Ян Вайсс отзывы

Все отзывы на произведения Яна Вайсса (Jan Weiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 67

  Страницы: [1] 2 

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 38 ]  +

Вертер де Гёте, 25 августа 2008 г. в 20:54

Одно из моих любимых фантастических произведений. Удивительно, что будучи написан в конце 20-х годов прошлого века, роман остаётся не только вполне современным по форме, но и актуальным по остроте поднимаемых в произведении вопросов. Книга Вайсса предвосхитила многие знаменитые антиутопии 20-го столетия: каждое слово, каждое действие находятся под контролем в тысячеэтажном доме, он весь пронизан системой подслушивающих и подсматривающих устройств. Люди — всего лишь рабочая сила для владельца дома Огисфера Муллера, кубики, из которых он строит свою Империю, свой бесконечно растущий небоскрёб. О-о, а сам Муллер- это в высшей степени примечательная личность, воплощающая в себе черты и жестокого диктатора,и гуру религиозной секты, и обнаглевшего от вседозволенности мультимиллиардера; человек со множеством лиц. Человек ли? Многие всерьёз убеждены, что он бог. И культ личности Муллера не имеет границ. Да и имя Огисфер так напоминает имя более известного и древнего отрицательного персонажа — Агасфер. Вот и Муллер является символом древних, как мир, «вечных» человеческих пороков — алчности, эгоизма, гордыни (чем Муллер-дом не Вавилонская башня !), власти денег. И вот с этим чудовищем и созданной им системой предстоит сразиться настоящему романтику Петру Броку! В отличии от многих антиутопий сюжет романа очень динамичен и увлекателен, а фантазия Вайсса просто поражает: каждый этаж Дома — свой собственный мир и описания игорных домов и увеселительных заведений богачей сменяются мрачноватыми улочками и яркими , самобытными персонажами Вест-Вестера, города авантюристов, а удивительные истории из жизни на других планетах — сюрреалистическими видениями.

Я с удовольствием порекомендую книгу к прочтению, хотя современный читатель вряд ли сможет ощутить такое же потрясение от прочтения романа, какое мне довелось ощутить в 80-х. Захватывающий сюжет, атмосфера клаустрофобии, сюрреалистические образы (в описаниях Вайсс красок не жалел; садисту Муллеру, например, уже скучно было мучить людей — вспомним знаменитые отрывки из книги «Как мучить цветы»), откровеннейшая (для целомудренной советской эпохи) эротичность. Теперь-то я понимаю, что на Вайсса серьёзное влияние оказали Кафка, Чапек, другие писатели пражской школы, но тогда это было нечто!

Книга до сих пор регулярно перечитывается. И кажется мне, что это я — Петр Брок, последний романтик, бегу по бесконечным лестницам фантастического небоскрёба, мимо мира, где бедняки живут на одних этажах, а богатые — на других, где всё продаётся и покупается, а жизнь стоит так дёшево, но всё же есть надежда разгадать тайну этого Дома в тысячу этажей.

P.S. Лучше всего книгу читать в издании 1986 года в 24-х томной «Библиотеке фантастики»: в сочетании с фантастическими иллюстрациями художника Тишкова (в то время ещё мало кому известного) она производит ещё более сильное впечатление.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 26 ]  +

kkk72, 25 августа 2008 г. в 14:35

Отличный роман. И не скажешь, что он написан 80 лет назад. Автору удалось удивительным образом соединить в единое целое антиутопию, детектив и приключенческий роман, да еще наполнить все это духом романтизма. Причем в каждом из этих жанров произведение заслуживает внимания.

Антиутопия, где господство одного человека над остальными основано на власти денег, выглядит действительно жутко. Нет такого преступления, такого обмана, такой подлости, на которые не могла бы пойти власть в лице вездесущего Муллера и его подручных. И до чего же трудно бросить этой власти вызов!

Символом этой власти «князя мира сего» является Дом в тысячу этажей — огромное, потрясающее воображение сооружение, величественное и отвратительное одновременно. Чего в нем только нет — от величественных дворцов до гнусных притонов, от компании, занимающейся космическими перевозками, до жилищ тысяч слепых рабов. Фантазия автора воистину не знает границ, и Вайсс может дать в этом плане фору многим современным писателям.

Детективно-приключенческая составляющая тоже весьма запутанна. Главному герою нужно отыскать принцессу, похищенную по приказу могущественного Огисфера Муллера, пройти по запутанному следу, справиться со многими его подручными, чтобы добраться до самых сокровенных тайн злодея. Но и у героя тоже есть своя тайна, свое уязвимое место, которым может воспользоваться враг. Читается роман чрезвычайно увлекательно, а повороты сюжета просто головокружительны.

Образы персонажей очень ярки, порой даже гротескны. Особенно колоритными у Вайсса получились злодеи — например, безрукий Гарпона или старикашка Шульц.

И все же роман несет на себе отпечаток своего времени. Чувствуется в нем тоска по безвозвратно ушедшей романтике, и предупреждение против набирающего силу всемогущества денег.

Как ни странно, при всей внешней несхожести, своей внутренней сутью, описанием борьбы героя с почти всемогущим злом роман весьма напоминает «Властелина Колец». Очень рекомендую!

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 23 ]  +

zmey-uj, 09 декабря 2008 г. в 15:35

Впервые мне эта книга попалась, когда мне было 10-12 лет, и показалась жуткой смесью страшного и смешного. Замученные рабы, которые слепнут от работы и стареют от еды; сборища опасных бандитов, способных обнаружить даже невидимку; похищение людей, которых продают в рабство или отправляют «в топку». И одновременно — забавные вроде бы моменты: объявления с предложением услуг карманных воров и продавцов ядов; странные типы, из которых особенно запомнился мяукающий и кукарекающий Чулков; атмосфера неразберихи, царящая на всех этажах, где все обмениваются самыми противоречивыми новостями, слухами и мнениями. В общем, роман был прочитан по диагонали, что-то понять не удалось, так как показалось, что понимать-то особо нечего — автор повеселился, понаписал много разных невероятных словосочетаний вроде «продажи снов» или «слез ангелов»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а в конце все обернулось тифозным бредом.

И только перечитав роман пару лет назад, удалось увидеть, насколько это глубокая книга. Причем сейчас она читается, возможно, даже интересней, чем в 20е-30е годы. Тогда это было не столько фантазией о будущем, сколько сатирой на современность. А вот теперь можно заметить в ней черты прошлого, настоящего и будущего сразу. О революционных восстаниях, о том, что сжигали людей и использовали в борьбе с противниками отравляющие газы, мы помним из истории; биржевые операции и широкий выбор наркотиков — это реалии сегодняшнего дня; возможно, что совсем скоро будут сниматься фильмы со зрачков людей или появится сыворотка, сводящая с ума. Ну и чисто фантастические элементы — операция по распылению, позволяющая стать невидимкой, или солиум, который легче воздуха — сейчас это выглядит маловероятно.

Сам же дом представляется мне аллегорией Ада, с его властелином Огисфером (Агасфером) Муллером, его подручным бесовским воинством — бандитами, мошенниками и работорговцами — и кругами, которых теперь целая тысяча. Сюда могут попасть и вполне невинные души — и будут поглощены этим дьявольским хороводом. Мало кому выпадет огромное счастье вырваться назад, в настоящий, свободный мир. Но будут и те, кто решит бороться и даже сможет победить.

