Теодор Старджон «Взять в жёны Медузу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Африка )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Бесконечные биллионы индивидов из двух и части третьей галактик были слишком многочисленны, слишком разнообразны... Но было одно, что их объединяло, — сознание Медузы, галактического существа, сверхмозга беспредельного зверя — внутри которого любая группа существ была только нервной клеткой. Медуза высаживала свои семена во множество борозд. И когда семя прорастало, Медуза расширялась, образовывая связь с личностью и с видами, в которых очутилась. Семя Медузы, брошенное на Землю, проросло в Герлике, небритом, грязном, почти неграмотном, бездомном бродяге.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1958», 1958 г.
— антологию «Time Waits for Winthrop, and Four Other Short Novels from Galaxy», 1962 г.
— сборник «The Joyous Invasions», 1965 г.
— сборник «To Marry Medusa», 1987 г.
Награды и премии:
лауреат |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1994 // Зарубежная книга (США) |
- /языки:
- русский (3), английский (4)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Усова (1), Н. Холмогорова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 19 ноября 2023 г.
Роман «Брак с Медузой» построен оригинально. Главным образом, это история нищего бродяги Гарлика, который случайно становится симбионтом инопланетного сверхразумного существа, цель которого — захватить человечество, сделать его частью себя. Для этого сверхсознания, Медузы, разумные существа и даже целые цивилизации становятся составными частями, клетками, нейронами.
Главы о происходящим с Гарликом чередуются с главами о других самых разных людях, и до определённого момента непонятно, какое отношение они все имеют к этой истории. На самом деле все эти персонажи — личности, индивидуальности — служат примером, образцом всех нас, людей, составляющих человечество. Масштабы этой истории таковы, что в конечном счёте героев тут совсем немного — это Медуза и Человечество, ну и, конечно, Гарлик, оказавшийся между этих двух огней.
Необычен и стиль романа. Поначалу кажется, что читаешь ироничную прозу, почти юмористическую; но в самые неожиданные моменты вдруг сталкиваешься с трагическими, кровавыми эпизодами, получаешь эмоциональную встряску.
За концовку плюс балл к оценке.
zvezdochet2009, 15 июня 2020 г.
Имя американского фантаста Теодора Старджона хорошо известно всем любителям твердой научной фантастики. Старджон успел написать немного, но почти каждое его произведение несет в себе оригинальную, никем ранее не озвученную идею. Вкупе с блестящим языком и стилистикой читатели получили литературу высшей пробы, аналогов которой в англоязычной фантастике практически не нашлось. По сложности поднимаемых проблем проза этого фантаста может соперничать разве что с вещами знаменитого Станислава Лема или Филипа Дика.
И одним из самых его известных романов является «Взять в жены Медузу», действие которого разворачивается в наше время, а главный герой, бездомный бродяга внезапно проявляет сверхъестественные способности и совершает поступки, трудно объяснимые с точки зрения логики. Старджон умело закрутил интригу, читать текст действительно интересно, потому что похождения главного героя преследуют загадочную цель и явно как-то можно объяснить.
Вопрос в том, как, и что хотел этим сказать автор. Старджон ввел в романе прорывную идею о том, что существует некое огромное разумное существо, пронизывающее все пространство и засеивающее своими спорами обитаемые планеты с разумной жизнью, чтобы сделать носителей клетками своего организма и расширить свое существование до пределов галактики. Имя ему – Медуза.
Главная ценность произведения заключается в том, что оно позволяет совершенно под другим углом взглянуть на природу человека. Человек предстает перед нами не как разумный индивид, а в виде составной части, клеточки огромного организма, цели которого совершенно недоступны человеческому пониманию. И по сути это нормально. Ведь мы не спрашиваем мнения пальцев прежде чем взять что-то со стола.
Оригинальный, интересный научно-фантастический роман, в котором человек предстает чем-то большим, чем он есть. Потеря индивидуальности? Да. Зато какие возможности и способности! Но действительно, у такого процесса есть и обратная сторона.
И об этом нечеловеческом выборе тоже написано в романе фантаста.
god54, 18 декабря 2022 г.
Первое, что понравилось в этом произведении, так это текст. Легко читается, мгновенно понимается, красота обвалакивает и поглощает, навевает галлюцинации происходящих событий практически реальные, осязательные... и ты растворяешься в потоке букв, слов, фраз, предложений, абзацев, глав... сюжета.
Второе, это идея, оригинальная, необычная, спорная: что есть я, что есть мы, что лучше... но, я как читатель, против, я хочу быть не такой, как все, я хочу быть индивидуальностью. Будем спорить? Будем!
В целом, интересно, сложно, противоречиво. Но, наверное, в этом и есть смысл фантастики: заставить человека думать. Читайте, я уже прочитал.
vam-1970, 14 января 2017 г.
Гениально написанный роман!Сюжет непревзойденный по замыслу.Одно слово -Классик! Притом классик в том понятии, когда и без фантастики классик.А фантастический сюжет только усиливает роман. Вторжение Разума(Медузы) на планету Земля, причем не с целью уничтожения, а с целью вовлечения во вселенский Разум-улей.
Смелый взгляд в будущее человечества — мир без катастроф и уничтожения, тонкое и медленное развитие сюжета к финалу. Жаль, что никто не издаёт сейчас Автора. Читать -наслаждение!
rrq64k, 18 апреля 2014 г.
Как ловко автор складывал на протяжении повествования кусочки мозаики, заставляя иногда с некоторым даже недоумением гадать, зачем ему нужен тот или иной персонаж, на первый взгляд, только отвлекающий от основного действия! Как исподволь подводил меня, читателя, к мысли, что вот-вот и человечеству настанет конец, просто и тихо, без ядерных грибов и небесных Армагеддонов. Но оказалось, что все «лишние» персонажи идеально улеглись в ячейки мозаики, для каждого нашлась роль в решающий момент противостояния вторжению.
Кстати, о подобном вторжении я еще, пожалуй, не читал. Когда написан роман? В 1958 году. Преклоняюсь.
И хотя я догадывался, что не даст Старджон сгинуть человечеству за здорово живешь, что обязательно найдется какой-нибудь выход, но того, что мне было предложено в результате, я все же не ожидал — красиво и элегантно. От перспектив, открывшихся перед людьми, воистину захватывает дух. И финал, полный иронии в понимании сути человека-отщепенца, которому чихать на эти перспективы: он получил свой персональный «рай», в котором волен ненавидеть и блаженствовать до конца дней своих.
Оценка 10 и это не предел.