Уолтер М Миллер младший ...

Все отзывы на произведения Уолтера М. Миллера-младшего (Walter M. Miller, Jr.)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 89

  Страницы: [1] 2 

«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 15 ]  +

kinofan, 10 августа 2008 г. в 19:10

Новая история человечества после ядерной катастрофы удивительно похожа на предыдущую – Феникс обречен возродиться.

Мрачное средневековье в первой части, эпоха возрождения во второй – появление просвещенных людей, этаких «новых Ньютонов», презирающих религию и готовых ради науки жертвовать людьми и служить тиранам. И наконец, в третьей – «холодная война» и взаимное подозрение, которое неизбежно ведет к катастрофе.

Почему мы обречены на постоянное повторение своих ошибок, почему не учимся на них? Почему так быстро забываем и на что надеемся? Почему религия слишком костна и нетерпима, а наука бездушна и безжалостна? Похоже, человек не может стремиться к знаниям и одновременно соблюдать заповеди.

Гениальная, мрачная, правдивая эпопея о природе homo sapiens.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 14 ]  +

ivanta, 26 января 2012 г. в 16:42

Великое произведение!

Прочитал с огромным удовольствием. По построению и общему впечатлению книмга напомнила мне «Имя розы» Эко. И там, и там — приключенческая история в основе, которая играет в общем-то декоративную роль, ведь вряд ли кто-то будет читать Миллера, чтобы узнать, каким хитрым образом монахи восстановили потерянный уровень науки и техники, равно как абсолютно неинтересно читать «Имя розы», чтобы узнать, кто убийца (я честно говоря, так до конца и не понял там ход мыслей Шерлока Холмса). Главное же — философские и теологические переживания, завернутые в чрезвычайно изящную канву дискуссий о смысле бытия (достаточно увидеть, как перекликается в «Гимне Лейбовичу» дискуссия отброшенных в феодализм монахов о том, что означает «Транзисторная система управления узлом», и споры монахов в «Имени розы» о том, улыбался ли Христос).

Глубина и актуальность прозведения необычайная, и грустно становится от безысходности, ведь наверняка и на планете, на которую в конце книги улетел передовой отряд монахов, все точно также через пару тысяч лет закончится «Падением Люцифера».

И в то же время произведение пронизано тонким юмором — это и визит Франциска к папе, и битва аббата с Отвратительным Автосекретарем, и ряд других эпизодов.

В целом рекомендуется к многократному чтению по мере приобретения и осмысления жизненного опыта.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 13 ]  +

stas-no, 17 декабря 2017 г. в 23:06

Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.

Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.

Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.

Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.

Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 12 ]  +

snaut, 30 сентября 2012 г. в 21:15

Прекрасная книга. Безусловно очень религиозная. Скорее не гимн; а плач по человечеству; безнадежно погрязшему в грехах и обреченному на гибель;снова и снова. Но несмотря на мрачный финал; какая то светлая вера автора в высшие ценности. И при том очень увлекательно. Атмосфера; настроение;юмор! Живые персонажи и острый сюжет. Великолепно!

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 11 ]  +

Molekulo, 26 ноября 2020 г. в 14:06

Роман состоит из трех условно связанных частей. В начале мир относительно недавно пережил ядерную войну с последующим геноцидом ученых и других образованных людей, а потому пребывает примерно в раннем средневековье, эдаких темных веках. Однако, монашеский орден Лейбовица пытается сохранить как знания, там и образованных людей. К сожалению, спустя годы большая часть знаний ожидаемо теряются, а монахи просто механически копируют все сохранившиеся бумаги из прошлого мира от настоящих чертежей до записок и списка продуктов.

Во второй части описана эпоха возрождения нового мира: грамотность активно распространяется в светском обществе, наука возвращается, а монахов и священников, хранящих, но не умеющих использовать знания, начинают считать ретроградами.

В заключительной части романа человечество снова обладает высокими технологиями, вплоть до звездолетов, а заканчивается все, как и когда-то, ядерной войной с уже новыми участниками. Получилась интересно описанная цикличность как сюжета книги, так и истории в целом. Разве что в этот раз люди успели создать инопланетные колонии, и орден святого Лейбовица продолжит деятельность уже там. Очень мощной вышла сцена, где последний монах-член экипажа, садясь на корабль, покидающий Землю, отряхивает обувь.

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10:14)

Помимо цикличности исторического процесса автор весьма занятно подает тему обрастания реальных событий мифами и их превращения в легенды. Каждая часть романа отделена от предыдущей не одной сотней лет, и кто-то из героев обсуждает реальные события прошлого, утверждая, что это наверняка выдумка. Или напротив додумывает какие-то детали, потому что так выглядит убедительнее. А читатель несколько страниц назад читал правдивые описания событий и может сам убедиться, что соответствует действительности, а что нет.

Роман оказался довольно христианский, что для меня стало неожиданным. Я привык к тому, что и советская, и западная фантастика религию зачастую или игнорирует, или считает вредной для человека будущего, познавшего тайны науки. В «Страстях по Лейбовицу» все не так, да и показано это грамотно, церковь — это люди не идеальные, но стремящиеся к добру и помогающие другим по мере сил и своего понимания лучшего.

Советую почитать всем без исключения, это очень годная социальная научная фантастика с маленькими вкраплениями чуда.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 10 ]  +

Nikonorov, 21 января 2019 г. в 12:45

Продублирую отзывы по повестям и подведу итог.

Первая повесть очень мощная. Восприятие останков некогда развитой нашей цивилизации через призму религии — это невероятно интересно. Густое, «выпаренное» повествование с максимумом фактов и минимумом «воды». Все диалоги (буквально — ВСЕ) интересны, познавательны, в чем-то нравоучительны.

По атмосфере похоже как на «Город» Клиффорда Саймака (своими «воспоминаниями» о прошлом), а столкновение Фрэнсиса с разбойниками и братьями, высмеивающими тот или иной труд (например, тщательную перерисовку никому непонятных древних чертежей), веет «Кысью» Толстой. По сути, обе ассоциации — тоже своего рода постапы.

Главный герой получился мощнейшим и максимально выпуклым, хоть и его религиозность привела к некому притуплению личности. Но недаром — в будущих частях он становится святым.

Концовка повести неожиданна, грустна и... Нравоучительна. После такого уже не очень полагаешься на надежду и честность. Очень показательно.

Отдельный момент — аббаты, регулярно допрашивающие Фрэнсиса. Карикатурно, абсурдно и в какой-то степени, пожалуй, бюрократично, в духе Кафки — слом личности, стремление пресечь флёр образующегося микрокульта свидетельства появления святого. Тем выгоднее смотрелся Фрэнсис, который так и не сдался в своих убеждениях.

Вторая повесть показалась мне менее интересной.

Пожалуй, самое сильное, что здесь есть, это последние предложения после жуткой концовки. А именно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грифы гордо расхаживали, прихорашивались и ссорились из-за обеда – тот был еще не готов. Пришлось несколько дней ждать волков. Пищи хватило на всех. Наконец Поэта съели.

Как всегда, черные крылатые падальщики вовремя снесли яйца и с любовью выкормили птенцов. Они летали высоко над прериями, горами и равнинами, разыскивая долю жизни, которая принадлежала им в соответствии с планом Природы. Их философы доказали – исключительно доводами разума, – что Cathartes aura regnans создала мир именно для грифов. В течение многих веков они поклонялись ей с большим аппетитом.

Правдивее слов и не придумаешь, исходя из того, как повернулось развитие постъядерного общества.

Прогресс встречается аббатством как божественные проявления, что является предметом насмешки ученого Таддео.

Самые интересные персонажи здесь — Бенджамен и Поэт. Своего рода люди-фельетоны, противовес современному обществу.

Самая мрачная и самая страшная повесть. Тревожная и жуткая.

Угроза ядерной войны и страх перед ракетными ударами витает на каждой странице произведения. Атмосфера невероятно мрачная, тяжелая и гнетущая. Поднятые вопросы эвтаназии, обустройство лагерей для кремации смертельно облученных людей, обсуждение оной целесообразности на примере коллизии религии и рациональности — вот это всё угнетает и заставляет пораскинуть мозгами в том плане, что какую бы ты принял сторону. Сложно, очень сложно.

