Харуки Мураками отзывы

Все отзывы на произведения Харуки Мураками (村上 春樹 / Murakami Haruki)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 714

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 11 12 13 14 15

«Охота на овец»
–  [ 1 ]  +

Nikole_Fersh, 20 мая 2016 г. в 23:37

Читать-легко, правда сюжетная линия немного огорчила. Все его работы меня восхищают, я с забвением открываю еще не прочитанные мною его книги, каждую страницу перелистываю и просто прихожу в эйфорию от его стиля изложения, мыслей. Не замечаю, как количество страниц с правой стороны становится все меньше и меньше. Шикарная работа, как в прочем и все остальные его работы!!!

Оценка : 9
«Норвежский лес»
–  [ 0 ]  +

Nikole_Fersh, 20 мая 2016 г. в 23:37

Читать-легко, правда сюжетная линия немного огорчила. Все его работы меня восхищают, я с забвением открываю еще не прочитанные мною его книги, каждую страницу перелистываю и просто прихожу в эйфорию от его стиля изложения, мыслей. Не замечаю, как количество страниц с правой стороны становится все меньше и меньше. Шикарная работа, как в прочем и все остальные его работы!!!

Оценка : 8
«К югу от границы, на запад от солнца»
–  [ 4 ]  +

Vimanly, 12 мая 2016 г. в 13:20

Совершенно обычная история, но до ужаса реалистичная. Томный грустный рассказ с лёгким налётом восточной культуры Японии. Мураками без труда пишет о любви. Любви взаимной, чувственной, страстной, но такой несчастной. Любви, которая не отпускает, не позволяя жить дальше. Мучает, выматывает. История, описанная в «К югу от границы..» довольно реалистичная, атмосферная, ведь у многих людей случаются в жизни ситуации, когда они упускали свой шанс, свою вторую половину, но, связанные жизненными обстоятельствами, уже не могли ничего вернуть, как бы сильно им этого не хотелось.

«Краткость — сестра таланта», — и в данном произведении Мураками очень тонко и лаконично подводит своих читателей к концу романа, ставя точку на моменте неопределённости. И это правильно. Я, лично, порадовалась тому, что он не стал растягивать эту историю на многие страницы вперёд. Пусть каждый сам додумает продолжение истории, если ему того хочется.

Не могу сказать, что рассказ блещет оригинальностью, но думаю, что Мураками делал ставку на другое — целостность человеческих отношений, обыденность происходящего. Сейчас мало кого можно чем-либо удивить, для этого есть другие авторы, другие жанры. А Мураками для тех, кто, может быть, хочет посмотреть на свою жизнь со стороны, через призму японской мудрости.

Возможно данный рассказ натолкнёт кого-то на принятие важного решения, шага в новый этап своей жизни или признания в любви человеку, который нуждается в этих словах. А кто-то наоборот просто дочитает до точки, закроет книгу и уберет её на книжную полку, к югу от границы..

Оценка : 6
«Кафка на пляже»
–  [ 0 ]  +

ketri_L, 01 апреля 2016 г. в 21:31

Для меня центральным звеном этой книги был миф о «Трех видах людей» (мужчины-мужчины, мужчины-женщины и женщины-женщины). Тема любви, пронзает всё произведение: потеря, страдание, боль, одиночество, поиск.

«...и люди всю жизнь мечутся, ищут свои отрубленные половинки»....

Оценка : 10
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 5 ]  +

IvanGan, 29 марта 2016 г. в 11:20

Все нижесказаное исключительно мое субъективное мнение.

Понравилось. Такое ощущение, что книга была написана не сейчас, а во времена Трилогии Крысы, «К югу от границы» и «Норвежского леса».

Да, много не раскрыто, процентов 90 загадок не получили даже намека на ответ. Концовку я перечитал раза три, что бы понять правильно ли я все понял, или может всего два предложения в последних абзацах

действительно означали то, что показалось. Знаешь, это как увидеть что то во мраке комнаты перефирическим зрением, отчетливо и ясно, но стоит посмотреть прямо — перед тобой только тьма.И так на протяжении всего романа.

Книга как я характеризовал Мураками раньше — «уютная», погружающая в себя. У него вообще бывает так написано, что при прочтении не картинки оживают в голове, а сразу появляются чувства, минуя этот шаг визуализации.

В общем, если вам нравились вышеуказаные произведения — читайте и «Тадзаки». Думаю, не пожалеете.

«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 4 ]  +

snaut, 12 марта 2016 г. в 22:39

Роман о взрослении и поисках себя в обществе где 80 процентов людей принадлежат к среднему классу. Соответственный и круг проблем, которыми мучается герой, выбрать белую или черную, почему меня друзья бросили, хороший я человек или так себе. Еще и еда японская оказывается вредна на ночь. Тадзаки нередко снятся странные сны. И все время преследует мысль что перечитываешь что то уже прочитанное, причем у того же Мураками. Самоплагиат какой то, ну может поздний Мураками ностальгирует по своим прошлым произведениям. Не очень убедительно, кажется. Тем не менее мастерство, как говорится не пропьешь. И от этого не самого удачного романа любимого писателя можно получить удовольствие, проведя два долгих зимних вечера, грезя о Японии и вспоминая прежних персонажей из прошлых книг Мураками. Во первых Бесцветный Цкуру достаточно симпатичный , своими проблемами он мучается вполне по русски, серьезно, чуть не до самоубийства. А, что тоску топит не водкой, а плаванием в бассейне и прослушиванием классической музыки, так на то и Япония. Тут и второй положительный момент. Нам, что Япония, что Марс, что далекая, далекая Галактика, один черт. В таком смысле можно прочитать книгу, как фантастическую. Впрочем если не имеете много свободного времени, то и не читайте, ничего принципиально нового из этой книги вы не почерпнете.

Оценка : 7
«Норвежский лес»
–  [ 3 ]  +

ketri_L, 11 марта 2016 г. в 20:03

Сложное произведение, хотя и написана простым, понятным языком. Существует несколько микромирков, с которыми соприкоснулся Ватанабэ, но он, так и не нашел себе места среди них. Он не понимает чего хочет, не знает что делает, потерянный человек, который просто существует, двигаясь по течению.

Оценка : 10
«Где бы оно ни нашлось»
–  [ 5 ]  +

Evil Writer, 01 марта 2016 г. в 12:01

Мураками умеет писать хорошо, неглупо, интересно и со вкусом. Единственная проблема для меня в его творчестве — не все рассказы пробивают мой читательский панцирь равнодушия. Что-то цепляет сильно, другое наоборот кажется недоспелым, не таким интригующим, хотя чувствуется мастерство автора. Этот рассказ оказался примерно по середке: не банальный, интересный, но вызвавший у меня немного недоумения и оставивший немало вопросов после себя. Сюжет прост. Причем в самом начале он четко прослеживается, улавливается, но уже во второй половине растекается киселем со страниц. Ощущение вязкости не покидало меня до конца. И чем больше страниц оставалось позади, тем сильнее все расплывалось приобретая черты упомянутого в жанре маг. реализма. Под концовку все больше это походило то ли на туман, то ли на кисель в котором плывешь. Странно, необъяснимо, с кучей торчащих вопросов со всех сторон. В этом вся и беда произведения, первичная четкость становиться дальше абсолютно неосязаемой. Заданная Мураками загадка на повестке дня не имеет логичного ответа, во всю прячась за своей бытовушностью. Кстати о бытовухе. В творчестве автора она играет немалое место. В рассказе сталкиваешься с типичной ситуацией многих семей завязанную подарочными ленточками в маг. реализм. Вот такой он Мураками — упаковывающий реальность в коробочке со странными жанрами.

Итог: неплохой рассказ ведущий чем дальше в лес, тем меньше дров. Прочитать стоит ради того чтобы взглянуть на авторский прием из банальной семейной ситуации. Сначала — интересно, дальше — непонятно.

