Стиг Ларссон «Девушка, которая взрывала воздушные замки»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Лисбет Саландер решает отомстить своим врагам. Не только криминальным элементам, желающим ей смерти, но и правительству, которое несколько лет назад почти разрушило её жизнь. А ещё надо вырваться из больницы, где её держат под охраной, считая опасной психопаткой, и добиться, чтобы её имя исчезло из списка подозреваемых в убийстве.
Поэтому ей не обойтись без помощи журналиста Микаэля Блумквиста. Только его разоблачительная статья может встряхнуть шведское общество до самых основ и переполошить правительство и спецслужбы. Тогда у Лисбет будет шанс расстаться с прошлым и добиться справедливости.
Входит в:
— цикл «Миллениум»
Награды и премии:
лауреат |
Стеклянный ключ / Glasnyckeln, 2008 // (Швеция) | |
лауреат |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Детектив и Триллер (2 865 голосов) |
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2010 // Международный кинжал. Швеция (перевод Reg Keeland) | |
номинант |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2010 // Детективный роман (перевод со шведского Reg Keeland) |
Экранизации:
— «Девушка, которая взрывала воздушные замки» / «Luftslottet som sprängdes» 2009, Швеция, Дания, Германия, реж. Дэниэл Альфредсон
- /языки:
- русский (10), английский (1), шведский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- В. Верховень (1), Р. Килэнд (1), К. Мурадян (4), А. Савицкая (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 18 марта 2022 г.
Перед нами заключительная часть трилогии Стига Ларссона о похождениях Лисбет Саландер. Она не отличается столь захватывающим сюжетом, как предыдущие романы, зато впечатляет своим масштабом. И я сейчас совсем не о внушительном объеме книги. В третей части Ларссон плавно переходит от описания трагической судьбы необычной девушки к размышлениям о несовершенстве системы безопасности целой страны.
В конце второго романа Лисбет получает серьёзное ранение в голову и оказывается в больнице. Девушка находится под арестом, изолированная от общества и бессильная как-либо повлиять на свою дальнейшую судьбу. Её основным противником является «Секция» – организация, созданная сотрудниками службы безопасности для защиты и опеки советского шпиона-перебежчика Залаченко. Выясняется, что Залаченко является отцом Лисбет. Именно бывший шпион сделал детство девушки сущим адом. В прошлом она пыталась его убить, за что и попала в психиатрическую клинику. «Секция» сделала всё возможное, чтобы замять эту историю и упечь Лисбет на всю жизнь в психбольницу. Мы узнаем много ужасных подробностей о том, через что прошла главная героиня. Теперь же внимание общественности приковано к Саландер, и задача «Секции» снова очернить её, чтобы их прошлые дела не выплыли наружу. Многие представители «Секции» за счёт Залаченко сколотили себе неплохую карьеру и репутацию. Задача кажется несложной – сфальсифицировать улики против главной героини и доказать её недееспособность. В одиночку Лисбет не справиться с опытными сотрудниками госбезопасности. Однако у девушки неожиданно находится немало союзников. Её друзья работают совместно против кучки членов службы безопасности, и теперь уже никакие связи и фальсификации не смогут им помочь избежать полного краха.
Читается роман несколько сложнее, чем два предыдущих, и причин здесь несколько. Во-первых, начинаешь путаться в огромном количестве героев, а шведские имена ещё больше всё усложняют. Во-вторых, автор очень подробно описывает детали судебного процесса в Швеции, сложную и запутанную систему охраны конституции, органы государственной безопасности, да и экскурсов в историю хватает. Возможно, всё это было бы понятнее читателю из Швеции, мне же разобраться в этом весьма непросто. В-третьих, всё самое интересное Ларссон приберегает напоследок. Первые 2/3 книги герои только строят планы. Микаэль Блумквист ведет переговоры с полицией и службой охраны конституции, а «Миллениум» готовит грандиозную разоблачительную публикацию. Не остается в стороне и Драгон Арманский. Отдельную сюжетную линию получает Эрика Бергер. Она принимает решение покинуть «Миллениум» и перейти в другой, более престижный журнал. В результате ей предстоит столкнуться с интригами, завистью, стереотипным мышлением и даже маньяком. Лисбет же в это время лежит в больнице, отказывается сотрудничать со следствием и пишет свою биографию. Всё это время автор плавно нагнетает атмосферу, чтобы в финале раскрыть весь масштаб своего замысла.
Роман – своего рода жирная точка в этой трилогии. Несмотря на то, что перед нами типичный хэппи-энд, это не выглядит пошло и банально. До последнего момента не понятно, куда же нас заведёт сюжет.
Итог: Книга получилась всё же менее психологичной, чем предыдущие. Меньше внимания уделено чувствам и переживаниям героев. Упор сделан в первую очередь на юридическую сторону вопроса о нарушении конституционных прав личности. Подобные нарушения происходят в любой стране независимо от того, насколько она либеральна и демократична. Ларссон в своём романе показывает несовершенство системы и пример удачной борьбы с ней.
k2007, 16 августа 2021 г.
Отличный третий роман. Интересно показана подготовка к судебному поединку, во время которой обе стороны используют как законные, так и незаконные методы борьбы. Интересно (уж не знаю, насколько достоверно) показана шведская госбезопасность. Очень неплохо показан путь, которые проходят люди, движимые благими намерениями: в начале пути они стараются всеми силами защитить западную демократию от злобного Советского Союза, а в конце этого пути недрогнувшей рукой убивают своих собственных граждан, при этом в целом это хорошие люди, со своей этикой и моралью. Мне показалось, что автор их деградацию описывает даже с сочувствием.
Ну и, конечно, это интересный роман, с лихими поворотами сюжета
tapok, 18 февраля 2018 г.
Всё круто, конечно, но тебе не кажется, ты за два дня как-то нереально политизировался? ©
***
Три книги «Миллениума», после их прочтения, можно смело ставить рядом с «Трилогией Билла Ходжеса» Кинга. Не в плане оценок и\или хайпа, но в плане трансформации каждой книги в рамках своих трилогий. «Мистер Мердседес» был крепкой полицейской драмой\триллером, причём в рамках реализма. «Кто нашел, берет себе» имел элементы трагикомедии и слишком походил на слабую копию сериала «Фарго». Наконец, «Пост сдал» напрочь уходил в эзотерические бредни, срезая накал реализма в сторону хромающей мистики. Нечто подобное произошло и в «Миллениуме». «Девушка с татуировкой дракона» — мощнейший этнический детектив\драма\триллер об исследовании таинственной смерти девушки, которая случилась около сорока лет назад. «Девушка, которая играла с огнём» — драма о социальном гонении, драма о родителях и детях, причём намного более слабая, чем первая книга. Третий же роман, «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — это чистый политический триллер, где не просто рука руку моет, но еще и колет исподтишка.
С одной стороны, это дает большой клубок хитросплетенных интриг, что не может не радовать. Ведь Стиг Ларссон явно не для прямолинейного восприятия выписывал свои произведения. С другой же стороны, автор настолько неудобоваримо всё это делает, что клубок превращает скорее в запутанную (!) и затянутую (!) леску (даже не проволоку). Это выражается следующим образом: помимо привычных сюжетных линий (Микаэль\Эрика\Лисбет) появляются второстепенные (жизнь «Миллениума», новая работая Эрики), которые в целом воспринимаются неплохо, поскольку кое-какие персонажи перекочевали из первых двух книг. Но помимо этого Ларссон снабжает читателя еще двумя громоздкими ветками сюжета – это ГПУ \ Без и «Клуб Залаченко», в каждой ветке есть свои герои, которые лишь к середине романа становятся чуть-чуть отличимыми друг от друга. Я и представить себе не мог, что героев можно так невзрачно впихивать в сюжет. И лишь когда герои политических сюжетов становятся похожи на людей, а не на плотный картон, только тогда книга начинает играть яркими красками. В общем, есть вопрос к Ларссону о первой четверти романа, которая оказывается скучной, сумбурной и громоздкой. Зато третья, а в особенности четвертая, части романа – это шик и блеск. Вот здесь-то и раскрывается план не только Блумквиста и компании, но и план Ларссона. Диву даешься, как долго автор расставлял шахматные фигуры на доске… Суд над Лисбет как квинтэссенция противостояния безжалостно-тупой бюрократии и свободомыслия – почти анархо-пропагандистское постулирование. Браво!
Немного о героях. Блумквист по-прежнему хорош и колоритен, в третьей книге ему уделяется достаточно много внимания, что радует. Но еще больше радует Лисбет. Она снова похожа на человека, каким была в первой книге. Я, честно признаться, уже и не ждал от неё камбэка. Эрика тоже получает намного больше страничного внимания. Она практически превращается в одного из главных героев, хотя раньше маячила лишь на горизонте. А вот Соня Мудиг, которая была светлым пятном во второй книге, в третьей практически не имеет места. Про её конфликты на работе (с Фасте) вообще молчу. Их будто и не было. Понравилась Моника. Она словно в каких-то моментах пытается «играть Лисбет» на минималках. И в чём-то Моника даже приятнее, чем Саландер. Наконец, Анника. В первых двух книгах она лишь упоминалась, зато в третьем романе ей отведено очень важное место. И пусть её характер – это зыбкая дымка, но всё же Анника представляется интересным персонажем. Может, все Блумквисты такие? Кто знает.
Заключение: третьему тому «Миллениума» однозначный зачёт. Книга намного сильнее второго романа, хотя и уступает первому. Уровень накала страстей ближе к концу достигает практически предела. Жаль, что Стиг Ларссон так рано ушел из жизни… Пока не решил для себя, буду ли читать продолжения книг о Лисбет и Блумквисте, но такую возможность допускаю.
FixedGrin, 20 января 2012 г.
Ларссон в этом романе продолжает стилевые эксперименты, ухитряясь ни на секунду не ослаблять градус саспенса. Теперь нам предлагается классический судебный детектив в лучших традициях Эрла Стенли Гарднера, и здесь Лисбет Саландер впервые в жизни не сможет обойтись без посторонней помощи.
Мытарства Эрики Бергер на новой работе знакомы, наверное, каждому, кто хоть раз уходил из маленькой компании в большую на повышение или даже на сопоставимую должность. Все это с густым замесом на шведской семье и специфически журналистских гэгах.
Совершенно ни к селу ни к городу только один персонаж — Моника Фигуэрола. Ну реально сбоку припека. Мало, что ли, у Микаэля любовниц?
Зато мастерски, через мельчайшие штрихи, впечатления случайных зрителей и атонали скупых бесед, показаны Фредрик Клинтон, Анника Джаннини, Троица и, конечно, Робот-убийца из Преисподней.
Наконец-то подробно описано пресловутое хакер-коммьюнити, в котором состоит Лисбет. Здесь сюжет несколько провисает (увы, понятно почему), но несколько характерных трюков (например, с телефоном в вентшахте и подслушиванием разговора через RFTS) полезно запомнить, вдруг пригодятся при лайфхаке? А некоторые места легко и на цитаты раздербанить. Черт побери, как же жалко, что Лисбет так и не вспомнила альтернативное доказательство Великой теоремы Ферма...
Infinita_first, 8 февраля 2015 г.
В своей рецензии ко второй книге я ставил в минус ее автору то, что он затронул тему взаимотношения отдельно взятой личности и государства, но толком ее не раскрыл. Но как выяснилось, это Ларссон сделал в третьей книге — раскрыл и расширил. При этом, он на страницах последнего романа трилогии плотно задавался вопросом границ взаимоотношений гражданина и государства. Что в той или иной ситуации должно делать государство, а что с другой стороны входит в обязанности гражданина. Во многом он сам ответил на эти вопросы. Суд (как процесс) в диалогах прокурора, адвоката и свидетелей показывал рамки необходимой минимальной деятельности государства, а последние страницы произведения наглядно демонстрировали то, каким образом должен «отвечать» каждый нормальный, полноценный гражданин. Тут сначала хотелось написать «гражданин Швеции», но по-большому счету название государство вторично.
Помимо вышеописанной проблемы, автор вскользь коснулся еще ряда социальных вопросов. На мой взгляд он их скорее обозначил, но, впрочем, плотнее возможно и не надо было — не все же надо разжевывать. В качестве примера могу привести тему «женщины и руководящие, важные посты».
Также к плюсам можно отнести, что и третья книга читается легко, пролетела она молниеносно. Скучно было только немного в начале, когда описывалась структура безопасности шведского государства.
В целом по всей трилогии могу отметить еще один небольшой плюс — я значительно расширил свои представления о людях, укладе общества в шведском государстве. Особенно меня порадовала уже в 2003-м году сущестовавшая возможность расплатиться кредиткой за проезд непосредственно в поезде. Да и в целом, картина жизни в Швеции получилась довольно симпатичная. Хотя, вот журналистика показалась слишком идеализированной. Но у этого факта очевидно откуда растут ноги, ведь Ларссон был журналистом.
Вместе с тем окончательно (формироваться он начал во второй части) вырисовался один минус — главные персонажи стали совсем какие-то плоские. По первой части они вызвали категорическую симпатию, во второй многие их поступки вызывали удивление, множество вопросов, в третьей же — они совсем стали неинтересными, не фактурными. Это очень, должен сказать, расстроило. Сюжет сюжетом, социональные проблемы социальными проблемами, но с картонными персонажами читать все это не столь приятно. Очень похоже, что Ларссон пытался показать перевоспитание Лисбет Саландер, трансформацию ее характера во что-то более среднее, этакого среднестатистического гражданина (при том, что в первой части у него блестяще получилось показать ее асоциальность и взаимную отчужденность с обществом), но на мой взгляд это у него совсем не вышло, получилось ни то, ни сё. Как говорится, «Не верю!».
Ощущается намек на продолжение, которого, ..., не будет. Многоточие можно заменить и на «увы» и на «к счастью». После первой книги я однозначно выбрал бы первый вариант, после третьей книги — безусловно второй.
Olcha, 29 февраля 2012 г.
По прочтении осталось стойкое ощущение, что за этой книгой должны были последовать еще пара-тройка с теми же главными героями. Финал остался довольно открыт, и вообще, появилось впечатление, что книга окончена несколько небрежно. В целом, довольно неплохая развязка сюжета предыдущих двух романов, но, к сожалению, уже не так остросюжетна как в первой книге.
Отдельно хочется отметить захватывающее описание суда над Лисбет. Это как будто ты долго выстраиваешь пирамиду из костяшек домино. а потом ее толкаешь, и в этот удивительный миг когда все рушится — проступает совершенно иная картина и все становится на свои места. Потрясающе!