Еремей Парнов отзывы

Все отзывы на произведения Еремея Парнова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 219

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Падение сверхновой»
–  [ 22 ]  +

zohcain77, 23 августа 2012 г. в 01:25

А история с этой книгой имеет неприятный душок. Затеял её Г.Альтов, уговорив пионеров ДДК присуждать антипремию «Гриадный крокодил». Я почитал его письма к Г.Тушкану и понял, что представлял собой этот человек — просто мерзкий самовлюблённый хам. Настолько фамильярно он говорил с пожилым заслуженным человеком. Кстати, в письме к А.Н.Стругацкому он прямо признался, что он не писатель. Я прочитал переписку Стругацких с Альтовым по поводу присуждения «Гриадного крокодила». Братья Стругацкие пытались остановить зарвавшегося Альтова, спорили с ним, но тот с цифрами доказывал им, что наказать надо талантливых Емцова и Парнова, что нападать надо по всему фронту — от Немцова до Емцова! Кстати, Альтов, спустя много лет, выступая на семинаре в Челябинске (1986), с гордостью вспоминал, что пионеры довели до инфаркта пожилого человека — Немцова. Цитата из выступления Альтова:

«Я им сказал: «А что вы сделали для улучшения?» «Мы довели до инфаркта Немцова, мы устроили скандал с Казанцевым, мы не допустили один рассказ до издания и так далее». «Мало, — сказал я им. — Масштабов не чувствуется». Ребята, естественно, не прошли мимо этого; я их немножко ПОДНАТРАВИЛ, мне казалось, что это вроде громоотвода: зачем, чтобы они нападали на всю фантастику, когда вот есть конкретно Колпаков. Я сказал: «Вот вам первый кандидат в призеры». Мне сказали: «Нет, его надо физически уничтожить», — и принесли коллективно написанную статью. Статья была блестяще сделана. Невольно они нашли самую удачную литературную форму: никакой формы не было, статья представляла собой две строчки в начале, три строчки в конце и два ряда цитат. Они хорошо знали фантастику, дословно, они натолкнулись на целые «Гриады», переписанные у Уэллса, из романа «Когда спящий проснется». И шел кусок: вот абзац Уэллса, вот абзац Колпакова, вот еще шестнадцать страниц в таком же духе. Теперь другой кусок, здесь всего девять страниц. Вот такой анализ. В первой строчке от себя у них шли слова: «Мы учимся в школе, нас учат не списывать, а мы видим, что взрослый дядя-писатель списывает». И далее примеры. Затем заключительные строчки: «Когда мы списываем, нам ставят двойку и вызывают родителей. Как быть с таким писателем, может он не писатель, а списыватель?» Вот такой наивный детский вопрос.

Я отнес статью в «Комсомольскую правду», они проверили и опубликовали. И с Колпаковым было покончено одним махом. Там, где начали печатать с продолжением, вдруг сократили. Колпаков, как гнойное явление на теле фантастики, быстро исчез. Это было достижением тогда, но меня беспокоило другое: нет Колпакова, но кто получит первый приз? Есть такой современный автор Еремей Парнов. Президент советской ассоциации фантастов, ныне вице-президент мировой ассоциации фантастов. И вот Парнов тогда только начинал работу вместе с Емцевым. Вышла книга «Падение сверхновой», и вот этой их книге было решено ребятами присудить приз «Гриадный крокодил». Когда я прибыл в Москву спасать положение, все уже было сделано.

Представьте себе группу ребятишек, в парадной одежде, в пионерских галстуках, сами добровольно подстриглись, умылись, причесались. Являются к Емцеву — и стук-стук в дверь. Емцев выходит, ему отдают салют и рапортуют, что, дескать, клуб любителей фантастики при Доме детской книги, рассмотрев все, решил... Он прослезился от радости. Угостил их конфетами, на радостях приглашал в гости, но они удалились, сказав, что у них еще есть работа.

Парнов — человек более осторожный, не случайно он сделал карьеру, он понял сразу, что приз отрицательный, но не дрался, не ругался, у него хватило ума, чтобы принять приз, поблагодарить и расстаться. И тут же побежал жаловаться по начальству.»

Господин Витковский уже забыл, что второго крокодила присудили А. Полещуку — и это тоже был заказ.

Вы тогда, господин Витковский, сделали не свою оценку, я надеюсь Вы хоть сейчас поймете, что сделали Вы подлость.

Е. Парнов доказал своими последующими книгами, особенно своей знаменитой трилогией о следователе Люсине, что он не заслужил такой оценки, проявил себя как историк — востоковед и медиевист, человек, владеющий энциклопедическими знаниями.

А книга «Падение сверхновой» по насыщенности интересными научными и философскими идеями превосходит любую современную фантастику. И что сказал бы ярый борец с низкокачественной литературой Альтов о современной фантастике?

В заключение привожу высказывание на эту тему известного фантаста Кира Булычева:

«Я никогда в жизни не видел Г.Альтова (для меня есть как бы два человека — Г.Альтов — это фантастика, а Г.Альтшуллер — далекая от меня методика изобретательства.).Что касается изобретательства,судить о достижениях Г.Альтшуллера могут лишь изо-

бретатели и те миллионы простых людей, которые пользуются благами его изобретений. Что касается фантастики,то я отношусь к Альтову с глубоким уважением, потому что он был одним из первых советских фантастов «новой волны», родившей на рубеже 6О-х

годов всех наших первооткрывателей — Стругацких, Полещука, Гансовского, Варшавского, Парнова с Емцевым и т.д. Однако существование в литературе Альтова (или дуэта — Альтов-Журавлева) было кратковременным.Не знаю,почему.Никто никогда не считал Альтова выдающимся литератором — достоинства его произведений заключались именно в их принадлежности к

интересной волне шестидесятых годов.Это были поиски новых путей скорее в мышлении,чем в искусстве.В фантастике такого рода таилась опасность превращения ее из рода художественной литературы в разряд литературного изобретательства. И для меня харак-

терно то, что последним (насколько я знаю) опусом Альтова в фантастике была таблица, в которой фантастика была разделена на сюжеты и подсюжеты и оставалось только заштриховать   соответствующие клеточки и таким образом исчерпать всю фантастику подобно заявлению   поэта, сказавшего в ресторане Дома литераторов: «Ночью написал стихотворение о

любви. Тема закрыта!».Таблица Альтова, помню, меня встревожила.Она была антилитературна.Она была плодом сухого ума. Если следовать логике, то таблицу можно было распространить на литературу в целом и сказать: «Сюжет восемь, подсюжет три: женщина от несчастной любви бросается под поезд. Тема закрыта!» Я боялся, что после создания такой таблицы Альтов кончится   как писатель. Потому что если принять ее всерьез,то нельзя же писать рассказы по принципу «сюжет три подсюжет восемнадцать-бис«! Но тогда я,будучи писателем начинающим, и не подозревал,насколько серьезно отнесся Альтов к своему изобретению. В те дни в «Знании-силе» был напечатан один из первых моих рассказов «Выбор». Я не знал тогда,что он сюжетно

схож с американским рассказом (хотя, не боюсь вашего гнева,потому что надут как индюк от собственной значимости — мой рас-

сказ мне нравится больше). Тогда я еще не знал,что произошел случай конвергенции, в фантастике далеко не уникальный. Но вдруг мне звонит добрейший Роман Подольный и с грустью сообщает, что в редакцию пришло письмо Альтова, в котором тот обвиняет меня в плагиате и требует запретить мне впредь печататься.Письмо грубое и злое. Я пережил этот казус,продолжал печататься.Больше того,игнорирую таблицу Альтова,потому что она, как и любой такой плод раздумий стремящегося внести организацию в искусство ума,крайне вредна для искусства. И еще я тогда подумал, что писатель, который на основе трезвого

расчета занимается доносами на своих коллег, сам перестает быть писателем. С тех пор я не видел ни одного рассказа Альтова. Но чувство чего-то злого, исходящего от этого человека, осталось. И вот, прошло почти двадцать лет и я прочел в Оберхаме» выступление Альтова с воспоминаниями о его деятельности именно тех лет,когда он,прекратив писать сам, принялся составлять таблицы,и,оказывается, учить подростков, как им строить свою жизнь.

Чем больше я читал этот опус, тем в больший ужас я приходил. От аморальности описанного там и от удивления перед редакцией, которая напечатала это без всяких комментариев,как бы подсказывая подросткам, по каким морально-этическим канонам им следует себя вести. Ребята, мы живем в озлобленном государстве,среди искалеченных людей.Ваш долг снижать уровень злобы!А вы что делаете? На меня как бы пахнуло ледяным холодом подпольной ненависти,хитрых заговоров,которые,как я думал

раньше, свойственны лишь некоторым совсем уж аморальным молодогвардейцам. Это же надо — ухлопать все силы не на изучение,

чтение,обсуждение и понимание фантастики, а на делание подлянок! И теперь, по прошествии стольких лет с радостью вспоминать об этом, как о подвиге безнаказанной гадости!

Я не знаю писателя Колпакова, о котором Альтов пишет с такой ненавистью, будто тот украл у него способность писать или славу,я не принадлежу к числу поклонников Парнова, но я с уважением отношусь к тому, что сделано Емцевым и Парновым в фантастике, ибо они принадлежали к той же волне,что и Альтов и писали никак уж не хуже самого Альтова и,более того, я убежден, что покойный писатель Полещук недооценен у нас и он принадлежит к лучшим из литераторов,работавших в нашем цехе. Как же можно наускивать молодых людей   на то,чтобы они сводили счеты Альтова с теми,кому он завидует? Поглядите,

насколько можно не уважать себя, если ты пишешь о своих коллегах: Колпаков — «мыльный пузырь», Парнов — «дурак и прохвост», Емцев — «нетрезвый с утра» и так далее. Интересно,как сегодня сами «юные омоновцы»,которых Альтов посылал по квартирам писателей делать, хихикая, подлости, оценивают свою боевую павликоморозовскую юность?

