Евгений Николаевич Чириков — известный русский писатель и драматург.
Евгений Николаевич Чириков родился 24 июля (5 августа) 1864 г. в Казани в семье отставного армейского офицера, потомственного дворянина, который служил становым приставом и помощником исправника. Служба отца вынуждала семью кочевать по сёлам и городкам Казанской и Симбирской губерний. После окончания гимназии в 1883 г. Евгений Чириков поступил в Казанский университет на юридический факультет, а через год перевёлся на математический по разряду естественных наук.
4 декабря 1887 г. студент 4-го курса Чириков был арестован, как один из главных зачинщиков студенческой сходки, исключён из Казанского университета и выслан в Нижний Новгород без права проживания в университетских городах. Здесь за публичное чтение сочинённой им антимонархической «Оды императору Александру III» его повторно арестовали, и несколько месяцев он провел в нижегородской тюрьме. В заключении Чириков написал 10 статей и рассказов, а также первую повесть «Капрал» для казанской газеты «Волжский вестник», в которой печатался с 1885 г. Началом своей литературной деятельности Чириков считал 1886 год – тогда в этой газете был опубликован его рассказ «Рыжий».
По решению суда Чирикова сослали на три года в Царицын. Здесь он познакомился с Алексеем Пешковым (будущим писателем М. Горьким), служившим весовщиком на железной дороге. Вскоре Чирикова отправили в Астрахань отбывать оставшийся срок ссылки. Там он встретился с Н.Г. Чернышевским, который, прочитав очерк «Свинья», отметил литературное дарование автора. Чириков регулярно публиковал свои произведения в газетах «Астраханский вестник», «Астраханский листок», «Волжский вестник».
В начале 1892 г. Чириков вновь был арестован, перевезён в Казань и проходил по делу молодых последователей «Народной воли». Его осудили за укрывательство народовольца М.В. Сабунаева и поместили на четыре месяца в казанскую тюрьму. После освобождения ему разрешили проживать в Казани при условии «жить без вмешательства в политику». Он продолжал активно печататься в «Волжском вестнике», стал секретарём этой газеты. Только за один 1892 год он напечатал здесь 40 стихотворений, фельетонов и рассказов.
В Казани в личной жизни писателя произошло знаменательное событие: он обвенчался с будущей актрисой Валентиной Георгиевной Григорьевой (сценический псевдоним Иолшина; 1875–1966), ставшей его верной спутницей. Её брат Михаил Григорьев был одним из основателей первого марксистского кружка в Нижнем Новгороде и марксистских организаций в Самаре.
Чириков с семьёй в 1893 г. переселился в Алатырь, где получил должность счетовода на строящейся ветке железной дороги. В 1894 г. семья переехала в Самару. Чириков сотрудничал с «Самарской газетой». Здесь он вновь встретился с М. Горьким, с которым у него установились дружеские и творческие отношения на долгие годы. В 1895 г. Чириков перебрался в Минск, где получил должность в управлении Южной железной дороги. В этот период он активно общался с писателем А.Е. Богдановичем, поддерживал и ввел в большую литературу «соловья украинской поэзии» Лесю Украинку.
С 1893 г. Чириков начал печататься в столичных журналах: «Вестник Европы», «Русской богатство», «Новое слово», «Жизнь», «Мир Божий», «Русская мысль», «Северный вестник». По рекомендации Н.Г. Михайловского журнал «Русское богатство» (1894, № 7) опубликовал его рассказ «Gaudeamus igitur». Широкий общественный резонанс вызвали повести «Инвалиды» и «Чужестранцы», рассказ «В отставку», в которых писатель отразил психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским.
Продолжая традиции Н.В. Успенского, Ф.М. Решетникова, А.И. Левитова, Чириков писал о жизни задавленного беспросветной нуждой русского крестьянства («В лесу», 1896; «Хлеб везут», 1898). Героями его прозы («Блудный сын»,1899; «На поруках», 1904) становятся «бывшие студенты», исключённые из университета за «политику», побывавшие в ссылке. С особой теплотой писатель изображает женщин, сохраняющих жажду осмысленной жизни, стремящихся вырваться из пут мещанства («Именинница», «Фауст», оба – 1900; «Марька из Ям», 1904).
Чириков вместе с М. Горьким в 1896 г. был приглашён редакцией газеты «Нижегородский листок» для освещения работы Всероссийской художественно-промышленной выставки и театральной жизни Нижнего Новгорода. В журнале «Жизнь» в 1898 г. писатель вёл постоянный раздел «Провинциальные картинки». В них удачно сочетались – знание уездной жизни, наблюдательность и авторская ирония. Для многих начинающих журналистов они стали «образцом провинциального обозрения».
