Север Гансовский отзывы

Все отзывы на произведения Севера Гансовского



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 529

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 10 11

«Демон истории»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 17 февраля 2019 г. в 00:09

Методический короткий рассказ с правильным идейным содержимым — то есть, «никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой». Читал в детстве, в принципе отложились почему-то технические детали — ракеты «МЭФ» альтернативной реальности вместо ««ФАУ», подъемник с поворотом, с которого валились и расшибались люди как аналог «душегубок», и конечно горькое разочарование главперсонажа, вздумавшего стать тем самым героем, который всех спасет.

Вот умели раньше авторы коротко, ясно и доходчиво доводить до ума подрастающего поколения правильные идеи, при том, что рассказ издан в год пятидесятилетия октябрьского переворота. То есть, дикого расширения нелепого культа самого человечного человека, чему, ежели подходить канонически, абсолютно противоречит научный тезис о роли личности в истории.

В общем, если есть болото, то змеи сами заведутся, при этом всех не передавишь. Так что рассказ не просто хороший, но и полезный.

Оценка : 7
«Зверёк»
–  [ 3 ]  +

lammik, 21 января 2019 г. в 20:25

Мальчик Коля рос с отцом и мачехой. Отцу, который постоянно пропадал в командировках, по приезду было не до Коли, мачеха Колю терпеть не могла. Колина двоюродная сестра Маша с мужем решили взять его на воспитание. Вот только в степях Казахстана родственники не коней пасли, а ставили эксперименты...

Безо всякого волшебства, а только силой науки Коля оказался примерно в той же ситуации, что и Нильс из «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями», вот только попал он в тело суслика. В первые моменты после трансфера сразу вспомнились «Приключения Карика и Вали» и «В стране дремучих трав» — все эти деревья с листьями-лентами, муравей, жуки и т.д.

Мораль рассказа для детей — не будь жесток к животным, но и для взрослых тут есть мысль — детская жестокость порождается взрослыми. Ребёнок с устойчивой привязанностью к своим взрослым и к животным относится хорошо.

Оценка : 7
«Дом с золотыми окошками»
–  [ 3 ]  +

lammik, 21 января 2019 г. в 16:41

Лиз Обельдуайе проживает в гостинице «Бургундия» и работает танцовщицей в ресторане «Чёрное Солнце». Однажды в ресторане появляется странный посетитель и просит Лиз присоединиться к нему за столиком...

Сама идея рассказа хороша, хоть и банальна — мы живём каждое мгновение, не в прошлом, не в будущем, а здесь и сейчас. Пришельцы просто открывают сознание героини для осмысления сего факта, взорвав своим появлением рутину скучных однообразных будней.

При этом сильно резанула концовка. При ударе человека ножом брызги крови неминуемо попадут на одежду бьющего, да и определить рост убийцы не так уж и сложно. Радиотелескопы в принципе не способны «уловить наличие некоего неподвижного тела в космосе над Ла-Маншем».

Оценка : 6
«Доступное искусство»
–  [ 7 ]  +

lammik, 21 января 2019 г. в 12:39

Чисон (видимо тот же, что и в «Демоне истории») со своим приятелем Лехом попадают на приём в дом Лин Лякомб. У приёма сразу два «гвоздя» — демонстрация картины Рембрандта «Отречение Петра», точнее её помолекулярной копии и материализация Людвига ван Бетховена с целью исполнения последним «Лунной сонаты».

Я бы воздержался от трактовки рассказа как порицания капиталистического общества. Автор высмеивает невежественное тщеславие. А его хватало и в Советском Союзе. Чего стоят книжные полки с выстроенными рядами, тщательно подобранными по цвету корешков, книгами, что ни разу не открывались. А ведь многие будущие фантлабовцы готовы были на всё, только чтоб прочитать какого-нибудь из заключённых этих полок.

Ну и сама идея точного копирования уникальных объектов перспективна в любом случае. Готовы ли представители фирмы «Доступное искусство» копировать живое?

Оценка : 8
«Двое»
–  [ 5 ]  +

lammik, 20 января 2019 г. в 20:04

Человек сошёл с магнитного поезда, разделся до трусов и пошёл в строну леса. В ближайшие дни его ждёт исключительно единение с природой, радость свободного бега и настоящая дружба с диким зверем.

Очень светлый, солнечный рассказ-видение о мире будущего, где можно вот так сойти с поезда и отдаться ощущению полной свободы, полной власти над своим телом, преодолевая 15 километров за 20 минут и прыгая на 10-12 метров (похоже на спортивные достижения Алисы Селезнёвой). Ну а конфликт тут нужен не больше, чем пятая нога тому коню, что встретился главному герою.

Оценка : 7
«Восемнадцатое царство»
–  [ 4 ]  +

lammik, 20 января 2019 г. в 18:26

Сергей, девятнадцатилетний ленинградский студент, отозвавшись на просьбу дальней киевской родственницы, вызвался отыскать в Казахстане Фёдора Леппа — энтомолога, работавшего до войны с мужем этой самой родственницы. Киевская лаборатория проводила опыты по использованию насекомых в народном хозяйстве. Попутчиками Сергея на пути к Леппу оказались геолог Самсонов и местный проводник Мухтар Оспанов — человек с тёмным прошлым...

Очень органичный для своего времени рассказ, прям вот памятник эпохи — решительный коммунист-геолог с револьвером, бай-недобиток, вызвавший «взрыв религиозного фанатизма», романтичный студент и твёрдая вера в возможность поставить на службу людям очередную силу природы.

При этом описания природы и всей окружающей действительности хороши — так и представляется бесконечный степной простор, наполненный терпкими запахами трав, парящий в поднебесье хищник, бегущий табун лошадей и висящий высоко в небе жгучий шар Солнца.

А насекомыми, по крайней мере некоторыми, управлять наверняка возможно. Только едва ли с помощью излучений, на помощь должна прийти биохимия.

Оценка : 7
«День гнева»
–  [ 15 ]  +

URRRiy, 20 января 2019 г. в 03:59

Очень популярный и заслуженно — рассказ. Сюжет известен, динамика — философия — хоррор — социальный протест. Искусственно вывели породу существ с аналитическими способностями выше, чем у человека, однако первоосновой послужил медведь, зверь не коллективный, склонный к каннибализму и жестокости.

Как результат, существам с разумом не захотелось томиться в клетке, а инстинкты никуда не делись. В итоге — значительная территория оказалась захвачена / заражена смышлеными разумными хищниками — людоедами.

Такова завязка, и, что крайне удивительно, а может, наоборот, абсолютно неудивительно, вопрос о зачистке территории вовсе не стал первоочередным. А у некоторых людей (?) возник и бизнес с людоедами, способными к матанализу.

Что произошло дальше, разжевано многочисленными рецензентами, повторяться нет необходимости. Отмечу свои впечатления и выводы. Первое: автор — фронтовик, воочию убедился, что бывает, когда человекоподобные существа получают возможность творить все, что хотят, и поступают как хотят, на том основании, что они «высшая раса» и лучше понимают «математику». И эти впечатления отразил в своем рассказе.

Второе: спасение утопающих, «не вписавшихся в рынок» — дело рук самих утопающих — то есть у местных фермеров покамест два выхода — прогибаться под «высших существ», либо бросать все (стоимость их земли понятно обесценилась) и валить в свою Ро..(или куда там от местных отарков) в качестве нищих с женами и детьми.

И третье — насилие не вечно, народ в конце концов взорвется, достаточно искры, и паразитов сметут, но осадок по отношению к «людям», втравившим их в такую ситуацию, будет немаленький.

