет) выплескивается на неокрепший мозг читателя и мое мнение, что рассказы нужно было бы попытаться перечитать попозже еще раз, чтобы попытаться уловить настрой и идею некоторых, ибо ощущение того, что много не понял, огромное.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7 



⇑ Наверх