Извините за сбивчивость, нескладность реплики —

я был очень огорчен.»

                             Кир Булычев.

Оценка : 9
«Уравнение с Бледного Нептуна»
–  [ 19 ]  +

eollin6, 25 марта 2012 г. в 20:56

Прочитав отзыв уважаемого god54, я был слегка удивлен. Ведь перечисленные им «стандарты жанра» (см. ниже) в точности описывают... замечательный фильм Земекиса «Назад в будущее». Ну и хорошо, тем более, что фильм заслуживает всяческих комплиментов. А я позволю себе сказать несколько слов в защиту «Уравнения...». Да, это классическая советская фантастика. Как и вещи Стругацких, Ефремова, Снегова и т.п. Что в этом плохого — убей не понимаю. В ней нет ни грана фальши, заигрывания с читателем. Зато есть много интересной информации, оригинальная (пусть и несколько легковесная) научная гипотеза, простой и при том глубокий смысл. И много хороших людей. Куда больше, чем в современной фантастике. А ведь так хочется иногда провести время именно с хорошими людьми. Хотя бы ради разнообразия.

Оценка : 9
«Душа Мира»
–  [ 16 ]  +

Pirx, 14 января 2022 г. в 14:47

Одно из лучших и при этом одно из самых недооценённых произведений отечественной фантастики.

В этом небольшом романе (или, если угодно, большой повести) авторы сумели создать совершенно неповторимый и уникальный сплав традиционной для советской литературы производственной фантастики ближнего (казалось бы) прицела и глобального философского высказывания о судьбах мира и человечества.

Разнообразны используемые авторами художественные приёмы: классическое повествование от третьего лица чередуется с записанными на магнитную ленту монологами одного из участников событий, которые, начавшись как рядовой научный эксперимент, столь внезапно разрослись до масштабов глобальной катастрофы. В тексте романа нашлось место и научным диспутам, и лирической любовной истории, и – опять внезапно! – элементам практически хоррор-жути с признаками надвигающейся антиутопии (для советской фантастики вещи почти невозможные), и даже яркой постапокалиптической зарисовке.

Роман написан хорошим литературным языком и читается с неослабевающим удовольствием, которое в поворотные моменты сюжета и при осмыслении ключевых пунктов авторской философии доходит до восторга.

Удивительно, но эта феноменальная вещь не только прошла мимо внимания массового читателя-фэна, но и была совершенно не замечена отечественным фантастиковедением. А между тем оригинальная идея, лежащая в основе повести, была не только прорывной в плане «научной фантастичности», но и совершенно неисчерпаема по своей социально-философской глубине, в силу чего оказала заметное влияние на целый ряд неоспоримых шедевров отечественной фантастики, таких как «Открытие себя» Владимира Савченко (в части биохимической модели создания искусственного саморазвивающегося сверхорганизма) и «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких (в части метагалактического уровня этико-философской проблематики и предельной остроты нравственного и социального выбора).

Однако, как это ни покажется парадоксальным, но недооценённым данное произведение остаётся только и исключительно на нашей, отечественной, почве.

Не секрет, что за рубежом фантастика советских авторов за малым исключением просто игнорировалась. Если оставить за скобками издания в странах социалистического содружества и попытки продвижения отечественной литературы в переводе на иностранные языки непосредственно из Советского Союза, издание переводов русской советской фантастики на Западе почти полностью исчерпывалось только произведениями братьев Стругацких.

Из этого жёсткого правила есть буквально считанное число исключений. И одно из них – «Душа Мира» Емцева и Парнова.

В 1977 году «Душа Мира» была переведена на английский язык и годом позже вышла в знаковой серии «Best of Soviet Science Fiction» с традиционным для этой серии предисловием Теодора Старджона.

Очень небольшое число отечественных авторов удостоились попасть в эту серию: из восемнадцати вышедших в ней книг семь – это авторские книги Аркадия и Бориса Стругацких, ещё три – антологии, а остальные восемь распределились по одной между такими авторами, как Алексей Толстой, Александр Беляев, Владимир Савченко, Кир Булычев, Вадим Шефнер, Дмитрий Биленкин, Виктор Колупаев, ну и Михаил Емцев и Еремей Парнов.

Предваряя публикацию романа русских авторов, Старджон не скупится на восторженные эпитеты:

«Это в высшей степени выдающийся роман!»

«Каждое слово в этой книге написано с особым умением и необходимым осознанием».

«Эти авторы демонстрируют удивительнейшую способность свободно переходить от глубокого исследования ума и сердца к широкоэкранным визуализациям социального макрокосма и возможных вариантов будущего».

Более подробно цитировать не буду – не так давно я публиковал это предисловие в авторской колонке, все интересующиеся могут прочитать там полный текст.

Особо следует отметить, что интерес к этому роману на Западе не затух и в этом веке: он продолжает регулярно упоминаться в справочниках и энциклопедиях научной фантастики.

Один из авторов постоянно переиздающейся энциклопедии «Science Fiction and Fantasy Book Review» Майкл Грейни в статье, посвящённой роману Емцева и Парнова, резюмирует (цитирую по изданию 2009 года):

«Как и большая часть русской литературы, «Душа Мира» использует частые ретроспективные экскурсы и смену фокуса повествования и сочетает элементы двух противоречащих друг другу направлений в русской культурной жизни — марксизма и мистицизма. То, как они оба развиты, даёт ключ к более глубокому значению этого романа. Душу Мира можно рассматривать как критику и предупреждение: критику всеобъемлющего бюрократического правительства, коммунистического или капиталистического, которое постепенно подавляет все аспекты индивидуальной жизни, включая мышление; предупреждение о том, что устранение индивидуальности и индивидуального мышления в любом обществе разрушает смысл самой жизни. Таким образом, хотя «Душа Мира» — это хорошая научная фантастика, в ней также есть важное сообщение и урок для аудитории, выходящей далеко за пределы мира научной фантастики. Настоятельно рекомендуется».

Могу со своей стороны лишь полностью согласиться с этим выводом. Это действительно большая и серьёзная литература. Многие произведения отечественной фантастики советского периода, в том числе лучшие из них, увы, не выдержали испытания временем, совершенно и безнадёжно устарели и представляют ныне интерес уже сугубо исторический, являясь документами эпохи, а не книгами на все времена. Тем более приятно сознавать, что в опровержение общей статистики есть истинные жемчужины и нетленные шедевры, гуманитарное, эстетическое и этико-философское значение которых за более чем полвека ничуть не уменьшилось.

«Душа Мира» Михаила Емцева и Еремея Парнова – один из таких примеров.

Оценка : 10
«Третий глаз Шивы»
–  [ 14 ]  +

Алексей1965, 19 октября 2012 г. в 13:28

Милый, приятный советский детектив. Книга, каких сейчас остро не хватает.

Детективная линия — интересна.

Герои — нормальные советские люди, со всеми их достоинствами и недостатками.

Исторические и мистические экскурсы — вполне на высоте как по литературным характеристикам, так и по эрудиции автора.

Это были времена, когда хороший писатель должен был иметь широкий кругозор и неплохую эрудицию. Когда он консультировался с учеными — как физиками, так и историками.

Это вам не Дэн Браун с его «запахом горящего кремния» и полуобразованным профессором-криптологом.

Капитан Люсин никогда, как герои того же Брауна — профессиональные химики — не будет мучительно соображать, в каких числах (целых!) может выражаться отличие урана от плутония. Он в школе учился.

Автору — большое спасибо. Получил истинное удовольствие. Хотя «Майор Пупкин против Хищника среди динозавров» — безусловно, круче.

Примечание — редкий случай, когда Чингисхан описан не как изверг рода человеческого, а как вполне разумный правитель. А ведь Гумилева мы тогда еще не читали!

Оценка : 9
«Ларец Марии Медичи»
–  [ 14 ]  +

Алексей1965, 10 мая 2012 г. в 11:32

Как приятно прочитать хороший советский детектив!

Господи, ну почему мне когда-то они не нравились. Когда начали издавать Чейза, Спиллейна, казалось, — вот оно! В каждой главе — 5 убийств, 2-3 драки. Сплошной драйв!

Правда, после 2-3 книг начинало уже тошнить — до чего все примитивно, схемы стандартные, герои плоские, язык убогий. Но это уже сейчас понятно, задним числом.

А «Ларец» — все гармонично. Немного быта, немного истории, немного философии, интрига есть довольно интересная, герои живые и не без недостатков, суперменами не являются — практически твои знакомые или даже приятели. А что касается некой избыточности пояснений (в том числе насчет гурмэ и гурмана) — так это теперь все это знают, а в 72 году — так ли уж многие (кроме гуманитаров, разве что) вообще знали, кто такие альбигойцы? Кто такие тамплиеры? Насчет же плохих иностранцев — так мы и сейчас не только ангелов видим в гостях, да и, похоже по последствиям перестройки, и раньше с нимбами у них бывали проблемы.

В общем книга отличная, читается на одном дыхании. Видимо, у меня спираль развития вышла на новый виток — после большого количества импортной шелухи классическая советская фантастика и детективы начали доставлять удовольствие, как простая здоровая пища после Макдональдса.

Оценка : 9
«Море Дирака»
–  [ 12 ]  +

igorgag, 27 июня 2019 г. в 10:56

В советской фантастике были не только братья Стругацкие, двоюродные братья Войскунский и Лукодьянов и отец с сыном Абрамовы. Имелся ещё один тандем – Михаил Емцев и Еремей Парнов. С творчеством их познакомился о-очень давно – по сборнику «Ярмарка теней», хотя поначалу и не очень был впечатлен. К одному из главных произведений подобрался сравнительно недавно – роману «Море Дирака». Сокращённый вариант, который называется «Чёрный ящик Цереры», впрочем, не совсем прошёл мимо меня. Он был издан в одном из альманахов НФ, и я то ли что-то слышал о нём в пересказе, то ли читал фрагмент. Тоже очень давно, в школьные годы. О том, что существует роман, узнал из какой-то книги Василия Звягинцева. одной из последних в цикле «Одиссей покидает Итаку» (ещё раз спасибо Василию Дмитриевичу за то, что просвещал! Жаль, что ушел…)

Показательна судьба романа – в советское время выпустили всего раз. Наверно, чересчур вольнодумным сочли издатели. Это очень неплохо выстроенный научно-фантастический детектив. Действие в нём начинается ещё в нацистской Германии, потом переносится в СССР 60-х. Сама центральная идея, связанная с квантовой физикой, было передовой для своего времени. Неплохо смотрится и сейчас (особенно на фоне однообразных баталий нынешней российской фантастики). Неплохо выписаны персонажи. Язык удивительно свежий, упругий (опять особенно на фоне стертой речи сегодняшних «мэтров»). Ближе к финалу есть глава просто фантасмагорическая – поначалу даже ошарашила меня. Фантасмагорически-психоделическая. По-моему, так блестяще даже Стругацкие не писали. А тут – издали книгу всего дважды, один раз в шестидесятые и еще раз уже в нулевые. Ну да, в идеализме, наверно, заподозрили. Да и конфликт в науке, который авторы изобразили, должно быть, тоже не прибавил энтузиазма ответственным товарищам. Конфликт этот обрисован, быть может, и не так детально как в «Белых одеждах» Дудинцева, но всё равно интересно. И смело.

В общем, для меня книга – открытие.

Оценка : 10
«Американская фантастика»
–  [ 12 ]  +

wolobuev, 26 декабря 2010 г. в 12:36

Прекрасная подборка. Пусть очень неровная (наряду с шедевральными «Цветами для Элджернона» Киза присутствует совершенно беззубая «Попытка» Шерреда), но в целом, невзирая на идеологические требования цензуры, адекватно представляет произведения лучших фантастов США. И хоть там нет Хайнлайна или Кларка, зато присутствуют Шекли, Бестер, Ван Вогт, Воннегут и Старджон. Своеобразной сенсацией можно назвать включение в сборник «Фантастической саги» Гаррисона — очаровательного произведения, абсолютно не вписывающегося в тогдашние идеологические рамки (хотя ранее уже издававшаяся в СССР, но один лишь раз и маленьким тиражом).

Ну и конечно, большое спасибо этому сборнику за то, что благодаря ему я наконец познакомился с «Марсианскими хрониками» Брэдбери. :cool!:

Оценка : 10
«Бунт тридцати триллионов»
–  [ 11 ]  +

Кропус, 13 октября 2017 г. в 21:59

Все опусы в которых доказывается, что бессмертие людям не нужно вызывают у меня в памяти бессмертную строчку Крылова из «Лисы и винограда»: «На взгляд-то он хорош, да зелен». Уверен, что будь возможность, все «отрицатели вечной жизни» с радостью бы за ним кинулись. Исключения были бы конечно, но это единичные случаи.

Тут эта позиция доведена до абсурда. Мол бессмертному организму размножаться не нужно, и они становятся бесполыми. Но никакое бессмертие не застрахует от несчастных случаев.

Впрочем меня позабавило другое. Откуда вообще организм узнает, что он бессмертен? Получается, что есть некий центр (внутри организма или вовне) который определяет: бессмертие достигнуто — размножение отключить, привести организм в состояние вечного сна, что б только пожрать просыпался! Ну и откуда такому центру взяться. Всё таки не стоит путь софт (в данном случае врождённые инстикты) с железом (организмом). Биологическая-то программа бессмертного существа должна остаться прежней! В общем ерунда.

Оценка : 3
«Секта»
–  [ 11 ]  +

Дженнер, 01 августа 2014 г. в 22:17

Говорили мне умные люди: «Не покупай 3-ехтомник Е.Парнова. Редкостная дрянь!». Не послушался – купил. С первого десятка страниц понял – Иудыч жжет! Такого разливанного моря цинизма и аморализма в сочетании с полной литературной беспомощностью автора надо поискать. Кратко впечатления можно выразить тремя словами: коммерция, конъюнктура, китч (ККК). Нравственно вредная книга. С самого начала, спекулируя на модной и животрепещущей в тот период теме религиозных сект, автор бьет по нервам читателя всевозможными жареными фактами из жизни сект (по преимуществу, скорее всего, автором высосанных из пальца), демонстрацией вывернутых человеческих внутренностей и прочими мерзкими физиологическими подробностями, которые вызывают у читателя просто таки тошноту. Главный герой – продажный дЭмократический журналюга Саня Лазо, сотрудник одной ну очень популярной желтой газетенки (за которой легко угадывается МК) вовсю спит с женой банкира значительно старше себя по возрасту. Причем занимается этим «свободный журналист» со значительной материальной выгодой для себя. Его «нежная подруга», купившая себе от скуки и безделья молодого любовника, стареющая шлюха, вовсю обманывает своего богатенького мужа, который, собственно, и обеспечивает ей красивую жизнь, и, при этом, жену свою искренне и нежно любит. Никаких нравственных угрызений «коммерческие любовники», понятное дело, не испытывают. Так и должно быть: тебе хорошо и мне хорошо. На остальное и остальных — плевать. Товар-деньги-товар. Герои, которыми автор откровенно восхищается – спецслужбисты и менты с квадратными мордами и одной извилиной на всех, главная цель которых – срубить побольше бабла с «богатеньких Буратино». Других целей и идеалов нет. Оно и понятно: все покупается – все продается. Естественно, в художественном мире автора, пишущего в «новой, демократической России» нет места героям советской фантастики – созидателям, мечтателям, ученым. Они тут совершенно лишние. Поэтому и ученые если и показаны у автора, то совершенно карикатурно. Да и цели у них, в общем то, как и у всех остальных: где бы денег достать, да побольше. И не важно – каким способом. По ходу повествования растет гора трупов. При этом гибель Человека подается автором как заурядное бытовое явление. Описывая смерть юной сектантки, по странному совпадению оказавшейся дочерью генерала КГБ (любимый авторский приемчик), Парнов больше стремится пощекотать нервы читателю подробным описанием «расчлененки», нежели вызвать сострадание к погибшей юной девушке. Типа- умерли и умерла. Вся описываема автором мерзость никакой негативной нравственной оценки у Парнова не получают. Наоборот. Он всем этим любуется, да постоянно по ходу книги причитает, как юродивый, о «преступной Советской власти», которой еще совсем недавно пел осанну. Ну это можно объяснить – память отшибло. Но вот как объяснить что страна, где убийства не были бытовым явлением, где не было тотальной продажности, сект и наркотиков, преступна, а вот то, что автор описывает, видимо естественно и высоконравственно. Так у г-на Парнова получается! От таких рассуждений волосы на голове шевелятся.    

Ну а безграмотность Е.Парнова просто убивает, что довольно таки странно для человека с ученой степенью. Так, на странице 209 можно узнать о том, что «...подмосковном городе (Жуковском) названном в честь корифея русской авиации. Там расположен крупнейший научный и производственный центр космонавтики, основанный еще Королевым» Для справки, в Жуковском расположен ЦАГИ, основанный Н.Е. Жуковским и А.Н.Туполевым и Летно-испытательный институт им. М.М.Громова. Ни одно из этих учреждений Королев не основывал и ни дня в них не работал. Автор слегка попутал Жуковский с Болшевым (г.Калининград-Королев). Дальше – веселее. Когда сыщику Невменову потребовался специалист по истории и психологии религии, где он его находит? Читаем: «В справочнике Интерпола, отпечатанном для служебного пользования, он, перебрав с десяток имен, остановился на психологе-консультанте   из Института Пастера(так!) в Париже». Институт Пастра в Париже занимается исключительно вопросами микробиологии и иммунологии! Что делает там религиовед и психолог – непонятно. Видимо – изучает религиозную жизнь микробов. А может Е.Парнов, как человек разносторонне малограмотный, других научных учреждений Франции просто не знает. Так хоть в справочниках посмотрел бы. Ну и так по всему тексту. А уж описание сюжетов из психиатрии (которую автор этого отзыва изучал профессионально) вызывали у меня просто утробный смех .

В итоге с наслаждением выбросил трехтомник и никому не пожелаю читать творения этого г-на сочинителя. Понял также, что самой адекватной оценкой творчества Е.Парнова была премия «Гриадный крокодил».

Оценка : 1
«Третий глаз Шивы»
–  [ 10 ]  +

alex1970, 01 мая 2013 г. в 17:46

Интересный детектив, не совсем типичный для советского времени. Все таки следователю приходится разбираться с вещами, которые считались антинаучными.

Хорошая детективная составляющая, интересные исторические вставки, в которых действуют многие исторические персонажи из разных времен.

Много интересных фактов о драгоценных камнях

Оценка : 8
«Проснись в Фамагусте»
–  [ 10 ]  +

milgunv, 24 мая 2010 г. в 11:43

Единственная стоящая фантастическая вещь, написанная Парновым после распада дуэта с Емцевым. Мастерски написанная повесть: хороший язык, незаезженная на тот момент тема Шамбалы, отлично выстроенный сюжет и ничего лишнего, прописанны герои и их поступки логически обоснованны. Для равнения:предлагаю сравнить эту повесть Парнова с частями эпопеи А.Валентинова«Око силы», посвященными Тибету и, почему-то, так высоко оцененных читателями. Полагаю, что сравнение будет не в пользу последнего.

Оценка : 8
«И сгинул день»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 06 августа 2015 г. в 07:09

Есть такое понятие: «защита от дурака», но оно есть в технике, а не в этом рассказе. К Питеру — никаких претензий, дурак он и есть дурак, чтобы соваться, куда не следует. Но Дэвис?.. Соорудив штуку, способную погасить Солнце (это не снойлер, спойлером является название рассказа), он бросает её под открытым небом, на улице, в полном распоряжении любопытствующего дурака. И в установке не предусмотрено ни малейшей защиты, ни от дурака, ни от дождика, ни от помёта случайной вороны. Если уж на то пошло, следовало идти до конца и гасить солнце навечно, а не просто слегка попугать присутствующих.

Не понравилось категорически.

Оценка : 4
«Бунт тридцати триллионов»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 18 ноября 2009 г. в 07:28

Наверное, это был первый образчик биологической фантастики, который мне довелось прочесть. А как это читалось сорок пять лет назад! Одна встреча с бессмертным реликтовым ящером чего стоит! И главное, никто не порывался убить зверя... Сейчас всё устарело; попробовал было перечитать, и не смог. Но в память о юношеском восторге выставляю девятку.

Оценка : 9
«Последнее путешествие полковника Фосетта»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 24 октября 2009 г. в 21:56

Есть такое нехитрое писательское умение: способность держать сюжет. И почему-то в этой повести авторы напрочь о нём забывают. Сначала нам рассказывают о некоем микробиологе, который, бросив невесту, ринулся в сельву, искать в гипотетической пирамиде майя реликтовые микроорганизмы. Случайный удар молнии уничтожает находки, а оскорблённая невеста бросает героя. Затем следует длинный (2/3 всей повести) красиво написанный очерк о путешествии полковника Фосетта, которое состоялось за 50 лет до событий первой части. На последних страницах видим наспех написанный отрывок, где герой первой части, давно позабывший о микробиологии, обнаруживает в сельве некое небывалое физическое явление и чешет затылок, взирая на него.

Общее впечатление: В чашке Петри -- бузина, а в Киеве... простите, в сельве -- дядька Фосетт. Но очерк о Фосетте я бы с удовольствием прочитал, скажем, в журнале «Вокруг света» или другом подобном издании.

Оценка : 5
«Слеза Большого водопада»
–  [ 9 ]  +

swgold, 10 мая 2009 г. в 12:08

Произведение, полное юношеской романтики, совместило в себе все возможные жанры и темы. Тут есть язвительный детектив в духе Уэстлейка, приключенческий роман с загадками Южной Америки (сельва, зеленый ад, она проникает в душу и больше не отпускает...), вопросы религии, искусства и науки вплелись в авантюрную канву и даже оставили место для лирики.

На самом деле это история о наркотиках, отсюда и детективная составляющая. Но в еще большей степени это — история о том, что наркотики дают или могут дать людям, это история о «расширенном сознании». Повесть написана по свежим следам Лета Любви и повального увлечения ЛСД. Просто удивительно — но там не слишком много слов порицания или сомнения. По нынешним временам, конечно же, крамола. Наверное, просто Авторы полны жизненного восторга и оголтелого оптимизма. Ну, еще бы — море, лайнер, яркое солнце и вся жизнь впереди. Любовь, Наркотики и Рок-н-Ролл, товарищи! Впрочем, Рок-н-Ролл в СССР запрещен, секса у нас, разумеется, тоже нет, а Белое снадобье еще не хлынуло на улицы наших городов. Котенок еще не вырос в тигра — с ним еще можно поиграть и подурачиться, без особого ущерба для себя. Повесть, словно фотография, зафиксировала тот краткий промежуток, когда слеза Большого Водопада летит, сверкая на солнце — перед тем, как превратиться в мокрое пятнышко у наших ног.

Оценка : 10
«Последняя дверь»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 21 апреля 2008 г. в 08:56

Повесть перегружена необязательными сценами, лишними диалогами, случайными персонажами. Каждая из этих лишних сущностей, вроде бы, на месте, но в сумме они вызывают впечатление страшной затянутости. По своему сюжету «Последняя дверь» -- небольшой рассказ, искусственно растянутый до размеров повести. В результате, читать скучно, а в память западает только последняя сцена.

Оценка : 5
«Слеза Большого водопада»
–  [ 8 ]  +

Pirx, 24 июня 2022 г. в 10:07

Для желающих прочитать это примечательное произведение смело порекомендую более краткий вариант «Мира приключений» — тот, что публиковался под названием «Семь банок кофе. Фантастический антидетектив». Он намного динамичнее полного варианта, опубликованного в авторском сборнике «Три кварка», избавлен от большого числа длиннот, пустопорожних мысленных рассуждений не только главных, но и второстепенных персонажей, каковыми рассуждениями просто перенасыщена версия под названием «Слеза Большого водопада». Причём перенасыщена без каких бы то ни было разумных оснований. Единственное основание, которое мне пришло в голову при сравнении вариантов и показалось хоть сколько-нибудь убедительным, — это задача нагнать побольше объёма под заданное и согласованное в издательском плане количество страниц авторского сборника. Той же цели, по всей видимости, служит использование в качестве первой главы довольно большого фрагмента другой повести авторов — «Последнее путешествие полковника Фосетта»: яркое описание продвижения героя сквозь амазонскую сельву просто было переделано с первого лица на третье и открыло собой текст повести «Слеза Большого водопада». Выглядит такая вставка совершенно инородным фрагментом, а кроме того, нарушает классический принцип единства места: все остальные события происходят на борту трансатлантического лайнера.

Краткий вариант «Семь банок кофе» всех этих недостатков начисто лишён, а о достоинствах вполне достаточно сказано в других отзывах. Рекомендуется к прочтению и получению удовольствия.

Оценка : 8
«Айсберги оросят пустыню»
–  [ 8 ]  +

Толкователь, 19 августа 2017 г. в 01:04

Вот уж не думал, что мне когда-нибудь захочется написать отзыв к очерку!

Дело было так. Листал я старую подшивку «Вокруг света» (1961 год) и наткнулся на это небольшое эссе. Имя авторов знакомо — советские писатели-фантасты.

Пробежал глазами вступление и, честное слово, не смог оторваться. Вступление, товарищи, тянет на все 10 баллов! Без преувеличения! Такая завязка сделает честь Голливудской картине или приключенческой книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Представьте: Китобойное судно встречается с айсбергом. Внимание команды привлекает черная точка на белой поверхности. Через некоторое время на борт судна подняли останки человека. На нем был черный фрак, белый воротничок и манжеты. Судя по документам, этот человек был когда-то пассажиром знаменитого «Титаника», затонувшего в 1912 году при столкновении с этим самым айсбергом! И это полвека спустя!

Вы когда-нибудь думали о том, что айсберги такие долгожители? Я — нет!

В основной части эссе авторы довольно занятно описывают свойства айсбергов (многого я не знал), а также, в духе советских времен, предлагают грандиозные проекты по транспортировке айсбергов в те страны, где дефицит воды.

В общем, мне понравилось. Кстати, если захотите прочитать этот очерк, его можно найти здесь: http://www.outdoors.ru/round/61/1961_11_7...

Оценка : 9
«Ларец Марии Медичи»
–  [ 8 ]  +

Ev.Genia, 15 ноября 2012 г. в 06:29

Великолепная книга! Перечитала спустя 25 лет — и сегодня она по-прежнему оставляет приятное впечатление. Отличный детектив, интересные исторические загадки, прекрасные, яркие герои, замечательный язык — все в этой книге.

Оценка : 9
«Мальтийский жезл»
–  [ 8 ]  +

zohcain77, 23 августа 2012 г. в 00:22

Превосходная, умная книга. Лучше читать «Александрийскую гемму» — это полный вариант по сравнению с кастрированным «Мальтийским жезлом». Особенно жаль вырезанный отрывок, где высмеивается А.Казанцев: «Что же касается фантаста, то с ним вообще все было предельно ясно. Добиться известности ему помогли исключительно инопланетяне. Стоило где-нибудь мелькнуть хотя бы тени загадки, как Туганов уже был тут как тут с готовым рассказом-гипотезой. Судя по всему, его не слишком заботило, о чем конкретно шла речь: о свершениях великих цивилизаций прошлого или последних завоеваниях научно-технической мысли. Его отмычка подходила к любым замкам. И египетские пирамиды, и полученные на ускорителях первые антиатомы становились отправной точкой для фантастических спекуляций. Даже в детородных органах, гипертрофированно начертанных доисторическим художником на каких-то скалах в Сахаре, он ухитрился увидеть детали скафандра. Корзины на головах африканок, которые и по сей день предпочитают такой способ носки, он принял за гермошлемы с антеннами и ловко разглядел контуры отделяемого модуля в кукурузных стеблях, обвивавших босоногого индейского бога. О зареве в небе Петрозаводска и говорить не приходится. Писатель обрушил на голову доверчивой публики армаду космических кораблей. Приходится признавать, как ни грустно, что многие попадались на его удочку.»

Оценка : 10
«Падение сверхновой»
–  [ 8 ]  +

witkowsky, 22 марта 2011 г. в 22:43

А что тут голосовать? Я и был одним из тех двух десятков мальчишек-девчонок, которые присудили в Доме Детской Книги (ул. Горького, 43, помнится — давно нет того помещения, нет и ведшей клуб Зинаиды Павловны Смирновой, сестры писателя Николая Павловича Смирнова) за нее «Гриадного крокодила». Потом еще кое-кому присудили. А потом нас стали стремительно разгонять по домам: что-то зрело, и начальство это поняло. Правда, я успел с Аркадием Стругацким познакомиться... но это здесь можно не расписывать. Из всех «двадцати» знаю о местопребывании двух человек. В литературу, хоть и не сразу и с другого бока, — но именно в родную н/ф — я попал через очень много лет.

Так что я свою оценку поставил почти полвека тому назад.

И очень жаль, что Булычев не привел ни единого документа: очень удобно говорить о доносах, существование которых подтверждается тем, что их точно видел «один мой знакомый, не помню кто».

Оценка : 3
«Бунт тридцати триллионов»
–  [ 8 ]  +

Че, 25 декабря 2010 г. в 13:54

В память о юношеском — восьмерку! В память о себе, несбывшемся палеонтологе! Для своего времени книга была, безусловно, значимой. Да, и среди других книг автора она, как Эверест среди холмов. Нет, скелеты ящеров в музее — это одно, а хоть одним глазком — или двумя, как герой книги, — на них посмотреть — это СОВСЕМ другое! Но, надо сказать, ящеры в этой книге — не главное. Просто самое интересное. А судьба отца героя — из-за чего все и затевалось — волнует как-то меньше.

Оценка : 8
«Третий глаз Шивы»
–  [ 8 ]  +

Farit, 07 октября 2010 г. в 07:51

Книга написана очень интересно, хотя первоначальный замысел, кажется, был выше реальных возможностей автора как писателя.

Проблема еще и в том, что Парнов, кажется, относился к описанным явлениям не как к фантастическому элементу, а сам в них верил.

Оценка : 7
«Последнее путешествие полковника Фосетта»
–  [ 8 ]  +

swgold, 01 мая 2009 г. в 12:14

Вещь, которая надолго заразила меня сельвой. Собственно фантастическое обрамление вокруг фигуры полковника отлично сработало как наживка — впоследствии я с жадностью прочитал книгу о Фоссете — была такая славная серия в суперобложках, где печатали всякие путевые заметки РА, Кон-Тики и т.п. — и потом еще долгие годы я «делал стойку» на имя Фоссет. Сам рассказ (или маленькая повесть) понравился мне абсолютной недосказанностью — почему?, где?, как? — все осталось за кадром. Никаких объяснений, или точек над i, как было принято в советской фантастике (она была настолько твердой, что мало чем отличалась от гранита науки) не было поставлено. Осталось чувство Тайны, которую — вот крамола какая! — возможно, никогда никем не будет раскрыта.

Оценка : 8
«Последняя дверь»
–  [ 7 ]  +

Etamin, 28 апреля 2022 г. в 19:58

Из НФ-книг, написанных на тему о тайнах подземелий Марса, начиная, полагаю, с А.Н. Толстого и Бэрроуза, наверное, можно несколько томов собрать. Поэтому ничего оригинального о таком уже не создать. Но авторам «Последней двери» удалось другое.

В этом рассказе соединены вместе совершенно вроде бы несовместимые темы — и получилось настолько удачно, что «Последняя дверь являет собой, возможно, лучший рассказ дуэта Емцев-Парнов.

Значительная часть рассказа посвящена довольно колоритному описанию украинской глубинки где-то к концу XXI века. Судя по нему, там мало что поменялось с 60-х гг., хотя автобусы заменены на винтолеты, а такси — на автолеты. Но чернозем пашет тракторист на тракторе (ну, электротракторе). Телефоны только стационарные — и то не везде. Впрочем, все это неважно. Важно (как и сами герои рассказа заявляют) проникновение марсианских тайн и загадок на Землю и даже прямиком в деревенскую глушь. Которое выписано тонкими, но умелыми штрихами, — и завершается неожиданной развязкой. Впрочем, развязкой ли? К чести авторов, основные вопросы, которые могут возникнуть после прочтения, так и остаются подвешенными — и предоставляются для осмысления и догадок самим читателям. Иначе получился бы не романтичный НФ-рассказ, а занудный детектив. Так что о том, кем, собственно был — или стал? — Анхело Тенд, что именно произошло с братьями Дисни и даже о внешнем виде марсиан (помимо трехглазости) остается додумываться нам.

Потому-то «Последняя дверь», судя по оценкам и количеству отзывов, всем и запоминается. Я так читал ее еще в ТМ в том самом 1964 году — и до сих пор помню в деталях.

Оценка : 8
«Последнее путешествие полковника Фосетта»
–  [ 7 ]  +

olpo70, 12 октября 2019 г. в 00:22

Ну на мой взгляд хоть это и фантастический рассказ, но написан он больше для любителей приключенческой литературы. Я не являюсь поклонником этого жанра ( перечитал огромное количество и просто устал ) и поэтому мне было просто скучно. И только мой принцип дочитывать до конца то что начал, не позволил прервать чтение.

То что это произведение сподвигло многих заинтересоваться судьбой Фоссета и прочитать книги о нем, это огромный плюс. Значит повесть написанна не зря и принесла пользу. Но вот как она написана? Если не глянуть на год написания и фамилии авторов, то создается впечатление что это приключенческий роман конца 19, начала 20 века. Хорошо это или плохо? Вот и не знаю. Закрыв глаза, хорошо. А окрыв и глянув хотя бы на дату написания, покрайней мене просто пожимаешь плечами.

Всем кто любит Хаггарда, Жаколио, Рида, Эмара и ... сотни других очень рекомендую.

Оценка : 5
«Последняя дверь»
–  [ 7 ]  +

Error, 05 августа 2018 г. в 20:29

Довольно неплохой рассказ, идейность которого смотриться и в наше время весьма достойно. Все интригующие линии и завязки с загадками марсианской цивилизации довольно хорошо расписаны. Да, многое предугадывается, и выглядит где — то просто, а связь фьючерности и социально — бытового настоящего вообще выглядит дикова — то. Но рассказ довольно интересен и достоин внимания. Жаль только, что скоротечен и не объёмист в описании, скажем марсианских исследований...

Оценка : 7
«Доатомное состояние»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 21 июля 2017 г. в 11:09

Рассказ, который, как это говорится, «не выдержал испытание временем». Хотя, кажется, там и испытывать особенно нечего: идея — «что было до атомов?» — из разряда «что хочу, то и придумаю», ответственности на авторов абсолютно никакой не налагает, повествование — очень небрежное, с банально-пафосным финалом, от которого скулы воротит, текст — суперпсевдоонаученный.

Типичный кусочек текста из этого рассказа выглядит так: «... ни одно животное еще не переступало барьер инфракрасных лучей, образованный пи-электронами стронция.... Как показали потом приборы, причиной этому явились странные флуктуации позитроннонейтринных полей...». Добросовестный читатель, читая такой текст, тщетно пытается понять вкрапленные тут и там термины и сопоставить их со своими знаниями — ничего не получается.... :). А если убрать из рассказа все это словоблудие, то вдруг окажется, что больше в нем ничего и нет.

Единственное, что хоть как-то может заинтересовать читателя в этом произведении — видение автором 1963 года нашего будущего: пастух, отвечающий за большую отару овец, на досуге просматривает стереотелелекции факультета музыки, а по ночам наблюдает небо с помощью любительского телескопа «Теллур». Кстати, в этот же год Стругацкие опубликовали «Далекую Радугу», а ранее уже были изданы и «Стажеры», и «Полдень», и «Попытка к бегству»...

Оценка : 1
«Под ливнем багряным»
–  [ 7 ]  +

Линдабрида, 30 сентября 2012 г. в 11:57

Книга написана для той же серии и, в общем, по той же схеме, что и «Витязь чести». Историческое полотно снова взято предельно широко: это отнюдь не только Англия, о которой, собственно, идет речь. Е. Парнов не упустил случая увести читателя в любимую Прагу и щегольнуть знанием «Книги перемен». И точно так же, как в «Витязе чести», на страницах «Ливня» мы сталкиваемся с великим множеством разных людей. Корпит над астрологическими вычислениями Чосер, трясется от страха недалекий король Ричард, плетут интриги флорентийские банкиры, проповедует неистовый Джон Болл. Вся эта колоритная толпа как-то оттесняет главного героя — Уота Тайлера — на задний план.

Но почему-то все те же самые особенности смотрятся в «Ливне» более органично, чем в «Витязе чести». Много мистики, но к средневековью она явно подходит больше, чем к реалистической повести о XIX веке. Мало Тайлера, но ведь и сведений о нем сохранилось совсем немного.

P.S. Вопреки сугубо идеологизированному названию серии «Пламенные революционеры», изданные в ее рамках биографии западных бунтарей и нон-конформистов писались без особенной идеологичности. Это просто добротные образцы советской исторической прозы, и «Под ливнем багряным» — один из них.

Оценка : 8
«Падение сверхновой»
–  [ 7 ]  +

Stirliz77, 13 августа 2011 г. в 17:56

Мы смотрим, как мерцают звезды, а их, быть может, уже давно нет.

Каждой эпохе свойственна своя «коллекция заблуждений». Не обязательно это будут и впрямь заблуждения, но какое-то количество модных в один период среди широких масс теорий, через время сменяется новым набором, состоящим вперемешку из научных предположений, околонаучных спекуляций и откровенного шарлатанства. Довольно интересно бывает спустя какое-то время вспомнить или узнать впервые о чём велись дебаты в научных кругах, какие мысли бередили умы. Сборник Михаила Емцева и Еремея Парнова вполне может подойти на такую роль некой иллюстрации фантастических и научных гипотез одной, отдельно взятой эпохи — эпохи начала Космической эры.

Итак, начнем по порядку:

1. «Падение сверхновой».

Рассказ, давший название всему сборнику. Группа ученых, работает на затерянной в горах «небольшой площадке хребта Западный Тайну-Олу, у самой границы с Монголией». Здесь, на высоте в 3250 метров над уровнем моря, отрезанная от всех приютилась Нейтринная астрофизическая лаборатория Академии наук СССР. Лишь два раза в месяц прилетает к охотникам на нейтрино вертолет с большой земли, привозит продукты, разное оборудование и почту. Работа идет себе своим чередом, размеренная, не предвещающая никаких авралов и тревог. Но однажды в эту тихую и спокойную научную рутину яростно и ярко врывается тайна. Происходит некое необъяснимое событие разом всколыхнувшее тесный научный мирок — в результате неизвестного явления в аккумуляторной происходит мощнейший всплеск некой энергии, закончившийся переносом в неё некого мужчины, пребывающего в бессознательном состоянии. По счастливой случайности один из сотрудников лаборатории, находившийся в тот момент в этом же помещении успевает заснять на пленку весь процесс с начала и до конца.

Некие загадочные происшествия происходящие в отрезанном от людей месте всегда были отличной приманкой для читателя. Множество детективов построено именно на этом приеме. Здесь же авторы рассказали научно-фантастическую историю о ловцах нейтрино и их неожиданном улове. В этом рассказе так же поднимается весьма популярная в те годы тема путешествия в антимир, а так же вполне традиционная для научной фантастики тема научных исследований. Причем о таких, в общем-то далеких от романтики темах говорится в весьма поэтическом ключе: «Где-то вспыхивают сверхновые звезды, где-то гибнут солнца, сталкиваются галактики. И все они кричат. Крик их — это потоки энергии, это возмущения полей, которые несутся в пространстве без границ и цели». Рассказ получился весьма неплохой, но, какой-то уж слишком сказочный для НФ. Основное допущение, связанное с переносом человека посредством антимира через время выглядит несколько притянутым за уши.

2. «Запонки с кохлеоидой».

Ещё одна история связанная с решением актуальных на тот момент проблем физики. На этот раз соавторы решили рассказать историю, которая началась как простое исследование, направленное на получение материалов, имеющих наименьшую испаряемость в условиях вакуума глубокого космоса. Они очень нужны для создания корпусов космических ракет. Но создать такие материалы можно лишь имея под боком тот самый космический вакуум, для проверки их свойств, а вот с его-то получением и вышла закавыка. Не выходила нужная глубина вакуума, хоть тресни и не помогали никакие уловки. Но, со временем, благодаря прекрасной смекалке одного из друзей исследователя, нужное состояние было достигнуто, причем весьма простым способом, вот только привело всё это к таким последствиям, которых никто и представить себе не мог.

Если честно, то эта история получилась весьма средней. Никакого намека на интригу, читателю предлагаются лишь воспоминания одного из участников описываемых событий — после празднования своего дня рождения он рассматривает подаренные кем-то из гостей бериллиевые запонки с кохлеоидой (двойной спиралью) и вспоминает богатый на события и принесший невероятное открытие прошлый год.

3. «Иду в глубину».

На этот раз авторы предлагают читателю совершить морское путешествие и стать очевидцем подводного извержения вулкана. Научно-исследовательское океанографическое судно «Шокальский» собиралось проводить цикл погружений батискафа в районе острова Матуа, но было вынуждено срочно уходить к Тускароре, потому как в том районе произошло подводное извержение и их миссию прерывают, чтобы их коллектив смог собрать интересующие Академию данные по извержению. Да, к тому же, в экипаж батискафа приказом сверху включают некоего кинооператора, который должен вскоре прибыть на борт на вертолете. А самое странное заключается в том, что именно этот загадочный кинооператор становится фактическим командиром на подводном судне.

В этом рассказе авторы решили поразмышлять над возможностью для человека нырять на большие глубины, порядка нескольких километров без всяческих защитных скафандров, по принципу китов и кашалотов. Получилось весьма удачно, жаль только, что треть рассказа составляют флэшбеки. Авторы рассказали динамичную, захватывающую и драматическую историю о людях не жалеящих себя во имя науки и способных пожертвовать своею жизнью ради спасения других.

4. «Угодный Солнцу».

Осветив в предыдущих рассказах различные проблемы физики тех лет, а так же совершив путешествие в морские глубины, теперь авторы решили погрузить читателя в глубины истории. Заведующий разделом науки в газете «Дейли экспресс» Френсис О'Нинли, более известный как Фрэнк, получает от своего шефа интересное, хотя и весьма опасное задание — для поднятия тиража газеты, он должен на пару с шофером отправиться в экспедицию по пескам Сахары, дабы проверить гипотезу о том, что «где-то там ещё до Адама был космодром или что-то в этом роде». Фрэнк не без опасений берется за выполнения задания редакции и действительно находит в песках нечто удивительное.

Здесь авторы постарались в слегка ироничном ключе показать работу профанов от науки, которые могут совершенно превратно интерпретировать полученные данные и раздуть сенсацию на голом месте: «Всё, чего бы не коснулась мутная волна сенсации, перестает быть великим и волнующим, оно становится немножечко грязным». Приключения Фрэнка и его шофера Майкла в африканских песках получились довольно интересными, но черезвычайно короткими. После разговора с хозяином газеты действе переносится в Сахару, где Фрэнк, немного порассуждав о озеленении африканских песков поворотом течения Конго (видимо здесь есть отголоски великого проекта поворота сибирских рек) практически сходу натыкается на труп европейца, который и приводит его к открытию. Вот только открытие это, оставаясь всё же значимым, оказывается совсем не тем, что показалось незадачливому репортеру. Не успеваешь войти во вкус, как рассказ уже заканчивается. Авторы прошлись в нём и по любителям жареных фактов, и по сторонникам палеоконтакта, и по некоторым историческим заблуждениям. Легкий аромат древних тайн и удивительных находок оставляет после прочтения приятное послевкусие.

5. «Аналогия».

Многие характерные для фантастики того времени темы уже были затронуты в этом сборнике, теперь настало время, наверное, самой популярной — космосу. Звездолет Института звездной навигации «Арена» должен подменить звездолет «Прыжок», повредивший двигатели, и закончить начатое им исследование планеты Сухая. Прибыв на место назначения, звездоплаватели обнаружили планету пустыней и громадных черных «псевдоантрацитовых» скал. Атмосфера, состоящая преимущественно из благородных газов, сияла в верхних слоях почище неоновой рекламы. Первая же попытка высадиться закончилась трагедией, в которой экипаж потерял пятерых своих членов.

Рассказ построен по весьма стандартной схеме: корабль прилетает на неизвестную планету, сталкивается там с тайной/опасностью, справляется с возникшими трудностями, финал. Идея цивилизации, подобной той, что описана в «Аналогии», вполне самобытна и оригинальна, хотя тезис о том, что «высокий разум не может быть жестоким», можно и оспорить. Очень понравилась проскользнувшая в начале текста мысль о оторванности космонавтов от Земли — летая на околосветовых скоростях они оказываются в положении людей, которые не мыслят себя вне родного корабля, потому как каждый раз, когда они возвращаются на Землю жизнь там успевает сильно измениться. Таким образом звездоплаватели становятся своего рода изгоями в обществе. В целом же, история оказалась весьма удачной и занятной.

6. «Цепная реакция».

И снова, с небес — на землю. После загадок инопланетного разума проблемы химической промышленности. Химики уже научились производить различные полимерные материалы, а если есть всякие лавсаны, нейлоны и прочие полиэтилены, то почему бы не сварганить полимер из воздуха, а точнее из кислорода? Так в лаборатории был получен полиокс — полимер на основе кислородных цепочек. Материал обладал просто уймой полезных качеств, а недостатков не было вовсе. Вот если бы цена его производства была приемлемой... Над снижением затрат на получение полиокса и трудились два сотрудника этой лаборатории: Володя и Елена.

Очередной производственный «близкоприцельный» текст, хотя, опять же, содержащий в себе некую изюминку. Рассказ не столько о новом чудо-материале, сколько об ответственности ученого за плоды своих трудов и о способности предвидеть результаты своих опытов. Непредвиденный эффект чуть не стал причиной внезапного апокалипсиса, грозившего всей жизни на Земле. Лишь трезвый и холодный разум, нашедший в считанные мгновения выход из критической ситуации смог предотвратить трагедию. Кстати, это, наверное, первое советское произведение, где упомянут РЭП.

7. «Не оставляющий следа».

И опять авторы разворачивают перед читателем завораживающие картины дальнего космоса. Двое звездолетчиков — Андрей и Нибон — возвращаются с планеты Черный Титан, где они попали в аварию и, лишь спустя несколько месяцев, смогли вырваться оттуда. По пути на Землю, чтобы немного передохнуть после тягот и лишений Титана, они решают совершить посадку на планету Зеленый Перевал, где давно уже отшельником проживает друг Андрея Джордж Корин. Высадившись на планету, они не застают Корина дома, а когда тот наконец объявляется, Андрей замечает, что Джордж стал каким-то странным, не похожим на себя самого.

Судя по тому, что в этом рассказе упоминается планета Гор, действие его происходит в той же авторской вселенной, что и действие рассказа «Аналогия». Но настроение его кардинально отличается от предыдущего — он мне чем-то напомнил саймаковские рассказы. Атмосфера невероятного, предчувствие чудес и ореол загадочности, окружающий личность Джорджа Корина создают весьма удачно поданную интригу, приковывающую внимание к этой истории. Написано всё легким языком, а некий налет несерьезности всего происходящего, оставляет после прочтения довольно приятное послевкусие.

Итог: довольно неровный сборник, в котором есть как и очень удачные вещи ( «Не оставляющий следа», «Угодный Солнцу», «Иду в глубину» ), так и проходные рассказы ( «Запонки с кохлеоидой», «Цепная реакция» ) хотя и в них встречаются оригинальные идеи. Не знаю, может быть в том году эти семь рассказов и оказались хуже, чем все другие фантастические произведения, но многим из современных авторов до этого уровня ещё расти и расти. Попробуйте, почитайте, вдруг понравится.

Оценка : 7
«Трон Люцифера»
–  [ 7 ]  +

Natalie_book, 05 мая 2009 г. в 13:04

Эзотерики, наверное, сказали Парнову большое спасибо за этот сборник ) Критического в нем мало. Вернее, есть попытки критики, но они звучат как-то неубедительно. Будучи, как мне кажется, великим скептиком, он пытается высмеивать древние тайны, но описывает их настолько хорошо, что способствует их рекламе ))))

Оценка : 8
«Снежок»
–  [ 7 ]  +

swgold, 06 мая 2008 г. в 20:58

Старая история о том, как путешественник во времени встречается с самим собой. Таким встречам несть числа, как правило они заканчиваются банальной поножовщиной. Этот рассказ о другом. О чуть грустном и светлом чувстве, которое вызывает встреча с собственной юностью. Рассказ, безусловно, романтичный, но авторы хорошо соблюли меру, они не закатывают глаза и не сбиваются на белые стихи. Рассказ разве что на самую чуточку затянут, но его стоит дочитать хотя бы ради концовки. В «Ярмарке теней» он очень удачно оттеняет несколько угрюмый тон остальных вещей сборника. Рекомендую читать его именно в этом обрамлении.

Оценка : 10
«Падение сверхновой»
–  [ 6 ]  +

БондаренкоЕА, 24 апреля 2023 г. в 10:46

Рассказ очень понравился. Это настоящая советская НФ, просто отдых для души. В меру — физики 60-х (антимир, вакуум Дирака, нейтрино, обратный ход времени), на которой с фантастическими допущениями построен сюжет. Не особо сложный, это же только рассказ. Но достаточно интригующий и романтический. Авторы постарались показать научный поиск и лихорадочную дискуссию экспериментаторов, стремящихся понять суть случившегося. И вот Незнакомец превращается в профессора Шапиро, пропавшего в начале войны.

Конечно, нынче грамотность среднего читателя уже совсем не та, что в советское время. Кто-то не понял, при чём тут «падение Сверхновой». Поясняю: ждали нейтрино от Сверхновой, а упал им, с кучей нейтрино, как снег на голову, профессор из недалёкого прошлого, который занимался смежной темой и совершил сверхновое открытие. Обыкновенный перенос смысла.

А всем, кого сильно напрягла небольшая порция физики, совет: если хотите читать НФ, надо хоть немного разбираться в «Н», а то вам останется одна только «Ф» — сказки для взрослых про королей, колдунов и ведьм.

Оценка : 8
«Последняя дверь»
–  [ 6 ]  +

technocrator, 11 июля 2021 г. в 10:03

Одна из тех вещей, которые не забываются благодаря простой, но сильной фантастической идее и её воплощению. Жуть и мурашки вызывали при чтении описания происшествий, связанных с загадочным марсианским артефактом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ПЕРЕНОСЯЩИМ физические объекты зеркалом.
Для создателей, вероятно, рабочий «инструмент», а для землян – источник необъяснимых поначалу событий, частью опасных и трагических. В рассказе стоит отметить также живые бытовые детали, атмосферность заброшенных сооружений мёртвой планеты, передаваемая воспоминаниями исследователей, и ещё один не совсем банальный ход в финале.

Оценка : 9
«Душа Мира»
–  [ 6 ]  +

Галина954, 26 августа 2019 г. в 13:56

Роман понравился. Книга очень цельная, не рваная, как пишут некоторые, логически выстроенная. И начало, и финал — голос с магнитофонной пленки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сергея Арефьева

Очень интересно описано, как постепенно формируется биотоза. Как постепенно Сергей и Эрик приходят к понимаю того, что воздействует на рост биотозы. Недаром Михаил Емцев химик-органик по специальности. И все события, произошедшие с героями книги, постепенно приводят наших героев к пониманию того, что биотзу , как психического агрессора, надо уничтожить. И даже Сергей Арефьеф с Эриком Эрдманом начинают это понимать, особенно после того, когда эта биотоза начинает блокировать сознание людей. Очень интересно это описано.

Было два варианта уничтожения биотозы. Крайний вариант- уничтожение ракетами со спутника. Но я думаю, что прошел первый вариант ,«Объединенное человечество! Не физически спаянное между собой в аморфное людское море, а охваченное единой благородной идеей.»

Очень интересен эпизод, когда биотоза, так называемая Душа Мира, показывает Сергею, что ожидает в будущем людей. Неприглядное будущее.

И совсем это не Солярис.

А биотозу победили.

«Солнце счастливого мира, построенного руками моих современников...» Не биотозой.

Я ставлю 10 заслуженных баллов.

Оценка : 10
«Море Дирака»
–  [ 6 ]  +

Кропус, 20 мая 2018 г. в 19:19

Первая половина книги понравилась. Соавторам явно удалось показать психологию деляги, которому мало иметь много денег, ему ещё нужно и других, тех кто чище него, совратить. Чего стоит фразочка «Он окинул здание института взглядом Люцифера. Я вас всех совращу, — подумал он.». (За буквальную точность не ручаюсь, но смысл такой). Но со второй половины пошёл сумбур.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если в начале чудо-шкаф был «просто» дубликатором, то потом оказалось, что в него чуть ли не И.И. заложен, да ещё со способностью навеивать глюки. Вот этими-то глюками «шкаф» новоявленного Люцифера ускоренно и перевоспитал. В исторической линии, я вообще толком не понял, а чего собственно хотели добиться его создатели?.
Детективная линия оказалась сведённой на нет. Авторы пишут, что встреча обеих линий была неизбежна, но как они встретились — молчок! Неужели Мильч действительно сам пришёл каяться, как подумывал?. Если так, то зачем вообще нужна была детективная завязка?.

Вообще я заметил, что соавторы нередко придумывают неплохие идеи, но за редким исключением не способны вытянуть вменяемый сюжет.

Оценка : 4
«Возвратите любовь»
–  [ 6 ]  +

elektronoizov, 21 января 2018 г. в 20:38

После прочтения этой повести у меня осталось лёгкое непонимание того, как ТАКОЕ могло выйти в издательстве «Детская литература» с пометкой «Для среднего и старшего возраста», да ещё в так любимой всеми серии с рамкой. Ведь это очень жестокая и натуралистичная история об умирающем от лучевой болезни учёном. Фактически вся она строится на его размышлениях об обществе и мире, в котором мы вынуждены жить друг с другом, иногда перемешиваясь с детскими воспоминаниями и кошмарами, вызванными лихорадочным состоянием. Иногда эмоциональный накал произведения просто-таки доводит до слёз (благодаря весьма образному и красивому языку авторов). Главная идея заключена в самом названии, ибо именно «возвратить» можно что-то материальное (о чём даётся намёк на последних страницах), но никак не такие сложные явления, как время, дружба, любовь, мир на Земле... А так ли необходимо что-то проходить для того, чтобы потом желать возвращения status quo? Об этом обо всём в философско-созерцательной форме и размышляет главный герой.

При довольно небольшом объёме авторы умудрились наполнить повесть разного рода гуманистическими идеями сосуществования людей в период всеобщей милитаризации и потребления. Бесспорно, что здесь присутствуют элементы советской идеологии того времени, но только лишь элементы. Основные же мысли очень масштабны и интернациональны по своей сути.

Рекомендуется к прочтению тем, кто задумывается над этической составляющей научного познания, да и просто неравнодушен к судьбе окружающей его реальности.

Оценка : 8
«Американская фантастика»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 22 марта 2017 г. в 13:29

Эта антология заслуживает только самой высокой оценки. В советские времена, даже в начале многострадальной перестройки, этот сборник был просто на высоте. Великолепная подборка величайших( не побоюсь так сказать) произведений. И это на была книга для стрижки «бабла», это началось немного позже. Это было великолепно составленная антология. Спасибо неменее великолепному Парнову. А он знал толк в хорошей фантастике.

Я навене переборщил со словом — великолепное, но менять ничего не буду. Иметь эту книгу в своей библиотеке просто здорово.

Оценка : 10
«Снежок»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 02 февраля 2017 г. в 12:19

С высоты сегодняшнего дня рассказ выглядит откровенно слабым — ни мысли, ни идеи, ни увлекательности. Да и вообще непонятно, зачем он был написан: идея перемещения во времени не проработана абсолютно, при чтении текста то тут, то там так и хочется воскликнуть «Не верю!», лирическая линия... — ну можно ли считать таковой те полстраницы, где герой наконец-то вспоминает, что в этот день он навсегда расстался со своей девушкой (уже забыл!) :) и пытается поучить себя раннего, как надо вести себя с этой особой.

Итак: герой перемещается в прошлое, общается там с самим собой, крадет записную книжку со стола в читальне, возвращается в настоящее — мир ни на йоту не изменился. Ну, ладно, пусть это будет такое авторское допущение, что временные возмущения затухают и мировая линия после визитов в прошлое не меняется. Но почему же тогда главный герой ничего не помнит о той шестимесячной давности встрече с самим собой и откуда появился дубликат украденной записной книжки у одного из членов комиссии?

Также и с нелепостями — ну зачем, скажите на милость, брать с собой на защиту опытный образец машины времени (кстати, созданный этим супергероем менее чем за полгода), ни разу не опробованный и с твердым намерением никому его не показывать. А затем, во время своего выступления, посмотрев на понравившуюся ему девушку (ХА-ХА), моментально изменить свое решение и включить аппарат. И таких замечаний по тексту можно набрать ой как много....

Оценка : 3
«Последняя дверь»
–  [ 6 ]  +

elias68, 21 июня 2016 г. в 19:52

Замечательный фантастический рассказ. С одной стороны затронута популярная тема исчезновения марсиан, оставивших после себя многочисленные культурные артефакты, с другой стороны атмосферно немного похоже на «Твинер» Ли Брекетт, но литературная составляющая на более высоком уровне. Нисколько не затянуто, все на месте, написано «вкусно», так что читать необычайно приятно, а этим собственно Литература и отличается от комикса.

Оценка : 10
«Воспоминания о конце света»
–  [ 6 ]  +

Стронций 88, 22 августа 2014 г. в 14:35

А мне статья не понравилась. Мне показалось, она невероятно сумбурная, какая-то хаотичная. Начинается как рассказ об антиутопиях (на примере трёх всемирно известных «вех» – «Мы», «О дивный новый мир» и «1984» – о которых, по сути, и так всё сказано и пересказано, даже в учебниках литературы), а потом автор начинает скакать. Он скачет от книг-антиутопий к концу света, к политическому «раздавливанию клопов» вперемешку с политическим культизмом. Он предостерегает от лжепророков конца света, и тут же открыто говорит, что всё действительно очень плохо. Полный сумбур. Какое-то ощущение потока слов и терминов (очень всё отягощено этими терминами – обильем « -измов»). Даже странно становится как он (скорее даже: почему?) переходит от одного к другому – я это совершенно не улавливал. Плюс очень явственная печать перестройки – приравнивание сталинизма с фашизмом (опять эти « -измы»), этот стиль – сумбурно-настойчивый как агитация, резкая агитация в которой эмоции преобладает (и сильно) над логикой – всё это, если честно, совершенно не идёт к публицистической статье, делает её непонятной, превращая чуть ли не в бред. Какое-то обличение мракобесия путём того же мракобесия. Сумбур, сумбур. Поток мыслей, терминов и слов. Не уловил я логики. Не уловил я общего смысла – из-за кричащего терминами и пугающего едким «обличительством всего» текста.

Вот такое моё ощущение…

Оценка : 3
«Снежок»
–  [ 6 ]  +

bbg, 14 августа 2013 г. в 18:32

Рассказик непременно забавный.

Подходя к нему как к обычному тексту, хотел бы отметить следующие ляпы:

1. Накрытую тканью установку. Насколько я понимаю, защиты происходят в специальных местах, в данном случае — в аудитории, где не должно быть непредусмотренных предметов. А хотя бы и были. Не верю, что никому из присутствующих не стало интересно скрытое под тканью нечто.

2. Почему Он первый не помнит встречи со собой же, пришедшим из будущего? Это событие должно остаться в его памяти.

3. Каким образом размножилась записная книжка? Он её украл. Т.о. у Валентинова не должно было остаться книжки с ацтекским орнаментом.

4. Откуда герой достал снежок, если пиджак он оставил в будущем? Из кармана брюк? Не верю. Мужчина так не поступит.

Хотя сама ситуация построена неплохо драматургически. Где-то пятёрку по десятибалльной шкале текст заслуживает.

Оценка : 5
«Третий глаз Шивы»
–  [ 6 ]  +

Ev.Genia, 15 ноября 2012 г. в 06:30

Хорошее продолжение первой книги. Главы, посвященные историческим событиям и героям, великолепны — у автора широкий кругозор и прекрасное воображение. В сочетании с современными событиями, действиями героев, их характерами это дает отличный результат — приятное чтение и хорошее впечатление от книги.

Оценка : 9
«Витязь чести»
–  [ 6 ]  +

Линдабрида, 25 сентября 2012 г. в 16:40

И чего только нет в этой книге! Таинственная Прага и мистическая Обь, интриги венского двора и могущественный орден иезуитов, вещие знаки и старинные легенды. И все это при прискорбном отсутствии Шандора Петефи. То есть персонаж, носящий это имя, в книге есть — мелькает иногда между рассказами об очередной хитрости отца Бальдура или о странствиях Антала Регули. Но до чего же этот персонаж невыразителен и ходулен! Точно навесили на беднягу табличку «Романтический поэт» и решили, что повествовать о нем следует только высоким штилем и на каждом шагу рвать страсть в клочья — о какой бы мелочи ни шла речь.

Оценка : 6
«Море Дирака»
–  [ 6 ]  +

segenbrg, 01 сентября 2012 г. в 11:56

Положил что-то хорошее в коробочку, нажал кнопочку, открываешь — а «чего-то хорошего» уже два! У кого из пацанов не билось учащенно сердце в грезах о таком фантастическом изобретении?! Кто не мечтал «положить в коробочку», попади она ему в руки, что то своё, нужное, заветное... Вот такая « коробочка» и попала в руки одному из главных героев романа. Именно за этой сюжетной линией и следил я в 8-9 лет читая эту книжку. И детектив и политика были безразличны...   Полста лет прошло, а помнится хорошо!

Оценка : 8
«Ларец Марии Медичи»
–  [ 6 ]  +

SAG, 18 августа 2012 г. в 21:29

Есть книги которые начинаешь понимать, только со второго прочтения. С этой у меня так и получилось. Прочитав первый раз, так и не понял, где детектив, где история. Что к чему. Прошло какое-то время и решил перечитать, тем более попались в журнале « Вокруг света» статьи о Монсегюре. И завис: история катарской ереси, крестовый поход по искоренению, а больше по захвату земель и богатств. И тут же детективная состовляющая, по поиску последних реликвий альбигойцев.Все переплетается и складывается в захватывающую картину. Книга получилась. Но хочу сразу предупредить, читать надо со ссылками, не подготовленным , не знающим истории катаров, да и дальнейшей истории Франции, читать будет нелегко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А знатокам серии книг о Анжелике хочу напомнить. Первым мужем Анжелики помоему был один из катаров, за что и поплатился. Или я не прав?

Оценка : 9
«Проснись в Фамагусте»
–  [ 6 ]  +

Алексей1965, 25 мая 2012 г. в 16:40

Повесть оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны — действительно, хороший язык, система образов, интересная тема.

С другой — уже отмечено, что много брошенных линий и нераскрытых линий — что с гонцом, что с Аббасом.

Не буду делать вид, что все понял. Не берусь судить, где кончается моя личная тупость, и начинается ложная многозначительность... Собственно, я и про искомую Макдональдом станцию не все понял.

Кроме того — есть (вполне понятное) стремление автора покрасоваться избыточным количеством терминов буддизма, индуизма и вообще знанием красивых восточных слов — в общем, местный колорит бьет слегка через край.. Это немного отвлекает.

И, тем не менее — очень поэтично, красочно, чем-то даже напоминает Желязны.

Мне понравилось.

Оценка : 8
«Трон Люцифера»
–  [ 6 ]  +

Galka, 06 декабря 2011 г. в 13:47

Думается, многие авторы, писавшие фэнтези и альтернативную фантастику, знакомились с этой книгой. Огромная подборка фактического материала, обзор истории магии от античности дол наших дней. Автор тратит удивительно мало места на критику современных суеверий, считая, видимо, что каждый думающий читатель может сделать выводы сам. Книга издана в начале 90-ых, когда у нас только начинался бум магии и колдовства, однако он проницательно замечает: «Я другой такой страны не знаю, в где так сидят и не дышат перед телевизором, ожидая от него исцеления».

Для начинающих знакомиться с историей магии и оккультизма — очень полезная книга. Обзор включает гностиков, алхимию и астрологию, манихейство, альбигойцев, рыцарские ордены времен крестовых походов (особенно тамплиеров), розенкрейцеров, масонские общества и, более бегло — многое другое.

Оценка : 9
«Зелёная креветка»
–  [ 6 ]  +

Линдабрида, 25 июня 2011 г. в 10:27

Если задуматься — сюжет устрашающе нелепый. Брат дарит сестре в качестве украшения именно то существо, которое чуть не сожрало его вместе с кораблем; венерианская креветка, пропавшая в Антарктиде, выныривает, чтобы уничтожить завод в России, причем непременно тот, где работает жених этой девицы, живущей на станции «Мирный» — очень естественный ход событий. Идеологическая составляющая мало что состоит из зубодробительных штампов, так еще и прикручена к сюжету явно искусственным образом. Ну, что изменилось бы, если бы дурочка просто посеяла свой любимый медальончик, без всякого нападения злобных мутантов?

Парновский стиль, атмосферные описания средней полосы России, конечно, никуда не деваются, но рассказ не спасают.

Оценка : 5
«Иду в глубину»
–  [ 6 ]  +

god54, 16 июня 2011 г. в 20:24

Пафосный советский фантастический рассказ с обязательным самопожертвованием ради товарищей в самой глупой ситуации, когда элементарно не соблюдались нормы техники безопасности, да и вообще правила здравого ума. Осовение глубин океана — это всегда интересно. Но, жаль, что не получилось нового Ихтиандра. Авторов больше интересовала научно-производственная сторона проблемы, а не психология людей, динамика событий, приключения. А жаль.

Оценка : 6

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх