Брайан Олдисс отзывы

Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 309

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7 

«Седая Борода»
–  [ 13 ]  +

Mandor, 30 марта 2009 г. в 13:33

Атмосфера Тоски и Безысходности...

Абсолютно полное отсутствие ПЕРСПЕКТИВЫ... преследует остатки РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО...

Чрезвычайно депрессивное повествование, но странным образом, захватывающее. Где-то на полпути возникает непреодолимое желание НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ жалкое существование героев... но так или иначе... не получается...

ПРИХОДИТСЯ добрести до конца...

И вот он, ЛУЧИК НАДЕЖДЫ! Ну, Слава Тебе, Господи! :-)))%-\ обошлось!

Ну не люблю я постапокалиптику — изначально тяжелый жанр, но эта книга меня чем-то зацепила. Чем? Наверно, как-то очень правдиво получилось у Олдисса, как-то реалистично, даже через-чур (не приведи господь!).

Есть о чем подумать:

— что есть человек;

— где его место в этом мире;

— в чем смысл существования (бытия);

— что оставить после себя...

Все-таки, смысл ЖИЗНИ (как таковой) — оставить после себя потомство, продолжение себя самого, продолжение вида... надежда на это...

И ЕСЛИ ВДРУГ ЭТО НЕВОЗМОЖНО? — все! крах! жизнь теряет смысл...

Ужасающая перспектива!

И автору удалось передать весь ДРАМАТИЗМ гипотетической (дай бог!) СИТУАЦИИ!

Кошмарнее нет ничего, лучше быстрая смерть, чем медленное отмирание без всякой надежды на продолжение!

Не рекомендуется особо впечатлительным людям (можно и в запой уйти :-))) сам пробовал — ЗАПРОСТО И НЕ РАЗ!

Ставлю 9 только за пессимизм...

Ну ей-богу, НЕЛЬЗЯ ЖЕ ТАК!!! Людям НУЖЕН ПОЗИТИВ, НУЖНА НАДЕЖДА!!!

ИНАЧЕ... ВСЕ ПРОПАЛО!!!, ИНАЧЕ ВООБЩЕ — полный КРАХ....полный Пи..еЦ!!!

...а если вдруг действительно больше ничего!? И никого...

Оценка : 10
«Летающий червяк»
–  [ 11 ]  +

uralov, 17 ноября 2011 г. в 08:46

Удивительно сочный, хотя и жутковатый рассказ. Совершенно иссохший обезумевший мир, влачащий бессмысленное существование.

И всё потому, что когда-то, давным-давно, сбылась мечта человечества.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 11 ]  +

Vlad Tot, 09 августа 2010 г. в 14:16

Оказался я однажды в глуши, уже на подъезде к ней проклиная грядущее пустое времяпровождение без благ цивилизации...

Но мне посчастливилось раскопать в шкафу роман «Без остановки».

Это был мой первый «звёздный ковчег» и я искренне поражался авторской фантазии, а концовка и вовсе повергла меня в благоговейное оцепенение.

Книга отличная. Глубина социальных и психологических изысканий выполнена на высоте, как и любовные переживания героя хоть и имеют сравнительно малый объём.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чего стоит только отрывок, когда герой и его возлюбленная в интимном уединении читают дневник командира корабля.

Этот шедевр о ценности истины, вселенной и настоящих людей. Людей, которые имеют цель.

Оценка : 10
«Малайсийский гобелен»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 25 января 2016 г. в 12:35

Возможно, это лучший роман Брайана Олдисса. Во всяком случае, лучший его роман из мной прочитанных. Очень литературный роман, и в данном случае это комплимент.

Странное сочетание мотивов Томаса Манна, Гюстава Флобера, Франца Кафки и Мервина Пика не кажется коллажем из отдельных кусочков, а смотрится единым целым.

Мир Малайсии красив, подчёркнуто архаичен и, как ни странно, убедителен. История взросления неудачливого актёра Периана де Чироло, в сущности, лишь повод для проникновения во все новые закоулки поразительного города, сам по себе главный герой не особо интересует ни автора ни читателя. Нам как-то всё равно, что с ним приключится. Но город — вот он-то и есть истинный герой романа. Ради бесконечного развёртывания картин городской жизни, одновременно странных и узнаваемых, и был написан этот неомифологический роман.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 9 ]  +

montakvir7511, 08 октября 2021 г. в 18:08

Я дико люблю два романа Олдисса до того периода, как он ударился в модное движение «новой волны» (и стал одним из его главных идеологов), бессмысленное, эпатажное и совершенно нечитаемое. «Долгие сумерки Земли» я ценю за буйство фантазии и грандиозность авторского замысла. Подобной попытки описать вероятное будущее человечества через сотни миллионов и даже миллиарды лет я не припомню.

А «Без остановки» в моем личном топе стоит гораздо выше и «Пасынков Вселенной» и прочих кораблепоколенческих романов. Скорее всего, на такое восторженное восприятие повлиял фактор внутреннего мира летящего Корабля. Такое ощущение, что он бесконечный. Здесь есть джунгли, мутанты, опасные странствия в поисках ответа и симпатичный герой. Приключения и неожиданный, пусть и смутно угадываемый финал.

Здесь все то же, что и в творениях Саймака с Хайнлайном и армии подражателей, только в «Нон-стопе» это варево оказалось неожиданно вкусным, наполненном специями и правильно посоленным.

Пафоса Хайнлайна и философских обоснований Саймака вы здесь не найдете.

В результате получилась культовая и неоднократно перечитываемая классика, довольно жестокая к героям и читателю. Хотелось ли мне хэппи-энда? Или, скорее, облегчения для всех завершением очередной попытки землян закрепиться на дальних космических рубежах?

Трудно определиться, но не трудно увидеть, что Олдисс крайне скептически относится к возможности отправки Кораблей Поколений без катастрофических последствий для экипажа и возможных колонистов.

Если после прочтения в памяти остаются не ходульные персонажи и сюжетные ляпы, а нечто феерическое — это многого стоит. На мой взгляд — практически эталон жанра.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 9 ]  +

AS308, 01 июня 2019 г. в 01:58

Одно из лучших фантастических произведений. Здесь существует органично построенный, логичный мир, в котором сочетаются приключения, фантастика, тайна. По сранению с теми же «Пасынками Вселенной» сюжет выглядит более стройным и цельным. Конечно можно обратить внимание на некоторые нестыковки, но нет произведений, к которым нельзя было бы придраться, а если при прочтении не обращаешь на них внимания, то книга определенно заслуживает самых высоких оценок.

Оценка : 10
«Теплица»
–  [ 8 ]  +

Пол Атрейдес, 10 января 2020 г. в 22:08

слОГ

Смешно не с премиями, а смешно читать ваш отзыв. «Так уже не пишут». Да потому что пишут как раз паршиво, фантазии у современных фантастов ноль. А что сейчас читают не вам судить — не надо всех равнять под себя. Я сомневаюсь, что какие-нибудь Сумерки или Бегущего в лабиринте будут читать и обсуждать через 60 лет. А Олдисс давно стал классиком и Великим Мастером НФ. Просто не каждому это дано понять, как и его произведения.

