Энтони Бёрджесс отзывы

Все отзывы на произведения Энтони Бёрджесса (Anthony Burgess)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 156

  Страницы:  1 [2] 3  4 

«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

TanatosX, 16 апреля 2017 г. в 23:58

Не очень люблю писать отзывы, но почему то глядя на книгу спустя довольно продолжительное время после прочтения, возникло желание описать то, что осталось спустя столько времени. Жуткая, страшная книга. При этом она проникнута каким то невероятно знакомым для меня духом. Как будто автор взял всю тяжесть реальности и выразил это в словах. Вспоминая предысторию написания этой книги невольно понимаешь, что у автора все вышло, да, он передал всю возможную жуть жизни. Боль, безнаказанность, даже какую то иронию и сатиру.

Оценка : 9
«Малайская трилогия» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Kobold-wizard, 13 ноября 2016 г. в 21:25

http://kobold-wizard.livejournal.com/7985...

Изначально я предполагал писать отдельно про каждую часть трилогии, и накатал отзыв на «Время тигра». Однако, потом я затянул с «Врагом под покрывалом» и, начав читать «Восточные постели», понял, что это к лучшему. Между частями трилогии есть смещение нюансов, но, в целом, они составляют достаточно цельный текст. Их объединяет семья Краббе, которая перемещается между малайскими штатами в зависимости от текущего назначения Виктора Краббе. На каждом месте его окружают новые знакомые, которые своими чаяниями и страхами создают череду идиотских совпадений, формирующих сюжет.

Семья Краббе попадает в Малайзию на излете британского колониализма. Виктор работает в министерстве образования, и поэтому можно вблизи наблюдать за тем, как старая система дает трещину. Сначала местные учителя начинают говорить то, о чем ранее молчали, потом они вытесняют «белых» учителей из школ, а в итоге малайские руководители начинают объяснять все свои неудачи наследием прежних колониальных властей. Поскольку Виктор в первом романе преподает историю, то его область в первую очередь подвергается метаморфозам. В чем-то это напоминает красно-бело-демократическую мешанину, продолжающуюся в нашем образовании. Только в данном случае разные стороны еще и национально окрашены.

Малайский национализм – это ИМХО самое поразительное в книге. В кои-то веки европейцы, китайцы, индусы и тамилы оказываются в одной лодке. «Малайзия для малайцев» начинает проявляться в мелочах. Малайцы припоминают прошлым руководителям карьерные обиды, китайцам – излишнюю скупость в торговле, индусам и тамилам – проблемы с диаспорами. Если коммунистов начинали гонять еще при британских властях, то христиане и язычники со временем предаются обструкции, сродни российской религиозной политике XIX века. Берджесс описывает серьезные проблемы достаточно ярко, но без агрессии. Чаще всего национальные прения воплощаются в бытовых и карьерных конфликтах с должной долей юмора.

Умирающая колониальная система влияет на каждого белого персонажа по-своему. Некоторые, как Виктор Краббе, подпадают под влияние новорожденного государства и стараются всячески оказать помощь. Другие живут постоянными воспоминаниями о Великой Британии с ее манерами, климатом и культурой. Третьи стараются забыться в обжорстве или разнообразных половых связях. Забытье здесь становится для всех белых ключевой проблемой. Без него в местном климате можно окончательно свихнуться. Местные раз за разом начинают видеть в белых то лентяев, то грешников, то скрытых коммунистов, то открытых свиноедов. Мир меняется, и последние европейцы кружатся в вихре судьбоносных совпадений.

После «Малайской трилогии» я начал относиться к «Заводному апельсину» как к роману о столкновении слишком разных культур. Ведь мальчишки из банды Алекса являются отдельным обществом, которое существует параллельно с остальным условно мещанским обществом. В конфликтах и периодической ассимиляции прослеживается малайский опыт.

Итого: Тургеневские туризм, усадьба, барчуки и немецкие управляющие изменили национальный колорит, но в манере повествования и в построении сюжета есть нечто, напоминающее мне «Дым» Ивана Сергеевича. Основной сюжет строится на сосуществовании разных людей. Для многих персонажей ад – это другие, тем ценнее построенные хорошие человеческие отношения.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

Тайфон, 17 марта 2015 г. в 17:32

Шедевр. Книга пропитана атмосферой. На протяжении всех ее частей видна перемена настроения, также как меняется настроение и душевное состояние главного героя. Кажется, автор смог передать даже капельку безумия…

Хочется отметить стиль повествования: этот жаргон, эли словечки создают непередаваемый антураж. Особенно для русского человека. Поскольку автор взял почти все из них из нашего языка. И для нас то выглядит очень даже реалистично — ведь так могли бы разговаривать и современные малолетние преступники. Органично вписывается этот сленг.

Что же до прегрешений главного героя, морали. То хоть это и отталкивает некоторых читателей про его проделки читать затягивает, и не смотря на все гнусности начинаешь ему симпатизировать. А потом уже и не знаешь получил ли он по заслугам, получил он больше чем надо, или вообще не достоин прощения. Ну, у автора свой ответ на этот вопрос, где в финале главный герой просто-напросто вырастает из всего этого.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

mogzonec, 20 сентября 2013 г. в 12:32

Сейчас так бывает часто. Сначала смотрят, потом — читают. Но я познакомился с «Заводным апельсином» еще в 90-е, сначала через потрясающий фильм Стэнли Кубрика, и лишь потом удалось прочесть книгу. И снова испытал потрясение и не только из-за идеи, фантастических допущений, но и из-за новояза Бёрджеса. Оказывается можно было писать и так. И такой язык может создавать совершенно неожиданные оттенки и полутона в прозе. Хотя, по правде говоря, не люблю словотворчество, поскольку порой оно превращается в словоблудие. В «Заводном апельсине» это не так. Его язык еще одно средство воздействия на читателя. Потом много раз возвращался и к фильму, и к книге. Судя по отзывам, я не один такой.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

sofia_filatova, 28 сентября 2012 г. в 16:59

Я бы хотела сразу приступить к сути произведения, без вступления. Здесь представлены очень глубокие и качественные отзывы, которые можно назвать и анализом романа. Роман мне не понравился. При этом я признаю и всю его актуальность, правдивость и оригинальность. Просто я живу другой жизнью и не один из вариантов перевода мне не нравится. Ни Е. Синельщикова, у которого роман завершен в больнице после попытки суицида, без happy end. Мы просто получаем того же «подонка» Алекса, который не изменился и готов к насилию и дракам как только снимут гипс. Ни В. Бошняка, у которого Алекс умнеет, хочет завести семью и нас вышибает слеза как бы сострадания. В первом варианте не чувствуется завершенность романа, судьба главного героя неясна и роман теряет понятия своего титульного названия «исповедь хулигана», если нет покаяние — нет и исповеди. Во втором варианте Алекс, действительно кается и строит свои планы о будущем. Конечно, по-моему, лучше брать перевод Бошляка, он завершен и более высокого качества. Но читать такое сложное произведение на английском я пока не решилась, боюсь, что и русские слова, написанные латиницей будут ввергать меня в шок, не сразу поняв, что это, буду дергать словарик.

Но я отлично понимаю, почему данное произведение популярно, актуально.