В 1901 г. большая семья Чирикова (у него было четверо детей) переселилась в Ярославль, а в 1902 г. (уже с пятью детьми) переехала в Нижний Новгород. Осенью 1904 г. писателю удалось осуществить свою мечту – после многолетних скитаний по провинции он смог поселиться в Москве.
В начале 1900-х гг. М. Горький привлек Чирикова в числе других авторов к работе в издательстве «Знание», оно напечатало его произведения в сборниках, выпустило три его книги, а затем восьмитомное собрание его сочинений (1903–1909), куда вошли рассказы, повести и пьесы. В этот период Чириков примкнул к литературному кружку Н. Д. Телешова «Среда», объединившему наиболее известных, влиятельных и демократически настроенных русских писателей.
Революционные события в России оказали на творчество Чирикова значительное влияние, вызвали к жизни ряд газетных и журнальных статей, очерк «В сахарном королевстве», повесть «Мятежники» (1905), его «общественные драмы». Сам же ход революционных событий, в которых писатель принял непосредственное участие как член Всероссийского Крестьянского союза, развеял последние иллюзии бывшего народника, испытавшего затем увлечение марксистскими идеями, заставил его отказаться от поддержки крайних политических сил. «Я почувствовал, что революция 1905 г. и все сопутствующие ей события как бы переломили мою жизнь пополам», – вспоминал позднее Чириков. Осознав опасность радикализма, писатель в дальнейшем стремился противостоять насилию в любых его проявлениях.
«Общественная драма» «Мужики» («картины деревенской жизни») была написана в сентябре-октябре 1905 г. по горячим следам крестьянских волнений в Черниговской губернии. Ознакомившись с фактами на месте, выступив на судебном процессе в защиту крестьян, громивших сахарный завод братьев Терещенко, Чириков создал пьесу, в которой современники ощутили живое дыхание недавних событий. Вслед за М. Горьким (пьесы «Дачники» и «Дети солнца») и Л.Н. Андреева («К звездам»), Чириков в «Мужиках» поставил злободневный вопрос о судьбах русской интеллигенции в революции. Стремясь отобразить эпоху в её исторической конкретности, Чириков своим произведением иллюстрировал тезис: между народом и интеллигенцией лежит пропасть недопонимания.
В марте 1906 г. Чириков был арестован за участие в съезде Всероссийского Крестьянского союза. После освобождения на него было совершено покушение черносотенцами. Писатель некоторое время скрывался в Финляндии, а в 1907 г. поселился в Петербурге.
В 1907 г. из-за идейных и личных расхождений с М. Горьким Чириков (а он был не только автором, но и пайщиком «Знания») принял решение уйти из издательства «Знание» и начал сотрудничать в альманахах «Шиповник», «Земля», печатался в журналах «Вестник Европы» и «Современный мир». В этот период он обратился к новым художественным формам – создал символико-аллегорические драмы «Красные огни» и «Легенда старого замка» (обе – 1907 г.), написанные под сильным влиянием драматургии Л.Н. Андреева; написал цикл рассказов на религиозные сюжеты («Искушение», «Девьи горы» и др.) и драму-сказку «Лесные тайны» (1911).
В произведениях 1910-х гг. писатель вернулся к прежней художественной манере. Своеобразным «документом эпохи» стала тетралогия Чирикова «Жизнь Тарханова», в которую вошли романы «Юность», «Изгнание», «Возвращение» и «Семья» (последний роман был впервые напечатан в Берлине в 1924 г.). Как и в сборниках рассказов «Цветы воспоминаний» (1912), «Ранние всходы» (1913), «Волжские сказки» (1916), тетралогия, созданная по воспоминаниям о юношеских годах, воспроизводила эпизоды из жизни русской интеллигенции последних десятилетий XIX в. «Искренность с другими и самим собой, это главное, если хочешь сохранить свою душу до конца… Всякая ложь, как ржавчина, оставляет след на душе и лгущий и пребывающий в сфере лжи, личной или общественной, изнашивается духом и превращается в “живой труп”…», – писал Чириков в ноябре 1911 г. А.Ю. Анненскому.
В начале 1910-х гг. «Московское книгоиздательство» приступило к выпуску 17-томного собрания сочинений писателя, некоторые тома выдержали до 6 и 7 изданий.
В октябре 1912 г. Чириков по заданию газеты «Киевская мысль» отправился в Болгарию и освещал события Первой Балканской войны. Затем выпустил книгу «Поездка на Балканы. Заметки военного корреспондента» (1913). В период Первой мировой войны Чириков как военный корреспондент газеты «Русское слово» был приписан к передвижному санитарному отряду. Его корреспонденции (1914–1915) вошли в книгу рассказов и очерков «Эхо войны» (1915, 2-е изд. 1916).
Чириков приветствовал Февральскую революцию, но резко осудил последовавшие после Октября действия новой власти. Его публичные выступления и газетные статьи были направлены против подавления демократии и жестокости большевистского террора. Изгнание стало для него единственным возможным спасением от гибели.
В 1918 г. Чириков уехал в Ростов-на-Дону, где возглавил литературный отдел ОСВАГа, затем перебрался в Крым. В ноябре 1920 г. он выехал из Севастополя в Константинополь, в начале 1921 г. прибыл в Софию, в конце сентября приехал в Чехословакию и поселился в Праге.
В Чехословакии писатель приобрел популярность задолго до переезда туда: многие произведения были переведены на чешский язык и изданы, пользовались успехом у читателей.
Вместе с писателем Вас. И. Немировичем-Данченко Чириков возглавил русскую колонию, был первым председателем правления Комитета по улучшению быта русских писателей и журналистов, проживающих в Чехословакии, а также постоянным членом правления «Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике». Он регулярно выступал с лекциями о русских писателях и с чтением своих произведений в Праге и Белграде. На съезде Союза русских писателей и журналистов за рубежом (сентябрь 1928 г., Белград) король сербов, хорватов и словенцев Александр I наградил Чирикова орденом Святого Саввы 2-ой степени.
В Чехословакии Чириков регулярно публиковал фельетоны на злободневные общественные и политические темы, написал три романа: «Зверь из бездны» (1923), «Мой роман. Записки беженца» (1926), семейно-историческую хронику «Отчий дом» (1929–1931) и 35 рассказов, которые вошли в сборники: «Красный паяц: Повести страшных лет» (Берлин, 1928), книги рассказов «Девичьи слезы» (Париж, 1927), «Между небом и землей» (Париж, 1927), «Вечерний звон. Повести о любви» (Белград, 1932).
Роман «Зверь из бездны» (был издан на чешском языке дважды — в 1924, 1925 и на русском языке с подзаголовком «Поэма страшных лет» – Прага, 1926) вызвал особый читательский интерес и бурную полемику на страницах эмигрантских изданий. Роман о судьбах двух братьев в кровавых перипетиях гражданской войны, которая разрушила родственные связи, перевернула все представления об общечеловеческих ценностях, вызвал нападки на писателя и слева, и справа. «Моя муза оказалась между двумя огнями: белым и красным, и оба жгутся. Искренность и правда в этот исторический момент гонима обеими сторонами», – писал он по завершении романа юристу Н.С. Каринскому в мае 1923 г.
В 1928 г. Чириков завершил работу над рукописью воспоминаний «На путях жизни и творчества». В них он отразил те события в своей биографии, которые были связаны не столько с личной жизнью писателя, сколько «с духом социального творчества эпохи».
Популярность Чирикова вышла далеко за пределы России и Чехословакии. Его произведения были переведены на датский, испанский, литовский, немецкий, польский, финский, французский, шведский и китайский языки. Его пьесы ставились в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, США.
Е.Н. Чириков скончался 18 января 1932 г. в Праге. В последний путь его провожала огромная процессия, было перекрыто городское движение. В числе провожавших были официальные представители русских и чешских организаций, ученики и преподаватели русской пражской гимназии. Чехословацкое правительство представлял министр Карл Крамарж; министр иностранных дел Эдвард Бенеш прислал вдове писателя письмо с соболезнованиями. Писатель похоронен на Ольшанском кладбище рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы.
© Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки
Фантастическое в творчестве автора.
В богатом драматическом наследии Е.Н. Чирикова немало пьес с фантастическими и сказочными сюжетами. Это драматические фантазии «Легенда старого замка» (1909) и «Красные огни» (1907), драмы-сказки «Колдунья» (1909), «Чёрная смерть» (1910), «Лесные тайны» (1910), «Красота ненаглядная» (1924).
Евгений Чириков — автор сказочной повести «В царстве сказок (Приключения маленького путешественника» (1909), сборника «Волжские сказки» (1916), нескольких сказок для детей и святочных рассказов, русской политической сказки «Иван-Царевич» (1917).
По сценарию Е. Чирикова в 1919 году был снят фильм «Девьи горы» (другое название — «Легенда об Антихристе») — легенда-апокриф, повествующая о скитаниях Сатаны и Иуды по свету в поисках «девы человеческой, непорочной», которая должна будет стать чистой родительницей нечистого и подготовить новое пришествие Сатаны. В фильме звучит предостережение о неминуемом пришествии Антихриста в погрязший в пороках безбожный и обреченный мир, где дьявол принимает разные образы, в том числе и праведника, а красавица носит во чреве сатанинское дитя. Фантастический стиль (разбойничий стан на Девьих горах, бал-маскарад и деревенский хоровод) только усиливает впечатление и подчеркивает общий мистический тон всей инсценировки. Фильм был запрещён в СССР, он был показан один раз в 1921 году в рамках проходившей «Кинонедели помощи голодающим» в Петрограде.
© Nina