P.S. слОГ

Запятую я пропустил только одну (а что сейчас читают не вам судить). Почему вы говорите о ней во множественном числе? Кто в танке, это фраза из Полосатого рейса. А вот писать «опробЫвал», это уже просто позорное незнание великого и могучего. Так что прежде, чем тыкать кого-то носом в ошибку, проверь для начала свою грамотность. И да — На вкус и цвет — все фломастеры разные. Это для грамотея, не дружащего с дефисами.

Из вашего информативного текста:

Я, понимаю, что некоторые идеи я встречал в более поздних вещах — зачем запятая после Я? Лишь бы побольше налепить, любитель запятых?

возможно более благосклонно — после возможно ставится запятая.

но кроме эмоций своё мнение ничем не аргументирует — кроме эмоций также выделяется запятыми, грамотей, дружащий с запятыми. И ещё — сравнивать Чужака Хайнлайна и Теплицу Олдисса — это жуть как корректно? Абсолютно разнын направления в НФ и абсолютно разные посылы у произведений. Тоже мне, знаток фантастики. Читайте своего Дивова и Лукьяненко — как раз ваш уровень.

А эмоций и в ваших текстах хоть отбавляй.

Оценка : 10
«Пикник на триллион лет»
–  [ 8 ]  +

A.Catsman, 01 сентября 2017 г. в 16:03

Замечательная, очень увлекательная книга, история западной преимущественно НФ, написанная живо и увлекательно и содержащая огромное количество

интереснейшей информации. Читается более интересно, чем множество НФ романов (особенно современных отечественных). Рекомендую для обязательного

прочтения всем, кто любит англо-американскую фантастику, узнаете много нового. Очень жаль, что наши издатели-монополисты не издают подобных книг.

Оценка : 10
«Теплица»
–  [ 7 ]  +

Нортон Коммандер, 06 декабря 2018 г. в 12:44

Роман «Долгие сумерки Земли» («Теплица») привлёк моё внимание потому, что я люблю биологическую фантастику, а это произведение является знаковым и заметным явлением именно биологической темы в своём жанре.

Брайан Олдисс описывает мир очень далёкого будущего, в котором на последнем этапе своего существования биосфера планеты переживает настоящий взрыв разнообразия. В этом мире осталось мало видов животных, но зато господствуют растения, завоевавшие все возможные биологические ниши, в том числе те, которые раньше занимали животные. В «Долгих сумерках Земли» всё живое борется за существование, утоляет хищнический голод и захватывает жизненное пространство. Буквально на каждом шагу встречаются всевозможные химеры и мутанты, соседствует жалость и жестокость, удивительное и уродливое, великолепие и регресс.

Герои романа путешествуют в самых разных местах. Это и многоярусный лес, и побережье моря, и острова в океане, Истинный Мир и Страна Вечных Сумерек. Легко можно представить этот сюжет, воплощённый, например, в виде японского аниме.

Некоторые моменты романа с научной точки зрения невозможны. Кажется, что фантазии автора просто тесно в строгих рамках достоверности и он перешагивает через них.

Оценка : 10
«Седая Борода»
–  [ 7 ]  +

Eldritch, 24 октября 2011 г. в 20:40

Люди утратили способность размножаться,таковы последствия катастрофы вызванной самими же людьми.Стареющие и дряхлеющие оставшиеся жители Земли тешат байками о вечной молодости(некоторые с успехом спекулируют в данной области) да мечтают о детях,сочиняют легенды.

Главный герой,Олджи Тимберлейн,чьими глазами мы видим угасающий мир.Он со своей женой Мартой странствует по миру,дабы запечатлеть остатки цивилизации(правда не ясно за чем).Олджи,его прозвище Серобородый,специальный наблюдатель.Увы,будни тоскливы и совсем безрадостны,голод,распри и разруха присутствуют везде.Размеренное повествование,живописные детали и медленные диалоги нагоняют тоскливую атмосферу безисходности.Но... не будь Олдис крутейшим писателем,он и тут дает жару.Мир то не вымирает,ему просто необходимо развеять старческий маразм.Дети то рождаются,но мутанты.Те кого хотят истребить злостные стариканы будущие наследники Земли.

Многие могут назвать роман нудным и затянутым,но любителям хорошей литературы будет по вкусу.

Оценка : 10
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 7 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:02

Леди и джентльмены,

просто потрясающий рассказ. Действительно шедевр, без всяких скидок. Прекрасный образец того, как вышибить из читателя слезу коленкой и оставить приятное впечатление серьезного рассказа, не скатившись при этом до состояния розовых романтичных соплей.

Восхитительный рассказ.

Такие дела.

Оценка : 10
«Летающий червяк»
–  [ 7 ]  +

olvegg, 18 мая 2009 г. в 19:05

Необычный для Олдисса рассказ. По стилю очень близко Дилэни, а тема бессмертия и смерти — и вовсе желязновская. Хотя в чём-то резонирует и с авторской «Теплицей». Одним словом, Новая Волна!

Оценка : 10
«Теплица»
–  [ 6 ]  +

master alex, 13 апреля 2023 г. в 21:03

Роман Брайана Олдисса «Теплица или Долгие сумерки земли» — это удивительное произведение, которое останется в памяти надолго. Автор создал объемную и невероятно проработанную вселенную, в которой каждый персонаж является целостным и уникальным. Описания природы очень далекого будущего и атмосферы тоже не остались без внимания, так что читая роман, словно погружаешься в атмосферу мира, о котором рассказывается.

Глубокие философские мысли и эмоциональная глубина истории приводят к размышлениям о жизни, смерти и смысле бытия. Теплица — это роман о самых важных аспектах жизни, которые не оставят равнодушным даже самого требовательного читателя.

Кроме того, стиль автора выделяется особым языком, который совершенно захватывает воображение и позволяет прочувствовать каждую фразу. Роман Брайана Олдисса «Теплица или Долгие сумерки земли» — это настоящий шедевр, который никого не оставит равнодушным. Я рекомендую его всем, кто хочет погрузиться в глубокую и пронзительную историю далёкого будущего нашей планеты.

Оценка : 10
«Теплица»
–  [ 6 ]  +

ГРОМ, 13 августа 2019 г. в 08:02

Замечательный роман. Земля тут совершенно другая, по сравнению с другими фантастами. Теперь это царство растений. Особенно запомнился в этом мире — разумный грибок. О да! Один из главных персонажей.

Просто чудесный оригинальный мир (без фантастических штампов). И конечно нас ждут приключения.

Оценка : 10
«Босиком в голове»
–  [ 6 ]  +

Thalidomide, 23 мая 2017 г. в 06:30

С огромным удовольствием перечитал. На мой взгляд, эта книга — не только лучшее творение Олдисса и квинтэссенция «новой волны», но и самый оригинальный постапокалиптический роман. Для аннотации лучше всего подходит один из абзацев романа, но только несколько предложений я поменял местами: «В самом начале Психоделической Войны Кувейт совершил налеты практически на все развитые страны. Британия была первой страной, испытавшей на себе действие ПХА-бомб. Психо-химические аэрозоли, являвшиеся по сути психомиметиками, погрузили ее города во тьму. Чартерис, сотрудник НЮНСЭКС, был послан в Британию для работы, и это означало, что положение там действительно серьезно. Особых иллюзий касательно нынешнего состояния Англии он не питал».