Тяжело представить себя на месте Дома Зерки, испытывающего боль и терзания при виде беженцев, заполонивших аббатство. Особенно пронзительны сцены с женщиной и ребенком.

Ну а сцены с лагерем милосердия, когда автор описывает, как привозят урны и печь для кремирования — это вообще до дрожи и мурашек.

Третья часть романа получилась самой богатой на цитаты. Не могу не привести:

1. Про гипотетическую цикличность ядерный уничтожений:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели мы обречены, Господи? Неужели мы прикованы к маятнику наших собственных безумных часов и не в силах остановить его замах? На этот раз он отправит нас прямиком в забвение.

2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда на массовые убийства отвечают массовыми убийствами, на изнасилования – изнасилованиями, на ненависть – ненавистью, нет смысла спрашивать, на чьем топоре больше крови.

3. О разрешении расположить лагерь умерщвления в аббатстве (тот самый религиозный взгляд на это мероприятие и контрответ ученой стороны):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Хорошо. Дайте мне всего одно обещание, и можете располагаться во дворе.

– Какое обещание?

– Что вы никому не будете советовать идти в «лагерь милосердия». Ограничьтесь диагнозом. Скажите смертельно больным то, что от вас требует закон, утешайте их, как хотите, но не говорите им, чтобы они покончили с собой.

Врач помедлил.

– Полагаю, будет правильно обещать это в отношении пациентов, которые принадлежат к вашей вере.

Аббат опустил взгляд.

– Извините, этого недостаточно, – произнес он наконец.

– Почему? Другие не связаны вашими принципами. Если человек не принадлежит к вашей религии, то почему вы отказываетесь разрешить… – Он сердито умолк на полуслове.

– Вы хотите, чтобы я объяснил?

– Да.

– Потому что если человек не знает о том, что что-то плохо, и действует по неведению, на нем нет вины – в том случае, если обычная логика не доказывает ему то, что он поступает неправильно. Однако хотя неведение может извинить человека, оно не извиняет поступок, дурной сам по себе. И если я допущу, чтобы человек сотворил зло по неведению, то вина падет на меня. На самом деле все просто – до боли просто.

– Представьте, святой отец, они сидят напротив вас и смотрят вам в глаза. Кто-то кричит, кто-то плачет. И все спрашивают: «Доктор, что делать?» Что мне им ответить? Ничего? Сказать: «Умирайте»?.. А что бы ответили вы?

– «Молитесь».

– Ну да, конечно. Слушайте, я знаю только одно зло – боль. И только с ним я могу сражаться.

– Да поможет вам Бог.

– Антибиотики помогают больше.

4. Об атмосфере страха:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Что ты там увидел в окне? – резко спросил Зерки. – Сейчас все постоянно смотрят на небо – смотрят и думают. Но если это произойдет, то все равно до вспышки ты ничего не успеешь увидеть, а на вспышку лучше не смотреть. Прекрати. Нездоровая привычка.

Отец Лейхи отвернулся от окна.

– Да, преподобный отец. Но я не это высматривал. Я следил за грифами.

– За грифами?

– Их тут десятки. Целый день кружат в небе.

– Где?

– Над лагерем «Зеленой звезды» у шоссе.

– Это не дурное предзнаменование, а просто здоровый аппетит.

5. Мнение смертельно облученных о Боге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лицо женщины ничего не выражало. Он посмотрел на нее:

– Тебе больно, дочь моя?

– Какая разница?

– Отдай боль небесам, дитя мое.

Она холодно посмотрела на него:

– Думаете, это порадует Господа?

– Если ты отдашь ее, то да.

– Я не могу понять Бога, который радуется тому, что моему малышу больно!

Священник поморщился:

– Нет, нет! Дитя мое, Бог не радуется боли. Небеса радуются стойкости души, вере, надежде и любви, несмотря на телесные недуги. Боль – словно искушение наоборот. Бог не радуется плотским соблазнам. Он радуется, когда душа преодолевает их и говорит: «Изыди, сатана». То же самое и с болью – часто она является искушением, которое ведет к отчаянию, гневу, утрате веры…

– Не трудитесь, святой отец. Я не жалуюсь. Малышка жалуется. Но она не понимает вашу проповедь. А вот боль она чувствует.

6. О принятии неизбежного:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда аббат очнулся, он уже был не один. Трое сидели на груде обломков и смотрели на него торжественно, словно на похоронах. Он пошевелился. Они расправили черные крылья и зашипели. Он бросил в них камень. Двое взлетели и стали кружить над ним, третий же остался на месте, переступая с лапы на лапу и мрачно поглядывая на аббата. Темная и уродливая птица, но совсем не такая, как та, другая Тьма. Этой нужно только его тело.

– Обед еще не готов, брат гриф, – раздраженно сказал аббат. – Придется подождать.

Каждая из этих цитат — до мурашек. Я восхищен этой повестью. Как и романом в целом. Но об этом — в отдельном отзыве к роману.

Самая ёмкая, грузящая и депрессивная часть. Тут и мрачные нотки Брэдбери, и сожаление по человечеству в духе Саймака.

И страшный результат.

РЕЗЮМИРУЯ: тяжелейшая качественная постапокалиптичная притча. Роман-нравоучение. Роман-тоска. Роман-предостережение. Конечно, в те времена проблема ядерного удара была высока, а страх по войне — актуален как никогда. Однако даже сейчас, в век, когда, скорее всего, исхода, случившегося в романе, не будет, читать это тревожно.

Мне понравилась закольцованность концовки. Цикличность сюжета, цикличность человечества, цикличность проблем и ошибок.

Отмечу обилие религии, которое не было назойливым, пропагандирующим или навязчивым. Все показано аккуратно, а особо ретивым аббатским речам всегда противостоит глас науки.

Одно из мрачнейших произведений.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 9 ]  +

Sebottendorff, 30 июля 2014 г. в 21:20

Очень хорошая и правильная книга, которую следует прочитать каждому интересующемуся вопросами религии или хотя бы не враждебному к оным. Если вы не принадлежите к этой категории людей — будьте уверены, ваш отзыв будет похож на невежественные возгласы про «пропаганду религиозности», «нудные философские рассуждения» и прочее тут соседствующее. Ну да, тут нет типа прикольных пострелушек на крутых тачках с пушками по пустынным хайвеям выжженной атомом Америки — и что с того? Зато тут сугубо правильные рассуждения о месте веры в жизни человечества, попытки осмыслить прогресс и то, к чему людскую натуру заведет горделивое невежественное желание превзойти Бога в могуществе, вкусив однажды и не насытившись плодами древа познания добра и зла.

Фактически, Уолтер Миллер в своей истории не говорит так уж совсем новых вещей, а повторяет то, что было: действительно, на протяжении истории именно монастыри были колыбелью всех наук и библиотеками знаний, а священнослужители хранили и передавали их поколениям, как это происходит и в пост-ядерном мире романа. Дальнейшее отмежевание науки от религии мастерски и точно описано в романе: светский ученый приезжает в аббатство, чтобы взглянуть на документы, которые хранят монахи, уверенный, что бумагам место в «компетентных руках». Преисполненный гордыней и невежеством, светило науки изумлен и поражен, с какой легкостью монах аббатства изобретает динамо-машину и действующую лампочку (тоже типичный сюжет истории: Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Декарт и многие другие, коих и не перечислить — убежденные и глубоко религиозные люди). Для монаха, по его словам, все его увлечение наукой просто игра и он пришел в аббатство, чтоб время в молитве проводить, а не лампочки изобретать, а ученый, замкнутый собственной темнотой, этого искренне не может понять, ведь для него не существует ничего за пределами тварного мира и именно мерами тварного мира он судит и живет. Уолтер Миллер убедительно показывает, что наука без оглядки на смысл ее деяний, без оглядки на нравственную оценку своих открытий и без веры в Воплощение Христово в конечном счете ведет к отлучению людей от Божественной Мудрости, гибели и окончательному владычеству князя мира сего над душами несчастных темных дураков, кои, осознавая свой грех, что лежит на них с момента сотворения мира, не искупили его, а приумножили, чем себя и погубили. Да и можно ли думать иначе, оглядываясь вокруг? Сколько среди ваших друзей искренне верующих людей? Скольким близким вы стесняетесь сказать, что верите в Бога и ходите в церковь?

