Дж Р Р Толкин отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Р. Р. Толкина (J. R. R. Tolkien)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1401

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+21)»»

«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

JIOCOCb, 10 июля 2019 г. в 21:17

В начале этого века в Англии профессор Оксфордского университета Джон Толкин выпустил в свет книгу, не похожую на все произведения английской литературы того времени. Вслед за «Хоббитом» не замедлило последовать продолжение. Эпопея «Властелин Колец» произвела настоящий фурор.

На первый взгляд это просто сказка, но ее с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Наибольшим успехом она пользуется у молодежи. И это не случайно: подростки — уже не дети, еще не взрослые — наиболее ранимы при столкновении с реальной жизнью. Они быстро устают от повседневности, им труднее разобраться, где правда, где ложь. А эта книга повествует об извечной битве Добра и Зла, разделенных четкой границей. Языком валлийских легенд, ирландских и исландских саг рассказывается о храбрых воинах, прекрасных феях, эльфах. И подросток, и взрослый находит в ней свою мечту, оставшуюся с детства.

Книга состоит из трех летописей. В первой рассказывается о том, как маленький, незаметный хоббит решился возложить на себя непосильное бремя: уничтожить Кольцо Всевластия и тем самым спасти все Средиземье от господства Тьмы. Эта готовность пойти навстречу опасности самому, когда рядом есть столько доблестных рыцарей, проявивших себя не в одном бою, подкупает не только во Фродо, но и в его спутниках, безоговорочно последовавших за другом. «Надо идти, а как же! Только со мной. Либо и я пойду, либо никто не пойдет», — говорит своему хозяину Сэм, намекая на то, что не отпустит его одного в такое опасное путешествие. Ведь как гласит вторая летопись, самую трудную и опасную часть пути им пришлось пройти вдвоем, что невольно вызывает уважение к представителям маленького и смешного народца — хоббитов. Вторая летопись также включает в себя подробный рассказ о предательстве главы Белого Совета — Сарумана. Автор недвусмысленно заявляет, что победа добра в мире и в человеческой душе зависит только от человека. Все герои книги один за другим отказываются от Кольца, которое могло бы принести безраздельную власть над миром любому из них. Только Саруман и Боромир поддаются искушению, за что и расплачиваются своей гибелью. Однако, в отличие от хорошо обдуманного предательства Сарумана, порыв Боромира был минутный, и, умирая, он говорит: «Я хотел отнять Кольцо у Фродо. Я раскаиваюсь. Это — расплата». Он понимает, что неограниченная власть погубила бы его, сделала бы злым, жестоким и жадным. В душе храброго воина добро победило зло.

Третья летопись рассказывает о Великой Битве и, конечно, имеет счастливый конец: Кольцо Всевластия исчезает в недрах Роковой Горы, с криком рассыпается в прах Черный Властелин, и королева эльфов сплои своих чар рушит его замок.

Победа над Тьмой наполняет сердце читателя радостью, гордостью за героев и, главное, желанием творить добро уже здесь, в нашем мире. Привлекает во «Властелине Колец» также какая-то недосказанность, свойственная старым сказаниям, которая оставляет читателю возможность додумать что-то самому, дать волю воображению. Древние легенды, которые рассказывают герои друг другу на протяжении всей книги, нашли живой отклик среди молодежи. Многие из них положены на музыку, сочинены новые песни на тему скандинавских мифов.

Книга обрела множество поклонников не только в Англии, но и во всем мире, в том числе в Россия. Невероятная популярность «Властелина Колец» говорит о том, что уход от серости реальной жизни в мир добрых сказок необходим, чтобы поддерживать в людях веру в добрые, светлые начала и помочь найти их в самих себе.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

tolstyi1010, 28 июня 2019 г. в 08:16

Трилогия «Властелин Колец», английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, самое известное произведение в жанре фэнтези, состоящая из трех книг: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля», и является продолжением сказки «Хоббит».

Сюжет трилогии я думаю знаком каждому, но в общих чертах напомню тем, кто не в курсе. Хоббит Фродо должен отправиться в Мордор к Огненной Горе Орудруин, чтобы уничтожить там Кольцо Всевластия. Вместе с ним в путь отправляется волшебник Гэндальф, хоббиты Сэмом, Мерри и Пиппин, следопыт Арагорн, старший сын правителя Гондора Боромир, гном Гимли и эльф Леголас.

Что можно сказать о данной трилогии? Нового ничего. За более чем полувековой срок уже столько было сказано. Поэтому коротко расскажу, что понравилось и не понравилось лично мне. Самое первое, что бросается в глаза при прочтение — это проработка мира. Здесь автор постарался на славу. Мы не только оказываемся в Средиземье, но мы еще узнаем о нем буквально все. Мало того автор выстроил целую языковую систему специально для придуманного им мира. Второй момент который меня всегда поражал как Толкин из сказки про хоббита придумал грандиозное и эпическое фэнтези? Я читал предисловие автора и знаю как он развивал эту идею, но это в голове не укладывается. Читая «Хоббит», а затем трилогию «Властелин колец» испытываешь невольное восхищение проработанности сюжета, и связи между этими произведениями.

Минус же у произведения один. Трилогия заканчивается, и прочитать ее так как в первый раз уже нельзя. Можно копнуть чуть глубже и выцепить что-то новое при каждом прочтении, но начать знакомство с чистого листа уже не получиться. Это проблема всех хороших книг.

Оценка : 9
«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

avazgaziz, 22 июля 2015 г. в 22:46

книга эта, на мой взгляд, — вершина творчества Толкиена. в ней наиболее ярко проявилось его умение работать с мифологией разных народов и современное ему осмысление мифической реальности. если и правда человечество создает миры в своей фантазии, то по этой книге получился наверное один из самых удивительных миров. мой опыт знакомства с книгой по аудиоверсии. очень хорошо подобран голос и пафосность и артистичность. на мой взгляд это настоящее произведение искусства которые иногда появляются из игры в бисер, если вы поняли, о чем я...

Оценка : 10
«Чудовища и критики и другие статьи»
–  [ 7 ]  +

bvi, 19 июля 2015 г. в 20:10

Что-то читал раньше, что-то лишь теперь прочитал. Хорошо Профессор изъяснялся, 50 лет прошло, а актуально: «Ведь в силу самой своей природы бармаглоты исторических и антикварных исследований пылкают огнём в глущобе непроверенных предположений, порхая от одного дерева тум-тум к другому. Послушать пылканье этих благородных существ подчас бывает полезно, но хотя их горящие глаза и могут порой служить прожекторами, кругозор у них маловат». Или: «Мы живём в эпоху шаблонной критики и готовых к употреблению литературных суждений». Ничего не меняется!

Оценка : 10
«Лист кисти Ниггля»
–  [ 7 ]  +

AnOwl, 15 апреля 2015 г. в 15:35

Почему то всплывает в памяти строчка из одного стиха : «У каждого из нас свой Ад и Рай...»

Интересная аллегория — творец после смерти остается жить в своем творении. В каком то смысле и сам Толкиен остался жить в своих книгах. Не все помнят, как выглядел Толкиен, но хоббитов и их приключения знают едва ли не все.

Быть может где то там, в мире Средиземья, сидит сейчас и курит трубку старый и добрый седовласый хоббит. Он любит детей, занимается их обучением и собирает сказки и предания. А окружающие почтительно называют его Профессор...

Очень хорошая и глубоко философская история.

Оценка : 9
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

AnOwl, 15 апреля 2015 г. в 15:11

Ох и не благодарное же это дело писать о Толкиене и его Magnum Opus. И все таки скажу, потому что этот роман-эпопея стал в моей жизни (как и у многих других людей) целым этапом.

Во-первых — это едва ли не единственная книга таких размеров, во время прочтения которой я не заметил ни одного упущения или нестыковки. Просто поражает — насколько продуманно и всесторонне описана история всего мира Средиземья. Добавим к этому еще и то,что каждый народ, описанный в книге, обладал не только историей, но и своим языком(на котором вполне можно говорить!!!, так как Толкиен описал не просто пару словосочетаний,а и грамматику и т.д. ).

Во-вторых — насколько много переплелось в этой книге . Профессор мечтал о создании мифологии своей Британских островов, а создал мир, в котором переплелись и скандинавская и финская и кельтская и христианская мифология...И все это до невероятия гармонично объединено в один массив «Властелина колец».

Третье — это действительно эталон фэнтези. Сколько бы не было создано вселенных руками разных писателей, сколько бы не было написано произведений — «Властелин Колец» все равно одиноко возвышается над всеми. Прошло уже 60 лет с момента издания, а ВК все еще возглавляет рейтинги фэнтези-литературы.

Четвертое(и последнее), о чем хотелось сказать — это масштабность произведения. Единственная эпопея, которую по моему мнению можно сравнить по масштабности и продуманности с ВК — это «Дюна» Френка Герберта. Только в этих двух эпопеях охватываются целые эпохи,а не только лишь временные отрезки, пока происходят приключения нескольких ГГ.

«Властелин колец» это шедевр, который оставил отпечаток на всей мировой литературе.

Ставлю этой книге 1000 из 10)

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Doctor Faust, 24 марта 2015 г. в 16:44

Если меня спросят: «С какой книги начать путешествие по волшебной стране фэнтези?», я отвечу «С книги «Хоббит», в классическом переводе Рахмановой!»

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

glupec, 31 декабря 2014 г. в 19:41

«Сказка сказок». Здесь есть ВСЁ, что обычно бывает в Волшебной стране: вот тебе — эльфы, вот — тролли, вот — волшебники и драконы... Вот знаменитое «Две ноги на трех ногах, а четвертая в зубах». Похоже, что Толкин взял самые-самые хорошие, самые любимые детьми моменты из классики, смешал по чуть-чуть Андерсена с Гриммами, добавил уютной «английскости» в духе Дональда Биссета, и получилось что-то вроде нашей «Чуккокалы» (или — да простят мне такое сравнение — большого, яркого и веселого Мира Диснея). Только ЛУЧШЕ.

Кстати, когда я читал «Хоббита» в первый раз, у меня не было сомнений, что мир, описываемый там — это Англия. Только особенная, сказочная Англия — наверняка та самая, в которой живут Дядюшка Тик-Так и Тигр Ррр, веселый Шалтай-Болтай и его друзья — Твидлдум и Твидлди... Уже потом, в эпоху интернета, я прочитал, что Толкин под Средиземьем имел в виду наш мир, и хоббиты, таки да, 100% британцы. Так что первое впечатление оказалось правильным.

И вот пришел Джексон... Ни для кого не секрет, что он снимает совсем другое. Не сказку, а эпическую сагу, мрачную и серьезную. Я, правда, не из тех, кто от фильма плюется — наоборот, после него-то я и поверил в Питера. В конце концов, смотреть с экрана то, что, знаешь уже назубок — кто бы не ушел после первых 5-ти минут? Поэтому — пусть будет не так! Пусть будет Азог вместо Больга (по книге, тот мстил за смерть отца. Джексон делает финт ушами: «А если допустить, что отец жив»? Вот вам и вся «отсебятина». Вождя орков заменили на... такого же! только более колоритного, интересного и «крутого». Лично мне это понравилось, ну, а как остальным — не знаю...)

Но тут еще есть немаловажный момент. Во «Властелине» не было песни «Под горой стоит трактир». Не было — целебной травы ателас. И даже (позор, позор, Питер, что ж ты так??) не было Радагаста! Не говоря уж о том, что Леголас не удостоился полноценной роли... Только самые упертые фаны все равно мечтали когда-нибудь получить «новую расширенную версию», в которой они будут. И — что вы думаете — получили-таки!.. Разве ж это не прекрасно?

Оценка : 8
«Имрам»
–  [ 7 ]  +

Marian, 07 ноября 2014 г. в 17:43

И вот из просторов бескрайних вод,

гонимый пенной волной,

в туман, воротившись из дальних стран,

корабль пришел домой —

в Ирландскую землю, где колокола

в Клуан—ферта на башне бьют,

где лес темнеет под сводом небес

и туманы стеной встают,

где Шаннон в Лох—Дерг течет не спеша,

где дождя висящая сеть —

сюда святой Брендан пришел навсегда,

пришел, чтобы здесь умереть.

Когда-то я стояла на стене одного неказистого ирландского замка и смотрела, как течет Шэннон. Она была бурная и неспокойная, с темной сверкающей водой и светлой пеной — самая красивая из всех рек, что я видела до сего дня, а я видела и вольную Неву, и суровый Амур, и скучную Темзу, и неспешную у истоков Волгу. Шэннон была красивей — и до меня внезапно дошло, на что я смотрю. Это сюда вернулся святой Брендан из своего плавания, вот и до Лох-Дерг отсюда рукой подать... И стояла я на той стене, и смотрела на славный град Лимерик, и напевала тихонько «Имрам». Счастье правоверного толкиниста.

Это такие специальные стихи о том, как личная мифология одной души, одного человека сливается с мифологией целых народов. Это ведь на Заокраинный Запад плавал святой Брендан на пространстве личного мифа Толкина.

Оценка : 9
«Дети Хурина»
–  [ 7 ]  +

Paganist, 16 октября 2014 г. в 22:17

Очень приятно было вновь окунуться в волшебный и горячо любимый мир Средиземья.

Если оценивать «Детей Хурина», то, как по мне, стоит отталкиваться от того, что это своего рода узкоспециализированная литература: для преданных ценителей творчества Толкина, для тех, кто «переварил» и принял «Сильмариллион», частью которого «Дети Хурина» по сути являются. Сторонний читатель справедливо найдёт множество недостатков придираясь и к форме, и к стилю, и к прочим недостаткам книги. Для почитателей же Толкина, несомненно, главное — сама атмосфера, сама история, которая, на мой взгляд, позволяет глубже понять различия между эльфами и людьми, детализирует определённый период эпоса, а некоторых героев делает более живыми, близкими, понятными.

Иными словами, кто в теме, тот оценит. Кто не в теме, тому и пытаться начинать читать, пожалуй, не стоит.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Api, 10 сентября 2014 г. в 19:30

Сложно написать отзыв, и сложно оценить эту книгу. Прочитала я ее относительно недавно, по рекомендации фантлаба; поначалу чтение шло очень туго и даже была мысль забросить. Показалось, что описания скучные, опасности словно бы картонные, не страшные и не зловещие; напряженности нет, читаешь — и уверен, что добро сильнее этого хилого зла. Не красочно; стихи больше смахивают на рифмовки, хотя вообще люблю поэзию (вероятно, это переводчик «постарался»). Так прочитала я где-то половину и решила посмотреть первую часть фильма. Разница меня поразила. И еще заставила задуматься и по-другому посмотреть на книгу и на то, что я считала ее недостатками.

Фильм захватывающий, зрелищный, но полный мерзости. Это не сказка, и не добрая сказка — это фентезийный боевик, злой, полный отвратительных монстров и не греющий душу. И я подумала... если это все было бы ТАК описано в книге, это была бы другая книга. Не светлая и не дающая света; она потеряла бы себя. Нет, эти описания — часть книги, без них не было бы такого масштаба и такой проработанности мира. И орки — это просто орки, а не отвратительные исчадия ада; они задуманы злыми, но не настолько, чтобы портить эстетическое чувство от книги и мазать ее своей грязью.

Вторую половину я дочитала с гораздо большим пониманием, чем первую; фильм досматривать не стала (не ценитель такого кино, хотя, повторяю, снято удачно). Особенно меня поразил конец книги. Не ожидала такого; воистину, нет пророка в отечестве своем... плакала.

Короче, это не совсем приключенческая вещь. Во всяком случае, главное в ней — отнюдь не сюжет; главное — та атмосфера, которой она пропитана. И да, она добрая. Хотя местами нужно немного терпения, чтобы ее понять.

«Фаститокалон»
–  [ 7 ]  +

Конни, 04 февраля 2014 г. в 19:15

Бестиарии это такое занимательное чтение. У хоббитов тоже наверняка существовали подобные книги и неизвестный нам поэт однажды сочинил стихотворение про морское чудище Фаститокалона, громадную рыбу или по другой версии гигантскую черепаху, встреча с которой не сулит ничего хорошего беспечным мореплавателям, принимающим спину отдыхающего чудовища за остров. Увы, в произведении   слишком мало деталей для того, чтобы более менее достоверно воссоздать облик диковинного существа.

В стихотворении говорится, что бедное чудище   осталось последним в роду и это прискорбно. Но в морях других миров плавали родичи Фаститокалона, что подтверждается различными свидетельствами. Обратимся же к ним.

Есть легенда об ирландском монахе, который в VI веке отправился на поиски земли обетованной. Плывя по Атлантическому океану, он вдруг увидел справа по борту неизвестный остров. За остров путешественники приняли спину огромного спящего кита.

Монах и его спутники высадились на сушу, соорудили алтарь и помолились. Отдохнув, они покинули остров, причем кит даже не почувствовал присутствия нежданных гостей.

Сородичем Фаститокалона может быть и Чудо-юдо Рыба-Кит, описанная уважаемым П. Ершовым так:

«Вот въезжают на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперёк его лежит

Чудо-юдо рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит...»

Такой заслуживающий доверия свидетель и опытнейший мореплаватель как Синдбад Мореход сам видел чудовище, смахивающее обликом и повадками на Фаститокалона:

«И мы пустились ехать по морю и достигли одного острова, подобного райскому саду, и хозяин корабля пристал к этому острову, и бросил якоря, и спустил сходни, и все, кто был на корабле, сошли на этот остров. И они сделали себе жаровни, и разожгли на них огонь, и занялись разными делами, и некоторые из них стряпали, другие стирали, а третьи гуляли; и я был среди тех, кто гулял по острову.И путники собрались и стали есть, пить, веселиться и играть; и мы проводили так время, как вдруг хозяин корабля стал на край палубы и закричал во весь голос: «О мирные путники, поспешите подняться на корабль и поторопитесь взойти на него! Оставьте ваши вещи и бегите, спасая душу. Убегайте, пока вы целы и не погибли. Остров, на котором вы находитесь, не остров,- это большая рыба, которая погрузилась в море, и нанесло на нее песку, и стала она как остров, и деревья растут на ней с древних времен. А когда вы зажгли на ней огонь, она почувствовала жар и зашевелилась, и она опустится сейчас с вами в море, и вы все потонете. Ищите же спасения вашей душе прежде гибели и оставьте вещи!»

И путники услышали слова капитана, и заторопились, и поспешили подняться на корабль, и оставили свои вещи, и пожитки, и котлы, и жаровни. И некоторые из них достигли корабля, а некоторые не достигли, и остров зашевелился и опустился на дно моря со всем, что на нем было, и сомкнулось над ними ревущее море, где бились волны...».

Как видим, разжигать огонь на спине у зверя опасно, вот и поэт предостерегает моряков от неосторожных действий. По его мнению уберечься от гибели хоббит может, если не будет покидать дом. Весьма похвальное здравомыслие.

Остается только удивляться, как воспитанные в подобных традициях легендарные герои «Алой книги» Бильбо, Фродо, Сэм и другие нашли в себе силы покинуть дом и уйти на поиски приключений в большой мир, где их поджидали опасности пострашнее Фаститокалона.  

В заключение добавлю, что стихотворение дошло до нас лишь потому, что было набросано на полях экземпляра «Алой Книги», попавшей в руки профессору Д.Р.Р. Толкину, который перевел его на английский, сделал достоянием широкой публики, за что исследователи Среднеземья и любопытные читатели глубоко ему благодарны.

Оценка : 9
«Мары»
–  [ 7 ]  +

Конни, 04 февраля 2014 г. в 06:35

Когда мир казался гораздо обширнее и путешествия по нему были долгими и трудными, люди слагали легенды про обитателей неведомых земель. Непонятные, чуждые, страшные псоглавцы, великаны, грифоны, стерегущие золото, одноглазые аримаспы, и другие жили за горами, за долами и вовсе не приветствовали радушно забредающих к ним отважных или безрассудных путешественников. В мире Среднеземья тоже сложена легенда о   странных существах, обитающих в диких землях (предположительно это постарались хоббиты). Мьюлипсы -мары, мерзкие как ночные кошмары в черной слизи,   живут за горами в болоте,   считают золото   и весьма негостеприимны. Вы только представьте, как неосторожный, заплутавший в бездорожье путник преодолевает трясину, чудом не утонув в гнилых омутах, с надеждой стучит в дверь, а там Они. Это действительно жутко. После чтения стихотворения становится чуточку понятнее, почему большинство хоббитов избегало дальних путешествий и Большого мира, а внутренняя мифология Среднеземья пополняется ужасными, но запоминающимися созданиями.

Ни в коем случае не читайте это произведение на ночь ребенку!

Оценка : 10
«Братство Кольца»
–  [ 7 ]  +

deti, 03 января 2014 г. в 16:55

Хорошее и очень необходимое чтение для детей от 10 до 16-17 лет. Книга, которая дает понять юному читателю, что малый рост(возраст) не имеет значения, если жизнь заставляет проявить свое мужество и даже героизм в сложившейся ситуации, в условиях выбора между Добром и злом. Талантливая книга, необходимая юношеству для осознания простых истин: «что такое хорошо и, что такое плохо». Но не более.

В детстве перечитывать необходимо.

Оценка : 8
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

NEPROSNENKOE, 03 января 2014 г. в 11:39

В очередной раз я пала жертвой телевидения и кино!

К сожалению просмотр фильма не дал мне в полной мере насладиться всем волшебством книги, так как я считаю, что это тот самый редкий случай, когда фильм не хуже первоисточника (уж простите меня поклонники Толкиена). К сожалению когда весь мир гудел по поводу фильма Властелин колец у меня не было электронной книги и не было возможности сначала прочитать произведение, а уже после посмотреть фильм, как я это делаю сейчас.

Таким образом, когда я начала читать, я уже неоднократно просмотрела кино, которое считаю очень качественным, красивым и красочным, а так же полностью передающим атмосферу книги.

Книга в свою очередь превосходна! Язык написания прекрасен! Сама история… да как вообще можно было придумать такой прекрасный и волшебный мир?!!! Я никогда не была поклонницей фэнтези, но по моему мнению такие произведения как Гарри Поттер или Властелин колец просто гениальны в своем роде! Я БУКВАЛЬНО ПОКЛОНЯЮСЬ ИХ АВТОРАМ. Какая должна быть фантазия и воображение у человека, чтобы создавать такие великолепные миры! Это так прекрасно и красиво что почти граничит с безумием.

И на последок хочу сказать одно: если не хотите испортить впечатление от книги СНАЧАЛА ЧИТАЙТЕ – ПОТОМ СМОТРИТЕ!

Оценка : 6
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Biktej, 23 февраля 2013 г. в 21:35

Прочитал еще когда в школе был, классе 5 или 6, для меня — ребенка того возраста книга была очень хорошей (простой, я ничего не спрашивал у родителей, просто не находя сложных, не понятных, не известных слов , фраз ; разве что названия мест и все (что не в какие ворота не лезет с властелином, даже читая его в 18 лет)). Понравилось простота сюжета, легкое сопереживание ,которое я испытывал за героев, 10-ти летнего мальчишку было сложно было заставить прочитать хоть что-то, но эта книга притягивала своей добродушностью, простотой и динамичностью, бывали моменты когда азарт чтения спадал, но всегда не до конца, так как хотелось узнать что же будет дальше....

Не знаю как бы я воспринял бы ее сейчас , наверное как сказку... Но экранизация мне не очень понравилась((( Бильбо в книге более живой, изобретательный, веселый и динамичный...

«Братство Кольца»
–  [ 7 ]  +

alex_mclaud, 10 ноября 2012 г. в 05:53

Помню, как несколько лет назад впервые попробовал прочесть всю трилогию, но не осилил. Наверное, сказался преждевременный просмотр экранизации — в ней-то всё кратко, море спецэффектов, да и вообще смотреть куда легче, чем читать. Вот и показалось мне великое произведение нудятиной, и я бросил ВК, едва-едва дочитав второй том.

Но совсем недавно я вспомнил про пыльную трилогию, валяющуюся на верхней полке шкафа, и решил перечитать — теперь осознанно, вдумчиво, не посмотрев перед чтением экранизации. И после нескольких глав понял, что решил перечитать одно из лучших произведений XX века.

Первый том — едва ли не самый захватывающий, эдакое введение в мир Средиземья. Повествование построено великолепно — Хоббитания, Вековечный Лес, Могильники, «Гарцующий пони», Раздол, Мория, Лориэн — от каждого из мест, которые посещают Хранители Кольца, остаётся своё впечатление. Также очень понравились персонажи, особенно перебранки Леголаса и Гимли и пословицы-поговорки Сэма Скромби, Перегрина и Мерри.

В общем — высший балл.

Оценка : 10
«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

Maedhros, 24 сентября 2012 г. в 10:50

Можно сказать просто — это книга гениальна. Сильмариллион отвечает на многие вопросы, возникающие после прочтения «Хоббита» и «Властелина Колец» (хотя вместо них встают другие). Это не столько художественное произведение, сколько учебник по истории вымышленного мира (изумительно, и как только удалось вместить столько информации в такую короткую книгу), неосязаемого, но прекрасного, это удивительная в своей целостности компиляция библейской, германо-скандинавской и кельтской мифологии.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Пта, 13 июля 2012 г. в 07:51

Данная книга была прочитана мною уже после знакомства с циклом «Властелин кольца» и я был приятно удивлен ее кардинальным отличием от указанного цикла (для меня в лучшую сторону). Здесь нет нагнетания атмосферы всеобщего уныния, книга получилась, как бы лучше сказать, наверное, добрее, проще в восприятии. Перед героями книги автор не ставил задач вселенского масштаба, только рассказывал про их приключения и могу сказать, это у него получилось замечательно. Если кому-то трилогия «Властелин кольца» пришлась не по душе, это не повод лишить себя знакомства с этой замечательной сказкой.

Оценка : 10
«История Средиземья» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Мэлькор, 22 января 2012 г. в 14:33

Читая эту огромную серию сразу понимаешь насколько Легендариум Толкина был далёк от завершения. В основном он состоит из эссе, черновиков и поэм. Почти все они не завершены. Однако несмотря на объём и сюжетную незаконченность в серии можно найти море интересного. 1, 2 тома читать только тем которые хотят знать все версии легенд Сильмариллиона. Надо отдать должное Профессору в этих двух сборниках есть 2 замечательных, романтических историй. Первая — Падение Гондолина. Мне всегда нравилась эта легенда. Это её единтвенная полная и развёрнутая версия (которая кстати во многом не совпадает своему аналогу в Сильмариллионе). Вторая — Сказание о Солнце и Луне. Очень красивая, вошедшая в Сил. как всего лишь маленький абзац. 3 том это поэмы. Ольвен Тангородримская сделала хороший перевод — «Лэ о Лейтиан». Потом вплоть до 10 тома идут черновики. Из них нечто стоящее представляет наверное только Амбарканта. С 10 и по 12 тома идут эссе и незаконченные рассказы хотя опять же основную часть составляет черновой текст. Замечательны наброски и изучения на тему эльфов — «Законы и обычаи эльдар», «Речи Финрода и Андрет», «История Финвэ и Мириэль». Также в 12 томе есть 2 небольших незаконченных очерков из которых могли вырасти полноценные повести, и даже романы. Также в серии присутствует материал изучающий лингвистику и структуру построения языков. Небольшая доля приходится на генеалогии.

Итог: безусловно серия полезная для любого уважающего творчество Толкина человека. Полезность эссе и стихов нельзя оценить. Эта серия во многом дополнит уже существующий мир Средиземья.

Оценка : 9
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

ivarazor, 25 августа 2011 г. в 13:33

«Властелин колец»-книга,которая не просто рассказывает нам о борьбе добра и зла, или о войне двух сторон за право жить.Она повествует нам о людях,которые не пожалеют своих жизней чтобы сокрушить врага и не положить конец эпохи людей.Главный герой романа-хоббит,на котором лежит непосильная ноша-«кольцо всевластия» и именно оно может положить конец всех раздоров в Средиземье.Сказочный мир Средиземья населён людьми,хоббитами, эльфами, гномами, орками, и другими мифологическими существами, впечатляет своими масштабами и многослойностью.«Властелин колец» по праву считается лучшим произведением фэнтези всех времён.

Оценка : 10
«Роверандом»
–  [ 7 ]  +

u6752, 08 августа 2011 г. в 19:30

Неплохая фэнтези сказка,хоть и детская,но все равно увлекательная и красивая.Взял книгу можно сказать случайно.Прочел за несколько часов.Очень запоминающиеся прописаны фантастиеские лунные пейзажи и их необыкновенные обитатели.Жаль,только что в книге лишь две блеклые черно-белые иллюстрации,думаю в иностранных изданиях они оформлены гораздо,гораздо лучше.Но все же главным остается сама история,а комментарии написаны не менее интерестно,проводиться параллель с другими произведениями профессора и разъясняются некоторые волшебные придания,легенды,упомянутые в повествовании.И конечно же эта сказка хоть и блекнет перед знаменитым«Хоббитом»,но все же имеет какое-то свое магическое очарование,впрочем,как и все книги Толкина.Да,Толкин воистину творец волшебных миров.

p/s

Окончательный вывод:Для детей тоже пойдет ;-)

Оценка : 8
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Violento, 28 июля 2011 г. в 09:33

Писать отзыв о столь известном произведении столь известного автора непросто. На этой ниве успели потрудиться как простые любители творчества Профессора, так и специалисты лингвистики, стилистики, критики, и массы других полезных литературных областей. “Хоббит” пройден вдоль и поперек, и вверх и вниз и в полоску. Что его вообще обсуждать?

Ладно, попробую внести свою крупицу в Зал Славы и Почета!

Итак, Бильбо Бэггинс. Простой малый, не утруждающий себя мыслью, что было бы, будь он другим, живи он в другом месте и т.д. и т.п. Но это лишь до поры до времени. В душе нашего героя живет авантюрист-путешественник, жаждущий новых впечатлений. И вот прекрасным утром ему попадается этот шанс, шанс увести не только себя, но и миллионы людей планеты Земля, в ставший уже родным, такой разный, но неизменно красивый мир Средиземья. По дороге с нашим героем происходят удивительные вещи, встречаются удивительные люди (и не только), открываются удивительные места. Из лежебоки-ленивца, он превращается в славного Мастера-Отмычку. Все происходит по канонам становления персонажа как личности.

Гномы, в наличии 13 штук оставили сумбурное впечатление. Храбрые, ленивые, деловитые, алчные, решительные, недальновидные. Тем интереснее было совместное путешествие.

Гэндальф — тут как всегда на высоте. Мудрый волшебник, спасающий из передряг, раздающий мудрые советы, — классический пример Доброго Волшебника. Но классическим то он стал только благодаря Профессору.

Отзыв был бы неполный, если б я не затронул экранизацию. Да тем более Питера Джексона. Да тем более со старыми актерами, в «старой» Новой Зеландии. Судя по видеоблогу со съемок, постерам и фотографиям нас ожидает действительно классное путешествие Бильбо и компании. Правда, со своими нюансами. Как то эпичные и немного пафосные гномы (кроме Бомбура, хотя эпичности ему не занимать), привлечение персонажей не имеющихся в первоисточнике(Леголас, Фродо), сцены отсутствующие в оригинале, но раскрывающие мир и события в нем более подробно, ну и конечно пара-тройка старых знакомы в лицах Гэндальфа, Голлума, Элронда. Я думаю, мы имеем все основания ждать появления шедевра. Тем более кто как ни Джексон,-главный волшебник Средиземья, может собрать идеальные ингридиенты и приготовить из них праздник для сердца и души поклонников, любителей, ценителей этого волшебного мира.

Оценка : 9
«Братство Кольца»
–  [ 7 ]  +

Lion0608, 26 июня 2011 г. в 13:36

Повествование в трилогии развивается неспешно. И я тоже, начиная читать книгу, старалась не спешить, зная, что нельзя ожидать от книги динамичных событий, четких намеков- что есть добро, а что зло. И поэтому читала не взахлеб. Оценивая прочитанное. А поэтому хотелось вернуться к книге уже через несколько дней. Не могу сказать, что мне как читателю книга легко далась.

И все же, вечная проблема — борьба «добра со злом» ни в одном из фэнтезийных произведений не фигурирует так широко и остро. Борьба эта идет не только на поле сражений с силами зла. Каждый герой ведет ее внутри самого себя. Судьба и испытывает на верность своим убеждениям. И самый слабый из героев оказывается самым достойным, пройдя через эту «битву».

Многое становиться понятным, когда узнаешь историю написания трилогии. Несмотря на то, что трилогия выходила уже в 50-е годы прошлого столетия, основной период работы над произведением приходится на 40-е годы. Это означает, что «Властелин» пропущен через опыт второй мировой войны.

В то же время, нельзя не отметить эпичность произведения. Кажется, что Толкиен собрал воедино все атрибуты эпоса не только английского, но и всех германских народов средневековой эпохи.

Один критик писал: «Властелин Колец» — безусловно, вещь величественная, но это не литература» . Пожалуй, он был прав: это не литература — это целый мир, созданный воображением автора. В этом мире свои языки, истории и легенды... В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи и благодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров, — но по-своему. Здесь есть высокий эпос, есть священное предание, поэзия, и простой деревенский юмор, и притча, и рыцарский роман.

Особенно интересна и необычна, лично для меня, была концовка. Есть в ней какая-то завораживающая грусть и безысходность. Герой, прошедший столь нелегкий путь не нашел себя в спокойном и мирном Шире. Часто, когда пытаешься спасти мир и покой для кого-то, без возврата теряешь его для себя...

Оценка : 10
«Книга Утраченных Сказаний. Часть I»
–  [ 7 ]  +

k2007, 12 апреля 2011 г. в 18:05

Эта книга для людей, влюбленных во «Властелин Колец». Интересно видеть процесс создания мифологии Средиземья — как все замышлялось и как потом менялось. И читать интересно, очень поэтично. Плюс комментарии, свякие стихи в дополнениях.

Оценка : 8
«Легенда о Сигурде и Гудрун»
–  [ 7 ]  +

k2007, 07 апреля 2011 г. в 20:58

Вещь отличная. Видно, что автор любил ту эпоху и чувствовал ее. Стихи не менее энергичные, чем стихи «Старшей Эдды». «Песнь о Гудрун» просто замечательная, жесткий темп, нагнетающий напряжение, не останавливающийся до самого конца.

Вместе с тем эта книга либо для фанатов Толкиена, либо для любителей такого рода литературы, для которых древние героические песни — это не что-то, на основе чего снимают современное кино и в чью эпоху проваливается наш современник с ноутбуком, чтобы давать советы Стилихону. Это — не фэнтези, это нерифмованные стихи, написанные весьма специфическим размером.

В книге много приложений и комментариев, об эпохе этих сказаний и о древних северных песнях.

Хочу также сказать про качество издания. Оно, на мой взгляд, очень хорошее. Отрадно, что переводчики не стали переводить отрывки из тех произвелений древних авторов, которые есть на русском языке. а включили уже ставшие классическими переводы со ссылками на авторов.

Отличная книга.

Оценка : 8
«Кузнец из Большого Вуттона»
–  [ 7 ]  +

AriaPum, 22 июня 2010 г. в 16:41

Прекрасный рассказ, в нем действительно большая красота и мудрость. Дело не в сюжете или конкретном содержании, а в потрясающем ностальгическом послевкусии.

Оценка : 10
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Antifriz, 18 декабря 2009 г. в 21:32

   Когда прочел в детстве, эту книгу, понятия о жанре фэнтези у меня не было в принципе. Можно понять мое восхищение – это ведь была не обычная, знакомая мне, сказка. Кто такой Дж.Р.Р.Толкин, я не знал. Не знал также ничего о других его книгах – в библиотеке была только эта. Та самая, что первой стоит в списке изданий под аннотацией. Много позже посмотрел фильм Властелин Колец…

   Если не ошибаюсь, “Хобит” – первая удавшаяся попытка возродить народную мифологию. Которая оформила задел целой эпохи. Книге присущи все атрибуты хорошей сказки: интересные герои, занимательное путешествие, победоносная битва в конце и гора сокровищ в награду. И вместе с этим между рядков проглядывает мрачность и взрослость, отличающая “Хобит” от обычной сказки.

   Как сказка, “Туда и обратно” выше всяких похвал, хотя как полноценное фэнтези немного не дотягивает. Хороший выбор для ознакомления ребенка (или не совсем ребенка) с классикой фэнтези. Поверьте, его не нужно будет заставлять дочитывать книгу до конца!

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Вадим Панов, 29 ноября 2009 г. в 15:25

Бывают книги, которые «открывают» направления: «Янки при дворе» породили волну «попаданцев», «Машина времени» — волну путешествий в прошлое-будущее и так далее. А бывают книги, которые «открывают» целые жанры.

Что-нибудь еще добавлять нужно? По моему, нет.

Оценка : 10
«Дети Хурина»
–  [ 7 ]  +

K_Serg, 13 июля 2009 г. в 14:10

Автор конечно может писать как ему хочется, но это не значит, что полученный результат будет интересно читать. В истории многих народов есть эпосы, народное творчество, их собирают но как правило читать их очень и очень скучно, так как язык и стилистика на которым они написаны очень отличается от современных. Поэтому их, как правило, литературно обрабатывают. Ну это всем известно, наверное. «Дети Гурина» написаны именно в такой манере — стилизация под эпическое произведение. Поэтому его отличает очень сложный язык, постоянные повторы и т.д. и т.д. Если б полученный результат был бы оригинальным, это можно было бы частично простить, но в «Детях» нет ничего нового это простоя более-менее гармоничная композиция надерганых из разных эпосов кусочков.

«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

MisterBug, 26 июня 2009 г. в 13:46

Я, как истинный почитатель Толкиена, (при этом не испытывающий тёплых чувств к Сильмариллиону. Парадокс, правда?), хочу сказать, что «Властелин Колец» — это куда больше, чем просто роман, хотя искать в нём второе дно не менее глупо, чем называть бредом. Это просто очень хорошее приключение, с каким-то далёким намёком на глубокий смысл повествования. Да, судя по некоторым моментам можно получить не мало уроков того же самого обращения с людьми или вообще назидание о том, как стоит поступать в той или иной жизненной ситуации.

Главные герои — эталон нешаблонной храбрости. Чего стоит хотя бы вызов Фродо нести кольцо к Роковой горе. А всё почему? Да потому, что он понял, что это может сделать только он, так как у каких-нибудь воинов, ищущих правду в мече, это получилось бы не совсем хорошо. И, как мы видим, он приходит к правильному выводу. Таких примеров в книге — куча, только вот их расписывание займёт непростительное количество времени. :-)

Спешу осудить людей, которые ищут в Мордоре какой-то намёк на СССР, хотя сам автор не раз утверждал, что любые аналогии с реальным миром — всего лишь накручивание и выдумка людей с больным воображением. И правильно, нечего искать скрытый смысл там, где его нет, хотя сейчас развелось предостаточно людей, страдающих этой, с позволения сказать, болезнью.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Narrator, 25 мая 2009 г. в 15:33

Редкостная, конечно, нудятина, но если задуматься, это же именно «Властелин Колец» сделал фэнтези таким, каким я его знаю. Восхищение у меня вызывает только то, насколько глубоко Толкин проработал мир вселенной (нет, даже Вселенной), вся эта история, языки и т.п. Ну и за эпопеей просто шикарнейшая экранизация, за что отдельное спасибо Джексону.

Просто не представляю каким бы был мир без «Властелина Колец», даже я был бы другим, ведь без него Кинг не написал бы «Темную Башню» (мое любимое книжное произведение) в том виде в каком она существует.

Короче, не люблю, но уважаю.

Оценка : 9
«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

Darinella, 09 апреля 2009 г. в 12:21

Эта книга во многом скорее дайджест, сокращенная и адаптированная для обычного читателя версия «Легендариума». Книга, без прочтения которой нельзя говорить «я знаю Толкина» — без нее знание не полно, а некоторые аспекты «ВК» и вовсе не понятны. Она помогает понять истоки и причины великой борьбы, которую ведут эльфы. Помогает прочувствовать всю величину и значимость подвига Фродо и Сэма. В целом, ее не очень просто читать и первые два раза я путалась в именах эльдаров, в именованиях народностей, в названиях, которые потом, в «ВК» даны уже совсем другим объектам и местностям. Восхищало меня всегда одно — Толкиен, в общем-то не большой любитель перемен, сделал главными героями своих книг эльдаров — чуть ли не единственную из эльфийских народностей, которая была способна на что-то еще, кроме «пения по сумрачным берегам» или «сидения возле тронов Валаров». Правда, и тут он верен себе — ни одно начинание их не служит им во благо, чаще всего они страдают именно из-за собственных стремлений. Но все-таки именно их деяния переживут века.

Оценка : 10
«Возвращение Короля»
–  [ 7 ]  +

Darinella, 09 апреля 2009 г. в 12:13

Венец великой книги — это ее концовка. Это правило было создано задолго до Толкина, но он придал этому устоявшемуся правилу новую, ни с чем не сравнимую глубину.

Описание пути двух маленьких хоббитов к Роковой Горе — своего рода путь на Голгофу — тоже во имя спасения. И как же хорошо видны аналогии — они идут через мучения и страх, через предательство и искушения, потом свершают свое великое деяние, а когда возвращаются на родину — оказываются в стороне. И те, ради кого они шли — «простые и глуповатые» хоббиты — остаются такими, потому что так и должно быть. Весь смысл трилогии заключен в двух монологах — Сэма в Хмурых горах над Кирит-Унголом и Фродо перед уходом. И настоящие герои это именно те, кто делает свое дело, несмотря ни на какие страхи и препятствия. И даже финал книги не так однозначен ,как кажется. Когда я читала роман, я доходила до шестой главы последней книги и, водя пальцем по приличной кипе листов после нее думала — «что же там еще может быть?» А вот оно оказывается как — нельзя забывать, что рядом с великой победой всегда присутствует великая печаль — не только по тем, кто не вернулся, но и по тем, кто ушел потом...

Оценка : 10
«Беовульф»: чудовища и критики»
–  [ 7 ]  +

StasKr, 05 февраля 2009 г. в 11:02

Вещь безусловно интересная и действительно, позволяющая посмотреть на Толкина с другой стороны. Все часто именую Толкина «Профессором», но каким преподавателем он был? Какие вопросы изучал он? Над чем он работал в своей «научной», а не «литературной» жизни? ««Беофульф»: чудовища и критики» позволяют хотя бы частично ответить на эти вопросы. И даже если вам не интересна личность Толкина, возможно вам придётся по вкусу его рассуждения о европейской мифологии раннего Средневековья; о тех условиях, в которых она складывалась; о мировоззрении людей, которые воспевали подвиги героя эпоса.

Если вы решили ознакомиться с этим эссе, то будьте готовы к сухому академическому языку. Всё-таки это сугубо научная вещь, предназначенная в первую очередь для профессионалов, а не научно-популяризаторская статья. Тем не менее, подлинное мастерство докладчика заключается в том, что даже такая, довольно абстрактная для большинства людей тема может оказаться доступной для понимания любого, кого не испугает подобный стиль произведения.

Оценка : 9
«Братство Кольца»
–  [ 7 ]  +

Dafiny, 25 января 2009 г. в 22:32

К сожалению редко случается так, что начав читать большую эпопею и одолев первые 200-300 страниц, ты не начинаешь скучать и мысленно требовать у автора быстрее переходить к развязке.... тем отраднее наличие такого приятного исключения как «Властелин колец». Буквально с первых страниц ощущаешь размах и потенциал намечающихся событий, как будто ты стоишь на краю обрыва с завязанными глазами — ты не знаешь, что впереди, но чувствуешь, что это что-то колоссальное, поражающее воображение и захватывающее дух...

Персонажи настолько грамотно, четко и красочно прописаны, что не удивительно, что они стали в каком-то роде эталоном фентэзийных образов. Читая любое произведение в жанре фэнтези и встречая, к примеру, описание эльфов, я всегда мысленно возвращаюсь в Толкину и его «Властелину колец», а это безусловно говорит о многом...

Некоторые считают первую часть самой скучной из цикла, однако мне она представляется наиболее воодушевляющей, очаровывающей и многообещающей, ведь в конце концов именно с неё я навсегда полюбила мир Средиземноморья... =)

Оценка : 9
«Фермер Джайлс из Хэма»
–  [ 7 ]  +

StasKr, 08 января 2009 г. в 07:32

Подобные вещи, как мне кажется, не рекомендуется читать в детстве, как это было со мной. Слишком велика вероятность не заметить или не оценить сдержанный юмор писателя щедро рассыпанный по страницам повести. Атмосфера псевдоистории с её анахронизмами, длиннющие латинские имена, уморительные сцены вроде торговли фермера с дракона — всё это может пройти мимо ребёнка. Лично я рад, что после первой неудачной попытки в одиннадцать-двенадцать лет я перечитал повесть в лет шестнадцать.

Оценка : 9
«Хоббит, или Туда и обратно»
–  [ 7 ]  +

Paganist, 20 декабря 2008 г. в 15:17

Первое, что прочитал у Профессора. Был не то чтобы сражён, но отчётливо понял, какая литература мне по душе и что она к моей вящей радости существует. Естественно, это сказка. Но как же она разнится с привычными ребёнку сказками. Есть в «Хоббите» некая линия, которую понимаешь уже со 2-го или 3-го прочтения. Это осознание многомерности сказки. Какая сказка и должна быть. А когда прочитаешь ещё его эссе «О волшебных сказках», то влюбляешься в толкиеновскую сказку окончательно. Хотя я и без всяких эссе полюбил Толкиена. Знал, что есть некое продолжение «Хоббита», но даже без «Властелина Колец» «Хоббит» совершенно самобытное произведение. И если кто-то будет искать какие-то нестыковки и проколы в «Хоббите», то зря — это ведь сказка .Это же ведь потом повествование превратилась в предысторию «Властелина Колец», а начиналась как сказка.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Mef, 21 июля 2008 г. в 12:03

Просматривая рекомендации FantLab’а, наткнулся на совет прочитать «Властелина колец». Увидел и улыбнулся. Наверное, у большинства любителей фэнтези и фантастики знакомство с жанром начинается с бессмертной книги Профессора.

Бессмысленно описывать все перипетии сюжета, красоту языка (хотя тут многое зависит от перевода) и влияние трилогии на жанр фэнтези в целом. Об этом уже говорилось ни раз. Но, тем не менее, считаю, что «Властелин колец» это эталон высокого эпического фэнтези. И пускай сюжет и идея даже по тем временам были тривиальны, но борьба Добра и Зла вечны. Дружба, истинная любовь, вера и надежда это те качества, в которые люди верят (я надеюсь).

Отличная книга, ознакомиться с которой должен каждый, кто считает себя поклонником фэнтези. Понравиться или нет, вопрос другой, но «Властелин» должен быть в активе без вопросов.

Оценка : 10
«Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма»
–  [ 7 ]  +

Pickman, 17 апреля 2008 г. в 19:15

Чем хороша эта пьеса, так тем, что на малом пространстве и ограниченными средствами Толкин создал удивительно живых и ярких персонажей. А какие красивые образы, какая поэзия!.. Другое дело, что по отношению и к эпическим первоисточникам, и к легендариуму самого автора «Возвращение» явно вторично. Вещь не из тех, что несут создателю творческое бессмертие... Да Профессор и сам это понимал — не даром же написал в комментариях, что поставлена эта пьеса никогда не будет.

И все же «Возвращение» стоит прочитать всем тем, кому интересно, чем жила душа этого необыкновенного, светлого человека. Потому что в том, что написана пьеса по велению души, сомневаться не приходится.

И да, любителям эпоса «Беовульф» (к которым отношусь и я) здесь тоже найдется чем поживиться: в послесловии автор излагает довольно любопытные мысли насчет рыцарей и героев вообще — и Беовульфа с сэром Гавейном в частности...

Оценка : 8
«Фермер Джайлс из Хэма»
–  [ 7 ]  +

Pickman, 15 апреля 2008 г. в 19:34

С удивлением узнал, что сказка написана много позже «Хоббита». Если б не это, восьмерки не пожалел бы...

Незатейливая история с безобидным юмором и без особой морали. Хотя кое-какие уроки из нее все-таки можно извлечь:

— никогда не доверяйте драконам (правда, об этом в «Хоббите» сказано куда убедительней)

— регулярно проверяйте зрение и слух — и почаще смотрите под ноги, не дай бог кого-нибудь затопчете

— постарайтесь родиться везучим

А если серьезно — это именно сказка, причем не для старшего возраста — в отличие от моего любимого «Хоббита», который и не фэнтези, и не волшебная история, и не что-то между, а совершенно самостоятельная категория, словами не выразимая. Поэтому сравнения неуместны, зато уместно и полезно читать «Фермера» детям — и если приключения Супер-Бобров, Котопсов и прочих уродцев еще не изшрамили их невинные души вполне взрослым цинизмом, то они от души посмеются. Как, может быть, и вы.

Оценка : 7
«Мифопоэйя»
–  [ 7 ]  +

Veronika, 12 апреля 2008 г. в 01:55

Это не стихотворение, это великолепный религиозно-философский манифест:cool!:! На каждую строчку хочется ответить — да, да, да, именнно так. Я в полном восторге^_^. Распечатаю, повешу на стенку.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Тиендомии, 16 марта 2008 г. в 15:24

«Властелин Колец» — это книга, которая открывает читателям огромный и неповторимый мир Арды. Мир гномов, хоббитов, эльфов, орков, людей, драконов и всех-всех-всех. Несмотря на какие бы то ни было «продолжения» Средиземье Толкиена останется единственным и неповторимым. Человек, создавший эту книгу — нет, этот мир — открыл для людей больших городов, для людей думающих о повседневности мир полный волшебного. Какое удовольствие доставлят хотя бы разглядывание карты! Когда представляешь себе путь Бильбо к Горе или путь Фродо в Имладрис. «Властелин Колец» — это не просто «суровое», «эпическое» фэнтези — там есть место и юмору. Ну и, конечно же, доблестным сражениям.

Кто не читал — прочитайте обязательно! Если Вы думаете, что Фэнтези — жанр несерьезный, то Вы просто не пытались его понять. Как только появились поклонники, толкиенисты — Средиземье стало воистину бессмертым. И не только благодаря физической долговечности книг. Просто есть люди, которые ЛЮБЯТ Средиземье. Книга эта о Добре, которое побеждает Зло и плохому научить просто не способна. Быть может, прочитавший ее хоть однажды, зделает ЭТОТ мир хоть чуточку волшебнее)))

Хвала Профессору и вечная память!!!

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Вованелло, 25 января 2008 г. в 18:00

Не разделяю всеобщего восхищения! Все таки славу творят люди, а не талант автора. Иногда очень затянуто, но есть и положительная сторона — в конце книги создается ощущение, что прошел вместе с героями весь их путь

Оценка : 5
«Сильмариллион»
–  [ 7 ]  +

Keykeeper, 18 июня 2007 г. в 04:48

Ничуть это не библия, скорее, краткая хрестоматия по истории мира для совсем юных гондорцев, под редакцией светлейших эльфов. Так и вижу класс, где зануда-учитель, почти пинкфлойдовский, длинной указкой вбивает в растрёпаные детские головы великодержавный шовинизм.

Несомненно, книга необходима для понимания мира Профессора. Однако не стоит упускать из виду её однобокость, и уж тем более забывать о сугубой чёрно-белой окраске того мира.

Имена, названия и просто эльфийские термины, особенно когда идут подряд на двух языках — всё это невыразимо утомительно. Ещё и переводчики сделали всё возможное, дабы вконец запутать читателя. Бессистемное чередование различных временных масштабов тоже сбивает с толку. Очень трудно читать. Вот фрагментами — в самый раз. Тем более что это не цельное произведение, а компиляция, непричёсанный сборник.

Оценка : 7
«Лист кисти Ниггля»
–  [ 7 ]  +

dvarf, 10 августа 2006 г. в 16:00

Рассказ очень глубокий. Он о жизне и смерти, и о жизни после смерти. О том, что человек сам создает свой рай, о том, что он верит в свой рай и свое бессмертие.

Оценка : 10
«Властелин Колец» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Тимон, 03 июня 2005 г. в 18:00

Первый (и единственный раз) читая это эпохальное произведение, я ещё тогда в школьном возрасте не смог осилить его за раз. Где в середине «Двух твердынь» пришлось сделать остановку чуть ли не на пол года... Признавая основоположность ВК и отдавая ему в этом должное, я тем не менее ни могу причислить себя даже к любителям Толкина. И потому советую, что имхо начинать читать надо не с Властелина Колец, ибо может загрузить так, что «отобъёт всю охоту читать».

Оценка : 6
«Природа Средиземья»
–  [ 6 ]  +

Elentirmo, 28 декабря 2023 г. в 20:32

В том «Природа Средиземья» вошли изданные К. Хостеттером по благословению К. Толкина текстовые материалы, относящиеся к легендариуму и написанные Толкином в 1950-1970 годах. Те, что не вошли в другие тома «Истории Средиземья». Часть текстов была опубликована в журналах «Парма эльдаламберон» и «Виньяр тенгвар». Но только часть. Для любого поклонника творчества Толкина эта книга — кладезь новой информации о Мире Толкина. Опубликованные в ней тексты и фрагменты касаются как физической природы земель, описанных в легендариуме (ландшафты, флора и фауна, физиология и внешний вид персонажей), так и метафизических понятий (жизнь и смерть, душа и реинкарнация, судьба и свободная воля), то есть природы во всех смыслах. В книгу, разделенную на несколько больших глав, вошли материалы о счете лет в Амане, об этапах жизни эльфов и нуменорцев, о Великом Походе и численности населения; представлены сведения о красоте и поле, о волосах и бородах, о передаче мыслей и знании Валар, о перевоплощении эльфов и их смерти, об эльфийской экономике и типах жилищ, об основании Нарготронда и животных Нуменора, о Галадриэли и Келеборне, о голосе гномов и Гномьем Тракте, о реках и сигнальных огнях Гондора. Завершают книгу небольшие словарики метафизических и теологических понятий и квенийских терминов, а в самом конце, по традиции, представлен указатель имен и названий. Книга кишит фактами и новыми или малоизвестными сведениями: где была деревня вождей дунэдайн, что делали медведи в Нуменоре, почему Финрода прозвали «барсуком», далеко ли от моря Рун располагался Куивиэнен, какой был точный маршрут Великого Похода, сколько насчитывалось эльфов, дошедших до Белерианда, стал ли Аман Америкой, как изначально называлась планета Венера, какова была высота горы Менельтарма, почему самые первые эльфы не отправились на Запад и т.д., т.д., т.д. Читать! Читать обязательно!

Оценка : 10
«Братство Кольца»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 08 ноября 2023 г. в 22:59

Конечно же хочется начать с того, что это классическое фентези — эпичное, масштабное, массивное, чей нарратив выбивается из рамок трилогии Властелина Колец, продолжая свое повествование за пределами книжных страниц и даже синих экранов, чья формула (довольно простая, если так подумать) легла в основу многих других произведений подобного жанра. Но именно настоящая магия притяжения к тем далеким-далеким уголкам Средиземья получилась именно у профессора Толкина. Ну и самое главное и банальное — это просто интересно читать, несмотря на всю простоту раскрываемой проблематики и определений добра и зла. Ведь главное в этой трилогии, как обычно это бывает, состоит не в том, как добрые эльфы побеждают злых орков, а в том, как именно перед нами предстает уникальный, пусть и выдуманный, мир, чья география и хронология продуманы до мелочей, наполненный до верху историями и легендами, в который просто хочется окунуться, так как на какое-то время, пусть и гипотетически, он способен вырвать читателя из рамок реальности.

Перед нами первый том, состоящий из двух книг, которые мало отличаются друг от друга с нарративной точки зрения, но разнятся по настроению и подаче. Первая книга — не такая серьезная, где градус лирики и сказочности выше, чем во второй, в которой (в отличие от первой) уже происходит открытое столкновение с противником, нагнетается саспенс, меняется окружение на более мрачное, а так же присутствует некий психологизм происходящего. Если сравнивать между собой первые две книги, то можно прийти к выводу, что профессор не сразу отказался от мысли написать детскую и сказочную историю, но все таки отважился на более смелые шаги, которые затем привели его к решению о серьезном и масштабном эпике.

Весь нарратив первого тома — это путь из одной точки в другую с определенной сверхзадачей, детали которой просты и банальны по сути и известны, наверное, каждому, кто едва знаком с определениями классического фентези или хотя бы слышал когда-то о трилогии Властелина Колец. Невысоклик Фродо Торбинс (читал в переводе Муравьева) должен отнести кольцо (невероятной силы, которым не должен завладеть враг) в жерло вулкана, чтобы его уничтожить раз и навсегда — тяжелое бремя, непосильная ноша, которую он гордо и стоически проносит через весь сюжет, пока еще не достигая цели, но постоянно превозмогая страх и принимая волевые решения, противясь силе кольца (проявлениям алчности, властности и корысти). На всем пути ему помогают верные друзья, встречаются опасные преграды, а на помощь то и дело приходят светлые силы, будь то эльфы или другие мифические существа (например, божество по имени Том Бомбадил). Весь путь наполнен событиями — в подробностях профессор описывает практически каждый шаг хранителей кольца. Постепенно меняется ландшафт, окружение, погода. Изнурительное путешествие сменяется долгими привалами и наоборот. Дорога в целом практически занимает чуть ли не весь год при том, что к концу первого тома герои не пройдут даже половины намеченного пути. К концу повествования приходит осознание и ощущение чего-то массивного и легендарного, а потом вспоминаешь, что впереди еще 2 тома (или еще 4 книги). Автор очень много внимания уделяет окружению и природе, а так же лору — персонажи (как бы это глупо не звучало) постоянно рассказывают стихи и поют песни, в которых очень много деталей из прошлого Средиземья. Иногда даже кажется, что столкновения с врагом проистекают как-то на фоне — происходят быстро, чтобы потратить больше времени читателя на экспозицию, чем на что-либо еще.

Из минусов могу выделить ту самую смысловую проблематику, которая уж очень проста и односложна. Буквально, всё, что темное — это зло, а все, что светится и блестит — это добро (конечно присутствуют и исключения). Это прослеживается в диалогах, в логике поведения героев, в их мировоззрении и взглядах на жизнь, а так же в окружении. Даже слова или простые аффирмации способны привлечь внимание тех или иных сил (например, упоминание четверостишия о темном властелине или вызов на помощь Тома Бомбадила). По миру в принципе ползет осязаемая тьма, окутывая целые леса и степи, а животные при этом могут шпионить в пользу врага. Мотивация антагонистов тоже не особо прописана, они — это олицетворение зла и более ничего не нужно, чтобы объяснить их поступки и стремления. В каком-то смысле это можно оправдать наличием подробного лора, так как противостояние добра и зла ушло корнями глубоко в прошлое, и чтобы понять смыслы, найти причины той или иной вражды, нужно досконально изучать всё с самого начала. Но даже если и начинать с самого начала, все равно приходишь к выводу, что мир Толкина слишком идеалистичен и метафизичен, начиная от сотворения всего сущего древними богами, заканчивая легендами о народах Средиземья, их обычаях и привычках. Да и сама суть этого мира, казалось бы, отсылает читателя к явным религиозным конструктам: светлая сторона — эльфы, особенно высшие — прообраз бессмертных ангелов, ассоциирующихся с праведным божественным началом, и темная сторона — орки, оборотни, назгулы и прочая нечисть — приспешники демона Саурона (а тот в свою очередь был когда-то слугой Моргота — того самого аналога христианского Люцифера). Возможно всё именно потому, что сам автор был слишком религиозен и не видел надобности в более сложных и неоднозначных формациях. В сравнении с другими фентези-произведениями (например, «Ведьмак» Сапковского или эпопея «Меч истины» Гудкайнда, где присутствует в той или иной мере так называемая «серая» мораль) идеализм Толкина просматривается еще более явно. Но его глубокие познания в лингвистике и филологии, неиссякаемая фантазия и богатое воображение помогли создать уникальный и неповторимый мир, каким бы идеалистичным и прямолинейным он ни был.

И если уж совсем начать придираться до запятых, можно заметить некоторый нарративный диссонанс: когда из под каждого дуба героям кричат о том, что нужно спешить, не теряя ни одной драгоценной минуты, ведь враг не дремлет, а собирает войско и накапливает силы, но наши протагонисты все равно тратят не то, чтобы дни, а целые месяцы, пребывая на отдыхе у эльфов (либо в Ривенделле, либо в Лориэне), после чего искренне удивляются и негодуют, когда орки их все таки настигают, а дальние земли становятся еще более опасными для путешествия. Но это уже мелочи, на которые предлагаю просто не обращать внимания.

Так же пару слов хочется написать про перевод Муравьева и Кистяковского, доставшийся мне для прочтения, который в настоящее время почему-то принято ругать, мол, исказили названия мест и имена героев, из-за чего читать и воспринимать текст не удобно (Беггинс — это Торбинс, Ривенделл — это Раздол, Глорфиндел — это Всеславур и так далее). Да, понимаю, что фанатам именно фильмов, такой вольный перевод будет непривычен, но он составлялся еще в советское время и делался упор на адаптацию, а так же на адаптацию имен и названий в частности, так как некоторые имена и названия именно что говорящие, а переводчики, как честные люди, хотели передать весь смысл всего произведения, за что мне хотелось бы сказать им спасибо. Тем более, что стихи и песни переведены и адаптированы филигранно, с сохранением слога и рифмы, чего в остальных версиях можно вообще и не встретить. Но многие почему-то заостряют внимание на том, что всё не так, как в фильме, которого на момент перевода не было и в помине.

В целом произведение пришлось по душе, а сама история удивила своим масштабом и величиной. До этого свои впечатления я основывал на киноадаптации Питера Джексона (режиссерскую версию не смотрел, но теперь, наверное, исправлю сей недочет), которая не менее эпичная, но, к примеру, события первого тома в фильме «Братство кольца» были ужаты и скомпонованы по сравнению с книгой довольно грубо, а некоторые моменты вообще откинуты. В заслугу же фильма могу отнести его богатую остросюжетность, которой в книге на самом деле минимум (к примеру тролли у профессора — это просто каменные статуи и ничего больше), так как многие именно боевые сцены были придуманы с нуля (как я понял, профессор вообще не особо любил описывать их подробно). Так или иначе составить полную картину о ярком представителе высокого фентези еще предстоит, и процесс этот неимоверно увлекательный.

Оценка : 8
«Легендариум Средиземья» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

vadim309mail, 18 августа 2022 г. в 01:42

Сразу скажу что я люблю этот цикл как литературное произведение, но скоро выходит сериал по его мотивам, и становится видно что для многих людей этот цикл является чем то большим, некоторым высказыванием объясняющим что такое добро и зло, чего там как мне кажется искать точно не стоит. Экранизации этой работы на большом экране, которые стремятся больше соответствовать действительности, обычно сопровождаются комментариями вроде «Зло не способно сотворить ничего нового, оно может лишь искажать и разрушать то, что было изобретено или сделано силами добра». Проблема для меня в том, что в этих работах никаких сил добра нет, есть, если позволите, какой-то моральный эскапизм, мир в котором добро и зло являются фундаментальными понятиями, где добро это основа а зло отклонение от нормы, где всегда можно сделать правильный выбор, где ничто не может тебя принудить сделать неправильный выбор. Проблема в том что это не имеет ничего общего с нашем миром и, чтобы поверить в эту историю, надо очень аккуратно не замечать многие моменты, что не сложно — это хочется делать, хочется верить что за всем этим кроется какой-то смысл, что-то что говорит о нас и нашей жизни. Далее постараюсь аргументировать.

Зло в этих произведениях почти всегда безлико, это что-то не имеющие личности и потому не имеющие ценности. Это либо орки и остальные чудовища, которые скорее машины, либо люди которые так или иначе подчинились злу, никогда не те кто действительно верит что выступает на правильной стороне. В мире Средиземья есть загробная жизнь, но что происходит с теме же орками мы не знаем, однозначно мы даже не знаем откуда они появились. Из грязи и веток, а может оскверненные эльфы, в любом случае никакой самостоятельной ценности их существование не имеет, их убийство не является чем-то плохим. И это очень странно. Профессор воевал в первой мировой, его сын и соавтор во второй, и все равно, образ врага соткан из пропагандистских штампов — жалкая, трусливая толпа жестоких и бездумных существ не имеющая собственной воли и представляющая угрозу лишь из-за своей хитрости и воровства у нас.

Второе, зло оно зло само по себе, у него нет достойной мотивации. В качестве мотивации нам предлагают жажду власти и подавления других. И это работало бы, будь главным злом Средиземья люди, но это Мелькор, Саурон, Саруман, Балроги и остальные. Они принимали участие в сотворение материального мира. Но потом, по какой-то причине, Саурону захотелось помыкать, унижать людей — принял участие в сотворении вселенной, но потом захотелось построить себе крепость и корону. Да, был момент с тем что Мелькор имел свое видение мира и хотел его воплотить подавив представления других, вместо того чтобы дополнить их. Но этого же нигде не показано, оказалось что он только разрушает, искажает.

Прогресс, реальный прогресс, который неизбежно означает что что-то будет оставлено в прошлом, что-то будет уничтожено, воспринимается как зло. Нолдоры, эльфы-ремесленики, подняли бунт, Саурон принадлежал к свите бога-кузнеца Аулу, гномы копали слишком жадно и слишком глубоко, а Саруман в явном виде делал ужасные вещи для условного «прогресса» — вырубал леса, создавал новые виды орков и оружия. Создание чего-то нового у Толкиена конечно не всегда плохо, но относится это в большей степени к эльфам и то что создается обязательно должно быть красивым, произведение искусства, некоторый акт чистого творения. Но эти творения практически всегда бесполезны — ярчайший пример, в прямом и переносном смысле, эти сильмариллы. Не хочу показаться занудой, но там вроде раннего средневековья, и людям для жизни нужны машины, или так или детская смертность в 30%.

Силы же добра по сути существуют лишь как отражение зла, ни на что кроме сражения со злом они не способны, за пределами этого только эгоистичное, гедонистическое существование. В мире средиземья есть бог-творец, который хоть и практически не вмешивается, гарантирует что так или иначе победа будет за добрыми силами. При этом его существование для обитателей этого мира скорее факт чем вера. Есть загробная жизнь, так что смерть тоже не так страшна. Эльфы так и вовсе не покидают пределов Арды даже после смерти. Все эти свободны народы, великие королевства живут своей жизнью, то что там где-то есть орки, которые вроде как были эльфами, и которых вроде как контролируют, то что им бы помочь, что есть вестерлинги и так далее. За ошибки правителей расплачивается весь народ, хотя народ никого не выбирал и так далее. Мелиан с Тинголом пятьдесят лет за ручки держались, пока где-то эльфов ловили и в орков превращали.

В общем, быть хорошим всегда можно, это вопрос выбора который всегда есть, а зло оно все заслужило, у него и личности нет, вообще не важно что там с ними. Но это все неправда. Позволю себе претенциозное, чересчур образное и слишком абстрактное заключение. В реальном мире люди не Арагорн или Фродо. Мы скорее орки, не знающий откуда пришли и куда уйдем, наши близкие это не Сэм а скорее другие орки. Помочь и направить нас тоже некому, потому есть только другие орки, которым тоже так себе.

Так что формировать свои представления о добре и зле из этих книг не стоит.

P.S. Еще раз, мне нравятся сами книги, проблема в том, что некоторые люди находят в них и как это влияет на их взгляды на реальный мир.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+21)»»



⇑ Наверх