Итак, сотрудник пост-ООН направлен в командировку в Англию. И если в начале романа он движется через относительно чистые зоны, то по мере приближения к Англии концентрация психоделиков в воздухе становится всё выше, и относительно здравомыслящий герой постепенно погружается в трип наяву и бродит среди таких же трипующих людей с внезапно усложнившимся мышлением, совершенно забыв о цели своей миссии. Вместе с восприятием героя изменяется и язык романа, и стилистика медленно превращается из обычной в экспериментальную. К финалу роман читается достаточно сложно, но при этом он невероятно смешной, хотя это не юмористический текст. Но когда читаешь все эти истории, например, про полицейских, которые в состоянии полутрипа пытаются честно исполнять свои обязанности, не смеяться попросту невозможно. Вот, к примеру, забавный момент, где герои попадают в полицию:

«— Как вам босс?

— Ваш босс это его форма.

— Ну а как вам эта форма?

— Не очень чтобы очень.

— Это вы зря! Ему она очень даже идет. Белый человек белый мундир…

— На фоне мундира не такой уж и белый.

— Все это пустые условности.

Склонился так низко что губами задел сказанное.

— Он мыслитель каких мало вы в этом еще не раз убедитесь».

Оценка: зашкаливающая десятка.

Переводчик — герой!

Оценка : 10
«Гелликония» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

vassar, 27 июня 2014 г. в 12:15

Великолепное произведение! Очень необычное, монументальное и изысканное. Может, где-то немного «холодное», но так и начинается оно с зимы, и заканчивается ею.:-)

Цикл хорош тем, что каждая следующая часть сильнее предыдущей. Хорошо продуманная вселенная, объемные, глубокие характеры, множество драматических линий, и великолепный литературный язык. Есть и минусы, — немного затянуто (особенно первая часть), и не очень мне понравилась Земля будущего (но это право автора, — видеть ее такой). Но рука не поднялась снять за это бал! Так что 10 из 10.

Оценка : 10
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 6 ]  +

Ruddy, 12 мая 2009 г. в 00:33

Изумительнейший, сочный, выразительный рассказ, который запал в сердце настолько, что по просшествию столького времени я, не перечитывая, могу смело и без доли лжи писать этот отзыв. Произведение небольшое, но идея влита в смысл, перевита составляющими чувств и логики настолько, что получается гармоничное целое, живое и во многом непредсказуемое. Браво!

Оценка : 10
«Вне досягаемости»
–  [ 5 ]  +

keellorenz, 04 июля 2023 г. в 14:37

Первая глава-автономный рассказ из «стэплдонской» эпопеи Олдисса завораживает, поражает и ужасает одновременно. Имея сравнительно простой сюжет, он в то же время являет собой мегатонное антивоенное высказывание, направленное на то, чтобы с горечью и отчаянием показать весь ужас войны, основанной на национализме и расовой розни. Участник событий многолетней войны между народами Земли попадает в условный технорай, организованный инопланетянами-гуманоидами, став мужем местной красавицы, однако , как говорится, «можно вывезти в Москву девушку из деревни, но нельзя вывезти деревню из девушки». Военные инстинкты включились у героя при первой же встрече с другим землянином из враждебной нации — и в раю пролилась кровь… Однако истинная природа вещей оказалась еще страшнее , чем казалось главному герою, и скрывалась она не в прошлом, а в близком будущем Земли… Во время создания этот сложный и изощренный по форме модернистский рассказ казался манифестом против холодной войны между большевизмом и остальным человечеством, в начале 90х казалось, что актуальность его не очевидна , в 2023 году — спустя почти век! — он читается как футурологический прогноз , да и пожалуй медицинский диагноз обществам , обсуждающим с улыбкой на лице , как нация-враг обратится в радиоактивный пепел вместе со всей жизнью на планете в северном полушарии. Мои аплодисменты мистеру Олдиссу — все предугадал, все предсказал, попал в самую точку («нам говорили, что глобальная война будет вестись только на Луне» — это вообще 5 баллов) . Надеюсь хоть один из экземпляров этого рассказа уцелеет в ядерном апокалипсисе близких времён.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 5 ]  +

Нескорений, 21 февраля 2022 г. в 14:32

Дебютный роман британца Брайана Олдисса посвящен теме «корабля поколений». Наверняка не ошибусь, если скажу, что наиболее известными произведениями на данную тематику являются рассказ К. Саймака «Поколение, достигшее цели» и повесть Р. Хайнлайна «Пасынки Вселенной», По объему эти произведения существенно меньше романа Олдисса, и хотя хронологически первым был Саймак, но, на мой взгляд, «Без остановки» вполне можно было бы считать эталонным воплощением темы «звёздного ковчега». Атмосфера корабля, несущегося по Вселенной без руля и без ветрил здесь воссоздана крайне правдоподобно. Автор уделил внимание созданию достоверных образов персонажей, попытался вникнуть в психологию людей, которые от рождения ничего не знают, кроме металлических стен гигантского корабля, который в результате форс-мажора больше напоминает африканские джунгли. Раскрыть тему автору удалось блестяще, кроме того — это классный приключенческий роман, читающийся взахлёб.

По сюжету главным героем является охотник Рой Комплейн, принадлежащий к небольшому племени Грина. У Роя довольно стабильное социальное положение, есть жена, что является показателем высокого статуса, и все перспективы дорасти до касты охранников, пребывание в которой является пределом мечтаний всех его соплеменников. Во время одной из вылазок Роя за пределы племенных границ, его жену похищают представители враждебного племени. Это становится поворотным пунктом его жизни, заставляющим критически взглянуть на всё, что происходит вокруг. При другом раскладе Рой вряд ли бы принял безумное предложение местного священника Генри Маррапера, который, отыскав некую древнюю книгу, получил доказательства, что они действительно находятся на звёздном корабле. Теперь дело за малым — отправиться через джунгли в путешествие на нос корабля, найти рулевую, убить капитана и захватить власть над кораблём в свои руки.

Гигантский корабль яйцеобразной формы состоит из множества палуб и 84-х отсеков. Большая часть территории заросла съедобными водорослями, производящими кислород, в импровизированных «джунглях» водится много дичи, но так же и масса опасностей. Из известных — мутанты, чужаки, гиганты и представители конкурирующих племён, но кто знает, какие сюрпризы могут поджидать наших героев ещё в их путешествии. Несмотря на разруху и запустение, на деградацию потомков членов экипажа, можно предположить, что с момента старта корабля прошло не слишком много поколений. Рой и его соплеменники вооружены парализаторами, у большинства есть фонарики с работающими батарейками, да и моль ещё не успела до конца сожрать гобелены и ковры, хранящиеся в некоторых запертых отсеках. Люди приспособились к условиям среды — занимаются охотой, фермерством и животноводством, ведут кочевой образ жизни, ревностно защищая свои границы и своих женщин.

По-прежнему остаются в качестве пережитка воинские звания среди представителей власти, но «лейтенанты» и капитаны» щеголяют в лучшем случае в лохмотьях былых мундиров. Естественным социальным регулятором во все времена являлась религия, но здесь даже этот институт приобрел крайне извращенные формы. Место священных писаний здесь заняли труды Юнга и Фрейда, переосмысленные в качестве религиозных текстов. Люди молятся Сознанию, просят высшие силы оградить их от подсознания, концепция исконного бога окончательно не забыта, но сведена до непонятной большинству абстракции. Все христианские добродетели вывернуты наизнанку — наиболее уважаемыми качествами стали изворотливость, хитрость, жестокость, уважение и стремление к смерти, безумие возведено в культ. Малейшие изменения внешней среды служат поводом для радости, для оргиастических празднеств, всё что угодно — лишь бы на время вырваться из паутины рутины и скуки.