При всей серьезности поднятых тем книге не чужд искренний, тонкий, порой довольно мрачный юмор на всевозможные темы, в том числе не совсем приличные (религиозность, смерть и т.д.), при всем при этом оно смотрится достаточно уместно и действительно смешно.

Прекрасный роман искренне религиозного человека. Если чувствуете в себе близость подобных тем — не будете разочарованы.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 9 ]  +

Veronika, 17 января 2008 г. в 13:49

Прочла начало романа в журнале «Знание — сила», потом купила издание 1993г., а недавно — и томик ЗБФ. Замечательный роман, хоть и слишком пессимистичный для католика. Противостояние аббата и доктора в последней части романа — один из лучших моментов.

Посмотрела некоторые отзывы — впечатление, что попала на форум «научного» атеизма. Поэтому не удержусь от малой толики полемики;-). Не понимаю, почему религиозность автора — обязательно плохо??? Да, автор — верующий, и это прекрасно. «Церковь, служащая светом для людей в эпоху тьмы « — да в раннем Средневековье всё так и было! Монастыри были центрами культуры и образования, этот сюжетный ход совершенно естественен и исторически обоснован. А по-настоящему остроумно пошутить на религиозную тему могут именно верующие (поскольку «в теме») — и делают это часто и с удовольствием:-).

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

читатаю_НФ, 29 июля 2023 г. в 20:45

Не надо роману клеить ярлык Постапокалипсис. Все же это антиутопия.   Ведь мир людей существует, он не в прахе, а то что погибнут миллионы-так не все же. Редко покупаю книги, но эту когда-то купила не читая. Только что перечитала второй раз за три года. Впечатление после знакомства с романом оставило уверенность — буду перечитывать. Первое ощущение- я только проскользила поверху, и не разглядела подледный пейзаж. За пятьдесят с лишком лет читательского стажа перечитала/ю всего несколько книг, меньше десятки, точно. Эта вещь — в тонкой оранжевой книжке «Гимн по Лейбовитцу» пер. И.Полоцка — в этой десятке. «не для средних умов» (с) одна из фраз нашего драгоценного учителя математики. Да, чтоб понять, о чем прокричал Уолтер Миллер-мл. надо очень хорошо быть знакомым с другими книгами, в том числе, Евангелием и Библией. Не помешает ознакомиться с «История церкви», не помешает кое-что из великой Античности, и нужны знания, как устраивался Мир после катастрофы неядерной войны середины 20 века.. Без этих знаний совершенно невозможно понять даже канву сюжета, тем более-аллюзии. Про ядерную войну, дети второй половины 20в, знаем неплохо, начиная от уроков ГО до детского кино «Здравствуйте, дети!», снятого в 1962 году. Про умирающую от лейкемии японскую девочку. А религиозность, по-моему, это не культурная «традиция» это качество рожденной души.

«Кое-кто из вас или те, кто придут после вас, станут нищенствующими монахами и странниками, которые будут рассказывать об истории Земли и учить гимнам в честь Распятого в тех колониях и тех людей, что будут воссоздавать новую культуру. Ибо забвение приходит быстро. Ибо многие со временем могут потерять веру. Учите их и привлекайте в орден тех, кто чувствует призвание служить ему. Дайте им прикоснуться к вечности. Воплощайте для Человека память о Земле и о Начале. Помните и не забывайте нашу Землю. Никогда не забывайте ее, но — никогда не возвращайтесь.

Одна книга написана писателем. Книга великая, честная.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

igor_pantyuhov, 27 августа 2018 г. в 08:18

   Да, действительно эталон постапокалиптической фантастики. Написано без излишеств, без особых страстей (страсти разве что, в старом переводе названия романа).

Несмотря на обилие монахов и прочих религиозных атрибутов, роман не показался мне чересчур религиозным. И мистики тут нет, присущей любой религии, в той или иной степени. Наоборот, монашеский орден представлялся мне как отряд собирателей древностей..

  Роман невероятно атмосферный. И поэтому его надо читать только летом, в жару. Желательно в засуху.. Эта не та атмосферность которая присуща Симмонсу и его «Террору» — давящая и пугающая, иногда даже слишком давит, нет, тут она..., как бы это сказать.., ненавязчивая. Натуральная, вот.

Роман состоит из трех частей. И на мой взгляд эта структура, отображает видение автора человеческой природы. Как историки обычно говорят, история развивается по спирали. Да нет, эт не история, это люди в любое время одинаковы.

10/10

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

Peter VY, 27 февраля 2014 г. в 20:45

Потрясающее по глубине и силе произведение.

И при этом я думаю многим не понравится.

Даже человек имеющий склонность к тяжелым философским произведениям если не будет в нужном настроении, которое создается стечением событий жизни — может психологически «не вьехать».

Но если Вам «повезло» находится в таком состоянии (например Вы чуть не умерли, лежите в больнице и с удивлением обнаруживаете что Ваши приоритеты что важно в жизни что нет начинаютт сильно меняться) то Вы поймете что читаете гениальную книгу.

Главный герой живет по принципу.

Делай что должен и будет как будет.

Собирает ошметки знаний после атомной войны.

Он не только не понимает что он он собирает, он даже в общем то не понимает зачем они нужны.

Просто он ВЕРИТ что это зачем то надо.

А Вы не задумывались никогда какого нафиг рожать детей, ростить их кормить.

Тратить себя на них?

А я вот и не собираюсь об это думать.

При желании могу много неглупо помудстровать на эту тему.

Но зачем?

Я просто верю что так надо.

А тратить силы и время на думать у меня есть на что.

Оценка : 10
«Дарстеллер»
–  [ 5 ]  +

god54, 19 октября 2021 г. в 18:58

Великолепная вещь. Просто не понимаю почему её не заметили. Новое и старое. Театр и кино. Человек и робот. Как быстро меняется жизнь, как быстро роботы в наше время уже вытесняют людей. Сдаться, сменить профессию, которую ты так любил и боготворил, и не можешь представить себя без неё... или сражаться и вернуться назад в пещеры призывая всех вспомнить свое прошлое?!. Очень хороший текст, великолепные эмоции, тонкие нюансы психологии... Отбросьте техническую часть текста, она очень мала, впустите в себя чувства, представте себя на сцене, начните жить текстом книги...

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 5 ]  +

Галина954, 19 октября 2017 г. в 12:17

Очень сильное произведение. Хороший перевод С.Борисова.По силе восприятия, по глубине восприятия все три части не уступают друг другу. С тонким юмором, наполненным горечью, Миллер рассказывает нам эту историю — историю гибели человечества, историю возрождения человечества, историю гибели человечества.   Каждую часть Миллер заканчивает радостным пиршеством канюков, которые считают, что Небесная высшая власть создала мир для них, канюков. Ибо у них всегда есть еда,много еды, во все века. Хочется плакать. Но есть ли надежда, что человечество образумится и перестанет применять научные достижения для собственного уничтожения? И Миллер устало отвечает нам, что ЕСТЬ. Это бесконечно усталая надежда , почти безнадежная надежда, но есть.

Оценка : 10
«Кантата для Лейбовича»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 31 августа 2016 г. в 14:27

На мой взгляд, этот рассказ лучше романа, написанного на его основе. Всё, что следовало бы сказать, уже сказано здесь. Роман просто подробно растолковывает мысли рассказа для непонятливых.

Роман, конечно, замечательный, один из лучших в мировой НФ. Рассказ — почти гениальный.

Оценка : 10
«Кантата для Лейбовича»
–  [ 5 ]  +

kinofan, 01 августа 2008 г. в 14:27

Потрясающе, мрачно, с большой примесью черного сарказма показана деградация общества, после глобальной ядерной катастрофы.