По вопросу Алекса, что он не образован, я все-таки не соглашусь. Почему он только «потребитель»? Ведь он разбирается в музыке, подвержен ее влиянию, может он не специалист, но любитель, а это значит осознание у него есть. Он полностью ее отдается, даже бьет своего друга,за то, что тот помешал ему наслаждаться. Это не музыкальный фон, а увлечение. Простите, но как большинство людей воспринимают музыку, да и остальное искусство? Разве не на уровне «нравится, не нравится»? Многие специалисты и меценаты начинали именно с этого. Еще один пункт, разве «выродки» не могут быть эрудированными и образованными людьми? Уверены, что умный человек должен делать только что-то хорошее и доброе и быть морально устойчивой личностью? Жители Германии полностью опровергают отношение к «выродкам». Их ветераны Второй Мировой живут лучше, чем наши. Убивать, насиловать, пытать, порабощать и управлять — это тот выбор, который сделала эта страна. А сейчас все условия для жизни — образования, здравоохранение, работа, пенсия — в этой стране лучше.

Алекс мучается душевно на «киносеансах», потому что доктора используют «Божественную музыку». Он просит их не портить шедевры, «музыка тут не причем». И именно душевная боль подталкивает его к суициду, простите за выражение, но хрен бы он покончил с собой из-за каких-то старых пердунов или из-за своих друзей, которые его избили, даже родители его не трогают душевно так сильно. Его душевные качества в его восприятие музыки! Да и если говорить честно ни родителей, ни Александра (писателя) он не желает убить. Наоборот он осознает, что этот писатель хороший, но сумасшедший. О, конечно, я данного героя не ставлю в перечень Великих людей, но определение ПОДОНОК, к сожалению, не является аргументом, чтобы сказать, что это не личность. Роман написан неплохо, согласна, не блестяще, но не плохо.

Есть большая проблема в понимания ребенка, когда вы уже «не в теме». Были ли Вы мягким и пушистым и милым ребенком? Вы никогда никого необоснованно не обижали, просто за компанию или «ну не нравится он мне, че нарывается»? А Вы уверены, что Ваш ребенок никого никогда без повода не обидит? Очень легко уже будучи самостоятельной установившейся личностью говорить кому и где место, но в реальности нам бы пришлось уничтожить 70% школьников старших классов, если не больше, потому что «бешеных собак пристреливают» или используют как пушечное мясо. Автор выбрал важнейшую тему, создал сленг, атмосферу, и поместил своих героев в очень схожий с нашим мир. Проблема в том, что ничего хорошего в Алексе он не вывел, ничему своего героя не научил, да и happy end не создал. Алекс осознает, что не сможет даже своего ребенка огородить от таких ошибках, какие наделал он сам.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

Lena_Ka, 04 марта 2012 г. в 08:57

Так эту книгу мог написать только человек обречённый и знающий, что он обречён. Когда тебе уже всё можно говорить, не щадя себя, не задумываясь о последствиях, честно и искренне, жестоко и правдиво как в последний раз. Энтони Бёрджес так и писал. «Эта чертова книга — труд, насквозь пропитанный болью», — скажет он позднее о своём романе.

Вертится земля, этот вонючий заводной апельсин, а крошка Алекс — подросток из вроде бы вполне благополучной семьи (полной по крайней мере), тонко чувствующий музыку, мыслящий, но его разъедает внутренняя агрессия, которую ничем не заглушить, даже великолепными произведениями Бетховена. И тогда он собирает своих друзей Тёма и Джорджика и отрывается на всех, кто попадётся на твоём пути: на старикашку, на семейную пару, на старую художницу. И никакой пощады. Жестокость. Жестокость. Насилие.

А потом он сам станет жертвой. Жертвой эксперимента, убивающего в человеке склонность к насилию и жертвой людей, которых когда-то не пощадил. И они будут так же беспощадны к нему все, вплоть до безобидного вроде бы «любителя кристаллографии» и таких же старикашек. Ибо жестоки не только подростки (их как раз-таки Бёрждес успокаивает: это пройдёт с возрастом, потерпи, будто бы говорит он), но и мир вовсе не ласков. Вонючий заводной апельсин.

Сильная книга. Единственное, что мешало, это то, что те жаргонные слова, которые произносит Алекс, звучат всё же не так, как должны были, ну, тут ничего не поделаешь, чужой язык, а тем более его жаргон — потёмки.

Оценка : 9
«Вожделеющее семя»
–  [ 5 ]  +

Charly, 16 июня 2011 г. в 00:44

Что ж, резкая и парадоксальная местами антиутопия с легкой романтической сюжетной линией не привела в восторг, но порадовала точно. Тристрам, пройдя через тернии к звездам, добился таки своего — воссоединения с любимой. Было интересно читать о каннибалистических местах в романе, изображенных с такой легкостью и простотой. Люди ели консервированных людей — 5 баллов! Люди делали из людей удобрения — ай-да! Прямо чувствовалось, как хорошо сидела на Тристраме военная форма — символ пушечного мяса в романе. Много колких моментов, о которых читал с превеликим удовольствием и без отвращения или удивления. На то они и антиутопии — чтобы не удивлять, а предупреждать. Берджесс справился с этим на совесть.

Оценка : 7
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

ваена, 07 мая 2011 г. в 18:25

Вот уж воистину: сколько людей столько и мнений.

Я не увидела в книге антиутопии. Я увидела следующее: даже у таких бесчеловечно жестоких людей как Алекс нельзя отнимать личность. Преступника можно наказывать, можно даже казнить, но если сделать из него «заводной апельсин», то все пороки больного общества не исчезнут, а только усугубятся. Ведь в результате детей продолжат воспитывать холодные, равнодушные и не любящие люди.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

tess86, 22 марта 2011 г. в 13:00

Это не роман о подростковых бандах. Тут нет никаких готовых рецептов на тему, как обуздать насилие на улицах. Тут нет наказания виноватых и спасения добродетели. К тому же с тех пор было написано немало более шокирующих книг. Но в тоже время это культовый роман, попытка определить границы свободной воли человека и общественной морали.

В центре романа противостояние ницшеанского сверхчеловека – Алекса и общества. И никакой достоевщины, Алекс не сомневается в том что он право имеющий и не испытывает жалости к тварям дрожащим. Он, конечно же, чудовище, но он умнее и сильнее окружающих, так зачем же ему смирять свои желания?   Почему нужно подчинятся законам, защищающим слабых? Что общество может предложить Алексу взамен? Жить серой и убогой во всех смыслах жизнью, что бы потом превратится в копию своих родителей? Старое и избитое: «Веди себя хорошо, а то если попадешься, мы тебя страшно накажем» к сожалению, никогда не работало, как и всякое принуждение, страхом к гуманизму.

Алекса конечно ловят и сажают и конечно же случайно. Изменяет ли тюрьма Алекса? Конечно же, нет, он начинает вести себя как пай-мальчик, единственно за тем, что б поскорей выйти и продолжить развлекаться в своем духе. И тогда общество наносит последний и решительный удар – в порядке эксперимента Алекса лишают агрессивности, а заодно и способности воспринимать музыку и заниматься сексом. А после того беспомощного выкидывают на улицу – самостоятельно разбираться с проблемами. Вот тут-то его и находят бывшие жертвы и сообщники. Конечно, это избиение напоминает воздаяние за прошлые грехи, но на деле это банальная месть, порожденная двойными стандартами нашего общества. Общество никак не можем выбрать: либо все должны действовать исходя из категорического императива Канта, что включает в себя прощение преступников и отказ от мести; либо действует право сильного, тогда уж слабые теряют право взывать к жалости и морали.

