Теодор Старджон отзывы

Все отзывы на произведения Теодора Старджона (Theodore Sturgeon)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 374

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8 

«Когда любишь…»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 28 ноября 2016 г. в 12:12

У Старджона часто фантастический фон нужен для психологического сюжета, идеи и т.п. Так и здесь — отчаянная любовь к человеку подвигает героиню на подвиги — она вкладывает все свои силы и финансы на излечение от неизлечимой болезни мужа.Клонирует клетки мужа, выращивает ему подобного, претворяет программу воспитания клона, подобного на мужа, сама ложится в летаргический сон , чтобы сравнять годы жизни с мужем-клоном. Такой рассказ -гимн любви,когда против тебя все.

Оценка : 10
«Это был не сизигий»
–  [ 5 ]  +

stenny, 08 октября 2016 г. в 13:16

Как всегда, аннотация не совсем верна, суть рассказа не в том, что мужчина встретил Глорию, а в том, возможно ли полное единение душ, «идеальное соответствие мужского и женского начал»?

Для начала заглянем в словари, и выясним, что означает слово «сизигий».

Сизигия (от др.-греч. σύ-ζῠγος, «сопряжение, соединение») — термин, обозначающий расположение трёх небесных тел на одной прямой, обычно применяемый в астрономическом и астрологическом контексте. отсюда, в гностицизме, Сизигия — это когда пары противоположностей,которые образуют эоны, сочетаются браком (сизигия) и выражают этим Плерому.

далее :

Владимир Соловьёв (1853—1900) в произведении «Смысл любви» (1893), заимствуя термин у гностиков, использовал это слово в качестве определения состояния «любви-единства», которое должно быть установлено между активным личностным человеческим началом с воплощённою в социальном духовно-телесном организме всеединой идеей.

а Юнг, в свою очередь

.. пришёл к заключению, что образы парной сизигии «мужского — женского» столь же универсальны, как и само существование мужчины и женщины. При этом он ссылался на повторяющийся мотив мужских-женских пар в мифологии и на понятия Инь и Ян в китайской философии.

Таким образом, суть рассказа в том, насколько возможно формирование «идеального спутника жизни» и необходимо ли стремиться к совершенству?

Автор как и во многих других произведениях пытался затронуть морально-этические, социальные и психологические проблемы, однако то ли переводчики не сумели передать смысл, то ли сам Старджон не сумел облечь свои идеи в конкретные, ясные мысли, на мой взгляд не хватает именно такой четкой краткой формулировки в конце.

Вообще, Старджон, равно как и Желязны раз за разом стремятся описать какие-нибудь тонкие лирические переживания, но у обоих не хватает именно умения выразить это лаконичным литературным слогом.

Не хватает того самого выразительного жеста или организующей пространство удачно составленной фразы. Не совсем удачно выбран тон повествования — от лица героя плюс краткий комментарий некоего «исчезающего наблюдателя».

Можно было сделать перевес в сторону трагикомичного юмора или в стиле детективной истории, автор предпочел простое «описание-повествование.

Наиболее же эффектную развязку — то, что герой является «порождением некоего мысленного идеального спутника жизни» Глории он не сумел подать в наиболее выигрышном аспекте.

Можно было бы ограничиться описанием шока от полученной информации, а затем — краткое пояснение что «матрица героя» был целиком снята с образа идеального мужчины этой женщины. Буквально одно предложение в пару строк — и эффект был бы достигнут.

Может быть в оригинале все так и было?

ПС: Сизигия, своего рода единство через координацию или выравнивание, обычно используемое в астрономическом и астрологическом смысле.

«Любимый медвежонок профессора»
–  [ 5 ]  +

Sri Babaji, 03 апреля 2016 г. в 12:50


Плюшевый медвежонок заставляет четырехлетнего мальчика заглядывать в будущее и изменять его к худшему, питаясь получаемыми эмоциями. Вторая сюжетная линия показывает нам будущее мальчика: он преподает литературу в университете, и понимает, что смерть не отходит от него ни на шаг — он неоднократно был свидетелем несчастных случаев, не в силах ни на что повлиять.

Что ж. На первый взгляд, сюжет незамысловат и даже несколько карикатурен, однако, результат получился противоположным: мощная, пугающая, сложная история, поражающая воображение, словно самый настоящий вирус. Именно за это я люблю малую форму: иногда писателям удается несколькими страницами зацепить так, что не отпускает несколько дней.

Старджон на высоте. Впрочем, как всегда.

Оценка : 9
«Венера плюс икс»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 04 сентября 2015 г. в 00:04

Мне не понравилось, потому что не люблю романы-лекции, а тут именно такой случай: герой ходит, удивляется, а ему всё объясняют. Даже во времена Жюля Верна это был не лучший литературный приём, а уж для 50-х годов тем более отстой. Очень интересно придуманное общество, нетривиально разработанна психология разумных существ с иной сексуальностью (кстати, интересней, сложнее и достоверней, чем, например, в «Левой руке Тьмы» Урсулы Ле Гуин), но всё погублено отсутствием внятного увлекательного сюжета. Обидно, да.

Оценка : 7
«Скальпель Оккама»
–  [ 5 ]  +

god54, 13 марта 2015 г. в 20:27

Жаль, что в этом сборнике американской фантастике все больше и больше рассказов, которые имеют очень слабое отношение к фантастике, хотя они хорошие и интересные, но это не фантастика. Так и это произведение с очень большой натяжкой можно отнести к жанру фантастики. Написано интересно, проблема экологии поднята правильно, а слова: ах, а может это правда, к фантастике не относятся. Сюжет и концовка особенно, предсказуемы, но читается, текст выстроен красиво, стиль письма приятен.

Оценка : 6
«Крошка и чудовище»
–  [ 5 ]  +

A.Ch, 24 сентября 2014 г. в 20:25

Название первоначально отнесло меня к “Красавице и Чудовищу”, но оказалось, что вместо Красавицы – собака по имени Крошка, датский дог. Игра контрастов. Вместо Чудовища – инопланетные существа.

История о подселении чужого разума к собаке. Новые способности. Умение читать, способность немного сложно общаться, телепатия. Цель симбионта – возвращение домой, для этого нужен особый сплав, который пытаются получить на Земле.

Настоящее добро бескорыстно. Но и оно будет оплачено.

Небольшой толчок за борт для счастливого конца и вот — воссоединение молодых и старших.

Аналогии: мультфильм “Как казаки инопланетян встречали” – неким поиском долгим, но успешным; рассказ Клиффорда Саймака “Когда в доме одиноко” – почти один сюжет, плата большая за возможность вернуться домой, доброта. Только данный рассказ значительно уступает рассказу Саймака своей слишком наивностью и простотой.

Оценка : 7
«Шрамы»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 04 марта 2014 г. в 23:39

Удивительное дело — встретить среди фантастических рассказов в авторском сборнике Теодора Старджона реалистический рассказ. И произведение ,само по себе, отнюдь неплохо и несет внутри крупицы истинной доброты и джентльменства в просторах необузданного и жестокого Дикого Запада в Северной Америке. В самом рассказе автором заложена таинственная аллегория, которую автор раскрывает в конце, и мы с Вами узнаем о шрамах физических и духовных, которыми наполнена ,вроде бы, рутинная жизнь ремонтника проволочных изгородей. Встречая , и одновременно читая, такие произведения лишний раз убеждаешься о богатом внутреннем мире писателя...

Оценка : 8
«Как пришить тетушку»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 21 февраля 2014 г. в 02:41

Весьма забавный рассказ Т.Старджона с забавным же названием «Как пришить тетушку» весьма хорош. Рассказ, конечно же, максимально реалистический с детективной оберткой,где самой максимальной фантастической прицепкой является дистанционный пульт для телевизора — весьма неслыханная вещь для начала 60-ых годов, и которую додвигали к нам писатели-фантасты. В контексте произведения сквозит жестокая ирония, выливающаяся из сюжета рассказа ,когда «прикованная» 11 лет тетка ( хотя в рассказе эта «симулянтка» с травмой позвоночника довольно лихо ковыляла, изобретала всякие глупости, рыла на перегонки со своим глуповатым племянником друг другу яму) разработала план своей гениальной смерти и искусно развернула его в обратную сторону, правда, не без обратимых последствий в свою сторону. Одним словом , оценивая рассказ , можно сказать,что из довольно банальной ежедневной рутинной обывательщины получилось хорошее поучительное произведение...

Оценка : 9
«Настоящее ничто»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 16 февраля 2014 г. в 23:49

Прекрасный рассказ от Старджона — первый научно-фантастический, попавшийся в сборнике «Умри,маэстро!» очень остро затрагивает мир изобретений и прав защиты этих изобретений. В частности, техническая находка — идея, ради которой многие гибнут, так и не узнав на самом деле,как она работает на практике, ибо за нее борются , как власть имущие военные и политиканы со своими сверх-службами, так и «денежные мешки», покупающие все и вся на своем пути в попытки только еще больше обогатиться. Но Генри Меллоу оказался не таким простым человеком, как показался сразу, а довольно умным и дальновидным, поэтому написав свой знаменитый меморандум позаботился обо всем, чтобы сохранить свое детище в безопасности. Произведение написано четко, с большей долей иронии, и конечно же тонким юмором, что не может оставить без внимания любого читателя .

Оценка : 9
«Летающая тарелка одиночества»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 11 февраля 2014 г. в 23:36

Довольно странный рассказик, прям таки, душераздирающий и местами даже жестокий. Старджон показал насколько трудно бывает человеку, попав в результате случая — в данном случае девушке к которой в общественном парке прилетело летающее мини-НЛО и «передав» ей информацию, отключилось — противостоять повышенному вниманию со стороны толпы, несмотря на такие вещи, как популярность и анти-популярность. Так как толпа имеет свойство делиться на два лагеря — сочувствующих и изобличителей. И пережить этот нездоровый интерес к себе, эту травлю, порой крайне тяжело... Очень здорово автор передал привычку толпы услышанную фразу искажать до неузнаваемости, как в испорченном телефоне, и показал, как рождаются слухи.

Оценка : 7
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 21 октября 2012 г. в 18:09

Ах, если бы дело было только в чудесном поясе... Я вот думаю, а если бы скажем эти замысловатые устройства воздействовали чуточку иным образом, показывая человеку насколько приятной может быть власть, обладание рабами, сила? Будь они проводниками не светлых идей и знаний, а оружием порабощения, подчинения? Вот это было бы жутко: гостеприимная планета преспокойно ждет шпионов, которых к ней засылает, дожидается, пока они украдут их технологии... а затем, пальцем о палец не ударив, подчиняют себе жителей других планет!

Образы красивые: планета, люди Ксанаду, их образ жизни... Но как способ распространения их взглядов, мышления. Нет, не могу принять. Какая-то это искусственная, почти насильная передача своих воззрений.

Оценка : 7
«Длинная рука»
–  [ 5 ]  +

Aryan, 25 июля 2012 г. в 00:25

Две с половиной страницы чистого смешного и точного психологизма. Остается только признать, что, видимо, для начинающих писателей полезно безостановочно писать короткие рассказы-фельетоны для ежедневной газетной колонки. Ибо оттачивает умение отсекать лишнее и позволяет в 2-3 страницы уложить вот такой крохотный шедевр.

Преступник и преследующий его детектив... темная аллея, ужас и сожаление в душе преследуемого, упорство и тяжелая воля его преследователя. Схватка, короткое бегство и позорное пленение.

И финальный разговор по душам, от которого читатель фыркает, давится чаем и сползает со стула от смеха :)

Это уже классический Старджон — точность языка, глубина характеров, доброта и лукавая улыбка, смешанные в одном стакане. Пить с соломинкой :)

Оценка : 9
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 5 ]  +

FinFan, 30 октября 2011 г. в 10:14

Оригинальная и интересная задумка с непреложными традициями исторических «землян».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Земля была мне матерью... — говорит Брил.

— И мне отцом, — отвечает ему туземец с Ксанаду.

И в этих словах приветствия чувствуется вековая печаль от гибели планеты их предков.

Отличное произведение. Автор великолепно показывает различность мировоззрений героев рассказа, различие в их ментальной организации и чувства главного героя — Брила. Идея автора о единстве во множестве так же вдохновляющая, потому что внушает веру в возможность жизни вне «рабского строя» ради угоды некой верховной власти, но для благополучия и процветания всех и каждого в обществе. Разочаровывает лишь способ объединения людей, координации их действий, тотального пацифизма и умиротворения. Жаль, что этот способ не в головах и сердцах.

Оценка : 8
«Шрамы»
–  [ 5 ]  +

MAXIMUSUZ, 17 июля 2011 г. в 01:28

Довольно романтический и философский рассказ, показывающий, что и в век грубого дикого запада, в засилье бандитов в сердце каждого есть место джентльменскому поступку, заботе и любви, пусть даже не состоявшейся.

Оценка : 9
«Сокамерник»
–  [ 5 ]  +

MAXIMUSUZ, 17 июля 2011 г. в 01:23

Слушал рассказ в Моделе для Сборки холод только так пробегал по спине, такого не было даже от произведений Кинга. Атмосфера ужаса и неизвестности держится весь рассказ, а как только представишь себе реальную встречу вот с таким Кроули аж жутка становится.

Оценка : 9
«Венера плюс икс»
–  [ 5 ]  +

Eldritch, 05 февраля 2011 г. в 21:58

Роман необычный по форме и содержанию.Люблю в фантастике революционность,когда писатель перешагивает нормы и творит новую фантастику.

Действие романа происходит на двух уровнях,«мир настоящий» и «мир будущего».Тема романа,человеческая сексуальность,мужская и женская физиология и психология,тема скользкая,но исполнена мастерски.Весьма экзотическая утопия,где,как бы мягче сказать,не существует полностью мужчин,типа победы феминизма(на этот счет есть отсылки).Герой из прошлого,100% мужчина,выглядит очень архаично в утонченном,хотя и высоко развитом технически будущем.Очень толково описан жизненный уклад,основы труда и творчества,воспитательные системы.Для контраста и для обыгрывания и осмысления,включена сюжетная линия прошлой,нашей жизни.

Все не так уж просто с сюжетом.Концовка на столько неожиданная и не предсказуемая,причина явления «мужской особи» весьма занятна,то что скрывают жители Лидома,способно ли человечество вновь заселить Землю,да чем является сам гость из прошлого...

Как бы так рассказать и не раскрыть загадок,вышло немного путано,простите.

Автор умный и эрудированный,написано умно и увлекательно.Это не чернуха,а добротная фантастика.Старджон мало известен,но это важный писатель,один из Отцов американской фантастики,его книги не устарели и актуальны даже сейчас.

Всем советую.

Оценка : 10
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 5 ]  +

V-a-s-u-a, 17 июня 2009 г. в 20:55

Автор хотел показать преимущества коллективного труда и миролюбивого мировозрения, но вышло очень неубедительно. Ведь искусникам планеты Ксанаду во всём помогает их одежда. Неужели нельзя построить более-менее справедливое общество без помощи каких-то фантастических штук?

Оценка : 7
«Умри, маэстро!»
–  [ 5 ]  +

Nog, 11 июня 2009 г. в 01:16

История явно сумасшедшего музыканта, считающего, что лидер его группы не даёт ему возможности для собственного развития, и в связи с этим решившего этого самого лидера убить. Вот только убийство желаемого результата не приносит... Рассказ любопытный, но какой-то безэмоциональный, и ввиду этого к концу попросту утомляющий читателя.

Оценка : 7
«Таксидермист»
–  [ 5 ]  +

Vendorf, 22 декабря 2008 г. в 16:52

Менять кожу думаю не плохо, если трудишься дома, а если в офисе или на производстве, а и того гляди в органах — не с руки, кругом кучи твоего генетического материала, а злоумышленники могут покупать перчатки с твоими отпечатками и спокойно идти на преступение, а отвечать придется тебе. Не так все радужно выходит...

Оценка : 7
«Сокамерник»
–  [ 5 ]  +

Vendorf, 22 декабря 2008 г. в 16:06

Жутковатое произведение, даже не верится, что автор написал его в столь юном возрасте. Так четко нагнетается обстановка, что хочется продолжить чтение...

Оценка : 6
«Скальпель Оккама»
–  [ 5 ]  +

Nonconformist, 06 мая 2007 г. в 15:25

Великолепная задумка, а главное очень верная и актуальная в XXI веке. Сильным мира сего рекомендуется к прочтению. Хотя бы для того, чтобы и без посторонней помощи не губить родную планету.

К сожалению, единственный рассказ этого автора, который я читал. Тем ценнее он для меня...

Оценка : 9
«Больше, чем человек»
–  [ 4 ]  +

scafandr, 10 января 2024 г. в 16:16

Все книги я читаю в порядке покупки. Когда дошла очередь до «Больше, чем люди», я держал в руках книгу и гадал, по какой причине я ее купил, потому что совсем не помнил мотивацию. Скорее всего, кто-то на каком-то перед выходом книги в октябре 2017 года радостно сообщил о хорошей новости, пошло обсуждение, и я поддался искушению. Тем более, что тема супергеройства на уровне 50-х годов прошлого века века интригует.

Супермен, правда, появился раньше, в 1938 году. А Теодор Старджон углубился не в развлекательную тему, а в глубоко внутреннюю, психологическую. В маленькой книге спрятаны 3 истории, которые являются как бы продолжением друг друга. Первая книга мне, наверное, понравилась и запомнилась больше всего. Сначала автор нам рассказывает о казалось бы о совсем не связанных друг с другом людях, точнее даже детях. Какой-то нищенствующий босяк пробирается в имение затворника, который содержит под замком двух своих дочерей. Происходит потасовка, в результате которой 2 человека погибают... В общем, довольно классическая ситуация, в которой ничего не понятно, но очень интересно.

А потом судьбы разных людей начинают переплетаться, формируя, кто бы мог подумать, некий единый разум. Один — это тело, второй — ноги, третий руки, четвертый — голова. По отдельности они обычные изгои, а вместе это суперсила космического уровня. В романе показан процесс становления сверхразума, взаимоотношение с обычными людьми, психология сверхчеловека.

И где-то после 50-ой страницы я стал думать, что роман стал уходить куда-то не туда. Совсем не этого я ожидал от него. Возможно, для 50-х годов это и был прорыв мысли, но сейчас мне было сложно понять, что автор закладывал в свое произведение. Наверное, иногда так люди и смотрят арт хаусное кино. Мол, это же гений, а кому не понятно, тот может смело переключать на КВН.

Идея Старджона напомнила мне японский мультфильм Вольтрон, в котором люди сначала садились в боевые машины и старались победить зло. А когда становилось трудно, машины соединялись в одного огромного робота, который уж точно мог уложить врага на лопатки. Для меня это сверхчеловек — это некий Вольтрон, только без физического соединения. В самом конце книги был интересный момент, когда зарвавшейся голове Вольтрона напоминают об истоках, что люди — не биомусор и к ним иногда нужно прислушиваться. Интересный момент.

Возможно мне не хватало какой-то методички о том, как читать книгу. На что или кого она повлияла, какие интересные секреты в ней зашифрованы. Я попытался поискать какие-то аналитические статьи, но ничего не нашел. Поэтому остается лишь верить тем рецензентам, которые ставят роману десятки, что это действительно эпохальное фантастическое произведение, которое почему-то читалось мне скучно. Хоть и слог у Старджона приятный, владеет текстом он хорошо.

«Больше, чем люди» — действительно о сверхлюдях, их понимании мира, их философии и отношении к людям. Но зачем я купил книгу. я так и не понял.

Оценка : 5
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 4 ]  +

Нортон Коммандер, 19 ноября 2023 г. в 22:01

Роман «Брак с Медузой» построен оригинально. Главным образом, это история нищего бродяги Гарлика, который случайно становится симбионтом инопланетного сверхразумного существа, цель которого — захватить человечество, сделать его частью себя. Для этого сверхсознания, Медузы, разумные существа и даже целые цивилизации становятся составными частями, клетками, нейронами.

Главы о происходящим с Гарликом чередуются с главами о других самых разных людях, и до определённого момента непонятно, какое отношение они все имеют к этой истории. На самом деле все эти персонажи — личности, индивидуальности — служат примером, образцом всех нас, людей, составляющих человечество. Масштабы этой истории таковы, что в конечном счёте героев тут совсем немного — это Медуза и Человечество, ну и, конечно, Гарлик, оказавшийся между этих двух огней.

Необычен и стиль романа. Поначалу кажется, что читаешь ироничную прозу, почти юмористическую; но в самые неожиданные моменты вдруг сталкиваешься с трагическими, кровавыми эпизодами, получаешь эмоциональную встряску.

За концовку плюс балл к оценке.

Оценка : 9
«Борговля тутылками»
–  [ 4 ]  +

Rusnas63, 30 июня 2023 г. в 21:45

Мастерский, атмосферный, шикарный рассказ! Название и завязка создают обманчивое впечатление лёгкого, юморного чтива в духе некоторых рассказов Каттнера, однако впоследствии тональность меняется, и рассказ полностью затягивает и погружает в себя. Вообще данный рассказ содержит в себе задатки для более крупной повести, или даже романа, — столько в нем потенциальных сюжетных линий и персонажей, одно раскрытие которых уже несёт в себе немалый интерес...

В общем, как было сказано в одном из предыдущих отзывов — это жемчужина в творчестве автора. Браво, Старджон!

Оценка : 9
«Скальпель Оккама»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 28 мая 2023 г. в 12:07

...И звали его — рептилоид!

В том плане, что рассказ можно удачно экранизировать на просторах телеканала РЕН-ТВ. Занятная теория заговора, раскрывать хитросплетения которой было бы форменным свинством по отношению к потенциальному читателю, поэтому промолчу.

Но автор, разумеется, иронизирует над героями, равно как и над читателем. Само название опровергает домыслы, озвученные в последних строках. К тому же, в тексте практически дословно процитирована и другая здравая презумпция под названием Бритва Хэнлона: никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить человеческой глупостью.

Оценка : 9
«А теперь послушайте новости»
–  [ 4 ]  +

montakvir7511, 24 мая 2023 г. в 18:19

Успешный и вполне довольный жизнью мужчина — семья, дети, приносящая не только деньги, но и моральное удовлетворение, работа — имеет один бзик. Он помешан на новостях. В начале, середине, конце каждого часа, радио, телевидение, утренняя газета, вечерняя газета. Все в строго отведенное и никогда не нарушаемое время.

Естественно, что однажды жена, ежедневно на пару часов полностью теряющая мужа, не выдержала и устроила вакнахалию с приборами, повредив все радиоприемники и отказавшись принести газету. В итоге муж от нее уходит.

Дальнейшие события иначе как сползанием в полное безумие назвать нельзя, что и выяснил на себе психиатр, посланный женой для расследования удивительного случая.

Рассказ для интересующихся отклонениями психики и того, насколько тонка грань, отделяющая нормальность от безумия. Было интересно до момента ухода из дома, дальше сюжет скатывается в попытки нащупать тропку к разуму пациента.

Сразу скажу — неудачные. Несмотря на публикацию на русском языке в журнале «Сверхновая фантастика» к жанру не имеет никакого отношения.

Оценка : 5
«Бог микрокосмоса»
–  [ 4 ]  +

zotovvg75, 10 мая 2023 г. в 16:27

Любопытно почувствовать себя в роли всемогущего создателя, своей волей творящего миры и создающего многочисленное потомство безропотно подчиняющееся карающей всеблагой руке. Герою рассказа довелось попробовать себя в такой роли в виде вознаграждения за самоотверженный труд научного гения. Автор не стал показывать Киддера в роли абсолютно чокнутого профессора, если не считать невменяемостью полное отрешение от мира сего и абсолютное погружение в искусственно созданный мир микрокосмоса. Хотя следовать каким-то крайностям всегда плохо, это приводит к фанатизму, а следовательно речь уже не может идти о полноценной личности ученого.

Киддер на своем острове хотел отгородиться от всего мира, но мир не собирался от него отгораживаться. В общем-то стремления научного гения были лишены практической алчности и носили сугубо познавательный характер. Но такая фанатичная отрешенность не позволила персонажу оценить риски со стороны обитателей мира чистогана, а умение предвидеть социальные последствия своих открытий входит в круг обязанностей истинного ученого. Вот тут-то Киддер и подкачал, а Конэнт, как настоящая акула капитализма, постарался проглотить слишком уж большой кусок в виде мирового всемогущества.

Но всемирной катастрофы все же не произошло, разум победил безумие. Киддер понял, что коль уж ты хочешь жить в созданной своими руками реальности, то необходимо поставить по отношению к внешнему миру действительно непреодолимый барьер. Это печально, но факт, всегда найдутся люди подобные Коэнту, с непрерывно прогрессирующей манией величия и ищущие для этого любые средства. Поэтому не зря существует мудрое изречение:«Что бы не создавали ученые, всегда получится оружие».

А рассказ весьма неплох, как в виде такого предупреждения, так и в плане наличия научно-фантастической составляющей создания системы взаимопроникающих миров различного масштаба. По сути культ неотериков по отношению к Киддеру полностью отражает наши религиозные отношения, за исключением прямой взаимообразной связи с богом, недоступной для обычных людей. И может быть мы являемся такими же марионетками, выполняющими непостижимую для человеческого разума миссию.

Оценка : 8
«Борговля тутылками»
–  [ 4 ]  +

A.Catsman, 29 декабря 2022 г. в 01:03

Да, весьма недурный рассказ. Завязка напоминает Каттнера, Уэллса, Рассела... кого еще? И еще я думаю, читал его кто-то из сценаристов «Охотников на привидения».

Может быть, Дэн Эйкройд. Развязка же не особо традиционная, обычно все как-то мягче... Написано хорошо, в то время Старджон уже писал великолепные рассказы, такие

как «Бог микрокосмоса» и многое другое. Мало получить дар, надо ценить его...

«Взять в жёны Медузу»
–  [ 4 ]  +

god54, 18 декабря 2022 г. в 10:01

Первое, что понравилось в этом произведении, так это текст. Легко читается, мгновенно понимается, красота обвалакивает и поглощает, навевает галлюцинации происходящих событий практически реальные, осязательные... и ты растворяешься в потоке букв, слов, фраз, предложений, абзацев, глав... сюжета.

Второе, это идея, оригинальная, необычная, спорная: что есть я, что есть мы, что лучше... но, я как читатель, против, я хочу быть не такой, как все, я хочу быть индивидуальностью. Будем спорить? Будем!

В целом, интересно, сложно, противоречиво. Но, наверное, в этом и есть смысл фантастики: заставить человека думать. Читайте, я уже прочитал.

Оценка : 10
«Мистер Костелло, герой»
–  [ 4 ]  +

Adim, 07 марта 2021 г. в 19:43

Если говорить о впечатлениях о рассказе, то можно разделить его на три части, которые дают разные и противоречивые чувства.

Вначале, не совсем понятно почему, все или почти все, (пострадавшие не в счёт) буквально пресмыкаются перед эти типом, мистером Костелло. Ничем особенным он не вызывает симпатии, уважения, эмпатии. Ничем! С самого начала видно что тип скользкий, разговоры его напыщенные и поверхностные, реальной власти его не видно, как и богатства. Чем он добился того, что его одни ненавидят, а другие — боготворят? Сталкивая их лбами? Разводя сплетни? Шантажируя? Собирая компромат? Все средства хороши, но почему мозги отключились только в поклонников, а те кто мыслит рационально обвинены в потере контроля и профессионализма. Что служит причиной поголовного зомбирования? Не понятно.

Очень понравилось описание антиутпического общества на планете. Когда один — это преступление, если вместе — хорошо. Идея достойная развития если не в объеме романа, то отдельного рассказа точно. Возможно, классики этого жанра уже ответили на этот вопрос, но я не все ещё прочитал.

И финал немного озадачил. Ждал иных развязок, от безысходности до кровавого сплаттера. А так, в итоге имеем что-то смазанное, не оформленную, аморфную идею.

Оценка : 8
«Человек, потерявший море»
–  [ 4 ]  +

osipdark, 29 августа 2020 г. в 17:33

По традиции сначала передам хвалы вольным переводчикам. А именно группе VK «Литературный перевод».

«Человек, потерявший море» Старджона относится к фантастике, которую мы потеряли. К золотому веку сай-фая, когда воспевались, возможно, слишком абстрактные, но с конкретной важностью черты человека. Его разум, стремление к знаниям, тяга к новым открытиям, внутреннее желание к преодолению себя и законов вселенных. К очеловечению бесчеловечного холода космоса. Через жертвы, но ради великих свершений. Для того, чтобы слово «Человек» звучало по-горьковски гордо.

Теперь же Теодора Старджона нарекли бы «антропоцентричным ретроградом». Или просто консерватором. В эпоху постмодернистских игр, спекулятивного реализма и акторно-сетевых теорий, якобы разоблачающих ударов нейрофизиологии и вульгарных материалистов вроде Докинза человечество перестало быть чем-то особенным. Слышны голоса отвратительно и мерзко понятного Ницше. «Просвещенный Запад» плюет на Просвещение и всеми (не)разумными силами трудится над преодолением человеческого с помощью переделывания истории, глумлением над любой традицией — даже вполне левой, революционной — введением полчищ иррациональных гендеров, низведением до пустых конвенций и иллюзорного пшика понятий общественного и идеального...

Но это все не про рассказ. Старджон в несколько затянутой (единственный минус произведения) форме рассказывает две истории. Одну о мальчике с большой фантазией и острым умом. Другую о мужчине в скафандре среди бесконечных песков. Он смотрит сквозь темные и прочные стекла в поисках моря и себя. А назойливый мальчик с игрушечным вертолетом и самодельной ракетой постоянно сбивает его с пути мысли. Или наоборот старается помочь найти душу в странном океане жизни и морскую гармонию вдали от дома? Думаю, все поймут, чем в итоге закончатся эти две истории. Мы слышали о них не раз. Видели такие повороты в сюжете, идеи, скрытые в похожих контекстах. Но иногда полезно вспомнить, что быть Человеком — это не просто. И порой надо отдать очень многое за то, чтобы им остаться до самого конца.

Оценка : 8
«Громы и розы»
–  [ 4 ]  +

god54, 09 апреля 2020 г. в 18:00

Христос всегда учил своих учеников: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» или наоборот, я не силен в религии ибо не переношу на дух ни одну из них, равно, как и все философские дребедени. Смысл этого рассказа, именно в этом постулате, он не антивоенный, он ни чему не учит, он просто проповедует суицид, как способ решения всех проблем. А вот именно это мне и не нравится.

Оценка : 4
«Ракета Мяуса»
–  [ 4 ]  +

technocrator, 20 февраля 2020 г. в 19:44

Просто хорошая олдскульная НФ. Сейчас может восприниматься простоватой, но идея, по всей вероятности, тогда была ещё свежей. На дом обычной семьи сваливается что-то прилетевшее из космоса. С пришельцем вроде бы сразу удаётся завязать добрые отношения, тем более что обладает зачатками телепатии. С ним многофункциональное устройство, работающее на чём-то вроде портативного источника «холодной» атомной энергии, сулящее заманчивые перспективы. Но проблема контакта оборачивается неожиданной стороной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мяус» оказывается потерявшимся ребёнком.

Помимо прочего, понравилось тёплая и живая передача семейных отношений. Начальный диалог мужа с женой у радиоприёмника жизненный :) Интересно, что уже тогда выросло поколение, знакомое с идеями НФ, благодаря чему персонажи не слишком шокированы ситуацией и, к примеру, рассуждают, откуда мог прибыть гость, принимая во внимание его физиологию.

Оценка : 8
«Тайна планеты Артна»
–  [ 4 ]  +

god54, 20 декабря 2019 г. в 19:15

Первый раз купился на отзывы и в итоге получил какую-то мешанину слов и предложений при полном отсутствии логики и сюжета. Земляне. марсиане и артнане, все зависят друг от друга и не зависят, одни смешливые, вторые серьезные, третьи неизвестно какие, ибо живут под землей. И теперь они пытаются друг друга обмануть... не стоит продолжать, ибо понять о чём рассказ невозможно, вернее смысла понять невозможно- зачем весь этот текст.

Оценка : 4
«Больше, чем человек»
–  [ 4 ]  +

heresyhub, 01 марта 2019 г. в 16:30

«Больше, чем люди» — хороший пример того, как работает устаревание фантастики. Если она строится только вокруг какой-то модной идеи, владевшей умами в прошлом, это будет казаться неуместным. В «Больше, чем людях» такая идея — гештальт-психология.

Старджон берет одиноких людей со сверхспособностями — и создает из них человеческого трансформера, гештальт-человека, т.е. некое целое, симбионта, скрепляющегося из отдельных частей. Сам автор находится ближе к американскому классическому роману, чем к фантастике, даже один из героев его — фермер, евпочя. У книги великолепное, достойное любого большого романа начало. К созданию гештальт-человека он ведет долго, показывая сцены человеческой отчужденности, потерянности, отделенности от мира. Его герои пребывают будто бы отрезанными от единства бытия и обретают его лишь собравшись вместе.

Старджон хорошо пишет, но он слишком фрагментирует историю, часто не договаривает, полагается на схему старых романистов там, где нужно быть резче. Он использует свое чувство языка для того, чтобы прочитать мораль, и это вместе с общей старомодностью как самой морали, так и поведения героев в целом, меня отталкивает. И очевидно, что это впечатление именно из-за разницы во времени между нами, а не из-за качества текста, потому что роман как минимум любопытный. Старджона интересует, что будет удерживать человека со сверхспособностями от зла, его гештальт-человек растет как ребенок. Это с одной стороны, мощная тема, а с другой гештальт-психология вызывает у меня ухмылку. Автор хочет прямолинейно навязать этому существу этику, а мы-то живем внутри моды more dark more realistic — и смеемся этому в лицо.

Оценка : 7
«Малыш и кристаллы»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 12 января 2017 г. в 11:56

Необычная тема и великолепный сюжет -жизнь странных людей, по простому -уродов. Все их радости и страхи. Только странные люди здесь порождены в основном злым умом и руками доктора Людоеда. Они вступают в неравную борьбу с Людоедом и побеждают, но не все остаются живы. Чем -то напоминает роман Достоевского «Идиот». Такое же описание не совсем нормальных людей -как бы говорят оба -побудьте в их шкуре.

Оценка : 9
«Больше, чем человек»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 31 декабря 2016 г. в 18:27

Редкая тема -внутренний мир мутантов.Как они живут, мыслят, а если мыслят по -иному, то какая мораль и этика? Весьма психологически сильный роман. Параллельно два сюжета развиваются, вроде бы независимо друг от друга, но сходятся в одном — как понять новую структуру общества с участием мутантов. Это настоящая «классика научной фантастики».

Которая навека -был бы написан роман сегодня , а не в 1952 году- так же был бы интересен.

Оценка : 10
«Шрамы»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 18 декабря 2016 г. в 09:53

Кто такой джентльмен?Сюжет и построен как ответ на этот вопрос.Прежде всего -отношение к женщине, особенно, когда она беспомощна.Очень приятный рассказ.

Оценка : 10
«Особая способность»
–  [ 4 ]  +

stenny, 27 февраля 2016 г. в 11:52

Чтобы вникнуть в психологию «момента», т.е. чтобы не возникало отзывов, что поведение экипажа неубедительно, следует почитать несколько рассказов этого автора, чтобы понять его «универсум», вселенную будущего и его странную логику. Например, что работа в 5 часов считается уже неким запредельным рабским трудом, а взаимодействия противоположных полов сводятся к иерархическому подчинению по службе, расслабляются сексуально и опорожняются физически там не естественным путем, а с помощью тинглера, или какого-то подобного устройства. Одежды в космических кораблях, по крайней мере в одном из рассказов (Кейз и мечтатель) практически не носят и подобных деталей отличающих «мир» или «мифологию» Теодора Старджона множество.

Т.е. все предельно функционально и рационализированно, так что отличаться остается только своим более высоким статусом и «остроумными» розыгрышами. При неразвиваемой системе духовного воспитания и отсутствия развития утонченных видов искусства у представителей определенных профессий -? юмор приобретает прямолинейные, грубые формы. Те самые американские «гэги», с подскальзыванием на банановой кожуре и швырянием тортами в лицо.

Как и у всякого автора продолжительно существующего в определенном жанре, у Старджона выработалось определенное общее представление о будущем и о витающих в умонастроениях тех людей мыслях.

Рассказ как всегда необычен чрезвычайно резкой, острой постановкой вопроса и одновременно несколько тяжеловесным, кажущимся затянутым описанием, предваряющим основное действие.

Зато концовка у него как всегда эффектная, хлесткая, яркая, неожиданная. Человек, раз почувствовавший себя человеком никогда больше не сможет смириться со своим прежним униженным положением.

А та самая «неестественная» грубая атмосфера травли Слопса, в точности характеризует положение «инакомыслящего» или же «другого» в однородной, гомогенизированной однообразной массе. Ну, как мои слишком «умные» темы и вопросы, которые неудобны создателям и администраторам данного форума, к примеру.

Попади любой из этих «космических стрелков» в среду ботаников и ученых, его бы также могли травить, разве что более изощренными способами.

Ну а сама идея сюжета — заключается в том, что «на всякого хитреца/шутника/умника/стратега найдется еще более хитрый/умный/проницательный-удачливый и обладающий прочими характеристиками, герой.

Здесь использован почти наглядный прием «аналогии», уподобления. Члены экипажа смеются над ним одним, также как и инопланетные обитатели смеются над человечеством вообще. Только смех «нечеловеков» более дружелюбен, доброжелателен и незлобив, и Слопс это почувствовал, также как и почувствовал унижение от того, что аборигены смеются не над его личностью, а над человечеством вообще, включая и тех самых «космических удальцов» и всем, что человечество считает своими выдающимися достижениями — творчеством Леонардо да Винчи, философиями Рабиндрата Тагора и Ницше и существованием «социально-культурной» жизни людей-зверьков вообще. И это тоже тонкий нюанс рассказа.

Кроме этого, с усложнением материальных технологий духовная жизнь человека стремится к некому упрощению. во всяком случае мне так кажется. Дело в том, что родившись в уже готовой, сложной технологической среде мы восприемлем уже сложившиеся (готовые) образы и мнения о вершинах творчества гениев прошлого, и воспринимаем их готовыми штампами и автоматически выискиваем «типичный сюжет» или вспоминаем готовую характеристику на того или иного писателя. Например, будущий журналист написал почти не задумываясь о смысле, фразу, что Шекспира не любит, хотя знает, что у него очень сложные оригинальные сюжеты...

Досадный промах, если не проверять всю информацию самому.Ведь из 37 сюжетов трагедий, 34 Уильям Шекспир заимствовал из различных источников. Дело в неправильно высказанной мысли, но кто знает, не отражает ли эта оговорка как раз эту самую проблему «заштамповонности» литературы? Тем не менее, факт смыслового искажения действительности налицо.

Отсюда вывод: человечество по мере накопения новых знаний стремится к упрощению и стандартизации, или «типизации» отдельных пусть даже и великих личностей и их творчества. Не отсюда ли возникла «наука» соционика?

Читатель ориентирован на то, чтобы охватить все больший объем текстов, не развивая собственное, индивидуальное умение «воспринимать текст» и воспринимать его правильно, объективно, творчески осмысливая и интерпретируя идеи, заложенные в нем автором. Потому и люди ищут «готовых сюжетов» с ярко выраженными завязкой-кльминацией-развязкой, все как привыкли. И, кстати, большинство читателей выбирает примерно один «любимый» жанр или один тип авторского стиля, и абсолютно не намерены пробовать понять логику других авторов, представителей других школ и направлений.

Хотя, мне кажется, любой индеец из рассказов Джека Лондона, или средневековаый варвар, викинг, т.е. человек с образным мышлением и с целостным восприятием мира, увидел бы в этом рассказе нечто большее.

Историю. Почувствовал бы определенный уклад жизни и систему мировоззрения, суть возникшей проблемы и мораль, вытекающую из этого непримечательного на взгляд некоторых современных читателей, конфликта.

Большинство рассказов «писателей-классиков-шестидесятников» рассчитаны на человека с более твердыми моральными убеждениями, с четко очерченной морально-нравственной позицией и более пытливым, цепким умом.

«Мистер Костелло, герой»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 ноября 2015 г. в 20:14

Хороший социальный рассказ на тему управления толпой. Хотя, если выглянуть в окно, то все, что описано в рассказе мы воочию видим за окном. Когда толпа сегодня начинает говорить о богоизбранности наших президентов, я думаю завтра толпа сделает их пожизненными императорами. А почему нет? Ведь фактически так и есть. Рассказ хорош своей концовкой, последней фразой текста, ведь он так ничего и не понял. Серость, толпа, фанатики и как легко управлять этим материалом. Вопрос в одном, почему хорошие люди не управляют, а только иные?..

Оценка : 7
«Малыш и кристаллы»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 03 сентября 2015 г. в 23:55

Это, по-видимому, лучший роман Теодора Старджона. В нем, конечно, не обошлось без обычных для этого автора «роялей в кустах», но они не особо раздражают, потому что психологически выстроено сильно и точно.

Надо полагать, что этот роман сильно повлиял на Джина Вулфа, который плагиатил отдельные мотивы «Мыслящих драгоценностей» в «Воине Арете» и в цикле о Северьяне.

Оценка : 9
«Летающая тарелка одиночества»
–  [ 4 ]  +

Carex, 14 ноября 2014 г. в 22:19

Удивительная интерпретация явления НЛО.

Очень добрый и пронзительный рассказ. Такие рассказы греют душу.

Оценка : 10
«Таксидермист»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 09 марта 2014 г. в 22:57

Весьма в пикантные обстоятельства заковывает Теодор Старджон героев своего рассказа, заставляя их не только уживаться со своими новыми — приобретенными в результате укуса подозрительной «змеи» — свойствами, но и преодолеть совместно невзгоды, обратив этот ново-полученный дар на благо себе. Омоложение путем ежедневной процедуры сбрасывания кожи — весьма приятное, но щекотливое чувство...Герои довольно-таки отрешенно действуя сообща, не теряют здравого рассудка и духа , добиваются успеха, но вопрос остается открытым — разовьют ли они этот успех дальше? Описано забавно, с легкой иронией на все происходящее , без всякой мрачной надежды на безысходность...

Оценка : 8
«Руки Бьянки»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 04 марта 2014 г. в 23:57

Душераздирающее, жуткое произведение! Старджон постарался на славу! В своем рассказе он смог очень живо передать жуткую обстановку нереальности происходящего — где действие происходит вопреки нашим с Вами желаниям и его невозможно остановить...Такое же схожее ощущение ужаса и беспомощности накатывает при чтении «Кладбищенских крыс» Генри Каттнера и есть еще конечно схожее легкое «послевкусие» с раннее «пробованной» «Властью кукол» от Фрица Лейбера. По сюжету молодой человек — Рэн ,в самом расцвете сил, торговец продовольственной лавки встретил и влюбился в идиотку от рождения Бьянку, верней даже не в нее, а в ее руки, которые были единственными живыми частями ее тела и возможно даже... разумными...Произведение необходимо прочитать самому, чтобы поразиться внутренней идее сюжетной линии и получить удовольствие от составленного Вами же мнения...Не спешите откидывать в ужасе книгу...Вы только вообразите подобное...

Оценка : 8
«Сокамерник»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 14 февраля 2014 г. в 01:21

Казалось бы довольно банальный рассказ о кратковременном тюремном заключении, если бы не одно — Но! В сокамерники к главному герою попадает редкостный урод — мутант (странно, что никто ничего не заподозрил,но все же таки в тюрьму этого несимпатичного субъекта удосужились сопроводить без всякой там медицинской проверки...Дааа, редкостная не стыковочка!) и дальше Старджон начинает нас пугать, описывая странное поведение вновь прибывшего и местами приукрашивая описаниями его физических недостатков. Мутант своим строением напомнил аналогию позднее созданного прототипа в фильме «Вспомнить все» с А.Шварценеггером по мотивам рассказа Ф.Дика, однако здесь явно представитель выродившегося Зла, умеющий подчинять людей и манипулировать их действиями. Главный герой вызыванет чувство жалости и сострадания, а мутант-сокамерник — только сильную антипатию и возможно местами ненависть.

Произведение можно смело отнести в раздел ужастиков...

Оценка : 7
«Образ мышления»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 10 февраля 2014 г. в 22:44

Произведение Т.Старджона носит явно мистическо-детективный характер. Читая его невольно начинаешь вспоминать раннюю фантастику в исполнении Герберта Уэллса в лучших исполнительских традициях. Главный повествователь рассказа — в нынешнем времени писатель-фантаст — встречает знакомого доктора, а через него старинного по морским приключениям друга Келли , у которого родной брат, без всяких на то причин и ссылок, заболевает неожиданным недугом, который мог только произойти при контактном столкновении . Все пытаются спасти жизнь несчастного и понять причину происходящего кошмара наяву. И страшные догадки начинают падать на бывшую подругу заболевшего и на жуткую куклу-вуду, которую Келли привез для брата в подарок из Гаити. Расследование открывает страшные потусторонние тайны и остается только наказать виноватых...

Произведение понравится не только любителям фантастики, но и любителям детектива и мистики ...

Оценка : 8
«Мистер Костелло, герой»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 15 июня 2013 г. в 20:39

Жаль, что мистера Костелло оставили рыб мучить, а стоило обуть в бетонные ласты и в море.

Хорошо показана работа агента-провокатора, который умело использует психологию толпы для достижения неких целей, родившихся в его больном мозгу.

Фантастический рассказ где-то в середине превращается в хорошую психологическо-социологическую страшилку.

История 20 века подтверждает правоту автора

Оценка : 8
«Инкубы из параллели Х»
–  [ 4 ]  +

Aryan, 17 января 2013 г. в 02:18

Несмотря на обилие математических терминов и выкладок (понять которые я , к сожалению, просто не могу), эта повесть оставляет впечатление одной из самых поверхностных и наскоро слепленных во всем творчестве Старджона. Захватчики из другого измерения, уничтожение или химическая «кастрация» женского населения всей Земли, бегство уцелевших еще в одно измерение, некоторые внешние атрибуты повествования, достойные, скорее, Бэрроуза или Лавкрафта (гигантессы или полудикарь в бронзе)... Сборная солянка — остается четкое послевкусие неумело смешанного винегрета, где автор попытался скрестить «джонкартеровщину» с высшей математикой и серьезной физикой. С печальным результатом для всех ингредиентов.

Идея сама по себе неплоха и повествование не лишено юмора, но приходится признать, что это одна из редких слабых вещей у Мастера.

Оценка : 6
«Кейз и мечтатель»
–  [ 4 ]  +

Famagusta, 19 ноября 2012 г. в 02:14

Гимн всепобеждающей любви! Ей покорились и, электронный мозг бортового компьютера, объединенного с вселенской интерсетью и, «ни ребенок, ни лягушка, а неведома зв…», короче, скиталец-мечтатель из глубокого космоса. А, вот, до лейтенанта Кейза дошло, только через тысячи лет, что его любила, восхищалась им, и удивлялась его толстокожести, женщина, с которой он провел год на «необитаемом острове». Жаль мужика. Похоже ему, как и хорошему танцору, ничего не мешало.

А сюжет хорош! Держит в напряжении до финала.

Оценка : 8
«Марсианин и землянка»
–  [ 4 ]  +

Aryan, 27 октября 2012 г. в 19:25

«Радио Га-га...»

Замечательная издевательская история на темы первой любви, женского ума (или отсутствия такового), контакта с марсианами — и все это произрастает из фанатизма радиолюбителя. Того самого фанатизма, который заставлял людей на заре эпохи радио создавать самые невероятные устройства у себя в подвале, в сарае или на чердаке. Что, если можно построить радио для связи с Марсом? И прибор даже заработает и запишет какие-то странные значки? А что, если марсиане могут разговаривать с нами, используя человеческий мозг? И что, если этот мозг принадлежит очаровательной, как цветок, и такой же безмозглой девушке, в которую влюблен главный герой?

Традиционный Старджон — лукавый, лиричный, нежный к своим героям и ехидный даже в лирике.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8 



⇑ Наверх