После катастрофы прошло шесть столетий. Католическая церковь возродилась и пытается хоть как-то регулировать «опростившиеся» общество. Монахи, искренне верящие в то, что сохраняют остатки знаний для будущий поколений, механически копируют все оставшиеся разрозненные документы из разных областей, ничего в них не понимая и не стараясь разобраться, что важно, а что нет, подчас, в стремлении облагородить оригиналы, искажают истинный их смысл.

Автор, наверное, по-настоящему религиозный человек, горько иронизирует над внешней мишурой церкви, над непониманием или нехотением понять того, что действительно необходимо, над скатыванием к средневековью.

Кто еще не читал, обязательно прочтите – одно из лучших произведений, не только фантастики.

Оценка : 10
«Кантата для Лейбовича»
–  [ 5 ]  +

Veronika, 18 января 2008 г. в 22:33

Аннотация оставляет желать лучшего. А именно: чтобы книгу сначала прочли, а затем аннотации писали. Ну какая НОВАЯ РЕЛИГИЯ??? Описан католический монастырь в суровых условиях. В раннем Средневековье монахи переписывали библейские и античные тексты, у Миллера они копируют старые чертежи. Они не поклоняются научным терминам, а просто пытаются их сохранить. Верят они в Бога, и поклоняются Богу.

Первая часть — пожалуй, самая печальная.

Оценка : 10
«Большой Джо и энное поколение»
–  [ 4 ]  +

Zxcv, 08 октября 2023 г. в 18:47

А так ли наивен автор? Миллера видимо очень терзал вопрос сохранения знаний в череде поколений после некоего глобального катаклизма. А терзает ли этот вопрос нас? Что Лейбовиц, что этот рассказ заставляют задуматься, а так ли все гладко в нашем круглом королевстве.

Оценка : 10
«Тёмное благословение»
–  [ 3 ]  +

Zxcv, 12 октября 2023 г. в 11:43

Читать эту повесть сразу после сами знаете каких очековидных событий и волей-неволей сравнивая сюжет с нашей действительностью — то еще удовольствие (в хорошем смысле!).

Любовь побеждает?! У Миллера — да. А у нас? Вспоминайте-незабывайте, как все друг на друга смотрели, как человека без тряпочки на лице считали врагом, как закрывались и не пускали родных, как ...

Я не знаю почему в нашей стране не перевели всего Миллера? Автор — гений, не нужно бояться таких слов. Он смотрит сквозь время во всех своих произведениях и как-будто говорит: «что ж вы делаете, люди».

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 3 ]  +

ego, 22 июня 2008 г. в 22:02

мне понравилось. книга весьма совпала с моим тогдашним мировосприятием. любопытно было в дальнейшем находить ссылки на нее у мистиков. мрачное преходящее будущее и неизменный Агасфер, чертящий посохом на песке непонятные знаки. очень сильно!

Оценка : 10
«The Last Canticle»
–  [ 3 ]  +

Veronika, 18 января 2008 г. в 23:03

В 1957 году угроза ядерной войны была столь реальной, что Миллеру она казалась неизбежной. Но в общем и целом он прав — человечество склонно повторять свои ошибки, идти на поводу у очень низменных инстинктов. Противостояние аббата и доктора, и появление нового, непорочного человека — моменты, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

Оценка : 10
«Я сотворил тебя»
–  [ 2 ]  +

Zxcv, 11 октября 2023 г. в 16:27

Если посмотреть из 1954 года, то создание таких крутых высокоинтеллектуальных самостоятельно принимающих решения роботов виделось может и фантастически, но потенциально возможным.

70 лет спустя мы отчетливо видим — до таких роботов нам как до Луны пешком. Хотя что это я вечно путаю фантастику и реальность...

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 2 ]  +

Zxcv, 06 октября 2023 г. в 15:50

Ну что сказать. Да что тут вообще можно сказать. Страшная книга. Смотрим в окно и спрашиваем сами себя: а верно ли, что «знания — сила»? И для чего, если уж прямо, оно, это знание нужно, если итог...

И может быть люди эпохи «упрощения» самые адекватные? И как бы поступили мы?

Оценка : 10
«Дарстеллер»
–  [ 2 ]  +

Zxcv, 06 октября 2023 г. в 15:39

Повесть зацепила. И вот какая мысль: а кто или что здесь главный герой? Человек или ... «маэстро»? Ведь «маэстро» не просто автомат, ох и ах, это 55 год, друзья! Словосочетание «искусственный интеллект» может и не стоит вообще упоминать, но ЭТО устройство обладает не просто обратной связью с залом, нет и нет. Дальше только читать. 10 из 10

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 2 ]  +

leonord, 01 марта 2009 г. в 02:27

Гениальный роман! Полный тонких нюансов и грубой правды о человеке!

Оценка : 10
«And the Light Is Risen»
–  [ 2 ]  +

Veronika, 18 января 2008 г. в 22:54

Центральная часть романа во всех смыслах. После полной «разрухи» начинается восстановление цивилизации. Момент выбора направления развития человечества. История дона Таддео — печальный пример, когда интеллект из-за своих амбиций и гордыни идёт в услужение к власти, становится пособником насилия. Выбор дона Таддео и ему подобных предопределяет катастрофу 3-й части романа. А ведь могло быть иначе...

Оценка : 10
«Банк крови»
–  [ 0 ]  +

Zxcv, 10 октября 2023 г. в 10:22

Атмосферная повесть! Окунаешься мир, где сосуществуют разные расы, с недоверием и враждой относящиеся друг к другу, но которым тем не менее не чужды взаимопомощь и даже дружба. Прекрасно! Да, этого здесь не много, но все-равно ощущение, как-будто сидишь за столиком в кантине Мос-Эйсли на Татуине. Ну почти.

Оценка : 10
«Тёмное благословение»
–  [ 0 ]  +

god54, 19 декабря 2020 г. в 10:13

Не ожидал, но произведение получилось очень даже привлекательное. Во-первых, оно оригинальное по своей идее совершенно уникальной эволюционной модели, во-вторых, увлекательным сюжетом, в-третьих, прекрасным текстом, я уже не говорю о реалистичности происходящих событий и массе психологии и эмоций. Хотя идея Ромео и Джульетты так и сквозит через всё повествование, но это не портит впечатление от прочитанного. Рекомендую.

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 0 ]  +

TQL, 01 января 2006 г. в 12:21

Очередное произведение, перевернувшее мое представление о религии

Оценка : 10
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 15 ]  +

Wolde, 16 мая 2021 г. в 11:14

Я «проглотил» роман за три дня. Столько мыслей, столько эмоций, впечатлений... Но обо всём по порядку.

Первое. Роман закончен и издан в 1959 году. Этот факт потрясает уже сам по себе. Он далёк от фантастических произведений первых волн и, на мой взгляд, принадлежит по-настоящему «большой» послевоенной литературе. Степень его влияния на жанр просто невозможно переоценить.

Второе. Автор писал на богатом жизненном материале: он прошёл войну и видел её ужасы без прикрас, пережил автокатастрофу, встретил вторую половину, пришёл к вере и крестился, получил свою «прививку страдания». Именно поэтому мысли и эмоции персонажей столь реалистичны и убедительны.

Третье. Фантастика автора носит ярко выраженный социально-философский характер, это мыслительный эксперимент и его декорации, если угодно. При прочтении нет ощущения ретрофутуризма. Не зря роман сравнивают с «Трудно быть Богом» АБС (написанном спустя пять лет в 1965 году), которые в этом произведении тоже экспериментировали с человеком, смотрели, насколько он в силу убеждений сможет избежать зла, буквально находясь в нём, и т.д.