Алекс выходит победителем из схватки с обществом, все изменения в его личности откатывают, он становится символом борьбы с изуверствами режима. То, что с ним произошло, ни на шаг не подтолкнуло его к раскаянию и исправлению. Просто однажды, выйдя из бара, он решил изменить свою жизнь и направить энергию на созидание, вот только в этом нет заслуги общества. Вопрос о том, зачем мы содержим огромную уродливую и неэффективную пенитенциарную систему, которая не защищает добропорядочных граждан и не исправляет преступников остается открытым.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 5 ]  +

ch3kist, 14 августа 2009 г. в 04:52

Абсолютно не согласен с теми, кто пишет, что главный герой — чудовище, не способное стать нормальным. Мне действительно жалко главного «героя» романа, и всех ребят — подонков. Эти люди стали «жертвой эпохи» так же, как и их жертвы. А само словосочитание «жертва эпохи» придумано, по всей видимости, что бы спихнуть вину на другого а самому остатся чистиньким и пуфыстиньким. Как говорится: «Моя хата с краю...». Вина преступников, наркоманов и прочих антисоциальных личностей лежит не только на них лично. Значительная часть вины — это вина общества. Буквально два месяца назад за грабеж на 7 лет сел мой знакомы. Человек та он был не плохой. Просто с раннего возроста он был предоставлен сам себе. Мать на работе, отец пил. Так же и Алекс. Отношения с радителями у него были чисто потребительские. И в этом виноваты, прежде всего, отец и мать. Как бы нас не учили в школе любви к радителям, прежде всего они должны любить детей и заниматся их воспитанием. А не так, как большинство в нашем обществе. Одел, обул, накормил, надовал, иногда, по жопе за то что получил двойку. Все. На этом у нас обязанности радителей заканчиваются. Я не говорю что так во всех семьях. Но к сожалению во многих. Что косается главной идеи романа, указанной в анотации. Я считаю, что любой человек с волей (даже «злой») намного лучше человека без воли. Так как без воли и человека нет. Воля всячески подавляется (и давольно успешно) со стороны буржуев, политиков и прочих упырей. А самый лучший возраст для подовления воли — подростковый. Практически все взрослые люди — зомби. Кроме работы (от слова — раб) и телевизора для большинства в жизни нет ничего. Зомбирование начинается еще со школы. Вспомните фильм «Стена» как школьники по конвееру падали в мясорубку и перемалывались в однородную массу — фарш=) Вобщем все давольно запущенно и не лечится лиш сменой «министра нутряных дел» и остального аппарата власти. Тут нужно самим людям менятся. Причем менятся не с чьей либо помощью. До каждого должно дойти самостоятельно, что он в ответе не только за себя, но и за окружающих. Что толку от сказанного или написанного кем-то? Тот же Иисус сколько твердил: «Возлюби ближнего своего»? Ну и где любовь эта? Почти две тыщи лет это написано. И, почти, каждый прочел. А результатов нет. Вобщем сдесь нужна революция не социальная, а линостная. Что б что-то изменить к лучшему, надо самому стать лучше.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Conte1, 06 апреля 2024 г. в 16:21

Книжка оказалась двольно-таки скучной и нелогичной, даже немного жаль потраченного времени. Главный герой в принципе и есть тот самый «заводной апельсин», читай биоробот, только он не точает детали на заводе для пользы общества, а калечит и убивает людей. Ладно бы в нем были внутренние терзания, переживания или поиски смысла жизни, но увы этого нет. Проблема выбора? Но у садиста Алекса отсутствуют эмпатия и рефлексия, личности как таковой нет, это пустой насильник-автомат движимый дрянной программой. Концовка книжки вообще сказочная, отморозок вдруг, начинает думать о создании семьи, жене, детях, тихом семейном счастье. Но откуда, почему, как он к этому приходит? остается лично для меня не ясным. По ходу повествования, этот кадр ни разу не раскаивается в содеяном, саморефлексия отсутствует, как и эволюция внутреннего мира через сострадание к жертвам, ну или хотя бы осознание чудовищности творимого им в прошлом через собственные страдания в тюрьме. Само повествование ни рыба ни мясо, без каких-либо интересных ходов или второстепенных запоминающихся персонажей. Какой-то глубокой философии и «нового взгляда» в этой книжке я не обнаружил, разве желание автора вызвать эпатаж.

Оценка : 1
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

AllXThunder, 25 ноября 2021 г. в 15:40

Сначала книга показалась мне очень веселой из-за манеры общения «nadtsatyh» между собой. Их лексикон меня очень сильно забавил до определенного момента. Интерес к необычным словам со временем начинал пропадать, и уже в начале 2-ой части я окончательно перестал замечать их в тексте; они просто слились в этой толпе сумасшедших слов, описывающих не менее сумасшедшие события.

— На первый взгляд книга об «эффекте бумеранга» — эффекте отражения всего, что ты делаешь, на твоей жизни; будь то по-доброму самаритянский поступок или величайшее адское зло, — все вернется к тебе твоим же словом и действием.

— Взглянув же более глубже, в произведении прослеживается тема, затрагивающая философско-библейскую тему, которая и считается основной в романе, а именно тема выбора и его наличия. Сможет ли человек оставаться человеком полноценным, если отнять у него свободу выбора, или же все таки станется бездушной машиной, неспособной к осознанности и управлению своей zhizniu? Zlo навряд ли возможно исключить, полностью вытеснив его из жизни vekov и диктуя только dobro и порядок. Ведь действительно, какой толк от света без тьмы? Имеет ли он хоть малейшее право на существование, не имея ни малейшей функциональной надобности?

— Книга является своего рода протестом. Протест этот заключается в борьбе за свободу человека, за его свободу решать каким дальше будет его шаг, слово, действие. Простые люди готовы променять старую-добрую свободу на размеренную жизнь и рутину без возможности выбора. Так что, Энтони Бёрджесс создал не только произведение, ставшее классикой, но и петицию о важности свободы выбора.

В общем и целом, советую к прочтению, но наибольшим эффектом книга накажет тех, кто по жизни носит розовые очки.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Zarin, 02 октября 2021 г. в 18:53

Наверное, многим и так известно про жесткость романа, методы Бродского, идеи свободы выбора, «жертву эпохи», попытки вызвать сочувствие у читателя к ней и фильм Кубрика с его последствиями.

Хочу сказать про язык написания. Лексикон, придуманный автором и манера речи персонажа, сначала отталкивали, но позже стали его неотъемлимой частью и даже сыграли в завершении романа свою роль для понимания происходящего.

Также хочется отметить созданный или кажущийся созданным мир произведения. Ощущение сплетения мод и атрибутов разных культур собранных в одном месте не покидало при прочтении.

В концовку книги я не поверил, потому что не увидел оснований такого поведения главного героя, если его можно назвать героем.

Без последней главы — сильная психологическая драма, со своим уникальным стилем повествования и объемным главным персонажем.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Vindermur, 15 февраля 2021 г. в 20:33

Великолепнейший роман. Болевой. Очень много боли, очень. В романе описывается становление подростков в антиутопии, в государстве с решётками и экспериментами и что выберут главные герои — только им решать! Для кого-то невыносимы правила государства, но государство сильнее, государство заставит человека делать всё, что угодно, а не только наслаждаться жизнью в баре Корова и избивая людей, да, молодежь дерётся, да, молодёжь не слушается родителей, но государство будет заставлять, чтобы эта бесконечная порука не кончалась. Насилием ответит на насилие и насилие не прекратится. Насилие в государственной форме остаётся быть насилием в романе, а молодёжь ничему не учится, увы.....

Оценка : 9
«Трепет намерения»
–  [ 4 ]  +

Bibliofeel_77, 19 августа 2019 г. в 13:13

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о шпионских приключениях — пароли, кодовые имена, связной, замаскированное под зажигалку или ручку оружие, перестрелки, погони. Всего этого здесь нет. Есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
торгующий информацией бизнесмен, соблазнительная женщина с тайными мотивами, зашифрованный код
(о котором упоминается вскользь). Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Тем более когда автор заранее готовит тебя к тому, что это история о выполнении разведывательной миссии. Так что шпионских штучек в книге ну ооочень мало.