«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 7 ]  +

ketri_L, 21 февраля 2016 г. в 12:53

Роман прочла после Трилогии «Крыса», сложилось ощущение что главный герой один и тот же, что именно эта книга и является завершением.

Необычный сюжет, необычные герои, многое остается до конца не ясным, остаются только догадки, видимо, именно этим, так захватывают произведения Мураками.

Герой-одиночка,созданный Харуки Мураками, никогда не потеряет своей актуальности. В нем узнаешь себя, либо находишь общие черты. Возможно, поэтому у него нет имени.

Оценка : 10
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 6 ]  +

elninjo_3, 05 февраля 2016 г. в 13:01

Этот роман меня не очень впечатлил, если сравнивать с «Хроникой заводной птицы». В нем есть сюжет, но нет интересных мыслей. Есть рефлексия главного героя, прописанная на очень высоком уровне, есть фантасмагоричный мир и необычная идея кодировки информации. Но для такого мастера этого мало. По сути кроме долгого хождения по подземелью и бесконечного описания музыкантов всех жанров ничего не происходит. В других романах тоже мало что происходит, но там есть мысли, идеи, размышления. А тут — пустота.

Да, стильно, да, атмосферно, но в отзыве больше не о чем писать.

Оценка : 6
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 4 ]  +

Nikonorov, 27 января 2016 г. в 12:40

Понравилось. Но не с таким ажиотажем прям, как отзываются о ней в интернете. Да, свой стиль, но показалось, что перевод не очень. Чудеснейшая параллель между мирами. Просто супер. Догадался обо всем, еще не дочитав до середины. Но было любопытно, хоть и немного лишней воды разлито. Знакомиться далее с писателем не намерен, не мое явно, но от этой книги, впрочем, остались больше приятные впечатления, чем негативные.

Оценка : 8
«Послемрак»
–  [ 5 ]  +

Ursula.3005, 17 января 2016 г. в 19:39

Литературный сюрреализм — что это ? Я люблю сюрреализм в живописи, но в литературе столкнулась впервые в этом романе. Впечатления неоднозначные. Сама книга была прочитана на одном дыхании, а осмысление было позже. Мне понравилось интригующая и таинственная атмосфера книга, было интересно смотреть как автор переплетает судьбы абсолютно разных людей. В начале авторский ход с девушкой в телевизоре вызвал раздражение , но мысли снова и снова возвращались к ней. Почему автор показал ее именно так? Человек , который живет только телом , тело без души — это ужасно на самом деле, но есть и лекарство. Мураками дает надежду для этой девушки — это ее сестра, вернее чувства , которые связывали сестер в детстве. Хоть книгу я прочитала где-то полгода назад, она продолжает будить во мне бурю эмоций и мыслей. Мне однозначно понравилось разгадывать ребусы Мураками.

Оценка : 10
«Охота на овец»
–  [ 2 ]  +

ketri_L, 14 декабря 2015 г. в 20:50

После прочтения книги, остались неоднозначные впечатления: шок, смятение, удивление, непонимание. Во время чтения пытаешься предугадать сюжет, кажется что ты его поймал, но все оборачивается совсем по другому. Очень поразила развязка...

Оценка : 10
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 6 ]  +

Denver_inc, 10 декабря 2015 г. в 10:28

Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий

Четверо друзей Цкуру Тадзаки в один ясный день отсекли его и выбросили как не нужную вещь. Просто перестали с ним общаться, сообщив при этом, мол, ты же сам знаешь за что. Несчастный Цкуру впал на пол года в страшную депрессию пытаясь понять в чём же он провинился. Его даже начали посещать мысли о самоубийстве, но постепенно время взяло своё и он заставил себя забыть тот случай. И вот, спустя шестнадцать лет с подачи своей новой подруги он решает выяснить – из-за чего же они тогда его бросили? В процессе общения он начинает понимать, что его обвинили в довольно-таки серьёзном проступке, который он ни то, что никогда не делал, но не мог совершить в принципе. И всё было бы хорошо, вот только эти сны… Сны, которые порою так реалистичны, что просыпаясь не понимаешь, что реальность, а что явь. Да и сны ли вовсе? Тадзаки должен провести расследование и расставить все точки над Ё. Других вариантов у него нет, ибо дух смерти уже витает где-то рядом.

Весьма необычная, немного таинственная книга, читая которую понимаешь – автор явно не от мира сего. Ибо, нормальный человек не будет так описывать, казалось бы совсем обычные и очевидные вещи. Время, события, причинно-следственные связи – всё это для Мураками только лишь инструмент для передачи читателю мыслей автора. И все эти величины порой начинают вести себя, так как им вздумается. Ну, или так, как вздумается сэнсэю Харуки. Поэтому, если вам захочется, чего-то таинственного и необычного, но в тоже время весьма реалистичного, и если вы не боитесь, что отражение в зеркале вдруг начнёт вам подмигивать, то тогда можете смело читать о странствиях Бесцветного Цкуру.

Оценка : 8
«Кафка на пляже»
–  [ 5 ]  +

vrochek, 09 октября 2015 г. в 17:54

«Кафка на пляже» — какая-то бесконечная книга.

История Накаты и Хотино — интересная. История самого Кафки вперемежку с древнегреческой трагедией — похуже. Хотя сначала было очень даже — пока он уезжал из дома, пока устраивался в библиотеке, с Осимой... А дальше стало монотонно. «Не приедаются только скучные вещи», (с) Мураками

Интересная точка зрения.

Джонни Уокер и Полковник Сандерс были отличные, но вот два потерявшихся солдата — такой штамп, что скулы сводит. Чуть ли не в каждой книге фэнтези-маг.реализма такие толпами бродят.

Умение Мураками показывать, что нужно искать в той или иной музыке, или книге — уникальное, отличное. И его разрывы шаблона — прекрасны. Но под конец романа он явно устал. Но продолжает передвигать ноги. О чем я говорю, когда говорю о беге. Вот-вот.

Но это прекрасное качество — писать, даже когда совсем не осталось сил. И тогда, возможно, появится второе дыхание.

На самом деле Кафка — чересчур логическая, от головы местами книга. И эта логика начинает давать какие-то странные сбои, вылазить тут и там ненужным, некрасивым, неловким абсурдом.

И я все-таки ее дочитал.

Эротические сцены чуть ли не удачней, чем у Алексея Иванова:)

Про Накату было читать интереснее всего. И про Хотино-сан, который осваивает Бетховена. Вообще, у Мураками уникальный талант писать о музыке и книгах. Он подсказывает, что нужно искать. Пусть это всего лишь его точка зрения, но это очень интересно и дает необходимый толчок, ключ что ли? А главное, импульс к поиску. В этом Мураками очень хорош. Но, кажется, он никогда и ничего не вычеркивает в своих книгах. А, возможно, стоило бы.

Оценка : 8
«Норвежский лес»
–  [ 5 ]  +

Alakuloinen, 07 октября 2015 г. в 23:00

Начинал я читать Мураками с «Охоты на Овец». И боюсь, что этим романом закончу. И дело даже не в том, что я не люблю переизбыток сентиментализма. Дело в вопиющем однообразии его опусов. Однообразие таково, что я могу описать канву доброй половины его произведений (а может, и больше, чем половины — не читал пока многое)

Итак, главный герой — серый, аморфный неудачник, поживший на Земле (охренеть, сколько!) 20+ лет и видящий единственный выход из своих удушающих проблем в том, чтобы стать ещё более серым и аморфным, мол, стану как все — кость не болит. Но вот незадача! Водоворот жизни приносит ему ценные подарки, как то полезные друзья, интересные девушки и даже (не в этом романе) тягомутные приключения. И если последние он по своей мягкотелости отринуть не может, то на первых двух отыгрывается по полной — друзьями не дорожит (ради их же блага!), девушек динамит (!)(ради их же счастья!) и вообще любой подарок судьбы воспринимает как моральный долг кому-нибудь его передарить. А в перерывах между страданиями пьёт, курит, шатается, занимается низкоквалифицированной работой, затирает себе разум одной и той же музыкой и одними и теми же книгами... а в некоторых романах ещё и с радостью обругает школу, дескать, ничему не учит и убивает личность.