Четвёртое. В романе сильнейшая религиозная составляющая. Однако речь идёт не о догматике, а о попытках живого, страдающего, ищущего человека разобраться в Божьем промысле, попытаться объяснить окружающим и самому себе причины творящихся вокруг насилия, безумия, несправедливости и так называемого «молчания Бога». Автор мысленно экспериментирует не только с человеком, но и с престолом святого Петра, наблюдает, как он цепляется за мирскую власть, используя религиозный авторитет и строгую дисциплину католичества. Одновременно церковь сохраняет мощнейший гуманистический потенциал, проносит сквозь тёмные века идеалы, в которых столь сильно нуждается агонизирующее человечество. Конечный посыл с попытками спасения католичества в космическом рассеянии — очень яркая и интересная мысль, которая нуждается в осмыслении. Мне кажется, что значительно более поздние «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны» Ф.Герберта являются своеобразной попыткой продолжить этот мыслительный эксперимент.

Пятое. Мощнейшая драматическая составляющая. Сцены с матерью, разрывающиеся между религиозными взглядами и умирающим от лучевых ожогов ребёнком, агонией дома Зерчи и т.д. достойны причисления к «большой» литературе. Автор не даёт единственно правильных ответов, персонажи свободны в своих поступках на фоне «молчания Бога». Но от этого принимаемые ими решения становятся лишь тяжелее. Читатель чувствует груз этой ответственности, не может не сопереживать очень живым и убедительным героям.

Шестое. Метафоричность и аллегоричность повествования. Роман можно разобрать на цитаты. Характерный пример — сцена с существом Рашелью (Рахилью?), сквозь холодные зелёные глаза которой сквозит свет горнего мира. Недетерминированная последствиями грехопадения и многотысячелетней историей человеческих заблуждений, она интуитивно отвергает человеческое благословение умирающего главного героя и причащает его к Жизни Вечной. Эта сцена, имхо, в иных обстоятельствах могла бы выйти из под пера крупных российских символистов.

Седьмое. Человеки часто не справляются со своей миссией, но жизнь продолжается, неся на себе в том числе отпечаток их стараний. Следы эти очень интересно встречать по тексту, наблюдать за оценками потомков действий предшественников. Так и сам автор, будучи католиком, «не справился»: он не смог завершить продолжение и закончил свою жизнь самоубийством. Однако роман его продолжает жить своей жизнью и удивлять читателей, вновь и вновь оказывать влияние на авторов.

Резюмируя, это сильная и знаковая вещь, которую нужно читать, обдумывать и делать выводы.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 12 ]  +

zarazka451, 08 декабря 2014 г. в 05:01

500 лет... Я раньше как-то не задумывалась, но теперь мне кажется, что такой способ – самый правильный при описании продолжительных событий. Во всех антиутопиях и постапокаллах почти всегда находится кто-то, кто быстренько вводит читателя в курс дела: когда и как наш немного сумасшедший мир превратился в полного безумца с бликами костров из книг в глазах. Из-за этого складывается ошибочное мнение, что: «уж я-то, столько прочитавший книг и посмотревший фильмов по данной тематике, смогу определить, когда этот мир начнет катиться в тартарары». Но жалкая человеческая жизньишка в сравнении с историей человечества... ну вы поняли. Человек рождается в точке А и доживает до точки В на шкале всемирного летоисчисления. Следующее поколение рождается в точке В и доживает до то С. В каждой из этих точек мир уже чуточку безумней, чем в предыдущей, но лишь совсем чуточку, человек и не замечает этих изменений. А следующее поколение рождается уже в условиях этого безумства и ему это кажется нормой. Трудно определить в какую сторону развивается социум этой планеты имея всего-то лет 70-90 (смотря на жизнь оптимистически =) ) для наблюдения.

А вот описывая развитие человечества по небольшим зарисовкам, разница между которыми 500 — 600 лет, дает некоторую картину масштабности и потери связи поколений. Хотя, что там эти 500 лет для нас — читателей? Всего сотня страниц. Но впечатление-то от прочитанного кардинально меняется!

Похоже, если верить Миллеру, человечество беспрестанно обречено переживать все витки истории снова и снова: массовое уничтожение (Потоп по Библии), дремучие средневековье, Возрождение, техническая революция, массовое уничтожение (Огненный потоп по Миллеру). То ли в силу своей алчности, то ли просто тупости, но власть имущим всегда не хватает земель, ресурсов, золота, влияния и т.д. и они готовы любыми способами добыть недостающие. Даже если это грозит тотальным уничтожением Земли и человечества…. Даже если такое уже было раньше и последствия были катастрофическими… Но они-то выше, сильнее, умнее!

В этот беспробудно-депрессивный мрак Миллер поместил маааленький лучик надежды и разума: людей, который заняты сбережением и приумножением лишь духовной сущности человечества. Они готовы нести тяжкий крест нищеты и гонений, оберегая светлые достижения человеческого разума. Эйнштейн и Максвелл у них почитаются как боги. Не знаю почему Миллер выбрал именно церковь и пастырей божьих в качества «света в темном царстве». Я с некоторой долей неуважения отношусь к церкви как институту слепой веры и управления человеческими массами. Но если не считать тысячи слов на латыни и упоминания молебен, монахи ордена Святого Лейбовича больше похожи на ученых во времена, когда церковь свирепствовала и за всякую ересь, именуемую сейчас наукой, налево и направо зверски убивала людей пачками. Эти монахи бережно охраняют культурное наследие древних людей и в условиях смертельной опасности (исходящей, в основном, от других людей) добывают и сохраняют печатное слово. Они же наблюдают рассвет человеческой цивилизации и ее весьма глупую кончину.

P.S. Уолтер Миллер за всю свою жизнь создал только один полновесный роман. А в ходе написания продолжения покончил жизнь самоубийством… Может стоит почитать?

Оценка : 9
«Большой Джо и энное поколение»
–  [ 12 ]  +

Sri Babaji, 02 ноября 2013 г. в 21:51

«ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНО, ЧТО БЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КОЛОНИСТЫ НЕ СМОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНОЛОГИИ, А ЕГО ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОТРЕБУЕТ СОЗНАТЕЛЬНО НАПРАВЛЕННЫХ УСИЛИЙ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ. РАСПОЛАГАЯ ИМЕЮЩИМСЯ ЗНАНИЕМ КОЛОНИСТЫ СМОГУТ ВОЗРОДИТЬ ТЕХНИЧЕСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ, НО ЛИШЬ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ЗНАНИЯ ЭТИ БУДУТ НЕПРЕРЫВНО ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ СТРЕМЛЕНИЕМ К НИМ. ОДНАКО, ЕСЛИ ТРЕТЬЕ, ЧЕТВЕРТОЕ И ЭННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ОТКАЖУТСЯ ОТ СОХРАНЕНИЯ МАШИННОГО ПАРКА, ЗНАНИЕ ЭТО СТАНЕТ БЕСПОЛЕЗНЫМ».

Роггинс, «Развитие марсианской культуры»


Главный герой — Асир — представитель этого самого «энного поколения», приговоренный к смерти. Рассказ описывает колонию землян на Марсе, давно забывшую свои корни и порастерявшую большую часть научных знаний. Техникой никто не пользуется, книги истлели, а формулы и отдельные фразы из этих книг обрели в культуре марсиан сакральный смысл; их авторы — Эйнштейн, Ферми и другие — возведены в ранг богов. Фразы и формулы стали, к тому же, товаром, который можно купить и продать. Асир работал слугой и крал священные фразы у своих хозяев, а это — преступление, наказание за которое неизбежно. Но случилось так, что благодаря наворованным знаниям Асир узнал, что планета умирает вновь — вскоре техника, поддерживающая атмосферу Марса, остановится, если не вмешаться в ее работу. Сможет ли он спасти свою жизнь и планету?

Еще один привет из 50-х годов — того времени, когда солнце, может, светило совсем не ярче, а трава не была ни капельки зеленей, чем сегодня, зато научная фантастика переживала небывалый расцвет и буйство идей. Пусть рассказ не идеален — главный просчет автора состоит в то, что не очень-то верится в такой вариант развития общества (неужели никто не пытался сохранить знания в первозданном виде?), да и сюжет немного банален и наивен, но в целом вещь очень сильная. Превосходный язык, даже не совсем убитый переводом и буквально несколькими штрихами, но весьма впечатляюще нарисованный причудливый мир купили меня с потрохами. Может и не шедевр, но прекрасная, почти не устаревшая вещь. Рекомендую.