Самый очевидный и большой минус в этой книге — первая глава. В принципе она имеет отношение к дальнейшему развитию событий, но её можно было бы подсократить раз в 6-7.

В предисловии к книге Энтони Бёрджес активно убеждает в том, что Трепет намерения являет собой неприкрытую пародию на Джеймса Бонда. Здесь я поспорю. Мне довелось читать дебютный роман о приключениях агента 007 «Казино Рояль», и могу сказать что общее только одно — жанр (да и Бонд по качеству в целом намного сильнее, и объём книги оптимальнее).

Штампов на шпионские сюжеты я тоже мало обнаружил.

Так что если вы хотите погрузиться в мир тайных агентов и опасных миссий, то Трепет намерения — это не лучший выбор.

Оценка : 5
«Вожделеющее семя»
–  [ 4 ]  +

Bibliofeel_77, 27 июня 2019 г. в 16:09

Прозвучит не совсем достоверно, но если максимально коротко, то перед вами «антиутопическая санта-барбара». Но если говорить более полно, то Энтони Бёрджесс довольно неплохо и любопытно описал будущее перенаселённой Земли. Он обозначил один из возможных сценариев, который ждёт человечество. Как трансформируются социальная политика государства, экономика, моральные устои (которые граждане совсем не разделяют с политикой властей), к чему это всё приведёт (и за это пожалуй книге стоило присвоить рейтинг не 16, а 21+). Но эта сторона книги занимает не более 30% от всего объёма. Остальное посвящено раскрытию отношений главных героев, изменам жены с девером, тяжкий путь, который пришлось пройти главному герою после ссоры с женой, чтобы вернуться к ней. Тут ни без любовного треугольника. Короче, на счёт Санта-Барбары я не соврал. Всё так и есть.

Книжонка не маленькая по объёму. В целом интересно. Но лично я любитель такого подхода, когда описанию мира будущего уделяется чуточку большей доли текста. Всё-таки здесь как то сжато. Если вы искушённый читатель, или дорожите временем, то маловероятно, что этот роман Энтони Бёрджесса оставит у вас неизгладимое впечатление. И ещё! Если для вас крайне важны неожиданные сюжетные повороты и ходы, то по этой части здесь тоже слабовато. По крайней мере, для меня это важно. Поэтому и сбавил пару баллов.

Оценка : 6
«Однорукий аплодисмент»
–  [ 4 ]  +

Strannaya_Masha, 21 сентября 2017 г. в 13:28

Мое знакомство с творчеством Энтони Берджесса началось не со знаменитого «Заводного апельсина», а с гораздо менее известной его книги «Однорукий аплодисмент», и, надо сказать, я об этом совсем не пожалела.

В центре сюжета молодая супружеская пара — Говард и Дженет, они живут обычной жизнью: устают на работе, коротают вечера у телевизора, копят деньги на небольшие приобретения для дома. Казалось бы, они идеально подходят друг другу, но разница в мировосприятии рано или поздно обязательно даст о себе знать. Дженет не интересует ничего за пределами ее маленького уютного мирка. Для нее счастье заключается в том, чтобы посплетничать с подругами или, вкусно поужинав, посмотреть телешоу. Говард же не лишен амбиций, он хочет увидеть мир и дать своей жене все самое лучшее. Фотографическая память помогает ему выиграть деньги в телевикторине, а книги, которые приходится для этого прочитать, уводят его в развитии еще дальше от Дженет и заставляют ДУМАТЬ. Мучаясь от несовершенства мира, его грязи и подлости, Говард решается на отчаянный шаг:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
единственный выход он видит в добровольном уходе из жизни. Причем сделать это он собирается, прихватив с собой любимую жену.
По сути вся книга построена на столкновении двух мировоззрений: обывателя, которому достаточно его маленьких бытовых радостей, и человека думающего. И, казалось бы, мыслящий герой должен вызывать больше симпатии, но этого почему-то не происходит. Наверное, потому, что, ставя себя выше окружающего мира, Говард не пытается никак его изменить, а хочет лишь доказать своим демонстративным поступком неизвестно кому неизвестно что...

Единственное, что показалось мне не совсем уместным в этом романе — это финал в духе триллера. Нет, триллеры-то я как раз обожаю, но в данном случае такой финал, на мой взгляд, слегка обесценивает книгу. Пока я не добралась до него, мне казалось, что я читаю «серьезную литературу». Это мое субъективное мнение, кто-то другой наверняка оценит то, что Берджесс, мастер литературных провокаций, и тут не обошелся без шутки.

Отдельно нужно отметить язык, стилизованный под речь недалекой малограмотной Дженет. Стилизация Берджессу удалась блестяще.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

vbredu, 13 сентября 2017 г. в 09:50

«Заводной апельсин» не просто описывает сцены насилия и разных гадостей — нет, здесь всё несколько глубже. Мы можем увидеть картины на всегда актуальную тему уличного беспредела, который творится не только руками кровожадных и просто жадных до лёгких денег простолюдинов, но и руками (и не только руками) представителей закона. Мы можем проследить, как человек проходит стадии формирования личности и характера, преодолевая трудности, преподносимые ему жизнью (в чём частенько он сам и бывает виноват, конечно). Мы можем понять, что всё происходящее с нами сейчас, может резко измениться, и эти изменения могут иметь корни как внутри нас, так и вне. Мы можем в очередной раз убедиться, что политика — это грязь и притворство. И в конце концов, мы можем интересно скоротать несколько вечеров. Главное, настроиться.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Ctixia, 03 сентября 2017 г. в 01:24

Не могу сказать, что книга мне сильно понравилась, читать ее было довольно тяжело. И не сколь из-за сленга, сколько из-за содержания, сюжета. Гуманизм переплетается с слепой жестокостью, насилие возводится в ранг искусства, а потом свергается в низы. Но все это происходит лишь в рамках одного юного сознания, лишь одного!

А сколько еще остается таких же, кто не доходит..?

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Зараза, 20 апреля 2016 г. в 21:38

Книга скорее не понравилась, не смотря на тройку. Тот случай, когда оказалось прочитанным для галочки. Утомительный сленг, используемый героями, незамысловатая история и разочаровывающий конец с поразительно дурацкой подводкой, дескать во всем была юность виновата. Еще одно разочарование месяца. А фильм, между тем, получился потрясающий.

Оценка : 6
«Вожделеющее семя»
–  [ 4 ]  +

Airwalk, 03 января 2015 г. в 09:50

Удивляет провизорский талант Берджесса.удалось же мастеру-негодЯю разглядеть в далеком 65 году,когда вудсток и free-love еще только делали свои первые робкие шаги -опасность ,которая сейчас приносит насаждаемая повсюду политкорректность и чрезмерная забота о правах секс меньшинств .подобно христианам забитым и преследуемым во времена Римской империей,представители однополый любви начали свой «крестовый поход» против всех традиционалистов.очень жаль ,что эта великолепная антиутопия не пользуется такой же прочной популярностью как тот же «Заводной апельсин».на мой взгляд «Вожделеющее семя»-одна из лучших книг Берджесса.

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Marcellus, 06 июня 2014 г. в 19:31

Ещё один шедевр из моего списка «программных» (обязательных к прочтению) книг.

Хлесткая образность, богатый язык и...Смысл.

Вот что тут самое главное.