Резюме по Норвежскому лесу:

1. Обилие интима не огорчило (порно-порно, весело-задорно... хоть и грустно в конкретном случае).

2. Проработанность героев вполне на уровне.

3. Мне не жалко Ватанабэ. Мне жалко Мидори. Непонятно, как у них там сложится, но думаю, она от него всё же уйдёт. Потому что, блин, невозможно!

Оценка : 6
«К югу от границы, на запад от солнца»
–  [ 7 ]  +

Zory, 05 октября 2015 г. в 21:06

Возможны спойлеры!

Эта книга для тихого дождевого осеннего дня, когда ты один дома, никуда не надо спешить, ты можешь позволить себе неспешное чтение, такое уютное, с чешечкою чего-то теплого, под перестук капель дождя.

История японского бизнесмена, которую он рассказывает вд момента, когда ему было 12 лет и до сегодняшних дней, когда ему исполнилось 37. Основными «вехами» его жизни, о которых он рассказывает, переходя от одной к другой, является его девушки, женщины. Все отношения для него что-то значили и оставили свой след. Глубочайший же след оставила Симамото, девочка, с которой они дружили в 12-летнем возрасте и с которой они перестали общаться, когда Хадзимэ пошел в другую школу.

Хрупкая, пронзительная история любви к женщине, вся жизнь которой так и остается тайной, задевает за душу. Неожиданный финал вызывает светлую печаль. Абсолютно осенняя книга, которой не можешь не наслаждаться.

Оценка : 9
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 8 ]  +

Alakuloinen, 04 октября 2015 г. в 13:58

Мне понравился сам факт, что светило созерцательной прозы взялся за такое многоплановое произведение, где пришлось напрячь воображение и логику, а не просто излить душу. С другой стороны блин блином не вышел: мастер привнёс в жанр свои изюмины, но сам в жанре отразился как начинающий писатель.

Всё-таки, сколь ни обзывай беллетристикой, а хорошие, остро закрученные приключения писать сложнее, чем растекаться по древу. У Мураками получилось манерно, с интересными идеями, но сумбурно и недокрученно. Многое можно было вычеркнуть, многое добавить, отстрелять все висячие ружья — всё-таки принципы жанра надо уважать.

Вторая сюжетная линия — это то, на чём автор отыграл свои атмосферные таланты, поэтому воспринимается глубже. Однако чувствуется, что без реального мира, без описаний любимой музыки и еды сам автор чувствует себя неуютно. Интрига, конечно, держит, но из-за медленного темпа довольно быстро догадываешься о смысле этой сюжетной линии и просто ждёшь, какой из нескольких возможных поворотов будет в конце. Поворот в конце происходит, и это радует, но радует он скорее своей резкостью, чем продуманностью. Потом несколько раз в течение недели брал книгу, забывая, что она уже дочитана.

С чем автор действительно справился, так это образы героев и их изюминки. Да, не без гротеска, но в таком мире это стреляет. И, конечно, очередное поступление в коллекцию женских образов для неженатого мечтателя средних лет.

Оценка : 7
«Кафка на пляже»
–  [ 2 ]  +

Stashka, 20 сентября 2015 г. в 18:18

Привлекает само название — «Кафка на пляже». Необычен сюжет тем,что человек пытается выкарабкаться из самого обычного и скучного, переосмысливая все жизненные ценности. При этом само собой, находится в философском поле, которое становится его жизненным измерением — другим естественно. Когда все иначе, когда слова играют очень важную роль. И это каждое слово -поэтому невахможно оторваться, читая книгу, пытаясь угаж дать, как дальше будет разворачиваться сюжет. Но это невохможно сделать: Кафканеповторим сам по себе, но когда он на пляже и несерьено смешон порой а порой до того грустен — это , конечно, еще раз подтверждает жизнь в «обсалютно дркгом измерении» и самообмане по самым простым вещам, происходящим с мальчиком, даже с путаницею имен или фамилий? -Кафка Тамура — это станет ясно в конце. Такое фэтази запоминается сразу и хочется читать другие произведения автора.

Оценка : 10
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 9 ]  +

Демьян К, 07 сентября 2015 г. в 22:50

Мураками, безусловно, очень устал — это чувствуется на протяжении всего текста: уже совсем невмоготу писать три тома, скорее бы закончить, оборвать на полуслове, пусть даже в ущерб смыслу... 64 — не шутка, многие в 64 выходят на пенсию и «замолкают»; особенно успевшие срубить бабла... Мураками не из этих — он пишет не из-за очередного полученного аванса, а потому, что не может не писать... т.е. графоман в самом хорошем смысле. Конечно, он верен себе — несмотря на всю мистику и псевдомистику остаётся певцом «среднего» японца — обыкновенного зомби (или робота), у коего в жизни нет ничего, кроме работы и мелких бытовых радостей, а он и рад-радёшенек: так проще — не надо думать головой, всё можно делать «на автомате». И которого даже тяжёлые воспоминания о перенесённой душевной травме не могут избавить от его зомбированного состояния, «разбудить». Однако при всём при этом я в очередной раз получаю — на уровне интонации (да и смысла тоже) — то самое мураками-удовольствие, которого никакой другой писатель из ныне живущих доставить не может. Жизнь банальна, убога, сера, нелепа и бессмысленна, но её таки надо прожить, п.ч. ничего другого мы не умеем и п.ч. даже в самой убогой, серой, нелепой и бессмысленной жизни можно наскрести несколько минут счастья... По сути, всё написанное Мураками является развёрнутой иллюстрацией к стандартной японской фразочке, очень им любимой: «ничего не поделаешь». Ничего не поделаешь — все умрём. НО: ничего не поделаешь — надо жить. Авось как-нибудь дотянем до смерти. Живя или не совсем — но в конце-то концов какое нам, зомби, дело: живём мы или нет? Ведь ничего не поделаешь!

Оценка : 8
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 3 ]  +

Anastasia2012, 05 сентября 2015 г. в 20:37

Книга прочитана и понравилась. Ритм изложения Мураками меня устраивает и, местами, захватывает. Не первый опыт Вселенной автора — он мне интересен. Не скажу, что фанат, однако, интересуюсь его работами. При прочтении «провисли» диалоги — скучно, картонно. Описания окружающей действительности красочны, вписываются во внутренний мир героев, помогают увидеть их глазами автора. Сама история — история жизни от детства к зрелости — заставляет оглядеться вокруг собственной жизни, попытаться взглянуть на свой путь со стороны. Только чтобы никаких гномов...

Оценка : 9
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 7 ]  +

MarchingCat, 31 августа 2015 г. в 12:33

Фантастика-альтернатива. Сюрр. Эдакий андеграунд, пробившийся в большую коммерческую литературу на волне популярности автора.

Написано хорошо и интересно. Но смысловая нагрузка лишь там, где автор рассуждает о чём-то реальном (ну например, о по-разному полных девушках). В остальном, то что касается самого сюжета, сюрр в чистом виде. А значит, на любителя.

Лично для меня, в принципе, поклонника альтернативы, вердикт оказался следующим: интересно, но скучно. То есть много интересных рассуждений, прикольных моментов, но Мураками не умеет выдерживать динамику и оттого значительные куски текста его романов оказываются просто скучными (а то и нудными).

Но пишет хорошо. Стилистически почти безупречно.

Хорошо, интересно, но скучно на грани нудности. Вот такой парадоксальный роман (да как и всё творчество автора, по большому-то счёту).

Оценка : 7
«Сон»
–  [ 3 ]  +

Король ящериц, 29 августа 2015 г. в 10:12

Автор в рассказе задает важный вопрос: где же, на самом деле, сон? Это восьмичасовое «охлаждение мотора» или это один-день-Ивана-Денисовича в более современном контексте квазивавилонской цивилизации, наполненной пустотой и одиночеством? Склонен утверждать, что последнее. Вот и героиня сделала подсознательную попытку уйти из плена ярлыков, границ и условностей, которые сама же для себя выстроила, наиболее понятным ей, как филологу, способом — чтением классики. Однако всё имеет свою цену: жизнь свободного человека подвержена эксцессам.

Оценка : 8
«Охота на овец»
–  [ 4 ]  +

Alakuloinen, 15 августа 2015 г. в 23:19

В «Трилогии Крысы» это самый продуманный и структурированный роман. Здесь есть сюжет, завязка, кульминация и развязка... впрочем, кажется, Мураками любят не за это.

Язык, атмосфера и даже своеобразный темп — всё выполняет свою функцию, всё затягивает читателя в пучину (трясину?) этого почти реального мира. Мира, конечно, японского, но колоритной экзотики тут нет. Да, вроде немного не наша страна, названия другие, но... живо представляешь себе героев, их повседневности, их внешность от пальцев до ресниц, и вдруг ловишь себя на мысли: «Стоп! Они же японцы! У них же разрез глаз узкий! А я что себе рисую?» Вот и получается, что с другого конца мира, а как будто по лекалу мозга сшито.

И всё же не покидает грустное ощущение: «не докрутил». Хорошо начал, задал многообещающий базис — такое можно теперь устроить! — но увы. Вроде всё есть — интересные ходы и отсылки, интересные эпизоды (хотя бы несколько первых), интересные герои (та же подруга с более чем ушами). В конце концов, хороший целостный язык. И всё же не стягивается в плотную ткань. Остаются широкие дыры. А в дырах — бытовая рутина, множество повторений и целых абзацев, где ничегошеньки не происходит. Это тоже играет свою роль — после десятка страниц бытовухи одна простая, короткая переломная фраза подобна выстрелу. Но то, что к концу всё больше простых слов и всё меньше перлов и остроумностей, говорит о том, что писатель не рассчитал мощь своего вдохновения.

Тем не менее, для знакомства с автором — годная вещь. Можно разочароваться и забросить автора — книга простит, она не заставит, запыхавшись, искать продолжения (а оно есть!) или утыкаться в предыстории (а их целых две), книга целостна и гармонична в целом, даже невзирая на недочёты в деталях.

Оценка : 8
«Дэнс, Дэнс, Дэнс»
–  [ 9 ]  +

Alakuloinen, 15 августа 2015 г. в 22:21

Из этого романа можно многое понять, поняв для начала следующее: над этим романом писатель не трудился. Над этим романом писатель отдыхал. Отсюда все плюсы и минусы. Танец — вообще не самый оригинальный лейтмотив, а сюжетец данной книги если и можно назвать танцем, то каким-то медленным или под некими «замедляющими» веществами. Расслабленный, размазанный тонус повествования был и в первых романах серии, но здесь он достигает абсолютной власти. Он, как квантовое пространство, порождает события и героев из ниоткуда и забирает их опять в никуда.

Посему, в отличие от «Охоты на овец», это не мистический детектив. В лучшем случае магический реализм. Обидно, что многие события, действительно цепляющие в начале, низводятся до банального «реальность vs. не реальность», до дежурной отговорки «всякое в жизни случается» и «скорее всего, это был сон». Хочется верить, что это лишь затравка для продолжения. Однако слишком ясно, что автор попытался, с таким удовольствием, словно серу из уха, выковырять из головы все остатки «овец», чтобы заняться чем-то более важным для себя тогдашнего.

Кого-то наверняка позабавят эпизоды критики современного общества. Да нет же, автор его не ругает, а легонько журит. Получается почти гимн «развитому капитализму» и «переводу-на-дерьмо». Лебединая песня деградирующего мозга современного человека. Это раньше было тяжело, раньше Достоевскому была суждена каторга, а Мисиме — харакири. Сейчас всё просто. Плыви по течению, слушай тонны музыки, «танцуй» кончиками пальцев ног, страдай от отсутствия поводов страдать — а потом всё как-нибудь само решится.

И всё же есть тут ценная притягательность. Эта книга — антология мечтаний. Простые мечты простого мужчины средних лет — халявные друзья, которые тебе позавидуют; халявные подруги, которые о тебе поплачут; халявное уважение случайных больших людей; халявные отношения с первого взгляда; халявные деньги и роскошь, которые помогают обозначить себя скромным и честным; халявные половые связи, от которых можно отказаться, сославшись на моральные принципы; даже халявные ангелы-хранители и уютные норки, куда можно спрятаться от мира и пожалеть себя. Говорят, что это глупо. Но если даже успешный писатель искренне укутывается в этот плед, то почему бы и нет? В любом случае, даже полный неудачник не станет зачитывать этот роман до дыр, иначе его просто стошнит от самого себя.

Этот роман не надо принимать всерьёз — иначе он рассыплется в пух и прах. Не надо напрягаться. Надо читать и отдыхать, благо язык неплохой и рутина не отторгающая. Можно даже чередовать с чем-то более «нужным» и возвращаться, когда мозгам требуется отдых. А то, что после «Охоты...» градус «структурности» снова снизился — так это как кассета с музыкой молодости. Ностальгия.

Оценка : 7
«Мой любимый sputnik»
–  [ 0 ]  +

Calderon, 29 июня 2015 г. в 01:16

Рассказ отличный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Момент на колесе обозрений и звонок в конце. Это запоминается.
Как понимаю, что произошло, каждый додумывает в меру своих фантазий. У Кинга такие моменты в сборниках, у Мураками в больших рассказах.

Оценка : 9
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 6 ]  +

SaniaL, 19 июня 2015 г. в 13:45

На мой взгляд это самая немуракамовская книга из всех книг Харуки. Немыслимо, но тут есть и внятный сюжет и даже, во что труднее всего поверить, развязка. Поэтому тем кто хочет познакомиться с творчеством автора я бы порекомендовал начать с любой другой его книги.

Что касается содержания СЧбТ и КС: в предисловии к русскому изданию Мураками утверждает, что в основе одной из двух частей романа лежит повесть, которую автор написал ранее, но на которую по его мнению на момент написания у него не хватило мастерства. А вот когда Харуки уселся писать роман на основе этой повести мастерства у него как будто бы уже было в достатке. Возможно это и так, но чего то все же не хватило.

Роман состоит из двух частей: первая «Страна чудес без тормозов» повествует о мире более-менее похожем на наш с вами (за исключением того, что каждый японский бомж в этом мире знает кто такой Рэй Чарльз, а каждая семнадцелетняя японка в курсе сколько симфоний у любого европейского композитора), вторая часть «Конец Света» про некий мистический фэнтези-город (проектировался не без участия Кафки). Главы о каждом мире идут поочередно.

Если «Страну чудес без тормозов» читать интересно, то «Конец света» автору явно не удался. Возможно это какая то авторская задумка, но мне непонятно почему мир «Конца света» должен быть настолько скучен. Хорошо хоть главы этого мира были значительно короче.

Лучшие моменты романа — это последние главы и та глава в которой герой «общается» с коротышкой и здоровяком. Худший момент — это когда профессор все «объясняет” ГГ. Более невнятного в литературном плане объяснения представить сложно. Мураками не стал заморачиваться и вставил специальные рисуночки, но даже они не спасают положения. После прочтения этого эпизода я, наконец, понял почему Мураками в других своих работах так не любит что либо объяснять — да он просто не умеет этого делать!

В общем это нестандартная книга Мураками в которой все-таки нет привычной для данного автора атмосферы и «волшебства», но что-то такое ближе к концу книги все же наклевывается. Пожалуй из-за этого я и не пожалел, что прочел этот роман.