В общем, рассказ стоящий, не зря многократно переиздан и переведен на многие языки. И действительно, отличный хоррор, ощущение ужаса как от ситуации, так и от разумных «созданий».

Оценка : 9
«Идёт человек»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 19 января 2019 г. в 03:56

Динамичный рассказ с мрачной жестокостью и позитивным настроем, что само по себе редкое сочетание. В чем то даже философское — тупая сила против разума, поскольку автор оптимист, разум побеждает.

Тем не менее, описания, действие, и достаточные исходные данные позволяют согласится с таким выводом («увеличивалась их сила, и уменьшался мозг»), поэтому с возражениями отзывов о нелогичности поведения «сильных, но тупых» я не согласен, все в тему.

Приведу пример из жизни «млекопитающих». Представители семейства гомосапиенсов (но явно не сапиенсов) решили как то громко послушать музыку в ночное время из авто, на возражения жителей не реагировали. Один товарищ, фанат компьютерных игр, до максимума подкрутил колонки, направил их в открытое окно, выбрал в стрелялке «винтовку Драгунова» и «стрельнул».

«Несапиенсы» удрали со свистом, правда, вернулись назавтра с представителями правоохранительных органов, но понятно, дело их не выгорело.

Так что, рассказ логичный, разум победил за явным преимуществом.

Оценка : 8
«Полигон»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 12 января 2019 г. в 17:26

Шедевральная фантИдея. Знаковая. Вокруг неё — как вокруг центра кристаллизации в перенасыщенной среде — уже в наше время наросли даже не кристаллы, а целые друзы крупных форм, только ленивый не попытался хоть как-то «отметиться» на этом поле.

Правда, довольно хиленькое фантДопущение, обосновывающее возможность реализации фантИдеи. Автор — в силу специфики его боевого опыта, не должен «страдать наивностью» в части описания мер обеспечения секретности при полигонных испытаниях военприемки, и — тем не менее. В реальности выход с острова был бы заблокирован по совершенно иным причинам, чем указанные в рассказе, ибо — «...нет человека — нет проблем...», вот и все хитрости с соблюдением тайны.

Помимо этого есть некоторые шероховатости в первой трети текста в части описания внутреннего мира главного героя. Сильные, мягко говоря, аналогии с голливудскими стандартами. Хотя — вроде бы логично, речь-то, по идее — о «проклятых империалистах», оные — по сию пору, уже и в свежеиспечённых боевиках, продолжают ту же линию. Посему — почему бы и нет.

А в остальном — прекрасно и замечательно, шикарная классика Фантастики в её первозданном виде

Оценка : 8
«Полигон»
–  [ 5 ]  +

Zvonkov, 12 января 2019 г. в 09:59

Был долгое время уверен, что это рассказ Днепрова. Настолько вся фантастика, прочитанная в школьные годы перемешалась в памяти. Рассказ и мультфильм запомнились своей яркостью и нетипичностью для фантастики советской, хотя вот такие вещи — предостережения вполне в ее характере, но их было немного. Там непременно должен был быть герой-коммунист, идейно вооруженный и приторно правильный. А тут нет. Просто нет. Змея пожирающая себя. Рассказ емкий, яркий и смачный, именно это слово приходит на ум, а прочитав его причмокиваешь — «еще хочу».   Насчет фильма с техническим монстром, уничтожающим того, кто трусит — это «бомба». Уничтожить такую «тварь» может только клинический идиот, который всегда счастлив, никого и ничего не боится и получает наслаждение от разрушения всего.   Ассоциативно вышел на «Страж-птиц» Р. Шекли и КОМКОН-2... думайте, ученые, что вы создаете!

Оценка : 8
«Демон истории»
–  [ 14 ]  +

Seidhe, 10 января 2019 г. в 11:34

В большинстве отзывов почему-то упоминается, что этот рассказ — о роли личности в истории.

То ли читали его авторы этих отзывов невнимательно, то ли не захотели понять того, о чём пишет Гансовский, то ли в новых изданиях банально выброшена часть авторского текста — судить не берусь. Я просто приведу небольшой фрагмент финальной части рассказа, пусть фрагмент этот и кажется сегодня излишне идеологизированным:

«Суть не в личности, а в чем-то большем: в инерции обстоятельств, экономике, расстановке классовых сил и самой системе капитализма, рождающей диктаторов. Ведь в конце-то концов никто не силен настолько, чтоб одним собой образовать атмосферу времени.»

Рассказ — именно об этом. Не о некоем абстрактном «демоне истории», не о различных вариантах альтернативной истории, и уж точно не о возможности менять настоящее через прошлое. Рассказ о том, что любые, даже самые выдающиеся личности, являлись всего лишь порождением своего времен. И что история, если бы она и знала сослагательное наклонение, изменялась бы не по причине своевременного убийства Адольфа Алоизовича или прихода Иосифа Виссарионовича к власти в США, а потому, что в кузнице не оказалось того самого гвоздя...

А уж соглашаться с точкой зрения автора или нет — личное дело каждого отдельного читателя.

Отличный рассказ, наглядно демонстрирующий, что и в отечественной фантастике были вещи, которые должны были бы раз и навсегда отвадить молодых талантливых авторов от темы вмешательства в прошлое, и уж тем более — от всяческих, прости Господи, попаданцев. Но отчего-то, к сожалению, не случилось.

Оценка : 9
«Полигон»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 01 января 2019 г. в 10:34

Один из наиболее популярных рассказов Севера Гансовского. И это при том, что его фантастическая составляющая — устройство для чтения мыслей/эмоций (тут автор читателя несколько подзапутал) — уже использовалась авторами в самых разнообразных ситуациях и схемах далеко не один раз. Автор только что поставил сиё устройство на колёса (гусеницы) :).

А привлекает рассказ, конечно, в первую очередь своим оригинальным замыслом: воочию показать штабным военным, что война — это не только стрелки на карте и статистические данные о трофеях и потерях, а в первую очередь боль, кровь, смерть.... И этот замысел Гансовскому в общем-то удался — получилось и складно, и умно, и увлекательно. Но, увы, в первую очередь для тех, кто читает этот незаурядный рассказ в первый раз.

Единственное, во что въедливому читателю трудно поверить, так это в то, что в военных ведомствах действительно царит такой бардак, что там могли допустить к проектированию и довести до испытаний такую опасную разработку. С другой стороны кто же мог подумать, что конструктор возьмёт, да и уберёт из неё всякие там предохранители-ограничители... :).

Оценка : 8
«Голос»
–  [ 12 ]  +

lammik, 12 октября 2018 г. в 16:29

Джулио Фератерра обожает оперную музыку и готов на всё, чтобы попасть на концерт в замок графа Буодельмонте. После концерта к нему подошёл человек, представившийся доктором Алляром из Бельгии. Алляр готов даровать Джулио голос посредством хирургической операции на мозге...

После прочтения сразу возникает множество мыслей и все на разные темы. Сейчас попробую высказать по порядку.

1. Форма повествования в виде монолога старого итальянского парикмахера. От его речи просто невозможно оторваться. Так и представляешь его — в возрасте, загоревшего под щедрым солнцем родной Италии, слегка сгорбленного от характера работы, но при этом по-южному говорливого и словоохотливого, жадного до новых лиц и впечатлений.

2. Весь этот итальянский колорит, словечки, восклицания, поступки, лица. Точное попадание в мои представления об этой стране.

3. Музыка, опера, bel canto. Написано со знанием и восхищением предметом. Не мог удержаться и прерывал чтение ради того, чтобы послушать упомянутые в тексте арии и мелодии.