Заложенный смысл заставляет задуматься над очень многими вещами. И заставляет шестеренки в голове усиленно крутиться — делать правильные выводы из прочитанного.

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Knyaz9, 15 декабря 2013 г. в 19:07

Заводной апельсин... Ванька-встанька по русски,как для себя преобразовал я название. Наслышан об этой книге был давно,но долго не брался,хоть и верил в качественность сего продукта,и ожидал увидеть реализм с привкусом антиутопии. Отпугивала описываемая в отзывах жестокость. Ну что ж к счастью книга все ожидания оправдала и даже больше — превзошла. Мои опасения не сбылись,и я буквально утонул в мире юного подонка Алекса.

Алекс с бандой из таких же опустившихся на дно социума дружков еженочно совершают преступления — от грабят,убивают,насилуют. Алекс не задумывается над своими поступками, не жалеет о них. И что самое главное так это то,что Алекс не совсем такой как его друзья. Если те совершают преступления «просто ради развлечения» то Алекс находит во всем этом какую-то красоту, преступление для него что-то вроде исскуства. Есть еще у нашего юного отморозка очень интересная черта — он очень любит классическую музыку. Тут мне срау вспомнились несколько персонажей.

1. Главный отморозок в «Леоне-киллере» (который тоже как мы помним тащился от Баха,Бетховена,Листа)

2. ГГ «Я легенды». Тоже кстати не герой-паладин.

Довольно интересная черта. Знаете хотелось бы сравнить это с Разложившимся трупом,но во фраке и бабочке. Но нет. Алекс назло читателю не отморозок. По его мнению он важная шестеренка общества — так же как и полиция,политики,рабочие. рыцарь ночи ни дать не взять.

И вот тут я пожалуй остановлюсь. Ибо следить за метаморфозами героя будет интересней без ,даже мелких спойлов.

Под конец героя лично мне становится жалко. Только в том мире в котором он живет. Он ,действительно важный механизм «того» мира,который показал нам Берджесс. Возможно однин из самых безотказно работающих механизмов.

Вообще «Заводной апельсин» своеобразная притча о добре,зле, вечных человеческих ценностях,которые как мы видим нельзя привить насильно, а добро как рисует его Берджесс это поступки идущие от сердца,а не от вдолбленных насильно принципов.

  В общем читайте. Читайте и найдете в этом романе что-то для себя.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

ANDRE111, 26 августа 2012 г. в 11:15

Заводной апельсин — что это? Занимательная игрушка, человек? А может наша планета? Бешенное вращение по чьейто злой воле и единственное утешение, противопоставления себя этой адской карусели является насилие, возведенное в ранг исскуства. По сути это один и тот же водоворот, но два взгляда — снаружи и изнутри.

Роман — антиутопия, роман — предсказание, библия анархистов, анафема всем насильно насаждающим «правильное» и «хорошее«!

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

redmarie, 26 апреля 2012 г. в 19:20

После прочтения осталось тягостное, подавляющее, угнетающее, в общем, тяжелое впечатление. Роман читался с большим трудом, вызывал неприятие. Глубочайшая вещь, порой хотелось крикнуть «тону, помогите!». Однако, ни капли не жалею, что прочла книгу. Это из тех романов-заноз, что застревают в мозге, и не забываются, постоянно напоминая о своем содержании, ассоциируясь с ужасной повседневностью.

Конечно, антиутопия. Жесткая. И ведь прекрасно понимаешь, когда читаешь, что повествованию присущи утрированность и преувеличение. Подробности жизни главного героя вызывают массу негатива, вплоть до гадливости. Очень тяжело далось в сравнении, что «...в юности ты всего лишь... какая-нибудь игрушка... как жестяной человечек с пружиной внутри...».

Самый светлый момент в романе — взросление и осознание, правда, слезы на глаза навернулись... от облегчения! Не все так уж безнадежно.

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

god54, 28 августа 2011 г. в 13:03

Прочитал, и впечатления четко разделились на две равные части. Первое, это не будущее, это наше, советское прошлое. Это было в нашей жизни слово в слово каждый день в 60-е и 70-е годы, это было с нами. Пойти на танцы и не подраться. Отметелить парня с девчонкой, только за то, что он из другого района. А какое удовольствие от избиение одного, когда нас четыре... А вторую часть точно выражает название рассказа П.Андерсона — «Цель высшая моя, чтоб наказанье преступленью стало равным...». Этот принцип проповедуют все государства и будут проповедовать. Но странное дело, ни жестокость, ни человеколюбие к преступникам результата не дает. Это, как болезнь, она в крови, она в мозгах... Вот теперь и стоит задуматься, а как избавиться от преступности? Автор не дает ответа. Написано неплохо, прочитать можно, но черная краска через все произведение — это уж слишком, этого и в нашей настоящей жизни в 21-веке еще пока достаточно и долго еще будет достаточно...

Оценка : 7
«Железо, ржавое железо»
–  [ 4 ]  +

NHTMN, 24 августа 2011 г. в 11:06

Интересный, но слегка затянутый роман, с ныне кажущимися сюрреалистическими героями — кто ещё мог бы написать о русско-валлийской семье, как ни Бёрджесс? Тем не менее, этот ловкий ход позволяет вводить абсолютно разных персонажей, которым действительно сопереживаешь.

Роман довольно морализаторский, что в традиции писателя, но это едва ли единственное сравнение с «Заводным апельсином» — Бёрджесс кроме всего прочего продолжает играть с русским языком, а также вводит ещё и валлийский — не знаю, удалось ли переводчикам передать замысел автора, но атмосфера у произведения довольно приятная — домашний очаг, не меньше.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

neky, 14 июля 2011 г. в 22:04

Роман мне нравится больше, чем фильм. В ту пору, когда я прочёл его, я был jun. Было мне лет тринадцать, и я ещё не познал добрый старый sunn-vynn. Но и сейчас, спустя два десятка лет, могу цитировать на память фразы из этой книги. Что-то это да значит. Кубрик, давший настоящий толчок славе Бёрджесса, книгу подпортил, убрал из неё некую пикантную изюминку, от себя добавив очень мало.

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 4 ]  +

Дарья_Глюк, 23 декабря 2008 г. в 14:52

По своей структуре поразительное произведение: вот перед вами мальчиш-плохиш... а вот он уже заложник безумных ученых... а под конец несчастная одинокая душа, сломленная, лишенная своего собственного «я». Прекрасный пример того, как общество старается сгрести всех под одну гребенку, оболванить по шаблону, не задумываясь о последствиях действия для человека. Да, бесспорно, девиантное поведение достойно порицания, но не ломки самосознания.

А мне ведь было в какой-то момент его ужасно жалко :-(((

Оценка : 10
«Долгий путь к чаепитию»
–  [ 4 ]  +

zarya, 10 марта 2008 г. в 22:21

Попытку соревноваться с Льюисом Кэрроллом никак нельзя назвать удачной. Бёрджесс демонстрирует огромную эрудицию, но в результате большую часть шуток неспециалист в истории английской литературы понять без примечаний просто не может (думаю, что и в Англии тоже). Герой повести Эдгар — никакой даже сам по себе, а уж тем более в сравнении с Алисой. Персонажи не остаются в памяти, нет никого запоминающегося. Самое худшее: книга попросту скучна, упражнение в форме и ничего более.

Оценка : 6
«Время тигра»
–  [ 4 ]  +

baroni, 24 апреля 2007 г. в 10:13

Один из лучших романов Берджеса. Ощутимо влияние киплинговской школы. Вообще, книгу (а также всю «Малайскую трилогию») полезно читать всем, кого интересует тема российской политики на Кавказе. Аналогии напрашиваются. Ответы можно получить у Берджеса и Латыниной.

Оценка : 8
«Смерть под музыку»
–  [ 3 ]  +

Prosto_Chitatel, 24 февраля 2024 г. в 08:21

Шерлок Холмс влезает в политику, предотвращает террористический акт и... спокойно упускает убийцу, даже не желая тому попасться. Один из самых уверенных в плане написания рассказов в сборнике «Невероятные расследования ШК», чувствуется, что текст сделан настоящим мастером (отдельное спасибо Ахмеровой), с большим тщанием обращающимся с буквой и словом. Приходит на ум «монументальное полотно», если бы речь не шла о классической небольшой истории про знаменитого сыщика. И дело не в известности и не в «Заводном апельсине», а действительно выверенных до мелочи предложениях, производящих впечатление, что автор на голову выше предыдущих задействованных в сборнике писателей.

Но это только что касается непосредственно мастерства изложения текста. А вот по содержанию — тут, как говорится, на вкус и цвет — то ли морковка, то ли член. Не раз мы уже сталкивались, что последователи Конан Дойля несколько наплевательски относятся к определенным моментам в характере Холмса в угоду сюжету. Более того, сам оригинальный Шерлок не всегда способен следовать заложенным автором чертам характера и восприятия мира. Например, он постоянно нарушает постулат о только нужном количестве знаний в его «чердаке памяти», постоянно демонстрируя наличие оных в таких областях, которые максимально далеки от криминалистики и смежных наук.

Здесь же автор пошел еще дальше. Берджесс фактически освобождает гения от вины обычного человека, делая Холмса чуть ли не соучастником преступления. Да, Холмс говаривал, что не всех преступников готов отдать в руки правосудия, но речь там шла исключительно о незначительных преступлениях, но никак не о убийстве и терракте. Поэтому берджесский Холмс, говорящий, что для него искусство выше нравственности, вызывает не то, что оторопь, но, честно сказать, даже неприятие. И этот финальный монолог Шерлока, ради которого, видимо, и задумывался весь рассказ, начисто убивает все удовольствие от прочтения. По крайней мере, лично у меня. При всем уважении к творческой свободе — этого Холмса я не принимаю.

Оценка : 4
«Вожделеющее семя»
–  [ 3 ]  +

Lucie Morton, 05 мая 2023 г. в 21:46

Перед нами — очередная антиутопия. Не из списка великих, но очень хорошо за ними подъевшая. За 1984 — подъевшая определённо. Книга, пытающаяся быть глубоко философской, ироничной и остросоциальной и не преуспевшая ни на одном из направлений.

Сюжет таков. В некоем недалёком будущем планета страдает от перенаселения и нехватки ресурсов. Правительство выкручивается как может. Поощряется отказ от семьи и нетрадиционная сексуальная ориентация, ведётся контроль рождаемости, почивших в Гобе (это существо из комиксов заменяет во вселенной Семени Бога) отправляют в прямом смысле этого слова на удобрения. На этом фоне разворачивается история преподавателя истории Тристрама и его жены Беатрис-Джоанн. У неё погиб первенец, его отправили на переплавку, хе-хе, а ей выплатили утешительные. Муж ей уделяет мало времени, и она пытается почувствовать себя женщиной в объятиях его брата, удачно изображающего из себя гея на людях. Пытается удачно, ибо залетает. Дабы скрыть сей досадный факт, Беатрис с первыми поездами проваливает к сеструхе.

Тем временем Тристрам схвачен полицией и водворён в тюрьму. Оттуда он в не таком уж и скором времени бежит с помощью сокамерника и пытается найти жену. Доезжает аж до места жительства её сестры. Кстати, пока он сидел, поменялись некоторые жизненные установки. Люди снова стали заниматься сексом с противоположным полом, поощряется плодовитость, религия и — внезапно — каннибализм, я так понимаю, как ещё одно радикальное средство решения проблем с перенаселением. Сексуются и жрут себе подобных все, встречающиеся Тристраму на его пути. В том числе, он сам. Положительный же герой.

Не найдя жены там, где он её чаял найти, Тристрам повернул обратно и там угодил в армейку. Взяли его туда обманом, как, очевидно, и многих других «лишних» ртов общества. Там он пытается открыть глаза сослуживцам на произвол властей. Нас-де просто убивают, врага на самом деле не существует, тоси-боси. Пытается неудачно. После первого же показательного боя его отряд перестал существовать, а сам Тристрам в чине сержанта дезертировал... Ну короче говоря, встретил он в итоге свою Беатрис, всё хорошо и слава тебе Г-споди. И море. Такое бесконечное и безмятежное, прямо-таки вопиющее противопоставление миру и его непонятной суете с мутными последствиями. Конец.

А мораль тут такова. Ни Беатрис, ни Тристрам в качестве главных героев не вывозят. Будем откровенны — они никак толком и не пытаются противостоять... чему они там пытаются противостоять. Это не Уинстон Смит с Джулией, отнюдь. А Дерек Фокс и его коллеги — это не Большой Брат, а нечто куда более неопределённое и блёклое. Да, прекрасно приспосабливающееся; да, умеющее пожинать плоды сложившихся обстоятельств; да, умеющее быть злокозненным; вот, пожалуй, и всё. Всё равно список отличительных черт пролетариата и его претензий к правящей элите здесь даже меньше. Бочка, которую сделало людское мировоззрение, став религиозно-фанатичным и гетеросексуальным, здесь просто довольно-таки нехотя поворачивает сюжетную стрелочку в полном соответствии с масштабами местных мятежников и узурпаторов. Вроде как умело направляемое кем-то, а вроде как просто плоттвист, резкий и малоприятный, хотя и с хорошей задумкой. То тут, то там вклинивающиеся отсылки к Оруэллу и Хеллеру лишь усиливали неприятное послевкусие от прочитанного. Как будто сама навернула человеческого мясца.

Возможно, я просто слишком отчаянно «растягивала» удовольствие от прочтения этой книги и стоило таки прочесть её залпом, чтобы понять великие замыслы маэстро. Возможно, ещё не изгладились в сознании впечатления от предыдущей прочитанной книги. А возможно, это всё-таки слишком вторично/антиубедительно, как ни крути.

Оценка : 6
«Вожделеющее семя»
–  [ 3 ]  +

stas-no, 30 сентября 2020 г. в 19:51

Это не вполне типичная антиутопия, поскольку для автора главный интерес не в том, как можно закрутить все гайки, а интерес, как реагируют люди, разные люди на обстановку. К концу книги ситуация, некогда стабильная, переворачивается с ног на голову, но это вовсе не результат трудов неких бравых революционеров и «борцов с системой». Бёрджесса интересует, как человек воспринимает обстановку, как приспосабливается или отвергает ее, в общем эта книга о границах человеческой «гибкости», а может и поиск человеческого стержня. Думаю, что создавая образ гомоиерархии, Бёрджесс и предположить не мог, что нечто подобное (пусть и в сильно ослабленных формах) станет спустя несколько десятилетий нормальным на просторах европейской цивилизации и без какой-либо внешней принуждающей силы (каковой в романе стал продовольственный кризис). Относительно «мелодраматичности» (кто сказал Санта-Барбара?) — тут такого почти нет, стилистика совсем иная и для автора это лишь прием показать разные человеческие типажи в рамках сюжетного единства.

Оценка : 8
«Вечный странник»
–  [ 3 ]  +

iLithium, 19 октября 2018 г. в 08:04

В связи с недавними событиями на земле русской рассказ снова становится актуальным. И хотя у Берджесса разочарование главного героя касается не пенсии... ну, старик, теперь мы тебя понимаем.