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 19 ]  +

Ev.Genia, 08 апреля 2014 г. в 11:28

Причина по которой я выбрала эту книгу для прочтения – меня заинтересовала аннотация. И ещё – я решила вновь испытать жанр антиутопии, под которым значится эта книга, с которым я не очень то дружу. Но эта книга пошла очень даже легко. Возможно потому, что она имеет совсем небольшой объем – всего несколько часов увлекательного чтения. Возможно потому, что в ней нет объёмных и долгих описаний портретов и окружающего пространства – все очень четко, конкретно и целенаправленно, благодаря чему все участники истории выглядят более чем живописно. Возможно потому, что книга невероятно стремительна – в ней нет ни минуты отдыха, ни единой запинки, здесь одно сплошное действие, начавшееся где–то там в глубине тысячиэтажного дома вместе с невидимым человеком по имени Петр Брок, пришедшим с лестницы, у которого нет прошлого. Возможно все эти составляющие сыграли свою роль и сделали для меня это путешествие очень увлекательным и поразительным. А возможно я просто не разбираюсь в этом жанре, чтобы всесторонне оценить произведение, скажу лишь одно – книга очень понравилась. Я не ожидала ничего подобного от истории, написанной в конце 20–х годов прошлого века и выглядящей сегодня настолько поразительно, актуально и уместно.

От страницы к странице, как в калейдоскопе картинки сменяют друг друга. Так много образов, составляющих единую картину, сотворил Автор в этом произведении: замученные и ослепшие от работы рабы, похищение людей, под видом отправки на другие планеты которых продают в рабство или отправляют в печь, странные и гротескные злодеи, наподобие мяукающего и кукарекающего Чулкова, короля 50000 звезд, безрукого Гарпона или старикашки Шварца, создателя страшного газа СИО, Гедония – город блаженства, индустрия всевозможных наслаждений, революция и баррикады на 490–м этаже, слепой пророк на 794–м, атмосфера неразберихи, царящая на всех этажах, где влавствуют слухи и всевидящее Око. Все это, как в калейдоскопе живет и процветает в доме, выстроенном и контролируемом Великим Муллером, где не властно солнце, где только Муллер сам царь, властитель и Бог и только он решает, когда в доме будет день, когда ночь. Имя его здесь произносится тысячу раз на дню, многотысячными устами с трепетом, страхом и благоговением. Оно звучит как заклинание и как победный клич. Линза в потолке – его око – он все и всех видит, микрофон в стене — его ухо – он все и всегда слышит, хрустальный динамик — его уста– его голос раздается неожиданно и в любой точке громадного Муллер–дома, его рука может вдруг высунуться из потолка – от него невозможно скрыться… Каков он – Огисфер Муллер? Да какой угодно – человек с тысячью лиц? Но я нечто подобное ожидала, когда Брок увидел его гардеробную и его самого.

В этой книге смешалось несколько жанров: это и детектив – нужно найти и спасти принцессу, это и приключения с подслушиванием, подглядыванием и слежкой, это и боевик с погонями, перестрелками и побегом, это и философия – с обличением и оценкой человеческих пороков и ценностей и огромным стремлением Брока вырваться назад, в настоящий, свободный мир.

Несмотря на быструю смену декораций и поступков, не отпускало ощущение вязкости и погружения во что–то липкое, засасывающие, как–будто это сон тяжело больного человека, с бредом, метанием на горячей постеле, быстрым и непонятным шепотом…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, впрочем, и оказалось.
А когда глаза открылись, остался только холодный пот, быстрое сердцебиение и постепенное проявление мысли во взгляде. Фух! Надо же… ,,Я видел дом в тысячу этажей… ''

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 19 ]  +

Paf, 03 сентября 2008 г. в 12:17

Знать бы я не знал о таком писателе, как Ян Вайс, если бы неоднократное упоминание Алексеем (Вертер де Гёте) его произведения «Дом в тысячу этажей». К сожалению, роман не издавался у нас очень давно и найти его в печатном виде, практически невозможно, но я нашел в электронном и с большим удовольствием прочитал.

Уже после первых страниц произведения невозможно оторваться — погружение в среду мистическую и в тоже время гротескную, происходит мгновенно. Главный герой, как и читатель, начинает с белого листа, увлекая по ходу повествования сильней и сильней. В романе нет ни капли бездействия, постоянно что-то творится и происходит в этом мире, порой даже без участия главного героя — тот лишь стоит и наблюдает за происходящем.

Яркий и отпечатывающийся в голове Мир создал Ян Вайс. Хоть у него и нету громадных описаний самого Муллер-Дома, обстановки, царящей внутри, его жителей и их быта, но краткие штрихи, местами, дают очень четкое представление о всем этом, позволяя дофантазировать в нужном направлении и как больше нравится читателю. Автор дает лишь некий вектор, совершенно не сковывая фантазию читателя и привильно делает.

В тоже время «Дом в тысячу этажей» это пример извращенного, порочного общества, которое только и делает, что потребляет и пользуется людской массой, для возведения новых этажей. И что интересно, положение в этом мире зависит от того, на каком этаже ты проживаешь, но в обратном порядке — чем выше твой статус, тем ниже этаж, тем ближе к земле, ближе к обожествленному хозяину Дома, который не стал взбираться к небесам, а остался ближе к земле; бедняки же, вполне возможно, вынужденные строить новые этажи, живут ближе к небесам. Пороки же человеческие распределились совершенно естественным образом — ближе к земле, больше «блаженств» и больше искушений, которыми пользуются гнилые изнутри люди. Близость к небу сводит на нет все пороки из-за невозможности пользоваться хоть какими-то мизерными «благами» и тратой всего времени на постройку новых этажей. Но остается возможность сохраниться более чистым человеком, хоть и рабом, чем те, кто живет внизу.

В романе встречается и пример «вещи в себе», общество в обществе — герой находит этаж, на котром есть мир, со своими зданиями внутри, очень похожий на отдельный город, но от настоящего его отличает отсутствие небосвода, — только электрические лампы на потолке.

Еще одним мотивом произведения, проходящим от начала до конца, является обожествление самого ничтожного и гнилого человека, чье лицо остается неизвестно. Это существо возводится до такой степени в ранг Бога, что начинает звучать вопрос — а существует ли он на самом деле или это инсценировка и никакого Огисфера Муллера не существует и не существовало никогда. Да и тот кто осмелится бросить вызов самому Муллеру, тоже автоматически возводится в ранг Бога, так как обычный человек даже не задумается тягаться с Хозяином Дома, не говоря о том, чтобы решиться на это публично.

Много нитей опутывает этот роман и раскрутить все сразу не получится. Обидно, что такое произведение забыто у нас, а ведь оно вполне может имееть статус классики, причем не только классики фантастики, но и классики литературы. Чем-то оно мне напоминает кафкианский «Замок», чем-то «Рукопись, найденную в ванне» Лема, написанную позже, а чем-то даже перекликается с «Желтой стрелой» Пелевина. Единственное, что меня разочаровало в этом романе, так это совершенно банальный конец. Недопиши автор последний главы, произведение выглядело бы жестче и бесповоротней. Но это мое мнение, автор сделал так, как посчитал нужным. Может на это повлиял его личный опыт...

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 18 ]  +

iskender-leon, 29 марта 2013 г. в 13:43

Я особенно ценю два типа произведений. Первый — те, которые являются тем единственным произведением, которое и сделало писателя известным или знаменитым (например «Горе от ума»). Второй — те, которые настолько выделяются своей необычностью, непохожестью, что их нельзя поставить в ряд с другими книгами — просто нет даже номинального аналога (например «Мастер и Маргарита»). «Дом в тысячу этажей» — редчайший случай, когда произведение удовлетворяет обоим этим критериям.

Фантасмагория? Антиутопия? Роман-предостережение? Сюрреализм? Злая сказка? Попытка футуристического прогноза? Ответ — всё вместе! Написанный в период между двумя мировыми войнами, когда раны от одной ещё не затянулись и болели, а люди неглупые уже могли разглядеть глумливый оскал ещё более страшной войны, роман несомненно содержит в себе пресловутый дух времени — того времени! Но хотя оно давно миновало, Муллер-дом и сейчас является зеркалом, в котором отражается человечество. Только никакое оно не кривое, а самое что ни на есть обычное; искажённые образы в нём — реальные отражения нас. В самом деле, подумайте, можете ли вы предложить для человечества лучший образ-аллегорию, чем колоссальный тысяче-этажный небоскрёб, непрестанно растущий вверх, в недрах которого царит (одновременно!) порядок и хаос и происходят события воистину жуткие.