Оценка : 6
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 7 ]  +

prouste, 17 июня 2015 г. в 06:57

Я после «Кафки» совсем охладел к Мураками, пропустил его трехмтомник и, в общем, впечатлен последним романом. Роман получился очень мастеровитым: Мураками сознательно отошел от эксцентрики, чандлеровского юмора и лишь намекает на интригу. Собственно, как автор обрезал острые углы — загадку изнасилования и убийства, исчезновения друга по учебе и перспективы дальнейшего устройства — меня впечатлило чрезвычайно. Недосказанность пошла книге на пользу. Роман получился совершенно прустианским — осмысление прошлого, рефлексия о возможности коммуникабельности. Если ранее одиночество центральных персонажей носило достаточно стоический и априори заданный характер, то в этом романе Мураками размышляет о природе явления и, в общем, предлагает самим сделать вывод о преимуществах и недостатках такой стратегии, принципиальной возможности коммуникабельности. Мураками намеренно убрал социальный аспект в качестве определяющего поиски Цкуру, который совершенно не бесцветен хотя бы уже и тем, что сознает и намеренно позиционирует собственную вторичность и неисключительность. Вещица получилась очень настроенческой, обманчиво простой по форме навроде малых работ Листа, что упоминаются неоднократно. Как по мне — определенно сложней, душевней и содержательней, нежели большие томины с Тенями, Алисами и Заводными птицами.

P.S. Перечитал спустя 4 года — обаяние не улетучилось. Этот роман мог бы хорошо экранизировать Вонг Кар Вай.

Оценка : 8
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 4 ]  +

Marian, 14 июня 2015 г. в 11:38

Попалось в электронном виде — и прочитала за один вечер. Книга оказалась меньше, чем я ожидала.

Осторожная мистика. Слишком осторожная. Если ранние книги Мураками — это страна чудес без тормозов, воистину без тормозов, то «Бесцветный Цкуру» — это так, словно автор стоит на берегу реки, по которой когда-то плавал от истока до устья, и нерешительно пробует воду носком ботинка. Вся фирменная мураками... муракамн... короче, вся фирменная зазеркальщина Харуки Мураками здесь приглушена, сослана из реальности в мутные сны героя, да там и заперта, по ту сторону сна, по ту сторону ночи. Одни намеки остались. Намеки явственные: вот, кажется, сейчас начнется!.. А оно не начинается, река возвращается в русло нормы. К концу романа Мураками устами героев и автора неожиданно начинает изрекать правильные банальности. Мне, в общем, все это не мешает, я как раз немистического Мураками-то и люблю, за скудненький его японский быт, за полупривычные названия станций метро и подробные описания чужих мисо-супчиков, за интонацию ностальгии по... детству? юности? Вот по тому времени, которое в фильме «Сто дней после детства».

ЗЫ: «Цкуру», конечно, глаз царапает, но... ладно, это бунт против Поливанова)) Транскрипция vs. транслитерация, старый спор.

Оценка : 7
«Радио Мураками»
–  [ 5 ]  +

whatever_it_is, 10 июня 2015 г. в 11:06

«В общем, я решил не тратить зря время на пустые раздумья и писать, что хочу и как хочу, — главное, чтобы мне самому было интересно» (с) Радио Мураками

Размышления о пончиках, костюмах, беге, виниловых пластинках и прочем.

«Радио» — это Харуки Мураками, не претендующий на глубину, заигрывающий с читателем, травящий байки про антикварные магазины и «Кровавую Мэри». Порой действительно кажется, что Мураками-сан получает такое огромное удовольствие от этих текстов, что сам факт существования у них читателя будто бы совсем не обязателен. Такое впечатление, что вместо того чтобы найти себе собутыльника и рассказать всё это ему, автор излил на бумагу все эти размышления о бюсгалтерах, вагонах-ресторанах и самоубийствах кошек. Так что читать эти эссе, будучи не знакомым с основным творчеством писателя (и/или будучи трезвым) категорически не рекомендуется.

Я не могу сказать, что этот сборник мне совсем не понравился. Х. Мураками у меня вызывает смешанные чувства, диапазон которых простирается от раболепного обожания до чудовищного раздражения. В некотором роде мне было даже приятно читать эту его болтовню про «ленивые суси» и «Макинтоши», наверное потому что в тот момент чувствовал себя одиноким и не имел рядом кого-то, с кем мог бы поболтать всё равно о чем.

P.S. Кстати, иллюстрации в это книжке очень неплохие — для тех, кто любит минимализм ;)

Оценка : 4
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 7 ]  +

duke, 02 мая 2015 г. в 09:26

Создалось устойчивое впечатление, что автор «включил» свой ретроспективный прожектор и всматривается в прошлое, в те времена, когда им создавались «Охота на овец» и «Хроники заводной птицы», и пытается написать «так же». И вроде бы это ему удаётся. Та же тема одиночества, тот же флёр мистики, те же размышления о никчемности жизни (и очередной привет старомодному Камю), та же пронизывающая повествование музыкальная линия (с упором уже на Листа, а не на джаз, хотя «винил» по прежнему у автора в фаворе), тот же лёгкий налёт эротичности и, наконец, очередные попытки понять, счастливо ли японское общество на самом деле.

Всё вроде так же, да как-то особо не цепляет. Это как в том анекдоте про «фальшивые ёлочные игрушки». Книга мне понравилась, да. И прочитал её не без удовольствия. Но… то ли я изменился, то ли Мураками как-то «погрузнел», — войти второй раз в ту же реку не удалось. Разве что ноги замочить слегка.

Оценка : 7
«Обезьяна из Синагавы»
–  [ 3 ]  +

Space Cowboy, 23 апреля 2015 г. в 09:12

Самый странный и необычный рассказ из сборника «Токийские легенды». Довольно обыденное начало, слегка интригующая загадка главной героини, но чем дальше развиваются события, тем более сюрреалистическим становится действо. И, наконец, развязка, заставила меня просто раскрыть рот от удивления. Хотя, это же Мураками — вспомним хотя-бы профессора-овцу. Никто ничему не должен удивляться и никто никому ничего не должен объяснять.

Оценка : 8
«Охота на овец»
–  [ 5 ]  +

Илориан, 17 апреля 2015 г. в 21:22

Да, конечно, это произведение отличается от предидущих книг этой серии, тем, что в ней наконец-то есть сюжет. Это уже не просто набор событий с философским отягощением, а ИСТОРИЯ. И история оригинальная. Но очень обидно, что такую нетривиальную завязку автор свёл к элементарной, заезженной идее о жажде всевластия. Ожидалось чего-то большего. Такое впечатление, что почти каждый профессиональный писатель считает за дело чести написать хоть одну книгу на эту тему. Надоело уже!

Оценка : 3
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 3 ]  +

Илориан, 20 марта 2015 г. в 22:03

Итак, Мураками-сан решает убить двух зайцев одной книгой. Описывает реальный (во всяком случае, схожий на таковой) мир научных достижений и одновременно иллюзорный. Предполагается, что любителям фантастики понравится первый, а кто более склонен к чему-то вроде фэнтези -второй. Но одна пуля поражает две цели очень редко. Так получилось и тут. Иллюзорный мир оригинален, загадочен, овеян какой-то невыразимой тоской. Автор сумел так прорисовать характеры героев и отношения между ними, что возникает симпатия абсолютно к каждому, даже к антигероям. При прочтении появляется какое-то необъяснимое чувство реальности происходящего, вроде, ты тоже бродишь в этом странном городе за таинственной стеной.

А вот части, что описывают действительность читаются туго. Герои обладают странностями, которые не несут никакой смысловой нагрузки: розовая девушка, главный герой, сдвинутый на воспоминаниях о фильмах и актерах... Путешествие к Профессору и назад, вообще, воспринималось очень тяжело. Читатель уже давно понял что к чему, чем всё кончится, а автор всё ещё купает своих героев в воде.