Оценка : 7
«Вожделеющее семя»
–  [ 3 ]  +

Демьян К, 02 апреля 2014 г. в 00:07

Роман, может, и не самый удачный и у автора, и в английской литературе вообще, но спустя годы меня пробирает одно место из него — Бёрджесс как в воду глядел:

«– Также и жена ваша, – продолжал Джослин, шелестя листами пухлого досье, – имеет сестру в Северной провинции, которая замужем за сельскохозяйственным служащим. Двое детей.

Он неодобрительно хмыкнул.

– Какая-то аура плодовитости окружает вас, Братец Лис. Как бы там ни было, поскольку речь идет о должности главы факультета, то совершенно очевидно, что при всех равных условиях Правление предпочтет кандидата, у которого с документами по линии родственников дела обстоят более благополучно. [...]

– Вот давайте посмотрим, давайте взглянем на других кандидатов.

Джослин подался вперед, поставил локти на стол и начал загибать пальцы.

– Уилтшир – гомо. Краттенден – не женат. Коуэлл – женат, имеет ребенка – отпадает. Крам-Юинг поступил основательно, он castrato – очень сильный кандидат. Фиддиана можно не считать. Ральф – гомо…

– Все ясно, – перебил его Тристрам. – Я принимаю мой приговор. Я продолжаю сидеть там, где сижу, и смотрю, как люди помоложе – должен же быть кто-то помоложе, всегда есть – смотрю, как люди помоложе прыгают через мою голову. И все из-за моих «документов», – закончил он...»

Читано было лет 20 назад и тогда даже и в страшном сне не могло присниться, что до практически подобного же бреда придётся дожить.

Оценка : 4
«Мёд для медведей»
–  [ 3 ]  +

замри и умри, 22 февраля 2014 г. в 19:03

Нет отзывов? Ну, буду первым значит.

Второй роман, прочитанный у Берджесса. Первым был, как можно догадаться, «Заводной апельсин». Наверное, как и у большинства.

В связи с этим надеялся увидеть нечто похожее на «Апельсин», но увы (или к счастью), «Мед» абсолютно другой.

Казалось бы, вполне не примечательная история о англичанине, его жене и их поездке в Питер. Семейная чета оказывается контрабандистами. Увы. Хоть и с благими намерениями.

В целом вполне неплохая история, поначалу вялотекущая, но ближе к середине становится интереснее, так так не всё идет по плану.

Однозначно читать, не «Апельсином» же единым, в самом деле.

Оценка : 7
«Заводной апельсин»
–  [ 3 ]  +

Фуксия, 20 сентября 2013 г. в 22:52

Удивительное произведение, вызывает массу эмоций, но в основном отрицательных. Главный герой мерзок, отвратителен до тошноты и, по большому счету, таким и остается до конца книги. Но, тем не менее, эта история заставляет задуматься — кто мы есть и что мы делаем сами с собой и с другими, так что читать надо — и точка.

Оценка : 10
«Заводной апельсин»
–  [ 3 ]  +

FEDOSSS, 26 января 2012 г. в 14:50

Поистине занимательное чтиво.Сначала мы видим героя в самом подлом виде, орудующего ночью с помощью бритвы и своих друзей, которые воруют, избивают, ломают и убивают;после, видим его в тюрьме, с ее законами; потом в экспериментальной лечебнице;опять на улице, но уже в другом, «добром» состоянии.Книга нас перебрасывает от одного действия к другому.И это все на фоне классической музыки, к которой у героя большое влечение.Клубок из драк, размышлений, социальных отношений, слэнга того хипового времени — все это действует как ураган.Сама суть рассказа возникает в середине повествования, она очень меня ошеломила, когда я себе это представил, долго не мог извести из памяти все эти жуткие картины, показанные герою в лечебнице.Одно зацепило больше всех — когда на экране было лицо человека и он не мог сдвинуться с места, а в это время над его лицом издевались и еще всякий kal ( кто в теме — поймет )...Да уж, скажу я вам.

Отличный роман, нужно будет купить его себе в книжном варианте для коллекции.

Оценка : 10
«Муза»
–  [ 3 ]  +

Vendorf, 26 февраля 2009 г. в 08:57

После прочтения произведения осталось ощущение недосказанности. Автор много наворотил, но так и не выдвинул никакого возможного объяснения происходящего. Одни глаза чего стоят. Странно все это...

Оценка : 7
«Малайская трилогия» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

baroni, 24 апреля 2007 г. в 10:17

«Малайской трилогией» Э. Берджес вошел в литературу. Рекомендую всем, кого интересует тема противостояния западной и восточной цивилизации, культуры. Написано стильно, качественно, местами весьма жестко.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

Алираэль, 16 мая 2024 г. в 12:27

Неприятно. Не понимаю, зачем такое писать. Не понимаю, почему эту книгу так уважают. Допустим, там обозначена важная социальная проблема. И что?

В первой части нам показывают отвратительного человека. Бессмысленно отвратительного. При этом не забывая упомянуть, что он любит классическую музыку. То есть он не совсем пропащий всё-таки, что-то человеческое в нём есть. Хотя слушая эту классическую музыку, герой фантазирует о том, как будет делать те же бессмысленные мерзости, которые он делает в остальное время.

Во второй части он попадает в тюрьму (И поделом!), где некоторым образом перерождается.

А в третьей части его уже жалко. Вот этого вот омерзительного и отвратительного, которого только что хотелось прибить тапком, теперь жалко! Потому что у человека отняли все радости. Он всё ещё хочет вернуться к прежним развлечениям, но чувствует сильную боль от одной мысли о них. И, да, классическая музыка в список таких развлечений тоже входит. Герой не изменился, он остался тем же, но стал инвалидом. Его ценности не изменились. Его “порочные” желания никуда не ушли. Он только лишь лишился возможности их исполнить. Он не стал хорошим, он просто перестал быть опасным. Да, для общества этого достаточно. Но достаточно ли этого для литературного произведения?

А потом он волшебным образом излечивается. И возвращается к прежней жизни. И на этом бы закончить книгу. Но автор зачем-то даёт нам финальную сцену, в которой герой понимает, что ему больше не интересно бессмысленное насилие. А почему? А потому, что он повзрослел!

*** Поиск цензурных выражений ***

Это не так работает! Взросление работает не так. Арка персонажа работает не так.

В начале книги мы получаем какого-то персонажа. Потом он проходит через всё то дерьмо, что предлагает ему автор, и постепенно меняется, превращаясь в другого человека, которого мы увидим в финале. И эта новая личность будет результатом того, через что герою пришлось пройти.

И с взрослением так же: взросление — это результат опыта. Невозможно повзрослеть, сидя на диване и ничего не делая. Да, гормончики тут тоже играют роль. Но не только и не столько.

А тут герой прошёл через все страдания, ничуть не изменившись, а потом — Бац! — повзрослел. Куда это годится?

При этом написана книга очень искусно. Язык, хотя и не приятен, явно хорошо продуман. Все эти “сленговые” словечки, различия в речи подростков и взрослых… То есть читать это всё так неприятно не потому, что автор не справился. Наоборот. Это всё намеренно сделано таким мерзким. Автор хотел, чтобы мы страдали. Я пострадала. Спасибо. Дайте мне теперь что-нибудь про феечек и бабочек, пожалуйста.

