Тед Чан отзывы

Все отзывы на произведения Теда Чана (Ted Chiang)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 538

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 10 11

«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 8 ]  +

ivan2543, 30 ноября 2012 г. в 21:53

Как много проблем принесла людям красота. Нет, не красота абстрактная – она ничего, кроме радости и положительных эмоций не приносит. Нет, я о красоте человеческой внешности, которая часто становится настоящим проклятием – и для тех, кто ею обладает, и для тех, кто хочет ею обладать.

Героям повести предлагается выход – процедура, отключающая в мозгу восприятие красивых и некрасивых лиц на инстинктивном уровне. Каллиагнозия, как ее называют, не касается собственно эстетического восприятия красоты – прошедшие процедуру по-прежнему будут восхищаться пейзажами, бабочками, шедеврами живописи, спортивными автомобилями – то есть красотой, не зависящей от «зашитых» в подсознание человека антропометрических данных.

Решение многовековой проблемы восприятия человеческой внешности, предложенное автором, замечательно. Однако, есть сомнения, что оно работало бы в реальности так жестко, как это показано в повести. Прежде всего, красота человека связана не только с пропорциями его лица и оттенком кожи. Она зависит еще и от того, как он ведет себя, как движется; в значительной степени от его мимики. Многие популярные актеры не слишком соответствуют канонам человеческой красоты, что не убавляет их харизмы. Жизнерадостный и остроумный человек, с грамотной речью и приятным голосом произведет более положительное впечатление, даже если у него шрам на лице и хромая нога. А накачанный Аполлон, который тупо вращает глазами и выдавливает из себя фразы, состоящие из междометий и ругательств, сразу внушает отвращение. С женщинами ситуация сложнее – большинство мужчин сильно настроены на визуальное восприятие и часто обманываются, считая, что за красотой обязательно стоят доброта и ум. Но и в этом случае, только милым личиком добиться ничего не получится. Так вот – каллиагнозия действительно сделала бы более сложной манипуляцию собеседником при помощи внешности. Но отключить полностью восприятие красоты, настолько, что некоторые прошедшие эту процедуру учащиеся забыли понятие «красивый человек» — это не представляется возможным. Потому, что существуют и другие критерии красоты, не связанные ни с антропоморфизмом, ни с сексуальностью. И «обольщение» станет более трудной задачей – но по-прежнему выполнимой.

Впрочем, постепенно появляются и другие виды искусственно вызванных агнозий – и картина подобного прогресса выглядит несколько пугающей. Не расколется ли общество на не признающих ограничения варваров и бесстрастных интеллектуалов, которые будут видеть и чувствовать только то, что захотят? Этот вопрос автор оставляет открытым.

Что особенно приятно, повесть не является ни утопической, ни антиутопической. Тед Чан предлагает каждому читателю сделать свой индивидуальный выбор – чему и способствует стилизация под документальный фильм-дискуссию.

Итог: Чан поднимает весьма интересную проблему влияния бессознательного восприятия внешности на отношение к собеседнику. Но, что и свойственно ему, подходит к этой проблеме достаточно примитивно, сводя все понимание внешней красоты к восприятию лица, напрочь забыв по осанку, фигуру, манеру двигаться, голос, в конце концов. Очень заманчиво сделать так, чтобы человечество разучилось «встречать по одежке», но эта задача гораздо сложнее, чем показано в произведении. Впрочем, формат повести вряд ли позволил бы раскрыть тему полнее, а крупными жанрами Тед Чан не занимается. Однако эта повесть – одна из самых интересных в сборнике, главным образом, из-за реальной, не надуманной, проблематики.

Оценка : 8
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 8 ]  +

ivan2543, 05 ноября 2012 г. в 20:32

Честно говоря, я не вполне понял этот рассказ. Так и не ясно, является автор атеистом или верующим, пытается он по-своему трактовать христианские представления о мироустройстве, или критикует их. Видно только, что его любимый абсолютный детерминизм присутствует в полной мере, в ущерб логике.

А может быть, как раз в этом и дело? Автор религиозен по своему, и его Бог – неумолимая Судьба? Ведь именно судьба для фаталиста – именно тот бог, который карает и милует без всяких причин и последовательности. И именно судьбу предлагает он возлюбить в конечном итоге – как и в повести «История твоей жизни».

Беда только в том, что его мировоззрение строится на основной ошибке атеистов, предполагающих, что добрый и справедливый Бог должен давно искоренить зло в мире, а так как зло есть – значит, нет Бога. А загвоздка вот в чем – человек свободен. Он расплатится за свои грехи и ошибки, но совершать их ему никто не мешает – кроме некоторых описанных в Библии исключений; но то были «демонстрации возможностей» Всевышнего. Если нет свободы воли и разума – значит, нет и греха (неразумные животные безгрешны по определению). За что наказывать человека, если он только сыграл свою роль? Это такая же бессмысленная жестокость, как казнь гонца, принесшего дурную весть. С другой стороны, кроме справедливости есть и милосердие. Ведь мир сложнее черно-белой модели и суть человека не определяется только его сиюминутными поступками, как бы серьезны они ни были.

Но в этой повести у людей нет свободы – их просто разбрасывает в стороны слепая стихия. И даже любящие Бога здесь слепы и лишены рассудка. Бог в этой повести – это стихия, жестокий хаос.

Я уже говорил об отсутствии логики. Например, финал жизни главного героя преподносится, как пример божественной несправедливости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но разве он не заслужил Ад? Ведь он не смог поверить по-настоящему. В христианстве, к примеру, отсутствие веры (в терминологии рассказа – любви к Богу, поскольку существование его – научный факт) является страшнейшим грехом. Если не вдаваться в мое личное мнение по этому вопросу, которое отличается от ортодоксального широтой трактовки, то персонаж вполне заслужил наказание. Странно только, что подобным способов вообще кто-то получал доступ в Рай – индульгенция, на мой взгляд, является самой мерзкой из придуманных человеком вещей на свете.

Итог: чего же хотел автор? Воспеть фатализм? Раскритиковать христианство? Узнавать конкретно даже как-то и неохота. Я не считаю себя марионеткой судьбы, чего желаю и автору рассказа, и его читателям. Рассказ оригинален и, возможно, стоит прочтения, но оставляет неприятное послевкусие. Если есть более интересная книга – можно смело отложить его в сторону.

Оценка : 7
«История твоей жизни»
–  [ 8 ]  +

ibn_valid, 27 июня 2012 г. в 16:48

Атмосфера в рассказе — просто не хватает эпитетов для. Мастер словесной эквилибристики Чан развернулся во всей красе. Притянутые за заячьи уши допущения, научные, наукообразные и не очень, совершенно не мешают эмоциональному восприятию ткани повествования. Писательская синергия — вот, пожалуй, наиболее подходящее определение для того, что делает Тед.

Просто замечательно!

Оценка : 10
«Купец и волшебные врата»
–  [ 8 ]  +

gaid, 22 октября 2011 г. в 23:46

«Ничто не в силах изменить прошлого» — так заканчивается рассказ, но в этой фразе, сказанной купцом Башаром скрыт весь смысл произведения. Прошлое нельзя изменить, можно только больше узнать, поприсутствовать, увидеть какие-то дополнительные детали, которые помогут в будущем. Можно аккуратно готовить прошлое-настоящее к тому что будет, но только именно «аккуратно». Нельзя переусердствовать в своем рвении, это ничем хорошим не закончится (как во второй притче).

Прошлое надо принимать, иначе последующая жизнь будет «испорчена» постоянным возвратом к минувшим событиям.

Оценка : 8
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 8 ]  +

Hirus, 25 марта 2011 г. в 07:05

Прочитав, не спешил написать отзыв. Так как надо было обдумать, сформулировать что именно мне не понравилось. Из всего рассказа я понял главное — жизнь не справедлива и дерьмо случается вне зависимости от того, какой ты человек, добрый, злой, насильник, военный, врач.. Абсолютно все равно, наверху есть какая то идея, не понятная нам, но при этом тем же на верху все равно на тех, кто снизу. Основную часть рассказа составляет посещение всяких собраний, где собранные причастные люди. Так вот даже эти собрания показаны не очень ярко. В фильме «Бойцовский клуб» и то больше цепляют люди, посещающие собрания больных людей. Из-за формата (то что это рассказ) или из-за языка автора, или может из-за того, что главным в произведении были не эмоции, даже не знаю из-за чего, но абсолютно не переживается главным героям. Меня текст не увлек, и поэтому читал только чтобы дочитать. Может быть я немного предвзято написал, так как не сильно люблю книги про религию.

Единственный интересный для меня момент — самая концовка, жестокая ирония жизни. Как итог — абсолютно не моя книга и в следующий раз буду больше смотреть про что книга, а не сколько она собрала наград. Честно, купился на награды.

Оценка : 1
«Вавилонская башня»
–  [ 8 ]  +

ЛысенкоВИ, 13 октября 2010 г. в 17:29

Голова у меня закружилась в первый день чтения «Вавилонской башни». На середине башни заложило нос и уши. На вершине — потемнело сознание.

Я почувствовал, что Тед Чан пишет фантастическую повесть!

Путешествия в небо и выше — за Луну и за Солнце — сегодня доступно нам с вами, уважаемый читатель.

А во времена Вавилонской башни, чтобы пробраться за «своды небесные» уходили люди столетиями своей жизни.

Строители реально жили семьями за облаками. Они пили дождевую воду прямо из туч.

«Они перестали быть частью земли, но и частью неба не стали тоже».

Пока читал повесть сделал мало заметок, но всё равно считаю, что рука бога Яхве пожала бы в благодарности руку Теда Чана!

«Так сыны человеческие будут знать отведённое им место». Я бы добавил «творческие сыны и дочери» найдут новые места.

Читатель совершает с Тедом Чаном круговорот в писательской фантазии:

мы уходим с Земли, начиная читать;

мы возвращаемся в реальность, закрывая последнюю страницу.

Сейчас вы прочитали последнюю строку.

Оценка : 8
«72 буквы»
–  [ 8 ]  +

ЛысенкоВИ, 02 октября 2010 г. в 21:36

Три дня назад прочитал рассказ «72 буквы» Теда Чана. Название подкупило, потому что я знаю эти буквы!

Содержание разочаровало, потому что я понимаю эти буквы! Идея хороша, сюжет наивен.

Начинал читать, чтобы понять секрет Имени своего. Внимательно следил за исследованиями героев рассказа.

Понимал ход мысли учёных до половины повествования, а потом наступил читательский коллапс — информация писателя переполнила чашу моего терпения.

Две идеи Тед Чан мог расскрыть перед нами.

1. 72 буквы — аналог аминокислот, с программированием на уровне ДНК.

2. Создание компьютерных программ способных создавать себе подобные.

А может быть Тед Чан пошутил или пародию на неизвестного мне автора пытался написать. Так тогда быстрее было создать миниатюру из 72 букв. Например такую.

внутреннееимясутьхарактеристокднкразвитиевнешнееимяпут ьпознанияжизниамен

Оценка : 6
«Понимай»
–  [ 8 ]  +

VAI, 10 августа 2010 г. в 19:21

Обыкновенный, вполне средний человек стал суперразумом.Весь процесс этого превращения показан с точки зрения самогО превращаемого человека. Рассказ — чистейшая НФ — просто процесс лечения погибающих клеток мозга дает великолепный побочный эффект. И человек «умнеет» на глазах. Конечно, можно найти множество недостатков в описываемом процессе «поумнения», вроде невозможности познания наук без опыта, нецелесообразности создания суперязыка, и прочее, но, согласитесь — описать суперчеловека человеку обычному невозможно в принципе и честь и хвала Теду Чану за достаточно правдоподобную попытку.Но речь-то не об этом. Речь о налаживании (или прекращении) отношений сверхразума с людьми обычными и о взаимоотношении сверхразумов между собой. Если отношения с обычным миром вполне очевидны, то отношения между равными оказались весьма непростыми, неоднозначными, спорными. Пожалуй, каждый читатель поймет этот рассказ немного по-своему, примерит на себя все, происходящее с героем, и оценит для себя — положительный это герой или отрицательный, правильно он поступает или нет, ведь все мы разные и талант автора именно в том, что он написал текст, в котором любой читатель найдет близкую себе сторону, причем каждый — свою.

Но все же, прочитав о судьбах суперразумов, хочется положить цветок на могилку знаменитого мышонка...

Оценка : 10
«Деление на ноль»
–  [ 8 ]  +

Пта, 25 ноября 2009 г. в 09:13

Данный рассказ повествует о женщине посвятившей все свое существование любимому делу, как выяснилось лишенному смысла. Это открытие разбило ее жизнь, лишило смыла. Она попыталась с ней расстаться. По достоинству оценить это повествование может только человек прошедший через это (познавший горечь полного разочарования в жизни), только он может понять те чувства, которые испытывала героиня.

P.S. Интересно, какова была бы реакция врачей средневековья узнавших, что лечение кровопусканием, которое они практиковали, не только не приносило пользы, но и очень вредно сказывалось на больных, а к медицине ни какого отношения не имело.

Оценка : 7
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 8 ]  +

Shybzd, 15 ноября 2009 г. в 19:31

Слабо. Начиная от неточностей в самой задумке (чистая, красивая кожа очень часто бывает у чахоточников) и кончая принципиальной непроработкой последствий этой идеи.

Форма документального фильма просто требует выражать эмоции через позиции героев, через их мнение. А тут при всем множестве героев, мнений мы видим с гулькин нос.

А ведь подобная штука должна зацепить жизнь очень многих людей!

Да и обычные люди побывав в городке с калли должны были бы заметить что люди там отличны от других Почему? Если такие люди не обращают внимание на внешний вид, им не зачем стричься, расчесываться, бриться...

Далее. Свято место пусто не бывает. Нельзя выделиться внешностью будут выделяться запахом, одеждой, ходить на курсы по улучшению голоса...

Еще из текста рассказа совершенно непонятно насколько глобален процесс. Можно подумать что это пару городков, а можно — что людей с калли миллионы. Как на самом деле не поймешь.

Очень мало проблем в рассказе высвечивается. Сюда надо лемовский «библиотечный» прием с мнениями философов и футурологов. Но увы...

Жаль, а ведь умеет автор делать рассказы информационно насыщенными, например «История твоей жизни». Ну а тут явная недоработка, недодумка

Оценка : 4
«Купец и волшебные врата»
–  [ 8 ]  +

Shybzd, 26 сентября 2009 г. в 16:00

Все же умеет Чан писать. И Небьюллу и Хьюго в данном случае он получил абсолютно заслужено.

Другое дело что стилизации «под что-то» ему удаются лучше чем классическое написание НФ-рассказа.

Данный случай — прекрасный пример того как форма «вытягивает» содержание. Тяжело же сказать что-то новое в теме путешествий во времени. И парадоксы мешают. Но если избрана форма похожая на сказки «1001 ночи» вопросы о парадоксах пропадают сами по себе. На все воля Аллаха — вот правильный ответ на вопрос о парадоксе.

Сначала рассказ идет не очень, но с ходом повествования все больше и больше увлекает. Истории рассказанные купцом в буквальном смысле — одна лучше другой.

И если рассказ Чана «Вавилонская башня» можно назвать вавилонской научной фантастикой, то этот рассказ — средневеково арабская научная фантастика :)

Резюме: если знакомиться с творческтвом Чана, то данный рассказ пройти просто непростительно.

Оценка : 8
«Вавилонская башня»
–  [ 8 ]  +

jonx, 02 июня 2009 г. в 09:31

Рассказ не взволновал нисколько. Зачем городить какую-то башню? Свинцовая тяжесть бытия, стремление к высшему знанию, кривое спасение из замкнутого пространства... Да, посмотрите любой фильм про подводников! ... По моему король просто голый. А метафору и скрытый смысл можно найти в любой газетной строчке.

Оценка : 2
«История твоей жизни»
–  [ 8 ]  +

sanchezzzz, 01 апреля 2009 г. в 16:55

Рассказ понравится тем, кто сходу поймёт всю его суть, кто увидит за всеми хитросплетениями, лигвистическими терминами и отрывками из «воспоминаний о будущем» весь тот стройный каркас, которым силён этим рассказ. Этот читатель, несомненно, получит гораздо больше настоящих, вкусных эмоций, чем тот, кто к пониманию истории придёт посредством скрупулёзного анализа и перечитывания. Я, к великому сожалению, отношусь ко второму варианту. Потому положительных эмоций не испытал, а даже небольшое разочарование. Нет, не к самому рассказу, и к автору, а скорее к самому себе.

Более всего меня угнетали специальные лингвистические термины, все эти синтагмы, семаграммы, супрасегменты, они утомляли и навевали скуку. Чувствуя, что вряд ли я буду их когда-либо использовать в своей речи, я впоследствии не стал мучить себя запоминанием их и сосредоточился на сути сюжета. Но, чёрт возьми, и тут я промахнулся! Не увлекло, вот что ты будешь делать! Изучение языка пришельцев-гектаподов показано уж слишком высоколобо, завёрнуто и скучно. Так, спросил я себя, а что там у нас с «воспоминаниями» Луизы о своей дочери? Стал читать и перечитывать их с особой тщательностью, но и тут не уловил для себя ничего ценного. Путанно, не эмоционально (вернее, слишком отвлечённо-грустно), серовато...

Так вот непросто сложилось моё знакомство с этим рассказом. Будем пробовать ещё, и обязательно немного погодя перечитаю «Историю твоей жизни» ещё раз (или не раз), хочу всё же отведать ту изюминку, которую пропустил сегодня.

Оценка : 7
«Деление на ноль»
–  [ 8 ]  +

Saneshka, 27 января 2009 г. в 08:08

Рассказ про то, как человек собственными руками (ну, умом, в большей мере) разрушил основу собственной жизни. Как если бы Роттердамский и Лютер во время своих словесных баталий обнаружили совершенно неопровержимое доказательство несуществования бога — думаю, это разрушило бы не только их мир, но их самих.

А вот насчет того, что эмоциональная часть показана хорошо — увы! Мне часть «не про математику» — при том, что я махровый гуманитарий — показалась какой-то сжеваной, неискренней. Как-то не убеждает. Потому не девять.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 14 июля 2008 г. в 03:19

Причисляю себя к поклонникам Теда Чана. Помню, как лет уже, наверное, 10 назад, после «Истории твоей жизни» захотелось найти все его книги, читать, перечитывать, рекомендовать всем знакомым, обсуждать и т.п., и какая была радость при сообщении, что выходит его сборник... В общем, рекомендую всем!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но есть общая идея в этих произведениях, которая меня огорчила. Ни новые способности, ни открытия, сделанные героями и их единомышленниками, какой-либо выгоды им не приносят и лично их счастливыми не делают. В том смысле, что того, чего они пытались добиться на протяжении всего рассказа, они чаще всего не получают. А получают нечто совсем другое. Или получают, но это ведет к другой потере.

Нет «классического» хэппи-энда. Если некий герой идет, скажем, в казино (сыграть на последние), то хочется, чтобы он ушел оттуда с выигрышем — особенно если было сказано, что он умеет видеть чужие карты. А если он проигрался в пух и прах, зато познакомился с милой девушкой, то это уже не совсем «хэппи». А если выиграл кучу денег, но за это мафия убила его девушку — еще хуже.

Вот нечто похожее, к сожалению, есть и в рассказах Чана. Математик делает самое важное открытие в своей науке — о ее ошибочности — и пытается покончить с собой. Некто получает сверхинтеллект, и именно из-за этого его и утрачивает. Женщина обретает способность видеть будущее, а там — смерть дочери. Купец пытается увидеть жену, пока она еще жива, но это ему не удается, хотя он и узнает, что до самой последней минуты она думала о нем с нежностью. Ближе всего к счастливому конец «72 букв»: герой подобрался совсем близко к рецепту спасения человечества, но и это — ценой жизни невинного человека.

Хотя многим герои Чана показались «картонными», «неживыми», я так не считаю. Автор говорит о них сдержанно, позволяя читателям самим понять, чтО они чувствовали или думали в той или иной ситуации. И каким-то удивительным образом получается, что «ставишь себя» на место героев.Особенно в рассказе «Понимай» :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне все казалось, что это я скрываюсь от спецслужб, потом ввожу себе новую дозу, сражаюсь с конкурентом и — растворяюсь... И именно поэтому хотелось, чтобы эти люди за свои старания, переживания, а то и страдания были вознаграждены, получив именно то, к чему стремились, а не только душевный покой. Конечно, как говорит автор, «этого больше чем достаточно», но слишком мудрым надо быть, чтобы этим удовлетвориться...

Интересно, в чем причина такого настроения автора? Это его взгляд на мир, или творческий метод, или(надеюсь, нет) последствия пережитого? Уж больно часто упоминаются смерть близких, разлука с любимыми. Во всяком случае, одно из отличий от произведений классиков именно в этом. Там-то герой и денег выигрывал, и с девушкой знакомился, и инопланетян спасал.Правда, в последнее время и в литературе, и в кино часто все заканчивается безрадостно, но вряд ли в данном случае имеет место дань моде. Может быть, надо еще подрасти, чтобы проникнуться философией Теда Чана. Во всяком случае, если у него появятся более светлые рассказы, я тоже, как говорил почтальон Печкин, «добреть буду».

Оценка : 9
«72 буквы»
–  [ 8 ]  +

creator, 11 октября 2006 г. в 07:14

Слишком научный рассказ, чтобы вызвать сильный интерес. Практически отсутствует сюжет. 99% объёма занимают «номинологические» (о номинации мёртвой материи) размышления в форме дискуссий двух и более учёных. Несколько идей понравились, как то — «порядок, порождающий порядок», или — «классовая демографическая политика правительства». Навеяло также мысли о Боге, о порядке всего сущего и о способности человека управлять законами, которые управляют человеком... Но, исключая это, рассказ по большей части произвёл эффект снотворного.

Оценка : 6
«Понимай»
–  [ 7 ]  +

pontifexmaximus, 31 октября 2023 г. в 11:58

Лично я не хотел бы ни в коем случае становиться самым умным человеком на Земле...

Ибо став таковым, я прозрел бы суть того, что именно творится на этом подозрительном шарике, вращающемся вокруг субтильной желтой звезды, ютящейся на задворках Галактики...

И тогда сел бы я на пригорок, обхватил колени руками, начал бы раскачиваться как маятник и рыдать навзрыд. И проклял бы ту давно истлевшую в мельчайший прах обезьяну, которая первая схватила камень и с помощью другого камня начала делать из него олдувайское рубило...

И вот, наследуя разум от предыдущих поколений, мы преумножаем скорбь и печаль, а затем передаем этот капитал с процентами потомкам...

Вот почему главному герою повести не следовало бы становиться самым умным человеком на Земле. Подобный путь ведет в гибельный для него тупик...

Лучше быть слегка наивным, немного чокнутым, верить в чудо, зажигать в ночи свечу оптимизма...

Оценка : 8
«Вавилонская башня»
–  [ 7 ]  +

pontifexmaximus, 31 октября 2023 г. в 11:28

Почему-то пришла на ум фраза из мультика про Гену и Чебурашку...

Мы строили, строили и наконец построили...

Тед Чан решил дать вавилонянам, всем этим шумерам и аккадцам, амореям, арамеям и халдеям шанс достроить таки свой главный зиккурат до самого неба. Реализовать присущее им упорство и постучать своими кулаками в небесную твердь. Взять гвоздик и накорябать рядом с какой-нибудь звездой «Навуходоносор и Мардукаплаиддин здесь были»...

И в самом конце своего пути узнать, что этот конец и есть начало. Змея ухватила себя за хвост. Пространство похоже на глиняный цилиндр, на котором люди царапают клинописные значки своих свершений, тут же исчезающих из поля зрения тех, кто пришел нацарапать свои...

А когда они добрались до крыльца дома, где живет Бог, то обнаружили табличку «Сегодня прием по личным обращениям не проводится. Приходите через семь эонов»...

Оценка : 8
«Вавилонская башня»
–  [ 7 ]  +

lammik, 30 января 2023 г. в 16:35

Фантастика бронзового века, основанная на актуальных достижениях теологии, космологии и топологии Вселенной. Строительство Вавилонской башни с точки зрения простого рудокопа (да, они тоже понадобились, чтобы вгрызаться своими нехитрыми инструментами в небесную твердь). Рабочие трудятся во имя веры, дабы восславить Яхве.

Я же задумался о том человеке, о котором в рассказе нет ни слова. О том, кто всё это организовал безо всякой надежды увидеть конечный результат. Да так организовал, что запущенный однажды механизм строительства работал столетиями и достиг поставленной цели. Воистину великий управленец был.

Для дебюта весьма добротно, но начинать знакомство с творчеством Теда Чана с «Вавилонской башни» я бы не советовал, тут он только разминался.

Оценка : 8
«Эволюция человеческой науки»
–  [ 7 ]  +

Manowar76, 31 августа 2022 г. в 10:11

Будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено.

Микрорассказ, стилизованный под статью в научном журнале и впервые напечатанный в «Nature», научном журнале.

Часть человечества совершило качественный скачок в развитии, став металюдьми. Их наука и изобретения непонятны обычным людям-учёным и они могут заниматься только интерпретацией и реверс инжинирингом артефактов. По Чану — это не повод для уныния.

Прекрасная зарисовка о наступившей сингулярности.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Истина факта, истина чувства»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 14 июня 2021 г. в 15:44

Одна из главных тем в творчестве автора — тема влияния языка на сознание его носителя. И этот рассказ целиком посвящён этой теме. Возможно, его следует считать квинтэссенцией лингвистических идей Теда Чана, поскольку тема тут раскрыта на все сто, с пространными авторскими отступлениями и недвусмысленной расстановкой точек над i.

Сюжет включает в себя две линии, развитие которых параллельно по отношению друг к другу, без пересечений. А вот с точки зрения идеи одна из линий, история журналиста из недалёкого будущего, логически вытекает из другой составляющей — истории с просторов африканских саванн.

Тед Чан умело проводит эту смысловую параллель — столкнувшийся с европейским миссионером неграмотный африканский мальчик в процессе своего образования с удивлением обнаруживает изменения в собственном мировоззрении, которое всё дальше уходит от традиционных клановых устоев. Примерно такие же эволюции претерпевает личность второго главного героя рассказа — журналиста, обитателя городских джунглей нашего недалёкого будущего. Наш журналист анализирует изменения, которые происходят в повседневной жизни под воздействием неукротимого технологического прогресса.

Если широкое распространение письменности в основном вносило корректировки на уровне социума, фиксируя детали общественно значимых событий, то развитие онлайн-технологий изменяет уже отдельно взятую личность, превращая её в своеобразного киборга с совершенной памятью, из которой уже ничего не выкинешь.

Естественные механизмы психики — покрывающие воспоминания, вытеснение осознанных впечатлений в подсознательное — в современном мире во многом уже не работают. Эффекты глобальной деревни стирают грань между сугубо личным и информацией, находящейся в общественном достоянии. Любой чих, за который человеку может быть стыдно и который он стремится во что бы то ни стало забыть, теперь будет находится на дисковом пространстве бездушной машины — навсегда, во веки веков.

А радужные детские воспоминания и домысливания, фантазии, сгенерированные защитными механизмами нашей психики, теперь будут открываться во всей своей реалистичности — серой, обыденной, невзрачной, а может быть, даже неприглядной или отвратительной.

Выдержит ли наша психика подобные изменения? Останется ли человек таким же, какой он есть сейчас?

Думаю, что нет.

Оценка : 10
«Ад — это отсутствие Бога»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 09 июня 2021 г. в 21:42

Рассказ, который на самом деле по всем признакам является небольшой повестью, интересен прежде всего тем, что содержит большое количество решений знаменитого пари Паскаля. Вариантов решения в описанном Тедом Чаном мире — множество, каждый из них рассматривается подробно, с трактовками, вполне логичными объяснениями и строго в рамках теории игр.

Вера в бога, по Теду Чану, относится исключительно к области рационального, герои повести рассуждают прагматично, так, чтобы не остаться, что называется, в минусах, будто бы речь идёт о выборе страховой компании или банка для размещения вложений. А по-другому в представленном автором альтернативном мире не получается, ибо бог, ангелы, ад и падшие души там — самая настоящая объективная реальность. Не так, как у нас — с извечным ожиданием эфемерного чуда и туманными пророчествами. Ангелы, которых здесь так и хочется назвать агентами бога, являются людям с завидным (или незавидным?) постоянством, верша непонятные для обывателя, но более чем реальные чудеса — как положительные в виде даров, так и отрицательные в форме разрушений с жертвами и увечьями.

Доходит даже до того, что свидетели пришествия, не получившие даров или увечий, впадают в недоумение и сомнение: а что же это, собственно, было? К чему это всё было, если я не получил ни дара, ни лишений? У того вон позвоночник вылечили, этому глаза выжгло, эй, ребят, а как же я?..

Таким образом бог, его спутники, его проявления из чуда, из чего-то тонкого и потустороннего превращаются в серую обыденность, в суровую, неожиданную, но реальность. Поэтому и человек относится к явлениям сугубо прагматически. Вера и выбор пути в таком мире — это насущная задача, которую нужно решать здесь и прямо сейчас, а не как у нас — когда-нибудь потом, авось и обойдётся как-нибудь.

Однако, как и в нашем мире, бог в этой повести так и остаётся существом непостижимым. Его цели, задачи и вообще суть так и недосягаема для понятийного аппарата человека. Здесь, как и у нас, сложно выбирать, поскольку, как ни крути, возможны варианты. И лазейки — подобно написанным мелкими буквами дополнительным условиями к кредитному договору или дыркам в несовершенной бюрократической системе, пролезть в которые (дырки) можно посредством лайфхаков.

Но это вовсе не значит, что результат всегда гарантирован. Главный герой, вот например, сделал всё правильно, неукоснительно выполнил инструкции таких вот лайфхакеров, однако ж задуманной цели не достиг. Поставил на карту всё, но оказался в итоге в чудовищном проигрыше, и проигрыш никогда не исправить, не вернуться, не откатиться к предыдущему сохранённому уровню, как в компьютерной игре. И остаётся главному герою лишь гадать, предполагая, что пути господни неисповедимы.

На первый взгляд может показаться, что всё же ничего нельзя утаить от всесильного и справедливейшего бога, что бог заметил недобросовестные попытки главного героя взломать его, бога, систему и при помощи незадокументированных возможностей пролезть в рай. Однако на самом деле, как это можно допустить из контекста повести, богу просто всё равно. Скорее всего он даже не удостоил своим вниманием старания главного героя, не счёл нужным вникать. Да и вообще — не слишком ли самонадеянно предполагать, что ангелы являются на землю с целью кого-то облагодетельствовать, а иного — покарать?

И кто они такие — эти самые ангелы? И какова цель их визита на землю? Быть может, их пришествия — повседневная обязанность вроде нашего похода в магазин за хлебом с мимолётной раздачей мелочи попрошайкам и пинком зазевавшейся кошке? А сами они — ангелы — всего лишь недобросовестные, безответственные и некомпетентные офисные клерки на побегушках у престарелого, потерявшего бдительность и в общем-то безразличного босса?

Оценка : 10
«Деление на ноль»
–  [ 7 ]  +

technocrator, 23 февраля 2021 г. в 10:44

Ключевой вопрос математики: «Не всё ли равно?» (с) анекдот

Произведение уникально в своём роде как представитель «математической фантастики» или даже «математического хоррора» :) Красивое и крайне неожиданное допущение: учёная получает построение, с помощью которого может доказать «эквивалентность» любого числа любому другому, что пагубно действует на её рассудок. Параллельно проводится «психологическая» линия взаимоотношений между людьми и отмечается важность в них сопереживания как возможности «поставить себя на место другого». Излагаются удивительные при знакомстве факты истории математики.

К сожалению, перевод Комаринец грешит грубыми искажениями. Надо же было умудриться утверждение в первой же строчке рассказа заменить на противоположное. Как уже упоминали, в оригинале именно «Деление числа на ноль НЕ даёт в ответе бесконечно большое число».

Важно! В тексте встречаются понятия «непротиворечивость», «полнота» и «замкнутость». На самом деле везде, кроме прямого упоминания названия теоремы Гёделя о неполноте (incompleteness) в 7й части, следует читать именно «непротиворечивость» (consistency, буквально «согласованность»). С какого перепугу один и тот же термин в разных местах переведён тремя абсолютно разными, уму непостижимо, и может сбить с толку.

Ещё неточность: «В 1936 году Герхард Гентцен привел доказательство полноты арифметики, но для этого ему пришлось прибегнуть к некоему спорному методу, известному как бесконечная индукция». В оригинале правильно — трансфинитная индукция (имеющая дело с несчётными бесконечностями, в отличие от обычной математической индукции, которая просто «бесконечна»).

Напоследок: вероятно, прочитав рассказ, можно задаться вопросом: это чистая фантастика, или подобный фокус с парадоксом, аналогичным делению на ноль, но «легальным», расшатывающий основы формальной математики, теоретически не невозможен? На самом деле, существует очень простое и элегантное рассуждение, не содержащее математических символов, семантически показывающее, что система аксиом Пеано действительно не содержит противоречий, причём, как ни странно, опирающееся на теорему о её неполноте (в Википедии цитируется по книге Пиньейро «У интуиции есть своя логика»). Таким образом, можно спать спокойно, кошмарное 1 = 2 мы не получим никогда. Хотя как фантазия это действительно впечатляет и заставляется задуматься о нашем представлении законов мироздания.

9 (с плюсом) из 10

Оценка : 9
«Выдох»
–  [ 7 ]  +

vfvfhm, 14 июня 2020 г. в 23:40

Гимн жизни от механического таракана, работающего на пневматике — это ли не показатель бесконечных возможностей искусства и его великого гуманистического пафоса?!

А еще Чана обвиняют ,что он детерминист и пессимист! Ну где же? Я думаю смысловой центр рассказа в словах о том, что вся их — да и любая другая — Вселенная могла изойти бессмысленным пшиком. Но этого не произошло, возникло чудо жизни и этот факел должен сиять, сколько хватит сил разума.

Причем рассказчик не просто пафосно разглагольствует. Очень взволновало и вдохновило, как этот пытливый ученый с риском для жизни на самом себе поставил фундаментальный эксперимент и проник в глубочайшие тайны мироздания.

Так что рассказ гимн не простому существованию, а мужеству мысли, которое должно быть присуще каждому разумному существу. Очень важный урок мужественности и стоицизма.

Оценка : 10
«Тревожность — это головокружение свободы»
–  [ 7 ]  +

Hidalgo, 09 июня 2020 г. в 20:43

Название повести это отсылка к Кьеркегору, и его произведению «Концепция тревожности» — с мыслями о том, что свобода выбора ведет к тревоге: «правильный ли выбор я (с)делаю, а что было бы, поступи я тогда иначе?» Тед Чан взял эту идею, и построил на ней фантастическое допущение: «а что, если бы мы могли бы точно узнать, что именно произойдёт при ином выборе?» Реализовано допущение через «призму», маленький квантовый компьютер, который позволяет общаться с параллельной реальностью, в которой решение было принято иное. Чан использует сцены групповой терапии людей, считающих себя зависимыми от призм, чтобы пофилософствовать на тему свободы и последствий выбора, и получается у него замечательно. При этом рассказ не читается как эссе — во многом, благодаря интересному сюжету — тот движим парой прохиндеев, работающих на компанию, продающую и обслуживающую призмы.

Оценка : 10
«Вавилонская башня»
–  [ 7 ]  +

drugndrug, 15 мая 2020 г. в 14:11

После прочтения сего опуса, естественно, я начал думать о том, что же я такое прочитал. Несколько версий прокрутилось в голове. И выбрал я вот какую: Автор провёл параллель между нашими современными фантастическими представлениями об устройстве мира и людей в эпоху строительства оной башни. Какое бы литературное произведение в фантастическом жанре написал бы писатель, живший в то время? Вот-вот, наверное, что-то вроде того, что предложил читателю сам Тед Чан.

Интересно складывается… фантастика древнего мира… А что? Оригинально!

Оценка : 9
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 7 ]  +

Mishel78, 23 февраля 2020 г. в 04:04

Правдоподобная зарисовка о попытке внедрения очередного технического новшества в повседневную жизнь. Повести добавляет реалистичности и то, что повествование подаётся как документальный репортаж, собраный из высказываний людей разного возраста и занятий. А ещё и тема о влиянии физической красоты на человека очень актуальна и актуальность её растёт с каждым годом всё больше и больше.

Понимаете, как бы нам не твердили, что внешняя красота не самое главное в человеке, от этого мало что изменится — как привлекает человек внешне, так и будет привлекать. Нет никакого толка объяснять это подрастающему поколению, если всё информационное пространство наполнено образами красивых мужчин и женщин, демонстрирующих нам, что успех в жизни напрямую зависит от привлекательной внешности. А потому так популярны косметические салоны, клиники пластической хирургии и косметические средства. Приходилось видеть девочек, которые с первого класса озабочены своей внешностью и очень комплексуют, если выглядят не очень привлекательно. Иначе, как навязанными стереотипами это не объяснишь. Поэтому полемика вокруг использования устройства, называемого калли, которое позволяет отключать импульсы преувеличенной красоты, не является такой уж фантастикой. Найдутся и противники и сторонники нововведений. В любом случае, попробовать использовать такое устройство я бы не отказался — уж очень хочется почувствовать независимость от наслаждения красотой.

Но только ради эксперимента. Потому что на мой взгляд, это естественно, что человек — существо мыслящее, должен руководствоваться не только технологиями и навязанными стереотипами, но и разумом, который дан для того, чтобы трезво оценивать, что является реальностью, а что всего лишь красивой иллюзией. Поэтому вопрос: «Тебе нравится, что ты видишь?», был, есть и будет актуален, пока существует человек разумный.

Оценка : 8
«Тебе нравится, что ты видишь?»
–  [ 7 ]  +

noel, 18 ноября 2018 г. в 13:26

Мне понравился этот рассказ уже хотя бы потому, что и здесь в комментариях есть и сторонники и противники калли :)

Но как антрополог могу сказать:

Во-первых, красота — это не «средние значения». Это очень изменчивое понятие, связанное с культурой конкретного общества. И не смотря на то, что голливудские стандарты говорят нам, что красавица — это худая высокая блондинка с белой кожей, в центральной Африке до сих пор в моде чернокожие толстушки. Я уже не говорю про китайские бинтованные ноги.

Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности вообще очень индивидуально. Найдите любого голливудского актёра и спросите 10 своих подруг, нравится ни он им. Получите 10 разных мнений.

Ну и в-третьих, не нужно перепрограммировать мозг детей, чтобы они перестали травить одноклассника с родимым пятном на лице. Нужно построить среду, в которой от этого ребёнка не шарахаются учителя и другие родители. Это сложно. Но этого достаточно.

Оценка : 6
«Деление на ноль»
–  [ 7 ]  +

noel, 18 ноября 2018 г. в 12:48

Не могу понять, в чём смысл рассказа. Я всё ждал какого-то действия или не знаю красивого финала. А он просто обрывается на полуслове...

Математика больше не работает? Нет, всё ещё работает — я могу купить подсчитать, сколько стоит килограмм картошки на рынке, а космические корабли бороздят просторы этого самого.

Героиню разлюбил муж? Ну ей-то на него давно наплевать — она о нём даже не думает ни минуты. Да и вообще в состоянии нервного срыва — как-то не до отношений.

Оценка : 4
«Понимай»
–  [ 7 ]  +

ab46, 06 января 2017 г. в 17:35

Быстрое развитие, рывок к сверхчеловеческим способностям – одна из любимых тем фантастики разного рода. Но в гороподобном ворохе, написанного на эту тему, рассказ не затерялся. Выделяется он не художественностью (до «Цветов для Элджернона» ему далеко), но интересными идеями и мыслями, в первую очередь, о расширении сознания, о механизме и развитии мышления. Возможно, здесь философии больше, чем беллетристики. По существу, это описание мысленного философского эксперимента. Серьёзных мыслей у автора хватает, вполне вероятно, они и у читателя появятся. Сказано же: «понимай». А опасно ли понять много, понимай как знаешь.

Оценка : 8
«Выдох»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 15 декабря 2016 г. в 12:37

Небольшое философское рассуждение в форме рассказа. Сюжет вторичен, герои тоже не так важны. Это именно что рассуждение на тему конечности жизни и невозможности этому противостоять. Определенная сухость изложения, присущая описанию механической цивилизации, и общая печаль темы не способствуют легкости восприятия. Хотя в финале автор и говорит о чуде разнообразия жизни, которой можно и нужно восхищаться, не оглядываясь на неизбежный финал.

По сути из всего рассказа запомнилась одна главная мысль — что вся жизнь и все отведенное ей время это один долгий выдох Вселенной. Формулировка, не лишенная печального очарования.

Думаю, ради этой мысли рассказ и задумывался.

Оценка : 7
«Деление на ноль»
–  [ 7 ]  +

rolandius, 12 декабря 2016 г. в 20:17

Автора вдохновил комплексный анализ и, в частности, знаменитое тождество Эйлера. Но если посмотреть глубже, то можно увидеть, что это дало лишь тему рассказа, а суть в том, что увидев решение проблемы, уже практически невозможно понять, что можно сделать что-либо иначе.

Рене — математик, выдающийся математик, умеющий видеть красоту в теоремах, вдруг доказала, что два любых числа равны между собой. И сломалась. Она поняла, что видит в своей жизни только свое доказательство и это начало медленно ее убивать.

Возможно это перевод, но эмоции у персонажей не прорисованы. Рене имеет лицо полностью лишенное эмоций, но радуется давно забытой и желанной вещи в подарке. Карл ее муж, бывший суцидник, любит ее такой, но столкнувшись со своей проблемой со стороны любимого человека теряет свою любовь, хотя его бесконечная забота все равно при нем. Но не трогают их чувства, они как заданные определения и аксиомы. Может чувства здесь лишь участвую в математических теоремах с доказательствами, может поэтому меня и не трогает?

Радуют в рассказе коротенькие флэшбеки о математиках, они наводят правильную атмосферу, и, конечно, русская книга по математике в руках у Рене.

Оценка : 7
«72 буквы»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 08 декабря 2016 г. в 16:40

Необычный мир. Необычная проблема, ставящаяся во главу сюжета.

Можно сказать, что ситуация следующая. Автор придумал мир. Автор придумал проблему, характерную только для этого придуманного мира. Герои на протяжении всего рассказа пытались ее решить. В итоге по атмосфере получилось занимательно, но немного отстраненно на мой взгляд.

Хотя автор все же добавил немного проблемных вопросов, связанных с контролем за рождаемостью и с социальным неравенством. За что ему только плюс.

Оценка : 7
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

Reading, 22 ноября 2016 г. в 18:54

Эта повесть полностью лишена какой-либо динамики. В ней буквально шаг за шагом описывается попытка освоения лингвистом Луизой Бэнкс инопланетного языка, чтобы понять зачем названная людьми раса «гептаподы» прибыла на Землю? Каковы их цели и намерения? Честно говоря, настолько подробный процесс изучения речи и письма внеземной цивилизации (это основа всей повести) для меня был утомителен, но достижение успеха в этом деле человеческим разумом поистине вызывает восхищение. Особенно, если учитывать, насколько их язык чужд для нас. Его освоение поднимает человека на новую ступень восприятия времени. Но главный вопрос человечества «Зачем вы прибыли на Землю?» так и остался без ответа.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

TheKnife, 18 октября 2016 г. в 09:19

В «Истории твоей жизни» отлично показан процесс налаживания связи двух непохожих видов в процессе Контакта. Это,однозначно, самая сильная сторона рассказа. Интересна идея письменного языка пришельцев, впечатляет глубина авторских познаний в вопросе. При этом местами за чисто техническими деталями и специальной терминологией теряется живость повествования.

Структура рассказа тесно переплетается с основной идеей, что приятно щекочет читательские центры удовольствия. Эмоциональная часть рассказа при этом лично мои душевные струны не тронула, хотя казалось бы должна была.

Вопросы свободы воли и чуждого человечеству образа мышления присутствуют, но есть ощущение что взяты как-то что ли поверхностно. И хочется списать это на принадлежность «Истории» к малой форме, но классикам удавалось сказать больше и работая в рамках рассказа.

В целом удовольствия здесь получить вполне возможно, и есть подозрение что многим этот рассказ может попасть в цель на все 10 баллов. Сильных сторон у него хватает, вопрос читательских приоритетов.

Оценка : 7
«Купец и волшебные врата»
–  [ 7 ]  +

stas-no, 09 апреля 2015 г. в 22:12

Итак, «научно-фантастический» шедевр не имеющий никакого отношения к научной фантастике (а тем более с эпитетом «твердая», как некоторые критики утверждают). Присутствующее «фантдопущение» вполне уместно и в сказочной реальности, на которую, в ее восточно-арабской ипостаси, и ориентировано все повествование. Написано замечательно: строго, без лишнего описательного элемента, но с передачей духа и стиля арабских сказок (тут также нужно благодарить переводчика). Прежде всего перед нами первоклассные истории и никакого торжества «идеи» (как опять же любят писать кхе-критики). Идеи или смысла, иного чем приведен в последних строках рассказа, здесь просто нет. А то, чем автор заключает рассказ — есть его смысл и мораль, как в басне, или в арабской сказке. Глубокий и простой смысл, воплощенный в истории (их несколько) — вот чудо литературы.

Оценка : 10
«Жизненный цикл программных объектов»
–  [ 7 ]  +

koudiarov, 10 февраля 2015 г. в 08:32

Повесть про воспитание и любовь к детям (у кого есть), про служебный роман и жертва своим счастьем ради счастья любимого человека. Здесь нет диалогов, а скорее пересказ от третьего лица — как история жизни Дерека, Аны и их дигитантов, но ощущение как сидишь в кабинете и слушаешь одного из участников (скорее Дерека) — как это было. Самая сильная аналогия — воспитание детей — автору глубоко за сорок это скорее всего очень близко из жизненного опыта, а также возможного романа между женатыми / замужними родителями на фоне общей любви к детям — без шансов —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он свободен, она занята, она освоодится (с Кайлом ведь разведется), он, несмотря на жертву ею будет не принят
. Интересная тема поднята — а что делать, когда дети повзрослеют и когда они повзрослеют — для большинства дети навсегда будут детьми. Еще аллюзия — дигитанты — как дети с ограниченными способностями или инвалиды — не каждый найдет силы идти до конца.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

osipdark, 17 января 2015 г. в 18:52

Сборник оставил двойственное, хоть и тяготеющее более к положительному, впечатление.

Тед Чан, как можно увидеть из сборника, имеет и реализует отличные идеи, не пытаясь писать циклы или сериалы, то бишь, работает на читателя, а не на издателя, плодя бесконечные шаблоны. Нет, это действительно молодой и талантливый фантаст, фантаст научный, я бы даже сказал, твердо научный, не считая несколько рассказов связанных с библейскими сюжетами (один такой плюс два теологических). Здесь можно и узнать некоторые научные термины и теоремы, концепции, новые и устаревшие (устаревшие Чан приводит специально, замечу, а не потому, что когда он писал, они были еще живы), и, в конце-концов, просто провести время с легкой, но научной, книгой. Но, как я сказал, ощущения у меня двойственные.

Почему? Произведения находятся на уровне, ну уж точно выше среднего; они не сливаются с общим фоном космострелялок с ксенощупальцами и попаданцами, наоборот, очень контрастирует своей продуманностью, хорошо описанным пейзажам и картинами выдуманных миров, и, как я уже сказал, оригинальными идеями. Проблема в другом — как-то не цепляет. И в принципе понятно, почему — эмоциональность рассказов довольно низка. Хотя Чан неоднократно затрагивает человеческие взаимоотношения, особенно в последнем рассказе антологии, не получается им сочувствовать, да и вникать в их проблемы. Хотя это ни в коем случае не говорит, что, «вон, ограниченный автор, технарь-фантастик». Нет. Как раз-таки видно, что автор знает не только на отлично свою область, но и многие другие.

Теперь же вкратце о каждой повести и рассказе:

1. «Жизненный цикл ...». Зацепил слабо. Тема для меня не нова, хотя раскрыта она, насколько я могу понимать, абсолютно точно, по догматам информатики и программирования. Да и конец тоже не слишком меня удивил — такой финал был вполне ожидаем.

2. «Купец и волшебные врата». Вот эта повесть уже сильнее предыдущей, и, видимо, наравне с «72 буквами», лучше всего запомнится мне из всего сборника. Чувствуется даже некоторая атмосфера произведения, не говоря уже об его оригинальности — пока не читывал и не слышал о подобной идее, что арабам ил вообще какому-то народу Средневековья удалось обнаружить, точнее даже, создать и использовать червоточину с хроноинтеревалом (путешествия во времени, петля времени, зацикленность причинно-следственной связи). Только вот не знаю, сколько здесь научности... Пусть и арабы тогда, по науке и интеллектуальности, настоящие наследники Римской(их) Империи(ий), говорить о том, чтобы у них получилось не просто открыть кротовую нору, но и расширить ее и при этом стабилизировать... Да, еще самую малость расстроил финал — ожидал чего-то неожиданного, но и ос всем этим «Купец и ...» очень сильная повесть.

3. Ну, довольно обыкновенная история о препаратах по улучшению памяти и интеллекта и кое-чем еще. Не впечатлило.

4. «Деление на ноль», конечно же, рассказ-идея, но такая идея, о которой я и не слыхивал. Вполне понимаю описанное Тедом в примечаниях удивления от подобной формулы, увиденной им когда-то. Годно.

5. «История твоей жизни». Повесть о встрече с нечеловеческим разумом, наделенный нечеловеческой логикой, трудностям контакта, двойном языке, который(ые), при том же, могут(жет) предсказывать будущее. Оригинально, пусть и в чем-то тривиально. Годно.

6. «72 буквы» впечатлил так же сильно, как и «Купец и ...». К прочтению эти две повести обязательно — к ним можно добавить «Деление на ноль» и «Тебе нравится, что ты видишь?». Остальное может быть и обделено вниманием.

7. «Эволюция...» всего-навсего рассказ-статья. Даже и сказать нечего — так, публикация, и только.

8,9. «Вавилонскую башню» и «Ад — ...» можно объединить в одну группу, ибо здесь автор рассматривает две теологические проблемы, точнее проблему (повесть) и библейскую историю (рассказ). На самом деле, читабельно, но если бы встретил эти два произведения отдельно, обошел бы их своим вниманием. То бишь, прочитаны они лишь из-за вхождения в антологию.

10. Повесть о сложной проблеме — дискриминации человека по внешности, при том же именно по критериям «красивый/некрасивый» и о методе борьбы с ним. Как считаю я, и некоторые персонажи произведения, предложенный метод — лишь фикция, и поможет здесь не генетика и технологии, а лишь воспитание.

Примерно так все и обстоит, и, пусть ситуация именно такова, эмоциональности маловато, но у сборника должна быть хорошая оценка.

Оценка : 8
«Купец и волшебные врата»
–  [ 7 ]  +

Propolis, 02 января 2015 г. в 10:03

«Купец и волшебные врата» удивительное произведение. Каждая история, поведанная нам Фувадом ибн-Аббасом не проходит мимо, заставляет пережить вместе с героями услышанное, которое трогает до глубины души.

Сама тема перемещения во времени очень привлекательна, а если к ней добавлены еще и философский подтекст, помещена в атмосферу Ближнего Востока и рассказана интересным языком, то все это не может не понравиться.

Читается запоем в один присест.

С творчеством Теда Чана столкнулся впервые и однозначно постараюсь познакомиться с как можно большим количеством его работ.

Оценка : 10
«Понимай»
–  [ 7 ]  +

vvmonahov, 31 декабря 2013 г. в 22:46

Читаю второй рассказ автора, и второй раз сталкиваюсь с явно выраженным плагиатом. В предыдущих отзывах звучало, что это подражание «Цветам для Элджернона» Киза или «Формуле Лимфатера» Лема. Увы! Автору до этих произведений далеко как до Луны. Он делал плагиат с повести Ван Вогта «Точка Омега». Только у Ван Вогта всё не так примитивно, и второй суперчеловек — девушка, которую герой спасает. Единственное серьёзное отличие от оригинала и «открытие», которое для себя сделал Тед Чан — понятие гештальта из психологии (способность мозга видеть за фрагментами целое). Видимо, оно так потрясло его незрелый ум, что на протяжении рассказа повторяется чуть ли не на каждой странице. Мол, смотрите, какой автор умный, какое слово знает!

Уровень Теда Чана по сравнению с Ван Вогтом легко увидеть из их позиций:

Ван Вогт, «Оружейные магазины Ишера»:

Среди всего прочего это дает удивительную цифру вашего умственного коэффициента — двести семьдесят восемь...

   Хедрук ответил:

   — Вы говорите, каждую функцию? Включая идеализм и альтруизм, я полагаю?»

Тед Чан: когда обнаруживается, что на Земле есть ещё один обладатель суперинтеллекта, вот как начинают думать эти якобы суперинтеллектуальные люди: «Будь мы даже в двенадцати тысячах миль друг от друга, мы не могли бы друг друга не замечать. Необходимо решение. Мы оба обошлись без нескольких раундов игры. Есть тысяча способов, которыми мы могли бы попытаться убить друг друга.»

Духовное и интеллектуальное убожество Теда Чана очевидно. Впрочем, иначе он не стал бы плагиатом заниматься.

Оценка : 4
«Вавилонская башня»
–  [ 7 ]  +

vvmonahov, 31 декабря 2013 г. в 19:32

Совершенно ничтожное произведение. Один балл ставлю за идею разведения растений «для прокорма» на Вавилонской башне, и один — за интерес автора к истории Древнего мира — ну, где-то на уровне 5 класса.

Надо бы за плагиат со «Стены мрака» Кларка пару баллов скинуть, но буду максимально благожелательным к автору. Ведь он очень старался, как мог (хоть смог очень немного), и за это заслуживает поощрения. Всё-таки «Стену мрака» прочитал и, как смог, переосмыслил. Смысла воспринял немного — но ведь пытался же!

Конечно, печалит, что такие «шедевры» получают высокие оценки не только на Западе, где в фантастике глубочайший кризис, но и у нас. Рекомендую тем, кто ставил такие оценки, прочитать «Стену мрака» и «Девять миллиардов имён Бога».

А многие уже верят в хрустальный свод небес (это не шутка, я таких встречал). Так что в этом плане очень современное произведение, очень. А о пределе прочности материалов те, кто в хрустальный купол верит, не подозревают — что никакой кирпич не выдержит такой нагрузки. Как и о моменте силы, действующем на высокие башни — из-за чего лёгкий ветерок приводит к чудовищным нагрузкам в нижней части. Зачем нам в таком рассказе физика — не актуальна она! На всё воля Божья, а тут какая-то физика, какая-то логика...

И, конечно, ни слова о том, куда на этой башне, по которой 4 месяца путешествовать, отходы деваются. Я понял! В том мире, который описал автор, люди едят, пьют — и всё это полностью усваивается. Почему бы и нет? Ну, просто мир такой, с хрустальным куполом и безотходными строителями башни. Ведь 5-классник в сочинении о строительстве Вавилонской башни всё точно так же опишет. Если очень постарается, конечно.

Оценка : 2
«Жизненный цикл программных объектов»
–  [ 7 ]  +

iLithium, 09 ноября 2013 г. в 16:03

Раскрытия человеческих образов почти нет, Чан не Чехов (и не Тургенев). Тут производственный роман. Люди здесь скорее обрамление главных персонажей, как для котов мы — открывачки для кошачьих консервов. Только для диджиентов, усовершенствованных тамагочи. У этих тамагочи кроме мультяшного внешнего вида еще и настоящий ИИ, который достигает развития пятилетнего ребенка.

Так вот, главные герои здесь — диджиенты (если б я переводил, перевел бы «плюксы». Есть чудеснейшие моменты, когда два диджиента подрались, и просят своего хозяина откатить их назад, чтобы они не помнили драки. Или когда диджиент говорит своей хозяйке — «Не хочу играть, хочу работать, ты ведь за деньги со мной играешь? Вот я и буду тебе платить». Или когда один диджиент случайно толкнул другого, а потом подошел и обнял. А его этому никто не учил, он сам где-то подсмотрел.

Это даже сложно назвать фантастикой, вопросы философского характера тут конечно появляются, но лишь слегка. У Лема в два раза меньше текста умещается много «тяжелых» мыслей, лет на 100 вперед. Тут — максимум на 10 лет вперед, причем некоторые вещи технически уже осуществимы, например аппарат, который делает инъекцию окситоцина, гормона доверия, при контакте с клиентами, коллегами и начальством. Эх, в Сбербанк бы такое, счастья было бы

Так что больше восьмерки я поставить не могу, хоть иногда и хотелось.

Ах да, автор в курсе двача и форчана. Как только диджиенты появляются в виртуальной среде типа сегодняшнего Секонд Лайфа, сразу появляются уроды, которые учат их делать минет, или хакают защиту от боли, и крутят сцены избиения диджиентов по внутриплатформенному ТВ, так чтоб другие диджиенты видели. Так что владельцам диджиентов приходится постоянно кооперироваться, чтобы нейтрализовать такое…

В общем, когда говорят, что фантастика — это о людях, то эта нет. Любовная линия довольно хлипкая. Парень понимает, что сможет отбить девушку у ее парня, который равнодушен к диджиентам, но у диджиента он ее не отобъет, она с ним дольше,чем с любым парнем.

Да, тут проблемы взаимодействия человек-человек когда есть диджиенты намечена. И то, что сексом с ними можно будет заниматься (зачем тогда люди?), да и друг с другом они с радостью. И то, что может им со своим хозяином будет не так интересно общаться, и они больше времени будут с другими людьми.

И то, что юридически они могут получить почти все права. И очень просто — владелец регистрирует юрлицо, себя директором, а диджиент управляет его аккаунтом в этой сети.

Основной сюжет связан с тем, что фирма-разработчик этих диджиентов обанкротилась, и когда основная движуха ушла с одной виртуальной платформы на другую, диджиенты, не поддерживаемые более производителем остались изолированы на старой платформе. На новую портировать — нужны деньги. Достать их сложно, рабочими диджиенты пойти не смогут, потому что у них уже есть индивидуальность, а работодателю нужен просто исполнитель (ох как это знакомо!). Единственный денежный вариант — продать копии своих любимцев порнокоролям, которые на их основе сделают ИИ для секс-роботов. Но кто на это пойдет?

Вообще мне показалось, что тут не раскрыта тема порноиндустрии как двигателя интернет-прогресса. В самом деле, вы думали, что видеомагнитофоны и и выделенный интернет покупались для нормальных людей? Щас, главный потребитель — задроты, которые не могли познакомиться с девушкой. Порнокороли подоспели как раз вовремя — они предлагают скопировать дигиентов за деньги, и вставить их ИИ в секс-куклы. Так бездушный пластик сможет давать эмоциональную близость. Тут отступлю, но персонажи сомневаются! А ведь это изменит мир! Не будет месячных, ПМС и прочего. Женщины начнут вести себя правильно, иначе их пошлют... покупать секс-куклу. Серьезно, такого можно было навертеть...

Да, на английском, но читается сравнительно легко.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

maxxx8721, 16 апреля 2013 г. в 16:34

Предо мной явилось твердая, как алмаз, научная фантастика, которая синтезировала в себе всевозможные науки: лингвистику, математику, физику, научную философию. Имея филологическое образование, я с интересом начал чтение произведения, в котором ученые пытались расшифровать язык инопланетян-гептаподов. Начало было впечатляюще. Оно показывало методы работы с неизвестным языком, способы его дешифровки и трансформирование и соотнесение с нашим языком. Но затем автор залез в непролазные дебри сплетенных в узел синтагм и парадигм, что можно потеряться. Читателям с техническим складом ума сначала долго придется разбираться во многих лингвистических терминах, прежде чем перейти к своим излюбленным направлениям, где они, безусловно, почерпнут много нового.

Далее пошла физика, математика, с которыми у меня мало чего общего, однако эти формальные части, на удивление, оказались интереснее. В любом случае, повесть очень специфичная и далеко не всем покажется интересной.

Автор интересно и, местами, виртуозно играет научными понятиями, показывает своеобразные взгляды на краеугольные проблемы физики, делает весьма интересные открытия и наблюдения, подставляя их под жизненные ситуации и делая при этом свои философские выводы. Однако. Повесть сколь угодно может быть интересной, но я не являюсь приверженцем научной фантастики, а такой зубодробительной и мозгозакручивающей – так точно. Эта повесть похожа на научный трактат, разбавленный жизненными ситуациями и попытками оросить сухость текста не совсем удачным юмором. А само произведение заставляет задуматься над тем, как бы жилось людям, если бы они знали свое будущее во всех подробностях.

Оценка : 7
«Купец и волшебные врата»
–  [ 7 ]  +

Fledermaus, 11 февраля 2013 г. в 14:15

Мне непонятен своеобразный ажиотаж вокруг данного рассказа. Специально выбрал самый титулованный рассказ в рекомендациях.

Да, читается легко. Интересно, красочно, с погружением в контекст, так сказать.

Но в чем соль?

Насколько я понял, она состоит в идее

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что будущее и прошлое нельзя изменить, а можно лишь лучше узнать себя и мир
. Как-то так.

«Ну ок», — сказал я себе. Это я уже видел, например, в экранизации «Машины времени» (2002).

Не зацепило, в отличие от «Империи мороженого», которую прочитал на следующий день. Возможно, проблема во мне.

Оценка : 6
«Купец и волшебные врата»
–  [ 7 ]  +

ivan2543, 05 ноября 2012 г. в 17:46

Первое прочитанное мною у автора произведение. Рассказ, или, вернее, короткая повесть, является стилизацией под истории «Тысячи и одной ночи». И стилизация удалась – атмосфера восточной сказки ощущается очень хорошо. Впрочем, в этом ничего нового – вон, хотя бы взглянуть на сказки Гауфа.

Идейная сторона повести оставляет противоречивые ощущения. С одной стороны, как притча, эта история безупречна. Нет смысла жить прошлым и бесконечно казнить себя – нужно найти в себе силы, раскаявшись, начать жизнь заново. Не пытаться исправить непоправимое, но не совершать более таких проступков и предупреждать других. Короче – жить в настоящем, а не в прошлом. В принципе, мораль правильная, и, учитывая культурный контекст, вполне укладывается в рамки исламской нравственности.

Однако такой абсолютный детерминизм я принять не могу. Собственно, он противоречит и основным гипотезам, касающимся путешествий во времени – сейчас принято считать, что путешественник может предпринимать в прошлом любые действия, как и в своей реальности, ведь все равно та реальность, куда он переместился, является альтернативной. И, вернувшись домой, такой путешественник обнаружит, что «предотвращенные» события все равно произошли. Мне такой взгляд кажется более логичным. Представленная же в книге модель событий абсолютно необъяснима с научной точки зрения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь купец мог успеть. Не успел, но теоретически подобная возможность существовала.
Да и вообще, не люблю я разговоров о «всемогущей судьбе», уж слишком многое можно оправдать подобными аргументами.

Итог: рассказ с хорошей моралью и спорной картиной мира.

Оценка : 8
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

xxmazafakaxx, 09 июня 2011 г. в 21:28

Читал повесть после пары суток «отдыха». Отсутствие сна, остатки алкоголя и Shpongle странным образом скорректировали моё восприятие, я попал в лёгкую «изменёнку».

Идея Чана прокралась в мозг так шустро и я был так ею увлечён, что читая по несколько страниц и закрывая веки, я проваливался в удивительный мир восприятия времени и пространства присущий описанному. Я «поймал» около десятка фаз «быстрого» сна с необыкновенно яркими картинами. Сильнейшее эмоциональное вовлечение.

Благодарен автору за ценный урок, мир именно такой, каким я его представлял всегда. Мир и вселенная настолько индивидуальны для каждого человека (нет, для каждого живого существа) и каждой культуры, насколько это вообще возможно. А человек, обладает настолько гибким сознанием, что сам не может этого осознать.

Оценка : 10
«Понимай»
–  [ 7 ]  +

ksGhost, 06 апреля 2011 г. в 23:55

Не читайте этот рассказ. Ни в коем случае! Он заставит вас почувствовать собственную примитивность, ничтожность, ограниченность (нужное подчеркнуть). Все-таки прочли. Почувствовали? Вот-вот, а я предупреждал.

Что мешало автору превратить свой замысел в обычный супергеройский боевичек? Почему он не дал мне прочесть про приключения очередного Нео, уклоняющегося от пуль и изучающего за 1 минуту кунг-фу? Ведь он дал своему персонажу необходимый инструментарий. Ведь мог все закончить старым добрым мордобоем. Но нет. Вот тебе, дорогой читатель, примерно понятное описание возможностей человеческого мозга. Вот взгляд на тебя -куклу со стороны сверхчеловека. Вот тебе мысль, что даже в супер-развитии мы можем быть очень разными, а значит есть еще уровни. И самое главное — вот тебе в финале намек на начало. Ибо в начале было Слово, и Слово произнес бывший человек, а для тебя, читатель, уже видимо Бог.

Оценка : 9
«История твоей жизни»
–  [ 7 ]  +

janky, 02 сентября 2010 г. в 16:51

За столь большой временной промежуток Чан написал не так уж и много, но сделал это великолепно! Ювелиру что бы создать великолепный и неповторимый бриллиант требуется время, мого времени. И Чан так же не отличается спешкой в создании своих рассказов и повестей. Он аккуратно обрабатывает каждое предложени, что бы на выхде получить шедевр. И что приятно, никакой разницы в мастерстве автора не ощущается: что ранние рассказы двадцатилетней давности, что повести последних лет — все на одном, высоком уровне. Исключение — «Эволюция человеческой науки», но не критическое, его можно (и нужно) разок прочитать.

Тед Чан — мастер, каких теперь мало. Его рассказы подойдут и для тех, кто окончательно уверился, что качественная научная фантастика окончательно похоронена, и для любителей ителлектуальной фантастики. Немного разачаруются лишь те, кто захочет найти в книге возможность расслабить мозг: под легкостью стиля, и поверхностой простотой срывается нечто, что находит каждый сам для себя лишь дочитав до последней точки. То, что называется послевкусием. И, пверьте, в этих рассказах оно невероятно стойкое и приятное.

Оценка : 9
«Выдох»
–  [ 7 ]  +

Shybzd, 20 августа 2010 г. в 22:23

Хм. Ожидал большего, ну да ладно. Может еще что-то из непереведенного покруче будет.

Есть в рассказе один минус — надо было описать принцип работы обычных механизмов.

Хотя есть и еще один минус. А почему никто из анатомов не изучил «задохнувшихся»? Механизм конечно понятным бы не стал, но никаких пререканий о структуре точно не было б.

Сам же рассказ напоминает не столько «Вавилонскую башню», сколько «72 буквы». Предельно сухой и нединамичный их вариант.

Финальная «мораль» чересчур примитивна. Невольно возникает вопрос — неужели рассказ был написан ради этой вот «морали»? Зря она туда поставлена.

П. С. Видимо номинационный список Локуса и Хьюго в 2009-м был и вовсе слаб. Или автору уже по-привычке вручили?:-)

Оценка : 3
«Деление на ноль»
–  [ 7 ]  +

Aleks_MacLeod, 20 июля 2010 г. в 10:49

Довольно среднее, хотя местами и любопытное произведение. Весь рассказ Чан показывает нам отдельные эпизоды из жизни двух близких и в то же время отдаляющихся друг от друга людей и параллельно сообщающий нам отдельные интересные факты из мира математической науки. Впрочем, сделано все это достаточно неброско, сжато, и не совсем понятно, как будто автора интересовало не содержание, а лишь конечный результат, к которому читатели приходят в финале рассказа.

Результат можно уместить в двух предложениях. Даже такая точная наука как математика далеко не безгрешна и, возможно, все основополагающие ее постулаты со временем будут опровергнуты. Но даже если все это произойдет, людям, посвятившим жизнь изучению науки, не стоит забывать, что главное в их жизни — не числа, графики и функции, без которых прожить можно, а любящие и находящиеся рядом лица, которых можно и потерять.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 10 11



⇑ Наверх