Но, не смотря, на все недостатки, это произведение является одним из лучших у Мураками. Во всяком, случае тут он не перемудрил, и читателю не приходится отыскивать смысл прочитанного, как пираты, потерявшие карту, ищут сокровища. Да и сюжет достаточно увлекателен, в отличии от многих других его книг, где сюжета просто нет, просто набор заумных высказываний.

Оценка : 6
«Слушай песню ветра»
–  [ 13 ]  +

cadawr, 08 марта 2015 г. в 08:14

                                                                                                  Блюз — это всего лишь, когда хорошему человеку плохо.

                                                                                                                                                к/ф «Перекресток»

Текст как чувство. Незамысловатый слог, простые предложения, ленивый быт. Но какое внутреннее наполнение! Сколько неуловимого смысла! Откуда?! Где он прячется?! Как можно втиснуть столько жизни в пустоту между строк, между слов, между букв?.. Ветер как жизнь. Он скатывается с огромного могильника, подхватывает шелест листьев и стрекот насекомых, этот саунд летнего дня, и несет сквозь человека, разговаривая с ним, и прекратится лишь когда погаснет состарившееся Солнце. Жизнь как ветер. То зябко ежишься, то подставляешь лицо свежести, иногда вдыхаешь аромат вымытого дождем леса, иногда – вонь выгребной ямы. Ты сам наполняешь голос ветра/жизни своим собственным смыслом, потому что на самом деле ты один, и ты ползёшь по марсианскому колодцу одинаковых дней, не понимая – две минуты или два месяца ползёшь, а над твоей головой тем временем проносятся века. Но тебе уютно в твоем одиночестве и в твоей меланхолии. И когда прошлое стучится к тебе с какими-то проблемами или пережитым опытом, ты смотришь на свалявшийся кусок сена из желудка умершей коровы и думаешь: «И зачем это, интересно, корова снова и снова пережевывает вот эту жалкую, противную массу?» Вот и весь твой ответ прошлому.

Люди-растения. Даже привязанности им нужны только для того, чтоб потом о них вспоминать.

Книга интроверта про интровертов для интровертов. Роман о молодости, но герои его, двадцати с копейками лет, ощущают себя на рубеже возрастов, как будто молодость прошла и впереди – зрелость. Лето подходит к концу, ощущается дыхание осени. С ностальгией и печалью оглядываются они назад, с обреченностью и внутренним страхом смотрят вперед. Но читая следующие романы, видишь, что герои растут, но по-прежнему идут по тому же самому рубежу, как будто тащат его с собой в будущее. Так мы и живем, день за днем ощущая, что завтра начнется новый этап, а молодость заканчивается сегодня. Но приходит «завтра», и мы снова думаем: «нет, сегодня я еще прежний, все случится завтра». Самое странное, что героям Мураками в этом состоянии уютно. И тебе, пока читаешь – тоже.

Оценка : 9
«1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

grigoriynedelko, 07 марта 2015 г. в 20:23

Не могу оценить это произведение.

С одной стороны, давно и нежно люблю прозу Мураками. Да и сам он чувак зачётный: спортсмен, готовит, пишет хорошо наконец. :)))

Ну ладно, к делу.

Роман.

Роман по задумке — очень интересный, и в духе автора. Написан тоже хорошо, ровно, последовательно, занимательно. Но я вот пытался читать его два раза, и во второй продвинулся лишь чуть дальше, чем в первый. Так и не смог добить.

С «Хрониками Заводной Птицы», тоже очень большим и тоже 3-томным романом Мураками, такого не было: прочитал на одном дыхании, забыв обо всём. А здесь: и персонажи есть, и интрига, и много сюжетных линий, и даже цепляет по началу, и хочется узнать, что дальше... а постоянно возникает впечатление, что, вот, автор дописал часть и стал думать: что бы ещё дальше сымпровизировать, как в джазе, — а Мураками его обожает. Раньше такого не ощущалось.

Текст, повторюсь, качественный, и я знаю людей, которые прочли его запоем и в восторге от него. Возможно, вернусь к роману попозже, как подумаю, что пора, но пока вот так. (Имело ли смысл писать 3-томный труд? Возможно. Во всяком случае, бестселлером стал-таки.)

Да, перевод Коваленина, как всегда, очень хорош.

ДОПОЛНЕНИЕ.

С третьей попытки преодолел некий рубеж и вчитался в роман. :) По-моему, вторая половина гораздо интереснее, тут Мураками практически во всей своей красе. И, что интересно, почти всё понятно. Так что в целом роман не разочаровывает,а иногда и очаровывает. Но, возможно, некоторое сокращение ему бы и не повредило — всё-таки в «затянутых» же «Хрониках Заводной Птицы» эта затянутость едва ощущалась, роман держал с начала и до конца. Но плюсов заметно больше, чем минусов, да и, может, просто время пришло добить этот эпохальный — без иронии — труд.

А потому поставлю 10 — так как в итоге понравилось и по совокупности.

Оценка : 10
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 15 ]  +

Katarinall, 08 февраля 2015 г. в 13:20

Начну с того, что читала это произведение я ровно 10 лет назад. Но до сих пор оно остается одним из моих любимых. Может, я каких-то и деталей не помню, но и тогда, при чтении я вряд ли разбирала это произведение по частям: « вот это мне понравилось, тут слишком затяжное, концовка такая-сякая..» . Ерунда это все, ребята. Надо правильно читать, и тогда у вас все получится и все поймется.

Я читала зимой, снежной-снежной-сказочно снежной Сахалинской зимой, что совсем рядом с Японией. И настолько обстановка за окном тихого островного уютнейшего городка пересекалась с Страной чудес, что у меня просто был «взрыв мозгов», настолько все было сказочно. Да и сам факт, что твоя тень может жить как-то отдельно — еще один «взрыв мозга».

Я прочла почти всего Мураками. Название первой книги не помню, там было про карусель, на которой девушка застряла и увидела себя же в своей квартире. Так вот Мураками — великий мастер своего дела. ибо заставляет почувствовать себя героем своих произведений.

Оценка : 10
«Кафка на пляже»
–  [ 7 ]  +

vesnyshka, 02 января 2015 г. в 19:46

Роман-дорога, путь, который проходят герои и читатель. Мальчик Тамура, переименовавшийся в Кафку и сбежавший из дома в надежде избежать пророчества; старик Наката, понимающий кошачий язык и ищущий магический камень; отец Кафки и провожатый Накаты… — все идут своей дорогой. Мир внешний и внутренний, переплетение, пересечение, метафоры, грани, детали и размытость. В каких-то моментах у меня появлялось ощущение сумасшествия, но такого, знаете, спокойного, тихого, убаюкивающего (говорящие коты, падающая с неба рыба...). А когда вообще уже ничего не понимаешь и хочешь бросить, волна повествования накрывает тебя с головой и не уйти. Фабулу не передашь, да и ни к чему, каждый вынесет из этой книги свое. И не смотря на грусть и одиночество, присутствующие в ней, после прочтения остается светлое чувство — все, как нужно, все хорошо. Японский сюрреализм, который может нравиться или нет, но не оставит равнодушным (но если вы любите только легкую литературу, то, может, и не стоит браться). И несколько цитат:

Счастье — это притча, а несчастье — история.

Случается, любовь так далеко заведет, что и обратной стороны не найдешь.

Одно можно сказать: вещь, несущая в себе определенное несовершенство, привлекает именно своим несовершенством.

То, что нескучно, людям быстро приедается, а не надоедают, как правило, как раз скучные вещи.

Так уж в этом мире устроено… зажмуриваются слабаки. Это трусы от реальности глаза прячут. Вот пока ты глаза закрываешь, уши затыкаешь, время-то бежит.

Когда человек очень сильно чего-то хочет, ничего не получается. Когда пытается избежать что-то, это обязательно происходит.

Найдешь мужество признать ошибку — поправишь дело. Но ограниченность при отсутствии воображения, нетерпимость — это как клоп, паразит какой-нибудь.

Пока жив человек, с кем бы ему ни приходилось иметь дело, у всего, что его окружает, смысл появляется.

Бог живет только в сознании людей.

Если все будет так, как тебе хочется, то жить станет неинтересно.

Люди в большинстве своем к свободе не стремятся, а только думают, что стремятся. Все это иллюзия. Если им дать настоящую свободу, они просто с ума сойдут. Так и знай. На самом деле люди свободными быть не хотят.

В конце концов в этом мире выживают те, кто строит высокие прочные заборы.

Но если на то пошло, то у кого в жизни все четко и ясно? «А вот что для человека важно, что в самом деле значение имеет, — это как он умирать будет», — рассуждал про себя парень. Может, это даже поважнее, чем то, как человек жизнь прожил. Хотя все-таки смерть должна зависеть от того, как живешь.

Это необходимо. Человеку требуется место, куда можно вернуться.

Оценка : 9
«Дэнс, Дэнс, Дэнс»
–  [ 4 ]  +

olleco, 22 декабря 2014 г. в 18:34

«Танцуй. Пока звучит музыка — продолжай танцевать ... Зачем танцуешь не рассуждай ...» Хм. А если так: «Живи. Все, что тебе дано мирозданием, отдай жизни, и не рассуждай о смысле бытия, просто живи. Однако, живи так, чтобы твое существование имело смысл, чтобы тебя «увидели» среди других». Как мне показалось (перекрещусь ;) ) именно эту мысль намерен донести до читателя автор.

«Последние события» для ГГ стали лавиной «потерь»: ушла жена, исчезла подруга, умер друг..., — как результат потеря «связи» героя с миром и наоборот. Слишком велики потери, слишком много вакуума осталось. ГГ пытается заполнить этот вакуум, закрыть дыры «заплатами» из своего прошлого и влиться в обыденность существования, точнее погрузиться в глубокий сон, который не сулит радикальных изменений. Но настает время что-то менять, время отдавать частичку себя другим и взять частичку другого, чтобы заполнить накопленный вакуум, или «проснуться», принять реальность настоящего и жить по настоящему. Отдельной темой, можно выделить — «взаимоотношение людей» (родственников, друзей, просто знакомых). Основа взаимопонимания между людьми — это общение и умение выслушать, только через общение можно понять сидящего напротив, а иногда (даже чаще всего), и самого себя. Ни один голос, зов или крик не будет услышан если никто не слушает.

P.S. Кстати. Об описании обыденности... Попробуйте-ка сами описать процесс приготовления котлеты так, чтобы по завершении Вам захотелось ее съесть в реале :).

Оценка : 8
«Кенгуриное коммюнике»
–  [ 2 ]  +

Carex, 19 ноября 2014 г. в 23:30

Рассказ слегка безумный, но как и многие вещи Мураками очень искренний и откровенный. Мне показалось, что главный герой находится в экзистенциальном кризисе, он хочет вырваться за пределы «кенгуринного» круга, где «выживают, чтобы существовать и существуют, чтобы выживать».

Оценка : 8
«Токийские легенды»
–  [ 5 ]  +

Yunga, 29 октября 2014 г. в 14:29

Очень приятный сборник небольших рассказов. Читается легко, истории, хоть и не всегда с четким завершением и объяснением, интересны, захватывают. Меньше всех понравилась вторая история, слишком она своеобразная.

Все истории о непонятном в нашей жизни. Какие-то грустные, какие-то светлые.

В общем, прочитать стоит. Не ради каких-то глубоких мыслей, а ради настроения. Сформулировать его сложно, но мне оно нравится.

Оценка : 7
«Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
–  [ 9 ]  +

iLithium, 13 октября 2014 г. в 10:47

Первый раз читаю Мураками. Прочитал, наверное, за полтора дня. Учитывая, что на английском — для меня это очень быстро. Но старый критерий только подтвердился — если проглатывается очень быстро, значит барахло.

Но вначале я этого не знал.

Что меня подкупило вначале — это удивительная честность автора. Вот у одного автора видна наблюдательность, у другого ладный слог, у третьего пытливый ум, а у Мураками — бескомпромиссная честность, с которой он рассказывает историю.

И я давно не читал книгу с таким мощным интересом, который заставлял меня забывать о других делах.

К сожалению, после первой трети достоинства книги заканчиваются (история про пианиста так и вовсе шедевр я считаю). Вместо раскрытия мистических видений, встречи с юнговской Тенью и прочего душевного стриптиза мы получаем довольно банальные истины и описания того, какие герой носил часы. Концовка так совсем не концовка.

Оценка : 7
«Танцующая фея»
–  [ 7 ]  +

jansson, 07 октября 2014 г. в 23:14

Оказывается, у Мураками выходят отличные короткие сказки-притчи. «Танцующий гном» заинтересовал не только обложкой, но и аннотацией (фабрика слонов!!), а приятным дополнением стала аудиокнига в исполнении Игоря Князева. Рулетка не перестает расширять мои горизонты, потому как аудиокниги на родном языке я обычно слушаю с неохотой, а Мураками – точно не мой автор. Во всяком случае, мне так думалось.

Этот рассказ, кстати, уже выходил в каком-то сборнике, только под названием «Танцующая фея». Каким образом dwarf можно было перевести как «фея» – история умалчивает, но такое наглое искажение идеи мне кажется непростительным. Танцующая феечка, конечно, в сто раз симпатичнее отплясывающего гнома, однако от подобной перемены мест теряется изюминка рассказа.

Разглядеть в этой истории можно все, что душе угодно :) Для меня мораль сей басни оказалась такова: «Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам», и если тебе привиделся во сне гном с заманчивым предложением срезать полпути – то на всякий случай откажись. От греха подальше ;) Концовка же наводит на несколько другие мысли: парень жил-работал в четко ограниченных рамках, и вдруг умудрился вырваться из этой канители совершенно диким образом. Он получил свободу, но одновременно променял благостное пребывание в уютном и однообразном мирке на ежедневную борьбу. И я очень надеюсь, что каждое утро он просыпается и взвешивает оставшуюся для этой борьбы силу воли. Потому что только такие истории достойны того, чтобы их рассказали.

Оценка : 6
«Слушай песню ветра»
–  [ 7 ]  +

v28051969, 06 октября 2014 г. в 15:28

Идеальный текст? Вероятно... В течении пары лет книга постоянно лежала у меня на полочке. Бывало, открою на любой странице и не могу, читаю до конца. В конце концов пришлось спрятать подальше, уж очень отвлекал. Чем заворожил тогда Мураками, не понимаю до сих пор. Прочитала после этого многие его романы и поняла — главное — читать, не ожидая от сюжета какой-то развязки, смысла, объяснения происходящему, и получать удовольствие просто от процесса.

Оценка : 10
«К югу от границы, на запад от солнца»
–  [ 7 ]  +

cadawr, 04 октября 2014 г. в 14:17

Понизанная увядающим солнцем, сентябрьским – увядание только началось, — прозрачная, словно осенний воздух, очищенный дождем, когда видны детали токийских небоскребов и далеко разносятся звуки — хриплое саксафонное соло, — пронзительная книга середины пути.

Одиночество, даже вдвоем – одиночество. Даже окруженный семьей или сотрудниками – все равно один. Наедине со своим прошлым, с тем, в какую форму тебя оно отлило. Невозможность не причинить зло, даже не желая того, просто самим фактом своего существования. Даже тем, кто тебе дорог. Особенно – тем, кто тебе дорог. Отчаянная рефлексия, когда хочется подвывать саксофону над бутылкой виски, перебирать упущенные возможности… И ведь сейчас не так все плохо. Более того – хорошо. И в семье, и в любви, и в социуме. Но все равно – сидеть за стойкой джаз-бара и перебирать то, что не случилось, почему-то — с тоской.

А если вдруг шанс кое-что вернуть? Даже не кое-что, а заветную несбывшуюся линию своей судьбы? Только вот, оба уже слеплены, каждый своим прошлым. И вокруг – не их будущее. И понятно, что попытайся они – получится совсем не то, о чем мечталось, но так хочется попробовать! Потому что очень долго ждали, очень долго мечтали. Потому что «хорошее сейчас» давно стало «никаким», просто осью «Х» сетки координат, просто точкой отсчета.

Выбирать между плохим и хорошим может быть трудно, но просто; даже если выбираешь оставить «плохо», совершенно четко отдаешь себе отчет – почему. А выбрать между «хорошо» и «хорошо»? Между «люблю» и «люблю»? Счастье двоих против предательства. Но счастье свое и человека, которого любишь всю жизнь. Но предательство своей семьи, которую тоже любишь. Проявить благоразумие? Или ответственность? Или — в омут? А как жить, второй раз упустив?.. Если мир становится пустым, как только она выходит из машины?

Время вылечит в любом случае. А точнее, зарихтует. Наждачкой песка, поскольку мы живем в Живой Пустыне. Все проживают жизнь по-разному, и все умирают по-своему, остается только оболочка, которая может даже ходить, но которую уже никто не назовет привлекательной, и дети будут ее бояться.

К югу от границы — мечта. На запад от солнца — то, что бывает, когда гонишься за мечтой.

Книга пропитана счастьем, и ощущением, насколько счастье хрупко.

Оценка : 10
«Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
–  [ 11 ]  +

lampimampi, 30 сентября 2014 г. в 12:32

Вот так возьмёшься после большого перерыва читать Мураками — а там информационные технологии, мегакорпорации и главный герой, смахивающий на Джонни-Мнемоника. Перевернёшь страницу — единороги, библиотека снов и тени, живущие отдельно от людей. А через некоторое время оказывается, что книга на самом-то деле о том, реальна ли наша реальность и не обманывает ли нас наш мозг. Глава за главой не отпускает ощущение, что за Мураками, как в мультфильме про Простоквашино, поочерёдно пишут то Уильям Гибсон, то Нил Гейман, а то и вовсе Филип Дик.

Литературная игра? Поиски себя? Попытки вырваться за пределы своего творческого метода?

И вот тут-то, запутав читателя, автор возвращается к своей главной теме — жизни человека в понимании неизбежности смерти. И пусть в этом романе Мураками порой как никогда прямолинеен, пусть кто-то обвинит его в излишнем разжёвывании — нокто я такой, чтобы как-то пытаться оправдать тот ком, который подступил к горлу ближе к финалу и заставлял, с одной стороны, перелистывать страницы всё быстрее, а с другой — молиться, чтобы закономерный финал наступил хотя бы чуточку позже.

Несколько лет назад, поддавшись всеобщему веянию, я почему-то перестал читать Харуки-сана, сочтя, что вырос из него. Какой же я был наивный: только сейчас, может, и начал дорастать.

Оценка : 9
«Хроники Заводной Птицы»
–  [ 25 ]  +

Илориан, 29 сентября 2014 г. в 01:49

Мой друг рассказывал, что в детстве украл у отца сто рублей. Дело было ещё при советах, тогда сотня — это была сумма солидная и он расчитывал здорово «оторваться» на эти деньги позже, когда расстроенный батя перестанет их искать. Он старательно спрятал трофей и стал ждать. Но вот беда-то: когда страсти улеглись оказалось, что незадачливый жулик так тщательно спрятал краденое, что потом сам не смог их найти. И нашёл он их только через пять лет, когда Советский Союз давно приказал долго жить и старые банкноты успешно вышли из употребления...

И вот с Мураками то же самое. Наш доблестный автор так тщательно запутывал и скрывал смысл «Хроник Заводной птицы», что в результате получилась книга, после прочтения коей абсолютно нельзя сделать какой-либо вывод. Всё есть: и интрига, и загадка, и шокирующий сюжёт! А смысл? Где ты? Ау-у-у! Посему-то получился набор длиннющих головоломок, сомнительно связанных между собой и не одного решения. Японский кроссворд!

Поэтому вопрос, ЧТО И О ЧЁМ КОНКРЕТНО Я ЧИТАЛ, до сих пор остаётся открытым...

Оценка : 5
«Охота на овец»
–  [ 6 ]  +

olleco, 09 сентября 2014 г. в 18:40

«Охота на овец» — авторский поиск сюрреалистических абстракций (ого, как завернул ;)), а так же, поиск абсолютного.

В «песне ветра …» все, практически, статично, к концу «Пинбола…» герои «отрезают себя от прошлого , в «Охоте …» они плывут по течению больше полагаясь на случай чем на здравый смысл. Автор, как бы отодвигает героев первого плана в сторону, чтобы читатель увидел фон, на котором разворачиваются основные события (именно поэтому, на мой взгляд, они кажутся надуманными), вчитался в мастерски прописанные детали, описания персонажей, окружающих их предметов, природы наконец …, и попытался «оказаться» среди них.

Путь же героя – цепь своеобразных случайностей, которые стали ключевыми узлами в его поисках. Некоторые «оговорки» дают вероятность того, что «поиск» мог бы быть значительно короче, вспомни вовремя ГГ что предок Крысы купил дом в нужной местности (интересно как бы тогда развивался сюжет). Хотя, без этого не было бы и романа …

Оценка : 9
«Пинбол-1973»
–  [ 4 ]  +

olleco, 31 августа 2014 г. в 17:35

Связь с «СВП» только одна – те же герои. Правда в «пинболе» они более активны, принимают свои решения, хотя присутствует та же меланхолия, серость, тоска и ностальгия по ушедшему.

«Пинбол» — это жизнь героев и наша. Задумайтесь: играть в пинбол, как приниматься за реализацию своих планов. Чем больше вы уделяете им (планам) свое внимание, тем удачнее они осуществляются (больше набираете очков играя в пинбол). Чем чаще вы реализуете свои идеи, тем больший опыт приобретаете (ваша игра улучшается с каждым разом, ведь в начале игры результат обнуляется). Хотя, иногда, найдется спец который мимоходом с легкостью повторит, то на что у вас ушло много сил и куча времени.

Но все это в прошлом, и пройденный этап не отмотаешь назад (результат, как упоминалось выше, обнуляется), но можешь рискнуть, именно рискнуть, ведь жизнь все же не пинбол, и начать все сначала, оставив свои достижения в прошлом

Оценка : 7
«Слушай песню ветра»
–  [ 10 ]  +

olleco, 31 августа 2014 г. в 17:01

В большинстве отзывах звучит – «книга ни о чем». Хм… Думаю нужно изменить фразу на «книга о чем-то» :). Каждый найдет в ней что-то свое. Процитирую zvezdocheta 2009 : «вы либо принимаете текст как свой либо проходите мимо». особенность состоит в том, что если вы «приняли» текст, значит он «содержит» кусочек вас, вашей жизни, отголоски ваших ощущений… как результат каждый находит свою «тему» для размышлений.

Х.Мураками мастерски создает атмосферу обыденности и обычности героев, что подкупает. Они (герои) не ищут смысла своего существования, не ищут решений поставленных сюжетом (а его просто нет, если присмотреться) книги проблем, они просто «живут», радуются миру, ностальгируют под пиво (хотя, его «льется» уж очень много). Но автор вставляет в текст свои мысли как аксиомы (напр. «Множество вещей проносится мимо нас – их никому не ухватить»). Они на 100% правдивы и точны в формулировке, не обсуждаются героями, скорее «звучат» как подтверждение их «жизненного опыта». Именно такие аксиомы и заставляют принять текст.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 11 12 13 14 15



⇑ Наверх