«Право на ответ»
–  [ 2 ]  +

Borogove, 04 сентября 2021 г. в 20:27

«Право на ответ» связывает сразу три магистральные темы в творчестве Берджесса, о которых вряд ли знают читатели, знакомые с автором только по «Заводному апельсину». Первая линия, начатая еще «Малайской трилогией» — Восток и Запад с их вечным непониманием друг друга, конфузами, трагедиями и комедиями этого диалога. Вторая – сатирическая эротика (или эротическая сатира?), с темами вечного недопонимания, трагедиями и комедиями диалога полов. Про это, конечно, писал каждый первый писатель ХХ века, но с сарказмом, переходящим в черный юмор (британский, аутентичный) умеют работать далеко не все. А третья – шекспировское наследие, уважение и интерес к которому Берджессу были присущи всю жизнь. Собственно, к постмодернизму роман можно отнести, потому что все эти амурные перипетии английских провинциалов середины века, если копнуть чуть глубже, открывают «погреб» с аллюзиями на пьесы Шекспира от «Отелло» и «Короля Лира» до «Венецианского купца». Я читал не слишком въедливо, возможно, что-то упустил.

Если субъективно – то это временами очень смешная, а временами шокирующая история, поведанная едким рассказчиком, который опасно балансирует на грани отчаянного цинизма и почти не выходит из амплуа стороннего наблюдателя. Для второй после «Малайской трилогии» пробы пера роман весьма зрелый.

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

Профессор, 07 июля 2021 г. в 06:42

Как переубедить человека перестать делать плохо другим? Можно просто поговорить с ним. Но, как часто вы видели, что с помощью разговора можно добиться положительного эффекта, особенно, если речь идет о подростках. Ведь известно, что, чем больше вы будете говорить, о том, что совершать зло это плохо, тем меньшего эффекта вы добьетесь. Вы, наоборот вызовете ещё большую страсть совершать зло. Дак, что же тогда, отвечать злом на зло???

Именно этот вопрос лёг в основу сюжета романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Автор умело составил сюжет, в котором уместилось, то как главный герой совершает насилия над другими людьми, тем самым совершая зло. Затем автор умело, посредством книги, отвечает на вопрос, о том, как остановить это насилие. А именно, предлагается провести лечение, при котором главному герою в голову вводят определенный препарат, т.е. пробираются в голову физически. После этой процедуры перед нами предстает совсем другой человек, которому даже тошно думать о совершении какого-либо насилия. Так получилось, что главный герой очень любил слушать классическую музыку, но после проведенной процедуры у него отняли и это желание. И это оказалось не случайно, возможно, именно так писатель выразил свой протест против методики лечения, которой подвергся главный герой книги.

Далее автор умело демонстрирует своё несогласие, с тем как поступили с Алексом (главным героем). Именно, государство сделало выбор за то, каким будет в дальнейшем Алекс, а значит оно нашло новый способ манипулирования людьми.

Итог романа получился вполне логичным, сам автор, отвечая на вопрос о выборе, предлагает делать его самим, потому как следующее поколение будет совершать те же самые ошибки, что и прошлое. Зато они будут делать это сами. А насильственный выбор – это не выход, это антиутопия.

Оценка : 10
«Долгий путь к чаепитию»
–  [ 2 ]  +

Анастасия Svora, 27 апреля 2014 г. в 19:53

Льюис писал о стране чудес, где возможно буквально все, а у Берджесса получился откровенный бред, от которого устаешь уже в начале.

Оценка : 6
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

mogzonec, 13 мая 2013 г. в 17:14

Знакомство с Берджесом для меня началось с фильма «Заводной апельсин». Было это на одном из закрытых кинопросмотров. Странный фильм великого режиссера. потом через много лет, когда в СССР появилась первая книжка Берджеса без раздумий купил «Заводного апельсина» и прочел на одном дыхании. Странный сюжет, странные герои, что-то напоминающее нашу диковатую провинцию, нарочито корявый язык, все как-то через..... Как и сама жизнь. И попробуй вот переделайся и стань хорошим парнем, тебя же потом и сожрут те, кто переделывал. Грустное кино и еще более грустная книга о том, куда идем, зачем, и для чего все так.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

Шустер, 09 апреля 2013 г. в 01:31

даже не знаю, почему я начал читать эту книгу. если бы знал, о чём она, какая она, наверное, не стал бы начинать.

ведь поначалу, главный герой вызывал очень сильное отвращение, что логично и очевидно, но, сам нисколько не меняясь, он заставляет, привыкая к нему, менять о нём мнение. я бы сказал, что эта книга немного меняет самого читателя.

язык странный и для русского человека, определенно, скорее, смешной и нелепый, чем оригинальный, но к нему привыкаешь тоже, перестаешь обращать внимание (была бы возможность, переводчик, наверняка, выкинул бы эту hren из текста, но на ней, отчасти, завязан сюжет). при этом в Англии появляются музыкальные группы (Moloko) и вообще на культуру запада эта книга повлияла довольно сильно... так что, лучше, наверное, читать в оригинале, чтобы чувствовать эффект.

Оценка : 9
«Трепет намерения»
–  [ 2 ]  +

u6752, 06 октября 2011 г. в 19:48

Очень качественная«пародия«на шпионскую литературу.Большая часть книги-похождения Хильера очень легко и приятно читаются,много интерестных моментов,«Дуэль желудков»-просто чертовски оригинально(на голодный желудок не читать,и думаю на очень сытый тоже не стоит ;-)) ,приключения в Сов.Союзе тоже отлично,местами улыбнуло, но дальше больше философских мыслей,рассуждений,дальше становиться как-то тяжелее в эмоциональном плане,как-то даже на психику немного давит(особенно последний эпизод у реки с Теодореску),концовка немного непонятна(съемочная площадка?),но в целом хорошая книга,8/10

Оценка : 8
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

нигречок, 19 августа 2011 г. в 22:27

Я прочитал эту книгу очень давно, в СССР её по частям опубликовали в журнале «Юность». Сегодня увидел отзыв, вспомнил сюжет и был «приятно» удивлён, тем насколько точно автор предугадал будущее для своей страны а может и для многих других>:-|:box:>:-|Настоящий фантаст.

Оценка : 9
«Заводной апельсин»
–  [ 2 ]  +

stewra darkness, 30 июля 2010 г. в 11:50

Синдром «стаи» всегда будет способствовать существованию таких лидеров, как Алекс. И чем свободней общество, тем опаснее такие «стаи». Это уже не антиутопия — это социальные факты. Достаточно вспомнить переходный период между застойным и перестроечным периодом в России — таких «стай» в каждом городе было не менее двух, как правило, больше. Вопрос, который возник у меня после «Заводного апельсина» — достаточно ли действенны репрессивные меры, которые представил автор. При всей своей жестокости они действуют только на наказуемого. Но остальные настолько равнодушны, что вряд ли испугаются устрашающего примера. Проблема не только не исчезнет, но станет еще сложнее. Необходимо пытаться исправить ситуацию в целом с помощью педагогических,социальных и юридических мер. Но и оставлять без внимания подобных «лидеров» тоже не стоит. Пока он подросток — еще ничего, как нибудь перевоспитать можно(хоть и трудно). Станет старше — будет хуже. Читая, я представила, кем бы мог стать Алекс, если бы не подвергся «лечению». И вспомнила полицейского Стена из «Леона»(Гарри Олдман): та же любовь к музыке, та же безнравственность и жестокость, только уже больше прав и возможностей, свободный доступ к оружию и наркотикам. В итоге сколько покалеченных и убитых?

Одним словом, роман, хотя и антиутопия, заставляет задуматься о реальных проблемах реального общества.

Оценка : 10

  Страницы:  1 [2] 3  4 



⇑ Наверх