Оценка : 9
«Банк крови»
–  [ 12 ]  +

Uldemir, 31 декабря 2005 г. в 11:32

Рассказ очень хорош как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения смыслового содержания.

Тайна, которая должна быть раскрыта, сложные вопросы морали, лаконичность изложения… в общем, здорово все получилось.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 11 ]  +

zvezdochet2009, 12 мая 2020 г. в 14:50

В те славные времена, когда к фантастике относились как к разделу большой литературы и старались развивать жанр, в те времена термина «постапокалипсис» как такового еще не существовало. Однако к 1959 году ряд научных фантастов уже успели написать несколько замечательных произведений на тему конца света. И вот одним из таких произведений является роман Уолтера Миллера-младшего «Страсти по Лейбовицу» — фундаментальное исследование в области развития цивилизации после гипотетической ядерной войны.

Жанр действительно держится на том постулате, что после конфликта ядерных держав кто-то выживет – но выжившие позавидуют мертвым, ведь наша планета превратится в радиоактивное пепелище. Тем не менее, Миллер предлагает нам поразмыслить над тем, что было бы, если человечество не только выжило, но и смогло в какой-то степени реанимировать цивилизацию.

И вот что мы видим – разрозненные американские штаты, превратившиеся в феодальные государства, причем отделенные друг от друга пустынями, в которых хозяйничают дикари, каннибалы и мутанты. Полный Fallout. Едем дальше. Миллер вполне справедливо сделал предположение, что новое средневековье будет опираться на религиозные догматы и проклинать все, что связано с наукой. Невежество и глупость будут процветать в этом дремучем обществе, но те немногие осколки старого мира, что все же сохранились, будут иметь статус религиозных святынь. Например, какая-нибудь техническая инструкция.

Теперь, когда мы наметили декорации книги, неплохо было бы обратиться к ее центральной идее, ведь не ради развлечения писатель в таких подробностях расписывает новый монашеский орден, разросшийся вокруг фигуры святого Лейбовица. О нет, в романе заложена очень сильная идея, и даже две.

Во-первых, автор выдвигает тезис о цикличности истории. Все повторяется, и ближе к концу книги он будет приводить убедительные тому доказательства. Человеческий разум рано или поздно расцветает и находит себе применение. Такова уж наша природа. Ну и второй тезис связан с тем, что вера сильнее знания. Потому что именно вера помогает человеку выжить в самые критические периоды его истории.

Что же касается остальных составляющих произведения, все выполнено в традициях большой литературы – примерно на таком же уровне, как и «Мальвиль» француза Робера Мерля. Миллер отлично описывает новый мир, вырастающий на обломках старого, вызывая чувство дежавю – обо всем этом мы уже где-то слышали…

Прекрасный роман, который критики считают чуть ли не лучшим в жанре о конце света – не потому что там описаны монстры или выживание, а потому, что на страницах романа поднимаются важнейшие вопросы человеческого существования.

Роман может показаться затянутым и чрезмерно сухим, в духе теологических сочинений старых философов средневековья, схоластов типа Аквинского, но такова ритмика произведения, которое к концу заметно прибавляет в темпе и предлагает читателю невероятную, впечатляющую развязку.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 9 ]  +

baroni, 06 мая 2007 г. в 13:12

Жестокая, мрачная, но, одновременное прекрасная книга американского католика У. Миллера, покончившего с собой. Написанная в 1960 г., спустя пол-века не выглядит старомодной. У. Миллер — один из редких писателей, имевших «ментальную» природу: для него важнее то, что происходит в голове героев, а не вокруг них. «Лейбовиц» — книга о приключениях и мучениях, в первую очередь, не тел, но сознания. Мне кажется, что гнетущая, тяжелая атмосфера постапокалиптического мира Миллера оказала влияние на «Мракобеса» Хаецкой.

Оценка : 9
«Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь»
–  [ 8 ]  +

witkowsky, 28 февраля 2011 г. в 21:50

Насчет «порядков» — это что ж, в сто раз или в тысячу?.. Ни хрена подобного.

Конечно, не первая книга — видимо, вообще лучшее «пост-атомное» произведение, как считал и Лем. И если автор имел что досказать... его право. Это же не «вторая часть капитана Блада» (третью не открывал). Это просто что-то вроде «изъятой части» первого романа — так Достоевский главу из «Бесов» вынул, может, и не нужна она там, но лучше средний Достоевский, чем лучший Жулавский (хотя в трилогии вторая часть тоже была вполне на уровне).

Словом, это необходимо тем, кто любит первую книгу. И, вероятно, не нужно всем остальным.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

Reystlen, 27 октября 2021 г. в 12:54

Перед нами великолепный философский пост апокалипсис с прекрасным финалом.В книге мы встретим не простые приключения суровых персонажей по бескрайним пустошам в поисках лута или определенной цели.Перед нами развернется глобальная картина создания и потери ценностей человеческой цивилизаци. Есть ли цивилизация без научных,культурных и духовных наработок?

Человеку всегда мало и его жада может привести к катастрофе:войне,геноциде,экологической катастрофе и прочим побочным явлениям развития цивилизации.Автор задается вопросом почему человек так агрессивен,почему ему всегда мало.почему он убивает себе подобных? Смотрят на это кондоры и не знают ответа.Смотрят на это акулы и не знают ответа.Смотрит на на это аббат в финале и не знает ответа.

Другой интересный вопрос: владеем ли мы даром своей жизни и чужой жизни? Можем ли мы по своей воле лишить себя или другое существо(например своего смертельно больного ребенка или серьезно покалеченное животное ) жизни. Что считать болью и гуманно ли излечивать боль автаназией?Рассказ аббата о коте поразил своей пронзительностью , он звучит в защиту ценности жизни,история молодой женщины с больным ребенком толкает на эвтаназию,так как такое решение это возможность выжить хотя бы ей,к тому же он не находит в себе силы заботиться о ребенке и общество может предложить только смерть. какой сделать выбор аббату и женщине?Вот вопрос на который ни у кого нет ответа. Ответ дает создатель в финале и очень простой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пусть люди самоликвидируются и на смену им придут другие существа не способные создавать такие сложности себе и окружающим- таким существом становится вторая голова у двухголовой женщины.Она не мучается придуманной моралью,она не алчет превосходства и ей не нужна борьба,война и выгода и власть.Она просто живет и любуется тем что видит.Блаженная?Возможно,а может и святая….

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

Yarowind, 25 августа 2016 г. в 20:07

Роман по сути представляет собой три новеллы, разделенные между собой интервалами по 600 лет: Земля лет через 300 после ядерной войны, деградировавшая до средневековья, аналог эпохи Просвещения, и аналог современности, на повторном круге развития цивилизации. Первая треть книги очень напоминало Имя розы. Не по сюжету, а по духу повествования, благо цель главных героев — монахов ордена святого Лейбовица, была аналогичная — сберечь человеческие знания в книгах, пусть даже они сами их уже не понимали. Заканчивается все очень грустно — человечество повторно решило уничтожить само себя в ядерной войне. Собственно, книга в очередной раз напоминает — люди не умеют делать выводы из своего прошлого. Хотя изучение истории, вроде как, и должно учить людей этому. Но, увы. И именно такой вывод вы можете сделать просто посмотрев на улицу или почитав новости.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 6 ]  +

Danil0001, 29 июля 2012 г. в 17:36

Отнесение данного произведения к жанру постапокалипсиса весьма условно, как представляется, в первую очередь, из-за его философской глубины. В не меньшей степени из-за того факта, что даже в первой, наиболее «постапокалипсической» части, изображение последствия апокалипсиса — антураж, а не самоцель, что же касается частей последующих... По мере приближения к концу книги не мог отделаться от ощущения эпичности произведения. Любую из частей можно легко представить в формате полноценной, самостоятельной, крупногабаритной книги. В итоге в моей памяти данная вещь осталась эпическо-философским фантастическим произведением, бесспорно заслуживающим прочтения ).