Кстати, поклонники динамичных сюжетов разочарованы не будут — сюжет настолько острый, события меняются с настолько калейдоскопической быстротой, что огромный социальный и философский посыл, заложенный автором в книгу, осмысливаешь уже постфактум, ибо череда ярких образов Муллер-дома и ошеломляющих приключений просто не дают опомнится. Чего только стоит описание Вест-Вестера: «Там кишмя кишат авантюристы со всего света. Торгаши, продавцы и перекупщики всевозможных вещей — старого тряпья, и свечей, и человеческих душ, чести и крови, ковров и богов, пудры и целомудрия — все они ринулись туда за счастьем. Шпики, соглядатаи, лодыри, преступники, шулера, провокаторы, штрейкбрехеры, предатели, психопаты, убийцы — целая армия темных личностей наперебой предлагает свои услуги.» Почти столь же яркая картина играющего в «балеринку» — необычную разновидность рулетки, общества титулованных глупцов, коронованных мошенников, промышленников и аристократов. А вот они же, но уже отчаявшиеся и обанкротившиеся, толпятся у ворот космопорта, стремясь всё начать с нуля среди далёких звёзд и не ведающие, что ждёт их судьба совсем иная.

Книга на все времена! Советую всем, вне зависимости от жанровых предпочтений.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 16 ]  +

white noise, 26 апреля 2011 г. в 15:19

Что случилось? Кто я? Почему я здесь, на странной ковровой дорожке цвета крови, бегу, задыхаясь, по бесконечным лестницам, словно во сне. Что это – иллюзия? Реальность? Кто я? Петр Брок – какое странное имя – неужели оно мое? Человек без лица, невидимка, зачем ты здесь? Как много вопросов, на которые никто не знает ответа…. Открываешь книгу – и испытываешь непреодолимое желание рука об руку вместе с главным героем пройти лабиринт до самого конца: лестницы и переходы, на которых очнулся, ячейки – клетки рабов, суматошные торговые кварталы, Биржу (какая пародия на мир 30-х, где продавалось и покупалось все и всегда). Перед глазами мельтешат вывески, надписи : «Осторожно, могут ударить в спину», креатуры – безумный Чулков, безрукий Гарпона, слепец с линзами на висках – но они лишь мелкая сошка, препятствие на пути к главному злодею – великому и ужасному Огисферу (Агасферу) Муллеру, тирану, убийце, полубогу, садисту – извращенцу, отнявшему у людей самое дорогое, что только есть – свободу и звездное небо…

…А где-то вдали ждет Она – принцесса, которую ты только что спас…

Очень много моментов запоминается навсегда: балерина на карте мира (которую всего спустя десятилетие после выхода книги перекроят до неузнаваемости), красный тифозный треугольник, образ Муллер -Дома – этакое воплощение вавилонской башни, символ Греха, и отдельно — Гедония; глава из книги «Как правильно мучить розу», и многое многое другое.

Книга-шедевр, книга-пророчество с увлекательным сюжетом, глубоким контентом, которую, несмотря на то, что ей уже почти девяносто, просто приятно (и нужно) читать. И правильная, единственно верная, концовка

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 15 ]  +

Artyreader, 19 октября 2017 г. в 23:19

Роман этот я прочёл в издании 1986 года, совокупно с «Войной с саламандрами». Если у Чапека пространство повествования открыто, распространено на весь мир, то у Вайсса всё до предела сжато, заковано в пределах одного громадного здания, внутри которого есть всё... кроме чести и совести. Лестница, пронизывающая здание сверху донизу — словно дурной сон о месте, из которого нет выхода. Всевидящее око хозяина дома и его постоянное виртуальное существование в единстве с домом — Муллер паразитирует на собственном творении, выстраивая всё больше и больше гротескных ужасов. Проскальзывает намёк, что Муллер в какой-то момент своей жизни сошёл с ума — так как строительство идёт без перерыва, а «цивилизованные» кварталы и фабрики рабов к верхним этажам сменяются тюрьмами, больницами и психлечебницами... и выше их, говорят, строительство продолжается, так что в доме Муллера неизвестное число этажей. Исполнители воли Муллера — странные мутанты, уроды и убийцы, самым страшным из которых мне кажется мастер бактериологической войны Орсаг, который видит без глаз через технические приспособления. Культ личности Муллера соединяет в себе религию, экономику и тоталитарную власть. Индустрия развлечений Муллера имеет двойное дно — в городе удовольствий Гедонии процветает утончённый садизм и разврат, а гигантский концерн рекламы межзвёздных путешествий «Вселенная» на самом деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
является службой противодействия эмиграции — все, кто захотел покинуть Муллер-дом, должны умереть либо отправиться в рабство.

Книга виртуозно описывает ужасы капитализма, тоталитаризма и культурного разложения мегаполисов. И эксплуатирует тему «еврейского следа» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господь Муллер оказывается гадким мелким старым еврейчиком, который явно поражён чем-то венерическим и другими болячками богатеев.
И это 1929-й год, когда самые страшные олицетворения Гордыни и Порабощения ещё только готовились заявить о себе миру!

В полном соответствии с сутью сна главный герой обязан быть неуязвимым для всех персонажей кошмара. Его никто не может видеть. Он при желании может даже захватить власть и творить чудеса — только ловкостью рук. Но у него иная задача. Даже революция, которая зреет где-то на верхних этажах, не отвлекает внимание главного героя от его цели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он должен спасти принцессу — и ему это удаётся, он должен разгадать тайну «Вселенной» — и он попадает в самое её сердце незамеченным, он должен убить Муллера — и у него получается добраться до хозяина и нанести ему удар... но с этим гибнет и весь кошмарный мир.
Этим книга роднится с теми произведениями, в центре которых — духовный поиск героя, его обретение себя самого. В каком-то роде «Дом в тысячу этажей» — это даже сказка «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Самое страшное для героя — багровый треугольник — оказывается в итоге
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его «ключом» к освобождению и возвращению в реальный мир...
Свобода и стремление к ней есть неотъемлемая часть личности — вот ещё одна идея книги.

Роман имеет тот неповторимый привкус безумия и неопределённости, который свойствен безотчётным страхам и болезненному взгляду на мир. Он будоражит, он подобен полотну сюрреалиста — и потому очень чётко запоминается. Поэтому я оценю сие высшим баллом.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 15 ]  +

Destr, 24 января 2011 г. в 19:55

Когда мне было 13 рядом с моим домом открыли библиотеку. Она была небольшая, находилась на 1-ом этаже жилого дома, но ее главное достоинство заключалось в редкости хранящихся там книжек.

Именно оттуда я и взял свою первую библиотечную книгу — сборник зарубежной фантастики, в котором и был напечатан «Дом в 1000 Этажей».

Книга произвела на меня огромное впечатление, я перечитал ее раз 7-8(книги можно было брать только на 10 дней).

Мне нравилось всё — от кошмаров главного героя-сыщика и ужасов гигантского дома-исполина — до непостижимых рецептов «издевательств на розой» и всеоблемлющей власти великого Мюллера.

Роман настолько сюрреалистичен, что многоуважаемый Кэрролл со своей «Алисой в Зазеркалье» перевернутся в гробу)

Концовка не просто поразила, на мой взгляд это один из лучших финалов в жанре. Когда ты на одном дыхании с Петром Броком носишься по бесконечным этажам бесконечного дома, когда ты пытаешься разобраться в «гордеевом узле» происходящих событий, когда наплевав на все ты спасаешь принцессу Тамару, и ...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И все это оказывается параноидальным сном, мороком, навеянным больным рассудком.

Очень жалею людей не бравших в руки этот роман.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 13 ]  +

vrochek, 19 августа 2021 г. в 01:08

Интересно, что любимыми у меня часто становились книги, которые я в первый раз не раскусил и не одолел.

Так было с этой книгой. В одном томе «Библиотеки фантастики» были два чеха: Карел Чапек – «Война с саламандрами» и Ян Вайсс с «Домом». Там еще были психоделические цветные вставки с саламандрами, а дальше круче – часть страниц с «Домом» была разлинована разными цветами, плюс вставки странных и даже страшных рекламных объявлений.

«Война с саламадрами» была нудноватая, но интересная, рисовала удивительную и подробную картину мира. А финал был вообще крышесносным. После Чапека следующая повесть у меня не пошла. Вместо подробной и понятной картины у меня перед глазами был человек, умирающий на бесконечной лестнице, ведущей в никуда.

Но примерно после третьего перечтения «Саламандр» я снова оказался на страницах, где человек просыпается на лестнице… И вот он находит записку у себя в кармане… «Пропала принцесса Тамара… Возможно, она спрятана в Муллер-доме… Знаменитый сыщик Петр Брок берется за дело». Вот человек начинает считать этажи… Вот обстукивает стены, чтобы найти скрытый вход… Десять этажей, пятнадцать, двадцать…

И вот он находит. Комнатка. И слепец, сидящий за столом, недоверчиво поднимает голову на звук шагов…

— Кто вы?

— Я Петр Брок!

И вдруг у меня что-то включилось. Все ожило. Ух, как я читал! Ух! «Дом в тысячу этажей» это была невероятно масштабная, потрясающая картина мира и мифа. Меня впечатляло все – и слепые строители, живущие на питательных таблетках, взаперти, и бетон легче воздуха, крепче стали, блестящий на солнце так, что выжигал глаза, из солиума строили космические корабли, и тысячи планетных систем были освоены…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и все это оказалось гигантской аферой…
И комнаты с глазами в потолках. И старящий газ… И принцесса, ставшая рабыней для танцев. И сыщик Брок, ставший сыщиком, потому что забыл свое прошлое и стал невидимым, а надо выбрать, кем быть сейчас – так почему же не героем? И продавец ядов, и продавец звезд, и восстание рабов на верхних этажах дома… и сам господин-бог Муллер. И желтый треугольник, нарисованный на ладони, давящий на мозг, вызывающий галлюцинации о тифозном бараке….

Ян Вайсс щедро рассыпал в своей книге идеи и образы. Ох, какая это была книга! А недавно я ее нашел и перечитал – именно в том издании, что была у меня. И это до сих пор прекрасная книга. Чудо в ней точно есть и -- осталось.

====

Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Л. Тишкова, Н. Козлова.

Интересно, что и обложка, и иллюстрации решены так, что они одновременно относятся и к «Войне с саламандрами» и к «Дому в тысячу этажей». И среди обитателей Муллер-Дома нет-нет, да мелькают саламандры. И это прямо то, что надо, мне кажется. Очень точное попадание в абсурд и общую атмосферу этого тома.

Вообще, классная была серия «Библиотека фантастики». Всю перечитал много раз.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 13 ]  +

knurf, 29 апреля 2011 г. в 23:08

А знаете ли вы, что эту книгу он написал, когда ему приснился кошмар с описанным сюжетом? Я точно не помню, но он то ли болел, то ли устал от чего-то и ему это все приснилось. Он все это выложил на бумагу. И правильно сделал! Я более экзотического сюжета не припомню! И более правдоподобного...

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 12 ]  +

Sawwin, 01 мая 2019 г. в 09:29

Роман переполнен сентиментальными красивостями, ни о какой психологии речи не идёт, злодеи чернее сажи и думают об одном: как бы умножить свои злодейства. Но, ко всему этому можно было бы привыкнуть, если бы не концовка. Автор не стал разбираться со своими персонажами и распутывать сюжетные клубки, которые сам же навертел. Он попросту объявил, что всё это бред человека, лежащего в тифозном бараке.

Знаю, что сам Ян Вайсс лежал в таком бараке и с трудом выжил, но литература всё-таки должна отличаться от бреда.

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 11 ]  +

Bugskull, 26 октября 2015 г. в 13:00

Роман этот был включен в «Библиотеку фантастики» — серию, которая выходила во второй половине 1980-х. Хорошая была серия, но по причине перестроечного хаоса она прервалась, не дотянув нескольких томов до конца, зато под ее логотипом издавалось потом много книг, формально не имеющих к ней отношения.

Книга по чисто художественным достоинствам немного спорная. Кроме того, автора иногда заносит в реальную пошлятину, не имеющую отношения к делу — критикую не из вредности, а по-доброму. :) Но в детстве очень впечатлила. Захватывает буквально с ходу — такое жутковатое описание ужаса в голове главного героя, поначалу не совсем понятно, что происходит и от этого как-то зловеще интересно.

Не знаю, каков статус этого романа в англоязычном мире и слышали ли о нем там вообще, но независимо от этого статуса, книга, без вопросов, эпохальная. Во-первых — безусловный предвестник киберпанка (один из персонажей носит огромные линзы, помогающие ему видеть, при этом они вмонтированы ему прямо в башку. Это было написано в 1929 году (!)). Во-вторых, вспоминаем фильмы и книги типа «Куб» и ему подобные, о группе людей, по некой зловещей причине оказавшихся запертыми в замкнутом пространстве — ноги у этой темы растут прямиком отсюда. В-третьих, книга продвинута по форме: куча заголовков, баннеров, рекламных лозунгов огромными буквами и т.д., которые иногда даже двигают сюжет. В-четвертых, тема тоталитаризма. Не уверен, что Вайсс здесь был пионером: считается, что фашизм предвидел еще Честертон в «Наполеоне из Ноттинг-Хилла», но, если честно, «Наполеоном» я как-то не очень проникся, тезис о прямо вот предсказании фашизма Честертоном после прочтения этой книги мне показался немного притянутым за уши. А вот в «Доме в 1000 этажей» мы имеем именно такую диктаторскую формацию, какая и стала, к сожалению, актуальной в 20 веке: государство, изолированное от внешнего мира (в романе эта идея доводится до предела, чтобы лучше донести мысль).

По этой книге сделать бы фильм с привлечением хорошего режиссера — была бы бомба.

Читать стоит.

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 11 ]  +

Кел-кор, 22 августа 2009 г. в 01:15

Роман очень хорош! Хорош в первую очередь тем, что весьма необычен. Анфилада этажей, каждый из которых заражен своим безумием, путь Петра Брока сверху вниз и — логичный финал — встреча с Муллером! Действие не прекращается ни на минуту, и следить за похождениями Брока невероятно интересно! Да и написано просто и увлекательно, так что читать «Дом в тысячу этажей» — одно удовольствие!

P. S. Дату написания произведения я не знал, и по прочтении романа у меня оставалось впечатление, что он написан годы в тридцатые-сороковые. С оглядкой на события, происходившие тогда в мире... А оказалось — 1929! Это уже предвидение/предчувствие автора!

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 11 ]  +

ALLEGORY, 23 сентября 2008 г. в 00:49

Эх, не было этой книги у меня в детстве, и очень жаль, что не было. Попадись бы такая «сноходческо-романтически-визионерская» вещь когда-то, в своё время – и впечатления, и оценка были бы совершенно иными. Спасибо Фантлабу (и лично Вертеру де Гёте )) – роман заинтересовал и оказался быстренько прочитан, оказался довольно занятен, но.. увы, сейчас не показался ни слишком увлекательным, ни интригующим. Да, здесь есть лукавая обратная зависимость. Сознание, «замутненное» и «замусоренное» всеми возможными просмотренными фильмами, пройденными компьютерными играми и сотнями книг, созданными авторами, возможно, читавшими именно Вайсса, уже просто не способно воспринимать текст вне пространства и контекста всего, ранее пройденного. Антиутопия кажется слишком навязчивой, очевидной и буквально режущей глаз. Фантастичность и романтика – наивны и простоваты, а «квест» по этажам дома в тысячу этажей волей-неволей представляется яркой картинкой на мониторе. Впрочем, если сосредотачиваешься, берешь себя в руки и вспоминаешь о дате создания романа (1929!), то вдруг ощущаешь, что перед тобой весьма образное, яркое и, наверное, совершенно потрясающее — для своего времени — произведение, с которым, как минимум, очень любопытно познакомиться.

Оценка : 7
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 11 ]  +

swgold, 25 августа 2008 г. в 21:10

Одно из редких произведений где хорошо передано ощущение сна. И жуткой действительности, в которую совершенно не хочется возвращаться. Даже из жуткого кошмара. При первом прочтении Дом в тысячу этажей упал на благодатную почву и пустил корни в неокрепшем малолетнем разуме. Героя Стивенсона долго преследовал шум волн, разбивающихся о камни Острова Сокровищ. Мне же не давал покоя стук шагов и видения бесконечных лестничных клеток. Поначалу роман представился этаким памфлетом против власти мирового капитала. В более зрелом возрасте мелькнуло подозрение, что Агасфер — это Вечный Жид, а Дом — это символ мирового жидомасонского заговора;-). Как бы то ни было, главное осталось неизменным — бесконечные лестничные клетки, по которым надо куда-то бежать — то ли спасая мир, то ли пытаясь его разрушить.

Оценка : 8
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 10 ]  +

colouroflife, 22 января 2019 г. в 08:12

Замечательный роман, захватывает внимание с самого начала, цепляет и не отпускает до конца.

Только представьте — человечество практически полностью переехало в некий тысячеэтажный дом-мегаполис со сложной внутренней иерархией, но без окон и дверей и без возможности его покинуть. А главный герой не помнит как оказался в этом мегаполисе, кто он такой и что вообще здесь делает. Всё это очень интригует, но дальше сколько бы мы не узнавали новой информации — интриг становится только больше, всё усложняется. А самый изюм припасён для читателя в концовке.

Пусть роман во многом сказочный и может показаться скорее развлекательной литературой, но в то же время он иносказательно рассказывает нам и о серьёзных вещах — о капитализме и тоталитаризме, например. «Дом в тысячу этажей» хорош и как художественное произведение и также прекрасный экземпляр для любителей фантастики.

Оценка : 8
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 10 ]  +

PCYCHOCAT, 12 марта 2011 г. в 22:12

Необычная, странная, фантасмагорическая книга. Несмотря на некоторую наивность и условность — блестящий образец антиутопии.

Познакомилась с творчеством Вайсса случайно, попала мне в руки книга из сборника фантастики, Чапек-Вайсс. «Войну с саламандрами» я до этого читала, а когда стала читать «дом в 1000 этажей», то чуть не отложила книгу. Начало показалось мне жутко условным и банальным. Эдакий немой фильм 20-х годов. Похищенная принцесса, фантастическое изобретение асприд, позволяющее Броку стать невидимым. Но когда дошла до эпизода со сборищем бандитов, вот тут оторваться было сложно. При всей своей бредовости и фантасмагоричности мир Муллердома очень похож на наш мир, как похоже отражение в кривом зеркале. А главное, что удалось Вайссу — это передать болезненность видений человека, находящегося в горячке. Я предвидела, что финал будет именно таким, и не ошиблась, потому что автору удалось найти такую дозировку безумия и разума, какую может оценить только человек, хоть один раз перенесший подобное состояние. И хоть со времени прочтения прошло лет шесть, все помнится до мелочей. 10 баллов безусловно.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 9 ]  +

zvezdochet2009, 07 мая 2023 г. в 19:38

В художественном произведении метафорой может стать что угодно – понятие, явление, процесс, предмет, человек, животное. Важно, чтобы метафора максимально точно передавала смысл заложенной автором идеи и усиливала ее, придавая яркость и насыщенность, притом позволяя взглянуть на идею под неожиданным углом. В идеале метафора должна раскрывать идею так, чтобы наглядно показать ее действие. Метафора отличается от сравнения именно этим качеством, она не просто передает аналогию, но качественно меняет взгляд на передаваемый объект.

Например, одной из самых блестящих метафор в фантастике является та, что применена Уэллсом в романе «Человек-невидимка». На первый взгляд, речь в произведении всего лишь о научном изобретении – невидимости, которое привело к ряду побочных последствий, что и стало триггером для сюжета. Но в том-то и дело, что это только верхний слой, а глубже лежит хорошо читаемая метафора физической невидимости, через которую на самом деле передается социальная «невидимость» главного героя, которого до изобретения не замечали в обществе, и именно до того, как стать человеком-невидимкой, он был подлинным невидимкой, пустым местом. Так работает метафора: показывает суть одного объекта через действие другого.

Один из основателей чешской фантастики Ян Вайсс если уж не знал точно, что такое метафора, то во всяком случае прекрасно понимал механизм ее действия. Это внутреннее понимание плюс богатый жизненный опыт позволил автору написать один из самых ярких романов в его карьере и в фантастике в принципе – «Дом в тысячу этажей».

В этом детективном по форме романе идет речь о поисках сыщиком Петром Броком некоего богача Огисфера Муллера. Вся интрига состоит в том, что действие произведения не выходит за пределы гигантского здания, называемого Муллер-дом – сооружения, возведенного по проекту того самого Муллера. Брок обладает «супер-способностью» — невидимостью, — которая позволяет ему наблюдать различные сценки из жизни обитателей Муллер-дома и продвигаться в поисках богача, чтобы освободить человечество от его гнета.

Как видим, в тексте есть несколько фантастических элементов – невидимость, гигантский дом, вероятно, будущее, в котором все это происходит, какие-то передовые технологии, какими напичкан Муллер-дом…

Возникает вопрос, а что же здесь играет функцию метафоры?

Нет, не невидимость – это просто функция, атрибут главного героя, никак не меняющий его личность и не раскрывающий других персонажей. Что же тогда?

Метафорой здесь является сам Муллер-дом.

Потому что по духу и смыслу произведения, главная, центральная тема в романе отведена не людям, но целому человечеству как сообществу индивидов. Главный герой оригинален, но он лишь проводник по миру Муллер-дома, внутренности которого представляют истинный интерес и вообще главную причину, из-за которой затевается весь рассказ. Муллер-дом – это одна большая метафора будущего человечества, один из кошмарных вариантов его устройства по технократическому принципу. Люди будут разделены на страты, группы, профессии, и каждой такой социальной группе будет отводиться свой этаж, свое помещение, с правами и обязанностями по статусу. Администрация будет контролировать весь дом и менять правила, если посчитает нужным. Естественно, это закрытая тоталитарная система. И как при любом тоталитарном строе, там есть культ создателя или лидера, жесточайший контроль, касты карателей и прочие прелести подобных режимов.

Таким образом, мнимый детектив по форме является романом-экскурсией по содержанию – автор знакомит нас с социальным кадавром и показывает, что он вполне жизнеспособен. Почему детектив не состоялся? Потому что не все его атрибуты были сыграны до конца. А вот прогулка по Муллер-дому вышла яркой и насыщенной, но к сожалению беглой, и поверхностной, что придает повествованию ощущение лихорадочного галопа… впрочем, в самом конце автор применяет эффективный сюжетный прием, который многое объясняет в странности происходящего и ставит все на свои места.

В этом плане «Дом в тысячу этажей» — это одно из тех произведений, сила которого раскрывается последними предложениями и абзацами – как последний слой в сложном коктейле. Порой самый тонкий, но – самый важный. Способный перевернуть все с ног на голову. Визионерство Вайсса позволило создать одну из самых дерзких и образных антиутопий.

Оценка : 8
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 9 ]  +

SHWY, 03 июня 2019 г. в 17:29

Очень необычная книга, которая произвела на меня в своё время одно из самых сильных впечатлений из всей выходившей тогда серии «ЗФ». Текст с самого начала производит впечатление бредового, и совершенно логично в конце он и оказывается бредом тяжело больного человека, что придаёт всему повествованию своеобразный реализм — по словам психиатров, галлюцинации для страдающего ими человека гораздо реальней окружающей его действительности. Хвала автору, сумевшему придать бредовым видениям стройную литературную форму с острым занимательным сюжетом.

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 9 ]  +

moonwalker72, 19 апреля 2018 г. в 20:24

Книга, открывшая для меня двери восприятия. Я впервые прочел ее, когда мне было 17 лет и тогда она меня поразила самим описанным в ней миром. Тогда я не думал о том, что это дистопия, что это может быть что-то вроде театра абсурда — нет. Я читал и _видел_ то, что там происходит, я там _был_. В чем-то на мой взгляд она родственна мирам Филиппа Дика, там тоже абсолютно неправдоподобное выглядит вполне реалистично. Да и само громадное Здание и неведомый солиум, из которого оно построено — это всё не смотрится сказочным и, в то же время, есть в этом какое-то мрачное поэтическое величие. В общем — такие книги рождаются раз в столетие, не чаще.

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 8 ]  +

Фэтти, 05 июля 2021 г. в 00:37

Странно, но почему-то до сих пор нет отдельного издания этого романа на русском.

А роман-то отличный. Весьма оригинальный, где каждому, пожалуй, удастся найти что-то свое. Из него можно сделать весьма захватывающую компьютерную игру. Фильм – вряд ли, а вот игру – да.

Большую роль, конечно, играет вневременной характер сюжета (ну почти – концовку раскрывать не буду, но те, кто роман читал, поймут, о чем я). И сама идея исполинского дома, этакого человейника – была ли она раньше? Что-то похожее будет в «Высотке» Балларда – но не столь масштабно.

Читал я этот роман в издании 1988 года – и не могу не отметить работу художника. Изумительно. Как ни парадоксально это прозвучит, но с иллюстрациями и дизайнерскими решениями роман заиграл новыми красками.

Подытоживая – уверенная десятка.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 8 ]  +

god54, 19 июля 2019 г. в 17:42

Не люблю такого рода концовки, когда автор нагло обманывает читателя, и всё, что ты прочитал до этого превращается в иронию писателя над тобой, мол смотри, как я тебя дурачил, а ты такой наивный ищешь какой-то потаённый смысл, увязываешь выводы с аналогиями и реальностью, превращаешь бред в литературу, веришь глупостям... Нет, оставьте это для любителей сюрреализма, модернизма и чёрного квадрата.

Оценка : 3
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 8 ]  +

maxxx8721, 08 марта 2016 г. в 21:44

     Очень давно я как-то задумывался, а что бы я делал, если бы я был невидимым. Думал долго, но как-то все мои вероятные действия сводились к беззаконию: украсть что-то, подглядеть ))) ГГ Вайсса нашел сему дару более значимое применение — спасение мира, пусть мир этот обрамлён стенами тысячеэтажного здания.

     Задумка уместить целый город, а по моим прикидкам и вовсе небольшую страну, — весьма интересна, но встречается мною не впервые. Тем не менее мир Дом в тысячу этажей разнообразен и интересный. Ян Вайсс дал безграничную волю своей фантазии и воображению, дарящему все новые диковинные аспекты мира.

     Вот только за эту игру воображения у меня рука не поднялась поставить 6 баллов, хотя желание было. Потому как изъянов в романе более чем — начиная от нелогичных и порой нелепых действий главного героя, заканчивая непонятными и нелепыми действиями Муллера, его окружения, много действий и событий, которые часто удивляют своей наивностью. Когда начинаешь задумываться над построением самого здания, то я с трудом понимаю, как автор уместил где-то на 600-х этажах или выше шахты или рудники. Немало и роялей в кустах, появлений героев, чья роль в тексте поставило меня в недоумение, как образ принца Ачоргена, той же принцессы. Так что в погоне за крупной рыбой в виде построения оригинального антиутопического мира и его обрушения, автор взял слишком крупные сети, через которые уплыли другие рыбы по-меньше, но которые в общей сложности весят поболее, чем главный улов.

     От больших ожиданий большие разочарования.

Оценка : 6
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 8 ]  +

dnepr.sa, 28 января 2016 г. в 01:05

Сегодня прочитал книгу — одним запоем, на одном дыхании!

После обеда решил отдохнуть, почитать что-нибудь. А тут книга, которую требует назад приятель, потому что давно взял почитать и никак не отдаю. А не отдаю, потому что первый из двух рассказов «Война с саламандрами» не особо понравился, и за второй роман не спешил браться. Но как только начал читать — не смог оторваться, и на ужин пошел лишь дочитав последнюю страницу!

События в ромнае развиваются очень быстро — нет скучных долгих описаний непонятно чего. главный герой со своей невидимостью идёт напролом, подслушивает, подглядывает, вынюхивает! Куча информации обрушивается на нас его глазами и ушами, изза этой его невидимости. Я даже не представлял себе, что можно так просто взять и сделать главного героя невидимым, прямо так просто сделав его суперменом среди обычных обывателей. Остальные писатели как-то скромничают, осторожно описывая, как их герой всяко извращается, чтоб победить зло! А тут на тебе — получите невидимость!

По быстроте и интересности развития событий роман напоминает мне «Машину времени» Уэльса — такое же смелое, не отягощенное излишками, развитие сюжета! А еще напоминает Гарри Гаррисоновскую «Стальную крысу» — смелым, рвущимся вперед главным героем.

И еще чуть-чуть «принцессу Марса» напоминает. Тем, что у главного героя есть возлюбленная царского рода, и себя ставишь на место главного героя, чтобы прочувствовать сближение с этой милой особой! :) Мне сцены с принцессой Тамарой показались очень уместными. Когда ее чуть не соблазнил Ачорген, загпнотизиовав, я очень волновался. А вдруг соблазнит? Что тогда? Неприятно то как!

И, напоследок мне главный герой напоминает главного героя серии компьютерных игр Wolfenstein. Во-первых, тем, что у него такое непривычное какое-то то ли польское, то ли пражское имя Петр Брок. У герои игры Была тоже непривычная для уха фамилия Блазковиц (или Блазкович, не помню точно). Вообще, мне одному польские имена кажуться такими забавными!? :)

И еще можно сравнить с другой антиутопией, которая мне сразу вспоминается, — «421 по фаренгейту» Рея Бредбери. В этом сравнении при всем уважении к Рею Бредбери, скажу, что его фаренгейт реально нудное чтиво по сравнению со взрывным 1000-этажным домом! И всего фаренгейта мне запомнились два момента — как псы подкрадывались к главному герою и как палили книги. остальное — какие то нудные рассуждения. Может, потому, что читал я эту книгу в слишком раннем возрасте. Но его Марсианские Хроники для меня — одна из лучших книг в мире, а вот Фаренгейты не впечатлили. А вот 1000-этажный дом как антиутопия — самое оно!

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 7 ]  +

Sloniara, 15 января 2015 г. в 21:25

Мощная штука. Самое интересное для меня было потом — в шок повергло то, что удивительное и актуальное произведение было написано аж в двадцатых годах...

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 7 ]  +

olgblinova, 09 июля 2013 г. в 23:03

Впервые прочитала роман, когда мне было 13 лет. После этого перечитывала раз пять. Убедилась в том, что это произведение можно читать бесконечно. Сегодня почему-то вспомнила про эту книгу, а прошло уже 20 лет с тех пор. Понимаю, что нужно срочно найти сборник фантастики чехословацких писателей. Не знаю, какое впечатление останется сейчас, после стольких лет. Но тогда, это было нечто. Рекомендую к прочтению.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 7 ]  +

elent, 26 августа 2008 г. в 09:04

Страшноватая книга. И до сих пор одним из ярких впечатлений остается момент, когда попытавшихся уехать из дома обманывали и делали рабами. Автор предвосхитил вывоз фашистами евреев «на родину» — в концлагеря.

Оценка : 8
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

Infinita_first, 08 ноября 2015 г. в 17:24

Не зацепило.

Хотя трудно отрицать, что это достаточно многогранное произведение. Может быть, дело в том, что мне не удалось узреть все грани задумки автора, не получилось понять всего вложенного им символизма, всех аллюзий данного романа. Даже отчего-то немного жаль, что не вышло у меня в полной мере насладиться им.

Антиутопия. Принадлежность именно этому жанру чаще всего упоминается применительно к «Дому в тысячу этажей». Но мне кажется, подобное утверждение несколько сомнительным. Всё-таки одним из основных признаков антиутопии является тот факт, что будущее должно быть беспросветным для всего общества. Но тут этого нет и в помине. При прочтении совершенно не возникает чувства мрачности, тупиковости, полной угнетённости. А складывается ощущение, что недовольных, как минимум, не большинство. Да, некоторые страстно жаждут, чтобы дом пал, но многие очень даже довольны своим существованием — люди даже пресыщаются радостями жизни и ищут новых эмоций. Даром, что находят их немного не в том месте, где им того хотелось бы.

А вообще, конечно, однозначно определить жанр довольно непросто. Тут можно найти и элементы детектива, приключений, фантастики, той же антиутопии, сатиры и прочее и прочее.

Хочется отметить, что произведение хоть и достаточно небольшое по объему, но многое вместило в себя. Внимание уделено множеству разнообразных деталей. Но всё же местами кажется, что присутствует масса не совсем необходимых элементов (например, эпизоды с участием Брока и принцессы в её спальне). Но чего не отнять, так это того, что у Вайсса получились весьма яркие образы практически всех действующих лиц. Особенно, злодеев. В частности, отвратительного старикашки с газом, или Чулкова. Из всех персонажей только Тамара мне показалась какой-то совершенно невзрачной и неинтересной.

Финал по прочтении уже трети текста практически не оставлял сомнений, а на половине все подтверждающие улики того, что на самом деле происходит уже были у читателя на руках. А если перед началом прочтения ознакомиться с краткой биографией автора, то и того раньше.

И вот тут возникает основной вопрос, который у меня остался после прочтения книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, он просто записал то, что ему «привиделось», пока он метался в тифозном лихорадочном бреду? Или всё же превалирует, так сказать, «осознанный» вымысел?

По атмосфере «Дом в тысячу этажей» во время чтения чертовски напоминал мне фильм «Пиджак» с Эдрианом Броуди.

Оценка : 7
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

A.Ch, 15 января 2015 г. в 20:41

Пробуждение в незнакомом месте в незнакомой обстановке. Поиски даже своего имени. Потеря памяти. Знакомо? Начало квеста приключенческого и интересного. Детектива с множеством тайн и загадок. Триллера с убийствами и неожиданными поворотами. Щепотку от каждого из этих жанров этот роман содержит. Но только чуть-чуть.

Петр Брок, детектив, оказывается внутри живого гигантского самодостаточного государства/города/замка/дома с множеством этажей с целью найти принцессу и победить Главного Ужасного Злодея. Да, некоторая сказочность и даже сюрреалистичность в описании персонажей присутствует. Издающие животные звуки (вспоминается Козёл из рассказа Мервина Пика “Мальчик во мгле”, да и то же давление Замка над человеком), слепой Провидец, которому никто не верит, калеки.

Очень простой язык повествования, почти разговорный. Некоторая наивность в чувствах героев, Злодей непременно вездесущий и всемогущий, а Герой неуязвим и смел.

Борьба со сном и проникновение сна в реальность дают тонкие намёки на главную интригу книги. О том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это был лишь сон, горячечный бред. Мне кажется, что на самом деле книга не столько о борьбе простого человека с угнетением и тоталитарной системой, а борьба человека за своё здоровье, свою жизнь. Огисфер Муллер подобен вирусу и сознание Брока выдавало ему такие картины, направляя по этажам, как внутри организма.

Концовка книги не неожиданна, но подходящая. Только подобная мне больше понравилась в романе Флэнна О'Брайена “Третий полицейский”.

Оценка : 7
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

ouliya_, 01 октября 2014 г. в 18:28

Очень яркая и красивая сказка, которая включает в себя элементы антиутопии, приключенческого романа, романтического повествования, сатиры..

Это книга и для ума, и для сердца: некоторые строки настолько цепко схватывают что-то живое в читателе, что последний ещё долго живёт романом и чувствами главного героя.

Читается на одном дыхании.

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

Magistrsan, 31 мая 2013 г. в 23:19

В своё время эта книга поразила меня. Читал ее совсем в малом возрасте, для меня были еще не знакомы понятия тоталитаризма, капитализма, да и вообще, этот дом для меня представился всего лишь чудной и очень оригинальной фантазией автора. Очень запомнилась сцена трансформации звезд в рекламные лозунги, борьба с главным злодеем в зеркальном зале, а искусственное солнце будило во мне какой-то первобытный ужас. Было по-детски жалко всех этих людей, живущих в этой тюрьме, а совсем не доме. Честно скажу плохо помню даже основной сюжет романа, поэтому следует его перечитать. Но не хочется смешивать детские воспоминания с новым впечатлениями от романа.

Оценка : 9
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

Jackara, 17 июня 2009 г. в 15:35

Читалось в глубоком детстве в сборнике фантастики чехословацких фантастов. До сих пор помню что это была растрепанная книжка в мягкой коричневой обложке.

Помню рецепты «как замучить розу» %-\ хотя с того момента прошло более 15 лет.

Произведение меня поразило и видимо было переломным. концовка меня добила окончательно. Видимо, эта книга сыграла свою роль в моих беллетристических предпочтениях

Оценка : 10
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 30 августа 2008 г. в 01:17

Ух ты, какой роман вспомнили! Действительно хорошая вещь. Читала очень давно в серии ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА, такая жуткая фантасмагория и гротеск.

То ли фантастический детектив, то ли детективная фантастика... Но к прочтению рекомендую.

Оценка : 8
«Никто вас не звал»
–  [ 5 ]  +

ЫМК, 16 декабря 2012 г. в 00:14

Короткий рассказ, основные мысли которого — не все такое каким кажется на первый взгляд и не стоит лазить по чужим монастырям со своим уставом. Даже когда этот монастырь лачуга местного блаженного, обросшего грязью и воняющего как бомж с курского вокзала.

Оценка : 7
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 5 ]  +

Vlad Tot, 07 августа 2010 г. в 13:06

Ретро-футуризм. Особенно здорово он читается ныне, в начале 21-го столетия.

Блеск старинных представлений о будущем непередаваем!

Вместе с тем, книга служит предупреждением капиталистическому обществу, также осуждает тщеславие и праздность.

Оценка : 7
«Тайну надо беречь»
–  [ 5 ]  +

god54, 22 января 2010 г. в 19:22

В эпоху, когда люди завалены ненужными и нужными вещами наверное и появятся такие кто будет стараться раздарить вещи другим людям. Но сегодня больше распространены коллекционеры-плюшкины. Особенно отличаются этим музеи: сколько хранится в запасниках, чего никто и никогда не увидит...

Оценка : 4
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 4 ]  +

serege, 25 ноября 2010 г. в 12:50

Наткнулся на книгу случайно, прочитал на одном дыхании (правда она не особо длинная). Книга классная, правда финал все таки разочаровал, думал будет что-то другое, хотя с другой стороны финал вполне логичный и правильный.

Оценка : 10
«Никто вас не звал»
–  [ 4 ]  +

god54, 22 января 2010 г. в 18:58

Автору похоже очень нравятся необычные герои, скорее даже белые вороны в человеческом обществе или как иногда говорят «не от мира сего». Так и герой этого рассказа тянет нас назад к природе и хотя нельзя во всем с ним согласиться, но в этом что-то есть...

Оценка : 4
«Редкая профессия»
–  [ 4 ]  +

Ригель_14, 07 августа 2009 г. в 06:46

Как это похоже на современного человека. Мне бы такую работу, чтобы ничего не делать и при этом хорошо платили. Получив такую работу, он все равно умудряется ее «просохатить». Вот такая человеческая натура.

Лучший рассказ Яна Вайсса в сборнике «Фантастика чехословацких писателей».

Оценка : 7
«Ваза с трещиной»
–  [ 4 ]  +

Вертер де Гёте, 26 августа 2008 г. в 13:32

Рассказ из числа «конъюнктурных» произведений Вайсса, которые, в отличие от «Дома в тысячу этажей», читать не рекомендуется. Ариадна Громова в одной из своих статей разгромила и этот конкретный рассказ и весь сборник «В стране наших внуков», и я её понимаю: сейчас же и вовсе странно читать о мире будущего, где человек находит высшее удовольствие в том, чтобы драить до блеска золотую статую Ленина. Понимаю, автор искренне хотел рассказать о вреде лени и радости труда, но не так же неуклюже и примитивно это надо было делать.

Оценка : 5
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 3 ]  +

Stalk-74, 30 июня 2021 г. в 00:34

Сейчас бы такое произведение сместило бы свой вектор на более полное использование локаций, что дало бы самые широкие возможности проявить фантазию. Ну а в 1929 году все ещё играли в классовую борьбу. Которая здесь подана с меньшей художественной ценностью, чем фантастический элемент. Прямо скажем, не уровень «Спартака» Джованьоли. Но приключения читаются живо, и даже жалко, что роман не достигнул популярности Жюля Верна или Герберта Уэллса (алаверды человеку-невидимке). А по теперешним временам вполне напрашивается экранизация.

Оценка : 7
«Тысячи людей ждут...»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 15 августа 2015 г. в 23:31

Не очень удачна форма подачи. Вайссу диалоги удаются только если они степенью интереса своей тематики затмевают диалоговую форму. А вот обычные бытовые диалоги у него не очень правдоподобны. А вот мысли у Вайсса традиционно в правильную сторону повёрнуты. Вопрос проведения свободного времени всегда остро стоит и перед правительством и перед народом. Ибо не займёшь народ — от безделья и пьянство начинается и вольнодумство. Вот в будущем у автора и создана продуманная система убийства свободного времени. Но... герои рассказа находят свой вариант. Самый, наверное, лучший. И я бы его выбрал.

Оценка : 7
«Никто вас не звал»
–  [ 3 ]  +

MarchingCat, 15 августа 2015 г. в 23:18

Очень хороший рассказ. Но, на мой взгляд, с гиперболизированием — перебор. Разве возврат к натуральному обязательно подразумевает грязь, антисанитарию? Если человек перестаёт мыться, одежду стирать, он действительно может начать нести опасность для окружающих (вши, болезни). И вот от такой подачи объекта расследования гигиениста, автор смазал впечатление об общей идеи рассказа.

А сама идея очень хороша. Никакой химии покамест не удалось заменить натуральные продукты. И полный отрыв от природы — это очень плохо.

Оценка : 7
«Дом в тысячу этажей»
–  [ 3 ]  +

nostradamvs, 02 марта 2013 г. в 12:47

Классический роман знаменитого чешского фантаста. В общем, чувствуется почерк и стилистика 1920-х — наивная, со скоротечными событиями, достаточно простым языком и жёсткой критикой капиталистического строя. Проза Вайсса перекликается с произведениями Карела Чапека сразу в нескольких плоскостях — стилистической, сюжетной, тематической, но Чапек выглядит значительно более зрелым и умелым. С другой стороны, тот же «Дом в тысячу этажей», наряду с капитализмом, протестует против любого тоталитаризма, что в определённой мере ставило Вайсса под критический дамоклов меч социалистического общества. Если же говорить о «Доме» как литературном, а не политическом произведении, то оно... ну, не знаю, сегодня читается смешно. Ещё интересно то, что в те времена концовка «...и герой проснулся» считалась вполне комильфо.

Оценка : 6
«Метеорит дядюшки Жулиана»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 24 мая 2010 г. в 22:02

Ян Вайсс своим ранним творчеством пытался конкурировать с великими земляками: Карелом Чапеком и Ференцем Кафкой. Разумеется, ему это не удалось, но сама попытка подобной конкуренции не могла не принести плодов. «Метеорит дядюшки Джулиана» рассказ вполне кафкианский, но это не подражание, каких впоследствии появилось море, это именно соревнование с живым современником. Параллели раннего Вайсса с творчеством Чапека менее очевидны, но также легко выявляются. К сожалению, писатель не удержался на начальном уровне, скатившись к слащавым утопиям. Но это не основание отбрасывать то, что было сделано им в конце двадцатых -- начале тридцатых годов.

«Метеорит дядюшки Джулиана» вызвал впоследствии массу подражаний, но все подражатели пошли по принципу внешнего сходства, не заметив или не захотев заметить, что Вайсс пишет не столько о физическом, сколько о душевном измельчании, которому нет предела. Да, конечно, рассказ старомоден, но тем не менее, он читается и будет читаться ещё долго.

«Тысячи людей ждут...»
–  [ 3 ]  +

god54, 22 января 2010 г. в 19:30

Как это красиво: Инспектор по свободному времени... Да скоро государство будет нас контролировать по всем параметрам: защищать от ложной информации, указывать как отдыхать, кого выбирать в президенты...

Оценка : 5
«В стране наших внуков»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 26 августа 2008 г. в 20:08

Довоенное творчество Вайса также оставляет желать лучшего, с Кафкой его сравнивали безо всяких оснований. Но то, что он начал писать при коммунистах -- не лезет ни в какие ворота. Скучно и фальшиво. Понятно, что тень безумного барака наложила свой отпечаток на автора, но всё же, всё же, всё же... Настоящие писатели, попав в такую ситуацию, уходили в переводчики, писали сказки для детей или этнографические очерки, но не произносили дифирамбов тем, кого ненавидели и боялись. Стыдно за автора.

«Дом в тысячу этажей»
–  [ 2 ]  +

che_shirchik, 01 декабря 2023 г. в 14:17

Сюжет там прямо из названия следует: некто попадает в гигантский дом, созданный богачом Мюллером на тропическом острове. Ну, и получается этакое государство с вертикальным сравнением. Мой папа любил шутить, что если дороги делать не вдоль, а поперёк (длина 6 м, а ширина в десятки километров), то аварий будет меньше. Тут такая же ситуация. Фантаст написал историю, где расслоёное общество идёт по высоте со всеми жестокостями тогдашнего (да что скрывать и сегодняшнего) мира.

Единственное, что книгу портит — это финал. Герой просыпается, а вся история на границе незнания сопромата оказывается горячечным бредом. Хотя сегодня шейхи и хотят повторить опыт Вайсса воплоти, надеюсь, без социальной структуры.

Вообще, такие финалы — пережитки тогдашних законов фантастики. В финале «Мастера и Маргариты» есть объяснения через гипноз и самолёты. И почему-то эту главу никто не экранизирует! Романтика пропадёт.

Но на деле следы этой классической книги можно разглядеть у: Варшавского в «Фиалке», «Сказке о Тройке» Стругацких, и даже «Чугунном всаднике» Успенского. И это то, что я ещё читал. На деле может оказаться намного больше следов.

Оценка : 7
«Редкая профессия»
–  [ 2 ]  +

MarchingCat, 16 августа 2015 г. в 00:12

Иногда я бываю туповат. Вот как сейчас. Я порадовался пачке вакансий, изобретённых автором. Поразмыслил, что в наше время появились такие профессии, что реальность часто выглядит круче, чем фантазия Вайсса. Но я так и не понял в чём соль, в чём мораль этого рассказа. Неужто банально в том, что есть бездельники по натуре, которых не устроит любая работа?

Оценка : 5

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх