Иван Ефремов отзывы

Все отзывы на произведения Ивана Ефремова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1046

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  7  8  9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 17 18 19 20 21

«Обсерватория Нур-и-Дешт»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 02 ноября 2012 г. в 23:00

Вот здесь Ефремов уловил некую интересную струйку, мало свойственную советской фантастике с её превозношением научных открытий и ударного труда. Древняя обсерватория Нур-И-Дешт пропитана очарованием и романтической таинственностью. Но стоит раскрыть её секрет — и очарование сразу пропадает. Недаром Ефремов подал этот момент через девушку Таню — более тонко чувствующую. Конечно, концовка такая, как принято — «как выгодно изучение радия нашей стране...» и так далее. Но своё слово Ефремов уже сказал.

Оценка : 8
«Тень минувшего»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 02 ноября 2012 г. в 22:00

Непосредственно наблюдать прошлое — мечта любого настоящего палеонтолога или историка. И такой учёный, появись у него хотя бы теоретическая возможность, сделает всё для воплощения идеи в жизнь. И главный герой, желающий увидеть динозавров в жизни, непосредственно наблюдает их — мечта исполнена.

ПО настоящему научно-фантастический рассказ, о том, что нужно стремится к возможному.

Оценка : 8
«Олгой-Хорхой»
–  [ 8 ]  +

AlexR, 12 февраля 2012 г. в 12:36

Рассказ, в котором уже привычное (по предшествующим рассказам автора) неспешное и обстоятельное развитие сюжета с мастерскими пейзажными описаниями приводит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к неожиданно-жуткой развязке.

Запоминаются впечатляющие, подробные и осязаемые картины природы Гоби. «Здесь кончилась битва первобытных космических сил и жизни» – не в пользу последней, – «и только недвижная материя горных пород ещё вела свою молчаливую борьбу с разрушением…»

От рассказа остаётся печальное ощущение –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и от гибели двух персонажей, и от того, что загадочное животное монгольской легенды так и осталось навсегда неразрешённой загадкой.

Странно, что ни рассказчик, ни писатель (в своём послесловии) не задались вопросом: чем, собственно, могли бы питаться эти существа?

Озадачивают два сюжетных «провала». Во первых, при описании ночёвки у озера Орок-нор рассказчик говорит о том, что хочет поставить астрономический пункт, и ищет площадку для наблюдения и постановки столба. Но дальше о выполнении этого намерения ничего не говорится. Во-вторых, при приближении – сутки спустя – к группе холмов говорится о необходимости остановиться и передохнуть до рассвета. Но о факте остановки не сказано; сразу же, даже без абзацного отступа, речь идёт о рассвете и продолжении пути. Возможно, всё это – какие-то издательские ошибки?

Оценка : 7
«Алмазная труба»
–  [ 8 ]  +

АтомныйТрактор, 07 июля 2011 г. в 12:17

Прекрасный рассказ о приключениях в тайге, написанный с полным знанием дела. Тут никакого «героизма» и «подвига». Просто людям надо найти это месторождение, и они его ищут. Открытие, находка чего-то нового, полезного для народных масс, оставляющего след в жизни, это всегда подвиг и всегда великий. И, соответсвенно, произведение об этом всегда достойно высокой оценки, в отличие от бесчисленных эпопей о личных «человеческих» переживаниях или о героическом спасении собственной шкуры.

Оценка : 9
«Эллинский секрет»
–  [ 8 ]  +

snovasf, 06 июля 2011 г. в 00:50

Пластика мира, пластика тела, пластика души — и утерянный в вихрях истории секрет древних мастеров, благодаря которому слоновая кость делалась пластичной. Соединение скупо переданных черт военного быта профессора и лейтенанта с постепенно проступающими через мучительно достигаемое сосредоточение чертами мира на берегах тёплого моря завораживает, помогает ощутить радость художника и силу его любви. При всем том очень достоверна естественно-научная часть, от диагностической характеристики типа нервной системы пациента («ваготоник»), до гипотетически-фантастического способа размягчения слоновой кости. В этом раннем рассказе заложены уже основные черты ефремовского психологизма, обнимающего многомерные пласты реальности, окружающей человека.

Оценка : 10
«Каллиройя»
–  [ 8 ]  +

terrry, 13 ноября 2010 г. в 17:21

После многократного прочтения «главных» книг Ефремова было любопытно прочесть этот, в общем-то, этюд, набросок, послуживший как бы черновиком к первой главе «Таис Афинской». А «профессию» главного героя рассказа унаследовал Пандион из «На краю ойкумены». Здесь уже видно отличие от широко публиковавшихся в то время ефремовских расказов. Если в «В расказах о необыкновенном» в центре внимания автора находится какое-либо явление, природное ли, социальное, то в «Каллиройе» — внутренний мир героев, по сути, лейтмотив всего зрелого творчества писателя. Здесь впервые столь ясно, откровенно звучит тема женской красоты. Отсюда, наверное, берет начало особый «феминизм» ефремовских романов. По-видимому, поскольку рассказ не собирались публиковать, в нем присутствует несколько больший (озорной) эротизм (или, как справедливо замечено, Эрос), чем в других вещах Ефремова, написано это красиво, бесконечно далеко от пошлости. Да и вообще, у рассказа есть свое собственное очарование.

Оценка : 9
«На краю Ойкумены»
–  [ 8 ]  +

Dan-Master, 11 ноября 2010 г. в 14:32

Великолепная книга. Прочитал ее в детстве. Недавно приобрел ее для своих детей — не удержался, открыл и погрузился в прекрасный мир созданный Ефремовым. — Замечательно.

Оценка : 10
«Наука и научная фантастика»
–  [ 8 ]  +

terrry, 26 октября 2010 г. в 15:38

С годами приходишь к выводу, что выбор книги для чтения – довольно ответственная задача, иначе и читать не стоит! А достойные книги (в том числе НФ) требуют анализа, классификации и т.п. Такие работы как «Наука и научная фантастика» помогают читательской ориентации в мире книг, иногда, пожалуй, даже помогают лучше понять содержание какого-либо текста. Здесь нет той глубины анализа, какую можно найти, скажем, в литературоведческих работах С. Лема, или в трудах профессиональных критиков. Однако ценными могут быть работы разного уровня, не говоря уже о том, что интересно узнать мнение выдающегося писателя по концептуальному вопросу.

Оценка : 9
«Звёздные корабли»
–  [ 8 ]  +

lord_lex, 23 октября 2010 г. в 22:13

Ну вот я тебя и нашел! Долго пытался вспомнить название книги, и автора так запомнившегося научно-фантастического произведения. И не мог... Кажется, помню всё до мелочей с детства, а вспомнить произведение не могу. Но, к счастью, изучая замечательную советскую фантастику, я познакомился с не менее замечательным писателем — Ефремовым. И как будто в памяти что-то проснулось, и я давай быстрее листать страницу вниз и искать своё произведение. Как я был рад, открыв «Звездные корабли» и прочитав аннотацию. Моральное удовлетворение нахлынуло и пробудило бурю воспоминаний о моем первом опыте чтения фантастики. Это, бесспорно, твердая НФ, которая читателю, мало интересующемуся наукой, вряд ли будет интересна. Но повесть я полюбил еще в те детские годы, когда не знал, что грань между реальностью и фантастикой настолько мала. Очень понравилась сама идея — сближение галактик и возможность развитых гуманоидов перелетать в другие звездные системы с минимальными затратами. И вообще, тема «чужих» еще до появления человека меня взбудоражила и взволновала. Я думаю, что не забуду «Звездные корабли» еще очень долго.