4. Столкновение лёгкого итальянского мира и северного сумрачного гения в лице Аллюра, которому не интересна музыка, да и наука — только инструмент для получения денег, о чём прямо пишет автор.

5. Не могу не отметить полную бездарность бизнес-плана доктора Аллюра. Ведь это основы маркетинга — исходить надо из потребностей целевой группы.

6. А ещё это рассказ про настоящую любовь, которой не важны титулы и поклонение окружающих.

Финал рассказа дарит надежду на то, что не переведутся таланты в народе итальянском и мы ещё не раз услышим чарующие южные голоса, звучащие на всю планету.

Оценка : 8
«Демон истории»
–  [ 5 ]  +

lammik, 11 октября 2018 г. в 14:28

Чисон читал книгу об истории Второй мировой войны, думал о том, что хорошо бы было уничтожить её главного вдохновителя заранее и тогда бы не было всего того кошмарного пожара, что охватил Европу и пылал несколько лет. И тут в комнате возник незнакомец...

Концептуальный рассказ, сводящий роль личности в истории к косметическим моментам. Человек встраивается в поток Истории и, влекомый им, несётся вперёд во времени. Тех, кто оказался на поверхности этого потока, мы знаем как исторических деятелей. Но они на него влияют не намного сильнее тех, кто оказался на глубине. В целом, можно соглашаться или нет. Но, в любом случае, рассказ стоит прочитать всем молодым и талантливым, что заваливают прилавки книжных историями о рассекающих ткань времени попаданцах.

В более мягком виде те же мысли автор отразил в повести «Винсент Ван Гог».

Оценка : 8
«Хозяин бухты»
–  [ 7 ]  +

lammik, 10 октября 2018 г. в 20:12

1960 год. В аэропорту Джакарты встретились советский биолог из Москвы и французский кинодокументалист. И француз рассказал историю, произошедшую за десять лет до этого на Новой Гвинее, где, как оказалось, живут не только папуасы и райские птицы.

1. Вода сама по себе стихия враждебная человеку и горе тому, кто об этом забудет. А тут еще Гансовский мастерски разлил в тексте то, что называется модным словечком «саспенс». Тревожное напряжение так и окутывает при чтении. И хоть в конце всё более-менее объяснено, но интрига сохранена. Что там с пальцем бедового Мишеля?

2. Идея рассказа для своего времени просто отличная, балл можно смело накинуть только за неё. Да и исполнение не подкачало.

3. Рассказ опубликован в 1962 году и звучащие в нём антирасистские мотивы были весьма и весьма актуальны. Они и сейчас-то актуальны, а тогда Мартин Лютер Кинг даже не успел произнести своё: «I have a dream».

Оценка : 8
«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 4 ]  +

lammik, 09 октября 2018 г. в 13:56

Двое идут по заснеженной равнине, им предстоит принять важное решение, но они об этом пока ещё не знают. Их задача проста и сложна одновременно — выжить, чтобы мог родиться новый человек. И пошёл дальше. И так из века в век, от начала времён.

Цепочка людей, каждый из которых отец следующего. Все они жили, любили, работали, принимали решения — важные и не очень. Всё для того, чтобы не оборвалась эта нить Жизни, связывающая прошлое и будущее через каждого из нас. Рассказ звучит гимном Человеку, его воле к жизни и силе разума. А ещё он о памяти, памяти о всех тех людях, что жили до нас и без которых нас бы не было. И память эта помогает двигаться вперёд, занять достойное место в этой цепочке поколений, даёт силы и веру в себя.

Оценка : 8
«Винсент Ван Гог»
–  [ 10 ]  +

lammik, 08 октября 2018 г. в 18:32

1995 год. Уже открыты путешествия во времени, законодательно они весьма ограничены. Но ведь всегда найдутся ловкачи, что захотят обойти закон к своей выгоде. Так и здесь — парочка мелких мошенников решила сорвать куш, вытащив из прошлого полотна Винсента Ван Гога. Но не всё так просто со временем, этим художником и его наследием.

Север Гансовский написал три портрета Винсента Ван Гога в разные периоды жизни последнего. На каждом из них мы видим художника в разные стадии жизни и творчества. Никому не известного автора «Едоков картофеля», мастера в расцвете творческих сил и отчаявшегося измождённого человека перед закатом. Даже если вы абсолютно равнодушны к живописи, а про Ван Гога знаете только в связи с отрезанным ухом и из всех его картин смутно слышали про «Подсолнухи» и то из-за рекордной цены на аукционе, то даже и в этом случае невозможно удержаться от того, чтобы не начать лихорадочно искать в Сети полотна живописца и его биографию. Пронзительно-грустная повесть о непризнанном современниками гении поначалу маскируется под авантюрно-приключенческую, что несколько сбивает с толку. Но потом автор уверенно всё ставит на свои места. Финальные строки повести звучали актуально во времена Ван Гога, во времена Гансовского, в наше время и не утратят своей своевременности никогда!

«Так что вы не спрашивайте, каким будет завтрашний день. Хотите, чтобы он был великолепным и блестящим, делайте его таким. Пожалуйста!»

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 17 ]  +

lammik, 05 октября 2018 г. в 16:27

Журналист Дональд Бетли в сопровождении проводника — лесничего Меллера отправляется в лесистую местность, чтобы написать статью об отарках — результате эксперимента учёного Фидлера. Интеллект отарков превосходит человеческий, но людьми их не делает, скорее наоборот...

Всё началось с того, что в 1985 году я посмотрел в кинотеатре фильм «День гнева» и он произвёл на меня сильнейшее впечатление, особенно финальный финт. Что объяснимо, мне было 11 лет. Рассказ я прочитал гораздо позже и теперь-то понимаю, что тот самый финт только всё опошлил, враз сведя весь фильм к балагану.

1.В рассказе затрагиваются две темы.

Научная этика. Что можно и чего нельзя делать учёному, удовлетворяя свою природную, абсолютно человеческую, жажду знания? Мера ответственности учёного за результаты своих экспериментов. Наука на службе обществу, а не наоборот.

Суть человечности. Что именно делает человека человеком? Большой мозг? Способности к абстрактному мышлению? И все ли люди действительно люди?

2. Претензии к рассказу по поводу вторичности несколько даже удивительны. Кир Булычев в своё время написал, что «Похищение чародея» не хотели издавать именно потому, что Уэллс уже закрыл тему в своей «Машине времени». Рассуждая таким образом, можно дойти до того, что тема любви между мужчиной и женщиной раз и навсегда закрыта ещё в Древней Греции. Притом неоднократно.

3. При этом, зная людей, хочу сказать, что в реальности отарков этих переловили бы, конечно, и заисследовали бы в всех смыслах. Учитывая отарковский интеллект, их бы ещё чего доброго и в отарковскую «шарашку» загнали бы, чтобы одни отарки резали других не для гастрономических целей, а во славу науки.

4. А ещё рассказ мастерски наполнен жутью. Настолько, что даже сейчас, хоть я и перечитывал его, отлично зная сюжет, но всё равно пробрало, как когда-то в далёком детстве в тёмном зале кинотеатра «Сатурн».

Оценка : 10
«Полигон»
–  [ 7 ]  +

lammik, 04 октября 2018 г. в 14:34

Райский остров в Атлантике, бурление жизни в омывающих его водах, живущие в единении с природой туземцы. Но однажды к острову подошёл корабль и какие-то люди стали выгружать на берег строительную технику, материалы и нечто крупное в чехле. Туземцам же было приказано очистить остров...

Небольшой, но абсолютно шедевральный рассказ. Мультфильм смотрел в детстве неоднократно. Сейчас, после прочтения повести Шефнера «Рай на взрывчатке» (там тоже остров, аборигены и антивоенные мотивы), решил прочитать первоисточник.

1. Положительные герои в рассказе есть. Это индейцы, что с философским спокойствием воспринимают окружающее, в том числе этих «странных белых», что сами плохо понимают, что делают.

2. Рассказ о мести, но при этом гибнет и мститель, что представляется высшей справедливостью. В конце концов, он сам воспитал своего сына и в решениях последнего есть и его, отцовская, вина. К тому же, он сам привёл Смерть в это царство Жизни. Насыщенное красками и сочное описание изобилия Жизни в толще океанских вод — всех этих рыб, крабов, червей, моллюсков, в конце первой главы служит сильнейшим контрастом последующим событиям. И в то же время, после учений природа быстро берёт своё, стирая все следы Полигона.

3. Поставил бы 10, но мультфильм завершается логичнее и сильнее.

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 8 ]  +

Zlata.24, 04 сентября 2018 г. в 09:57

Очередная фантазия на тему очеловечивания зверей.

На примере одного из журналистов, поехавшего за сенсацией в край, где экспериментальные особи вырвались из под контроля, автор показывает простую истину: находясь в стороне, можно долго восхищаться научными достижениями и полученными результатами, не особо переживая за коренное население, вынужденного перекраивать свою жизнь и реально страдающих от таких экспериментов.

Но как только угроза касается непосредственно твоей драгоценной шкурки, приоритеты резко смещаются. И ты уже сам легко сможешь дать ответ – что делает человека Человеком.

Оценка : 9
«Винсент Ван Гог»
–  [ 4 ]  +

Slow Hamster, 29 июля 2018 г. в 17:18

По сути фантастика выступает всего лишь атрибутом к увлекательному жизнеописанию Ван Гога. Но этот атрибут позволяет в полной мере раскрыть писательский потенциал автора и его огромную эрудицию. Отличный стиль, знание темы и великолепное понимание материала. Был в музее Ван Гога в Амстердаме, но только после прочтения этой повести возникло осознание творчества художника.

Оценка : 9
«Последний концерт»
–  [ 3 ]  +

kronen, 13 июля 2018 г. в 17:03

Был опубликован в «Юности», 1956, № 7. Когда в своё время прочитал, оценил на 4 балла из 10, почему, деталей уже не помню, так как это было около 30 лет назад (была у меня в 1980-1990-ых привычка — ставить всем прочитанным произведениям оценку, я тогда вел дневник прочитанной фантастики по авторам и выставлял оценки). Рад, что этот мой отзыв послужил исправлению информации, что произведение не опубликовано, и стал одной из причин создания страницы об этом рассказе.

Оценка : 4
«Полигон»
–  [ 6 ]  +

izubr_, 12 июля 2018 г. в 11:44

Классный рассказ. Несмотря на сегодняшнии технологии, хотя описанные здесь и выглядят наивно, но читать интересно, героев понимаешь, проникаешься их мыслями , небольшой объем позволяет насытить каждую строчку таким динамизмом что читаешь не отрываясь. Не ожидал такого от рассказа которому столько лет но 10 ставлю смело. Мультфильм мне понравился намного меньше.

Оценка : 10
«Часть этого мира»
–  [ 9 ]  +

Нортон Коммандер, 18 мая 2018 г. в 13:51

Удивительная повесть, не уступающая по уровню лучшим образцам мировой фантастики.

Безграничная фантасмагория, как у Филипа Дика — двухголовый человек, бесконтрольная пересадка мозгов из тела в тело, блуждания героя по джунглям из бесконечных труб, кривая гостиница, племя диких искусствоведов; но при этом сюжет логичен и нить его не теряется.

Описание техногенной эволюции, машин, вышедших из под контроля человека, как у Станислава Лема — нет никакой войны с «терминаторами», автоматика просто продолжает бессмысленную работу, строит и ремонтирует самоё себя без вмешательства людей. Но эти мысли поданы увлекательно и нескучно.

Постановка глубоких философских вопросов, как у Стругацких. Но Гансовский даёт и ответы на эти вопросы; а соглашаться с этими ответами или нет — дело каждого отдельного читателя.

Оценка : 10
«Три шага к опасности»
–  [ 4 ]  +

Нортон Коммандер, 16 мая 2018 г. в 15:30

Необычная вещь для советской фантастики. В этой повести показан мир будущего, в котором общество зашло в тупик. Людям не нужно прилагать никакие усилия, так как всё делают машины, а чтобы быть бодрым и счастливым есть «усилители». Но люди всё равно патологически несчастны, настолько, что даже их психология отличается от привычной нам. Их существование бесцельно, но они не могут найти себе цель, даже если захотят, так как в этом мире нет ничего такого, к чему можно было бы приложить усилие. Можно попытаться только сбежать из этой системы или бороться с ней.

Оценка : 8
«Винсент Ван Гог»
–  [ 11 ]  +

Нортон Коммандер, 13 мая 2018 г. в 00:25

Произведений на тему перемещений во времени написано немало со времён Уэллса, но по пальцам можно пересчитать те из них, которые можно отнести к разряду отличных. Данная повесть именно из таких. Все эти временные парадоксы оригинальны и изобретательно поданы, но они тут второстепенны. Главное здесь — это рассказ об удивительной и трудной жизни художника Ван Гога и о том, как его прекрасные произведения (да и не только его) оказываются очень нужными для нашего мира. Я лично после прочтения повести по новому взглянул на «Едоков картофеля» и другие картины Ван Гога.

Оценка : 10
«Зверёк»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 12 мая 2018 г. в 15:16

Одно из самых недопустимых и отталкивающих проявлений жестокости в мире — когда обижают животных. Среди животных мало таких, которые могут ответить человеку. За исключением психических расстройств, причина появления такой жестокости в человеке всегда произрастает из чего-то неправильного в детстве. Об этом и данный рассказ — сильное эмоциональное произведение на серьёзную тему, дающее надежду в отношении каждого человека, который может стать лучше, если узнает больше об окружающем его мире.

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 9 ]  +

Нортон Коммандер, 08 мая 2018 г. в 22:11

Самый известный рассказ Севера Гансовского.

Человека отличает от животных не только умный мозг. Человек это совокупность неких элементов, среди которых помимо мозга есть и другие. И если дать зверю этот умный мозг (как произошло в рассказе), научить его даже языкам, физике и высшей математике, то получится не подобие человека, а какая-то другая совокупность, также далёкая от человека, как в случае с диким зверем, а может даже и дальше. Да и не у всех, кто в реальном мире по документам является человеком, есть полная совокупность элементов, должных составлять человеческую сущность. Монстры существуют.

Рассказ с ощущением гнетущий жути, но легко воспринимающийся, талантливо написанный и глубокий.

Оценка : 10
«Чужая планета»
–  [ 4 ]  +

тессилуч, 22 октября 2017 г. в 05:13

Перечитал повесть, Конечно в пожилом возрасте повесть выглядит мутноватой. Но вышедшая на излете «оттепели» вполне отражает фантастику того времени. Писателям многое разрешали по сравнению с фантастикой «ближнего прицела», а приходилось маскироваться с политической точки зрения. Поэтому такое окончание повести. В детстве мне она очень понравилась необычными приключениями Главного героя.

Одновременно Мишель Демют написал подобную повесть «Чужое лето» (1965 г)

Оценка : 8
«Но если…»
–  [ 3 ]  +

danita1, 21 октября 2017 г. в 15:34

Наверняка автор в мыслях не имел критиковать советский строй и фигу в кармане не держал. А ведь критика слышится и фига проглядывает.

Викентий Ступаль, получающий оклад и солидные гонорары за свои научные статьи, которые есть ничто иное, как компиляция чужих статей — разве сам себе этот оклад назначил и сам себе гонорары эти выплачивает? Он потому при костюме-машине-даче, что государству почему-то не жаль платить большие деньги за переливание из пустого в порожнее. Деньги народные — следовательно, ничьи. Вряд ли такое было бы возможно в конторе «Сикоморский и Цесаревич»...

Оценка : 7
«Ослепление Фридея»
–  [ 3 ]  +

danita1, 12 сентября 2017 г. в 13:31

Странный какой-то этот Фридей. Странный не в смысле чудаковатый. В НЕхорошем смысле этого слова странный.

Ведь он же сам, точно зная, что его бывший компаньон законченный подонок, поднёс ему своё изобретение, что называется, на белом блюдечке с голубой каёмочкой. Даже если на ту девушку ему было десять раз «а, наплевать», он всё равно не должен был доверять мерзавцу свою разработку. Ведь смешно даже предполагать, будто он не понимал, что изобретение его можно использовать во вред людям. Тем более, что сам в результате опыта зрение потерял чуть ли не полностью. А Фридей до поры до времени ничего не имел против сотрудничества. Другие, не гениальные и не «из народа» вынудили подонка уйти из университета.

А уж рассказ, как подслеповатый кабинетный учёный умудрился обмануть целую свору до зубов вооружённых охранников, а потом ещё и ускользнуть от крутых спецслужб, которые его наверняка искали — это уж и вовсе, что называется, «не верю!» Как и в то, что без него не смогли довести изобретение до ума.

И всё-таки искренность автора подкупает...

Оценка : 7
«Винсент Ван Гог»
–  [ 3 ]  +

AlexNewmann, 18 июля 2017 г. в 21:19

Легкое чтиво с минимумом фантастической составляющей и максимумом познавательной — с простой целью — познакомить читателя с Ван Гогом, не только его творчеством, но и с ним самим

Оценка : 8
«Побег»
–  [ 6 ]  +

Error, 14 июля 2017 г. в 13:35

Великолепная повесть ! Прекрасный язык и неплохо разработанный сюжет, в особенности последняя часть. Человека отправляют в прошлое для собственного осознания и понимания своей внутренней сущности, понимания того, кто он есть, становления и избавления от зависти. И как таковое, принятия на себя всецело, ответственности за свою жизнь (чего так не хватает оОчень многим из нас). И как же заставить это сделать обычного обывателя (маслянное масло!). Только через одиночества и инстинкт самосохранения. Только так и не иначе!. Гансовский молодец, уловил прекрасно подобный психологический казус.

Вот вернули ГГ назад в его прошлое, но по вектору развития цивилизации, в будущее, назад, домой. И немного раньше того времени, когда произошло горестное преступление. А ведь Сван вернулся уже известным и цельной личностью. Задаётся вопрос — а кому собственно ранний Сван завидовал, не себе ли самому, новому? Не есть ли это некий катарсис Героя? А самое главное, кто те люди, которых так ненавидел и возвышал в своих проклятиях Сван? Может быть они были тоже преступниками, серыми, некчёмными личностями завидующими всем и вся? И только лишь испытания смогли помочь им вспомнить, кто они есть, найти собственные интиресы и таланты, начать думать о своих, а не чужих успехах и развивать — именно РАЗВИВАТЬ!!! — только себя.

Оценка : 10
«Спасти декабра!»
–  [ 10 ]  +

olpo70, 13 июля 2017 г. в 11:08

Этот рассказ давно стал настоящей классикой советской и русской фантастики. И он бы стал классикой мировой фантастики, если бы не железный занавес. Я перечитываю его уже не в первый раз и каждый раз прихожу к одному и тоиу же мнению. У нас есть фантастика мирового уровня. У нас есть что противоставить многим великим фантастам шестидесятых. Я имею ввиду иностранных.

Христоматийный рассказ. Читать советую всем и начинающим и матерым. Никто не останется равнодушным.

Оценка : 10
«…И медные трубы»
–  [ 3 ]  +

Error, 12 июля 2017 г. в 00:25

Весьма хорошая и достойная повесть, третья часть романа «Побег». Стилистика изложения великолепная, приятно читать. Где — то схоже с произведениями Валентина Пикуля. Своеобразная идея приображения крепосничества и России. Хотя, конечно же, весьма идиолизированно. За подобные выкрутасы с технологией и просвещением, Ствана (ГГ), не просто по голове бы не погладили, а даже развернутся бы не дали. Правдо вот только оканчание смазал. Как самостоятельно повесть читается на ура, совершенно иначе чем первые две части.

Оценка : 9
«Млечный путь»
–  [ 5 ]  +

Fiametta, 21 мая 2017 г. в 11:42

Современному читателю, не испытывающему ностальгию по СССР, читать этот рассказ про передового рабочего-ветерана гражданской войны и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
празднование 23 февраля
уже сложно. И в гражданской нам красных бойцов жалко, как прекраснодушных и обманутых, и с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
датой 23 февраля
большие сложности. И слишком хорошо мы знаем, что СССР в 74-м году мог бы быть и получше. Мы, например, знаем про сталинские репрессии, о которых в рассказе ни слова. Нынешнему читателю жалко Гавриловну, у которой дом отобрали.

Герой рассказа — образцовый герой советской литературы. Сын крестьянина, рабочий с завода Михельсона, доброволец в Красной Армии, всю жизнь проработавший у мартена (о, советское превознесение группы А перед группой Б!), муж боевой соратницы, отец трех

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
геройски погибших
сыновей, замечательный
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
приемный
дед.

В одном он необычен и для реальных людей его поколения и для литературы. Он не «Гоша, он же Гога, он же Жора» в фильме «Москва слезам не верит», которому не нравится, что у жены статус выше, он не ропщет, что жена стала образованнее его. Когда жена отправляется на борьбу с трахомой или холерой (это реально было, победа над инфекционными болезнями — реальная заслуга советской власти), он остается на хозяйстве, заботится о сыновьях, готовит, стирает, убирает, не ропщет, что «надо бабскую работу делать».

Интересно, что почти все, что старик рассказывает о хорошей жизни в 70-е — правда. Дома в 10 этажей с детскими площадками и цветами вокруг, ни оспы, ни трахомы, ни холеры — рябого не встретишь, все учатся 10 лет, а могут и в институт пойти, дрова и керосин больше не нужны, внуки рабочих занимаются экологией и структурным анализом, в магазинах и белого и черного сколько хочешь, апельсины есть, работают на заводах по восемь часов, два выходных в неделю, домашний синематограф (телевизор) может показать дно морское, под землей бегут вагоны... Вот только были в 70-е страны богаче и свободнее...

И — да, перехватывает горло от слов «каждый человек ценен» и от призыва старика к себе молодому

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
живи на полный размах... У вас будет много счастья. И пусть обязательно дети.

Непонятно только, как автор решил проблему временного парадокса, ведь старик в начале рассказа ничего не помнит о поразительном случае в 19-м году, жил он всю жизнь на всю катушку, не зная, что рабфак не потянет, что завод сгорит, что дети погибнут. Или он забыл через минуту, остался только призыв «живи на полный размах»?

Оценка : 8
«Винсент Ван Гог»
–  [ 11 ]  +

amak2508, 03 апреля 2017 г. в 14:09

Удивительная повесть — вроде бы и фантастика, но главное, что выносит читатель из этой книги — недюжинный интерес к личности голландского художника Винсента Ван Гога. Причем такой, что хочется сразу же бежать смотреть его картины или начинать читать его дневники и письма. И одно это уже дорогого стоит.

Но достоинства повести на этом отнюдь не кончаются: она по-настоящему увлекательна, а фантастический элемент — путешествия во времени — хотя и выглядит очень простым, но при этом хорошо продуман и логически почти безупречен. Да и юмор в этой, в общем-то, серьезной и умной вещи, очень неплох. Его, конечно, немного, но несколько улыбок читателю во время чтения беспременно обеспечены.

И, что самое главное, Гансовскому удалось создать абсолютно цельную вещь, где пронзительные строки о Ван Гоге прекрасно уживаются с чуть ироничным и очень добрым повествованием о злоключениях жуликов во времени. В общем, получился именно то редкий случай, когда читать произведение не только интересно, но и приятно...

Оценка : 9
«Часть этого мира»
–  [ 7 ]  +

Ben Chevis, 13 января 2017 г. в 20:46

Однозначно Великий Шекли прочёл эту вещь, прежде чем написать «Варианты выбора». Это просто великолепно в своей абсурдности и последовательности, прямо как жизнь!!

И столько сюжетов в одном произведении ( и Метро, и Отель, и Свалка, и Двухголовый, и ещё целая куча). Всегда (с момента моего осознания фантастики (где-то в середине 70-ых) любил Гансовского и эта любовь не кончается!

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 6 ]  +

A.Ch, 24 сентября 2016 г. в 20:29

Отарки. Новая ступень развития человечества. Максимум от природы инстинктивной и побеждающей, минимум от разума столь находящего верные решения, но лишь математически и в теории относительности. Смесь жёсткая и взрывная.

Журналист, способный гнаться за сенсацией, и Лесничий, который на шаг ближе к естественности земли, лесов и гор, чем городские, но ещё не ставший столь непонятным хищником, думающем лишь о пропитании, появляются и исчезают в борьбе каждого из них. Один за статьёй, другой – за подтверждением доверия. Кто остался? Кто сможет нажать на курок. Просто.

История об ответственности и неизбежности. Наивно и фантастично. Пусть лучше так.

Оценка : 8
«Полигон»
–  [ 6 ]  +

Bob-101, 01 сентября 2016 г. в 22:51

Рассказ Полигон -это настоящая жемчужина в творчестве Гансовского. Прочитав этот рассказ 50 лет тому назад, помню каждую деталь и могу пересказать содержание. Вот как ярко писали тогда советские писатели- фантасты. Конечно не все,но Север Гансовский вошел в золотой фонд фантастики СССР. Его книги сегодня стоят довольно дорого на книжных сайтах и это похвально.

«День гнева»
–  [ 12 ]  +

amak2508, 13 июля 2016 г. в 11:41

«Что же такое человек?» — главная тема этого серьезного и умного рассказа, совершенно не потерявшего своей актуальности и сегодня, спустя полвека после своего создания. И, думается, его с интересом и вниманием будут читать еще многие и многие годы. Вопросы, поднятые в нем, не просто важны и сложны — они, похоже, вечны. Это темы долга, чести, ответственности за свои дела и поступки и, конечно же, умения (и желания), быть человеком.

Но вещь, какой бы умной она не была, вряд ли обратила бы на себя внимание читателей, не будь она при этом еще и великолепно написана. Увлекательный сюжет, легкость чтения, возможность сопереживать героям и, главное, просто необходимость размышлять, размышлять и еще раз размышлять — все сошлось у автора в этом великолепном рассказе.

А отарки.... Ну что ж, наверное их в конце концов все-таки уничтожат. Беда-то в том, что, как правильно заметил Север Гансовский в своем рассказе, таких «отарков» не так уж мало и среди людей.

Оценка : 10
«Не единственные сущие»
–  [ 7 ]  +

elias68, 11 июля 2016 г. в 21:27

Отличное произведение. Удивительно, как автор сумел уместить в совсем маленький рассказ такую эмоциональную мощь, какая большинству писателей крупной формы и не снилась.

У меня почему-то сразу возникло сравнение с только что прочитанным романом Пола Андерсона «Победить на трех мирах». Причем сравнение отнюдь не в пользу последнего. И Бог с ними, со всеми этими родимыми пятнами американской фантастики, которыми произведение Андерсона расцвечено со всех сторон. Речь сейчас не о них, а о манере изложения, о стиле, если угодно. Автор «Победить на трех мирах» повествует практически о той же самой ситуации, что и Гансовский, но делает это, извините, долго, мутно и в разные стороны. Гансовский крайне лаконичен, скупыми штрихами намечая хорошо знакомую нам по земной истории коллизию. В рассказе нет ничего лишнего, каждая фраза отточена и предельно информативна. Противостояние естественной человеческой жажды знаний и церковного догматического мракобесия — вот главный лейтмотив рассказа. Что можно к этому еще добавить? Можно написать тысячу страниц, утопив все в ненужных словесах, а можно пятью страницами(речь о старом издании, нынешние горе-издатели растянули бы его на пятнадцать за счет широченных полей и размера букв, заимствованного из детской азбуки), как это делает Гансовский вызвать у читателя множество ассоциаций и эмоций.

Так что учитесь, господа американцы и их наши доморощенные подражатели. Мыслям должно быть тесно, а словам просторно, а не наоборот, как у вас. Тут справедливости ради замечу, что очень уважаю Пола Андерсона, как мастера рассказа.

Оценка : 10
«Новая сигнальная»
–  [ 3 ]  +

Fiametta, 01 июля 2016 г. в 07:45

Легко поверить, что чужие сны и должны восприниматься именно так — с недоумением и ужасом («Я ведь не такой, это ведь совсем не мои мысли»).

Я тоже почти до конца подозревала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удобченко, но он так и остался комическим персонажем, способным, впрочем, на героизм. Интересно, чем грозила Удобченко потеря казенного ундервуда? Или он цеплялся за казенную машинку по чисто психологическим мотивам?

Заподозрить учителя меня заставил тот факт, что он не отдал свою дочку в школу для глухих. Такие школы в СССР уже были, а человек образованный должен был понимать, что такая школа глухому ребенку необходима.

«А вода все льется и льется», и влюбленные назначают свидание у памятника... Самое близкое к бессмертию, что мог обещать подданным атеистический режим.

Оценка : 8
«Кристалл»
–  [ 2 ]  +

Fiametta, 15 апреля 2016 г. в 08:35

Забавный рассказ, если не вчитываться... А если вчитаться — то берет тревога: что будет с Копсом через пятнадцать лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он просто исчезнет? Сразу вспоминается линия Рахели из «Гипериона» Симмонса

Интересен и мир рассказа — мир, где ученых открытий слишком много, где на чудеса Вселенной не слишком обращают внимания, где «стать заурядным физиком-теоретиком» — карьера для не слишком умного человека, и где (деталь, уже непонятная постсоветским читателям) роботы-официантки быстро приобретают фирменное хамство.

Оценка : 7
«День гнева»
–  [ 7 ]  +

JohnNorrik, 01 февраля 2016 г. в 00:30

До меня уже много чего сказали, и я пожалуй соглашусь с большинством отзывов. Рассказ несомненно сильный, мрачный и заставляющий задуматься.

«Есть ли ум критерием человечности?»

«Может ли существо, наделенное математическим мышлением и логикой быть человеком?»

Является ли доброта следствием разума, или наборот? Или это вообще, что-то отдельное, то что делает нас человеком с большой буквы.

Вот такие вопросы ставит перед нами рассказ, намекая, что человек это не только набор математических формул, а кое что сложнее.

Стиль повествования легкий, некоторые моменты помнятся до сих пор.

«Меллер, выскажись, а я — опровергну!»

Оценка : 9
«Демон истории»
–  [ 2 ]  +

JohnNorrik, 31 января 2016 г. в 23:36

Полностью согласен, что не от конкретного человека зависит ход истории, а скорее от социальной обстановки в то время.

Оценка : 8
«Три шага к опасности»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 13 января 2016 г. в 11:56

Первое знакомство с творчеством Гансовского. Остался приятно удивлён. И не так уж важно, какой именно вариант возможного будущего нарисовал автор — победивший коммунизм или закономерный итог развития «общества потребления». Главная идея у книги всё-таки другая — человека делает человеком ни что иное, как способность преодолевать трудности и жить ради чего-то большего, чем поддержание жизнедеятельности. Согласен с мнением, что общество, описанное в повести, совершенно невозможно представить, оно невозможно и нежизнеспособно, ну так ведь за кадром остались сами причины, по которым оно именно такое,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ведь большая часть повествования — это виртуальная реальность, которая существует лишь в мозгу главного героя.

И всё-таки повесть заслуживает высокой оценки, хотя бы за основную интригу, весьма своеобразную для 1969 года.

А ещё очень хороша картинка к повести из издания 1969 года, на которой изображены посетители Вокзала. Заставляет о многом задуматься и спросить себя — а так ли уж неправ был автор, описывая общество потребления без стимулов? Ведь достаточно просто вспомнить, сколько людей верят картинке, которую видят на телеэкране и уже НЕ ХОТЯТ ничего менять...

Оценка : 9
«Стрела времени»
–  [ 9 ]  +

Нескорений, 11 января 2016 г. в 07:55

Судя по названию антологии, можно ожидать того, что генеральной ее темой будут различные аспекты путешествий во времени, проблемы устройства мира будущего. Во многом эти ожидания оправдались, хотя ряд рассказов не вписывается в эти условные рамки — особенно выделяются из этого ряда две истории Р. Брэдбери. Авторский состав подобрался довольно сильный, здесь нечего сказать, помимо упомянутого Брэдбери здесь представлены такие гиганты западной НФ, как А. Азимов, Р. Шекли, Г. Гаррисон, А. Кларк, К. Саймак, У. Ле Гуин и другие. Уровень и качество подобранных рассказов также достойны похвалы. Стоит отметить, что составителем антологии является известный отечественный фантаст С. Гансовский, который помимо прочего лично написал послесловие.

Начнем, пожалуй, с рассказов наиболее соответствующих заглавию антологии — тем, которые связаны с перемещениями во времени, путешествиям в параллельные миры. Заглавный рассказ сборки принадлежит перу А. Кларка. По сюжету группа палеонтологов ведет раскопки по следам неизвестного науке вида доисторических ящеров, некоторое время спустя неподалеку возникает лагерь физиков, окруженный ореолом повышенной секретности — с чем связан их пристальный интерес к этому месту, исключительной вотчине археологии — герои на протяжении всего рассказа строят свои версии, но, кажется, сами боятся поверить своим выводам. Рассказ Г. Каттнера и К. Мур «Все тенали бороговы» построен вокруг того, что игрушки из будущего попали в наш мир и естественно не избежали пристального детского внимания. Временные перемещения здесь всего лишь фоновый сюжетный ход — главная проблема, которая занимает авторов — взаимоотношения детей и родителей, тема, которая не утратит своей актуальности никогда.

«Открытие Морниела Метауэя» У. Тэнна вводит нас в мир культурной богемы, правда, самого низшего ее звена. Главный герой — малоизвестный поэт, который находится в приятельских отношениях с бездарным, но страдающим манией величия художником Метауэем, который помимо прочего еще и изрядный мошенник и плут. Однажды в мастерской художника перед удивленными приятелями появляется пришелец из 25 века, который спешит выразить свое почтение самому великому художнику в истории человечества — Морниелу Метауэю — как это возможно, неужели бездарность может стать гением, или тут какая-то ошибка — хороший, довольно занимательный рассказ, затрагивающий тему временных парадоксов. Два рассказа Дж. Финнея, вошедшие в состав антологии — чистая хронофантастика. «Хватит махать руками» перенесет нас во время войны Севера и Юга, где майор армии янки изобрел способ перемещаться в будущее — для того чтобы получить военное преимущество герои должны позаимствовать из музея хотя бы самый примитивный самолет, но если им это удалось, то почему мы ничего не знаем о применении военной авиации во время гражданской войны в США?

«Лицо на фотографии» — история с детективным подтекстом — в ходе расследований ряда краж инспектор полиции заходит в тупик, подозреваемые, которые по всем законам криминалистики обязаны был попасть в руки закона, исчезают бесследно. После долгих поисков истины инспектор приходит к выводу, что к делу может быть как-то причастен профессор физики из местного университета. Рассказ Р. Янга «На реке» — одна из моих любимых историй — главный герой обнаруживает, что вот уже в течение нескольких дней он плывет по неизвестной реке, каждую ночь он проводит в пустых прибрежных гостиницах, чтобы продолжит плавание поутру. Однажды, он встречает на реке девушку, которая как и он тоже куда-то плывет — что это за мир, кто на самом деле наши герои — философская притча с легким оттенком сюрреализма может дать повод задуматься над глобальными вопросами смысла человеческого существования.

Рассказ М. Гарднера «Нульсторонний профессор» выполнен в жанре твёрдой НФ — история начинается с научно-популярного экскурса в топологию. Все знают о существовании ленты Мёбиуса, у которой всего одна сторона, но возможно ли создать объект у которого вообще не будет сторон — кажется профессор Сляпенарский, прибывший на заседание американского общества «Мёбиус», нашел разгадку — рассказ затрагивает тему перемещения в параллельные миры, что соответствует основному направлению антологии. Ещё один существенный пласт историй предлагает нам социальную фантастику в центре внимания которой проблемы устройства мира будущего. Для начала из этого ряда хотелось бы отдельно выделить рассказы, где не последнюю роль играют роботы, андроиды, а также человеческие клоны. Рассказ Г. Гаррисона «Рука закона» перенесет нас на Марс, обстановка на котором до боли знакома — разгул преступности, коррупция в полиции, но вот в полицейский участок приходит посылка с Земли — в ней находится специальный робот-полицейский, который сразу же принимается за наведение порядка в округе, и мало не покажется никому...

Экранизированный Голливудом рассказ Р. Матесона «Стальной человек» затрагивает тему развития профессионального бокса — в ближайшем будущем поединки людей запрещены, на ринг выходят только специальные роботы. Главный герой одержим идеей победить, но перед важным поединком его старенький робот приходит в негодность и его хозяин принимает самоубийственное решение — выйти на ринг под видом робота самому, противостоять же ему будет самая последняя и совершенная модель робота-боксера — сумеет ли живой человек одержать верх над стальной машиной? В рассказе Р. Шекли «Особый старательский», проникнутом авантюрным духом творчества Дж. Лондона, главный герой занимается поиском золотых месторождений на Венере, после поломки вездехода он принимает решение идти до конца, в любой момент его могут телепортировать на базу, но это означает конец всем мечтам. Единственной надеждой героя может стать почтовый робот — здесь во главе угла социальная сатира, автор прозрачно намекает, что в мире беспощадного бизнеса даже бездушный механизм может оказаться более чутким и человечным, чем создания из плоти и крови.

Очень лиричная, наполненная тоской по уходящему времени история Р. Янга «В сентябре тридцать дней» рисует перед читателем картины ближайшего будущего, в котором не только живые учителя, но даже андроиды считаются анахронизмом — дети учатся дистанционно, с помощью телепедагогов. Подлинная культура и искусство в этом мире оказываются ненужными — произведения Шекспира трансформируются в телевизионный вестерн, а строки поэзии помнят только те, кто навсегда застрял в прошлом. «Девять жизней» У. Ле Гуин затрагивают тему клонирования — на шахту, расположенную на планете Либра, где трудятся два приятеля прибывает пополнение — 10 клонов погибшего изобретателя Джона Чоу — смогут ли клоны жить и работать за пределами уютного мирка себе подобных, сумеет ли клон протянуть руку дружбы не только своей идентичной копии, но просто другому человеку — очень тяжелый психологический рассказ, в котором сложно почувствовать женскую руку автора.

Проблемы освоения космоса, контакта с представителями чужого разума также не обошли внимание составителя антологии. Небольшой рассказ А. Азимова «Мой сын — физик», которому выпала честь открывать антологию начинается с того, что мама известного ученого решила навестить сына на его рабочем месте и оказалась свидетельницей спора своего чада с представителем армии — с Плутона на Землю начали поступать сигналы от пропавшей экспедиции землян, действовать нужно быстро, но временная задержка грозить затянуть диалог на многие месяцы — нужен способ ускорить процесс, там где бессильны гении, простая житейская мудрость может оказаться гораздо эффективнее. «Свидетельствую» Э.Ф. Рассела — рассказ, представляющий собой описание судебного процесса над инопланетянином-телепатом, который прибыл на Землю в надежде найти здесь пристанище, но не нашёл понимания, его считают враждебным шпионом, а наказание за это — высшая мера. Рассказ в первую очередь о людях — о черствости и глупости одних и милосердии и проницательности других. «Специфика службы» К. Саймака — это история о любви к своему дому, к родине — главный герой, уроженец Марса, волею случая застрял на Земле — самым главным его желанием является возвращение домой, и вот однажды на космодром приземляется корабль, капитан которого готов взять героя в его последний рейс. Казалось бы тут всё ясно — но неожиданная концовка переворачивает всё с ног на голову, очень неожиданный финал, способный неслабо удивить даже искушенного читателя.

На мой взгляд, лучшим рассказом антологии можно назвать «Ордер на убийство» Р. Шекли — это действительно смешная социальная сатира, но при этом с глубоким философским смыслом, такое сочетание встречается редко. Планета Новый Делавэр на 200 лет оказалась отрезанной от связи с Землей, но вот в кабинете мэра единственной деревеньки на планете ожило радио — объявлено о прилете земной инспекции, чтобы пройти проверку местным нужно доказать ревизору, что люди живут в полном соответствии с земным укладом. Начинается лихорадочная подготовка — строятся церковь, школа и тюрьма, между жителями распределяются новые социальные роли, главному герою выпадает самая сложная миссия — стать преступником, проблема в том, что обитатели пасторальной идиллии о преступлениях читали лишь в старых книгах — помимо прочего стоит отметить мощный антивоенный подтекст истории. Знакомый многим читателям рассказ У. Тэнна «Срок авансом» предлагает интересную теорию «допреступности» — главный герой возвращается на Землю после отбытия каторги за преступление, которое он только планирует совершить — по прибытии ему вручают ордер на убийство, но сможет ли он довести дело до конца, сработает ли теория — вот где основной вопрос.

Ещё один рассказ А. Азимова «Чувство силы» разворачивается в далеком будущем, где Земля ведет длительную и кровопролитную войну с пришельцами — чтобы изменить статус-кво и склонить чашу весов в свою сторону требуется нестандартный ход. В мире, где машины создают другие машины обычные умения оказались давно забытыми, герой, владеющий таблицей умножения и способный делить в столбик становится чем-то вроде уникума, ведь с помощью этих умений люди могут снова обходиться без помощи машин, а значит сумеют на ход опередить противника — забавная ироническая история постепенно приобретает трагический антивоенный смысл, заставляет задуматься о том, что любое изобретение человек стремится использовать во имя разрушения. История А. Порджеса «Саймон Флэгг и дьявол» также закручена вокруг математики — главный герой бьётся над поиском доказательства теоремы Ферма, для этого он вызывает дьявола и заключает с ним стандартный фаустовский контракт — сумеет ли черт выполнить условия и заполучить душу ученого? Антиутопия Дж. Блиша «День статистика» также близка математическим дисциплинам — в будущем введен негласный контроль за смертностью, которую контролировать проще чем рождаемость — сотрудник службы статистики приходит к известному писателю, который в ходе многолетних исследований открыл то, что тщательно скрывает правительство — оправдывает ли благая цель жестокие средства, как жить в мире, где никто не застрахован от того, что однажды настанет его день, день уступить дорогу новому поколению.

Две новеллы Р. Брэдбери стоят несколько особняком, будучи исполнены в жанре магреализма они сразу выбиваются из общего ряда. Чудесная история, проникнутая ароматом весенних первоцветов и сладостным чувством первой любви «Апрельское колдовство» — это история девушки, наделенной способностью мысленно путешествовать и вселяться в растения, животных и птиц. Однажды Сеси не удержалась и проникла в разум юной красавицы Энн, которая до этого гордо отвергала ухаживания Тома, конечно же, Сеси влюбилась, а что из этого вышло — знает лишь апрель. Не знаю почему, но не могу проникнуться «Ирландским циклом» Брэдбери, вот и рассказ «Холодный ветер, теплый ветер», который в него входит, не смог меня зацепить, хотя здесь всё на месте — богатство эпитетов, ощущение тайны, которая всегда рядом, яркий ирландский колорит... По сюжету шестеро странных сицилийцев прибывают в Дублин с целью совершить «нечто невероятное», эти туристы сразу становятся главной темой для разговоров среди местных жителей, загадка незнакомцев раскроется лишь в конце — это история о взаимодействии различных культур, которые при внешней разности могут найти много точек соприкосновения.

По итогам антология, конечно, понравилась, — классный авторский состав, сильные интересные рассказы. Чувствуется работа составителя, также можно отметить эксклюзивные черно-белые иллюстрации, которые предваряют большинство рассказов. Несмотря на то что многие рассказы антологии хорошо известны нашему читателю, они действительно достойны переиздания — их можно и нужно читать и перечитывать. Я, к примеру, получал удовольствие не только от новых для меня рассказов, но и тех, которые знаю очень хорошо. В целом — это очень достойная сборка, которая будет интересна широкому кругу любителей НФ, как новичкам, так и читателям со стажем.

Оценка : 8
«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 6 ]  +

Шалашов, 06 января 2016 г. в 18:43

Замусоленный до боли журнал «Техника-молодежи» — основной источник фантастики (плюс «ЮТ», «Вокруг света» (в конце номера!), иногда «НиЖ» и очень-очень редко «Наука и религия». Ничего удивительного, потому что в 1972 году я еще не ходил в школу и, стало быть, журнал попался мне в руки значительно позже. Удивительно, что он вообще сохранился. Удивительно и то, что я запомнил этот рассказ.

В те времена (да и сейчас, пожалуй), не воспринял рассказ как фантастику. Сегодня бы мы назвали его «эссе».

Изумительно!

Оценка : 10
«Часть этого мира»
–  [ 3 ]  +

Groucho Marx, 04 января 2016 г. в 10:48

По сути, «Часть этого мира» — прямой предшественник кибер-панка. Всё, чем позже прославились англоязычные ниспровергатели традиционной НФ, уже имелось в этой короткой повести. Я читал повесть в конце 70-х годов, и она производила буквально ошарашивающее впечатление потоком неожиданных деталей, которые (каждая в отдельности) тянули на полноценный роман. Но детали и подробности пролетали мимо сюжета, порождая пугающее ощущение футуршока.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 10 11



⇑ Наверх