Все отзывы на произведения Юрия Глазкова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 84
Страницы: [1] 2
«Последнее дело» |
| |||
Массаракш, 07 декабря 2023 г. в 04:49 | ||||
Что вы знаете о живописи? Например, о том, что наука будущего сможет по картине с изображением мёртвого человека раскрыть преступление пятисотлетней давности? На самом деле всё просто. Первое: по изображению в профиль восстанавливаем изображение в фас. Ба, да это турецкий султан Мехмед Третий, кто же не помнит старину Мехмеда! Второе: изучаем радужку его глаз (которых на картине нет) – ага! У покойника была опухоль мозга, он был шизофреником, и его отравили. Всё это гений художника смог запечатлеть на холсте даже в профиле безмолвного натурщика. Более того, мёртвые глаза султана сфотографировали для потомков и самого убийцу – хранителя казны Сулеймана со злым взором и и тонкими губами. Всё, «последнее нераскрытое преступление на Земле» раскрыто. Непонятно, правда, к чему вся эта суета с султанскими глазами. Поскольку, как тут же выясняется, у науки будущего есть ещё и некие аудиохранители «волн времени», и можно послушать, как Сулейман открытым текстом сообщает, что намерен травануть своего повелителя. Почему? Да потому что султан каждый вечер выигрывает у него в шахматы золотой! Золотой, сцуко! Каждый вечер! Да ещё и допингует, потому что большим пальцем ноги трёт о валик дивана, а это «стимулирует работу мозга и печени». Казначей почти разорён, поэтому решается на отчаянный шаг. О, коварный и таинственный Восток! Но это не всё о возможностях живописи. По архитектурным деталям, попавшим на картину, наука будущего устанавливает, что «в геометрических размерах и их соотношениях строители древности заложили число «пи» с точностью до десятого знака, размеры орбит планет Солнечной системы, их масс, расстояние до Солнца и даже до Веги». И про скорость света тоже не забыли. Хлопотным занятием была профессия древних строителей – столько всего заложить нужно в четыре стены, просто голова кругом. А приходилось. Остаётся много вопросов: например, почему турецкий султан жил в строении «времен на границе каменного и бронзового веков»? Мог бы себе и получше что-нибудь позволить. И кто пустил гениального художника писать картину с мёртвого султана – это у мусульман-то? О чём вообще рассказ? Имелось в виду, наверное, светлое будущее. Где преступность настолько искоренена, что учёным криминалистам только и остаётся, что тайну Мехмеда Третьего теребить. Да и тех теперь уволят скорее всего – преступление-то последнее. Не обязательно быть молодым, чтобы являться «молодым талантливым автором». Возраст тут ни при чём. | ||||
| ||||
«Сон» |
| |||
Массаракш, 30 октября 2022 г. в 02:22 | ||||
Молодому негру в космосе снится сон, как его предки охотились на крупных и мелких животных. Потом сюжет усложняется: на Землю прилетают атланты верхом на Луне – это их межгалактический корабль. Финиш Луны-корабля вызывает землетрясения, вулканический ад, всемирный потоп. Но! Атланты очень добрые и гуманные. Поэтому они уводят немножко негров на вершины гор и там сооружают плотины, чтобы спасти несчастных и научить их цивилизации. На Земле атлантам трудно дышать – мало кислорода. Главная база поэтому у них будет на Марсе. Логично же? Правда, Марс как мелькнул в рассказе, так навсегда и исчез. Наверное, кислород там был, но быстро кончился, потому что атланты его весь выдышали. Историю человечества автор видит весьма своеобразно. Прелестная сцена, когда раздражённый бессмертный атлант пеняет древнеегипетскому жрецу за: 1) жестокости Чингис-хана; 2) завоевания конкистадорами инков; 3) махабхаратские ядерные бомбы. Дальше, естественно, Тибет с Шамбалой, куда ж без них. А потом молодой негр просыпается и норовит пасть перед атлантом (тем же? другим?) на колени, а тот вяло отпихивается: мол, не надо, не надо, мы же друзья... Отборная, калиброванная ахинея. Владимир Щербаков был, наверное, в полном восторге. | ||||
| ||||
«Посланец из будущего» |
| |||
Массаракш, 14 марта 2024 г. в 06:15 | ||||
Юрий Глазков в 1991 году вдруг посмотрел первого «Терминатора». И понял, что сценарий к этому фильму должен был написать именно он. Из-под носа, буквально из головы украли сюжет голливудские дельцы. А кому жаловаться? Пришлось сочинять хотя бы рассказ. Это не пересказ фильма, нет-нет. Во-первых, как зовут будущую мать, которую нужно прикончить? У Глазкова – Кэрол, это меняет всё. Во-вторых, там был киборг какой-то, а здесь «робот-убийца высшего разряда». Высшего! Почувствуйте разницу. А в-третьих, никакого «Скайнета», наоборот, добрые люди будущего спасают мир от изобретения смертоносного оружия. «Это оружие можно было изготавливать буквально на каждой кухне. Действовало это оружие на генную часть. Внедряясь в носитель информации и воспроизведения, этот вирус становился как бы законным, но образовывал свою, побочную ветвь развития, ведущую к гибели». Из всех этих устрашающих научных слов понять что-либо невозможно, но волосы на голове встают дыбом. Людям будущего приходится принимать меры: «Надо было сделать так, чтобы будущая мать изобретателя этого страшного оружия исчезла до замужества. Муж не в счёт, он умрет сразу после свадьбы». Какой свадьбы? С кем, если невесты не будет? Если Глазков и слышал слово «хронопарадокс», то наверняка считал, что это про испорченные часы. Впрочем, уверенному в себе автору совершенно не обязательно понимать, о чём пишешь. Добрые намерения нисколько не мешают роботу высшего сорта класть налево и направо штабеля трупов. «Все в ужасе смотрели на мощную фигуру, играющую натренированными человеческими телами». Присутствует какая-то загадочная этика перестрелок: «Люди шарахались в этом вихре металла, падали на землю... но двое сохраняли спокойствие – Робот и шофер полицейской машины. Так уж повелось, что бандиты их не трогали». Что за бандиты – бог весть, поскольку в наличии только Робот и полиция. Хотя всё правильно: бандитов нет – они никого не трогают. Логично. Полицейские, кстати, самовозгораются, если ткнуть в них электричеством. Ихние девушки свистят от восхищения, увидев, как ломают телефонную трубку. Рио-де-Жанейро размещается на острове (хотя тут Глазков хитрит, полностью город не называя; возможно, какой-то другой Рио). Ко всему прочему, Робот берёт себе имя Джон Рид. Глубоко копал Глазков, намекая, видимо, что в рассказе у него те самые дни, которые потрясли мир. Но самая мякотка, самое важное отличие от фильма (как радовался, наверное, Глазков своей придумке) заключается в том, что Робот – имбецил. Вместо будущей матери изобретателя он расстреливает её фотографию, принимая изображение за живого человека. Чем и удовлетворяется, считая задание выполненным. Такой вот твист, да. Классе в седьмом мой друг детства вдруг взял и накатал на целую школьную тетрадь повесть (незавершённую) про войну мафий в США. Весь необходимый лор он почерпнул (год был 1978 приблизительно) из газеты «Правда» и пары детективов Джеймса Хэдли Чейза. Лет сорок потом мы по памяти цитировали ему избранные места («пиджак его был испачкан не то мелом, не то грязью»), а он и сам ржал, и вяло отбивался в том смысле, что задолбали, мол. Так вот, жаль, что та тетрадь утрачена. Оказывается, она была вполне пригодна для публикации. Уж точно ничем не уступала этому рассказу. | ||||
| ||||
«Критерий» |
| |||
Массаракш, 01 ноября 2022 г. в 02:42 | ||||
Капитан экспедиции мудр: «У Вселенной есть разные планеты». И проницателен: на этой имеются города и вспаханные поля, значит, наверняка водится разумная жизнь. Идём на контакт. Первые действия экипажа после приземления – отбой, все дружно засыпают, «чуть вхрапывая и шевеля губами». Всё правильно: перед контактом нужно передохнуть и набраться сил. Автор при этом не чужд поэтическим метафорам: «Перекошенные от перегрузок лица чуть разгладились, но остались похожими на взгорбившийся блин». А дисциплина в экипаже на высочайшем уровне: «Если даже кто просыпался раньше /капитана/, то тихо лежал, не смея подняться». Здесь преамбула заканчивается, и начинается коротенькая кривенькая амбула: оказывается, на планете до сих пор пользуются дверными замками, а значит, они отсталые и не совсем ещё разумные. А ведь земляне давным-давно забыли, что такое замки. Бежать, скорее бежать отсюда! А и правда: для чего замки, когда есть дисциплина? Вышколенный астролётчик скорее обмочится, но не шевельнёт пальцем, пока не проснулся капитан. И любой приказ начальства воспринимает как откровение: «Космонавты с благодарностью смотрели на своего опытного командира, уверенные, что отчёт о полете будет, как всегда, идеален». Разве можно среди таких хороших людей запираться? А если местные пользуются замками – значит, с дисциплиной дело швах, прочь отсюда, пока зараза не прилипла. Светлое, но немного солдафонское будущее от бывшего космонавта, а затем успешного функционера Глазкова. Может, конечно, пошутить хотел. Но вряд ли. P.S. В другом рассказе Глазкова ликующие аборигены обстреливают земной корабль в верхних слоях атмосферы исполинскими букетами цветов, а капитан во время посадки в волнении нарезает колбасу кухонным ножом (видимо, советская метафора предчувствия праздника). Очаровательная картинка, которую не знаю куда воткнуть. Пристрою сюда. | ||||
| ||||
«Эпизод» |
| |||
Массаракш, 25 ноября 2023 г. в 03:23 | ||||
Так вышло, что сломались все телескопы Земли – и лунный, и орбитальный, и все прочие. Только один остался работоспособен – у какого-то чудака-учёного на «горном ранчо». Целую неделю учёный спускался с гор (в Австралии), чтобы принести страшную весть: взорвался Каллисто, спутник Юпитера, и вот-вот здоровенная каменюка 15 км в диаметре врежется прямо в Землю. Спасти человечество может только одинокий космонавт Иван, протаранив астероид на танкере со спецгорючим. Иван таранит, спасает. Описан подвиг, нормальный для духовных людей. Есть, правда, вопросы. Первый: а с чего бы это вдруг спутнику Юпитера (да и любому другому) взрываться? В рассказе это как бы в порядке вещей и даже ожидаемо: «Помнишь теорию о возможности взрыва Каллисто?». Никак не объясняется. Ну, такие они, спутники – нестабильные. Как нитроглицерин. Ни разу не астроном, но посмотрел в википедии: минимальное расстояние между Землей и Юпитером около 600 миллионов километров. Поделил дистанцию на неделю подлёта (поправьте, если ошибаюсь), получается, что кусок Каллисто стремится к Земле со скоростью тысяча километров в секунду. Это скорость выброса плазмы при солнечных вспышках. Рвануло так рвануло. Нет, спутники Юпитера сделаны не из динамита, там что-то гораздо круче. Расстрелять астероид ядерными зарядами можно, но нельзя – экология пострадает, будут радиоактивные осадки, мы все умрём. А где эти осадки ожидаются? В космосе? Или сбивать собрались уже в атмосфере, подпустив врага поближе, как Анка-пулемётчица? Космонавт Глазков мог бы и понимать разницу, но, видимо, рассказ 1991 года без экологии – как Новый год без ёлки. (А вообще-то, каменюке такого размера чихать что на ракеты, что на супертанкеры со спецгорючим – с тем же успехом можно стрелять в неё из рогатки). Космонавт Иван сентиментален, но невозмутим, как черепаха-аутист. Обмен репликами с ЦУПом перед самопожертвованием происходит приблизительно в таком ключе: «Иван, Каллисто взорвался». – «А это где?» – «Иван, надо протаранить танкером астероид». – «Не хочу, мне с сынишкой надо вечером в электронную игрушку поиграть». – Иван, надо!» – «Ладно, протараню, передайте всем привет». Но всё это придирки, конечно. В рассказе главное – героика, трагизм. Сынишка смотрит на рассыпавшиеся в небе метеориты и думает: как там папка? Ничего, папка завтра вернётся, завтра мы с папкой в «Космического спрута» поиграем. Прямо сердце щемит. Вытираем скупые/светлые мужские/женские слёзы. P.S. Какие-то непростые отношения были у космонавта Глазкова с астрономами. Про испортившийся орбитальный телескоп: «Ученые вой подняли, что неделю уже ничего не видят во Вселенной. И что там высматривать каждый день? Не понимаю». Немного дальше: «У него своя концепция Вселенной, а с ней никто не согласен… Очередной обиженный». Это про наблюдателя-одиночку, который неделю спускался со страшных австралийских гор, чтобы предупредить человечество о грядущем апокалипсисе. Едва промелькнувший и, можно сказать, тоже героический персонаж, но свою жменьку навоза получил. Ощущение, что чем-то здорово насолили заразы-астрономы автору. | ||||
| ||||
«Критерий» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 23:59 | ||||
Космонавты ведут себя на планете, как олигофрены. Когда при исследовании планеты обнаружились замки на дверях, космонавты срочно ретировались с планеты, типа делать там нечего и контакт с такими аборигенами не нужен. И какова мораль? У нас-то кругом замки, значит мы плохие. А хорошими будем тогда, когда коммунизм построим, все будет общее и замки будут не нужны. Настолько примитивная мораль у этого автора почти во всех произведениях. Читать противно. | ||||
| ||||
«Голосок» |
| |||
Массаракш, 13 декабря 2023 г. в 03:16 | ||||
Была такая благодатная нива – советский «антивоенный» рассказ. Мало кто из второсортных советских фантастов не оттоптался на западной военщине (некоторые только тем и кормились), поскольку тема была печатабельная, а сверкать выдумкой отсутствовала нужда: все типовые составляющие ещё с 50-х годов были стандартными, как кирпичи. Два обязательных компонента: 1) безжалостные западные солдафоны в ассортименте – от социопата-генерала до дуболомов-рядовых, готовых исполнить любой приказ; 2) талантливый учёный, чьё мирное изобретение империалисты намерены использовать для истребления человечества. К перу рука Юрия Глазкова потянулась только в 80-х, но заветы предшественников он свято хранил. На орбитальной станции присутствуют: 1) безмозглые астронавты – гогочут, тупят, отпускают сальные шутки, целятся ракетами в какую-то страну с блондинами и фиордами; 2) учёный с гениальным изобретением. Изобретение: если в невесомости смешать некие жидкости, то возникнет разум. Жадные астронавты ропщут, волнуются: не надо нам такого, самим еды в обрез, на новый разум пайка не предусмотрена. Но мужественный учёный всё равно смешивает. Свежевылупившийся разум тут же начинает стрекотать, как Буратино, задавая буратинские же вопросы: а что это за курточка, что это за луковица... тьфу, в смысле, что такое ракеты и зачем ими убивать человеков? Ересь! Скверна! Что значит – зачем? У астронавтов спирает в зобу дыханье и бросает в пот, они переглядываются, понимая, что другого выхода нет. Кончать надо и профессора, и его дьявольский болтливый ящик, прямо сейчас. А то ещё начнут сеять разумное, доброе, вечное. Да, вот так. За антивоенную пропаганду – перо в бок и мясо в космос. В западной астронавтике с инакомыслящими не церемонятся. А вы как думали? С блондинами и фиордами только непонятно. Чем Норвегия-то врагам не угодила – она им вроде как союзник, зачем в неё прицеливаться? А! Рассказ-то 1986 года, встреча в Рейкьявике... Ну да, негоже во время разрядки указывать целью среднерусскую возвышенность. Тонкий дипломат был Глазков, ловко стрелки перевёл. Пусть норвежцы теперь боятся. Или шведы? Блондины, в общем... | ||||
| ||||
«Черное безмолвие» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 12:55 | ||||
У большинства рассказов в этом сборнике есть некие общие черты. 1. Инопланетяне, как правило, антропоморфны, мало чем отличаются от людей. Порой трудно даже определить, кто из действующих лиц инопланетяне, а кто земляне. Иногда даже инопланетяне и в браки вступают с землянами и детей имеют от землян. Объяснения этому никакого нет. Другая крайность — непонятная и абстрактная форма у инопланетян, типа ромба с глазами, бревна с хвостом, кляксы. 2. В рассказах активно используются общественные страхи 80-х годов: ВИЧ, озоновые дыры, радиоактивное загрязнение, загрязнение продуктов питания пестицидами и нитратами, кислотные дожди и прочий экологический алармизм. 3. Используется популярный список 80-х годов «загадок человеческого прошлого»: Египетские пирамиды, Стоунхэндж и прочие мегалиты, геоглифы Наска и т.д. Все это объясняется палеоконтактом как правило. 4. Рассказы крайне идеологизированы и пропитаны советской пропагандой. 5. Подавая главную идею рассказа, автор крайне невнимателен к деталям рассказа, характерам и образам героев, развитию сюжета. Все это обесценивает рассказ, и сводит на нет идею. 6. Многие рассказы страдают нелогичностью, нестройностью сюжета. 7. Очень часто встречается антивоенная тема, которая подана очень наивно и примитивно. Трудно поверить, что автор этих рассказов — космонавт, побывавший в космосе. Полеты в космос в рассказах какие-то кукольные и нереалистичные. Мой вывод: этот сборник рассказов — наихудший образец советской фантастики. Хотите узнать, что такое плохая советская фантастика? Вот она, читайте! | ||||
| ||||
«Мудрый» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 23:23 | ||||
Какой святой отец? Какая церковь? Какие славяне? Если только-только изобрели оперённые стрелы? Ну и все остальное: велика мудрость — казнить изобретателя оружия во время войны из гуманности к врагам?! | ||||
| ||||
«Сон» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 22:42 | ||||
Рассказ — сплошное недоразумение. Два человека — учитель и ученик взлетают в космос и встают на орбиту Земли, учитель (белокожий) показывает с помощью прибора сон своему ученику (чернокожему). Непонятно, зачем для этого подниматься в космос? Это можно было сделать и на Земле. Наверно, для создания пафоса и иллюстрации Земли и Африки в частности читателю. Конец не понравился. «Ты бог и наш учитель» — говорит чернокожий. «Не бог, а твой друг» — говорит белокожий. И пусть белокожий Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) оказался не совсем человеком, но какой-то привкус расизма тут присутствует. Такие вот белокожие прогрессоры. Сама же идея рассказа чрезвычайно заезженная в фантастике. В тексте большое количество недоразумений. Например. Как общался Гон с дикарями? Откуда знал язык? Технические устройста-переводчики не упомянуты. Как Хари показал Бену сон, который был хронологией событий? Изображения событий как-то фиксировались технически? Или прямо из памяти Гона? Показал сон и все, как в сказке. Но тут другой жанр и требования другие. И у этого автора инопланетяне почему-то всегда антропоморфные и почти не отличимы от людей. С чего бы это? Пришельцы спасают людей, от чего? От того, что сами пригнали Луну на орбиту Земли. То есть от своих же действий спасают. И все нормально. И так далее. | ||||
| ||||
«Сетка» |
| |||
Массаракш, 18 февраля 2024 г. в 02:48 | ||||
Помнится, в детстве мне разрешали смотреть телевизор только полчаса в день, потому что за пределами этого срока наступали необратимые изменения в мозгу. Нет, в известном смысле оно верно, но тогда имелось в виду вредоносное излучение кинескопа. Страшилка своего времени. Подхватив эту страшилку, космонавт Глазков привинтил к ней спутники и принялся пугать по-взрослому, перенеся действие на горячо ненавидимый Запад. Дети, умирают дети! Спутники следят за нами с небес, и от этого болеют и гибнут дети! Милая девочка Натали бьётся в припадках. Новорожденные уязвлены ещё в утробе матери. От горя женщины рыдают и сходят с ума, а отцы в отчаянии пьют дешёвое виски. Что это за адская технология слежения, автор не объясняет. Ну, такая вот. Какие-то чудовищные телевизоры, видимо. Космонавту лучше знать, он не соврёт. Важно другое: чьи же бесчеловечные спутники реют над условными канзасщиной и оклахомщиной? Угадали, наверное? Разумеется, их собственные! Сами запускают, сами за собой следят, сами безжалостно губят собственных детей. Наконец жуткое всевидящее око добралось и до последнего уголка, где люди доброй воли кое-как могли укрыться. Девочку Натали ещё можно спасти, если надеть на голову шапочку из фольги, но её дяде-лейтенанту недосуг, ему главное – чтобы в звании повысили. Мир катится в тартарары. Такие вот они – тупые кровожадные идиоты. Что и требовалось доказать. Любил Глазков отпинать западную военщину. А военщина, наверное, в ужасе ждала его очередного обличающего рассказа, после которого останется только застрелиться. | ||||
| ||||
«Расплата» |
| |||
Массаракш, 21 ноября 2022 г. в 23:29 | ||||
«Луч пронзил его широченную, упрятанную в скафандр грудь, и Рош пытался его вырвать, словно древнее копье». Вырвать луч – это сильно, такого мне ещё не встречалось (ещё бы и метнуть потом обратно во врага, эх!). Впрочем, далее не менее эпично: «Лети в свой отсек, выкинь торпеды, а то они начнут рвать наши внутренности!». Последний член экипажа исполняет прощальный приказ капитана, да так удачно выкидывает, что поражает один космолёт врага, другой... пять штук в итоге. Не запускает, нет – выкидывает. Наглядная реализация афоризма «Если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это своими руками». У текста есть ещё первая часть, так сказать, философская, начинающаяся чуть ли не с газообразного состояния Земли. Состоит из монотонных синонимических рядов: «планета стонала, шептала, кричала«, «разум научился многое понимать, думать, хитрить, спасая свою жизнь от мощных звериных лап, когтей, зубов, клювов, зловонных пастей» и т.д. К длинному перечню глаголов и существительных вся философия, собственно, и сводится. Порадовала только фраза «Огромные корабли лениво вращались, демонстрируя друг другу воинственные бока». Претензия на всеохватную серьёзность, антивоенную трагедию, при этом в сочетании с абсурдной героикой. В начале тридцатых рассказ имел бы успех... наверное. Но для 1991 года выглядит по меньшей мере странно. | ||||
| ||||
«Деревня» |
| |||
Массаракш, 16 ноября 2022 г. в 02:17 | ||||
Три актуальнейших темы конца 80-х: 1) экология; 2) бюрократизм; 3) надо держаться корней. Как бы всё это упихать в один флакон? А чего мудрить-то? Просто берём «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина и кратенько переписываем своими словами (помнится, в школе это называлось «изложением»). Только вот про церковь, про церковь нужно послезливее – как же можно в 1991 году старенькую церковь не пожалеть? Ну вот, уже хороший рассказ получился. Но ещё бы надо усилить. А пусть на пути безжалостных бульдозеров из-под земли встанут истлевшие герои войны в будёновках и сам Александр Васильевич Суворов в кивере. Все знают, что он с кивером практически никогда не расставался и боролся за экологию. Не дадим, мол, поля заболотить, без электричества деды наши жили и мы как-нибудь проживём. Здорово вышло, но немножко какой-то зомби-хоррор. Не наш метод, ненаучно как-то. Нет-нет, пускай будёновки и Суворов остаются, но сверху мы ещё одним козырём прихлопнем – марсианами. Бездушные бюрократы топят деревни под водохранилища, а благородные марсиане эти самые деревни с церквями спасают, вывозят к себе на марсианскую родину. Абсолютно твёрдая НФ получается, да ещё и бесстрашная шутка сатиры (в 91-м году уже разрешили быть бесстрашным). Ну а дальше улучшать уже просто некуда. | ||||
| ||||
«Предупреждение» |
| |||
Массаракш, 17 ноября 2022 г. в 02:02 | ||||
– Как же надоело бродить по Вселенной. Но ничего не поделаешь: Великий Стратег велел нам покорить пять планет, а мы только четыре нашли. Где же пятую взять? О! Да вот она! Давай левее рули, левее... – А как покорять-то будем? У нас один кораблик, да и тот невелик. – Плёвое дело. Они сами изобрели такой газ фреон. Мы его много-много распылим, наделаем озоновых дыр, и они тут же отдадут нам все свои металлы, нефть и живых рабов. – А поместится всё это у нас? Куда складывать будем? – Не отвлекайся. Смотри: они уже волдырями пошли, дохнут, как мухи. Сейчас покорятся... Ай! Что-то у нас корабль на куски разваливается. – Это в нас попала ракета, стартовавшая с холодного спутника планеты и несущая на нее последние данные о наблюдении Вселенной. Там, в электронной памяти компьютеров, были признаки обнаруженной жизни в системе Чёрной Звезды. Траектории двух цивилизаций пересеклись. – Чего-чего? Несчастный, он бредит перед лицом неминуемой лютой смерти. Впрочем, уже неважно. Да здравствует Великий Стра... P.S. Посвящается безвинно ошельмованному фреону. | ||||
| ||||
«Бездомные скитальцы» |
| |||
Error, 13 августа 2018 г. в 00:26 | ||||
Это не повесть, а некий набор картинок (относительно, неопределённых тем, которые якобы, должны стыковаться в стройную схему произведения). Но уж как — то не задалось. Немогу определённо сказать, то ли автор тому виной, то ли редакторские советы и ножницы (читал в журнальном варианте Вокруг света), только само произведение имеет «корявую», наивно — натянутую стройность. Изначально в состав экипажа вводится (мама дорогая!) полицейский со способностями психолога, для выявления нестыковок психотипов астронавтов. Вопрос — каким макаром подбирался экипаж, через пень колоду? И кем?...Вообщем далее. Далее, совершенно забываем о полицейском, и наблюдаем картину замены блока в спутнике. Ну тебе прямо живописная картинка из Кларка «Одиссея — 1». Что правда, Глазкову здесь стоит отдать должное, он как профессиональный космонавт неплохо описал работу астронавта, и диалоги самих работников космоса. А потом — совершенно надуманная авария в пространстве... и спасение космонавтов кораблём «наблюдателей» другой стороны. Не сложно догодаться, кто эти «другие» и какое (ай — яй — яй, погрозим пальчиком), нехорошее начальство военствующего империализма приказавшее пилоту бросить двух космонавтов на орбите в открытом космосе. Потом появляется наш психо — полицейский отправляющийся к Сатурну. При этом у человечества уже есть некие импульсные двигатели способные доставлять груз на большие расстояния в одно мгновение. Тогда появляется законные вопросы : «Если путешествия на огромные расстояния становяться мгновенными, отчего мы, то бишь человечество ограничиваемся пределами орбиты Сатурну? Да и вообще, зачем нагнетать серьёзного опломба с долгосрочной подготовкой экспедиции, если путешествие туда и назад занимает всего — то по максимуму пару дней?» НОНСЕНС! Ну да Бог с ними — произведение всё же, выдумка автора как — никак! На орбите Сатурна мы вновь возвращаемся к подзабытому Кларку и его «Одиссее». Что и зачем там делают герои Глазкова не очень понятно, но главное, что попадают в экстремальные ситуации, которые при этом кто — то контралирует. Но Кто? Оказывается саморазвившийся бортовой компьютер (каким образом он осознал себя?). И именно тут, у Сатурна, он/она в этом покаялся. И очеловечился. Короче, наш коп выявил недорозумения в среде экипажа — так что пора возращаться. А тут ещё и пара семейная образовалась. Ах да, — некий инопланетный корабль светонул лучом по кораблю землян и компьютер расшифровал это как послание, с обещанием вскорости вернуться. С какого — то перепугу экипаж решает, что это посланцы доброй воли и необходимо быть всему человечеству нравственно чистыми, что корабль вернётся через пол года. И при том не на орбиту Сатурна, а прямо к Земле. Ну и наши герои отчаливают на родину проведя около Сатурна не более двух суток. Возвращение просто «ужасное» — Земля кружится в армагедоне. Оказывается заменённый блок и некие манипуляции компьтера инициировали определённые процессы в боевом саттелите и произошла ядерная катастрофа. Короче, наши герои остались без дома и, по — видимому не дождутся посланцев Высшего разума. Вот и сказочки конец! Короче, всё надуманно и слеплено кое как с отклонениями и явными подрожаниями Кларку. При чтении возникают вопросы типа, и зачем это, к чему? Стоит ли читать? Думаю, если нет, то читающий ничего не потеряет. Глазков неплохо расписывает фрагментарно работу космонавтов как есть. Но на том и всё! | ||||
| ||||
«Чёрное безмолвие» |
| |||
pava999, 05 июня 2011 г. в 11:57 | ||||
Автор сам запутался в своём сюжете. В начале ясно сказано — сигнал достиг ЗЕМЛИ. Да и имена у членов экипажа земные — Тим, Дик. А потом оказывается: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ну ещё, в серьёзном, даже трагичном произведении — ссорящиеся (причём устно), обижающиеся, умеющие использовать метафоры роботы. Детский сад.Инопланетяне получили сигнал от Земли и прилетели на Землю. Кто куда полетел? За идею ставлю 7. Сюжет — сразу видно, что писал непрофессионал. | ||||
| ||||
«Чёрное безмолвие» |
| |||
god54, 08 июля 2010 г. в 19:01 | ||||
Еще один антивоенный рассказ со стандартным сюжетом времен СССР. Чем больше читаешь таких рассказов, тем меньше хочешь бороться за мир. Скучно, наивно, схематично, упрощенно... | ||||
| ||||
«Сон» |
| |||
god54, 07 июля 2010 г. в 21:34 | ||||
Наверное самый длинный рассказ у автора, который представляет собой попытку свести воедино все теории и гипотезы появления инопланетян на планете Земля. А в итоге получилась такая каша, полная логических нестыковок и несуразностей, которые не хочется даже обсуждать. Весь рассказ превратился в скучное изложение теорий, перемежаемых некими сентиментальными отступлениями. Просто скучно. | ||||
| ||||
«Предупреждение» |
| |||
god54, 06 июля 2010 г. в 21:24 | ||||
Прочитал дважды пытаясь уловить смысл, но так и не смог. Сюжет рассказа состоит словно из двух частей несвязанных между собой и не имеющих логической концовки. Борьба за экологию начата и брошена. Устрашение произведено, а результат неизвестен. И для чего и зачем это все описано — неясно. | ||||
| ||||
«Мудрый» |
| |||
god54, 05 июля 2010 г. в 19:25 | ||||
Два раза перечитал, хорошо короткий рассказ, и категорически не согласен с автором. Нельзя остановить прогресс вырезая мастеров, даже если это военный прогресс. Ведь любое гражданское изобретение легко может стать оружием, равно и наоборот. В этом ли суть? А может в душе искать надо? | ||||
| ||||
«Дорога домой» |
| |||
Ny, 18 ноября 2009 г. в 05:20 | ||||
Вот уж не знаю, с душой автор писал или по заказу. Больше похоже, что с душой. Спорить с настоящим космонавтом о именно таком ходе событий в сложной ситуации и о заискивающими перед СССР американцами я не буду. Ибо не мне судить. Если отвлечься от идеологических посылок, то можно покритиковать качество литературной работы Ю. Глазкова. Ну, хорошо, — не умеет товарищ толком писать. Но неужели в редакции «Молодой гвардии» не могли подкорректировать текст? Очень коряво получилось. | ||||
| ||||
«Мудрый» |
| |||
Sawwin, 07 декабря 2023 г. в 08:37 | ||||
Ухохотался, читая, как конница на рысях идёт через лесную чащу. Кстати, сделать засеки мудрый князь не додумался. Вообще, рассказ занимает четыре страницы, а одно перечисление ляпов и ошибок потребует вдвое больше места. Так что, не стоит тратить время, выставить рассказу двойку и забыть. | ||||
| ||||
«Возрождение» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 12:00 | ||||
Даже не знаю, как к такому произведению относится... Судите сами. От Земли пришло сообщение, в виде координат и музыки. Прилетели инопланетяне, а никого нет. Планета безжизненна. Одни пустыни. Ни людей, ни зверей, ни растений. Тогда инопланетяне включили на планете музыку. И все появилось: моря появились, леса выросли, птички, а из леса вышли люди и сказали: спасибо! прилетайте, будем ждать! Конец. И что это было? | ||||
| ||||
«Математика» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 00:21 | ||||
Не понятно, о чем рассказ. Невозможно выделить главную мысль. Сначала идет речь об индукции в обработке информации. Потом о поиске ключевых моментов, отражающих общие процессы. Ожидаешь, что дальше будет либо критика, либо подтверждение этого принципа научного поиска. Но дальше идёт наивный антимилитаризм: «война это плохо, а вот мир — это очень хорошо». Ну и все. Конец. Напоследок вопрос: «какая у них математика?». Вот было бы гораздо интереснее развить эту мысль — математика может быть разной или она везде одна, так как и Вселенная одна и инвариантна. Но — нет. И ещё — небрежность в написании текста и редакции. Словно опубликовали черновик. Председатель в середине рассказа становится Президентом, а в конце рассказа — снова Председателем. Ну и оцените фразу из рассказа: «Интересно, что это, но некогда, мы забрали то, что нам надо, не отняли бы.» | ||||
| ||||
«Событие» |
| |||
Carex, 06 августа 2018 г. в 10:12 | ||||
«Расскажите птицы, времечко пришло, Что планета наша — хрупкое стекло, Чистые берёзы, реки и поля — С неба всё это нежнее хрусталя. Неужели мы услышим со всех сторон Хрустальный звон, прощальный звон.» Так пела Алла Борисовна. Вот такой «птицей» и был Юрий Глазков. Написал рассказ на тему «берегите мир». Тогда это модно было, а точнее был заказ партии. Металлический привкус политической агитации в рассказе. Жил в те времена, иммунная реакция сразу начинается. | ||||
| ||||
«Дорога домой» |
| |||
Sumy, 20 января 2015 г. в 20:58 | ||||
Судя по этой повести американские астронавты и метеориты вещи несовместимые. А , вернее сказать , настолько совместимые , что стоило только американцам построить базу на Луне , как количество метеоритов в эту базу врезавшихся , заставляет думать о теории вероятности как о лже-науке. Из-за полного бардака царившего в американском центре управлении полетами миссию по спасению бедолаг-американцев принимают на себя советские ученые и космонавты. Американцы , при этом , постоянно восхищаются всем советским и поругивают своих политиканов и акул бизнеса. Наши скромно выслушивают комплименты , соглашаются с критикой прогнившего строя и ненавязчиво намекают что американцы в сущности не совсем пропащие люди и не все потеряно если только брать пример с передовой части человечества. В результате имеем очередную агитку , весьма удивляющую , если учесть год написания. | ||||
| ||||
«Чёрное безмолвие» |
| |||
Александръ, 13 января 2013 г. в 10:09 | ||||
Тим, Хак, Тод, Кет и Дик — вот такая весёленькая компания летит в экспедицию на Землю. Ребята, очевидно, не приучены быстро соображать — они долго не могут понять, что планета погибла в ядерной войне, хотя все следы налицо. Они запускают множество роботов, прощупывают различные объекты, но к естественному выводу никак прийти не могут. И только случайно сохранившийся на поверхности корабль помог СверхУмам решить загадку. | ||||
| ||||
«Свадьба» |
| |||
gsv329, 05 августа 2012 г. в 10:49 | ||||
Один из лучших рассказов Юрия Глазкова. Писатель поднимает вопросы и проблемы психики человека, возникающие у космонавтов на орбитальном комплексе. Очень оригинально описана виртуализация оборудования бегового тренажера. Может, не столь изысканным литературным языком написан рассказ, но давайте не будем забывать, что это писатель-фантаст космонавт! А кто как ни настоящий космонавт может писать самую реалистическую фантастику? Произведение входит в сборник рассказов Ю.Глазкова «Черное безмолвие», иллюстрации к которому рисовал советский космонавт Владимир Джанибеков. Вот такой интересный творческий тандем, заслуживающий особого внимания любителей космической фантастики. | ||||
| ||||
«Мастерок» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 00:07 | ||||
Так живые люди не разговаривают. Это какое-то непрерывное партсобрание. Косноязычие, вот например фразы: «Иван Петрович наконец заснул, чуть тяжелое его дыхание расползалось от палатки и пугало юрких ящериц.» «Нет-нет, а мир удивлялся. И это очень нравилось людям.» Писательское мастерство отсутствует. Главное фантастическое допущение сомнительное. Если б не столь подробно был описан механизм звукозаписи, можно было бы поверить. | ||||
| ||||
«Сердце кометы» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 23:14 | ||||
Идеальное место нашли инопланетяне для того, чтобы оставить письменное сообщение для землян. На одной из огромного числа комет в солнечной системе, которая к тому же подлетает к Солнцу раз в 70 лет. Все логично. | ||||
| ||||
«Предупреждение» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 22:51 | ||||
В 80-е годы боялись озоновых дыр, нитратов, радиации и кислотных дождей. Сейчас про это мало кто помнит. (Сейчас боятся глобального потепления и ГМО). Вот, автор и решить обыграть страх перед озоновыми дырами. Краски он сильно сгустил, все преувеличил, это очевидно. Сам сюжет рассказа слишком уж прост и не завершен. Прилетели мерзавцы инопланетяне, начали гадить, а их взяли и грохнули (с безжизненного спутника автоматической ракетой по приказу Совета ученых). Да, именно так. | ||||
| ||||
«Деревня» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 22:45 | ||||
Что может защитить советского человека от решения властей? Марсиане и мертвецы. Но одно из фантастических допущений явно лишнее в рассказе. | ||||
| ||||
«Мышеловка» |
| |||
Carex, 06 августа 2018 г. в 10:04 | ||||
Тема взбунтовавшегося искусственного интеллекта. К 1987 году (время написания рассказа) тема в фантастике уже не новая. Вот и рассказ не порадовал новизной идей. Мелочи удивляют. Типа: садятся люди на планету и удивляются, что жители их не понимают и слово «спутник» не знают. Так ведь языки могут разными быть! Автор все это опускает и не раскрывает, потому что самое главное для него подать идею — искусственный интеллект и антимилитаризм. Детали не важны. | ||||
| ||||
«Отклонение» |
| |||
Carex, 05 августа 2018 г. в 16:56 | ||||
Слишком уж земные, человеческие вопросы содержались в космическом корабле. Ни слова не сказано о том, в каком виде были записи, и как расшифровывались. Так и представляется, что кириллицей на бумаге написаны. Да и вопросы такие банальные: кто мы такие? откуда мы? что такое всеобъемлющее пространство? Не верится в их чужое происхождение. Но декорации автору не важны, главное задаться вопросами. | ||||
| ||||
«Событие» |
| |||
god54, 24 июня 2014 г. в 22:09 | ||||
Это даже не рассказ, а скорее эмоциональный очерк или даже агитационная листовка в борьбе за мир. Этакий набор возвышенных эмоциональных слов, которые можно свести к одной фразе: люди берегите свою планету, такую красивую и такую хрупкую. Призыв ко всему человечеству в рамках лозунгов ЦК КПСС к 1-му Мая. | ||||
| ||||
«Стрелок» |
| |||
Александръ, 13 января 2013 г. в 10:36 | ||||
Разведчик Гавр прибывает на пятую планету некой звёздной системы. Этакий Рэмбо, вооружённый бластером, с переливающимися буграми мышц, походкой рейнджера вышагивает по лесу, потом крадётся, вынюхивает, выслушивает, выглядывает какого-нибудь страшного врага. Жесть! Это всё происходит в совершенно мирном лесу. Конечно же, он находит то, что хотел — страшная рожа чудовища на длинной шее вырастает перед ним словно из-под земли. Но разведчик Гавр — парень не промах — поражает цель с первого выстрела! Если бы кроме этого рассказа, не существовало ни одного фантастического произведения, его обязательно нужно было бы прочесть. | ||||
| ||||
«Сон» |
| |||
Александръ, 13 января 2013 г. в 10:19 | ||||
Жизнь только зарождалась на Земле, разум делал свои первые шаги, когда в результате катастрофы произошёл взрыв одной из звёзд. Цивилизация, жившая в системе этой звезды, и послужившая причиной взрыва, вынуждена спасаться бегством. В поисках планеты с подходящими условиями жизни, беглецы попадают на Землю и становятся ... богами. Новоявленные боги пытаюся обучить людей, передать знания и навыки. Но люди начинают войны... | ||||
| ||||
«Критерий» |
| |||
god54, 03 июля 2010 г. в 16:29 | ||||
Неплохой юмористический социальный рассказ. Точно наблюдение за психологией землян. Не думаю, что автора, это уже давно известно из социологических исследований, но применить это критерий в фантастике, думаю, что автор был первым. Написано упрощенно, можно было развить литературную часть, это было бы интересно. | ||||
| ||||
«Библиотека» |
| |||
Denver_inc, 18 июля 2020 г. в 17:42 | ||||
Космонавта перед длительным одиночный полётом в космос поместили в сурдокамеру. Затем он начал читать книги в библиотеке, при этом полностью погружаюсь в повествование. Как выяснилось, очень полностью погружаюсь... То, что могло получиться, как весьма добротная история в конце-концов не получилась. Вышло сильно скомкано. Наверно, надо было добавить пару тройку страниц, для раскрытия сюжета. | ||||
| ||||
«Лицом к лицу» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 00:37 | ||||
Инопланетный робот прилетает на Землю для изучения жизни землян. И попадает он на территорию СССР 80-х годов. Ну и соответственно, все бытовые проблемы выставляются как некий абсурд. Лично мне рассказ показался скучным, неинтересным и несмешным. | ||||
| ||||
«Трансформация» |
| |||
Carex, 18 августа 2018 г. в 00:26 | ||||
Два минуса у рассказа. 1. Одна важная вещь осталась за кадром — а откуда столько глубокие трансформации в детях? Об этом не сказано. 2. Есть недостоверность. Почему отец об этом ничего не знал? Учителя в школе знали, посторонние тоже знали (врачи просили детей помочь), а родители не в курсе. Да и отец, когда все это узнал, как-то не сильно удивился. А ведь это переворачивает все знания о мире, да и семья уже никогда не будет прежней. | ||||
| ||||
«Ретро» |
| |||
Carex, 17 августа 2018 г. в 23:18 | ||||
Начало рассказа довольно подробное, затем повествование превращается в сжатый конспект более крупной формы. Автор подробно знакомит с членами экипажа, а потом одним предложением сообщает, что все погибли и повествует дальше. | ||||
| ||||
«Полёт «Святого патруля» |
| |||
ArtTrapeza, 03 мая 2016 г. в 22:25 | ||||
Даже почти и не фантастика, а скорее памфлет на тему милитаризации космоса. Предельно близкий прицел. С удивлением выяснил, что рассказ был написан ещё до пресловутой СОИ. Местами, пожалуй, наивно. В начале рассказа космический корабль почему-то назван по-другому, да и вообще название очень странное. Если считать «Святой патруль» челноком, то непонятным кажется наличие створок ангара на днище, где находится теплозащита. | ||||
| ||||
«Стрелок» |
| |||
god54, 07 июля 2010 г. в 22:07 | ||||
Очень даже неплохой рассказ. Главное в нем есть оригинальная фантастическая идея, неплохой сюжет, и веселое литературное изложение. Прежде чем стрелять, надо всегда думать. Этот рассказ напомнил мне эпизод из фильма «Люди в черном», помните, когда главный герой застрелил девочку, а не монстров. Отличная идея. | ||||
| ||||
«Сила воли и разума» |
| |||
god54, 07 июля 2010 г. в 20:42 | ||||
Неплохой рассказ и идея оригинальная. Написано неплохо, главное сюжет простой и в то же время интригующий, хотя рассказ грешит некоторой скорописью. | ||||
| ||||
«Робинзон» |
| |||
god54, 07 июля 2010 г. в 19:53 | ||||
Рассказ-гипотеза о происхождении рисунков на плато Наско. Следует сказать, что это самая распространенная версия, а не предложение автора. А вот попытка придать ей литературную форму явно не удалась. Скучно, без сюжета и эмоций. | ||||
| ||||
«Полёт «Святого патруля» |
| |||
god54, 06 июля 2010 г. в 20:36 | ||||
Рассказ состоит словно из двух частей. Первое, написано очень профессионально с детальным описанием взлета и полета космического корабля (автор профессиональный космонавт). Второе, сегодня множество людей осуществляет боевое дежурство с ядерным оружием и их психологическая подготовка позволяет им нажать необходимую кнопку без всяких эмоций и переживаний, такова специфика подготовки. Так, что в этой части рассказа, полное неверие в реальность написанного. | ||||
| ||||
«Пластинка» |
| |||
god54, 06 июля 2010 г. в 20:08 | ||||
Довольно неплохая идея насчет запахов, но вот литературное воплощение оставляет желать лучшего. Схематичное, скорописное изложение самой идеи, без героев и эмоций, без сюжета... | ||||
| ||||
«Памятник» |
| |||
god54, 06 июля 2010 г. в 19:14 | ||||
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о безумной ревности... Но все это описано так схематично, штрихами, что отнести это к литературе не хватает сил. Есть идея и этакий легкий пересказ неизвестно для кого. | ||||
| ||||
«Недотрога» |
| |||
god54, 05 июля 2010 г. в 20:43 | ||||
Я бы сказал назидательно поучительный рассказ в форме притчи на антивоенную тему, которой, как мне кажется, посвящено большинство произведений автора. В литературном отношении не представляет из себя ничего ценного. | ||||
|
Страницы: [1] 2