Оценка : 9
«Лезвие бритвы»
–  [ 8 ]  +

papkovs, 03 октября 2010 г. в 16:58

отличная и одна из самых любимых моих книг еще с детства! перечитывала много раз, с удовольствием. масса идей. красота, гармония, искусство. многоплановое масштабное полотно, где все-все линии продуманы и логически завершены (в отличие от многих современных авторов, которые понаштампуют героев и сюжетных линий и не знают, к чему их всех потом пристроить). у меня даже коммунистические идеи не вызывали отторжения и отвращения (все-таки время!).

Оценка : 10
«Катти Сарк»
–  [ 8 ]  +

тессилуч, 24 июля 2010 г. в 13:32

По-моему это самый прекрасный «морской» рассказ Ефремова. Есть такая морская поговорка: Нет ничего прекрасней скачущей лошади, танцующей девушки и чайного клипера под всеми парусами. «Катти Сарк» была именно таким клипером. Ефремов же в своем полудокументальном рассказе донес до нас историю этого прекрасного парусника. Для моряков он остается легендой до нашего времени, когда настоящих парусников становится все меньше и меньше.

Оценка : 9
«Озеро горных духов»
–  [ 8 ]  +

Сельский житель, 11 июня 2010 г. в 22:55

Не зря все разведки мира держат в своем штате специалистов, которые читают все подряд, даже такую вроде-бы ерунду как местные слухи и легенды с преданиями. Если на сто тысяч пустышек вытащить одно такое жемчужное зерно — все оправдалось. А обычно именно так и бывает. Многие открытия делаются только потому, что нужная информация попала к тому, кому надо. Рассказ лишь это подтверждает. И рассказ хороший, легко читается, и, главное, не забудешь — слишком примета необычная.

Оценка : 10
«На краю Ойкумены»
–  [ 8 ]  +

laughingbuddha, 20 февраля 2010 г. в 12:11

Великолепная книга, с нее у меня в детстве началась любовь к исторической беллетристике. До сих пор перечитываю с огромным удовольствием, хотя местами могу чуть ли не наизусть цитировать.

Оценка : 10
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

Ann-Matti, 02 февраля 2010 г. в 15:34

Очень потрясло.

Прочла на одном дыхании. И поняла,что столько про Македонского не знала ничего.

Книга удивила стилем написания, построением сюжета. И ещё чем то неуловилым, что-то было в воздухе, что-то летало и погружало в книгу настолько, что не видела ничего вокруг.

Оценка : 10
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

Дарья Сталь, 29 декабря 2009 г. в 17:13

Один из любимейших романов. Причем, прочитанный в возрасте лет 14-15 и полюбившийся навсегда, сейчас мечтаю перечитать. У меня даже кошку зовут Таис (Таська, по-простому) :-)

Образы гетер, быт тех древних времен, интриги и войны, в которых так или иначе замешаны женщины — все это дарит книге неповторимое очарование. Книга увлекательна, но в то же время очень серьезна и познавательна. Любителям исторической фэнтези и просто исторических книг — к прочтению обязательно.

Оценка : 10
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)»
–  [ 8 ]  +

Вадим Панов, 14 ноября 2009 г. в 16:28

Советский «ответ «Первому контакту» получился ужасающим, затянутым и абсолютно неестественным.

Оценка : 2
«Лезвие бритвы»
–  [ 8 ]  +

Bob6147, 10 ноября 2009 г. в 17:44

Один из лучших романов автора, за что перед ним просто хочется снять шляпу. Эту книгу надо бы ввести в группу литературы для обязательного прочтения в школе, ведь помимо хорошего и увлекательного сюжета, она несет еще и массу полезной информации.

Оценка : 9
«Туманность Андромеды»
–  [ 8 ]  +

Энкиду, 28 сентября 2009 г. в 17:24

Ефремову удалось создать очень убедительную утопию. Читая книгу, веришь, что на ТАКОЙ Земле люди смогут жить счастливо.:-)

Оценка : 9
«Час Быка»
–  [ 8 ]  +

swamp girl, 10 декабря 2008 г. в 15:28

Отличная книга, я в конце плакала.. К сожалению, в инферно Торманса легко узнавалось наше общество :( Но все-таки Ефремов вселяет надежду, что Человек вырвется из оков страданий и построит благополучный мир, какое бы он название ни носил — коммунистический или другой. По мне, читается интересно, слог несложен, главное, разобраться в терминах за первые пару глав — и будет вам счастье :) Думаю, перечитаю не раз и не два. Книга вдохновляет творить, как и другие произведения автора

Оценка : 10
«Тень минувшего»
–  [ 8 ]  +

snovasf, 23 сентября 2008 г. в 14:41

«Тень минувшего» — хрестоматийный пример рассказа, который привёл конкретного учёного к конкретному решению записи и воспроизведения объёмного изображения — Денисюка к созданию голографии (сначала «Звёздные корабли», а потом этот рассказ закрепил возникшую идею). Интересно, что в архиве писателя есть также письма Дениса Габора, которые мы планируем опубликовать в «Сверхновой».

К тому же дар Ефремова-писателя, благодаря которому он умел создавать в воображении тех, кто читал его произведения, незабываемые зрительные образы, здесь проявился не менее сильно, чем научное прозрение. Поэтому, на мой взгляд, рассказ очень сбалансирован и не перестаёт воодушевлять.

Оценка : 10
«Великое Кольцо» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

snovasf, 27 июня 2008 г. в 22:02

ТА — эксперимент в литературе, шаг вперёд по пути представления, какими могут быть люди будущего. Именно поэтому они не такие, как мы, поскольку теперешнему человеку в его взвинченно-неуравновешенном состоянии не только ничего не построить, но и не разобраться толком в том, что ему самому необходимо. Одно слово — ЭРМ... А когда глубина чувств иная — то и понять таких людей сложнее.

Не хочу противопоставлять Стругацким, тем более, что они во многом вначале ему следовали, а он видел в них многообещающих авторов и всячески способствовал публикациям. Но принципы изображения героев как людей с иной дисциплиной чувств для него были крайне важны, в то время как для АБС после «Пикника» важнее было не создание основ строительства характера, а высвечивание противоречий.

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 8 ]  +

Feska, 28 января 2008 г. в 12:12

Помню, что книжка сначала очень понравилась, а потом страшно разочаровала. Хорошая затравка, а потом — идеологический пшик.

Оценка : 2
«Адское пламя»
–  [ 8 ]  +

elfy, 25 октября 2007 г. в 14:15

Гнетущее впечатление. Бессилие человека перед злой волей общества, стремящегося к военному превосходству. И представители этого общества, обрекающие людей на жуткую смерть, во имя собственного благополучия.

Оценка : 7
«Катти Сарк»
–  [ 8 ]  +

elfy, 06 октября 2007 г. в 04:23

Романтика парусов не оставит никого равнодушным. Баллада о прекрасном корабле и о людях большой мечты.