В этом плане очень зрелищным и характерным получился образ священника Маррапера — внешне типаж довольно отталкивающий и отрицательный, хитрый, эгоистичный и трусливый, но даже в этом человеке автор раскрывает всю палитру внутреннего мира. В определенных ситуациях Маррапер может поступать и как хороший человек, пусть даже руководствуется при этом исключительно интересами личной выгоды. По мере развития сюжета мы наблюдаем за развитием характера главного героя — Роя Комплейна, который из обычного члена общества, подверженного депрессиям и апатии, становится чем-то вроде героя поневоле, раскрывая свои лучшие качества, на себе убеждаясь, что помимо принципа «своя рубашка ближе к телу» в мире есть и любовь, и сострадание, и стремление к познанию высших истин. Достаточно лишь поднять голову к небу, расправить плечи и задаться сакраментальным вопросом: «куда мы есть?».

Следить за приключениями героев очень интересно, каждый новый отсек корабля, каждая закрытая дверь — это небольшая тайна, и наблюдать как её раскрывают и интерпретируют люди корабля очень познавательно. Автор сумел грамотно сплести полотно интриг, хватаясь за одну ниточку, мы сначала собираем всё больше новых вопросов, но медленно и неуклонно вместе с героями движемся к разгадке. Все развешанные по сюжету «ружья», даже самые незначительные, обязательно выстрелят в своё время. Не один раз нам придется испытать переворот сознания, открывая новые истины о прошлом и настоящем обитателей корабля. Новые чаяния сменятся чувством обреченности, через некоторое время искры надежды вспыхивают вновь, но, возможно, лишь затем, чтобы снова угаснуть? Главное, сюжет держит в напряжении читателя с самых первых глав и не отпускает до самого конца, интригу повествования автору удаётся сохранить вплоть до последних страниц, роман получился просто прекрасный.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 5 ]  +

yarigo, 16 мая 2012 г. в 12:52

Меня так же изначально преследовали аналогии с «Пасынками» Хайнлайна.Но тк «прототип» является одним из любимых моих романов, не сомневался читать ли дальше.Тем более, что было однозначно интересно:замкнутый мир летящего как казалось вникуда звездолета с водорослями в отсеках, воюющими племенами и таинственными Чужими и Гигантами...Ну что ещё нужно, чтобы вспомнить очарование чтения в детстве, устроившись в уютном кресле!

Только дочитав с удовольствием роман обнаружил, что написан то он за 5 лет до известного всем бестселлера Хайнлайна.Во как!

Было приятно найти для себя что-то нечитанное из «той» фантастики. Прекрасный образец классики 50-х годов прошлого века.

Оценка : 10
«Доклад о Вероятности Эй»
–  [ 4 ]  +

FixedGrin, 17 февраля 2022 г. в 08:09

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/36enUDD).

В этом романе нет ничего, кроме фактов. Хайли лайкли, что при его чтении можно даже не устремлять к странице оба глаза — лучше расфокусироваться, отказавшись от бесполезной здесь стереоскопии восприятия. Одним зрачком следить за наемным пастырем Холмана Ханта — не отлынивает ли тот от работы? Другим — за бесстрастным хроникальным перечислением вполне обыденных событий, чья тональность или, точнее, полное отсутствие таковой напоминают о скандинавских сагах. Там, правда, встречаются афоризмы, юмористические сценки, вещие сны, стихотворные поединки. У Олдисса их роль играют интерлюдии с Наблюдателями.

Но на методику оценки персонажей это не влияет: отвлекаясь от исторического приговора, который им самим не может быть известен (нет Всемогущего Судии, нет Руки, качающей колыбель для кошки), остается судить по их словам и поступкам. Или по умолчанию, что мурашками крадется между строк и свивает ноги вдаль бегущим.

А кто же он, тот фавн, которого, беря пример с «Аталанты в Калидоне», пытается догнать Олдисс? О, разумеется, Ален Рене, чью ленту «В прошлом году в Мариенбаде», удостоенную Золотого льва на Венецианском кинофестивале за шесть лет до «Доклада», классифицировали по-разному — и как акт высшего реализма, и как “лес знаков, пустых обозначений”.

Разве не таким же лесом может катиться Вселенная в отрыве от ярлычков, которые мы ей приклеиваем? Олдисс не дает повода усомниться, что ему милы обе трактовки, и каждую из них он бы охотно инкорпорировал в фантастику:

“Полагаю, вы слишком свыклись с НФ, где всё должно объясняться на последних страницах, всё следует прояснить, вплоть до последнего удара мечом, как в детективе”.

В 1964-м, отложив первый вариант «Доклада о вероятности А», еще без отсылок к Ханту и иерархии Наблюдателей, Олдисс констатировал на полях рукописи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стоит мне узреть мираж НФ-романа, и меня охватывает стремление пересечь пустыни в погоне за ним. Я остро ощущаю европейское влияние и хочу, чтобы у меня получалось нечто, воспринимаемое не слишком негативно в Милане, Вене и Париже. Мой последний на данный момент роман, «Градгродд», сильно выиграл от внимательного изучения французских антироманов Роб-Грийе и Мишеля Бютора. Фактически я собственный антироман написал, «Садовые фигуры» (Figures in a Garden), прежде чем отважился подступиться к «Градгродду».

Через три года он вернется отдохнуть в свой Мариенбад и оживит садовые фигуры— как объяснял потом Памеле Балмер, чтобы “проторить себе путь к подлинно философскому роману, где такое остаётся нерешённым, если случилось ему возникнуть на той или иной стороне уравнения жизни”.

«Доклад» был представлен верховному командованию Новой Волны, наслышанному от Витгенштейна, что все важнейшие вещи не поддаются выражению словами, а предустановки бессмысленны. Солидный груз наследственных образов, “клише и малоосмысленных диковинок” фантастика накопила уже тогда. Сейчас, более полувека спустя, он часто ломает спину первой же соломинкой при попытке доказать, что ты не верблюд. Прежде, чем сделать первый шаг, нужно его сбросить, но сбросив, растеряешься, не видя перед собой лестницы.

Дотошность, с какой Олдисс описывает мельчайшие детали в этом антиромане, заставила бы посинеть от зависти глаза сестры Ордена Бене Гессерит из «Дюны»; она перерастает, по замечанию Колина Гринлэнда, “из холодной объективности в паранояльную гиперестезию”, и порой они, как в садовом лабиринте «Сияния» Стивена Кинга, неотличимы друг от друга. “Ты, должно быть, расцарапал ногу о наст”, неискренне успокаивает сына Джек Торранс. Ко времени «Госпожи лабиринтов» Шрёдера “эффект фоновой заставки” достиг суицидального напора: любая попытка бороться с системой превращает тебя в часть системы, любую твою мысль думают одновременно с тобой миллионы, любое твое действие они независимо дублируют.

«Доклад о вероятности А» вселяет знобящее чувство неотступного ужаса тем, что обходится вовсе без катастрофы, провоцируя всех на вторжение в поднадзорный мир через аппаратуру его изучения — поскольку, по замечанию Алена Роб-Грийе, “в присутствии и есть местопребывание действительности... проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли неопределенность, свойственная образам фильма, преувеличенной по сравнению с неопределенностью, окружающей нас в повседневной жизни, или она того же самого порядка”.

А присочинив катастрофу к докладу русской разведки, сразу выдвинуть получившееся творение на Нобелевскую премию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конгрессмен сказал:

— Мы должны доверять только фактам, а не предположениям. Слава Богу, не нам решать, какой мир реален, а какой — нет.

Оценка : 10
«Слюнное дерево»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 05 января 2019 г. в 21:02

Повесть — лауреат премии Небьюла 1965 года. На то время очень неплохое произведение. Автор использовал некоторые экзотические функции земных живых организмов для придания чужеземной форме основных функций. Получилось впечатляюще. И изюминка сюжета -переписка героя повести с самими Гербертом Уэллсом и даже приезд писателя на разборку событий, но опоздал...

Оценка : 10
«В потопе времени»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 22 ноября 2018 г. в 20:37

Наивысший бал — за оригинальность идеи и как выразился автор — за экстравагантность.Промышленники везде хватаются за видимость прибыли, не думая о более глубоких исследованиях проблемы. Но здесь — цивилизация откатилась в прошлое.

Оценка : 10
«Малайсийский гобелен»
–  [ 4 ]  +

Fiametta, 25 сентября 2016 г. в 19:25

«Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,

для меня значение светло...» (с. Мандельштам)

Маласия похожа на Венецию XVIII века, город, чье могущество давно позади, город с прекрасной архитектурой, где аристократия проводит дни в бесконечных празднествах, а простой люд живет в мучительной нищете. Город, воюющий с турками и славянами (русский читатель улыбнется над названиями Stary most и Zlatorog), город, где революционеры и жертвы интриг быстро оказываются в каналах.

Советский писатель сделал бы из революционной линии целый роман, пафосный и серьезный, в романе же революционеры — во многом, комические персонажи, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивают их по-настоящему.

История Периана де Чироло — банальна, как банальна почти всякая жизнь. Легкомыслие после мучительных откровений сменяется горькой мудростью,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
развратник сам становится жертвой измены... Герой, как в сказке, спасает любимую от чудовища (скорее всего, тираннозавра), но, как в жизни, не получает ее руку в награду.

В отличие от Венеции Маласия стоит уже сотни тысяч лет, ее основатели еще непохожи на людей, на городе лежит то ли благословение, то ли проклятие — в ней не должно быть перемен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже изобретение фотографии здесь карается смертью.
Сколько она еще простоит? Еще миллионы лет, пока не погаснет Солнце? Или несколько десятилетий, пока в соседнем городе не изобретут атомной бомбы?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С детства одной из моей любимых фантазий была — рисовать динозавров рядом с людьми. Когда я догадалась, что «животные предков» — это динозавры, у меня было большое интеллектуальное развлечение — угадывать, какие динозавры скрываются за названиями, приведенными в книге. Интересно, насколько разумны люди-ящеры?

Крылатая женщина, переставшая летать после замужества — слишком очевидная метафора!

Книга очень красиво написана, читать ее — все равно, что любоваться яркими и обреченными осенними пейзажами.

Оценка : 10
«Гелликония» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

strateg_andrey, 16 апреля 2016 г. в 00:22

Шикарное произведение!Для меня это эталон научной фантастики с шикарным описанием и очень детальной проработкой окружающего Мира!

Описанный Мир очень странный,много непримечательных деталей которые только делают слаще описываемый мир!

Оценка : 10
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 3 ]  +

BECHOB, 10 декабря 2009 г. в 12:34

Хороший рассказ, честный. Но в то же время — страшный. Действительно, он заставляет задуматься, а насколько, собственно говоря, мы все настоящие? И что вообще является «настоящим»? Что и для кого? А если мы тоже являемся лишь эмуляцией, равно как все наши чувства, желания, стремления? Пожалуй, еще более глубокая тема, чем теория «матрицы» и «настоящего мира», открывшаяся Нео... После прочтения первого рассказа из трилогии «Суперигрушек» какое-то время не хочется ничего, даже продолжения во втором и третьем рассказах. По силе эмоционального воздействия на меня я ставлю этот рассказ на один уровень с концовкой романа «Замыслил я побег» Юрия Полякова. Примерно то же самое смятение где-то внутри возникает, наталкивающее на философские размышления.

Оценка : 10
«Суперигрушки в другие времена года»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:23

Леди и джентльмены,

рассказ, завершающий цикл о суперигрушках, показывает, что амбиции, жажда денег и власти делает человека гораздо мертвее любого бездушного робота, а любовь (пусть даже и запрограммированная) вполне может сделать из куклы ребенка. живого, любопытного и не всегда готового мириться с окружающей реальностью. А насколько она вообще реальна-то? Вы еще не поняли? ым? ;-)

Такие дела.

Оценка : 10
«Сверхдержава»
–  [ 3 ]  +

subhuman, 25 июля 2009 г. в 15:51

Согласен, очень странная и хорошая книга, которую многие несправедливо ругают. Под старость лет Олдисс стал слегка абсурдистским даже. Очень насыщенный сюжет, много добродушной иронии и забавных деталек — словом, приятно читать.

Оценка : 10
«Человек в своём времени»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 04 ноября 2018 г. в 19:23

Рассказ — номинант премий Хьюго   1967 и Небьюла 1966 . Вполне заслуженно. Очень оригинальная идея смещения времени при путешествиях даже по планетам Солнечной системы. Сюжет добавлен психологией -как жить такому человеку в семье? Автор вносит небывалую идею и придаёт ей жизненный характер.

Оценка : 10
«Почти искусство»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 21 ноября 2016 г. в 20:22

Мне кажется , несмотря на сюжет -установление контакта с негуманоидом, основная мысль рассказа — отношения женщины к мужчине.Такая развёртка психологии женщины. Не совсем с хорошей стороны.Эгоизм и феминоцентризм.

Оценка : 10
«Billion Year Spree»
–  [ 2 ]  +

мрачный маргинал, 11 января 2011 г. в 14:36

Брайан Олдисс ещё в 1973 г. отважился написать историю мировой (англо-американской) НФ. И сегодня, спустя более чем три десятилетия, книга сохраняет актуальность. Но, увы, заинтересовать российских издателей такого рода литературой пока не удалось никому. Ни одной серии фантастиковедения! Одни разрозненные попытки энтузиастов...

Оценка : 10
«Доклад о Вероятности Эй»
–  [ 2 ]  +

Самоучка, 05 апреля 2008 г. в 00:47

ледяная, мертвая, гениальная книга.

Оценка : 10
«Доклад о Вероятности Эй»
–  [ 2 ]  +

_Haron_, 03 марта 2008 г. в 11:26

Данное произведение — по праву является шедевром филосовской фантастики.

Оценка : 10
«Пробуждение Лазаря»
–  [ 1 ]  +

Mishel78, 06 мая 2019 г. в 11:40

Очень короткий рассказ о спасении Земли. Малая форма — большие моральные выводы. Космический корабль-морг, который смог стать вместилищем человеческих страстей и средства к спасению человечества — не так чаще всего представляется война между цивилизациями в далёком будущем, в данном случае, между землянами и марсианами. Обычно это бластеры, супероружие, космические армады... Но не у Брайана Олдиса.

На каждой войне возникает диллема — либо остаться в живых, пожертвовав своими товарищами, или же принести себя в жертву, осознавая, что тех же товарищей по оружию можно спасти. А если к тому же и терять-то кроме жизни уже нечего? Кажется, что Лазарь к данному сюжету вообще никакого отношения не имеет. Но на самом деле, прототип библейского персонажа не один, и прямо оказывает влияние на сюжет. Но как? Об этом и поведает рассказ...

Брайан Олдис вызвал у меня восхищение таким маленьким по размеру, но таким объёмным по смыслу рассказом. Такое точное исследование человеческой души очень редко можно встретить в малой форме произведения. А раз повествование связано с душой, то и проведение аналогий с пробуждением Лазаря выглядит более, чем уместным. Лично у меня рассказ вызвал много мыслей и, я надеюсь, что изменил меня в лучшую сторону.

Оценка : 10
«Тёмное сообщество»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:22

Леди и джентльмены,

По моему нескромному мнению, рассказ вполне можно назвать шедевром. Мрачная атмосфера Оксфорда, который словно бы застыл во времени и никогда не меняется, вместе со своими студентами, преподавателями, улицами, грозами... События, укутанные в переживания, надежды и сумасшествие главного героя и совершенно потрясающий финал. Просто неподражаемо.

Такие дела.

Оценка : 10
«Суперигрушки с приходом зимы»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:16

Леди и джентльмены,

рассказ, ставящий вопрос, насколько же реальна реальность (пардон за тавтологию), для каждого из нас в отдельности и для всех людей вместе взятых...

Такие дела.

Оценка : 10
«Суперигрушки» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:30

Леди и джентльмены,

Трилогия рассказов об андроиде Дэвиде, как настоящий шедевр, обязательно должен найти свое место в сердцах поклонников хорошей фантастики и на их книжных полках. Как раз между томиками Азимова и Лема.

Такие дела.

Оценка : 10
«Вступление: попытка понравиться»
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:07

Леди и джентльмены,

статья, повествующая об истории экранизации «ИИ» вначале Стенли Кубриком, а затем Стивеном Спилбергом, на самом деле показывает, насколько ннезначительны в глазах гениев окружающие люди (хотя, они тоже могут быть весьма талантливыми людьми). Кроме того, статья отражает историю возникновения всего цикла, то есть, что же стало импульсом для напсиания всех трех рассказов.

А гении на самом деле где-то за гранью Добра и Зла, вне категорий.

Такие дела.

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 15 ]  +

kirik, 05 июля 2013 г. в 21:56

Каково прожить жизнь и однажды узнать, что границы твоего мира — вовсе не «край света», а лишь искусственные, рукотворные стены, возведенные твоими предками, а за ними — безграничный мир, планеты, вселенная?! Примерно об этом и рассказывает нам автор в романе «Звездный корабль». Из названия можно сразу догадаться, что те самые рукотворные стены — ни что иное как стены космического корабля, а люди внутри живут в своих локальных «мирках» и не догадываются о безграничности пространства за стенами корабля, о существовании планет, родины предков Земли и космосе как таковом, живя обособленными группами со своими верованиями и правилами.

Как и у любого произведения здесь есть и положительные и отрицательные черты. К относительно отрицательным я бы отнес — отсутствие ощущения масштабности описываемого мира-корабля (в отличии от «цилиндра» Кларка или «колеса» Варли), некорректность «первобытного» взгляда на вещи главным героем посредством автора (как уже отмечали — нередко ГГ делает суждения о вещах основанные на опыте современного человека) и сомнительность\неправдоподобность некоторых фактов (чрезмерная эволюция животных и грызунов, телепатия), а крыса, размахивающая мечем, так и вовсе выглядит мультяшно. К положительным отнесу — общий экшн произведения, обилие событий, сменяющих друг друга и позволяющих собирать общую картину происходящего по крупицам (а ведь первую треть книги практически ничего не понятно, что, как и где происходит), довольно колоритные персонажи и сильное стремление докопаться до истины. В конце произведения очень ярко передается отчаяние и всеобщий хаос жителей корабля, ощущается на яву безнадежность ситуации и неспособность сделать что-либо еще. Ну а концовка, пожалуй, сделана самым правильным образом — не сопливый «хэппи энд» с одной стороны и не «все умерли» с другой, хотя это как посмотреть... ;)

Не смотря на замечания — книга мне понравилась и читалась с большим интересом, чем многие другие, прочтенные за последнее время. Всем любителям жанра «звездный ковчег» однозначно советую ознакомится с данным произведением.

Оценка : 9
«Без остановки»
–  [ 14 ]  +

GBV, 18 июля 2010 г. в 13:33

Хороший образец «звёздного ковчега» в исполнении Олдисса. Характерной чертой этой книги, в отличие от соответствующих произведений Хайнлайна или Саймака, например, является преобладание динамических сцен и романтики путешествия по неизведанным землям, пусть даже находящимся внутри огромного корабля, над смысловой нагрузкой.

Начинается роман с описания повседневной, ничем не примечательной жизни одного из примитивных кочующих племён корабля. Хорошо передана безнадёга ГГ, его желание вырваться из тесных рамок заросших водорослями коридоров, желание достичь чего то, чего он не может осознать. Это и толкает его на опаснейшее путешествие через весь корабль вместе с болтливым священником и ещё несколькими соплеменниками. Далее автор вместе с описанием различных приключений этой группы людей умело увеличивает градус интриги в течение большей части книги, вводит много таинственных понятий типа Чужаков и Гигантов, чтобы лишь в самом конце объяснить читателю, кто куда летел и куда в итоге прилетел.

Несколько не понравилось в манере повествования то, что оно идёт как бы от лица современного человека, который понимает намного больше, чем герои — в авторском тексте, а иногда и диалогах встречаются некоторые сравнения, которые не должны знать дикие обитатели корабля, например, священника сравнивают с сорокой за его страсть таскать к себе все интересные вещи. Это плохо влияет на погружение в мир, созданный автором, но возможно это лишь недочёты перевода. И да, можно заметить в описании корабля и его населения множество неточностей, и многие штампы Олдиссу достались от предшественников на этой ниве, но всё же есть в книге своя особая изюминка, как в сюжете, так и в исполнении. Эта книга отлично подойдёт для ознакомления с «хорошей фантастикой», как писал ааа иии в своём отзыве, особенно для молодёжи, у которой из крови ещё не вымылась тяга к подобного рода приключениям.

Оценка : 9
«Без остановки»
–  [ 11 ]  +

zvezdochet2009, 12 мая 2020 г. в 14:27

Идея описания звездных кораблей-ковчегов, или кораблей поколений, зародилась в научной фантастике одновременно с бурным развитием космонавтики и дискуссиями о межзвездных путешествиях. Возник вопрос: каким образом человек сможет преодолеть огромные пространства, лежащие между звездами? Ответ – на громадном корабле, где будет воссоздан жизненный цикл, а экипаж сменят поколения потомков, которые завершат миссию спустя многие годы после старта.

Идею подхватили ведущие фантасты, и очень скоро в 1941 году Роберт Хайнлайн презентовал эту идею в двух независимых произведениях, а затем, лишь в 1963 году свел их воедино и подарил миру свой знаменитый роман «Пасынки Вселенной», где описываются последствия слишком длительного полета в космосе – забвение и одичание потомков экипажа. Корабль превратился в маленькую ограниченную вселенную, со своими законами и табу, а человечество скатилось к рабству и чуть ли не первобытному строю.

Но нас интересует другое произведение на эту тематику – роман английского фантаста Брайана Олдисса «Звездный корабль», также известный под названием «Беспосадочный полет», опубликованный в 1958 году. Здесь тоже описывается сходная ситуация – огромный корабль поколений возвращается из экспедиции к Проциону на Землю, и автор рассказывает о маленьком мире, существующем в стальных стенах – племенах людей, мутантах, разумных крысах и расе гигантов.

Повествование крайне динамично, и выполнено в ключе фантастического боевика. Временами даже возникает ощущение примитивного приключенческого чтива, но оно обманчиво – основную смысловую бомбу Олдисс приготовил в конце и ради ошеломляющего финала действительно стоит дочитать этот интереснейший роман до конца. Да и по части сюжетных поворотов автор потрудился — скучать за чтением книги не придется. Вместе с героями мы исследуем внутренний мир звездолета, его строение и отсеки, попутно изучая технология человечества в 26 столетии. И все это читается свежо, интригующе, захватывает. Классика НФ, что тут еще сказать!

Как и в любой хорошей фантастике, в центре внимания писателя – человек, и все связанные с ним проблемы. Человек остается таковым всегда и в любой ситуации, что с блеском подтверждается на каждой странице произведения. Тема ковчега подана оригинальна и свежо; можно сказать, Олдисс переосмыслил философию беспосадочного полета, подвергнув критическому анализу все стороны этого процесса. В чем-то произведение вышло даже лучше «Пасынков Вселенной», где идея звездного ковчега была лишь продекларирована.

Оценка : 9
«Седая Борода»
–  [ 11 ]  +

ovasya76, 04 сентября 2013 г. в 17:07

Катастрофа, произошедшая по вине самих же людей. Трагедия была повсеместной. Планета осталась одним старикам.

Крошечные горластые существа, которых мы обычно видим в колясках у магазинов, пропали безвозвратно. Маленькие девочки, которые играли с куклами, остались в прошлом. Подростки не будут уже собираться кучками по углам и гонять на велосипедах. Они ушли и никогда не вернутся. И мимо не прйдет 20-летняя девушка с длинными ногами.

Смертная плоть принимала лишь безобразные формы старости. Смерть витала над землей, нетерпеливо поджидая свои последние немногочисленные жертвы.

Страх, голод, одиночество, смерть... Один из самых сильных постапокалиптических романов.

Оценка : 9
«Весна Гелликонии»
–  [ 10 ]  +

olvegg, 14 мая 2009 г. в 19:47

Первым я читал «Лето...», выпущенное «АСТ» почему-то первой книгой, и решил, что испортил себе впечатление, прежде всего во всём, что касается линии Аверна. Однако никаких неожиданностей не обнаружилось: присутствие авернцев преподносится «в лоб», в «Лете...» с этим по крайней мере была интрига. В остальном сюжет практически не связан, за исключением смутного упоминания пары исторических персонажей и событий.

Возможно, на более низкую оценку таким образом повлияло отсутствие эффекта новизны. Но не только. Книга получилась неровной. Первая короткая часть, пролог к роману, хороша, а вот чем дальше, тем больше возникает вопросов. Древнее общество вышло каким-то схематичным, словно автор использовал одновременно несколько плохо совместимых социальных теорий, из-за чего и психология людей древности выглядит не всегда правдоподобной; слишком большие изменения происходят за жизнь поколения; почти не упомянуты соседние (родственные и неродственные) племена и культуры, из-за чего кажется, что Олдорандо единственное поселение на огромной равнине.

В общем, сама история хороша, но декорации немного странные и даже гротескные, из-за чего минус балл.

Оценка : 9
«Слюнное дерево»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 21 января 2016 г. в 15:17

Короткая повесть в манере Уэллса, написанная на сюжет Лавкрафта, была создана к юбилейным торжествам автора «Машины времени». То есть, это чисто коньюктурная продукция, типа бесчисленных монографий про Шекспира и Пушкина, появляющихся к юбилейным датам.

Но! Это замечательная повесть. В ней в художественной форме представлен анализ литературного метода раннего Герберта Уэллса. Как по талантливым пародиям лучше всего видны художественные стили, так и по этому пастишу можно сделать вывод о том, как именно Уэллс писал «Странную орхидею», «Морских пиратов», «Долину пауков», «Игрока в крокет» и «Человека-невидимку».

Мне кажется, что литературоведческие работы лучше всего выглядят именно в форме повестей, романов или литературных пародий. Особенно, если их пишут такие умные и талантливые авторы, как Брайан Олддисс.

Оценка : 9
«Теплица»
–  [ 9 ]  +

medyurist_15, 26 февраля 2015 г. в 13:31

Предложенная Б. Олдиссом тема сумерек Земли, как планеты, ее заката, удалась! Читается очень увлекательно! Очень много действий, один сюжет сменяет другой практически через страницу текста. Главный герой романа Грэн — бунтарь по характеру, действующий не как все, остается все таки человеком своего времени! Но в отличие от многих других персонажей Человеком разумным! Кроме смелости и находчивости ему присущи такие качества как тщеславие — желание быть вожаком группы в особенно опасный для жизни всех момент или откровенная жестокость — когда отказался взять с собой ( спасти) остатки людей Тамми.. И хотя автор и не уделяет особого внимания описанию характеров ни главного героя ни остальных персонажей, все становится на место в концовке романа. Грэн отказывается покидать гибнущую планету, оставаясь с семьей в привычном мире! И это очень по человечески!

Относительно общего впечатления. Браян Олдисс сумел в относительно коротком романе ( по величине не больше повести) вместить кроме невероятных приключений людей, описания различных фантастических форм жизни как на Земле так и на Луне, а главное -щедро описать такую массу фантастических сюжетов, которые после него использовались и будут еще раскрываться другими фантастами...

И последнее. Название романа «Теплица», на мой вгзляд, несет некоторую законченность, тогда как « Долгие сумерки Земли» — более точно передает и настроение главного героя и взгляд самого автора. Ведь Грэн не покинул Землю, зная, что за сумерками и темнотой все равно будет свет и взойдет солнце!

Теперь к критикам! Есть небольшие огрехи, но вещь была написана 55 лет назад! Возможно в 2070 году большинство теперешней фантастики будет восприниматься как дешевенькая сказка! Да и премию «Хьюго» давали именно за фантастику высокого уровня! К которым относится роман «Теплица». Рекомендую!

Оценка : 9
«Слюнное дерево»
–  [ 9 ]  +

kinofan, 01 июня 2009 г. в 14:02

Написанная к 100-летию Уэллса, повесть хотя и бережно копирует стиль этого великого фантаста и является своеобразным продолжением-вариацией темы «Войны миров», однако имеет вполне оригинальные идеи, а не только использует находки Уэллса.

Мрачная атмосфера (скорее в духе Лавкрафта и Кинга, чем Уэллса), интересные и пугающие «чужие» и нерешительный, чем-то схожий характером с Обломовым, главный герой — держат интерес к произведению до последней страницы.

Вполне заслуженная Nebula, 1965.

Оценка : 9
«Босиком в голове»
–  [ 7 ]  +

bvelvet, 22 мая 2010 г. в 17:13

Мой любимый до сих пор роман Олдисса. Создан он, судя по всему, методом нарезки; аналогов подобного монтажа мы читали много, но ни в одном случае не было такой гармонии разнохарактерных элементов. «Босиком в голове» — это вышло яснее, чем у Берроуза и человечнее, чем у Муркока. Удивительный потрет эпохи — фантастичный, но не ужасный. Хотя бы потому, что мы понимаем — так оно и было на самом деле. Было и кончилось. А потом началось что-то другое...

Оценка : 9
«Седая Борода»
–  [ 6 ]  +

FixedGrin, 21 марта 2022 г. в 11:17

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3uhxQ7E).

Этот роман, как и произведения почти всех авторов Новой Волны, кроме разве что Муркока, не может похвастаться пристальным вниманием русских издателей и читателей: выпускался он один раз, в 2003-м, при участии переводчика Е. Смирнова. А ведь он хорошо иллюстрирует причины, по которым Олдиссу любило посылать шпильки младшее (относительно него) поколение нововолнистов: как отмечает Колин Гринлэнд в «Выставке энтропии», творческий принцип Олдисса, столь явственно уважительный к окружающему миру, противоречил взятому ими курсу на внутренние пейзажи и неустойчивые структуры.

Мир после атомной катастрофы у Олдисса, конечно, более уютен (если это слово тут применимо), чем неудержимо омерзительная Земля из «Геноцида» Диша, порабощенная инопланетными фермерами, но “хоуппанковым” настроением, в отличие от Земли мировых войн из «Падших ангелов» или «Песни по имени Юность», тут и не пахнет. Молодая шпана не сотрет выживших с лица планеты, не окажет сопротивления нерушимой клике экофанатиков и христианских фундаменталистов, криптонацистам, замыслившим Окончательное Решение проблемы мигрантов, или голодным новосоветским варварам безжалостного диктатора Козицкого. Она просто не родится: Землю «Седой Бороды» постигло явление, аналогичное Годам Колыбели при пришествии Не-Бога у Бэккера в мире Второго Апокалипсиса. (Хотя о том, что автор там желал высказать, никто пока так и узнал, ибо он был слишком воспитанный.)

Как же, по версии русского переводчика, это произошло? Тем интереснее ознакомиться с его версией, что объяснение проблемы первым предложил, по Олдиссу, русский профессор Зилинков (Zilinkoff, в переводе стал Зиминковым).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После первых успехов в освоении космоса и исследования Марса, Венеры, Меркурия и Юпитера никто особенно не удивился, когда ведущие державы объявили о своем намерении провести серию «контролируемых» ядерных взрывов в околоземном пространстве. Американская «радужная бомба» в начале шестидесятых положила начало многочисленным подобным экспериментам. Некоторые — в том числе даже ученые — протестовали, но протесты остались без внимания. Люди считали, что взрывы за пределами земной атмосферы безопаснее…

Оригинал же не только сообщает нам (в отличие от перевода), что ведущих мировых держав было две, а “контролируемых” в военном эксперименте ядерных взрывов — сорок шесть. Олдисс отвечает и на вопрос, постоянно задаваемый у Муркока во многих его работах — от «Чёрного коридора» до работ о Джерри Корнелиусе: “Какова точная природа катастрофы?”

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пояса ван Аллена, радиационные обручья Земли, в некоторых местах заметно превышающие шириной её диаметр, впали в состояние лихорадочной активности после ядерных взрывов, мощность которых во всех случаях достигала многих мегатонн. Пояса запульсировали, стали сжиматься и снова расширяться, потом сжиматься ещё плотней… Биосферу два раза основательно, хоть и ненадолго, окатило жёсткой радиацией.

Долговременные последствия этого душа ещё нельзя было предсказать сейчас, когда прошёл от силы год. Немедленные последствия, впрочем, проявили себя наглядно. Хотя большая часть человечества испытала состояние, сходное с гриппом и тошнотой, они в основном оправились. Серьёзнее пострадали дети; многие, в зависимости от величины полученной дозы, теряли волосы, ногти, умирали… У большинства женщин, пребывавших в тягости на момент возмущения поясов, случился выкидыш. Животные, а в особенности животные, чаще других появлявшиеся под открытым небом, испытали сходные проблемы. Отчёты о сокращавшемся разнообразии заповедников Африки указывали, что крупные дикие звери, по-видимому, понесли серьёзный ущерб. Почти не пострадали только овцебыки Гренландии и выносливые северные олени на севере Скандинавии (где в предыдущих поколениях у этих созданий, вероятно, выработался своеобразный иммунитет к космическим и прочим быстролетящим частицам). Пострадало большое количество домашних собак и кошек —власти некоторых мест давали оценки, доходящие до восьмидесяти пяти процентов; из-за развития чесотки и раковых опухолей их приходилось умерщвлять.

Олдисс, по выражению Гринлэнда, “ведет репортаж из зоны катастрофы со счётчиком Гейгера, опираясь на статистику и пресс-релизы”, сосредоточив свое внимание на сестрах, которым надлежит раздать серьги, и мере их ответственности за нависшую над человечеством угрозу вымирания. Он детализирует причины и эффекты катастрофы так, как не помыслили бы Майкл Джон Харрисон или Дилэни, которых подобный суховатый стиль отталкивал. 3 октября 1966 года Олдисс написал Джудит Меррил:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я сторонник структуры в литературе потому, что верю: литература обязана отражать и/или формировать реальность, и потому, что верю: внешний мир наделён структурой, не такой, как литературная, но ведь литература есть лишь аналогия мира внешнего, так что приходится нам использовать доступные инструменты.

Если считать социальные сети и блоггинговые платформы бурно развивающейся формой интерактивной литературы, то можно констатировать, что с задачей формирования реальности через переотражение они справляются отлично — как в 2014/15 годах, так и в 2021/22-м. Сложней судить, насколько прельщает седобородых и лысеющих бэби-бумеров из карантиновирусных бункеров смена девиза пандемической эпохи на эпоху мертворожденных.

Оценка : 9
«Птицы Марса»
–  [ 6 ]  +

tarnoga, 23 января 2017 г. в 17:24

Странная книга, сильное впечатление. Взгляды автора на перспективы человечества оказались мне очень близки, несмотря на солидную разницу в возрасте :)

Очень мрачный роман о конце человечества. И колонизация Марса здесь — попытка измениться, чтобы выжить, оставив все слишком человеческое на Земле. Прекрасная концовка — такое посмертное видение, «свет в конце туннеля».

Рекомендовать кому-либо сложно, понятно, что очень на любителя. Мне чем-то напомнила книги Дюрренматта.

Оценка : 9
«Пикник на триллион лет»
–  [ 5 ]  +

слОГ, 20 февраля 2018 г. в 08:57

Три издания в малотиражках, причем одно в бюджетной(!) малотиражке... На самом деле минус только один — перевод. Местами предложения весьма корявы, местами переведенные названия отличаются от общепризнанных. Но в основном жалеешь, что не было еще одной книги еще 20 лет спустя... Олдисс весьма точно подмечает класс произведений — например, про Нейроманта и Дикий берег, сказано точно и емко. Еще очень забавно, что большинство произведений 80-х, которые он упоминает никогда не были переведены, как и часть значимых произведений Новой волны. Ну и то, что эта книга служила основой для многих критико-библиографических заметок в Если (и, наверное, не только в нем) — является поводом как минимум прочитать ее. А лучше приобрести. Я вот подумал. что даже если, ее официально издадут, неизвестно что будет выгоднее по соотношению цена-качество — официальное издание или бюджетная малотиражка :).

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7 



⇑ Наверх