Оценка : 9
«Тёмное благословение»
–  [ 5 ]  +

freeresearcher, 01 июля 2015 г. в 22:00

Начинается как 100500-ое произведение про постапокалиптический мир и я чуть не бросил чтение на первой странице. Главный герой бредет по дороге, в кустах какая-то зараженная нечисть, впереди полузаброшенный город, часть города контролирует некая банда — ну что тут вообще может неожиданного оказаться? Однако вспомнив про год написания — а это, на минуточку, 1951-й, фанфики по Fallout исключены — я решил все-таки посмотреть, что там будет дальше. Не пожалел, поскольку повествование перешло в категорию самой что ни на есть «твердой» НФ!

Внятное объяснение того, что же случилось и откуда пришла зараза. Абсолютно адекватное, не в духе сценаристов компьютерной игры или голливудского блокбастера, а в духе Айзека Азимова или Артура Кларка. Психологический портрет героев мог бы, наверное, быть поубедительнее (особенно найденная героем девушка) — но это уже скорее придирки.

Оценка : 9
«Песнь для Лейбовица»
–  [ 4 ]  +

Nikonorov, 21 января 2019 г. в 11:21

Первая повесть очень мощная. Восприятие останков некогда развитой нашей цивилизации через призму религии — это невероятно интересно. Густое, «выпаренное» повествование с максимумом фактов и минимумом «воды». Все диалоги (буквально — ВСЕ) интересны, познавательны, в чем-то нравоучительны.

По атмосфере похоже как на «Город» Клиффорда Саймака (своими «воспоминаниями» о прошлом), а столкновение Фрэнсиса с разбойниками и братьями, высмеивающими тот или иной труд (например, тщательную перерисовку никому непонятных древних чертежей), веет «Кысью» Толстой. По сути, обе ассоциации — тоже своего рода постапы.

Главный герой получился мощнейшим и максимально выпуклым, хоть и его религиозность привела к некому притуплению личности. Но недаром — в будущих частях он становится святым.

Концовка повести неожиданна, грустна и... Нравоучительна. После такого уже не очень полагаешься на надежду и честность. Очень показательно.

Отдельный момент — аббаты, регулярно допрашивающие Фрэнсиса. Карикатурно, абсурдно и в какой-то степени, пожалуй, бюрократично, в духе Кафки — слом личности, стремление пресечь флёр образующегося микрокульта свидетельства появления святого. Тем выгоднее смотрелся Фрэнсис, который так и не сдался в своих убеждениях.

Оценка : 9
«Святой Лейбовиц» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

sashsash, 17 июля 2013 г. в 13:37

   Понравились оба романа. Однако, «Страсти по Лейбовицу» показались неким набором «картинок с выставки», которые наглядно демонстрируют утверждение, что путь человечества есть периодическая кривая взлетов и падений. Но в этом наборе есть лакуна. В тоже время «Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь», несмотря на свое колоссальное обилие слов, значительно превышающее любую часть-«картинку» «Страстей…», замечательно дополняет последние, ставя великолепную заплатку перед финальной частью.

   Таким образом, для получения полной «выставки картин» читать надо оба романа. Всенепременно читать!

Оценка : 9
«Банк крови»
–  [ 4 ]  +

solarius, 07 июня 2012 г. в 22:32

Э. Роки — командор патруля, который расстрелял санитарный корабль с донорскими органами и кровью, предстает пред комиссией. Последняя, рассмотрев все обстоятельства дела приходит к выводу, что нарушения Устава не было, однако, причины по которым Э.Роки прибегнул к крайним мерам остались только в подозрениях офицера а не твердых фактах.

Подав рапорт, офицер начинает свое расследование с целью ответить на вопрос «что противозаконного было на борту санитарного корабля?».

Написано неплохо, читается легко. Давно такого не читывал.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 3 ]  +

Uldemir, 30 декабря 2005 г. в 23:37

Произвела впечатление прежде всего атмосфера романа. Не зря “Страсти по Лейбовицу” считаются абсолютной классикой жанра. Мрачный постапокалиптический мир и такая безнадежность – просто жуть! Но какое во всем этом эстетство!

Оценка : 9
«Кантата для Лейбовича»
–  [ 2 ]  +

Konst, 09 ноября 2008 г. в 16:17

При оценке этого произведения обязательно стоит учитывать, что написано оно в 1955 году. И, по видимому, является весьма актуальным для того времени: первое десятилетие холодной войны, которая в любой момент могла стать «горячей». Страх человечества перед угрозой ядерной войны. Fiat Homo — один из возможных сценариев постапокалиптического будущего Земли. Чувствуется, что писал религиозный человек. Мрачный мир, упадок общественных институтов, и католическая церковь, как оплот цивилизованных ценностей. Такое себе новое средневековье.

Оценка : 9
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 8 ]  +

vad, 26 мая 2009 г. в 18:14

Идея сохранить знания и технологии в монастырях, пронеся через темных века богатое наследие сгинувшей цивилизации — умна и логична. (Особенно если нет под рукой планетки на краю галактики, куда можно отправить группу энциклопедистов :)

Роман очень неторопливо описывает три периода, сильно разнесенного по времени. Много размышлений, мало действий. Но это все только позволяет больше проникнуться миром, созданным автором, сопереживать даже не героям, а всей человеческой цивилизации, не способной учиться на своих ошибках.

Классика постапокалиптики! Красивый и умный роман. 50 лет книге, а не устарела ведь ни на день — до сих пор актуальна.

Сейчас так уже и писать то не умеют... (вздыхаю, косясь на трилогию «Древний»).

Оценка : 8
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

Angvat, 25 августа 2017 г. в 09:37

По сути, перед нами просто три отдельных рассказа, чье действие происходит в одном и том же постапокалептическом мире с большими временными промежутками. В чем и плюс, и минус. С одной стороны автор успевает показать нам три различные эпохи, порассуждать о цикличности истории и о том, как то, что некогда имело немалый смысл, в итоге может стать набором инертных ритуалов. При этом все подано четко, но не комкано. С другой – это все же три отдельных и не слишком больших рассказа, а значит не выйдет нормально погрузиться ни в одну из временных линий, проникнуться целями героев и начать сопереживать им. И да, если постапокалипсис для вас – это схватки с мутантами и перестрелки с бандитами, то это произведение не для вас. Здесь никаких активных такого толка действий нет вообще. «Страсти» — образец превалирования содержания над формой и яркий пример «теперь так не пишут». Сами подумайте – кто нынче напишет книгу о мире в руинах, где событий хватит на толстенный цикл, и при это не будет ни одной схватки?

Оценка : 8
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 7 ]  +

Mandor, 30 мая 2009 г. в 20:12

Определённо СТРАННОЕ и где-то СТРАШНОЕ произведение....

Не люблю постапокалиптику как жанр, ну очень не люблю, однако, некоторые вещи, прочитанные почти случайно, все-таки заставляют, и даже обязывают, не только принять этот жанр, но и получить некий заряд, заряд к глубокому размышлению, к весьма странным эмоциям, к переосмыслению (в очередной раз) каких-то догм нашего бренного существования...

Взгляд со стороны... О!!! Он обязывает!!! Обязывает принять философию и содержание жизни, которая всего лишь МОЖЕТ БЫТЬ? НО... ПОСЛЕ НАС??

ИЛИ только возможна, но не будет? ИЛИ есть, но где-то не сейчас?? ИЛИ есть, но здесь и сейчас, но без НАС???

Временами, я честное слово, ПОЧТИ ПОНИМАЮ почему автор свел счеты с жизнью... :(

Глубокая депрессия овладевает всем существом после прочтения-переосмысления...

Пусть даже суицид вызван вполне определенными, субъективными причинами (а они ЕСТЬ!, я уверен!), но онИ ТАК ЖЕ присутствуют в каждой строчке, в каждой точке этой книги...

Конец ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, как мы его знаем...

Конец ЧЕЛОВЕКА как индивидуума...

Конец ЦИВИЛИЗАЦИИ...

Конец ВСЕГО, что важнее ВСЕГО же, строго ИМХО!

Это значит, ПОЛНЫЙ КОПЕЦ???

Что ВЫ думаете по этому поводу?...8:-0 У меня вот уже просто нет сил даже задуматься... :(


Чрезвычайно псессеместическое чтиво...

Оценка : 8
«Большой Джо и энное поколение»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 17 января 2024 г. в 18:36

Асир — вор по призванию. Но предмет его вожделения — вовсе не золото и драгоценности, а ... слова. Точнее, старые заклинания, дающие власть над удивительными машинами древних. Наверное, он — первый, кто стал собирать эти заклинания в попытке установить между ними тайную связь. И вот в один прекрасный день он наконец-то понял, что это вовсе не заклинания, а прямые руководства к действию. А он сам — тот герой, что должен спасти от гибели целую планету...

В рассказе четко прослеживается та же сюжетная линия, что была с блеском описана в повести Брэдбери «Лёд и пламень». Община людей, застрявшая на чужой планете (в данном случае, на Марсе), со временем деградирует до полудикарского уровня, позабыв всё то, что знали их далекие предки. Передовые технологии прошлого кажутся им высочайшей магией, а автоматические устройства — демонами Преисподней. Наука превратилась в религию, которой только поклоняются, но не изучают. Люди живут по канонам Средневековья, не понимая истинной сути окружающего их мира и грядущей опасности, что висит над ними дамокловым мечом. Парадокс заключается в том, что истину видит только один из отверженных, кто первым задумался о значении произносимых заклинаний и сумел понять заложенный в них смысл. Для всех остальных они были только изречениями древних богов, понять которые простым смертным было не дано. Поэтому их мир старился и умирал, а они ничем ему помочь не могли. Недаром, ведь, сам Иисус Христос называл свою паству овцами: она ничего из его речей не понимала, а просто слепо верила самому проповеднику. Роль такой харизмы очень велика: если ты не будешь вкладывать в свои речи уверенности и необходимых эмоций, тебя никто не станет слушать и за тобой не последует. У Асира никакой харизмы не было — он, ведь, был вором. Так что последовать за ним мог только единственный человек — тот, кто его любил. Но достаточно ли будет этого для выполнения столь ответственной миссии? Автор дает косвенный ответ, обрывая свое сказание на полуслове, чтобы и читатель тоже смог проникнуться миссией, предстоящей его герою.

Почему все подобные истории кажутся мне сказками? Привлекательными, удивляющими, но всё же сказками? Наверное потому, что я не верю в столь масштабную деградацию человеческого разума: пока человек будет разумен, он всегда будет искать ответы и объяснения. Возьмем древних жителей Эллады: они ходили голышом, пили вино и верили в то, что всё на свете решают боги. Тем не менее, именно эти люди придумали науку и философию, которые со временем отодвинули религию на второй план, подарив людям почти что божественное могущество. И люди стали делать истинные чудеса. Вспомним, хотя бы, машины Архимеда и мысль Демокрита о мельчайших частицах вещества — атомах. Еще один шаг — и они уже не стали бы нуждаться в богах (об этом открыто говорилось во всех греческих мифах). Но судьба распорядилась иначе: пришла эпоха расцвета Рима, и греческое общество стало деградировать, оставаясь всё еще в рамках приличия. А потом стало еще хуже: Рим был побежден варварами, у которых вовсе не было никакой культуры. Все ценности древней тут же были забыты или подвергнуты осмеянию, а Европа на целое тысячелетие погрязла во мраке и невежестве. Которое, впрочем, не было абсолютным — достаточно упомянуть арабские университеты в покоренной Испании и краткую Эпоху Возрождения италийской культуры. Лишнее доказательство тому, что никакая диктатура невежества не сможет полностью сломить в человеке стремление к свету и знанию. Гении будут рождаться и в самые мрачные периоды истории, и потому надежда на лучшее будущее не умрет никогда. Пусть даже ее будут нести людям такие изгои, как Асир. Главное, чтобы у них хватило упорства и сил противостоять наступающей Тьме.

-----------

РЕЗЮМЕ: история о том, как вор и отступник раскрыл древний секрет, необходимый для спасения от гибели человеческой цивилизации. Кстати, знаменитый Прометей тоже был вором: он украл олимпийский Огонь и отдал его людям, сократив зависимость последних от богов.

Оценка : 8
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 6 ]  +

Avex, 29 декабря 2017 г. в 18:02

(челн на миллион лет)

Перечитал. Написано в самом деле хорошо — плотно, о наболевшем, быть может наивно и излишне оптимистично (не думаю, что человечеству удастся оправиться после ядерной войны), но безусловно одна из вершин этого направления, не столько роман, сколько цикл новелл с изменяющимся языком и ландшафтом — тёмные времена это действительно тёмные времена, с упрощением, разбродом и анархией, эпоха Возрождения именно возрождение, с макиавелиевскими интригами и нравами, очередной кризис уже в стиле современных теленовостей. По Миллеру, всё будет повторяться ad infinitum, единственная надежда выбраться из порочного круга — начать всё заново где-нибудь в космических просторах, и именно в это не верится совсем. Человек — животное упрямое и основательное, после ядерной войны только холод и мрак, а значит, иного человечество и не заслуживает.

Современным читателям может показаться, что роману недостаёт экшна и характерных для пост-Апокалипсиса сцен насилия, но стоит учитывать, что книга написана более полувека назад, выдержала испытание временем, и в ней важны не столько сюжет, сколько поднимаемые вопросы — что есть человек? достоин ли он возрождения? есть ли выход?

Перевод И. Полоцка хорош, ставлю на «золотую полку», ad majorem dei gloriam, но читать стоит только первый роман, продолжение скорее разочарует. Советую для полноты картины прочитать также «Чёрную пасху» Дж. Блиша — конец света в прямом эфире, также с долей религиозной составляющей.

Оценка : 8
«Страсти по Лейбовицу»
–  [ 5 ]  +

RomRoyce, 24 апреля 2014 г. в 14:12

Читать, несомненно тяжело. Религиозные диалоги и измышления, наверняка, несут в себе смысл, но вдаваться в них нет никакого желания и настроения. С первого взгляда роман хоть и достаточно весом, но не заслуживает того восхищения, который он получил в свое время. Быть может, нужно проникнуться духом жителей католической США 60-х годов, чтобы вникнуть? Возможно что и так, но сие действие выполнить необычайно сложно. Мда-с.

Однако. Подвергнув роман повторной обработке, я пришел к выводу, что он содержит в себе пару действительно стоящих мыслей. Как например

ВЕСЬ ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОГРАНИЧЕН, ИЛИ ИДТИ В НОГУ С НЕКИМ МОРАЛЬНЫМ АВТОРИТЕТОМ. ИНАЧЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОБРЕЧЕНО НА ГИБЕЛЬ.   – Меня лично, эта мысль привела в замешательство, ибо церковь, в принципе в свое время была, и при должной обработке может стать таким моральным авторитетом и в будущем. Это и хорошо о плохо одновременно. Широкое (минное) поле для размышлений – моральный авторитет церкви. Ха.

ДАЖЕ РАДИ САМЫХ ЧИСТЫХ И ВЫСОКИХ ИДЕЙ И ПОБУЖДЕНИЙ, ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ОПРАВДАТЬ НАСИЛИЕ. ДАЖЕ ТО, КОТОРОЕ ВЫЗОВЕТ РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО ИДЕИ. – стоит лишь вспомнить отношение Тона Таддео к развязанной войне. А что же говорить о людях не с самыми чистымы побуждениями? Да,согласен с вами, тяжелая картина.

АВТОРИТАРИЗМ НЕОБХОДИМ — ( вспомите момент с Домом Зенчи в машине с радиоактивной женщиной и ребенком).Собственно, мы живем в авторитарном мире. Если смотреть широко, все мы — бесправны. За нас решают, и нами руководят. Не новость, конечно. Но мысль о том что такой авторитаризм – просто жизненно необходим, как то не приходила мне в голову. И я пока не знаю, что об этом думать.

Я думаю, покопавшись хорошенько, можно извлечь еще парочку неплохих мыслей. Дерзайте, господа.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх