Север Гансовский отзывы

Все отзывы на произведения Севера Гансовского



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 529

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 10 11

«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 05 ноября 2022 г. в 09:57

Второй сборник Севера Гансовского в серии «Библиотека советской фантастики». Первый («Идёт человек», 1971 год) был просто очень хорош, этот может быть и чуть послабее, но тоже вполне достоин читательского внимания.

Пять произведений. Первые два — «Млечный Путь» и «Чёрный камень» — если не шедевры, то что-то близкое к этому. Причём если первое воздействует на читателя в чисто эмоциональном плане, вызывая заслуженную гордость за свою страну, то второе — это скорее пища для ума, причём ещё и великолепно написанная. А вот следующая повесть — «Башня», особого интереса не представляет: эдакое скучноватое повествование на давно уже затёртую тему трагической судьбы талантливого учёного-одиночки в бездушном западном обществе.

Последние две вещи сборника — повесть «Часть этого мира» и рассказ «Человек, который сделал Балтийское море» — вполне увлекательны, мысли несут актуальные и правильные и веет от них какой-то добротностью, классом автора, написавшего их. Но не более.... Первая скорее приключенческая, с элементами великолепного стёба и мыслями о путях будущего развития человечества. Вторая — эдакое философское размышление-фантазия на тему прошлого и настоящего развития человечества.

Оценка : 8
«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 04 ноября 2022 г. в 09:30

Не фантастика. Во всяком случае не фантастика в прямом понимании этого слова. Скорее размышления-фантазия на тему развития человечества.

Вещь неплохо читается, в ней есть колоритные картинки отступления ледников, есть эффектная зарисовка о нашем предке, давшем жизнь Балтийскому морю, но это, пожалуй, и всё. Что же касается проходящей красной нитью через весь текст мысли, что то, каким будет будущее, зависит от каждого из нас... — всё верно и всем это, в общем-то, известно и так. Только вот часто личные интересы заставляют как бы забыть об этом. А потом больше и не вспоминать — так жить гораздо проще. Недаром в народе бытует поговорка «После меня хоть потоп» :(.

А Северу Гансовскому спасибо за то, что он лишний раз попытался напомнить людям о нашей ответственности перед будущим человечества.

Оценка : 7
«Часть этого мира»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 13 октября 2022 г. в 10:33

На первый взгляд всего лишь приключения героя на фоне картинок урбанистического будущего человечества. Да и то не везде одинаково увлекательные.

Но если приглядеться повнимательнее... — видно насколько хорошо, насколько искусно вещь написана. И найти в ней можно не только приключения и картинки будущего, но и места, над которыми стоит задуматься (например, о путях развития человечества), и великолепный стёб (чего стоит только одна история человека, попытавшегося отказаться от всех благ цивилизации), и яркие, чуть ли не апокалиптические, картинки монстров цивилизации: Машинного с его многокилометровым переплетением труб и той же Пустыни, под завязку забитой «испражнениями» развивающегося мира.

И ещё об одном. В повести достаточно много авторских допущений, то есть ситуаций весьма и весьма далёких от правдоподобных, к примеру, тот же самый пропуск Лэха на режимный объект или хребты консервных банок и пакетов из под молока, но заслуга автора в том, что он сумел так встроить все эти авторские допущения в текст, что при чтении они остаются практически незамеченными.

Оценка : 7
«Часть этого мира»
–  [ 8 ]  +

Tullma, 15 августа 2022 г. в 21:10

Удивительно, что читая отзывы на книгу видишь, как 10 лет назад комментаторам не нравится книга из-за критики капитализма и соответственно ставится средненькая оценка, но комментаторы 4-5 летней давности ставят оценку выше и больше не смеются над критикой капитализма Гансовского. Интересно почему так? Видимо потому что чем дольше мы живем при капитализме, тем больше понимаем в чем правота Гансовского: бездушное стремление к прибыли как причина нравственного и финансового упадка населения — вовсе не миф. Этого мы не знали ещё 10 лет назад, одурманенные чужой культурой и пропагандой сытой и богатой жизни при капитализме. Только не многие задумываются, что принцип капитализма прост как пирамида, где 1-2% баснословно богатых людей — это вершина, 8-9% середина просто богатых и 90% — основание пирамиды. При коммунизме все должны быть равны, начальник может зарабатывать меньше, чем рабочий и просто не может быть такого, что разница в заработке между руководителем предприятия и самым низшим чином этого же предприятия может быть равной 1000 и даже больше процентов. Не было такого, что почтальон зарабатывает 10-15 т.р., а ген.директор Почты СССР зарабывает 100 млн.руб. Опять же разбираясь в истории, начинаем понимать, что финансовые проблемы СССР — это не только внешнее влияние других стран, но и внутренняя политическая борьба, где горстка предателей продала родину «за бусы». Читая Гансовского, Булычева, ранних Стругацких я вижу какой мир рисовали они — это был мир светлый и вполне вероятный, но лишь при условии отсутствия предательства со стороны своих же власть имущих.

А книга вовсе не о капитализме или коммунизме. Книга о том, что человеку нужны трудности, приключения, стресс, человек не может развиваться в состоянии вечной удовлетворенности. Если у человек всё есть, ему не к чему стремиться, не о чем говорить, некуда идти. Без риска нет азарта, без света нет тьмы, без беды нет счастья. Герой повести попадает в историю, в какую и не хотел бы попасть. Он думал, что будет счастливее получив больше спокойствия и удовлетворенности, но лишь попав в неприятности понял, что стал счастливее и увидел свою цель.

Оценка : 10
«Демон истории»
–  [ 7 ]  +

Tullma, 15 августа 2022 г. в 20:42

Если хорошо знать историю, то можно внезапно обнаружить, что автор совершенно прав. Личность способна изменить общество, но именно общество воспитывает эту личность. Идеи нарождаются среди народа как правило из-за какой-то неудовлетворенности, живут и варятся сами по себе какое-то время, обсуждаются среди людей искусства и науки, пока не найдется человек или группа людей, способных сконцентрировать эти идеи и воплотить в жизнь. Часто бывает и так, что личность вообще сама по себе не значит ничего, некая группировка имеющих возможность или власть людей просто находит среди себе подобных того, кто воплотит идею в жизнь. Однако это вовсе не значит, что личность совершающая преступления против человечности — не виновна, виновна и ещё как.

Кстати, в повести есть неточность. Гитлер никогда не носил фамилию Шикельгруббер, хоть эта байка и ходила в народе и в школе даже нам про это рассказывали. Однако это не верно, фамилия у Гитлера — именно Гитлер, так же как и у его родителей.

Оценка : 8
«Три шага к опасности»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 10 августа 2022 г. в 19:55

Нет, повесть вовсе не о том, что машины заменили человека и ему нечем стало заниматься. Раньше люди пахали мотыгой, теперь это делают трактора, но стимулов хоть отбавляй. Да и в мире Леха и Чисона людям есть чем заняться, существует нищета, а как следствие и стимулы должны быть — зарабатывать, например, чтобы обустроить свою жизнь. А как же насчет творчества? Нет, здесь речь идёт об инфантильности людей. Технологии шагнули настолько далеко, что дают людям счастье, удовлетворение, энергию — все то, что достигалось путем созидания, труда и общения. Больше не нужно всё это, ведь есть энергины и усилители. Если сейчас, чтобы быть бодрым, мы рано ложимся спать, бегаем по утрам, занимаемся творчеством, но если бодрость дается нажатием одной кнопки — к чему всё это? Больше нет стимула развиваться, остается лишь мечтать о мире, без «наркотиков», дающих радость, бодрость и работу лишь для того, чтобы купить еду и усилители, отринув творчество и азарт.

Оценка : 9
«Башня»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 11 июля 2022 г. в 09:04

Невразумительная вещица. Хотя, наверное, в советское время и она имела право на существование, хотя бы даже только и с идеологической точки зрения: здесь и бездушное западное общество, и драматическая судьба талантливого ученого-одиночки, и пусть и не оптимистичный, но вселяющий надежду финал. Плюс талант Гансовского писать так, чтобы это было интересно (вспомним хотя бы чудесный рассказ про «взятые» главным героем картины).

Но, читая эту повесть сегодня, так и не удаётся до конца понять, какую же мысль пытался донести до читателя автор. История с чёрными пятнами и бедствующим учёным может быть и жизненна, но не более — ни сколь-нибудь интересных идей, ни тем более увлекательности в предложенном читателю повествовании нет. Финал очевидно искусственен, да и правдоподобность отдельных эпизодов при чтении вызывает большие сомнения.

И ещё о названии произведения — почему «Башня», отчего «Башня»? В тексте ни о какой башне ни в прямом, ни в переносном смысле никаких упоминаний нет. Конечно при должном старании что-нибудь как-нибудь к этому слову притянуть можно, но будет ли это правильно? Ведь название произведения — это, всё-таки, его парадный вход, его лицо.

Оценка : 5
«Чёрный камень»
–  [ 4 ]  +

Zofo, 26 июня 2022 г. в 13:01

Рассказ — вариация на тему «Вторжение похитителей тел». Но если в классическом фильме 1956 года (роман-первоисточник я не читал) социальный подтекст лишь подразумевается, то здесь автор посвящает последние страницы морализаторству и бичеванию общественных пороков. И добротный, пусть и не оригинальный по общему замыслу, научно-фантастический рассказ под бой часов превращается в тыкву поверхностного памфлета. Эти страницы с поучениями не вырвешь, потому что резонёрский, уныло-благомысленный голос рассказчика — художника, некогда опустившегося до коммерческого успеха, но теперь вставшего на путь духовного возрождения — подводил к ним с самого начала. А жаль: сами события интересны, процесс вживания «гостя» в человеческое тело описан ярко, язык хорош. Если бы не зануда-рассказчик, могла бы получиться хорошая вещь.

Оценка : 6
«Стальная змея»
–  [ 8 ]  +

lammik, 20 июня 2022 г. в 11:15

Подводное землетрясение в Атлантике пробудило древнее зло, и вот уже отдыхающие на пляже Заячьего острова в Ленинграде подверглись атаке из невских глубин.

Рассказ неверно воспринимается читателями как некий ужастик, аналогичный фильму «Челюсти» с многочисленными продолжениями, но только в советском Ленинграде. А «Стальная змея» никакого отношения к триллерам и прочим хоррорам не имеет. И не только потому, что рассказ этот написан задолго до сценария фильма Спилберга. Если бы Север Гансовский захотел нагнать ужаса и жути, то он легко бы это сделал. Достаточно вспомнить «Хозяина бухты» и «День гнева». Но здесь он засеял словами делянку чистого юмора. Недаром же в самом начале проясняется ситуация со счастливым финалом истории. А какие смачные типажи! Представительница «богемы» Анетта Михайловна, её сосед алкоголик-водопроводчик Матвей Фёдорович, студент-первокурсник на свидании с лимитчицей из Костромы, советский милиционер-фронтовик, бьющий гадину прямо в глаз из ТТ. Ну и наконец единственная жертва природной катастрофы, про которую всё становится ясно из короткого предложения: «В его карманах были обнаружены две пачки денег в сумме двадцать тысяч рублей и несколько незаполненных бланков 5-й мыловаренной артели с круглой печатью.»

Читая, прямо отдыхаешь душой.

Оценка : 8
«Электрическое вдохновение»
–  [ 4 ]  +

Zofo, 18 июня 2022 г. в 11:57

Рассказ прекрасно написан, но построен вокруг сомнительной идеи, что хорошего актёра отличает от плохого интенсивность, с которой он передаёт зрителю свои эмоции, и если усилить эту передачу, зритель будет рыдать от восторга. Во-первых, почему только эмоции, а во-вторых — и главное, — не в интенсивности, конечно, дело, а в том, что именно выражает и передаёт актёр. Если актёр бездарен, то усилится разве что отвращение от того, как мелко и фальшиво то, что он изображает. А не то в кино актёр был бы тем лучше, чем крупнее план.

Впрочем, в концовке неожиданно оказывается, что всё это лишь теория и рассказ скорее психологический, чем фантастический. Правдоподобнее он от этого не становится, и всё по той же причине: бездарный актёр есть бездарный актёр, и ни фантастическими, ни психологическими уловками это так просто не исправить.

Язык и стиль рассказа на высоте, театральный мир провинциального городка выписан сочными сатирическими красками. Жаль, что сюжетная основа так неубедительна, обычно в жанровой фантастике всё наоборот: литературный дар большинства авторов не поспевает за их изобретательностью.

«Стальная змея»
–  [ 6 ]  +

Zofo, 18 июня 2022 г. в 11:54

Всегда хотели почитать ужастик в духе «Мглы» или «Челюстей», только чтобы нашествие неведомых чудовищ случилось не в такой же неведомой американской глубинке, а вот хотя бы в Ленинграде 1960-х, с его такими знакомыми мостами и фонарями на набережных, баржами на Неве и пляжем у Петропавловки, гудками буксиров и звонками трамваев, и чтобы «по Летнему саду прогуливались студент-первокурсник ЛЭТИ Митя Колосов и штамповщица Невского завода Надюша Зайцева» и мелькали на страницах подтянутые милиционеры, бойкие мороженщицы, разговорчивые водопроводчики — выпивающие, конечно, но дело разумеющие — и прочий советский люд, и чтобы были эти страницы не пересказаны кое-как с иностранного, а написаны добротным, пусть и с лёгким налётом канцелярщины, литературным русским языком?

Тогда этот рассказ для вас.

«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 2 ]  +

Zofo, 08 июня 2022 г. в 11:50

Хуже бывает, но редко. От опытного писателя такого не ждёшь. Пафос и риторика, романтика и научная недостоверность... Именно такие произведения и создавали научной фантастике репутацию чтива, нехудожественного по форме и ненаучного по содержанию. Вдобавок к началу 1970-х, когда этот научно-популярный очерк был написан, он как минимум лет на 20 отстал от литературного времени.

Десять тысяч лет назад охотники ещё не умели стрелять из лука в движущуюся цель с упреждением? Ну с чего это автор взял, да и когда ж им учиться-то оставалось – уже идёт переход от охоты к оседлому земледелию. И так во всём. Неправдоподобно выглядит и сама сюжетная основа. От полного провала спасает только энергичность авторских метафор.

Оценка : 4
«Чёрный камень»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 23 мая 2022 г. в 11:16

Умненько. И, кстати, довольно убедительно :). А если серьёзно, то вещь написана просто мастерски. Причем не только в смысле «что написано», но и «как написано». И в первую очередь это относится к остроумным рассуждениям о том, откуда же берутся себялюбцы — люди, которые и в первую, и во вторую, и в третью очередь живут только для себя.

Вообще писатели-фантасты давно уже приучили читателя, что пришельцы из космоса могут быть самыми разными: хорошими и плохими, маленькими и большими, зелёненькими и серобуромалиновыми.... Но до варианта, предложенного Севером Гансовским, никто так и не додумался :). И это ещё один плюс рассказа. А ведь есть ещё и великолепное «как написано». А написано так, что от рассказа трудно оторваться: увлекательно, логически стройно и убедительно, с остроумными неожиданными поворотами сюжета.

К сожалению сегодня уже ясно видно, что красивая идея автора не выдержала испытания реальностью: людей, живущих исключительно для себя столько, что никакие звёздные дожди никогда не смогли бы доставить к нам на Землю такого количества инопланетян, а то, что касается мысли об их перевоспитании обществом — так об этом и вообще уже следует забыть :(.

Оценка : 9
«Млечный путь»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 30 апреля 2022 г. в 19:29

Сильная вещь. Её бы для патриотического воспитания в школе изучать, чтобы ребята почувствовали гордость за своих дедов и прадедов, за свою страну, за то, что несмотря на все трудности и невзгоды, на две сокрушительнейшие и опустошающие войны, она стала одной из величайших держав мира.

Конечно задумка автора о разговоре главного героя, казалось бы совсем обычного старого человека, с самим собой, но более чем на полвека моложе — из 1918 года, хороша сама по себе, но то, какой сделал из неё рассказ (пьесу) Север Гансовский, как он смог показать — чего, как и за счет чего достигла наша страна всего за полвека, это просто великолепно.

Но ещё великолепнее то, что автор смог убедительно показать читателю, что больше для своей Родины делают отнюдь не те, чьи имена постоянно на слуху, а те простые люди, что живут и делают своё дело в этой жизни по совести, никогда не уходя от тех трудностей, что стоят перед нашей страной....

К недостаткам произведения можно, пожалуй, отнести лишь достаточно невзрачную предваряющую основной разговор часть рассказа (пьесы).

Оценка : 9
«День гнева»
–  [ 4 ]  +

Khavakolt, 29 апреля 2022 г. в 16:27

По атмосфере это напомнило мне сериал «Чёрное зеркало» (скорее даже одну конкретную серию) или пятую часть цикла о Темной Башне — «Волки Кальи» и я все ждала, что это будет либо иллюзией, как в первом случае, либо развязка будет примитивно-реалистичной, сыгранной на том, что страху свойственны преувеличения и искажения — как во втором. Но оказалось интереснее и заставило задуматься о теории нетождественности нас всему окружающему в результате того, что мы удостоены частицы Божьего начала, «святого духа», вменяющего нам и ответственность, и превосходство, и вечное скитание в поисках разгадки своей «ни на что не похожей» природы.

Это та красота, что неожиданно отыскалась в мусульманской философии и способна увлечь не как убедительная, но эстетически выверенная теория.

Это могло бы дать определённую веру в то, что такие — временами ничтожные — организмы, как люди, кроют в себе ту бесконечность, которую математики способны найти внутри любого максимально сжатого интервала числового ряда. В этом случае можно даже допустить, что если мы найдём способ научить животных высшей математике — языку вселенной — или другим интеллектуальным причудам, то человеческих — высших духовных — качеств это им все равно не прибавит. Звучит это скорее, как утешение, но взывает, наверное, к «светлым сторонам» нас.

Во всяком случае, иногда мы и сами доказываем себе, что высокий интеллектуальный уровень (или уровень образования) не добавляет нам духовных качеств и самые эрудированные из нас способны на проявление агрессии и беспочвенной злобы (при всей высокопарности всех этих фраз).

Я слишком что-то разошлась для такого маленького рассказа)

По итогу:

• мне понравился герой, способный к самостоятельным мыслям, но независимый от того образа, который он может создать, «молчавший тогда, когда ему нечего было сказать»;

• это было увлекательно;

• и, все-таки, мысль о превосходстве человеческих качеств над интеллектуальными, тоже понравилась, пусть согласиться полностью и сложновато. Но хотя бы простоту и доброту выделить можно.

Оценка : 9
«Новая сигнальная»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 19 января 2022 г. в 17:24

В жанре научной фантастики авторы всегда с большим удовольствием рассматривают тему экстраординарных способностей человека. Многие в своей жизни наверняка испытывали необъяснимое предчувствие опасности или беды, интуитивно воспринимали переживания другого человека. Гансовский в этом рассказе показал Николая Званцова как человека неожиданно открывшего в себе подобные способности в несколько необычном виде. Крайние ситуации, к которым безусловно относится ведение боевых действий, мобилизуют скрытые в человеке возможности. И в Званцове первый раз это проявилось, когда он единым образом полностью ощутил картину боя в виде огромного пространственного многоугольника. Эзотерик Петр Демьянович Успенский в своей книге «Tertium organum: Ключ к загадкам мира» предполагал, что тренируя способность восприятия предметов и пространства одновременно со всех сторон, мы расширим границы своего сознания. В рассказе произошло все наоборот. Чувства, обостренные опасностью боя, способствовали самопроизвольному выходу сознания Званцова за обычные рамки, что дало возможность видеть и чувствовать одновременно через разные точки пространства и людей, находящихся в этих точках. Кроме того появился дар предвидения ближайших событий. Таким образом, такое неожиданное раскрытие способностей Николая, сделало его психику чувствительным приемником гипотетических излучений человеческого мозга, что и составило основу сюжета рассказа.

К сожалению, парапсихология так и не приобрела официальный статус научного знания. В послесловии к рассказу в одноименном сборнике, говорится о начале исследований в этой области в начале 60-х годов прошлого века. Это было несколько необычно для советской науки, впрочем данные работы были попыткой поставить имеющиеся феномены на материальную основу. Как научный метод, это был очевидно правильный подход, только к сожалению в дальнейшем, подобные исследования не получили серьезной поддержки и стали уделом энтузиастов-одиночек, с приклеенным к ним ярлыком чудаков. Но для литературы нет подобных преград и Гансовский взял на себя смелость представить в общем-то мистику в научно-фантастической форме, подарив читателям интересный рассказ, в антураже подвигов советских людей во время Великой Отечественной Войны.

Оценка : 8
«Спасти декабра!»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 12 января 2022 г. в 10:39

Одно из первых (если не первое) произведений советской фантастики на тему экологии. И, надо признать, вполне удачное: эффектный антураж чужой планеты, довольно правдоподобные взаимоотношения между различными видами флоры и фауны, впечатляющая история деградации венерианской биосферы и, наконец, хрупкая надежда на то, что всё ещё возможно восстановить.

К сожалению, и наивного в рассказе сегодня видится тоже немало — странноватая пара наблюдателей, оставленных на планете непонятно для чего, совершеннейшее неверие в возможности науки придумать что-то, способное заменить декабров, чудесное появление одного из хищников спустя десятки лет после их полного истребления. Ну и верх всего — это, конечно, удивительный оптимизм автора: «С Землей-то всё в порядке. Последние капли нефти упали в моря и реки в 70-х годах, а начиная с 1980 года порча природы рассматривалась как тягчайшее преступление». Хотя если вспомнить, что Никита Сергеевич обещал народу, что построит основы коммунистического общества в нашей стране всё к тому же 1980-му .... :)

Оценка : 7
«Чёрный камень»
–  [ 5 ]  +

_Y_, 15 декабря 2021 г. в 21:33

Рассказ построен на оригинальном фантдопущении. Потому и читаю Гансовского с огромным удовольствием, что фантдопы у него просто великолепные. Не только читаю, но и перечитываю.

Однако, в этом, конкретном рассказе есть серьёзный изъян – мораль. Точнее не так – присутствие морали изъяном быть не может, а вот количество её… Количество превращает мораль в морализаторство.

Все уже поняли, что хотел сказать автор о бездушных индивидуумах, причём не только советского (рассказ вышел в 1978), но и любого другого общества. Все уже поняли, а автор повторяется и повторяется. Может наболело? Может быть. Может социальный заказ, добровольно-принудительный, так сказать? Тоже может быть. Но читать становится вязко и скучно.

В общем, как только почувствуете морализаторство, бросайте, больше в тексте ничего не найдёте, зато впечатление от прекрасной фантастики сохраните.

Оценка : 6
«Пробуждение»
–  [ 3 ]  +

DES, 15 декабря 2021 г. в 19:37

Короткий рассказ о том, как апатичный редактор случайно принял таблетку, которая развила его способности на максимум.

Интересная и фантастическая история. ГГ меняется на глазах, развивается и превращается в гения. Но действие таблетки рано или поздно закончится...

Роман Алана Глинна «Области тьмы» некоторые считают плагиатом. Он очень похож своей задумкой на этот рассказ, но, всё таки, у Алана роман получился намного интереснее.

Диктор Чупров Краснослав прочитал хорошо (7).

25 стр, 1ч10мин.

8,0 из 10

Оценка : 8
«Ослепление Фридея»
–  [ 5 ]  +

Rajt, 04 декабря 2021 г. в 13:17

Какие только дурацкие мысли не придут в голову по поводу и без! Вот такие мысли появились и после прочтения рассказа. Человек — венец творения, и безгранична мощь его разума. Нет ни одного открытия, которое второй человек не приспособил бы для благого дела — изничтожения себе подобного. Вот изобрел человек колючую проволоку для ограждения стада — и другой мудрец радостно пристроил её для нужд какого-нить концлагеря. Открыло человечество явление радиоактивности — и практически тут же радостно и активно одаренные лица стали стерилизовать неодаренных индивидуумов из соседнего кластера. Даже для праздничного фейерверка в небе Хиросимы и Нагасаки использовать умудрились — а чё, теплом и светом разве грех поделиться?! Даже клещи можно не только в столярке или кузнечном деле использовать — для маникюрных работ тоже чудесно подходят, проблемы с ноготками (а в хороших руках даже с пальчиками) «на раз» решают.

Это, собственно, преамбула. А вот теперь и сама амбула.

Открытие возможности видеть в темноте (не важно, что практическое применение ночного видения еще с 30-х годов прошлого века существовало, в немецкой армии, например). Талантливый ученый с мирным применением своего открытия и талантливый «бузинессмен» научно-административной ориентации со своей чуйкой прибыли (вояки прилично отслюнявят зелени). Два взгляда на изобретение двух людей. И разрешение конфликта взглядов. Простая, собственно, схема построения рассказа. Характер ученого очерчен мазками, скорее не характер человека, а архетип. А вот делец — это да, это — характер. Яркий, выпуклый, живой, с жизненной хваткой, подлостью, практичностью и циничностью.

Удалось Гансовскому изобразить так живо это столкновение. А вот экшн в конце рассказа — ну не его это, не вышел из Фридея ученый Рэмба, нет тут веры Северу Гансовскому. Впрочем, мне так кажется, не особо автор и стремился к живописанию финального шутера. Зато очень достоверно описал дальнейшую карьеру бизнессмена от науки. Пусть даже и одной фразой.

Однозначно, чудесный рассказ. И еще более актуальный в настоящее время.

Оценка : 8
«Побег»
–  [ 5 ]  +

volodihin, 14 июля 2021 г. в 01:10

Глубоко философская вещь. В сущности, элементы утопии, как и мотивы путешествий во времени, — всего лишь декорации к гимну, пропетому автором в адрес одной способности человека, а именно способности развиваться. Человек может изменить себя, изменить общество, изменить мир (труднее всего — себя), если ставит над собою чрезвычайно высокие, почти недостижимые идеалы и всё же упорно стремится взойти на эту высоту; если он смеет принимать смелые решения. Да, порой он ошибается, падает, разбивает лоб, но всё-таки в итоге движется, развивается, улучшает свой ум, свое тело, свою нравственность.

Вещь-то сделана в какой-то мере в пику люденству: Гансовский показывает, что далеко не пройдены пределы развития современного социума и современного человека. притом именно человека, а не сверхчеловека, не людена, не homo super (т.е. вариаций нелюди).

И... завораживающе хороши картины путешествия хроно-робинзона по берегу кембрийского моря...

Оценка : 7
«Инстинкт?»
–  [ 7 ]  +

volodihin, 13 июля 2021 г. в 02:36

Вещь намного — намного! — умнее, чем кажется.

Она, конечно, не о звездах и планетах, а о позднем СССР и, шире, обо всей планете, к состоянию которой Гансовский относится со скепсисом, почти выбирающим градус «Пикника на обочине» АБС. Отличие только в том, что у Гансовского нечто новое и жизнеспособное может быть построено. Притом не на руинах старого, а несколько в стороне, в отделении от старых центров цивилизации.

И Гансовский, умный человек с колоссальным жизненным опытом, слава Богу, не торопится принять одну из сторон или «партий», дискутировавших между собой в процессе агонии СССР, как родную. Он плывет поперек всех концепций, ничего не утверждает и не отвергает без размышления. Хороший пример для современных фантастов, пишущих социально-политическую НФ.

Оценка : 8
«Инстинкт?»
–  [ 4 ]  +

volodihin, 13 июля 2021 г. в 02:26

Две поздние вещи большого мастера, давно состоявшегося и потому позволяющего себе обилие философской рефлексии. Некоторые размышления двух главных героев из двух повестей, составивших сборник можно рассматривать как небольшие самостоятельные эссе.

То, что кажется «наивным», «детским» в первой повести («Инстинкт?»), в действительности — результат размышлений человека, много повидавшего на своем жизненном пути, в том числе и очень много зла, а потому избегающего принимать социальные матрицы, кажущиеся взрослыми из-за своей ложной очевидности...

Надо внимательно слушать дедушку, внимать ему с почтением, поскольку дедушка знает больше, чем все комсомольцы вместе взятые.

Оценка : 8
«Человек, который сделал Балтийское море»
–  [ 9 ]  +

Darth_Veter, 21 июня 2021 г. в 22:49

Вообще-то это не совсем фантастический рассказ — скорее, вольная фантазия на историческую тему. Как следует из названия, речь в нем идет о моменте создания Балтийского моря... человеком. Якобы, таким образом он хотел избавиться от волчьей стаи, которая преследовала людей на суровых просторах Северной Европы. Тогда там вместо моря была огромная котловина, заросшая травой и редким лесом. Охотник и его женщина шли по ее дну, стремясь за отступающим ледником (точнее, за оленьими стадами, живущими на просторах этого ледника). Они еще не привыкли к открытой земле, не имея никакого представления о земледелии и животноводстве. Всё это будет в нескором еще будущем, которое уже стоит перед ними в ряду поколений, исходящих от этих двоих людей. Осталось только сделать выбор, на какую сторону промоины перейти: если влево, они станут родоначальниками викингов, этого проклятия морей, а если вправо, то их дети заселят Великорусскую равнину и построят Кыев-град.

Понятно, что образ древнего человека специально романтизирован писателем, ибо такова была традиция в советской литературе в целом: если уж и рассказывать о прошлом, то в светлой мечтательной манере, без негатива и печального финала. Чтобы наше прошлое было гуманным и примечательным. Чтобы было с кого брать пример пионерам и комсомольцам. Чтобы была видна связь поколений (вчера наш предок «сделал» Балтийское море, а сегодня его потомки штурмуют космос). Святая ложь во благо подрастающего поколения...

На самом деле всё было куда прозаичнее. Долгое время дно Балтийского моря на самом деле было возвышенностью Русской тектонической плиты, пока 700 тыс. лет назад ее не укрыл Великий ледник. Тяжесть льда вызвала прогиб материкового ложа, и во время таяния ледника оно начало заполняться водой (14 000 лет назад). Приблизительно через 3700 лет тонкую перемычку в районе Центральной Швеции прорвало, и Балтийское ледниковое озеро превратилось в Иольдиевое море. Но это еще не всё! Где-то через 1000 лет Скандинавия поднялась над уровнем Мирового океана, и бывшее море снова превратилось в озеро. В шестом тысячелетии до новой эры уровень Мирового океана вновь вырос, и Балтийское море установило с ним связь в привычном для нас месте — в районе Датских проливов. Сомневаюсь, что древнему человеку было под силу вырыть эти проливы! Так что Балтийское море никто не «прорубал» — это всего лишь поэтико-лирическая вольность писателя. Аналогичной вольностью является и намек на происхождение славян. Такой многочисленный народ, конечно же, не мог произойти только от двух человек. Современные историки предполагают (а точно это узнать уже не удастся), что славянская нация образовалась в результате смешения между собой индоевропейских, арийских, балтийских и антских племен. Произошло это приблизительно в V-VI веках новой эры. От момента образования Балтийского моря это событие отстоит аж на 6,5 тысяч лет! Описанная в рассказе пара, скорее всего, положила начало балтам, которые лишь спустя тысячелетие смешались с протославянами. Вот так наука на корню убивает всю романтику...

На момент написания рассказа ученые еще мало что знали про неандертальцев, поэтому автор допустил здесь характерную ошибку, считая их одними из предков описанных в рассказе людей. Увы... Неандертальцы были СОВЕРШЕННО ИНЫМ биологическим видом, существовавшим ПАРАЛЛЕЛЬНО с кроманьонцами, от которых и пошли современные европейцы. По понятной причине, герои рассказа были именно кроманьонцами.

-------------------

РЕЗЮМЕ: черезчур романтизированная (и потому неправдоподобная) история создания Балтийского моря. Считайте ее прозаической формой героической лирики.

Оценка : 7
«Новая сигнальная»
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 15 июня 2021 г. в 10:42

Вполне можно было бы написать и «правдоподобный» (за исключением фант.допущения) рассказ о случае на фронте. Однако Гансовский предпочёл литературный приём «ненадёжный рассказчик» для прикрытия натяжек и недоделок, и оформил собственно сюжет в виде рассказываемой в тылу фронтовой байки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немецкий агент-женщина (в личине глухонемой)
на передовой РККА. Правильная затея, серьёзно?

• Званцов то читает намерения пилота «Юнкерса» (в радиусе, очевидно, пары километров), то почему-то _уверен_, что подслушанный им гитлеровец находится совсем близко, непосредственно на КП. А позже Званцова ВНЕЗАПНО бьёт по балде вражеский агент. Ах да, мы же только пересказываем то, что слышали.

• Странно, что моторизованная ракетная часть торчит на одном месте вместо того, чтоб бегать по советскому выступу юго-восточнее Харькова и утюжить контратакующих немцев. Сказано, что без малого 11 месяцев от «Барбароссы», т. е. 21 мая 1942 года или несколькими днями раньше.

• Про доверчивость охраны и контрразведки уже высказались другие ораторы.

• Той же ненадёжностью пересказа можно оправдать и в целом довольно бестолковое описание подслушивания мыслей.

Оценка : 7
«Млечный путь»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 14 июня 2021 г. в 22:56

Вполне характерный пример советской фантастики социального типа. Главный герой вспоминает свою жизнь по просьбе потомков из далекого будущего и понимает, что эти годы прожиты им не зря. Автор добавил в повествование много эмоциональных моментов, превратив сухую почти до официозности историю в романтическую новеллу. Один из ключевых вопросов, поставленных им звучит знакомо: можно ли (и самое главное — нужно ли) переделывать собственную биографию, если предоставится такая возможность? Казалось бы, ответ очевиден: конечно, нужно! Действительно, поднимись герой в атаку всего на секунду позже командира — и грядущее благополучие будет ему гарантировано. Но при этом он уже никогда не познакомится со своей будущей женой и не познает счастья семейной жизни. А также уважения и почета в жизни настоящей. Стоит ли овчинка выделки? Сложный моральный вопрос, который каждый решает в меру своей распущенности. Единых советов тут нет, хотя автор и настаивает на сохранении существующего status quo.

------------------

РЕЗЮМЕ: невероятная история про общение с самим собой в день рождения Советской Армии. Молодому поколению определенно будет полезно, хотя и непонятно (без разъяснения).

Оценка : 7
«Пробуждение»
–  [ 6 ]  +

AiRon88, 28 мая 2021 г. в 10:45

Любимый рассказ Гансовского. Небольшой по объёму рассказ на голову превосходит роман «Области тьмы» (который мне тоже очень нравится). Особенно мне нравится финал: он вселяет веру в человечество (в экранизации «Области тьмы» тоже финал оптимистичней, чем в книге, но там всё положительно именно для героя). У Гансовского этот крохотный эпизодик про то, что дочь главного героя словно «проснулась», причём без всяких таблеток, делает и без того крутой рассказ просто великолепным!

Оценка : 10
«День гнева»
–  [ 9 ]  +

Visor., 28 марта 2021 г. в 04:28

Очень хорошо написанный, колоритный рассказ. В нём очень интересным образом переплетается и тень надвигающейся беды, и остросюжетность, и глобальные вопросы вроде: «Что делает человека человеком.» Немаловажной частью рассказа является описание психологических кластеров населения, сочувствующие, жители, противники, учёные мира и т.д. Главные и второстепенные герои расписаны очень правдоподобно, а воспоминания героев придают не только достоверности событиям, но и рассказывают предысторию случившегося. А также только под конец понимаешь, почему именно так названо произведение.

Замечательно написанный рассказ. Рекомендую к прочтению.

Оценка : 9
«Побег»
–  [ 4 ]  +

Visor., 13 февраля 2021 г. в 02:44

Оговорюсь сразу: прочитал именно рассказ, который позже был переписан в полномасштабную повесть «Побег».

Как по мне, во время прочтения бросилась некая нереалистичность в виде невероятной выживаемости главного героя. Либо в будущем человек так эволюционировал, что может легко переносить все тяготы и невзгоды на физическом и психическом уровне, либо с детства тренировки у них невероятные, либо мутации им делают. В общем, это была единственная претензия к автору. И, если честно, она практически затирается самим повествованием. В результате даже понимаешь почему главному герою дали такие способности. Да и мир и технологии будущего вполне допускают такое искусственное развитие человека. Рассказ сам по себе философский. Показывается становление героя, которого осудили за некое преступление. А к преступлению его привело то, что в обществе будущего и есть борьба за выживание, и в то же время и нет борьбы в нормальном понимании этого слова, все психически обозлены, каждый варится в своём котле, каждый стремятся к пустой конкуренции ради конкуренции. Люди забыли кто они:

«Мегаполис не станет тебя слушать. В результате сознание неполноценности, и на улице каждый старается себя утешить, взглядом отыскивая тех, кто еще слабей, проще. Нашел — доволен. Вот шагаешь, и понятно: этому доставил маленькую дурную радость, и этому, и вон тому. Черт возьми! Да кто я для вас — козел отпущения?»(цитата)

Вот за то, что человек осознал себя как личность, которой необходим рост, которой необходимо развиваться, но которой не подходит такая жизнь в душных рамках, где в процессе развития ты превращаешься в бездушную машину, был суд и его засудили. Только за это ли его засудили? Герой понял, что у него нет таланта, чтобы взобраться на вершину, а если нет таланта, то ты не сможешь пробиться наверх, хоть из кожи вон вылезли. А вот те, у кого он есть... вот был бы у него талант делать что-то или стремиться к чему-то, получить такой опыт, и использовать его, чтобы быть на голову, на две выше других! Вот родиться бы таким!... Однако, озлобленность этими мыслями, раздражение и последующее преступление... и вот, он на скамье подсудимых и ему вынесен приговор. Вот только какой же приговор ему вынесли?

В процессе чтения под конец рассказа начинаешь задаваться вопросом: «А осуждение ли это судом? И не является ли этот «Суд» так же карательным органом, как и «Приют для слабоумных» является приютом в рассказе Айзека Азимова «Профессия»?

Рассказ побудил к прочтению полной повести.

Оценка : 7
«День гнева»
–  [ 10 ]  +

wowan, 12 февраля 2021 г. в 01:00

Ну, если не повторять   умные мысли, о которых   здесь писали   до меня (Medveds lives matter! и тд), то рассказ, прочитанный лет в 25, произвел впечатление чего-то болезненно жуткого, к чему не хочется возвращаться. Как «Кладбище домашних животных» Кинга (хотя добавить роман в список похожих произведений на стр. «Дня гнева» почему-то не получилось). И это признавая сюжетное качество и мастерство писателя. Рассказ, он... он весь как... как нечто грязное и гнойное, что писатель с усилием вырвал откуда-то из сокровенных глубин не знаю чего.

Оценка : 9
«Побег»
–  [ 9 ]  +

Nick Che, 28 января 2021 г. в 10:42

По моему мнению это лучшее произведение Севера Гансовского. И не просто лучшее — шедевр.

И одно из лучших в принципе в советской и зарубежной фантастике вообще.

Такого уровня вещей можно пересчитать по пальцам.

Во время чтения часто ставил себя на место главного героя. Как бы я действовал в такой ситуации? Смог бы?

Оценка : 10
«Винсент Ван Гог»
–  [ 11 ]  +

dgolland, 05 декабря 2020 г. в 20:17

Повесть с удовольствием читают и не поклонники фантастики. Хоть я немного и знаком с творчеством и историей жизни великого художника (даже удалось побывать в городе Арль (последнем приюте Ван Гога), после прочтения повести появляется чувство личного знакомства с гением. Гансовскому удалость то, что удается очень не многим писателям.

Оценка : 10
«Идёт человек»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 18 ноября 2020 г. в 11:01

Одна из лучших книг серии «Библиотека советской фантастики» и, думается, самый удачный авторский сборник Севера Гансовского. Так совпало, что в него оказались включёнными его самая лучшая повесть («Винсент Ван Гог») — произведение, не только прекрасно обыгрывающее парадоксы временных перемещений, но и позволяющее большинству читателей открыть для себя незаурядную личность — художника Ван Гога, и несколько великолепных рассказов («Электрическое вдохновение», «Кристалл», «Пробуждение») — самых разнообразных по жанру и тематике, но про каждый из которых можно с твёрдой уверенностью сказать: это НАСТОЯЩАЯ фантастика.

Под стать перечисленным и остальные рассказы сборника. Пожалуй, всего лишь двум вещицам из этой книги («Идёт человек» и «Зверёк») можно предъявить некоторые претензии по авторским натяжкам, но в целом и они выглядят вполне достойно.

И ещё. Эта сборник единственный, в котором произведениям Гансовского свойственны не только интересные проблемы, великолепные язык и стилистика, но и юмор, и ирония — очень интеллигентные, но при этом всегда вызывающие улыбку, а временами и настоящий смех.

Оценка : 8
«Пробуждение»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 17 ноября 2020 г. в 11:34

«Какие мы есть и какими могли бы быть» — тема не только чрезвычайно плодотворная для писателя, но и очень интересная для читателя: ещё бы — как здорово, лёжа на диване, представлять себе, каким бы ты мог быть, если бы сильно захотел и чуть-чуть поднапрягся. Ну, или если бы к тебе в руки попала такая же таблетка, как Фёдору Пряничкову :).

Однако, плодотворная идея плодотворной идеей, а для того, чтобы получился такой вот замечательный, красивый, умный и интересный рассказ, ещё и недюжинный писательский талант, такой как у Севера Гансовского, надобен. И здесь опять нельзя удержаться, чтобы не заметить — как и во многих других произведениях автора, впечатление на читателя производит не только (и не столько) идея произведения, не только его сюжет, но и то, как это написано: собственно текст.

Каждая фраза у Гансовского суперточная, каждая бьёт точно по цели и ни в одной из них невозможно ничего не добавить, не убавить. А ещё они просто очень интересны и часто заставляют задуматься, а потом, как правило, и согласиться с ними. Вот, к примеру, одна из таких фраз: «Каждый из нас прочитывает бесконечно много, каждый не помнит из прочитанного почти ничего» :).

Оценка : 9
«Три шага к опасности»
–  [ 7 ]  +

lammik, 12 ноября 2020 г. в 17:45

Машины научились не только делать, но и думать. И вот уже люди медленно деградируют, принимая «услители», полностью лишившись стимулов к творчеству, познанию и открытиям. И только некоторые задумываются о побеге...

Несколько депрессивная картина будущего, написанная как всегда мастерски, с небольшим лучиком надежды в правом верхнем углу. Чтобы избежать чего-то подобного у Войскунского с Лукодьяновым в «Плеске звёздных морей» стали уничтожать андроидов. И у них же в «Формуле невозможного» ситуация доведена до предела с Каруселью смерти и раздачей пайка элоям. Здесь же одно то, что люди, пусть и не все, осознают ненормальность происходящего, уже вселяет уверенность в том, что перед нами очередная стена, через которую человечество так или иначе переберётся как и миллионы раз до того.

Так что луддитствовать пока рановато, ибо тяжёлый механический труд всё же стоит оставить машинам. А вот от третьего шага к опасности стоит воздержаться. Думать должен человек, в идеале — каждый.

Оценка : 8
«Шаги в неизвестное»
–  [ 2 ]  +

lammik, 10 ноября 2020 г. в 20:55

Шаровая молния встретилась с ядерным реактором, и с того момента жизни простого советского инженера Василия Петровича Коростылёва и мелкого антисоциального элемента Жоры резко ускорились, убыстрив своё течение аж в 300 раз. И это не предел...

Ставить в укор данной повести тот факт, что основная её идея взята из «Универсального ускорителя» Уэллса нельзя хотя бы по той простой причине, что в тексте есть отсылка к этому рассказу. А вот все претензии к ненаучности имеют под собой серьёзные основания. И если, читая, задумываться о механике, метаболизме и т.д., то впечатление от душевной, пусть и несколько наивной вещи, будет испорчено. Вот только повесть эта не учебник физики. Она о том, что на свете есть много неизведанного, и о том, как же это здорово!

Оценка : 7
«Кристалл»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 30 октября 2020 г. в 15:47

Вот, вроде бы, ничего особенного: ну, есть кристалл, который превращает право в лево, а процесс старения в процесс омоложения.... Но как написано! Рассказ можно охарактеризовать всего тремя словами, но с приставкой «очень» — очень остроумно, очень увлекательно, очень весело.

Причем все эти элементы относятся, как уже было сказано, в гораздо большей степени к таланту автора, чем к идее произведения. Манера какого-то полуироничного изложения, да ещё с явным привкусом стёба, в отношении нашего будущего как нельзя лучше подходит к сюжету рассказа. Чего стоят одни трудоголики будущего, увлечённые каждый своей идеей и не очень-то интересующиеся всем остальным. Ну и, конечно, нельзя не восхититься теми перлами, что разбросаны по этой вещице и которые и сегодня, спустя полвека, выглядят всё также здорово. Вот, например (про героя, прошедшего через кристалл нечётное число раз и поэтому молодеющего вместо обычного старения): «Он, между прочим, очень быстро всё забывает, что раньше знал. Думаю отдать его осенью в школу, в девятый класс, а потом будет переходить соответственно в восьмой и в седьмой. Нельзя же совсем без образования.» :)

Оценка : 9
«Стальная змея»
–  [ 10 ]  +

artem-sailer, 05 октября 2020 г. в 17:45

Как-то удивительно даже, что жил себе, мнил себя неплохим знатоком и любителем НФ, а вот ведь — понятия не имел, что одним из классиков советской фантастики считается совершенно не знакомый мне Север Феликсович Гансовский. Прочитав данный сборник, ознакомился с его творчеством и теперь понимаю, что не зря его так называют — действительно, очень оригинальный и сильный писатель.

Причём, как и пишут в биографиях и обзорах творчества Севера Феликсовича, особенность его произведений в том, что их не всегда можно считать в полной мере фантастикой. Это скорее высококлассная литература, в которой фантастические мотивы являются вспомогательным элементом, позволяющим реализовать идею автора, развить мысль и наиболее чётко и доступно донести до читателя.

Обычно, в отзывах на сборники я стараюсь выделить и кратко откомментировать наиболее запомнившиеся рассказы. Однако на этот раз, составляя список, столкнулся с тем, что в число таких вошло более половины произведений. И это лишний раз доказывает неординарность писателя.

Поэтому просто перечислю те рассказы, которые однозначно могу рекомендовать широкому кругу читателей:

— Хозяин бухты

— Чёрный камень

— Полигон

— Стальная змея

— Голос

— Пробуждение

— Человек, который сделал Балтийское море.

Оценка : 8
«Идёт человек»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 05 октября 2020 г. в 17:09

Это, конечно, не фантастика, а скорее антропологическая зарисовка из доисторических времён. Человек разумный, его конкурент — то ли неандерталец, то ли ещё кто-то (не силён в этом вопросе) — а также пещерные львы, вымирающие бегемоты и вот это вот всё.

Читается легко, увлекает, в рассказе наши предки делают, что называется, небольшой шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества. Из таких вот шажков и складывается не только развитие интеллекта, но и вообще — вся эволюция.

Как и в других произведениях Гансовского, язык повествования насыщен, ярок, герои выглядят живо и естественно, идея понятна и близка — только человеку в полной мере присущи такие качества, как взаимопомощь, самопожертвование, способность к обучению и изобретению. У некоторых животных, безусловно, этот тоже есть, но вероятно, не ошибусь, если скажу, что не в такой степени, как у человека — и в этом жизнеутверждающее начало данного произведения.

Оценка : 8
«День гнева»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 04 октября 2020 г. в 21:03

У рассказа много восторженных отзывов (впрочем, и отрицательные тоже имеются), но мне он показался каким-то незаконченным. Нет, читается на ура, захватывает, есть и динамика, есть и живые герои, и интрига, и отступления, повествующие об истории вопроса. Наконец, идея, несколько неожиданная, но вполне ясная и понятная, но кажется, что читаешь что-то большое, а концовка какая-то стремительная и... скомканная, что ли?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Учёные ставят эксперимент по выведению гибрида человека и медведя, вскоре развитие выходит из-под контроля и подопечные — жестокие полулюди-полузвери — оказываются на свободе, к тому же — хищники и каннибалы, терроризируют фермеров и будто бы стремятся к завоеванию мира. А учёные и чиновники бросают местных жителей на произвол судьбы.

Сюжет понятный, много раз использовался, особенно в западной литературе — с одной стороны. И, разумеется, с другой стороны очевидно, что для советской фантастики середины 60-х подобная тема была практически откровением, но чего-то не хватает в рассказе. Почти что ужастик, но недосказанность и незавершённость смазывают картинку.

В общем и целом, прочитать стоит. Но не ждите чего-то сногсшибательного. При всём уважении к автору.

Оценка : 8
«Голос»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 04 октября 2020 г. в 20:05

Сильный рассказ, прежде всего — в общелитературном смысле. Написан в излюбленном Гансовским стиле — на этот раз монолог от лица итальянского парикмахера в годах, который в специфической для южного жителя темпераментной и словоохотливой манере повествует о загадочной истории своего знакомого — молодого человека, буквально болеющего национальной итальянской «заразой» — любовью к опере.

О да, кроме футбола, спагетти и мафии в Италии есть ещё и музыка, есть серенады, есть арии, есть опера. Читая этот увлекательный рассказ, настолько глубоко погружаешься в знойную и эмоциональную атмосферу Италии, что даже не верится, что данный текст мог написать наш, советский, писатель. Никогда не был в Италии, но именно такой я её и представлял себе — с людьми, помешанными на музыке, страсти, открытыми сердцем настолько, что рассказчик-парикмахер, увлёкшись повествованием, уже давно и забыл о своих обязанностях, а мыло на лице его клиента засохло. Впрочем, клиент, выслушивающий этот рассказ, и сам не против, с увлечением следит за развитием событий, не терпится узнать, чем же история закончилась.

Не обходит стороной Гансовский и традиционную для себя социальную тему: противопоставление бездушных миллионеров, жадных до наживы деляг и простого парня, искренне приверженного искусству, беззаветно любящей его девушки, которой без разницы, какую ступень социальной лестницы тот занимает. Безвозмездная служба прекрасному, потребность делиться знаниями и опытом с ближним — вот извечные мотивы, озвученные писателем в этом произведении.

Оценка : 8
«Полигон»
–  [ 9 ]  +

artem-sailer, 04 октября 2020 г. в 19:04

Пожалуй, не ошибусь, если назову рассказ легендарным. Думаю, найдётся не очень много людей соответствующего поколения, кто не смотрел в 80-е мультфильм, снятый по этому произведению. Мультфильм более чем достойный, после прочтения рассказа посмотрел и его, освежил, так сказать, в памяти — смотрится на ура даже сегодня.

Так вот, сам рассказ — первоисточник — конечно же, тоже великолепен, в стиле Гансовского, реалистичен, психология, антивоенный и гуманистический посыл реализован изящно и прямо в точку — совсем как непобедимый танк — главный герой рассказа.

Говорят, что гибель одного человека — это трагедия, а гибель многих миллионов — всего лишь статистика. Именно эти две грани неразрешимого противоречия являются центральной темой данного рассказа, где гибель сына на войне является трагедией для профессора, но лишь мимолётным моментом в статистической сводке, ежедневно ложащейся на столы генералов и политиков.

Профессор же решил переместить военных в другую часть уравнения, чтобы они на своей шкуре ощутили все «прелести» состояния рядового перед лицом машины смерти. А когда мы переносим одну часть уравнения в другую, то итог оказывается равным нулю — именно столько главных действующих лиц уцелело к финалу произведения.

Оценка : 9
«Операция»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 03 октября 2020 г. в 11:11

Рассказ-шутка, который удался скорее умению Гансовского писать интересно, чем из-за своей сюжетообразующей идеи. Смотрите, какая интересная завязка: «Проходит месяц, юноша начинает поправляться, и тут выясняется, что в спешке ему повернули мозг на сто восемьдесят градусов. «Право» и «лево» поменялись местами, затылочная доля мозга оказывается впереди, лобная сзади — в таком духе. Покрутились-покрутились, а что делать?...» :). И далее всё в том же духе. А если ещё и учесть, что автор никогда не затягивал свои вещи, пытаясь увеличить листаж (в нашем случае это всего с десяток страниц), то становится понятным, что рассказ должен читателю понравиться.

Что же касается идеи переключения в мозгу человека сигналов, идущих от органов восприятия, то она отнюдь не оригинальна (сразу вспоминается Виктор Савченко с его «Перепутанным»). Только почему-то лишь Гансовский взялся решать её в шутливом ключе и вот оказалось, что и её юмористический вариант ничуть не хуже, чем проблемные и серьёзные :).

Оценка : 7
«Новая сигнальная»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 22:28

Как и во многих других произведениях автора, в данном рассказе фантастические элементы вплетены в повествование скорее ради более полного раскрытия сюжета. Полноправной фантастикой это не назовёшь, что, насколько я понимаю, является неотъемлемой чертой стиля Севера Феликсовича и, на мой взгляд, нисколько не уменьшает достоинств его произведений.

Не могу сказать, что этот рассказ мне понравился больше других, я бы даже сказал, что он немного путанный, как мне показалось, логика чуть страдает. Но это моё личное мнение. И рука не поворачивается поставить оценку пониже, хотя бы потому, что автор сам фронтовик и тема войны для него была, надо полагать, не только знакома, но и дорога.

В целом, чтение захватывает, вполне достойное произведение.

Оценка : 8
«Чёрный камень»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 22:01

Это, конечно, не фантастика как таковая. Фантдопущение здесь — просто аллегория, позволяющая поставить вопрос: а является ли современный гражданин человеком в моральном плане?

Этакий памфлет, обличающий советское мещанство. И очень характерно, что рассказ написан в конце 70-х — в эпоху безыдейности, стремления жить «как люди», «не хуже других», хапужничества, блата и прочего и прочего. Перекликается, кстати, с другим рассказом Гансовского — имею в виду «Пробуждение». Там тоже фантастическая идея умозрительна, я бы даже сказал — несостоятельна, а вымышлена лишь для того, чтобы поставить вопрос ребром.

Не обойдена вниманием и тема жадного, необузданного потребительства, которое автор трактует уж слишком по-современному. Пугающе современному, я был немало удивлён тем, что подобное можно было высказать, обозревая реалии образца СССР 1978-го года. Если это такая гротескная экстраполяция в будущее, то Гансовский попал в самую точку — сегодня такое безудержное потребительство на грани бездумного расходования ресурсов — неотъемлемое качество нашего общества.

Теплоламповые зарисовки советского быта оборачиваются саркастической усмешкой и идейным призывом на «примере себя».

На мой взгляд, интересный рассказ, тем более, стиль автора, как всегда, на достойном уровне, события захватывают, текст изобилует сочными выражениями, меткими замечаниями и яркими деталями.

Кстати, признаться, удивлён, что советскому зрителю был знаком западный научно-популярный фильм «Воспоминания о будущем», снятый по произведениям швейцарского уфолога Эриха фон Дэникена.

Оценка : 8
«Хозяин бухты»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 18:35

Очень любопытный рассказ, в котором люди столкнулись с неким существом, обитающем в океанской пучине и питающимся аж акулами. Существо идентифицировать не получается да и как-то маломальски описать затруднительно. На основе скудных по содержанию наблюдений герой делает вывод, что это что-то вроде роя очень мелких единиц, которые в определённый момент могут сливаться в целое и специализироваться настолько, что у этой массы появляются необходимые для охоты органы.

По прошествии лет идея уже не кажется такой привлекательной, однако во время написания рассказа смотрелось это наверняка очень оригинально. Герои прописаны ярко и живо, даже отрицательный персонаж — голландец с сомнительным прошлым и расистскими взглядами. Ну, и конечно же, увлекающий стиль Гансовского располагает к неотрывному чтению. Временами, кстати, немного жутковато.

Оценка : 8
«Кристалл»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 18:18

Я бы не стал серьёзно относиться к данному рассказу, читал его с лёгкой улыбкой на лице. Не юмор даже, наверное, а едва угадываемая между строк ирония. Сказать, что в произведение заложена оригинальная фантастическая идея, тоже, вроде как, нельзя. Инопланетный кристалл при определённой обработке приобретает странные качества — становится неким порталом в параллельный мир, в котором время течёт в обратном направлении. Этакая контрамоция, но не дискретная, как у Стругацких, и даже не прямолинейная, когда люди ходили бы задом наперёд, а просто — контрамоция абстрактная. Не научная, а... так сказать, философская.

Ну и ладно, в общем-то, читать интересно, скорее даже из-за стиля изложения и вышеупомянутого юморного и лёгкого течения сюжета.

Оценка : 7
«День гнева»
–  [ 3 ]  +

Rimbold, 22 сентября 2020 г. в 00:26

Пытался перечитать, но не смог — бросил. С позиции современного взрослого человека сюжет воспринимается как нереальная дичь, а даже в фантастике он должен следовать логике действий и соотноситься с реалиями. Лаборатория в глуши где нет ни дорог, ни коммуникаций, и живут лишь одни зашуганые колхозники — это где такое может быть, в какой стране и кому нахрен надо? Фермеры не могут жить в изоляции от цивилизации с ее армией и полицией — им нужно куда-то отвозить на продажу свою продукцию и как-то ввозить топливо, удобрения и прочий навоз. Кто будет бросать лабу стоимостью в миллионы баксов? Автор был попросту прекраснодушный мечтатель, но эти фантазии и поучения мало кому реально нужны. Полстраны очковыми сортирами-скворечниками пользовалась и газетой подтиралась, а Гансовский, при всем уважении, и ему подобные за какие-то возвышенные истины топили. Короче, не идет этот советский нафталин никак.

«Электрическое вдохновение»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 16 сентября 2020 г. в 19:02

Одно из тех редких произведений, которые обязательно поднимут настроение своему читателю. Причём заслуга тут отнюдь не в фантастической идее — она в рассказе самая что ни на есть традиционная: использование аппаратуры для усиления психоэмоционального воздействия актёра на зрителя. И не в эффектном неожиданном финале (впрочем, для искушенного читателя вполне предсказуемом), позволяющем заиграть новыми красками всему предшествующему повествованию.

Главное же достоинство этого, в общем-то, довольно простенького рассказа — это КАК он написан: лёгкость чтения неимоверная, какой-то очень уютный и добрый текст, все события — вполне узнаваемые по нашей жизни, а улыбка (именно улыбка, а не хохот и не ржач) не будет сходить с губ читателя до самой последней строки повествования.

Причём, рассказ этот, кажется, ещё в некотором роде и уникальный: боюсь ошибиться, но похоже это единственное произведение автора, в котором он позволил себе пошутить. И получилось у него это, надо признать, отлично :).

Оценка : 9
«Стальная змея»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 22 августа 2020 г. в 21:32

Рассказ в форме газетных сообщений, с хорошей иронией, практически в стиле Зощенко. Сама идея конечно не особо мудреная, но описание появления «змеев» в столице трёх революций сделано с таким блеском, а жертвы событий подобраны и социально — правильно, и одновременно — со стебом автора «над тем, что правильно». В общем, автор «оторвался».

Рекомендую, душевная вещь.

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 10 11



⇑ Наверх