Алексей Караваев отзывы

Все отзывы на произведения Алексея Караваева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Случай со страусами»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 16 февраля 2024 г. в 13:39

Есть рассказы, которые нужно понять. Уловить суть, проникнуться авторской идеей, осмыслить фантастическое допущение, восхититься неожиданным сюжетным вывертом, вот это вот всё. А есть рассказы, которые надо прочувствовать. Это ни в коем случае не значит, что в них нет всего вышеперечисленного, просто не в этом дело. Дело в атмосфере, в правильно выбранной авторской интонации, в чётком понимании как, зачем и для чего это написано.

«Случай со страусами» Алексея Караваева — именно такой случай. Приключенческий рассказ с фантастическим элементом, в котором на первый план выходит атмосфера. Начинается всё с шикарного и высокохудожественного (без сарказма) описания попойки старых друзей и утреннего похмелья («Циклопическая сковорода с яичницей напоминала озеро, окруженное лесом бутылок и скалами банок. Парила тарелка с картошкой, колбаса художественно возлежала плитами, лучок зеленел в самых неожиданных частях стола, и совершенно безумно смотрелась у сковороды открытая двухлитровая банка варенья с торчащей ложкой. Андрюха воздел стакан и провозгласил: – Накатим же губастого!»), потом в повествование вводится элемент таинственности со сгинувшим в тайге участковым и странными следами, обнаруженными героями на следующий день, а дальше — классика приключенческих рассказов из старых советских журналов. Не удивительно, так как кто-кто, а уж автор в теме разбирается максимально хорошо, потому и стилизация вышла прям на сто процентов. Читается — не оторваться! Понимаю, что кому-то может не хватить законченности сюжета, обоснования (хотя бы псевдонаучного) всего происходящего, но я повторюсь ещё раз: такие рассказы сейчас не пишут, это классическое приключение в тайге, где случится может всякое, а «в больших городах» об этом и рассказывать никто не станет, ибо даже в дурку не упекут, а просто поржут — и всё, ничего более.

Классный рассказ, 10 баллов. Даже жалко, что господин Караваев всего единожды опубликовал что-то подобное.

Оценка : 10
«Назовём его «Всемирный Следопыт»
–  [ 9 ]  +

ааа иии, 10 мая 2023 г. в 19:33

Взгляд на фантастику через судьбу журнала «Всемирный Следопыт», его время и к ним причастных.

Но отзыв на здоровенный альбом из разряда «для кофейного столика» начать следует с полиграфии.

Она великолепна. Даже выбор бумаги хорош: при парадном впечатлении, бликует слабо. Качество сканов, размещение картинок на листе превосходно. Виден если не талант, то изрядный вкус... Умение показать товар лицом, в случае обложек «Иприта», раскрыть его качество, насколько возможно.

Приятно, ибо качество было. На этих страницах слава отечественной иллюстрации: Ватагин, Голицыны, Шпир, Лодыгин, Травин. Линии, композиция, краски... выбор сцен. Карты, ведь следить за приключениями в затерянном мире пещер Ю.Америки или на острове гориллоидов читателю «Всемирного Следопыта» надо по карте. Карикатура, реализм, анималистика, простодушие, пафос — не графика, а пир библиофила.

Не похвалю колонки в 4-5 слов со множеством переносов, рябую суперобложку. Но и хулить не стану.

Прочее наполнение: рождение в недрах изд-ва «Земля и Фабрика» 1925 года; связь с «Вокруг Света»; детали подписной компании, конкурсы, письма читателей (3% студенчество, 39% служащие); пересказ опубликованной фантастики почти помесячно; набор характеризующих цитат; сравнение ранних и поздних редакций «Аэлиты» и «Сказания о граде Ново-Китеже»; кое-что биографическое, в основном, по выведшему тираж за 100 000 экз., редактору Попову. От ликвидации журнала в начале 30-х, добираемся, в несколько главок о фантастике в СССР, до послевоенного «Уральского следопыта».

Суммарно: жили-были, им платили, в экспедиции ходили, много что переводили, коммунисты всё убили, чуть фантасты не сдались, но детлитом всё ж спаслись (пояснение историкам: журнализм, без библиографии и ссылочного аппарата. Изысканий в архивах не вижу. Вряд ли «Назовём его «Всемирный Следопыт»» станет источником курсовых. Хотя...?).

Кое-что раритетно в хорошем смысле, вроде запрета размещать название крупных сумм, темпов перевода, истории с плагиатом (6 мес. условно), «возить иностранцев» как литературного приема, гонорара Платонову за «Лунную бомбу».

Есть и такое, от чего поручик Лукаш перекусил бы второй мундштук. Например, «рамка», серия Детгиза, «знаменитая и легендарная» — легенды где? Или: «Кто такой Луначарский, сейчас помнят только специалисты». Аббревиатуры организаций, отсылки к съездам, нафаршировавшие текст, тогда кому. Экзаменатору экспертов по Луначарскому адресована книжка, что ли.

Выражение «литературный процесс», куда, оказывается, надо быть «пристроенным», ничего не объясняет, а употребляется часто. Сюда же сообщения, что Дэ-Вэр-Стекпул это де Вер Стэкпул.

О падении качества, т.к. некому стало вытребовать хорошей бумаги: переход от затрат валюты на импорт бумаги к затратам на производство своей сопровождал такой спор о потребностях, что его вспоминали по 1937 г. точно.

Язык... своеобразен. Автор благодарит, в числе прочих, Вл.Аренева с Ш. Идиатуллиным за мудрые советы. И книгу, в самом деле, словно трое писало. Один по части литературщины: «Демон нового мира сидел у нее на плече и хлопал крылами, поднимая бурю»; «Пепел Первой мировой войны будет долго стучать в сердца фантастов по всему миру». Конкретен другой: «Большевики очень любили вопрос: «Зачем?». Зачем нам нужна фантастика?». Третий мистик: «Автор этих строк верит в силу и действенность малого деяния»; «Идеология всегда создает дефицит».

Аналитика свелась (по моему разумению) к концепции прерванного взлета: «Как заметная сила советская фантастика не успела сформироваться, поэтому при новой раздаче заданий её просто не заметили [...] вынесли за скобки, как малопонятного и малополезного попутчика [...] пришли «красные редакторы» и золотого века не случилось».

Факт, не случилось. Сомнительно, что случился бы. «Всемирный следопыт» в данном описании выглядит, подобно жившему 21 год «Если», площадкой публикаций вместо питомника талантов. Обилие мусора (тоже факт) на страницах не знак неизбежности шедевров, нет такого закона природы. Сил не хватило? Сильна была сатира — на её надгробии одни даты со «Всемирным Следопытом». С другой стороны, такой исследователь КЛФ как Комиссаров, полагал отсутствие центрального журнала фантастики даже благом для нее, т.к., аудитория не замкнулась. Другой знаток, vvladimirsky, сравнил «Всемирный следопыт» с Argosy (первый в США журнал приключенческой литературы, модель для Amazing Stories и прочих).

Рекомендации: визуалам — да, остальным хорошо полистать.

«Случай со страусами»
–  [ 0 ]  +

Reynar9, 02 апреля 2023 г. в 17:20

Довольно неплохой рассказ. Прочитал на одном дыхании. Сюжет не заезжен. Герои неплохо прописаны. Динамика повествования выдержана. Удивлен что у автора это практически единственный художественный рассказ, хотя в фантастике он уж точно разбирается.

Оценка : 8
«Назовём его «Всемирный Следопыт»
–  [ 5 ]  +

KROKS, 24 декабря 2021 г. в 09:31

Если бы было можно поставить 11, поставила бы. Чем больше его читаешь, тем сильнее ощущаешь любовь к собственным книгам, пусть даже по 800р. за штуку и даже практически не по карману уже. Кажется, с Гуттенбергом действительно пришла пора прощаться.

Оценка : 10
«Фантастическое путешествие «Вокруг света»: Визуальные очерки»
–  [ 4 ]  +

abyrvalg, 13 марта 2021 г. в 22:23

Книга получилась потрясающая как по наполнению информативному, так и художественно. Очень редко в наше время можно увидеть такую тщательную работу с иллюстрациями. Качество просто восхищает. Типографии и техническому редактору отдельный поклон. Единственно что несколько смазывает впечатление так это — регулярное цитирование поясняющих предисловий к зарубежной фантастике. К чему это делать в таком количестве не очень понятно. Но в целом выход этих уже 3х(!) книг — это

колоссальный труд и явление уникальное в наше время, а для всех почитателей советской фантастики ещё и большой праздник. Огромное спасибо!

Оценка : 10
«Фантастическое путешествие «Вокруг света»: Визуальные очерки»
–  [ 8 ]  +

Художник, 13 февраля 2020 г. в 18:41

1. 4 истории (как издавали фантастику в СССР)

2. Фантастическое путешествие «Вокруг света»

Два (пока) альбома с небольшими очерками об издании фантастических произведений в журналах во времена СССР. Первый том основан на нескольких журналах и издательствах, поэтому кажется более лёгким по наполнению, по сути же – книжка с картинками. Второй рассказывает о большой и нелегкой жизни журнала «Вокруг света» (который у меня дома когда-то выписывал папа) и его приложении. Так как сам журнал просуществовал больше ста лет, очерки о нём охватывают значительный материал, и книга выглядит более основательной. Старой фантастикой я не увлекаюсь, как художнику мне интересно художественное оформление. Для себя я открыла несколько интересных графиков, иллюстрировавших журналы, ряд знакомых художников открылись с новой стороны, взяла на вооружение ряд интересных техник; также увлекательно рассматривать как менялось оформление с течением времени и для себя я много чего почерпнула, есть на что опереться и переработать с учетом современных требований для собственного развития. Полагаю, что через некоторое время перечитаю оба тома в целях ознакомления именно с фантастическими произведениями, краткое содержание которых приводится в обеих книгах. Большой уникальный труд, надеюсь автор продолжит его.

Оценка : 10
«Фантастическое путешествие «Вокруг света»: Визуальные очерки»
–  [ 11 ]  +

darkseed, 02 октября 2018 г. в 14:02

Замечательная книга. Прекрасная книга. Книга, которая мне дала удовольствие поностальгировать. Ведь она именно про то, что я читал в детстве и юности, про то, что я собирал вместе с отцом, про то, что я рассматривал на иллюстрациях художников... — про часть моей жизни в конце 70х- 80х-90х. Лидер моего личного хит парада. Минус у книги только один, но в нём виноваты мои слабые мускулистые руки — книга тяжелая

Оценка : 9
«4 истории: Визуальные очерки»
–  [ -2 ]  +

vad, 29 августа 2018 г. в 16:07

Богато иллюстрациями и очень живой обзор!

Оценка : 10
«Фантастическое путешествие «Вокруг света»: Визуальные очерки»
–  [ 10 ]  +

KROKS, 16 августа 2018 г. в 20:13

Бесконечно преклоняюсь перед человеком, который проделал такую колоссальную работу. Да еще дважды!

Уникальное в нынешнем литературном океане явление, мастрид для всей, причисляющей себя к фэндому, молодежи.

Удивляюсь своим ощущениям, но после этого марафона даже захотелось почитать что-нибудь ближнего прицела. Само по себе это неплохо. Вот только их БП – это наш ретрофутуризм. А наш БП – это какой-то киберпанк. (Скажи спасибо, что не антиутопия – ответили мне на это).

Еще начинаешь вычленять характерные элементы «правильной» советской фантастики там, где даже не думал их раньше искать. В «Электронике», например.

А постоянное (и несколько избыточное, на мой взгляд, ведь они все сделаны по одному лекалу) цитирование поясняющих предисловий к зарубежной фантастике привело к тому, что я теперь могу всей своей «эльфятне» дать правильное идеологическое обоснование. Наверное, эти предисловия в процессе работы так достали автора, что он решил – пусть и читатель помучается, не одному же мне страдать. Но это здорово помогает проникнуться духом эпохи!

Итог: книга не хуже первой – и этим все сказано.

Оценка : 10
«4 истории: Визуальные очерки»
–  [ 17 ]  +

KROKS, 25 сентября 2017 г. в 15:40

Читаю и ловлю себя на мысли: Господи, какое счастье, что я родилась на излете этого всего и не помню, не успела, не застала эпохи. Потом поворачиваюсь к своим книжным полкам и громко, не стесняясь: как же я вас всех люблю!

Ну, а если серьезно… При тираже в 1000 экз. книга, надо полагать, сама стала библиографической редкостью еще в день выхода.

В современном мире не столько написать такую книгу трудно, сколько пристроить ее в издательство и в конце концов – продать. И говорить о том, как мало выходит подобных книг, даже и не стоит, пожалуй.

Но для человека, не заставшего вывертов той эпохи, это исследование такое же окно в мир неизведанного, как для тех читателей – героическая фэнтези. Пускай оно краткое и освещающее, в основном, вопросы серийного оформления, но для того, кто раньше не изучал эту тему, это настоящий кладезь информации. И, если честно, хочется еще. А в таком оформлении, с такой полиграфией хочется еще и еще, и еще!

А читая раздел о «Технике – молодежи», хочется поименно расцеловать всю редакцию «Мира фантастики», просто за то, что они есть. И всех, кто хоть чуть причастен к наполнению Фантлаба, потому что без них… да, признаться, без них я бы об этой книге не узнала.

Давным-давно, в детстве, еще не только без Интернета, но даже без компьютера, сидя в маленьком городишке, где из всех точек доступной информации единственной, хоть как-то связанной с фантастикой, была тетка-челночница на рынке, которая специально для меня привозила «Замок чудес», я испытывала ощущения, схожие с описываемыми в книге. В «Замке» тоже был список: следующая книга серии. И в этом списке тоже стояли галочки: что есть, что надо… Но пойди – достань, когда «Хоббита» случайно удалось купить на железнодорожном вокзале. Когда чтоб собрать «Нарнию» понадобился десяток лет и все доступные развалы. Когда чтоб добыть программного Алигьери, понадобилось организовать экспедицию в другой город, потому, что ни в одной библиотеке…

Я уже, признаться, просто забыла – каково это. Эта книга мне напомнила.

Я счастлива своим временем.

Оценка : 10
«4 истории: Визуальные очерки»
–  [ 10 ]  +

Кот в сапогах, 25 февраля 2016 г. в 22:33

Замечательная книга, написана увлекательно и со знанием дела. Прекрасные и обильные иллюстрации. Палантир для неофита. Книга даёт очень хорошие ориентиры и общее представление об интереснейших изданиях советской эпохи. Карта острова сокровищ для библиофила. Основные ориентиры намечены, скелеты разложены, клады обозначены и каждый юноша может пережить личное приключение в поисках книжных сокровищ прошлого. Если же ты старый кладоискатель, уставший от поисков и обретения, усомнившийся в себе... то для тебя это старый друг, рассказывающий о былом, освежающий яркие впечатления молодости. Вдохновляющий и дающий силу на новые свершения и поиски в бесконечно увлекательном и таинственном книжном океане. Спасибо автору и всем причастным к изданию — вы подарили мне часы искренней радости и почти детского наслаждения!

Оценка : 10
«4 истории: Визуальные очерки»
–  [ 19 ]  +

vokula, 20 января 2016 г. в 21:39

Роскошное издание! Понятно, что в книгоиздательских кругах таким словосочетанием называют несколько иные книги – с переплётом из кожи, бумагой с водяными знаками, сусальным золотом и прочими «излишествами». Но для настоящего любителя фантастики именно это издание и есть «роскошное»! Тем более, что полиграфически оно выполнено на очень хорошем уровне – белая плотная бумага, чёткая печать. А «картинки» — просто супер-супер-супер! Всё благодаря редактору Андрею Тужилкину и художественному редактору Александру Швецу. А благодаря корректорам ни одна опечатка не резанула глаз! Как справедливо пишется в предисловии: «Вложено много сил, много труда и много надежд».

«Собирательство – безумие благородное!..» Что автор блестяще показывает в «истории первой», проведя (среди многого прочего) настоящее исследование перипетий оформления орнамента и корешка знаменитой «рамки». Вполне к месту исторические экскурсы, открытием для многих станет история про монограмму Николая Шишловского на переплётах «рамки».

Просто замечательна «история вторая»! Всё изложенное вроде бы давно мне известно, но представленное именно таким вот «визуальным очерком» стало по-новому интересным!

В «истории третьей» отличный подбор иллюстраций. Обложки «ТМ» с нашим «прошедшим будущим», замечательные работы Николая Гришина, Николая Кольчицкого. А книга Карла Гильзина!

При чтении «истории четвёртой» немножко удивился «глазу смотрящего», тому, что подмечены детали советской жизни, на которые сам раньше внимания не обращал.

Написана книга Караваевым «от души», тем более заметны (для меня) некоторые «недочёты» (обратил внимание и на них). В рассказе про «ТМ» НФ-очерк (о котором есть своя история) как бы выпал из истории журнала, поэтому автор пишет, к примеру: «в 1947 году фантастики не было вовсе». Но НФ-очерк был, значит, всё-таки была?!. А «некий В.Д.» уже «расшифрован», это журналист и редактор В.Ф. Динзе (1886-1938). И почему Паю Кий китаец? Скорее уж эстонец…

  Последовательность «историй» в книге – чисто субъективная. В идеале всё было бы не так (это я понимаю). Но от объективной реальности никуда не деться! Хорошо, просто замечательно, что книга вышла, ведь это первая на русском языке книга подобного плана. «Первопроходцам» — честь и слава!

Оценка : 10
«Российская фантастика-2007. Схватка с реальностью»
–  [ 4 ]  +

chupasov, 05 марта 2008 г. в 13:55

Вполне вменяемая статья о состоянии современной российской фантастики. 2007 годом эссе вопреки названию не ограничивается. Статья вышла несколько разухабистая, но усилия автора, направленные на самовыражение, не мешают воспринимать собственно содержание.

Из несомненных достоинств статьи хочется отметить внятно изложенные следствия коммерциализации фантастики, радующие душу и ум на фоне привычных эмоциональных, но бессодержательных обличений. Что до центральной роли Супергероя в современной SF (один из главных тезисов автора), то это все же несколько устарело. Хотя, конечно, все зависит от того, как смотреть: если чисто количественно, то этот тип героя, наверное, преобладает, а вот если учитывать «статусность» произведения, то Супергерой, на мой взгляд, уже канул в Лету.

Собственно, и сам сборник, который открывает статья А. Караваева, посвящен людям, а не Супергероям (вполне вероятно, что акцентирование «супергеройности» современной SF есть ход, призванный прежде всего подчеркнуть достоинства сборника «Лучшее за год 2007»).

Оценка : 6


⇑ Наверх