Оценка : 9
«На краю Ойкумены»
–  [ 8 ]  +

ФАНТОМ, 18 сентября 2007 г. в 12:56

Книга о Людях с большой буквы.

О вере,дружбе,мечте.

Такое впечатление,что автор сам прошел все эти дороги,преодолел все эти трудности: настолько ярко и живо описание мира и героев.:cool!:

Гений Ефремова зачаровывает, восхищает, не даёт погаснуть вере в светлое начало в человеке, указывает путь разуму к мечте об идеале, о красоте и гармонии...^_^

Оценка : 10
«Дорога ветров (Гобийские заметки)»
–  [ 8 ]  +

ivanov, 13 августа 2007 г. в 15:11

Отличная книга. Читается с трудом из-за тяжёлого слога, но книга стоит того, чтобы постараться. Чрезвычайно увлекательная, познавательная, романтичная вещь. Жалко, что не попалась мне в детстве — очевидно, меня было бы от неё не оторвать. Читая эту документальную повесть, понимаешь, что мир будущего Ефремова вполне возможен, так как и в сороковые и сейчас были и есть люди, живущие не только ради собственного желудка.

Оценка : 9
«Туманность Андромеды»
–  [ 8 ]  +

Lost, 13 августа 2007 г. в 14:27

Читала в первый раз лет в 12, и уже тогда книга показалась перегружена идеологией. К тому же я никогда не любила «простых парней» у которых всегда все как надо, которыми изобилует повествование. Помню, что читала только те 4-5 глав, которые посвящены самому космическому полету — планета с черными маками, потом приземление на планету, где стоит заброшенный звездолет и в вченой ночи обитают страшные черные медузыц и кресты. Вот это — да — мороз по коже. Остальные главы просто просматривала по диагонали, а сейчас они и вовсе кажутся соцзаказом:-(

Оценка : 5
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

Калипсо, 11 июня 2007 г. в 07:52

:-):-):-) Классная книга! Тут написала такой шикарный отзыв о ней, а потом оказалось, что регистрироваться надо:-D Буду кратка: прочитала сие произведение семь лет назад, до сих пор ни какое другое не произвело на меня столь сильного впечатления! Таис Афинская, может быть, и несколько идеализированный образ, зато с нее можно брать пример современному человеку — учиться видеть прекрасное в том, что нас окружает и не падать духом перед жизненными препятствиями! А еще благодаря этому шедевру в литературном творчестве я полюбила Античность и все, что с ней связано!

«Путешествие Баурджеда»
–  [ 8 ]  +

ivanov, 23 апреля 2007 г. в 01:40

Некоторые поступки и мысли героев могут показаться несколько наивными современному читателю, но на самом деле это не так — просто время сейчас другое. Как всегда у Ефремова — интересный сюжет и много пищи для ума. Отличная книга, пропитанная верой в человека и человечество, и главный герой книги — не Баурджед, а люди Древнего Египта и всё человечество, вплоть до современности.

Оценка : 9
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

ElenKa, 02 ноября 2006 г. в 16:57

Одна их лучших исторических книг, которые я читала. Шедевр Ефремова. После нее, чтобы я ни читала об Александре Македонском, все воспринимается блекло, скучно. Тоже и об экранизации, — «Александр». так и хотелось крикнуть, а где же Таис.

Вспоминается: «Рядом с каждым великим мужчиной ищите великую женщину».

Оценка : 10
«Лезвие бритвы»
–  [ 8 ]  +

андрос, 26 октября 2006 г. в 02:15

В этой необычной книге Ефремов, смешивая элементы жанров для глубокого отображения мировоззрения противоречивых культурных традиций, начинает впервые всерьёз в художественной лит-ре( да и в научной) рассуждать об архиважном понятии красоты, призывая не отдавать его боле на заклание моде. Пожалуй, на подобном уровне так и не было больше ни трудов на эту тему, ни попыток. Дискуссии, правда, ведутся до сих пор, но багаж сведений и уникальных материалов Ефремова решительно оставляется за бортом. Детективный сюжет, истинно научная фантастика и бурные человеческие страсти, захлёстывающие за край, поразительно сочетаются с интереснейшим лекционным материалом. Сокровища мысли Др. Индии подробно, живо и, в то же время, бережно преподносятся читателю, словно жемчуг Малабарского побережья.

Оценка : 10
«На краю Ойкумены»
–  [ 8 ]  +

андрос, 26 октября 2006 г. в 01:45

Читать, читать непременно! Для любого возраста, для спортсменов, военных, художников и натуралистов. А главное для тех — кто ещё не выбрал свой путь окончательно — для детей. История в жаркой захватывающей манере — прекрасная тема, способная уместить сразу все основные человеческие чувства и идеалы: настоящая проверенная злоключениями и временем дружба, любовь, с убедительностью выступающая за рамки сиюминутности, неуклонное несломленное стремление к свободе. И всё это органично связывается с искусством, потребность в котором не покидает главного героя даже в самые суровые моменты его жизни.

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 8 ]  +

SoN, 18 сентября 2006 г. в 08:22

К сожалению, Время этой Книги ещё не пришло...

Сейчас более актуальны «Лезвие бритвы» и «Час быка» ;)

8:-0

Оценка : 10
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

Полковник, 03 марта 2006 г. в 21:54

Очень красивая книга. И очень глубокая. Как здорово схвачено: противостоят друг другу великая красота и великое зло, энергией этого противостояния поддерживается жизнь на Земле.

И читается точно — запоем.

Оценка : 10
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)»
–  [ 8 ]  +

Sashenka, 18 января 2006 г. в 15:38

Читала в ранней юности издание 1967 года. Два других рассказа не могу вспомнить, а вот встеча представителей разных цивилизаций до сих пор буквально стоит перед глазами.

Оценка : 9
«Туманность Андромеды»
–  [ 7 ]  +

Knight Errant, 02 апреля 2024 г. в 17:06

Почитав некоторые «рецензии» в очередной раз убедился, что не стоит разрешать оставлять отзывы на серьезные романы, такие как «Туманность Андромеды» всем подряд.

Как водится, критики коммунистической идеи видят только соринки в глазах, не замечая ничего, что не является триггером для антисоветской истерики.

Больше всего умиляет то, что одни и те же люди сначала называют «Туманность» утопией и тут же, в том же абзаце начинают рассказывать, почему жить там плохо. «Ю»- от слова «Логика».

Другие «критики» жалуются, что у людей будущего нет тех или иных технологий. Айфонов и тресхот сортов колбасы им не завезли, вот беда.

Милые дети, дядя Ефремов писал книгу не про айфоны. И даже не про космические полеты. Он писал про людей, про то как быть счастливым, как реализовать свои способности и устремления. Как быть тем, кем вам хочется быть. Как обрести то, в чем вы нуждаетесь, вместо того, чтобы бесконечно удовлетворять мелкие хотелки, которые не принесут даже мимолетного удовлетворения. И каким должно быть общество, чтобы у каждого была возможность самореализоваться, а не сидеть в офисе с 9 до 6, быть рабом трех кредитов, заменяя настоящую жизнь онлайн-играми.

Забавно еще то, что те, кому не хватает технологий, в упор не замечают глобального терраформирования, единого всепланетного информационного поля, гиперпространственных полетов (это уже, правда, в «Часе Быка», но все же) и робототехники. Колбасные страдальцы также не заметили, что любой человек в романе в любой момент времени имеет доступ к абсолютно любым вещам, которые ему в этот самый момент нужны, от продуктов питания до космических кораблей. Аскетизм людей «Туманности» проистекает не от дефицита, а, наоборот, от абсолютного изобилия. Нет никакого смысла забивать шкафы барахлом, когда в каждую секунду можно протянуть руку и взять необходимое.

Было много замечаний по поводу воспитания детей вне семьи. Как в предыдущих пунктах, критики видят только то, что хотят видеть. Ефремов черным по белому пишет, что это во-первых не обязательно (есть даже целый остров, Ява называется, где создана инфраструктура для самостоятельного воспитания ребенка), а во-вторых, детей воспитывают организованно не потому, что по-другому запрещено, а потому что общество к этому пришло как к оптимальному варианту. «Победа над слепым материнским инстинктом станет важнейшим шагом в развитии человека и общества» (с). Но критики мертвой хваткой вцепились в возможность повыть и не хотят видеть ничего иного.

Кстати. Неужели никому не доводилось видеть или слышать о том, как родители уродуют своих детей? Все эти веганы, антипрививочники, помешанные на религии, контуженные на тему ультра-патриотизма, последователи маргинальных политических течений и прочие неадекватные персоны? Наконец, просто те, кто не имеет ни опыта, ни желания воспитывать ребенка? Ефремовский отказ от привычного нам сегодня института семьи это намного более смелый и визионерский шаг, чем любые технические изощрения или описания инопланетян.

Так вот, за отсутствием айфонов и колбас критиканы не увидели огромной мощи идеи романа. Ефремов предлагает нам общество, в котором у нас будет возможность целиком и полностью посвятить себя любимым занятиям: искусству, познанию, философии, любви. Особо показательно, что даже при всех технических средствах будущего, там весьма востребована физическая отвага, для которой, казалось бы, не должно остаться места. Но оно есть, и куда больше, чем даже сегодня, потому что потребность в подвиге — это одна из базовых потребностей человека, без нее он не полон и не совершенен. Оттого-то Дар Ветер и Мвен Мас лично боролись с дикими быками и уничтожали вредоносных осьминогов, не перекладывая эту задачу на каких-нибудь роботов. Все то, о чем ноют критиканы: шмотки, барахло, изысканная еда и т.п. суть не более чем эрзац, которые нам подсовывают вместо того, чтобы мы в полной мере раскрывали свои таланты и призвания. Современная экономическая система предлагает нам идиотские гаджеты (90% функций которых мы даже не используем), бессмысленно-изысканную жратву, заменители активности в виде компьютерных игр и тому подобное потребление ради потребления. Но скажите, сколько из вас могут сорваться в путешествие на месяц-другой просто потому, что вам так захотелось? Или целиком посвятить себя спорту? Или уйти с головой в изучение истории Древней Греции? А? Э... А люди «Туманности» могут. Теперь вы представляете, насколько они богаче и свободнее нас?

Посему резюме следующее. Дорогие ребята, если вы не поняли о чем книга, то отложите ее на полку и вернитесь к ней лет через -дцать. И не пишите рецензию, пока не поймете про что роман, иначе ваш отзыв будет выглядеть как неумелые граффити на древнем храме.

«Таис Афинская»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 12 марта 2024 г. в 17:20

Этот роман — одно из немногих исторически-точных произведений известного советского фантаста. В отличие от того же «Путешествия Баурджеда», оно не только объемней по тексту, но и серьезней по смыслу. Собственно говоря, его приключенческая составляющая, повествующая о Великом походе македонского царя Александра на Восток, не является главной линий, а всего лишь исторической декорацией для философских рассуждений о роли религии в обществе, месте женщины в истории и вообще о смысле и суетности нашей жизни. Совершенно ясно, что читать его можно только достаточно умудренным жизненным опытом людям, а молодежь будет обращать внимание только на несущественные детали, оставляя без внимания главное. Это, так сказать, необходимое вступление для всех интересующихся прочтением.

А теперь о той самой историчности, что составляет основу всего произведения. История афинской гетеры Таис, известной нам прежде всего по той роли, что она сыграла в уничтожении Персеполя, в целом описана почти что документально. Автор позволил себе некоторую вольность только в диалогах и мелких деталях ее биографии. Естественно, ни греков, ни македонцев роль гетеры в обществе не интересовала, поскольку она была понятна и известна всем. (Должен сразу сказать, что отличие этой профессии от обычных средневековых проституток были очень существенными: гетеры не просто тешили мужское достоинство обыденным сексом, но и делали общение с мужчинами неимоверно интеллектуальным и познавательным для обеих сторон — скорее, они были специфическими работниками культуры, чем простыми блудницами.) Летописцы уделили Таис особое внимание не только потому, что она стала инициатором сожжения персидской столицы, а еще и из-за того влияния, что она оказывала на македонского царя. Ходили упорные слухи, что именно гетера натолкнула Александра на мысль о всеобщей «эллинизации» других народов вместо их повального уничтожения. Мысль Александру понравилась, и он понес ее на Восток на остриях копий своих воинов. Как ни странно, но эта авантюра сработала! Даже в нынешней Средней Азии еще помнят Искандера и его потуги сделать согдийцев и бакрийцев цивилизованными. Не его вина, что созданная им держава распалась сразу же после его неожиданной смерти (неожиданной ли?): друзья-военачальники начали делить ее на части, позабыв о своем обещании хранить единство греческого мира. Пожалуй, только Птолемей оставался верен этой клятве. По крайней мере, только он один сумел приобщить Египет к античной культуре, не сделавшись при этом типичным восточным властелином. Кроме того, только он отнесся к своему именитому приятелю с должным уважением, забрав его тело в заложенную им же Александрию, чтобы упокоить там в весьма роскошной усыпальнице. Так же, как и его любимицу-гетеру. Сложно сказать, сделал он это по любви (как утверждает писатель) или просто из порядочности (как предполагают историки). Но факт состоит в том, что после Египта следы Таис теряются окончательно. Нарисованный Ефремовым финал в большей степени его фантазия, которая должна была символизировать преходящую сущность любой силы и власти: некогда влиятельная женщина, к которой прислушивались «сильные мира сего», стала простой жительницей футуристической коммуны на южном побережии Малой Азии. Как говорится, «из князей в грязь». Впрочем, настоящего окончания данной истории мы не знаем. Но в древних хрониках имя знаменитой гетеры больше не появлялось.

Если историческая составляющая романа написана в большей степени правдоподобно, то вот с культурной составляющей автор немного переборщил. Во-первых, сильно преувеличил значение ее эротическое качество. Греки жили в южной стране, где фактически большую часть года ходили голышом. А потому вовсе не стеснялись своей наготы. Более того — они ее всячески восхваляли и демонстрировали. Но не настолько, чтобы устраивать на улицах массовые совокупления. Правда, ни одна вечеринка (по-гречески — симпозий) не обходилась без танцев обнаженных девушек и декламации эротических стихов. Только вот присутствовавшие на ней мужчины вели себя по-джентельменски, предоставляя право выбора женской половине. За пределами симпозия разговоры на эротические темы уже не велись — по крайней мере так, как это описано в романе. Потому как мужчины должны были заниматься более полезной для общества работой. А эротика была всего лишь заметной формой их отдыха. Но как раз из-за ее преувеличенной писателем роли читать роман несовершеннолетним не рекомендуется.

Что же касается философской составляющей, то она проста и сложна одновременно. Проста потому, что верования представителей античного мира были подчинены простым и понятным законам, которые прямо следовали из древних мифов (которые сами греки считали своей собственной историей). А сложна потому, что среди философов не было какого-то единства: каждый из них развивал свое собственное учение, основанное на нескольких уникальных догматах. К примеру, киники (которых иногда называют на римский манер «циниками») отвергали роскошь в любой ее форме: их лидер Диоген всю свою сознательную жизнь провел в не очень-то просторной винной бочке. Описывать все возможные течения было бы напрасной тратой времени, так что в качестве примера Ефремов взял только стоиков и орфиков. Обряд посвящения в общество последних автор проводит и над героиней романа, хотя исторически это и не подтверждено. В общем, читать философские рассуждения (в частности, 12-ю главу) непросто, да и скучно иногда. Легкой прогулки по античному миру не получится — кое-где нужно привести в порядок и свои мозги. Это еще одна из причин, которая будет мешать молодым получить удовольствие от чтения данного произведения. Но тем, кто хочет окунуться в атмосферу античности и почувствовать на себе ее «прелести», чтобы лучше понять поступки и деяния древних героев, книга сослужит неплохую службу.

---------------

РЕЗЮМЕ: сказание о самой известной служительнице Афродиты античного мира, составленное на основе скупых и противоречивых греческих летописей. Местами романтическое, местами — патетичное и даже экзальтированное, оно позволит вам на несколько вечеров почувствовать себя причастным к греческой культуре.

Оценка : 7
«Звёздные корабли»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 12 февраля 2024 г. в 17:16

Еще до войны китайский палеоантолог Тао Ли обнаружил в горах Сикана странную находку — череп вымершего динозавра с почти идеальным круглым отверстием в лобной кости. Словно бы след от пулевого ранения. Только вот откуда ему взяться на Земле за две сотни миллионов лет до появления предков человека? Чтобы найти ответ на данный вопрос, свои усилия объединяют двое советских ученых — геолог и палеоантолог... Прежде всего надо сказать, что череп с «пулевым» отверстием автор вовсе не выдумал. Правда, подобный артефакт был найден не в Китае, а в Южной Африке. Почти 100 лет назад один швейцарец случайно откопал в известняковых пещерах Кабве (Замбия) доисторический череп, возраст которого составлял от 125 000 до 300 000 лет. Его особенностью было небольшое отверстие круглой формы, расположенное в височной области. Образование такого дефекта нельзя было объяснить никаким естественным образом, кроме как последствием от пулевого ранения (судя по всему, летального). Неизвестный снаряд, вошедший с левой стороны, прошел через череп с такой силой, что полностью раздробил его правую сторону — там был вынесен целый кусок лицевой пластины. Какова была истинная причина случившегося, так и осталось невыясненным, т.к. в путешественников во времени никто тогда еще не верил, а о «небесных братьях по разуму» начали всерьез говорить только после Розуэлльского инцидента. Позднее было найдено несколько похожих артефактов — в том числе и знаменитый череп древнего тура, найденный на берегах реки Лены. Возможно, он был даже древнее африканского: палеоантологи датировали его периодом от 4 млн до 4000 лет. Но появление в нем аккуратной дырочки прямо по центру лба животного тоже объяснить не получалось. В итоге просто отмахнулись от подобной проблемы, предположив, что оба черепа были прострелены уже в наше время. Зачем — так и осталось непонятным. У автора повести была по этому поводу своя собственная гипотеза, которую он и излагает в данном произведении. По заведенной писателем традиции, он увязывает ее со своей научной теорией о природе геологических процессов в земной мантии и литосфере. Якобы, инопланетяне были хорошо знакомы с подобным эффектом — именно из-за него они и прибыли на нашу планету, когда условия для перелета к нам стали наиболее благоприятными. В реальности же никаких инопланетных следов на лике и в толще Земли обнаружено не было, а то, что демонстрируется в частных коллекциях — всего лишь искусные подделки. Для писателя подобная находка — не самоцель, а всего лишь средство подчеркнуть и сделать достоверной свою гипотезу об энергетической подпитке из одного источника всех землетрясений, подвижек земной коры и конвекционных потоков в верхней мантии. Доля истины в ней, конечно же, есть, но отнюдь не вся. Все описанные процессы происходят не только по причине распада радиоактивных элементов, но и в результате воздействия на горные породы электромагнитного поля земного ядра. А также целого ряда других физико-химических процессов. Тем не менее, повесть не кажется из-за этого фантастической — скорее, это просто один из прозорливых «взглядов в будущее», которые автор традиционно излагал в своих творениях «малой формы» (таких, как рассказ «Тень минувшего»).

----------------

РЕЗЮМЕ: история о необычном артефакте, который доказал посещаемость Земли инопланетянами в доисторическую эпоху. Фантастическое появляется в нем практически уже в самом финале, а в остальном история достаточно правдива.

Оценка : 7
«Лезвие бритвы»
–  [ 7 ]  +

Rin1106, 08 января 2024 г. в 06:52

Иван Ефремов — один из столпов отечественной научной фантастики. Его книги влияли на поколения, на умы и на других творцов. По его произведениям снимали и будут снимать кино.

Но конкретно Лезвие Бритвы очень неоднозначный роман.

Действие идет очень медленно. Вся первая часть сплошная экспозиция и описание характера и черт главгероя, что затем исчезает на добрую половину книги.

Диалоги фактически отсутсвуют, заменены монологами героев на столько похожими по лексике и произношению, что можно заменить имена итальянцев на героев первой части и читатель не заметит подмены. Монологи длинны и больше отражают не мировозрения героев, а самого автора об устройстве жизни, политики, эволюции и т.п. фактически любой разговор превращается в полунаучную лекцию, порой с элементами изотерики. Чувствуется, что автор толкал свою мысль и пытался ее донести до читателя, но вышло очень грубо и слишком явно, не профессионально и навязчиво. Много уделяется времени проблемы женщины в обществе, религии и т.п. Некоторые научные данные устарели и давно превратились в мифы, что распространяют несведующие в теме люди. Про гонения ведьм, молот ведьм, золотой век в античности и т.п. Если убрать монологи, сюжет не изменится абсолютно, и даже выиграет, приобретая динамику необходимую ему.

Писательский слог в принципе понятен, но манера повторять некторые факты несколько раз теми же словами, а потом перефразируя, только добавляет скуки и так излишне раздутому роману.

Советовала бы читать сугубо поклонникам творчества Ефремова, и если все остальные его произведения уже прочитаны. Те, кто только начинает познавать его творчество, лучше не прикасаться к лезвию бритвы. Не самый лучший роман в принципе. Десятки однозначно завышают его рейтинг, но книга — соверешно не шедевер и больше семерки не заслуживает.

Оценка : 5
«Час Быка»
–  [ 7 ]  +

flying_kitten, 15 ноября 2023 г. в 16:03

Одно из известнейших произведений советской фантастики, долгое время не переиздававшееся, после публикации вызвавшее довольно оживлённую дискуссию в обществе, продолжающуюся, как это ни странно, до сих пор. Автора до сих пор хвалят и ругают, в романе видят самые разные аналогии: и с Китаем, и с США, и с Советским Союзом. С учётом количества переизданий и неутихающих обсуждений, можно однозначно сказать, что Ефремов написал книгу, не привязанную к актуальной на момент публикации социальной повестке.

Говорить что-либо о сюжете «Часа Быка» наверное излишне. Действие происходит в том же мире — Великого Кольца, что и «Туманность Андромеды», представляет собой, если так можно выразиться, «антиутопию в утопии». Космический корабль с экипажем со светлой коммунистической Земли прилетает на тёмный тоталитарный Торманс, где сталкивается с олигархическим, «инфернальным» обществом.

Книга очень многословна, так же, как и «Туманность» — это в первую очередь манифест, ода идеальному будущему. Так же, как и в «Туманности», герои «элитарны», больше похожи на роботов, чем на людей, без недостатков, без сомнений и страстей — ожившие греческие статуи, памятники самим себе. Идеальному, «единственно верному» коммунистическому миру с распределённым управлением (хотя тогда уж скорее анархическому, в классическом смысле этого понятия) противопоставляется мрачное, борющееся с последствиями демографического коллапса, строго иерархическое тоталитарное общество. Посыл автора, в общем-то, ясен — показать на контрасте, что лучше, дать цель, куда двигаться. Вопрос в другом, а достижим ли идеал? Да и идеал ли это?

Объёмный роман, наполненным пространными нравоучительными монологами и диалогами, сложный для восприятия (для меня по крайней мере) в силу хорошо проработанной, но очень уж идеально-неправдоподобной модели общества. Ну и как обычно у Ефремова, больше философский, чем фантастический.

Оценка : 7
«Юрта Ворона»
–  [ 7 ]  +

zotovvg75, 13 октября 2023 г. в 17:02

Литература, как и все искусство, неотделима от жизни человека, поэтому в книгах отражается абсолютно все чем живет и дышит человек. Ефремов в своем творчестве всегда показывает людей цельных, с богатейшим внутренним наполнением. Ведь человек есть своеобразный сосуд, который может быть и пустышкой, и наполнен грязной тухлой водой, а может вмещать в себя и кристально чистую влагу родника. Вероятно кому-то такие люди могут показаться неестественными, слишком идеальными, а значит не имеющими ничего общего с реально существующими. Но это говорит только о несовершенстве оригиналов, с которых талантливый писатель стремится вылепить совершенную форму. Гармония таких форм создает литературный образ, который притягивает пылкое воображение юности, заставляет любить, уважать и даже быть объектом для подражания читателей всех возрастов. Главное, используя слова Высоцкого, читать «верные» книги, те которые оставят в душе свой глубокий след.

К этой категории принадлежит и данный рассказ. В геологе Кирилле Александрове чувствуется сила настоящей личности, способной перемалывать многие удары судьбы. Большинство в ситуации больного наверняка бы сломались, опустились, сам мозг потерял бы потенцию к импульсам достойных человека. И тогда наступает состояние эмоциональной тупости, когда теряется острота чувств и разумное существо превращается в животное. У Александрова была такая безрадостная перспектива, Ефремову в рассказе удалось здорово отразить метаморфозы внутреннего состояния геолога, от безысходной опустошенности до живительной искры появившейся цели. Писатель открывает нам увлекательность мира труда, не как средства заработка, как для радиста Алеши, а увлекательного противоборства ума и тела с бесчисленными препятствиями на пути к поставленной цели. Само появление такой цели делает нашу жизнь осмысленной и тут уж конечно дело личного вкуса и природных предрасположенностей. Обычно люди стремятся к получению максимальных удобств при минимальных затратах труда и если это становится приоритетным, то тогда поступок Александрова покажется непонятным, а в крайних случаях глупым и смешным. А ведь тут дело во внутренней борьбе, разжигающей божественную искру делающую человека Человеком настоящим, а не иллюзорным. И этот огонь не загорается сам по себе, он вспыхивает только в результате огромного напряжения, обострения чувств, запредельного проявления воли. Путь к этому как раз и лежит через упорный труд, твердую цель, заветную мечту. Именно такие силы заставили Кирилла Александрова стать ловцом молний, именно это толкнуло Усольцева ввысь в другом замечательном рассказе писателя «Белый Рог», созвучном с «Юртой Ворона» по своей идее. Ефремов самой природой своей гениальности понимал такие состояния человека, что и передавал нам читателям в своих прекрасных произведениях.

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 7 ]  +

flying_kitten, 24 августа 2023 г. в 11:46

Классическая советская утопия, одна из известнейших русскоязычных фантастических книг. Когда-то, когда наша страна называлась по-другому, эта книга была объектом мечтаний всех любителей фантастики, потом, при появлении большого количества самых разнообразных НФ произведений в продаже, интерес к ней поугас. Действительно, этот роман очень сложно назвать развлекательным чтением. Это программное для автора произведение, философско-социальный манифест, тот идеал будущего, к которому, по мнению Ефремова можно и нужно стремиться.

Книга одновременно и проста, и сложна для восприятия. С одной стороны, устройство общества будущего расписано достаточно детально и чётко, с другой стороны — современному человеку очень сложно представить этот мир, поверить в то, что он может быть реальностью. Хотя, надо признать, коммунизм в изображении Ивана Антоновича весьма человечен, в нём отсутствует религиозный культ Ленина и апостолов его — старых большевиков (они в книге даже не упоминаются, что для тех лет нонсенс), а человеческое «я» не подавляется, нет советской парадигмы «человек для государства». Более того, коммунистическое, вроде бы, общество имеет вполне ощутимые элементы анархизма и прямой демократии.

Читая эту книгу, надо понимать, что это не остросюжетный роман, это спокойная, быть может в чём то скучноватая научная фантастика в классическом её понимании — модель мира отдалённого будущего. Ну а хотите ли вы жить в таком мире или нет, это уже вопрос отдельный.

Оценка : 8
«Звёздные корабли»
–  [ 7 ]  +

Baskk, 28 марта 2023 г. в 05:41

Рассказ из периода «рассвета» советской фантастики. Но скольких молодых романтиков (в том числе и меня) это повествование увлекло в археологические экспедиции, как оно поддерживало в нас надежду на ЧУДО. И в глубине души частичка этой веры ещё теплится во многих из нас

Оценка : 8
«Туманность Андромеды»
–  [ 7 ]  +

Фэтти, 14 августа 2022 г. в 21:18

Решил наконец-то взяться за чтение этого романа, а то как-то даже неловко – не прочесть роман, знаменующий новый этап в развитии отечественной фантастики.

Решить-то решил, и даже взялся – но хватило меня ненадолго. Совсем чуть-чуть не дотянул до конца второй главы.

Почему? А черт его знает. Может быть, просто не дорос до этих идеальных людей.

Хотя есть определенные вещи, которые не понравились.

Первое – имена персонажей. Режет и глаз, и слух. Вспоминается юмореска Никиты Богословского «Для вас, фантасты»:

«Что же касается до имен инопланетных жителей, то здесь издавна существует рецептура. На Марсе, например, имя и фамилия мужчины состоят из трех букв: двух любых согласных по краям и одной гласной в середине. Простор для фантазии, опирающейся на элементарные законы теории сочетаний, тут невероятный. Например: Дал Руп, Вон Там, Мох Сух, Сап Гир, Бар Бос и так до бесконечности».

Юмореска написана в 1974 году, почти через 20 лет после выхода ефремовского романа – но ноги-то растут именно оттуда: Эрг Ноор, Мвен Мас, Пур Хисс...

Второе – излишняя патетичность.

И третье (собственно, после чего я и бросил читать) – осознание тщетности всех усилий по покорению космоса. Помните рассуждения Панина в «Полудне, XXII век»? Это тоже идет от Ефремова, где результат полученной межзвездной передачи станет известен приблизительно через три десятых галактической секунды.

«- Три десятых галактической секунды – это ждать около шестисот лет, — хмуро буркнул Дар Ветер. – Интересно, зачем это нам?»

Да и чуть выше там же: «Веда гордо подняла лицо, протянула вперед руки и обратилась к тем невидимым и неведомым, которые через тринадцать лет получат ее слова и увидят ее облик...»

Тринадцать (13) лет...

Так что спасибо Стругацким за деритринитацию.

И может быть, напрасно подвергли такому уж остракизму фантастику ближнего прицела – пускай идеологизированную и литературно слабую, но более реалистичную в части планов на будущее?

Поскольку не дочитал, и из уважения к классическому статусу – оценивать не буду.

«Тень минувшего»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 14 июля 2022 г. в 22:45

Один из характерных «производственных» рассказов Ефремова повествует о необычном фотографическом свойстве асфальтовых смол Аркарлы в Средней Азии, запечатлевших объемный портрет величайшего из динозавров. Весь рассказ — по сути научная гипотеза о возможности сохранения на какой-либо основе полноценного образа определенного объекта, включая абсолютно ВСЕ его детали. Эта мысль высказана за 10 лет до изобретения голографии, воплотившей в себе основные принципы объемной фотографии. Наряду с гипотезой об алмазных копях Сибири, данное предположение считают одним тех из прогнозов, которые осуществились еще при жизни писателя. Согласитесь, что такое дано отнюдь не каждому писателю-фантасту. Ефремов занял положенное ему почетное место среди таких грандов, как Жюль Верн, Герберт Уэллс и Александр Беляев. Он писал не только чистую фантастику типа «Туманности Андромеды», но и фантастику, приближенную к реальности — т.н. «производственную фантастику». Мне лично кажется, что ее значимость не менее важна, чем ценность традиционно-известных произведений жанра. Приближая необычные события к нашему времени, писатель показывал, что мы живем в реальном мире среди необычных и непонятых еще явлений и фактов, увидеть которые можно только при творческом подходе к делу. Такой подход вполне соответствовал «фантастике ближнего прицела», которую в те времена исповедовала наша страна, окрыленная победой во Второй мировой войне. Энтузиазм обычных трудящихся всех отраслей народного хозяйства был делом обычным и повседневным. Печать делала всё, чтобы он не снижался ни на градус. Наверное, именно поэтому страна быстро залечила нанесенные войной раны и по праву вышла в мировые лидеры, что подтвердил Первый Спутник и полет Гагарина в начале 60-х. Литература была не только агитатором, но и своеобразным банком идей, предоставляющим каждому желающему план для действий. Не знаю, читал ли один из создателей технологии голографии Денисюк повесть Ефремова (полагаю, что читал), но сработал он четко по указанному писателем плану. Именно такой практической направленности современной фантастике как раз и не хватает...

----------------

РЕЗЮМЕ: повесть-предсказание, предвосхитившая изобретение голографии, показывает нам, какими причудливыми путями порой идет в жизнь какая-нибудь передовая мысль или открытие.

Оценка : 7
«Путями старых горняков»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 12 июля 2022 г. в 22:26

Главные герой рассказа исследует заброшенные медные рудники недалеко от Оренбурга. В рядом расположенном поселке живет старый горный мастер, начинавший свою карьеру еще во времена крепостничества. Упорный и понятливый исследователь пришелся старику по душе, и он решил помочь ему в раскрытии тайн старых разработок...

Простой по сюжету рассказ тем не менее весьма цепляет за душу, ибо построен в эмоциональном ключе. История настойчивого геологоразведчика, открывающего для страны богаства земных недр, перекликается с историей молодого десятника Андрея Шаврина, бросившего вызов системе эксплуатации людей в начале 60-х годов XIX века. Рассказчик и его престарелый гид идут тем же путем, что некогда прошел Андрей, оценивая выпавшие на его долю трудности и лишения. Чтобы путешествие в прошлое не стало рутиной, автор придумывает чрезвычайные обстоятельства, ставящие героев в не менее опасное положение, чем героя рассказа бывшего штейгера. Идет как бы соревнование настоящего с прошлым — кто окажется крепче и удачливее? Такое построение сюжета захватывает тоько одним своим духом и атмосферой, несмотря на тривиальность происходящего. Этим, собственно, и привлекают произведения главного фантаста СССР.

Впрочем, сам рассказ вовсе не фантастичен. Он вполне мог произойди в реальности, ибо место его свершения хорошо описано автором. Я легко нашел его на карте и выявил с десяток изменений, произошедших там за последние 60 лет. Поселка Горный, стоявшего на правом берегу речушки Усолка, уже давно нет в наличии, не ведутся там и разработки медных месторождений. Зато имеется современная асфальтовая дорога, соединяющая расположенный рядом поселок Новенький с областным центром, и линия электропередач, принесшая в дома жителей области блага цивилизации. Среди невысоких холмов (200-300 метров) разбросаны карьеры, отвалы и остатки заброшенных рудников. Когда вместе с персонажами произведения смотришь на эту карту, то чувствуешь себя таким же исследователем и путешественником, как и они сами. И это здорово вдохновляет...

----------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, как медные рудники спасли от смерти и позора молодого мальчишку, влюбленного в крепостную девчонку, предназначенную другому. Если это и выдумка, то очень романтическая.

Оценка : 8
«Встреча над Тускаророй»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 02 июля 2022 г. в 22:15

Не уверен, что данный рассказ можно отнести в фантастическому жанру. Хотя не подлежит сомнению, что некоторый фантастический элемент в нем всё же имеется. Речь здесь идет о той самой «живой» воде, которая упоминается во всех русских сказаниях и легендах. Во всем остальном это обычный приключенческий рассказ типа «необычных похождений» Жюля Верна. Сам классик французской литературы жил у себя дома и за его пределы не выезжал (физически, по крайней мере). А вот Ефремов в свое время (20-40-е годы прошлого века) объездил весь Союз вдоль и поперек, побывав даже в дружественной Монголии. Так что ему есть о чем рассказать своему читателю. Большинство рассказов «о необычном» построены именно на личных воспоминаниях писателя. Вот почему они такие яркие, убедительные и богатые на разные детали (в первую очередь, на личные переживания героя). В данном рассказе это атмосфера морского плавания: картина спокойного и штормового океана, теснота маленьких кубриков, невероятные морские глубины, в которых скрыты многие тайны прошлого... Одна из таких тайн буквально «постучалась» в корпус парохода «Коминтерн», на котором плыл наш герой. Имя тайны — парусник «Святая Анна», бесследно пропавший более 130 лет тому назад. Он исчез недалеко от южной оконечности Африки, но причудливые океанические течения вывели его в район Курильских островов, где с ним и встретился герой данного рассказа. Вот тогда-то оказалось, что тайна пропавшего корабля — вовсе не сказка, а самая настоящая быль, потерянная и вновь обретенная. Она интригует своей развязкой и последствиями. Но автор «гипотез не измышляет», поэтому оставляет финал открытым в лучших традициях приключенческого рассказа. Чтобы не забывали и сами стремились к поиску.

-------------

РЕЗЮМЕ: прекрасный образец авторской приключенческой прозы с элементами фантастики (точнее, фантазии) рассказывает о неожиданном рандеву современного парохода со старым парусником XVIII века. Рекомендуется всем, кто прожить не может без романтики «дальних странствий».

Оценка : 8
«Пять картин»
–  [ 7 ]  +

mputnik, 15 июня 2022 г. в 19:08

Какая прелесть. Полная имитация достоверного живописания несуществующей реальности.

Есть в этом, конечно же, некая горчИнка чрезмерности, безапелляционности и авторской самоуверенности. В городе моего детства, в Горловке, была такая украинская пословица, которую с удовольствием цитировали, и к месту и не к месту, все мои русскоязычные земляки (ибо обучение в школах было двуязычным): «Що занАдто, то нездорОво» (надеюсь, перевод — очевиден). Так вот, тут имеет место быть полное совпадение с «оным «ментальным окрасом». Уж больно вычурно трактует сам автор свою веру в то, что таковая реальность — именно реальна.

Но это именно что «горчИнка». Легкая. Специфически фактурная. Аки нотка в букете послевкусия марочного крымского. Реальность — таки завораживает своей достоверностью». Настолько, что моментально прощаются автору все его заскоки и преувеличения. Сие — ни много, ни мало — Образ Позитивного Будущего, его вечно живой призрак. Ещё оттуда — из далеких стародавних советских времён. Это сегодня может показаться «ни о чём», а тогда — это был самый настоящий призрак Вечноживого Завтра.

Фантастическое было время, уважаемый потенциальный читатель. И Фантастика была фантастической

Оценка : 7
«Обсерватория Нур-и-Дешт»
–  [ 7 ]  +

zotovvg75, 05 июня 2022 г. в 18:30

Для того, чтобы поделиться своими впечатлениями от прочитанного, мне необходимо сказать о том, что упоминается в рассказе как-бы вскользь, буквально в нескольких словах. В своих отзывах по Ефремову я неоднократно обращал внимание на умение Ивана Антоновича в точно выверенной, сжатой форме обрисовать человека или природное явление. Здесь это касается описания натуры майора Лебедева, в части ощущения исходящей сдержанной энергии и жизненной силы. Поразительно, две-три фразы и воображение рисует визуализированный образ человека, наделяя его упоминаемыми автором чертами. Эта способность формирования у читателя мысленного образа своего персонажа, заключает в себе высшую форму мастерства писателя и этот аспект слагает то, что называют феноменом творческого дарования Ефремова.

Герой Ивана Антоновича всегда умный, интеллигентный человек с сильным, волевым характером. Такой человек способен жить духовной жизнью и испытывать по настоящему сильные эмоции. Он способен внимательно изучать окружающий мир, подмечая в природе и людях неуловимые черточки, как правило незаметные обычному человеку. В рассказе это выражается в итоговом благотворном влиянии безмятежного спокойствия степи на израненную войной душу Лебедева, в совокупности с волнующей красотой юности Тани. И совершенно прав Ефремов говоря о подобных потребностях нашей души, приводящих человека к примирению с самим собой и единению с природой.

Что касается непосредственно сюжета рассказа, то он полностью соответствует фирменному стилю писателя, на который обратил внимание еще Алексей Толстой. Сочетание высоты литературного слога с научными знаниями и элементами приключенческого жанра, дали очередной великолепный рассказ в классической форме научной фантастики. Также нашлось место и для вопросов этики, анализа такой человеческой эмоции как радость, вопрос искусственного и естественного образования этого глубочайшего чувства. Вообще глубина эмоционального чувствования гениально передается Ефремовым и это очевидно исходит из личного внутреннего опыта писателя. Как выписана в рассказе ночь у костра под величественным куполом звездного неба, когда человек одновременно чувствует себя песчинкой в необъятной бездне космической бесконечности, вместе с тем ощущая внутри своей сущности способность вместить эту безграничность, подобно капле содержащей в себе целый океан!

Большое спасибо Ефремову за оставленную в своих книгах возможность всколыхнуть в душе читателя подобные переживания. В этом я вижу одно из предназначений настоящей умной и чувственной научной фантастики.

Оценка : 9
«Обсерватория Нур-и-Дешт»
–  [ 7 ]  +

horoshogromko, 02 июня 2022 г. в 13:59

Рассказ «Обсерватория Нур-и-Дешт» хорош, один из лучших рассказов Ефремова, в одном ряду с «Олгоем-Хорхоем». При этом рассказ один из его самых малофантастических, чистый реализм. Действие происходит в военное время, раненого на фронте артиллериста отправляют выздоравливать в Среднюю Азию, где он случайно становится участником археологических раскопок.

Интересно и познавательно почитать об археологии и о геологии, Ефремов, как всегда, рассказывает о них просто, но очень увлекательно.

Отдельный бонус рассказа в том, что он помимо археологии ещё и про войну, и он очень нетипичный для военных произведений. Обычно в военной литературе основное внимание уделяется войне, хоть повествование о боевых действиях, хоть о жизни в тылу, тема будет одна — война.

«Обсерватория» написана совсем по-другому.

С одной стороны, рассказ явно о военном времени: главный герой раненый солдат, а руководитель раскопок, куда герой случайно попадает, берёт его в помощники не в малой степени потому, что археология местами требует мужской силы, а вся наличная мужская сила в стране воюет с немцами, и заполучить в подсобные рабочие мужчину, пусть даже и раненого, большая удача.

А с другой стороны, рассказ о том, что даже в военное время есть не только война. На западе Союза идут страшные бои, а далеко в Азии пожилой профессор с аспиранткой да её братом-подростком раскапывает старинную обсерваторию, и Ефремов пишет именно о раскопках и об обсерватории. Очень необычный ракурс для военного рассказа, но написано произведение мастерски, уважительно и красиво.

Жизнеутверждающая вещь, «Обсерватория» в этом плане похожа на Ефремовский «Эллинский секрет», то тоже военный рассказ не о войне, разве что «Обсерватория» у писателя вышла куда лучше.

Оценка : 10

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  7  8  9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 17 18 19 20 21



⇑ Наверх